ДООП Театральная студия Зазеркалье Супер

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества

Программа рассмотрена и рекомендована
к утверждению на заседании
Методического совета МБУ ДО - ЦДТ
протокол от 19.08.2024 №2

УТВЕРЖДАЮ
___________________/Т.Г. Хисамова
Директор МБУ ДО - ЦДТ
приказ от 19.08.2024 №51-ДООП

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности

Театральная студия «Зазеркалье. SUPER»
Уровень

Базовый

Возраст обучающихся

9-12 лет

Срок реализации

8 недель

Автор-разработчик:
Зайцева Анастасия Сергеевна
педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2024 г.
1

Содержание
I.
1.1
1.2
1.3
1.4
II.
2.1
2.2
2.3

Комплекс основных характеристик
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Содержание общеразвивающей программы
Планируемые результаты
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Условия реализации программы
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Список литературы

3
3
5
6
8
9
9
9
10
11

Приложения

13

2

РАЗДЕЛ I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы: художественная.
Программа
способствует развитию воображения, умению выступать перед
зрителями, способности грамотно передавать смысл текста и эмоции персонажа. Научиться
базовым техникам актерского мастерства. В программе систематизированы средства и
методы театрально-игровой деятельности, направленной на развитие речевого аппарата,
пластичности тела, овладение навыками общения, коллективного творчества, уверенности
в себе.
Актуальность. Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовнонравственного воздействия. Ребёнок, оказавшийся в позиции актёра-исполнителя, может
пройти все этапы художественно творческого осмысления мира, а это значит – задуматься
о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать
зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни.
Таким образом, программа соответствует социально-экономическим потребностям нашего
региона и города, социальному заказу на образовательные услуги, поскольку отражает
потребности и индивидуальные особенности потенциальных обучающихся, ожидания
родителей, требования и ожидания образовательных учреждений профессионального
образования, требования социума, общественности, государства.
Программа ориентирована на решение одной из основных задач реализации
концепции развития дополнительного образования Свердловской области до 2035 года создание необходимых условий для выявления и развития творческих и интеллектуальных
способностей обучающихся, нормативного правового регулирования системы выявления и
развития молодых талантов.
Отличительные особенности данной программы является деятельный подход к
обучению, развитию, воспитанию ребёнка средствами интеграции, т.е. учащиеся в течение
обучения остаются, вовлечены в созидательную деятельность, позволяющую ему с одной
стороны выступать в качестве исполнителя, а с другой – творца. Это требует от учащегося
самостоятельности, внутренней свободы, оригинальности мышления.
Организация творческого процесса полностью зависит от педагога, который на всех
этапах занятия является соавтором и сотворцом. Определяющим направлением
творческого процесса программы является педагогика сотрудничества. Создаётся особый
психологический климат, способствующий раскрепощению учащихся, их сближению друг
с другом и раскрытию их внутреннего мира. Основу актёрского творчества составляет
принцип перевоплощения. В процессе перевоплощения действие, мысль и чувство
находятся в неразрывном единстве.
Актёр прибегает к помощи грима, костюма (в некоторых видах театра — к помощи
маски), вырабатывает интонации, жесты, походку, мимику, передающие с той или иной
степенью жизненной достоверности или театральной условности внешность и манеру
поведения, изображаемого им лица. Но подлинное перевоплощение заключается не только
в том, чтобы передать на сцене внешний облик персонажа: актёр раскрывает духовный мир
своего героя, показывает его характер, выражает его мысли и переживания.
Программа разработана на основе нормативно-правовой документации:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» в действующей редакции.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам".
3

Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации (в редакции 2013 г.).
Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2
Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»;
Федеральный закон от 13.07.2020 № 189 ФЗ «О государственном (муниципальном)
социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной
сфере»;
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом.
Устав МБУ ДО-ЦДТ.
Адресат. Программа разработана для обучающихся 9-12 лет. В этом возрасте
появляются новые стремления: например, всем детям хочется получить похвалы,
поощрения. Для этого нужно стать «лучше всех», и такое стремление мотивирует активную
работу мозга. А еще в этом возрасте начинается второй этап волевого развития. Теперь
деятельность детей носит направленный характер: они знают, чего хотят и как этого
добиться. Но, конечно, хоть взросление очень заметно, это все еще маленький ребенок,
который нуждается в поддержке родителей. Они должны помочь ему сформировать
правильные нравственные ценности и просто быть с ним рядом.
Наполняемость групп от 10до 17 человек, специальных требований к начальному
уровню подготовки обучающихся при приеме в творческое объединение нет.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа - 40 минут.
Перерыв между учебными занятиями - 10 минут.
Длительность одного занятия: 2 академических часа.
Периодичность занятий в неделю: 2 раза.
Объем программы: 32 часа.
Срок реализации программы: 8 недель.
Программа базового уровня. Обучающиеся знают основные понятия и термины
театрального искусства, имеют представления о театральных профессиях. Полученные
знания могут применять для постановки спектаклей и применять свои знания при
реализации программы.
Формы обучения: очная, возможна в дистанционной.
В объединении организуется командная работа, работа малыми группами, работа в
парах. Педагог выступает в роли наставника, помогающего обучающимся достигнуть
наилучшего результата. К каждому обучающемуся применяется индивидуальный подход.
Виды занятий: занятия проводятся в форме бесед, тренингов, практических
занятий, репетиций, спектаклей.
4

Формы подведения результатов: контрольный урок, концерт, спектакль,
поэтический вечер и др.
Воспитательная работа.
Воспитательная работа с обучающимися проводится в соответствии с рабочей
программой воспитания МБУ ДО-ЦДТ, ее ежегодного плана.
Цель программы воспитания: развитие и социализация в соответствии с принятыми
социокультурными правилами и нормами, как основы воспитанности обучающихся.
Задачи программы воспитания:
 развивать морально-нравственные качества обучающихся: честность; доброту;
совесть; ответственность, чувства долга;
 развивать
волевые
качества
обучающихся:
самостоятельность;
дисциплинированность;
инициативность;
принципиальность, самоотверженность,
организованность;
 воспитывать стремления к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию;
 приобщать обучающихся к экологической и социальной культуре, здоровому образу
жизни, рациональному и гуманному мировоззрению;
 формировать нравственное отношения к человеку, труду и природе;
Планируемые результаты воспитания:
 развиты морально-нравственные качества обучающихся: честность; доброта;
совесть; ответственность, чувство долга;
 развиты
волевые
качества
обучающихся:
самостоятельность;
дисциплинированность;
инициативность;
принципиальность, самоотверженность,
организованность;
 развито стремления к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию;
 сформирован интерес обучающихся к экологической и социальной культуре,
здоровому образу жизни, рациональному и гуманному мировоззрению;
 сформировано нравственное отношения к человеку, труду и природе.
Формы проведения воспитательных мероприятий: беседа, викторина, встреча с
интересными людьми, дискуссия, тренинг, посещение театра, организация конференции,
экскурсия, олимпиада, смотр, конкурс и др.
Методы воспитательного воздействия: убеждение, внушение, заражение «личным
примером» и подражание, упражнения и приучение, обучение, стимулирование (методы
поощрения и наказания, соревнование), контроль и оценка и др.

1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Цель: развитие актерских навыков, способствующих успешному выступлению перед
зрителями.
Задачи:
Обучающие:






обучать грамотному разбору текста;
обучать самостоятельному проведению актерской разминки;
изучать теорию театра (основы);
обучать выразительному чтению;
прививать любовь к чтению литературы разных жанров.

5

Развивающие:



развивать умения бесконфликтного общения со сверстниками;
развивать умение читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения.

Воспитательные:



формировать личность, интересующуюся вопросами культурного развития;
ценить дружбу и взаимовыручку.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
№
1
2
3
4

Часов, всего

Тема
Вводное занятие. Инструктаж
по ОТ

2

История театра

2
8

Сценическая практика
Постановка спектакля
Всего

20
32

УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
№
1.
2.
2.1.

2.2.
3.
3.1.
3.2.

4.
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.

Наименование
Количество часов
раздела, темы
Всего Теория Практика
Вводное занятие
2
1
1
История театра
2
2
0
Театр как здание.
1
1
0
Роль зрителя в
театре
Театральные деятели
1
1
0
культуры
Сценическая
8
2
6
практика
Пластика тела
4
1
3
Сценическая речь,
4
1
3
дыхание, дикция
Постановка
спектакля
Разбор пьесы
Работа актера над
ролью
Работа над
спектаклем
Премьерный показ
спектакля
Всего

20

4

16

2
4

2
2

0
2

12

0

12

2

0

2

32

9

23

6

Формы
аттестации/контроля

Тест «История театра»

Разработка обучающимися
комплекса упражнений

Наблюдение. Проверка
выученного текста.
Спектакль.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
1. Вводное занятие.
Теория: оглашение планов и перспектив коллективу, установка правил поведения
на занятиях.
Практика: Игровой опрос «Как я провёл лето», упражнения, направленные на
положительный настрой освоения театральной программы: «Театральный год», «Моя
театральная жизнь», «Театр - важное событие».
2. История театра.
2.1. Театр как здание. Роль зрителя в театре.
Теория: понимание театра как здания, взгляд на театр с позиции зрителя и
сотрудника театра.
Практика: посещение театрального цеха театра кукол: Грим - уборных, сцены
театра, бутафорской, костюмерной. Знакомство с закулисной жизнью сотрудников театра.
2.2. Театральные деятели культуры
Теория: познакомиться с жизнью и творчеством театральных режиссеров, актеров
России и зарубежья.
Практика: создание и защита проектов по театральных деятелей культуры.
3.Сценическая практика.
3.1. Пластика тела.
Теория:познакомить с значением пластичности тела для актера. Обучить разработке
упражнений на развитие пластики тела, мимики лица, упражнения на различные части тела,
логически связанные по смыслу.
Практика: проведение комплекса упражнений на пластику тела, мимику лица, на
освобождение от зажимов различных частей тела, проведение пластическихупражнений,
разработанных обучающимися.
3.2. Сценическая речь, дыхание, дикция.
Теория: значение сценической речи, дыхания, дикции в жизни актера, важность
развития совокупности речи, дыхания, дикции и необходимость проработки
перечисленных компонентов.
Практика: проведение комплекса упражнений по теме «Сценическая речь,
дыхание, дикция» направленного на развитие сценического дыхания, дикции, речевого
аппарата, умение регулировать голос на сценической площадке.
4.Постановка спектакля.
4.1 Разбор пьесы.
Теория: что такое событийный ряд. Исходное событие, основное событие,
центральное событие, финальное событие, главное событие. Разбор пьесы по событиям.
Практика: Читка пьесы. Разбор пьесы.
4.2 Работа актера над ролью
Теория: алгоритм работы над ролью. Самостоятельная работа над ролью.
Коллективная проработка ролей.
Практика: упражнения, направленные на проработку ролей.
Упражнение «Я в предлагаемых обстоятельствах», «Я- как образ».
4.3 Работа над спектаклем.
Теория: правила поведения на сцене и за кулисами. Репетиция - тренировка
театрального представления.
Практика: выбор материала для постановки, распределение ролей. Оттачивание
театральных навыков. Подготовка к непосредственному публичному выступлению. Подбор
реквизита. Выбор костюмов.
4.4. Премьерный показ спектакля.
Практика: Выступление. Премьерный показ спектакля.
7

1.4.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ
Предметные:






умеют грамотно разбирать текст;
умеют самостоятельно проводить актерскую разминку;
знают теорию театра (основы);
умеют выразительно читать;
развита любовь к чтению литературы разных жанров.

Метапредметные:



развиты умения бесконфликтного общения со сверстниками;
развито умение читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения.

Личностные:



сформирована личность, интересующаяся вопросами культурного развития;
умеют ценить дружбу и взаимовыручку.

8

РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год
обучения
3

Дата
начала
обучения
02.11.24

Дата
Количество Количество Количество
окончания
учебных
учебных
учебных
обучения
недель
дней
часов
30.12.24
8
16
32

Режим
занятий
2 занятия по
2 часа в
неделю

2.2 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение
№ Оборудование

Единица
измерения

Количество на Количество
одного
на группу
обучающегося

% использования
в
ходе
реализации
программы
100%

Актовый зал, с
1
типовой мебелью
2 Кулисы
шт.
2
100%
3 Музыкальный
шт.
1
60%
центр
4 Костюмы по ролям шт.
1
40%
Информационное обеспечение
https://yandex.ru/video/search?from=tabbar&text=история%20театра
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=16955713027817537202&text=история+театра+для+
детей
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=3787227069153131952&text=история+театра+для+д
етей
https://ocdod.ucoz.ru/hud_est_otdel/slovar_teatralnykh_terminov.pdf
https://yandex.ru/video/search?text=история+русского+театра+для+детей
https://www.youtube.com/watch?v=DJ5AAzAYlvY&t=12s
https://www.youtube.com/watch?v=Mmuhsf1E1ZU&t=5s
https://www.youtube.com/watch?v=ReD64NHlgMY
Кадровое обеспечение
Требования к квалификации: Высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование в области, соответствующей профилю объединения без
предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование
или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное
образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к
стажу работы и курсы повышения квалификации по направлению деятельности
Методические материалы
Карточки с заданиями по актерскому мастерству и сценической речи.
Наглядно-информационный материал:

по истории театра;

устройству театра;

театральным профессиям;
2. Видео- и аудиозаписи.
3. Тексты художественных произведений.
1

9

2.3 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Процесс обучения предусматривает следующие виды оценивания:
- вводный (проводится перед началом работы, предназначен для закрепления знаний,
умений и навыков по пройденным темам);
- итоговый (проводится после завершения всей учебной программы).
Методами оценивания является наблюдение.
При проведении мониторинга оценивается развитие способностей к сценической
деятельности.
Формы подведения результатов: контрольный урок, концерт, спектакль, поэтический
вечер и др.

10

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» в действующей редакции.
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации (в редакции 2013 г.).
3.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
4.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
6.
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об Утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
7.
Приказ Министерства труда и социализации защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам".
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
10.
Письмо Минобрнауки Россииот 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
11.
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ).
12.
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК -641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»).
13.
Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области
от 30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
14.
Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461 ПП «О
региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской
области».
15.
Федеральный закон от 13.07.2020 № 189 ФЗ «О государственном (муниципальном)
социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной
сфере»;
11

16.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 29.06.2023 № 785-Д Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом;
Перечень литературы для педагога
1. Андрачников С.Г. Импровизационный пластический тренинг/ С.Г.Андрачников. - М.:
МГИК, 2001. – 240 с.
2. Алябьева Е. А. Психогимнастика в начальной школе. Методическиематериалы в
помощь психологам и педагогам/ Е. А. Алябьева. – М.: ТЦСфера, 2003. – 21 с.
3. Балакина Т.И. Хрестоматия по истории русской культуры/ Т.И.Балакина. - М.: Центр
А3, 1996. – 360 с.
4. Гранер В.А. Ритм в искусстве актера/ В.А. Гранер. - М.:Просвещение, 1966. – 154 с.
5. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральноеобучение школьников 1-11-х
классов/ А.П. Ершова. - М.: Педагогическиемастерские по художественному воспитанию,
1990. – 71 с.
6. Ершова А.П. Актерская грамота – подросткам: Программы, советыи разъяснения по
четырехлетнему курсу обучения в театральном школе,классах, студиях/ А.П. Ершова. –
М.: Педагогические мастерские похудожественному воспитанию, 1994. – 160 с.
7. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера/ Б.Е. Захава. - М.: Лань,2013. – 431 с.
8. Зенкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками/Т.Д. ЗенкевичЕвстигнеева. – СПб: Речь, 2006. – 233 с.
9. Зенкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии/ Т.Д. ЗенкевичЕвстигнеева. - СПб:
Речь, 2006. – 170 с.
10. Иванов С.Ф. Специфика публичной речи/ С.Ф. Иванов. – М.:Знание, 1978. – 126 с.
11. Кнебель Н.О. О том, что мне представляется важным/ Н.О. Кнебель.- М: Искусство,
1971. – 488 с.
12. Козлянинова И.П., Чарели Э.М. Тайны нашего голоса/ И.П.Козлянинова, Э.М. Чарели.
– Екатеринбург: Диамант., 1992. – 320 с.
13. Кох И.Э. Основы сценического движения/ И.Э. Кох. - СПб.: Лань,2010. – 509 с.
14. Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи/ Н.Н. Кохтев. - М.: МГУ,1992. – 238 с.
15. Кристерсон Х.Х. Танец в спектакле драматического актера/ Х.Х.Кристерсон. - М.:
Искусство, 1960. – 134 с.
16. Пиз А. Язык телодвижений: как читать мысли других людей по ихжестам/ А .Пиз. –
Нижний новгород: Ай Кью, 1992. – 262 с.
17. Пиз А., Пиз Б. Новый язык телодвижений. Расширенная версия/ А .Пиз, Б. Пиз. – М.:
Эксмо, 2010. – 93 с.
18. Почикаева Н.М. Искусство речи/ Н.М. Почикаева. - М.: МарТ, 2005.– 348 с.
19. Сакович Н.А. Практика сказкотерапии/ Н.А. Сакович.– СПб.: Речь,2005. – 219 с.
20. Голованов В.П. Методика и технология работы педагогадополнительного
образования/В.П. Голованов. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 239 с.
21. Стромов Ю.А. Путь актера к творческому перевоплощению/Ю.А. Стромов. - М.:
Просвещение, 1980. – 79 с.
Перечень литературы для детей.
1. Вархолов Ф. М. Грим/ Ф. М. Вархолов. - М.: Просвещение: 2005. –120 с.
2. Васильева Т. И. Упражнения по дикции (согласные звуки)/ Т. И.Васильева. - М.: ИТИС,
1988. – 94 с.
3. Козлянинова И. П. Орфоэпия в театральной школе. Учебноепособие для театральных и
культурно-просветительных училищ/ И. П.Козлянинова. - М.: Просвещение, 2003. – 135с.
4. Невский Л. А. Ступени мастерства/ Л. А. Невский. - М.:Искусство, 2005. – 91 с.

12

Приложения к программе
Приложение 1
Критерии оценки «Мотивация к занятию театральной деятельностью»
Оценивается

I уровень /
высокий:

II уровень /
средний

III уровень / низкий

Мотивация
обращения
к
художественному
творчеству

•Понимает
необходимость для
современного
человека
быть
культурно и
художественно
образованным,
иметь
опыт
художественнотворческой
деятельности.
• Хочет как можно
больше узнать в
области культуры,
многому научиться,
приобрести
определённые
навыки творческой
деятельности.
• Нравиться сам
процесс
художественной
деятельности,
получает
удовольствие
от
хорошо
выполненной
работы.

•Занимается
потому,
что
необходимо для
общения
со
сверстниками
•Занимается
потому, что этого
хотят родители.
•Получает
удовольствие не от
самого процесса
художественной
деятельности, а от
возможности
получения
похвалы,
положительной
оценки со стороны
слушателей,
зрителей.

• Не проявляет интереса к
занятиям, занимается по
требованию родителей,
педагога.
•Проявляет
негативное
отношение к занятиям,
считает их потерей
времени.
• Считает, что для человека
не
обязательно
быть
художественно
образованным, иметь опыт
художественно-творческой
деятельности

Мимикожестовая
выразительность
отзывчивость на
произведения
искусства
(литературы,
музыки,
изобразительного
искусства,
театра)

• Проявляет яркую
эмоциональную
реакцию в процессе
восприятия
изобразительного
искусства, музыки и
при их оценке.
•
Эмоциональная
реакция адекватна
смыслу и характеру
художественного
произведения.
• Точно определяет
характер,
настроение

• Эмоционально
реагирует
на
художественное
произведение, но
не
испытывает
глубокой
взволнованности.
• Эмоциональная
реакция адекватна
смыслу
и
характеру
художественного
произведения.
•
Верно
определяет

• Эмоциональная реакция в
процессе
восприятия
художественного
произведения отсутствует.
• Испытывает затруднения
в определении характера,
настроения
художественного
произведения.
• Затрудняется при выборе
словесных характеристик
для определения
эмоционального
содержания
художественного
произведения даже при

13

художественного
произведения.
•
Пластическое
моделирование
точно соответствует
характеру
музыкального
произведения.

характер,
настроение
художественного
произведения,
но
с
незначительной
помощью
педагога.
•Испытывает
определённые
затруднения при
выборе словесных
характеристик при
определении
эмоционального
смысла
произведений.
•Пластическое
моделирование,
соответствующее
характеру
музыкального
произведения,
совершает
с
частной помощью
учителя.

помощи взрослого.
•Затрудняется/отказывается
совершать
пластическое
моделирование в
соответствии с характером
музыкального
произведения, даже при
помощи педагога.

Приложение 2
Критерии оценки «Динамика развития способностей к сценической деятельности»
Оценивается

I уровень / высокий

II
уровень
средний

Уровень
творческой
активности

•Активно стремится
выполнить творческое
задание, участвовать в
его реализации в
творческом
коллективе
• Ярко выражено
творческое отношение
к процессу работы.
• Быстро
переключается с
одного вида
деятельности на
другой, предлагая
постоянно свои
варианты.

• Проявляет
готовность к
участию в
творческом
процессе
• Пытается
предлагать свои
решения, прибегая
к помощи педагога.
• Работает
достаточно
активно, в то же
время не всегда
собран, но
отвлекается лишь в
том случае, когда
устаёт

14

/ III уровень / низкий
•Проявляет
определённую
пассивность в работе,
предоставляя другим
находить интересные
творческие решения.
•Постоянно
отвлекается, плохо
переключается с
одного задания (вида
деятельности) на
другое.
•Слабая интенсивность
работы

• Работает
интенсивно, активно
на протяжении всего
занятия, может
продолжить работу
дома
• Творческое
Развитие
(художественное)
творческого
воображения
и воображение.
моделирование на • Самостоятельно
определяет ключевые
его основе
признаки, по которым
сценических
моделирует
образов.
звуковые и
пластические
характеристики
образа.
• Интерпретация
образа основана на
своих внутренних
убеждениях,
привнесении в него
своего собственного
«Я».
• Создание
сценического образа
носит
импровизированный
характер.
• Отражает реальность
в новых, неожиданных
образах на основе
ассоциаций, метафор,
аллегорий.
• Способен
откликнуться на
импровизированный
посыл партнёра в
процессе
сценического
общения.
• Исполнение яркое,
Уровень
эмоциональное.
эмоциональной
отзывчивости
в • При исполнении
ведёт тонко
процессе
фразировку.
исполнительской
• Артистичен,
деятельности.
свободно, уверенно
держится на сцене.

15

• Воссоздающее
воображение.
• Способен создать
звуковой и
пластический образ
по отдельным
признакам,
свойствам,
самостоятельно на
основе
накопленного
чувственного
опыта, имеющихся
представлений.
• Проявляются
элементы
импровизации в
моделировании
отдельных
признаков.
• Интерпретация
образа
осуществляется на
основе
сценических задач,
поставленных
педагогом.
• При
коллективном
творчестве
возникают
затруднения в
импровизации.

• Пассивное
воображение.
• Звуковые и
пластические
характеристики
образов возникают на
основе
рассказа и показа
педагога, по
подражанию уже
известным из своего
опыта шаблонам
звуковых и
пластических
характеристик образов
окружающего мира.
• Способен создать
звуковой и
пластический образ по
отдельным
признакам, свойствам
самостоятельно на
основе накопленного
чувственного опыта,
имеющихся
представлений.
• Копирует варианты,
предложенные
педагогом.
• Не способен к
самостоятельному
моделированию образа.

• В процессе
исполнения
заметно следование
требованиям
учителя, не
проявляется
индивидуальность
исполнителя.
• В исполнении не
хватает

• Исполнение вялое,
инертное,
неэмоциональное.
• Отсутствие
артистизма,
мимических реакций.
• В исполнении может
проявляться негативное
отношение к занятиям,
полное безразличие.

раскованности,
артистичности,
уверенности.
• Преобладание
подражания в
процессе
исполнения.
Приложение 3
«Динамика развития двигательной культуры»
Уровень развития познавательных ууд
I уровень /
II уровень /
Оценивается
высокий
средний

III уровень /
низкий

Физическая,
мышечная
подготовленность

•Умеет держать
хорошо осанку.
• Движения
выполняет
пластично,
подтянуто.
•Обладает хорошей
реакцией.
• Может чувствовать
и управлять своими
мышцами.

• Мышцы спины,
пресс, икроножные
мышцы, мышцы
стопы слабо
развиты.
• С трудом
различает группы
мышц.
• Реакция
замедленная.

• Сутулый, впалая
грудная клетка.
• Не различает
группы мышц.
• С трудом
реагирует на
задания, указания
педагога.

Координация
движений

•Осознанно,
эмоционально
выполняет
музыкальноритмические,
танцевальные
движения.
•Умеет
контролировать
свои движения,
эмоции.
•Умеет передать в
движении, пластике
музыкальнохудожественный
образ, собственное
отношение к
художественному
образу.
•Чутко входит в
партнёрские
отношения во время
танца, движения.
• Присущи
свободная
координация

•Выполняет
музыкальноритмические,
танцевальные
движения согласно
требованиям
руководителя.
•Передаёт
музыкальнохудожественный
образ путём
повторения,
подражания,
механического
копирования
движений
руководителя.
•Испытывает
некоторые
затруднения в
проявлении
партнёрских
отношений.
•Характерны
умеренная

•Неосознанно,
неэмоционально,
вяло, замедленно,
механически
выполняет
музыкальноритмические,
танцевальные
движения.
•Не умеет
контролировать
свои движения.
• Не понимает
смысла
партнёрских
отношений во
время сценического
действия.

Двигательномоторные навыки

16

• Движения
скованы, не развита

движений кисти
руки, раскованность
локтевого сустава.
•Развита мелкая
пальцевая техника.

(мануальная
техника)

координация
движений.
•Менее развита
пальцевая техника.

координация
движений.
•Менее развита
пальцевая техника.

Приложение 4
«Динамика развития художественно-творческой активности»
Оценивается:

I уровень /
высокий

II уровень /
средний

III уровень /
низкий

Ориентированность
в художественных
средствах
выразительности;

•Правильно
определяет
эмоциональносмысловое
содержание
произведения.
•При
анализе
произведения
оперирует
определённым
перечнем средств
художественной
выразительности с
частичной
помощью педагога.
• Может установить
причинноследственные связи
между
образно
смысловым
содержанием
произведения
и
воплощения
с
частичной
помощью педагога.

•Затрудняется при
определении
эмоциональносмыслового
содержания
произведения.
•Затрудняется
в
выявлении средств
художественной
выразительности,
передающих
художественный
образ произведения.
•Не
может
установить
причинноследственной связи
между
художественным
образом
произведения
и
средствами
художественной
выразительности
даже с помощью
учителя.

Межличностное
взаимодействие
процессе
коллективного
творчества.

• В некоторых
ситуациях
необходима
помощь педагога
при понимании
внутренних
переживаний
партнёра
через

•
Необходима
постоянная помощь
педагога
при
понимании
внутренних
переживаний
партнёра
через
объяснения;

•Правильно
определяет
художественный
образ произведения,
его
характер,
эмоциональносмысловое
содержание.
•Точно
устанавливает
причинноследственные связи
между
эмоциональносмысловым
содержанием
произведения
и
средствами
художественной
выразительности.
•Даёт
точные
художественные
характеристики,
оперируя большим
спектром
средств
художественной
выразительности.
•Точно
в характеризует
внутреннее
состояние
партнёров
по
внешним
признакам (мимике,
пантомимике);

17

Художественнотворческая
самостоятельность.

•Занимает
адекватную
ролевую позицию в
совместной
деятельности;
•Соотносит
свои
действия
с
действиями
партнёров
по
творческому
процессу;
•Способен
самостоятельно,
конструктивно
разрешать
возникающие
спорные вопросы;
•Имеет
благоприятный
социометрический
статус в детском
коллективе;
•
Проявляет
активное
стремление,
готовность к работе
над творческим
заданием.
• Ведёт активный
поиск
самостоятельных
решений при работе
над
художественным
образом.
•Предлагает
оригинальные,
нестандартные
варианты решения
творческих
задач.

18

наводящие
вопросы;
•Ассоциативные
сопоставления
в
выборе адекватной
ролевой позиции и
координации
совместных
действий, а также
при
выборе
способов
конструктивного
разрешения
спорных вопросов;
•
Имеет
не
стабильный
социометрический
статус в детском
коллективе.

•Занимает
неадекватную
ролевую позицию в
коллективной
деятельности;
•Не
может
соотносить
свои
действия
с
действиями
партнёра;
•В
ситуациях
несогласованности
с
партнёром
отказывается от
взаимодействия или
вступает с ним в
конфликт;
•Имеет
низкий
социометрический
статус в детском
коллективе.

• Проявляет интерес
к
творче6ским
заданиям.
•
При
поиске
решений
творческих задач
опирается
на
предложенные
варианты,
шаблоны.
•Прибегает
к
эпизодической
помощи педагога.

•
Отсутствует
интерес
и
потребность
к
самостоятельной
творческой
деятельности.
•При выполнении
творческих заданий
ограничивается
шаблоном,
механическим его
повторением.
•Постоянно
прибегает к помощи
педагога.

Приложение 5
«Индивидуально-типологические свойства личности»
Оценивается
I
уровень
/ II
уровень
/ III уровень / низкий
высокий
средний
Направленность
интересов

•Проявляет
устойчивый
интерес к знаниям,
их приобретению,
постоянно
заинтересован
в
получении новых
знаний, проявляет
настойчивость в их
получении.

•Проявляет
•Занимается
по
ситуативный
необходимости, нет
интерес
к интереса к занятиям,
ограниченному
к получению
кругу, областям
новых
знаний,
знаний.
равнодушен к их
приобретению,
не
прилагает никаких
усилий к изменению
ситуации.

Ответственность,
старательность

• Всегда охотно, с
желанием,
готовностью
выполняет
поручения,
дистанционного
задания выполняет
в срок.

•Берётся
за
выполнение
работы, но может
не выполнить в
срок или
выполнить
не
полностью,
некачественно.

Отзывчивость,
эмпатия

• Тонко чувствует
переживания
других
людей,
эмоционально на
них
откликается.
•
Всегда
сочувствует
другим.
•Приходит
на
помощь в трудные
моменты.
• С ним делятся
своими заботами,
проблемами.

•Эмоционально
откликается
на
сильные
переживания
других людей.
•Проявляет
сочувствие.
• Помогает другим,
когда попросят.
• С ним редко
делятся заботами,
проблемами.

19

•
Очень
редко
берётся
за
выполнение работы,
стремиться
уклониться от
поручений;
поручения
не
выполняет в срок, не
доводит до конца,
выполняет
не
качественно, может
подвести товарища,
даже если он
берется
за
выполнение
поручения,
приходится
страховаться.
• Поглощен своими
делами, равнодушен
к чувствам и заботам
других
людей.
•Не
помогает
товарищам
в
сложные моменты.
•Из-за
неумения
сочувствовать
к
нему не обращаются
за помощью.

•Открыт
для
Общительность,
легко
коммуникабельность общения,
вступает в контакт
с окружающими.
• С ним охотно
общаются другие.

• Охотно общается
с ограниченным
кругом ребят.
•
На
новые
контакты
идёт
осторожно.
•Предпочитает
индивидуальные
формы работы и
отдыха.

•Замкнут,
не
общителен.
• С трудом вступает
в контакты с новыми
людьми,
предпочитает
заниматься,
отдыхать
«в
одиночку».

•
Прикладывает
много усилий к
достижению
успеха,
всегда
стремится
добиться
намеченного, даже
преодолевая
длительные
трудности.
•
Добивается
успеха, в случае
неудачи
переживает их.

•Добивается
намеченного, если
трудности
незначительны, не
требуют
длительных
усилий.
•Довольствуется
общими успехами.
•Получает
удовольствие от
самой
деятельности.

• Столкнувшись с
первыми, даже не
значительными
трудностями.
Отказывается
от
выполнения
намеченного.
• Не волнует успех
или
неуспех
в
выполняемой
деятельности.
•Довольствуется
положением
«середняка»
или
«хвостиста»

Настойчивость

Приложение 6.
Тест по теме: «История театра»
1. Становление русского театра издавна справедливо связывают с деятельностью
А. Церковнослужителей
B. Крестьян
C. Скоморохов
D. Балагана
E. Паяцев
2. Игрищ как целостных образований на Руси уже не было к
А 12 веку
В 17 веку
С 16 веку
D 13 веку
E 15 веку
3. В этом году появляется указ царя запрещающий игры скоморохов
A 1534
B 1418
C 1640
D 1648
E. 1530
4. Одной из самых популярных частей народного праздника были
A пляски медведей
B игры ряженых
C обрядовые песни
20

D торжественный ход
E праздничные кушанья
5. Игры ряженых чаще всего строились на
A основе песни
B основе стихов
C основе правил
D основе сценок
E основе импровизации
6.Первое надежное свидетельствование о бытовании в России кукольного театра к
A ко второй половине 18 века
B к первой половине 17 века
C ко второй половине 17 века
D к первой половине 16 века
E к первой половине 17 века
Сюжет пьесы «Царь Максимилиан» составляет конфликт царя с
7. Первый русский профессиональный театр был
A площадным театром
B придворным и входил в число потех царя
C балаганом
D народным развлечением
E развлечением бояр
8. Изначально актерские действия на Руси были связаны
A с языческими обрядами
B с массовыми гуляниями
C с празднествами
D с ритуальными захоронениями
E со свадебными ритуалами
9. В России первый балаган связан с именем
A Ивана Грозного
B Екатерины Второй
C Петра Первого
D Екатерины Первой
E Князя Милославского
Приложение 7
Тест «Театральные профессии»
1. Кто из перечисленных специалистов моет превратить «красавицу в чудовище»
А- Гример Б- Суфлер С- Кукловод Д- Бутафор
2. Этот специалист принимает участие в распределении ролей, вносит предложения по
составу труппы, кроме того, он занимается составлением планов репетиций.
А- Костюмер Б- Заведующий труппой С-Актер Д- Нет верного варианта
3. Кто из специалистов объединяет все службы театра в одну общую идею постановки?
А- Светооператор Б- Художник С- Режиссер Д- Антрепренер
4. Кто из специалистов по должности изготавливает реквизт?
А-Бутафор Б- Звукорежиссер С- Балетмейстер Д- Режиссер
5. Для какого специалиста самое важное знание репертуара.
А- Кассир Б- Гардеробщик С- Гример Д- Нет верного варианта
6. Работник театра, который отвечает за костюмы и за их подготовку к каждому
спектаклю.
А- Гример Б-Балетмейстер С- Костюмер Д- Дирижер
21

7. Кто занимается оформлением спектакля и созданием его изобразительно образа,
существующего в сценическом времени и пространстве.
А- Сценограф Б- Звукорежиссер С-Бутафор Д- Нет верного ответа

Приложение 8
«Упражнения на пластику тела»
С помощью упражнений определяю физическую подготовку ребенка.
Список упражнений:
1.
«Ласточка». Проверяем координацию. Ребенок, расставляя руки в стороны
поднимает правую ногу на 10 секунд.
2.
«Гусеница» проверяем поворотливость. Ребенок должен прополсти по полу как
гусеница.
3.
«Танцы» под любую музыкальную композицию ребенок должен
импровизированно станцевать.
4. Мимика
Умение самостоятельно проводить разминку для мышц лица
1. Нахмурьте лоб, как будто вы рассердились. Проследите, чтобы при этом не двигались
губы. Расслабьте лицо.
2. Поднимите брови, как будто вы удивились. Проследите, чтобы при этом не двигались
губы. Расслабьте лицо.
3. Сморщите нос, как будто вам противно. Проследите, чтобы при этом не двигался лоб.
Расслабьте лицо.
4. Улыбнитесь, не обнажая зубы. Проследите, чтобы при этом не двигался лоб. Расслабьте
лицо.
5. Улыбнитесь как можно шире, обнажив зубы. Проследите, чтобы при этом не двигался
лоб. Расслабьте лицо.
6. Натяните нижнюю губу на нижние зубы. Проследите, чтобы при этом не двигался лоб,
глаза, брови и верхняя губа. Расслабьте лицо.
7. Повторите то же самое с верхней губой.
8. Выдвиньте нижнюю челюсть вперед. Проследите, чтобы при этом не двигались губы,
лоб, брови, глаза. Расслабьте лицо.
9. Соберите губы в "пятачок" (так как будто хотите кого-то поцеловать). Проследите,
чтобы при этом не двигался лоб. Расслабьте лицо.
10. Подвигайте "пятачком" вверх-вниз, вправо-влево. Проследите, чтобы при этом не
двигался лоб. Расслабьте лицо.
11. Подмигните левым глазом. Затем правым. Посмотрите, чтобы при этом не двигались
губы и лоб. Расслабьте лицо.
12. Откройте рот, как можно ниже опуская челюсть.
ВНИМАНИЕ! ЭТО ДВИЖЕНИЕ НУЖНО ВЫПОЛНЯТЬ ОЧЕНЬ МЕДЛЕННО И АККУРАТНО! ПРИ МАЛЕЙШИХ
БОЛЕВЫХ ОЩУЩЕНИЯХ ПРЕКРАТИТЬ ДВИЖЕНИЕ ЧЕЛЮСТИ ВНИЗ И ОСТОРОЖНО ЗАКРЫТЬ РОТ! В ЭТОТ
ДЕНЬ ДВИЖЕНИЕ БОЛЬШЕ НЕ ВЫПОЛНЯТЬ!

При выполнении движения следить, чтобы не работали брови, лоб и голова не опускалась
вниз. Закройте рот. Расслабьте лицо.
13. Откройте рот как можно шире в стороны. При этом смотрите, чтобы не сужались глаза
и не работали брови и лоб. Закройте рот. Расслабьте лицо.
14. Сделайте уколы языком по очереди в левую и правую щеку. Расслабьте язык
22

15. Погладьте языком щеку изнутри. Расслабьте язык.
Упражнения закончены. Сделайте массаж лица и вымойте руки!
Приложение 9
Сценическая речь.
Дыхание
1. Сделайте вдох на счет 1, 2, 3, 4, на 5, 6 — задержите дыхание, на счет 7, 8, 9, 10, 11, 12,
13, 14, 15 — выдох.
2..Повторите задание упражнения 1, но при выдохе считайте вслух: 7, 8...15.
3. Сделайте короткий вдох, немного задержите дыхание, при выдохе начните считать: 1, 2,
3, 4 и т.д. Темп счета не ускорять, воздух не добирать.
4.Это упражнение для тренировки диафрагмы. Произнесите данный ниже текст, не
закрывая рта. Можно представить, что вам поставили пломбу и нельзя закрывать рот:
Два часа не есть? Ужасно!
Я не завтракал напрасно.
Есть хочу, как никогда!..
Два часа ждать? Ерунда!
Есть характер, воля есть,
Раз нельзя - не стану есть!
5.Представьте, что ваша грудь и легкие - гармонь. Играйте на ней: при ударном слоге руки,
согнутые в локтях, отскакивают от боков:
Ух ты, ох ты!
Мы надели кофты,
Руки радостно в бока,
Да с парнями “гопака”!
Гоп-ля! Гоп-ля! Гоп-ля-ля!
Пляшем, сердце веселя!
6. Игра- соревнование.
“Кто дольше?”:
- прожужжит пчелой (ж-ж-ж-ж-ж);
- прозвенит комаром (з-з-з-з-з);
б) “Кто больше?”:
- выпустит воздуха из проколотой шины (с-с-с-с-с);
- задует свечей на именинном торте (ф-ф-ф-ф-ф).
Скороговороки
1. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа тупа.
2. От топота копыт пыль по полю летит, пыль по полю летит от топота копыт.
3. Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски.
4. Говорил попугай попугаю: "Я тебя, попугай, попугаю". Отвечает ему попугай:
"Попугай, попугай, попугай!"
5. Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
6. Курил турка трубку, клевала курка крупку: не кури, турка, трубки, не клюй, курка,
крупки!
7. Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши. Становись скорей под душ. Смой с
23

ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею
суше, суше уши, и не пачкай больше уши.
8. Цыпленок цапли цепко цеплялся за цеп.
9. Течет речка, печет печка.
10. Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствоваланерасчувствовашегося Николку.
11. Попомни, поповна, как по пожне шла.
12. По семеро в сани уселись сами.
13. Вашему пономарю нашего пономаря не перепономаривать стать: наш пономарь
вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.
14. На горе Арарат рвала Варвара виноград.
15. Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
16. Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.
17. "Расскажите про покупки". – "Про какие про покупки?" – "Про покупки, про покупки,
про покупочки свои".
18. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
19. Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про
подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпорутчицу, про
прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал.
20. У елки иголки колки.
21. Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено, граблями краб грабь.
22. Наш голова вашего голову головой переголовал, перевыголовил.
23. Милости прошу к нашему шалашу: я пирогов покрошу и откушать попрошу.
24. У четырех черепашек по четыре черепашонка.
25. Скaзaлa со смехом соседке синицa: "Стaтьсaмойскpипучейсоpокaстpемится!"
26. Идет козел с косой козой, идет козел с босой козой, идет козa с косым козлом, идет
козa с босым козлом.
27. Скок, соpокa, скок, соpокa, слепa с окa, кpивa с бокa.
28. СобиpaлaМapгapитaмapгapиткинaгоpе, paстеpялaМapгapитамapгapиткинaтpaве.
29. Милу мама мылом мыла.
30. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне
он смешон.
31. На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль
двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров. Дрова выдворить обратно на дровяной
двор.
32. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо
шарят гроши.
33. Ехал Гpекачеpезpеку, видит Гpека в pеке – pак. Сунул Гpекаpуку в pеку, pак за
pукуГpеку – цап!
34. А мне не до недомогания.
4.3 Развитие сценической речи.
Стихотворения, обучающиеся выбирают самостоятельно. Главный критерием в выборе
материала: Не менее 8 строчек.
Приложение 10
Основы актерского мастерства.
Принципы актерского искусства:
Общий принцип актёрского искусства — перевоплощение. Перевоплощение бывает
внешнее и внутреннее, метод его постижения различается в зависимости от техники,
которой пользуется актёр, школы (например, Станиславского или Михаила Чехова),
24

факторов внешнего вмешательства в построение роли (работы партнёров, режиссёра,
гримёра и т. д.).
Рабочие инструменты актёра также различаются внешние и внутренние.

Внешние (технологические) — грим, костюм, в некоторых видах театра — маска.

Внутренние (психо-физические) — физические: тело, пластика и моторика, голос
(в том числе дикция), музыкальный слух, чувство ритма; психические: эмоциональность,
наблюдательность, память, воображение, скорость реакции, способность к импровизации.
Ответы на вопросы: Что такое грим, костюм, маска, слух, чувства ритма, память,
воображение, скорость реакции, эмоциональность, наблюдательность.
Театр как образ жизни. Работа актера в театре.
Обучающие пересказывают правила поведение актера на репетиции в театре:
С незапамятных времен на репетиции наипошлейшим считалось:
Грызть Семечки.
Кушать.
Щелкать пальцами ( как на сцене, так и в репетиционном зале ).
Разговаривать в зале, во время работы партнеров на сцене.
Более современные требования прибавили:
Жевать Жевательную Резинку.
Сидеть в зале или пребывать на сцене с включенным сотовым телефоном.
Общим, и самым главным правилом было правило - Не Перебивать Педагога !
И отказываться выйти не сценическую площадку, если того требует Педагог !
Слов: Не могу ! Не готов !Завтра ! На Театре не существует !
Слово Актер, от латинского Actio - Действие !
Внимательно слушать задание педагога-режиссера
Уметь работать над ролью самостоятельно
Учить текст самостоятельно
Работа актера над ролью.
Обучающие пересказывают этапы работы над ролью и спектаклем в целом.
Работа над спектаклем начинается с выбора репертуара. Важнейшими принципами в
подборе репертуара являются идейность и художественная полноценность, актуальность и
связь с жизнью.
Репертуарное произведение должно представлять максимальные возможности для
индивидуального раскрытия каждого участника и всей группы, причем их наиболее
«выигрышных», наиболее интересных, богатых, оригинальных качеств. Следует отдавать
себе отчет в том, что «выигрыш» участника в данном случае является «выигрышем»
публики.
Найти произведение, отвечающее всем этим требованиям, нелегко, тем более в жанрах,
где художественное действие является коллективным. К тому же возникают иногда
ситуативные ограничения в выборе репертуара (например, нужны пьесы с небольшим
количеством действующих лиц).
Следующий этап работы – так называемый «застольный период», когда проводится
анализ пьесы. Обычно первая репетиция – это читка пьесы. Знакомство с ней чрезвычайно
важно, потому что от первого эмоционального впечатления зависит дальнейшая работа.
25

Работая с детьми младшего школьного возраста целесообразно предложить детям такую
последовательность работы: педагог читает или рассказывает произведение, затем дети
пересказывают его, чтобы лучше запомнить текст. До чтения и после него рассматривают
иллюстрации. Это помогает в игровой ситуации, которая является наиболее приемлемой и
понятной для младших школьников, воспроизвести образы героев. Способность
представить себе героев произведения, события, в которых они участвуют, и обстановку
действия, а также понять их чувства, характеры, взаимоотношения друг с другом
способствуют развитию эстетического чувства детей, их воображения. Настроение,
характер, взаимоотношения героев отражаются в позе, мимике, движениях. Ведущую роль
в создании ярких представлений играет воображение, оно активно участвует в
эстетическом восприятии книжной иллюстрации, помогает детям дорисовывать характеры
и события, дает возможность представить обстановку, в которой развертывается
сюжетное действие.
Первая репетиция, первое знакомство с пьесой завершается обсуждением. Первое
обсуждение в любом случае подскажет режиссеру многое и даст толчок к следующим
репетициям.
Второй этап: Распределение ролей. Обсуждение характеров персонажей.
Третий этап- Учим текст, работаем над образами, костюмами и сценографией, световым
решением.
Когда работа над спектаклем близится к завершению: роли выучены, актеры сжились с
характерами своих героев, мизансцены выстроены, и не за горами долгожданный показ
спектакля проводится открытая репетиция, куда приглашаются все желающие.
Завершающий этап перед выпуском спектакля – генеральная репетиция. Когда уже все
готово, артисты в костюмах, все как на спектакле. Первая генеральная репетиция чаще
всего бывает неудачной, поэтому нужны вторая, а может и третья генеральные репетиции
– репетиции, накапливающие надежность. Неудача первой генеральной требует
немедленного вмешательство режиссера, т.к. актеры-любители очень подвержены
крайним настроениям. Нужно собрать ребят и сказать что-то, чтобы всех немного
подбодрить, предупредить панику и разочарование.
Метод «Интервью»
Индивидуально задаю вопросы каждому ребёнку.
Список вопросов:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

Что такое Театр?
Какие театры тебе известны?
В каких театрах тебе удалось побывать?
Какие спектакли тебе запомнились больше всего и почему?
Какие театральные термины ты знаешь?
Кто такой Актер?
Кто такой Режиссер?
Кто такой Бутафор?
Кто такой Монтировщик сцены?
Что такое антракт?
Что такое Бенефис?
Что такое партер?
Что такое театральные жанры и какие жанры ты знаешь?

26

Метод «Игры»
С помощью игровых упражнений я оцениваю учебно- коммуникативные навыки ребенка:
умение слышать и слушать.
Упражнение 1 «Пересказ»:
Я зачитываю рассказ участнику №1, остальные ребята ждут за дверью-рассказ не слышат.
По одному ребенку я приглашаю в кабинет. Предыдущий участник должен пересказать
историю следующему.
В нашем районе открылась новая кондитерская! Там продают очень много сладостей. И
каждый малыш, проходя мимо кондитерской, одергивает маму за рукав и просит зайти.
Цены конечно не маленькие. Пряники- 50р за кг, конфетки сластена-100р за кг, а
карамельная шипучка-130р за кг. С ценами всё ясно- нынче всё дорожает, не понятно
одно- почему среди сладостей продается колбаса! Она ведь не сладкая! В кондитерской
работают прекрасные продавцы! Очень добрые и улыбчивые! Даже водитель,
приезжающий 2 раза в день со сладостями любит улыбаться!

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».