Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества
Программа рассмотрена и рекомендована
к утверждению на заседании
Методического совета МБУ ДО - ЦДТ
протокол от 19.08.2024 №2
УТВЕРЖДАЮ
___________________/Т.Г. Хисамова
Директор МБУ ДО - ЦДТ
приказ от 19.08.2024 №51-ДООП
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
Изостудия «Рисовашка.SUPER»
Уровень
Базовый
Возраст обучающихся
7-10 лет
Срок реализации
2 месяца
Автор-разработчик:
Махнева Ольга Владимировна
педагог дополнительного образования
Екатеринбург, 2024
1
I.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
II.
2.1.
2.2.
2.3.
Содержание
Комплекс основных характеристик
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Содержание программы
Планируемые результаты программы
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарно-учебный график
Условия реализации программы
Форма аттестации и контроля
3
3
5
5
8
10
10
10
11
Список литературы
13
Приложения
15
2
1.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
1.1.
Пояснительная записка
Направленность программы: художественная.
Актуальность общеразвивающей программы состоит в том, что содержание
программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение
обучающихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество. Содержание
программы расширяет представления обучающихся о видах изобразительного искусства,
стилях, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса.
Актуальность данной программы обусловлена так же ее практической значимостью.
Дети могут применить полученные знания и практический опыт при выполнении
творческих работ, участвовать в изготовлении рисунков, открыток. Предлагаемые занятия
основной упор делают на изучение цветовой гаммы, подбор цветовых оттенков при
выполнении работ.
Таким образом, программа соответствует социально-экономическим потребностям
нашего региона и города, социальному заказу на образовательные услуги, поскольку
отражает потребности и индивидуальные особенности потенциальных обучающихся,
ожидания родителей, требования и ожидания образовательных учреждений
профессионального образования, требования социума, общественности, государства.
Отличительные особенности общеразвивающей программы заключается в том, что
программа ориентирована на применение широкого комплекса различного
дополнительного материала по изобразительному искусству. Программой предусмотрено,
чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного
искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе.
Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и
увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения
знаний, законов и правил изобразительного искусства у обучающихся развивается
творческое начало.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
художественной направленности изостудия «Рисовашка» разработана на основе
нормативно-правовой документации:
Программа разработана на основе нормативно-правовой документации:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» в действующей редакции.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации (в редакции 2013 г.).
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам".
3
Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
Адресат
Программа разработана для обучающихся 7-10 лет. Группы формируются по возрасту
7-8 лет, 9-10 лет. Группы формируются от 10 до 17 человек.
Возрастные особенности детей, участвующих в реализации программы.
Дети возраста 7-10 лет отличаются большой жизнерадостностью, внутренней
уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности.
Эмоции занимают важное место в психике этого возраста, им подчинено поведение ребят.
В этом возрасте происходит настоящий сдвиг в интеллектуальном развитии ребенка.
Происходит развитие осознанности и произвольности всех психических процессов
(восприятие, мышление, память, внимание, воображение).
Ребенок различает и называет цвета, формы предметов, правильно соотносит их по
величине, понимает их положение в пространстве. На протяжении всего обучения
восприятие становится произвольным. Произвольное внимание удерживается и
развивается при помощи использования педагогом словесных инструкций на занятии,
приемов планирования деятельности, игровых элементов и частой сменой форм
деятельности. Наряду с наглядно-образным активно формируется словесно-логическое
мышление, основу которого составляет оперирование понятиями. Хорошо развито
воображение и фантазия. Ребенок может представить определенную ситуацию, образ,
предмет.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа- 30 минут.
Перерыв между учебными занятиями -10 минут.
Длительность одного занятия: 2 академических часа.
Периодичность занятий в неделю: 2 раза.
Объем программы: 32 часа. Программа базового уровня. Предполагает
использование и реализацию форм организации материала, которые допускают которые
требует начальных навыков рисования.
Формы обучения и виды занятий
Форма обучения: очная, возможна в дистанционной.
Виды занятий: комбинированное занятие, практическое занятие, тематическое
занятие, творческое занятие, мастер – класс. На занятиях предусмотрен индивидуальный
подход к каждому ребенку.
Формы подведения итогов реализации программы: наблюдение, анализ
выполненных работ, выставки и др.
4
1.2.
Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель - развитие визуально-пространственного мышления обучающихся, постижение
детьми возможностей различных художественных материалов, дающие возможность
самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Задачи обучения:
Обучающие:
обучать схематическому рисованию;
познакомить с формообразованием;
изучать пропорции животных и человека;
обучать основам перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения;
обучать грамотно строить композицию с выделением композиционного центра;
обучать обращаться с основными художественными материалами и инструментами
изобразительного искусства;
Развивающие:
развивать чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии,
воображения;
развивать колористическое видение;
развивать коммуникативные качества;
развивать мелкую моторику рук и координацию движений;
Воспитательные:
воспитывать усидчивость, аккуратность, внимание;
сформировать интерес к созданию чего-то нового.
совершенствовать умения детей изображать доступными им средствами
выразительности то, что для них интересно и эмоционально значимо;
сформировать потребность в работе в команде.
1.3. Содержание общеразвивающей программы
Сводный учебный план программы
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
Наименование раздела, темы
Количество часов
Вводное занятие
Графика
Акварель
Гуашь
Масленая живопись
Скульптура
Итоговое занятие
Итого часов
2
4
4
4
8
8
2
32
Учебный (тематический) план
№/п
1.
Наименование раздела,
темы
Вводное занятие
Количество часов
Всего
Теория Практ
ика
2
1
1
5
Формы аттестации
контроля
Беседа
2.
2.1.
Графика
Художники – графики
Современное искусство
4
4
2
2
2
2
3.
3.1.
Акварель
Художники- акварелисты
Современное искусство
Гуашь
4
4
2
2
2
2
4
2
2
Художники,
рисующие
гуашью
Современное искусство
Масляная живопись
Художники-живописцы
Современное искусство
Техники
масляной
живописи
Скульптура
Художники-скульпторы
Современное искусство
Скульптурные техники
4
2
2
8
4
4
2
4
2
4
2
2
8
4
4
2
4
2
4
2
2
Итоговое занятие
Итого часов
2
32
1
16
1
16
4.
4.1
5.
5.1
5.2
6.
6.1
6.2
7.
Практическое задание
Наблюдение
Анализ выполненных
работ
Практическое задание
Наблюдение
Анализ выполненных
работ
Содержание учебного (тематического) плана
1.Введение в программу.
Теория. Краткая характеристика содержания курса. Цели, задачи, методы обучения.
Содержание программы. Материальное обеспечение. Правила поведения и безопасности
труда.
Практика. Опрос, мониторинг.
2. Графика
2.1 Художники- Графики
Современное искусство
Теория. Знакомство с художниками – графиками, рисования различными .
Практика. Отработка техник рисования графики на практике.
3. Акварель
3.1 Художники- акварелисты
Современное искусство
Теория. Знакомство с художниками- акварелистами
Практика. Отработка техник рисования акварелью на практике.
4. Гуашь
4.1 Художники, рисующие гуашью. Современное искусство
Теория. Знакомство с художниками, использующие гуашь в живописи
Практика. Отработка техник рисования гуашью на практике.
5. Масляная живопись
5.1 Художники-живописцы. Современное искусство
Теория. Знакомство с техникой рисования. Художниками- живописцами.
Практика. Отработка техник рисования масляной живописи
6
5.2 Техники масляной живописи. Современное искусство
Теория. Знакомство с техникой рисования масляной живописи
Практика. Отработка техник рисования масляной живописи
6. Скульптура
6.1 Художники-скульпторы. Современное искусство
Теория. Знакомство с техникой рисования. Художниками-скульпторами
Практика. Отработка техник скульптурных
6.2 Скульптурные техники
Теория. Знакомство со скульптурными техниками
Практика. Отработка техник рисования масляной живописи
7. Итоговое занятие
1.4.Планируемые результаты программы
Предметные:
владеют схематическим рисованием;
знают формообразование;
знают пропорции животных и человека;
знают основы перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения;
умеют грамотно строить композицию с выделением композиционного центра;
умеют обращаться с основными художественными материалами и инструментами
изобразительного искусства;
Метапредметные:
развито внимание, память, фантазия, воображения;
развито колористическое видение;
развиты коммуникативные качества;
развита мелкая моторика рук и координация движений.
Личностные:
сформирована усидчивость, аккуратность, внимание;
сформирован интерес к созданию чего-то нового;
умеют изображать доступными средствами выразительности то, что интересно и
эмоционально значимо;
умеют работать в команде.
7
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧЛОВИЙ
2.1.Календарный учебный график
Год
обучения
2
Дата
начала
обучения
06.11.24
Дата
Количество Количество Количество
окончания
учебных
учебных
учебных
обучения
недель
дней
часов
31.12.24
8
16
32
Режим
занятий
2 занятия по
2 часа в
неделю
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
№
Оборудование
1
Учебный
кабинет,
с
типовой мебелью
Акварельные
карандаши
2
3
4
5
6
7
8
Акварельные
краски
Пастель
Гуашь
Кисти
Скульптурный
пластилин
Маслянные
краски
Единица
измерения
Количество
Количество
на
одного на группу
обучающегося
1
% использования
в
ходе
реализации
программы
100%
набор
1
50%
набор
1
50%
набор
набор
набор
1
1
1
1
30%
50%
50%
100%
набор
1
50%
Информационное обеспечение
USB накопители с мультимедиа информацией:
https://www.youtube.com/watch?time_continue=373&v=V8HsQ74Aho&feature=emb_title
https://www.youtube.com/watch?time_continue=6&v=O67TfTKKb5o&feature=emb_titl
e
https://www.youtube.com/watch?v=UMx2usw9hec
https://www.youtube.com/watch?v=XRqGX6ML8v4
https://www.youtube.com/watch?time_continue=414&v=Mv15e2Wn4M0&feature=emb
_title
https://www.youtube.com/watch?time_continue=674&v=BEtNvLttwc&feature=emb_title
8
Кадровое обеспечение. Требования к квалификации: Высшее профессиональное
образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей
профилю объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование и
дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и
педагогика" без предъявления требований к стажу работы и курсы повышения
квалификации по направлению деятельности.
Методические материалы
Разработки: теоретических и практических занятий, открытых
тематических сценариев.
Выставочные работы.
Учебно-методический материал по изобразительному искусству.
Наглядные пособия.
Книги, обеспечивающие иллюстрационный материал.
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
занятий,
Методы, используемые на занятиях:
Информативно-рецептивный включает следующие приемы:
Рассматривание;
Наблюдение;
Экскурсия;
Образец педагога;
Показ педагога
Словесный метод включает в себя:
Беседу;
Рассказ, искусствоведческий рассказ;
Использование образцов педагога;
Художественное слово
Наглядный метод включает в себя:
Использование натуры (предмет или явление);
Репродукции картин, образца и других наглядных пособий, отдельных предметов;
Показ воспитателя приёмов изображения
Практический метод
Репродуктивный метод включает в себя:
Прием повтора;
Работа на черновиках;
Эвристический метод
Исследовательский метод.
2.3.Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Основной формой контроля является педагогическое оценивание.
9
Способы проверки результатов освоения программы:
В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида
результатов:
текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);
промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);
итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы
за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
через механизм устного опроса;
через отчётные просмотры законченных работ.
Первый этап, входной мониторинг, проходит в начале учебного года: на протяжении
первых недель проводится опрос обучающихся, в котором теоретически и практически
выявляются все компетенции, которыми владели дети до начала занятий в объединении.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии методом наблюдения и
коллективного анализа выполненных работ. Они организуются по окончании изучения
какой-либо темы, либо ряда тем через определенный промежуток времени (месяц,
полугодие).
Третьим этапом являются подведения итогов реализации дополнительной
образовательной программы являются выставки и конкурсы различных уровней
(межрегиональные, городские, районные), где могут быть представлены работы детей,
выполненные на определенную тему (в наиболее выразительном материале), в которой
ребенок осознанно выражает собственное образное восприятие мира и обозначенной
проблематики.
Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и
фиксируется в рабочей тетради педагога.
Оценочные материалы к приведены в приложении программе.
10
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» в действующей редакции.
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации (в редакции 2013 г.).
3.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
4.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
6.
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об Утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
7.
Приказ Министерства труда и социализации защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам".
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
10.
Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
11.
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ).
12.
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК -641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»).
13.
Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области
от 30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
14.
Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461 ПП «О
региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской
области».
15.
Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО «Дворец
молодежи» № 136-д от 26.02.2021
16.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
№219-д от 04.03.2022 «О внесении в методические рекомендации «Разработка
11
дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях»,
утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 №934-д.
17.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
№ 195 Д от 22.02.2022 о проведении независимой оценки качества дополнительных
общеобразовательных программ
18.
Постановление Администрации города Екатеринбурга № 3440 от 11.11.2022 г. «Об
утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного
образования детей в муниципальном образовании «город Екатеринбург».
Список литературы для педагога:
1.
Косминская В.Б., Халезова Н.Б Основы изобразительного искусства и методика
руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. Практикум. Учебное пособие для
студентов и педагогов. – М.: Просвещение, 1981.
2.
Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство: Книга для учителя. –
М.: Просвещение, 1984.
3.
Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности: Программа, конспекты:
Пособие для педагогов школ. – М.: Владос, 2003.
4.
Джек Хамм. Как рисовать голову и фигуру человека. Ил. - Серия «Школа
рисования» Минск: Попурри, 2013. – 128 с.
5.
Джек Хамм. Как рисовать животных. Ил. - Серия «Школа рисования» Минск:
Попурри, 2013. – 128 с.
Литература для обучающихся и родителей:
1.
Бетти Э. Открой в себе художника. – Минск: Попурри, 2000.
2.
Бусеева-Давыдова И.Л. Игрушки Крутца. - М: Детская литература, 1991.
3.
Кастерман Ж. «Живопись: рисуй и самовыражайся» 2002 г.
4.
Конева Г.М. «Бумага: играем, вырезаем, клеим». 2001 г
5.
Мелик-Пашаев А.А. Художник в каждом ребёнке. – М., 2008.
6.
Шпикалова Т.Я. «Изобразительное искусство», Москва «Просвещение», 2000 г.
12
Приложение 1
Диагностическая карта выявления компетенций по теме «Человек»
Форма – наблюдение, рисунок
Критерии.
0- 2 - ниже среднего уровень;
3-средний уровень;
4-5 выше среднего уровень.
№
п/
п
Ф.И.
ребен
ка
ТЕОРИЯ
Знание
последовательн
ости
рисования
человека
ПРАКТИКА
Знание
алгоритм
а
построен
ия
работы
Умение
нарисова
ть
человека
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ
Соблюден Доведен
ие правил ие
построени работы
я рисунка
до конца
Умение
организов
ать
рабочее
место
Приложение 2
Диагностическая карта выявления компетенций по теме «Растительный и
животный мир»
Форма – наблюдение, рисунок
Критерии.
0- 2 - ниже среднего уровень;
3-средний уровень;
4-5 выше среднего уровень.
№
п/
п
Ф.И.
ребен
ка
ТЕОРИЯ
Знание
последовательн
ости
рисования
растений
и
животных
ПРАКТИКА
Знание
алгоритм
а
построен
ия
работы
Умение
выполни
ть
рисунок
растения
и
животно
го
13
Соблюден
ие правил
построен
ия
рисунка
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ
Доведен
ие
работы
до конца
Умение
организов
ать
рабочее
место
Приложение 3
Диагностическая карта выявления компетенций по теме «Декоративно-прикладное
творчество»
Форма – наблюдение, рисунок
Критерии.
0- 2 - ниже среднего уровень;
3-средний уровень;
4-5 выше среднего уровень.
№
п/
п
Ф.И.
ребенк
а
ТЕОРИЯ
ПРАКТИКА
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ
Знани
е
техни
к
работ
ы
ДПИ
Соблюден
Умение
работы
с ие техники
разнообразие работы
м
материалов
ДПИ
Доведен
ие
работы
до конца
Знание
алгоритма
работы с
различным
и
материала
ми ДПИ
Умение
организова
ть рабочее
место
Приложение 4
Диагностическая карта выявления компетенций по теме «Художники и музеи»
Форма – наблюдение, рисунок
Критерии.
0- 2 - ниже среднего уровень;
3-средний уровень;
4-5 выше среднего уровень.
№ Ф.И.
п/п ребенка
ТЕОРИЯ
Знание
наиболее
известных
Музеев
нашей
страны и
зарубежья
ПРАКТИКА
Знание
наиболее
известных
художников
России
и
Зарубежья
Умение
рассказать
о
художнике
14
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ
Умение
рассказать
Музее
России
-
Приложение 5
Диагностическая карта выявления компетенций по теме «Дизайн»
Форма – наблюдение, рисунок
Критерии.
0- 2 - ниже среднего уровень;
3-средний уровень;
4-5 выше среднего уровень.
№
п/
п
Ф.И.
ребенк
а
ТЕОРИЯ
Знание о
искусств
е
дизайнер
а
ПРАКТИКА
Знание
об
алгоритм
а работы
дизайнер
а
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ
Соблюдени Доведени
Умение
применят е техники е работы
дизайна
ь
до конца
некоторы
е техники
дизайна
15
Умение
организоват
ь
рабочее
место