ДООП ИЗО студия Рисовашка Старт

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества

Программа рассмотрена и рекомендована
к утверждению на заседании
Методического совета МБУ ДО - ЦДТ
протокол от 16.06.2023 №4

УТВЕРЖДАЮ
___________________/Т.Г. Хисамова
Директор МБУ ДО - ЦДТ
приказ от 16.06.2023 №38

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
Изостудия «Рисовашка»
Уровень

Стартовый

Возраст обучающихся

6-8 лет

Срок реализации

9 месяцев

Автор-разработчик:
Махнева Ольга Владимировна
педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2023 г.
1

I.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
II.
1.
2.
3.

Содержание
Комплекс основных характеристик
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Содержание программы
Планируемые результаты программы
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарно-учебный график
Условия реализации программы
Форма аттестации и контроля

3
3
5
5
11
11
11
12

Список литературы

14

Приложения

15

2

1.

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

1.1.
Пояснительная записка
Направленность программы: художественная.
Актуальность общеразвивающей программы состоит в том, что содержание
программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение
обучающихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество. Содержание
программы расширяет представления обучающихся о видах изобразительного искусства,
стилях, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса.
Актуальность данной программы обусловлена так же ее практической значимостью.
Дети могут применить полученные знания и практический опыт при выполнении
творческих работ, участвовать в изготовлении рисунков, открыток. Предлагаемые занятия
основной упор делают на изучение цветовой гаммы, подбор цветовых оттенков при
выполнении работ.
Таким образом, программа соответствует социально-экономическим потребностям
нашего региона и города, социальному заказу на образовательные услуги, поскольку
отражает потребности и индивидуальные особенности потенциальных обучающихся,
ожидания родителей, требования и ожидания образовательных учреждений
профессионального образования, требования социума, общественности, государства.
Отличительные особенности общеразвивающей программы заключается в том, что
программа ориентирована на применение широкого комплекса различного
дополнительного материала по изобразительному искусству. Программой предусмотрено,
чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного
искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе.
Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и
увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения
знаний, законов и правил изобразительного искусства у обучающихся развивается
творческое начало.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана на
основе нормативно-правовой документации:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» в действующей редакции.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам".
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации (в редакции 2013 г.).
Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
3

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2
Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»;
Федеральный закон от 13.07.2020 № 189 ФЗ «О государственном (муниципальном)
социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной
сфере»;
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом.
Устав МБУ ДО-ЦДТ.
Адресат
Программа разработана для обучающихся 6-8 лет. Группы формируются от 10 до 17
человек.
Возрастные особенности детей, участвующих в реализации программы.
Дети 6-8 лет.
Этот возраст играет особую роль в личностном развитии ребенка: в данный период
жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и
поведения. «В старшем дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности:
формируется устойчивая структура мотивов, зарождаются новые социальные потребности
(потребность в уважении и признании со стороны взрослого и сверстников, интерес к
коллективным формам деятельности); возникает новый (опосредованный) тип мотивации
– основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных
ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе».
Совершенствуется восприятие цвета, формы, величины и строения предметов;
систематизируются представления детей, полученные ранее. Старший дошкольник
способен вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать
сложные объекты. Совершенствуется ориентация в пространстве.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа- 30 минут.
Перерыв между учебными занятиями -10 минут.
Длительность одного занятия: 2 академических часа.
Периодичность занятий в неделю: 2 раза.
Объем программы: 144 часа. Программа стартового уровня предполагает
использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации
материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
Особенности реализации программы: программа может реализовываться в
дистанционной форме обучения.
Форма обучения: очная.

4

Виды занятий: комбинированное занятие, практическое занятие, тематическое
занятие, творческое занятие, мастер – класс. На занятиях предусмотрен индивидуальный
подход к каждому ребенку.
Формы подведения итогов реализации программы: наблюдение, анализ
выполненных работ, выставки и др.
Воспитательная работа.
Воспитательная работа с обучающимися проводится в соответствии с рабочей
программой воспитания МБУ ДО-ЦДТ, ее ежегодного плана.
Цель программы воспитания: развитие и социализация в соответствии с принятыми
социокультурными правилами и нормами, как основы воспитанности обучающихся.
Задачи программы воспитания:
 развивать морально-нравственные качества обучающихся: честность; доброту;
совесть; ответственность, чувства долга;
 развивать
волевые
качества
обучающихся:
самостоятельность;
дисциплинированность;
инициативность;
принципиальность, самоотверженность,
организованность;
 воспитывать стремления к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию;
 приобщать обучающихся к экологической и социальной культуре, здоровому образу
жизни, рациональному и гуманному мировоззрению;
 формировать нравственное отношения к человеку, труду и природе;
Планируемые результаты воспитания:
 развиты морально-нравственные качества обучающихся: честность; доброта;
совесть; ответственность, чувство долга;
 развиты
волевые
качества
обучающихся:
самостоятельность;
дисциплинированность;
инициативность;
принципиальность, самоотверженность,
организованность;
 развито стремления к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию;
 сформирован интерес обучающихся к экологической и социальной культуре,
здоровому образу жизни, рациональному и гуманному мировоззрению;
 сформировано нравственное отношения к человеку, труду и природе.
Формы проведения воспитательных мероприятий: беседа, викторина, встреча с
интересными людьми, дискуссия, тренинг, посещение театра, организация конференции,
экскурсия, олимпиада, смотр, конкурс и др.
Методы воспитательного воздействия: убеждение, внушение, заражение «личным
примером» и подражание, упражнения и приучение, обучение, стимулирование (методы
поощрения и наказания, соревнование), контроль и оценка и др.
1.2.
Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель - развитие визуально-пространственного мышления обучающихся, освоение
детьми возможностей различных художественных материалов.
Задачи обучения:
Обучающие:

знакомить с законами цветового круга;

знакомить с понятиями изо деятельности;

знакомить о видах и жанрах ИЗО искусства;

обучать обращаться с основными художественными материалами и инструментами
изобразительного искусства;
5


обучать передавать основные пропорции и силуэт простых предметов;

знакомить с различными техниками рисования акварелью, гуашью, пастелью.
Развивающие:

развить коммуникативные качества;

развивать мелкую моторику рук и координацию движений.
Воспитательные:

воспитывать усидчивость, аккуратность, внимание;

сформировать интерес к созданию чего-то нового, научить рационально оценить
свою работу.

№ п/п
1
2
3
4
5
6
7

№/п

1.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
3
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.

1.3.Содержание общеразвивающей программы
Учебный план программы
Наименование раздела, темы
Количество часов
Вводное занятие
Акварельные карандаши
Акварельные краски
Гуашь
Пастель
Лепка (пластилин)
Итоговое занятие
Итого часов

2
18
32
44
24
20
4
144

Учебный (тематический) план
Наименование раздела,
Количество часов
темы
Всего
Теория Практ
ика
Вводное занятие
2
1
1
Акварельные карандаши
Техника рисования
Сновидения. Фантазийный
рисунок.
Краски осени
Акварельные краски
Техника рисования.
Художники-акварелисты.
Цветовой круг. Цветовая
растяжка.
Абстракция
«Мое
настроение»
Композиции различными
техниками
Фрукты и овощи с натуры
Ваза с цветами

18
6
4

6
2
2

12
4
2

8
32
8

2
8
2

6
24
6

2

1

1

4

1

3

8

1

7

2
4

1
1

1
3

6

Формы аттестации
контроля
Беседа
Практическое задание
Наблюдение
Анализ выполненных
работ

Практическое задание
Наблюдение
Анализ выполненных
работ

3.7.
4
4.1.
4.2.
4.3.

4.4.
4.5.
4.6.
4.7.
5.
5.1.

5.2.
5.3.
5.4.
5.5.
6
6.1.
6.2.
6.3.
6.4.
6.5.
7.

Праздник к нам приходит
Гуашь
Техника рисования
Монотипия
Зимнее волшебство
Композиции различными
техниками
Натюрморт с натуры
Гризайль
Граттаж
Гжель
Пастель
Техника рисования
Художники
пастельной
живописи
Фруктовый сад
Морские обитатели
Природа родного края
Животное - друг человека
Лепка (пластилин)
Знакомство с пластилином
и техникой лепки
Овощи и фрукты
Цветочная поляна
Любимые животные
Герой мультфильма
Итоговое занятие

4
44
4
4
12

1
8
2
0
2

3
36
2
4
10

12
4
4
4
24
8

2
1
1
0
4
2

10
3
3
4
20
6

Итого часов

4
4
4
4
20
4

0
1
0
1
4
2

4
3
4
3
16
2

4
4
4
4
4

0
0
0
2
2

4
4
4
2
2

144

34

110

Практическое задание
Наблюдение
Анализ выполненных
работ

Практическое задание
Наблюдение
Анализ выполненных
работ

Практическое задание
Наблюдение
Анализ выполненных
работ
Выставка работ

Содержание учебного (тематического) плана
1.
Введение в программу.
Теория. Краткая характеристика содержания курса. Цели, задачи, методы обучения.
Содержание программы. Материальное обеспечение. Правила поведения и безопасности
труда.
Практика. Опрос, мониторинг.
2.
Акварельные карандаши.
2.1. Техника рисования.
Теория. Знакомство с техникой рисования акварельными карандашами.
Практика. Отработка техник рисования на практике.
2.2. Сновидения. Фантазийный рисунок.
Теория. Знакомство с понятием воображение.
Практика. Рисунок – мой сон.
2.3. Краски осени.
7

Теория. Знакомство с цветом. Просмотр картин с продой – сень.
Практика. Рисуем осень, фрукты с натуры
3.
Акварельные краски.
3.1. Техника рисования. Художники акварелисты.
Теория. Знакомство с техникой рисования. Художниками акварелистами.
Практика. Отработка техник рисования.
3.2. Цветовой круг.
Теория. Знакомство с названиями цветов, приобретение начальных навыков работы
акварелью. Понятия: линия горизонта. Разнообразные тональные отношения земли и неба
в разных погодных состояниях. Основные и производные цвета. Теплые и холодные цвета.
Смешение цветов. Знакомство с богатой красочной палитрой на примере природных
явлений (гроза, снежная буря, огонь, вулкан) Передача с помощью цвета, характера
персонажа, его эмоционального состояния. Умение смешивать краски и получать красивые
цветовые пятна.
Практика: Декоративное рисование, смешивание красок, «Кленовое 12 деревце», «Закат»,
«Добро и зло», «Портрет Осени», «Найди и нарисуй», «Ёжик с листьями», «Дары золотой
осени», «Живописная связь неба и земли», «Линия горизонта», «Ваза с осенними
листочками».
3.3. Абстракция «Мое настроение».
Теория. Понятие Абстракция.
Практика. Рисунок абстракция – Мое настроение.
3.4. Композиции различными техниками.
Теория. Повторение изученных техник рисования.
Практика. Рисование постановочных композиций.
3.5. Фрукты и овощи с натуры.
Теория. Особенности рисования фрукт и овощей, расположение композиций.
Практика. Рисование композиций.
3.6. Ваза с цветами.
Теория. Знакомство с рисование с помощью шаблона.
Практика. Рисунок: ваза с цветами.
3.7. Праздник к нам приходит.
Теория. Знакомство с праздниками и традициями народных культур. Знакомство с
техникой рисования кляксография.
Практика. Выполнение работы с применением изученных техник рисования.
4.
Гуашь
4.1. Техника рисования.
Теория. Знакомство с техниками рисования гуашью.
Практика. Отработка техник рисования.
4.2.
Монотипия.
Теория. Знакомство с понятием монотипия.
Практика. Отработка техник.
4.3. Зимнее волшебство. Композиции различными техниками.
Теория. Повторение техник рисования.
Практика. Выполнение картины на зимнюю тему.
4.4. Натюрморт с натуры.
8

Теория. Особенности рисования натюрморта с натуры.
Практика. Выполнение натюрморта.
4.5. Гризайль.
Теория. Знакомство с техникой гризайль.
Практика. Отработка техники.
4.6. Граттаж.
Теория. Техника граттаж.
Практика. Отработка техники.
4.7. Гжель.
Теория. Знакомство с гжелью.
Практика. Рисование элементов и общих композиций в росписи гжель.
5.
Пастель
5.1. Техника рисования. Художники пастельной живописи.
Теория. Знакомство с техникой рисования. Великими художниками.
Практика. Отработка техник рисования.
5.2. Фруктовый сад.
Теория. Знакомство с дальним и ближним планом.
Практика. Рисунок6 «Натюрморт с фруктами».
5.3. Морские обитатели.
Теория. Знакомство с особенностями цветового перехода воды и неба.
Практика. Выполнение работ.
5.4. Природа родного края.
Теория. Знакомство о с картинами писателей родного края.
Практика. Рисование: природа родного края.
5.5. Животное – друг человека.
Теория. Особенности рисования животных.
Практика. Выполнение работ.
6.
Лепка (пластилин)
6.1. Знакомство с пластилином и техникой рисования.
Теория. Знакомство с пластилином и техникой рисования.
Практика. Отработка техники рисования пластилином.
6.2. Овощи и фрукты.
Теория. Способы соединения цветов с помощью пластилина.
Практика. Лепка овощей и фруктов.
6.3. Цветочная поляна.
Теория. Особенности рисования плоскостных картин.
Практика. Рисунок – цветочная поляна.
6.4. Любимые животные.
Теория. Повторение техник рисования с помощью пластилина.
Практика. Лепка -любимые животные.
6.5. Герои мультфильма.
Теория. Особенности мультипликации.
Практика. Выполнение практических работ.
7.Итоговое занятие.
Теория. Правила оформление выставки.
9

Практика. Организация выставки.

1.4.Планируемые результаты
Предметные:

знакомы с законами цветового круга;

знакомы с понятиями изо деятельности;

знают о видах и жанрах ИЗО искусства;

умеют обращаться с основными художественными материалами и инструментами
изобразительного искусства;

умеют передавать основные пропорции и силуэт простых предметов;

знают с различные техники рисования акварелью, гуашью, пастелью.
Метапредметные:

развиты коммуникативные качества;

развита мелкая моторика рук и координация движений.
Личностные:

сформирована усидчивость, аккуратность, внимание;

сформирован интерес к созданию чего-то нового, научить рационально оценить
свою работу.

10

II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
Год
обучения
1

Дата
начала
обучения
15.09.23

Дата
Количество Количество Количество
окончания
учебных
учебных
учебных
обучения
недель
дней
часов
31.05.24
36
72
144

Режим
занятий
2 занятия по
2 часа в
неделю

01.01. -08.01 – зимние каникулы; 01.06. -19.08 – летние каникулы; 20.08-14.09 –
комплектование групп; 20.05 - 31.05 – аттестация.
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
№

Оборудование

1

Учебный кабинет
с
типовой
мебелью
Бумага
упаковка
набор
Акварельные
карандаши

2
3

4
5
6
7
8

Акварельные
краски
Пастель
Гуашь
Пластилин
Кисти

Единица
измерения

Количество
Количество
на
одного на группу
обучающегося
1

5

% использования
в
ходе
реализации
программы
100%

1

80%
50%

набор

1

50%

набор
набор
набор
набор

1
1
1
1

30%
50%
100%
80%

Информационное обеспечение

USB накопители с мультимедиа информацией:

https://www.youtube.com/watch?v=UMx2usw9hec – рисование гуашью, пейзаж.

https://www.youtube.com/watch?v=XRqGX6ML8v4 – рисование гуашью, осенний
пейзаж.

https://www.youtube.com/watch?v=u02ABJuzKvI – рисуем пастелью.

https://www.youtube.com/watch?v=x3gIHkmnTvE – рисуем сухой пастелью.

https://www.youtube.com/watch?v=18s_oFko1ko – работа с пластилином

https://www.youtube.com/watch?v=i7un_MXFfFo – рисование акварельными
карандашами.
11


https://www.youtube.com/watch?v=uECHIyrbQMs – рисование акварельными
красками.

Кадровое обеспечение. Требования к квалификации: Высшее профессиональное
образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей
профилю объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование и
дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и
педагогика" без предъявления требований к стажу работы и курсы повышения
квалификации по направлению деятельности.
Методические материалы

Разработки: теоретических и практических занятий, открытых
тематических сценариев.

Выставочные работы.

Учебно-методический материал по изобразительному искусству.

Наглядные пособия.

Книги, обеспечивающие иллюстрационный материал.

1)





2)




3)



4)
5)


6)
7)

занятий,

Методы, используемые на занятиях:
Информативно-рецептивный включает следующие приемы:
Рассматривание;
Наблюдение;
Экскурсия;
Образец педагога;
Показ педагога
Словесный метод включает в себя:
Беседу;
Рассказ, искусствоведческий рассказ;
Использование образцов педагога;
Художественное слово
Наглядный метод включает в себя:
Использование натуры (предмет или явление);
Репродукции картин, образца и других наглядных пособий, отдельных предметов;
Показ воспитателя приёмов изображения
Практический метод
Репродуктивный мето д включает в себя:
Прием повтора;
Работа на черновиках;
Эвристический метод
Исследовательский метод.

12

2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Основной формой контроля является педагогическое оценивание.
Способы проверки результатов освоения программы:
В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида
результатов:
 текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);
 промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);
 итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы
за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
 через механизм наблюдения;
 через отчётные просмотры законченных работ.
Первый этап, входной мониторинг, проходит в начале учебного года.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии методом наблюдения и
коллективного анализа выполненных работ. Они организуются по окончании изучения
какой-либо темы, либо ряда тем через определенный промежуток времени (месяц,
полугодие).
Третьим этапом являются подведения итогов реализации дополнительной
образовательной программы являются выставки и конкурсы различных уровней
(межрегиональные, городские, районные), где могут быть представлены работы детей,
выполненные на определенную тему (в наиболее выразительном материале), в которой
ребенок осознанно выражает собственное образное восприятие мира и обозначенной
проблематики.
Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и
фиксируется в рабочей тетради педагога.
Оценочные материалы к приведены в приложении программе.

13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» в действующей редакции.
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации (в редакции 2013 г.).
3.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
4.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
6.
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об Утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
7.
Приказ Министерства труда и социализации защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам".
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
10.
Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
11.
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ).
12.
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК -641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»).
13.
Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области
от 30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
14.
Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461 ПП «О
региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской
области».
15.
Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461 ПП «О
региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской
области».

14

16.
Федеральный закон от 13.07.2020 № 189 ФЗ «О государственном (муниципальном)
социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной
сфере»;
17.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 29.06.2023 № 785-Д Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом.
Список литературы для педагога:
1. Вершинина, Н.А. Методика обучения дошкольников изобразительной деятельности как
научная дисциплина: Социологическая модель развития. Монография / Н.А. Вершинина. СПб.: ООО Изд-во «ЛЕМА», 2008. - 141с.
2. Виниченко, В. Методические рекомендации по оценке результатов детского
изобразительного творчества / В. Винченко // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 5. - С.4143.
3. Зеньковский, В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский. - Екатеринбург: Деловая
книга, 2005. - 345 с.
4. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду / Г.Н. Давыдова.М.: Скрипторий, 2003. - 78 с.
5. Казакова, Р.Г. Поиск понятия детского изобразительного творчества // Развитие теории
дошкольного образования. Психолого-педагогические аспекты: материалы научнопрактической конференции / Р.Г. Казакова. - М.: МПГУ, 2008. - С.114-115.
6. Казакова, Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники,
планирование, конспекты занятий / Р.Г. Казакова. - М.: Сфера, 2005. - 75 с.
7. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: обучение детей техническим навыкам:
Беседа 1/ Т.С. Коморова. // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 1. - С.5052.
8. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество:
Учебник для студ. вузов. -- 6-е изд., стереотип / В.С. Мухина. - М.:Издательский центр
«Академия», 2000. - 456 с.
9. Пчелинцева, Е.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества:
Учебно-методическое пособие / Е.В. Пчелинцева. - Великий Новгород: НовГУ имени
Ярослава Мудрого, 2006. - 32с.
10. Теплов, Б.М. Способности и одаренность//Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной
психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е,
дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 2006. – 304 с.
Список литературы для родителей:
1. Гончарова О.В. Театральная палитра. Программа художественно-эстетического
воспитания. –М.: 2010.
2. Дорожин Ю. Городецкая роспись. Учебное издание. –М.: Мозаика – Синтез, 2014.
3. Куцакова Л. Чудесная гжель. М.: Мозаика-Синтез. 2013.
4. Лыкова И.А., Шипунова В.А. Народный календарь. Весна-красавица. –М.: 2013.
5. Методика развития детского изобразительного творчества. Библиографический
указатель. (1900-2000 г.г.) / Под ред. Вершининой Н.А.
Список литературы для обучающихся:
1. Утробина К., Утробин Г. Увлекательное рисование методом тычка. –М.: ГНОМ и Д.2004.
2. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. –Ярославль: 2004. 27 с.
3. Тарабарина Т.Н., Елкина Н.В. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. –
Ярославль: Академия развития. 2006. - 224 с.

15

Приложение 1
Оценочные материалы
Задание 1. Акварельные карандаши
1.1. Штриховка в одну сторону.
Штриховка крестом.
Полировка.
1.2 Нарисуйте цветок в технике по-мокрому.
Задание 2. Акварель и гуашь
2.1. Помогите акварели и гуаши найти свои свойства. Соедините стрелочками.
АКВАРЕЛЬ
Прозрачность
Четкость
Непрозрачность

плотность
расплывчатость

ГУАШЬ
воздушность
водянистость

слои перетекают друг в друга
матовость

накладывание слоев, виден только верхний

2.2. Выполнить натюрморт в акварельной технике и технике гуаши.
Задание 3. Пастель
Выполнить рисунок на свободную тему пастелью.
Задание 4. Лепка (пластилин)
4.1. Создайте из пластилина ваши любимые овощи и фрукты в объеме.
4.2. Создайте из пластилина котенка или собачку в рельефе.

16

белесоватость

Приложение 2
Диагностическая карта выявления компетенций по теме «Акварельные карандаши»
Форма – наблюдение, рисунок
Критерии.
0- 2 - ниже среднего уровень;
3-средний уровень;
4-5 выше среднего уровень.
№
п/
п

Ф.И.
ребенк
а

ТЕОРИЯ
Знание
техник
рисовани
я

ПРАКТИКА
Знание
алгоритм
а работы

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ

Умение
Соблюдени Доведени Умение
«растворят е техники е работы организоват
ь цвета»
рисования до конца ь рабочее
место

Приложение 3
Диагностическая карта выявления компетенций по теме «Акварель»
Форма – наблюдение, рисунок
Форма – наблюдение, рисунок
Критерии.
0- 2 - ниже среднего уровень;
3-средний уровень;
4-5 выше среднего уровень.
№
п/
п

Ф.И.
ребенк
а

ТЕОРИЯ
Знание
особенносте
й работы с
акварелью

ПРАКТИКА
Знание
техник
живопис
и
акварель
ю

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ

Умение
Умение
Доведени Соблюдени
смешиват применят е работы е
ь цвета
ь
до конца аккуратност
свойства
и
акварели

17

Приложение 4
Диагностическая карта выявления компетенций по теме «Гуашь»
Форма – наблюдение, рисунок
Критерии.
0- 2 - ниже среднего уровень;
3-средний уровень;
4-5 выше среднего уровень.
№
п/
п

Ф.И.
ребен
ка

ТЕОРИЯ

ПРАКТИКА

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ

Знание
Знание
особеннос последовательн
тей работы ости работы
с гуашью

Умение
работать
«мазкам
и»

Доведен
ие
работы
до конца

Умение
применя
ть
свойств
а гуаши

Умение
организов
ать
рабочее
место

Приложение 4
Диагностическая карта выявления компетенций по теме «Пастель»
Форма – наблюдение, рисунок
Критерии.
0- 2 - ниже среднего уровень;
3-средний уровень;
4-5 выше среднего уровень.
№
п/
п

Ф.И.
ребенк
а

ТЕОРИЯ

ПРАКТИКА

Знание
Знание
особенност преимущес
ей работы с тв пастели
пастелью

Умение
работат
ь
пастель
ю

18

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ

Умение
Доведени Умение
применят е работы организова
ь
до конца ть рабочее
свойства
место
пастели
на
рисунке

Приложение 5
Диагностическая карта выявления компетенций по теме «Лепка (пластилин)»
Форма – наблюдение, рисунок
Критерии.
0- 2 - ниже среднего уровень;
3-средний уровень;
4-5 выше среднего уровень.
№
п/
п

Ф.И.
ребенк
а

ТЕОРИЯ

ПРАКТИКА

Знание
Знание
особенност алгоритм
ей работы с а работы
пластилино
м

Умение
работать с
пластилино
м

19

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ
Умение Доведени Соблюдени
создават е работы е
ь
до конца аккуратнос
объемны
ти
е
фигуры


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».