Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества Программа рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании Методического совета МБУ ДО - ЦДТ протокол от 19.08.2024 №2 УТВЕРЖДАЮ ___________________/Т.Г. Хисамова Директор МБУ ДО - ЦДТ приказ от 19.08.2024 №51-ДООП Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «ТИКО. SUPER» Уровень Базовый Возраст обучающихся 7-10 лет Срок реализации 2 месяца Автор-разработчик: Заякина Татьяна Валентиновна педагог дополнительного образования Екатеринбург, 2024 г. Содержание I. 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. Комплекс основных характеристик Пояснительная записка Цель и задачи программы Содержание программы Планируемые результаты программы 3 3 5 5 12 II. 2.1. 2.2. 2.3. Комплекс организационно-педагогических условий Календарно-учебный график Условия реализации программы Форма аттестации и контроля 13 13 13 14 Список литературы 15 Приложение 18 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность программы: техническая. Программа ориентирована на развитие познавательной активности, исследовательских, прикладных, конструкторских способностей обучающихся, самостоятельности, любознательности. Определенным потенциалом в развитии творческой активности детей являются продуктивные виды деятельности, а именно – конструирование. В процессе конструирования развиваются психические процессы (восприятие, мышление, воображение, внимание). Данный вид деятельности предоставляет широкие возможности для организации и проведения развивающей работы с детьми. Конструирование способствует становлению предпосылок учебной деятельности таких, как умение действовать по образцу, ориентироваться на правило и на способ действия, совершенствуется тонкая моторика руки, получает дальнейшее развитие произвольность познавательных психических процессов. Поэтому, важно, как можно раньше начинать развивать конструктивные умения и навыки. Замечательным инструментом развития личности ребёнка в области научно-технического направления является методика ТИКОмоделирования, способствующая формированию свободного творческого мышления обучающихся. Трансформируемый Игровой Конструктор Объёмного моделирования «ТИКО» – это набор ярких плоскостных геометрических фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. Конструктор «ТИКО» помогает педагогу превратить скучные занятия по геометрии в интересные, увлекательные путешествия. В результате занятий для обучающегося становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т.д. Актуальность Актуальность данной общеобразовательной общеразвивающей программы в том, что приобщение детей к техническому творчеству востребовано современным обществом и решает приоритетные задачи российского образования: формирование свободного творческого мышления, познавательной активности, пространственного ориентирования, конструкторских способностей, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности. Отличительные особенности данной программы В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение обучающихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания математических понятий, на приобретение практических навыков самостоятельной деятельности Программа разработана на основе нормативно-правовой документации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в действующей редакции. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (в редакции 2013 г.). Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р). Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам". Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». Адресат Программа разработана для обучающихся 7 - 10 лет. Группы формируются по возрасту: 7 8 лет, 9-10 лет. Программа строится с учетом личностных (возрастных) потребностей обучающихся. Характерной особенностью данного возраста является развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи. Начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации. У ребенка формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников. Численный состав обучающихся в группе не должно быть менее 10 человек и не должен превышать 17 человек. Режим занятий Продолжительность одного академического часа- 40 минут. Перерыв между учебными занятиями -10 минут. Длительность одного занятия: 2 академических часа. Периодичность занятий в неделю: 2 раза. Объем программы: 32 часа. Программа базового уровня предполагает углубленное изучение техник работы с конструктором с выполнением самостоятельных заданий. Овладение специальными (расширенными) знаниями, использование терминологии. Особенности реализации программы: программа может реализовываться в дистанционной форме обучения. Формы обучения: очная. Перечень видов занятий: Ведущая форма организации занятий - групповая. Наряду с групповой формой работы во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей: теоретической и практической. Теоретическую часть планируется с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Формы подведения итогов реализации программы: наблюдение, творческие задания. защита проектов, творческие задания, конструирование по схемам и др. 1.2.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Цель программы: Цель: развитие умений осуществлять сравнительный анализ и конструирование многоугольников и плоскостных тематических конструкций. Задачи программы: Обучающие: - Научить конструировать по полным, по контурным схемам и по словестной инструкции. - Научить определять и называть свойства многоугольников, а также находить многоугольники по заданным свойствам. - Научить рисовать и чертить многоугольники и схемы собранных фигур. - Научить осуществлять сравнительный анализ многоугольников по форме, цвету, размеру, количеству сторон и углов, перестраивать многоугольники. - Научить решать логические задачи, конструировать тематические фигуры с использованием многоугольников Развивающие: - Развивать пространственное мышление и конструкторские способности; - развивать интерес к исследованию предметов окружающего мира; - развивать образное и пространственное воображение. Воспитательные: - Воспитывать положительное отношение к деловому сотрудничеству и взаимоуважению. 2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ № 1 2 3 4 Наименование тем 1.1.Вводная часть. Инструменты и материалы. Инструктаж по Т.Б. 2. Исследование многоугольников. Четырёхугольники. 3. Исследование многоугольников. Сравнительный анализ треугольников 4 Исследование многоугольников. Сравнительный анализ пятиугольника и шестиугольника Итого Часов 2 12 12 8 34 УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН Тема 1. Тема. Вводная часть. Инструменты и материалы. Инструктаж по Т.Б. 2. Исследование многоугольников. Четырёхугольники. Все го 2 Количество часов Тео Прак Формы рия тика аттестации Конструирова 1 1 ние по схеме 12 3 3 2.1. Исследование многоугольников. Четырёхугольники – квадрат, прямоугольник 4 1 3 2.2. Исследование многоугольников. Четырехугольники – ромб. 2.3. Исследование многоугольников. Четырехугольники – трапеция. 3. Исследование многоугольников. Сравнительный анализ треугольников 3.1. Сравнительный анализ треугольников. Равносторонний треугольник 3.2. Сравнительный анализ треугольников. Равнобедренный треугольник. 3.3. Сравнительный анализ треугольников. Прямоугольный треугольник 4. Исследование многоугольников. Сравнительный анализ пятиугольника и шестиугольника 4.1. Многоугольники: пятиугольник 4.3. Многоугольники: шестиугольник Всего: 4 1 3 4 1 3 12 4 1 3 4 1 3 4 1 3 8 2 2 4 4 32 1 1 1 1 Конструир ование по схеме Конструир ование по схеме Наблюдение. Творческие задания. Содержание учебно-тематического плана 1. Тема. Вводная часть. Инструменты и материалы. Инструктаж по Т.Б. Теория: Повторение названий геометрических фигур, тестирование обучающихся. Инструктаж по Т.Б. Практика: Конструирование по замыслу обучающихся. 2. Тема. Исследование многоугольников. Четырёхугольники. 2.1. Тема. Исследование многоугольников. Четырёхугольники – квадрат, прямоугольник. Теория: Четырёхугольники: квадрат, прямоугольник. Свойства квадрата (все стороны равны) Сравнение свойств прямоугольника и квадрата (у прямоугольника не все стороны равны). Животные наших лесов. Практика: Измерение сторон ТИКО-квадратов и ТИКО-прямоугольников линейкой. Конструирование по схеме «Животные наших лесов». Рисование квадрата и прямоугольника. 2.2. Тема. Исследование многоугольников. Четырехугольники – ромб. Теория: Сравнение свойств четырёхугольников: ромб (у квадрата и у ромба все стороны равны). Растительный мир наших лесов. Практика: Измерение сторон ромба линейкой. Рисование ромба. Конструирование по схемам «Листья деревьев). 2.3. Тема. Исследование многоугольников. Четырехугольники – трапеция. Теория: Сравнение свойств четырёхугольников: трапеция. (У трапеции боковые стороны равны). Насекомые наших лесов. Практика: Измерение сторон трапеции линейкой. Рисование трапеции. Конструирование по схеме «Паук». 3. Исследование многоугольников. Сравнительный анализ треугольников. 3.1. Тема. Сравнительный анализ треугольников. Равносторонний треугольник Теория: Свойства равностороннего треугольника (все стороны равны). Приметы осени. Практика: Измерение сторон равностороннего треугольника линейкой. Конструирование по устной инструкции «Лист клёна», «Лист берёзы». 3.2. Тема. Сравнительный анализ треугольников. Равнобедренный треугольник. Теория: Свойства равнобедренного треугольника (боковые стороны равны, есть острый угол). Экзотические животные. Практика: Измерение сторон равнобедренного треугольника линейкой. Конструирование по устной инструкции «Крокодил», «Верблюд». Рисование равнобедренного треугольника. 3.3. Тема. Сравнительный анализ треугольников. Прямоугольный треугольник. Теория: Треугольники. Сравнение треугольников: равнобедренный, равносторонний, прямоугольный. Отличие диких и домашних животных. Практическое задание: Измерение сторон ТИКО-треугольников линейкой. Конструирование по устной инструкции «Кот», «Собака». Рисование прямоугольного треугольника. 4. Исследование многоугольников. Сравнительный анализ пятиугольника и шестиугольника 4. 1. Многоугольник: пятиугольник Теория: многоугольник: пятиугольник. Приметы зимы. Практика: рисование пятиугольника. Конструирование «Снежинки». 4.2. Многоугольник: шестиугольник. Теория: многоугольник: шестиугольник. Зимние виды спорта. Практика: рисование шестиугольника. Конструирование «Снеговики». 1.4.Планируемые результаты программы: Предметные: - умеют определять и называть свойства многоугольников; - умеют находить многоугольники по заданным свойствам; - умеют сравнивать многоугольники по форме, цвету, размеру, количеству сторон и углов; - умеют рисовать многоугольники; - умеют конструировать по слуховой инструкции; - умеют конструировать одни многоугольники с помощью других. Метапредметные: Развит интерес к исследованию предметов окружающего мира с целью выделения разных видов многоугольников. Развито образное и пространственное воображение. Воспитательные: Умеют работать в команде, сотрудничать друг с другом. РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Год обучения 1 Дата Дата Количество Количество начала окончания учебных учебных обучения обучения недель дней 01.11.2024 31.12.2024 8 16 Количество Режим учебных занятий часов 2 занятия по 32 2 часа в неделю 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ №/№ Оборудование 1 2 3 Материально-техническое обеспечение Единица Количество на Количество на % измерения одного группу использования обучающегося в ходе реализации программы 1 100% Учебный кабинет с типовой мебелью Наборы комплект «ТИКОконструктора». Папки со шт схемами 1 - 1 - 100% Информационное обеспечение: 1. https://vk.com/konstructortico 2. https://www.youtube.com/watch?v=OXJajAC5fWk Кадровое обеспечение: Требования к квалификации: Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы и курсы повышения квалификации по направлению деятельности. Методическое обеспечение: 1. Учебно-методическое обеспечение 2. Разработки теоретических и практических занятий. 3. Раздаточный материал – рекомендации по разработке проектов. 4. Инструкции (чертежи) для конструирования. 5. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей: 6. Е.И. Логинова Тетрадь по ТИКО-моделированию для создания плоскостных конструкций. ООО НПО «РАНТИС» 2014 7. Папка по ТИКО-моделированию «Технологические карты №2» для создания объёмных конструкций. ООО НПО «РАНТИС» 2014 8. А.В. Лукьянчиков ТИКО конструктор для объёмного моделирования. ООО НПО «РАНТИС» 2014 9. Схемы плоскостных ТИКО-фигур. 10. Контурные схемы плоскостных ТИКО-фигур. 11. Диктанты для конструирования. 12. Логические задания на замещение фигур. 13. Логические игры и задания. 14. 15. 16. 17. 18. Правила составления логического квадрата. Комбинаторные задания. Игры с кругами. Исследование фигур. Схемы объёмных ТИКО-фигур. Для получения нужного результата работы, важно правильно организовать занятия, чередовать беседу с игрой или просмотром видео. Помогать обучающимся организовать рабочие места в студии, чётко ставить цели и задачи, нацеливать на выполнение работ последовательно и аккуратно, проводить сравнительный анализ работ. Занятия включают в себя: Работа с конструктором, с карточками, упражнения по рисованию геометрических фигур. Методы обучения: • Объяснительно-иллюстративный метод обучения. Учащиеся получают знания в ходе беседы, объяснения, дискуссии, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в "готовом" виде. • Репродуктивный метод обучения. Деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях. • Метод проблемного изложения в обучении. Прежде чем излагать материал, перед учащимися необходимо поставить проблему, сформулировать познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показать способ решения поставленной задачи. Учащиеся становятся свидетелями и соучастниками научного поиска. • Частично поисковый, или эвристический. метод обучения заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач в ходе подготовки и реализации творческих проектов. • Исследовательский метод обучения. Обучаемые самостоятельно изучают основные характеристики простых механизмов и датчиков, работающих в модели, включая рычаги, зубчатые и ременные передачи, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. 2.3.Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы Основными видами отслеживания результатов усвоения учебного материала являются входное, текущее, промежуточное оценивание и итоговая аттестация. - Входное оценивание проводится в начале учебного года. Отслеживается уровень подготовленности обучающихся. Проводится в форме выполнения практических заданий. После анализа результатов первоначального оценивания проводится корректировка тематических планов, пересматриваются учебные задания, если это необходимо. - Текущее оценивание проводится на каждом занятии. В процессе его проведения выявляется степень усвоения обучающимися нового материала, отмечаются типичные ошибки, ведется поиск способов их предупреждения и исправления. Внимание каждого ребенка обращается на четкое выполнение работы и формирование трудовых навыков. Формы проведения: собеседование с обучающимися, наблюдения во время выполнения практических заданий, просмотр и оценка выполненных работ. По окончании 1-го полугодия проводится промежуточное оценивание, умений и навыков. Его цель - выявление степени усвоения образовательной программы за первое полугодие и проведение по результатам (при необходимости) корректировки тематических планов. - Итоговая аттестация проводится в конце обучения. Цель его проведения: определение уровня усвоения программы каждым обучающимся. Формы проведения: наблюдение, выставки работ обучающихся, анализ работ. Формы подведения итогов реализации образовательной программы: наблюдение, защита проектов, творческие задания, конструирование по схемам и др. Список литературы Нормативные документы: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в действующей редакции. 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (в редакции 2013 г.). 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р). 4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р). 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 6. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об Утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 7. Приказ Министерства труда и социализации защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам". 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». 10. Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ). 12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК -641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»). 13. Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 14. Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461 ПП «О региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской области». 15. Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» № 136-д от 26.02.2021 16. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области №219-д от 04.03.2022 «О внесении в методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 №934-д. 17. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области № 195 Д от 22.02.2022 о проведении независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ 18. Постановление Администрации города Екатеринбурга № 3440 от 11.11.2022 г. «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в муниципальном образовании «город Екатеринбург». Список литературы для педагога: 1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. – М.: Айриспресс, 2006. 2. Конина Е.Ю. Лабиринты и дорожки. Тренируем пальчики. – М.: ООО «Издательство «АЙРИС-пресс», 2007. 3. Н.М.Карпова, И.В.Логинова. Методические рекомендации по конструи-рованию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста. - ООО НПО «РАНТИС» 2014 с мультимедийными работами. 4. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. Литература для обучающихся и родителей: 1. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников. – Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2004. 2. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Учимся узнавать геометрические фигуры. – М.: Дрофа, 2006. 3. http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/ (методические и дидактические материалы для работы с конструктором ТИКО: программа, тематическое планирование, презентации для занятий, схемы для конструирования и т.д.) 3.КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК № Дата Вре мя пров еден ия Форма занятия Колво часов Тема Форма контроля 1 05.11 Комбиниро 2 ванное Тема 1.1. Вводная часть. Инструменты и материалы. Инструктаж по Т.Б. Устный опрос Анализ работ, тестирование 2 07.11. Комбиниро 2 ванное Устный опрос Анализ работ 3 12.11 Комбиниро 2 ванное 4 14.11 5 19.11 Комбиниро 2 ванное Комбиниро 2 ванное Исследование многоугольников. Четырёхугольники – квадрат, прямоугольник Исследование многоугольников. Четырёхугольники – квадрат, прямоугольник Исследование многоугольников. Четырехугольники – ромб Исследование многоугольников. Четырехугольники – ромб Исследование многоугольников. Четырехугольники – трапеция. Исследование многоугольников. Четырехугольники – трапеция. Сравнительный анализ треугольников. Равносторонний треугольник Сравнительный анализ треугольников. Равносторонний треугольник Сравнительный анализ треугольников. Равнобедренный треугольник. Устный опрос Анализ работ 21.11 6 Комбиниро 2 ванное Комбиниро 2 ванное Комбиниро 2 ванное 7 26.11 8 28.11 9 03.12 Комбиниро 2 ванное 10 05.12 Комбиниро 2 ванное Устный опрос Анализ работ Устный опрос Анализ работ Устный опрос Анализ работ Устный опрос Анализ работ Устный опрос Анализ работ Устный опрос Анализ работ Устный опрос Анализ работ 11 10.12 Комбиниро 2 ванное Устный опрос Анализ работ 2 Сравнительный анализ треугольников. Равнобедренный треугольник. Сравнительный анализ треугольников. Прямоугольный треугольник 12 12.12 13 17.12 14 19.12 15 24.12 16 26.12 Комбиниро ванное Комбиниро ванное Комбиниро ванное Комбиниро ванное Комбиниро ванное 2 Прямоугольный треугольник Устный опрос Анализ работ 2 Многоугольники: пятиугольник Устный опрос Анализ работ Многоугольники: пятиугольник Устный опрос Анализ работ 2 2 Устный опрос Анализ работ Устный опрос Анализ работ