ДООП RoboLand сертифицированная

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества

Программа рассмотрена и рекомендована
к утверждению на заседании
Методического совета МБУ ДО - ЦДТ
протокол от 19.08.2024 №2

УТВЕРЖДАЮ
___________________/Т.Г. Хисамова
Директор МБУ ДО - ЦДТ
приказ от 19.08.2024 №51-ДООП

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности «РобоLand»
Возраст обучающихся
Срок реализации
Количество часов

8 - 15 лет
3 года
432 часа

Автор-составитель:
Хасанова Яна Валерьевна,
педагог дополнительного
образования

Екатеринбург, 2024 г.

1

Содержание
I.

Комплекс основных характеристик

3

1.1. Пояснительная записка

3

1.2. Цель и задачи программы

7

1.3. Планируемые результаты программы

8

1.4. Содержание программы

8

II.

Комплекс организационно-педагогических условий

17

2.1. Календарный учебный график

17

2.2. Условия реализации программы

17

2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

20

Список литературы

22

2

РАЗДЕЛ I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
1.1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время робототехника является одним из передовых направлений
научно-технического прогресса, в котором проблемы механики и новых технологий
переплетаются с проблемами искусственного интеллекта. Роботы совершенствуются, а
сфера их применения становится всё шире, сейчас они используются в исследованиях
Земли и космоса, в хирургии, в военной промышленности, при проведении лабораторных
исследований, в сфере безопасности, в массовом промышленном производстве. Развитие
автоматизированных систем и робототехники изменило не только деловую сферу нашей
жизни. Идёт интенсивная разработка домашних и обслуживающих роботов.
Робототехника - это проектирование, конструирование и программирование
всевозможных интеллектуальных механизмов - роботов, имеющих модульную структуру.
Дополнительная общеразвивающая программа «РобоLand» позволяет объединить
конструирование и программирование в одном курсе и привить подрастающему
поколению интерес к техническому творчеству.
Использование конструктора LEGO Education Mindstorms EV3 - повышает
мотивацию детей к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех
учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук.
Работа с данным конструктором формирует умение самостоятельно решать
технические задачи (выбор материала, планирование предстоящих действий,
самоконтроль, умение применять полученные знания, приемы и опыт в конструировании).
Программа технической направленности «РобоLand» разработана в соответствии с
государственной образовательной политикой и основана на ценностях человечности,
жизни, здоровья и свободного развития личности.
Программа разработана на основе нормативно-правовой документации:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» в действующей редакции.
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам".
 Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации (в редакции 2013 г.).
 Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
 Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области
от 30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
3

 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №
2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания».
 Федеральный закон от 13.07.2020 № 189 ФЗ «О государственном (муниципальном)
социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной
сфере».
 Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 29.06.2023 № 785-Д Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом.
 Устав МБУ ДО-ЦДТ.
Актуальность программы.
Данная программа позволяет создать условия для удовлетворения потребностей
обучающихся в интеллектуальном развитии, ориентирована на удовлетворение интереса к
направлениям и перспективам развития образовательной робототехники.
Уровень программы.
Содержание и материал общеразвивающей программы организован по принципу
дифференциации в соответствии с уровнями сложности:
1 год обучения – стартовый уровень – 144 часа. Стартовый уровень программы
предполагает первоначальное знакомство использование конструктора Lego Mindstorms
EV3 и средой программирования, собранных конструкций под задачи начального уровня
сложности. Будут рассмотрены такие разделы как: знакомство с набором LegoMindstorms
3, язык программирования Lego Mindstorms Education EV3, блоки датчиков,
программирование Lego Mindstorms Education EV3, создание роботов.
2 год обучения – базовый уровень -144 часа. Базовый уровень программы
рассчитан на более подробное изучение образовательного конструктора Lego Mindstorms
EV3 и углубленное изучение среды программирования EV3, будут рассмотрены такие
разделы как: введение в технологию EV3, подключение компонентов, интерфейс модуля,
программное обеспечение. Изучение технологий EV3 позволит научить конструировать
сложные модели роботов, программировать роботов с помощью программы LEGO
Education Mindstorms EV3, углубить знания обучающихся о таких профессиях, как
инженер, программист.
3 год обучения – продвинутый уровень -144 часа. Продвинутый уровень включает
в себя инженерные проекты и олимпиадную робототехнику. Группа 3-го года обучения
формируется из учащихся, имеющих опыт участия в соревнованиях, конкурсах,
олимпиадах различного уровня и имеющие результаты. Они работают, в основном,
самостоятельно, изготавливая каждый свою модель и получая при необходимости
консультации и рекомендации педагога. Практические занятия этой группы могут
проходят одновременно с группами 1-2 года обучения. Присутствие опытных учащихся
при работе младших групп дисциплинирует младших робототехников в работе над
моделями. Помогая младшим товарищам в работе над моделью, указывая на допущенные
ошибки, исправляя их, они получат практику инструкторов-инженеров.

4

Целевая группа.
Программа разработана для обучающихся 8-15 лет. Группы формируются по
возрасту: от 8 до 10 лет; от 10 до 13 лет; от 12 до 15 лет
В связи с началом этапа полового созревания изменения происходят в
познавательной сфере младшего подростка:
1. Замедляется темп их деятельности (на выполнение определённой работы теперь
школьнику требуется больше времени, в том числе и на выполнение домашнего задания).
2. Дети часто отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания. 3. Иногда ведут
себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется
3. Происходят изменения взглядов на окружающую действительность и на самого
себя. Активное формирование самосознания и рефлексии рождает массу вопросов о
жизни и о себе.
4. Психические процессы приобретают характер произвольности – ребенок
научается управлять восприятием, мышлением, памятью, в некоторой степени своими
эмоциями и воображением.
5.
Развивается устойчивое внимания; совершенствуется быстрое переключения
внимания с одного объекта на другой.
6.
Запоминание происходит через игру или какую-либо трудовую
деятельность;
Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других
подросток часто испытывает чувство одиночества. С одной стороны, растет потребность в
общении, с другой — повышается его избирательность, появляется потребность в
уединении. Подросток стремится осмыслить свои права и обязанности, оценить свое
прошлое, обдумать настоящее, утвердить и понять самого себя. Формируется стремление
быть и считаться взрослым.
Численный состав обучающихся в группе не должно быть менее 8 человек и не
должен превышать 25 человек.
Режим занятий.
Длительность одного занятия: 2 академических часа.
Периодичность занятий в неделю: 2 раза.
Продолжительность одного академического часа – 40 минут.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Объем программы: 432 часов
1 год обучения – 144 часа.
2 год обучения – 144 часа.
3 год обучения – 144 часа.
Срок освоения определяется содержанием программы и составляет 3 года.
Особенности организации образовательного процесса. Модель реализации
программы – традиционная (линейное освоение учебного материала). Программа может
реализовываться в дистанционной форме. Педагогом разработаны и создан банк видео
занятий в соответствии с учебным планом.
Форма обучения: очная, дистанционная. Программа предполагает (при
необходимости) интеграцию очного и электронного обучения с использованием
дистанционных образовательных технологий (дистанционное обучение), обеспечение
5

цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР) и электронными пособиями,
ориентированными на самостоятельную работу обучающихся.
Образовательный процесс осуществляется через учебное занятие. Основной формой
занятий является комбинированное, интерактивное занятие, которое включает в себя:
• организационные моменты;
• введение нового материала;
• работу над проектом;
• физкультминутку;
• упражнения на повторение и закрепление предыдущего материала;
• подведение итогов.
Перечень видов занятий:
Учебное занятие – основная традиционная форма образовательной деятельности,
используется педагогом при изучении нового учебного материала, закреплении знаний и
способов деятельности, а также при проверке, оценке, коррекции знаний и способов
деятельности (если нецелесообразно использовать нетрадиционные формы);
Коллективно-творческое дело – форма образовательной деятельности, направленная
на развитие творческих, интеллектуальных и физических способностей ребенка. Это
совместная работа педагога и обучающихся, результатом которой является творческий
продукт;
Презентация проекта – представление обучающимися результатов своей творческой
деятельности;
Техническая лаборатория – нетрадиционная форма организации образовательной
деятельности; используется педагогом для того, чтобы обучающиеся овладели новой
учебной информацией, знаниями опытным, экспериментальным путём или в ходе
исследования технического материала;
Соревнование – форма учебной деятельности, при которой обучающиеся
демонстрируют свои личные достижения, и на основании заранее определённых
критериев выбирается обучающийся, который лучше других выполнил установленные
критерии;
Дидактическая игра – вид учебной деятельности обучающихся, организованных в
виде учебных игр, реализующих ряд принципов активного обучения и отличающихся
наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы
оценивания;
Работа в мини-группах – это методика объединения учащихся в небольшие группы
для совместного выполнения задания. Используется для того, чтобы обучающийся
овладел коммуникативным умениям и навыкам. Совместная работа развивает умение
общаться, слушать, коллективно решать проблемы, достигать взаимопонимания. учебная
игра - занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового;
характеризуется моделированием жизненных процессов в условиях развивающейся
ситуации;
Ролевая игра – как форма образовательной деятельности представляет собой
моделирование событий, происходящих в определённом мире в определённое время;
Круглый стол – организационная форма познавательной деятельности
обучающихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания.Перечень форм
6

подведения итогов реализации: этюды, фонетический зачет, представление минипроектов.
Перечень форм подведения итогов реализации:
Беседа – вопросно-ответный метод контроля; применяется с целью активизации
умственной деятельности обучающихся в процессе приобретения новых знаний или
повторения и закрепления, полученных ранее;
Наблюдение – педагог опосредованно контролирует выполнение того или иного
задания обучающимися, при необходимости вносит коррективы;
Взаимоконтроль – обучающийся проверяет работу, выполненную другим
обучающимся, по образцу, памятке или инструкции;
творческие задания – учебные задания, для выполнения которых обучающийся
должен применить нестандартное решение;
Технические задачи – проблемные ситуации в области конструирования,
технического обслуживания того или иного объекта, предмета, разрешение которых
связано с открытием и освоением нового познавательного действия. практическое задание
- особый вид учебных занятий, имеющих целью практическое усвоение основных
положений по предмету.
1.2.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Цель программы: формирование у обучающихся навыков конструирования,
программирования и тестирования различных моделей роботов LEGO Mindstorms Education
EV3.
Задачи программы:
Обучающие:

знакомить обучающихся с историей развития LEGO конструирования;

знакомить с комплектами конструкта LEGO Mindstorms Education EV3;

знакомить с основами автономного программирования;

обучать собирать модели, используя готовую схему сборки, а также по эскизу;

обучать основам алгоритмических конструкций, этапами решения задач с
использованием ЭВМ.

обучать основным этапам технологии EV3.
Развивающие:

развивать логическое и пространственное мышление, наблюдательность,
внимательность, память;

развивать умение самостоятельно решать учебные задачи, действовать в
нестандартных ситуациях, умение находить новые решения;

развивать умение получения информации из различных источников и
использования её для достижения цели.
Воспитательные:

прививать ответственное отношение к выполнению задания;

способствовать социализации и адаптации обучающихся в современном обществе;

формировать культуру здорового и безопасного образа жизни.;

формировать умение работать в команде, осознавать свою роль, свой вклад в
достижении общей цели, высокого результата;
7

1.3.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Предметные:

знают историю развития LEGO конструирования;

знают комплекты конструктора LEGO Mindstorms Education EV3;

знают основу автономного программирования;

умеют собирать модели, используя готовую схему сборки, а также по эскизу;

знают основные алгоритмические конструкции, этапы решения задач
использованием ЭВМ;

знают основные этапы технологии EV3.

с

Метапредметные:

развито логическое и пространственное мышление, наблюдательность,
внимательность, память;

сформировано умение самостоятельно решать учебные задачи, действовать в
нестандартных ситуациях, умение находить новые решения;

сформировано умение получения информации из различных источников и
использования её для достижения цели.
Личностные:

сформировано ответственное отношение к выполнению задания;

социализация и адаптация обучающихся в современном обществе;

сформирована культура здорового и безопасного образа жизни

умеют работать в команде, осознавать свою роль, свой вклад в достижении общей
цели, высокого результата.
1.4.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
№п/п

Наименование раздела, темы

1.
2.

Вводное занятие
Знакомимся с набором LegoMindstorms
EV3 сборки 45544.
Язык программирования Lego Mindstorms
Education EV3.
Блоки датчиков
Программирование Lego Mindstorms
Education EV3.
Создание роботов
Введение
в
технологию EV3
Подключение
компонентов EV3
Программное
обеспечение. Блочное программирование

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

8

Количество часов по годам
1 год
2 год
3 год
обучения
обучения
обучения
2
2
2
4
12
16
94
12
10
8
30

10.
11.
12.
13.
14.

15.
16.
17.

18.

19.

20.

21.

Конструирование
моделей роботов
Разработка индивидуальных
проектов
Защита проекта
Конструирование и программирование
сложных
моделей роботов
Робототехника. Образовательные роботы.
Правила работы с наборами, деталями
конструктора
Лего.
Характеристики
робота Lego Mindstorms EV3. Создание
первого проекта.
Программирование робота в среде EV3.
Основные виды соревнований и элементы
заданий.
Конструирование и программирование.
Изучение среды управления и
программирования.
Проектная деятельность в группах.
Конструирование и программирование
робота: сборка и программирование
моделей для соревнований
Передовые направления в
робототехнике XXI века. Интернет
материалы. Обзор образовательных
сайтов по робототехнике.
Повторение изученного в течении
учебного года. Итоговое занятие.
Выставка творческих работ
обучающихся.
Итоговое занятие
Всего

34
18
2
36
10

20
20
23

61

4

4
144

4
144

4
144

1.4.1. «1 ГОД ОБУЧЕНИЯ – СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ»
Цель первого года обучения: знакомство с основами робоконструирования LEGO
Mindstorms EV3 и познавательной активности через обучение робототехники.
Задачи первого года обучения:
Обучающие:

знакомить с основными компонентами LEGO Mindstorms EV3

обучать простым приемам сборки робототехнических устройств;

дать представление о компьютерной среде LEGO Mindstorms EV3;

знакомить с порядком создания алгоритма программы, действиями
робототехнических средств.
Развивающие:

развивать логическое и пространственное мышление, наблюдательность,
внимательность, память.
Воспитательные:

прививать ответственное отношение к выполнению задания;
9



формировать культуру здорового и безопасного образа жизни.

Планируемые результаты первого года обучения:
Предметные:

знают основные компоненты LEGO Mindstorms EV3;

знают простые приемы сборки робототехнических устройств;

имеют представление о компьютерной среде LEGO Mindstorms EV3;

знают порядок создания алгоритма программы, действиями робототехнических
средств.
Метапредметные:

развито логическое и пространственное мышление, наблюдательность,
внимательность, память.
Личностные:

сформировано ответственное отношение к выполнению задания;

сформирована культура здорового и безопасного образа жизни.

УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

№п/п

Тема

Количество часов
Всего Теория Практика

1.

Вводное занятие

6

2.

6

-

Знакомимся
с
набором 2
LegoMindstorms
EV3 сборки 45544
Язык
программирования
Lego 10
Mindstorms Education EV3
Блоки датчиков
16

2

-

6

4

5

11

21

73

6.

Программирование Lego Mindstorms 94
Education EV3
Создание роботов
12

-

12

7.

Итоговое занятие

40

4
104

3.
4.
5.

4
144

Всего

Формы
аттестации /
контроля
Входная
аттестация
Взаимоанализ
Презентация
работ
Презентация
работ
Презентация
работ
Выставка
работ
Наблюдение

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА ПЕРВОГО ГОДА
ОБУЧЕНИЯ
Тема 1. Вводное занятие.
Введение. Техника безопасности.
Тема 2. Знакомимся с набором LegoMindstorms EV3 сборки 45544.
Теория. Знакомство с конструктором LegoMindstorms EV3 сборки 45544.
Способы соединения деталей. Правила работы с конструктором Lego.Основные детали
конструктора Lego.Спецификация конструктора.
Практика. Сбор не программируемой модели.
10

Тема 3. Язык программирования Lego Mindstorms Education EV3.
Теория. Знакомство с командами: Запусти мотор вперед, назад. Знакомство с EV3. Кнопки
управления. Передача программы. Запуск программы.
Практика. Отработка составления простейшей программы по шаблону, передачи и запуска
программы.
Тема 4. Блоки датчиков.
Теория. Моторы EV3. Большой мотор и средний мотор. Датчик цвета. Гироскопический
датчик. Ультразвуковой датчик. Инфракрасный датчик.
Практика. Сборка модели с использованием датчика. Составление программы, передача,
демонстрация.
Тема 5. Программирования LegoMindstorms Education EV3.
Теория. Введение в язык программирования.
Практика. Программирование модели.
Тема 6. Создание роботов.
Практика. Доработка конструкций роботов и программ. Отладка конструкций роботов и
программ. Движения по заданной траектории. Отладка конструкций роботов и программ.
Тема 7. Итоговое занятие.
Практика. Демонстрация роботов.
1.4.2. ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ – «БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ»
Цель второго года обучения: формирование у детей устойчивого интереса и начальных
представлений о механике и робототехнике.
Задачи второго года обучения:
Обучающие:

изучать основные принципы механики;

совершенствовать умение работать в компьютерной программы и с
роботизированной моделью;

дать представления о современном информационном обществе, информационной
безопасности личности и государства.
Развивающие:

развивать алгоритмическое мышление и творческие способности.

развивать коммуникативные способности, формировать критичность мышления.
Воспитательные:

формировать систему универсальных учебных действий, позволяющих учащимся
ориентироваться в различных предметных областях знаний и усиливающих мотивацию к
обучению; вести поиск информации, фиксировать её разными способами и работать с ней;
Планируемые результаты второго года обучения:
Предметные:

знают основные принципы механики;

сформированы умения работать в компьютерной программе и с роботизированной
моделью;

имеют представления о современном информационном обществе, информационной
безопасности личности и государства.
11

Метапредметные:

развито алгоритмическое мышление и творческие способности.

развиты коммуникативные способности, сформировано критичность мышления.
Личностные:

сформирована система универсальных учебных действий, позволяющих учащимся
ориентироваться в различных предметных областях знаний и усиливающих мотивацию к
обучению, умеют вести поиск информации, фиксировать её разными способами и
работать с ней.
УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

8.

9.

Название
раздела
программы
Вводное занятие
Введение
в
технологию EV3
Подключение
компонентов EV3
Программное
обеспечение. Блочное
программирование
Конструирование
моделей роботов
Разработка
индивидуальных
проектов

Количество часов
Всего
Теория
Практика
2
2
-

Формы контроля
Беседа
Техническое
задание
Техническое
задание
Техническое

10

5

5

8

2

6

30

10

20

34

4

30

18

4

14

задание

Защита проекта

2

0

2

Презентация
проекта

Конструирование
и
программирование
сложных
моделей
роботов
Итоговое занятие

36

6

30

Техническое
задание

4

2

2

Итого:

144

35

109

задание
Творческое
задание
Техническое

Наблюдение

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА ВТОРОГО ГОДА
ОБУЧЕНИЯ
1. Вводное занятие
Теория. Цели, задачи и содержание работы творческого объединения «Робототехника».
Правила поведения в учреждении. Правила организации рабочего места. Техника
безопасности.
Практика. Демонстрация готовых моделей роботов, просмотр видеороликов.
2. Введение в технологию EV3
Теория. Знакомство с конструктором EV3. Модуль EV3. Обзор. Установка аккумуляторов.
Включение модуля EV3. Моторы EV3. Большой мотор. Средний мотор. Сравнение
большого и среднего мотора. Виды датчиков EV3. Датчик цвета. Гироскопический датчик.

12

Датчик касания. Ультразвуковой датчик. Инфракрасный датчик. Удаленный
инфракрасный маяк. Датчик температуры
Практика. Использование среднего, большого мотора. Программирование точных и
мощных действий робота. Программирование модуля EV3. Применение ультразвукового
датчика для изучения отражения звуковых волн, для измерения расстояния между
датчиком и любыми объектами на своем пути. Применение гироскопического датчика,
для измерения поворота робота. Распознать три условия: прикосновение, щелчок и
отпускание при использовании датчика касания. Применение датчика цвета для
распознавания семи различных цветов и определения яркости света.
3. Подключение компонентов EV3
Теория. Знакомство с основными правилами: Подключение модуля EV3 к компьютеру.
Беспроводное подключение – Bluetooth, wi-fi. Подключение модуля EV3 к сети. Изучение
приложений модуля.
Практика. Подключение модуля EV3 к компьютеру с помощью USB-кабеля или
посредством беспроводной связи с использованием либо Bluetooth, либо Wi-Fi.
Подключение разъема USB к компьютеру. Беспроводное подключение — Bluetooth.
Настройка адаптера Bluetooth. Беспроводное подключение — Wi-Fi Подключение к Wi-Fi.
4. Программное обеспечение. Блочное программирование
Теория. Знакомство с темами: Моторы. Программирование движений по различным
траекториям. Работа с подсветкой, экраном и звуком. Работа с экраном. Работа с
подсветкой кнопок на блоке EV3. Работа со звуком. Программные структуры. Цикл с
постусловием. Структура
Практика. Сборка простейшей модели с использованием конструктора LEGO Mindstorms
EV3. Проектирование и сборка из готовых деталей манипуляторов и роботов различного
назначения.
5. Конструирование моделей роботов
Теория. Правила техники безопасности при работе с роботами-конструкторами. Изучение
основных механических деталей конструктора Mindstorms EV3 и их назначение. Освоение
принципов конструирования модели робота с заданными параметрами.
Практика. Сборка модели по технологическим картам. Создание алгоритмов простых
конструкций. Конструирование простых моделей с одним мотором. Написание
простейшего алгоритма и его запуск. Применение алгоритма и модели на полигоне.
Сборка опытной модели. Развитие модели и сборка более сложных моделей c двумя и
более моторами («робот – манипулятор», «шагающие роботы», «робот помощник» и т.д.).
6. Разработка индивидуальных проектов
Теория. Формирование технического задания для модели робота. Определение
необходимых ресурсов. Изучение технической литературы. Поиск информации.
Написание программы.
Практика. Разработка инструкции. Подготовка эскиза робота, или прототип модели в
программе Lego Digital Designer. Сборка модели и ее программирование. Техническая
отладка модели, если требуется. Подготовка презентации к защите проекта. Создание
собственной модели робота, презентация и защита проекта.
7. Защита проекта.
Практика. Презентация проекта.
8. Конструирование и программирование сложных моделей роботов
13

Теория. Формирование
технического задания
для модели
робота.
Определение необходимых ресурсов.
Практика. Конструирование модели робота с двумя и более датчиками, осуществление
процесса сборки в реальном режиме времени с фиксированием и анализом данных.
Проектирование, конструирование, сборка, программирование, испытание, отладка,
запуск роботов.
9. Заключительное занятие
Подведение итогов учебного года.
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ – «ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ»
Цель третьего года обучения: развитие инженерного мышления учащихся, навыков
конструирования, программирования и использования роботизированных устройств.
Задачи третьего года обучения:
Обучающие:

совершенствовать умение самостоятельно решать технические задачи в процессе
конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль,
применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием
специальных элементов, и других объектов и т.д.);
 обучать создавать сложные программы и подпрограммы в среде LabVIEW;

углублять знания в современной тенденции развития олимпиадной робототехники.
Развивающие:

развивать умения оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения;

развивать ИКТ-компетентности: приобретение опыта использования средств и
методов информатики: моделирование, формализация и структурирование информации,
компьютерный эксперимент.
Воспитательные:

способствовать дальнейшей профориентации обучающихся;

способствовать развитию умения излагать мысли в чёткой логической
последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и
самостоятельно находить ответы на вопросы путём логических рассуждений.
Планируемые результаты третьего года обучения:

Предметные:

сформировано умение самостоятельно решать технические задачи в процессе
конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль,
применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием
специальных элементов, и других объектов и т.д.);
 умеют создавать сложные программы и подпрограммы в среде LabVIEW;

сформированы знания в современной тенденции развития олимпиадной
робототехники.
Метапредметные:

развито умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
14


развиты ИКТ-компетентности: приобретение опыта использования средств и
методов информатики: моделирование, формализация и структурирование информации,
компьютерный эксперимент.
Личностные:

сформированы знания о различных профессиях;

умеют излагать мысли в чёткой логической последовательности, отстаивать свою
точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы
путём логических рассуждений.
УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН ТРЕТЬЕГО ГОДА

Количество часов
Всего
Теория Практика
2
2
-

№
Темы занятий
раздела
1
Вводное занятие
Характеристики робота Lego
2
Mindstorms EV3.
Программирование робота в среде
3
EV3.
Основные виды соревнований и
4
элементы заданий.

5

6

7

8

Конструирование и
программирование. Изучение среды
управления и программирования.
Проектная деятельность в группах.
Конструирование и
программирование робота: сборка и
программирование моделей для
соревнований
Передовые направления в
робототехнике XXI века.
Интернет материалы. Обзор
образовательных сайтов по
робототехнике.
Итоговое занятие.
Итого:

10

4

6

20

5

15

20

5

15

25

5

20

Формы
контроля
Проект
Творческое
задание
Соревнования.
Наблюдение.
Творческое
задание

Творческое
задание
61

6

55

Наблюдение
2

2

-

4
144

29

4
115

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА ТРЕТЬЕГО ГОДА
ОБУЧЕНИЯ
1. Вводное занятие.
Теория. Правила поведения и ТБ в кабинете информатики при работе с наборами,
деталями, моделями конструктора Лего.
2. Характеристики робота Lego Mindstorms EV3.
Теория. Робототехника. Образовательные роботы. Правила работы с наборами, деталями
конструктора Лего.
Практика Создание первого проекта.
3. Программирование робота в среде EV3.
15

Теория. Знакомство с темами: Структура «Переключатель». Работа с данными. Типы
данных. Проводники. Переменные и константы. Математические операции с данными.
Другие блоки работы с данными. Логические операции данными.
Практика. Работа с датчиками. Датчик касания. Датчик цвета. Датчик гироскоп. Датчик
ультразвука. Инфракрасный датчик. Датчик определения угла/ количества оборотов и
мощности мотора. Работа с файлами. Совместная работа нескольких роботов. Создание
подпрограмм.
4. Основные виды соревнований и элементы заданий.
Теория. Правила соревнований. Соревнование «Сумо». Робот – сканер штрих – кодов.
Слалом (объезд препятствий). Программирование движения по линии. Калибровка
датчиков. Алгоритм движения по линии «Зигзаг» (дискретная система управления).
Алгоритм «Волна». Пропорциональное линейное управление. Нелинейное управление
движением по косинусному закону. Поиск и подсчет перекрестков. Проезд инверсии.
Практика. Проведение соревнований
5. Конструирование и программирование. Изучение среды управления и
программирования.
Теория. Загрузка готовых программ для управления роботом. Редактирование программ и
тестирование роботов. Регулирование параметров, при которых программы работают без
ошибок.
Практика. Создание робота «Погрузчик» по алгоритму "Лестница". Программирование
робота высокой сложности: шагающий робот.
7.
Проектная деятельность в группах.
Конструирование и программирование робота: сборка и программирование моделей для
соревнований в формате «Лестница». Разработка творческих проектов. Проект
автоматизированного устройства/установки или робота для трассы «Лабиринт».
Разработка собственных моделей в группах, подготовка к мероприятиям, связанным с
ЛЕГО. Выработка и утверждение темы, в рамках которой будет реализовываться проект.
Конструирование модели, ее программирование группой разработчиков. Изучение
полей для тестирования моделей роботов. Презентация моделей. Выставки.
Соревнования.
7. Передовые направления в робототехнике XXI века. Обзор образовательных
сайтов по робототехнике.
Теория. Интернет материалы. Обзор образовательных сайтов по робототехнике.
8.Итоговое занятие.
Практика. Повторение изученного в течение учебного года. Выставка творческих работ
обучающихся.

16

РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год
обучени
я

Дата
начала
обучения

Дата
окончания
обучения

Количес
тво
учебных
недель

1

09.01.

31.12

36

2

09.01.

31.12

36

3

09.01.

31.12

36

Промежу
точная
аттестац
ия

Итогов
ая
аттеста
ция

22.12. по
27.12

22.12.
по
27.12

Количе
ство
учебны
х дней

72

Количе
ство
учебны
х
часов
144

72

144

72

144

Режим
занятий

2 занятия
по 2 часа в
неделю
2 занятия
по 2 часа в
неделю
2 занятия
по 2 часа в
неделю

Каникулы: 01.06. по 14.09.
Выходные дни: Выходные дни: с 01.01. по 08.01, 08.03, 23.03, 01.05, 09.05. 04.11.

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
% использования
Единица
Количество
№п/п
Оборудование
в ходе реализации
измерения
на группу
программы
Учебный
кабинет
шт
1
100%
1. 1.
(включая
типовую
мебель)
Конструктор LEGO®
2. 2.
шт
4
100 %
MINDSTORMS® EV3
Конструктор LEGO®
3. 3.
MINDSTORMS®
EV3
шт
4
100 %
допы
4. 4.
Ноутбук
шт
8
35 %
5. 5.
Зарядное устройство
шт
8
35 %
6. 6.
Мышь компьютерная
шт
1
35 %
Комплект полей для
7. 7.
шт
1
20%
соревнований
Доска магнитномаркерная 120х180см с
8. 8.
шт
1
40%
антибликовым
покрытием

17

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

№
п/
п
1
2
3
4
5
6
7
11
12
№
п/п
1
2
3
4

Аудио-, видео, фото-источники
Название
Комплект изображений на тему «Шкивы»
Комплект изображений на тему «Колеса и оси»
Комплект изображений на тему «Зубчатые колеса»
Комплект изображений на тему «Рычаги»
Комплект инструкций к набору Lego Education WeDo
Комплект дополнительных инструкций к набору Lego Education WeDo
Комплект инструкций к набору LEGO MINDSTORMS Education EV3
Видео-материалы по теме «Введение в робототехнику»
Видео-материалы по теме «Роботы-помощники»
Интернет-источники
Название
Ссылка

15

10 роботов Boston Dynamics
Кегельринг
Кегельринг, 7 секунд"
Новейшие военные роботы в
мире"
Официальный сайт
LegoMindstormsEV3
Пляжные скульптуры Тео Яасена
Пример вилочного погрузчика из
Лего
Промышленные роботы
Реечная передача
Роботы, которые заменят людей
на производстве
Роботы на фабрике Тесла
Самые лучшие военные роботы в
мире
Стопоходящая машина
Чебышева
ТанецРоботов LEGO Mindstorms
EV3
Тест «Механическая переда»

16

Тест «Элементы конструктора»

17

Установка и настройка LEGO
DIGITAL DISIGNER
Червячная передача
Шагающий механизм
DancingRobots"

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

18
19
20

Колво
4
4
4
4
4
4
4
1
1

https://www.youtube.com/watch?v=j8vjvtxLMTw
https://www.youtube.com/watch?v=7pE9Gsgobps
https://www.youtube.com/watch?v=ETKvFbCWaz0
https://www.youtube.com/watch?v=aRpCBl8myO8
http://www.lego.com/en-us/mindstorms
https://www.youtube.com/watch?v=zit8aYvnNqY
https://www.youtube.com/watch?v=EzO8UL_zcNk
https://www.youtube.com/watch?v=xEC2wuu-ukA
https://www.youtube.com/watch?v=lRUkD3Vfdbo
https://www.youtube.com/watch?v=0dwhrN1EqTc
https://www.youtube.com/watch?v=xEC2wuu-ukA
https://www.youtube.com/watch?v=sxpyrMsNND0
https://www.youtube.com/watch?v=2_LUOOlgo5k
https://www.youtube.com/watch?v=RLrvOvSekRo
https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSe1l4Xy
6ntR2pOFj2dgZLS6fIsU2_K3kcYQOToX5RhLpRZ
8Ng/viewform
https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSdQ_fP
L13ZxJ6RTbYDcuiXWy58KsLqn2scxaAkdPkM1p
DTIdA/viewform
https://drive.google.com/file/d/1CuR4BPMjIbNqo55t6GJt3edyvVple7y/view?usp=sharing
https://www.youtube.com/watch?v=-v6UIJ0U-KA
https://www.youtube.com/watch?v=aDnyPpVa0mg
https://www.youtube.com/watch?v=wjvehjWe1YU
18

21
22

Legomindstormsrobotdance"
Инструкция по сборке к
модификаций модели Robot
Educator модель Инструкция к
LME EV3 модель Мобильная
платформа с ультразвуковым
датчиком

https://www.youtube.com/watch?v=592Ap5-LUlY

Созданию роботов в среде Lego
mindstorms!
Способы соединения 2 больших
моторов Lego Mindstorms Ev3

https://robot-help.ru/

https://educube.ru/support/instructions/files/mobilnaya
-platforma-s-ultrazvukovym-datchikom/

https://www.youtube.com/watch?v=OQthaNPftK8

Программное обеспечение
Название

№
п/п
1 Программное обеспечение для учащегося LEGO MINDSTORMS Education
EV3 Student Edition
5 Программное обеспечение для моделирования LEGODIGITALDISIGNER
7
Программная среда RobboScretch
8
Программа «Компас-3D»
9
Программа «Blender»

Колво
8
8
8
1
1

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное
образование в области, соответствующей профилю объединения без предъявления
требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по
направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы и
курсы повышения квалификации по направлению деятельности.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с
учебно-тематическим планом (по каждой теме), возрастными и психологическими
особенностями детей, уровнем их развития и способностям.
В
программе
используются
образовательные
конструкторы
LegoMindstormsEducationEV3и аппаратно-программное обеспечение, как инструмента для
обучения конструированию, моделированию и компьютерному управлению на занятиях.
Работа с образовательными конструкторами позволяет учащимся в форме познавательной
игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки.
Программа реализует различные формы работы детей на занятии: фронтальную,
индивидуальную и групповую. Первая предполагает совместные действия всех учащихся
под руководством педагога. Вторая — самостоятельную работу каждого ученика.
Наиболее эффективной является организация групповой работы.
Методы, используемые при реализации программы: - практический (работа с
образовательными
конструкторами
LegoMindstormsEducationEV3
и
аппаратнопрограммного); - наглядный (фото и видеоматериалы по робототехнике); - словесный
(инструктажи, беседы, разъяснения); - инновационные методы (поисково-

19

исследовательский, проектный игровой); - работа с литературой (изучение специальной
литературы, чертежей).
Организация занятий: На практике сначала из лего-деталей и блоков
LegoMindstormsEducationEV3 собирается модель. На компьютере посредством
программы, создается программа управления этой моделью. Затем при помощи
соединительного кабеля загружается и испытывается модель.
№
1.
2.
3.
4.
5.

Методические материалы
Таблица с названием LEGO - деталей
Техника безопасности во время работы с конструктором LEGO
Технологические карты, схемы, образцы и модели конструирования
Иллюстрации, картинки с изображениями предметов и объектов конструирования
Фотографии.

2.3. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ /КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.
Программа предусматривает проведение оценивания индивидуальных
особенностей личности обучающегося:
 первичное в начале учебного года (выявит исходный уровень по основным
исследуемым характеристикам).
 промежуточное (позволяет отслеживать личностные изменения обучающихся);
 контрольное в конце учебного года (позволяет констатировать творческие
изменения, которые происходят у детей), проводится аналогично первой.
Формами отслеживания роста предметной компетенции являются:
• Педагогическое наблюдение, практическое задание.
• Учет результативности участия обучаемых в выставках технической направленности и
соревновании.
Способы проверки результатов освоения программы:
Входное оценивание - позволяет выявить уровень обучающихся вначале года.
Промежуточное оценивание – позволяет констатировать творческие изменения, которые
происходят у детей в ходе освоения программы.
Итоговая аттестация - как результат деятельности за год. Формой итогового контроля
можно считать участие детей в выставках технической направленности.
Контролером своих знаний и навыков является сам ребенок. Он может сравнить свои
навыки и умения игры с навыками и умениями своих товарищей, оценить свой уровень и
стремиться к улучшению своих результатов.
Личностные результаты
Ф.И.
№ обучающег
ося

№

Организацион
но-волевые
качества

Ориентацион
ные качества

Поведенчес
кие качества

Предметные результаты
Ф.И.
обучающегося Теоретическая Предметная Ценностно20

Инициативно
сть

Средний

Средн
ий
балл

подготовка

практическая
подготовка

смысловые
навыки

балл

Метапредметные результаты
№

Ф.И.
обучающегося

Учебнопознавательные
способности

Информационные
способности

21

Коммуникативные
способности

Функциональные
способности

Уровень и
динамика
достижений

Средний
балл

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в
действующей редакции.
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации (в редакции 2013 г.).
3.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства
РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
4.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
6.
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об Утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ».
7.
Приказ Министерства труда и социализации защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых».
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам".
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей».
10.
Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
11.
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной
деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ).
12.
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК -641/09 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями
здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»).
13.
Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
14.
Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461 ПП «О
региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской области».

15.
Федеральный закон от 13.07.2020 № 189 ФЗ «О государственном (муниципальном)
социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной
сфере»;
16.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 29.06.2023 № 785-Д Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
22

государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом.
Список литературы для педагога:
1.
Бабич, А. В. Промышленная робототехника / А.В. Бабич. - М.: Книга по
Требованию, 2012. - 263 c.
2.
Барсуков, А. Кто есть кто в робототехнике: Ежеквартальный справочник / А.
Барсуков. - М.: Книга по Требованию, 2005. - 126 c. Д.Г.
3.
Копосов. УМК для средней школы «Первый шаг в робототехнику», 2012 г.
Макаров, И. М. Робототехника. История и перспективы / И.М. Макаров, Ю.И. Топчеев. М.: Наука, МАИ, 2003. - 352 c.
4.
Первый шаг в робототехнику. 5-6 классы. Практикум / Д.Г. Копосов. - М.: Бином.
Лаборатория знаний, 2014. - 292 c.
5.
Л.Ю. Овсяницкая, Д.Н. Овсяницкий, А.Д. Овсяницкий. Содержание курса
программирования робота Lego Mindstorms EV3 в среде EV3: основные подходы,
практические примеры, секреты мастерства. г. Челябинск, РФ, 2014 г.)
6.
Юревич, Е. И. Основы робототехники (+ CD-ROM) / Е.И. Юревич. - М.: БХВПетербург, 2010. - 360 c
7.
Разработанный
лабораторный
практикум
составителем
программы
дополнительного образования детей «Первый шаг в робототехнику».
Список литературы и источников для обучающихся:
1.
Робототехника для детей и родителей. С.А. Филиппов. - Спб.: «Наука», 2011
2.
Энциклопедический словарь юного техника. - М., «Педагогика», 2001
3.
Энциклопедия для детей "Аванта+". Том 16. Физика. Части 1 и 2, Издательство:
Аванта+, 2000
4.
Энциклопедия для детей Аванта Том Техника, Издательство: Аванта+, 2001
5.
Энциклопедия юного ученого. Техника. Москва «РОСМЕН», 2000

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».