Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества
Программа рассмотрена и рекомендована
к утверждению на заседании
Методического совета МБУ ДО - ЦДТ
протокол от 19.08.2024 №2
УТВЕРЖДАЮ
___________________/Т.Г. Хисамова
Директор МБУ ДО - ЦДТ
приказ от 19.08.2024 №51-ДООП
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности
«БумКа»
Целевая группа
Срок реализации
Количество часов
5 -7 лет
1 год
144 часа
Автор-разработчик:
Шуклина Юлия Евгеньевна
педагог дополнительного образования
Екатеринбург, 2024 г
Содержание
I.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
II.
2.1.
2.2.
2.3.
Комплекс основных характеристик
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Планируемые результаты программы
Содержание программы
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Условия реализации программы
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Список литературы
3
3
4
5
5
8
8
12
14
15
РАЗДЕЛ I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической
направленности «БумКа» разработана на основе нормативно-правовой документации:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» в действующей редакции.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам".
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации (в редакции 2013 г.).
Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2
Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания».
Федеральный закон от 13.07.2020 № 189 ФЗ «О государственном (муниципальном)
социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной
сфере».
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом.
Устав МБУ ДО-ЦДТ.
Актуальность
данной программы в том, что она разработана с учетом
индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся и способствует развитию
мелкой моторики рук, пространственного мышления и творческих способностей.
Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость
обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей
форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и
вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков,
подставки под карандаши, пеналы и т.д.).
Целевая группа
Программа разработана для обучающихся 5 -7 лет. Группы обучающихся
формируются в соответствии с возрастом: 5-7 лет.
Возрастные особенности детей 5 -7 лет. Этот возраст – период активного познания,
творчества, общения. Ребенок этого возраста определяется значительным ростом
физических возможностей, изменением психологической позиции и желанием проявить
свою индивидуальность и творческие способности.
Существенной особенностью дошкольного возраста является возникновение
определенных взаимоотношений ребенка со сверстниками, образование «детского
общества». Собственная внутренняя позиция дошкольника по отношению к другим
людям характеризуется возрастающим осознанием собственного «я» и значения своих
поступков, огромным интересом к миру взрослых, их деятельности и взаимоотношениям.
Особенности социальной ситуации развития дошкольника выражается в
характерных для него видах деятельности, прежде всего в сюжетно-ролевой игре.
Стремление приблизиться к миру взрослых, без необходимых для этого знаний и умений
приводит ребенка к доступной для него игровой форме. Особенно благоприятные условия
для развития ребенка представляет система дополнительного образования.
Численный состав обучающихся в группе не должно быть менее 8 человек и не
должен превышать 25 человек.
Уровень.
Программа первого года обучения - стартового уровня. В ходе освоения данного
модуля все задания имеют минимальную сложность предлагаемого для освоения
содержания общеразвивающей программы. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как
следствие, воспитывает уверенность в себе. Занятия проводятся в игровой форме, в их
основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ.
Уделяется внимание созданию в детском коллективе доброжелательной творческой
обстановки, что способствует выявлению индивидуальности каждого.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа: - 30 минут.
Перерыв между учебными занятиями -10 минут.
Длительность одного занятия: 2 академических часа.
Периодичность занятий в неделю: 2 раза.
Объем программы: 144 часа
Срок освоения – 1 год
Формы реализации: очная
Особенности организации образовательного процесса. Модель реализации
программы – традиционная (линейное освоение учебного материала). Программа может
реализовываться в дистанционной форме. В организации дистанционного обучения по
программе используются следующие платформы и сервисы ИКОП «Сферум», Яндекс
Телемост.
Перечень форм обучения: фронтальная, групповая, с использованием
дистанционных технологий.
Перечень видов занятий: беседа, практическое занятие, мастер-класс, открытое
занятие и др.
Перечень форм подведения итогов реализации: выставки, конкурсы, наблюдение,
анализ и оценка работ педагогом.
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Цель программы – развитие
творческих способностей детей к различным техникам
работы с бумагой.
Задачи программы:
Обучающие:
знакомить с историей аппликации и оригами:
знакомить с видами и свойствами бумаги;
знакомить с техникой безопасности работы с инструментами и материалами;
знакомить с технологией изготовления поделок;
знакомить с основами композиции;
обучать детей работать в техниках аппликация и оригами;
обучать основным приемам работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание,
склеивание, гофрирование, обрывание.
Развивающие:
развивать память, логическое мышление, воображение, мелкую моторику пальцев
рук;
развивать навыки владения инструментами и материалами,
развивать творческие способности детей.
Воспитательные:
воспитывать аккуратность при выполнении работы, экономно использовать
материал, содержать в порядке рабочее место;
воспитывать культуру общения, умение сотрудничать со своими сверстниками.
1.3. Планируемые результаты реализации программы:
Личностные результаты:
• развита аккуратность при выполнении работы, умеют экономно использовать
материал, содержать в порядке рабочее место;
• развита культура общения, умение сотрудничать со своими сверстниками,
Метапредметные результаты:
• владеют навыками пользоваться инструментами и материалами,
• развита память, мышление, воображение, изобретательность, мелкая моторика
пальцев рук;
• развиты творческие способности детей.
Предметные результаты:
Знают:
• историю аппликации и оригами;
• виды и свойства бумаги;
• технику безопасности работы с инструментами и материалами;
• технологию изготовления поделок;
• основы композиции аппликации.
Умеют:
• применять основные приемы работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание,
склеивание, гофрирование, обрывание;
• работать в техниках аппликация и оригами.
1.4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Название темы, раздела
Количество часов
Всего
Теория
Материалы, 2
1
Техника
Практика
1
2.
3.
Вводное
занятие.
инструменты.
безопасности.
Работа с бумагой. Аппликация.
Увлекательное оригами.
20
50
2
2
18
48
4.
В мастерской «Деда Мороза».
16
2
14
5.
Чудесные поделки из бумаги.
24
2
2.
6.
Художественное конструирование 30
из бумаги
Итоговое занятие.
2
2
28
1
1
Итого
12
132
1.
7.
144
Форма аттестации/
контроля
Вводный
мониторинг
Выставка.
Анализ
творческих
работ.
Выставка,
промежуточный
мониторинг.
Выставка,
миниопросы.
Выставка.
Итоговый
мониторинг
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА
Тема 1. Вводное занятие. Материалы, инструменты. Техника безопасности. Вводный
мониторинг.
Теория. Знакомство детей с целями, задачами и содержанием данного предмета.
Показ иллюстраций и готовых работ. Знакомство со свойствами бумаги и ее
возможностями. Ознакомление с оборудованием в кабинете, организацией рабочего
места, инструментами, приспособлениями.
Практика. Выполнение поделок на свободную тему.
Тема 2. Работа с бумагой. Аппликация.
Теория. Краткие сведения о бумаге и клее. Бумажное дело в России. Сорта и свойства
бумаги. Понятие о цвете. Понятие о шаблонах. Аппликация. История аппликации. Виды
аппликаций.
Практика. Составление эскиза к аппликации. Подбор бумаги. Вырезание деталей
изображения. Раскладывание на фоне. Наклеивание.
Тема 3. Увлекательное оригами.
Теория. Родина оригами. История искусства оригами. Квадрат – основа оригами.
Основные приемы складывания. Демонстрация готовых поделок.
Практика. Знакомство с «базовой формой» треугольник. Изготовление стаканчика, лодки,
лягушки, зайца.
Тема 4. В мастерской «Деда Мороза». Промежуточный мониторинг.
Теория. Беседа. Традиции празднования Нового года в странах мира.
Практика. Изготовление новогодних игрушек. Фонарики, подвески, гирлянды (с
использованием шаблонов). Игрушки из коробок и упаковок. Изготовление фигурок Деда
Мороза и Снегурочки и т.д. Изготовление масок. Новогодние загадки, фокусы.
Тема 5. Чудесные поделки из бумаги.
Теория. Основной материал – бумага ярких цветов и различного качества.
Характеристика видов бумаги. Способы окраски бумаги.
Практика. Составление тематических, декоративных композиций. Изготовление основы
(используя приемы аппликации). Изготовление и художественное оформление фигурок
из цветной бумаги.
Тема 6. Художественное конструирование из бумаги. Итоговый мониторинг.
Теория. Понятие о художественном конструировании. Свойство бумаги. Понятие о
контуре и силуэте. Симметрия и асимметрия. Орнамент в полосе, квадрате, круге.
Композиция из объемных бумажных полосок. Объемные композиции на основе
цилиндра.
Практика. Составление орнамента из растительных и геометрических элементов в полосе,
квадрате, круге. Изготовление насекомых из бумажных полосок: муравья, паука,
кузнечика, бабочки, шмеля, жука, стрекозы. Изготовление объемных сувениров на основе
цилиндра: зайца, волка, поросенка, лисы и т.д.
Тема 7. Дидактические, развивающие игры, головоломки.
Головоломки. Игры. Фокусы. Занимательные задачи. Выставки. Экскурсии.
Тема 8. Итоговое занятие.
Теория. Подведение итогов за год. Беседа. Чему научились и что нового узнали.
Практика. Изготовление коллективного панно.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Год
обучени
я
1
Дата
начала
обучения
09.01.
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Дата
Количество Аттестац Количеств Количеств
окончания
учебных
ия
о учебных о учебных
обучения
недель
дней
часов
22.12. по
31.12
36
72
144
27.12
Режим
занятий
2 занятия
по 2 часа в
неделю
Каникулы: 01.06. по 14.09.
Выходные дни: Выходные дни: с 01.01. по 08.01, 08.03, 23.03, 01.05, 09.05. 04.11.
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-технические условия
№
Оборудование
1.
Учебный
кабинет
с
типовой
мебелью
Доска школьная
Телевизор
Компьютер
МФУ
Цветная бумага.
Белая бумага.
Картон белый.
Картон цветной.
Клей-карандаш.
Краски: гуашь
Кисточки
Ножницы.
Линейка.
Шило.
Циркуль.
Цветные
карандаши.
Простой
карандаш.
Палитра.
Ластик.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
Единица
измерения
шт.
шт.
шт.
шт.
шт.
шт.
шт.
шт.
шт.
шт.
шт.
шт.
шт.
шт.
шт.
шт.
шт.
шт.
шт.
Количество на Количество на % использования
одного
группу
в
ходе
обучающегося
реализации
программы
1
100 %
1
1
1
1
15
15
15
15
15
15
15
15
15
1
5
15
100 %
80 %
100 %
80 %
80 %
60 %
40 %
60 %
90 %
30 %
30 %
100 %
50 %
10 %
10 %
20 %
1
15
100 %
1
8
15
30 %
100 %
1
1
1
1
1
1
1
1
1
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
№
П/
П
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
Наименова Ссылка
ние
Поделки из
бумаги, 6
идей
и
мастерклассы.
Изготовлен
ие легких
поделок из
бумаги
Поделки из
бумаги.
Интересны
е поделки
из бумаги и
свежие
идеи
для
творчества
Мастеркласс
поделки из
бумаги.
Оригиналь
ные
поделки из
бумаги.
80 поделок
своими
руками.
Поделки
оригами.
Каталог
схем
оригами и
поделок из
бумаги.
. https://mychildroom.ru/handmade/podelki-iz-bumagi.html
. http://lux-dekor.ru/izgotovlenie-legkikh-podelok-iz-bumag/
http://www.infoniac.ru/news/Podelki-iz-bumagi.html
http://ladynumber1.com/home/hobby/paper-craft/interesnye-podelkiiz-bumagi-svoimi-rukami-i-svezhie-idei-dlya-tvorchestva.html
. https://masterclassy.ru/podelki/podelki-iz-bumagi/
.http://www.svoimi-rukamy.com/Sdelay/podelki/podelki-iz-bymagi/
http://www.millionpodarkov.ru/podelki/origami/
.http://mymom.ru/stati/vospitanie-detei/poshagovoe-vypolnenie-origamiiz-bumagi.html
.http://iz-bumagi.com/podelki-iz-bumagi
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Для реализации программы используются методическая литература, дидактические
материалы (развивающие игры, карточки с заданиями), наглядные пособия (образцы
готовых работ, выполненные педагогом и детьми, планшеты по технике безопасности,
чертежи-схемы складывания изделий, объемные схемы поэтапного складывания изделий,
иллюстрации детских сказок), раздаточный материал (шаблоны, эскизы, чертеж, схем,
рисунки.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Для обучения детей и усвоение ими программы используются информационные
технологии. Перед изготовлением поделки детям демонстрируется фильм, показывается
фото или видео, про тот предмет, который будут изготавливать. Далее с детьми идет
обсуждение, что они узнали об этом предмете, а затем его изготавливают. Есть занятия,
на которых дети сами ищут поделки в интернете, а затем их изготавливают.
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Требования к квалификации: Высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование в области, соответствующей профилю объединения без
предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование
или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное
образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к
стажу работы и курсы повышения квалификации по направлению деятельности
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочных материалов
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через
участие их в выставках, конкурсах, опросах, самоанализе творческих работ, обучающихся;
анализ и оценка работ педагогом.
Выставки:
- однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
- постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
- тематические - по итогам изучения разделов, тем;
- итоговые – в конце года организуется выставка работ обучающихся, организуется
обсуждение выставки с участием педагогов, родителей.
Педагогический контроль осуществляется педагогом в течение всего учебного года. В
начале учебного года, педагогом проводится входное оценивание (выявляет исходный
уровень подготовки: проверяется уровень знаний, умений, навыков детьми; проводится в
начале учебного года). В середине учебного года – промежуточное оценивание:
проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие. Итоговая аттестация
обучающихся проводится в конце обучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» в действующей редакции.
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации (в редакции 2013 г.).
3.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
4.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
6.
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об Утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
7.
Приказ Министерства труда и социализации защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. №
629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
10.
Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
11.
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ).
12.
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК -641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»).
13.
Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области
от 30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
14.
Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461 ПП «О
региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской
области».
15.
Федеральный закон от 13.07.2020 № 189 ФЗ «О государственном (муниципальном)
социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной
сфере»;
16.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 29.06.2023 № 785-Д Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом.
Список литературы для педагога:
1.
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю.. Все об оригами. Санкт-Петербург «Кристалл»
М.,2015г.
2.
Богатеева З.А.. Чудесные поделки из бумаги. М., Просвещение,2012г..
3.
Бумажное моделирование.М.,Аким,2012г..
4.
Вольг Р. Оригами и поделки из бумаги. М., ЭКСМО-ПРЕСС,2014..
5.
Волшебная бумага. Носорог. Самоделки. Изд. «Розовый слон»,2019 г..
6.
Волшебная бумага. Поросенок. Самоделки Изд. «Розовый слон», 2019 г
7.
Гусакова М.А. Аппликация. М., Просвещение, 2017г..
8.
Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. Ярославль, Академия, 2019г..
9.
Журнал. Оригами- искусство складывания из бумаги. М., №2,2001г..
10.
Зоопарк из бумаги. №4 2012г., №2 2013 г..
11.
Кобитина И.И.. Работа с бумагой: поделки и игры. М.,2011г..
12.
Корнева Г.М. Поделки из бумаги. С-Петербург, Кристалл, 2008г..
a.
Кузнецова Ю.В.. Мастерим из бумаги. С-П. «Дельта», 2007 г..
13.
Медведева О.П. Творческое моделирование. Ростов-на-Дону, Феникс,2014г..
14.
Петрова И.М. Объемная аппликация. С-Петербург, Детство-пресс,2014г..
15.
Погост А.И. Искусство складывания бумаги. Кострома, Лад, 2013г..
16.
Прадова М.О. Модульное оригами. М.,Трейс,2009г..
17.
..
18.
Сержантова Т.Б. Оригами. Лучшие модели. Изд. «Айрис-пресс»,2017г..
19.
Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи. Москва «Айрис-пресс», 2016г..
20.
Сержантова Т.Б. Секреты оригами. М., Олма-пресс,2014г..
21.
Соколова С.В. Азбука оригами. М., Эксмо, 2014г..
22.
Соколова С.В. Оригами.Игрушки из бумаги. М., РИПОЛ Классик, 2011г..
23.
С.Соколова. Сказки из бумаги. С-П. «Сфинкс СПб», 2008 г..
24.
Сычева Ю.Л. Модульное оригами. Композиции. Кострома, 20018г....
25.
Черенкова Е. Простейшие модели оригами. Изд. « ДОМ. ХХ1 век», 2016г..
Список литературы для детей и родителей:
1.
Докучаева Н.И. Игрушки из бумаги и картона. С-Петербург,Кристалл,2017г..
2.
Каука Р. Медвежонок Миша. Игрушки из бумаги. «диадема-пресс»,2009 г..
3.
Проснякова Т. Забавные фигурки. Модульное оригами. Москва «АСТ-ПРЕСС»
2012г Давыдова Т. Игрушки из леса. «Срекоза-пресс», 2016 г..
4.
Бикеева, А.С. Семья особого назначения, или Рецепты позитивного
родительствования на каждый день. – М.: Генезис, 2009.
5.
Богачкина, Н.А. Как преодолеть детскую застенчивость. / Р.Н. Сиренко, Н.А.
Богачкина. – Серия «Психология - детям, психология о детях». – Ярославль: Академия
развития, 2007.
Приложение 1
1. Игры, развивающие восприятие формы
«Отгадай»
Детям завязывают глаза и предлагают отгадать на ощупь геометрические фигуры и
геометрические тела.
«Собери картинку»
Дети собирают картинку из геометрических фигур под диктовку педагога.
При определении взаимного расположения геометрических фигур используются
слова «сверху», «посередине», «снизу», «справа», «слева».
2. Игры на внимание и память
«Что изменилось?»
Педагог показывает детям выложенный из геометрических фигур узор в
течение некоторого времени. Затем закрывает узор и меняет в нем положение 2-3
фигур. После чего опять показывает узор и просит рассказать, что изменилось.
«Собери картинку по памяти»
Педагог показывает детям в течение нескольких секунд картинку из
геометрических фигур, а затем убирает её. Дети собирают картинку по памяти и
сравнивают с образцом.
«Запомни и выложи дорожку»
Выставляется ряд геометрических тел с соблюдением какой-либо
закономерности. Педагог подчёркивает, что для лучшего запоминания надо понять
закономерность, с которой поставлены геометрические тела в образце. Дети в
течение нескольких секунд рассматривают образец и затем выставляют то же по
памяти.
Приложение 2
Тема 1. Входное оценивание. Работа с бумагой. Аппликация.
Форма проведения. Устный опрос. Практическое задание – выполнение изделия по шаблонам.
Критерии оценивания. 1-5 балла: 1-2 балла – ниже среднего; 3 балла – средний уровень; 4-5
баллов – выше среднего.
Фамилия, имя
обучающегося
Теория
Практика
Знать определения
бумаги,
виды
бумаги,
аппликации,
мозаики.
Умение
пользоваться
ножницами,
аккуратно
выполнять
задание
по
образцу, умение пользоваться
шаблонами.
Обще-учебные умения и
навыки
Умение
слушать
и
слышать
педагога,
умение анализировать и
сравнивать
Тема 2. Промежуточное оценивание. Чудесные поделки из бумаги.
Форма проведения. Устный опрос. Практическое задание – выполнение объемного изделия по
шаблонам.
Критерии оценивания. 1-5 балла: 1-2 балла – ниже среднего; 3 балла – средний уровень; 4-5
баллов – выше среднего.
Фамилия, имя
обучающегося
Теория
Практика
Обще-учебные
умения и навыки
Знать
определения
геометрических
фигур и тел:
круг, квадрат,
треугольник,
многоугольник,
конус, цилиндр,
шар, пирамида,
призма.
Умение
создавать
объемные модели из
плоских
деталей,
воплощать в жизнь
задуманное.
Умение слушать и
слышать педагога,
уметь
презентовать свою
поделку.
Достижения
Выставки,
конкурсы
Тема 3. Итоговое оценивание. Конструирование из бумаги.
Форма проведения. Устный опрос. Практическое задание – выполнение изделия из полосок
бумаги.
Критерии оценивания. 1-5 балла: 1-2 балла – ниже среднего; 3 балла – средний уровень; 4-5
баллов – выше среднего.
Фамилия, имя
обучающегося
1.
2.
Теория
Практика
Обще-учебные
навыки
умения
и
Знать
основные
геометрические
понятия,
сюжет,
оригами, панно.
Разработка своих изделий,
аккуратно
выполнять
работу, воплощать в жизнь
задуманное.
Умение слушать и слышать
педагога,
умение
сравнивать,
презентовать
свое изделие.
Приложение 3
Оценочный материал для итогового оценивания
по программе «БумКа»
Оценочный материал для итогового педагогического обследования в объединении
«БумКа»
Цели:
- развитие внимания, наблюдательности, памяти, сообразительности, пространственного
представления, воображения, фантазии, творчества при работе с бумагой;
- приобретение навыков культуры труда, активности и самостоятельности в трудовой
деятельности;
- формирование у детей умений планировать свою деятельность и навыков самоконтроля.
I. Теоретическая часть.
1. Выбери инструменты при работе с бумагой:
ножницы;
игла;
линейка;
карандаш.
2. Какие свойства бумаги ты знаешь?
Хорошо рвется;
легко гладится;
легко мнётся;
режется;
хорошо впитывает воду;
влажная бумага становится прочной.
3. На какую сторону бумаги наносят клей?
Лицевую;
изнаночную.
4. Выбери из предложенного геометрические тела:
Ромб, круг, конус, цилиндр, квадрат, шар, трапеция, призма, пирамида, овал,
прямоугольник, куб.
5. Чем отличаются геометрические фигуры от геометрических тел?
6. Найди закономерность и подбери пару к слову.
Птица - перья. Рыба - ... (чешуя)
Огурец - овощ . Ромашка -...
Учитель -школа . Врач -...
Стол -скатерть . Пол -...
Утро -завтрак .Вечер -...
7. Кто это? Что это? Догадайся ,о ком или о чем говориться .
Зеленый, длинный, сочный . (огурец)
Бурый, косолапый, неуклюжий . (медведь)
Холодный, белый, пушистый. (снег)
8. Послушай и запомни слова. Повтори. Кошка, ножницы, карандаш, белка, книга,
солнце, ветер, улитка.
II. Практическая часть.
Из предложенных
полосок цветной бумаги придумать и изготовить поделку и
презентовать ее.
Материалы:
Полоски из цветной бумаги.
Клей
Фломастеры
Критерии
1. Теоретические знания (глубина и широта знаний по предмету).
Выше среднего (4-5 баллов): имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса,
владеет определенными понятиями (названия геометрических, фигур, тел; определения:
бумага, виды бумаги, аппликация, виды аппликации, оригами, мозаика, виды мозаики,
панно, сюжет, композиция, основные приемы складывания бумаги).
Средний (3 балла): имеет неполные знания по содержанию курса, оперирует
специальными терминами.
Ниже среднего (1-2 балла): недостаточны знания по содержанию курса, знает отдельные
определения.
2. Практические умения и навыки (разнообразие умений и навыков).
Выше среднего (4-5 баллов): имеет четкие технические умения и навыки, хорошее
развитие мелкой моторики рук, умеет правильно использовать инструменты (ножницы,
линейка, карандаш, ластик).
Средний (3 балла): имеет отдельные технические умения и навыки, недостаточно развита
мелкая моторика рук, умеет правильно использовать инструменты.
Ниже среднего (1-2 балла): имеет слабые технические навыки, мелкая моторика рук
развита плохо, отсутствует умение использовать инструменты.
3. Обще-учебные умения и навыки.
Учебно-интеллектуальные умения и навыки.
Выше среднего (4-5 баллов): точность, полнота восприятия цвета, формы, величины;
обучающийся обладает содержательной, выразительной речью, умеет четко отвечать на
поставленные вопросы, обладает творческим воображением, у ребенка устойчивое
внимание, умеет анализировать, обобщать, сравнивать.
Средний (3 балла): ребенок воспринимает четко формы и величины, недостаточно
развито репродуктивное воображение с элементами творчества; ребенок знает ответы на
вопросы, но не может оформить свою мысль, не всегда может сконцентрировать
внимание, допускает незначительные ошибки в сравнении, в обобщении, в анализе.
Ниже среднего (1-2 балла): не всегда может соотнести размер и форму, плохо развито
репродуктивное воображение, плохо отвечает на вопросы, речь несвязная, не умеет
обобщать, анализировать, сравнивать.
Учебно-коммуникативные умения и навыки.
Выше среднего (4-5баллов): имеет моральные суждения о нравственных поступках,
соблюдает нормы поведения, имеет нравственные качества личности (доброта,
взаимовыручка, уважение, дисциплина), высокая коммуникативная культура, принимает
активное заинтересованное участие в делах коллектива, умеет слушать и слышать
педагога, выступать перед аудиторией, вести диалог, участвовать в дискуссиях.
Средний (3балла): имеет моральные суждения о нравственных поступках, обладает
поведенческими нормами, но не всегда их соблюдает, имеет коммуникативные качества,
но иногда стесняется принимать участие в делах коллектива, вести диалог, с трудом
участвует в дискуссиях.
Ниже среднего (1-2 балла): моральные суждения о нравственных поступках расходятся с
общепринятыми нормами, редко соблюдает нормы поведения, низкий уровень
коммуникативных качеств, нет желания общаться в коллективе, стесняется выступать
перед аудиторией, вести диалог.
4. Творческие достижения.
Выше среднего (4-5 баллов): принимает участие в выставках, конкурсах, в масштабе
района, города.
Средний (3 балла): участвует в выставках внутри объединения, учреждения.
Ниже среднего (1-2 балла): редко участвует в конкурсах, соревнованиях, выставках
внутри объединения.
Сводная таблица оценивания
Объединение «БумКа»
№
Ф.И.ребенка
Год обучения
Теория
Практика
в
п
и в
п
и
Обще-учебные
Предметные
умения и навыки достижения
в
п
и
в
п
и
1
2
3
4
В - входной, П- промежуточный, И-итоговый: 0- 5 баллов (1-2 балла- ниже среднего
уровня; 3-средний уровень; 4-5 баллов- выше среднего уровня.)
Итого по группе: ниже среднего уровня выше среднего чел.
чел; среднего уровня -
чел;