Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества Программа рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании Методического совета МБУ ДО - ЦДТ протокол от 19.08.2024 №2 УТВЕРЖДАЮ ___________________/Т.Г. Хисамова Директор МБУ ДО - ЦДТ приказ от 19.08.2024 №51-ДООП Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «ЛегоPlus» Возраст обучающихся Срок реализации Количество часов 7-8 лет 1 год 216 часа Автор-разработчик: Деменева Наталия Сергеевна педагог дополнительного образования Екатеринбург, 2024 г. Содержание I. 1. 2. 3. 4. 4.1. II. Комплекс основных характеристик Пояснительная записка Цель и задачи программы Планируемые результаты программы Учебный план программы 1 год обучения - Стартовый уровень Комплекс организационно-педагогических условий 3 3 6 6 7 8 12 Календарный учебный график 13 Условия реализации программы 18 Формы аттестации/контроля 19 Список литературы 20 Приложение 22 2 РАЗДЕЛ I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность программы: техническая. Реализация программы способствует развитию воображения, совершенствованию мелкой моторики, формированию последовательного мышления, конструкторских и исследовательских навыков, умению воплощать свои идеи. Программа разработана на основе нормативно-правовой документации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в действующей редакции. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р). Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам". Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (в редакции 2013 г.). Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; Устав МБУ ДО-ЦДТ. Актуальность. В настоящее время темпы развития производства - процесса автоматизации стремительно растут. Важна скорость адаптация «инженерной мысли» работников, умение проявить и отстоять свои идеи и изобретательность. Формирование таких способностей важно развивать и прививать постепенно, начиная со школьного времени. Данная программа способствует развитию инженерного мышления, развитию творческих способностей, реализуемых в конструировании, что важно в современных реалиях, кроме того, освоению компьютера как инструмента для работы. Отличительные особенности программы 1. Параллельное изучение конструирования в реальном и виртуальном пространстве. 2. Основной акцент сделан на умение самостоятельно работать, а также взаимодействовать в парах. 3 Программа является составительской, модернизацией программы Вилковой Ю.В. «LEGO. Мир кубиков», педагога дополнительного образования МБУ ДО – Дом детского творчества и совершенствованием программы Вилковой Ю.В. «Лего и Компания», используя изученные материалы программ: Мельниковой О.В. «Лего-конструирование» и Устиновой Л.В. «Лего-конструирование», учитель начальных классов МОУ Гимназия № 30, г. Курган, вместе с тем были подобраны задания из методических пособий, практикумов и другой профильной литературы, использованы личные наработки составителя программы. Новизна программы заключается в том, что обучающая среда LEGO позволяет учащимся использовать и развивать навыки конкретного познания, строить новые знания на привычном фундаменте. В то же время новым для учащихся является работа над проектами. И хотя этапы работы над проектом отличаются от этапов, по которым идет работа над проектами с детьми старшего возраста, но цели остаются теми же. В ходе работы над проектами дети начинают учиться работать с дополнительной литературой. Идет активная работа по обучению ребят анализу собранного материала и аргументации в правильности выбора данного материала. В ходе занятий повышается коммуникативная активность каждого ребенка, происходит развитие его творческих способностей. При проведении занятий преимущественно используется форма игры, которая позволяет детям развиваться наиболее увлекательным и интересным образом, происходит совмещение полезного и приятного. Детали конструктора LEGO позволяют создавать множество конструкций, начиная от тех, что изображены на идущей в комплекте схеме, так и придуманных самостоятельно. Конструкторы учат планировать и выстраивать последовательность своих действий. В конце занятия есть наглядный результат проделанной работы, который выполняет поставленную самим ребенком задачу. Легкий разбор позволяет исправить ошибку самому, без помощи взрослых. Программа разработана в соответствии с государственной политикой в области образования и основывается на приоритете общечеловеческих ценностей, жизни, здоровья человека, его развития как личности Целевая группа ДООП. Программа разработана для обучающихся 7-8 лет. Численный состав обучающихся в группе не должно быть менее 8 человек и не должен превышать 25 человек. Программа разработана на основе знаний возрастных, психолого-педагогических особенностей, обучающихся 7-8 лет. Условия набора: принимаются все желающие на 1 год обучения. При поступлении проводится первоначальная диагностика – для определения уровня знаний обучающихся. Содержание программы учитывает возрастные психологические особенности детей младшего школьного возраста. В младшем школьном возрасте происходит перестройка познавательных процессов ребенка: формируется произвольность внимания и памяти, мышление из нагляднообразного преобразуется в словесно-логическое и рассуждающее, формируется способность к созданию умственного плана действий. К психологическим новообразованиям данного возраста также относятся произвольность поведения и способность к рефлексии. Ведущий характер начинает приобретать учебная деятельность. Однако игра в этом возрасте продолжает занимать важное место в жизни ребенка и существенно влияет на его развитие. Младшему школьнику значительно интересней знакомиться с особенностями социума через игру. Также сам процесс вторичной социализации младших школьников проходит успешно, когда существует возможность обыгрывать знакомые темы — магазин, школа, транспорт — и многие другие. Лего-конструирование способствуют самоутверждению детей, развивают настойчивость, стремление к успеху и другие полезные мотивационные качества, которые 4 могут им понадобиться в их будущей взрослой жизни. Данный вид деятельности 7 совершенствует мышление, действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив и т.д. Программа направлена на развитие алгоритмического и логического мышления, способствует творческому развитию личности ребенка и побуждает получать знания дальше. Год обучения «Стартовый уровень». Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания общеразвивающей программы. Режим занятий: 1 год обучения (7-8 лет) - 40 минут. Перерыв между учебными занятиями -10 минут. Длительность одного занятия: 3 академических часа, Периодичность занятий в неделю: 2 раза. Объем программы: 216 часа. Срок освоения программы – 1 год. Форма обучения: очная. Виды занятий: беседы, практические занятия, круглый стол. Подведения итогов реализации программы происходят с помощью бесед, практических заданий, опросов и наблюдений. Воспитательная работа. Воспитательная работа с обучающимися проводится в соответствии с рабочей программой воспитания МБУ ДО-ЦДТ, ее ежегодного плана. Цель программы воспитания: развитие и социализация в соответствии с принятыми социокультурными правилами и нормами, как основы воспитанности обучающихся. Задачи программы воспитания: развивать морально-нравственные качества обучающихся: честность; доброту; совесть, ответственность, чувства долга; развивать волевые качества обучающихся: самостоятельность, дисциплинированность, инициативность, принципиальность, самоотверженность, организованность; воспитывать стремления к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию; приобщать обучающихся к экологической и социальной культуре, здоровому образу жизни, рациональному и гуманному мировоззрению; формировать нравственное отношения к человеку, труду и природе; Планируемые результаты воспитания: развиты морально-нравственные качества обучающихся: честность; доброта; совесть; ответственность, чувство долга; развиты волевые качества обучающихся: самостоятельность; дисциплинированность; инициативность; принципиальность, самоотверженность, организованность; развито стремления к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию; сформирован интерес обучающихся к экологической и социальной культуре, здоровому образу жизни, рациональному и гуманному мировоззрению; сформировано нравственное отношения к человеку, труду и природе. 5 Формы проведения воспитательных мероприятий: беседа, викторина, встреча с интересными людьми, дискуссия, тренинг, посещение театра, организация конференции, экскурсия, олимпиада, смотр, конкурс и др. Методы воспитательного воздействия: убеждение, внушение, заражение «личным примером» и подражание, упражнения и приучение, обучение, стимулирование (методы поощрения и наказания, соревнование), контроль и оценка и др. 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Цель программы: формирование и совершенствование навыков начального технического конструирования, через конструктора LEGO. Задачи программы Обучающие: изучать детали LEGO, их размеры и формы; изучать этапы конструирования и возможности передачи особенностей предметов средствами конструктора LEGO; обучать создавать индивидуальную работу и разрабатывать собственные решения во время создания. Развивающие: развивать мелкую моторику и умение объективно оценивать свою работу; развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности; развивать навыки самостоятельной и коллективной работы. Воспитательные: воспитывать положительное отношение к деловому сотрудничеству и взаимоуважению; воспитывать стремление к приобретению новых знаний и совершенствованию имеющихся навыков. воспитывать патриотические качества. 1.3.Ожидаемые результаты реализации программы: Предметные: знают детали LEGO, их размеры и формы; знают этапы конструирования и возможности передачи особенностей предметов средствами конструктора LEGO; умеют создавать индивидуальную работу и разрабатывать собственные решения во время создания. Метапредметные: развита мелкая моторика и умеют объективно оценивать свою работу; развиты умения излагать мысли в четкой логической последовательности; развиты навыки самостоятельной и коллективной работы. Личностные: сформировано положительное отношение к деловому сотрудничеству и взаимоуважению; сформировано стремление к приобретению новых знаний и совершенствованию имеющихся навыков. сформированы патриотические качества. 6 1.4.Учебный план программы № 1 2 3 4 5 6 7 8 Название раздела Вводное занятие Введение в Лего Лего-животные Лего-транспорт Лего-город Лего в доме Конструирование по замыслу обучающегося Итоговое занятие Всего часов 7 1 год обучения, часов 3 66 39 39 36 18 12 3 216 1.4.1. ГОД ОБУЧЕНИЯ – «СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ» Цель: формирование навыков начального технического конструирования с помощью конструктора LEGO. Задачи: ● изучать базовые детали LEGO, их размеры и формы; ● изучать этапы конструирования; ● изучать возможности передачи особенностей предметов средствами конструктора LEGO; ● изучать понятия конструкций и ее основные свойства (жесткости, прочности, устойчивости); ● развивать умения действовать в соответствии с инструкциями педагога; ● развивать навыков взаимодействия между обучающимися: умение работать в паре, в коллективе; ● развивать логическое мышление, внимание и воображение; ● развить умение объективно оценить свою работу; ● развивать навыки конструирования. Планируемые результаты первого года обучения обучающиеся будут: ● знают базовые детали LEGO, их размеры и формы; ● знают этапы конструирования; ● знают возможности передачи особенностей предметов средствами конструктора LEGO; ● знают понятия конструкций и ее основные свойства (жесткости, прочности, устойчивости); ● сформированы умения действовать в соответствии с инструкциями педагога; ● сформированы навыки взаимодействия между обучающимися: умение работать в паре, в коллективе; ● развито логическое мышление, внимание и воображение; ● сформированы умение объективно оценить свою работу; ● сформированы навыки конструирования. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ - СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ № 1 2 2.1 2.2 2.3 2.4 3 3.1 3.2 3.3 3.4 Название раздела Вводное занятие. Первоначальная диагностика Введение в Лего Знакомство с деталями Конструирование стены Понятие «инструкция» Лего-мозаика Лего-животные Домашние животные Лесные животные Водные животные Животные Африки Количество часов всего теория практика 3 1,5 1,5 66 27 12 9 18 39 9 9 9 12 33 13,5 6 4,5 9 19,5 4,5 4,5 4,5 6 66 13,5 6 4,5 9 19,5 4,5 4,5 4,5 6 8 Формы контроля Входящий мониторинг Устный опрос. Практическое занятие Практическое занятие 4 4.1 4.2 4.3 4.4 5 5.1 5.2 5.2 5.3 6 6.1 6.2 7 8 Лего-транспорт Городской транспорт Воздушный транспорт Водный транспорт Космический транспорт Лего-город Здания и сооружения Мосты и переходы Службы спасения Городской парк Лего в доме Лего-мебель Лего-еда Конструирование по замыслу обучающегося Итоговое занятие 39 9 9 9 12 36 9 6 12 9 18 9 9 12 19,5 4,5 4,5 4,5 6 18 4,5 3 6 4,5 9 4,5 4,5 6 19,5 4,5 4,5 4,5 6 18 4,5 3 6 4,5 9 4,5 4,5 6 3 3 - Итого 216 108 108 Игра в парах Групповое конструирование Групповое конструирование Самостоятельная работа Итоговый мониторинг Содержание учебно- тематического плана первого года обучения 1 Вводное занятие Теория. Знакомство с обучающимися. Техника безопасности в учреждении, на занятии, при работе с LEGO Практика. Первоначальная диагностика. 2 Введение в Лего 2.1 Тема. Знакомство с деталями Теория. История создания LEGO. Интересные факты. Базовые детали LEGO. Знакомство с сериями LEGO. Детали LEGO. Практика. Поиск деталей в контейнере. Счет деталей, сортировка деталей по цвету, по форме детали. Деление по произвольным свойствам. Сравнение по размеру (больше/меньше, тяжелее/легче); создание простых моделей, повторяя детали двух цветов. Построение цифр, имени, даты, используя детали. Способы крепления. 2.2 Тема. Конструирование стены Теория. Основные этапы постройки. Соединение деталей. «Отверстия» стены. Практика. Конструирование стены. Конструирование мини-дома. 2.3 Тема. Понятие «инструкция» Теория. Определение «инструкция». Виды инструкций. Работа с инструкциями и по инструкции – отличие. Практика. Знакомство с инструкциями. Конструирование по инструкции. Доработка моделей, сконструированных по инструкции. 2.4 Тема. Лего-мозаика Теория. Графические диктанты. Рассмотрение картинок из LEGO в плоскости. Примеры картин из LEGO. Практика. Графические диктанты. Построение LEGO-мозаики по инструкции, по замыслу обучающегося. 3 Лего-животные 3.1 Тема. Домашние животные Теория. Определение. Классификация. Распространенные домашние животные. 9 Практика. Конструирование животного: по инструкции, по заданию, по обучающегося. 3.2 Тема. Лесные животные Теория. Определение. Классификация. Распространенные лесные животные. Практика. Конструирование животного: по инструкции, по заданию, по обучающегося. 3.3 Тема. Водные животные Теория. Определение. Классификация. Распространенные водные животные. Практика. Конструирование животного: по инструкции, по заданию, по обучающегося. 3.4 Тема. Животные Африки Теория. Определение. Классификация. Распространенные животные Африки. Практика. Конструирование животного: по инструкции, по заданию, по обучающегося. замыслу замыслу замыслу замыслу 4 Лего-транспорт 4.1 Тема. Городской транспорт Теория. История городского транспорта. Классификация транспорта. Особенности конструирования городского транспорта. Практика. Конструирование наземного транспорта, общественного транспорта: по инструкции, по заданию, по замыслу обучающегося. 4.2 Тема. Воздушный транспорт Теория. История воздушного транспорта. Классификация транспорта. Особенности конструирования воздушного транспорта. Практика. Конструирование воздушного транспорта: по инструкции, по заданию, по замыслу обучающегося. 4.3 Тема Водный транспорт Теория. История водного транспорта. Классификация транспорта. Особенности конструирования водного транспорта. Практика. Конструирование водного транспорта: по инструкции, по заданию, по замыслу обучающегося. 4.4 Тема. Космический транспорт Теория. История космического транспорта. Классификация транспорта. Особенности конструирования космического транспорта. Практика. Конструирование космического транспорта: по инструкции, по заданию, по замыслу обучающегося. 5 Лего-город 5.1 Тема. Здания и сооружения Теория. Основные элементы. Классификация зданий и сооружений. Практика. Конструирование здания, фонтана. Конструирование по образцу. 5.2 Тема. Мосты и переходы Теория. Основные элементы. Классификация. Практика. Конструирование моста по образцу, конструирование по замыслу обучающегося. 5.3 Тема. Службы спасения Теория. Определение (для чего нужны). История появления. Классификация. Практика. Тематическое конструирование: по инструкции, по заданию, по замыслу обучающегося. 5.4 Тема. Городской парк Теория. Что такое парк, что бывает в парке. Парки Екатеринбурга. Практика. Конструирование деревьев, цветочной аллеи. 10 6 Лего в доме 6.1 Тема. Лего-мебель Теория. История появления мебели. Классификация мебели. Основные функции мебели для человека. Практика. Конструирование стола, стула, шкафа. 6.2 Тема. Лего-еда Теория. Классификация. Обсуждение любимой еды. Практика. Конструирование фруктов, пирожного. 7 Конструирование по замыслу обучающегося Теория. Обсуждение пройденного материала. Обсуждение содержания будущей постройки. Развитие творческой инициативы и самостоятельности. Практика. Конструирование собственной модели. 8 Итоговое занятие Теория. Обсуждение пройденного материала за год. Напутствия на каникулы. Практика. Награждение. Командная игра. 11 РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК обу чен ия Дата нача ла обуч ения Дата окон чани я обуч ения Количе ство учебны х недель Колич ество учебн ых дней Количес тво учебны х часов Комплект ование 1 15.09 31.05. 36 72 216 с 20.08. по Год групп 14. 09. Продолж ительнос ть каникул Промеж уточная аттестац ия зимние с 01.01. по 08.01 летние с 13.05. по 31.05. с 01.06. по 31.08. 12 Итог овая аттес таци я КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ № п/п Учебная неделя 1 1 2 3 2 4 5 3 6 7 4 8 9 5 10 11 6 12 13 7 14 15 8 16 Форма занятия Наименование темы Вводное занятие. Входящая диагностика Знакомство с деталями: кирпич Знакомство с деталями: пластина Знакомство с деталями: способы крепления Знакомство с деталями: скошенный кирпич Знакомство с деталями: свойства деталей Знакомство с деталями: конструирование даты Знакомство с деталями: круглый кирпич Знакомство с деталями: общие признаки Знакомство с деталями: конструирование Конструирование стены: основные этапы Конструирование стены: соединения деталей Конструирование стены: «отверстия» стены Комбинирован ное занятие Комбинирован ное занятие Комбинирован ное занятие Комбинирован ное занятие Всего часов 3 3 3 Формы контроля Входящая диагностик а Наблюдени е Беседаопрос 3 Наблюдени е Комбинирован ное занятие 3 Наблюдени е Комбинирован ное занятие 3 Наблюдени е 3 Наблюдени е Комбинирован ное занятие 3 Наблюдени е Комбинирован ное занятие 3 Наблюдени е Комбинирован ное занятие 3 Наблюдени е Комбинирован ное занятие 3 Наблюдени е Комбинирован ное занятие 3 Наблюдени е Комбинирован ное занятие 3 Наблюдени е Конструирование стены Комбинирован ное занятие 3 Наблюдени е Понятие «инструкция»: определение Понятие «инструкция»: виды Комбинирован ное занятие 3 Наблюдени е 3 Беседаопрос 13 Комбинирован ное занятие Комбинирован ное занятие Понятие «инструкция»: конструирование Комбинирован ное занятие 3 Выставка 18 Лего-мозаика: определение Комбинирован ное занятие 3 Наблюдени е 19 Лего-мозаика: примеры и картины Комбинирован ное занятие 3 Наблюдени е 20 Лего-мозаика: конструирование Комбинирован ное занятие 3 Наблюдени е 21 Лего-мозаика: сборка Комбинирован ное занятие 3 Наблюдени е Лего-мозаика: конструирование по замыслу обучающегося Лего-мозаика: итоговая работа по теме Домашние животные: конструирование по инструкции Домашние животные: конструирование по заданию Домашние животные: конструирование по замыслу обучающегося Лесные животные: конструирование по инструкции Лесные животные: конструирование по заданию Лесные животные: конструирование по замыслу обучающегося Водные животные: конструирование по инструкции Водные животные: конструирование по заданию Комбинирован ное занятие 3 Выставка Комбинирован ное занятие 3 Опрос. Практическ ое задание Комбинирован ное занятие 3 Наблюдени е Комбинирован ное занятие 3 Наблюдени е 3 Выставка Комбинирован ное занятие 3 Наблюдени е Комбинирован ное занятие 3 Наблюдени е Комбинирован ное занятие 3 Выставка Комбинирован ное занятие 3 Наблюдени е Комбинирован ное занятие 3 Наблюдени е 17 9 10 11 22 23 12 24 25 13 26 27 14 28 29 15 30 31 16 14 Комбинирован ное занятие 32 33 17 34 35 18 36 37 19 38 39 20 40 41 21 42 43 22 44 Водные животные: конструирование по замыслу обучающегося Животные Африки: конструирование по инструкции Животные Африки: конструирование по заданию Животные Африки: конструирование по замыслу обучающегося Животные Африки: итоговая работа по теме Городской транспорт: конструирование по инструкции Городской транспорт: конструирование по заданию Городской транспорт: конструирование по замыслу обучающегося Воздушный транспорт: конструирование по инструкции Воздушный транспорт: конструирование по заданию Воздушный транспорт: конструирование по замыслу обучающегося Комбинирован ное занятие 3 Выставка Комбинирован ное занятие 3 Наблюдени е Комбинирован ное занятие 3 Наблюдени е Комбинирован ное занятие 3 Беседаопрос Комбинирован ное занятие 3 Практическ ое задание Комбинирован ное занятие 3 Наблюдени е Комбинирован ное занятие 3 Наблюдени е 3 Выставка Комбинирован ное занятие 3 Наблюдени е Комбинирован ное занятие 3 Наблюдени е 3 Выставка Водный транспорт: конструирование по инструкции Комбинирован ное занятие 3 Наблюдени е Водный транспорт: конструирование по заданию Комбинирован ное занятие 3 Наблюдени е 15 Комбинирован ное занятие Комбинирован ное занятие 45 23 46 47 24 48 49 25 50 51 26 52 53 27 54 55 28 56 57 29 Водный транспорт: конструирование по замыслу обучающегося Космический транспорт: конструирование по инструкции Космический транспорт: конструирование по заданию Космический транспорт: конструирование по замыслу обучающегося Космический транспорт: итоговая работа по теме Здания и сооружения: конструирование здания Здания и сооружения: конструирование фонтана Здания и сооружения: конструирование по образцу Мосты и переходы: конструирование по образцу Мосты и переходы: конструирование по замыслу обучающегося Службы спасения: конструирование по инструкции Службы спасения: конструирование по заданию Службы спасения: конструирование по заданию, второй модели 16 Комбинирован ное занятие 3 Выставка Комбинирован ное занятие 3 Наблюдени е Комбинирован ное занятие 3 Наблюдени е 3 Беседаопрос Комбинирован ное занятие 3 Опрос. Практическ ое задание Комбинирован ное занятие 3 Наблюдени е Комбинирован ное занятие 3 Наблюдени е Комбинирован ное занятие 3 Наблюдени е Комбинирован ное занятие 3 Наблюдени е Комбинирован ное занятие 3 Выставка Комбинирован ное занятие 3 Наблюдени е Комбинирован ное занятие 3 Наблюдени е Комбинирован ное занятие 3 Беседаопрос Комбинирован ное занятие 58 Службы спасения: конструирование по замыслу обучающегося Комбинирован ное занятие 3 Выставка 59 Городской парк: деревья Комбинирован ное занятие 3 Наблюдени е Городской парк: цветочная аллея Комбинирован ное занятие 3 Наблюдени е Городской парк: итоговая работа по теме Лего-мебель: конструирование по образцу Лего-мебель: конструирование по заданию Комбинирован ное занятие 3 Практическ ое задание Комбинирован ное занятие 3 Наблюдени е Комбинирован ное занятие 3 Наблюдени е Лего-мебель: стол, стулья, шкафы Комбинирован ное занятие 3 Беседаопрос Лего-еда: конструирование фруктов Лего-еда: конструирование пирожного Комбинирован ное занятие 3 Презентаци я Комбинирован ное занятие 3 Наблюдени е Лего-еда: итоговая работа по теме Комбинирован ное занятие 3 Практическ ая работа Конструирование по замыслу обучающегося: свободная тема Конструирование по замыслу обучающегося: город будущего Конструирование по замыслу обучающегося: путешествие в сказку Конструирование по замыслу обучающегося Комбинирован ное занятие 3 Выставка Комбинирован ное занятие 3 Наблюдени е 3 Наблюдени е 3 Практическ ая работа 3 Награжден ие 30 60 61 31 62 63 32 64 65 33 66 67 34 68 69 35 70 71 36 72 Комбинирован ное занятие Комбинирован ное занятие Комбинирован ное занятие Итоговое занятие: 17 2.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Материально – техническое обеспечение №/№ 1 2 3 4 Оборудование Учебный кабинет с типовой мебелью Контейнеры с LEGOдеталями Ластик Бумага А4 Количество на группу % использования в ходе реализации программы 1 100 % контейнер 28 90 % шт уп 8 5 10 % 20 Единица измерения ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ № П/П Наименование Ссылка 1 Ревягин Л.Н./Проблемы развития черт творческой http://ido.tsu.ru/other_res/s личности и некоторые рекомендации их решения chool/konf16/11.html 2 Падикова М. В./Проектная деятельность в школе. http://festival.1september.r u/articles/624317/ Методические материалы 1. Тематические папки с инструкциями. 2. Раздаточный материал: детали LEGO, соединения деталей, таблицы с LEGOдеталями. 3. Раздаточный материал: техника безопасности во время работы c конструктором LEGO. Информационные технологии Презентации в PowerPoint. Кадровое обеспечение Требования к квалификации: Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы и курсы повышения квалификации по направлению деятельности. 18 2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Педагогическое оценивание. Цель: получение информации о динамике индивидуального развития обучающегося и повышение уровня его развития. Задачи: определение фактического состояния объекта в данный момент времени: прогнозирование состояния на заданный будущий период времени; определение причин выявленных отклонений от заданных параметров: постановка задач для их преодоления. Способами проверки результатов реализации дополнительной общеразвивающей программы является мониторинг, который отслеживает рост: теоретических знаний, практических умений, общеучебных умений и навыков – (Приложение 1). Оценка уровня развития предусматривает 5-бальную систему: 5 баллов - высокий уровень, 4 балла - выше среднего уровня, 3 балла – средний уровень, 2 балла – ниже среднего уровня, 1 балл - низкий уровень. Виды мониторинга: - входной мониторинг (проверяется уровень знаний, умений, навыков детьми); - промежуточный (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие); - итоговый (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь курс обучения). Также после прохождения каждой темы проводится текущее оценивание, по разработанным мной оценочным материалам (Приложение 2). Критерием оценки результатов учебной деятельности являются 3 группы показателей: уровень освоения теоретической подготовки, уровень освоения практической подготовки, общеучебные навыки и умения. Формы оценивания: − тестирование; − игры (парные, командные); − смотры знаний и умений (логические игры и задания; презентация проекта; выполнение индивидуальных самостоятельных заданий); − конкурсы творческих работ (выставки); − собеседование и наблюдение. 19 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Нормативные документы: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в действующей редакции. 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (в редакции 2013 г.). 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р). 4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р). 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 6. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об Утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 7. Приказ Министерства труда и социализации защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам". 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». 10. Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ). 12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК -641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»). 13. Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 14. Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461 ПП «О региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской области». 15. Федеральный закон от 13.07.2020 № 189 ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»; 16. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом. Для педагога 1. Бизикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре – М. «Скрипторий», 2008. 2. Волина В. «Загадки от А до Я» Книга для учителей и родителей. — М.; «ОЛМА _ПРЕСС», 1999. 3. Волкова С.И.«Конструирование», - М: «Просвещение», 2009 20 4. Евдокимова Е.С.«Технология проектирования в ДОУ» - М., Сфера, 2006 5. Ерофеева Т.И. «Сказки для любознательных» (все возрастные группы) – М., Просвещение, 2012. 6. Комарова Л.Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.; «ЛИНКА — ПРЕСС», 2001. 7. Лусс Т.В. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО» — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. 8. Парамонова Л.Г. Стихи для развития речи –С-П., Дельта, 2005. 9. Фешина Е.В. «Лего-конструирование в детском саду». М.:ТЦ Сфера, 2012. 10.Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников – РостовнаДону, Феникс, 2005. 10. Лусс Т.В. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО» - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009. 11. Устинова Л.В. Рабочая программа по курсу «Лего-конструирование». Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия №30» г. Курган, 2011 12.Мельникова О.В. «Лего-конструирование». 5-10 лет. Программа, занятие. 32 конструкторские модели. Презентации в электронном приложении / О.В. Мельникова. – Волгоград: Учитель. – 51 с. Для обучающихся и родителей. 1. Гальперштейн Л.Я. Научно-популярное издания для детей. Серия «Я открываю мир»— М.; ООО «Росмэн-Издат», 2001. 2. Гальперштейн Л.Я. Научно-популярное издания для детей «Мы едем, едем, едем!». — М.; «Детская литература», 1985. 3. Гурштейна А.А. Атлас «Человек и вселенная» — М.; Комитет по геодезии и картографии РФ, 1992. 4. Детская энциклопедия «Земля и вселенная», «Страны и народы» — М.; Изд. «NOTA BENE», 1994. Приложение № 1 21 Оценочный материал по программе «Лего-Строители» 1 год обучения Целью контроля освоения программы за 1 год обучения является: изучение мотивации ребенка к занятиям техническим видом творчества, оценка уровня теоретической и практической подготовки в выбранной области деятельности (знание терминологии, умение обращаться с инструментами и материалами, знание технологии выполнения тех или иных действий и т.д.), оценка творческого потенциала, а также социальнопсихологических и личностных качеств (коммуникативности, уровня самооценки, аккуратности, усидчивости и др.) Контроль осуществляется с помощью методов: наблюдения, организация специальной игровой деятельности; получение ответов на поставленные вопросы; анализ моделей созданных детьми. Задачи: первого года обучения Обучающие: изучать детали LEGO, их размеры и формы; изучать этапы конструирования и возможности передачи особенностей предметов средствами конструктора LEGO; изучать понятия конструкций и ее основные свойства (жесткости, прочности, устойчивости); Развивающие: развивать мелкую моторику и умение объективно оценивать свою работу; развивать логическое мышление, внимание и воображение; развивать умения действовать в соответствии с инструкциями педагога; развивать навыки конструирования; развивать навыков взаимодействия между обучающимися: умение работать в паре, в коллективе. Воспитательные: воспитывать положительное отношение к деловому сотрудничеству и взаимоуважению; воспитывать стремление к приобретению новых знаний и совершенствованию имеющихся навыков; воспитывать патриотические качества. Планируемые результаты: связаны с задачами Предметные: знают базовые детали LEGO, их размеры и формы; знают этапы конструирования и возможности передачи особенностей предметов средствами конструктора LEGO; знают понятия конструкций и ее основные свойства (жесткости, прочности, устойчивости) Метапредметные: Приобретают навыки мелкой моторика и навыки объективно оценивать свою работу; Развивают логическое мышление, внимание и воображение; Формируются умения действовать в соответствии с инструкциями педагога; Развивают навыки конструирования; Развивают навыки взаимодействия между обучающимися: умение работать в паре, в коллективе. 22 Личностные: Формируются положительное отношение к деловому сотрудничеству и взаимоуважению; Формируются стремление к приобретению новых знаний и совершенствованию имеющихся навыков. Развивается гражданская идентичность. Форма проведения 1. Устный опрос; 2. Наблюдение; 3. Практическое задание. 23 Показатели предметной компетенции освоения программы 1 год обучения № п\п Фамилия Имя обучающегося Теоретическая подготовка Название Этапы ЛЕГО деталей конструирова ния Конструиро вание по образцу. Предметная практическая подготовка Конструи Конструиров Умение рование ание по планирова по схеме. ть и инструкци организов и. ать работу Творчески е навыки Коммуникативные навыки Умение Умение слушать и выступать слышать перед педагога аудиторией Средний балл Показатели личностной компетенции освоения программы 1 год обучения. № Фамилия п\п Имя обучающегос я Организационно-волевые качества Терпение Воля Самокон троль Коммуникативные навыки Умение Умение слушать и выступать слышать перед педагога аудиторией Ориентационные качества Самоо Интерес к ценка занятиям в объединен ии Поведенческие качества Нравственн о-этическая ориентация Конфлик тность Инициативность Участие в делах, смотрах, конкурсах Личные достижен ия, победы. Средн ий балл Показатели метапредметной компетенции освоения программы 1 год обучения. № Фамилия п\п Имя обучающегося Учебно-познавательные способности Само обра зова ние Технол огичес кие способ ности Социаль ное взаимод ействие Информационные способности Навыки деятельности обучающегос я по отношению к информации Способн ость презенто вать информа цию Коммуникативные способности Способность участвовать в диалоге и публичном выступлении Отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразных позиций Функциональные способности Креативн ость Приклад ная деятельн ость Уровень и динамика достижений Рефлексивн ые способности Средни й балл Приложение № 3 Правила работы с LEGO 1. Работать с пособиями и деталями LEGO чистыми руками. 2. Не брать мелкие детали в рот. 3. Не отцеплять детали зубами – использовать специальный инструмент. 4. Бережно относиться к учебным пособиям. 5. Не уносить домой детали. 6. Не разбрасывать детали по кабинету. 7. Работать в коллективе дружно. 8. Уважать чужой труд. 9. Учиться делиться с товарищами не только деталями, но и задумками, планом работы. 10. По окончанию работы приводить рабочее место в порядок. Правила работы с компьютером 1. В случае возникновения неисправностей учащиеся должны немедленно сообщить педагогу и не предпринимать никаких действий по их устранению. 2. Запрещается касаться экрана монитора. 3. Запрещается передвигать ноутбук. 4. Соблюдать правильную осанку и расстояние до экрана. 5. Включать и выключать компьютеры только с разрешения педагога. 6. Соблюдать правила последовательности включения и выключения компьютера. 7. Передвигаться в кабинете спокойно, входить в кабинет только с разрешения педагога. Комплекс упражнений для глаз Упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз. 1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счёт 1—4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счёт 1—6. Повторить 1-5 раз. 2. Посмотреть на переносицу и задержать их на счёт 1—4. (до усталости глаза не доводить). Закройте глаза. Открыть глаза, посмотреть вдаль на счёт 1—6. Повторить 4—5 раз. 3. Не поворачивая головы, посмотреть налево, зафиксировать взгляд на счёт 1—4, затем посмотреть вдаль прямо на счёт 1—6. Аналогичным о6разом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда направо, вверх и вниз. Повторить 3—4 раза. 4. Перенести взгляд быстро по диагонали: вверх-налево- вниз, потом прямо- вдаль на счёт 1-затем налево- вверх-направо- вниз и посмотреть вдаль на счёт 1—6. Повторить 4—5 раз. Приложение № 4 Графические диктанты 2 Приложение № 5 Лего-мозаика 3