Использование игровых технологий на занятиях объединения «Клаксон» в обучении младших школьников Правилам дорожного движения

31.01.2025

Статья размещена по ссылке: https://konkurs2016.ru/publikacii/dopolnitelnoe/ispolzovanie-igrovyh-tehnologij-na-zanatiah-obedinenia-klakson-v-obucenii-mladsih-skolnikov-pravilam-doroznogo-dvizenia

Использование игровых технологий на занятиях объединения «Клаксон» в обучении младших школьников Правилам дорожного движения

     В нашей стране ситуация с детским дорожно-транспортным

травматизмом была и остаётся очень тревожной. Статистика дорожно-транспортных происшествий свидетельствует, что дети нередко оказываются в аварийных ситуациях.

     Причиной многих ДТП чаще всего становятся сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых. От того, насколько хорошо ребёнок усвоил правила безопасного поведения и как применяет их в реальной ситуации в улично-дорожной сети, зависит его здоровье.

     Для нас, взрослых самое ценное – здоровье и жизнь ребёнка. Очень важно, чтобы соблюдение правил безопасности стало нормой и образом жизни детей и взрослых.

     Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких пешеходов, которых уже сейчас подстерегают серьёзные трудности и опасности. Поэтому изучение Правил дорожного движения целесообразно начинать в раннем возрасте.

     Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

     Актуальность и практическая значимость обучения и воспитания и в целом профилактики детского дорожно- транспортного травматизма подчёркивается высокими статистическими показателями.

     В младшем школьном возрасте игра остается одним из основных видом деятельности. Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенстввуется самоуправление поведением. Ребёнок хочет играть, он играет и познаёт окружающий мир. Игра даёт возможность ребёнку проявить себя. Играя, он не только обучается, но и закрепляет полученные умения и навыки, что способствует формированию положительных привычек.

     Игре предается особое педагогическое значение. Игра – это

·       фактор развития рбенка;

·       способ приобщения ребенка к миру культуры;

·       щадящая форма обучения ребенка жизненно важным умениям;

·       ознакомление ребенка с широким спектром видов человеческой деятельности;

·       деликатое диагностирование социального развития ребенка;

·       простой и легкий способ формирования товарищества и дружбы между детьми, один из способов формирования гуманистической атмосферы в группе и т.д.

   Итак, педагогическая игра отличается от любой другой игры тем, что она обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обусловлены, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. На основе педагогической игры разработаны педагогические технологии игры. Они так и называются – игровые технологии.

Причиной изобретения игровых педагогических технологий являются главные черты, присущие большинству игр, такие как:

·       свободная развивающая деятельность,

·       творческий, в значительной мере импровизированный, очень активный характер этой деятельности,

·       чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение», соперничество, состязательность, конкурениция,

·       наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую или временную последовательность ее развития.

     Важность игры невозможно исчепать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель человеческих отношений и проявлений в труде

      Значительное место в обучении младших школьников уделяется именно игровым технологиям, позволяющим организовывать разнообразные виды деятельности и поддерживать постоянный интерес учащихся к изучению Правил дорожного движения. Обучая посредством игры, я учу детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

     Исходя из психологических особенностей младших школьников, для поддержания интереса и качественного усвоения программного материала было созданно объединение «Клаксон». На занятиях обучающиеся не пассивные зрители и слушатели, а активные и творческие участники.  Хочу такой сайт

     При обучении детей правилам дорожной безопасности я широко использую самые разнообразные игры:

· ролевые и ситуативные игры;

· театрализованные и игры-драматизации;

· дидактические;

· с использованием макетов;

· компьютерные;

· интеллектуально-познавательные.

     Ценность многих игр заключается в том, что их можно изготовить своими руками вместе с обучающимися из разного материала, а также придумать разные варианты игр.

     В начале года мы с детьми изготовливаем небольшой макет

(берем лист плотного картона, выполняем аппликация детского автогородка) Планируем проезжую часть, тротуары, игровые площадки, наносим линии дорожной разметки), либо мы используем готовое ковровое покрытие или шаблоны плакатов. С этими макетами обучающиеся работают в течение года: расставляют дорожные знаки, моделируют дорожные ситуации и сами их разрешают. Выполняют разные задания: помоги пешеходу перейти перекрёсток, найди нарушителей, найти «дорожные ловушки», ведут фигурки пешеходов по безопасному маршруту и т.д.

     Ролевая игра – форма моделирования обучающимся, прежде всего социальных отношений и свободная импровизация, не подчинённая жёстким правилам, неизменяемым условиям. В ситуативных и ролевых играх дети разыгрывают самые разнообразные проблемные ситуации («Пешеходы и водители», «Мы – пассажиры», «Регулируемый перекрёсток» и др.), в которых могут показать практические навыки и умения. Обучающиеся придумывают сюжет, распределяют роли (вызов скорой, ГАИ, интервью журналиста, опрос инспектором, затем ведущий программы «Главная дорога» сообщает о происшествии, даёт советы дорожной безопасности).

     Для закрепления пройденного материала проводим различные игры, например, «Дорожные знаки», команды, участвуют в интерактивных играх, выполняют различные задания: кто быстрее соберёт дорожный знак, кто больше назовёт дорожных знаков, кто быстрее и правильнее решит ту или иную дорожную ситуацию, разгадает ребус или кроссворд и другие.

     Обучающимся нравится игра «Давайте познакомимся». Они рассказывают о дорожных знаках в определённой последовательности: как называется дорожный знак, как узнать его назначение (геометрическая форма, цвет, символ, вид), При этом используют различные формы подачи материала. Это могут быть загадки, стихи, сказки и т.д. Такие игры способствуют развитию речи, моторики, эмоциональному восприятию.

     Дидактические игры требуют умения расшифровывать, распутывать, разгадывать. Поэтому особое место отводиться играм: «Подбери символ к дорожному знаку», «Собери дорожный знак»  (разрезные картинки используются как пазлы); такие игры, где из мелких частей нужно собрать одно целое  (транспорт, светофор, дорожный знак); игры на классификацию: «Распредели знаки по группам», «Дорожный узелок» (пособие из картона с прорезями), в него дети собирают дорожные знаки, это могут быть определённые группы знаков, знаки для пешехода, знакомство с новым знаком, дорожное лото, умный шнурок и другие.

     Компьютерные игры развивают быстроту мысли, способствуют закреплению пройденного материала: «Раскраска дорожных знаков», «Викторина», «Игра по правилам дорожного движения».  Они преподносятся младшим школьникам в интересной, игровой форме, с участием героев мультфильмов. От участия в компьютерных играх они получают не только удовольствие, но и обучаются.

     Проявить себя, показать чему научились, дети могут в интеллектуально-познавательных играх, игровых программах. Подбор игр объединяется одним сюжетом, тематикой (игры-путешествия, кветы, занимательные викторины др.): «Безопасная прогулка», «Самый умный на дороге», «Звёздочки дорожной безопасности», «Я знаю дорожные знаки», «Всем без исключения знать правила дорожного движения» и т.д.

     В заключении хотелось бы сказать, вопросам безопасности

дорожного движения всегда уделялось большое внимание. Пропаганда безопасности дорожного движения – это целенаправленная деятельность по распространению знаний, касающихся вопросов обеспечения безопасности дорожного движения, разъяснению законодательства, правовых норм регламентирующих поведение участников дорожного движения, чтобы оградить ребенка от опасности, нужно как можно раньше начать готовить его к встрече с улицей, знакомить с правилами дорожного движения, с дорожными знаками. Следует научить их ориентироваться в пространстве, сформировать у них навыки культуры поведения на улице, в транспорте. Это позволит уменьшить вероятность дорожно-транспортных происшествий. В этом случае игра, моделируя реальные ситуации и действия, выступает мощным средством обучения, которое позволяет избежать на практике негативного влияния окружающей среды. Игра должна натолкнуть  обучающихся на самостоятельный выбор принятия решения в реальной ситуации. Знания правил дорожного движения и поведения на улице для современных детей должны стать основным ориентиром. Ведь от них зависит жизнь подрастающего поколения. И если игра поможет им усвоить эти правила и каноны, значит, эти технологии эффективны в обучении младших школьников Правилам дорожного движения.

       

Используемая литература:

1. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма /сост. В.Н. Кирьянова. М.: Издательский дом Третий Рим, 2007. 56 с./

2. Селевко Г.В. Современные образовательные технологии. М.: «Народное образование», 1998. 256 с.

3. Эльконин Л.Б. Психология игры. 2-е изд-е.М.: Туманит. Изд. центр Владос, 1999.

4. Яковлев В.Ф. Комментарии к Правилам дорожного движения Российской Федерации / В.Ф Яковлев. М.:Издательский дом третий Рим, 2008. 192 с.




Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 05.05.2025

Дата обновления: 05.05.2025

Дата публикации: 31.01.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».