Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества Программа рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании Методического совета МБУ ДО - ЦДТ протокол от 19.08.2024 №2 УТВЕРЖДАЮ ___________________/Т.Г. Хисамова Директор МБУ ДО - ЦДТ приказ от 19.08.2024 №51-ДООП Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Вокальный ансамбль «YES-диез!START» Уровень Стартовый Возраст обучающихся 6-11 лет Срок реализации 15 недель Автор-разработчик: Смирнова Елена Алексеевна педагог дополнительного образования, первая квалификационная категория Екатеринбург, 2024 г. Содержание 1. 1.1 1.2 1.3 1.4 1.4.1 1.4.2 1.4.3 2. 2.1 2.1.1 2.1.2 2.2 Комплекс основных характеристик Пояснительная записка Цель и задачи программы Планируемые результаты Учебный план программы Учебный тематический план Содержание учебно-тематического плана Календарный учебный график Комплекс организационно-педагогических условий Условия реализации программы Материально-технические условия Информационно-методические условия Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Список литературы Приложения 3 3 5 6 6 6 7 9 10 10 10 11 13 15 18 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность программы: художественная. Программа «Вокальный ансамбль «YES-диез!-старт» нацелена на вокальное развитие обучающихся в рамках дополнительного образования. В процессе певческой деятельности успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей, эмоциональная отзывчивость на музыку, обогащается его внутренний мир. Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время вокально-хоровое пение – наиболее массовая форма активного приобщения к музыке. Петь может каждый ребенок, и пение для него естественный и доступный способ выражения художественных потребностей, чувств, настроений. Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе работы по данной программе дети получают: Досуговую занятость путем привлечения их к вокальному искусству в свободное время. Помощь в самореализации, преодолении скованности, неуверенности в себе. Достижение необходимой в современное время ситуации успеха в концертно-сценической деятельности. Приобретение данных навыков способствует не только расширению кругозора и обогащению духовного мира ребенка, но и социализации юной личности. Отличительной особенностью данной программы является форма и содержание занятия, которое основано на принципе «Интенсивной хоровой репетиции», суть которой заключается в том, что каждое вокально-хоровое занятие предполагает подготовку к пению, распевание на определенной системе упражнений (тренинговые упражнения систем развития голоса Огороднова, Емельянова), а также на классических методиках обучения пению. Программа стартового уровня. Предполагает использование таких форм деятельности и организации материала, которые направлены на введение, ознакомление со специализированными знаниями, музыкальным языком; погружение в атмосферу музыкального творчества. Программа разработана на основе нормативно-правовой документации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в действующей редакции. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (в редакции 2013 г.). Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р). Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам". Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». Адресат Программа разработана для обучающихся 6-11 лет. У детей младшего школьного возраста уже сформированы все те качества личности и варианты ответных реакций, которыми он будет пользоваться на протяжении всей своей жизни. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. Ребенок начинает активно размышлять по поводу своих действий, утаивать свои переживания. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам. поведение так или иначе, связано с основным мотивом, доминирующем в этом возрасте — мотивом достижения успеха. Для занятий формируются группы 15 человек, специальных требований к начальному уровню подготовки обучающихся при приеме в объединение нет. Режим занятий. Продолжительность одного академического часа- 40 минут. Перерыв между учебными занятиями -10 минут. Длительность одного занятия: 2 академических часа. Периодичность занятий в неделю: 2 раза. Объем программы: 62 часа. Срок реализации программы: 15 недель Программа первого года обучения - стартовый уровень предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания общеразвивающей программы. Особенности реализации программы: программа может реализовываться в дистанционной форме обучения. Формы обучения: очная. Перечень видов занятий: Форма занятия с ансамблем – интенсивная хоровая репетиция. Ход занятия начинается с фонопедических упражнений, которое несет двойную функцию: 1. разогревание и настройка голосового аппарата с целью подготовки к работе; 2. развитие вокально-хоровых навыков с целью достижения выразительности звучания певческих голосов в процессе исполнения хоровых произведений. После распевания следует работа с новым материалом или повторение предыдущего. Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, фольклором, сценическим искусством, ритмикой. Подбор репертуара осуществляется с учетом возрастных особенностей обучающихся, доступности, необходимости, художественной выразительности, календарных дат и мероприятий. Формы подведения итогов реализации программы: прослушивание, беседа, открытое занятие, концерт. Воспитательная работа. Воспитательная работа с обучающимися проводится в соответствии с рабочей программой воспитания МБУ ДО-ЦДТ, ее ежегодного плана. Цель программы воспитания: развитие и социализация в соответствии с принятыми социокультурными правилами и нормами, как основы воспитанности обучающихся. Задачи программы воспитания: развивать морально-нравственные качества обучающихся: честность; доброту; совесть; ответственность, чувства долга; развивать волевые качества обучающихся: самостоятельность; дисциплинированность; инициативность; принципиальность, самоотверженность, организованность; воспитывать стремления к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию; приобщать обучающихся к экологической и социальной культуре, здоровому образу жизни, рациональному и гуманному мировоззрению; формировать нравственное отношения к человеку, труду и природе; Планируемые результаты воспитания: развиты морально-нравственные качества обучающихся: честность; доброта; совесть; ответственность, чувство долга; развиты волевые качества обучающихся: самостоятельность; дисциплинированность; инициативность; принципиальность, самоотверженность, организованность; развито стремления к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию; сформирован интерес обучающихся к экологической и социальной культуре, здоровому образу жизни, рациональному и гуманному мировоззрению; сформировано нравственное отношения к человеку, труду и природе. Формы проведения воспитательных мероприятий: беседа, викторина, встреча с интересными людьми, дискуссия, тренинг, посещение театра, организация конференции, экскурсия, олимпиада, смотр, конкурс и др. Методы воспитательного воздействия: убеждение, внушение, заражение «личным примером» и подражание, упражнения и приучение, обучение, стимулирование (методы поощрения и наказания, соревнование), контроль и оценка и др. 1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель: выявление и развитие музыкально-творческих способностей детей посредствам вокального искусства. Задачи: Обучающие: формировать певческие навыки: интонация, дикция, дыхание; знакомить с музыкальными жанрами, основными средствами музыкальной выразительности; знакомить с нотной грамотностью; знакомить с репертуаром детских песен. Развивающие: развивать вокально-хоровой слух; развивать музыкально-слуховые представления; формировать навыки сценического движения, поведения, артистизма. формировать навыки чтения с листа, сольфеджио. Воспитательные: воспитывать у обучающихся требовательности к себе, ответственности за общий результат; воспитывать у обучающихся партнерские качества, умения работать в коллективе. 1.3 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ Предметные: сформированы певческие навыки: интонация, дикция, дыхание; знают музыкальные жанры, основные средства музыкальной выразительности; знают нотную грамотность; знают репертуар детских песен. Метапредметные: развит вокально-хоровой слух; развиты музыкально-слуховые представления; сформированы навыки сценического движения, поведения, артистизма. сформированы навыки чтения с листа, сольфеджио. Личностные: сформирована у обучающихся требовательность к себе, ответственность за общий результат. сформированы у обучающихся партнерские качества, умения работать в коллективе. 1.4 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1.4.1 УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ № п/п Наименование темы Введение в программу Изучение новых произведений Музыкальнопросветительные беседы Вокально-хоровая работа Постановка голоса Работа над концертным репертуаром Развитие вокальнохоровых навыков Развивающее сольфеджио История музыки Работа над музыкальной интонацией Работа над речевой интонацией Работа с партитурами, сольфеджирование Сценическая работа Работа над сценическими движениями Хореографическая подготовка Развитие творческих способностей Основы сценического мастерства Фонопедические упражнения, первый комплекс Количество часов Формы Общее Теория Практика аттестации/контроля Индивидуальное прослушивание Прослушивание, анализ качества исполнения Беседа, анализ усвоения нового материала Прослушивание, анализ качества исполнения Прослушивание, анализ уровня развития вокальных навыков Прослушивание, просмотр Прослушивание, беседа Творческое задание Беседа Прослушивание Прослушивание Прослушивание, просмотр Просмотр Просмотр Просмотр Прослушивание, концертная деятельность Концертная деятельность Прослушивание Прослушивание образцов хоровой классической музыки Беседа Итого 1.4.2 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА 1. Введение в программу Теория: знакомство с детьми, правила по безопасности труда, правила пожарной безопасности. Правила на занятии по вокалу. Практика: тестирование голосового аппарата. Интонационное распределение по интонационным группам, фонопедические упражнения, интенсивная хоровая репетиция. 2. Изучение новых произведений. Теория: знакомство с музыкальными произведениями разных жанров: народные, детские песни, классические и современные произведения русских и зарубежных композиторов. Практика: фонопедические упражнения, интенсивная хоровая репетиция. 3. Музыкально-просветительные беседы. Теория: знакомство с музыкальными жанрами, средствами музыкальной выразительности. Практика: фонопедические упражнения, интенсивная хоровая репетиция. 4. Вокально-хоровая работа 4.1. Постановка голоса. Теория: знакомство с основными правилами, приёмами постановки голоса. Практика: внедрение и освоение 1 цикла I комплекса фонопедических упражнений (без инструмента); внедрение и освоение 4 цикла I комплекса фонопедических упражнений (с инструментами); пение 1- голосных вокальных упражнений, распевок, вокализов. Хоровое сольфеджио: пение 1- голосных номеров ступенями и переведение их в нотный ряд. Вокально-партитурное сольфеджио: чтение с листа; разучивание по партитурам. 4. 2. Работа над концертным репертуаром. Теория: отбор, выстраивание и поэтапное расширение музыкального репертуара Практика: фонопедические упражнения, интенсивная хоровая репетиция. 4.3. Развитие вокально-хоровых навыков Теория: (интонация, дыхание, дикция, унисон) выработка дыхания перед началом пения, в зависимости от характера исполняемого произведения. выработка естественного, свободного звука без крика и напряжения, преимущественно мягкой атаки звука, способа формирования гласных в разных регистрах (головное, грудное звучание). развитие дикционных навыков. выработка активного унисона; интонирование одноголосного пения при сложном аккомпанементе Практика: фонопедические упражнения, интенсивная хоровая репетиция. 4.4. Развивающее сольфеджио Теория: основы музыкальной теории (Звукоряд, гамма, скрипичный и басовый ключ, нотная запись, паузы) Практика: фонопедические упражнения, интенсивная хоровая репетиция, выполнение теоретических заданий 4.5. История музыки Теория: история русской музыки. Практика: фонопедические упражнения, интенсивная хоровая репетиция. 4.6. Работа над музыкальной интонацией Теория: знакомство с понятием музыкальная интонация, упражнениями, вокальными этюдами. Практика: фонопедические упражнения, интенсивная хоровая репетиция. 4.7. Работа над речевой интонацией Практика: интонационно-речевые упражнения, фонопедические упражнения, интенсивная хоровая репетиция. 4.8. Работа с партитурами, сольфеджио. Теория: правило интенсивной хоровой репетиции, разбор 1-голосных партитур. Практика: выполнение теоретических заданий. 5. Сценическая работа 5. 1. Работа над сценическими движениями Практика: практическая двигательная практика в ансамблевом исполнении. 5. 2. Хореографическая подготовка Практика: овладение и отработка двигательных навыков, хореографических движений. 5.3. Развитие творческих способностей. Практика: фонопедические упражнения, интенсивная хоровая репетиция, импровизация, постановка номера. 5.4 Основы сценического мастерства Теория: - Концентрация на выступлении, психологический настрой, формирование исполнительской культуры, критической оценки. - Особенности работы в звукозаписывающей студии. Практика: концертно-исполнительская практика, фонопедические упражнения, интенсивная хоровая репетиция. 6. Фонопедические упражнения, первый комплекс. Практика: фонопедические упражнения, интенсивная хоровая репетиция. Прослушивание образцов хоровой классической музыки. Теория: Прослушивание образцов хоровой классической музыки, лучших исполнителей ХХ века. Практика: Итоговые выступления, отчетные концерты. 1.4.3 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Год обучения 1 Дата начала обучения 15.09.24 № Учебн ые п/п недели 1 2 3 1 неделя Дата Количество Количество Количество окончания учебных учебных учебных обучения недель дней часов 31.12.24 15 31 62 Наименование темы Режим занятий 2 занятия по 2 часа в неделю Форма занятия Колво часов Формы контроля Вводное занятие Очная, интенсивнохоровая репетиция 2 Контрольное слушание Вокальная интонация Очная, интенсивнохоровая репетиция 2 Контрольное слушание Первоклашки Очная, интенсивнохоровая репетиция 2 Контрольное слушание Мамины руки Очная, интенсивнохоровая репетиция 2 Контрольное слушание Звукоряд Очная, интенсивнохоровая репетиция 2 Контрольное слушание Здравствуй, учитель! Очная, интенсивнохоровая репетиция 2 Контрольное слушание Голосообразование Очная, интенсивнохоровая репетиция 2 Контрольное слушание Мамины глазки Очная, интенсивнохоровая репетиция 2 Контрольное слушание Звуковедение Очная, интенсивнохоровая репетиция 2 Контрольное слушание 10 Здравствуй, учитель! Очная, интенсивнохоровая репетиция 2 Контрольное слушание 11 Вокальная интонация Очная, интенсивнохоровая репетиция 2 Контрольное слушание Моя Россия Очная, интенсивнохоровая репетиция 2 Контрольное слушание Унисон Очная, интенсивнохоровая репетиция 2 Контрольное слушание Моя Россия Очная, интенсивнохоровая репетиция 2 Контрольное слушание Музыкальный лад Очная, интенсивнохоровая репетиция 2 Контрольное слушание Осенний блюз Очная, интенсивнохоровая репетиция 2 Контрольное слушание Унисон Очная, интенсивнохоровая репетиция 2 Контрольное слушание Моя Россия Очная, интенсивнохоровая репетиция 2 Контрольное слушание Русская народная музыка Очная, интенсивнохоровая репетиция 2 Контрольное слушание Унисон Очная, интенсивнохоровая репетиция 2 Контрольное слушание 4 2 неделя 5 6 3 неделя 7 8 9 12 4 неделя 5 неделя 6 неделя 13 14 7 неделя 15 16 8 неделя 17 18 9 неделя 19 20 10 неделя Дикция Очная, интенсивнохоровая репетиция 2 Контрольное слушание Все ли можно сосчитать Очная, интенсивнохоровая репетиция 2 Контрольное слушание Артикуляция Очная, интенсивнохоровая репетиция 2 Контрольное слушание, беседа 24 Саночки Очная, интенсивнохоровая репетиция 2 Контрольное слушание 25 Основы сценического движения Очная, интенсивнохоровая репетиция 2 Контрольное слушание, беседа 26 Саночки Очная, интенсивнохоровая репетиция 2 Контрольное слушание 27 Певческая установка Очная, интенсивнохоровая репетиция 2 Контрольное слушание Дыхание Очная, интенсивнохоровая репетиция 2 Контрольное слушание Интонация Очная, интенсивнохоровая репетиция 2 Контрольное слушание Голосообразование Очная, интенсивнохоровая репетиция 2 Контрольное слушание Унисон Очная, интенсивнохоровая репетиция 2 Контрольное слушание 21 22 11 неделя 23 12 неделя 13 неделя 28 14 неделя 29 30 15 неделя 31 16 неделя 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 2.1.1 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧСЕКИЕ УСЛОВИЯ: №/№ Оборудование 1 Учебный кабинет. Единица измерения Количество группу 1 на % использования в ходе реализации программы 100% Ноутбук Фортепиано Радиомикрофон Музыкальный центр Портреты композиторов. Таблицы артикуляционной гимнастики. Пособия: «Нотный стан», «Клавиатура», сборники партитур 6 7 8 9 10 11 12 шт шт шт шт шт папки 1 1 2 1 8 2 80% 80% 70% 80% 20% 30% папки 4 30% 2.1.2 ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ № Наименование П/П 1 USB накопители мультимедиа информацией; 2 3 4 5 Ссылка с Программы: по обработке звука, звуко – и видеовоспроизводящие. Портал «Моя школа» https://myschool.edu.ru/ Российская электронная https://resh.edu.ru/ школа https://infourok.ru/ Образовательный портал «Инфоурок» 6 7 Порталы для поиска :x-minus.ru, plus-msk.ru, b-track.ru фонограмм Компклект видеозанятий https://www.youtube.com/watch?v=qZnvvy__cTQ&t=3s педагога https://www.youtube.com/watch?v=ANZo3_652-M&t=21s https://www.youtube.com/watch?v=wNHO2jr8beg&t=86s https://www.youtube.com/watch?v=vBERn31jucU&t=2s https://www.youtube.com/watch?v=P9wm01N7J6Y https://www.youtube.com/watch?v=DO_v1blZyp4&t=1s https://www.youtube.com/watch?v=10f6KZwweQU https://www.youtube.com/watch?v=iMeL0qt_jBw&t=1s https://www.youtube.com/watch?v=KWjXer5GMH0 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ Разработки: теоретических и практических занятий, открытых занятий, тематических сценариев. Методические разработки В. Емельянова «Фонопедический метод развития голоса», Д. Огороднова, Л. Пилипенко. Рекомендации по разработке проектов. Партитуры, ноты, тексты песен Фонограммы +,-. Таблицы артикуляционной гимнастики. Портреты композиторов. Работа с вокальным ансамблем опирается методы, которые можно классифицировать по источнику информации и характеру деятельности – словесные, наглядные, практические, а также по назначению и дидактическим задачам – восприятие, приобретение знаний, формирование умений и навыков, запоминание, повторение, контроль. Методика работы с вокальным ансамблем подчиняется основным принципам дидактики: соответствие содержания методики обучения и воспитания детей уровню общественного развития; постоянство требований и систематическое повторение действий; увлеченность и интерес; учет реальных возможностей, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Дидактические закономерности обучения характеризуются такими качествами, как: зависимость результатов обучения от регулярности и систематичности занятий; осознание целей обучения; значимость для детей усваиваемого репертуара; сложности произведения. Четкая структура занятий имеет в вокальном ансамбле особое значение. Хорошо продуманная последовательность видов работы, чередование легкого и трудного, напряжения и разрядки делают хоровые занятия продуктивными и действенными. Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса: метод стимулирования и мотивации учебной деятельности создание ситуаций успеха в учении поощрение и порицание разъяснение метод организации и осуществления учебных действий словесные (рассказ, беседа) наглядные (иллюстрация, демонстрация практические репродуктивные и проблемно поисковые (от частного к общему, от общего к частному) методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя. - метод контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности метод устного контроля и самоконтроля в обучении Методы музыкального образования обуславливают взаимодействие с содержанием музыки, направлены на освоение способов музыкальной деятельности, позволяют проявиться внутреннему миру ребенка, наблюдать процесс самоизменения через музыку. Для включения детей в активную и приятную для них деятельность используется ряд эффективных методических приемов: разучивая и исполняя произведения, целесообразно проводить работу сразу над несколькими различными по характеру и сложностями песнями. в процессе разучивания и исполнения надо обращать внимание детей на качество творческого звука, на то, «что такое хорошо и что такое плохо» в пении, учить красоте и содержательной наполненности звучания. Итогом должно стать создание убедительного художественного образа, выразительное осмысленное исполнение музыки. Также развитию творческого навыка у детей способствуют импровизации: вокальные, двигательные, ритмические. ИНФОРМАЦИОНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Демонстрация видеофрагментов, поиск информации об авторах, композиторах, истории создания произведения. Поиск и обработка звука и фонограммы в интернете, поиск текстов, партитур, показ фильмов, мультфильмов, фрагментов передач, виртуальных концертов. Использование программ для обработки звука и видео. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Требования к квалификации: Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы и курсы повышения квалификации по направлению деятельности. 2.2. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Формой контроля освоения материала являются такие способы, как: в форме концертно-исполнительской деятельности – педагог наблюдает выступление, оценивает рост вокальных умений ребенка, сценического мастерства, фиксирует изменение личностных качеств. Индивидуальное и групповое прослушивание, - в процессе работы над вокальным произведением, педагог самостоятельно определяет на слух чистоту интонации, ритмическую точность, качество исполнения произведения детьми в целом. Определяются проблемные места, указываются ошибки в звукоизвлечении. Для более детального прослушивания педагог может попросить исполнить каждого по отдельности фрагмент, фразу, мотив из произведения. Беседа, - вопрос-ответ. Выявляются теоретические знания учеников о владении специальной терминологией, теоретическое понимание системы звукообразования, знаний о жанровых разновидностях вокальной музыки, о работе с микрофоном и поведении на сцене, умение работать с информацией в интернете. Выполнение заданий, предложенных педагогом (оценочные материалы) Способами проверки результатов реализации дополнительной общеразвивающей программы является педагогическое оценивание, которое отслеживает рост теоретических знаний, практических умений, общеучебных умений и навыков и творческих достижений обучающихся. Оценка уровня развития предусматривает уровневую систему по 5-балльной шкале: 4-5 баллов – выше среднего, 3 балла – средний уровень, 1-2 балла – ниже среднего. В течение срока реализации программы группа проходит входное и итоговое оценивание (уровень освоения программы за год). Разработанные оценочные материалы представлены в приложении. Оценочные материалы для занятий вокального ансамбля «Yes» 1. Индивидуальная карточка учета результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе (Приложение №1) 2. Задания к педагогическому оцениванию (Приложение №2) 3. Показатели оценивания (Приложение №3) СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Нормативные документы: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в действующей редакции. 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (в редакции 2013 г.). 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р). 4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р). 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 6. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об Утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 7. Приказ Министерства труда и социализации защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам". 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». 10. Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ). 12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК -641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»). 13. Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 14. Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461 ПП «О региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской области». 15. Федеральный закон от 13.07.2020 № 189 ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»; 16. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом. ДЛЯ ПЕДАГОГА 1. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе О.А. Апраксина. –М.., 2018. 2. Бурлакова И. Основные принципы хоровой школы/ И. Бурлакова. - М., 2015. 3. Бутенко Э. Сценическое перевоплощение. Теория и практика. 3-е издание. – М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств») 2017. – 160 с. 4. Брейтбург В. В. Отечественный эстрадный мюзикл в контексте бытования массовых жанров: к постановке проблемы // Манускрипт. – 2018. – № 8 (94). – С. 106-111 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: 5. Веллингтон А. Т. Современный театр. Эксперименты над формой и содержанием // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2017. – № 3-1. – С. 139-145; то же [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-teatreksperementynad-formoy-i-soderzhaniem (28.01.2019). 6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 2017. 7. Готсдинер А.А. Музыкальная психология|/ М., 2013. 8. Гуревич Л. Я. История русского театрального быта. От середины XVII до начала XIX века / Л. Я. Гуревич. – Изд. 2-е. – М.: URSS: [Книжный дом ЛИБРОКОМ, 2012]. 9. Ермаков А. А. Становление отечественного детского музыкального театра в 20-30-е годы ХХ века в контексте тенденций государственной культурной политики // Музыковедение. – 2018. – № 5. – С. 23-31. Журнал есть в фонде СОУНБ им. В. Г. Белинского. 10. Ершова А.П. О всеобщей доступности театрально-исполнительской деятельности школьников// Режиссер работает в школе. – М.,2011. 11. Канн-Камек, В.А. Педагогическое творчество/ В.А. Какн Камек, Н.Д. Никандров, М.,2010. 12. Коренева Т.Ф. В мире музыкальной драматургии. – М., 2016. 13. Маркидонов С.А. Постановка детского музыкального спектакля в школе. Учебное пособие. – Иркутск: Изд-во Иркут.гос.пед. ун-та, 2018. 14. Маркидонов С.А. Методика музыкально-театральной работы. Учебное пособие. – Иркутск: Изд-во Иркут.гос.пед. ун-та, 2018. 15. Марков П. А. Статьи о театре XX века: избранное: в 2 т. / П. А. Марков; [сост.: Б. Н. Любимов и др.; ред. В. Турчин ; Рос. ун-т театр. искусства – ГИТИС]. – М. : ГИТИС, 2013. Т. 1. – 2013. 16. Мугинштейн, Михаил Хроника мировой оперы. 1600-2000. Книга 3. 1901-2000 / Михаил Мугинштейн. - М.: Антеверта, 2016. - 600 c. 17. Музыкальное образование в школе. ACADEMA, М., 2011. Новицкая Л. Уроки вдохновения. - М.,2016. 18. Ольхов, К.А. Вопросы теории дирижерской техники и обучение хоровых дирижеров/ К.А. Ольхов; общ. Ред. Г.А. Дубровской. –М, 2017. 19. Петрушин В.И. Артистизм – это тренировка. Сов. музыка. 1971.№12. 20. Подуровский В.М., Суслова Н.В. психологическая коллекция музыкальнопедагогической деятельности. ВЛАДОС – М.,2011 21. Покровский Б. Сотворение оперного спектакля, М.,2015г. 22. PRO SCENIUM. Вопросы театра. Изд 2-е испр.. - М.: КомКнига, 2006. - 416 c. 23. Психология музыкальной деятельности. ACADEMA, М., 2011. 24. Стулова, Г.П. Хоровой класс (теория и практика вокальной работы в детском хоре)/ Г.П. Стулова. –М., 2018. 25. Сухов Ф. Театр – творческое сообщество детей и взрослых. Искусство в школе. – 1994.-№2.-с.40. 26. Театральные термины и понятия. СПб.: РИИИ. 2015. 27. Театральная энциклопедия в 6 томах. 2015. 28. ТЮЗ. Без пяти минут сто лет : воспоминания, размышления / [сост. Е. Герусова ; ред. Е. Алексеева]. – СПб. : Балтийские сезоны, 2012. 29. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. Программа и репертуар. – М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2019. 30. Фадеева, Г. А. Конференции, праздники, ролевые игры, театрализованные представления / Г.А. Фадеева. - М.: Учитель, 2016. - 124 c. 31. Фольклор – музыка – театр: Программно-метод. Пособие /Под ред. С.И.Мерзляковой. – М.: 2015г. ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1. Безымянная О. Школьный театр. – М.: Рольф, 2011. – 272 с., с илл. 2. Бекина С.И. и др. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет). – М.: Просвещение, 2014. – 288 с., ил., нот. 3. Вокал. Краткий словарь терминов и понятий / Vocal: Concise Dictionary of Terms and Notions. - М.: Планета музыки, Лань, 2015. - 352 c. 4. Елисеева-Шмидт, Э.С. Энциклопедия хорового искусства / Э.С. Елисеева-Шмидт. Москва: ИЛ, 2016. - 298 c. 5. Мануэль, Гарсиа Упражнения для голоса. Учебное пособие / Гарсиа Мануэль. - М.: Лань, 2015. - 495 c. 6. Давыдова М.Агапова И., Музыкальные вечера в школе. – М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 256 с., с илл. 7. Заседателев, Ф. Ф. Научные основы постановки голоса / Ф.Ф. Заседателев. - М.: Либроком, 2013. - 120 c. 8. Занимательная музыка. – Ростов н/Д.: «Феникс». 2013. – 128 с. 9. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. – М: Школьная пресса, 2000. – 96 с.: ил. 10. Науменко Г. собрал и пересказал. Березовая карусель.: Русские народные детские игры и хороводы. – М.: Дет.лит., 2010. – 63 с., ил. 11. Покровский Б. Сотворение оперного спектакля, М., 2015г. 12. Прянишников, И.П. Советы обучающимся пению / И.П. Прянишников. - М.: Лань, 2017. - 714 c. 13. Сотникова, М.Г. Изюминка/ М.Г.Сотникова.- Омск: Амфора 2005. 14. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. Программа и репертуар. – М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 160 с.: ил. 15. Юдина Е.И. Первые уроки музыки и творчества. – М.: «Аквариум ЛТД», 1999. – 272 с. 16. Филькельштейн Э., От А до Я., 2012г. 17. Фоминцев А. «Царевна – лягушка» муз.сказка., 2005г. 18. Хрестоматия по чтению хоровых партитур. В 5 выпусках. Выпуск 4. - М.: Музыка, 2008. - 100 c. Приложение 1 Индивидуальная карточка учета результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе для текущего оценивания, стартовый, базовый уровень Дата: Тема: Теорети Знание Знания о Чистота Чувство Гармони Вокальн Сцениче Общий ФИО Владение специальной ческое жанровых и работе с интонир ритма ческий оское балл терминологией 1 2 3 пониман ие правиль ного звукообр азования стилевых разновиднос тей вокальной музыки микрофо ном, этике артиста, поведен ии на сцене ования слух певческа я установк а движени е, навык работы с микрофо ном Приложение 2 Показатели оценивания: 1. Теоретическая подготовка обучающегося а) Владение специальной терминологией б) Теоретическое понимание правильного звукообразования в) Знание жанровых и стилевых разновидностей вокальной музыки г) Знания о работе с микрофоном, этике артиста, поведении на сцене 2. Практическая подготовка обучающегося а) Чистота интонирования б) Чувство ритма в) Гармонический слух г) Вокально-певческая установка (певческое дыхание, наличие высокой певческой форманты в голосе, формирование объемного звука за счет приподнятого верхнего неба, использование резонаторов, пение на опоре, без мышечных зажимов, наличие вибрато) д) Сценическое движение, навык работы с микрофоном 3. Общеучебные умения и навыки обучающегося: Работа с интернетом: поиск информации, музыки, фонограмм, текста, умение пользоваться звукообрабатывающими программами (изменение тональности, темпа, обрезка и склеивание трэков). 4. Творческие достижения обучающегося: Участие в творческих мероприятиях центра, школы, района, города, области, Всероссийском и международном уровне. Для измерения уровня развития способностей были разработаны листы оценки. В них педагог проставляет балл по каждому показателю, после чего выводится среднее арифметическое значение, которое определяет уровень развития способностей обучающегося. Эти данные заносятся в таблицу индивидуально по каждому человеку (Приложение 2), а затем в сводную таблицу по всей контрольной группе. (Приложение 3) Исследование уровня вокальных способностей детей школьного возраста проводится: в форме прослушивания - исполнение ребенком ранее известного вокального произведения; выполнение вокальных упражнений (на контроль чистоты интонирования, чувства ритма, гармонического слуха и т.д.); Полученные показатели сравниваются с предыдущими, и педагог выставляет балл. в форме беседы – выявляются теоретические знания обучающихся о вокальном искусстве, уровень владения специальной терминологией, теоретическое понимание звукообразования, знание жанровых разновидностей вокальной музыки, знания о работе с микрофоном и поведении на сцене, умение работать с информацией в интернете (общеучебные знания и навыки). В форме наблюдения – педагог оценивает сформированность практических навыков основываясь на субъективном мнении по прошествии выступления. Критерии оценивания уровня подготовки детей школьного возраста: 1-2 балла Уровень ниже среднего: голосовой режим – фальцет, интонация неустойчивая, певческий диапазон – меньше октавы, индивидуальность тембра выражена слабо (невозможно использование в качестве солирующего голоса), певческое вибрато не сформировано, слабо выражен навык пения на дыхании, артикуляция вялая, слова искажаются, динамические возможности слабые, неровное звучание голоса на протяжении исполнения всего произведения, несоблюдение ритма, неразвитость гармонического слуха. Наличие скованности, излишнего волнения, несобранность. Не имеет навыка работы с микрофоном, не имеет опыта выступления на сцене. Низкая теоретическая подготовка (терминология, стилистика). Не имеет навыка поиска информации в интернете, работы с компьютерными программами. Редко участвует в концертах, мероприятиях объединения. 3 балла: Средний уровень: голосовой режим – фальцет, интонация устойчивая, рабочий певческий диапазон – больше октавы, индивидуальность тембра выражена средне (возможно использование в общем звучании хоровой партии), певческое вибрато является неопределенным, динамические возможности небольшие, частично присутствует навык пения на дыхании, звучание голоса на протяжении певческого диапазона не выровнено, удовлетворительное воспроизведение ритма, частичная развитость гармонического слуха. Осознание общих теоретических правил, средняя подготовка (терминология, стилистика). Имеет слабый навык работы с микрофоном, небольшой опыт на сцене. Слабые умения в пользовании интернетом, поиске информации. Участвует в концертах и мероприятиях внутри объединения, учреждения. 4-5 баллов: Уровень выше среднего: голосовой режим фонации, певческий диапазон – не меньше полторы октавы, яркая выраженность индивидуальности тембра (возможно использование в качестве солирующего голоса), динамические возможности голоса ярко выражены, техническая выносливость позволяет исполнять произведение целиком без голосовой усталости, т.к. присутствует навык пения на дыхании, артикуляция активная, звучание голоса на протяжении певческого диапазона выровнено. Имеет навык работы с микрофоном, успешный опыт выступлений на сцене. Высокое теоретическая подготовка (терминология, стилистика), понимание механизма звуковоспроизведения. Умеет работать с интернетом, грамотно обрабатывать информацию. Принимает участие в конкурсах, фестивалях в масштабе района, города и выше. Приложение 3. Индивидуальная карточка учета результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе. ФИО Объединение Педагог – Дата начала наблюдения: Сроки год обучения диагностики Входная Показатели 1. Теоретическая подготовка ребенка а) Владение специальной терминологией б) Теоретическое понимание правильного звукообразования в) Знание жанровых и стилевых разновидностей вокальной музыки г) Знания о работе с микрофоном, этике артиста, поведении на сцене 2. Практическая подготовка ребенка а) Чистота интонирования б) Чувство ритма в) Гармонический слух г) Вокально-певческая установка д) Сценическое движение, навык работы с микрофоном 3. Обще-учебные умения и навыки ребенка: Работа с интернетом: поиск музыки, фонограмм, текста 4. Творческие достижения Промежуточная Итоговая Приложение 4. Оценка практического применения вокальных умений проходит в форме индивидуального и группового прослушивания, когда педагог просит ребенка самостоятельно исполнить фрагмент произведения или выполнить упражнение. 1. Чистота интонирования «Повтори мелодию» - педагог просит пропеть знакомую или новую мелодию на слог или со словами, используя поступенное восходящее, низходящее движение, элементы движения по аккорду. 2. Чувство ритма «Дятлы – пересмешники» – повторить простой ритмический рисунок из ровных длительностей. 3. Дикция и артикуляция «Скороговорка» - дети исполняют музыкальные скороговорки в среднем и быстром темпе. «У ежа ежата, у ужа ужата» «Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж» «От топота копыт пыль по полю летит» «Проворонила ворона вороненка» 4. Гармонический слух «Удержать партию» - держать мелодию в двухголосном каноне, на одной ступени в двухголосии. 5. Вокально-певческая установка (представляет собой комплекс производимых действий, необходимых для извлечения сформированного звука) Положение тела – используя метод наблюдения, педагог оценивает правильную посадку, осанку, отсутствие зажимов обучающегося Дыхание - «Задуй свечку», «Вдох-выдох» - педагог проверяет умение правильно брать дыхание и рационально его использовать, применять «цепное дыхание». Опора – «Полочка», «Кирпичик», «Мячик» - проверяется умение держать внутреннюю опору, подтягивать брюшные мышцы. Объем – «Купол», «Зевок», «Горячая картошка» - проверяется умение поднимать верхнее нёбо для придания округлости звуку Форма ротовой полости и губ – округлость рта, придание формы рупора с частичным обнажением зубов Задания на проверку теоретических знаний Ответьте на вопросы: Знаете ли вы значение специальных терминов? Как вы понимаете их значение? (Форте, пиано, крещендо, диминуэндо, стаккато, легато, зевок) Как вы понимаете, что значит петь «на опоре»? Как нужно правильно открывать рот при пении? Что означает дирижерский жест? (ауфтакт, акцент, кантилена, снятие) Какие музыкальные жанры вы знаете? Чем они отличаются друг от друга? Каковы особенности классической, народной, джазовой музыки? Расскажите об особенностях работы с микрофоном на сцене. Как нужно вести себя в следующих ситуациях на сцене? (Забыл слова, движения, споткнулся, почувствовал себя плохо, излишне волнуешься, и т.д.) Чем может нам помочь интернет в процессе овладения музыкальным произведением? Умеете ли вы пользоваться интернетом для поиска и скачивания музыки, минусовых фонограмм, текстов, просмотра видеофрагментов? Таким образом, педагог анализирует уровень практической и теоретической подготовки каждого ребенка, результаты оценки в баллах вносятся в графы таблицы. Показатели оценивания Оценивание проходит по следующим показателям: 1. Теоретическая подготовка обучающегося а) Владение специальной терминологией б) Теоретическое понимание правильного звукообразования в) Знание жанровых и стилевых разновидностей вокальной музыки г) Знания о работе с микрофоном, этике артиста, поведении на сцене 2. Практическая подготовка обучающегося а) Чистота интонирования б) Чувство ритма в) Гармонический слух г) Вокально-певческая установка (певческое дыхание, наличие высокой певческой форманты в голосе, формирование объемного звука за счет приподнятого верхнего неба, использование резонаторов, пение на опоре, без мышечных зажимов, наличие вибрато) д) Сценическое движение, навык работы с микрофоном 3. Общеучебные умения и навыки обучающегося: Работа с интернетом: поиск информации, музыки, фонограмм, текста, умение пользоваться звукообрабатывающими программами (изменение тональности, темпа, обрезка и склеивание трэков). 5. Творческие достижения обучающегося: Участие в творческих мероприятиях центра, школы, района, города, области, Всероссийском и международном уровне. Для измерения уровня развития способностей были разработаны листы оценки. В них педагог проставляет балл по каждому показателю, после чего выводится среднее арифметическое значение, которое определяет уровень развития способностей обучающегося. Эти данные заносятся в таблицу индивидуально по каждому человеку (Приложение 2), а затем в сводную таблицу по всей контрольной группе. (Приложение 3) Исследование уровня вокальных способностей детей школьного возраста проводится: в форме прослушивания - исполнение ребенком ранее известного вокального произведения; выполнение вокальных упражнений (на контроль чистоты интонирования, чувства ритма, гармонического слуха и т.д.); Полученные показатели сравниваются с предыдущими, и педагог выставляет балл. в форме беседы – выявляются теоретические знания обучающихся о вокальном искусстве, уровень владения специальной терминологией, теоретическое понимание звукообразования, знание жанровых разновидностей вокальной музыки, знания о работе с микрофоном и поведении на сцене, умение работать с информацией в интернете (общеучебные знания и навыки). В форме наблюдения – педагог оценивает сформированность практических навыков основываясь на субъективном мнении по прошествии выступления. Критерии оценивания уровня подготовки детей школьного возраста: 1-2 балла Уровень ниже среднего: голосовой режим – фальцет, интонация неустойчивая, певческий диапазон – меньше октавы, индивидуальность тембра выражена слабо (невозможно использование в качестве солирующего голоса), певческое вибрато не сформировано, слабо выражен навык пения на дыхании, артикуляция вялая, слова искажаются, динамические возможности слабые, неровное звучание голоса на протяжении исполнения всего произведения, несоблюдение ритма, неразвитость гармонического слуха. Наличие скованности, излишнего волнения, несобранность. Не имеет навыка работы с микрофоном, не имеет опыта выступления на сцене. Низкая теоретическая подготовка (терминология, стилистика). Не имеет навыка поиска информации в интернете, работы с компьютерными программами. Редко участвует в концертах, мероприятиях объединения. 3 балла: Средний уровень: голосовой режим – фальцет, интонация устойчивая, рабочий певческий диапазон – больше октавы, индивидуальность тембра выражена средне (возможно использование в общем звучании хоровой партии), певческое вибрато является неопределенным, динамические возможности небольшие, частично присутствует навык пения на дыхании, звучание голоса на протяжении певческого диапазона не выровнено, удовлетворительное воспроизведение ритма, частичная развитость гармонического слуха. Осознание общих теоретических правил, средняя подготовка (терминология, стилистика). Имеет слабый навык работы с микрофоном, небольшой опыт на сцене. Слабые умения в пользовании интернетом, поиске информации. Участвует в концертах и мероприятиях внутри объединения, учреждения. 4-5 баллов: Уровень выше среднего: голосовой режим фонации, певческий диапазон – не меньше полторы октавы, яркая выраженность индивидуальности тембра (возможно использование в качестве солирующего голоса), динамические возможности голоса ярко выражены, техническая выносливость позволяет исполнять произведение целиком без голосовой усталости, т.к. присутствует навык пения на дыхании, артикуляция активная, звучание голоса на протяжении певческого диапазона выровнено. Имеет навык работы с микрофоном, успешный опыт выступлений на сцене. Высокое теоретическая подготовка (терминология, стилистика), понимание механизма звуковоспроизведения. Умеет работать с интернетом, грамотно обрабатывать информацию. Принимает участие в конкурсах, фестивалях в масштабе района, города и выше.