Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества Программа рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании Методического совета МБУ ДО - ЦДТ протокол от 19.08.2024 №2 УТВЕРЖДАЮ ___________________/Т.Г. Хисамова Директор МБУ ДО - ЦДТ приказ от 19.08.2024 №51-ДООП Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Арт-Вояж» Возраст обучающихся: 7 – 12 лет срок реализации – 3 года Автор-разработчик: Еремина Ксения Леонидовна педагог дополнительного образования Екатеринбург, 2024 г. Содержание I. Комплекс основных характеристик. 1. Пояснительная записка. 2. Цель и задачи общеразвивающей программы. 3. Содержание общеразвивающей программы. Сводный учебный план. 3 6 7 II. Комплекс организационно-педагогических условий. 1. Календарный учебный график. 2. Условия реализации программы. 3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы 19 31 33 Список литературы Приложения 34 36 2 I. Комплекс основных характеристик 1. Пояснительная записка Век бурно развивающихся информационных технологий, бизнеса требует от личности развития таких качеств, как умение концентрироваться, рациональное мышление, практичности характера. Дети много времени проводят за компьютером, меньше общаются с природой, становясь менее отзывчивыми, поэтому развитие творческой личности должно быть не только практическим, но и духовным. Направленность программы: художественная. Новизна программы обусловлена разнообразием изучаемых техник рукоделия. В процесс обучения включены современные виды творчества. Это позволит обучающимся познакомиться с увлекательным миром декоративно-прикладного искусства и найти что-то свое, близкое по душе. Программа «Арт-Вояж» поможет найти и развить свои способности. Актуальность программы обусловлена тем, что детская рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Всё это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе. Работа руками способствует развитию сенсорной моторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. От пальцев идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Большое внимание оказывает труд на умственное развитие ребёнка, на развитие его мышления. Занимательность работы способствует развитию у детей внимания – повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание. Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что занятия по изготовлению поделок расширяют представления детей. Прежде чем приступить к работе они наблюдают, рассматривают, знакомятся с произведениями художественной литературы. При правильной организации воспитательно - образовательного процесса работа становится эффективным средством гармоничного развития детей. Программа разработана на основе нормативно-правовой документации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в действующей редакции. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (в редакции 2013 г.). Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р). Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об Утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам". Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196. Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461 ПП «О региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской 3 области». Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ). Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК -641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»). Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области». Адресат программы. Возрастные особенности. Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы от 7 до 9 лет. Программа предусмотрена для реализации в учреждении дополнительного образования. Для занятий формируются группы по 15 человек, специальных требований к начальному уровню подготовки обучающихся при приеме в творческое объединение нет. Младший школьный возраст (7-9 лет). В этом возрасте происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Школьник 7-9 лет не только может различать основные цвета спектра, но и их оттенки как по светлоте (например, красный и темно-красный), так и по цветовому тону (например, зеленый и бирюзовый). То же происходит и с восприятием формы – ребенок успешно различает как основные геометрические формы (квадрат, треугольник, круг и т.п.), так и их разновидности, например, овал от круга, пятиугольник от шестиугольника, не считая при этом углы и т.п. При сравнении предметов по величине школьник достаточно точно воспринимает даже не очень выраженные различия. Ребенок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форму, величину и др.). Существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Возможности детей сознательно управлять своим вниманием ограничены. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности для него. Внимание мальчиков менее устойчиво. На занятиях рукоделием продуктивно решается проблема дифференцированного подхода к каждому ребенку. Средний школьный возраст (10-12 лет). В этот период детям свойственна повышенная активность, стремление к деятельности, происходит уточнение границ и сфер интересов, увлечений. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. В 11-12 лет у детей появляется желание иметь свою точку зрения, всё взвесить и осмыслить, потребность в раздумьях о себе и окружающих, в размышлениях о предметах и явлениях, в том числе о тех, что не даны в непосредственно чувственном восприятии. Характерная особенность детей этого возрастного периода – ярко выраженная эмоциональность восприятия. 4 В первую очередь дети воспринимают те объекты, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше, отчётливее. В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы, более развита наглядно образная память, чем словесно - логическая. Дети быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Лучше запоминается всё яркое, вызывающее эмоциональный отклик. Режим занятий: Занятия проходят по 45 минут (академический час). 1 год обучения 4 часа в неделю, два дня в неделю. 2 год обучения 6 часов в неделю, два дня в неделю. 3 год обучения 6 часов в неделю, два дня в неделю. Объем программы: Освоение содержания полного курса программы рассчитан на 576 часов. 1 год обучения 144 часа в год. 2 год обучения 216 часов в год. 3 год обучения 216 часов в год. 1 год – Стартовый уровень. Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания общеразвивающей программы. 2-3 год – Базовый уровень. Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно - тематического направления общеразвивающей программы. Формы обучения и виды занятий: Обучение осуществляется в очной форме. Возможно проведение занятий в дистанционной форме. Основная программно - методическая единица – учебное занятие. Программа предусматривает индивидуальные, групповые и коллективные формы обучения, а также самостоятельное изучение материала с целью выполнения подготовительных работ в домашних условиях. При определении режима занятий учтены санитарно - эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей. Программа рассчитана на 1 год обучения. Методы обучения: - словесный (беседа, рассказ); - наглядный (рассматривание иллюстраций, показ выполненных педагогом работ; - практический. Уровень деятельности детей: – объяснительно - иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию; - репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности. Формы и виды контроля: Педагогический контроль универсальных учебных действий, учащихся осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней. 1. Входной контроль - выявление знаний обучающихся, качества знаний и определения перспектив дальнейшего обучения с целью сопоставления этих результатов с последующими и предшествующими показателями и выявления результативности работы. 2. Промежуточный контроль - проверка репродуктивного уровня усвоения теоретических знаний с использованием карточек - заданий по темам изучаемого курса: • фронтальная и индивидуальная беседа; 5 • выполнение практических заданий различных уровней сложности. Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и выставках. 3. Итоговый контроль, проводится в конце каждого года обучения по программе, а также предусматривает выполнение итоговой творческой работы с использованием различных материалов. Проверка успешной, познавательной, трудовой и других видов деятельности осуществляется методом наблюдения, индивидуального и фронтального опроса, тестирования. Для подведения итогов деятельности детей в течение года проводятся выставки, конкурсы на которых дети представляют свои изделия. 6 2. Цель и задачи общеразвивающей программы Цель программы: развитие личностного и творческого потенциала ребенка посредством декоративно - прикладной деятельности, основанной на использовании различных техник. Задачи: Обучающие: • познакомить детей с разными видами материалов и инструментов, технологией изготовления, различными способами оформления поделок; • прививать детям различные навыки – разрабатывать координацию, укреплять мелкую моторику пальцев рук; • формировать умение работать ножницами, иглой, линейкой; • тренировать внимание, память, координацию движений, воображение. Развивающие: • формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат; • поощрять фантазию и изобразительность; • воспитывать усидчивость, аккуратность; • развивать конструктивное мышление и сообразительность; • научить экономному и разумному использованию материалов; • обогащать и активизировать словарный запас; • способствовать формированию образного мышления, творческого воображения. Воспитательные: • создать ситуацию успешности и положительного взаимоотношения в группе; • учить самоанализу и умению оценить чужие успехи; • прививать настойчивость в достижении цели; • развивать эстетическое восприятие мира, чувство гармонии, цвета и формы; • воспитывать желание сделать приятное друг другу, родным и даже незнакомым людям. 7 3. Содержание общеразвивающей программы Сводный учебный план № Наименование тем 1 Вводное занятие. 2 3 4 5 Бумажное царство Ниточки-иголочки Бусинка к бусинке Картонный мир 6 Количество часов по годам обучения 1 год 2 год 3 год 2 3 3 26 44 36 36 39 54 66 54 - Цветочный рай - - 39 7 Причудливые узоры - - 54 8 Рисуем с удовольствием - - 66 9 Скрап-искусство - - 54 144 216 216 Всего часов 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ – СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ Цель первого года обучения: Формирование у обучающихся устойчивого интереса к декоративно - прикладному творчеству. Формирование желания творчески выполнять задания педагога. Задачи: Познакомится с с миром бумаги, пластилина. С современными технологиями работы с бумагой ,красками, пластилином и т.д. Развить интерес к творческому поиску оригинальных решений. Саморазвитие к здоровому образу жизни. Развить внимание, память, мышление, в процессе изготовления изделий. Воспитать у детей культуру взаимоотношений, способствовать воспитанию чувства, взаимопомощи, взаимовыручки.Учить детей приемам без конфликтного общения. Учебный (тематический) план первого года Количество часов Всего Теория Практика № Название темы, раздела 1 Вводное занятие. 2 1 1 2 Бумажное царство 26 4 22 3 Ниточки-иголочки 44 8 36 4 Бусинка к бусинке 36 4 32 Формы аттестации/ контроля Беседа Анкетирование Выполнение творческих заданий. Выставка Выполнение творческих заданий. Выставка Выполнение творческих заданий. Выставка 8 5 Картонный мир 36 4 32 Итого часов 144 21 123 Выполнение творческих заданий. Выставка Содержание учебного (тематического) плана 1. Вводное занятие, знакомство. Инструктаж по технике безопасности жизнедеятельности ребенка. Теория. Знакомство с коллективом, обсуждение плана работы на год, знакомство с историей образовательного предмета. Расписание занятий. Организационные вопросы. Правила техники безопасности и противопожарной защиты, санитарии и гигиены. Практика. Работа с линейкой и ножницами. 2. Бумажное царство. Теория. Знакомство с инструментами и материалами. Приемы работы с бумагой. Знакомство с терминами в оригами. Технология изготовления модулей. Опрос на знание техник рукоделия. Рассмотрение готовых работ. Практика. Разминка для мелкой моторики рук. Работа с линейкой и ножницами. Разлиновка листа. Нарезание бумажных полосок. Овощи из бумажных полосок. Работа «Коврик». Бахрома для цветов. Бумажные идеи простых поделок. «Веер» из гармошки. Объемная фигура «Дерево». Открытка «Букет цветов». Зонтик из кругов. Мини-альбом «Сердечки». Открыткараскладушка. Конверт оригами. Рисунок-раскладушка. Пакет из бумажного листа. Лотос из бумаги. Гирлянды из бумаги. Елочка оригами. Техника «Квиллинг». 3. Ниточки-иголочки. Теория. Знакомство с инструментами и материалами. Виды тканей и их особенности. Приемы работы с иглой. Способы завязывания узелка. Правила работы с шаблонами. Знакомство с видами швов и их назначении. Терминология. Опрос на знание техник рукоделия. Практика. Техника «Шитье». Учимся вдевать нитку в иголку, завязывать узелок. Изучаем швы: «вперед иголка», «обметочный косой», «обметочный петельный», «назад иголка». Кукла зерновушка. Мягкая игрушка из двух деталей. Игрушка «Тыква». Гномик из ткани. Игольницы по шаблонам. «Шляпка». «Пончик». Украшения из атласных лент. Игрушки из пряжи. Птички из пряжи. Куколки из тряпочек. Кукла «Ангел». Кукла «Счастье». Игрушка «Символ года». 4. Бусинка к бусинке. Теория. Знакомство с инструментами и материалами. Приемы работы с проволокой. Правила работы со схемами. Рассмотрение готовых работ. Обсуждение плана работы. Технология плетения: параллельное низание. Практика. 9 Освоение различных способов плетения на проволоке с использованием бисера, пайеток, бусин. Паук из стекляруса и бисера. Учимся плести лапки животным. Плоское плетение: бабочки из бисера. Стрекоза из бусин и проволоки. Объемное плетение: скорпион из бисера. Учимся делать каркас для животных. Дракончик из бисера. Фламинго. Золотая рыбка. Бабочка большая. Животные по схемам. Свободная тема. Цветы из бисера. Технология создания объемных цветков. Колокольчик. Мак. Использование пайеток для цветка «Лаванда». Плетение украшений на проволоке. Колечки и браслеты из проволоки и бисера. Плетение крестиком. Способы сделать замочек для украшений из подручных материалов. 5. Картонный мир. Теория. Знакомство с новыми инструментами и материалами. Булька – что это, для чего и чем заменить. Знакомство с новыми терминами при работе с картоном и шаблонами. Рассмотрение готовых работ. Технология изготовления коробочек. Технология изготовления объемных открыток. Практика. Коробочки по заданным размерам. Коробочка оригами многоярусная. Шкатулка из картона. Коробочка «Вдохновение» с использованием диска. Разлиновка листа. Коробочка «Magic box». Открытка в технике «pop-up» раскладная гармошка. Открытка «тортик» или «подарки». Коробочки по шаблонам. Шоколадница. Пирамидка. Конфетка. Елочка. Квадратная коробочка. Открытка «Волшебная» раздвижная. Открытка-стойка «Подсолнухи». Планируемые результаты после 1 года обучения Предметные: • овладение навыками работы с различными материалами и инструментами, технологией изготовления поделок из бумаги, картона, фетра, бисера. • улучшение координации движений, укрепление мелкой моторики пальцев рук; • сформированность умений работать с ножницами, иглой, линейкой; • улучшение внимания, памяти, воображения. Метапредметные: • сформированность умений планировать работу по реализации замысла, предвидение результата; • умение работать усидчиво и аккуратно; • развитие конструктивного мышления и сообразительности; • умение экономно и разумно использовать материалы; • сформированность образного мышления, творческого воображения. Личностные: • формирование уважительного отношения к иному мнению; • развитие самоанализа и умения оценить чужие успехи; • формирование настойчивости в достижении цели; • развитие эстетического восприятия мира, чувства гармонии, цвета и формы; • привитие желания делать приятное друг другу, родным. 10 2 ГОД ОБУЧЕНИЯ – БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ Цель второго года: Развитие наблюдательности и вырабатывания навыков рисунка. Формирование культуры творческой личности, на приобщение ценностям через собственное творчество и освоение опыта, создание условий для реализации собственных творческих способностей. Задачи: - познакомить с разнообразием материалов, применяемых в декоре в соответствии с тем или иным стилем; - накапливать начальный опыт самостоятельной творческой деятельности; - познакомить с художественными терминами. - развивать эмоциональную отзывчивость на эстетические явления и художественные образы. - знакомить с народными промыслами и техниками росписи. - обучать выполнять декоративные и оформительские работы на заданные темы. Учебный (тематический) план второго года Количество часов Всего Теория Практика № Название темы, раздела 1 Вводное занятие. 3 2 1 2 Бумажное царство 39 3 36 3 Ниточки-иголочки 54 6 48 4 Бусинка к бусинке 66 3 63 5 Картонный мир 54 6 48 Итого часов 216 20 196 Формы аттестации/ контроля Беседа Анкетирование Выполнение творческих заданий. Выставка Выполнение творческих заданий. Выставка Выполнение творческих заданий. Выставка Выполнение творческих заданий. Выставка Содержание учебного (тематического) плана 1. Вводное занятие. Теория. Встреча с воспитанниками после летних каникул. Знакомство с новыми ребятами. Обсуждение плана работы на год. Расписание занятий. Организационные вопросы. Правила техники безопасности и противопожарной защиты, санитарии и гигиены. Практика. Работа с линейкой и ножницам. Повторение пройденного материала за прошлый учебный год. 2. Бумажное царство. Теория. Бумага, применение, виды, варианты обработки. История возникновения. Основные фигуры и обозначения. Приемы работы. Рассмотрение готовых работ. 11 Практика. Техника «Оригами». Фигурки животных из бумаги. Техника «3-D стик-арт». Подвижные игрушки из бумаги. Звезда «Фрёбеля». Бант «Бабочка» и «Звезда». Способы упаковки подарков. Объемный декор из бумаги для праздников. Шары из бумаги «Кусудамы». Кусудама «Сердечная», «Классическая», «Горбачева», «Спиральная», «Цветочная». 3. Ниточки-иголочки. Теория. История игрушек. Основные приемы работы с шаблонами, инструментами и материалами. Способы изготовления игрушек. Виды театра. Практика. Повторение обметочного стежка. Изготовление маленьких игрушек их фетра, бисера и проволоки. Создание миниатюры по известным сказкам. Кукольный театр. Пальчиковый театр. Изготовление пальчиковых кукол их фетра. Постановка спектакля. Мягкие игрушки из подручных материалов. Использование помпонов, ваты, носков, пряжи, бумаги. Каркасная кукла. Изготовление проволочного каркаса. Способы изготовления простой одежды из салфеток, кружева, ткани, фетра, ваты, шерсти. Техника «Изонить». Подготовка шаблонов и эскизов. Технология выполнения работы. Работа «Цветы». Выбор готовых рисунков. Создание своих идей. Варианты применения данной техники в различных поделках. 4. Бусинка к бусинке. Теория. История появления первых украшений. Виды аксессуаров. Современная мода. Знакомство с материалами и инструментами. Технология изготовления бижутерии. Новые термины. Рассмотрение готовых работ. Практика. Работа с инструментами. Учимся работать с проволокой, струной, леской и резинкой. Использование фурнитуры в украшениях. Идеи замены покупной фурнитуры из подручных материалов Серьги подвески. Браслет из подвесок. Бусы и браслет на ювелирной струне. Способы крепления тросика. Варианты готовых украшений. Браслет «Шамбала». Браслет на резинке. Проволока с эффектом памяти, варианты ее использования. . Бусины своими руками из бумаги и картона. Использование глины для создания украшений. Аксессуары для праздничного выхода. Веер из палочек и кружева, раскладной. Шляпка-ободок. Украшения для волос из лент. Бантики разными способами. Знакомство с техникой «Канзаши». Способы крепления бантов к заколочкам. Банты по шаблонам. Бисероплетение. Техника «Монастырское плетение». Техника «Ажурное плетение». Техника «Мозаичное плетение». Техника «Кирпичное плетение». Техника «Ндебеле». Использование в работе ткацкого станка, плетение полотна из бисера. Технология плетения браслетов различными способами и их комбинирование. Крепление замочка. 5. Картонный мир. Теория. Повторения пройденного материала 1 года обучения. Необходимые материалы и инструменты. Правила работы с картоном. Рассмотрение готовых поделок из картона. Технология изготовления. Практика. 12 Бумагопластика. Техника «Папертоль». Технология изготовления объемных картин. Порядок работы. Подготовка необходимых материалов и инструментов. Рисование и вырезание шаблонов. Создание картины. Способы оформления рамки. Техника «Бумажный туннель». Технология изготовления разных видов туннеля, от простого к сложному. Подготовка материалов. Изготовление работы по выбранной теме. Туннель-куб. Туннель-рамка прямоугольная. Открытки в технике «pop-up». Приемы создания объемных элементов. Раздвижная открытка с окошком. Открытка-слайдер. Открытка раскладной горшочек в конверте. Открытка «Домик». Открытка «Клумба с цветами». Шейкеры. Технология изготовления. Коробочка «Пирамидка» с шейкером. Открытка с шейкером. Открытка стойка с прозрачным окошком. Коробочка для шоколадки с прозрачным окошком. Свободная тема. Планируемые результаты после 2 года обучения Предметные: • овладение навыками работы с новыми материалами и инструментами (плоскогубцы, круглогубцы, кусачки); • овладение технологией изготовления бумажных работ из модулей; • овладение технологией создания украшений; • овладение технологией создания объемных работ из картона; • улучшение координации движений, укрепление мелкой моторики пальцев рук; • улучшение внимания, памяти, воображения. Метапредметные: • сформированность умений планировать работу по реализации замысла, предвидение результата; • умение работать усидчиво и аккуратно; • развитие конструктивного мышления и сообразительности; • умение экономно и разумно использовать материалы; • сформированность образного мышления, творческого воображения. Личностные: • формирование уважительного отношения к иному мнению; • развитие самоанализа и умения оценить чужие успехи; • формирование настойчивости в достижении цели; • развитие эстетического восприятия мира, чувства гармонии, цвета и формы; • привитие желания делать приятное друг другу, родным. 13 3 ГОД ОБУЧЕНИЯ – БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ - Цель третьего года обучения: развивать умение находить в окружающем мире вдохновляющие узоры и формы. выявить особо одаренных и талантливых детей, раскрыть их творческие способности и возможности в реализации собственных идей. Задачи: продолжать формировать углубленные теоретические знания,умения,навыки по видам и жанрам декоративно-прикладного творчества. способствовать формированию умения свободно владеть средствами композиционной выразительности, различным приемами формообразования. способствовать развитию образного, пространственного представления и воображения. продолжить формировать навыки коллективной деятельности и общения. Учебный (тематический) план Количество часов Всего Теория Практика № Название темы, раздела 1 Вводное занятие. 3 2 1 2 Цветочный рай 39 6 33 3 Причудливые узоры 54 6 48 4 Рисуем с удовольствием 66 6 60 5 Скрап-искусство 54 6 48 Итого часов 216 26 190 Формы аттестации/ контроля Беседа Анкетирование Выполнение творческих заданий. Выставка Выполнение творческих заданий. Выставка Выполнение творческих заданий. Выставка Выполнение творческих заданий. Выставка Содержание учебного (тематического) плана 1. Вводное занятие. Теория. Встреча с воспитанниками после летних каникул. Знакомство с новыми ребятами. Обсуждение плана работы на год. Расписание занятий. Организационные вопросы. Правила техники безопасности и противопожарной защиты, санитарии и гигиены. Практика. Знакомство детей с новыми способами работы с бумагой. 2. Цветочный рай. Теория. Знакомство с понятием «Флористика». Обсуждение материалов и технологий изготовления цветов. История возникновения различных техник. Область применения готовых цветов. Примеры работ. Составление плана работы. Практика. 14 Цветы из гофрированной бумаги. Понятие «Свит-дизайн». Изготовление цветов: пион; роза; нарцисс; гиацинт; хризантема; гладиолус. Составление цветочных композиций. Подарочный букет из конфет. Примеры оформления букетов. Цветы из фоамирана. Работа с шаблонами. Технология изготовления. Съедобная флористика. Технология изготовления. Букеты из овощей и фруктов. Букеты из игрушек, полотенец и других предметов. Техника «Торцевание». Создание объемных картин из креповой бумаги. Работа с сухоцветами. Картины из сухих цветов. Закладки, рамки, странички ежедневника с использованием сухоцветов. «Топиарий» – дерево в горшочке. Технология изготовления деревьев из бисера и пайеток. 3. Причудливые узоры. Теория. Знакомство с историей создания первых вышивок. Типы вышивки. Примеры работ. Составление плана работы. Знакомство с историей появления техники «Макраме». Виды узлов, способы плетения. Примеры использования узелковой техники. Практика. Вышивка «Крестом». Выполнение работы «Знаки зодиака». Вышивка «Гладью». Выполнение работы «Ягодки». Вышивка декоративными стежками. «Гобеленовое ткачество». Выполнение подставки под горячее. «Ковровая техника». Создание мягкого коврика. Вышивка лентами. Создание эскиза. Перевод рисунка на ткань. Вышивка различными стежками. Техника «Макраме». Узелковая техника. Типы узлов. Область применения. Работа «Ловец снов». Плетение кашпо для горшка. Фенечки прямым и косым плетением. Кумихимо – круглые браслеты. Плетение браслетов из лент. 4. Рисуем с удовольствием. Теория. Знакомство с техниками рисования. Точечная роспись; Зендудл; Штампинг; акварельный скетчинг. Использование подручных материалов для создания рисунков. Примеры работ. Практика. Тренировочные задания на «раскрепощение» руки. Учимся не бояться начать рисовать. Как справиться с «белым» листом. Понятие скетчинг, акварельный скетчинг. Украшение страниц личного дневника. Открытка акварелью «Милый ежик». Работы в технике «Акварельный скетчинг». Живая и не живая природа. Натюрморт. Свободная тема. «Точечная роспись». Используемые материалы и инструменты. Создание узора на плоской поверхности и на рельефной. Создание раскрасок «Антистресс». Понятия: Дудлинг; зентангл; зендудл. Рисуем нитками, ватными палочками. Идеи использования отпечатков из бросового материала. Понятие «Штампинг». Витражная роспись. Знакомство с акриловыми и витражными контурами. Создание витража на свободную тему. «Батик» – рисуем по ткани. Используемые материалы и техники для создания рисунков на ткани. 5. Скрап-искусство. Теория. 15 История появления «Скрапбукинга». Способы оформления открыток. Идеи изготовления собственных украшений. Примеры оформления альбомов. Понятия используемые в работе. Практика. Подготовка материалов для изготовления открыток. Тычинки своими руками. Листья и цветы из бумаги. Украшения и декор с использованием фигурных дыроколов. Гербера, ромашка, роза, виола, подсолнух, фантазийные цветы. Бахрома из бумаги. Разработка эскиза будущего альбома. Выбор оформления страниц. Понятие «Скетчи для скрапа», расположение фотографий, тегов, ярлычков. Подготовка материалов для работы. Вырезание бумаги для страниц. Объемные и подвижные элементы pop-up. Конструкция «Водопад». Изготовление выдвижных тегов. Виды раскладушек. Раскрывающиеся элементы. Декоративные элементы в скрапбукинге своими руками. Создание обложки альбома. Сборка альбома. Технология изготовления мини-альбома из одного листа бумаги. Планируемые результаты после 3 года обучения Предметные: • овладение навыками работы с новыми материалами и инструментами; • овладение технологией изготовления цветов из бумаги; • овладение различными способами вышивки; • овладение технологией создания скрап-работ; • улучшение координации движений, укрепление мелкой моторики пальцев рук; • улучшение внимания, памяти, воображения. Метапредметные: • сформированность умений планировать работу по реализации замысла, предвидение результата; • умение работать усидчиво и аккуратно; • развитие конструктивного мышления и сообразительности; • умение экономно и разумно использовать материалы; • сформированность образного мышления, творческого воображения. Личностные: • формирование уважительного отношения к иному мнению; • развитие самоанализа и умения оценить чужие успехи; • формирование настойчивости в достижении цели; • развитие эстетического восприятия мира, чувства гармонии, цвета и формы; • привитие желания делать приятное друг другу, родным. 16 II. Комплекс организационно-педагогических условий КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Год Дата Дата Количе Количе Количе Продол Компле Проме Итогов Режим обуч начал оконч ство ство ство житель ктован жуточн ая занятий ения а ания учебны учебны учебны ность ие ая аттеста обуче обуче х х дней х канику групп аттеста ция ния ния недель часов л 15.09. 31.05. 36 144 с 01.01. 20.08. с 20.05. 2 по по по занятия 08.01. 14.09 31.05. по 2 1 72 ция зимние часа в 01.06. неделю по 19.08. летние 2 15.09. 31.05. 36 72 216 с 01.01. 20.08. с 20.05. 2 по по по занятия 08.01. 14.09 31.05. по 3 зимние часа в 01.06. неделю по 19.08. летние 3 15.09. 31.05. 36 72 216 с 01.01. 20.08. с 20.05. 2 по по по занятия 08.01. 14.09 31.05. по 3 зимние часа в 01.06. неделю по 19.08. летние 17 № Учебные недели 1 2 1 неделя 3 2 неделя 4 5 3 неделя 6 7 4 неделя 8 9 5 неделя Работа «Коврик». Бахрома для цветов. Творческая мастерская Бумажные идеи. Веер из гармошки. Объемная фигура «Дерево». Открытка «Букет Цветов». Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская Зонтик из кругов. 10 11 6 неделя 12 13 7 неделя 14 15 8 неделя Мини-альбом «Сердечки». Открытка-раскладушка. Конверт-оригами. Пакет из бумажных полос. Лотос из бумаги. Гирлянды. Елочкаоригами. Ниточки-иголочки. Знакомство с материалами и инструментами. 17 9 неделя 18 19 10 неделя 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Объяснение 2 Наблюдение Беседа 2 Наблюдение Объяснение 2 Наблюдение Знакомство с видами швов. Объяснение 2 Наблюдение Техника «Шитье». Шов «вперед иголка». Шов «обметочный косой». Творческая мастерская Творческая мастерская Виды тканей, их особенности. Приемы работы с иглой. Правила работы с шаблонами. 16 20 1. Календарный учебный график 1 года обучения Форма Количество Форма Наименование темы занятия часов контроля Беседа 2 Анкетирование Вводное занятие. Бумажное царство. Знакомство с Беседа 2 Наблюдение инструментами и материалами. Приемы работы с Объяснение 2 Наблюдение бумагой. Разлиновка листа. Творческая Нарезание бумажных 2 Наблюдение мастерская полос. Овощи из бумажных Творческая Творческая 2 полос. мастерская работа 2 2 Творческая работа Творческая работа 18 21 11 неделя Шов «обметочный петельный». 22 Шов «назад иголка». 23 Кукла «Зерновушка». 12 неделя 24 25 13 неделя Мягкая игрушка из двух деталей. Мягкая игрушка из двух деталей. 26 Игрушка «Тыква». 27 Гномик из ткани. 14 неделя Гномик из ткани. 28 29 15 неделя 30 31 16 неделя 32 33 17 неделя Игольницы по шаблонам. «Шляпка» «Пончик». Украшения из атласных лент. Игрушки из пряжи. Куколки. Птички из пряжи. 34 Куколки из тряпочек. Кукла «Ангел». 35 Кукла «Счастье». 18 неделя 36 37 19 неделя 38 Игрушка «Символ года». Бусинка к бусинке. Знакомство с инструментами и материалами. Приемы работы с проволокой. Работа с схемами. Паук из стекляруса. 39 20 неделя 40 41 21 неделя Бабочка и стрекоза из бисера. Объемное плетение. Скорпион из бисера. 42 Скорпион из бисера. 43 Дракончик из бисера. 22 неделя 44 Фламинго. Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская Объяснение Творческая мастерская Творческая мастерская Беседа Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Наблюдение Творческая работа Творческая работа Наблюдение Творческая работа Творческая работа Творческая работа Беседа 2 Наблюдение Объяснение 2 Наблюдение Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская 2 2 2 2 2 2 Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа 19 46 Бабочка ажурная большая. Творческая мастерская Творческая мастерская 47 Животные по схемам. Объяснение Золотая рыбка. 45 23 неделя 24 неделя 48 Животные по схемам. 49 Цветы из бисера. Колокольчик. 25 неделя Мак из бисера. 50 Лаванда из пайеток. 51 26 неделя 52 Украшения из бисера. Колечки и браслеты. Плетение «крестиком». 53 27 неделя 54 55 56 57 58 Крепление замочков на браслеты. Картонный мир. Инструменты и материалы. 28 неделя Технология изготовления коробочек. Коробочка по заданным размерам. 29 неделя Коробочка-оригами. Шкатулка из картона. 59 30 неделя 60 Коробочка «Вдохновение». 61 Разлиновка листа. 31 неделя Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Творческая работа Творческая работа Наблюдение Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Беседа 2 Наблюдение Объяснение 2 Наблюдение Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская 2 2 2 2 2 Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа 62 Коробочка «Magic box». 63 Открытка в технике «pop-up» «Тортик». Объяснение 2 Наблюдение 64 Открытка «Подарки». Творческая мастерская 2 Творческая работа 65 Коробочки по шаблонам. Шоколадница. Объяснение 2 Наблюдение Пирамидка. Творческая мастерская 2 Творческая работа Коробочка «Конфетка». Творческая мастерская 2 Творческая работа 32 неделя 33 неделя 66 67 34 неделя 2 20 68 Квадратная коробочка. 69 Коробочка «Елочка». 35 неделя 70 71 36 неделя Открытка «Волшебная» раздвижная. Открытка-стойка «Подсолнухи». Итоговое занятие 72 Итого № Учебные недели 1 2 1 неделя 3 2 неделя 4 5 3 неделя 6 7 4 неделя 8 9 5 неделя 10 11 6 неделя 12 13 7 неделя 14 15 8 неделя Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская 2 2 2 2 2 Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа 144 Календарный учебный график 2 года обучения Форма Количество Форма Наименование темы занятия часов контроля Беседа 3 Анкетирование Вводное занятие. Бумажное царство. Приемы работы с Беседа 3 Наблюдение бумагой. Творческая Творческая Техника «Оригами». 3 мастерская работа Фигурки животных из Творческая Творческая 3 бумаги. мастерская работа Творческая Творческая Техника «3-D стик-арт». 3 мастерская работа Творческая Творческая Техника «3-D стик-арт». 3 мастерская работа Подвижные игрушки из Творческая Творческая 3 бумаги. мастерская работа Подвижные игрушки из Творческая Творческая 3 бумаги. мастерская работа Творческая Творческая Звезда «Фрёбеля». 3 мастерская работа Бант «Бабочка» и Творческая Творческая «Звезда». Упаковка 3 мастерская работа подарков. Объемный декор из Творческая Творческая 3 бумаги для праздников. мастерская работа Шары из бумаги Творческая Творческая 3 «Кусудамы». мастерская работа Шары из бумаги Творческая Творческая 3 «Кусудамы». мастерская работа Шары из бумаги Творческая Творческая 3 «Кусудамы». мастерская работа Ниточки-иголочки. Приемы работы с Беседа 3 Наблюдение шаблонами, 21 16 17 18 19 20 21 22 материалами и инструментами. Способы изготовления игрушек. Виды театра. Повторение обметочного стежка. 9 неделя Изготовление маленьких игрушек из фетра. Изготовление маленьких игрушек из фетра. 10 неделя Изготовление маленьких игрушек из фетра. Пальчиковый театр. Игрушки на пальчики. 11 неделя Пальчиковый театр. Игрушки на пальчики. Постановка спектакля. 23 12 неделя 24 Постановка спектакля. 25 Мягкие игрушки из подручных материалов. 13 неделя Игрушки из носков. 26 Каркасная кукла. 27 14 неделя 30 Одежда для каркасной куклы. Техника «Изонить». Работа «Цветы». 15 неделя Самостоятельная работа. 31 Самостоятельная работа. 28 29 16 неделя 32 33 17 неделя 34 35 18 неделя 36 Бусы из подвесок. 37 19 неделя 38 39 Оформление в рамку готовой работы. Бусинка к бусинке. Материалы и инструменты. Работа с интрументами. Использование фурнитуры в украшениях. Серьги подвески. Браслет из подвесок. 20 неделя Браслет и бусы на струне. Бусы на струне. Варианты оформления. Объяснение 3 Наблюдение Объяснение 3 Наблюдение Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская Объяснение Творческая мастерская Творческая мастерская 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Наблюдение Творческая работа Творческая работа Беседа 3 Наблюдение Беседа 3 Наблюдение Творческая мастерская 3 Творческая работа Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская 3 3 3 3 Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа 22 40 Браслет «Шамбала». 41 Браслет на резинке. 21 неделя 42 43 22 неделя Проволока с эффектом памяти. Бусины своими руками из бумаги и картона. 44 Глина для украшений. 45 Аксессуары для праздничного выхода. 23 неделя 46 Веер. Шляпка-ободок. 47 Украшения для волос из лент. Бантики, разные способы. 24 неделя Бантики из фоамирана. 48 Техника «Канзаши». 49 25 неделя 50 Банты по шаблонам. 51 Бисероплетение. Монастырское плетение. 26 неделя 52 Ажурное плетение. 53 Кирпичное плетение. 27 неделя 54 55 28 неделя 56 57 29 неделя Ндебеле. Ткацкий станок. Картонный мир. Повторение приемов работы с картоном. Подготовка необходимых материалов, инструментов и шаблонов. Бумагопластика. Техника «Папертоль». 58 Техника «Папертоль». 59 Техника «Бумажный туннель». 30 неделя 60 Туннель-рамка. 61 Открытки в технике «pop-up». Открыткаслайдер. 31 неделя Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская Объяснение Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Наблюдение Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Беседа 3 Наблюдение Объяснение 3 Наблюдение Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская 3 3 3 3 3 Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа 23 62 Открытка горшочек в конверте. 63 Открытка «Домик» 32 неделя 64 65 33 неделя 66 Открытка «Клумба с цветами». Шейкеры. Технология изготовления. Коробочка «Пирамидка». Открытка с шейкером. 67 34 неделя 68 69 35 неделя 70 Открытка-стойка с прозрачным окошком. Коробочка для шоколадки с прозрачным окошком. Коробочка для шоколадки с прозрачным окошком. Свободная тема. 71 36 неделя 72 Итоговое занятие Итого Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская 3 3 3 3 3 Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая мастерская 3 Творческая работа Творческая мастерская 3 Творческая работа Творческая мастерская 3 Творческая работа Творческая мастерская 3 Творческая работа Творческая мастерская Творческая мастерская 3 3 Творческая работа Творческая работа 216 24 № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Календарный учебный график 3 года обучения Учебные Форма Количество Форма Наименование темы недели занятия часов контроля Беседа 3 Анкетирование Вводное занятие. Цветочный рай. 1 неделя Знакомство с Беседа 3 Наблюдение флористикой. Обсуждение плана Творческая Творческая работы. Технология 3 мастерская работа изготовления цветов. 2 неделя Свит-дизайн. Творческая Творческая Изготовление цветов. 3 мастерская работа Пион и роза. Нарцисс, гиацинт и Творческая Творческая 3 хризантема. мастерская работа 3 неделя Творческая Творческая Гладиолус из бумаги. 3 мастерская работа Творческая Творческая Цветочные композиции. 3 мастерская работа 4 неделя Примеры оформления Творческая Творческая 3 букетов. мастерская работа Творческая Творческая Цветы из фоамирана 3 мастерская работа 5 неделя Творческая Творческая Съедобная флористика. 3 мастерская работа Творческая Творческая Букеты из игрушек. 3 мастерская работа 6 неделя Творческая Творческая Техника «Торцевание». 3 мастерская работа Творческая Творческая Работа с сухоцветами. 3 мастерская работа 7 неделя Топиарий. Дерево в Творческая Творческая 3 горшочке. мастерская работа Причудливые узоры. Беседа 3 Наблюдение Знакомство с вышивкой. 8 неделя Макраме. Виды узлов, Объяснение 3 Наблюдение способы плетения. Вышивка «Крестом». Объяснение 3 Наблюдение 9 неделя Творческая Творческая Вышивка «Крестом». 3 мастерская работа Вышивка «Гладью». Объяснение 3 Наблюдение 10 неделя Творческая Творческая Вышивка «Гладью». 3 мастерская работа 21 11 неделя 22 23 12 неделя Вышивка декоративными стежками. Вышивка декоративными стежками. Гобеленовое ткачество. Объяснение 3 Наблюдение Творческая мастерская 3 Творческая работа Объяснение 3 Наблюдение 25 Гобеленовое ткачество. 24 Ковровая техника. 25 26 13 неделя Вышивка лентами. 27 28 14 неделя Вышивка лентами. Техника «Макраме». 29 30 Ковровая техника. 15 неделя 31 16 неделя 32 33 17 неделя 34 35 18 неделя 36 37 19 неделя Техника «Макраме». Фенечки прямым и косым плетением. Фенечки прямым и косым плетением. Рисуем с удовольствием. Знакомство с техниками рисования. Точечная роспись. Штампинг. Акварельный скетчинг. Тренировочные задания на «раскрепощение» руки. Понятие скетчинг. Открытка акварелью. Акварельный скетчинг. Живая природа. 38 Живая природа. 39 Неживая природа. 20 неделя 40 Неживая природа. 41 Натюрморт. 21 неделя 42 Самостоятельная работа. 43 Точечная роспись. 22 неделя Творческая мастерская Объяснение Творческая мастерская Объяснение Творческая мастерская Объяснение Творческая мастерская 3 3 3 3 3 3 3 Творческая работа Наблюдение Творческая работа Наблюдение Творческая работа Наблюдение Творческая работа Объяснение 3 Наблюдение Творческая мастерская 3 Творческая работа Беседа 3 Наблюдение Беседа 3 Наблюдение Творческая мастерская 3 Творческая работа Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская 3 3 3 3 3 3 3 3 Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа 44 Создание узора на плоской и рельефной поверхности. Творческая мастерская 3 Творческая работа 45 Создание раскрасок «Антистресс». Творческая мастерская 3 Творческая работа Понятия: дудлинг, зентангл, зендудл. Творческая мастерская 3 Творческая работа 23 неделя 46 26 47 24 неделя 48 49 25 неделя 50 51 26 неделя 52 53 27 неделя 54 55 28 неделя 56 57 29 неделя 58 59 30 неделя 60 61 31 неделя 62 63 32 неделя 64 65 33 неделя 66 Нетрадиционные техники рисования. Рисуем ватными палочками. Объяснение 3 Наблюдение Рисуем нитками. Творческая мастерская 3 Творческая работа Творческая мастерская 3 Творческая работа Творческая мастерская 3 Творческая работа Творческая мастерская 3 Творческая работа Штампинг. Знакомство с нетрадиционными техниками рисования. Использование штампов. Создание фонов. Витражная роспись. Знакомство с акриловыми красками. Создание витража по эскизу. Батик – рисуем по ткани. Батик – рисуем по ткани. Скрап-искусство. Знакомство с техникой скрапбукинг. Технология изготовления открыток. Подготовка материалов. Тычинки своими руками. Листья и цветы из бумаги. Украшения и декор с использованием фигурных дыроколов. Гербера, ромашка из бумаги Роза, виола, подсолнух из бумаги. Фантазийные цветы. Бахрома для цветов. Разработка эскиза фотоальбома. Понятие «Скетчи для скрапа». Подготовка материалов для работы. Объемные и подвижные элементы pop-up. Конструкция «водопад». Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская 3 3 3 Творческая работа Творческая работа Творческая работа Беседа 3 Наблюдение Объяснение 3 Наблюдение Творческая мастерская 3 Творческая работа Творческая мастерская 3 Творческая работа Творческая мастерская 3 Творческая работа Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская 3 3 3 3 3 3 3 Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа 27 67 34 неделя 68 69 35 неделя Декоративные элементы в скрапбукинге своими руками. Создание обложки альбом. Мини-альбом из одного листа бумаги. 70 Разлиновка листа. 71 Декор и оформление мини-альбома. 36 неделя 72 Итоговое занятие. Творческая мастерская 3 Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская Творческая мастерская 3 3 3 3 3 Итого Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа 216 2. Условия реализации программы 2.1. Материально-техническое обеспечение. № Оборудование 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 21 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 Учебный кабинет Доска школьная Бумага белая Бумага цветная Картон белый Картон цветной Атласные ленты Фетр листовой А4 Нитки мулине Иголки Бисер Бусины Леска Проволока Клей-карандаш Карандаш Линейка Фоамиран Ножницы Бульки Шило Мягкие коврики/губки Круглогубцы Кусачки Фигурные дыроколы Силиконовые штампы Клеевые термо-пистолеты Клеевые стержни Краски акриловые Единица измерения Количество на группу шт уп набор уп набор шт шт набор шт набор набор шт шт шт шт шт м шт шт шт шт шт шт шт шт шт шт шт 1 1 2 15 15 45 15 45 15 15 15 15 15 15 15 15 15 5 15 15 8 15 10 10 20 20 5 45 15 % использования в ходе реализации программы 100% 70% 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% 100% 80% 60% 100% 100% 100% 100% 100% 50% 50% 100% 100% 100% 100% 80% 28 33 34 35 36 37 Гофрированная бумага Природный материал Бросовый материал Пяльцы Станок для бисероплетения м короб короб шт шт 30 1 1 15 5 80% 80% 80% 100% 100% 2.2. Информационное обеспечение. 1. http://www.maam.ru/ 2. http://stranamasterov.ru/technics 2.3. Кадровое обеспечение. Требования к квалификации: Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы и курсы повышения квалификации по направлению деятельности. 2.4. Методические материалы. 1. методические разработки; 2. шаблоны и схемы; 3. литература по изучаемым темам; 4. примеры готовых работ. 3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Основными формами контроля является текущий и итоговый контроль. Текущий контроль осуществляется на каждом занятии методом наблюдения и коллективного анализа выполненных работ. Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы являются выставки и конкурсы различных уровней где могут быть представлены работы детей, выполненные на определенную тему. Также одной из форм подведения итогов является коллективная работа. Мониторинг результатов обучения объединения «Арт-вояж» 1 года обучения предполагает выполнение заданий-карточек (входной, промежуточный и итоговый). Мониторинг работы 2 года обучения предполагает проведение мастер-классов учащимися. Мониторинг работы 3 года обучения предполагает выполнение итоговой творческой работы в виде проекта с защитой в конце учебного года. 29 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Для педагогов. 1. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества: учебнометодическое пособие/Под ред. С.В. Астраханцевой. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 152с. 2. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 6 класса/Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2011. 3. Маракулина Я.Я. Детям об искусстве. Декоративно-прикладное искусство. Изд-во «Искусство 21 век», 2012. -98 с., ил. 4. Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. / Н. А. Горяева, О. В. Островская; под ред. Б. М. Неменского. — М., 2012. Горяева Н.А., Островская О.В. 5. Кошаев В.Б. Декоративно-прикладное искусство. Понятия. Этапы развития: -М., Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2014. -272 с. 6. Горячева И.А. Топиарии. Простые модели. – М.: АСТ-пресс, 2015. – 32с. 7. Ермолаева Н. В.: Эстетическое воспитание через декоративно-прикладное искусство. - М.: Изд-во «Детство-Пресс», 2012, 144 с. 8. Данилова Г. И. Искусство. Рабочая тетрадь. - М., «Дрофа», 2015, 64 с. 9. Маилян Л.Р. Справочник дизайнера декоративно-прикладного искусства. - М., Издво «Феникс», 2014. -220 с. 10. Ануфриева М.А. Большая энциклопедия рукоделия. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 895с. 11. Жемчугова П.П.: Декоративно-прикладное искусство. Иллюстрированный словарь школьника. -М: Литера, 2015, 128 с. 12. Белякова О.В. Большая книга поделок. – М.: АСТ: Астрель, 2011. – 222с. 13. Зайцева А.А. Техники работы с бумагой: большая энциклопедия. – М.: ЭКСМО, 2010. – 189с. 14. Власов В.Г. Основы теории и истории декоративно-прикладного искусства. Учебно-методическое пособие. – СпбГУ, 2012. – 156с. 15. Хитер Дж. Основы скрапбукинга. Техники, приемы, креативные идеи. – М.: Контэнт, 2015. – 64с. 16. Рэри Э. Скрапбукинг. Оригинальные проекты для всей семьи. – М.: Контэнт, 2013. – 80с. 17. Донна ДеАнджеллис Дикт. Цветы из бисера в вашем доме. – М.: Мартин, 2013. – 128 стр. 18. Зайцева А.А., Моисеева Е.А. Макраме. Самый полный и понятный самоучитель. – М.: Эксмо, 2014. – 96 стр. 19. Зайцева А.А. Декупаж: самый полный и понятный самоучитель. – М.: Эксмо, 2015. – 96 стр. 20. Корнилова В.В., Смирнова О.В. Мыло ручной работы. – М.: АСТ-пресс книга, 2016. 80 стр. 21. Хворостухина С.А. Рукоделие для девочек. – М.: РИПОЛклассик, 2011. – 132с. 30 Для обучающихся: 1. Ткаченко, Т.Б., Стародуб, К.И. Плетем цветы из бисера. – Ростов н/Д.: Феникс, 2016. – 62 стр. 2. Ткаченко, Т.Б., Стародуб, К.И. Сказочный мир бисера. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012. – 320 стр. 3. Божко, Л.А. Бисерное плетение. – М.: Астрель, АСТ, 2010. – 96 стр. 4. Афонькин, С.Ю., Афонькина Е.Ю. Волшебные шары кусудамы. – СПб.: Кристалл, 2010. – 160 стр. 5. Серова В.В., Серов В.Ю. Вырезаем снежинки. – М.: АСТ-пресс, 2014. – 80 стр. 6. Зайцева А.А., Моисеева Е.А. Макраме. Самый полный и понятный самоучитель. – М.: Эксмо, 2014. – 96 стр. 31 Приложения Оценочные материалы для 1 года обучения. Входной мониторинг знаний учащихся. Тестирование. Для изучения теоретических и практических знаний воспитанников. 1. Назовите геометрические фигуры. 2. Какие способы работы с бумагой вы знаете. 3. Какие техники рукоделия вы знаете. 4. Какие виды творчества вам нравятся. 5. Как вырезать квадрат из бумаги. Продемонстрируйте. 6. Умеете ли вы пользоваться иголкой. 7. Какие инструменты для творчества вы знаете, назовите. 8. Какие виды красок вы знаете. 9. Участвовали ли вы в каких-нибудь конкурсах. 10. Расскажите немного о себе. Промежуточный мониторинг результатов обучения после 1 полугодия. Тестирование. Для изучения теоретических и практических знаний воспитанников. 1. Сделайте 5 модулей из бумажных полосок в технике «Квиллинг». 2. Покажите один из способов складывания бумаги гармошкой. 3. Сделайте коробочку в технике оригами. 4. Какие виды швов вы знаете. 5. Продемонстрируйте обметочный стежок. Итоговый мониторинг результатов обучения объединения «Арт-вояж». Тестирование. Для изучения теоретических и практических знаний воспитанников. 1. Назовите техники плетения из бисера. 2. Продемонстрируйте способ плетения лапок животных. 3. Расскажите правила работы с проволокой. 4. Назовите этапы создания коробочек по шаблонам. 5. Выполните разлиновку листа по заданным размерам. Оценочные материалы для 2 года обучения. Входной мониторинг знаний учащихся. Тестирование. Для изучения теоретических и практических знаний воспитанников. 1. Назовите бумажные техники рукоделия. 2. Что такое квиллинг. 3. Какие базовые фигуры в оригами вы знаете. 4. Назовите виды ручных швов. 5. Какой наполнитель для игрушек используется. 6. Назовите способы плетения из бисера. 7. Какие способы изготовления коробочек вы знаете. 8. Назовите инструменты, которые используют для творчества, не менее 5. Промежуточный мониторинг результатов обучения после 1 полугодия. Тестирование. Для изучения теоретических и практических знаний воспитанников. 1. Назовите, какие новые бумажные техники вы узнали. 2. Какие виды театра бывают. 32 3. Какие куклы бывают. 4. Назовите все изученные виды ручных швов. 5. Расскажите о технике «Изонить». Итоговый мониторинг результатов обучения объединения «Арт-вояж». Тестирование. Для изучения теоретических и практических знаний воспитанников. 1. Назовите техники плетения из бисера. 2. Назовите виды фурнитуры для украшений, не менее 5. 3. Назовите узелковые техники. 4. Назовите этапы создания шейкера. 5. Расскажите о технике pop-up. Творческое задание для 2 года обучения. Примерные темы для проведения самостоятельных мастер-классов. 1. Открытка из бумаги. 2. Игрушка антистресс. 3. Мандала из ниток. 4. Ловец снов. 5. Снежинки из бумаги. 6. Игрушки из ниток. 7. Фигурка из бумаги. 8. Рисунок. 9. Подарок из полотенца. 10. Цветы из салфеток. 11. Цветок из бумаги. 12. Колечко из бисера. 13. Кукла из бумаги. 14. Граттаж. 15. Корзинка из мыла. Оценочные материалы для 3 года обучения. Входной мониторинг знаний учащихся. Тестирование. Для изучения теоретических и практических знаний воспитанников. 1. Какие виды бумаги вы знаете. Назовите способы работы с бумагой. 2. Назовите фигуры в оригами. 3. Назовите бумажные техники рукоделия. 4. Назовите инструменты для работы с бумагой и картоном. 5. Назовите техники плетения из бисера. 6. Назовите фурнитуру, используемую для создания украшений. 7. Назовите инструменты необходимые для создания украшений. 8. Что такое «Изонить» и «Макраме». 9. Что такое «pop-up». 10. Назовите виды ручных швов. Промежуточный мониторинг результатов обучения после 1 полугодия. Тестирование. Для изучения теоретических и практических знаний воспитанников. 1. Расскажите технологию изготовления цветов из гофрированной бумаги. 2. Что такое «торцевание» и «топиарий». 3. Назовите виды вышивки. 4. Что такое «Ловец снов» 33 5. Какие способы плетения фенечек вы помните. Итоговый мониторинг результатов обучения объединения «Арт-вояж». Тестирование. Для изучения теоретических и практических знаний воспитанников. 1. Что такое скетчинг. 2. Технология точечной росписи 3. Правила работы со штампами. 4. Какие нетрадиционные техники рисования вы знаете. 5. Расскажите технологию создания фотоальбома. Творческое задание для 3 года обучения. Примерные темы для итогового творческого проекта. 1. Витраж. 2. Батик. 3. Граттаж. 4. Ковроткачество. 5. Правополушарное рисование. 6. Мягкая игрушка. 7. Дизайн личного дневника. 8. Скетчи в скрапбукинге. 9. Флористика. 10. Декупаж. 11. Пейп-арт. 12. Папертоль. 13. Игрушки из нетрадиционных материалов. 14. Картонаж. 15. Ганутель. 34 Карта изучения уровня освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Степень выраженности оцениваемого критерия Показатели Низкий (Н) – 1-2 балла (оцениваемые Критерии Средний (С) – 3 баллов параметры) Высокий (В) – 4-5 баллов (Н) низкий уровень (владеет не всеми теоретическими знаниями, 1. Владение знает не все термины); теоретическими знаниями, (С) средний уровень (владеет всеми теоретическими знаниями, знает все осмысление и правильность термины, но не применяет их); использования (В) высокий уровень (владеет всеми теоретическими знаниями, знает все терминологии термины и умеет их применить в полном объеме). Предметная составляющая (Н) низкий уровень (затрудняется в применении своих знаний на практике, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); 2.Применение полученных (С) средний уровень (применяет все свои знания на практике, но нуждается в знаний на практике постоянном контроле педагога); (В) высокий уровень (без затруднений применяется все свои знания на практике). (Н) низкий уровень (испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием и материалами); 1. Владение и правильность использования (С) средний уровень (испытывает затруднения, но спокойно работает с специального оборудования оборудованием и материалами с помощью педагога); и материалов (В) высокий уровень (работает с оборудованием и материалами самостоятельно, не испытывает трудностей). (Н) низкий уровень (испытывает серьезные затруднения при работе со Деятельностная схемами, шаблонами); составляющая 2.Владение и правильность (С) средний уровень (испытывает затруднения, но спокойно работает со использования схем, схемами и шаблонами с помощью педагога); шаблонов. (В) высокий уровень (работает со схемами и шаблонами самостоятельно, не испытывает трудностей). 3.Проявление аккуратности (Н) низкий уровень (безответственное выполнение работ, аккуратно и ответственности при выполняет работы только с помощью педагога); выполнении работ 4.Применение элементов творчества, креативности при выполнении работ 1.Проявление самостоятельности при выполнении работ Личностнокоммуникативная составляющая 2. Проявление терпения при выполнении объемных работ, способности активно побуждать себя к действиям 3. Проявление сотрудничества при работе в группе (С) средний уровень (подходит к выполнению работ очень ответственно, но требуется чуткий контроль педагога для выполнения аккуратных работ); (В) высокий уровень (подходит к выполнению работ очень ответственно, аккуратно выполняет все работы самостоятельно). (Н) низкий уровень (выполняет лишь простейшие практические задания); (С) средний уровень (выполняет в основном задания на основе образца); (В) высокий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества). (Н) низкий уровень (испытывает затруднения, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); (С) средний уровень (не испытывает затруднений, но нуждается в постоянном контроле педагога); (В) высокий уровень (все делает самостоятельно). (Н) низкий уровень (терпения хватает на менее чем ½ выполняемой работы, педагогу постоянно приходится побуждать, мотивировать к действиям); (С) средний уровень (терпения хватает на более чем ½ выполняемой работы, педагог в некоторых случаях побуждает к действиям); (В) высокий уровень (терпения хватает на выполнение всей работы). (Н) низкий уровень (проявляет не желание сотрудничать, сотрудничает по принуждению педагога); (С) средний уровень (проявляет желание сотрудничать, участвует в работе); (В) высокий уровень (проявляет активное сотрудничество, проявляет инициативу при выполнении работ). 36