ДООП Играем в шахматы

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества

Программа рассмотрена и рекомендована
к утверждению на заседании
Методического совета МБУ ДО - ЦДТ
протокол от 19.08.2024 №2

УТВЕРЖДАЮ
___________________/Т.Г. Хисамова
Директор МБУ ДО - ЦДТ
приказ от 19.08.2024 №51-ДООП

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Социально-гуманитарной направленности
«Играем в шахматы»
Возраст обучающихся: 6 -11 лет
Срок реализации – 2 год

Автор-разработчик:
Ермалаев Федор Николаевич
педагог дополнительного образования,

Екатеринбург, 2024 г.
1

I.
1.1
1.2.
1.3.
II.
2.1.
2.2.
2.3.

Содержание
Комплекс основных характеристик
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Содержание программы
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарно-учебный график
Условия реализации программы
Форма аттестации и контроля
Список литературы
Приложения

3
3
5
7
9
9
13
14
15
16

2

РАЗДЕЛ I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
1.1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы: социально-гуманитарная.
История шахмат насчитывает не менее полутора тысяч лет. Эта игра проникла во
многие культуры, испытала их влияние, и дошла до нашего времени.
Шахматная игра развивает: способность согласовывать свои стремления со своими
умениями, навыки быстрого принятия решений в трудных ситуациях, умение достойно
справляться с поражением, общительность и коллективизм. При обучении игре в шахматы
стержневым моментом занятий становится деятельность самих обучающихся, когда они
наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют
закономерности.
Актуальность программы базируется на современных требованиях модернизации
системы образования, способствует соблюдению условий социального, культурного и
личностного самоопределения, а также творческой самореализации детей, воспитывает
усидчивость, самообладание, психологическую устойчивость, рациональность; развивает
логическое мышление.
Программа разработана на основе нормативно-правовой документации:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» в действующей редакции.

Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации (в редакции 2013 г.).

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».

Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об Утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам".

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533
«О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196.

Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461 ПП «О
региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской
области».

Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ).

Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК -641/09 «О направлении
3

методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»).

Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области
от 30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».

Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в
Свердловской области».

Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
№ 195 Д от 22.02.2022 о проведении независимой оценки качества дополнительных
общеобразовательных программ
Адресат
Программа разработана для обучающихся 6 -11 лет. Группы формируются по
возрасту: 6-8 лет, 9-11 лет.
Программа строится с учетом личностных (возрастных) потребностей, обучающихся
в этом возрасте обучающиеся обычно с удовольствием, решают всевозможные логические
задачи, любят головоломки – особенно если работа в разумных пропорциях распределяется
между головой и руками. Именно это и позволяет наилучшим образом «ввести» учеников
в мир разумного, интересного.
Для занятий формируются группы по 15 человек, специальных требований к
начальному уровню подготовки обучающихся при приеме в творческое объединение нет.
Режим занятий
Длительность одного занятия: 2 академических часа,
Периодичность занятий в неделю: 2 раза.
Объем программы:
Общий объем программы: 324 часов.
1 год - стартовый уровень 180 часов, предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность
предлагаемого для освоения содержания общеразвивающей программы.
2 год - базовый уровень 144 часа, предполагает использование и реализацию таких
форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и
языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках
содержательно- тематического направления программы.
Формы обучения и виды занятий
Форма обучения: очная, возможна в дистанционной.
Виды занятий: основная форма занятия - комбинированное занятие, которое
включает в себя организационную теоретическую и практическую части, турниры;
Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы
материалов, пособий и иллюстраций.
Теоретическая работа с детьми проводится в форме бесед, анализа сыгранных
ребятами партий, разбора партий известных шахматистов; учащиеся готовят доклады по
истории шахмат.

4

Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и сеансы
одновременной игры с руководителем, конкурсы по решению задач, этюдов, игровые
занятия, турниры, игры с гандикапом и другое.
Воспитательная работа с обучающимися проводится в соответствии с рабочей
программой воспитания МБУ ДО-ЦДТ, ее ежегодного плана. На основе общего плана
педагог разрабатывает план воспитательной работы объединения по возрастным группам.
План размещается в рабочей программе.
1.2.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Цель - создание условий для личностного и интеллектуального развития
обучающихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга
посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
Обучающие:
•
познакомить с историей шахмат;
•
обучить правилам игры;
•
сформировать у обучающихся теоретические знания по шахматной игре.
•
обучить правилам разыгрывания основных дебютов и окончаний;
•
обучить основам тактики и стратегии шахмат;
•
познакомить с порядком проведения и организации шахматных соревнований
(турниров);
•
привить навыки работы по заданному алгоритму;
•
познакомить с основами судейства и организации шахматных соревнований.
Развивающие:
•
развивать системное мышление;
•
развить долговременную и оперативную память, концентрацию внимания;
•
формировать творческие качества личности (быстрота, гибкость, оригинальность,
точность);
•
формировать привычку здорового образа жизни для поддержания высоких
умственных способностей;
•
формировать умения переключаться с умственной на физические нагрузки.
Воспитательные:
•
воспитывать положительное отношение к деловому сотрудничеству и
взаимоуважению;
•
воспитывать стремление к приобретению новых знаний и совершенствованию
имеющихся навыков.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Важнейшим
предполагаемым
результатом
данной
программы
является: Развитие творческой личности, способной аналитически и критически
подходить к решению не только шахматных, но и жизненных проблем, а также воспитание
гармонично развитого шахматиста, владеющего широким арсеналом позиционных и
тактических приёмов и навыков, способного концентрировать внимание, быстро и точно
считать варианты.
Личностными результатами программы является формирование следующих
умений:
•
определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при
сотрудничестве (этические нормы);

5

•
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на
общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других
участников группы и педагога, как поступить;
•
готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность
мотивации к учению и познанию.
•
умеют участвовать в соревнованиях.
•
владеют основными тактиками и стратегиями игры в шахматы
Метапредметными результатами:
•
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога, а
далее самостоятельно;
•
проговаривать последовательность действий;
•
учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания,
учить работать по предложенному педагогом плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно
планировать свою деятельность;
•
учиться
совместно
с
педагогом
и
другими
воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии;
•
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники
информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
•
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы;
•
умение
донести
свою
позицию
до
других:
оформлять
свою
мысль. Слушать и понимать речь других;
•
совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им;
•
приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.
•
•
•
•

Предметные результаты:
знают историю игры шахматы
знают правила игры
участвуют в тренировочных играх, в городских соревнованиях по шахматам;
умеют решать шахматные задачи и этюды, в сеансах одновременной игры.

6

1.3.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16

Наименование темы

История и правила игры в шахматы.
Осваиваем правила игры
Учимся ставить мат
Решаем позиции на тему "ставим мат в
один ход"
Игровые ситуации
Примеры. Партии мастеров
Решение задач. Короткие партии
Физические упражнения шахматиста
Квалификационные турниры
Тактика игры
Стратегия игры
Дебюты
Эндшпиль
Миттельшпиль
Решение задач и этюдов
Нахождение комбинаций
Анализ партий и типовых позиций

Количество часов
1 год
обучения
65

2 год обучения
5

15
12,5
25
10
20
5
27,5

180

15
7,5
7,5
42,5
32,5
42,5
15
7,5
5
180

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КУРС – 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Цель первого года обучения: развитие интеллектуально творческой, одаренной личности
через занятия шахматами
Задачи 1 года обучения:
 познакомить с правилами игры в шахматы;
 познакомить с правами и обязанностями игрока;
 познакомить с историей происхождения шахмат;
 познакомить с понятиями о тактике и стратегии;
 поддерживать интерес к игре в шахматы;
 развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие качества
личности;
 формировать навыки запоминания.

7

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

№

Наименование темы

Всего

Теория

1
1.1.

65
10

27,5
5

15
12
12
16
15
2,5
7,5

5
5
7,5
5
1,5
0,5
0,5

10
7
4,5
11
13,5
1,5
7,0

5

0,5

4,5

12,5

5

7,5

4

Осваиваем правила игры
История
шахмат.
Первое
знакомство
с
шахматами.
Шахматная доска
Фигуры
Шах
Мат
Шахматная партия
Учимся ставить мат
Детский мат
Способы матования одинокого
короля тяжелыми фигурами.
Способы матования одинокого
короля легкими фигурами.
Решаем позиции на тему "мат в
один ход"
Игровые ситуации

25

10

15

5

Примеры. Партии мастеров

10

5

5

6

Решение
задач,
короткие
партии
Мат в один ход
Мат в два хода
Физические
упражнения
шахматистов
Квалификационные турниры
Внутренние шахматные турниры
Выпускные турниры
Товарищеские матческие встречи

20

5

15

10
10
5

2,5
2,5
0,5

7,5
7,5
4,5

27,5
10
10
7,5
180

1,5
0,5
0,5
0,5
56,0

26
9,5
9,5
9,5
124

1.2.
1.3
1.4
1.5.
2
2.1.
2.2.
2.3.
3

6.1.
6.2.
7
8
8.1.
8.2.
8.3.

Практика Формы
аттестации и
контроля
Наблюдение
37,5
5
Практические
задания

Практические
задания

Практические
задания
Практические
задания
Практические
задания
Практические
задания
Наблюдение
Участие в
турнирах

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
1.
Осваиваем правила игры
1.1. История шахмат. Первое знакомство с шахматами. Шахматная доска
Теория. Первое знакомство с шахматами, история шахмат. Начальная расстановка
фигур на доске. Фланги и центр, цель игры.
Практика. Расстановка фигур на доске.
1.2. Фигуры
Теория: Знакомство с фигурами.
Практика: Шахматный ход. Фигуры -король, ладья, слон, ферзь, конь, пешка их
месторасположения на исходной позиции, правило "ферзь любит свой цвет"; правила хода
и взятие фигур противника. Сравнительная сила фигур.; связь между горизонталями,
8

вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур. Ходы и взятие фигур. Правила
хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение", белопольные и чернопольные
слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные,
коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
1.3. Шах
Теория. Знакомство с шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха.
Практика: «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха»
Открытый шах. Двойной шах. «Дай открытый шах», «Дай двойной шах». Дидактическая
игра «Первый шах».
1.4. Мат –как цель игры.
Теория: Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.
Практика: задание «Мат или не мат». Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей,
слоном, конем, пешкой (простые примеры).
Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур.
1.5. Шахматная партия.
Теория: Игра всеми фигурами из начального положения. Самые общие представления о
том, как начинать шахматную партию. Матование в один ход ферзем, ладьёй, слоном,
конём, пешкой.
2.
Учимся ставить мат
2.1. Детский мат
Теория: Знакомство с детским матом
Практика: Отработка упражнений.
2.2. Способы матования одинокого короля тяжелыми фигурами.
Теория: Знакомство со способами матования одинокого короля тяжелыми фигурами.
Практика: Отработка упражнений.
2.3. Способы матования одинокого короля легкими фигурами.
Теория: Знакомство со способами матования одинокого короля легкими фигурами.
Практика: Отработка упражнений.
3. Решаем позиции на тему "мат в один ход".
Теория: Матование в один ход ферзем, ладьёй, слоном, конём, пешкой.
Практика: Отработка упражнений.
4.Игровые ситуации
Теория: Разбор игровых ситуаций.
Практика: Отработка упреждений.
5. Примеры. Партии мастеров.
Теория: Знакомство с партиями мастеров: Журавлёв-Тайлиев, Мацукевич-Кузнецов,
Черников-Чигаев, Соколов-Вешненков.
6. Решение задач, короткие партии.
6.1. Мат в один ход.
Теория: как уйти от шаха. Как спастись от мата. Как подстроить вилку, найти вилку
конём, найти вилку ладьёй. Как выиграть фигуру. Найти вилку пешкой. Найти связку
слоном, как использовать связку, сделать связку ладьёй, как избавиться от связки.
Практика: Отработка упражнений.
6.2. Мат в два хода.
Теория: Как спастись от шаха, поставить двойной шах и мат. Поставить мат. Сделать
ничью. Дидактические игры и задания.
Практика: "Два хода". «Игра на уничтожение». «Один в поле воин». «Лабиринт».
7. Физические упражнения шахматиста.
Теория. Примеры. Партии мастеров.
Практика: Отработка упражнений.
8. Квалификационные турниры.
Теория: Правила турниров.
9

Практика: Проведение турниров.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КУРС -2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Цель второго года обучения– содействовать интеллектуальному развитию обучающихся
посредством овладения искусством игры в шахматы
Задачи 2 года обучения
- познакомить с историей мировых и русских (советских) шахмат;
- познакомить с правилами разыгрывания основных дебютов и окончаний;
- обучить основам тактики и стратегии шахмат;
- познакомить с порядком проведения и организации шахматных соревнований
(турниров)
- обучить правилам этикета при игре в шахматы
Учебно-тематический план второго года
Тема учебного занятия
№п\п

Количество часов
теория
0,5

7,5

1,0

6,5

Всего
в 5

2.

История и правила
шахматы.
Тактика игры

3.

Стратегия игры

7,5

1,0

6,5

4.
5.

Дебюты:

42,5
32,5

12
12

30,5
20,5

1

игры

практи
ка
4,5

Эндшпиль.
6.

Миттельшпиль:

42,5

12

30,5

7.
8.
9.

Решение задач и этидов
Нахождение комбинаций:
Анализ партий и типовых
позиций.
Квалификационные турниры.

15
7,5
5

2,5
2,5
1,5

12,5
5
3,5

15

2,5

12,5

итого

180

47,5

132,5

10.

Форма
аттестации
/контроля
Наблюдение
Практические
задания
Практические
задания
Практические
задания
Практические
задания
Практические
задания
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Турниры

Содержание курса 2 года обучения
1.История и правила игры в шахматы.
Теория. Происхождение шахмат. Легенда
о радже и мудреце. Проникновение шахмат в Европу и Россию. Место шахмат в культурной
жизни общества. Великие люди и шахматы. Организация шахматных соревнований.
Практика. Совершенствовать знаний и первоначальные понятия в шахматах. Нотация.
10

Запись партий. Превращение пешки, взятие на проход, рокировка. Мат, ничья, пат.
Вечный шах.
Относительная ценность фигур. Правила игры. Правила турнирного поведения. Правило
«тронул – ходи!».
2.Тактика игры.
Понятие о тактике и комбинации.
Теория. Основные тактические приемы: связка, двойной удар, вскрытое нападение,
"Спёртый Мат". "Форточка".вскрытый шах, двойной шах, отвлечение, завлечение,
сочетание идей. Завлекающая жертва.
Практика. Упражнение на усвоение материала в специально подобранных позициях.
3.Стратегия игры.
Теория. Определение стратегии. Целесообразное развитие фигур, выбор плана,
централизация. Центр. Открытая линия для ладьи. Размен. игра по 7-й и 8-й горизонталям.
Марко-Мюллер, 1899г.Проходная пешка. Пешечная цепь.
Практика. Разбор специально подобранных примеров.
4. Дебюты.
Теория. Открытый, полуоткрытый, закрытый, полузакрытый, фланговый дебюты
Определение дебюта. Задачи дебюта и принципы его разыгрывания. Законы дебюта.
Практика. Отработка партий.
5. Эндшпиль.
Теория.20 правил игры в эндшпиле. Реализация пешки в пешечных окончаниях Король и
пешка против короля. Простейшие окончания. Особенности зндшпиля. Определение
эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Золотое правило оппозиции. Ключевые поля.
Эндшпиль тяжёлыми и лёгкими фигурами. Король и пешка против короля. Правило
квадрата. Правило треугольника. Стратегия и тактика в эндшпиле. Отвлечение. Завлечение.
Перекрытие. Блокировка. Связка.
Практика. Разбор специально подобранных позиций.
6. Миттельшпиль.
Теория.Несколько советов после дебюта. Понятие о тактике. Понятие о комбинации.
Материальное преимущество. Тактические приёмы в миттельшпиле. Завлечение.
Осторожно, Ловушка. Атака на не рокированного короля. Атака на короля при
односторонних и разносторонних рокировках. Набор тактических средств в миттельшпиле.
Коневые и пешечные вилки. Мат с использованием вертикалей и диагоналей. Умения
необходимые для игры в миттельшпиле: в засаде, связка, двойной удар, отвлечение,
"Рентген", перекрытие, перегрузка, "Капкан". Принципы реализации материального
преимущества.
Практика. Разыгрывания середины партии: целесообразное развитие фигур, мобилизация
сил, определение ближайшей и последующей задачи.
7. Решение задач.
Теория.Мат в два, три хода. Решение этюдов. Конь против пешки. Ладья против пешки.
"Железная клетка Тамерлана". "Бегство Наоплеона из Москвы в Париж".
Практика. Отработка партий.
8.Раздел.
Теория. Нахождение комбинаций. Извлечение короля в случае рокировки. Типичная
комбинация "Мельница". Мат по 8-й (1-й) горизонтали.
Практика. Решение конкурсных позиций (задач и этюдов), нахождение комбинаций и
определение победителя конкурса.
9. Анализ партий и типовых позиций.
Теория. Слабые пункты (поля и пешки). Расположение фигур. Центр пешечный и
фигурный. Оценка позиции. Позиция короля. (Его безопасность!).
Практика. Анализ типовых позиции, взятых из партий выдающихся шахматистов.
10. Квалификационные турниры.
11

Теория. Внутренний предновогодний турнир. Выпускной турнир. Товарищеские матчевые
встречи. Участие в шахматных турнирах района и города.
В ходе занятий с детьми проводятся физкультминутки для переключения внимания с
одного вида деятельности на другой.
Практика. Турнир.

12

РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год
обу
чен
ия

Дата
начала
обуче
ния

Дата
оконч
ания
обуче
ния

Колич
ество
учебн
ых
недел
ь

Колич
ество
учебн
ых
дней

1

15.09.

31.05.

36

2

15.09.

31.05.

36

2.1.

2

1

3

4

2

Компле
ктовани
е групп

Промеж
уточная
аттеста
ция

с 01.01.
по 08.01.
зимние
01.06. по
19.08.
летние

20.08.
по
14.09

с 13.05.
по
31.05

72

180

с 01.01.
по 08.01.
зимние
01.06. по
19.08.
летние

20.08.
по
14.09

Итого
вая
аттест
ация

с
13.05.
по
31.05.

Режи
м
заняти
й

2
заняти
я по
2,5
часа в
недел
ю
2
заняти
я по
2,5
часа в
недел
ю

КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Учебн
ая
недел
№
я

1

Продолж
ительнос
ть
каникул

72

Коли
чест
во
учеб
ных
часо
в
180

Тема учебного занятия

История шахмат. Первое
знакомство с шахматами.
Шахматная доска
Начальная расстоновка
фигур на доске. Фланги и
центр. Цель игры.
Шахматный ход.
Король, его
месторасположения на
исходной позиции, правила
хода и взятие фигур
противника
Ладья, её
месторасположения на
исходной позиции, правила

Форма
учебного
занятия

Колво
часов

Комбиниро
ванное
занятие

2,5

Комбиниро
ванное
занятие

2,5

Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие

Форма контроля
Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание

2,5

2,5

Наблюдение.
Практическое
задание
13

5

6

3

7

8

4

Сравнительная сила фигур

9

10

5

6

Ничья, её разновидности
Рокировка

13

14

Что такое шах, мат
Что такое пат.

11

12

хода и взятие фигур
противника
Слон, его
месторасположения на
исходной позиции, правила
хода и взятие фигур
противника
Ферзь, её
месторасположения на
исходной позиции, правила
хода и взятие фигур
противника
Конь, его
месторасположения на
исходной позиции, правила
хода и взятие фигур
противника
Пешка, её
месторасположения на
исходной позиции, правила
хода и взятие фигур
противника

7

Превращение пешки в
другие фигуры
Взятие на проходе

15

16

8

дебют

17

9

миттельшпиль

Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие

Наблюдение.
Практическое
задание
2,5
Наблюдение.
Практическое
задание
2,5
Наблюдение.
Практическое
задание
2,5

Комбиниро
ванное
занятие
2,5
Комбиниро
ванное
занятие
2,5
Комбиниро
ванное
занятие
2,5
Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие
2,5
Комбиниро
ванное
занятие
2,5
Комбиниро
ванное
занятие
2,5
Комбиниро
ванное
занятие
2,5
Комбиниро
ванное
занятие
2,5
Комбиниро
ванное
занятие
2,5

Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание

14

18

эндшпиль

19

Шахматная нотация

20

10

Защита

21

22

11

12

13

27

28

14

29

30

15

31

32

33

Вилка.
Вилка. Избавление от вилки.

25

26

Связка.
Связка. Избавление от
связки.

23

24

Шахматная нотация

16

17

Открытое нападение
"Детский мат". Мат в два
хода.
Способы матования
одинокого короля тяжёлыми
фигурами. Линейный мат.
Способы матования
одинокого короля тяжёлыми
фигурами. Мат Ферзем.
Способы матования
одинокого короля тяжёлыми
фигурами. Мат ладьёй.
Способы матования
одинокого короля лёгкими
фигурами. Мат двуми
слонами.
Способы матования
одинокого короля лёгкими
фигурами. Мат слоном и
конём.
Матует ферзь

Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие

2,5

2,5

2,5

2,5

2,5

2,5

2,5

2,5

2,5

2,5

2,5

2,5

2,5

Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание

2,5
Комбиниро
ванное
занятие

Наблюдение.
Практическое
задание
2,5

Комбиниро
ванное
занятие

2,5

Наблюдение.
Практическое
задание
15

34

Матует ладья

35

Матует слон

36

18

Матует пешка
Внутренний шахматный
турнир

37

38

Матует конь

19
Внутренний шахматный
турнир

Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие
Турнир
Турнир

39

21

22

45

23

47

48

24

49

50

2,5

Турнир
2,5

43

46

2,5

2,5

41

44

2,5

Турнир

20
Внутренний шахматный
турнир

42

2,5

2,5
Внутренний шахматный
турнир

40

2,5

25

Комбиниро
Игровые ситуации.
ванное
Практические задания стр.95
занятие
Комбиниро
Игровые ситуации.
ванное
Практические задания. стр.96
занятие
Комбиниро
Игровые ситуации.
ванное
Практические задания. стр.97
занятие
Игровые ситуации.
Комбиниро
Практические задания.
ванное
Стр.98
занятие
Игровые ситуации.
Комбиниро
Практические задания.
ванное
Стр.99
занятие
Игровые ситуации.
Комбиниро
Практические задания.
ванное
Стр.100
занятие
Игровые ситуации.
Комбиниро
Практические задания.
ванное
Стр.101
занятие
Игровые ситуации.
Комбиниро
Практические задания.
ванное
Стр.102
занятие
Игровые ситуации.
Комбиниро
Практические задания.
ванное
Стр.103
занятие

2,5

2,5

2,5

2,5

2,5

2,5

2,5

2,5

2,5

Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание
16

Игровые ситуации.
Практические задания.
Стр.104

51

52

26

Мацукевич-Кузнецов

53

54

27

28

29

30

31

мат в два хода
мат в два хода

63

64

мат в два хода
мат в два хода

61

62

мат в один ход
мат в один ход

59

60

мат в один ход
мат в один ход

57

58

Черников-Чигаев
Соколов-Вешненков

55

56

Журавлёв-Тайлиев

32

Выпускной турнир

Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие
Турнир
Турнир

Выпускной турнир

65

2,5

2,5

2,5

2,5

2,5

2,5

2,5

2,5

2,5

2,5

2,5

2,5

2,5

2,5

2,5
Турнир

66

33

Выпускной турнир

2,5
Турнир

67

34

Выпускной турнир

2,5

Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание
17

Турнир
68

Товарищеские матчевые
встречи

69

Товарищеские матчевые
встречи

2,5
Турнир
2,5
Турнир

70

35

Физические упражнения.

71

72

Товарищеские матчевые
встречи

36

Физические упражнения.
итого:

2,5
Комбиниро
ванное
занятие
Комбиниро
ванное
занятие

2,5

2,5
180

Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание
Наблюдение.
Практическое
задание

КАЛЕНДАРНО УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№
п/п

Учебная
неделя

1
1 неделя
2
3
2 неделя
4
5

Тема учебного
занятия
Вводное занятие.
Инструктаж по технике
безопасности.
История и правила игры в
шахматы.
История и правила игры в
шахматы.
История и правила игры в
шахматы.
Тактика игры

3 неделя
6

Понятие о тактике

7

Понятие о комбинации.

4 неделя
8

Понятие о комбинации.

9

Тактические приемы

5 неделя
10

Тактические приемы

11

Тактический прием: связка

6 неделя
12

Тактический прием: связка

Форма
занятия
Комбинированн
ые занятия
Комбинированн
ые занятия
Комбинированн
ые занятия
Комбинированн
ые занятия
Комбинированн
ые занятия
Комбинированн
ые занятия
Комбинированн
ые занятия
Комбинированн
ые занятия
Комбинированн
ые занятия
Комбинированн
ые занятия
Комбинированн
ые занятия
Комбинированн
ые занятия

Кол-во
часов
2,5

Формы
контроля

2,5

доклад

2,5

наблюдение

2,5

наблюдение

2,5

наблюдение

2,5

наблюдение

2,5

наблюдение

2,5

наблюдение

2,5

наблюдение

2,5

наблюдение

2,5

наблюдение

2,5

наблюдение

18

13

7 неделя

14
15

8 неделя

Стратегия игры
Стратегия игры.
Определение

16
17

9 неделя

Развитие фигур

18
19

Развитие фигур
10 неделя

Развитие фигур

20
21

Выбор плана
11 неделя

Выбор плана

22
23

Выбор плана
12 неделя

Централизация

24
25

Централизация
13 неделя

Дебюты.Определение

26
27

Открытый дебют
14 неделя

Открытый дебют

28
29

Полуоткрытый дебют
15 неделя

Полуоткрытый дебют

30
31

Закрытый дебют
16 неделя

Закрытый дебют

32
33

Полузакрытый дебют
17 неделя

Фланговый дебют

34
35

Задачи дебюта
18 неделя

36
37

Тактический прием:
двойной удар
Тактический прием: скрытое
нападение

19 неделя

Задачи дебюта
Принципы разыгрывания
дебюта.
Принципы разыгрывания
дебюта.

Комбинированн
ые занятия
Комбинированн
ые занятия
Комбинированн
ые занятия
Комбинированн
ые занятия
Комбинированн
ые занятия
Комбинированн
ые занятия
Комбинированн
ые занятия
Комбинированн
ые занятия
Комбинированн
ые занятия
Комбинированн
ые занятия
Комбинированн
ые занятия
Комбинированн
ые занятия
Комбинированн
ые занятия
Комбинированн
ые занятия
Комбинированн
ые занятия
Комбинированн
ые занятия
Комбинированн
ые занятия
Комбинированн
ые занятия
Комбинированн
ые занятия
Комбинированн
ые занятия
Комбинированн
ые занятия
Комбинированн
ые занятия
Комбинированн
ые занятия
Комбинированн
ые занятия
Комбинированн
ые занятия

2,5

наблюдение

2,5

наблюдение

2,5

наблюдение

2,5

наблюдение

2,5

наблюдение

2,5

наблюдение

2,5

наблюдение

2,5

наблюдение

2,5

наблюдение

2,5

наблюдение

2,5

наблюдение

2,5

наблюдение

2,5

наблюдение

2,5

наблюдение

2,5

наблюдение

2,5
2,5

наблюдение

2,5

наблюдение

2,5

наблюдение

2,5
2,5
2,5

наблюдение
наблюдение
наблюдение

2,5
2,5

наблюдение

2,5

наблюдение
19

Квалификационные турниры.

38
39

20 неделя

Эндшпиль.

40
41

21 неделя

20 правил игры в эндшпиле

42
43

22 неделя

44
45

23 неделя

Миттельшпиль
Понятие о тактике.
25 неделя

Понятие о комбинации.
Материальное
преимущество.

50
51

26 неделя

Завлечение.

52
53

27 неделя

54
55

28 неделя

56
57

29 неделя

Мат в два, три хода.
Решение этюдов.
30 неделя

Конь против пешки.

60
61

Ладья против пешки.
31 неделя

Железная клетка

62
63

Осторожно, Ловушка.
Атака на не рокированного
короля.
Простейшие принципы
разыгрывания
Простейшие принципы
разыгрывания
Решение задач.

58
59

Золотое правило оппозиции.

24 неделя

48
49

Квалификационные турниры.
Роль короля в эндшпиле.

Ключевые поля.

46
47

Особенности зндшпиля.
Определение эндшпиля.

Железная клетка
32 неделя

Бегство Наполеона

Турнир
Комбинированн
ые занятия
Комбинированн
ые занятия
Комбинированн
ые занятия
Комбинированн
ые занятия
Турнир
Комбинированн
ые занятия
Комбинированн
ые занятия
Комбинированн
ые занятия
Комбинированн
ые занятия
Комбинированн
ые занятия
Комбинированн
ые занятия
Комбинированн
ые занятия
Комбинированн
ые занятия
Комбинированн
ые занятия
Комбинированн
ые занятия
Комбинированн
ые занятия
Комбинированн
ые занятия
Комбинированн
ые занятия
Комбинированн
ые занятия
Комбинированн
ые занятия
Комбинированн
ые занятия
Комбинированн
ые занятия
Комбинированн
ые занятия
Комбинированн
ые занятия
Комбинированн
ые занятия

2,5
2,5

наблюдение

2,5

наблюдение

наблюдение

2,5
2,5

результат

2,5
2,5

результат

2,5

результат

результат

2,5
2,5

наблюдение

2,5

наблюдение

2,5

наблюдение

2,5

наблюдение

2,5

наблюдение

2,5

наблюдение

2,5

наблюдение

2,5

наблюдение

2,5

наблюдение

2,5

наблюдение

2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5

20

64

Нахождение комбинаций
33 неделя

65

Нахождение комбинаций

66
34 неделя

67
68

35 неделя

69
70
71
72

36 неделя

Нахождение комбинаций
Анализ партий и типовых
позиций.
Анализ партий и типовых
позиций.
Квалификационные турниры.
Квалификационные турниры.
Квалификационные турниры.
Квалификационные турниры.

Комбинированн
ые занятия
Комбинированн
ые занятия
Комбинированн
ые занятия
Комбинированн
ые занятия
Турнир

2,5

результат

2,5

результат

2,5

результат

2,5

результат

2,5

результат

Турнир
Турнир
Турнир
Турнир

2,5
2,5
2,5
2,5

результат
результат
результат
результат

2.2.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧСЕКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
№№

Оборудование

Единица
измерения

Количество на
группу

1
2
3



шт
шт
шт

1
8
8

4
5




шт
шт

7
15

100%
100%

6



Учебный кабинет
Столы
Комплект
шахматных
фигур с доской;
Шахматные часы;
Бланки (или тетради) для
ведения
шахматной
нотации;
Магнитная шахматная
доска с фигурами

%
Использования
в
ходе
реализации
100%
100%
100%

шт

1

100%

Информационное обеспечение
http://chess-board.ru/
https://xchess.ru/shakhmatnye-figury.html
https://chessmatenok.ru/chto-takoe-shah-v-shahmatah/
https://www.youtube.com/playlist?list=PLn-X4XaP0l8NmLz1kjQ_SIEYW8c1lWmpe
http://2018.vospitately.ru/publikacii-vospitateley/iyul/no-4140-uchimsya-igrat-vshahmaty-igrovye-situacii-dlya-doshkolnikov/
Кадровое обеспечение
Требования к квалификации: Высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование в области, соответствующей профилю объединения без
21

предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или
среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование
по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы
и курсы повышения квалификации по направлению деятельности.
Методические материалы:
1.Програмное обеспечение;
2.Учебная литература
3.Демонстрационные тематические фильмы;
4.Мультфильмы и отрывки из к/ф. о шахматах;
5.Наглядное пособие (портреты шахматистов, основные схемы и правил хода фигур);
6.Сборник шахматных задач.
Для обучения детей игре в шахматы используют разнообразные методы и приемы:

Информационно-рецептивный - совместная деятельность педагога и ребёнка.

Репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности

Практический - использование детьми на практике полученных знаний

Словесный - краткое описание и объяснение действий,

Проблемный - постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование
готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.

Игровой - использование сюжета игр для организации детской деятельности,
персонажей для обыгрывания сюжета.

2.3.

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Формами отслеживания роста предметной компетенции являются:
• Педагогическое наблюдение, практическое задание.
• Учет результативности участия обучаемых в турнирах.
Способы проверки результатов освоения программы:
Входное оценивание - позволяет выявить уровень обучающихся вначале года.
Текущее оценивание. Осуществляется на каждом занятии. Выучивание и исполнение
комбинаций - это практическая деятельность.
Тематическое оценивание. Происходит по завершению изучения какой- либо темы.
Контролером своих знаний и навыков является сам ребенок. Он может сравнить свои
навыки и умения игры с навыками и умениями своих товарищей, оценить свой уровень и
стремиться к улучшению своих результатов.
Промежуточное оценивание – (позволяет констатировать творческие изменения,
которые происходят у детей в ходе освоения программы).
Итоговая аттестация - как результат деятельности за год. Формой итогового контроля
можно считать участие детей в турнирах.
Оценочные материалы к программе:
1. Индивидуальная карточка учета результатов обучения ребенка по дополнительной
образовательной программе (Приложение №1)

22

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога:
1. E.П. Быкова, Т.И. Локтева Шахматы для малышей Ростов н/Д : Феникс, 2012;
2. А.С.Трофимова, Учебник юного шахматиста Ростов н/Д : Феникс, 2013;
3. В.Г.Гришин, Малыши играют в шахматы, - М.: Просвещение, 1991;
4. И.Г.Сухих, Приключения в шахматной стране, - М.: Педагогика, 1991.
5. Н.М.Колиниченко, Большой учебник шахматной игры, -М; Эксмо, 2014,- 464с; ил.
6. МОУ ДОД СДЮСШОР «Интеллект», Блокнот шахматиста, 2010.
7.Г.К.Михайленко, Знакомьтесь-шахматы, русский шахматный дом, Москва, 2013.
Для детей:
Дидактические шахматные сказки
1.
Сухин И. Котята-хвастунишки // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному
чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 3.
2.
Сухин И. Лена, Оля и Баба Яга // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному
чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 5.
3.
Сухин И. От сказки – к шахматам.
4.
Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка // Сухин И. Книгавыручалочка по внеклассному чтению. – М.: Издательство фирмы ACT, 1993.
5.
Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски.
6.
Сухин И. Хвастуны в Паламеде.
7.
Сухин И. Черно-белая магия Ущелья Великанов // Сухин И. Книга-выручалочка по
внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 2.
8.
Сухин И. Шахматная сказка // Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.:
Педагогика, 1991.
Для родителей:
1.
Аматуни П. Королевство Восемью Восемь.
2.
Гришин В., Осипов Н. В гостях у Короля // Гришин В., Осипов Н. Малыши
открывают спорт. – М.: Педагогика, 1978.
3.
Добрыня, посол князя Владимира (былина).
4.
Драгунский В. Шляпа гроссмейстера.
5.
Ильин Е. В стране деревянных королей. – М.: Малыш, 1982.
6.
Кумма А., Рунге С. Шахматный Король.
7.
Медведев В. Как капитан Соври-голова чуть не стал чемпионом, или
Фосфорический мальчик.
8.
Молодцу и семидесяти искусств мало (узбекская сказка).
9.
Остер Г. Полезная девчонка.
10.
Пермяк Е. Вечный Король.

23

Приложения к программе
Приложение № 1
Индивидуальная карточка учета результатов обучения ребенка по
дополнительной образовательной программе
(в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества, где
«0» не выражен, «1» выражен, «2» выражен ярко)
Фамилия, имя ребенка, возраст: _____________________________
Название объединения:
Ф.И.О. педагога:
Дата начала наблюдения
Сроки диагностики

Год обучения
Входная

Показатели
1. Теоретическая подготовка ребенка
1.1. Теоретические знания:
а) тест по итогам прохождения блока тем
1.2. Владение специальной терминологией
2. Практическая подготовка ребенка
2.1. Практические умения и навыки,
предусмотренные
программой:
а)
в)
с)
2.2. Владение специальным оборудованием и
оснащением
3. Обще-учебные умения и навыки ребенка
3.1. Учебно-интеллектуальные
компетенции:
а) подбирать и анализировать
специальную литературу;
в) пользоваться компьютерными
источниками информации;
с) осуществлять проектноисследовательскую работу
3.2. Учебно-коммуникативные
компетенции:
а) слушать и слышать педагога;
в) выступать перед аудиторией;
с) вести полемику, участвовать в
дискуссии.

Промежуто
чная

Итоговая

24

З.З. Учебно-организационные
компетенции:
а) умение организовать свое рабочее место;
в) навыки соблюдения в процессе
деятельности правил безопасности;
с) умение аккуратно выполнять работу.
4. Предметные достижения обучающегося:
4.1. На уровне детского объединения;
4.2. На уровне Центра;
4.3. На уровне района;
4.4. На уровне города;
4.5. На региональном уровне.
4.6 На международном уровне.

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».