Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества Программа рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании Методического совета МБУ ДО - ЦДТ протокол от 19.08.2024 №2 УТВЕРЖДАЮ ___________________/Т.Г. Хисамова Директор МБУ ДО - ЦДТ приказ от 19.08.2024 №51-ДООП Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Вокальная студия «Будь v голосе SUPER» Возраст обучающихся: 7 – 9 лет Cрок реализации – 8 недель Автор-разработчик: Кокорин Сергей Федорович. Педагог дополнительного образования, 1 квалификационной категории. Екатеринбург, 2024 г. Содержание I. 1. 2. 3. II. Комплекс основных характеристик Пояснительная записка Цель и задачи программы Содержание учебно-тематического плана Комплекс организационно-педагогических условий Список литературы 3 3 5 7 8 13 Приложения 14 2 РАЗДЕЛ I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность программы: художественная. Программа вокальной студии «Будь v голосе SUPER» направлена на развитие музыкальных способностей. Интеллектуальное и физическое развитие. Происходит знакомство с истоками вокальной школы, основами теории музыки, с принципами звуковедения и звукоизвлечения. Обучающиеся имеют возможность участвовать в конкурсах и фестивалях разного уровня. Актуальность данной программы заключается в том, что она дает возможность любому ребенку младшего школьного возраста проявить свои способности в занятиях творчеством. Занятия вокалом способствуют развитию у детей не только исполнительской техники, но и развивают художественный вкус, расширяют музыкальный и общий кругозор исполнителя. Данная программа направлена на формирование и совершенствование специальных вокальных навыков. Степень трудности учебного материала определяется для каждого обучающегося индивидуально в соответствии с уровнем его музыкальной и общей подготовки. Отличительной особенностью программа «Будь v голосе SUPER» является то, что она реализуется в условиях дополнительного образования. Последовательность изучения тем и разделов программы составлена с учетом возрастных особенностей обучающихся, логики учебного процесса. Программа разработана на основе нормативно-правовой документации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в действующей редакции. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (в редакции 2013 г.). Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р). Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об Утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам". Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196. Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461 ПП «О региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской области». Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию 3 дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ). Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК -641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»). Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области». Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области № 195 Д от 22.02.2022 о проведении независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ Адресат Программа разработана для обучающихся 7 -9 лет. Программа строится с учетом личностных (возрастных) потребностей обучающихся: • Младший-школьный возраст 7 - 9 лет. 1. Учебная деятельность становится ведущей деятельностью. 2.Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. 3.Мотивация достижения становится доминирующей. 4.Укрепляется новая внутренняя позиция. 5. Изменяется система взаимоотношений ребенка с окружающими людьми. Для занятий формируются группы по 15 человек, специальных требований к начальному уровню подготовки обучающихся при приеме в творческое объединение нет. Режим занятий Длительность одного занятия: 2 академических часа, Периодичность занятий в неделю: 2 раза Объем программы: стартовый 32 часа Формы обучения и виды занятий Форма обучения: очная, возможна в дистанционной. Виды занятий: предусматривается групповые занятия (упражнения на дыхание, работа над дикцией и звуковедением, работа с новым материалом, закрепление пройденного материала), с небольшими ансамблями-дуэтами, трио и возможность индивидуальных занятий с солистами. 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Цель обучения – формирование интереса к музыкальному искусству через развитие певческих навыков. Задачи: 4 Обучающие: Сформировать знания об особенностях певческой установки; Развивающие: Развивать вокально-хоровые навыки; Воспитательные: Формировать культуру слушания музыки Ожидаемые результаты программы: Предметные: Сформированы знания об особенностях певческой установки; Метапредметные: Развиты вокально-хоровые навыки; Личностные: Сформирована культура слушания музыки 5 3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ № Название темы 1 2 3 4 5 6 Вводное занятие Постановка голоса Работа над репертуаром Развитие вокально-хоровых навыков Элементарная теория музыки Сценическое поведение Всего часов Базовый уровень 2 8 6 8 4 4 32 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № п/п 1. 1.1. 1.2. 2. 2.1. 3. 3.1. 3.2. 4. 4.1. 5. 5.1. Вводное занятие Постановка голоса Певческая установка Строение голосового аппарата. Звукообразование Работа над репертуаром Вокализы и учебно-тренировочный материал Развитие вокально-хоровых навыков Строй Ансамбль Элементарная теория музыки 2 8 4 Основные музыкальные термины Сценическое поведение Актерское мастерство. Формирование артистизма ИТОГО 4 4 Формы аттестаТеория Практика ции/ контроля 2 Прослушивание 4 4 Контрольное 2 2 прослушивание 2 2 Контрольное 2 4 прослушивание 2 4 Контрольное прослушивание 4 4 2 2 2 2 Наблюдение 2 2 Тест 2 2 Наблюдение 2 2 4 32 2 16 Наименование разделов и тем Всего часов 4 6 6 8 4 4 4 2 16 6 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА Вводное занятие Теория: Знакомство с детьми, правила по безопасности труда, правила пожарной безопасности. Практика: ознакомление с голосовыми и музыкальными данными обучающихся. Объяснение целей и задач вокальной студии. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок. РАЗДЕЛ 1. ПОСТАНОВКА ГОЛОСА. 1.1Тема: Певческая установка Теория: положение корпуса и головы при пении, посадка. Практика: Выполнение упражнений для раскрепощения корпуса, такие как «Ракета» (правильная посадка при пении). 1.2. Тема: Строение голосового аппарата. Звукообразование. Теория: Особенности строения голосового аппарата, гортани, работа связок и образование звука. РАЗДЕЛ 2. РАБОТА НАД РЕПЕРТУАРОМ 2.1. Тема: Вокализы и учебно- тренировочный материал. Практика: Пение различных вокализов Абта, Зейдлера, Вилинской и других авторов на слоги «Ри», «Лё», Лю» (добиваться ровного выдоха, плавного звуковедения, сглаживания регистровых переходов, кантиленного звучания). РАЗДЕЛ 3. РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ 3.1. Тема: Строй Теория: Понятие «строй». Горизонтальный и вертикальный строй. Практика: Проучивание произведений по партиям (следить за чистотой горизонтального строя, слитным пением внутри одного голоса). Работа над стройным звучанием между голосами (вертикальным строем). 3.2. Тема: Ансамбль. Теория: Понятие «ансамбль». Виды ансамбля (ритмический, дикционный, динамический, тембральный и т. п.). Практика: Работа над различными видами ансамбля при разучивании музыкальных произведений РАЗДЕЛ 4. ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ТЕОРИЯ МУЗЫКИ. 4.1. Тема: Основные музыкальные термины. Теория: Понятия основных музыкальных терминов. РАЗДЕЛ 5. СЦЕНИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ. 5.1. Теория: Актерское мастерство. Формирование артистизма. Практика: просмотры мастер-классов известных актеров. 7 РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 1. Календарно-учебный график № Учебные недели Наименование темы Форма занятия Количество часов Формы контроля 1 неделя Вводное занятие, знакомство сцелями и задачами, с режимом работы ис правилами поведения. Певческая установка. Очная, объяснение, показ 2 Наблюдение п/п 1 2 3 2 неделя 4 5 3 неделя 6 7 4 неделя 8 9 5 неделя 10 11 6 неделя 12 13 7 неделя Очная, объяснение, ансамблевая репетиция Певческая устаОчная, объясновка. нение, ансамблевая репетиция Строение голосоОчная, вого аппарата. ансамблевая репетиция Строение голосоОчная, вого аппарата. ансамблевая репетиция Вокализы и учебноОчная, тренировочный маансамблевая териал. репетиция Вокализы и учебноОчная, тренировочный маансамблевая териал. репетиция Вокализы и учебноОчная, тренировочный маансамблевая териал. репетиция Строй. Очная, объяснение, показ Строй. Очная, объяснение, показ Ансамбль. Очная, объяснение, показ, индивидульная работа Ансамбль. Очная, объяснение, показ, индивидульная работа Основные музыОчная, 2 Прослушивание 2 Прослушивание 2 Контрольное прослушивание 2 Контрольное прослушивание 2 Контрольное прослушивание 2 Контрольное прослушивание 2 Контрольное прослушивание 2 Контрольное прослушивание 2 Контрольное прослушивание 2 Контрольное прослушивание 2 Контрольное прослушивание 2 Наблюдение. кальные термины. 8 Основные музыкальные термины. 14 8 неделя 15 Актёрское мастерство. Формирование артистизма. Актёрское мастерство. Формирование артистизма. 16 ансамблевая репетиция Очная, ансамблевая репетиция Очная, объяснение, показ Очная, объяснение, показ 2 Тест. 2 Наблюдение. 2 Наблюдение. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 2. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: №/№ Оборудование Единица изме- Количество рения группу Учебный кабинет (включая типовую мебель) Синтезатор Радиомикрофон Проводной микрофон Ноутбук Музыкальный центр 1 2 3 4 5 6 1 Шт Шт Шт Шт Шт 1 2 2 1 1 на % использования в ходе реализации программы 100% 100% 60% 40% 100% 60% ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1. Упражнения на дикцию и звукоизвлечение 2. 3. 4. 5. 6. https://www.youtube.com/watch?v=ZoQAc6udyd4 Поиск минусовок - http://x-minus.club/ Распевки - https://www.youtube.com/watch?v=yPU9jMfuKtc https://www.youtube.com/watch?v=O5YX8LnttUs https://www.youtube.com/watch?v=4HnVfCW44Xw https://www.youtube.com/watch?v=mq_xloHfits https://www.youtube.com/watch?v=LhaTZKXqdeM https://www.youtube.com/watch?v=JYI12FZ0G4w Скороговорки на развитие дикции - https://algebrazhizni.ru/skorogovorki-dlyarazvitiya-dikcii-i-rechi-u-detej/ Методическое пособие для преподавателей вокала - https://pedkopilka.ru/blogs/elena-yurevna-povarnicyna/metodicheskoe-posobie-26338.html Статья «Артикуляционная гимнастика, упражнения» - https://auragolosa.ru/artikulyacionnaya-gimnastika-uprazhneniya/ КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Требования к квалификации: Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю объединения без 9 предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы и курсы повышения квалификации по направлению деятельности. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Дидактические пособия: «Дыхательная гимнастика», «Строение голосового аппарата», «Музыкальная терминология», «Фортепианная клавиатура», «Нотный стан», «Основы певческого мастерства», «Приемы работы с микрофоном». Видео уроки: распевки, анатомическое строение голосового аппарата. Стенды: достижений, с материалами к разучиваемым песням. Особое значение в обучении пению имеет овладение певческими навыками. Эта работа часто протекает без достаточного осознания обучающимися ее цели, без понимания роли тех упражнений, которые они выполняют. Следует даже на самом первом этапе обучения доводить до сознания детей, для чего поется данное упражнение, чего следует добиваться в работе над ним, как его надо исполнять. Очень важно с самого начала обучения воспитывать у обучающихся вокальный слух, умение внимательно слушать себя и отмечать свои ошибки. Основа пения- гласные звуки. От правильного образования гласных зависит красота тембра. У учащихся школьного возраста тембр неровный, что обусловлено, главным образом, "пестротой" гласных. Ровность звучания достигается при сохранении высокого звучания(позиции) на всех звуках певческого диапазона. Для этого следует использовать попевки и упражнения: 1) на гласные А, У, Ю; 2) упражнения стабильного блока: -на дыхание, -на медленный долгий выдох, -на развитие артикуляции, на подвижность диафрагмы, -на развитие ровности тембрового звучания, -гибкости голоса; 3)упражнения периодически обновляющегося блока: -на легкость и подвижность голоса, -на зубные язычные согласные - Д, З, Т, Р, Л, Н, -на губные - Б, П, В, М, Необходимо разделять при пении гласные, встречающиеся в одном слове или в конце одного и начале другого слова, например, "А я по лугу". Согласные звуки произносят легко, четко, ясно и энергично. Нужно приучать учащихся ясно произносить согласные в конце слов, присоединять согласные к следующему слогу, например, мышка. Условием правильного звукообразования являются правильно открытый рот, свободно опускающаяся челюсть, активные губы, четко артикулирующие каждый звук. На начальном этапе, в основном, следует обращать внимание на то, чтобы учащийся вдыхал правильно, распределяя выдох до конца слова или небольшой фразы, не брал дыхание в середине слова. 10 В практических занятиях наряду с упражнениями рекомендуется пение вокализов или песен напевного характера для выработки кантиленного звучания. Это необходимо также для осознания учащимися малой формы в целом и на уровне отдельных построений: фразы, предложения, периода, для усвоения или понятий кульминации произведения, коды и других. В репертуар должны входить популярные детские песни, популярные отечественные песни, ретро песни. На протяжении всех лет обучения необходимо развивать у обучающихся тембровое чувство и мышление, пополнять ресурс выразительности исполнения вокальных произведений, создавать условия, в которых обучающиеся испытывают радость ощущения исполнительской свободы и творческого комфорта. Во время работы над чистотой интонации одновременно следует добиваться полетности, звонкости и вибрато голоса, а также естественности звучания. Необходимо развивать творческую индивидуальность исполнителя, культуру исполнения, высокий художественный вкус, оберегать детей и подростков от манерности и подражательства. Вся вокальная работа должна проводиться на доступном обучающимся материале. Выбор репертуара для обучающихся - наиболее трудная задача преподавателя. Правильно подобранный репертуар будет способствовать духовному и вокально-техническому росту обучающегося, определит его творческое лицо, позволит решить воспитательные задачи. Подбирая программный репертуар, следует руководствоваться следующими принципами: художественная ценность; воспитательное значение; доступность музыкального и литературного текста; разнообразие жанров и стилей; логика компоновки будущей концертной программы. Все названные элементы исполнения направлены на возможно более полное раскрытие художественного образа. Важно, чтобы дети научись правильно петь, красиво и выразительно представлять свои действия на сцене, формировали индивидуальную манеру исполнения. Для успешного обучения необходимо вырабатывать у обучающегося навыки самостоятельной работы, приучить к осознанному, упорному, кропотливому труду, нужному для преодоления многочисленных трудностей. В основе процесса обучения эстрадного пения лежат следующие методические принципы: единство художественного и технического развития певца; постепенность и последовательность в овладении мастерством пения; применение индивидуального подхода к обучающемуся. Последний принцип особо важен, так как эстрадное пение отличается многообразием индивидуальных исполнительских манер Основными общими свойствами, характерными для эстрадной манеры округленное формирование звука, плотное звучание в грудном регистре (исключением здесь являются детские голоса). 11 Творческая деятельность является источником обретения ребенком уверенности в своих силах и собственной значимости, что положительно влияет на его самооценку и адаптацию в любом коллективе. В групповых занятиях также развиваются и коммуникативные качества. 3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Педагогическое оценивание проводятся три раза в год. Входное – в начале учебного года (позволяет выявить исходный уровень обучающихся по основным исследуемым характеристикам). На начальном этапе обучения контроль осуществляется ненавязчиво и органично вплетается в ход занятия. Опросы должны восприниматься обучающимися как одна из форм общения с педагогом. Фронтальный опрос по темам разделов проводится в форме музыкальной викторины или игры «Угадай мелодию»). Промежуточное - (проводится в середине года. Выявляется уровень освоения программы, позволяет констатировать те изменения, которые происходят в личности обучающихся.) Итоговая аттестация (по окончании срока реализации программы.) Формами проведения аттестаций могут быть фестивали, концерты, конкурсы, отчетный концерт. Ожидаемые результаты и способы определения результативности представлены в индивидуальных картах. (Приложение). Формами контроля по пройденной теме являются: тест, наблюдение, прослушивание, контрольное прослушивание и др. 12 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Для педагогов 1.Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя- музыканта. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 336с.: ноты. – (Б-ка учителя музыки). 2. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение. Секреты вокального мастерства. - Феникс, Ростов-на-Дону, 2007. 3. Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению: Учебно-методическое пособие. - Изд-во: Музыкальная палитра, 2005. 4. Луканин В.Н. (Составление и редакция Е.Нестеренко). Обучение и воспитание молодого певца. – Изд-во: "Музыка" Ленинградское отделение, 1977. 5. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил. 6. Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. – Изд-во: Редакционно-издательский отдел, Издательский отдел Института психологии РАН, 2002. 7. Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 1.– 608 с.: нот. Для детей и родителей 1.Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 2. – 400 с.: нот. 2. Ровнер В.А. Вокально-джазовые упражнения для голоса в сопровождении фортепиано. - Изд-во: Нота. Санкт-Петербург, 2004. 3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 4. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. Изд-во: «Прометей» МПГУ им. В. И. Ленина, Москва, 1992. 5. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – М.: Изд-во «Советский композитор», 1991. – 191с.: ил. 13 Приложения к программе Приложение 1. Оценочные материалы к программе 1. Дыхание Задание: Исполнение куплета и припева репертуарной песни по одному или дуэтом и выполнение дыхательных упражнений по методике А.Стрельниковой, обращая внимание на певческую установку, качество интонирования и используемый вид дыхания. Исполнение любой песни Пример: 1. Вдох - короткий и резкий. Как хлопок. Выполняется с закрытым ртом, но губы должны сомкнуться непроизвольно. Выдох - свободный (происходит как бы сам собой). Выполняется через рот. На вдохе нельзя поднимать плечи, вдох «в живот». Все упражнения выполняются в темпе марша. 2. Встать прямо, ноги на ширине плеч. Голова вниз (смотреть на пол) — вдох. Голову вверх (смотреть на потолок) — тоже вдох. Вниз – вверх. Выдох непроизвольно производится после каждого вдоха. Критерии оценки: Уровень выше среднего: Обучающийся владеет и соблюдает правильную певческую установку. Выполняет упражнения правильно. Обучающийся использует диафрагматическое дыхание, умеет использовать цепное дыхание (при пении дуэтом, группой). Дышит между фразами, не разрывая слова. Дыхание спокойное. Обучающийся рассчитывает певческое дыхание на длинную фразу. Средний уровень: Обучающийся владеет и соблюдает правильную певческую установку. Выполняет упражнения не совсем правильно. Обучающийся использует диафрагматическое дыхание только в начале пения, а далее использует только грудное. Умеет использовать цепное дыхание (при пении небольшим ансамблем, в группе). Дышит между фразами, но не всегда дыхания хватает на длинную фразу. Уровень ниже среднего: Обучающийся владеет и соблюдает правильную певческую установку. Выполняет упражнения не верно. Обучающийся использует только грудное дыхание. Берёт дыхание только на небольшую фразу. Не умеет рассчитывать дыхание на длинную музыкальную фразу. Во время цепного дыхания дышит одновременно с другим обучающимся. 2. Чистота интонирования. Унисон. Задание: Исполнение куплета и припева песни по одному и дуэтом (пение в унисон), обращая внимание на качество интонирования и умение петь в унисон. Исполнение любой песни. Пример: «В лесу родилась ёлочка» Критерии оценки: Уровень выше среднего: Чистое интонирование мелодии песни. Понимание основы чистого унисона и умелое пение унисона в дуэте и в ансамбле. Средний уровень: Чистое интонирование мелодии песни. Понимание основы чистого унисона, но неточное пение в унисон. Уровень ниже среднего: Чистое интонирование только с помощью преподавателя. Отсутствие унисона. 14 3. Звуковедение. Задание: Исполнение попевок по одному, обращая внимание на качество интонирования, использования обучающимся ровного звуковедения и различных штрихов. Исполнение попевок с одним штрихом, легато Пример: исполнение ми, ма, мо, му вверх и вниз в интервале квинты Критерии оценки: Уровень выше среднего: Исполнение обучающимся мелодии любым предложенным штрихом. Средний уровень: Исполнение обучающимся мелодии любым предложенным штрихом, но допускает незначительные ошибки во время исполнения мелодии. Уровень ниже среднего: Обучающийся исполняет мелодию нужным штрихом только по словесному объяснению и демонстрационного показа учителем. Правильная дикция и артикуляция. Задание: Исполнение скороговорок, куплета и припева песни по одному, дуэтом или небольшим ансамблем, обращая внимание на качество интонирования, дикцию и артикуляцию на примере вокально-артикуляционных упражнений Павлюченко. Исполнение простых скороговорок Пример: «От топота копыт пыль по полю летит» Критерии оценки: Уровень выше среднего: Обучающийся знает особенности певческой дикции и артикуляции. Соблюдает правила во время чтения, пения. Чисто интонирует мелодию. Средний уровень: Обучающийся знает особенности певческой дикции и артикуляции. Соблюдает правила во время чтения, пения, но иногда допускает ошибки. Чисто интонирует мелодию. Уровень ниже среднего: Обучающийся знает особенности певческой дикции и артикуляции, но не умеет использовать теоретические знания на практике. Неточно интонирует мелодию. 4. Формирование чувства ансамбля. Задание: Исполнение (пение) куплета и припева песни в ансамбле, обращая внимание на качество интонирования соблюдение ансамбля. Исполнение любой песни. Пример: «В лесу родилась ёлочка». Критерии оценки: Уровень выше среднего: Обучающиеся чисто интонируют мелодию. Чистое унисонное интонирование в любых темпах и ладах со сложным ритмическим рисунком. Исполняют несложные двухголосные песни без сопровождения. Знают и соблюдают основы цепного дыхания. Средний уровень: Обучающиеся чисто интонируют мелодию, но иногда допускают ошибки. Чистое унисонное интонирование в умеренном темпе. Исполняют несложные двухголосные песни, с незначительной гармонической поддержкой аккомпанемента. Знают и соблюдают основы цепного дыхания. Уровень ниже среднего: Обучающиеся допускают ошибки при пении. Отсутствует унисонное интонирование мелодии. Исполняют лёгкие двухголосные песни только с гармонической поддержкой аккомпанемента. При пении песни не соблюдают основы цепного дыхания. 5. Метроритмика. Задание: Исполнение (пение) куплета и припева песни в ансамбле, обращая внимание на качество ритмического рисунка и ровного метра. Прохлопать или простучать ритм любой песни Пример: «В лесу родилась ёлочка». Критерии оценки: 15 Уровень выше среднего: Обучающиеся чисто интонируют мелодию. Чистое унисонное интонирование в любых темпах со сложным ритмическим рисунком. Исполняют несложные двухголосные песни. Средний уровень: Обучающиеся чисто интонируют мелодию, но иногда допускают ошибки. Чистое унисонное интонирование в умеренном темпе. Исполняют сложные одноголосные песни, с незначительной гармонической поддержкой аккомпанемента (дублирование мелодии в минусовке). Уровень ниже среднего: Обучающиеся допускают ошибки при пении. Отсутствует унисонное интонирование мелодии. Сбивка метра и не ритмическое исполнение. 6. Теория. Задание: Выполнение тестового задания на знание теории, обращая внимание на время выполнения, правильную терминологию. Опрос или тестирование на знание музыкальной теории. Пример: Названия нот (до, ре, ми и т.д.), терминалогия звуковедения(тихо-пиано, громко-форте), устройство голосового аппарата(язык, зубы, губы и т.д.) Критерии оценки: Уровень выше среднего: Обучающиеся выполняют задание в короткий промежуток времени, используют правильную терминологию. Средний уровень: Обучающиеся выполняют задание выйдя за пределы временного норматива, используют неточную терминологию. Уровень ниже среднего: Обучающиеся выполняют задание медленно с подсказкой преподавателя, не используют правильную терминологию. 7. Формирование сценической культуры. Работа над образом. Задание: Исполнение песни, обращая внимание на качество интонирования, умения донести образ до слушателей, умения держаться на сцене. Исполнение любой песни. Пример: «В лесу родилась ёлочка» Критерии оценки: Уровень выше среднего: Чистое интонирование мелодии, пение в характере песни. Уверенная манера поведения на сцене, умение выполнять несложные движения под музыку. Умение держать микрофон без рекомендаций учителя. В завершении песни - поклон. Средний уровень: Чистое интонирование мелодии. Во время пения отводит микрофон от губ, на сцене держится скованно. Движения под музыку забывает. В конце пения выполняет поклон только после напоминания учителем. Уровень ниже среднего: Чистое интонирование мелодии. Во время пения с микрофоном обучающийся забывает текст песни, убирает микрофон от губ. Движения под музыку не выполняет. Поёт не в образе музыкального произведения. В конце пения не кланяется, а поспешно уходит со сцены. Приложение 2. Тест по теме «Элементарная теория музыки» 1. Скорость исполнения в музыке - это? a) Темп b) Ритм c) Метр d) Размер e) Такт f) Доля g) Синкопа 16 2. Окраска звука - это? a) Палитра b) Радуга c) Тембр d) Аккорд e) Лад f) Партитура 3.Сила звучания в музыке - это? a) Высота звука b) Диапазон c) Динамика d) Громкость 4. Чередование сильных и слабых долей – это? a) Темп b) Тембр c) Акцент d) Ритм e) Метр f) Сантиметр g) 5. Динамический оттенок пиано (p) – это? a) Громко b) Не очень громко c) Тихо Критерии оценивания знаний: Уровень знаний выше среднего: 4 и более правильных ответа Средний уровень знаний: 3 правильных ответа Уровень знаний ниже среднего: 2 и менее правильных ответа 17