ДООП_3-Дешка сертифицированная

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества

Программа рассмотрена и рекомендована
к утверждению на заседании
Методического совета МБУ ДО - ЦДТ
протокол от 19.08.2024 №2

УТВЕРЖДАЮ
___________________/Т.Г. Хисамова
Директор МБУ ДО - ЦДТ
приказ от 19.08.2024 №51-ДООП

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности
«3-ДЕШКА»
Возраст обучающихся
Срок реализации
Количество часов

7 - 13 лет
2 года
432 часа

Автор-разработчик:
Полуяхтова Наталья Михайловна,
педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2024 г.

Содержание
Раздел 1.
1.1
1.2
1.3
1.4
Раздел 2.
2.1
2.2
2.3

Комплекс основных характеристик
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Планируемые результаты программы
Учебный план программы
1.4.1 Первый год обучения
1.4.1 Второй год обучения
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Условия реализации программы
Формы аттестации/контроля
Список литературы
Приложение

2

3
3
5
6
7
7
10
14
14
14
16
17
19

РАЗДЕЛ I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК.
1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Направленность программы: техническая.
Программа разработана на основе нормативно-правовой документации:


Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
в действующей редакции.



Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).



Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам".



Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации (в редакции 2013 г.).



Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».



Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».



Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».



Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы
и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания»;



Устав МБУ ДО-ЦДТ.
Актуальность программы. Уже с раннего возраста у детей проявляется интерес к

изучению новых технологий. Поэтому сегодня, выполняя социальный заказ общества, система
дополнительного образования должна подготовить подрастающее поколение к жизни,
творческой и будущей профессиональной деятельности в обществе. Настоящая программа
предусматривает расширение технического кругозора, развитие пространственного мышления,
формирование устойчивого интереса к технике и технологии у обучающихся, помогает
3

профессиональному самоопределению.
Целевая группа ДООП
Программа разработана для обучающихся 7 -13 лет. Группы формируются по возрасту: 710 лет; 10-13 лет. Разница в возрасте детей в одной группе не может превышать 3 года.
Возрастные особенности младших и средних школьников:
●

психические процессы приобретают характер произвольности – ребенок научается

управлять восприятием, мышлением, памятью, в некоторой степени своими эмоциями и
воображением;
●

преимущественно развитие наглядно-образной памяти, чем смысловой (большое

количество конкретного фактического материала в начальных классах развивает наглядную и
образную память);
●

запоминание через игру или какую-либо трудовую деятельность;

●

развитие устойчивости внимания.

●

активное развитие логического мышления, преобладание конкретного мышления;

●

повышенная активность, стремление к деятельности;

●

уточнение границ и сфер интересов, увлечений;

●

открытость для сотрудничества;

●

достаточная интеллектуальная зрелость;

●

интерес к собственному внутреннему миру и оценке самого себя;

●

стремление экспериментировать, используя свои возможности;

●

склонность к фантазированию, к некритическому планированию своего будущего.

Численный состав обучающихся в группе не должно быть менее 8 человек и не должен
превышать 25 человек.
Первый год обучения.

«Стартовый уровень». Предполагает использование и

реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную
сложность предлагаемого для освоения содержания общеразвивающей программы.
Второй год обучения. «Базовый уровень». Предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала, среднюю сложность
предлагаемого для освоения содержания общеразвивающей программы.
Режим занятий:
Продолжительность занятия – 40 минут
Перерыв между учебными занятиями -10 минут.
Длительность одного занятия: 2 академических часа.
Периодичность занятий в неделю: 2 раза в неделю.
Объем программы:
4

Общий объем программы – 432 часа.
1 год обучения: – 144 часа.
1 год обучения: – 144 часа.
Особенности организации образовательного процесса. Модель реализации программы –
традиционная (линейное освоение учебного материала). Программа может реализовываться в
дистанционной форме. В организации дистанционного обучения по программе используются следующие
платформы и сервисы ИКОП «Сферум», Яндекс Телемост.
Форма обучения: очная.

Виды занятий: беседы, практические занятия, круглый стол. При дистанционном обучении
по программе используются следующие формы дистанционных образовательных технологий: - видеозанятия, лекции, мастер-классы; - открытые электронные библиотеки; - сайты по данному направлению;
- тесты, викторины по изученным теоретическим темам; - адресные дистанционные консультации.

Формы подведения результатов: практическое занятие, наблюдение.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

1.2.
Цель

программы:

формирование

и

развитие

пространственного

мышления

и

конструкторских навыков с помощью создания плоскостных и объемных моделей.
Задачи программы:
Обучающие:



знакомить с основными технологиями моделирования;



обучать технологии плоскостного и трехмерного моделирования;



обучать алгоритму создания плоскостных и объемных объектов;



изучить устройство 3D-ручки;



изучить термическое воздействие на изделия из PLA-пластика;



изучить виды соединений деталей между собой;



обучать создавать модели с различными видами соединений.

Развивающие:


развивать умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
осуществлять поиск средств ее достижения;



развивать

умение

использовать

знаково-символических

средств

информации для создания моделей;


развивать умение работать с информацией (анализ, синтез предъявление).

Воспитательные:


формировать творческую активность;



развивать гражданскую идентичность;
5

представления



развивать навыки коллективной работы.
1.3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.

Предметные:


знакомы с основными технологиями моделирования;



владеют технологиями плоскостного и трехмерного моделирования;



знают алгоритм создания плоскостных и объемных объектов;



знают устройство 3D-ручки;



имеют представление о термическом воздействии на изделия из PLA-пластика;



знают виды соединений деталей между собой;



умеют создавать модели с различными видами соединений.

Метапредметные:


сформировано умения принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
осуществлять поиск средств ее достижения;



сформированы умения использовать знаково-символических средств представления
информации для создания моделей;



сформированы умения работать с информацией (анализ, синтез предъявление).

Личностные:


сформирована творческая активность;



развита гражданская идентичность;



развиты навыки коллективной работы.

6

1.4.УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Название раздела
Вводное занятие
Основы работы с 3D-ручками
Плоскостное моделирование
Объемное моделирование
Создание индивидуальной работы
Создание собственных шаблонов и моделей
Создание мини-картин
Соединения деталей
Термическое воздействие
Создание модели из сказки (командная работа)
Итоговое занятие
Итого:

Количество часов по
годам обучения
2 год
1 год
2
2
20
12
58
34
14
12
14
12
12
52
20
20
2
2
144
144

1.4.1. ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ – «СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ»
Цель первого года обучения: формирование и развитие начального уровня пространственного
мышления и конструкторских навыков с помощью создания плоскостных и объемных моделей
Задачи первого года обучения:
Обучающие:


знакомить с основными технологиями моделирования;



обучать технологии плоскостного и трехмерного моделирования;



обучать алгоритму создания плоскостных и объемных объектов;



изучать сорта пластика для прутков и их основные свойства;



обучать создавать рисунки с помощью 3D-ручки;



обучать содержать свое рабочее место в чистоте;



обучать сосредотачиваться на выполнении задания;
Развивающие:



развивать мотивацию детей к реализации своих возможностей в технической сфере;



развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности;



развивать навыки коллективной работы;
Воспитательные:



воспитывать патриотические качества;



формировать творческую активность.

7

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Предметные:


владеют основными технологиями моделирования;



владеют технологиями плоскостного и трехмерного моделирования;



знают алгоритм создания плоскостных и объемных объектов;



знают сорта пластика для прутков и их основные свойства;



умеют создавать рисунки с помощью 3D-ручки;



умеют содержать свое рабочее место в чистоте;



умеют сосредотачиваться на выполнении задания;

Метапредметные:


развита мотивация детей к реализации своих возможностей в технической сфере;



сформированы умения излагать мысли в четкой логической последовательности;



развиты навыки коллективной работы;

Личностные:


сформированы патриотические качества;



сформирована творческая активность.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Количество часов
№
1

Название раздела
Вводное занятие

Основы работы с 3Dручками
2.1 Знакомство с ручкой
2

3

Линии и способы заполнения
межлинейного пространства
Плоскостное моделирование

3.1

Чертеж и шаблон

3.2
4

Создание 2D-моделей
Объемное моделирование

4.1

Чертеж и шаблон

4.2

Создание 3D-моделей

2.2

всего

теория

практика

2

1

1

20

8

12

6

2

4

14

6

8

58

20

38

18

8

10

40

12

28

34

14

20

10

4

6

24

10

14

8

Форма
контроля
Входящий
мониторинг

Наблюдение
Практическое
задание

Практическое
задание

Практическое
задание

5
6
7

Создание индивидуальной
работы
Создание
собственных
шаблонов и моделей
Итоговое занятие
Итого

14

4

10

14

4

10

2

1

1

144

52

92

Практическое
задание
Практическое
задание
Итоговый
мониторинг

Содержание учебно – тематического плана первого года обучения
1 Вводное занятие
Теория. Знакомство с обучающимися. Техника безопасности в учреждении, на занятии, при
работе с 3D-ручками.
Практика. Первоначальная диагностика.
2 Основы работы с 3D-ручками
2.1

Тема. Знакомство с ручкой.

Теория. История появления 3D-ручек. Различные модели 3D-ручек и их характеристики.
Интересные факты. Общие термины. Знакомство с ручкой и технологией работы (техника
безопасности, устройство и принцип работы, выбор материала, подача пластика в экструдер,
функционал и свойства 3D-печати различными материалами), эскизная графика и шаблоны при
работе (назначение эскизов и шаблонов, основные методы моделирования).
Практика. Создание собственного эскиза.
2.2

Тема. Линии и способы заполнения межлинейного пространства

Теория. Послойное нанесение материала печати. Достоинства и недостатки применяемых
технологий печати. Техника создания сплайнов.
Практика. Выполнение линий разных видов. Заполнение межлинейного пространства.
3 Плоскостное моделирование
3.1

Тема. Чертеж и шаблон.

Теория. Понятие «чертеж» и «шаблон»: достоинства и недостатки. Отличие между
понятиями.
Практика. Рассмотрение и построение чертежей и шаблонов.
3.2

Тема. Создание 2D-моделей

Теория. Форматы чертежей и шаблонов, их использование.
Практика. Создание плоскостных моделей по заданной теме, по заданным условиям.
4 Объемное моделирование
4.1

Тема. Чертеж и шаблон

Теория. Понятие «чертеж» и «шаблон»: достоинства и недостатки для объемного моделирования.
Деление на составные части чертежа и шаблона.
9

Практика. Создание чертежа.
4.2

Тема. Создание 3D-моделей

Теория. Форматы чертежей и шаблонов, их использование. Способы создания объемных моделей.
Практика. Создание объемных моделей по заданной теме, по заданным условиям.
5 Создание индивидуальной работы
Теория. Алгоритм создания. Обсуждение шаблона и принципа работы.
Практика. Создание шаблона «Маски-шоу». Создание маски.
6 Создание собственных шаблонов и моделей
Теория. Обсуждение пройденного материала. Обсуждение содержания будущих чертежей и
моделей.
Практика. Создание собственных шаблонов и моделей.
7 Итоговое занятие
Теория. Обсуждение пройденного материала за год.
Практика. Презентация изготовленных работ за год. Итоговый мониторинг.
1.4.2. ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ – «БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ»
Цель второго года обучения: совершенствование навыков ЗD-моделирования
стартового уровня.
Задачи второго года обучения:
Обучающие:


совершенствовать навыки технологий моделирования;



изучить виды соединений деталей между собой;



совершенствовать навыки плоскостного и трехмерного моделирования;



совершенствовать умения излагать мысли в четкой логической последовательности;



обучать создавать мини-картины с помощью 3D-ручки;



обучать создавать модели с различными видами соединений;



знакомить с термическим воздействием на изделия из PLA-пластика;

Развивающие:


развивать мотивацию детей к реализации своих возможностей в технической сфере;

Воспитательные:


совершенствовать навыки коллективной работы;



воспитывать патриотические качества.

10

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Предметные:


сформированы навыки технологий моделирования;



знают виды соединений деталей между собой;



сформированы навыки плоскостного и трехмерного моделирования;



умеют излагать мысли в четкой логической последовательности;



умеют создавать мини-картины с помощью 3D-ручки;



умеют создавать модели с различными видами соединений;



знают термическое воздействие на изделия из PLA-пластика;

Метапредметные:


сформирована мотивация детей к реализации своих возможностей в технической сфере;

Личностные:


сформированы навыки коллективной работы;



сформированы патриотические качества.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Количество часов
№

Название раздела

всего

теория

практ
ика

2

1

1

Основы работы с 3D-ручками

12

6

6

3

Создание мини-картин

12

6

6

4

Соединения деталей

52

18

34

Неразъемные соединения

30

10

20

Разъемные соединения
(подвижные и неподвижные)

22

8

14

1

Вводное занятие

2

4.1
4.2
5
6

Термическое воздействие

20

8

12

Создание индивидуальной
работы

12

4

8

11

Форма
контроля
Входящий
мониторинг
Практическое
задание
Практическое
задание

Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание

7

Создание модели из сказки
(командная работа)

20

8

12

Практическое
задание

8

Создание собственных шаблонов
и моделей

12

6

6

Практическое
задание

9

Итоговое занятие

2

1

1

Итоговый
мониторинг

144

58

86

Итого

Содержание учебно – тематического плана второго года обучения
1. Вводное занятие
Теория. Техника безопасности в учреждении, на занятии, при работе с 3D-ручками.
Практика. Первоначальная диагностика.
2. Работа с 3D-ручками
Теория. Повторение. Изучение внутреннего устройства ручки.
Практика. Внутреннее устройство ручки. Плоскостное и объемное моделирование.
3. Создание мини-картин
Теория. Алгоритм и технология раскрашивания.
Практика. «Закрашивание» областей по цифрам. Создание мини-картин.
4. Соединение деталей
4.1. Тема. Неразъемные соединения
Теория. Определение неразъемных соединений. Применение. Примеры. Шаблоны.
Практика. Создание моделей с неразъемными соединениями.
4.2. Тема. Разъемные соединения
Теория. Определение разъемных соединений: подвижных и неподвижных соединений. Отличие.
Применение. Примеры. Шаблоны.
Практика. Создание моделей с подвижными и неподвижными соединениями.
5. Термическое воздействие
Теория. Определение. Виды. Принцип воздействия
Практика. Тестирование термического воздействия на изделия из пластика. Создание
моделей.
6. Создание индивидуальной работы
Теория. Обсуждение внешних и внутренних составляющих при создании работы «Мой дом»
Алгоритм создания работы. Основные требования к работе.
Практика. Создание дома и его наполнения. Презентация
7. Создание модели из сказки (командная работа)
12

Теория. Беседа о сказах П.П. Бажова. Выбор сказа. Алгоритм создания работы,
распределение задания. Основные требования к работе.
Практика. Создание персонажей и атмосферы сказа.
8. Создание собственных шаблонов и моделей
Теория. Обсуждение пройденного материала. Обсуждение содержания будущих чертежей
и моделей.
Практика. Создание собственных шаблонов и моделей.
9. Итоговое занятие
Теория. Обсуждение пройденного материала за год.
Практика. Презентация работ за год.

13

РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1.КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК.
Год
обучени
я

Дата
начала
обучения

Дата
окончания
обучения

Количес
тво
учебных
недель

Промежу
точная
аттестац
ия

1

09.01.

31.12

36

22.12. по
27.12

2

09.01.

31.12

36

Итогов
ая
аттеста
ция

22.12.
по
27.12

Количе
ство
учебны
х дней

72

Количе
ство
учебны
х
часов
144

72

144

Режим
занятий

2 занятия
по 2 часа в
неделю
2 занятия
по 2 часа в
неделю

Каникулы: 01.06. по 14.09.
Выходные дни: Выходные дни: с 01.01. по 08.01, 08.03, 23.03, 01.05, 09.05. 04.11.

2. 2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение:

№
п/п
1
2
3
4
5

№
П/П
1

Единица
измерения

Оборудование

Учебный кабинет
с типовой
мебелью
3D-ручки.
Зарядное
устройство для
3D-ручек.
Пластик.
Ноутбук

Наименование

Количеств
о на одного Количество на
обучающег
группу
ося
1

%
использова
ния в ходе
реализации
программы
100%

шт

1

100%

шт

1

100%

кг
шт

5
3

100%
10%

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
Ссылка

Бурмистрова М.Н.
Особенности детей 10-12
лет.

https://ddgimburm.jimdo.com/дляродителей-1/особенности-детей10-12-лет/

14

2

Дыхнилкин М.В. Макетирование и
моделирование технических объектов 3D
ручкой.

3

Зверева Г.В. Объемное рисование.

4

5

http://pk8.mskobr.ru/files/maketirovanie_i_
modelirovanie_tehicheskih_ob_ekt
ov_3d_ruchkoj.pdf

https://infourok.ru/rabochayaprogramma-kursa-po-viboruobyomnoe-risovanie-d-ruchka1315006.html

Козюра Ю.Н. 3D-моделирование.

http://www.firo.ru/wpcontent/uploads/2016/06/98.pdf

Павлов
В.П.
Объемное
моделирование 3D ручкой

http://pk8.mskobr.ru/files/ob
_emnoe_modelirova
nie_3d.pdf

Методическое обеспечение образовательного процесса:
Методические

разработки,

дидактический

и

лекционный

материал:

разработки

теоретических и практических занятий, памятки, алгоритмы по разработке макетов, схемы и
чертежи проектов, и иллюстративные материалы.
Цифровые образовательные ресурсы:
● флэш-носители с музыкальным сопровождением занятий, физкультминуток и игр;
● флэш-носители с презентациями по различным темам программы;
● видеотека (CD диски с записями виртуальных экскурсий, видео презентаций, роликов по
различным темам программы).
Информационно-дидактические материалы:
● примерные конспекты проведения занятий;
● методические пособия по организации творческой деятельности, моделированию и
конструированию.
Информационные технологии
Презентации в PowerPoint, создание моделей с помощью 3D-ручки.
Кадровое обеспечение:
Требования

к

квалификации:

Высшее

профессиональное

образование

или

среднее

профессиональное образование в области, соответствующей профилю объединения без предъявления
требований

к

стажу

работы,

либо

высшее
15

профессиональное

образование

или

среднее

профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению
"Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы и курсы повышения
квалификации по направлению деятельности.
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.
Способами проверки результатов реализации дополнительной общеразвивающей
программы является мониторинг, который отслеживает рост: теоретических знаний,
практических умений, общеучебных умений и навыков (Приложение 1).
Оценка уровня развития предусматривает 5-бальную систему: 5 баллов - высокий
уровень, 4 балла - выше среднего уровня, 3 балла – средний уровень, 2 балла – ниже среднего
уровня, 1 балл - низкий уровень.
Этапы оценивания:


входное оценивание (проверяется уровень знаний, умений, навыков детьми);



промежуточное оценивание (проверяется уровень освоения детьми программы за

полугодие);


итоговое оценивание (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению

программы за весь курс обучения).
Также после прохождения каждой темы проводится текущая оценивание, по
разработанным мной материалам (Приложение 2).
Критерием оценки результатов учебной деятельности являются 3 группы показателей:
уровень освоения теоретической подготовки, уровень освоения практической подготовки,
общеучебные навыки и умения.

16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
1.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в

действующей редакции.
2.

Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в

Российской Федерации (в редакции 2013 г.).
3.

Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства

РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
4.

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена

распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
5.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об

утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
6.

Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об Утверждении Порядка применения

организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
7.

Приказ Министерства труда и социализации защиты Российской Федерации от 05.05.2018

№ 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых».
8.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 "Об

утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам".
9.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об

утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей».
10.
(вместе

Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении информации»
с

«Методическими

рекомендациями

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
11.

Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях

(вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с
использованием сетевых форм реализации образовательных программ).
12.

Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК -641/09 «О направлении методических

рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями
здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»).
13.

Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от

30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
17

Свердловской области на период до 2035 года».
14.

Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461 ПП «О

региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской области».
15.

Федеральный закон от 13.07.2020 № 189 ФЗ «О государственном (муниципальном)

социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»;
16.

Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от

29.06.2023 № 785-Д Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной
услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в
соответствии с социальным сертификатом.

Список литературы для педагога
1. Психофизиологические особенности младших школьников. [Электронный
ресурс]. URL: http://www.school36-tambov.ru/24.pdf
2. Ревягин Л.Н. Проблемы развития черт творческой личности и некоторые
рекомендации

их

решения.

[Электронный

ресурс].

URL: http://ido.tsu.ru/other_res/school/konf16/11.html (дата обращения 02.08.15).
3. Калмыкова Н.В., Максимова И.А. Макетирование из бумаги и картона:
Учебное пособие. – М.: Книжный дом «Университет», 2000. – 80 c.
4. Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования.
- М.: Школьная пресса, 2008.
5. Машталь О. Программа развития способностей ребенка. 200 заданий,
упражнений игр (+CD). – СПб: Наука и техника, 2007.
6. Соломеин И.А., Трусова С.Я., Методические рекомендации для педагогов
дополнительного образования «Технология разработки программы дополнительного
образования детей». – Екатеринбург:2013г.
7. Яковлев Д.Е. Дополнительное образование детей. Словарь-справочник. –М.:
АРКТИ, 2002
Для обучающихся
1. Чертежи для 3D ручек. [Электронный ресурс].
URL: https://www.losprinters.ru/articles/trafarety-dlya3d-ruchek

18

Приложение 1
Индивидуальная карточка учета результатов обучения ребенка
по дополнительной образовательной программе
(в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества)

Фамилия, имя ребенка:
Название объединения
Программа:
Ф.И.О. педагога:
Дата начала наблюдения:
Сроки
диагностики
Показатели
1 Теоретическая подготовка ребенка
1.1 Теоретические знания:
1) знать внутренние части 3D-ручки;
2) знать виды соединений деталей между собой;
3) знать термическое воздействие на изделия из PLAпластика.
2 Практическая подготовка ребенка
2.1 Практические умения и навыки, предусмотренные
программой:
1) уметь выстроить последовательность действий;
2) уметь создавать мини-картины;
3) уметь создавать модели с различными видами
соединений;
4) творческий замысел обучающегося.
3 Общеучебные умения и навыки ребенка
3.1 Учебно-интеллектуальные умения:
1) уметь анализировать;
2) уметь устанавливать причинно-следственные связи;
3) уметь оперировать понятиями.
3.2 Учебно-коммуникативные умения:
4) уметь взаимодействие в коллективе;
5) уметь слушать и слышать педагога и других
обучающихся;
6) уметь выступать перед аудиторией;
7) уметь организовать совместную деятельность.
3.3 Учебно-организационные умения и навыки:
8) уметь организовать рабочее место;
9) уметь соблюдать в процессе деятельности правила
безопасности;
10) уметь планировать свою деятельность и распределять
ее по времени.
4 Предметные достижения обучающегося:
4.1 На уровне детского объединения;
4.2 На уровне центра
4.3 На уровне района
4.4 На уровне города
4.5 На уровне области
4.6 На межрегиональном уровне
4.7 На международном уровне

19

Вход.

Промежуточная

Итог.

Приложение 2
Оценочный материал для текущего мониторинга
Стартовый уровень
Тема. Основы работы с 3D-ручками
Форма проведения. Практическое задание – выполнение линий по шаблону, заполнение
межлинейного пространства
Критерии оценивания. 1-3 балла: 1 балл – ниже среднего уровня; 2 балла – средний уровень; 3 балла
– выше среднего уровня.
Показатели оценки
Знание алгоритма
Умение
Аккуратность при
Фамилия, имя
Знание
работы при создании
аккуратно
заполнении
обучающегося
устройства
модели с помощью
выполнить
межлинейного
3D-ручки
пространства
3D-ручки
линии

Тема. Плоскостное моделирование
Форма проведения. Практическое задание – создание плоскостной модели
Критерии оценивания. 1-3 балла: 1 балл – ниже среднего уровня; 2 балла – средний уровень; 3 балла
– выше среднего уровня.
Показатели оценки
Фамилия, имя
обучающегося

Умение
организовать
рабочее место

Умение создавать
плоские фигуры по
чертежу и
трафарету

Умение создать
Умение
объемную
сотрудничать с
фигуру из
обучающимися
плоских деталей

Тема. Объемное моделирование
Форма проведения. Устный опрос. Практическое задание – создание объемной модели
Критерии оценивания. 1-3 балла: 1 балл – ниже среднего уровня; 2 балла – средний уровень; 3 балла
– выше среднего уровня.
Показатели оценки
Фамилия, имя
обучающегося

Умение
организовать
рабочее место

Умение
создавать
объемные
модели

Умение
распределить
3D-модели на
2D-модели

Способность
принимать и
сохранять цели и
задачи учебной
деятельности

Тема. Создание индивидуальной работы «Маски-шоу»
Форма проведения. Практическое задание – создание масок в едином стиле, их презентация
Критерии оценивания. 1-3 балла: 1 балл – ниже среднего уровня; 2 балла – средний уровень; 3 балла
– выше среднего уровня.

20

Показатели оценки
Фамилия, имя
обучающегося

Аккуратность
исполнения

Умение работать
по заданному
плану

Умение
создавать
шаблон

Умение сотрудничать
со
взрослыми и
обучающимися

Тема. Создание собственных шаблонов и моделей
Форма проведения. Практическое задание – создание шаблонов и моделей
Критерии оценивания. 1-3 балла: 1 балл – ниже среднего уровня; 2 балла – средний уровень;
3 балла – выше среднего уровня.
Показатели оценки
Фамилия, имя
обучающегося

Умение
создавать
шаблон

Умение
работать по
заданному
плану

21

Творческий
подход

Умение сотрудничать
с обучающимися

Приложение 3
Оценочный материал для текущего мониторинга по программе
Базовый уровень
Тема. Работа с 3D-ручками
Форма проведения. Практическое задание – создание 3D-модели из 2D- моделей
Критерии оценивания. 1-3 балла: 1 балл – ниже среднего уровня; 2 балла – средний уровень; 3
балла – выше среднего уровня.
Показатели оценки
Знание
Знание правил
Умение
Аккуратность при
Фамилия, имя
внутреннего
безопасности
организовать
выполнении
обучающегося
устройства
при работе с 3D- свое рабочее
плоскостных и
3D-ручки
ручкой
место
объемных моделей

Тема. Создание мини-картин
Форма проведения. Практическое задание – создание картины «Город будущего» и
рассказ о ней
Критерии оценивания. 1-3 балла: 1 балл – ниже среднего уровня; 2 балла – средний уровень; 3
балла – выше среднего уровня.
Показатели оценки
Фамилия, имя
обучающегося

Аккуратность
Умение заполнять
во время
все пространство
создания
картины
картины

Умение
Творческий
организовать свое
подход
рабочее место

Тема. Соединение деталей
Форма проведения. Устный опрос. Практическое задание – создание объемной фигуры
Критерии оценивания. 1-3 балла: 1 балл – ниже среднего уровня; 2 балла – средний уровень; 3
балла – выше среднего уровня.
Показатели оценки
Фамилия, имя
обучающегося

Умение
организовать
рабочее место

Умение
создавать
модели с
различными
соединениями

22

Знание
отличий
между видами
соединений

Способность
принимать и
сохранять цели и
задачи учебной
деятельности

Тема. Термическое воздействие
Форма проведения. Устный опрос. Практическое задание – выполнение макета
Критерии оценивания. 1-3 балла: 1 балл – ниже среднего уровня; 2 балла – средний
уровень; 3 балла – выше среднего уровня.
Показатели оценки
Умение
Умение термически
Фамилия, имя
Знание
Аккуратность
сотрудничать со
воздействовать на
обучающегося
определения
выполнения
взрослыми и
готовую
плоскостную модель
обучающимися

Тема. Создание индивидуальной работы «Мой дом»
Форма проведения. Практическое задание – создание чертежей и моделей
Критерии оценивания. 1-3 балла: 1 балл – ниже среднего уровня; 2 балла – средний уровень; 3
балла – выше среднего уровня.
Показатели оценки
Фамилия, имя
обучающегося

Аккуратность
выполнения

Умение
работать по
заданному
плану

Творческий
подход

Реалистичность
работы

Тема. Создание сказки «Сказы П.П. Бажова»
Форма проведения. Практическое задание – создание чертежей и моделей
Критерии оценивания. 1-3 балла: 1 балл – ниже среднего уровня; 2 балла – средний уровень; 3
балла – выше среднего уровня.
Показатели оценки
Фамилия, имя
обучающегося

Умение
создавать
шаблон

Умение
работать по
заданному
плану

23

Творческий
подход

Умение сотрудничать
с обучающимися

Приложение 4
Тест на тему: “Основы 3D Моделирования”
1. Дайте определение термину Моделирование.

А) Назначение поверхностям моделей растровых или процедурных текстур;
B) Установка и настройка источников света;
C) Создание трёхмерной математической модели сцены и объектов в ней;
D) Вывод полученного изображения на устройство вывода - дисплей или принтер.
2. Что такое рендеринг?

А) Трёхмерные или стереоскопические дисплеи;
B) Установка и настройка источников света;
C) Построение проекции в соответствии с выбранной физической моделью;
D) Вывод полученного изображения на устройство вывода - дисплей.
3. Где применяют трехмерную графику (изображение)?

А) Науке и промышленности, компьютерных играх, медицине;
B) Кулинарии, общепитах;
C) Торговли;
D) Стоматологии.
4. Модель человека в виде манекена в витрине магазина используют с целью:

А) Продажи;
B) Рекламы;
C) Развлечения;
D) Описания.
5. Рисунки, карты, чертежи, диаграммы, схемы, графики представляют собой модели

следующего вида:
А) Табличные информационные;
B) Математические;
C) Натурные;
D) Графические информационные.
6. Программные обеспечения, позволяющие создавать трёхмерную графику это...

А) Blender Foundation Blender, Side Effects Software Houdini;
B) AutoPlay Media Studio;
C) Adobe Photoshop;
D) FrontPage.
7. К числу математических моделей относится:

А) Формула корней квадратного уравнения;
B) Правила дорожного движения;
C) Кулинарный рецепт;
D) Милицейский протокол.
8. Процесс построения информационных моделей с помощью формальных языков

называется:
А) Планированием;
B) Визуализацией;
24

C) Формализацией;
D) Редеринг.
9. Математическая модель объекта:

А) Созданная из какого-либо материала модель, точно отражающая внешние признаки
объекта-оригинала;
B) Совокупность данных, содержащих информацию о количественных характеристиках
объекта и его поведении в виде таблицы;
C) Совокупность записанных на языке математики формул, отражающих те или иные
свойства объекта-оригинала или его поведение;
D) Установка и настройка источников света.
10. Сколько существует основных этапов разработки и исследование моделей на

компьютере:
А) 5
B) 6
C) 3
D) 2
Ответы: 1.С 2.С 3.А 4.С 5.В 6.А 7.А 8.С 9.С 10.А

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».