Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества Программа рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании Методического совета МБУ ДО - ЦДТ протокол от 16.06.2023 №4 УТВЕРЖДАЮ ___________________/Т.Г. Хисамова Директор МБУ ДО - ЦДТ приказ от 16.06.2023 №38 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Танцевальный коллектив «Лира» Уровень Стартовый Возраст обучающихся 8-12 лет Срок реализации 9 месяцев Автор-разработчик: Безусова Наталья Сергеевна педагог дополнительного образования, Екатеринбург, 2023 г. 1 Содержание I. 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. Комплекс основных характеристик Пояснительная записка Цель и задачи программы Содержание программы Планируемые результаты программы 3 3 5 5 8 II. 2.1. 2.2. 2.3. Комплекс организационно-педагогических условий Календарный учебный график Условия реализации программы Формы аттестации/контроля и оценочные материалы 9 9 9 12 Список литературы Приложения 13 15 2 РАЗДЕЛ I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность программы: художественная. Актуальность программы соответствует запросу детей, родителей, педагогов. Данная программа способствует физическому, эстетическому развитию обучающихся, а также внимательности, аккуратности, усидчивости. Танцевальное искусство, как средство воспитания личности, обладает огромной силой. Занятия танцем приобщают ребенка к миру прекрасного, воспитывают в них художественный вкус. Общение с танцем учит детей слушать, воспринимать, оценивать музыку, развивать у них любовь к музыке, готовит из них будущих чутких слушателей и ценителей музыки. В танце находит выражение жизнерадостность и активность ребенка, развивается его творческая фантазия, творческие способности. Коллективные выступления перед зрителями являются главным воспитательным средством: переживание успеха приносит ему моральное удовлетворение; создаются условия для самореализации творческого потенциала; воспитываются чувства ответственности, дружбы Программа разработана на основе нормативно-правовой документации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в действующей редакции. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (в редакции 2013 г.). Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р). Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам". Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». Адресат Программа разработана для обучающихся 8-12 лет. Группы формируются по возрасту 8-9 лет, 10-12 лет. Для занятий формируются одновозрастные группы от 10 до 17 человек, специальных требований к начальному уровню подготовки обучающихся при приеме в творческое объединение нет. Психолого-педагогические особенности. Возрастные особенности детей 8-12 лет. Все еще слабо развита детская моторика, высокая утомляемость, эмоциональная возбудимость, развитие образной памяти (через красочный рассказ, яркие сравнения) – таковы особенности психического развития детей 8-12 лет. Рекомендации педагогу, занимающегося с этой возрастной группой; больше использовать игровых приемов; учитывать, что результат работы на первых занятиях влияет на дальнейший эмоциональный настрой и интерес к занятиям. Более продуктивна работа в парах; желательно главную роль 3 поручать менее уверенным в себе и не склонным к лидерству детям, т. к. им необходимо повышать самооценку. Запас двигательных навыков детей еще не велик. Движения детей еще плохо организованы и координированы для сложных упражнений. Относительная слабость мускулатуры и гибкость костей могут привести к плохой осанке и искривлению позвоночника. Двигательный аппарат ребенка недостаточно окреп, что вызывает необходимость внимания к дозировке упражнений. Режим занятий Продолжительность одного академического часа- 30 минут. Перерыв между учебными занятиями -10 минут. Длительность одного занятия: 2 академических часа. Периодичность занятий в неделю: 2 раза. Объем программы: 144 часа. Срок реализации программы: 9 месяцев. Программа стартового уровня. Предполагает минимальную сложность, предлагаемого материала для освоения содержания программы. Формы обучения и виды занятий Перечень формы обучения: групповая, индивидуально-групповая, фронтальная. Занятия проводятся в очной форме обучения, возможна дистанционная. Виды занятий: -учебно-тренировочное занятие - практическое занятие, направлено на получение и закрепление знаний и овладение определенными методами самостоятельной работы, формирует практические умения; - открытое занятие - итоговое занятие с показом достигнутых результатов в учебнотренировочной работе; - постановочно - репетиционное занятие - практическое занятие по систематизации, обобщению полученных знаний и оформление творческого продукта, в соответствии со склонностями и способностями учащихся; - концерты, конкурсы - публичная демонстрация творческих работ. Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: практическое занятие, беседа, тестирование, педагогическое наблюдение, выступления на различных концертах и мероприятиях и др. 4 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Цель обучения: приобщать детей к танцевальному искусству, способствовать эстетическому и нравственному развитию. Задачи: Обучающие: • дать представление о направлениях танца, об истории развития; • обучение основным элементам танца; Развивающие: • раскрыть и развить творческие способности обучающихся, эмоциональную отзывчивость на музыку; • развитие координации, гибкости, выносливости; Воспитательные: • развитие коммуникативных качеств, формирование сплоченного коллектива. • привить интерес к танцевальному творчеству. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ № 1 2 Количество часов 2 32 3 Название темы Вводное занятие. Комплекс упражнений на ориентировку в пространстве. Комплекс упражнений партерной гимнастики. 4 5 6 Танцевальные движения. Трюковые элементы современной хореографии. Итоговое занятие 40 38 2 Всего часов 144 № Тема УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Количество часов Всего Теория Практика 1. Вводное занятие. 2 1 1 2. Комплекс упражнений на ориентировку в пространстве: 2.1. Построение и перестроение. 2.2. Игры на ориентировку в пространстве. Комплекс упражнений партерной гимнастики: 3.1. Физическая 32 4 28 16 2 14 16 2 14 30 4 26 20 3 17 3. 30 Формы аттестации контроля Итоговая игра «Веселые игрушки» Викторина «Элементы», Тест «Гимнастика» 5 4. 5. подготовка. 3.2. Релаксация. Танцевальные движения: 4.1. Эстрадный танец. 4.2. Современный танец. 4.3. Уличные танцы. Трюковые элементы современной хореографии. 10 40 1 6 9 34 12 12 2 2 10 10 16 38 2 4 14 34 6. Итоговое занятие. 2 1 1 7. Всего. 144 20 124 Устный опрос «Танцевальные движения», Викторина «Что? Где? Когда?» Тест в картинках «Трюковые элементы» Анкетирование СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА Тема 1. Вводное занятие: Теория: беседа о технике безопасности, о форме одежды на занятии. Практика: знакомство друг с другом; знакомство детей с целью и задачами на учебный год; знакомство с правилами безопасности труда; входная диагностика физических данных. Тема 2. Комплекс упражнений на ориентировку в пространстве. Тема 2.1. Построение и перестроение: Теория: развитие умения ориентироваться в пространстве. Практика: построение в шеренгу, в круг, цепочкой; построение в колонну, в колонну по два, по три, по четыре; построение в пары, в шахматном порядке; перестроение из колонны по одному в колонну по два, по четыре; построение круга из движения врассыпную; перестроение в круг из шеренги; перестроение из колонны парами в колонну; перестроение из одного круга в два, три отдельных маленьких круга; перестроение из общего круга в кружочки по два, три человека и обратно в общий круг, сужение и расширение их. Тема 2.2. Игры на ориентировку в пространстве: Теория: развитие двигательной памяти, умение быстро реагировать на движения. Практика: «Зеркало»; «Телевизор»; «Найди клад»; «Море волнуется…». Тема 3. Комплекс упражнений партерной гимнастики: Тема 3.1. Физическая подготовка. Теория: беседа о правильном питании, освоение и выполнение упражнений по ОФП. Практика: 6 упражнения для развития подвижности голеностопного сустава, эластичности мышц голени и стоп; упражнения для развития выворотности ног и танцевального шага; упражнения для улучшения гибкости позвоночника; упражнения для улучшения подвижности тазобедренного сустава и эластичности мышц бедра; упражнения для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья, развития подвижности локтевого сустава; упражнения для исправления осанки; упражнения на укрепление мышц брюшного пресса. Тема 3.2. Релаксация Теория: освоение упражнений комплекса на релаксацию Практика: комплекс упражнений, направленный на постепенное расслабление (растяжка, релаксация) полное расслабление - «музыкальная релаксация» Тема 4. Танцевальные движения: Тема 4.1. Эстрадный танец: Теория: изучение и отработка танцевальных элементов, в комбинации включаются элементы современного танца. Практика: постановка корпуса; различные перегибы; движения рук; повороты на двух ногах из 6 позиции ног, переходы, скрестные шаги, вращения. танцевальные комбинации на основе выученных элементов. Тема 4.2. Современный танец: Теория: рассказ о появлении современного танца. Практика: Модерн: координация; изоляция; полицентрия; уровни; кросс, передвижение в пространстве. Контемпорари: кросс; прыжки; вращения; комбинации. Тема 4.3. Уличные танцы: Теория: рассказ о направлениях стиля, показ движений. Практика: Локинг: координация; изоляция; уровни; кросс, передвижение в пространстве; вращения; комбинации. Дэнсхолл: 7 координация; изоляция; уровни; кросс, передвижение в пространстве; вращения; комбинации. Танец вог (Vogue): координация; изоляция; уровни; кросс, передвижение в пространстве; вращения; комбинации. Тема 5. Трюковые элементы современной хореографии: Теория: правила безопасности при изучении и выполнении, знакомство с оборудованием при исполнении (маты, утяжелители) Практика: колесо; переворот на спину через плечо; мост с переворотом вперед, назад. Тема 6. Итоговое занятие Теория: анкетирование Практика: Проверка умений и навыков, приобретенных за год на открытом занятии. Праздничное закрытие учебного года. 1.4. Планируемые результаты освоения программы: Предметные: • знают направления танцев, об истории развития; • умеют выполнять основные элементы танца; Метапредметные: • имеют физические качества такие, как гибкость, выносливости и координация; • развиты творческие способности к эмоциональной отзывчивости на музыку; Личностные: • активно включаются в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; • проявляют чувство ответственности за индивидуальное и коллективное творчество. 8 РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1.КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Год обучения Дата начала обучения 2 15.09.23 Дата Количество Количество Количество окончания учебных учебных учебных обучения недель дней часов 31.05.24 36 72 144 Режим занятий 2 занятия по 2 часа в неделю 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Материально-техническое обеспечение №/№ Оборудование 1 2 3 Учебный кабинет с типовой мебелью Коврики гимнастические Музыкальный центр Единица измерения Количество на Количество на группу 1 шт шт 1 % использования в ходе реализации программы 100% 100% 1 100% Информационное обеспечение USB накопители с мультимедиа информацией; Программы: по обработке звука, звуко – и видеовоспроизводящие. Интернет источники: https://power.gybka.com, https://muzofond.fm, http://svoboda-tancevat.ru/2020/09/13/современные-подходы-к-танцевальной-п/ , https://disk.yandex.ru/i/hiPPtipij2OSRg , https://www.bodybalet.ru/fitness/kakoj-on-tanecsovremennoj-zhizni/ , https://гранитанца.рф/советы/7-упражнений-для-детей-всовременном-т Кадровое обеспечение Требования к квалификации: Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы и курсы повышения квалификации по направлению деятельности Методические материалы Программа обучения построена на общих педагогических принципах, каждый из которых реализуется в соответствии с задачами и содержанием хореографических дисциплин, и подчиняется их специфике: 9 принцип индивидуального подхода. Данный принцип определяется тем, что каждый ребёнок — это индивидуальность. Педагогу необходимо учитывать возраст, пол, физические данные. принцип «от простого к сложному». Дети определённого возраста изучают: доступные для них движения на определённый музыкальный размер, характер; акробатические упражнения. принцип последовательности. При освоении нового материала необходимо опираться на уже закреплённые упражнения, в противном случае обучение будет сводиться к механическому «натаскиванию» знания, умения, навыки закрепляются: а) путём повторения одних и тех же акробатических упражнений в одном направлении; б) путём исполнений комбинации с переменной, в разном темпе, в сочетании с другими элементами; в) разъяснений правил исполнения. Методы обучения 1. Практические методы: Методы обучения двигательного действия, т.е. - обучение в целом (применяется при разучивании простейших упражнений); - обучение по частям (расчленение сложного технического действия на самостоятельные элементы); Методы строго регламентированного упражнения: - равномерный (однократная работа с постоянной скоростью); - переменный (однократная работа с переменной скоростью); - интервальный (повторение одной и той же работы с указанным интервалом отдыха); - повторный (повторение одной и той же работы); Методы частично регламентированного упражнения: - игровой; соревновательный; круговой; стрейтчинг. 2.Словесный; беседы, лекции, 3. Наглядный: - показ упражнений педагогом; - демонстрация (фото, графические изображения, инструкции). 4. Основными формами работы являются: тренировки, репетиции. Педагогические технологии. Здоровье сберегающие технологии: Использование данных технологий позволяют равномерно во время занятия распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении. Личносто-ориентированные. За основу индивидуализации обучения я взяла – организацию образовательного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями обучающихся. Я провожу чёткое разделение обучающихся по уровню физической подготовленности, физического развития и состояния здоровья. Так же принимаю во внимание тип телосложения, темперамент, волевые качества, интересы. Проектные методы обучения: Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности обучающихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. 10 2.3.ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Программа предусматривает педагогические оценивания: Первичное педагогическое оценивание в начале учебного года (выявляет начальный уровень физической подготовленности обучающихся); Промежуточное педагогическое оценивание в середине учебного года (выявляет уровень освоения программы за полугодие); Контрольное педагогическое оценивание в конце учебного года (выявляет уровень освоения программы курса). Первичное педагогическое оценивание проводится с целью определения уровня знаний, умений и навыков в начале учебного года по итогам тестов. Основными формами контроля является текущий и итоговый контроль. Текущий контроль осуществляется на каждом занятии методом наблюдения, игр, опроса и устного контроля. Формами итогового контроля являются зачетные занятия и участие в мероприятиях различного уровня, где оценивается работа педагога и детей, осуществленная в течение учебного года. Педагог подводит итог учебно-воспитательной работы за год, проводя анализ творческих достижений обучающихся. Оценочные материалы к программе: 1. Индивидуальная карточка учета результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе (Приложение №1) 2. Тест «Гимнастика» (Приложение №2) 3. Устный опрос к теме «Танцевальные движения» (Приложение №3) 4. Викторина «Что? Где? Когда?» (Приложение №4) 5. Викторина «Элементы» (Приложение №5) 6. Практическое задание «Придумай сам» (Приложение №6) 7. Анкета для обучающихся по окончанию учебного года. (Приложение №7) 11 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Нормативные документы: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в действующей редакции. 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (в редакции 2013 г.). 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р). 4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р). 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 6. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об Утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 7. Приказ Министерства труда и социализации защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам". 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». 10. Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ). 12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК -641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»). 13. Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 14. Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461 ПП «О региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской области». 15. Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» № 136-д от 26.02.2021 12 16. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области №219-д от 04.03.2022 «О внесении в методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 №934-д. 17. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области № 195 Д от 22.02.2022 о проведении независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ 18. Постановление Администрации города Екатеринбурга № 3440 от 11.11.2022 г. «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в муниципальном образовании «город Екатеринбург». Список литературы для педагога: 1. Заболотская М.А. «Хореография». Издательство «Искусство», С.-Петербург,1998г. 2. Никитин В.Ю. «Модерн-джаз танец. Этапы развития. Метод. Техника». Издательство «Один из лучших», Москва 2004г. 3. Бекина С. и др. “Музыка и движение”, М., Просвещение, 1984 г. 4. Бондаренко Л. “Методика хореографической работы в школе”, Киев, 1998 г. 2. Пуртова, Т.В., учите детей танцевать [Текст]: учеб. - метод. пособие / Т.В. Пуртова; - М.: ВЛАДОС, 2013. – 234 с. 24 см. – 3000 экз. 3. Козлов, В.В. Физическое воспитание детей в учреждениях дополнительного образования: Акробатика. [Текст]: учеб. - метод. пособие / Козлов В.В. – М.: ВЛАДОС 2013.- 64 с.; 21 см. – 10 000 экз. ISBN 5-691-00798-Х. 4. Классический танец. Программа для хореографических отделений музыкальных школ и школ искусств. - М. –Л., 1982. 5. Климов А. А. Основы русского народного танца: Учебник для студентов вузов ис¬кусств и культуры. - М.: Издательство Московского института культуры. 1994. - 320с, с ил. 6. Костровицкая В. 100 уроков классического танца. - Л., 1980. 7. Костровицкая В., Писарев А. Школа классического танца. - Л: Искусство, 1968. 260с. 8. Красовская В.М. Западноевропейский балетный театр: Очерки истории: от истоков до середины XVIII века. - М.: Искусство, 3979. - 259 с, 40 ил. 9. Леонов Б. Музыкальное ритмическое движение. Минск, 1971. 10. Лисс С.Б. Образовательная программа театра танца «Ривьера». – Томск, ДДТ «У Белого озера». 2008. 11. Немеровский А.Б. Пластическая выразительность актера. – М: Искусство, 1976. 12. Нешевский Н.П. Изобразительное искусство и худ. труд. – М.: Просвещение, 1995. 13. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. М.: Просвещение, 1986,395с. 14. Ритмика и танец. Программа. - М. 1980. Литература для обучающихся и родителей: 1. Захаров Р.В., «Сочинение танца». М. 1989г. 2. Барышникова Т. “Азбука хореографии”, М., 1999 г. 3. Васильева, Т.К. Секрет танца. [Текст]: учеб. - метод. пособие /Т.К.Васильева. – Санкт-Петербург: Диамант, 2016– 180с.; 21 см. – 1000 экз. 4. Михайлова М. А., Воронина Н. В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. [Текст]: учеб. - метод. пособие / М.А. Михайлова, Н. В. Воронина - М: Ярославль, 2017. – 340с.; 21 см. – 2000 экз. 13 Приложения к программе Приложение №1. Индивидуальная карточка учета результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе (в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества) Фамилия, имя ребенка: Название объединения: Ф.И.О. педагога: Дата начала наблюдения Сроки диагностики Год обучения Входная Промеж Итоговая уточная Показатели 1. Теоретическая подготовка ребенка 1.1. Теоретические знания: а) Правила техники безопасности; в) Какие стили хореографии имеются; с) Название элементов. 1.2. Владение специальной терминологией. 2; Практическая подготовка ребенка 2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой: а) Уметь самостоятельно готовиться к занятиям; в) Выполнять комплексы упражнений для различных групп мышц; с) Освоение техники выполнения элементов и хореографических связок. 2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением. 3. Обще-учебные умения и навыки ребенка 3.1. Учебно-интеллектуальные умения: а) подбирать и анализировать специальную литературу; в) пользоваться компьютерными источниками информации; с) осуществлять проектно-исследовательскую работу 3.2. Учебно-коммуникативные умения: а) слушать и слышать педагога; в) выступать перед аудиторией; с) вести полемику, участвовать в дискуссии. З.З. Учебно-организационные умения и навыки: а) умение организовать свое рабочее место; в) навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности; с) умение аккуратно выполнять работу. 14 4. Предметные достижения обучающегося: 4.1. На уровне детского объединения; 4.2. На уровне центра; 4.3. На уровне района, города; 4.4. На уровне города; 4.5. На уровне области, 4.6. На региональном уровне. 4.7 На международном уровне. Приложение №2. Тест «гимнастика» 1. Что означает слово «гимнастика»? а – совокупность упражнений, методических приемов, которые используют для укрепления здоровья и развития физических данных (+); б – популярный вид спорта; в – набор специальных снарядов для тренировочного процесса; г – способ поддержания эмоционального здоровья. 2. Страна, в которой зародилась гимнастика: а – Польша; б – Германия; в – Древняя Греция (+); г – Россия. 3. Что называют стретчингом? а – специальная система упражнений, направленная на повышение гибкости, растяжение связок и мышц (+); б – виды упражнений на брусьях; в – комплекс упражнений на развитие ловкости и силы; г – ряд акробатических упражнений; 4. Основная задача стретчинга: а – развитие выносливости; б – укрепление мышечной ткани; в – расслабление и растягивание мышц до и после основной тренир овки (+); г – повышение эстетики тела. 5. Определение слова «акробатика»: а – разновидность гимнастики, специальные упражнения на ловкость, балансировку, силу, гибкость (+); б – метод развития и укрепления мышечной ткани; в – раздел гимнастики для детей; г – направление в цирковом искусстве. 6. Какие виды упражнений относятся к акробатике: а – цикличные; б – динамические и статические (+); в – упражнения на снарядах; г – силовые. 15 Устный опрос к теме «Танцевальные движения» 1. Что такое реггетон? Марка револьвера Современный танец + Растение семейства пасленовых Приложение №3. 2. Как называется модное танцевальное направление в фитнесе, исполняемое под зажигательную латиноамериканскую музыку? Зумба + Сальса Соул 3. Какое направление в танцах в стиле джаз считается одним из самых молодых? Фристайл Соул + Степ 4. Какого современного танцевального направления не существует? Тектоник Шаффл Грэм + 5. Какое направление в современных танцах носит исключительно женский характер? Бродвей Беллидэнс + Фанк 6. В какой стране зародилось танцевальное направление «хип-хоп»? В Бразилии В США + На Кубе 7. Как называется женское танцевальное направление в стиле хип-хоп? Hip-hop heels + Hip-hop femme Hip-hop vogue 16 Приложение №4. Викторина «Что? Где? Когда?» Ф.И. обучающегося 1. Танец - это? a) древнее восточное искусство, признанное эффективным фитнесом; b) ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определённую композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением; c) система специально подобранных физических упражнений. 2. Современный танец появился? a) В начале ХХ века; b) В конце XIX века; c) В начале XIX века. 3. Одним из современных танцев является? a) полька; b) модерн; c) хоровод. 4. Эстрадный танец появился? a) В начале ХХ века; b) В конце XIX века; c) В начале XIX века 5. Уличные танцы появились? И где? a) В 70-х годах XX века в США; b) В 80-х годах ХХ века в Индии; c) В 60-х годах ХХ века в Италии. 6. Одним из уличных танцев является? a) хип-хоп; b) валь; c) контемпорари. 17 Приложение №5. Викторина «Элементы» 1г.о. Ф.И. обучающегося 1. Разминка - это? a) система специально подобранных физических упражнений, основной отличительной чертой является то, что они проводятся «на земле»; b) комплекс упражнений, которые выполняются в начале тренировки с целью разогрева организма, разработки мышц, связок и суставов; c) разновидность гимнастики, включающая в себя упражнения на ловкость, гибкость, прыгучесть, силу и балансировку. 2. Шпагат - это? a) положение тела, при котором расставленные в противоположных направлениях ноги находятся на одной линии, а внутренние линии бёдер образуют угол в 180 градусов; b) упражнение представляет собой вращательное движение с обязательным последующим касанием опоры; c) упражнение, при котором тело принимает вертикальное положение ногами вверх в упоре. 3. Мостик - это? a) упражнение представляет собой вращательное движение с обязательным последующим касанием опоры; b) акробатическая фигура, при которой спортсмен, изогнув спину дугой из положения стоя за спину опирается на ладони и одновременно стоит на ступнях; c) прыжок назад с двух ног, прогнувшись в спине, на прямые руки с приземлением и после переворота на обе ноги. 4. Партерная гимнастика - это? a) разновидность гимнастики, включающая в себя упражнения на ловкость, гибкость, прыгучесть, силу и балансировку; b) система специально подобранных физических упражнений, основной отличительной чертой является то, что они проводятся «на земле»; c) комплекс упражнений, которые выполняются в начале тренировки с целью разогрева организма, разработки мышц, связок и суставов. 5. Акробатика - это? a) разновидность гимнастики, включающая в себя упражнения на ловкость, гибкость, прыгучесть, силу и балансировку; b) система специально подобранных физических упражнений, основной отличительной чертой является то, что они проводятся «на земле»; c) комплекс упражнений, которые выполняются в начале тренировки с целью разогрева организма, разработки мышц, связок и суставов. 6. Складка - это? a) сед на ягодицах, ноги вместе впереди, а живот полностью лежит на ногах, руки обхватили пятки, коленки натянуты как «струночки»; b) положение тела, при котором расставленные в противоположных направлениях ноги находятся на одной линии, а внутренние линии бёдер образуют угол в 180 градусов; c) акробатическая фигура, при которой спортсмен изогнув спину дугой из положения стоя за спину опирается на ладони и одновременно стоит на ступнях. 18 Приложение №6. № п/п Ф.И. обучающихся Оценивание практических умений Танцеваль Техничес Умение Эмоциона Общее ная ки импровиз льность, кол-во память правильн ировать воображе баллов ое ние исполнен ие движений Примеча ния 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 5 баллов - по всем параметрам получают дети, обладающие высоким уровнем способностей, с легкостью исполняющие задания педагога. 4 балла - получают дети, хорошо справляющиеся с заданиями, обладающие средним уровнем способностей. 3 балла - если ребёнок испытывает трудности, показывает низкий уровень способностей. 2 балла - ребёнок не понимает педагога, не может выполнить задания, плохая память, координация и чувство ритма отсутствуют. Общее количество баллов по предмету -19 - 20 - баллов - высокий уровень подготовки; -17 - 18 - балла – выше среднего; -14 -16 - средний -11 - 13 - ниже среднего - 8 - 10 - низкий уровень подготовки. 19 Приложение №7 Тест в картинках «Трюковые элементы» 1. 2. 3. 4. 5. 20 6. Приложение №8. Итоговая игра «Веселые игрушки» Цель: закрепить навыки ориентировки в микропространстве. Игра на закрепление знания левой и правой руки. Попросить детей поднять вверх правую руку, левую ногу, топнуть правой ногой, дотронуться левой рукой до правого уха, завести левую руку за спину и т.д. Приложение №9. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Анкета для обучающихся по окончанию учебного года. Как давно ты посещаешь это объединение? ___________________________________________________ Почему ты выбрал(а) это объединение? ___________________________________________________ Часто ли ты без причины пропускаешь занятия? ___________________________________________________ Что больше всего тебе нравится в работе объединения? ___________________________________________________ Испытываешь ли ты трудности при выполнении заданий преподавателя? ___________________________________________________ Как ты считаешь, приносят ли тебе пользу занятия? Если да, то какую? ___________________________________________________ Сколько раз в неделю ты хотел(а) бы заниматься в объединении? ___________________________________________________ Твои планы на будущее. Хотел(а) бы ты посещать занятия этого объединения в следующем году? ___________________________________________________ 9. Выбери (отметь знаком «+») ту рожицу, которая соответствует твоему настроению во время занятий в объединении. 21