ДООП Изостудия Три жирафа

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества

Программа рассмотрена и рекомендована
к утверждению на заседании
Методического совета МБУ ДО - ЦДТ
протокол от 18.08.2025 №1

УТВЕРЖДАЮ
___________________/Т.Г. Хисамова
Директор МБУ ДО - ЦДТ
приказ от 18.08.2025 №51-ДООП

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности

Изостудия «Три жирафа»
Уровень

Базовый

Возраст обучающихся

10– 15 лет

Срок реализации

2 года

Автор-разработчик:
Махнёва Ольга Владимировна
Неуймина Ольга Юрьевна
педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2025 г.

Содержание
I.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
II.
2.1.
2.2.
2.3.

Комплекс основных характеристик
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Содержание программы
Планируемые результаты программы
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Условия реализации программы
Форма аттестации и контроля
Список литературы

3
3
6
6
9
11
11
11
13
15

Приложения

17

2

РАЗДЕЛ I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы: художественная.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной
изостудия «Три жирафа» направленности разработана на основе нормативно-правовой
документации:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
в действующей редакции.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам".
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации (в редакции 2013 г.).
Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»;
Федеральный закон от 13.07.2020 № 189 ФЗ «О государственном (муниципальном)
социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»;
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих
программ» в соответствии с социальным сертификатом.
Устав МБУ ДО-ЦДТ.
Актуальность общеразвивающей программы с обусловлена одной из задач,
изложенной в Концепции развития системы образования на территории Свердловской области
на период до 2035 года (утвержденной Приказом Министерства общего и профессионального
образования Свердловской области от 30.03.2018 №162-Д): «Создание необходимых условий
для выявления и развития творческих и интеллектуальных способностей, обучающихся».
Изобразительная деятельность выступает как средство воспитания и развития личности
подрастающего ребёнка, которое способно раскрыть его творческие и интеллектуальные
способности в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, а также
поможет развить у обучающихся задатки фантазии, воображения, развить гибкость мышления,
внимание, желание трудиться, аккуратность в работе, дисциплинированность.
Таким образом, программа соответствует социально-экономическим потребностям
нашего региона и города, социальному заказу на образовательные услуги, поскольку отражает
потребности и индивидуальные особенности потенциальных обучающихся, ожидания
3

родителей, требования и ожидания образовательных учреждений профессионального
образования, требования социума, общественности, государства.
Отличительная особенностью данной программы заключается в том, что работа
строится с различными материалами (традиционными и не традиционными) в разнообразных
техниках что, развивает эстетический вкус, творческую активность, мелкую моторику рук,
имеет большое значение для всестороннего развития ребенка. Содержание программы
характеризуется разнообразием материалов, используемых в работе, разнообразием ручных
операций и видов деятельности, разнообразием познавательных сведений.
Адресат
Программа разработана для обучающихся 10-15 лет. Группы формируются от 8 до 17
человек.
Возрастные особенности детей, участвующих в реализации программы. В этот
возрастной период ребенок интенсивно растет и развивается, поэтому творческое,
эстетическое развитие и воспитание особенно важно в этот возрастной период.
Этот возраст является чрезвычайно важным для психического и социального развития
ребенка. Данный возраст по своему психологическому содержанию является переломным в
интеллектуальном развитии ребенка. Мышление все больше становится похожим на мышление
взрослого. Умственные операции ребенка приобретают большую развитость - он уже в
состоянии сам формировать различные понятия, в том числе и абстрактные. Формируется также
мысленное представление о последовательности действий.
Этот возраст характеризуется бурным развитием потребности в творческой
деятельности.
Значительное место в понятии «Я», растущего ребенка занимает образ тела и его
внешность, либо адекватно высокая, либо явно заниженная самооценка, с выраженной
неудовлетворенностью ребенка собой. В конечном же итоге основная цель развития - «Я»,
заключается в том, чтобы помочь ребенку самому стать для себя источником поддержки,
мотивации и поощрения.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа- 40 минут.
Перерыв между учебными занятиями -10 минут.
Длительность одного занятия: 2 академических часа.
Периодичность занятий в неделю: 2 раза.
Объем программы: 288 часа.
1, 2 год -144 часа.
Срок реализации программы: 2 года
Базовый уровень. Предполагает использование и реализацию таких форм организации
материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно
обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно- тематического
направления программы.
Особенности реализации программы: программа может реализовываться в
дистанционной форме обучения.
Формы обучения и виды занятий
Форма обучения: очная.

4

Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это
индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в
коллективе.
Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм
организации на занятиях. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы
(постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К
самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого
блока, полугодия и года.
Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и
чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся
находят применение в оформлении кабинетов, коридоров. Кроме того, выполненные на
занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов
войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности
школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения
каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено
теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ, их анализом.
Формы подведения итогов реализации программы: наблюдение, анализ выполненных
работ, выставки и др.
Воспитательная работа.
Воспитательная работа с обучающимися проводится в соответствии с рабочей
программой воспитания МБУ ДО-ЦДТ, ее ежегодного плана.
Цель программы воспитания: развитие и социализация в соответствии с принятыми
социокультурными правилами и нормами, как основы воспитанности обучающихся.
Задачи программы воспитания:
● развивать морально-нравственные качества обучающихся: честность; доброту; совесть;
ответственность, чувства долга;
● развивать волевые качества обучающихся: самостоятельность; дисциплинированность;
инициативность; принципиальность, самоотверженность, организованность;
● воспитывать стремления к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию;
● приобщать обучающихся к экологической и социальной культуре, здоровому образу
жизни, рациональному и гуманному мировоззрению;
● формировать нравственное отношения к человеку, труду и природе;
Планируемые результаты воспитания:
● развиты морально-нравственные качества обучающихся: честность; доброта; совесть;
ответственность, чувство долга;
● развиты волевые качества обучающихся: самостоятельность; дисциплинированность;
инициативность; принципиальность, самоотверженность, организованность;
● развито стремления к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию;
● сформирован интерес обучающихся к экологической и социальной культуре, здоровому
образу жизни, рациональному и гуманному мировоззрению;
● сформировано нравственное отношения к человеку, труду и природе.
Формы проведения воспитательных мероприятий: беседа, викторина, встреча с
интересными людьми, дискуссия, тренинг, посещение театра, организация конференции,
экскурсия, олимпиада, смотр, конкурс и др.
Методы воспитательного воздействия: убеждение, внушение, заражение «личным
примером» и подражание, упражнения и приучение, обучение, стимулирование (методы
поощрения и наказания, соревнование), контроль и оценка и др.
5

1.2.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Цель - развитие визуально-пространственного мышления обучающихся через
изобразительную деятельность.
Задачи:
Обучающие:
● обучать схематическому рисованию;
● знакомить с формообразованием;
● обучать основам перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения;
● знакомить с пропорциями животных и человека;
● обучать грамотно строить композицию с выделением композиционного центра;
● обучить обращаться с основными художественными материалами и инструментами
изобразительного искусства;
● обучать соединять в одном изображении различные материалы для получения
выразительности образа;
Развивающие:
● развивать у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии,
воображения;
● развивать колористическое видение;
● развивать коммуникативные качества;
● развить мелкую моторику рук и координацию движений;
Воспитательные:
● воспитать усидчивость, аккуратность, внимание;
● формировать интерес принимать участие в конкурсах различного уровня;
● формировать интерес к созданию чего-то нового;
● формировать потребность в самоорганизации: аккуратность, бережливость. Основы
самоконтроля, умение доводить начатое дело до конца, самостоятельность
1.3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№/п

Наименование тем

Количество часов
Всего Теория Практика

Формы
аттестации/контроля

1.

Вводное занятие.

2

-

2

2.

Живопись. Цветовой круг

10

2

8

Наблюдение
Практическая работа

Наблюдение
Практическая работа
Наблюдение
Практическая работа

Хроматические цвета
Цветовые растяжки
Художественные материалы
инструменты
В живописи
3.

Основные цвета

6

2

4

4.

Тёплые и Холодные цвета

6

2

4

6

5.

Родственные цвета

10

2

8

6.

Контрастные цвета

4

2

2

7.

Родственно-контрастные
цвета

6

2

4

8.

Пастельные цвета

6

2

4

9.

Ахроматические цвета
Светлотные растяжки

6

2

4

10.

Свет и тень в живописи
Цвет и настроение, ощущение

6

2

4

11.

Цветовые ассоциации
Графика

Наблюдение
Практическая работа

10

4

6

Наблюдение
Практическая работа

12.

Художественные материалы
инструменты
В графике
Свет и тень в графике

10

4

6

13.

Композиция

10

4

6

Наблюдение
Практическая работа
Наблюдение
Практическая работа

8

2

6

Наблюдение
Практическая работа

Виды линий. Характер линий
Виды
штриха.
штриха

Наблюдение
Практическая работа
Наблюдение
Практическая работа
Наблюдение
Практическая работа
Наблюдение
Практическая работа
Наблюдение
Практическая работа

Характер

Равновесие на листе
Статика и Динамика

14.

Композиционный центр
Выделение композиционного
центра
Жанры
Изобразительного
искусства

15.

Пейзаж
Жанры
искусства

Изобразительного

8

2

6

Наблюдение
Практическая работа

16.

Натюрморт
Жанры
Изобразительного
искусства

8

2

6

Наблюдение
Практическая работа

Наблюдение
Практическая работа
Беседа, выставка

Портрет
17.

Виды
искусства

изобразительного

8

2

6

18.

Стили
искусства

изобразительного

8

2

6

7

19.

Посещение музеев и выставок

8

2

6

20.

Итоговое занятие, в виде
выставочной деятельности

4

0

4

144

36

108

Итого часов

Наблюдение
Практическая работа
Наблюдение
Практическая работа

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Первый год обучения
1.
Вводное занятие.
Теория. Организация рабочего места. Повторение правил техники безопасности в изостудии.
Санитарно-гигиенические требования при работе в изостудии. План работы на учебный год.
Практика. Просмотр летних работ. Игра.
2.
Живопись. Цветовой круг
Теория. Цвет, колорит - эмоциональность.
выразительность, экспрессия, ассоциации. Цветовой тон. Насыщенность Цветовой круг
Хроматические цвета
Практика. Упражнение на закрепление понятия «живопись» «Хроматические цвета»
3.
Основные цвета
Теория. Цвета и оттенки
Практика. Упражнение на закрепление понятия «Основные цвета»
4.
Тёплые и Холодные цвета
Теория. Цветовой круг и температура цвета
Практика. Упражнение на понимание «Тёплые и Холодные цвета»
5.
Родственные цвета
Теория. Аналогичные цвета, лежащие рядом друг с другом (на соседних цветовых лучах)
цветового круга. Нюанс.
Практика. Упражнение на понятие «Родственные цвета»
6.
Контрастные цвета
Теория. Пары резко противоположных цветов взаимное, усиление насыщенности друг друга.
Контраст по тону. Контраст светлого и тёмного. Контраст холодного и тёплого. Контраст
дополнительных цветов. Симультанный контраст. Контраст по насыщенности.
Практика: Упражнение на понятие «Контрастные цвета»
7.Родственно-контрастные цвета
Теория. Контрастные цвета, содержащие в себе один общий цвет. Цветовая гармония.
Уравновешеннность. Ограниченная гамма.
Практика. Упражнение на закрепление понятия «Родственно-контрастные цвета»
7.
Пастельные цвета
Теория. Мягкий оттенок. Разбавление чистого тона белым цветом.
Практика: Упражнения на закрепления понятия «Пастельные цвета»
8.
Ахроматические цвета
Теория: Неспектральные цвета. Чёрный и белый. Все оттенки серого характеристика – светлота.
Черный поглощает все цветовые волны, белый отражает все световые волны.
Практика: Упражнения на закрепления понятия «Ахроматические цвета»
10.
Цвет и настроение
8

Теория: Цвет – свойства света вызывать определенное зрительное ощущение в соответствии со
спектральным составом отражаемого или испускаемого излучения. Цвет – один из факторов,
определяющих состояние нашей психики. Из всех человеческих органов чувств - зрение
выражено наиболее сильно.
Практика: Упражнения на закрепления понятия «Цвет и настроение»
11.
Графика
Теория. Линия. Пятно. Штрих. Контраст чёрного и белого
Рисунок. Контур.
Конструктивно-изобразительные
и
художественновыразительные возможности.
Практика. Упражнения на закрепления понятия «Графика» «Виды линий. Характер линий»
«Штрих. Виды штриха. Характер штриха»
12.
Свет и тень в графике
Теория: Блик;Свет;Полутень;Собственнаятень;Рефлекс;Падающая тень.
Законы светотени
Практика: Упражнения на закрепления понятия «Свет и тень в графике»
13.
Композиция
Теория. Композиционный центр. Структурная основа картины. “скелет” произведения
замкнутая и разомкнутая. законы композиции. Закон цельности Закон контраста Закон
новизны Закон подчинения всех средств композиции
Правила
композиции:
Сюжетно-композиционный
центр Симметрия
Асимметрия Ритм. Приёмы композиции: вертикали и горизонтали; контраста: диагоналей (для
передачи движения); статики-динамики; равновесия частей;“золотого” сечения; передачи
пространства; передачи впечатления монументальности и т.д.
Практика. Упражнения на закрепления понятия «Композиция»
14.
Жанры Изобразительного искусства. Пейзаж.
Теория: Жанры живописи Автопортрет Аллегория Анималистический Батальный Бытовой
Былинный Городской
пейзаж Исторический
Интерьер
Иппический
жанр Морской
пейзаж Мифологический Натюрморт Пейзаж Портрет Шарж
Пейзаж —природные, сельские, городские ландшафты, явления,
стаффаж — фигуры оживляющие местность.
Практика: Упражнения на закрепления понятия «Жанры Изобразительного искусства»
«Пейзаж»
15.
Жанры Изобразительного искусства. Натюрморт.
Теория: Натюрморт —изображение обычных вещей. Предметов: Букет. домашней утвари,
Кухонне предметы. Овощи.Фрукты. Продукты питания.
Практика: Упражнения на закрепления понятия «Натюрморт»
16. Виды изобразительного искусства. Портрет.
Теория. Портрет — изображение существующего в действительности человека или группы
людей. Портретное сходство и погружение во внутренний мир человека. Автопортрет
Индивидуальный портрет Групповой портрет Жанровый портрет
Практика. Упражнения на закрепления понятия «Портрет»
17. Виды изобразительного искусства
Теория. Архитектура, Живопись, Графика, Скульптура, Декоративно-прикладное искусство,
Фотография.
9

Практика. Упражнения на закрепления понятия «Виды Изобразительного искусства»
18. Стили изобразительного искусства
Теория. Историческая эпоха создания произведения.
Античность Барокко Рококо Романский Готика Ренессанс Классицизм Модерн Импрессионизм
Авангард
Практика. Упражнения на закрепления понятия «Стили Изобразительного искусства»
19. Посещение музеев и выставок
Теория. Екатеринбургская галерея современного искусства, Екатеринбургский Музей
Изобразительных Искусств, Гамаюн, Екатеринбургский музейный центр народного творчества
Красный Квадрат, Художественная галерея, Галерея Храма-на-Крови, Дом Метенкова,
Фотографический музей
Практика. Посещение музея
20 . Итоговое занятие. Выставочная деятельность.
Теория. Правила организации выставки
Практика. Отбор работ. Организация выставки

УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН ВОТОРГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№/п

Наименование тем

Количество часов
Всего Теория Практика

Формы
аттестации/контроля

Вводное занятие.

2

-

2

2

Пропорции изображения головы
человека

10

2

8

3

Детальная прорисовка различных
частей головы

6

2

4

Нос, Рот.
Детальная прорисовка различных
частей головы

6

2

4

Наблюдение
Практическая работа

Ухо, Глаз.
Пропорции изображения фигуры
человеческого тела.

10

2

8

Наблюдение
Практическая работа
Наблюдение
Практическая работа
Наблюдение
Практическая работа
Наблюдение
Практическая работа

1

4

5
6

Особенности
изображения
мужской и женской фигуры тела.

4

2

2

7

Пропорции тела и лица с
различных ракурсов

6

2

4

8

Упрощение изображения фигуры
человеческого
тела
через
использование
различных
геометрических форм

6

2

4

Наблюдение
Практическая работа
Наблюдение
Практическая работа

10

9

Детальная прорисовка различных
частей человеческого тела:

6

2

4

Наблюдение
Практическая работа

10

Руки: Кисть руки, пальцы.
Детальная прорисовка различных
частей человеческого тела:

6

2

4

Наблюдение
Практическая работа
Наблюдение
Практическая работа
Наблюдение
Практическая работа
Наблюдение
Практическая работа

Ноги: стопы, пальцы ног

11

Фигура человека в одежде и
обуви.

10

4

6

12

Фигура человека в различных
позах

10

4

6

13

Изучение представителей фауны

10

4

6

14

Основы строения тела животных

8

2

6

15

Поверхностная анатомия
животных для изображение
различной позы животного .
Принципы строения конечностей
для изображение различной позы
животного
Голова животных, пропорции и
их сходства

8

2

6

8

2

6

Наблюдение
Практическая работа

8

2

6

Шерсть животных, особенности
изображения
Различные стили рисования

8

2

6

Наблюдение
Практическая работа
Беседа, выставка

8

2

6

Итоговое
занятие,
в
выставочной деятельности

4

0

4

144

36

108

15

17
18
19
20

Итого часов

виде

Наблюдение
Практическая работа
Наблюдение
Практическая работа

Наблюдение
Практическая работа
Наблюдение
Практическая работа

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1.
Вводное занятие.
Теория. Организация рабочего места. Повторение правил техники безопасности в изостудии.
Санитарно-гигиенические требования при работе в изостудии. План работы на учебный год.
Практика. Просмотр летних работ. Игра.
2.
Пропорции изображения головы человека
Теория. Понятие пропорционального рисунка головы человека,
Практика. Построение головы человека: глаза, рот, строение носа, уши.
3.
Детальная прорисовка различных частей головы
Нос. Рот.
Теория. Принцип построения, рисования частей головы
Практика. Передача формы носа и рот
4.
Детальная прорисовка различных частей головы
Ухо. Глаз.
11

Теория. Принцип построения, рисования частей головы
Практика. Передача формы уха и глаза.
5.
Пропорции изображения фигуры человеческого тела.
Теория. Особенности изображения человеческого тела, пропорциональное построение.
Практика. Рисование фигуры человеческого тела, соблюдая пропорции классического варианта.
6.
Особенности изображения мужской и женской фигуры тела.
Теория. Схематическое изображение человека
Практика: Отличие мужской фигуры от женской
7.
Пропорции тела и лица с различных ракурсов
Теория. Разбор характерных линий человеческой фигуры.
Практика. Сокращение размеров головы в различных ракурсах; женский профиль, мужской
профиль; голова ребенка, карикатурная голова; движение рук и пропорции тела.
8.
Упрощение изображения фигуры человеческого тела через использование различных
геометрических форм

Теория. Схематическое изображение человека используя трапеции и овалы
Практика: Рисование упрощённой фигуры. Отличие мужского торса от женского в упрощённых
рисунках.
9.
Детальная прорисовка различных частей человеческого тела:
Руки: Кисть руки, пальцы.

Теория: Детальный анализ построения и прорисовки частей тела человека.
Практика: поэтапное изображение по темам: руки, кисть.
10.
Детальная прорисовка различных частей человеческого тела:
Ноги: стопы, пальцы ног.

Теория: Детальный анализ построения и прорисовки частей тела человека.
Практика: поэтапное изображение по темам: ноги, ступни.
11.
Фигура человека в одежде и обуви
Теория. Вид и форма складки на одежде зависит от положения на теле и качества ткани. Очень
важно знать, какую форму имеет тело под одеждой, для этого следует изучить предыдущие
разделы, посвящённые анатомии. Форма и положение ткани всегда отображают костное и
мышечное строение тела под ней.
Изучение различных типов складок.
Практика. Изображение складок; складки простые и сложные; складки в соответствии с телом;
изображение фигуры женщины в одежде; изображение фигуры мужчины в одежде;
изображение обуви в различных ракурсах.
12.
Фигура человека в различных позах.
Теория: Понятие Поза, положение человеческого тела
Практика: Изображение фигуры человека сидя, лежа, стоя и т.д
13. Изучение представителей фауны
Теория. Детальный разбор животных.
Практика. Изображение животных различными материалами. Семейство кошачьих, собаки,
волк, медведи, лошади, зебра, слон, верблюд, жираф, олень, овцы, ламы, козы, коровы, свиньи,
обезьяны, кенгуру, кролик
14.
Основы строения тела животных
Теория. Изучение основных закономерностей в строении животных.
Практика. Изображение животных.
15.
Поверхностная анатомия животных для изображение различной позы животного
12

Теория: Разбор анатомических особенностей различных животных
Практика: Изображение животных
16.
Принципы строения конечностей для изображение различной позы животного
Теория. Детальный разбор частей тела и конечностей животных.
Практика. Детальное изображение.
17.
Голова животных, пропорции и их сходства
Теория. Понятие схематического рисунка; построение головы животных с помощью двух
окружностей, глаза, рот, строение носа, уши; Наглядное сравнение различных видов
Практика. Изображение головы различных видов представителей фауны.
18.

Шерсть животных, особенности изображения

Теория. Различные способы рисования локонов.
Практика. Передача формы локонов применяя различные материалы – естественная форма
волос; темные волосы, светлые волосы; мужские волосы; шерсть и ворс животных.
19.
Различные стили рисования
Теория. Демонстрация и разбор.
Практика. Применение различных методов и стилей рисования, различными средствами.
20 .Итоговое занятие. Выставочная деятельность.
Теория. Правила организации выставки
Практика. Отбор работ. Организация выставки

1.4.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ
Предметные:
● владеют навыками схематического рисования;
● знают формообразование;
● знают основы перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения;
● знают пропорции животных и человека;
● умеют грамотно строить композицию с выделением композиционного центра;
● умеют обращаться с основными художественными материалами и инструментами
изобразительного искусства;
● умеют соединять в одном изображении различные материалы для получения
выразительности образа;
Метапредметные:
● развиты чувственно-эмоциональные проявления: внимание, память, фантазия,
воображение;
● развито колористическое видение;
● развиты коммуникативные качества;
● развита мелкая моторика рук и координация движений;
Личностные:
● развита усидчивость, аккуратность, внимание;
● сформирован интерес и принимают участие в конкурсах различного уровня;
● сформирован интерес к созданию чего-то нового;
● сформирована потребность в самоорганизации: аккуратность, бережливость, основы
самоконтроля, умение доводить начатое дело до конца, самостоятельность
13

РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Дата
Год
обучения начала
обучения

Дата
Количество Количество Количество Режим
окончания учебных
учебных
учебных
занятий
обучения недель
дней
часов

1

15.09.

31.05.

36

72

144

2 занятия по
2 часа в
неделю

1

15.09.

31.05.

36

72

144

2 занятия по
2 часа в
неделю

01.01. -08.01 – зимние каникулы; 01.06. -19.08 – летние каникулы; 20.08-14.09 –

комплектование групп; 20.05.-31.05 – аттестация.

№
п/
п

Учебн
ые
недели

1. 1
неделя

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Первый год обучения
Наименование
Описание
Форма
Всего
темы
занятия
занятия
часов

Формы
контроля

Вводное занятие

Опрос

Теория.
Организация
рабочего
места.
Повторение
правил
техники
безопасности
в изостудии.
Санитарногигиенически
е требования
при работе в
изостудии.
План работы
на учебный
год.
Практика.
Просмотр
летних работ.
Игра.
.

Комбиниров
анное
занятие

2

14

Живопись.
Цветовой круг

2.

Хроматические
цвета
Цветовые
растяжки
Художественные
материалы
инструменты
В живописи

3.

2
неделя

Живопись.
Цветовой круг
Хроматические
цвета

.
Теория..Цвет,
колорит
- эмоциональ
ность.
выразительно
сть,
экспрессия, а
ссоциации.
Цветовой тон
Насыщеннос
ть Цветовой
круг
Хроматическ
ие цвета
Практика.
Упражнение
на
закрепление
понятия
«живопись»
«Хроматичес
кие цвета»

Теория..Цвет,
колорит
- эмоциональ
ность.
выразительно
сть,
экспрессия, а
ссоциации.
Цветовой тон
Насыщеннос
ть Цветовой
круг
Хроматическ
ие цвета
Практика.
Упражнение
на
закрепление
понятия
«живопись»
«Хроматичес
кие цвета»

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

15

Живопись.
Цветовой круг

4.

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

Основные цвета

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

Основные цвета

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

Цветовые
растяжки
5.

3
неделя

Живопись.
Цветовой круг
Художественные
материалы
инструменты
В живописи
Живопись.
Цветовой круг

6.

Художественные
материалы
инструменты
В живописи
7.

4
неделя

8.

9.

10.

5
неделя

Основные цвета

Тёплые и
Холодные цвета

Теория.
Цвета и
оттенки
Практика.
Упражнение
на
закрепление
понятия
«Основные
цвета»

Теория.
Цветовой
круг
и
температура
цвета
Практика.
Упражнение
на понимание
«Тёплые
и
Холодные
цвета»

.

16

11.

Тёплые и
Холодные цвета

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

12.

Тёплые и
Холодные цвета

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

13. 7
неделя

Родственные
цвета

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

14.

Родственные
цвета

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

Родственные
цвета

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

15.

16.

8
неделя

. Контрастные
цвета

Теория.
Аналогичные
цвета,
лежащие
рядом друг с
другом
(на
соседних
цветовых
лучах)
цветового
круга. Нюанс.
Практика.
Упражнение
на
понятие
«Родственны
е цвета»

Теория. Пары
резко
противополо
жных цветов
взаимное,
усиление
насыщенност
и друг друга.
Контраст по
тону .Контрас
т
светлого
и тёмного..Ко
нтраст
холодного
и тёплого.
Контраст
дополнительн
ых
цветов.
Симультанны
й контраст.
Контраст по

17

насыщенност
и.
Практика:
Упражнение
на
понятие
«Контрастны
е цвета»

17.

9
неделя

18.

19.

10
неделя

Контрастные
цвета

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

Контрастные
цвета

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

Родственноконтрастные
цвета

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

Родственноконтрастные
цвета

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

Родственноконтрастные
цвета

Теория.
Контрастные
цвета,
содержащие в
себе
один
общий цвет.
Цветовая
гармония.
Уравновешен
нность.
Ограниченна
я гамма.
Практика.
Упражнение
на
закрепление
понятия
«Родственноконтрастные
цвета»

20.

21.

22.

11
неделя

Пастельные цвета

Теория.
Мягкий
оттенок.
Разбавление
чистого тона
белым
цветом.
Практика:
Упражнения
на

18

закрепления
понятия
«Пастельные
цвета»

23.

12
неделя

13
неделя

Ахроматические
цвета
Светлотные
растяжки
Свет и тень в
живописи

Ахроматические
цвета
Светлотные
растяжки

26.

27.

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

Теория:
Неспектральн
ые
цвета.
Чёрный
и
белый.
Все
оттенки
серого
характеристи
ка – светлота.
Черный
поглощает
все цветовые
волны, белый
отражает все
световые
волны.
Практика:
Упражнения
на
закрепления
понятия
«Ахроматиче
ские цвета»

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

.

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

.

Пастельные цвета

24.

25.

Пастельные цвета

14
неделя

Свет и тень в
живописи
Ахроматические
цвета
Светлотные
растяжки
Свет и тень в
живописи

19

Цвет
настроение,
ощущение

28.

и Теория: Цвет Комбиниров
–
свойства анное
света
занятие
вызывать

15
неделя

Цветовые
ассоциации
Цвет
настроение,
ощущение

30.

31.

Цвет
настроение,
ощущение

16
неделя

Практическа
я работа

определенное
зрительное
ощущение в
соответствии
со
спектральны
м
составом
отражаемого
или
испускаемого
излучения.
Цвет – один
из факторов,
определяющи
х состояние
нашей
психики. Из
всех
человеческих
органов
чувств
зрение
выражено
наиболее
сильно.
Практика:
Упражнения
на
закрепления
понятия
«Цвет
и
настроение»

Цветовые
ассоциации

29.

2

и .

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

и

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

Цветовые
ассоциации
Графика
Виды
линий.
Характер линий
Виды
штриха.
Характер штриха

Теория.
Линия.
Пятно.
Штрих. Конт
раст чёрного
и белого
Рисунок. Кон
тур.
Конструктив

20

Художественные
материалы
инструменты
В графике

Графика

32.

Виды
линий.
Характер линий

ноизобразитель
ные и
художествен
новыразительн
ые возможно
сти.
Практика.
Упражнения
на
закрепления
понятия
«Графика»
«Виды линий.
Характер
линий»
«Штрих.
Виды
штриха.
Характер
штриха»

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

Виды
штриха.
Характер штриха

33.

17
неделя

Художественные
материалы
инструменты
В графике
Графика
Виды
линий.
Характер линий
Виды
штриха.
Характер штриха

34.

Художественные
материалы
инструменты
В графике
Графика
Виды
линий.
Характер линий
Виды
штриха.
Характер штриха
Художественные
материалы
инструменты

21

35.

18
неделя

В графике
Графика

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

Свет и тень в
графике

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

Свет и тень в
графике

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

Свет и
графике

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

Виды
линий.
Характер линий
Виды
штриха.
Характер штриха
Художественные
материалы
инструменты
В графике
Свет и тень в Теория:
Блик;Свет;По
графике

36.

лутень;Собст
веннаятень;Р
ефлекс;Пада
ющая тень.
Законы
светотен
и
Практика:
Упражнения
на
закрепления
понятия
«Свет и тень в
графике»

37.

19
неделя

38.

39.

40.

20
неделя

тень

в

Композиция
Равновесие
листе

на

Статика
Динамика

и

Композиционный
центр
Выделение
композиционного
центра

Теория.
Композицион
ный
центр.
Структурная
основа
картины.
“скелет”
произведения
замкнутая и
разомкнутая.
законы
композиции.
Закон
цельности
Закон
контраста Зак
он

22

новизны Зако
н подчинения
всех средств
композиции
Правила
композиции:
Сюжетнокомпозицион
ный
центр Симме
трия
Асимметрия
Ритм. Приём
ы
композиции:
вертикали и
горизонтали;
контраста:
диагоналей
(для передачи
движения);
статикидинамики;
равновесия
частей;“золот
ого” сечения;
передачи
пространства;
передачи
впечатления
монументаль
ности и т.д.
Практика.
Упражнения
на
закрепления
понятия
«Композиция
»

41. 21
неделя

42.

Композиция
Равновесие
листе

на

Статика
Динамика

и

Композиционный
центр
Выделение
композиционного
центра
Композиция
Равновесие
листе

на

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

23

Статика
Динамика

43. 22
неделя

44.

45. 23
неделя

и

Композиционный
центр
Выделение
композиционного
центра
Композиция
Равновесие
листе

на

Статика
Динамика

и

Композиционный
центр
Выделение
композиционного
центра
Композиция
Равновесие
листе

на

Статика
Динамика

и

Композиционный
центр
Выделение
композиционного
центра
Жанры
Изобразительного
искусства
Пейзаж

Теория:
Жанры
живописи Ав
топортрет
Аллегория
Анималистич
еский Баталь
ный Бытовой
Былинный Го
родской
пейзаж Истор
ический
Интерьер
Иппический
жанр Морско
й
пейзаж Мифо
логический
Натюрморт
Пейзаж Порт
рет Шарж
Пейзаж —
природные,
сельские,

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

24

городские
ландшафты,
явления,
стаффаж —
фигуры
оживляющие
местность.
Практика:
Упражнения
на
закрепления
понятия
«Жанры
Изобразитель
ного
искусства»
«Пейзаж»

46.

47.

24
неделя

Жанры
Изобразительного
искусства

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

Пейзаж
Жанры
Изобразительного
искусства

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

48.

Пейзаж
Жанры
Изобразительного

49.

Пейзаж
Жанры
Изобразительного
искусства

25
неделя

Натюрморт

Теория:
Натюрморт
—
изображение
обычных
вещей.
Предметов:
Букет.
домашней
утвари,
Кухонне
предметы.
Овощи.Фрукт
ы. Продукты
питания.
Практика:
Упражнения
на
закрепления
понятия
«Натюрморт»

25

Жанры
Изобразительного
искусства

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

51. 26
неделя

Натюрморт
Жанры
Изобразительного
искусства

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

52.

Натюрморт
Жанры
Изобразительного
искусства

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

53. 27
неделя

Натюрморт
Жанры
Изобразительного
искусства

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

50.

Портрет

Теория.
Портрет —
изображение
существующе
го
в действитель
ности
человека или
группы
людей.
Портретное
сходство
и
погружение
во
внутренний
мир человека.
Автопортрет
Индивидуальн
ый
портрет Гру
пповой
портрет
Жанровый
портрет
Практика.
Упражнения
на
закрепления
понятия
«Портрет»

Жанры
Изобразительного
искусства

54.

55.

28
неделя

Портрет
Жанры
Изобразительного
искусства

.

Портрет

26

Жанры
Изобразительного
искусства

56.

57.

29
неделя

Портрет
Виды
изобразительного
искусства

Теория.
Архитектура,
Живопись,
Графика,
Скульптура,
Декоративноприкладное
искусство,
Фотография.

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

Практика.
Упражнения
на
закрепления
понятия
«Виды
Изобразитель
ного
искусства»

58.

Виды
изобразительного
искусства

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

59. 30
неделя

Виды
изобразительного
искусства

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

60.

Виды
изобразительного
искусства

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

61. 31
неделя

Виды
изобразительного
искусства

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

62.

Виды
изобразительного
искусства

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

63.

32
неделя

Стили
изобразительного
искусства

.
Теория.
Историческая
эпоха
создания
произведения
.
Античность
Барокко
Рококо
Романский
Готика
Ренессанс
Классицизм

27

Модерн
Импрессиони
зм Авангард
Практика.
Упражнения
на
закрепления
понятия
«Стили
Изобразитель
ного
искусства»

Стили
изобразительного
искусства

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

Стили
изобразительного
искусства

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

66.

Стили
изобразительного
искусства

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

67. 34
неделя

Посещение музеев .
Теория.
и выставок

Комбиниров
анное
Екатеринбург занятие

2

Практическа
я работа

64.

65.

33
неделя

ская галерея
современного
искусства,
Екатеринбург
ский Музей
Изобразитель
ных
Искусств,
Гамаюн,
Екатеринбург
ский
музейный
центр
народного
творчества
Красный
Квадрат,
Художествен
ная галерея,
Галерея
Храма-наКрови, Дом
Метенкова,
Фотографиче
ский музей
Практика.
Посещение
музея

28

68.

Посещение музеев
и выставок

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

69. 35
неделя

Посещение музеев
и выставок

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

70.

Посещение музеев
и выставок

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

71. 36
неделя

Итоговое занятие,
в виде
выставочной
деятельности

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

72.

Итоговое занятие.
Выставочная
деятельность

Комбиниров
анное
занятие

2

Беседа,
выставка

№
п/
п

Учебн
ые
недели

73.1
неделя

Теория.
Правила
организации
выставки
Практика.
Отбор работ.
Организация
выставки

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Второй год обучения
Наименование
Описание
Форма
Всего
темы
занятия
занятия
часов

Формы
контроля

Вводное занятие

Опрос

Теория.
Организация
рабочего места.
Повторение
правил техники
безопасности в
изостудии.
Санитарногигиенические
требования при
работе в
изостудии. План
работы на
учебный год.
Практика.
Просмотр
летних работ.
Игра.

Комбиниров
анное
занятие

2

29

Пропорции
изображения
головы человека

74.

Теория.
Понятие
пропорциона
льного
рисунка
головы
человека,
Практика.
Построение
головы
человека
:
глаза,
рот,
строение

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

носа, уши.

75. 2
неделя

Пропорции
изображения
головы человека

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

76.

Пропорции
изображения
головы человека

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

Пропорции
изображения
головы человека

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

Пропорции
изображения
головы человека

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

77.

3
неделя

78.

79.

4
неделя

Детальная
прорисовка
различных частей
головы
Нос, Рот.

Теория.
Принцип
построения,
рисования
частей
головы
Практика.
Передача
формы носа и
рот

30

80.

81. 5
неделя

82.

Детальная
прорисовка
различных частей
головы
Нос, Рот.
Детальная
прорисовка
различных частей
головы
Нос, Рот.
Детальная
прорисовка
различных частей
головы
Ухо, Глаз.

Теория.
Принцип
построения,
рисования
частей
головы
Практика.
Передача
формы уха и

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

глаза.

83. 6
неделя

84.

85. 7
неделя

Детальная
прорисовка
различных частей
головы
Ухо, Глаз.
Детальная
прорисовка
различных частей
головы
Ухо, Глаз.
. Пропорции
изображения
фигуры
человеческого
тела.

Теория.
Особенности
изображения
человеческог
о
тела,
пропорциона
льное
построение.
Практика.
Рисование
фигуры
человеческог
о
тела,
соблюдая
пропорции

31

классическог
о варианта.

86.

87.

8
неделя

88.

89.

9
неделя

90.

91.

92.

10
неделя

Пропорции
изображения
фигуры
человеческого тела.
Пропорции
изображения
фигуры
человеческого тела.
Пропорции
изображения
фигуры
человеческого тела.
Пропорции
изображения
фигуры
человеческого тела.
Особенности
изображения
мужской и женской
фигуры тела.
Особенности
изображения
мужской и
женской фигуры
тела.

Пропорции тела и
лица с различных
ракурсов

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

Теория.
Схематическ
ое
изображение
человека
Практика:
Отличие
мужской
фигуры
от
женской

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

Теория.
Разбор
характерных
линий
человеческой
фигуры.
Практика.
Сокращение
размеров
головы
в
различных
ракурсах;
женский
профиль,
мужской
профиль;
голова
ребенка,
карикатурная
голова;

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

32

движение рук
и пропорции
тела.

93.

11
неделя

94.

95.

96.

12
неделя

Пропорции тела
и лица с
различных
ракурсов
Пропорции тела и
лица с различных
ракурсов
Упрощение
изображения
фигуры
человеческого
тела через
использование
различных
геометрических
форм

Упрощение
изображения
фигуры
человеческого тела
через
использование
различных
геометрических

Теория.
Схемати
ческое
изображе
ние
человека
использу
я
трапеции
и овалы
Практика
:
Рисовани
е
упрощён
ной
фигуры.
Отличие
мужског
о торса
от
женского
в
упрощён
ных
рисунках
.

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

33

форм

97.

13
неделя

98.

Упрощение
изображения
фигуры
человеческого тела
через
использование
различных
геометрических
форм
Детальная
прорисовка
различных частей
человеческого
тела:
Руки: Кисть руки,
пальцы.

99.

14
неделя

Детальная
прорисовка
различных частей
человеческого тела:
Руки: Кисть руки,
пальцы.
Детальная
прорисовка
различных частей
человеческого тела:

100.

101.

15
неделя

Руки: Кисть руки,
пальцы.
Детальная
прорисовка
различных частей
человеческого
тела:
Ноги: стопы,
пальцы ног

102.

Теория:
Детальный
анализ
построения и
прорисовки
частей тела
человека.
Практика:
поэтапное
изображение
по
темам:
руки, кисть.

Детальная
прорисовка
различных частей
человеческого тела:

Теория:
Детальный
анализ
построения и
прорисовки
частей тела
человека.
Практика:
поэтапное
изображение
по темам:
ноги, ступни.

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

34

103.

16
неделя

Ноги: стопы,
пальцы ног
Детальная
прорисовка
различных частей
человеческого тела:

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

Фигура человека Теория. Вид и Комбиниров
анное
в одежде и обуви форма
складки
на занятие

2

Практическа
я работа

Ноги:
стопы,
пальцы ног

104.

одежде
зависит
от
положения на
теле
и
качества
ткани. Очень
важно знать,
какую форму
имеет
тело
под одеждой,
для
этого
следует
изучить
предыдущие
разделы,
посвящённые
анатомии.
Форма
и
положение
ткани всегда
отображают
костное
и
мышечное
строение тела
под ней.
Изучение
различных
типов
складок.
Практика.
Изображение
складок;
складки
простые
и
сложные;
складки
в
соответствии
с
телом;
изображение
фигуры
женщины в
одежде;

35

изображение
фигуры
мужчины в
одежде;
изображение
обуви
в
различных
ракурсах.

Фигура человека в
одежде и обуви

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

Фигура человека в
одежде и обуви

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

Фигура человека в
одежде и обуви

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

Фигура человека в
одежде и обуви

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

Фигура человека в
различных позах.
Контропост.

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

Фигура человека в
различных позах.
Контропост.

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

112.

Фигура человека в
различных позах.
Контропост.

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

113. 21
неделя

Фигура человека в
различных позах.
Контропост.

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

105.

17
неделя

106.

107.

18
неделя

108.

109.

19
неделя

Фигура человека в
различных позах.
Контропост.

Теория:
Понятие
Поза,
положение
человеческог
о тела
Практика:
Изображение
фигуры
человека
сидя, лежа,
стоя и т.д

110.

111.

20
неделя

36

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

Изучение
представителей
фауны

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

116.

Изучение
представителей
фауны

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

117. 23
неделя

Изучение
представителей
фауны

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

118.

Изучение
представителей
фауны

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

114.

Изучение
представителей
фауны

115. 22
неделя

119.

24
неделя

Основы строения
тела животных

Теория.
Детальный
разбор
животных.
Практика.
Изображение
животных
различными
материалами.
Семейство
кошачьих,
собаки, волк,
медведи,
лошади,
зебра, слон,
верблюд,
жираф,
олень, овцы,
ламы, козы,
коровы,
свиньи,
обезьяны,
кенгуру,
кролик

Теория.
Изучение
основных
закономернос
тей
в
строении
животных.
Практика.
Изображение
животных.

37

Основы строения
тела животных

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

Основы строения
тела животных

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

122.

Основы строения
тела животных

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

123. 26
неделя

Поверхностная
анатомия
животных
для
изображение
различной
позы
животного

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

124.

Поверхностная
анатомия животных
для изображение
различной позы
животного
Поверхностная
анатомия животных
для
изображение
различной
позы
животного
Поверхностная
анатомия животных
для
изображение
различной
позы
животного
Принципы
строения
конечностей для
изображение
различной
позы
животного

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

120.

121.

25
неделя

125. 27
неделя

126.

127.

28
неделя

Теория:
Разбор
анатомическ
их
особенностей
различных
животных
Практика:
Изображение
животных

Теория.
Детальный
разбор частей
тела
и
конечностей
животных.
Практика.
Детальное
изображение.

128.

Принципы строения
конечностей
для
изображение
различной
позы
животного

38

129.

29
неделя

130.

131. 30
неделя

Принципы строения
конечностей
для
изображение
различной
позы
животного
Принципы строения
конечностей
для
изображение
различной
позы
животного
Голова животных,
пропорции и их
сходства

Теория.
Понятие
схематическо
го рисунка;
построение
головы
животных с
помощью
двух
окружностей,
глаза,
рот,
строение
носа,
уши;
Наглядное
сравнение
различных
видов
Практика.
Изображение
головы
различных
видов
представител
ей фауны.

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

132.

Голова животных,
пропорции и их
сходства

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

133. 31
неделя

Голова животных,
пропорции и их
сходства

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

134.

Голова животных,
пропорции и их
сходства

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

135.

32
неделя

.

Шерсть

животных,
особенности
изображения

Теория.
Различные
способы
рисования
локонов.
Практика.
Передача
формы

39

локонов
применяя
различные
материалы –
естественная
форма волос;
темные
волосы,
светлые
волосы;
мужские
волосы;
шерсть и ворс
животных.

Шерсть животных,
особенности
изображения

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

Шерсть животных,
особенности
изображения

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

138.

Шерсть животных,
особенности
изображения

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

139. 34
неделя

Различные стили
рисования

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

140.

Различные
рисования

стили

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

141. 35
неделя

Различные
рисования

стили

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

142.

Различные
рисования

стили

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

143. 36
неделя

Итоговое занятие,
в виде
выставочной
деятельности

Комбиниров
анное
занятие

2

Практическа
я работа

136.

137.

33
неделя

Теория.
Демонстраци
я и разбор.
Практика.
Применение
различных
методов
и
стилей
рисования,
различными
средствами.

Теория.
Правила

40

организации
выставки
Практика.
Отбор работ.
Организация
выставки

Итоговое занятие.
Выставочная
деятельность

144.

Оборудование

1

Учебный кабинет с
типовой мебелью
Бумага белая
Бумага для акварели
Бумага для пастели
Простые карандаши
Акварельные
карандаши
Кисти синтетические
плоские и круглые
Кисти
натуральные
кисти № 3
Кисти
натуральные
кисти № 7
Кисти
натуральные
кисти № 10
Гуашь
Акварель
Пастель
Акриловые краски
Пластилин
Ножницы
Палитра
Непроливайки

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Беседа,
выставка

2

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение
Единица
Количество
Количество
измерения
на
одного на группу
обучающегос
я

№/
№

2
3
4
5
6

Комбиниров
анное
занятие

-

1

%
использовани
я
в
ходе
реализации
программы
100%

уп
уп
уп
шт
Коробка

1
1
2
1

2
-

50%
40%
40%
30%
40%

шт

2

-

40%

шт

1

-

20%

шт

1

-

40%

шт

1

-

40%

набор
набор
коробка
набор
коробка
шт
шт
шт

1
1

8

40%
40%
50%
80%
60%
20%
70%
70%

1
1
1
1

5
-

41

Информационное обеспечение
−
https://youtu.be/EEQVqTKUTlA Julia Kotenko Art Рисуем цветы в урало-сибирской
технике росписи.
−
https://youtu.be/95tJpbu6qt8, «Рисование "одним мазком;
−
https://youtu.be/z3Tv6HC6-hQ Michaela Studio 13 – рисовании абстракции;
−
https://youtu.be/qQL5VDNKc5w Julia Kotenko Art – рисование цветов;
−
https://youtu.be/UQVGQTW5GI0 – пейзаж;
−
https://youtu.be/kAjqZabEo5Y – рисуем лес;
−
https://youtu.be/n-FhAT1sqV8 – рисуем слона;
−
https://youtu.be/JppAus7j5ts Julia Kotenko Art
Онлайн – школы:
−
Julia_indilab
−
Tyemel_art
−
Aquarelle-drawing
−
Yu-yarik
−
Art_box_school
−
Bon_viv_art
−
Fashionfeature007
−
Humid_peach
Кадровое обеспечение.
Требования к квалификации: Высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование в области, соответствующей профилю объединения без
предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или
среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по
направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы и курсы
повышения квалификации по направлению деятельности.

−

−
−

−
−

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Наглядные пособия и методическое обеспечение:
Схемы по цветоведению;
Схемы для декоративно-прикладной росписи;
Образцы техник росписи
Книги, журналы, обеспечивающие иллюстрационный материал.

Принцип работы по программе:
●
Принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учет
возрастных особенностей и возможностей ребенка и определение посильных для него заданий.
Индивидуализация обучения заключается в учете индивидуальных особенностей ребенка.
●
Принцип постепенного повышения требований, заключается в постановке перед
ребенком и выполнении им все более трудных новых заданий.
●
Принцип систематичности – непрерывность и регулярность занятий.
Систематические занятия способствуют не только достижению эффективности обучения, но и

42

дисциплинируют детей, приучают их к методичной регулярной работе и доведению до конца,
начатого дела.
●
Принцип сознательности и активности, предполагает обучение, опирающееся на
сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям.
●
Принцип гуманности выражается в безусловной вере в доброе начало,
заложенное в природе каждого ребенка, отсутствие давления на волю ребенка; глубокое знание
и понимание физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей; создание
условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его
самореализации и самоутверждения.
●
Принцип наглядности.
Методы, используемые на занятиях:
Информативно-рецептивный включает следующие приемы:
−
Рассматривание;
−
Наблюдение;
−
Экскурсия;
−
Образец педагога;
−
Показ педагога
Словесный метод включает в себя:
−
Беседу;
−
Рассказ, искусствоведческий рассказ;
−
Использование образцов педагога;
−
Художественное слово
Наглядный метод включает в себя:
−
Использование натуры (предмет или явление);
−
Репродукции картин, образца и других наглядных пособий, отдельных
предметов;
−
Показ воспитателя приёмов изображения
Практический метод
Репродуктивный метод включает в себя:
−
Прием повтора;
−
Работа на черновиках;
Эвристический метод
Исследовательский метод.
Данная программа развивает художественно-творческие и исследовательские
способности каждого ребёнка средствами нетрадиционных техник рисования, способствует
постижению детьми возможностей различных художественных материалов, приобретение
ручной умелости и появления созидательного отношения к окружающему.
Даная программа позволяет развивать мелкую моторику рук и координацию движений,
что способствует быстрому овладению письмом, раскрывать творческий потенциал и
стремление к самовыражению, развивать абстрактное и образное мышление, логику,
воображение, улучшает глазомер, развивает коммуникативные навыки
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

43

Программа предусматривает исследования:
Входное оценивание в начале учебного года- выявляет исходный уровень по основным
исследуемым характеристикам. Диагностика изобразительных умений и навыков выявляется
педагогом по рисунку, владению цветом и композиции и позволяет определить уровень
практических умений ребёнка.
Промежуточное и итоговое оценивание проводится в середине года и по окончании
каждого года обучения, (позволяет констатировать творческие изменения, которые происходят
у детей).
Итоговая аттестация по окончании срока реализации программы,
Формой
итоговой
аттестации
являются:
выставки
различных
уровней
/межрегиональные, городские, районные/, где могут быть представлены работы детей,
выполненные на определённую тему (в наиболее выразительном материале), в которой ребёнок
осознанно выражает собственное образное восприятие мира или обозначенной проблематики.
Выставки различного уровня являются отличным стимулирующим фактором
педагогического процесса, т.к. занятия в изостудии носят безотметочный характер.
В практике самовыражения ребёнку предоставляется возможность раскрыться без
опаски получить неудовлетворительную отметку за работу.
Текущее оценивание осуществляется на каждом занятии методом наблюдения и
коллективного анализа выполненных работ. Своеобразной формой тематического контроля
являются студийные вернисажи. Они организуются по окончании изучения какой-либо темы,
либо ряда тем через определённый промежуток времени /месяц, полугодие/.
Оценочные материалы к приведены в приложении программе

44

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
в действующей редакции.
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации (в редакции 2013 г.).
3.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
4.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
6.
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об Утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ».
7.
Приказ Министерства труда и социализации защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых».
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам".
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей».
10.
Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
11.
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной
деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ).
12.
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК -641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»).
13.
Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
14.
Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461 ПП «О
региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской области».
15.
Федеральный закон от 13.07.2020 № 189 ФЗ «О государственном (муниципальном)
социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»;
16.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
45

государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих
программ» в соответствии с социальным сертификатом.
Список литературы для педагога:
1. Вершинина, Н.А. Методика обучения дошкольников изобразительной деятельности как
научная дисциплина: Социологическая модель развития. Монография / Н.А. Вершинина. СПб.: ООО Изд-во «ЛЕМА», 2008. - 141с.
2. Виниченко, В. Методические рекомендации по оценке результатов детского
изобразительного творчества / В. Винченко // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 5. - С.41-43.
3. Зеньковский, В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский. - Екатеринбург: Деловая книга,
2005. - 345 с.
4. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду / Г.Н. Давыдова.М.: Скрипторий, 2003. - 78 с.
5. Казакова, Р.Г. Поиск понятия детского изобразительного творчества // Развитие теории
дошкольного образования. Психолого-педагогические аспекты: материалы научнопрактической конференции / Р.Г. Казакова. - М.: МПГУ, 2008. - С.114-115.
6. Казакова, Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники,
планирование, конспекты занятий / Р.Г. Казакова. - М.: Сфера, 2005. - 75 с.
7. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: обучение детей техническим навыкам: Беседа
1/ Т.С. Коморова. // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 1. - С.5052.
8. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество:
Учебник для студ. вузов. -- 6-е изд., стереотип / В.С. Мухина. - М.:Издательский центр
«Академия», 2000. - 456 с.
9. Пчелинцева, Е.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества:
Учебно-методическое пособие / Е.В. Пчелинцева. - Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава
Мудрого, 2006. - 32с.
10. Теплов, Б.М. Способности и одаренность//Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной
психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е,
дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 2006. – 304 с.
Список литературы для родителей:
1. Гончарова О.В. Театральная палитра. Программа художественно-эстетического
воспитания. –М.: 2010.
2. Дорожин Ю. Городецкая роспись. Учебное издание. –М.: Мозаика – Синтез, 2014.
3. Куцакова Л. Чудесная гжель. М.: Мозаика-Синтез. 2013.
4. Лыкова И.А., Шипунова В.А. Народный календарь. Весна-красавица. –М.: 2013.
5. Методика развития детского изобразительного творчества. Библиографический
указатель. (1900-2000 г.г.) / Под ред. Вершининой Н.А.
Список литературы для обучающихся:
1. Утробина К., Утробин Г. Увлекательное рисование методом тычка. –М.: ГНОМ и Д.2004.
2. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. –Ярославль: 2004. 27 с.
3. Тарабарина Т.Н., Елкина Н.В. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. –
Ярославль: Академия развития. 2006. - 224 с.

46

ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОГРАММЕ
Диагностическая карта выявления компетенций
по теме «Модульное построение человека»
Форма – устный опрос, наблюдение.
Критерии. 1.ниже среднего уровень: 2-средний уровень: 3-выше среднего уровень
№
п/п

Ф.И.
ребенка

ТЕОРИЯ
Знать
особенно
сти
пропорци
й
тела
человека

ПРАКТИКА

Знать
последо
вательн
ость
работы
по
реализа
ции
замысла

Уметь
нарисоват
ь
человека

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ

Соблюдат Умение
ь
работать в
последова коллективе
тельность
действий
при
выполнен
ии работы

Умени
е
органи
зовать
рабоче
е место

Диагностическая карта выявления компетенций
по теме «Шерсть животных и волосы»
Форма – устный опрос, наблюдение.
Критерии. 1.ниже среднего уровень: 2-средний уровень: 3-выше среднего уровень
№ Ф.И.
п ребенк
/
а
п

ТЕОРИЯ
Знать
особенно
сти
изображе
ния
локонов
на
светлых и
тёмных
волосах.

Знать
после
доват
ельно
сть
работ
ы по
реали
зации
замыс
ла

ПРАКТИКА
Умение
графическ
и
изобразить
локоны
различным
и
материала
ми.

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ

Соблюд Умение
ать
работать в
последо коллективе
вательн
ость
действи
й
при
выполне
нии
работы

Умение
организоват
ь
рабочее
место

47

Диагностическая карта выявления компетенций по теме «Схематическое рисование
головы человека и животных»
Форма – устный опрос, наблюдение.
Критерии. 1.ниже среднего уровень: 2-средний уровень: 3-выше среднего уровень.
№
Ф.И.
ТЕОРИЯ
ПРАКТИКА
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ
п/п
ребенка
Знать
Знать
Уметь
Соблюдат Умение
Умен
понятие о
схематиче
ском
рисунке
головы

последов
ательност
ь работы
по
реализац
ии
замысла

строить
голову
с
помощью
окружносте
й

ь
работать в
последова коллектив
тельность е
действий
при
выполнени
и работы

ие
орган
изова
ть
рабоч
ее
место

Диагностическая карта выявления компетенций
по теме «Наброски шаг за шагом»
Форма – устный опрос, наблюдение.
Критерии. 1.ниже среднего уровень: 2-средний уровень: 3-выше среднего уровень
№
п/п

Ф.И.
ребенка

ТЕОРИЯ
Знать
особеннос
ти
рисования
женского
профиля от
мужского

Знать
последов
ательност
ь работы
по
реализаци
и замысла

ПРАКТИКА
Уметь
рисовать
изменения
быстрым
наброском

Соблюдать
последоват
ельность
действий
при
выполнени
и работы

ОБЩЕУЧЕБНЫ
Е
Умение Умен
работат ие
ь
в орган
коллект изова
иве
ть
рабоч
ее
место

48

Диагностическая карта выявления компетенций
по теме «Пропорции фигуры и лица с различных ракурсов».
Форма – устный опрос, наблюдение.
Критерии. 1.ниже среднего уровень: 2-средний уровень: 3-выше среднего уровень
№
п/п

Ф.И. ребенка

ТЕОРИЯ
Знать
особенно
сти
рисовани
я
характер
ных
линий
фигуры

Знать
последо
вательн
ость
работы
по
реализа
ции
замысла

ПРАКТИКА
Уметь
рисовать
линии
характерн
ые фигуре

Соблюда
ть
последов
ательнос
ть
действий
при
выполне
нии
работы

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ
Умение
работать
в
коллекти
ве

Умение
организо
вать
рабочее
место

Диагностическая карта выявления компетенций
по теме «Детальная прорисовка частей тела и лица»
Форма – устный опрос, наблюдение.
Критерии. 1.ниже среднего уровень: 2-средний уровень: 3-выше среднего уровень
№
п/п

Ф.И.
ребенка

ТЕОРИЯ
Знать
особеннос
ти
рисования
частей
тела
и
лица.

Знать
последов
ательнос
ть работы
по
реализац
ии
замысла

ПРАКТИКА
Уметь
рисовать
поэтапно
части тела

Соблюдат
ь
последова
тельность
действий
при
выполнен
ии работы

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ
Умение
работать в
коллектив
е

Умение
организов
ать
рабочее
место

49

Диагностическая карта выявления компетенций
по теме «Фигура человека в одежде и обуви»
Форма – устный опрос, наблюдение.
Критерии. 1.ниже среднего уровень: 2-средний уровень: 3-выше среднего уровень
№
п/п

Ф.И.
ребенка

ТЕОРИЯ
Знать виды Знать
и формы последов
складок
ательност
ь работы
по
реализац
ии
замысла

ПРАКТИКА
Уметь
изобразить
простые и
сложные
складки на
одежде

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ

Соблюдат
ь
последова
тельность
действий
при
выполнени
и работы

Умение
работать в
коллектив
е

Умение
организов
ть рабоче
место

Диагностическая карта выявления компетенций
по теме «Подробное изучение представителей фауны»
Форма – устный опрос, наблюдение.
Критерии. 1.ниже среднего уровень: 2-средний уровень: 3-выше среднего уровень
№
п/п

Ф.И. ребенка

ТЕОРИЯ
Знать
представи
телей
фауны

Знать
последов
ательнос
ть
работы
по
реализац
ии
замысла

ПРАКТИКА
Уметь
изобразить
животных
различным
и
материала
ми

Соблюдат
ь
последова
тельность
действий
при
выполнен
ии работы

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ
Умение
работать в
коллектив
е

Умение
организов
ать
рабочее
место

50

Анкета для обучающихся по окончанию учебного года.
1. Как давно ты посещаешь это объединение?
___________________________________________________
2. Почему ты выбрал(а) это объединение?
___________________________________________________
3. Часто ли ты без причины пропускаешь занятия?
___________________________________________________
4. Что больше всего тебе нравится в работе объединения?
___________________________________________________
5. Испытываешь ли ты трудности при выполнении заданий преподавателя?
___________________________________________________
6. Как ты считаешь, приносят ли тебе пользу занятия? Если да, то какую?
___________________________________________________
7. Сколько раз в неделю ты хотел(а) бы заниматься в объединении?
___________________________________________________
8. Твои планы на будущее. Хотел(а) бы ты посещать занятия этого объединения в следующем году?
___________________________________________________
9. Выбери (отметь знаком «+») ту рожицу, которая соответствует твоему настроению во время занятий в
объединении.

51

№
п/п

Ф.И.
обучающихся

Оценивание практических умений
Самостоя Технически
Умение
Скорость
тельность правильное
импровизиро выполнения
выполнен исполнение
вать
задания
ия

Общее
кол-во
баллов

При
меча
ния

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
5 баллов - по всем параметрам получают дети, обладающие высоким уровнем способностей, с
легкостью исполняющие задания педагога.
4 балла - получают дети, хорошо справляющиеся с заданиями, обладающие средним уровнем
способностей.
3 балла - если ребёнок испытывает трудности, показывает низкий уровень способностей.
2 балла - ребёнок не понимает педагога, не может выполнить задания, плохая память,
координация и чувство ритма отсутствуют.
Общее количество баллов по предмету
-19 - 20 - баллов - высокий уровень подготовки;
-17 - 18 - балла – выше среднего;
-14 -16 - средний
-11 - 13 - ниже среднего
- 8 - 10 - низкий уровень подготовки.

52


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».