Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества Программа рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании Методического совета МБУ ДО - ЦДТ протокол от 19.08.2024 №2 УТВЕРЖДАЮ ___________________/Т.Г. Хисамова Директор МБУ ДО - ЦДТ приказ от 19.08.2024 №51-ДООП Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Робошкола» Возраст обучающихся: 10-15 лет Срок реализации – 2 года Автор-разработчик: Кизюн Александр Леонидович Педагог дополнительного образования Екатеринбург, 2024 г. 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ 1.1 Пояснительная записка Направленность программы: техническая. • Программа разработана на основе нормативно-правовой документации: • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в действующей редакции. • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р). • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам". • Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (в редакции 2013 г.). • Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». • Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; • Устав МБУ ДО-ЦДТ.Указ губернатора Свердловской области от 06 октября 2014 года N 453-УГ О проекте "Уральская инженерная школа". Актуальность программы обусловлена заинтересованностью детей и подростков, их родителей (Законных представителей) в развитии инженерно-технического творчества Инженерно-техническое творчество приобретает все большую значимость и актуальность в настоящее время. Робототехнические устройства интенсивно проникают практически во все сферы деятельности человека. Это новый этап в развитии общества. Очевидно, что он требует своевременного образования, обеспечивающего базу для естественного и осмысленного использования соответствующих устройств и технологий и обеспечения непрерывного образовательного процесса. Комплексная программа Свердловской области «Уральская инженерная школа» на 2016 – 2020 годы», утверждённая постановлением Правительства Свердловской области от 02.03.2016 № 127 ПП в разделе 1. «Характеристика проблемы» выделяет необходимость комплекса мероприятий по повышению мотивации обучающихся к изучению предметов естественно - научного цикла и последующему выбору рабочих профессий технического профиля и инженерных специальностей. Проблема мотивации школьников к выбору инженерных профессий должна решаться через усиление профильного технологического обучения в школе, через развитие системы инженерных олимпиад, конкурсов, соревнований, развитие дополнительного образования технической направленности. В качестве решения обозначенной проблемы и выступает программа «Робототехника с Lego Mindstorms EV 3». Lego Mindstorms EV 3 – современная образовательная робототехническая платформа, которая способствует развитию инженерного, конструкторского мышления. В процессе работы с Lego EV 3 обучающиеся приобретают опыт решения как типовых, так и нешаблонных задач по конструированию, программированию, сбору данных. Адресат программы: Программа разработана для детей 10-15 лет. Группы формируются по возрасту: 10-12 лет, 13-15 лет. Возрастные особенности обучающихся. Приоритетная ценность – нравственное отношение к себе: доброта, забота, внимание. Характерной особенностью является и сознательное проявление индивидуальности, личное самосознание. Возраст, который является самым важным для развития творчества. Благоприятный возраст для развития способностей к рефлексии. Важно, чтобы для обучающихся данного возрастного периода в дополнительном образовании были созданы все условия для выражения их индивидуальности. Режим занятий Длительность одного занятия: 2 часа Периодичность занятий в неделю: 2 раза в неделю Перерыв между занятиями: 10 минут Объем программы: 288 часов 1,2 год -144 часа Уровневость: программа «Робототехника с Lego Mindstorms EV3» относится к базовому уровню и даёт объём технических и естественно-научных компетенций, которыми вполне могут овладеть современные обучающиеся, ориентированные на научно-техническое направление дальнейшего образования. Перечень форм обучения: форма обучения – очная; Перечень видов занятий: - беседа с элементами практики; - практическое занятие в группах/парах/индивидуальные; - открытое занятие; - соревнование; - мастер-класс; - выставка; - творческий проект Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: - конкурс творческих проектов; - выставка; - соревнования. 1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы Цель общеразвивающей программы: формирование у обучающихся навыков инженерно-технического конструирования и основ программирования средствами образовательного конструктора Lego Mindstorms EV 3, методов анализа программного обеспечения, проектирования простейших исполнительных программ. Задачи общеразвивающей программы: Обучающие: Познакомить обучающихся с основными составляющими образовательного конструктора Lego Mindstorms EV 3. Познакомить с основными механизмами и способами их применения в технических устройствах. Научить создавать базовые робоплатформы для реализации творческих решений и проектов. Обучить основам программирования в среде Lego Mindstorms EV 3. Обучить основам управления роботов. Обучить основам проектирования простейших алгоритмов. Развивающие: Развивать логическое мышление. Способствовать развитию интереса к техническим наукам, к наукоемким производствам. Способствовать развитию целеустремленности в процессе усвоения материала и при реализации проектов. Воспитательные: Совершенствовать коммуникативные способности обучающихся. Приобщать обучающихся к труду и ответственности. 1.4 Планируемые результаты Ожидаемыми результатами всей деятельности выступают: Личностные: - осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий; - развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления; - воспитание чувства справедливости, ответственности; Метапредметные: умение ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели; проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве; навык поиска информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов, использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач; умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач; формирование умения синтезировать, составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; умение разрешать конфликты – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управлять поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий; владение монологической и диалогической формами речи. Предметные: Обучающиеся будут знать: правила безопасной работы в кабинете робототехники, с конструктором; основные компоненты конструктора Lego Mindstorms EV 3; основные понятия робототехники, механики и программирования; действие простых и сложных механизмов. блоки программирования и их назначение, типы и шины данных. Обучающиеся будут уметь: создавать модели при помощи простых и сложных соединений и механизмов по разработанной схеме и инструкции, по собственному замыслу; создавать программы для моделей в среде программирования Lego Mindstorms EV разного уровня сложности (линейные, цикличные, с условным оператором); разрабатывать и реализовывать творческие проекты; Обучающиеся будут иметь практический опыт: применения изученных механизмов для конструирования роботизированных устройств и авторских моделей; создания программ любого уровня сложности в среде LegoMindstormsEV 3; выполнения творческих проектов. Содержание программы 3. Учебный план программы № п/п 1 Название раздела, темы 1 год, часов 2 год, часов Введение. 2 10 8 Знакомимся с набором LegoMindstorms EV3 сборки 45544. Языки пограммирования Lego Mindstorms Education EV3. Блоки датчиков Программирование Lego Mindstorms Education EV3. Создание роботов. Подготовка и проведение/участие в соревнованиях Введение в технологию EV3 9 Подключение компонентов EV3 10 Программное обеспечение. программирование 11 Конструирование моделей роботов 36 12 Разработка индивидуальных проектов 18 13 Защита проекта 2 14 Конструирование и программирование сложных моделей роботов 20 15 Итоговая работа. Итого 2 3 4 5 6 7 52 36 12 20 10 20 8 Блочное 38 2 144 2 144 Учебный (тематический) план первого года обучения Количество часов № п/п Форма контроля 1. Введение. 2. Знакомимся с набором LegoMindstorms EV3 сборки 45544. Языкп рограммирования Lego Mindstorms Education EV3. Блоки датчиков Программирование Lego 3. 4. 5. Всего Теория 1. Вводное занятие. 2 1 Практика 10 2 8 Входное тестирование Зачет, наблюдение 52 6 46 Зачет, наблюдение 36 12 4 2 32 10 Опрос-карта Опрос-карта 1 6. 7. 8. Mindstorms Education EV3. Создание роботов. Подготовка и проведение/участие в соревнованиях Итоговая работа. Всего 20 10 2 0 18 10 Опрос-карта Диагностика проектов 2 144 1 18 2 126 Защита проектов Содержание учебного (тематического) плана первого года обучения Тема 1. Введение. Теория. Техника безопасности. Правила работы с конструктором. Практика. Сбор не программируемой модели. Тема 2. Знакомимся с набором LegoMindstorms EV3 сборки 45544. Теория Знакомство с конструктором LegoMindstorms EV3 сборки 45544. Способы соединения деталей. Правила работы с конструктором Lego. Основные детали конструктора Lego. Спецификация конструктора. Практика. Сбор не программируемой модели. Тема 3. Язык программирования Lego Mindstorms Education EV3. Теория. Знакомство с командами: Запусти мотор вперед, назад. Знакомство с EV3. Кнопки управления. Передача программы. Запуск программы. Практика. Отработка составления простейшей программы по шаблону, передачи и запуска программы. Тема 4. Блоки датчиков. Теория. Моторы EV3. Большой мотор и средний мотор. Датчик цвета. Гироскопический датчик. Ультразвуковой датчик. Инфракрасный датчик. Практика. Сборка модели с использованием датчика. Составление программы, передача, демонстрация. Тема 5. Программирования LegoMindstorms Education EV3. Теория. Введение в язык программирования. Практика. Программирование модели. Тема 6. Создание роботов. Теория. Доработка конструкций роботов и программ. Практика. Отладка конструкций роботов и программ. Движения по заданной траектории. Отладка конструкций роботов и программ. Тема 7. Подготовка и проведение/участие в соревнованиях. Теория. Изучение правил соревнований Конструирование робота Программирование робота. Сборка робота по памяти на время. Продолжительность сборки: 30-60 минут. Практика. Проведение соревнования. Рассматриваем и изучаем конструкцию робота победителя. Необходимо изучить конструкции, выявить плюсы и минусы робота. Тема 8. Итоговое занятие. Тория. Как правильно провести соревнования. Практика. Демонстрация роботов. ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ – «БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ» Цель второго года обучения: формирование у детей устойчивого интереса и начальных представлений о механике и робототехнике Задачи второго года обучения: изучать основные принципы механики; совершенствовать умение работать в компьютерной программы и с роботизированной модели; формировать систему универсальных учебных действий, позволяющих учащимся ориентироваться в различных предметных областях знаний и усиливающих мотивацию к обучению; вести поиск информации, фиксировать её разными способами и работать с ней; развивать коммуникативные способности, формировать критичность мышления. дать представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства. развивать алгоритмическое мышление и творческие способности. Планируемые результаты второго года обучения: знают основные принципы механики; сформированы умения работать в компьютерной программе и с роботизированной моделью; сформирована система универсальных учебных действий, позволяющих учащимся ориентироваться в различных предметных областях знаний и усиливающих мотивацию к обучению; вести поиск информации, фиксировать её разными способами и работать с ней; развивать коммуникативные способности, формировать критичность мышления. имеют представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства. развито алгоритмическое мышление и творческие способности. УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ «БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ» № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Название программы Количество часов раздела Вводное занятие Введение в технологию EV3 Подключение компонентов EV3 Программное обеспечение. Блочное программирование Конструирование моделей роботов Разработка индивидуальных проектов Защита проекта Формы контроля Всего 2 Теория 2 Практика - 20 10 10 8 2 6 38 8 30 36 6 30 18 4 14 задание 2 0 2 Презентация проекта Беседа Техническое задание Техническое задание Техническое задание Творческое задание Техническое 8. 9. Конструирование и программирование сложных моделей роботов Итоговое занятие Итого: 20 6 14 Техническое задание 2 - 2 Творческое задание 144 38 106 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ 1. Вводное занятие Теория: Цели, задачи и содержание работы творческого объединения «Робототехника». Правила поведения в учреждении. Правила организации рабочего места. Техника безопасности. Практика: Демонстрация готовых моделей роботов, просмотр видеороликов. 1. Введение в технологию EV3 Теория: Знакомство с конструктором EV3. Модуль EV3. Обзор. Установка аккумуляторов. Включение модуля EV3. Моторы EV3. Большой мотор. Средний мотор. Сравнение большого и среднего мотора. Виды датчиков EV3. Датчик цвета. Гироскопический датчик. Датчик касания. Ультразвуковой датчик. Инфракрасный датчик. Удаленный инфракрасный маяк. Датчик температуры Практика: Использование среднего, большого мотора. Программирование точных и мощных действий робота. Программирование модуля EV3. Применение ультразвукового датчика для изучения отражения звуковых волн, для измерения расстояния между датчиком и любыми объектами на своем пути. Применение гироскопического датчика, для измерения поворота робота. Распознать три условия: прикосновение, щелчок и отпускание при использовании датчика касания. Применение датчика цвета для распознавания семи различных цветов и определения яркости света. Подключение компонентов EV3 Теория:Подключение модуля EV3 к компьютеру. Беспроводное подключение – Bluetooth, wi-fi. Подключение модуля EV3 к сети. Изучение приложений модуля. Практика:Подключение модуля EV3 к компьютеру с помощью USB-кабеля или посредством беспроводной связи с использованием либо Bluetooth, либо Wi-Fi. Подключение разъема USB к компьютеру. Беспроводное подключение — Bluetooth. Настройка адаптера Bluetooth. Беспроводное подключение — Wi-Fi Подключение к Wi-Fi. 2. Программное обеспечение. Блочное программирование Теория: Моторы. Программирование движений по различным траекториям. Работа с подсветкой, экраном и звуком. Работа с экраном. Работа с подсветкой кнопок на блоке EV3. Работа со звуком. Программные структуры. Цикл с постусловием. Структура «Переключатель». Работа с данными. Типы данных. Проводники. Переменные и константы. Математические операции с данными. Другие блоки работы с данными. Логические операции данными. Работа с датчиками. Датчик касания. Датчик цвета. Гироскопический датчик. Датчик ультразвука. Инфракрасный датчик. Датчик определения угла/ количества оборотов и мощности мотора. Работа с файлами. Совместная работа нескольких роботов. Создание подпрограмм. Структура «Переключатель». Практика: Сборка простейшей модели с использованием конструктора LEGO Mindstorms EV3. Проектирование и сборка из готовых деталей манипуляторов и роботов различного назначения. Использование для программирования микрокомпьютер EV3. Программирование собранных конструкций под задачи разного уровня сложности. Разработка и запись в визуальной среде программирования типовых управлений роботом. Пользование компьютером, программными продуктами, необходимыми для обучения. Ведение индивидуальных и групповых исследовательских работ. 3. Конструирование моделей роботов Теория: Правила техники безопасности при работе с роботами-конструкторами. Изучение основных механических деталей конструктора Mindstorms EV3 и их назначение. Освоение принципов конструирования модели робота с заданными параметрами. Практика: Сборка модели по технологическим картам. Создание алгоритмов простых конструкций. Конструирование простых моделей с одним мотором. Написание простейшего алгоритма и его запуск. Применение алгоритма и модели на полигоне. Сборка опытной модели. Развитие модели и сборка более сложных моделей c двумя и более моторами («робот – манипулятор», «шагающие роботы», «робот помощник» и т.д.). 4. Разработка индивидуальных проектов Теория: Формирование технического задания для модели робота. Определение необходимых ресурсов. Изучение технической литературы. Поиск информации. Написание программы. Практика: Разработка инструкции. Подготовка эскиза робота, или прототип модели в программе Lego Digital Designer. Сборка модели и ее программирование. Техническая отладка модели, если требуется. Подготовка презентации к защите проекта. Создание собственной модели робота, презентация и защита проекта. 5. Защита проекта. Практика: Презентация проекта. 6. Конструирование и программирование сложных моделей роботов Теория: Формирование технического задания для модели робота. Определение необходимых ресурсов. Практика: Конструирование модели робота с двумя и более датчиками, осуществление процесса сборки в реальном режиме времени с фиксированием и анализом данных. Проектирование, конструирование, сборка, программирование, испытание, отладка, запуск роботов. 7. Заключительное занятие Подведение итогов учебного года. II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Год обуч ения 1 Дата начал а обуче ния Дата оконч ания обуче ния Количе ство учебны х недель Количе ство учебны х дней 15.09. 31.05. 36 72 Количе ство учебны х часов 144 Продол житель ность канику л Компле ктован ие групп Проме жуточн ая аттеста ция с 01.01. по 08.01. зимние 20.08. по 14.09 с 13.05. по 31.05. 01.06. по 19.08. Итогов ая аттеста ция Режим занятий 2 занятия по 2 часа в неделю летние 3 15.09. 31.05. 36 72 144 с 01.01. по 08.01. зимние с 13.05. по 31.05. 20.08. по 14.09 01.06. по 19.08. летние 2 занятия по 2 часа в неделю Календарный учебный график первого года обучения № Учебны Тема учебного занятия п/п е недели 1 1 неделя 2 3 2 неделя 4 5 3 неделя 4 неделя 8 9 5 неделя 10 11 12 Всего часов Формы контроля Вводное занятие. Введение в робототехнику Комбинированное занятие 2 Тестировани е Правила поведения и ТБ в кабинете информатики и при работе с конструкторами Комбинированное занятие 2 Обсуждение Конструкторы компании LEGO Комбинированное занятие 2 Командный зачет Знакомимся с набором LegoMindstorms EV3 сборки 45544 Комбинированное занятие 2 Обсуждение Технология EV3 Комбинированное занятие Комбинированное занятие 2 2 Практическа я работа Зачет Ознакомление с визуальной средой программирования LegoMindstorms EV3 Комбинированное занятие 2 Обсуждение Конструирование первого робота по инструкции Комбинированное занятие 2 Наблюдение Создание простейшей программы Комбинированное занятие 2 Зачет Моторы EV3. Большой мотор и средний мотор Комбинированное занятие 2 Обсуждение Конструирование кубоида Комбинированное занятие Комбинированное занятие 2 наблюдение 2 наблюдение Понятие команды, программа и программирование 6 7 Форма занятия 6 неделя Освобождение кубоида Датчик цвета. Стоп-линия для робота Комбинированное занятие 2 наблюдение Гироскопический датчик Комбинированное занятие 2 наблюдение Ультразвуковой датчик Комбинированное занятие 2 наблюдение 16 Тестирование датчиков Комбинированное занятие 2 Обсуждение 17 Самостоятельная творческая работа учащихся Комбинированное занятие 2 наблюдение 13 7 неделя 14 15 8 неделя 18 9 неделя Игра-соревнование между учащимися Комбинированное занятие 2 наблюдение 19 10 неделя Понятие многозадачности Комбинированное занятие 2 наблюдение Конструирование робота Комбинированное занятие 2 Зачет Программирование робота Комбинированное занятие Комбинированное занятие Комбинированное занятие 2 Обсуждение 2 наблюдение 2 наблюдение Комбинированное занятие Комбинированное занятие 2 наблюдение 2 Зачет Программирование. Датчик касания – приводная платформа Комбинированное занятие 2 Зачет Индивидуальная творческая работа учащихся Комбинированное занятие 2 наблюдение Самостоятельная работа Комбинированное занятие Комбинированное занятие 2 Зачет 2 Обсуждение Программирование. Приводная платформа Комбинированное занятие 2 Наблюдение Программирование. Датчик цвета вниз–приводная платформа Комбинированное занятие 2 наблюдение 20 21 11 неделя Самостоятельная работа 22 23 12 неделя Первая программа с циклом 24 25 13 неделя 26 27 14 неделя 28 29 15 неделя 30 31 Конструирование робота группой из двух человек 16 неделя Программирование. Приводная платформа Понятия переключатель, многопозиционный переключатель 32 33 17 неделя 34 35 18 неделя 36 37 19 неделя 38 39 20 неделя Комбинированное занятие 2 наблюдение Самостоятельная работа Комбинированное занятие 2 наблюдение Понятие шины данных, ее назначение. Комбинированное занятие 2 наблюдение 2 Программирование. Ультразвуковой датчик – модуль Кубоид Комбинированное 2 занятие наблюдение Самостоятельная работа 2 Зачет Понятие о случайной величине Комбинированное занятие Комбинированное занятие 2 Обсуждение Программирование. Приводная платформа Комбинированное занятие 2 Обсуждение Самостоятельная работа Комбинированное занятие Комбинированное занятие 2 Зачёт 2 наблюдение Комбинированное занятие 2 наблюдение Комбинированное занятие 2 наблюдение Комбинированное занятие Комбинированное занятие 2 Зачёт 2 наблюдение Комбинированное занятие Комбинированное занятие 2 Зачёт 2 наблюдение Комбинированное занятие Комбинированное занятие 2 Зачёт 2 Анализ работ Программирование. Приводная платформа 40 41 Программирование. Датчик цвета вперед –приводная платформа Кубоид 21 неделя Программирование.Датчик цвета – приводная платформа Программирование. Датчик 42 касания – приводная платформа 43 22 неделя Самостоятельная работа Программирование. 44 Ультразвуковой датчик – приводная платформа 45 23 неделя Самостоятельная работа Программирование. 46 Ультразвуковой датчик – приводная платформа Кубоид 47 48 24 неделя Самостоятельная работа Математика в программирование 49 25 неделя 2 Программирование. Приводная Комбинированное занятие 2 наблюдение Самостоятельная работа Комбинированное занятие 2 Зачёт Программирование. Гироскопический датчик Модуль Комбинированное занятие 2 наблюдение Самостоятельная работа Комбинированное занятие Комбинированное занятие 2 Зачёт 2 наблюдение 2 Зачёт Понятие переменной. Ввод значения переменной Комбинированное занятие Комбинированное занятие 2 наблюдение Программирование. Датчик касания Комбинированное занятие 2 наблюдение Самостоятельная работа Комбинированное занятие Комбинированное занятие 2 Зачёт 2 наблюдение платформа 50 51 26 неделя 52 53 27 неделя Самостоятельная работа 54 55 28 неделя 56 57 29 неделя Программирование. Датчик цвета вниз 58 59 30 неделя 31 неделя 32 неделя Самостоятельная работа Понятие массива Конструирование и программирование Гиробоя 64 65 Самостоятельная работа Программирование. Ультразвуковой датчик 62 63 2 Установление соединения посредством Bluetooth между двумя модулями 60 61 Отношения. Программирование. Датчик цвета – приводная платформа 33 неделя Конструирование и программирование сортировщика цветов Комбинированное занятие Комбинированное занятие 2 Зачёт 2 наблюдение Комбинированное занятие Комбинированное занятие 2 Зачёт 2 наблюдение Комбинированное занятие Комбинированное занятие 2 наблюдение 2 наблюдение Комбинированное занятие 2 наблюдение 66 67 34 неделя 68 69 35 неделя 70 71 36 неделя 72 Конструирование и программирование Щенок Комбинированное занятие 2 наблюдение Сборка роботов по памяти Выставка 2 Зачет Участие в соревнованиях Комбинированное занятие 2 Обсуждение. Рассмотрение и изучение конструкции робота победителя. Комбинированное занятие 2 наблюдение Изучение конструкции, выявление плюсов и минусов робота. Комбинированное занятие 2 наблюдение Создание собственного робота Комбинированное занятие 2 Защита проекта Отчетная выставка 2 Наблюдение, Анкетирован ие Защита проекта 2.2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ № Учебные недели Наименование темы Форма занятия К-во часов Форма контроля Организационное занятие. Инструктаж по технике безопасности Учебное занятие 2 Наблюдение 2 Знакомство с конструктором EV3 Учебное занятие 2 Творческое задание 3 Модуль EV3. Обзор. Установка аккумуляторов. Включение модуля EV3 Учебное занятие 2 Технические задачи Включение модуля EV3. Моторы EV3 Учебное занятие 2 Технические задачи Большой мотор. Средний мотор Учебное занятие 2 Технические 1 1 неделя 2 неделя 4 5 3 неделя задачи 6 Сравнение большого и среднего мотора. Учебное занятие 2 Технические задачи Техническая лаборатория 2 Беседа 8 Виды датчиков EV3. Обзор моделей роботов с использованием различных датчиков 9 Гироскопический датчик. Датчик касания КТД 2 Взаимоконтроль Ультразвуковой датчик Техническая лаборатория 2 Творческие задания Инфракрасный датчик Техническая лаборатория 2 Творческие задания Удаленный инфракрасный маяк Датчик температуры Работа в минигруппах 2 Взаимоконтроль Подключение модуля EV3 к компьютеру Учебное занятие 2 Беседа 14 Беспроводное подключение – Bluetooth, wi-fi Учебное занятие 2 Технические задачи 15 Подключение модуля EV3 к сети Учебное занятие 2 Технические задачи 16 Изучение приложений модуля Учебное занятие 2 17 Лобби (Основное окно ПО) Свойства и структура нового проекта Учебное занятие 2 Область программирования Палитры программирования Учебное занятие 2 Технические задачи КТД 2 Взаимоконтроль КТД 2 Взаимоконтроль Дидактическая игра 2 Творческие задания Учебное занятие 2 Технические задачи Учебное занятие 2 Технические задачи Учебное занятие 2 Технические задачи 7 4 неделя 5 неделя 10 11 6 неделя 12 13 7 неделя 8 неделя Творческие задания Технические задачи 9 неделя 18 19 10 неделя 20 21 11 неделя 22 23 24 12 неделя Страница аппаратных средств Редактор контента Панель инструментов программирования Программные блоки Структура «Переключатель» Условие в структуре «Переключатель». Работа с данными. Типы данных Переменные и константы Математические операции с данными. Другие блоки работы с данными Логические операции с данными Управление приводной платформой Циклы программ Переключатели Многопозиционные переключатели. Массивы. Типы данных Создание простейшей программы Движение с раздельным управлением моторами. Переместить объект Работа в минигруппах 2 Технические задачи 26 Остановиться у линии. Остановиться у объекта произвольные углы. Повороты робота КТД 2 Взаимоконтроль 27 Решение задач на выход из лабиринта. Ограниченное движение Работа в минигруппах 2 Взаимоконтроль Решение сложных задач на движение с использованием датчика звука Команда Sound. Воспроизведение звуков и слов Решение сложных задач на движение с использованием датчика касания Решение сложных задач на движение с использованием ультразвукового датчика Работа в минигруппах Работа в минигруппах 2 Взаимоконтроль 25 13 неделя 14 неделя 28 29 15 неделя 2 Технические задачи Технические задачи КТД 2 КТД 2 Творческие задания Решение сложных задач на движение с использованием датчика цвета Работа в минигруппах 2 Технические задачи Решение сложных задач на движение с использованием гироскопического датчика КТД 2 Творческие задания 34 Решение сложных задач на движение с использованием инфракрасного датчика Работа в минигруппах 2 Технические задачи 35 Решение сложных задач на движение с использованием датчика освещенности Работа в минигруппах 2 Технические задачи 36 Правила техники безопасности при работе с роботами-конструкторами Беседа 2 Творческие задания 37 Основные механические детали конструктора и их назначение Техническая лаборатория 2 Технические задачи 38 Основные принципы конструирования модели робота с заданными параметрами Техническая лаборатория 2 Технические задачи 39 Конструирование робота по собственным схемам КТД 2 Взаимоконтроль 40 Конструирование робота по собственным схемам. Запуск КТД 2 Технические задачи 41 Сборка модели робота по инструкции Работа в минигруппах 2 Практическое задание Сборка модели робота по инструкции. Корректировка КТД 2 Беседа 30 31 16 неделя 32 33 17 неделя 18 неделя 19 неделя 20 неделя 21 неделя 42 Сборка модели робота по инструкции. Запуск Работа в минигруппах 2 Технические задачи 44 Сборка модели робота по памяти Учебное занятие 2 Беседа 45 Сборка модели робота по памяти. Запуск Работа в минигруппах 2 Технические задачи Техническая лаборатория 2 Практическое задание Работа в минигруппах 2 Технические задачи Техническая лаборатория 2 Практическое задание Работа в минигруппах 2 Технические задачи Техническая лаборатория 2 Практическое задание Конструирование моделей роботов для решения задач с использованием датчика касания. Запуск Работа в минигруппах 2 Технические задачи Конструирование моделей роботов для решения задач с использованием ультразвукового датчика Техническая лаборатория 2 Практическое задание Конструирование моделей роботов для решения задач с использованием ультразвукового датчика. Запуск Работа в минигруппах 2 Технические задачи 54 Формирование технического задания для модели Дидактическая игра 2 Технические задачи 55 Формирование технического задания для модели. Корректировка Техническая лаборатория 2 Технические задачи Выполнение эскиза робота (или прототипа модели в программе «Lego Digital Designer») КТД 2 Практическое задание Выполнение эскиза робота (или прототипа модели в программе «Lego Digital Designer»). Отладка Техническая лаборатория 2 Практическое задание 43 22 неделя 23 неделя 46 47 24 неделя Конструирование моделей роботов для решения задач с использованием датчика цвета 48 49 25 неделя 50 51 52 53 Конструирование моделей роботов для решения задач с использованием датчика звука Конструирование моделей роботов для решения задач с использованием датчика звука. Запуск 26 неделя 27 неделя Конструирование моделей роботов для решения задач с использованием датчика цвета. Запуск Конструирование моделей роботов для решения задач с использованием датчика касания 28 неделя 56 29 неделя 57 58 Сборка модели. Техническая корректировка Техническая лаборатория 2 Практическое задание 59 Программирование модели робота Работа в минигруппах 2 Технические задачи 60 Программирование модели робота. Отладка Работа в минигруппах 2 Практическое задание 61 Испытание модели робота Техническая лаборатория 2 Технические задачи 62 Испытание модели робота. Техническая корректировка Работа в минигруппах 2 Практическое задание 63 Презентация проекта «Мой уникальный робот» Работа в минигруппах 2 Презентация проекта 64 Конструирование модели «Слон» Техническая лаборатория 2 Технические задачи 65 Конструирование модели «Слон». Техническая корректировка Техническая лаборатория 2 Технические задачи 66 Конструирование модели «Роботзмея» Конструирование модели «Робот-змея». Техническая корректировка Техническая лаборатория 2 Практическое задание 67 Программирование модели «Роботзмея». Запуск 30 неделя 31 неделя 32 неделя 33 неделя 34 неделя 68 Конструирование модели «Цветосортировщик» 69 Конструирование модели «Цветосортировщи». Техническая корректировка Техническая лаборатория 2 Практическое задание 70 Программирование модели «Цветосортировщик» Работа в минигруппах 2 Практическое задание 71 Программирование модели «Цветосортировщик». Запуск Техническая лаборатория 2 Технические задачи Заключительное занятие Учебное занятие 2 Творческое задание 35 неделя 36 неделя 72 Итого 144 2.1 Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение Для осуществления образовательного процесса необходимы учебный кабинет, соответствующий санитарно-гигиеническим требованиям, нормам освещения и вентиляции помещения, а также материально-техническое оборудование, которое представлено в таблице 1: Таблица 1 Материально-техническое оборудование № п/п 1 2 3 4 5 6 Наименование Количество Нэтбуки для обучающихся с базой для подзарядки Ноутбук-планшет Интерактивная доска Базовый робототехнический конструктор Lego Mindstorms EV 3 Ресурсный робототехнический конструктор Lego Mindstorms EV 3 Поле с линиями для соревнований 7 7 1 13 4 3 Кадровое обеспечение Требования к квалификации: Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы и курсы повышения квалификации по направлению деятельности Методические материалы Для лучшей организации образовательного процесса по программе целесообразно применять методы и формы организации учебного процесса, представленные в таблице: Таблица 2 Методические материалы Методы обучения Словесный метод (рассказ, беседа, инструктаж). Наглядный метод (демонстрация мультимедийных презентаций, фотографий, видеороликов, конструкций, моделей). Иллюстративно – объяснительный метод. Практический метод (конструирование, программирование и испытание моделей). Проблемный метод (детям предлагается только часть готового знания). Исследовательский метод (дети Формы организации образовательного процесса Формы организации учебного занятия Педагогические технологии Дидактические материалы сами открывают знания). Метод проектов. Индивидуально-групповая. Работа по подгруппам. Беседа с элементами практики. Практическое занятие. Мастер-класс. Соревнования. Экскурсия. «Мозговой штурм». Информационно-коммуникационные технологии. Технология проблемного обучения. Здоровьесберегающие технологии. Игровые технологии. Проектно-исследовательская технология. Ознакомительные статьи к разделу «Машины и механизмы». Инструкции к робототехническим моделям. Тематические плакаты по робототехнике. Мультимедийные презентации для занятий. Карточки – задания. Интерактивные упражнения. 2.2 Формы контроля и оценочные материалы Способами определения результативности освоения программы является входящий, текущий, промежуточный и итоговый контроль: В качестве входящего контроля знаний у обучающихся используется тестирование «Я и техника» (Приложение 1). Текущий контроль освоения теоретических знаний и практических навыков осуществляется при помощи опрос-карты по каждой теме занятия (Приложение 2). В качестве промежуточного и итогового контроля осуществляется диагностика уровня знаний, умений и навыков обучающихся (Приложение 3). СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Абрамова О.Н. Сборник материалов международной конференции «Педагогический процесс, как непрерывное развитие творческого потенциала личности» Москва.: МГИУ, 2008. 2. Козлова В.А. Робототехника в образовании. [Электронный ресурс]. URL.: http://lego.rkc- 74.ru/index.php/ 3. Колотова И. О., Мякушко А. А., Сичинская Н. М., Смирнова Ю. В Основы образовательной робототехники. - М.: Издательство «Перо», 2014. 4. Концепция развития дополнительного образования детей от 4.09.2014 N 1726-p. 5. Приказ Министерства просвещения Российской федерации от 09.11.2018 N 196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. 6. СанПиН 2.4.4.3172-14 Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей от 04.07.2014 N 41. 7. Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы.Указ Президента РФ от 09.05. 2017 № 203 8. Федеральный Законот 29.12.2019 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 9. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. - Санкт-Петербург: Наука, 2010. 10. LegoEducation. РешениядляSTEAMи STEAM обучения. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL.:https://education.lego.com/ru-ru Список источников для обучающихся и родителей 1. ROBOT-HELP.RU. Помощь начинающим робототехникам. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL.: https://robot-help.ru/ 2. ПрогХауз. Инструкции для EV 3 и многое другое. [Электронный ресурс]. URL.:http://www.proghouse.ru/ Приложение Приложение 1 Тест «Я и техника» 1. Нет, я сразу это выкидываю. 1 вопрос: Пробую чинить, если что-то сломалось. Нравится ли тебе чинить 2. 3. Да, всегда что-то разбираю, даже, если это поломанные игрушки или работает. бытовую технику? 2 вопрос: Есть ли у тебя поделки, сделанные своими руками? 3 вопрос: За компьютером ты обычно… 4 вопрос: Последний раз ты занимался с конструктором.. 5 вопрос: Наборы Lego – конструкторов – это.. 1. Не особо нравится работать руками. 2. Иногда что-то придумываю. 3. Собрал недавно очень крутую конструкцию! 1. Общаешься в социальных сетях. 2. Читаешь свежие новости о науке и технике. 3. Программируешь и создаешь игры. 1. Ни разу не конструировал. 2. Очень давно. 3. Постоянно что-нибудь собираю. 1. Дорогие и бесполезные игрушки. 2. Начальная ступень в робототехнике. 3. Лучшие конструкторы для освоения робототехники. Оценивание осуществляется по 3-балльной шкале, где: 0 – качество не проявляется; 1 – качество присутствует иногда; 2 – качество присутствует всегда. Путём суммирования всех баллов определяется склонность к занятиям техническим творчеством: 0-4 – склонность к занятиям техническим творчеством отсутствует; 5-7 – частично выраженная склонность к занятиям техническим творчеством; 8-10 – присутствует ярко выраженная склонность к занятиям техническим творчеством. Приложение 2 Опрос-карта Индивидуальная рефлексивная карта обучающегося Фамилия имя___________________________________________________ Тема занятия___________________________________________________ Сегодня я научился: Сегодня было трудно: В дальнейшем мне необходимо лучше поработать над: В карту каждый обучающийся даёт ответы на вопросы по каждой теме занятия Приложение 3 Диагностика знаний, умений и навыков, обучающихся по программе «Занимательная робототехника» Критерии оценивания: Знания (макс. 15 б) Основные компоненты конструктора. Основные механические передачи. Блоки и функции среды программирования. Овладение ЗУН Умения (макс. 20 б) Навыки (макс. 5 б) Творчески подходить к решению Конcтруирование и задачи. программирование в среде Довести решение задачи до LegoWedo/ LegoWedo 2.0 работающей модели. Программировать модель. Грамотно излагать свои мысли. Творческие успехи (макс. 10 б) Отношение в коллективе (макс. 15 б) Участие в конкурсах, соревнованиях, выставках различного уровня. Создание собственных технических разработок. Степень участия в коллективных работах группы. Сознательная дисциплина. (отсутствие ссор и разногласий) Удовлетворённость своим пребыванием в коллективе. Таблица 3 Овладение ЗУН Знания Умения Навыки Творчески е успехи Отношение в коллективе Удовлетво рённость своим пребывани Сознатель ем в коллектив ная дисциплин е а (отсутстви Степень е ссор и участия в разноглас коллектив ий) ных работах Создание группы собственн ых техническ Участие в их конкурсах, разработо ксоревнова ниях, Конcтруир выставках ование различног программ о уровня ирование среде в LegoWedo Грамотно ,LegoWed oизлагать 2.0 свои Программ мысли Довести ировать решение модель задачи до Творчески работающ подходить Виды кей модели подвижны решению и х задачи неподвиж ных Основные соединени механичес й кие Основные передачи компонент ы конструкт ора Фамилия, имя обучающегося Диагностика знаний, умений и навыков, обучающихся по программе «Занимательная робототехника» Общий уровень освоения образователь ной программы (баллы, %) Оценивание осуществляется по 5-балльной шкале, где: 5 – качество личности присутствует всегда; 4 – качество личности присутствует часто; 3 – качество личности присутствует иногда; 2 – качество личности присутствует редко; 1 – качество личности не проявляется. Путём суммирования педагогом всех оценок у каждого обучающегося выводится общий балл освоения программы. Затем полученные баллы умножаются на 100% и результат делится на 65 (максимальное количество баллов, которые можно получить). ((N + N + N + N + N + N + N + N + N + N + N + N + N) * 100%): 65 = итог (общий уровень освоения основной образовательной программы) От 0% – 40% -низкий уровень освоения программы. От 40% - 75% - средний уровень освоения программы. От 76% - 100% - высокий уровень освоения программы.