ДООП Шахматный клуб Рапид START

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества

Программа рассмотрена и рекомендована
к утверждению на заседании
Методического совета МБУ ДО - ЦДТ
протокол от 18.08.2025 №1

УТВЕРЖДАЮ
___________________/Т.Г. Хисамова
Директор МБУ ДО - ЦДТ
приказ от 18.08.2025 №51-ОД

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно - спортивной направленности
Шахматный клуб «Рапид. START»
Возраст обучающихся: 6 -12 лет
Срок реализации – 4 месяца
Стартовый уровень

Автор-разработчик:
Марьина Наталья Викторовна
Гордеева Ольга Викторовна
Ермолаев Федор Николаевич
педагог дополнительного образования,

Екатеринбург, 2025
1

I.
1.1
1.2.
1.3.
II.
2.1.
2.2.
2.3.

Содержание
Комплекс основных характеристик
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Содержание программы
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарно-учебный график
Условия реализации программы
Форма аттестации и контроля
Список литературы
Приложения

3
3
4
5
8
8
8
9
10
12

2

РАЗДЕЛ I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
1.1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы: физкультурно - спортивная.
История шахмат насчитывает не менее полутора тысяч лет. Эта игра проникла во
многие культуры, испытала их влияние, и дошла до нашего времени.
Шахматная игра развивает: способность согласовывать свои стремления со своими
умениями, навыки быстрого принятия решений в трудных ситуациях, умение достойно
справляться с поражением, общительность и коллективизм. При обучении игре в шахматы
стержневым моментом занятий становится деятельность самих обучающихся, когда они
наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют
закономерности.
Актуальность программы базируется на современных требованиях модернизации
системы образования, способствует соблюдению условий социального, культурного и
личностного самоопределения, а также творческой самореализации детей, воспитывает
усидчивость, самообладание, психологическую устойчивость, рациональность; развивает
логическое мышление. Таким образом, программа соответствует социальноэкономическим потребностям нашего региона и города, социальному заказу на
образовательные услуги, поскольку отражает потребности и индивидуальные особенности
потенциальных обучающихся, ожидания родителей, требования и ожидания
образовательных учреждений профессионального образования, требования социума,
общественности, государства.
Программа разработана на основе нормативно-правовой документации:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» в действующей редакции.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации (в редакции 2013 г.).
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам".
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533
«О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196.
Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
Адресат
Программа разработана для обучающихся 6 -12 лет. Группы формируются по
возрасту: 6-8 лет, 9-10, 11-12 лет.
3

Программа строится с учетом личностных (возрастных) потребностей, обучающихся
в этом возрасте обучающиеся обычно с удовольствием, решают всевозможные логические
задачи, любят головоломки – особенно если работа в разумных пропорциях распределяется
между головой и руками. Именно это и позволяет наилучшим образом «ввести» учеников
в мир разумного, интересного.
Для занятий формируются группы от 10 до 15 человек, специальных требований к
начальному уровню подготовки обучающихся при приеме в творческое объединение нет.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа- 40 минут.
Перерыв между учебными занятиями -10 минут.
Длительность одного занятия: 2 академических часа.
Периодичность занятий в неделю: 2 раза.
Объем программы: 70 часов.
Стартовый уровень предполагает использование и реализацию общедоступных и
универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для
освоения содержания общеразвивающей программы.
Срок реализации программы: 3 месяцев.
Формы обучения и виды занятий
Форма обучения: очная, возможна в дистанционной.
Виды занятий: основная форма занятия - комбинированное занятие, которое
включает в себя организационную теоретическую и практическую части, турниры;
Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы
материалов, пособий и иллюстраций.
Теоретическая работа с детьми проводится в форме бесед, анализа сыгранных
ребятами партий, разбора партий известных шахматистов; учащиеся готовят доклады по
истории шахмат.
Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и сеансы
одновременной игры с руководителем, конкурсы по решению задач, этюдов, игровые
занятия, турниры, игры с гандикапом и другое.
1.2.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Цель программы – привитие интереса к шахматной игре, подготовка юных шахматистов,
владеющих начальными навыками стратегии, тактики и техники шахматной борьбы, основами
общей шахматной культуры.

Задачи программы:
Обучающие:
•
•

Знакомить с основными понятиями, правилами и историей шахматной игры.
Обучать правилам хода и взятия каждой фигуры.

Развивающие:
•
Развивать системное мышление, долговременную
концентрацию внимания;
Воспитательные:

и

оперативную

память,

•
Сформировать положительные эмоции, благоприятный психологический климат в процессе
досуговой деятельности и межличностного общения.

4

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАМЫ
№

Наименование темы

Всего

Теория

1
2
3
4

Введение
История развития шахмат
Базовые понятия шахматной игры
Турниры

2
8
50
4
64

1
4
20
25

Практика Формы
аттестации и
контроля
1
Наблюдение
4
Наблюдение
30
Наблюдение
4
Наблюдение
39

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
1.
Введение.
Теория. Первое знакомство с шахматами.
Практика. Расстановка фигур на доске.
2.
История развития шахмат.
Теория. Сведения о возникновении шахмат и появлении их на Руси. Знакомство с
чемпионами мира по шахматам и ведущими шахматистами мира.
Практика. Правила хода и взятия каждой фигуры.
3.
Базовые понятия шахматной игры
Теория. Шахматная доска, шахматные фигуры, начальная позиция фигур. Шахматная
нотация. Ценность шахматных фигур. Нападение, взятие. Шах, мат, пат. Рокировка. Взятие
на проходе. Превращение пешки. Матование одинокого короля различными фигурами.
Начало шахматной партии. Материальное преимущество. Правила шахматного этикета.
Дебютные ошибки
Практика. Правила хода и взятия каждой фигуры. Практика матования одинокого короля.
Игровая практика с записью шахматной партии.
4.
Турниры
Практика. Игровая
практика
с
записью шахматной
партии.
Использование шахматных часов.
1.3.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ
Предметные результаты:
•
•

Знают основные понятиями, правила и историю шахматной игры.
Знают правилам хода и взятия каждой фигуры.

Метапредметные результаты:
•
Развито системное мышление, долговременную и оперативную память,
концентрацию внимания;
Личностные результаты:
•
Сформированы положительные эмоции, благоприятный психологический климат в
процессе досуговой деятельности и межличностного общения.

5

РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год
обучения
1

Дата
Дата
Количество Количество Количество
начала
окончания
учебных
учебных
учебных
обучения
обучения
недель
дней
часов
15.09.2025 31.12.25
16
32
64

Режим
занятий
2 занятия по
2 часа в
неделю

6

2.1.

КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Учебн
ая
недел
№
я

1

2

1

3

4

2

Тема учебного занятия

Первое знакомство с
шахматами. Шахматная
доска
Сведения о возникновении
шахмат и появлении их на
Руси.
Знакомство с чемпионами
мира по шахматам и
ведущими шахматистами
мира.
Знакомство с чемпионами
мира по шахматам и
ведущими шахматистами
мира.

5

Правила хода и взятия
каждой фигуры.

6

Начальная расстоновка фигур
на доске. Фланги и центр. Цель
игры. Шахматный ход.

3

7

Король, его месторасположения
на исходной позиции, правила
хода и взятие фигур противника

8

4

Ладья, её месторасположения
на исходной позиции, правила
хода и взятие фигур противника

5

Слон, его месторасположения
на исходной позиции, правила
хода и взятие фигур противника
Ферзь, её месторасположения
на исходной позиции, правила
хода и взятие фигур противника

9

10

Конь, его месторасположения
на исходной позиции, правила
хода и взятие фигур противника

11

12

13

6

7

Ничья, её разновидности
Рокировка

Форма
учебного
занятия
Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие

Колво
часов

2
2

2
Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие

Форма контроля
Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание

2

Наблюдение.
Практическое
задание

2

Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание

2

2

2

2

2

2

2

2

7

Превращение пешки в
другие фигуры

14

Взятие на проходе

15

16

8

миттельшпиль

17

18

9

10

11

12

13

27

28

14

29

30

Вилка.
Вилка. Избавление от вилки.

25

26

Связка.
Связка. Избавление от
связки.

23

24

Шахматная нотация
Защита

21

22

эндшпиль
Шахматная нотация

19

20

дебют

15

Открытое нападение
"Детский мат". Мат в два
хода.
Способы матования
одинокого короля тяжёлыми
фигурами. Линейный мат.
Способы матования
одинокого короля тяжёлыми
фигурами. Мат Ферзем.
Способы матования
одинокого короля тяжёлыми
фигурами. Мат ладьёй.

Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание
8

31

Товарищеские матчевые
встречи

32

Товарищеские матчевые
встречи

16

Турнир

2

Турнир

2

Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-технические обеспечение
№№

Оборудование

1

Учебный
кабинет
с
типовой мебелью
Комплект
шахматных
фигур с доской;
Шахматные часы;
Бланки (или тетради) для
ведения
шахматной
нотации;
Магнитная шахматная
доска с фигурами

2



3
4




5



Единица
измерения

Количество на
группу

шт

1

%
Использования
в
ходе
реализации
100%

шт

15

100%

шт
шт

7
15

100%
100%

шт

1

100%

Кадровое обеспечение
Требования к квалификации: Высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование в области, соответствующей профилю объединения без
предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или
среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование
по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы
и курсы повышения квалификации по направлению деятельности.
Методические материалы:
1.Програмное обеспечение;
2.Учебная литература
3.Демонстрационные тематические фильмы;
4.Мультфильмы и отрывки из к/ф. о шахматах;
5.Наглядное пособие (портреты шахматистов, основные схемы и правил хода фигур);
6.Сборник шахматных задач.
Для обучения детей игре в шахматы используют разнообразные методы и приемы:

Информационно-рецептивный - совместная деятельность педагога и ребёнка.

Репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности

Практический - использование детьми на практике полученных знаний

Словесный - краткое описание и объяснение действий,

Проблемный - постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование
готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.
9


Игровой - использование сюжета игр для организации детской деятельности,
персонажей для обыгрывания сюжета.
Информационное обеспечение
Шахматная доска: http://chess-board.ru/
Шахматные фигуры: https://xchess.ru/shakhmatnye-figury.html
Что такое шах в шахматной партии: https://chessmatenok.ru/chto-takoe-shah-v-shahmatah/
Шахматные партии: https://www.youtube.com/playlist?list=PLn-

X4XaP0l8NmLz1kjQ_SIEYW8c1lWmpe
Учимся играть в шахматы: http://2018.vospitately.ru/publikacii-vospitateley/iyul/no-4140uchimsya-igrat-v-shahmaty-igrovye-situacii-dlya-doshkolnikov/

2.3.ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ
МАТЕРИАЛЫ
Формами отслеживания роста предметной компетенции являются:
• Педагогическое наблюдение, практическое задание.
• Учет результативности участия обучаемых в турнирах.
Способы проверки результатов освоения программы:
Входное оценивание - позволяет выявить уровень обучающихся вначале года.
Текущее оценивание. Осуществляется на каждом занятии. Выучивание и исполнение
комбинаций - это практическая деятельность.
Тематическое оценивание. Происходит по завершению изучения какой- либо темы.
Контролером своих знаний и навыков является сам ребенок. Он может сравнить свои
навыки и умения игры с навыками и умениями своих товарищей, оценить свой уровень и
стремиться к улучшению своих результатов.
Промежуточное оценивание – позволяет констатировать творческие изменения, которые
происходят у детей в ходе освоения программы.
Итоговая аттестация - как результат деятельности за год. Формой итогового контроля
можно считать участие детей в турнирах.

10

1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» в действующей редакции.
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации (в редакции 2013 г.).
3.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
4.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
6.
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об Утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
7.
Приказ Министерства труда и социализации защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам".
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533
«О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196.
10.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
11.
Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
12.
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ).
13.
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК -641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»).
14.
Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области
от 30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
15.
Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461 ПП «О
региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской
области».
11

16.
Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО «Дворец
молодежи» № 136-д от 26.02.2021
17.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
№219-д от 04.03.2022 «О внесении в методические рекомендации «Разработка
дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях»,
утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 №934-д.
18.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
№ 195 Д от 22.02.2022 о проведении независимой оценки качества дополнительных
общеобразовательных программ
19.
Постановление Администрации города Екатеринбурга № 3440 от 11.11.2022 г. «Об
утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного
образования детей в муниципальном образовании «город Екатеринбург».
Литература, использованная при составлении программы:
1. А.С.Трофимова, Учебник юного шахматиста Ростов н/Д: Феникс, 2013;
2. В.Г.Гришин, Малыши играют в шахматы, - М.: Просвещение, 1991;
И.Г.Сухих, Приключения в шахматной стране, - М.: Педагогика, 1991.
3. Иващенко С.Ю. Учебник шахматных комбинаций. Том 1. -Ульяновск: «Русский
шахматный дом», 2018
4. Иващенко С.Ю. Учебник шахматных комбинаций. Том 2. - Ульяновск: «Русский
шахматный дом», 2018
5. Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры – Архангельск: «Russian CHESSHouse», 2017
6. E.П. Быкова, Т.И. Локтева Шахматы для малышей Ростов н/Д: Феникс, 2012;
Литература для обучающихся и родителей:
1. Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в шахматное королевство. - М.: ФиС, 1988.
2. Иващенко С. Учебник шахматных комбинаций. -М.: Кирсанчесс, 1997
3. Костров В.В.: Эта книга научит играть в шахматы детей и родителей: Учебное пособие /
В.В. Костров. – Санкт-Петербург: Издательство Литера, 2019.

12

Приложения к программе
Приложение № 1
Тестовые задания к теме «Осваиваем правила игры»
1. Какая страна родина шахмат?
А) Россия; В) Индия; Б) Китай; Г) Монголия.;
2. Сколько горизонталей на шахматной доске?
А) 16; В) 8; Б) 64 Г) 32.;
3. Как называются косые ряды полей на шахматной доске?
А) Вертикали В) Диаграммы; Б) Горизонтали; Г) Диагонали.
4. Найди среди фигур тяжелую фигуру:
А) Конь; В) Ладья; Б) Слон; Г) Пешка.
5. Назови среди фигур легкую фигуру:
А) Ферзь; В) Слон; Б) Пешка; Г) Ладья.
6. Какая фигура всегда ходит только на одно поле?
А) Король; В) Пешка; Б) Конь; Г) Ферзь.
7. Фигура, которая может превратиться в любую фигуру, кроме короля, достигнув
последней горизонтали:
А) Конь; В) Ладья; Б) Слон; Г) Пешка.
8. Стадия шахматной партии, в которой происходит мобилизация сил, рокировка: А)
Миттельшпиль; В) Дебют; Б) Эндшпиль; Г) Начальная позиция.
9. Окончание шахматной игры, в котором с обеих сторон имеются только пешки:
А) Миттельшпиль; В) Дебют; Б) Пешечный эндшпиль; Г) Стратегия.
10. Нападение на пешку или фигуру, прикрывающую короля, или другую, более ценную
фигуру:
А) Рокировка; В) Связка; Б) Мат; Г) Стратегия.
11. Положение, в котором король стороны, имеющей очередь хода, не находится шахом,
но не имеет ни одного хода, причем все остальные фигуры и пешки также лишены ходов:
А) Мат; В) Пат; Б) Ничья; Г) Вечный шах.
12. Стадия шахматной партии, где главная цель – объявить мат противнику или принудить
его сдаться:
А) Миттельшпиль; В) Дебют; Б) Эндшпиль Г) Начальное положение.
13. Одновременное нападение на две фигуры:
А) Ложка; В) Вилка; Б) Крышка; Г) Тарелка.
14. Шах, при котором, фигура, делающая ход, открывает линию действия другой фигуры,
под ударом которой оказывается король?
А) Двойной шах; В) Открытый шах; Б) Кованый шах; Г) Спертый шах.
13

15. Партия, в которой, для достижения мата или захвата центра, жертвуется сильная фигура:
А) Стратегия, В) Гамбит; Б) Дебют; Г) Комбинация.
16. Самая ценная фигура в шахматном войске:
А) Ферзь; В) Король; Б) Ладья; Г) Пешка.
Ответы: 1) В 2) В 3) Г 4) В 5) В 6) А 7) Г 8) В 9) Б 10) В 11) В 12) Б 13) В 14) В 15) В 16) В
Критерии оценивания:
«Выше среднего уровня» - от 13-16 правильных ответов;
«Средний уровень» - от 8-13 правильных ответов;
«Ниже среднего» - меньше 8 правильных ответов.

14

Приложение 2.
Фиксация динамики образовательных результатов, обучающихся в объединении
«Ход конем»
Показатели
(оцениваемые
параметры)

Критерии

Степень
выраженности
оцениваемого
качества
1.Теоритические навыки и умения игры в шахматы:
1.1. Свободное
Соответствие минимальный
владение стратегией и теоретических уровень
тактикой игры
знаний
(ребенок овладел
ребенка
менее
чем
1\2
шахматным
объема
правилам
знаний,
предусмотренных
программой);
средний
уровень (объем
усвоенных знаний
составляет
более
1\2);
максимальный
уровень (ребенок
освоил
практически весь
объем знаний,
предусмотренных
программой
за
конкретный
период).
1.2.
Осмысленность минимальный
Владение специальной и
уровень (ребенок,
терминологией
правильность
как
правило,
использования
избегает
специальной
употребления
терминологии
специальных
терминов);
средний
уровень (ребенок
сочетает
специальную
терминологию
с
бытовой);

Баллы Методы
диагностики

1-2

Наблюдение
тестирование

3

4-5

1-2

Наблюдение
тестирование

3

15

максимальный
4-5
уровень (специальн
ые
термины
употребляет
осознанно
и
в
полном
соответствии с их
содержанием).

2. Учебно - интеллектуальные умения:
2.1. Логическое
интеллектуальное
мышление

2.2. Оперативная
память

2.3.Аналитические
данные

и Способность
минимальный
просчитать ряд уровень
возможных
ходов
противника
средний уровень
максимальный
уровень
Способность
минимальный
запоминать
уровень
типовые
умений (ребенок
позиции и свои испытывает
предыдущие ш серьезные
аги
затруднения
с
запоминанием хода
игры);
средний
уровень (запоминае
т ход игры с
помощью
педагога);
максимальный
уровень (ребенок
самостоятельно
запоминает
ход
игры).
Способность
начальный
проведение
(элементарный)
анализа
уровень развития
позиции фигур анализа (ребенок в
на шахматной состоянии
доске
выполнить
лишь
простейшие
практические
задания педагога);
репродуктивный
уровень (выполняет
задания на основе
образца);

1-2

Наблюдение,
Анализ
результатов
сыгранных
турниров

3
4-5
1-2

Наблюдение,
Анализ
результатов
сыгранных
турниров

3

4-5

1-2

Наблюдение,
Анализ
результатов
сыгранных
турниров

3

16

2.4.Концентрации
внимания

аналитический
4-5
уровень (выполняет
практические
задания
с
элементами
собственного
анализа).
Способность
начальный
удерживать
в (элементарный)
памяти
уровень
информацию,
концентрации
происходящую
внимания;
на доске
репродуктивный
уровень;
максимальный
уровень (ребенок
хорошо
сосредоточен над
процессом игры).

Наблюдение

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».