Учебный план
Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
социально-гуманитарной направленности «Исследуем и познаем»
на 2025-2026 учебный год
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
№ п/п
Название раздела, темы
1
Вводное занятие
2
1
1
2
Тренинг развития исследователь
ских способностей
Проектноисследовательская деятельность
Мониторинг исследовательской
деятельности
82
14
64
50
129
69
10
0
10
144
144
144
3
4
УЧЕБНЫЙ
(ТЕМАТИЧЕСКИЙ)
1
год
обучения,
количество
часов
ПЛАН
2
год
обучения,
количество
часов
ПЕРВОГО
3
год
обучения,
количество
ча-сов
ГОДА
ОБУЧЕНИЯ
«СТАРТОВЫЙ
№
нумера
ция
Тема
1 год обучения
Кол-во Теори
часов
я
1
2
3
4
5
5
6
Форма
аттестации/
контроля
Практи
ка
Вводное занятие.
2
1
1 Вводный
Инструктаж
по
технике
мониторинг
безопасности.
1.
Тренинг развития исследовательских способностей
Что такое исследование?
2
1
1 Обсуждение,
Методы исследования.
наблюдение.
Где человек использует свою
2
1
1 Обсуждение,
способность
исследовать
наблюдение.
окружающий мир?
Что
такое
научные
2
1
1 Обсуждение,
исследования?
наблюдение.
Где и как люди используют
2
1
1 Обсуждение,
результаты
научных
наблюдение.
исследований?
Знакомство с доступными
2
1
1 Обсуждение,
основными
методами
наблюдение.
исследования
«Наблюдение
и
2
1
1 Обсуждение,
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
наблюдательность.
Знакомство с наблюдением
как методом исследования.
Самый
главный
способ
получения
научной
информации.
Проведение
экспериментов с доступными
объектами.
Что такое гипотеза? Как
создаются гипотезы?
Что такое провокационная
идея и чем она отличается от
гипотезы?
Практические
задания на
продуцирование гипотез
Что такое суждение. Как
высказывать
суждения.
Правильные и ошибочные
суждения.
Что такое определения? Как
давать определения понятиям»
Что такое классификация и
что
значит
«классифицировать»?
Неправильные классификации
поиск ошибок. Знакомство с
понятиями и особенностями
их формулирования.
Знакомство
с
умозаключением. Что такое
вывод? Как правильно делать
умозаключения (практические
задания).
Как
задавать
вопросы?
Учимся выделять главное и
второстепенное»
Какими бывают вопросы?
Какие слова используются при
формулировке вопросов? Как
правильно задавать вопросы?
Как
делать
схемы?»
Знакомство с понятиями:
схема,
чертеж,
рисунок,
график, формула
Как работать с книгой? Какие
книги используют исследовате
ли, какие книги считаются нау
чными? Что такое справочник,
энциклопедия, словарь и т. п.?
С чего лучше начинать читать
научные книги? Практическая
работа по структурированию
наблюдение.
2
1
1
Обсуждение,
наблюдение.
2
1
1
2
1
1
Обсуждение,
наблюдение.
Обсуждение,
наблюдение.
2
0
2
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
Обсуждение,
наблюдение.
3
1
2
Обсуждение,
наблюдение.
2
1
1
Обсуждение,
наблюдение.
2
1
1
Обсуждение,
наблюдение.
2
1
1
Обсуждение,
наблюдение.
2
1
1
Обсуждение,
наблюдение.
2
1
1
Обсуждение,
наблюдение.
Обсуждение,
наблюдение.
Обсуждение,
наблюдение.
Обсуждение,
наблюдение.
Обсуждение,
наблюдение.
21
22
23
текстов.
Что такое парадокс? Какие
парадоксы нам известны?
Знакомство с самыми знамени
тыми и доступными
парадоксами.
Практическая
работа «Эксперименты по
изучению
парадоксальных
явлений».
Что такое мысленный экспери
мент? Практические задания п
о проведению мысленных экс
периментов.
24
25
26
27
28
29
Что такое модель? Наиболее и
звестные и
доступные эксперименты на м
оделях. Практическое
задание по экспериментирован
ию с моделями.
Чем исследование отличается
от проекта? Практическое
задание по проектированию и
представлению
итогов.
Практическое
задание
по
составлению
планов
проведения
исследовательской работы и
разработки проекта.
Что такое доклад? Как
составлять
план
своего
доклада?
Практические
задания
«Как сделать сообщение».
Уточнение и корректировка де
тских представлений об иссле
довании и исследователях. Ко
ллективное
обсуждение вопроса о том,
какие науки и какие области
исследований им известны.
Коллективное обсуждение воп
роса о том, какие науки и
какие
области исследований
им
известны.
Совершенствование владения
доступными
основными
методами
исследования
(подумать
самостоятельно, спросить у др
Обсуждение,
наблюдение
Обсуждение,
наблюдение
2
2
0
2
0
2
2
1
1
Обсуждение,
наблюдение.
3
2
1
Обсуждение,
наблюдение.
3
1
2
Обсуждение,
наблюдение.
3
1
2
Обсуждение,
наблюдение.
2
1
1
Обсуждение,
наблюдение.
2
1
1
Обсуждение,
наблюдение.
2
0
2
Обсуждение,
наблюдение.
угого человека, понаблюдать,
провести эксперимент и др.).
2
1
30 Сфера применения наблюдени
я в научных исследованиях. И
нформация
об открытиях, сделанных преи
мущественно
на
основе
наблюдений.
2
1
31 Информация оботкрытиях, сде
ланных преимущественно на о
снове наблюдений.
2
1
32 Что мы знаем об эксперимент
ировании?
Как
узнавать новое с помощью
экспериментов.
2
0
33 Планирование и проведение
экспериментов с доступными
объектами (вода, бумага и
др.).
2
1
34 Что значит проанализировать
объект или явление?
такое
синтез?
2
1
35 Что
Практические
задания на анализ и синтез.
2
1
36 Коллективная беседа «Нужен
ли
исследователю
план
работы».
работа
2
0
37 Практическая
«Планируем и
Проводим
собственные
наблюдения».
2
0
38 Практическая работа
«Планируем и
Проводим
собственные эксперименты».
Всего
82
35
47
2.Проектно-исследовательская деятельность (50 часов)
39
40
41
42
Как
выбрать
тему
собственного исследования.
Коллективное
обсуждение
задач и
выбора темы собственного исс
ледования.
«Коллективная играисследование»
«Индивидуальная
консультационная работа по
проведению самостоятельных
исследований». Подготовка де
тских
2
1
1
3
1
2
2
1
1
4
2
2
1
Обсуждение,
наблюдение.
1
Обсуждение,
наблюдение.
1
Обсуждение,
наблюдение.
2
Обсуждение,
наблюдение.
1
Обсуждение,
наблюдение.
Обсуждение,
наблюдение.
1
1
Обсуждение,
наблюдение.
2
Наблюдение
2
Эксперимен
т
Обсуждение,
наблюдение.
Обсуждение,
наблюдение.
Обсуждение,
наблюдение.
Обсуждение,
наблюдение.
работ к публичной защите.
«Семинар»
Обсуждение,
наблюдение.
Обсуждение,
наблюдение.
5
1
4
1
3
45
«Тренировочное занятие по ме 4
тодике проведения самостояте
льных исследований».
«Экспресс-исследование».
4
1
3
46
«Процесс исследование»
4
1
3
47
«Мини-конференция
итогам
проекта».
«Коллективная
исследование»
по 4
1
3
игра- 4
1
3
Эксперимен
т
43
44
48
Эксперимен
т
Эксперимен
т
Эксперимен
т
49
«Экспресс-исследование»
4
0
4
Эксперимен
т
50
Семинары
10
0
10
Обсуждение,
наблюдение.
Всего
50
11
29
3.Мониторинг исследовательской деятельности. 10 часов.
в
51 «Мини-конференция
3
0
объединении
по
итогам
экспрессисследований»
по
52 «Мини-конференция
3
0
итогам
собственных
исследований в объединении».
53 «Участие в защитах исследова
4
0
тельских работ и
творческих проектов
учащихся»
Всего:
10
0
10
3
Обсуждение,
3
Наблюдение
,
обсуждение.
Обсуждение,
4