ДООП Изостудия Волшебная кистьSTART

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества

Программа рассмотрена и рекомендована
к утверждению на заседании
Методического совета МБУ ДО - ЦДТ
протокол от 19.08.2024 №2

УТВЕРЖДАЮ
___________________/Т.Г. Хисамова
Директор МБУ ДО - ЦДТ
приказ от 19.08.2024 №51-ДООП

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
Изостудия «Волшебная кисть. START»
Возраст обучающихся
Срок реализации
Количество часов

7-9 лет
15,5 недель
62 часа
Автор-разработчик:
Неуймина Ольга Юрьевна
Яминева Резеда Наиловна
Махнева Ольга Владимировна
педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2024 г.

Содержание
I.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
II.
2.2.
2.3.

Комплекс основных характеристик
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Планируемые результаты программы
Учебный план программы
Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Форма аттестации и контроля
Список литературы
Приложения

РАЗДЕЛ I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы: художественная.
Программа разработана на основе нормативно-правовой документации:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» в действующей редакции.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам".
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации (в редакции 2013 г.).
Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2
Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»;
Федеральный закон от 13.07.2020 № 189 ФЗ «О государственном (муниципальном)
социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной
сфере»;
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом.
Устав МБУ ДО-ЦДТ.
Занятия в объединении способствуют разностороннему и гармоническому развитию
личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового,
нравственного и эстетического воспитания.
Актуальность общеразвивающей программы: состоит в том, что содержание
программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение
обучающихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение
опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления обучающихся о видах
изобразительного искусства, стилях, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса.
Актуальность данной программы обусловлена так же ее практической значимостью.
Дети могут применить полученные знания и практический опыт при выполнении
творческих работ, участвовать в изготовлении рисунков, открыток. Предлагаемые занятия
основной упор делают на изучение цветовой гаммы, подбор цветовых оттенков при
выполнении работ.
Целевая группа:

Программа разработана для обучающихся 7-9 лет. Группы формируются по возрасту:
от 7 до 9 лет. Численный состав обучающихся в группе не должно быть менее 8 человек и
не должен превышать 17 человек.
В возрасте 7-9 лет происходит настоящий сдвиг в интеллектуальном развитии
ребенка. Происходит развитие осознанности и произвольности всех психических процессов
(восприятие, мышление, память, внимание, воображение).
Ребенок различает и называет цвета, формы предметов, правильно соотносит их по
величине, понимает их положение в пространстве. На протяжении всего обучения
восприятие становится произвольным. Произвольное внимание удерживается и
развивается при помощи использования педагогом словесных инструкций на занятии,
приемов планирования деятельности, игровых элементов и частой сменой форм
деятельности. Наряду с наглядно-образным активно формируется словесно-логическое
мышление, основу которого составляет оперирование понятиями.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа: 40 минут
Перерыв между учебными занятиями -10 минут.
Длительность одного занятия: 2 академических часа.
Периодичность занятий в неделю: 2 раза.
Срок реализации программы: 15,5 недель
Объем программы: 62 часов. Стартовый уровень. Предполагает использование и
реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную
сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
Особенности реализации программы: программа может реализовываться в
дистанционной форме обучения.
Формы обучения: очная.
Перечень видов занятий:
Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это
индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в
коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм
организации на занятиях. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы
(постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К
самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого
блока, полугодия и года.
Основной формой организации процесса обучения является групповое
комбинированное занятие, включающее в себя предъявление нового материала в виде
беседы и демонстрации иллюстративного материала с последующей отработкой умений и
навыков на практике, выполнение самостоятельной творческой работы. Важным элементом
каждого занятия является обсуждение, рефлексия.
Другими видами занятий, используемыми при обучении по программе, являются
следующие: беседа, практическое занятие, тематическое занятие, творческое занятие,
мастер – класс.
Формы подведения итогов реализации программы: наблюдение, анализ
выполненных работ, выставка и др.
Воспитательная работа.
Воспитательная работа с обучающимися проводится в соответствии с рабочей
программой воспитания МБУ ДО-ЦДТ, ее ежегодного плана.
Цель программы воспитания: развитие и социализация в соответствии с принятыми
социокультурными правилами и нормами, как основы воспитанности обучающихся.
Задачи программы воспитания:

 развивать морально-нравственные качества обучающихся: честность; доброту;
совесть; ответственность, чувства долга;
 развивать
волевые
качества
обучающихся:
самостоятельность;
дисциплинированность;
инициативность;
принципиальность, самоотверженность,
организованность;
 воспитывать стремления к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию;
 приобщать обучающихся к экологической и социальной культуре, здоровому образу
жизни, рациональному и гуманному мировоззрению;
 формировать нравственное отношения к человеку, труду и природе;
Планируемые результаты воспитания:
 развиты морально-нравственные качества обучающихся: честность; доброта;
совесть; ответственность, чувство долга;
 развиты
волевые
качества
обучающихся:
самостоятельность;
дисциплинированность;
инициативность;
принципиальность, самоотверженность,
организованность;
 развито стремления к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию;
 сформирован интерес обучающихся к экологической и социальной культуре,
здоровому образу жизни, рациональному и гуманному мировоззрению;
 сформировано нравственное отношения к человеку, труду и природе.
Формы проведения воспитательных мероприятий: беседа, викторина, встреча с
интересными людьми, дискуссия, тренинг, посещение театра, организация конференции,
экскурсия, олимпиада, смотр, конкурс и др.
Методы воспитательного воздействия: убеждение, внушение, заражение «личным
примером» и подражание, упражнения и приучение, обучение, стимулирование (методы
поощрения и наказания, соревнование), контроль и оценка и др.
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Цель: освоение основных художественных техник: простыми и цветными
карандашами, фломастерами, акварелью и гуашью, тушью, углем, восковой и сухой
пастелью.
Задачи:
Обучающие:

знакомить с богатством цветовой палитры, с общими закономерностями цветовых
сочетаний;

знакомить с художественными техниками: простыми и цветными карандашами,
фломастерами, акварелью и гуашью, тушью, углем, восковой и сухой пастелью;
Воспитательные:

формировать устойчивый интерес к художественной деятельности;

воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность;
Развивающие:

развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное
воображение, творческое мышление.
1.2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ
Предметные:

знакомы с богатством цветовой палитры, с общими закономерностями цветовых
сочетаний;

знакомы с художественными техниками: простыми и цветными карандашами,
фломастерами, акварелью и гуашью, тушью, углем, восковой и сухой пастелью;
Личностные:

сформирован устойчивый интерес к художественной деятельности;


сформировано внимание, аккуратность, целеустремленность;
Развивающие:

развит художественный вкус, фантазия, изобретательность, пространственное
воображение, творческое мышление.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
№

Наименование раздела,
темы

1
2

Введение
Простой карандаш
картинах художников
Штриховка и тушовка
Рисуем ластиком
Кудрявая линия
Колючая линия
Избушка: линия штрихиголка
Цветные карандаши в
картинах художников
Радужные переходы
Птица: Цветовой мягкий
переход одного цвета в
другой

2.1.
2.2.
2.2.
2.3.
2.4.
3
3.1.
3.2.

3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
3.7.
3.8.
4
4.1.
4.2
4.3.
4.4.
5
5.1.
5.2.
5.3
5.4.
5.5.
6
6.1.
6.2.
6.3.
6.4.

Количество часов
Форма
Всего Теория Практика аттестации/контроля
Опрос
2
1
1
в
10
5
5

Ветка: передача объема
Шаблон
Волшебная бумага
Пушистые штрихи
Кольцевые штрихи
Линейная перспектива
Фломастеры в картинах
художников
Короткий штрих
Точечный штрих
Абстрактная картина
Линейная роспись
Тушь, перо в картинах
художников
Черное и белое
Перемена цвета
Сырой туши
Тушь по мокрому
Цветная тушь
Гуашь в картинах
художников
Примакивание кистью
Цветовые переходы
Монотипия
Примакивание кистью

2
2
2
2
2

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

16

8

8

2
2

1
1

1
1

2
2
2
2
2
2
8

1
1
1
1
1
1
4

1
1
1
1
1
1
4

2
2
2
2
12

1
1
1
1
5

1
1
1
1
7

2
4
2
2
2
14

1
1
1
1
1
7

1
3
1
1
1
7

2
2
2
4

1
1
1
2

1
1
1
2

Наблюдение,
практическая работа,
выставка

Наблюдение,
практическая работа,
выставка

Наблюдение,
практическая работа,
выставка

Наблюдение,
практическая работа,
выставка

6.5.

Зимний пейзаж

4

2

4

ИТОГО

62

30

32

Наблюдение,
практическая работа,
выставка

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА ПЕРВОГО ГОДА
ОБУЧЕНИЯ «СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ»
1. Введение в программу.
Теория. Вводный инструктаж по Б.Т. Введение в образовательную программу цели и
задачи, содержание и порядок работы. Знакомство с детьми. Первичный инструктаж на
рабочем месте. Источники наших знаний об изобразительном искусстве. Проведение
первичного инструктажа ПДД. Инструменты, необходимые для работы объединения.
Практика. Опрос по пройденной теории.
2. Простой карандаш в картинах художников
2.1. Штриховка и тушёвка.
Теория. Знакомство с техникой штриховки и тушевки.
Практика. Выполнение эскизов с использованием техники.
2.2. Рисуем ластиком
Теория. Познакомить с техникой штриховки: горизонтальная, диагональная, вертикальная
и перекрестная.
Практика. Отработка техник. Рисунок ластиком.
2.3. Кудрявая линия
Теория. Познакомить с техникой штриховки: кудрявые штрихи, многослойная штриховка.
Практика. Отработка техник. Рисунок овечки. Рисунок по желанию (дополнительно).
2.4. Избушка: линия штрих-иголка
Теория. Познакомить с техникой: штрих-иголка.
Практика. Отработка техник. Рисунок избушка на курьих ножках.
3. Цветные карандаши в картинах художников
3.1. Радужные переливы.
Теория. Знакомство с мягкими переходами одного цвета в другой.
Практика. Рисуем птицу счастья с использованием данной техники.
3.2. Птица: Цветовой мягкий переход одного цвета в другой
Теория. Продолжение темы мягкого перехода одного цвета в другой.
Практика. Рисуем птицу счастья.
3.3. Ветка: передача объема
Теория. Знакомство с совмещение двух техник рисования: переход одного цвета в другой и
передача объема.
Практика. Рисование: ветка рябины.
3.4. Шаблон
Теория. Знакомство с рисование с помощью шаблона.
Практика. Рисунок: летний букет.
3.5. Волшебная бумага.
Теория. Способы декорирования бумаги цветными карандашами.
Практика. Выполнение декора с применением цветных карандашей.
3.6. Пушистые штрихи
Теория. Рисование пушистыми штрихами.
Практика. Рисунок: кота.
3.7. Кольцевые штрихи
Теория. Рисование штрихами кольцевыми.

Практика. Рисунок: собаки.
3.7. Линейная перспектива
Теория. Понятие линейной перспективы для передачи глубины рисунка.
Практика. Рисунок: «Церковь на холме».
Раздел 4. Фломастеры в картинах художников
4.1. Короткий штрих
Теория. Знакомство с техникой-короткий штрих.
Практика. Рисунок: птица на ветке.
4.2. Точечный штрих
Теория. Знакомство с темой: «Пуантилизм»- точечная роспись.
Практика. Рисунок: натюрморт «Сочные фрукты».
4.3. Абстрактная картина.
Теория. Знакомство с понятием – абстракция и способами рисования.
Практика. Выполнение работы.
4.4. Линейная роспись
Теория. Знакомство с понятием линейная роспись.
Практика. Рисование: зонтик с использованием линейных узоров.
5. Тушь, перо. в картинах художников
5.1. Черное и белое.
Теория. Знакомство с понятием графика.
Практика. Рисунок: белый кот в окошке.
5.2. Перемена цвета
Теория. Продолжить знакомить с понятием графика и переменой цвета.
Практика. Рисунок: черный кот.
5.3. Сырой туши
Теория. Понятие рисование по сырой туши.
Практика. рисование: серебристые цветы.
5.4. Тушь по мокрому
Теория. Продолжить изучение техники рисования по сырой тиши.
Практика. Рисование улитки.
5.5. Цветная тушь
Теория. Способы рисования цветной тушью.
Практика. Рисование цыплёнок.
5.4. Осенний пейзаж.
6. Гуашь в картинах художников
6.1. Примакивание кистью
Теория. Знакомство с техникой примакивание кистью.
Практика. Рисунок: снеговик
6.2.Цветовые переходы
Теория. Знакомство с техникой перехода цвета в цвет гуашью.
Практика. Рисунок: мухомора
6.3. Монотипия
Теория. Понятие рисования в технике монотипия.
Практика. Рисунок бабочки.
6.4. Примакивание кистью
Теория. Повторение техники примакивание кистью.
Практика. Рисунок: цветы
6.5. Зимний пейзаж.
Теория. Понятие рисования основными цветами.
Практика. Рисунок: зимний пейзаж.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Год
обуч
ения

1

Дата
начал
а
обуче
ния
15.09.

Дата
оконч
ания
обуче
ния
31.12.

Количе Количе
ство
ство
учебн учебны
ых
х дней
недель
15,5
31

Колич
ество
учебн
ых
часов
62

Продол
житель
ность
канику
л
-

Компл
ектова
ние
групп
20.08.
по
14.09

Проме
жуточн
ая
аттеста
ция
-

Итогов
ая
аттеста
ция

Режим
заняти
й

30.12

2
занятия
по 2
часа в
неделю

№
п/
п

Дата

Форма занятия

Количество
часов

Наименование темы

Форма
контроля

1
2

1 неделя

групповая
групповая

2
2

Вводное занятие

Опрос
Теоретическое
задание

3

2 неделя

групповая

2

групповая

2

групповая

2

Колючий дикобраз

групповая

2

Избушка на курьих ножках

групповая

2

Цветные карандаши
Радужные переливы

групповая

2

Птица счастья

групповая

2

Ветка рябины

групповая

2

Летний букет

групповая

2

Волшебная бумага

групповая

2

Пушистые животные, кот

групповая

2

Пушистые животные, собака

групповая

2

Церковь на холме

групповая

2

групповая

2

Фломастеры
Веселые зверюшки
Сочные фрукты

групповая

2

Абстрактная картина

групповая

2

Нарядный зонтик

групповая

2

Тушь, перо
Черное и белое

4
5

3 неделя

6
7

4 неделя

8
9

5 неделя

10
11

6 неделя

12
13

7 неделя

14
15

8 неделя

16
17

9 неделя

18
19

10 неделя

Простой карандаш
Штриховка и тушовка
Рисуем
ластиком
белые Практическое
задание
колокольчики
практическое
Кудрявая овечка
задание
Творческое
задание
Творческое
задание
Творческое
задание

Творческое
задание
Творческое
задание
Творческое
задание
Теоретическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Теоретическое
задание
Практическое
задание
Творческое
задание
Творческое
задание
Теоретическое
задание

20
21

11 неделя

22
23

12 неделя

24
25

13 неделя

26
27

14 неделя

28
29

15 неделя

30
31

16 неделя

групповая
групповая

2
2

Кот в окошке
Серебристые цветы

групповая

2

Улитка

групповая

2

Цыпленок

групповая

2

групповая

2

Гуашь
Снеговик, северное сияние
Рисуем мухомора

групповая

2

Бабочка

групповая

2

Сказочные цветы

групповая

2

Сказочные цветы

групповая

2

Зимний пейзаж

групповая

2

Зимний пейзаж

групповая

2

Зимний пейзаж

ИТОГО

62

Теоретическое
задание
Практическое
задание
Творческое
задание
Творческое
задание
Творческое
задание
Творческое
задание
Творческое
задание
Творческое
задание
Теоретическое
задание
Практическое
задание
Творческое
задание

2.2.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
№/№ Оборудование

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Учебный кабинет с
типовой мебелью
Бумага белая А3
Картон белый А2
Картон цветной А2
Клей карандаш
Клей ПВА
Цветные
карандаши
Акварельные
карандаши
Кисти
Гуашь
Акварель
Фломастеры
Восковые мелки
Пластилин
Ножницы
Линейка

Материально-техническое обеспечение
Количество
%
на одного
использования
Единица
Количество
обучающегося
в ходе
измерения
на группу
реализации
программы
1
уп
уп
уп
шт
шт
набор

1
1
1
1
1
1

набор

1

набор
набор
набор
набор
набор
набор
шт
шт

1
1
1
1
1
1
1
1

100%
100%
100%
100%
100%
100%
100%
100%
100%
100%
100%
100%
100%
100%
40%
40%

Информационное обеспечение
 https://yandex.ru/video/preview?filmId=3130119701611835 - свеча акварельными красками
 https://yandex.ru/video/search?text=техника%20рисования%
-техника
работы
с
акварельными карандашами.
 https://www.youtube.com/watch?v=g3LtywMZ8_g граттаж
 https://www.youtube.com/watch?v=6cWkO0Eybn0 граттаж, акварель
 https://www.youtube.com/watch?v=23uwfBXwah0 рисунок пятном
 https://www.youtube.com/watch?v=9-Aq2srPPyY рисунок пятном
 https://www.youtube.com/watch?v=32z1f_qN2GI смешанная техника
 https://www.youtube.com/watch?v=HcDiugTGaxw смешанная техника Пасхальные
мотивы
 https://www.youtube.com/watch?v=ONvDPsHrMtY
https://www.youtube.com/watch?v=aZTblXOu8zM
 https://www.youtube.com/watch?v=R4z3flepfm4
 https://www.youtube.com/watch?v=_Rm2F_kMPcA
 https://www.youtube.com/watch?v=WKEWBNJGaQ0
 https://www.youtube.com/watch?v=ZfzuaXygsU4
 Рисуем человека
 https://www.youtube.com/watch?v=2lLP_L2nFlI
https://www.youtube.com/watch?v=Fp5X43RuZcM
 https://www.youtube.com/watch?v=SbtyN7Ey
 https://www.youtube.com/watch?v=DNSoXG7WhoI
 https://www.youtube.com/watch?v=H17rdlsw8XU
 https://www.youtube.com/watch?v=_VWZrDciPZM
 https://www.youtube.com/watch?v=kOmmWmBN3G8
 https://www.youtube.com/watch?v=D5kYMogi4YY
 Рисунки с натуры
 https://www.youtube.com/watch?v=4i2DT1RLUc4
 https://www.youtube.com/watch?v=PZS3Cy3YrZA
 https://www.youtube.com/watch?v=SAXCIWSF634
 https://www.youtube.com/watch?v=Mz3GpgE4FpM
 https://www.youtube.com/watch?v=T4goNpLoDMM
https://www.youtube.com/watch?v=bFC4kz6q2gM
 Рисуем крупные единичные объекты
 https://www.youtube.com/watch?v=lEzoNHk03u4
 https://www.youtube.com/watch?v=7H12gOdxgyw

Кадровое обеспечение.
Требования к квалификации: Высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование в области, соответствующей профилю объединения без
предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или
среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование
по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы
и курсы повышения квалификации по направлению деятельности

Методические материалы

Пошаговые схемы рисования изображаемых предметов.

Репродукции картин великих художников и мастеров живописи.

Натюрмортный фонд (драпировки, муляжи фруктов, овощей и ягод, посуда, ложки,
вазы, цветы и т.д.).

Наборы предметов быта из разного материала (стекло, керамика, дерево, металл,
бумага).

Наглядно-иллюстративный материал (выставочные работы детей и педагога).

Репродукции работ мастеров ДПИ.

Произведения ДПИ (батик, народная игрушка и т.д.).

Информационно-литературный материал (стихи, сказки и т.д.).

Таблицы по цветоведению.

Таблицы последовательности выполнения графических работ.

Таблицы последовательности выполнения живописных работ.

Дидактический, раздаточный материал (шаблоны, трафареты и т.д.)
На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого
развития обучающихся на различных возрастных этапах и предусматривающая их
дифференциацию по степени их возможностей.
Осваивая программу, обучающиеся проходят путь от простого к сложному, с учетом
возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение
основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и
творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве
активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе
усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у детей развиваются
творческие начала.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

занятия в свободное время;

обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители,
педагоги);

детям предоставляется возможность удовлетворения своих интересов;
Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность,
последовательность и системность обучения и воспитания, учет возрастных и
индивидуальных особенностей детей.
Методы:
Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой
предусмотрено:
- Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в
выборе тем;
- Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности. Это
обеспечивает овладение приемами творческой работы всеми обучающимися;
- В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;
- Создание увлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества
необходимы трудовые усилия;
- Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;
- Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы,
художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной
деятельности в графике, живописи, декоративно - прикладном творчестве. В любом деле
нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только
копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце
концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с
элементами фантазии.
В процecce освоения программы происходит постепенное усложнение материала.
Широко применяются занятия по методике «мастер-класс», когда педагог вместе с
обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии
ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы,
находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления.
Для этого в объединении используются активно следующие формы работы с
семьей:
1. Групповые формы:
• Дни открытых дверей.
• Родительское собрание.
• Творческие мастерские.
• Совместная игровая деятельность.
2. Индивидуальные формы:
• Анкетирование, диагностика.
• Индивидуальная консультация (беседа).
2.3.ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Программа предусматривает исследования:
Входное оценивание в начале учебного года- выявляет исходный уровень по
основным исследуемым характеристикам. Диагностика изобразительных умений и
навыков выявляется педагогом по рисунку, владению цветом и композиции и позволяет
определить уровень практических умений ребёнка.
Промежуточное и итоговое оценивание проводится в середине года и по окончании
каждого года обучения, (позволяет констатировать творческие изменения, которые
происходят у детей).
Итоговая аттестация по окончании срока реализации программы,
Формой итоговой аттестации являются: выставки различных уровней
/межрегиональные, городские, районные/, где могут быть представлены работы детей,
выполненные на определённую тему (в наиболее выразительном материале), в которой
ребёнок осознанно выражает собственное образное восприятие мира или обозначенной
проблематики.
Выставки различного уровня являются отличным стимулирующим фактором
педагогического процесса, т.к. занятия в изостудии носят безотметочный характер.
В практике самовыражения ребёнку предоставляется возможность раскрыться без
опаски получить неудовлетворительную отметку за работу.
Текущее оценивание осуществляется на каждом занятии методом наблюдения и
коллективного анализа выполненных работ. Своеобразной формой тематического контроля
являются студийные вернисажи. Они организуются по окончании изучения какой-либо
темы, либо ряда тем через определённый промежуток времени /месяц, полугодие/.
Оценочные материалы к приведены в приложении к программе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» в действующей редакции.
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации (в редакции 2013 г.).
3.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
4.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
6.
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об Утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
7.
Приказ Министерства труда и социализации защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам".
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
10.
Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
11.
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ).
12.
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК -641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»).
13.
Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области
от 30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
14.
Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461 ПП «О
региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской
области».
15.
Федеральный закон от 13.07.2020 № 189 ФЗ «О государственном (муниципальном)
социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной
сфере»;
16.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 29.06.2023 № 785-Д Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания

государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом.
Список литературы для педагога:
1. Вершинина, Н.А. Методика обучения дошкольников изобразительной деятельности как
научная дисциплина: Социологическая модель развития. Монография / Н.А. Вершинина. СПб.: ООО Изд-во «ЛЕМА», 2008. - 141с.
2. Виниченко, В. Методические рекомендации по оценке результатов детского
изобразительного творчества / В. Винченко // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 5. - С.4143.
3. Зеньковский, В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский. - Екатеринбург: Деловая
книга, 2005. - 345 с.
4. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду / Г.Н. Давыдова.М.: Скрипторий, 2003. - 78 с.
5. Казакова, Р.Г. Поиск понятия детского изобразительного творчества // Развитие теории
дошкольного образования. Психолого-педагогические аспекты: материалы научнопрактической конференции / Р.Г. Казакова. - М.: МПГУ, 2008. - С.114-115.
6. Казакова, Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники,
планирование, конспекты занятий / Р.Г. Казакова. - М.: Сфера, 2005. - 75 с.
7. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: обучение детей техническим навыкам:
Беседа 1/ Т.С. Коморова. // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 1. - С.5052.
8. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество:
Учебник для студ. вузов. -- 6-е изд., стереотип / В.С. Мухина. - М.:Издательский центр
«Академия», 2000. - 456 с.
9. Пчелинцева, Е.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества:
Учебно-методическое пособие / Е.В. Пчелинцева. - Великий Новгород: НовГУ имени
Ярослава Мудрого, 2006. - 32с.
10. Теплов, Б.М. Способности и одаренность//Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной
психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е,
дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 2006. – 304 с.
Список литературы для родителей:
1. Гончарова О.В. Театральная палитра. Программа художественно-эстетического
воспитания. –М.: 2010.
2. Дорожин Ю. Городецкая роспись. Учебное издание. –М.: Мозаика – Синтез, 2014.
3. Куцакова Л. Чудесная гжель. М.: Мозаика-Синтез. 2013.
4. Лыкова И.А., Шипунова В.А. Народный календарь. Весна-красавица. –М.: 2013.
5. Методика развития детского изобразительного творчества. Библиографический
указатель. (1900-2000 г.г.) / Под ред. Вершининой Н.А.
Список литературы для обучающихся:
1. Утробина К., Утробин Г. Увлекательное рисование методом тычка. –М.: ГНОМ и Д.
2004.
2. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. –Ярославль: 2004. 27 с.
3. Тарабарина Т.Н., Елкина Н.В. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. –
Ярославль: Академия развития. 2006. - 224 с.
Интернет-источники:
1. http://www.smirnova.net/ Гид по музеям мира и галереям (материалы по искусству,
статьи)
2. http://www.artprojekt.ru/ Энциклопедия искусства - галереи, история искусства,
дополнительные темы
3. http://www.sphericalimages.com/stpauls/virtual_tour.htm/ Виртуальная экскурсия по
собору святого Павла в Лондоне
4. http://www.kulichki.com/travel/ Виртуальные путешествия (Петергоф,
Крым, Звенигород, Волга, Париж, Берлин, Прага)

5. http://eurotour.narod.ru/index.html/ Виртуальные путешествия по странам мира
6. http://www.visaginart.narod.ru/ Галерея произведений изобразительного искусства,
сгруппированных по эпохам и стилям
7. http://www.smallbay.ru/ Галерея шедевров живописи, скульптуры, архитектуры,
мифология
8. http://www.museum.ru/gmii/ Государственный музей изобразительных искусств им.
А.С. Пушкина
9. http://www.tretyakov.ru/ Официальный сайт Третьяковской галереи
10. http://www.rusmuseum.ru/ Официальный сайт Русского музея
11. http://www.hermitagemuseum.org/ Официальный сайт Эрмитажа
12. http://www.museum.ru/ Портал музеев России

Приложение 1
Оценочный материал первого года обучения
Оценочный материал к теме «Простой Карандаш»
Форма – устный опрос, наблюдение.
Критерии. 1.ниже среднего уровень: 2-средний уровень: 3-выше среднего уровень
№
п/п

Ф.И. ребенка

ТЕОРИЯ
Знание
термин
ов

ПРАКТИКА

Знание
алгори
тма
работы

Умение
применят
ь
различны
е способы
штрихова
ния

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ

Умение
выполнять
штриховку
в
различных
направлени
ях

Умение
работать
в
коллектив
е

Соблюд
ение
правил
техники
безопасн
ости

1

Оценочный материал к теме «Цветные карандаши»
Форма – наблюдение, кроссворд, выставка работ по темам курса.
Критерии. 1.ниже среднего уровень: 2-средний уровень: 3-выше среднего уровень
№
п/
п

Ф.И.
ребенк
а

ТЕОРИЯ

ПРАКТИКА

Знание
Знание
Умение
терминов алгоритм «растворят
изученны а работы ь» цвета
х тем

Умение
изобража
ть
предметы
в объёме

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ
Умение
работать
в
коллекти
ве

Соблюдени
е
аккуратност
и, умение
бережно и
экономно
использоват
ь материал

Оценочный материал к теме «Фломастеры»
Форма – опрос, наблюдение.
Критерии. 1.ниже среднего уровень: 2-средний уровень: 3-выше среднего уровень
№
п/
п

Ф.И.
ТЕОРИЯ
ПРАКТИКА
ребенк
Знание
Знанин
Умение
Соблюден
а
термино алгоритм работать
ие
в
а работы фломастера технологи
ми
й работы

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ
Умение
работать
в
коллекти
ве

Умение
организова
ть рабочее
место

Оценочный материал к теме «Тушь, перо»
Форма –устный опрос, наблюдение.
№
Ф.И.
п/п ребенка

ТЕОРИЯ

ПРАКТИКА

Знания
Знания
Аккуратность
требований к алгаритма нанесения
материалам и работы
рисунка
инструментам

Собл
юден
ие
техно
логий
роспи
си
тушь
ю

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ
Умение
работать
в
коллект
иве

Умение
организо
вать
рабочее
место

Критерии. 1.ниже среднего уровень: 2-средний уровень: 3-выше среднего уровень
Оценочный материал к теме «Гуашь»
Форма – устный опрос, наблюдение.
Критерии. 1.ниже среднего уровень: 2-средний уровень: 3-выше среднего уровень
№
п/п

№
п/п

Ф.И.
ребенка

ТЕОРИЯ
Знать
Знать
особенности
послед
работы
с овател
гуашью
ьность
работы
по
реализ
ации
замысл
а

ПРАКТИКА

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ

Уметь
Соблюд Умение
Умение
работать с ать
работать
в организоват
тремя
последо коллективе
ь
рабочее
основными
вательно
место
цветами
сть
действи
й
при
выполне
нии
работы

Оценочный материал к теме «Народные промыслы»
Форма – наблюдение, презентация работ.
Критерии. 1.ниже среднего уровень: 2-средний уровень: 3-выше среднего уровень
Ф.И.
ТЕОРИЯ
ПРАКТИКА
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ
ребенка
Знать
Знать
Уметь
Соблюдать
Умение
Умение
особенн последова изобразить последовател работать в организовать
ости
тельность любую
ьность
коллективе рабочее место
разнови работы по роспись
действий при
дности
реализаци народных
выполнении
народны и замысла промыслов работы
х
промысл
ов

№
п/п

Оценочный материал к теме «Рисуем цветы»
Форма – устный опрос, наблюдение.
Критерии. 1.ниже среднего уровень: 2-средний уровень: 3-выше среднего уровень
Ф.И. ребенка
ТЕОРИЯ
ПРАКТИКА
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ
Знать
особенност
и работы

Знать
последовате
льность
работы по
реализации
замысла

Уметь
Составлять Умение
Умение
работать с дополнител работать в организо
помощью
ьные цвета коллективе
вать
различных
рабочее
материалов
место


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».