Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества Программа рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании Методического совета МБУ ДО - ЦДТ протокол от 19.08.2024 №2 УТВЕРЖДАЮ ___________________/Т.Г. Хисамова Директор МБУ ДО - ЦДТ приказ от 19.08.2024 №51-ДООП Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Творческая мастерская «Ар-деко Plus» Уровень Стартовый Возраст обучающихся 8-11 лет Срок реализации 2 месяца Автор-разработчик: Байкова Виктория Викторовна, педагог дополнительного образования Екатеринбург, 2024 г. РАЗДЕЛ I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК 1.1.Пояснительная записка Направленность программы: художественная. Занятия в мастерской способствуют художественно-эстетическому развитию обучающихся, влияют на формирование общей культуры ребенка и становление его как целостной всесторонне и гармонично развитой личности. Актуальность программы обусловлена тем, что обучающихся приобретает прикладные декоративные навыки, которые позволяют не только создавать уникальные вещи с нуля, но и кастомизировать различные предметы одежды и быта. В ходе освоения программы ребенок познакомиться с различными видами декоративного и прикладного искусства, народными художественными промыслами, а так же с разновидностями графического дизайна. Творчество и творческая созидающая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Основная цель художественно-эстетического воспитания и образования – обогащение чувственного, эмоционально-ценностного, эстетического опыта детей; развитие художественно-образного мышления, способностей к художественному творчеству. Благодаря занятиям происходит развитие эстетического отношения к явлениям окружающей жизни и искусству, обогащение эмоционального мира ребёнка, развитие творческого восприятия произведений искусства. Таким образом, программа соответствует социально-экономическим потребностям нашего региона и города, социальному заказу на образовательные услуги, поскольку отражает потребности и индивидуальные особенности потенциальных обучающихся, ожидания родителей, требования и ожидания образовательных учреждений профессионального образования, требования социума, общественности, государства. Программа разработана на основе нормативно-правовой документации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в действующей редакции. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (в редакции 2013 г.). Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р). Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам". Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 2 Адресат программы Программа разработана для обучающихся от 8 до 11 лет. Группы формируются по 10 -17 человек. У детей младшего школьного возраста начало обучения в школе ведет к изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом. Школьник имеет определенные социально значимые обязанности, за выполнение которых получает общественную оценку. Система отношений ребенка перестраивается. Она во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с освоением новой социальной роли. Ребенок учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями. Уменьшение значения игры. С приходом ребенка в школу игра постепенно теряет главную роль в его жизни, хотя и продолжает занимать в ней важное место. В игре все больше времени отводится соревнованиям, которые вначале имеют индивидуальный характер, а затем становятся групповыми, с существованием лидеров в каждой группе. Дети учатся организовывать свое поведение в соответствии с заданными целями и собственными намерениями. Важнейшим условием развития произвольного поведения является участие взрослого, который направляет усилия ребенка, раскрывая их смысл, и обеспечивает средствами овладения. В период от 10 - 12 лет ребенок интенсивно растет и развивается, поэтому творческое, эстетическое развитие и воспитание особенно важно в этот возрастной период. Средний школьный возраст является чрезвычайно важным для психического и социального развития ребенка. Данный возраст по своему психологическому содержанию является переломным в интеллектуальном развитии ребенка. Мышление все больше становится похожим на мышление взрослого. Умственные операции ребенка приобретают большую развитость - он уже в состоянии сам формировать различные понятия, в том числе и абстрактные. Формируется также мысленное представление о последовательности действий. Этот возраст характеризуется бурным развитием потребности в творческой деятельности. Значительное место в понятии «Я», растущего ребенка занимает образ тела и его внешность, либо адекватно высокая, либо явно заниженная самооценка, с выраженной неудовлетворенностью ребенка собой. В конечном же итоге основная цель развития - «Я», заключается в том, чтобы помочь ребенку самому стать для себя источником поддержки, мотивации и поощрения. Режим занятий Продолжительность одного академического часа- 30 минут. Перерыв между учебными занятиями -10 минут. Длительность одного занятия: 2 академических часа. Периодичность занятий в неделю: 2 раза. Объем программы: 32 часа. Срок реализации программы: 2 месяца Программа стартового уровня. Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Формы обучения и виды занятий Форма обучения: очная, возможна в дистанционной. Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. 3 Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. Основной формой организации процесса обучения является групповое комбинированное занятие, включающее в себя предъявление нового материала в виде беседы и демонстрации иллюстративного материала с последующей отработкой умений и навыков на практике, выполнение самостоятельной творческой работы. Важным элементом каждого занятия является обсуждение, рефлексия. Другими видами занятий, используемыми при обучении по программе, являются следующие: беседа, практическое занятие, тематическое занятие, творческое занятие, мастер – класс. Формы подведения итогов реализации программы: наблюдение, анализ выполненных работ, выставка и др. 1.2.Цели и задачи общеразвивающей программы Цель программы: развитие творческих способностей, индивидуальности и самореализации детей через приобретение навыков декоративно-прикладного творчества и дизайна. Задачи программы: Обучающие: • познакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства; • формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм; • совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями для различных видов декоративного и прикладного творчества. Развивающие: • развивать умения создавать свои собственные дизайнерские объекты, учить находить новое применение знакомым предметам, по – новому их оформлять и употреблять в быту; • развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству декоратора, дизайнера; • развивать креативность, индивидуальность, ощущение значимости; • развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей. Воспитательные: • формировать целостный социально ориентированный взгляд на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; • пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, дизайна; • побуждать к максимальной самостоятельности детского творчества. Очень важно, чтобы дети не копировали уже созданное кем – то, а выполняли эксклюзивные вещи. • формировать навыки коллективной работы. 4 1.3.Содержание программы Сводный учебный план программы Наименование темы № 1. 2. 3. 4. 5. Количество часов 2 10 10 6 4 32 Введение в программу Роспись по ткани Игрушка из ваты Плетение из резинок Выставочная деятельность Всего часов УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН Название раздела, темы Введение в 1. программу № п/п 2. Роспись по ткани 3. 4. 5. Количество часов Всего Теория Практика 2 1 1 10 1 9 1 9 1 5 Игрушка из ваты 10 Плетение из резинок 6 Выставочная деятельность 4 1 3 32 5 27 Итого: Формы аттестации / контроля Входной мониторинг Наблюдение. Выполнение работы Наблюдение. Выполнение работы Наблюдение. Выполнение работы Самооценивание СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА 1. Введение в программу (2 ч). Теория: Знакомство с обучающимся. Правила техники безопасности. Практика: Входная диагностика. 2. Роспись по ткани (10 ч). Теория: Инструменты и материалы. Правила безопасной работы при росписи ткани. Поэтапность выполнения росписи. Знакомство с техникой выполнения свободной росписи и узелкового батика. Практика: Роспись маркерами по ткани. Узелковая роспись. Свободная роспись. 3. Игрушка из ваты (10 ч). Теория: Инструменты и материалы, правила безопасной работы с ножницами, клейстером красками. Знакомство с историей игрушки из ваты. Практика: Выполнение игрушки из ваты. 5 4. Плетение из резинок (6 ч). Теория: Материалы и инструменты. Правила безопасной работы. Схемы плетения. Практика: Браслет и коврик. 5. Выставочная деятельность (4 ч). Теория: Правила оформление различных декоративных работ. Особенности оформления выставки. Практика: Организация выставок. 1.4.Планируемые результаты программы Предметные: • сформированы первоначальных представлений о роли декоративно-прикладного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека; • знают выразительные средства различных видов декоративного искусства и освоение некоторых из них; • владеют терминологией и классификацией декоративного искусства и дизайна; • владеют отечественной и мировой художественной культурой; • получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности (декоративного искусства и дизайна). Метапредметные: развита мелкая моторика рук и координация движений; развиты умения создавать свои собственные дизайнерские объекты, умеют находить новое применение предметам, по – новому их оформлять и употреблять в быту. развита смекалка, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству декоратора, дизайнера; развита способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей. Личностные: сформирован у детей устойчивый интерес к искусству и занятиям художественным творчеством; сформирован навыки коллективной работы; сформированы у ребёнка ценностные ориентиры в области декоративноприкладного искусства; воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей. 6 РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ Год обучения 3 2.1.Календарно-учебный график Дата Дата Количество Количество Количество начала окончания учебных учебных учебных обучения обучения недель дней часов 01.11.24 31.12.24 8 16 32 Режим занятий 2 занятия по 2 часа в неделю 2.2.Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение №/№ Оборудование Количество % на одного использования Единица Количество ребенка в ходе измерения на группу реализации программы 1 Учебный кабинет (включая типовую 1 100% мебель) 2 Кисти уп 1 100% 3 Картон цветной уп. 1 100% 4 Клей ПВА шт 1 100% 5 Клей-карандаш шт 1 100% 6 Акриловые краски набор 1 100% 7 Акриловые краски по 1 набор 100% ткани 8 Резинки набор 1 100% 9 Вата уп 3 100% 10 Маркеры по ткани набор 1 100% 11 Ножницы шт 1 100% 12 Бумага А4 набор 3 100% 13 Материалы для 3-4 100% шт декорирования из стекла 14 Материалы для 4-5 100% шт декорирования из ткани 7 Информационное обеспечение 1. https://www.pinterest.ru/ 2. http://women-on-line.ru 3. http://krokotak.com/ 4. https://daynotes.ru/ 5. https://www.youtube.com/c/DariaKlo 6. https://www.youtube.com/c/Fancysmth 7. https://podelunchik.ru/ 8. https://www.livemaster.ru/masterclasses 9. https://methakura.gumroad.com/ Кадровое обеспечение. Требования к квалификации: Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы и курсы повышения квалификации по направлению деятельности. Методические материалы Наглядно-иллюстративный материал (выставочные работы детей и педагога). Репродукции работ мастеров ДПИ. Произведения ДПИ (расписанные вещи, ватная игрушка и т.д.). Таблицы по цветоведению. Дидактический, раздаточный материал (шаблоны, трафареты и т.д.) На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития обучающихся на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени их возможностей. Осваивая программу, обучающиеся проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне. Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у детей развиваются творческие начала. Принципы построения программы: - от простого к сложному; - связь знаний, умений с жизнью, с практикой; - личностно-ориентированный подход; - доступность; - системность знаний; - воспитывающая и развивающая направленность; - всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков; - активность и самостоятельность; - учет возрастных и индивидуальных особенностей. Технологии: 8 - игровое обучение; - педагогика сотрудничества; - личностно - ориентированный подход. Методы: - наглядный (показ, образцов поделок, иллюстрации); - словесный (беседа, пояснение, вопросы); - практический. Формы: - индивидуальные; - групповые. Содержательные принципы построения занятий как занятий творчества: - создание у детей целостного представления об декоративном искусстве; - сочетание теоретической и практической творческой деятельности учащихся; - тематическое построение занятий. Здоровье сберегающие принципы. Каждое занятие сопровождается физкультминуткой. 2.3.Формы аттестации /контроля и оценочные материалы Программа предусматривает исследования: Входное оценивание в начале учебного года - выявляет исходный уровень по основным исследуемым характеристикам. Диагностика творческих умений и навыков выявляется педагогом по готовым изделиям, владению техникой выполнения и позволяет определить уровень практических умений ребёнка. Промежуточное и итоговое оценивание проводится в середине года и по окончании каждого года обучения, (позволяет констатировать творческие изменения, которые происходят у детей). Итоговая аттестация по окончании срока реализации программы. Формой итоговой аттестации являются: выставки различных уровней /межрегиональные, городские, районные/, где могут быть представлены работы детей, выполненные на определённую тему (в наиболее выразительном материале), в которой ребёнок осознанно выражает собственное образное восприятие мира или обозначенной проблематики. Выставки различного уровня являются отличным стимулирующим фактором педагогического процесса, т.к. занятия в изостудии носят безотметочный характер. В практике самовыражения ребёнку предоставляется возможность раскрыться без опаски получить неудовлетворительную отметку за работу. Текущее оценивание осуществляется на каждом занятии методом наблюдения и коллективного анализа выполненных работ. 9 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Нормативные документы: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в действующей редакции. 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (в редакции 2013 г.). 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р). 4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р). 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 6. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об Утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 7. Приказ Министерства труда и социализации защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам". 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». 10. Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ). 12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК -641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»). 13. Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 14. Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461 ПП «О региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской области». 15. Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» № 136-д от 26.02.2021 16. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области 10 №219-д от 04.03.2022 «О внесении в методические рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 №934-д. 17. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области № 195 Д от 22.02.2022 о проведении независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ 18. Постановление Администрации города Екатеринбурга № 3440 от 11.11.2022 г. «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в муниципальном образовании «город Екатеринбург». Список литературы для педагога: 1. Белецкая Л. Б. Креативные картины из природных материалов. — Изд-во Эксмо, 2006. — 64с. 2. Вешкина О.Декупаж. Золотая коллекция идей. Издательство: Эксмо, 2011 г. 128 стр. 3. Горичева В.С.,Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. 4. Гильман Р. А. Художественная роспись тканей. — «Владос», 2004г. 5. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей. –Изд-во Эксмо, 2008. – 176с. 6. Давыдов C. Батик: техника, приемы, изделия. — «АСТ-Пресс», 2005г. 7. Дворкина И. А. Батик. Горячий. Холодный. Узелковый. — «Радуга», 2002г., 2-е изд. — 2008г. 8. Маклаков А. Общая психология. ООО Изд-во АСТ. 2001г. 9. Ниола-Пресс, Все о декупаже. Техники и изделия Издательство: 2009г., 128 стр. 10. Перелёшина И. А. Батик. От основ к импровизации. — СПб, «Паритет», 2007г. 11. Погадаев Виктор «Магия батика» — «Восточная коллекция», N 6 Москва: Российская государственная библиотека, 2002г, 71-74с. 12. Синеглазова М.О. Распишем ткань сами. - Изд-во Эксмо, 2010г. – 54с. 13. Синеглазова М. О. Распишем ткань сами. — «Профиздат», 2001г. 14. Тутушкина М.К. Практическая психология для преподавателей. Издательство: "Филинь" 2007г . – 328с. 15. Чаянова Г.Н. Соленое тесто Серия: для начинающих Соленое тесто. Издательство: Дрофа-Плюс, 2009г. 16. Харвест, Декупаж. Красивый декор своими руками. Издательство: Эксмо 2010г. 256 с. 17. Юсель Светлана. Декупаж. Самая полная энциклопедия. Издательство: АСТ-Пресс Книга, 2011г. 128с. 18. Соколова О. “Коллаж и ассамбляж” Серия город мастеров Издательство Феникс Ростов на Дону 2013г. 61с. 19. Резько И.В. “Роспись по стеку” Издательство: АСТ, Москва 2014г. 160с. 20. Знаменская О. “Шебби-шик” Серия город мастеров Издательство Феникс Ростов на Дону. 2013г. 110с. Список литературы для детей и родителей: 1. Вершинникова Е.Г. Программа «Школа дизайна». - В кн.: Занятия в школе дизайна. 5-9 классы / авт.- сост. Е.Г. Вершинникова, Р.В. Игнатьев.- Изд. 2-е.- Волгоград: Учитель, 2011. 2. Игнатьев Р.В. Программа «Детская студия дизайна». - В кн.: Занятия в школе дизайна. 5-9 классы / авт.- сост. Е.Г. Вершинникова, Р.В. Игнатьев.- Изд. 2-е.- Волгоград: Учитель, 2011. 3. Кожина О.А. Декоративно-прикладное искусство.- В сб.: Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.); под ред. В.А. Горского.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011. 11 4. Кожина О.А. Художественная роспись тканей.- В сб.: Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.); под ред. В.А. Горского.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011. 5. Ручное ткачество.- В сб.: Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Культура быта.- М.: Просвещение, 1986, с. 7-12. Абрамян Д.Н., Общепсихологические основы художественного творчества/ Д. Н. Абрамян/ — М., 1995. 6. Алехин А. Д., Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга для Учителя/ А. Д. Алехин/ – М.: Просвещение, 1984. 7. Гульянс Э.К., Учим детей мастерить , «Просвещение», Москва, 1972. 8. Фатерина Н.В., Батик. Практическое руководство росписи по ткани. Издательство Художник 2002. 9. Автор: Хворостов А.С., Декоративно-прикладное искусство в школе», «Просвещение», Москва, 1996. 10. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. «Изд. Акад. развития», Ярославль, 2017. 11. Чудесные поделки из бумаги, «Просвещение», Москва 1992. 12. Аппликационные работы в начальных классах, «Просвещение», Москва, 1990. 13. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. «Просвещение», Москва, 2005. 14. Рукоделие. Умелые руки. «Фолио», Харьков, 2001. 15. Сказка оригами. Игрушки из бумаги. «ЭКСМО СПб Валерия СПД», 2004. 12 Приложение 1 Входной мониторинг. Тест «Круги» Ребенку предлагается лист с 20 нарисованными кружочками диаметром не менее 2 см и дается задание: «Преврати кружочки в какие-нибудь необычные предметы (нарисуй их, используя эти круги)». На выполнение задания дается 5 минут. Обработка результатов Творческие способности проявляются в оригинальности, гибкости, беглости. Оригинальность изображения проявляется в том, что у ребенка возникают новые, нестандартные идеи рисунков предметов, имеющих форму круга. Обычными, т. е. стандартными, будут изображения, которые часто встречаются в детских рисунках (яблоко, мячик, солнышко, лицо человека, мордочка зайчика, тарелка, колесо, воздушный шарик, цветок и т. п.). За такие рисунки присваивается 0 баллов. Оригинальными можно считать изображения предметов, которые не так часто рисуют дети (кнопка звонка, торт, пуговица, ежик, свернувшийся в клубочек, Колобок, смайлик, планета Марс, зеркальце, хоккейная шайба, вишенка и т. п.). Каждый оригинальный рисунок оценивается в 1 балл. Если ребенок объединяет в одну композицию 2 кружочка и более, то можно добавить ему за оригинальность по 1 баллу за каждое объединение. Гибкость — это способность ребенка выдвигать разнообразные идеи рисунков, обращаясь к различным областям знаний, используя широкий круг предметов и явлений. Для оценки гибкости подсчитывается количество обобщающих слов-понятий, которые могут включать в себя сразу несколько нарисованных предметов и явлений. Например, рисунки человека или только головы (лица) можно объединить общим понятием «человек». 13 Другие слова-понятия объединяют иные предметы, например: «небесные тела» (Луна, Солнце, планета), «фрукты и овощи» (яблоко, вишня, помидор, арбуз). Так, вы можете включить нарисованные ребенком предметы в группы «животные», «растения», «посуда», «аксессуары» и др. Количество групп, которые могут включать несколько предметов или даже один, подсчитывается и оценивается — по 1 баллу за каждую группу. Обращаем ваше внимание, что при анализе и подсчете групп учитываются все изображения, а не только оригинальные. Беглость — это скорость, продуктивность изобразительной деятельности ребенка, т. е. это способность за ограниченное количество времени (5 минут) выполнить большой объем работы, нарисовать много круглых предметов. В нашем тесте подсчитывается количество кружочков, которые использовал ребенок для изображения предметов. За каждый кружок-рисунок дается 1 балл. Интерпретация результатов Критерии способностей творческих Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Оригинальность 0—2 балла 2—6 баллов свыше 8 баллов Гибкость 1—2 балла 3—4 балла свыше 5 баллов Беглость 0—9 баллов 10—13 баллов свыше баллов 14 Результаты теста не отражают полноту творческого потенциала ребенка. Наблюдайте за ребенком: если он все время что-то придумывает, сочиняет, фантазирует — то его творческий потенциал очевиден, если предпочитает действовать по образцу, инструкции, шаблону, боится проявлять инициативу, помогите почувствовать ребенку радость творчества. 14 Итоговый мониторинг. Итоговый мониторинг проходить в виде просмотра лучших (по мнению детей) работ за 2 месяца. Каждая работа оценивается и данные вносятся в следующую таблицу. Показатели предметной компетенции освоения программы ия ющегося Теоретическая подготовка Знать Технолог ию росписи по ткани Знать теорию создания игрушки из ваты Предметная практическая Знать технологию плетения подготовка Роспись футболок и шопперов Создание игрушки из ваты. Плетение браслетов Умение планировать и организовать работу. Творческие навыки Показатели личностной компетенции освоения программы № Фамилия п\п Имя обучающегося Организационно-волевые качества Терпение Воля Самокон троль Коммуникативные навыки Умение Умение слушать и выступать слышать перед педагога аудиторией Ориентационные качества Самоо Интерес к ценка занятиям в объединен ии По Нр о-э ори 1. 2. 3. Показатели метапредметной компетенции освоения программы № Фамилия п\п Имя обучающегося Учебно-познавательные способности Само обра зова ние Технол огичес кие способ ности Социаль ное взаимод ействие Информационные способности Навыки деятельности обучающегос я по отношению к информации Способн ость презенто вать информа цию Коммуникативные способности Способность участвовать в диалоге и публичном выступлении Отстаива свою точ зрения на основе признани разнообр ых позиц 1. 2. 15