Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества Программа рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании Методического совета МБУ ДО - ЦДТ протокол от 19.08.2024 №2 УТВЕРЖДАЮ ___________________/Т.Г. Хисамова Директор МБУ ДО - ЦДТ приказ от 19.08.2024 №51-ДООП Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Изостудия «Рисовашка.SUPER» Уровень Базовый Возраст обучающихся 7-10 лет Срок реализации 2 месяца Автор-разработчик: Махнева Ольга Владимировна педагог дополнительного образования Екатеринбург, 2024 1 I. 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. II. 2.1. 2.2. 2.3. Содержание Комплекс основных характеристик Пояснительная записка Цель и задачи программы Содержание программы Планируемые результаты программы Комплекс организационно-педагогических условий Календарно-учебный график Условия реализации программы Форма аттестации и контроля 3 3 5 5 8 10 10 10 11 Список литературы 13 Приложения 15 2 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК 1.1. Пояснительная записка Направленность программы: художественная. Актуальность общеразвивающей программы состоит в том, что содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество. Содержание программы расширяет представления обучающихся о видах изобразительного искусства, стилях, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса. Актуальность данной программы обусловлена так же ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при выполнении творческих работ, участвовать в изготовлении рисунков, открыток. Предлагаемые занятия основной упор делают на изучение цветовой гаммы, подбор цветовых оттенков при выполнении работ. Таким образом, программа соответствует социально-экономическим потребностям нашего региона и города, социальному заказу на образовательные услуги, поскольку отражает потребности и индивидуальные особенности потенциальных обучающихся, ожидания родителей, требования и ожидания образовательных учреждений профессионального образования, требования социума, общественности, государства. Отличительные особенности общеразвивающей программы заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у обучающихся развивается творческое начало. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности изостудия «Рисовашка» разработана на основе нормативно-правовой документации: Программа разработана на основе нормативно-правовой документации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в действующей редакции. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (в редакции 2013 г.). Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р). Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам". 3 Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». Адресат Программа разработана для обучающихся 7-10 лет. Группы формируются по возрасту 7-8 лет, 9-10 лет. Группы формируются от 10 до 17 человек. Возрастные особенности детей, участвующих в реализации программы. Дети возраста 7-10 лет отличаются большой жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности. Эмоции занимают важное место в психике этого возраста, им подчинено поведение ребят. В этом возрасте происходит настоящий сдвиг в интеллектуальном развитии ребенка. Происходит развитие осознанности и произвольности всех психических процессов (восприятие, мышление, память, внимание, воображение). Ребенок различает и называет цвета, формы предметов, правильно соотносит их по величине, понимает их положение в пространстве. На протяжении всего обучения восприятие становится произвольным. Произвольное внимание удерживается и развивается при помощи использования педагогом словесных инструкций на занятии, приемов планирования деятельности, игровых элементов и частой сменой форм деятельности. Наряду с наглядно-образным активно формируется словесно-логическое мышление, основу которого составляет оперирование понятиями. Хорошо развито воображение и фантазия. Ребенок может представить определенную ситуацию, образ, предмет. Режим занятий Продолжительность одного академического часа- 30 минут. Перерыв между учебными занятиями -10 минут. Длительность одного занятия: 2 академических часа. Периодичность занятий в неделю: 2 раза. Объем программы: 32 часа. Программа базового уровня. Предполагает использование и реализацию форм организации материала, которые допускают которые требует начальных навыков рисования. Формы обучения и виды занятий Форма обучения: очная, возможна в дистанционной. Виды занятий: комбинированное занятие, практическое занятие, тематическое занятие, творческое занятие, мастер – класс. На занятиях предусмотрен индивидуальный подход к каждому ребенку. Формы подведения итогов реализации программы: наблюдение, анализ выполненных работ, выставки и др. 4 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы Цель - развитие визуально-пространственного мышления обучающихся, постижение детьми возможностей различных художественных материалов, дающие возможность самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Задачи обучения: Обучающие: обучать схематическому рисованию; познакомить с формообразованием; изучать пропорции животных и человека; обучать основам перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения; обучать грамотно строить композицию с выделением композиционного центра; обучать обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства; Развивающие: развивать чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения; развивать колористическое видение; развивать коммуникативные качества; развивать мелкую моторику рук и координацию движений; Воспитательные: воспитывать усидчивость, аккуратность, внимание; сформировать интерес к созданию чего-то нового. совершенствовать умения детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно и эмоционально значимо; сформировать потребность в работе в команде. 1.3. Содержание общеразвивающей программы Сводный учебный план программы № п/п 1 2 3 4 5 6 7 Наименование раздела, темы Количество часов Вводное занятие Графика Акварель Гуашь Масленая живопись Скульптура Итоговое занятие Итого часов 2 4 4 4 8 8 2 32 Учебный (тематический) план №/п 1. Наименование раздела, темы Вводное занятие Количество часов Всего Теория Практ ика 2 1 1 5 Формы аттестации контроля Беседа 2. 2.1. Графика Художники – графики Современное искусство 4 4 2 2 2 2 3. 3.1. Акварель Художники- акварелисты Современное искусство Гуашь 4 4 2 2 2 2 4 2 2 Художники, рисующие гуашью Современное искусство Масляная живопись Художники-живописцы Современное искусство Техники масляной живописи Скульптура Художники-скульпторы Современное искусство Скульптурные техники 4 2 2 8 4 4 2 4 2 4 2 2 8 4 4 2 4 2 4 2 2 Итоговое занятие Итого часов 2 32 1 16 1 16 4. 4.1 5. 5.1 5.2 6. 6.1 6.2 7. Практическое задание Наблюдение Анализ выполненных работ Практическое задание Наблюдение Анализ выполненных работ Содержание учебного (тематического) плана 1.Введение в программу. Теория. Краткая характеристика содержания курса. Цели, задачи, методы обучения. Содержание программы. Материальное обеспечение. Правила поведения и безопасности труда. Практика. Опрос, мониторинг. 2. Графика 2.1 Художники- Графики Современное искусство Теория. Знакомство с художниками – графиками, рисования различными . Практика. Отработка техник рисования графики на практике. 3. Акварель 3.1 Художники- акварелисты Современное искусство Теория. Знакомство с художниками- акварелистами Практика. Отработка техник рисования акварелью на практике. 4. Гуашь 4.1 Художники, рисующие гуашью. Современное искусство Теория. Знакомство с художниками, использующие гуашь в живописи Практика. Отработка техник рисования гуашью на практике. 5. Масляная живопись 5.1 Художники-живописцы. Современное искусство Теория. Знакомство с техникой рисования. Художниками- живописцами. Практика. Отработка техник рисования масляной живописи 6 5.2 Техники масляной живописи. Современное искусство Теория. Знакомство с техникой рисования масляной живописи Практика. Отработка техник рисования масляной живописи 6. Скульптура 6.1 Художники-скульпторы. Современное искусство Теория. Знакомство с техникой рисования. Художниками-скульпторами Практика. Отработка техник скульптурных 6.2 Скульптурные техники Теория. Знакомство со скульптурными техниками Практика. Отработка техник рисования масляной живописи 7. Итоговое занятие 1.4.Планируемые результаты программы Предметные: владеют схематическим рисованием; знают формообразование; знают пропорции животных и человека; знают основы перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения; умеют грамотно строить композицию с выделением композиционного центра; умеют обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства; Метапредметные: развито внимание, память, фантазия, воображения; развито колористическое видение; развиты коммуникативные качества; развита мелкая моторика рук и координация движений. Личностные: сформирована усидчивость, аккуратность, внимание; сформирован интерес к созданию чего-то нового; умеют изображать доступными средствами выразительности то, что интересно и эмоционально значимо; умеют работать в команде. 7 II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧЛОВИЙ 2.1.Календарный учебный график Год обучения 2 Дата начала обучения 06.11.24 Дата Количество Количество Количество окончания учебных учебных учебных обучения недель дней часов 31.12.24 8 16 32 Режим занятий 2 занятия по 2 часа в неделю 2.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение № Оборудование 1 Учебный кабинет, с типовой мебелью Акварельные карандаши 2 3 4 5 6 7 8 Акварельные краски Пастель Гуашь Кисти Скульптурный пластилин Маслянные краски Единица измерения Количество Количество на одного на группу обучающегося 1 % использования в ходе реализации программы 100% набор 1 50% набор 1 50% набор набор набор 1 1 1 1 30% 50% 50% 100% набор 1 50% Информационное обеспечение USB накопители с мультимедиа информацией: https://www.youtube.com/watch?time_continue=373&v=V8HsQ74Aho&feature=emb_title https://www.youtube.com/watch?time_continue=6&v=O67TfTKKb5o&feature=emb_titl e https://www.youtube.com/watch?v=UMx2usw9hec https://www.youtube.com/watch?v=XRqGX6ML8v4 https://www.youtube.com/watch?time_continue=414&v=Mv15e2Wn4M0&feature=emb _title https://www.youtube.com/watch?time_continue=674&v=BEtNvLttwc&feature=emb_title 8 Кадровое обеспечение. Требования к квалификации: Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы и курсы повышения квалификации по направлению деятельности. Методические материалы Разработки: теоретических и практических занятий, открытых тематических сценариев. Выставочные работы. Учебно-методический материал по изобразительному искусству. Наглядные пособия. Книги, обеспечивающие иллюстрационный материал. 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) занятий, Методы, используемые на занятиях: Информативно-рецептивный включает следующие приемы: Рассматривание; Наблюдение; Экскурсия; Образец педагога; Показ педагога Словесный метод включает в себя: Беседу; Рассказ, искусствоведческий рассказ; Использование образцов педагога; Художественное слово Наглядный метод включает в себя: Использование натуры (предмет или явление); Репродукции картин, образца и других наглядных пособий, отдельных предметов; Показ воспитателя приёмов изображения Практический метод Репродуктивный метод включает в себя: Прием повтора; Работа на черновиках; Эвристический метод Исследовательский метод. 2.3.Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Основной формой контроля является педагогическое оценивание. 9 Способы проверки результатов освоения программы: В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов: текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся); промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие); итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения). Выявление достигнутых результатов осуществляется: через механизм устного опроса; через отчётные просмотры законченных работ. Первый этап, входной мониторинг, проходит в начале учебного года: на протяжении первых недель проводится опрос обучающихся, в котором теоретически и практически выявляются все компетенции, которыми владели дети до начала занятий в объединении. Текущий контроль осуществляется на каждом занятии методом наблюдения и коллективного анализа выполненных работ. Они организуются по окончании изучения какой-либо темы, либо ряда тем через определенный промежуток времени (месяц, полугодие). Третьим этапом являются подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы являются выставки и конкурсы различных уровней (межрегиональные, городские, районные), где могут быть представлены работы детей, выполненные на определенную тему (в наиболее выразительном материале), в которой ребенок осознанно выражает собственное образное восприятие мира и обозначенной проблематики. Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога. Оценочные материалы к приведены в приложении программе. 10 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Нормативные документы: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в действующей редакции. 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (в редакции 2013 г.). 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р). 4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р). 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 6. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об Утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 7. Приказ Министерства труда и социализации защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам". 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». 10. Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ). 12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК -641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»). 13. Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 14. Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461 ПП «О региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской области». 15. Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» № 136-д от 26.02.2021 16. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области №219-д от 04.03.2022 «О внесении в методические рекомендации «Разработка 11 дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 №934-д. 17. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области № 195 Д от 22.02.2022 о проведении независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ 18. Постановление Администрации города Екатеринбурга № 3440 от 11.11.2022 г. «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в муниципальном образовании «город Екатеринбург». Список литературы для педагога: 1. Косминская В.Б., Халезова Н.Б Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. Практикум. Учебное пособие для студентов и педагогов. – М.: Просвещение, 1981. 2. Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1984. 3. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности: Программа, конспекты: Пособие для педагогов школ. – М.: Владос, 2003. 4. Джек Хамм. Как рисовать голову и фигуру человека. Ил. - Серия «Школа рисования» Минск: Попурри, 2013. – 128 с. 5. Джек Хамм. Как рисовать животных. Ил. - Серия «Школа рисования» Минск: Попурри, 2013. – 128 с. Литература для обучающихся и родителей: 1. Бетти Э. Открой в себе художника. – Минск: Попурри, 2000. 2. Бусеева-Давыдова И.Л. Игрушки Крутца. - М: Детская литература, 1991. 3. Кастерман Ж. «Живопись: рисуй и самовыражайся» 2002 г. 4. Конева Г.М. «Бумага: играем, вырезаем, клеим». 2001 г 5. Мелик-Пашаев А.А. Художник в каждом ребёнке. – М., 2008. 6. Шпикалова Т.Я. «Изобразительное искусство», Москва «Просвещение», 2000 г. 12 Приложение 1 Диагностическая карта выявления компетенций по теме «Человек» Форма – наблюдение, рисунок Критерии. 0- 2 - ниже среднего уровень; 3-средний уровень; 4-5 выше среднего уровень. № п/ п Ф.И. ребен ка ТЕОРИЯ Знание последовательн ости рисования человека ПРАКТИКА Знание алгоритм а построен ия работы Умение нарисова ть человека ОБЩЕУЧЕБНЫЕ Соблюден Доведен ие правил ие построени работы я рисунка до конца Умение организов ать рабочее место Приложение 2 Диагностическая карта выявления компетенций по теме «Растительный и животный мир» Форма – наблюдение, рисунок Критерии. 0- 2 - ниже среднего уровень; 3-средний уровень; 4-5 выше среднего уровень. № п/ п Ф.И. ребен ка ТЕОРИЯ Знание последовательн ости рисования растений и животных ПРАКТИКА Знание алгоритм а построен ия работы Умение выполни ть рисунок растения и животно го 13 Соблюден ие правил построен ия рисунка ОБЩЕУЧЕБНЫЕ Доведен ие работы до конца Умение организов ать рабочее место Приложение 3 Диагностическая карта выявления компетенций по теме «Декоративно-прикладное творчество» Форма – наблюдение, рисунок Критерии. 0- 2 - ниже среднего уровень; 3-средний уровень; 4-5 выше среднего уровень. № п/ п Ф.И. ребенк а ТЕОРИЯ ПРАКТИКА ОБЩЕУЧЕБНЫЕ Знани е техни к работ ы ДПИ Соблюден Умение работы с ие техники разнообразие работы м материалов ДПИ Доведен ие работы до конца Знание алгоритма работы с различным и материала ми ДПИ Умение организова ть рабочее место Приложение 4 Диагностическая карта выявления компетенций по теме «Художники и музеи» Форма – наблюдение, рисунок Критерии. 0- 2 - ниже среднего уровень; 3-средний уровень; 4-5 выше среднего уровень. № Ф.И. п/п ребенка ТЕОРИЯ Знание наиболее известных Музеев нашей страны и зарубежья ПРАКТИКА Знание наиболее известных художников России и Зарубежья Умение рассказать о художнике 14 ОБЩЕУЧЕБНЫЕ Умение рассказать Музее России - Приложение 5 Диагностическая карта выявления компетенций по теме «Дизайн» Форма – наблюдение, рисунок Критерии. 0- 2 - ниже среднего уровень; 3-средний уровень; 4-5 выше среднего уровень. № п/ п Ф.И. ребенк а ТЕОРИЯ Знание о искусств е дизайнер а ПРАКТИКА Знание об алгоритм а работы дизайнер а ОБЩЕУЧЕБНЫЕ Соблюдени Доведени Умение применят е техники е работы дизайна ь до конца некоторы е техники дизайна 15 Умение организоват ь рабочее место