Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества Программа рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании Методического совета МБУ ДО - ЦДТ протокол от 16.06.2023 №4 УТВЕРЖДАЮ ___________________/Т.Г. Хисамова Директор МБУ ДО - ЦДТ приказ от 16.06.2023 №38 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Изостудия «Рисовашка» Уровень Стартовый Возраст обучающихся 6-8 лет Срок реализации 9 месяцев Автор-разработчик: Махнева Ольга Владимировна педагог дополнительного образования Екатеринбург, 2023 г. 1 I. 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. II. 1. 2. 3. Содержание Комплекс основных характеристик Пояснительная записка Цель и задачи программы Содержание программы Планируемые результаты программы Комплекс организационно-педагогических условий Календарно-учебный график Условия реализации программы Форма аттестации и контроля 3 3 5 5 11 11 11 12 Список литературы 14 Приложения 15 2 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК 1.1. Пояснительная записка Направленность программы: художественная. Актуальность общеразвивающей программы состоит в том, что содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество. Содержание программы расширяет представления обучающихся о видах изобразительного искусства, стилях, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса. Актуальность данной программы обусловлена так же ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при выполнении творческих работ, участвовать в изготовлении рисунков, открыток. Предлагаемые занятия основной упор делают на изучение цветовой гаммы, подбор цветовых оттенков при выполнении работ. Таким образом, программа соответствует социально-экономическим потребностям нашего региона и города, социальному заказу на образовательные услуги, поскольку отражает потребности и индивидуальные особенности потенциальных обучающихся, ожидания родителей, требования и ожидания образовательных учреждений профессионального образования, требования социума, общественности, государства. Отличительные особенности общеразвивающей программы заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у обучающихся развивается творческое начало. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана на основе нормативно-правовой документации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в действующей редакции. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р). Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам". Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (в редакции 2013 г.). Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 3 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; Федеральный закон от 13.07.2020 № 189 ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»; Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом. Устав МБУ ДО-ЦДТ. Адресат Программа разработана для обучающихся 6-8 лет. Группы формируются от 10 до 17 человек. Возрастные особенности детей, участвующих в реализации программы. Дети 6-8 лет. Этот возраст играет особую роль в личностном развитии ребенка: в данный период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. «В старшем дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов, зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании со стороны взрослого и сверстников, интерес к коллективным формам деятельности); возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе». Совершенствуется восприятие цвета, формы, величины и строения предметов; систематизируются представления детей, полученные ранее. Старший дошкольник способен вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Совершенствуется ориентация в пространстве. Режим занятий Продолжительность одного академического часа- 30 минут. Перерыв между учебными занятиями -10 минут. Длительность одного занятия: 2 академических часа. Периодичность занятий в неделю: 2 раза. Объем программы: 144 часа. Программа стартового уровня предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Особенности реализации программы: программа может реализовываться в дистанционной форме обучения. Форма обучения: очная. 4 Виды занятий: комбинированное занятие, практическое занятие, тематическое занятие, творческое занятие, мастер – класс. На занятиях предусмотрен индивидуальный подход к каждому ребенку. Формы подведения итогов реализации программы: наблюдение, анализ выполненных работ, выставки и др. Воспитательная работа. Воспитательная работа с обучающимися проводится в соответствии с рабочей программой воспитания МБУ ДО-ЦДТ, ее ежегодного плана. Цель программы воспитания: развитие и социализация в соответствии с принятыми социокультурными правилами и нормами, как основы воспитанности обучающихся. Задачи программы воспитания: развивать морально-нравственные качества обучающихся: честность; доброту; совесть; ответственность, чувства долга; развивать волевые качества обучающихся: самостоятельность; дисциплинированность; инициативность; принципиальность, самоотверженность, организованность; воспитывать стремления к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию; приобщать обучающихся к экологической и социальной культуре, здоровому образу жизни, рациональному и гуманному мировоззрению; формировать нравственное отношения к человеку, труду и природе; Планируемые результаты воспитания: развиты морально-нравственные качества обучающихся: честность; доброта; совесть; ответственность, чувство долга; развиты волевые качества обучающихся: самостоятельность; дисциплинированность; инициативность; принципиальность, самоотверженность, организованность; развито стремления к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию; сформирован интерес обучающихся к экологической и социальной культуре, здоровому образу жизни, рациональному и гуманному мировоззрению; сформировано нравственное отношения к человеку, труду и природе. Формы проведения воспитательных мероприятий: беседа, викторина, встреча с интересными людьми, дискуссия, тренинг, посещение театра, организация конференции, экскурсия, олимпиада, смотр, конкурс и др. Методы воспитательного воздействия: убеждение, внушение, заражение «личным примером» и подражание, упражнения и приучение, обучение, стимулирование (методы поощрения и наказания, соревнование), контроль и оценка и др. 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы Цель - развитие визуально-пространственного мышления обучающихся, освоение детьми возможностей различных художественных материалов. Задачи обучения: Обучающие: знакомить с законами цветового круга; знакомить с понятиями изо деятельности; знакомить о видах и жанрах ИЗО искусства; обучать обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства; 5 обучать передавать основные пропорции и силуэт простых предметов; знакомить с различными техниками рисования акварелью, гуашью, пастелью. Развивающие: развить коммуникативные качества; развивать мелкую моторику рук и координацию движений. Воспитательные: воспитывать усидчивость, аккуратность, внимание; сформировать интерес к созданию чего-то нового, научить рационально оценить свою работу. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 №/п 1. 2. 2.1. 2.2. 2.3. 3 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. 3.6. 1.3.Содержание общеразвивающей программы Учебный план программы Наименование раздела, темы Количество часов Вводное занятие Акварельные карандаши Акварельные краски Гуашь Пастель Лепка (пластилин) Итоговое занятие Итого часов 2 18 32 44 24 20 4 144 Учебный (тематический) план Наименование раздела, Количество часов темы Всего Теория Практ ика Вводное занятие 2 1 1 Акварельные карандаши Техника рисования Сновидения. Фантазийный рисунок. Краски осени Акварельные краски Техника рисования. Художники-акварелисты. Цветовой круг. Цветовая растяжка. Абстракция «Мое настроение» Композиции различными техниками Фрукты и овощи с натуры Ваза с цветами 18 6 4 6 2 2 12 4 2 8 32 8 2 8 2 6 24 6 2 1 1 4 1 3 8 1 7 2 4 1 1 1 3 6 Формы аттестации контроля Беседа Практическое задание Наблюдение Анализ выполненных работ Практическое задание Наблюдение Анализ выполненных работ 3.7. 4 4.1. 4.2. 4.3. 4.4. 4.5. 4.6. 4.7. 5. 5.1. 5.2. 5.3. 5.4. 5.5. 6 6.1. 6.2. 6.3. 6.4. 6.5. 7. Праздник к нам приходит Гуашь Техника рисования Монотипия Зимнее волшебство Композиции различными техниками Натюрморт с натуры Гризайль Граттаж Гжель Пастель Техника рисования Художники пастельной живописи Фруктовый сад Морские обитатели Природа родного края Животное - друг человека Лепка (пластилин) Знакомство с пластилином и техникой лепки Овощи и фрукты Цветочная поляна Любимые животные Герой мультфильма Итоговое занятие 4 44 4 4 12 1 8 2 0 2 3 36 2 4 10 12 4 4 4 24 8 2 1 1 0 4 2 10 3 3 4 20 6 Итого часов 4 4 4 4 20 4 0 1 0 1 4 2 4 3 4 3 16 2 4 4 4 4 4 0 0 0 2 2 4 4 4 2 2 144 34 110 Практическое задание Наблюдение Анализ выполненных работ Практическое задание Наблюдение Анализ выполненных работ Практическое задание Наблюдение Анализ выполненных работ Выставка работ Содержание учебного (тематического) плана 1. Введение в программу. Теория. Краткая характеристика содержания курса. Цели, задачи, методы обучения. Содержание программы. Материальное обеспечение. Правила поведения и безопасности труда. Практика. Опрос, мониторинг. 2. Акварельные карандаши. 2.1. Техника рисования. Теория. Знакомство с техникой рисования акварельными карандашами. Практика. Отработка техник рисования на практике. 2.2. Сновидения. Фантазийный рисунок. Теория. Знакомство с понятием воображение. Практика. Рисунок – мой сон. 2.3. Краски осени. 7 Теория. Знакомство с цветом. Просмотр картин с продой – сень. Практика. Рисуем осень, фрукты с натуры 3. Акварельные краски. 3.1. Техника рисования. Художники акварелисты. Теория. Знакомство с техникой рисования. Художниками акварелистами. Практика. Отработка техник рисования. 3.2. Цветовой круг. Теория. Знакомство с названиями цветов, приобретение начальных навыков работы акварелью. Понятия: линия горизонта. Разнообразные тональные отношения земли и неба в разных погодных состояниях. Основные и производные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Знакомство с богатой красочной палитрой на примере природных явлений (гроза, снежная буря, огонь, вулкан) Передача с помощью цвета, характера персонажа, его эмоционального состояния. Умение смешивать краски и получать красивые цветовые пятна. Практика: Декоративное рисование, смешивание красок, «Кленовое 12 деревце», «Закат», «Добро и зло», «Портрет Осени», «Найди и нарисуй», «Ёжик с листьями», «Дары золотой осени», «Живописная связь неба и земли», «Линия горизонта», «Ваза с осенними листочками». 3.3. Абстракция «Мое настроение». Теория. Понятие Абстракция. Практика. Рисунок абстракция – Мое настроение. 3.4. Композиции различными техниками. Теория. Повторение изученных техник рисования. Практика. Рисование постановочных композиций. 3.5. Фрукты и овощи с натуры. Теория. Особенности рисования фрукт и овощей, расположение композиций. Практика. Рисование композиций. 3.6. Ваза с цветами. Теория. Знакомство с рисование с помощью шаблона. Практика. Рисунок: ваза с цветами. 3.7. Праздник к нам приходит. Теория. Знакомство с праздниками и традициями народных культур. Знакомство с техникой рисования кляксография. Практика. Выполнение работы с применением изученных техник рисования. 4. Гуашь 4.1. Техника рисования. Теория. Знакомство с техниками рисования гуашью. Практика. Отработка техник рисования. 4.2. Монотипия. Теория. Знакомство с понятием монотипия. Практика. Отработка техник. 4.3. Зимнее волшебство. Композиции различными техниками. Теория. Повторение техник рисования. Практика. Выполнение картины на зимнюю тему. 4.4. Натюрморт с натуры. 8 Теория. Особенности рисования натюрморта с натуры. Практика. Выполнение натюрморта. 4.5. Гризайль. Теория. Знакомство с техникой гризайль. Практика. Отработка техники. 4.6. Граттаж. Теория. Техника граттаж. Практика. Отработка техники. 4.7. Гжель. Теория. Знакомство с гжелью. Практика. Рисование элементов и общих композиций в росписи гжель. 5. Пастель 5.1. Техника рисования. Художники пастельной живописи. Теория. Знакомство с техникой рисования. Великими художниками. Практика. Отработка техник рисования. 5.2. Фруктовый сад. Теория. Знакомство с дальним и ближним планом. Практика. Рисунок6 «Натюрморт с фруктами». 5.3. Морские обитатели. Теория. Знакомство с особенностями цветового перехода воды и неба. Практика. Выполнение работ. 5.4. Природа родного края. Теория. Знакомство о с картинами писателей родного края. Практика. Рисование: природа родного края. 5.5. Животное – друг человека. Теория. Особенности рисования животных. Практика. Выполнение работ. 6. Лепка (пластилин) 6.1. Знакомство с пластилином и техникой рисования. Теория. Знакомство с пластилином и техникой рисования. Практика. Отработка техники рисования пластилином. 6.2. Овощи и фрукты. Теория. Способы соединения цветов с помощью пластилина. Практика. Лепка овощей и фруктов. 6.3. Цветочная поляна. Теория. Особенности рисования плоскостных картин. Практика. Рисунок – цветочная поляна. 6.4. Любимые животные. Теория. Повторение техник рисования с помощью пластилина. Практика. Лепка -любимые животные. 6.5. Герои мультфильма. Теория. Особенности мультипликации. Практика. Выполнение практических работ. 7.Итоговое занятие. Теория. Правила оформление выставки. 9 Практика. Организация выставки. 1.4.Планируемые результаты Предметные: знакомы с законами цветового круга; знакомы с понятиями изо деятельности; знают о видах и жанрах ИЗО искусства; умеют обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства; умеют передавать основные пропорции и силуэт простых предметов; знают с различные техники рисования акварелью, гуашью, пастелью. Метапредметные: развиты коммуникативные качества; развита мелкая моторика рук и координация движений. Личностные: сформирована усидчивость, аккуратность, внимание; сформирован интерес к созданию чего-то нового, научить рационально оценить свою работу. 10 II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧЛОВИЙ 2.1. Календарный учебный график Год обучения 1 Дата начала обучения 15.09.23 Дата Количество Количество Количество окончания учебных учебных учебных обучения недель дней часов 31.05.24 36 72 144 Режим занятий 2 занятия по 2 часа в неделю 01.01. -08.01 – зимние каникулы; 01.06. -19.08 – летние каникулы; 20.08-14.09 – комплектование групп; 20.05 - 31.05 – аттестация. 2.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение № Оборудование 1 Учебный кабинет с типовой мебелью Бумага упаковка набор Акварельные карандаши 2 3 4 5 6 7 8 Акварельные краски Пастель Гуашь Пластилин Кисти Единица измерения Количество Количество на одного на группу обучающегося 1 5 % использования в ходе реализации программы 100% 1 80% 50% набор 1 50% набор набор набор набор 1 1 1 1 30% 50% 100% 80% Информационное обеспечение USB накопители с мультимедиа информацией: https://www.youtube.com/watch?v=UMx2usw9hec – рисование гуашью, пейзаж. https://www.youtube.com/watch?v=XRqGX6ML8v4 – рисование гуашью, осенний пейзаж. https://www.youtube.com/watch?v=u02ABJuzKvI – рисуем пастелью. https://www.youtube.com/watch?v=x3gIHkmnTvE – рисуем сухой пастелью. https://www.youtube.com/watch?v=18s_oFko1ko – работа с пластилином https://www.youtube.com/watch?v=i7un_MXFfFo – рисование акварельными карандашами. 11 https://www.youtube.com/watch?v=uECHIyrbQMs – рисование акварельными красками. Кадровое обеспечение. Требования к квалификации: Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы и курсы повышения квалификации по направлению деятельности. Методические материалы Разработки: теоретических и практических занятий, открытых тематических сценариев. Выставочные работы. Учебно-методический материал по изобразительному искусству. Наглядные пособия. Книги, обеспечивающие иллюстрационный материал. 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) занятий, Методы, используемые на занятиях: Информативно-рецептивный включает следующие приемы: Рассматривание; Наблюдение; Экскурсия; Образец педагога; Показ педагога Словесный метод включает в себя: Беседу; Рассказ, искусствоведческий рассказ; Использование образцов педагога; Художественное слово Наглядный метод включает в себя: Использование натуры (предмет или явление); Репродукции картин, образца и других наглядных пособий, отдельных предметов; Показ воспитателя приёмов изображения Практический метод Репродуктивный мето д включает в себя: Прием повтора; Работа на черновиках; Эвристический метод Исследовательский метод. 12 2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Основной формой контроля является педагогическое оценивание. Способы проверки результатов освоения программы: В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов: текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся); промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие); итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения). Выявление достигнутых результатов осуществляется: через механизм наблюдения; через отчётные просмотры законченных работ. Первый этап, входной мониторинг, проходит в начале учебного года. Текущий контроль осуществляется на каждом занятии методом наблюдения и коллективного анализа выполненных работ. Они организуются по окончании изучения какой-либо темы, либо ряда тем через определенный промежуток времени (месяц, полугодие). Третьим этапом являются подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы являются выставки и конкурсы различных уровней (межрегиональные, городские, районные), где могут быть представлены работы детей, выполненные на определенную тему (в наиболее выразительном материале), в которой ребенок осознанно выражает собственное образное восприятие мира и обозначенной проблематики. Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога. Оценочные материалы к приведены в приложении программе. 13 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Нормативные документы: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в действующей редакции. 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (в редакции 2013 г.). 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р). 4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р). 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 6. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об Утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 7. Приказ Министерства труда и социализации защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам". 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». 10. Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ). 12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК -641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»). 13. Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 14. Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461 ПП «О региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской области». 15. Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461 ПП «О региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской области». 14 16. Федеральный закон от 13.07.2020 № 189 ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»; 17. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом. Список литературы для педагога: 1. Вершинина, Н.А. Методика обучения дошкольников изобразительной деятельности как научная дисциплина: Социологическая модель развития. Монография / Н.А. Вершинина. СПб.: ООО Изд-во «ЛЕМА», 2008. - 141с. 2. Виниченко, В. Методические рекомендации по оценке результатов детского изобразительного творчества / В. Винченко // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 5. - С.4143. 3. Зеньковский, В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский. - Екатеринбург: Деловая книга, 2005. - 345 с. 4. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду / Г.Н. Давыдова.М.: Скрипторий, 2003. - 78 с. 5. Казакова, Р.Г. Поиск понятия детского изобразительного творчества // Развитие теории дошкольного образования. Психолого-педагогические аспекты: материалы научнопрактической конференции / Р.Г. Казакова. - М.: МПГУ, 2008. - С.114-115. 6. Казакова, Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Р.Г. Казакова. - М.: Сфера, 2005. - 75 с. 7. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: обучение детей техническим навыкам: Беседа 1/ Т.С. Коморова. // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 1. - С.5052. 8. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. -- 6-е изд., стереотип / В.С. Мухина. - М.:Издательский центр «Академия», 2000. - 456 с. 9. Пчелинцева, Е.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: Учебно-методическое пособие / Е.В. Пчелинцева. - Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2006. - 32с. 10. Теплов, Б.М. Способности и одаренность//Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 2006. – 304 с. Список литературы для родителей: 1. Гончарова О.В. Театральная палитра. Программа художественно-эстетического воспитания. –М.: 2010. 2. Дорожин Ю. Городецкая роспись. Учебное издание. –М.: Мозаика – Синтез, 2014. 3. Куцакова Л. Чудесная гжель. М.: Мозаика-Синтез. 2013. 4. Лыкова И.А., Шипунова В.А. Народный календарь. Весна-красавица. –М.: 2013. 5. Методика развития детского изобразительного творчества. Библиографический указатель. (1900-2000 г.г.) / Под ред. Вершининой Н.А. Список литературы для обучающихся: 1. Утробина К., Утробин Г. Увлекательное рисование методом тычка. –М.: ГНОМ и Д.2004. 2. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. –Ярославль: 2004. 27 с. 3. Тарабарина Т.Н., Елкина Н.В. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. – Ярославль: Академия развития. 2006. - 224 с. 15 Приложение 1 Оценочные материалы Задание 1. Акварельные карандаши 1.1. Штриховка в одну сторону. Штриховка крестом. Полировка. 1.2 Нарисуйте цветок в технике по-мокрому. Задание 2. Акварель и гуашь 2.1. Помогите акварели и гуаши найти свои свойства. Соедините стрелочками. АКВАРЕЛЬ Прозрачность Четкость Непрозрачность плотность расплывчатость ГУАШЬ воздушность водянистость слои перетекают друг в друга матовость накладывание слоев, виден только верхний 2.2. Выполнить натюрморт в акварельной технике и технике гуаши. Задание 3. Пастель Выполнить рисунок на свободную тему пастелью. Задание 4. Лепка (пластилин) 4.1. Создайте из пластилина ваши любимые овощи и фрукты в объеме. 4.2. Создайте из пластилина котенка или собачку в рельефе. 16 белесоватость Приложение 2 Диагностическая карта выявления компетенций по теме «Акварельные карандаши» Форма – наблюдение, рисунок Критерии. 0- 2 - ниже среднего уровень; 3-средний уровень; 4-5 выше среднего уровень. № п/ п Ф.И. ребенк а ТЕОРИЯ Знание техник рисовани я ПРАКТИКА Знание алгоритм а работы ОБЩЕУЧЕБНЫЕ Умение Соблюдени Доведени Умение «растворят е техники е работы организоват ь цвета» рисования до конца ь рабочее место Приложение 3 Диагностическая карта выявления компетенций по теме «Акварель» Форма – наблюдение, рисунок Форма – наблюдение, рисунок Критерии. 0- 2 - ниже среднего уровень; 3-средний уровень; 4-5 выше среднего уровень. № п/ п Ф.И. ребенк а ТЕОРИЯ Знание особенносте й работы с акварелью ПРАКТИКА Знание техник живопис и акварель ю ОБЩЕУЧЕБНЫЕ Умение Умение Доведени Соблюдени смешиват применят е работы е ь цвета ь до конца аккуратност свойства и акварели 17 Приложение 4 Диагностическая карта выявления компетенций по теме «Гуашь» Форма – наблюдение, рисунок Критерии. 0- 2 - ниже среднего уровень; 3-средний уровень; 4-5 выше среднего уровень. № п/ п Ф.И. ребен ка ТЕОРИЯ ПРАКТИКА ОБЩЕУЧЕБНЫЕ Знание Знание особеннос последовательн тей работы ости работы с гуашью Умение работать «мазкам и» Доведен ие работы до конца Умение применя ть свойств а гуаши Умение организов ать рабочее место Приложение 4 Диагностическая карта выявления компетенций по теме «Пастель» Форма – наблюдение, рисунок Критерии. 0- 2 - ниже среднего уровень; 3-средний уровень; 4-5 выше среднего уровень. № п/ п Ф.И. ребенк а ТЕОРИЯ ПРАКТИКА Знание Знание особенност преимущес ей работы с тв пастели пастелью Умение работат ь пастель ю 18 ОБЩЕУЧЕБНЫЕ Умение Доведени Умение применят е работы организова ь до конца ть рабочее свойства место пастели на рисунке Приложение 5 Диагностическая карта выявления компетенций по теме «Лепка (пластилин)» Форма – наблюдение, рисунок Критерии. 0- 2 - ниже среднего уровень; 3-средний уровень; 4-5 выше среднего уровень. № п/ п Ф.И. ребенк а ТЕОРИЯ ПРАКТИКА Знание Знание особенност алгоритм ей работы с а работы пластилино м Умение работать с пластилино м 19 ОБЩЕУЧЕБНЫЕ Умение Доведени Соблюдени создават е работы е ь до конца аккуратнос объемны ти е фигуры