ДООП Театральные приключения на английском сертифицированная

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества

Программа рассмотрена и рекомендована
к утверждению на заседании
Методического совета МБУ ДО - ЦДТ
протокол от 19.08.2024 №2

УТВЕРЖДАЮ
___________________/Т.Г. Хисамова
Директор МБУ ДО - ЦДТ
приказ от 19.08.2024 №51-ДООП

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности

«Театральные приключения на английском»

Возраст обучающихся
Срок реализации
Количество часов

7 -13 лет
2 года
288 часов

Автор-составитель:
Марышева Светлана Владимировна,
педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2024 г.

Содержание
I.

Комплекс основных характеристик

3

1.1. Пояснительная записка

3

1.2. Цель и задачи программы

7

1.3. Планируемые результаты программы

9

1.4. Содержание программы

11

II.

Комплекс организационно-педагогических условий

21

2.1. Календарный учебный график

21

2.2. Условия реализации программы

21

2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

24

Список литературы

27

2

РАЗДЕЛ I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1.

Программа «Театральные приключения на английском» художественной
направленности

разработана

в

соответствии

с

требованиями

в

образовании,

отраженных в следующих документах:
1.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации» в действующей редакции.
2.

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года

(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
3.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629

"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам".
4.

Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав

ребенка в Российской Федерации (в редакции 2013 г.).
5.

Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении

информации» (вместе

с

«Методическими

рекомендациями

по

проектированию

дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
6.

Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской

области от 30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
7.
№

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
28

«Об

утверждении

санитарных

правил

СП

2.4.3648-20

«Санитарно-

эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
8.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021

№ 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания».
9.

Федеральный

закон

от

13.07.2020

№

189

ФЗ

«О

государственном

(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных)
услуг в социальной сфере».
10.

Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской

области от 29.06.2023 № 785-Д Об утверждении Требований к условиям и порядку
3

оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом.
11.

Устав МБУ ДО-ЦДТ.
Современный мир немыслим без владения иностранными языками, и английский

язык занимает лидирующие позиции. Он является основным международным языком,
используемым в технике, интернете, на международных встречах и в культуре. Родители
стремятся дать детям возможность изучать английский язык с раннего возраста, понимая
его значение для будущей карьеры и жизни в глобальном мире.
Программа включает элементы театральной деятельности на английском языке, что
способствует развитию коммуникативных навыков, способности работать в коллективе и
адаптироваться в мультикультурной среде, формируя социальные компетенции. Это
особенно важно для развития уверенности в общении и представлении себя в
международном контексте, что отражает социально-гуманитарную направленность
программы.
В то же время, участие в театральных постановках на английском языке не только
расширяет лингвистические способности, но и способствует раскрытию творческого
потенциала ребенка. Работая над постановками, дети учатся выражать свои эмоции и
мысли через художественные образы, знакомятся с лучшими образцами мировой
литературы, развивают артистизм и сценическую культуру.
Актуальность

программы.

Программа

разработана

в

соответствии

с

государственной образовательной политикой и основана на ценностях человечности,
жизни, здоровья и свободного развития личности. Данная программа позволяет создать
условия для самореализации личности ребёнка, укрепить и расширить знания
английского языка средствами игровой и творческой деятельности.
Отличительные особенности программы. Данная программа создана на основе
методических материалов Альшевской Ю.В «Английский театр», доработана и
адаптирована для использования в данном учреждении.
Уровень программы. Содержание и материал общеразвивающей программы
организован по принципу дифференциации в соответствии с уровнями сложности:
1 год обучения - «Стартовый уровень» предполагает знакомство с начальными
лингвистическими представлениями на английском языке для дальнейшей постановки
спектакля. Дети изучают фонетическую сторону языка, базовые фразы, учатся строить
диалоги, изучают основы актерского мастерства. На стартовом уровне у обучающихся
проходит просмотр и имитационное повторение (работа с зеркальцем) фонетической
сказки с простыми словами.
4

2 год обучения - «Базовый уровень» является продолжением стартового уровня.
На нем происходит расширение словарного запаса, увеличение объема фраз,
закрепление навыков чтения и разговорной речи. На этом уровне дети читают сценарии
и работают над постановкой спектакля.
Целевая группа.
Программа рассчитана на детей в возрасте 7-13 лет с нулевым уровнем английского
языка. Группы формируются по возрасту: 7-8 лет, 8-10 лет, 10-13 лет.
Группы формируются в соответствии с уровнем владения английским языком и по
возрасту. Разница в возрасте детей в одной группе не может превышать 3 года. Такая
разница в возрасте детей в одной группе (3 года) может быть обоснована одинаковым
уровнем владения английским языком у детей. Для определения уровня владения
английским языком преподаватель проводит пробные уроки для детей, в ходе которых
преподаватель определяет данный уровень для каждого конкретного ребенка.
Возрастные особенности:
7-8 лет:

Разделение на возрастные группы начинается с детей 7–8 лет, поскольку в этом
периоде дети только начинают адаптироваться к школьной жизни, осваивая новую
социальную роль ученика. Учебная деятельность формируется на основе игровой
активности, что помогает им легче усваивать знания. Дети этого возраста имеют
высокий уровень любознательности, но их внимание и усидчивость остаются
нестабильными. Для них особенно важны яркие визуальные стимулы и игровые формы
обучения, которые позволяют удерживать интерес и поддерживать высокий уровень
мотивации. Поэтому объединение в отдельную группу позволяет сконцентрировать
усилия

на

использовании

методов,

соответствующих

их

психологическим

и

эмоциональным потребностям.
8-10 лет:

Дети 8–10 лет переходят на следующий этап когнитивного развития, когда учебная
деятельность становится более осознанной. Их способность к логическому мышлению и
анализу постепенно возрастает, что позволяет вводить более сложные формы обучения.
При этом они все еще нуждаются в эмоциональной поддержке и игровых элементах, но
могут дольше концентрироваться на выполнении задач. Деление на эту возрастную
группу обосновано тем, что именно в этом возрасте дети начинают более активно
развивать самостоятельность и учебные навыки, но при этом остаются открытыми для
взаимодействия в игровой форме, что помогает им лучше усваивать материал.
10-13 лет:
5

Дети 10–13 лет уже находятся на стадии перехода к подростковому возрасту, что
требует иных методов обучения и подходов. В этом возрасте они способны к
абстрактному мышлению, критическому анализу и самостоятельному выполнению
заданий. Они проявляют большую ответственность в учебной деятельности, но также
нуждаются в признании и поддержке своего статуса в коллективе. Разделение на эту
возрастную группу позволяет учесть особенности их более сложного интеллектуального
и социального развития, и вводить задания, требующие от них высокой степени
самостоятельности, критического мышления и ответственности.
Такое деление на группы (7-8 лет, 8-10 лет, 10-13 лет) обосновано различиями в
уровнях психологического, когнитивного и социального развития детей. Эти возрастные
этапы характеризуются существенными изменениями в восприятии, внимании,
мотивации и учебной активности. Создание отдельных возрастных групп позволяет
оптимизировать методы обучения для каждого этапа, учитывая специфику их ведущей
деятельности (игровой, учебной и коммуникативной), а также эмоциональных и
когнитивных потребностей. Таким образом, каждая возрастная группа получает
максимальные возможности для эффективного усвоения материала и развития ключевых
компетенций в рамках программы.
Численный состав обучающихся в группе не должно быть менее 8 человек и не
должен превышать 25 человек.
Режим занятий.
Длительность одного занятия: 2 академических часа.
Периодичность занятий в неделю: 2 раза.
Продолжительность одного академического часа – 40 минут.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Объем программы: 288 часов
1 обучения – 144 часа.
2 обучения – 144 часа.
Срок освоения определяется содержанием программы и составляет 2 года.
Особенности организации образовательного процесса. В данной модели
реализации программы используется традиционный подход, который характеризуется
линейным освоением учебного материала. Учащиеся последовательно изучают темы,
переходя от одной к другой, что позволяет им постепенно углублять свои знания и
лучше усваивать материал. Современные технологии открывают новые возможности для
обучения, и программа может быть реализована в дистанционной форме. Такой подход
обеспечивает гибкость и доступность образовательных ресурсов. Для повышения
6

качества образовательного процесса педагогом разработан и создан банк видео занятий,
который соответствует учебному плану.

Таким образом, сочетание традиционного

подхода и современных технологий, таких как дистанционное обучение и использование
видеоматериалов, создает оптимальные условия для организации образовательного
процесса, отвечающего потребностям и интересам обучающихся.
Форма

обучения:

очная,

дистанционная.

Программа

предполагает

(при

необходимости) интеграцию очного и электронного обучения с использованием
дистанционных образовательных технологий (дистанционное обучение), обеспечение
цифровыми

образовательными

ресурсами

(ЦОР)

и

электронными

пособиями,

ориентированными на самостоятельную работу обучающихся.
Образовательный процесс осуществляется через учебное занятие. Основной
формой занятий является комбинированное, интерактивное занятие, которое включает в
себя:
● организационные моменты;
● введение нового материала;
● работу над произношением;
● физкультминутку;
● упражнения на повторение и закрепление предыдущего материала;
● подведение итогов.
Перечень видов занятий: беседа, практическое занятие.
Перечень форм подведения итогов реализации: этюды, фонетический зачет,
представление мини-проектов, диагностика уровней диалогической и монологической
речи, диагностика уровня аудирования, итоговое тестирование, показ спектакля.
1.2.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

Цель программы: развитие основ актерского мастерства через овладение
коммуникативными навыками на английском языке, способствующими социальному
взаимодействию и культурному пониманию.
Задачи программы:
Обучающие:
●

Формировать

навыки

правильного

произношения

английских

звуков,

правильного интонирования высказывания.
●

Обучать правильной технике речи, дикции, силе голоса.

●

Формировать умения использовать изученный лексико-грамматический материал

в различных ситуациях общения.
7

●

Совершенствовать коммуникативные навыки.

●

Обучать строить диалоги на английском языке.

●

Обучать использованию выразительных средств языка (эмоциональная окраска

речи, акцентирование) в процессе постановок на английском языке.
●

Обучать основам работы с текстом (разбор ролей, интонации и акцентов).

●

Формировать навыки сценической речи: работа с голосом, дыханием, дикцией,

правильная подача эмоций на английском языке.
●

Обучать технике актерской игры: взаимодействие с партнерами, импровизация,

выразительность жестов и мимики.
●

Познакомить с особенностями театральных постановок на английском языке.

●

Формировать знания о культурных особенностях англоязычных стран через

постановки, изучение текстов и участие в тематических играх.
Развивающие:
●

Совершенствовать дикцию, артикуляцию и темпо-ритм речи в английском языке

через регулярную сценическую практику.
●

Развивать слуховую память и способность к восприятию английской речи в

разнообразных контекстах.
●

Развивать личностные качества обучающихся в ходе овладения языковым

материалом: внимание, мышление, память и воображение.
●

Развивать познавательный интерес к творческой деятельности и английскому

языку.
●

Развивать творческие способности через театральные игры.

●

Развивать лингвистический кругозор обучающихся.

●

Укреплять уверенность в себе через участие в постановках и выступлениях на

английском языке перед аудиторией.
●

Формировать навыки самопрезентации, уверенного поведения на сцене и

публичных выступлений.
Воспитательные:
●

Формировать навыки индивидуальной, парной и групповой работы при

выполнении различных видов работы.
●

Формировать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению
иностранным языком и культурой.

●

Развивать уважительное отношение к мнениям и идеям других участников,
умения выслушивать и договариваться.

●

Воспитывать

уважение

к

многообразию
8

культур

через

знакомство

с

театральными произведениями и традициями англоязычных стран.
●

Формировать толерантность и эмпатию через вживание в роли персонажей
различных культур и ситуаций.

1.3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Предметные результаты:
●

Сформированы навыки произношения и интонации английских звуков, освоены

простые речевые конструкции для повседневного общения.
●

Сформированы и усовершенствованы навыки построения диалогов на английском

языке.
●

Развито умение выражать свои мысли в театральных сценах на английском языке.

●

Развита способность использовать выражения и конструкции для более

эмоционального и убедительного общения.
●

Сформированы навыки работы с голосом (дикция, сила голоса), развиты базовые

актерские приемы (мимика, жесты).
●

Развиты навыки сценической речи, импровизации и взаимодействия с

партнерами.
●

Получены знания об основах сценического взаимодействия.

●

Получены знания о базовых техниках актерского мастерства для участия в

театральных постановках (работа с текстом, распределение ролей, эмоциональная
окраска реплик).
●

Получены знания о театральных традициях англоязычных стран.

●

Получены знания о культурных особенностях англоязычных стран через

знакомство с основами театрального искусства и текстами на английском языке.
●

Участие в театральных постановках, демонстрирующих элементы культуры

англоязычных стран, с акцентом на социальные и культурные особенности.
Метапредметные результаты:
●

Развиты навыки работы в парах и в коллективе, способность обсуждать и решать

задачи, связанные с театральными сценами.
●

Повышен уровень взаимодействия и сотрудничества при подготовке театральных

постановок на английском языке.
9

●

Развита и укреплена уверенность в себе при публичных выступлениях.

●

Развиты навыки самопрезентации на английском языке в простых театральных

этюдах.
●

Развиты навыки анализа простых сценических ситуаций и ролей.

●

Сформированы навыки самовыражения и способности выступать перед

аудиторией на английском языке.
●

Развита способность анализировать театральные роли, их эмоциональные и

культурные аспекты.
●

Развиты творческие способности через участие в импровизациях и создание

собственных сценических решений.
Личностные результаты:
●

Заложены основы уважительного отношения к культурным особенностям

англоязычных стран через знакомство с театральными произведениями и текстами.
●

Получены знания о культурном многообразии через вживание в роли персонажей

различных культурных и социальных контекстов, развитие эмпатии и толерантности.
●

Сформированы навыки самостоятельной подготовки текстов и выполнения

актерских заданий.
●

Развита способность брать на себя ответственность за подготовку и исполнение

роли в театральной постановке.
●

Развита самостоятельность в изучении и проработке сценариев.

10

1.4.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
№
1
2

3
4
5
6

7

8
9

10

Название темы
Вводное занятие.
Распределение звука через сценическое
пространство. Работа с английскими
звуками, дикцией и сценическим
голосом
Азбука театра. Значение английского
языка и театра в жизни ребенка
Формы искусства. Артикуляция и
работа над скороговорками
Зарубежный театр. История и жанры
зарубежного театра
Театральные игры на английском языке.
Партнерское взаимодействие и развитие
актерских навыков через игры
Основы актерского мастерства.
Изучение основ актерского мастерства
и театрального сценария
Итоговое занятие
Культура и техника речи. Речевой
этикет и межвидовая связь театра с
другими искусствами
Актер главное чудо театра. Роль актера
как ключевой фигуры театра и развитие
речи через монологи

1 год обучения
2
30

2 год обучения
2
-

18

-

24

-

22

-

22

-

24

-

2
-

10

-

10

11

Сценическая практика

-

40

12
13

Постановка спектакля

144

82
144

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ – «СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ»
Цель первого года обучения: ознакомление с основами актерского мастерства и
развитие коммуникативных навыков с помощью театральных игр и упражнений на
английском языке.
Задачи первого года обучения:
Обучающие:


Формировать базовые лингвистические навыки, правильное произношение

английских звуков.


Обучать сценической речи, дикции, умению работать с голосом.
11



Обучать актерским основам: мимика, жесты, эмоции.



Обучать строить диалоги на английском языке.



Обучать использованию выразительных средств языка (эмоциональная окраска

речи, акцентирование) в процессе постановок на английском языке.


Знакомить с историей и жанрами зарубежного театра.

Развивающие:
●

Развивать слуховую память и способность к восприятию английской речи в

разнообразных контекстах.
●

Развивать личностные качества обучающихся в ходе овладения языковым

материалом: внимание, мышление, память и воображение.
●

Развивать познавательный интерес к творческой деятельности и английскому

языку.
●

Развивать творческие способности через театральные игры.



Развивать навыки работы в группе, актерского взаимодействия.

Воспитательные:
●

Воспитывать

уважение

к

многообразию

культур

через

знакомство

с

театральными произведениями и традициями англоязычных стран.
●

Формировать толерантность и эмпатию через вживание в роли персонажей

различных культур и ситуаций.
Планируемые результаты первого года обучения:
Предметные:


Сформированы базовые лингвистические навыки, правильное произношение

английских звуков.


Сформирована сценическая речь, дикция, умение работать с голосом.



Сформированы актерские основы: мимика, жесты, эмоции.



Умеют строить диалоги на английском языке.



Умеют использовать выразительные средства языка (эмоциональная окраска

речи, акцентирование) в процессе постановок на английском языке.


Знают историю и жанры зарубежного театра.

Метапредметные:
●

Развита слуховая память и способность к восприятию английской речи в

разнообразных контекстах.
●

Развиты личностные качества обучающихся в ходе овладения языковым

материалом: внимание, мышление, память и воображение.
12

●

Развит познавательный интерес к творческой деятельности и английскому языку.

●

Развиты творческие способности через театральные игры.



Развиты навыки работы в группе, актерское взаимодействие.

Личностные:
●

Сформировано

уважение

к

многообразию

культур

через

знакомство

с

театральными произведениями и традициями англоязычных стран.
●

Сформирована толерантность и эмпатия через вживание в роли персонажей

различных культур и ситуаций.
1.4.1. УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
«СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ»
Название раздела, темы

Количество часов
Всего

Формы аттестации /
контроля

Теория Практика

1.

Вводное занятие.

2

1

1

Наблюдение

2.

Распределение звука через
сценическое пространство.
Работа с английскими звуками,
дикцией и сценическим голосом
Азбука театра. Значение
английского языка и театра в
жизни ребенка
Формы искусства. Артикуляция и
работа над скороговорками

30

4

26

Наблюдение.
Фонетический зачет.

18

4

14

Наблюдение.
Актерские этюды.

24

6

18

Наблюдение.
Диагностика уровня
аудирования

5.

Зарубежный театр. История и
жанры зарубежного театра

22

6

16

Наблюдение. Минипроект

6.

22

6

16

24

4

20

8.

Театральные игры на английском
языке. Партнерское
взаимодействие и развитие
актерских навыков через игры
Основы актерского мастерства.
Изучение основ актерского
мастерства и театрального
сценария
Итоговое занятие

2

1

1

Наблюдение.
Актерские этюды.
Диагностика уровня
диалогической речи
Наблюдение.
Выполнение базовых
упражнений. Актерские
этюды
Наблюдение.
Выполнение базовых
упражнений. Итоговое
тестирование

9.

Итого:

144

32

112

3.

4.

7.

13

Содержание учебно-тематического плана первого года обучения
1. Вводное занятие
Теория: Знакомство с детьми. Инструктаж по технике безопасности, по пожарной
безопасности и охране труда. Введение в предмет.
Практика: Беседа по технике безопасности. Выявление уровня театрально-языковой
подготовки посредством ролевых игр, импровизаций и диалогических упражнений.
2. Распределение звука через сценическое пространство
Теория: Знакомство с основными звуками английского языка. Сказка о язычке – метод
обучения правильному произношению через интересные и наглядные образы.
Особенности произношения английских монофтонгов и дифтонгов. Фразы речевого
этикета – изучение выражений для приветствий, прощаний и взаимодействия.
Практика: Просмотр видео с историей о язычке для понимания артикуляции. Работа с
зеркальцем на отработку звуков, корректировка произношения через самонаблюдение.
Выполнение упражнений на произношение сложных звуков. Лепка из пластилина
звуков, что помогает детям ассоциировать звуки с визуальными и осязательными
объектами. Игра «Глухой телефон» – упражнение на четкость произношения и
понимание звуков. Игра «Эхо» – передача звука на дальнее расстояние с сохранением
артикуляционной четкости. Диалоги на приветствия и прощания с использованием
речевых этикетных фраз. Фонетический зачет для оценки уровня звуковой подготовки.
3. Азбука театра
Теория: Роль английского языка в театральной деятельности. Беседа на тему «Что мы
знаем о театре» – дети обсуждают свои знания и впечатления о театре. Театр как вид
искусства: драма, комедия, трагедия. Изучение основных театральных терминов (сцена,
актер, зритель, репетиция, сценарий и т.д.).
Практика: Разыгрывание диалогов с фразами приветствия и повседневного общения на
английском. Игры на знакомство, такие как «Кто ты?», где дети представляются и
изучают роли. Изучение и применение театральных терминов через сценические задания
и импровизации.
4. Формы искусства
Теория: Работа над четкой артикуляцией для театрального выступления. Изучение
английских скороговорок как способа развития произношения. Знакомство с детским
фольклором и популярными английскими скороговорками.
Практика: Упражнения на произношение скороговорок, постепенно усложняя их темп
и интонацию. Повторение сказки о язычке для закрепления артикуляционных навыков.
14

Работа с зеркальцем для контроля движения губ, языка и челюсти. Артикуляционная
гимнастика: «Точилка», «Ходики», «Кружочки», «Волейбольная сетка». Игры на
освоение пространства через звук (посыл звука вперед с помощью жестов и движений).
Произнесение скороговорок с акцентом на посыл звука на дальнее расстояние.
5. Зарубежный театр
Теория: История развития зарубежного театра, включая краткий экскурс в театральные
традиции англоязычных стран. Разбор театральных жанров: драма, комедия, трагедия.
Особенности английского театра, включая краткое введение в творчество Уильяма
Шекспира.
Практика: Выполнение мини-проекта «Моя первая английская алфавитная книга» с
элементами театральных жанров и терминов. Разучивание простых английских песенок
для театральных постановок. Монологические высказывания детей о любимом актере
или театральной постановке.
6. Театральные игры на английском языке
Теория: Изучение специфики театральных игр на английском, их роль в развитии
сценической речи и взаимодействия. Партнерское взаимодействие – понимание
важности сотрудничества на сцене. Введение в дидактические игры для изучения языка
и актерских навыков.
Практика: Театральные игры на английском языке, такие как «Импровизация в парах»
и «Ролевые диалоги». Упражнения на раскрепощение мышц, свободу движений и
расслабление тела. Игры на развитие актерской фантазии и способности к
импровизации. Упражнения на партнерское взаимодействие через обмен репликами,
действиями и реакциями на сцене.
7. Основы актерского мастерства
Теория: Основы актерского мастерства: понимание роли, взаимодействие с партнерами
и работа с текстом. Изучение плана разбора сценария: персонажи, события, эмоции.
Особенности английского языка в театральных сценариях и постановках.
Практика: Отработка основных актерских приемов: интонация, мимика, жесты. Разбор
сценария в игровой форме, обсуждение персонажей и их взаимодействий. Изучение
театральных терминов на английском языке и их использование в речи. Употребление
терминов в сценической практике, распознание их в тексте сценариев.
8. Подведение итогов
Теория: Повторение всего изученного материала по всем темам курса. Обобщение
знаний о театральной терминологии, актерских техниках и особенностях английского
языка в театре.
15

Практика: Диалоги по разным театральным темам (общение, сцена, роль, репетиция и
т.д.). Итоговое тестирование, включающее практические задания: произношение,
диалоги, разбор сценариев.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ – «БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ»
Цель второго года обучения: совершенствование лингвистических и актерских
навыков, развитие коммуникативных способностей и уверенности при театральных
выступлениях.
Задачи второго года обучения:
Обучающие:
●

Обучать основам работы с текстом.

●

Формировать навыки сценической речи: работа с голосом, дыханием, дикцией,

правильная подача эмоций на английском языке.
●

Обучать технике актерской игры: взаимодействие с партнерами, импровизация,

выразительность жестов и мимики.
●

Знакомить с особенностями театральных постановок на английском языке.

●

Укрепить навыки разговорной речи, диалогов и монологов на английском языке.

●

Подготовить к полноценным театральным постановкам на английском языке.

Развивающие:
●

Развивать сценическое мастерство: дыхание, пластика, мимика.

●

Развивать творческие способности и уверенность в себе через импровизации и

публичные выступления.
●

Укреплять уверенность в себе через участие в постановках и выступлениях на

английском языке перед аудиторией.
●

Развивать уважительное отношение к мнениям и идеям других участников,

умения выслушивать и договариваться.
Воспитательные:
●

Формировать навыки индивидуальной, парной и групповой работы при

выполнении различных видов работы.
●

Формировать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению

иностранным языком и культурой.
●

Формировать навыки самопрезентации, уверенного поведения на сцене и

публичных выступлений.
Планируемые результаты второго года обучения:
16

Предметные:
●

Умеют работать с текстом.

●

Сформированы навыки сценической речи: работа с голосом, дыханием, дикцией,

правильная подача эмоций на английском языке.
●

Сформирована

техника

актерской

игры:

взаимодействие

с

партнерами,

импровизация, выразительность жестов и мимики.
●

Знакомы с особенностями театральных постановок на английском языке.

●

Сформированы навыки разговорной речи, диалогов и монологов на английском

языке.
●

Ставят театральные постановки на английском языке.

Метапредметные:
●

Развито сценическое мастерство: дыхание, пластика, мимика.

●

Развиты творческие способности и уверенность в себе через импровизации и

публичные выступления.
●

Сформирована уверенность в себе через участие в постановках и выступлениях

на английском языке перед аудиторией.
●

Развито уважительное отношение к мнениям и идеям других участников, умения

выслушивать и договариваться.
Личностные:
●

Сформированы навыки индивидуальной, парной и групповой работы при

выполнении различных видов работы.
●

Сформированы навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению

иностранным языком и культурой.
●

Сформированы навыки самопрезентации, уверенного поведения на сцене и

публичных выступлений.
УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
«БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ»

1.

Вводное занятие

2.

Культура и техника речи. Речевой
этикет и межвидовая связь театра
с другими искусствами

Количество часов
Формы аттестации /
Практик
контроля
Всего Теория
а
Входное
2
1
1
тестирование
10

17

4

6

Наблюдение.
Актерские этюды.
Диагностика уровня

диалогической речи.

Актер главное чудо театра. Роль
актера как ключевой фигуры
театра и развитие речи через
монологи

10

4

6

Сценическая практика

40

16

24

4.1. Пластика тела

20

6

14

Сценическая речь, дыхание,
4.2. дикция

20

10

10

Постановка спектакля

82

41

41

5.1. Разбор пьесы

16

6

10

5.2. Работа актера над ролью

30

15

15

5.3. Работа над спектаклем

34

20

14

5.4. Премьерный показ спектакля

2

-

2

144

66

78

3.

4.

5.

Итого

6.

Наблюдение.
Актерские этюды.
Диагностика уровня
монологической
речи.
Выполнение
обучающимися
комплекса
упражнений.
Наблюдение

Показ спектакля

Содержание учебно-тематического плана второго года обучения
1. Вводное занятие.
Теория: Инструктаж по технике безопасности, по пожарной безопасности и охране
труда. Введение в предмет.
Практика: Беседа по технике безопасности. Выявление уровня театрально-языковой
подготовки.

2. Культура речи
Теория: Изучение речевого этикета на английском языке в различных ситуациях:
приветствия, прощания, формальные и неформальные взаимодействия. Связь театра с
другими

видами

искусства:

литературой,
18

музыкой,

танцем,

изобразительным

искусством. Как эти формы искусства поддерживают и обогащают театральное
представление.
Практика: Игры на дыхание и правильную артикуляцию, направленные на развитие
четкости и выразительности речи. Повторение фраз приветствия и прощания на
английском языке для закрепления речевого этикета. Игры на взаимодействие между
участниками, обучение навыкам коммуникации на английском языке. Сценки без слов –
работа с жестами и мимикой, развитие невербальной коммуникации. Понятие
«Общение» – учимся говорить и слушать, развивая навыки активного слушания и
взаимодействия на английском языке. Проговаривание рифмовок для тренировки
артикуляции, дикции и развития фонематического слуха.
3. Актер — главное чудо театра
Теория: Беседа «Почему актера называют чудом?» – обсуждение уникальных
способностей актера к перевоплощению и созданию образов. Профессия актера, его
навыки и ключевая роль в театральном искусстве. Польза монолога как упражнения для
развития речи и актерской выразительности. Монолог как средство развития навыков
публичного выступления у обучающихся.
Практика: Формирование правильной сценической речи: упражнения на артикуляцию,
интонацию и темп. Разыгрывание этюдов-импровизаций, направленных на развитие
актерской фантазии и адаптации к ситуации. Работа с интонацией и звучанием голоса со
сцены, чтобы передать эмоции и смысл текста. Грамматические игры на построение
правильных предложений на английском языке. Изучение и практика английской
фонетики в сценической речи и повседневной жизни. Тематические диалоги по
пройденным темам для закрепления языкового материала. Общение с партнером по
сцене на английском в рамках предложенной темы, развитие навыков взаимодействия в
паре.
4. Сценическая практика
4.1 Пластика тела
Теория: Значение пластичности тела для актера: как свободное движение помогает в
создании персонажей и сценической выразительности. Обучение разработке упражнений
для развития пластики тела, мимики и отдельных частей тела.
Практика: Комплекс упражнений на пластику тела, развитие мимики лица и снятие
телесных

зажимов.

Пластические

упражнения,

разработанные

направленные на развитие подвижности и выразительности тела.
4.2 Сценическая речь, дыхание, дикция
19

обучающимися,

Теория: Важность сценической речи, дыхания и дикции для успешного выступления на

сцене. Обучение самостоятельной разработке упражнений для тренировки сценической
речи, дыхания и дикции.
Практика: Проведение комплекса упражнений по теме «Сценическая речь, дыхание,
дикция», включая дыхательные техники, развитие дикции и управление голосом.
Упражнения на регулирование громкости и тембра голоса, контроль дыхания во время
выступлений.
5. Постановка спектакля
5.1 Разбор пьесы.
Теория: Что такое событийный ряд. Исходное событие, основное событие, центральное
событие, финальное событие, главное событие. Разбор пьесы по событиям.
Практика: Читка пьесы. Разбор пьесы.
5.2 Работа актера над ролью
Теория: Алгоритм работы над ролью.

Самостоятельная работа над ролью.

Коллективная проработка ролей.
Практика: Упражнения, направленные на проработку ролей. Упражнение «Я в
предлагаемых обстоятельствах», «Я - как образ».
5.3 Работа над спектаклем.
Теория: Правила поведения на сцене и за кулисами. Репетиция - тренировка
театрального представления.
Практика: Выбор материала для постановки, распределение ролей. Оттачивание
театральных навыков и коммуникативных навыков на английском языке. Подготовка к
непосредственному публичному выступлению. Подбор реквизита. Выбор костюмов.
5.4. Премьерный показ спектакля.
Практика: Выступление. Премьерный показ спектакля.

20

РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год
обучения

Дата
начала
обучения

Дата
окончания
обучения

1

09.01.

31.12

2

09.01.

31.12

Количеств Промежут Итоговая Количест Количест Режим
о учебных
очная аттестаци
во
во
занятий
недель аттестация
я
учебных учебных
дней
часов
22.12. по
36
72
144 2 занятия по
27.12
2 часа в
неделю
36
22.12. по
72
144 2 занятия по
2 часа в
27.12
неделю

Каникулы: 01.06. по 14.09.
Выходные дни: Выходные дни: с 01.01. по 08.01, 08.03, 23.03, 01.05, 09.05. 04.11.

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
№/№ Оборудование

Единица
измерения

1. Учебный
кабинет
(включая
типовую
мебель)
2. Бумага формата А4
пачек
3. Фломастеры
уп
разноцветные
в
количестве (не менее
6 цветов)
Клей карандаш
шт
Ножницы
шт
Линейка
шт
Компьютер
для шт
прослушивания аудио
8. Набор плакатов и шт
картинок
по
английскому
языку
«Family and friends
starter»
9. Папки для творческих шт
работ
10. Набор плакатов и шт
картинок
по
английскому
языку
«Family and friends 3»
4.
5.
6.
7.

Количество на Количество на %
одного
группу
использования в
ребенка
ходе реализации
программы
1
100%

6
1

1
1
1

21

30%
30%

1

30%
30%
30%
70%

1

70%

1

100%

1

70%

11. Телевизор
просмотра
файлов

для шт
видео

1

70%

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
№
П/П
1
2
3
4
5
6

Наименование

Ссылка

Образовательный портал «Инфоурок» для проведения infourok.ru
олимпиад
Образовательный сайт Оксфордского университета elt.oup.com
(Oxford University Press)
Образовательный портал Всероссийского дистанционного juniorjack.ru
конкурса на английском языке Junior Jack
Образовательный сайт коллекции детских песен на supersimple.com
английском языке для проведения физкультминуток
Образовательный сайт коллекции детских песен на mapleleaflearning.com
английском языке для проведения физкультминуток
Образовательный сайт British Council, разработанный britishcouncil.ru
Британским Советом совместно с BBC
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Требования к квалификации: Высшее профессиональное образование или среднее

профессиональное образование в области, соответствующей профилю объединения без
предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или
среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по
направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы и курсы
повышения квалификации по направлению деятельности.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Наглядные пособия и методическое обеспечение:
1.

Мультимедийные презентации, фильмы, мультфильмы, аудиозаписи.

2.

Игрушки, пальчиковые куклы.

3.

Книги, журналы.

4.

Настольные игры.

Методы, используемые на занятиях: словесные (беседа, объяснение), наглядные
(видеоматериалы, карточки, рисунки), практические (игры, дидактические и ролевые
игры, метод проектов).
Данная программа опирается на следующие принципы:

22

●

принципы культуросообразности - ориентация на потребности детей, адаптацию

к современным условиям жизни общества, учитывая культурные традиции родного края
и культуры Великобритании;
●

принципы природосообразности - учет возрастных возможностей и задатков

обучающихся при включении их в игровую и творческую деятельность;
●

принцип

дифференцированности

и

последовательности

-

в

программе

чередуются различные виды и формы занятий, в то же время идёт усложнение приемов
работы, разумно чередуется нагрузка;
●

принцип

креативности -

развитие

творческих

способностей

ребёнка,

выражающихся в том, что в ходе реализации данной программы доминирует творческое
начало и творчество, рассматриваемое как критерий оценки личности и отношений в
коллективе;
●

принцип гуманизации - ребёнок является основой ценностей общекультурного

человеческого

социума,

предполагает

уважительное

отношение

к

личности

обучающегося.
Содержательные принципы построения занятий как занятий творчества:
● создание у детей начального представления об иностранном языке;
● сочетание теоретической и практической творческой деятельности учащихся;
● тематическое построение занятий.
Здоровьесберегающие принципы
Каждое занятие сопровождается либо подвижной игрой, либо физкультпаузой,
либо физкультминуткой на английском языке («Handsup, handsdown!»).
Таким образом, данная программа знакомит детей с основами изучения
английского языка, способствует самовыражению посредством игры, общения и
творчества.
Содержание программы реализуется на занятиях следующих видов: учебные
(теоретические и практические занятия, самостоятельные работы); контрольные
(анкетирование, тестирование, опрос). Основным видом занятий является практическое.
На занятиях в объединении используются, как коллективные формы работы, так и
индивидуальные формы, и работа в парах. Чередование форм работы способствует
повышению коммуникативных способностей и формированию нравственных качеств
учащихся, позволяет осуществлять познание себя и других активно и деятельностно.
Методы и приемы, используемые на занятиях:
Игры, беседа, диалоги, творческие задания, репетиция сценок, изготовление
декораций, мастер-класс, праздник.
23

Модель учебного занятия представляет собой последовательность этапов в
процессе усвоения знаний обучающимися, построенных на смене видов деятельности:
восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация.
Каждое занятие начинается с приветствия по-английски (Hello teacher - Hello
children), а также заканчивается фразой Good-Bye. По ходу освоения английской речи,
общение педагога с детьми и детей друг с другом становится преимущественно на
английском языке, погружая в условия англоязычной среды. Использование на занятиях
стихотворений, песенок, мини-сценок становится мотивационным и стимулирующим
фактором изучения английского языка и скорейшего его запоминания. Например, на
занятиях используются легкие для запоминания новых слов стихотворения: Когда ты с
другом в ссоре,
Скажи ему: I’m sorry!». Дорога — это не пустяк, вдруг что-нибудь случится? Удачи
пожелай: Good luck! Удача пригодится.
2.3. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ /КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.
Программа предусматривает проведение оценивания индивидуальных
особенностей личности обучающегося:
●

первичное в начале учебного года (выявить исходный уровень по основным

исследуемым характеристикам).
●

промежуточное (позволяет отслеживать личностные изменения обучающихся);

●

контрольное в конце учебного года (позволяет констатировать творческие

изменения, которые происходят у детей), проводится аналогично первой.
Текущее оценивание осуществляется на каждом занятии методом наблюдения
(активность, заинтересованность) и рефлексии. Своеобразной формой тематического
контроля являются устные и письменные опросы, тестирование по изученным темам, а
также творческие задания. Они организуются по окончании изучения какой-либо темы
или ряда тем через определенный промежуток времени (месяц, полугодие).
Диагностика уровня диалогической речи
Диагностика проходит в конце обучения по модулю на одном из последних
занятий. Проверяется умение отвечать на вопросы. От учащихся требуется понять, о чем
их спрашивают, и адекватно отреагировать на ситуацию.
№ Вопроса
Ф.И.О.

1

2

3

4

1.
2.
24

5

6

Общее
количество
баллов

Способ оценки:

− правильный ответ - 2 балла;
− условно-правильный ответ (не нарушающий смысла, но содержащий лексические и
грамматические ошибки) -1 балл;

− неправильный ответ (нарушающий смысл и с ошибками) - 0 баллов;
− ответ творческий, развернутый (сверх того, что требуется) - 3 балла.
Диагностика уровня монологической речи
От детей требуется высказаться в соответствии с предложенной ситуацией. В
высказывании необходимо реализовать коммуникативное намерение говорящего, оно
должно соответствовать ситуации и быть связным. От детей требуется использование в
рассказе четырех различных моделей.
Ф.И.О. обучаемого

Количество баллов

1.
2.

Способ оценки: Учитывается общее количество фраз, построенных по различным
моделям:
●
●

речь корректная, количество фраз 2,3 - 2 балла;
речь условно-правильная (есть лексические и грамматические ошибки),
количество фраз 2,3 - 1 балл;

●
●

нет ответа - 0 баллов;
ответ творческий (сверх того, что требуется): речь корректная, количество
фраз

больше 3 - 3 балла.
Диагностика уровня аудирования

Ситуация: отгадывание загадок.
Средства наглядности: по одному конверту и 3 картинки для каждого ребенка (слон,
медведь, корова). Конверты должны быть подписаны и вместе с картинками лежат на
столах.
Педагог говорит учащимся: «Кукла Мери хочет загадать вам загадку. Слушайте ее
внимательно, а потом отгадку-картинку вы спрячете в конверт. Я конверты соберу, Мери
их посмотрит и узнает, как вы умеете отгадывать загадку».
Кукла Мери: «It can go. It cannot fly. It is big. It likes to sleep. It is brown».

25

Ф.И.О. обучаемого

Количество баллов

1.
2.

Способ оценки:
● картинка выбрана правильно – 5 баллов (в тексте пять фраз);
● картинка выбрана неправильно – 0 баллов.

26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
1.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации» в действующей редакции.
2.

Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав

ребенка в Российской Федерации (в редакции 2013 г.).
3.

Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение

Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
4.

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года

(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
5.
№

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
28

«Об

утверждении

санитарных

правил

СП

2.4.3648-20

«Санитарно-

эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
6.

Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об Утверждении Порядка

применения

организациями,

осуществляющими

образовательную

деятельность,

электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
7.

Приказ Министерства труда и социализации защиты Российской Федерации от

05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
8.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. №

629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
9.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467

«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
10.

Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении

информации» (вместе

с

«Методическими

рекомендациями

по

проектированию

дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
11.

Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических

рекомендациях
образовательной

(вместе

с

«Методическими

деятельности

с

рекомендациями

использованием

образовательных программ).
27

сетевых

по

организации

форм

реализации

12.

Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК -641/09 «О направлении

методических
реализации

рекомендаций»
адаптированных

способствующих

(вместе

с

«Методическими

дополнительных

социально-психологической

рекомендациями

общеобразовательных
реабилитации,

по

программ,

профессиональному

самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»).
13.

Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской

области от 30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования
на территории Свердловской области на период до 2035 года».
14.

Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461 ПП

«О региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской
области».
15.

Федеральный

закон

от

13.07.2020

№

189

ФЗ

«О

государственном

(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных)
услуг в социальной сфере»;
16.

Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской

области от 29.06.2023 № 785-Д Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом.
Список использованной литературы для педагогов.
1.

Биболетова М. З. и др. “Enjoy English-1”, Обнинск: Титул, 2005.

2.

Благовещенская Т. А., Первые уроки английского. Книга для занятий с

дошкольниками. - М.: ООО "Издательство РОСМЭН-ПРЕСС", 2004. - 103с
3.

Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей

в школе? Практическое пособие. –М.: «Аркти», 2005.
4.

Верхогляд В. А., Английские стихи для детей. -М.: АЙРИС ПРЕСС, 2001.

5.

Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка. –

Москва: Дрофа, 2006.
6.

Лосева С. В. Английский в рифмах. - М.: Буклет, 1993.

7.

Стронин М. Ф. Обучающие игры на уроке иностранного языка. М., Просвещение,

1984.
8.

Мейли А, Дафф А. Приёмы драматизации в обучении английскому языку. -М.:

Просвещение,1981.
28

9.

Пассов Е.И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования.

-М.: Просвещение,2000.
Список литературы для детей и родителей.
1. Алмазова Л.А. Как научиться говорить по-английски: Учебн. пособие. – 4-е изд.,
испр. – М.: лист Нью, 2004 – 272 с.
2. Верхогляд, В.А., Английские народные сказки: Кн. для чтения на англ. яз./В.А.
Верхогляд - М.: Просвещение, 1986. – 127 с.
3. Дзюина Е.В., Игровые уроки и внеклассные мероприятия на английском языке. -М:.
ВАКО, 2009. – 143 с.
4. Крижановская Т.В., "Английский язык для детей". – Дрофа, 2015. – 56 с.
5. Кулиш В.Г., Занимательный английский для детей. Сказки, загадки, увлекательные
истории. – Донецк: АСТ, 2002. – 320 с.
6. Самусенко Я.А., Театр на английском языке. - Издательский дом «Первое сентября»,
Приложение «Английский язык», №3-7, 2007. – 14 с.
7. Федотова Н., Drama in use. Размышления на тему // English. Приложение к газете
«Первое сентября». – 2004. №4. - С. 3-4.
8. Федорова Г.Н., Тематические вечера на английском языке. Пособие для учителей
средний общеобразовательных и специализированных школ. - Москва - Ростов- на-Дону,
«Март», 2005. – 190 с.
9. Шутюк Н., Английский язык в сказках. Золушка /– М.: ООО «Издательство
ЛабиринтПресс», 2007. - 12 с.
Интернет ресурсы:
1. Сайт «Партнер» http://www.orenipk.ru/partner/alexrn/dopobr/dop4.htm
2. Сайт «ДРАМАТЕШКА» http://dramateshka.ru.
3. Сайт «Учебно-методический кабинет» https://ped-kopilka.ru/letnii-lager/teatralnye-igryiuprazhnenija-dlja-detei-10-12-let.html?ysclid=l9ts1pez9b996084427

29

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».