ДООП_Студия_конструирования_Техномир

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества

Программа рассмотрена и рекомендована
к утверждению на заседании
Методического совета МБУ ДО - ЦДТ
протокол от 19.08.2024 №2

УТВЕРЖДАЮ
___________________/Т.Г. Хисамова
Директор МБУ ДО - ЦДТ
приказ от 19.08.2024 №51-ДООП

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности
Студия конструирования «ТЕХНОМИР»
Целевая группа
Срок реализации
Количество часов

6-12 лет
2 года
360 часов

Автор-разработчик:
Хасанова Яна Валерьевна
педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2024 г.
1

СОДЕРЖАНИЕ
I.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.4.1.
1.4.2.
II.
2.1.
2.2.
2.3.

Комплекс основных характеристик
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Планируемые результаты программы
Учебный план программы
Первый год обучения - Стартовый уровень
Второй год обучения - Базовый уровень
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Условия реализации программы
Форма аттестации и контроля

3
3
7
7
8
9
12
14
14
22
24

Список литературы
Приложения к программе.

2

I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
1.1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность: Дополнительная общеразвивающая программа «Техномир» (далее –
программа) относится к технической направленности.
Программа разработана на основе нормативно-правовой документации:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
в действующей редакции.
2.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
3.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам".
4.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации (в редакции 2013 г.).
5.
Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
6.
Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
7.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
8.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»;
9.
Устав МБУ ДО-ЦДТ.
Актуальность общеразвивающей программы.
В настоящее время темпы развития производства - процесса автоматизации
стремительно растут. Важна скорость адаптация «инженерной мысли» работников, умение
проявить и отстоять свои идеи и изобретательность. Формирование таких способностей важно
развивать и прививать постепенно, начиная со школьного времени.
Дополнительное образование по легоконструированию позволяет в форме
познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей
жизни навыки, существенно повысить мотивацию обучающихся к техническим профессиям,
организовать их творческую и исследовательскую работу.
Целью использования легоконструирования в системе дополнительного образования
является овладение навыками начального технического конструирования, развитие мелкой
моторики, координацию «глаз-рука», изучение понятий конструкций и ее основных свойствах
(жесткости, прочности и устойчивости), навык взаимодействия в группе.
Приоритетной целью образования в современном мире становится развитие личности,
готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и
саморазвитию.
Данная программа способствует развитию инженерного мышления, развитию
творческих способностей, реализуемых в конструировании, что важно в современных
реалиях.
Отличительная особенность ДОП данной программы является развитие
коммуникативных умений в коллективе и развитие самостоятельного технического
3

творчества. Простота в построении модели в сочетании с большими конструктивными
возможностями конструктора позволяют детям в конце занятия увидеть сделанную своими
руками модель, которая выполняет поставленную ими же самими задачу.
Программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
 непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности
образования в целом;
 развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения
в системе внеурочной деятельности;
Целевая группа ДООП.
Программа предусматривает занятия с обучающимися 6-12 лет. Численный состав
обучающихся в группе не должно быть менее 8 человек и не должен превышать 25 человек.
Группы формируются по возрасту 6-8 лет, 9-12 лет.
Возрастные особенности обучающихся:
В возрасте 6 лет особенно интенсивно идет развитие психических функции и свойств
личности. В этот период совершенствуется двигательная сфера. Движения становятся более
координированными, ловкими, уверенными, что расширяет круг практической деятельности
ребенка. Ребенок этого возраста способен к элементарному самообслуживанию и выполнению
простейших обязанностей по дому или в детском саду, в состоянии справиться с такими
видами деятельности, как лепка, рисование, наклеивание, вырезывание. Однако тонкие,
наиболее дифференцированные движения пальцев рук развиты еще недостаточно. Так же в
физическом развитии в этом возрасте несколько замедляется процесс роста, но активно
совершенствуются функциональные возможности органов и систем. Значительно
обогащается словарный запас, который к шести годам составляет свыше 3500 слов. В связи с
расширением форм общения ребенка с окружающими у него появляется связная речь. В этом
же возрасте начинает формироваться регулирующая функция речи. Такого уровня речевого и
психического развития ребенок достигает в процессе речевого общения, активной
деятельности, взаимодействия с внешней средой. Восприятие дошкольника приобретает
черты самостоятельного целенаправленного процесса. Усиленно развивается непроизвольное
запоминание, и постепенно начинают складываться первые элементы произвольного
активного запоминания.
У детей 7-10 лет более четко начинают дифференцироваться игра и труд, и каждый из
этих видов деятельности занимает свое определенное место, имеет свой мотив, свою
направленность. Но постепенно учение начинает занимать столь значительное место в
деятельности ребенка, что само по себе становится чрезвычайно важным фактором,
формирующим развитие его личности. В период обучения в школе особенно интенсивно
развиваются и совершенствуются такие высшие психические функции, как логическая память,
произвольное внимание, более сложные формы мышления и др. Значительно перестраивается
к школьному возрасту и такая психическая функция, как внимание.
Возникает способность активно и произвольно направлять свое внимание, удерживать
и сосредоточивать его па определенном объекте деятельности. Появляется мышление,
основанное на абстракции и обобщении.
Большие изменения происходят в развитии эмоционально-волевой сферы, по существу
она регулирует всю интеллектуальную деятельность субъекта. В этом возрасте отмечается
наибольшее увеличение мозга - от 90 % мозга взрослого человека в 5 лет и до 95% в 10 лет.
Продолжается совершенствование нервной системы. Развиваются новые связи между
нервными клетками, усиливается специализация полушарий головного мозга.
Уровень ДОП.
1 год обучения – стартовый уровень – 144 часа. Стартовый уровень предполагает
использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала,
4

минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания общеразвивающей
программы. Будут рассмотрены такие разделы как: введение в лего, лего-животные, леготранспорт, лего-город, лего в доме, конструирование по замыслу обучающегося.
2 год обучения – базовый уровень – 216 часов. Базовый уровень программы рассчитан
на более подробное изучение образовательного конструктора, предполагает использование и
реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение
специализированных знаний, гарантированно обеспечивает трансляцию общей и целостной
картины в рамках содержательно-тематического направления общеразвивающей программы.
Будут рассмотрены такие разделы как: профессии, связанные с техническим творчеством,
лего-транспорт, архитектура, дизайн окружающей среды настольные игры из лего, разработка
собственного проекта.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа - 40 минут.
Перерыв между учебными занятиями -10 минут.
Длительность одного занятия: 2 академических часа.
Периодичность занятий в неделю: 2 раза.
Общий объем программы:
Общий объем программы: 360 часов
1 год обучения: 144 часа
2 год обучения: 216 часа
Срок освоения: 2 года
Особенности организации образовательного процесса: программа может
реализовываться в дистанционной форме.
Формы обучения: очная
Форма обучения:
Основная форма работы – занятие.
Перечень видов занятий: Занятия проходят как совместная практическая творческая
деятельность с элементами самостоятельного выполнения работ.
Формы проведения занятий: словесные; наглядные (показ иллюстраций, работа по
образцу); практические (самостоятельное конструирование моделей, выполнение задания,
проектирование, тестирование). Работа на занятиях осуществляется индивидуально, в парах,
в группах.
План работы на занятии выстроен таким образом, что в конце занятия обучающийся
может увидеть свой результат – показать результат и рассказать о нем (что хотел и что
получилось). В конце темы оценивается освоение полученных знаний и умений на основе
самостоятельной работы. Полученные результаты фиксируются фотографией и
демонстрируются обучающимся и их родителям.
Виды конструирования:
 конструирование по образцу (разработанное Ф. Фребелем) – предложенный образец
постройки выполняется воспроизведением действий педагога; обеспечение прямой передачи
детям готовых знаний, способов и действий, основанной на подражании;
 конструирование по модели – выполнение постройки по предложенной модели, в
которой очертания отдельных элементов скрыто от ребенка; воспроизведение осуществляется
из имеющегося конструктора;
 конструирование по условиям – выполнение постройки по заданным условиям;
формирование умения анализировать заданные границы, на основе которых выстраивать свою
практическую деятельность;
 конструирование по замыслу – выполнение постройки, проявляя обучающимися свою
самостоятельность, что в наибольшей степени развивает творческие способности;
 конструирование по теме – выполнение постройки по заданной общей тематике,
определяя обучающимися самостоятельно замыслы конкретных построек и способов их
осуществления.
5

Перечень форм подведения итогов реализации: беседа, мастер-класс, творческий
отчет, презентация, практическое занятие.
Воспитательный потенциал:
Воспитательная работа с обучающимися проводится в соответствии с рабочей
программой воспитания МБУ ДО-ЦДТ, ее ежегодного плана.
Цель программы воспитания: развитие и социализация в соответствии с принятыми
социокультурными правилами и нормами, как основы воспитанности обучающихся.
Задачи программы воспитания:
 развивать морально-нравственные качества обучающихся: честность; доброту; совесть,
ответственность, чувства долга;
 развивать волевые качества обучающихся: самостоятельность, дисциплинированность,
инициативность, принципиальность, самоотверженность, организованность;
 воспитывать стремления к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию;
 приобщать обучающихся к экологической и социальной культуре, здоровому образу
жизни, рациональному и гуманному мировоззрению;
 формировать нравственное отношения к человеку, труду и природе;
Планируемые результаты воспитания:
 развиты морально-нравственные качества обучающихся: честность; доброта; совесть;
ответственность, чувство долга;
 развиты волевые качества обучающихся: самостоятельность; дисциплинированность;
инициативность; принципиальность, самоотверженность, организованность;
 развито стремления к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию;
 сформирован интерес обучающихся к экологической и социальной культуре,
здоровому образу жизни, рациональному и гуманному мировоззрению;
 сформировано нравственное отношения к человеку, труду и природе.
Формы проведения воспитательных мероприятий: беседа, викторина, встреча с
интересными людьми, дискуссия, тренинг, посещение театра, организация конференции,
экскурсия, олимпиада, смотр, конкурс и др.
Методы воспитательного воздействия: убеждение, внушение, заражение «личным
примером» и подражание, упражнения и приучение, обучение, стимулирование (методы
поощрения и наказания, соревнование), контроль и оценка и др.
1.2

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

Цель: формирование навыков начального технического конструирования с помощью
конструктора LEGO.
Задачи программы:
Обучающие:
 знакомить обучающихся с историей развития LEGO конструирования
 знакомить с комплектами конструктом LEGO, изучить базовые детали LEGO, их
размеры и формы;
 обучать этапам конструирования;
 знакомить с возможностью передачи особенностей предметов средствами
конструктора LEGO;
 знакомить с понятия конструкций и ее основные свойства (жесткости, прочности,
устойчивости);
Развивающие:
6

 развивать интерес к моделированию и конструированию.
 развивать умения действовать в соответствии с инструкциями педагога;
 развивать мелкую моторику; логическое мышление, внимание и воображение
 развивать умение объективно оценить свою работу;
 развивать навыки взаимодействия между обучающимися: умение работать в паре, в
коллективе;
Воспитательные:
воспитывать этику групповой работы;
воспитывать положительное отношение к деловому сотрудничеству и
взаимоуважению;
 воспитывать стремление к приобретению новых знаний и совершенствованию
имеющихся навыков.



1.3 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Предметные результаты:
 обучающихся знают историю развития LEGO конструирования
 знают комплекты конструктора LEGO, базовые детали LEGO, их размеры и формы;
 владеют этапами конструирования;
 знают о возможности передачи особенностей предметов средствами конструктора
LEGO;
 знают понятия конструкций и ее основные свойства (жесткости, прочности,
устойчивости);
Метапредметные результаты
 развит интерес к моделированию и конструированию.
 развиты умения действовать в соответствии с инструкциями педагога;
 развита мелкая моторика; логическое мышление, внимание и воображение
 развто умение объективно оценить свою работу;
 развиты навыки взаимодействия между обучающимися: умение работать в паре, в
коллективе;
Личностные результаты
сформирована этика групповой работы;
сформировано положительное отношение к деловому сотрудничеству и
взаимоуважению;
 сформировано стремление к приобретению новых знаний и совершенствованию
имеющихся навыков.



1.4.УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
№
п/
п

Наименование раздела, темы

1.
2
3.
4.

Вводное занятие. Первоначальная диагностика
Введение в Лего
Лего-животные
Лего-транспорт

Количество часов по годам
1год обучения 2год обучения
2
44
26
26

3

27
7

5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

Лего-город
Лего в доме
Конструирование по замыслу обучающегося
Профессии связанные с техническим творчеством
Разработка собственного проекта
Архитектура
Дизайн окружающей среды
Настольные игры из лего
Итоговое занятие

Всего

24
12
8
39
57
42
24
2
144

6
216

1.4.1. ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ – «СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ»
Цель первого года обучения: знакомство с основами легоконструирования и формирование
познавательной активности по средствам технического творчества
Задачи первого года обучения:
 знакомить обучающихся с базовыми понятиями ЛЕГО-конструирования;
 знакомить с основными видами конструкций и соединений деталей, а также
конструктивные особенности различных моделей и сооружений;
 обучать конструировать по образцу, по условиям, заданным взрослым, по заданной
схеме.
 развивать познавательные способности обучающихся: внимание, память, образное и
пространственное мышление, творческие способности;
 способствовать расширению кругозора и развитию представлений об окружающем
мире
 содействовать воспитанию организационных и нравственно-волевых качеств
личности: самостоятельности, дисциплинированности, развитию терпения и упорства
в достижении цели.
Планируемые результаты первого года обучения:
 знают базовые понятиями ЛЕГО-конструирования;
 знают основные виды конструкций и соединений деталей, а также конструктивные
особенности различных моделей и сооружений;
 умеют конструировать по образцу, по условиям, заданным взрослым, по заданной
схеме.
 развиты познавательные способности обучающихся: внимание, память, образное и
пространственное мышление, творческие способности;
 расширен кругозор и развито представление об окружающем мире
 сформированы организационные и нравственно-волевые качества личности:
самостоятельность, дисциплинированность, терпение и упорство в достижении цели.

8

УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
«СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ»
Количество часов
№
1

2
2.1
2.2

2.3
2.4
3
3.1
3.2
3.3
3.4
4
4.1
4.2
4.3
4.4
5
5.1
5.2
5.2
5.3
6
6.1
6.2
7
8

Название раздела
Вводное
занятие.
Первоначальная
диагностика
Введение в Лего
История LEGO. Кубики
LEGO.
Виды
деталей
LEGO.
Классификация
кубиков
LEGO.
Группировка
и
способы соединения.
Понятие «инструкция»
Лего-мозаика
Лего-животные
Домашние животные
Лесные животные
Водные животные
Животные Африки
Лего-транспорт
Городской транспорт
Воздушный транспорт
Водный транспорт
Космический транспорт
Лего-город
Здания и сооружения
Мосты и переходы
Службы спасения
Городской парк
Лего в доме
Мебель
Еда
Конструирование
по
замыслу обучающегося
Итоговое занятие
Итого

Формы

всего

теория

практика

2

1

1

44
18

22
9

22
9

8

4

4

аттестации/
контроля
Входящий
мониторинг

Презентация работ

6
12
26
6
6
6
8
26
6
6
6
8
24
6
4
8
6
12
6
6
8

3
6
13
3
3
3
4
13
3
3
3
4
12
3
2
4
3
6
3
3
3

3
6
13
3
3
3
4
13
3
3
3
4
12
3
2
4
3
6
3
3
5

2

2

-

144

72

72

Выставка

Выставка

Презентация работ

Презентация работ
Взаимоанализ работ
Итоговый
мониторинг

Содержание учебно-тематического плана «стартовый уровень»
1 Вводное занятие
Теория. Знакомство с обучающимися. Техника безопасности в учреждении, на занятии, при
работе с LEGO
Практика. Первоначальная диагностика.

9

2 Введение в LEGO
2.1 Тема. История LEGO. Кубики LEGO.
Теория. История создания LEGO. Интересные факты. Базовые детали LEGO. Знакомство с
сериями LEGO. Детали LEGO.
Практика. Поиск деталей в контейнере. Счет деталей, сортировка деталей по цвету, по форме
детали. Деление по произвольным свойствам. Сравнение по размеру (больше/меньше,
тяжелее/легче); создание простых моделей, повторяя детали двух цветов. Построение цифр,
имени, даты, используя детали. Способы крепления.
2.2 Тема. Виды деталей LEGO
Теория. Классификация кубиков LEGO. Группировка и способы соединения.Основные этапы
постройки. Соединение деталей. «Отверстия».
Практика. Конструирование стены. Конструирование мини-дома.
2.3 Тема. Понятие «инструкция»
Теория. Определение «инструкция». Виды инструкций. Работа с инструкциями и по
инструкции – отличие.
Практика. Знакомство с инструкциями. Конструирование по инструкции. Доработка моделей,
сконструированных по инструкции.
2.4 Тема. Лего-мозаика
Теория. Графические диктанты. Рассмотрение картинок из LEGO в плоскости. Примеры
картин из LEGO.
Практика. Графические диктанты. Построение LEGO-мозаики по инструкции, по замыслу
обучающегося.
3 Лего-животные
3.1 Тема. Домашние животные
Теория. Определение. Классификация. Распространенные домашние животные.
Практика. Конструирование животного: по инструкции, по заданию,
обучающегося.
3.2 Тема. Лесные животные
Теория. Определение. Классификация. Распространенные лесные животные.
Практика. Конструирование животного: по инструкции, по заданию,
обучающегося.
3.3 Тема. Водные животные
Теория. Определение. Классификация. Распространенные водные животные.
Практика. Конструирование животного: по инструкции, по заданию,
обучающегося.
3.4 Тема. Животные Африки
Теория. Определение. Классификация. Распространенные животные Африки.
Практика. Конструирование животного: по инструкции, по заданию,
обучающегося.

по замыслу

по замыслу

по замыслу

по замыслу

4 Лего-транспорт
4.1 Тема. Городской транспорт
Теория. История городского транспорта. Классификация транспорта. Особенности
конструирования городского транспорта.
Практика. Конструирование наземного транспорта, общественного транспорта: по
инструкции, по заданию, по замыслу обучающегося.
4.2 Тема. Воздушный транспорт
Теория. История воздушного транспорта. Классификация транспорта. Особенности
конструирования воздушного транспорта.
Практика. Конструирование воздушного транспорта: по инструкции, по заданию, по замыслу
обучающегося.
10

4.3 Тема Водный транспорт
Теория. История водного транспорта. Классификация транспорта. Особенности
конструирования водного транспорта.
Практика. Конструирование водного транспорта: по инструкции, по заданию, по замыслу
обучающегося.
4.4 Тема. Космический транспорт
Теория. История космического транспорта. Классификация транспорта. Особенности
конструирования космического транспорта.
Практика. Конструирование космического транспорта: по инструкции, по заданию, по
замыслу обучающегося.
5 Лего-город
5.1 Тема. Здания и сооружения
Теория. Основные элементы. Классификация зданий и сооружений.
Практика. Конструирование здания, фонтана. Конструирование по образцу.
5.2 Тема. Мосты и переходы
Теория. Основные элементы. Классификация.
Практика. Конструирование моста по образцу, конструирование по замыслу обучающегося.
5.3 Тема. Службы спасения
Теория. Определение (для чего нужны). История появления. Классификация.
Практика. Тематическое конструирование: по инструкции, по заданию, по замыслу
обучающегося.
5.4 Тема. Городской парк
Теория. Что такое парк, что бывает в парке. Парки Екатеринбурга.
Практика. Конструирование деревьев, цветочной аллеи.
6. Лего в доме
6.1 Тема. Мебель
Теория. История появления мебели. Классификация мебели. Основные функции мебели для
человека.
Практика. Конструирование стола, стула, шкафа.
6.2 Тема. Еда
Теория. Классификация. Обсуждение любимой еды.
Практика. Конструирование фруктов, пирожного.
7.Конструирование по замыслу обучающегося
Обсуждение пройденного материала. Обсуждение содержания будущей постройки. Развитие
творческой инициативы и самостоятельности.
Практика. Конструирование собственной модели.
8 Итоговое занятие
Теория. Обсуждение пройденного материала за год. Напутствия на каникулы
Практика. Награждение. Командная игра
1.4.2. ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ – «БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ»
Цель второго года обучения: развитие у обучающихся конструкторских умений на основе
LEGO– конструирования.
Задачи второго года обучения:

обучать конструированию по образцу, схеме, условиям, по собственному замыслу;
11


формировать умения достаточно самостоятельно решать технические задачи в
процессе конструирования моделей;

развивать у обучающихся конструкторские, инженерные и вычислительные навыки,
интерес к моделированию и конструированию, к технике, высоким технологиям;

развивать пространственное и техническое мышление, активизировать мыслительные
процессы (творческое решение поставленных задач, изобретательность, поиск нового и
оригинального);

обучать получать информацию из различных источников и использования её для
достижения цели;

способствовать воспитанию личностных качеств: целеустремленности,
настойчивости, самостоятельности, чувства коллективизма и взаимной поддержки, чувство
такта.
Планируемые результаты второго года обучения:

умеют конструировать по образцу, схеме, условиям, по собственному замыслу;

сформированы умения достаточно самостоятельно решать технические задачи в
процессе конструирования моделей;

развиты конструкторские, инженерные и вычислительные навыки, интерес к
моделированию и конструированию, к технике, высоким технологиям;

развито пространственное и техническое мышление, активизировать мыслительные
процессы (творческое решение поставленных задач, изобретательность, поиск нового и
оригинального);

умеют получать информацию из различных источников и использования её для
достижения цели;

сформированы личностные качества: целеустремленности, настойчивости,
самостоятельности, чувства коллективизма и взаимной поддержки, чувство такта.
УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
«БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ»
№

Тема занятия

1.
2.
3.
4.

Введение в программу
Настольные игры из лего
Лего-транспорт
Профессии связанные с
техническим творчеством
Дизайн окружающей
среды
Архитектура
Разработка собственного
проекта
Итоговое занятие
Итого

5.
6.
7.
8.

1.

Всего
часов
3
18
27
39

теория

практика

3
3
4
9

15
23
30

Формы
аттестации/контроля
Входящий мониторинг
Взаимоанализ
Выставка работ
Взаимоанализ

24

6

18

Презентация работ

42
57

10
20

32
37

Презентация работ
Выставка работ

6
216

55

6
161

Итоговый мониторинг

Содержание учебно-тематического плана «Базовый уровень»
Тема. Введение в программу
12

Теория: инструктаж по безопасности. Входная диагностика.
Практика: создание модели.
2.
Тема. Настольные игры из лего
Теория: виды настольных игр
Практика: конструирование различных игр
3.
Тема. Лего-транспорт
Теория: виды транспорта, пропорции.
Практика: создание моделей различных видов транспорта.
4.
Тема. Профессии, связанные с техническим творчеством
Теория: Разбор профессий связанных с техническим творчеством, требования к специалистам
этих професси.
Практика: сбор моделей, связанных с определенными профессиями, доклады
.
5.
Тема. Дизайн окружающей среды
Теория: Что такое дизайн среды, направления.
Практика: создание моделей про различным направлениям дизайн среды.
6.
Тема. Архитектура
Теория: Что такое архитектура. Стили.
Практика: создание моделей по различным стилям архитектуры.
7.
Тема. Разработка собственного проекта
Теория: Виды проектов, этапы работы над проектом.
Практика: создание проектов по заданным темам.
8.
Тема. Итоговое занятие
Теория: Итоговая аттестация
Практика: мастер-класс.

13

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1.КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год
обу
чен
ия

Дата
оконч
ания
обуче
ния
31.05.

Колич
ество
учебн
ых
недель
36

Количе
ство
учебны
х дней

1

Дата
начал
а
обуче
ния
15.09.

72

Колич
ество
учебн
ых
часов
144

2

15.09.

31.05.

36

72

216

Продо
лжител
ьность
канику
л
с 01.01.
по
08.01.
зимние
01.06.
по
19.08.
летние
с 01.01.
по
08.01.
зимние
01.06.
по
19.08.
летние

Компл
ектова
ние
групп
20.08.
по
14.09

Проме Итогов
жуточн
ая
ая
аттеста
аттеста
ция
ция
с 13.05.
по
31.05.

20.08.
по
14.09

с 13.05.
по
31.05.

Режим
заняти
й

2
занятия
по 2
часа в
неделю

2
занятия
по 3
часа в
неделю

2.1.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ПЕРВОГО ГОДА
ОБУЧЕНИЯ
№
п/п

Учебные
недели

Наименование темы

Количество
часов

Форма занятия

Форма контроля

С 01.09.2020 по 14.09. 2020 комплектование групп входная диагностика
Введение в Лего
Вводное занятие.
Входящая диагностика

2

Беседа

Входящая
диагностика

2

Знакомство с деталями:
кирпич

2

Конструирование из
кирпичей простых
моделей

Наблюдение

3

Знакомство с деталями:
пластина

2

Конструирование из
пластин

Беседа-опрос

4

Знакомство с деталями:
способы крепления

2

Конструирование
своего имени

Наблюдение

5

Знакомство с деталями:
скошенный кирпич

2

Конструирование из
скошенных и базовых
кирпичей

Наблюдение

Знакомство с деталями:
свойства деталей

2

Поиск деталей в
контейнере

Наблюдение

Знакомство с деталями:
конструирование цифр

2

Конструирование даты

Наблюдение

1
1 неделя

2 неделя

3 неделя
6
7

4 неделя

14

Конструирование по
заданию из изученных
деталей
Деление деталей по
произвольным
свойствам.
Конструирование из
деталей одного
признака
Конструирование из
изученных деталей по
заданным условиям

8

Знакомство с деталями:
круглый кирпич

2

9

Знакомство с деталями:
общие признаки

2

10

Знакомство с деталями:
конструирование

2

11

Конструирование
стены: основные этапы

2

Конструирование
способом

Наблюдение

12

Конструирование
стены: соединения
деталей

2

Конструирование
способом

Наблюдение

13

Конструирование
стены

2

Конструирование
мини-дома

Наблюдение

14

Конструирование
стены: «отверстия»
стены

2

Конструирование
стены с «отверстиями»

Наблюдение

15

Понятие «инструкция»:
определение

2

Работа с инструкцией.
Подбор деталей

Наблюдение

16

Понятие «инструкция»:
виды

2

Конструирование по
инструкции

Наблюдение

17

Понятие «инструкция»:
конструирование

2

Конструирование по
инструкции. Доработка
модели

Наблюдение

18

Лего-мозаика:
определение

2

Разбор примеров.
Графический диктант

Наблюдение

19

Лего-мозаика:
примеры и картины

2

Рассмотрение картинок
в плоскости. Первые
лего-мозаики

Наблюдение

20

Лего-мозаика:
конструирование

2

Конструирование легомозаики по шаблону

Наблюдение

21

Лего-мозаика:
конструирование

2

Конструирование легомозаики по шаблону

Наблюдение

22

Лего-мозаика:
конструирование по
замыслу обучающегося

2

Конструирование легомозаики по замыслу
обучающегося

Наблюдение

23

Лего-мозаика: итоговая
работа по теме

2

Конструирование
стены, сбор по схеме
лего-мозаики

Опрос.
Практическое
задание

5 неделя

6 неделя

7 неделя

8 неделя

9 неделя

10 неделя

11 неделя

Наблюдение

Наблюдение

Лего-животные

12 неделя
24

Наблюдение

Домашние животные:
конструирование по
инструкции

2

Конструирование
домашнего животного
по инструкции

Наблюдение

15

Домашние животные:
конструирование по
заданию

2

Конструирование
домашнего животного
по заданию

Наблюдение

26

Домашние животные:
конструирование по
замыслу обучающегося

2

Конструирование
домашнего животного
по замыслу
обучающегося

Наблюдение

27

Лесные животные:
конструирование по
инструкции

2

Конструирование
лесного животного по
инструкции

Наблюдение

28

Лесные животные:
конструирование по
заданию

2

Конструирование
лесного животного по
заданию

Наблюдение

29

Лесные животные:
конструирование по
замыслу обучающегося

2

Конструирование
лесного животного по
замыслу обучающегося

Наблюдение

30

Водные животные:
конструирование по
инструкции

2

Конструирование
водного животного по
инструкции

Наблюдение

31

Водные животные:
конструирование по
заданию

2

Конструирование
водного животного по
заданию

Наблюдение

32

Водные животные:
конструирование по
замыслу обучающегося

2

Конструирование
водного животного по
замыслу обучающегося

Наблюдение

33

Животные Урала:
конструирование по
инструкции

2

Конструирование
животного Африки по
инструкции

Наблюдение

34

Животные Урала :
итоговая работа по
теме

2

Конструирование
животного по
отгаданной загадке

Практическое
задание

35

Животные Африки:
конструирование по
инструкции

2

Конструирование
животного Африки по
инструкции

Наблюдение

Животные Африки:
конструирование по
заданию

2

Конструирование
животного Африки по
заданию

Наблюдение

25
13 неделя

14 неделя

15 неделя

16 неделя

17 неделя

18 неделя
36

Лего-транспорт

37

Городской транспорт:
конструирование по
инструкции

2

Конструирование
городского транспорта
по инструкции

Наблюдение

Городской транспорт:
конструирование по
заданию

2

Конструирование
общественного
транспорта по заданию

Наблюдение

19 неделя
38

16

2

Конструирование
городского транспорта
по замыслу
обучающегося

Наблюдение

Воздушный транспорт:
конструирование по
инструкции

2

Конструирование
воздушного транспорта
по инструкции

Наблюдение

Воздушный транспорт:
конструирование по
заданию

2

Конструирование
воздушного транспорта
по заданию

Наблюдение

42

Воздушный транспорт:
конструирование по
замыслу обучающегося

2

Конструирование
воздушного транспорта
по замыслу
обучающегося

Наблюдение

43

Водный транспорт:
конструирование по
инструкции

2

Конструирование
водного транспорта по
инструкции

Наблюдение

44

Водный транспорт:
конструирование по
заданию

2

Конструирование
водного транспорта по
заданию

Наблюдение

45

Водный транспорт:
конструирование по
замыслу обучающегося

2

Конструирование
водного транспорта по
замыслу обучающегося

Наблюдение

2

Конструирование
космического
транспорта по
инструкции

Наблюдение

Наблюдение

Городской транспорт:
конструирование по
замыслу обучающегося

40

41

39
20 неделя

21 неделя

22 неделя

23 неделя
46

Космический
транспорт:
конструирование по
инструкции

47

Космический
транспорт:
конструирование по
заданию

2

Космический
транспорт:
конструирование по
заданию

48

Космический
транспорт:
конструирование по
замыслу обучающегося

2

Конструирование по
замыслу обучающегося

Наблюдение

49

Космический
транспорт: итоговая
работа по теме

2

Игра в парах
«Космический бой»

Практическое
задание

24 неделя

25 неделя
50

51
26 неделя
52

Лего-город
Здания и сооружения:
конструирование
здания
Здания и сооружения:
конструирование по
замыслу обучающегося
Здания и сооружения:
конструирование
фонтана

2

Конструирование
здания

Наблюдение

2

Конструирование
здания

Наблюдение

2

Конструирование
фонтана

Наблюдение

17

Мосты и переходы:
конструирование по
образцу

2

Конструирование
моста по образцу

Наблюдение

54

Мосты и переходы:
конструирование по
замыслу обучающегося

2

Конструирование по
замыслу обучающегося

Наблюдение

55

Службы спасения:
конструирование по
инструкции

2

Конструирование
службы спасения по
инструкции

Наблюдение

56

Службы спасения:
конструирование по
заданию

2

Конструирование
службы спасения по
заданию

Наблюдение

57

Городской парк:
деревья

2

Конструирование
деревьев

Наблюдение

58

Городской парк:
цветочная аллея

2

Конструирование
цветочной аллеи

Наблюдение

59

Городской парк:
итоговая работа по
теме

2

Групповое
конструирование
«Перекресток»

Практическое
задание

53
27 неделя

28 неделя

29 неделя

30 неделя

Лего в доме

60

Лего-мебель:
конструирование по
образцу

2

Конструирование по
образцу стола

Наблюдение

61

Лего-мебель:
конструирование по
заданию

2

Конструирование по
заданию стула

Наблюдение

62

Лего-еда:
конструирование
фруктов

2

Конструирование
фруктов

Презентация

63

Лего-еда:
конструирование
пирожного

2

Конструирование
пирожного

Наблюдение

Лего-еда: итоговая
работа по теме

2

Групповое
конструирование
«завтрак

Практическая
работа

31 неделя

32 неделя
64

Конструирование по замыслу обучающих
Конструирование по
замыслу
обучающегося:
свободная тема

2

Конструирование по
замыслу обучающегося
на свободную тему

Наблюдение

66

Конструирование по
замыслу
обучающегося:
свободная тема

2

Конструирование по
замыслу обучающегося
на свободную тему

Наблюдение

67

Конструирование по
замыслу
обучающегося: город
будущего

2

Конструирование по
замыслу обучающегося
на тему «Город
будущего»

Наблюдение

65
33 неделя

34 неделя

18

68

Конструирование по
замыслу
обучающегося:
путешествие в сказку

2

Конструирование по
замыслу обучающегося
на тему «Путешествие
в сказку»

Наблюдение

69

Конструирование по
замыслу обучающегося

2

Самостоятельная
работа

Практическая
работа

70

Конструирование по
замыслу обучающегося

2

Самостоятельная
работа

Практическая
работа

71

Конструирование по
замыслу обучающегося

2

Самостоятельная
работа

Практическая
работа

Итоговое занятие:

2

Чаепитие.
Награждение.

Итоговый
мониторинг

Итого:

144

35 неделя

36 неделя
72

2.2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№
п/п

Учебные
недели

1

Наименование темы

Количество
часов

Форма занятия

Форма контроля

Вводное занятие.
Входящая диагностика

3

Беседа

Входная
диагностика

1 неделя
Шашки

2

Бродилки

3
2 неделя

Игры с кубиком

4

Лабиринт

5
3 неделя
6

Конструирование по
замыслу обучающегося

7

Конструирование по
замыслу обучающегося
4 неделя

Настольные игры из лего
Работа в мини3
группах
Работа в мини3
группах
Работа в мини3
группах
Работа в мини3
группах
Самостоятельная
3
работа
3

Самостоятельная
работа

Игра в парах
Игра в парах
Игра в парах
Игра в парах
Игра в парах
Игра в парах

Лего-транспорт

8

Воздушный транспорт.
Вертолет

3

Конструировние по
инструкции

Техническая задача

9

Воздушный транспорт.
Самолет

3

Конструировние по
инструкции

Техническая задача

10

Воздушный транспорт.
Ракета

3

Конструировние по
инструкции

Техническая задача

11

Водный Транспорт.
Подводная лодка

3

Конструировние по
инструкции

Техническая задача

12

Водный Транспорт.
Лайнер

3

Конструировние по
инструкции

Техническая задача

13

Наземный транспорт.
Грузовик

3

Конструировние по
инструкции

Техническая задача

Наземный транспорт.
Автомобиль

3

Конструировние по
инструкции

Техническая задача

5 неделя

6 неделя

7 неделя
14

19

15
8 неделя
16

17

9 неделя

18
19
10 неделя
20
21
11 неделя
22
23
12 неделя
24
25
13 неделя
26
27
14 неделя
28
29
15 неделя

Пассажирский транспорт.
Автобус

3

Конструировние по
инструкции

Техническая задача

Пассажирский транспорт.
Троллейбус

3

Конструировние по
инструкции

Техническая задача

Профессии связанные с техническим творчеством
Практическое
Автомеханик
3
Наблюдение
занятие
Специалист по
Практическое
3
Наблюдение
машинному обучению
занятие
Практическое
Энергетик
3
Наблюдение
занятие
Практическое
Шахтер
3
Наблюдение
занятие
Практическое
Геолог
3
Наблюдение
занятие
Практическое
Геофизик
3
Наблюдение
занятие
Практическое
Бурильщик
3
Наблюдение
занятие
Практическое
Инженер
3
Наблюдение
занятие
Практическое
Инженер-конструктор
3
Наблюдение
занятие
Практическое
Архитектор
3
Наблюдение
занятие
Практическое
Промышленный дизайнер
3
Наблюдение
занятие
Практическое
Дизайнер интерьера
3
Наблюдение
занятие
Практическое
Программист
3
Наблюдение
занятие
Дизайн окружающей среды

30

Оформление торговых
пространств. Магазин

3

Групповое
конструирование

Творческое задание

31

Оформление торговых
пространств. Кофейня

3

Групповое
конструирование

Творческое задание

32

Оформление торговых
пространств. Торговый
центр.

3

Групповое
конструирование

Творческое задание

33

Ландшафтный дизайн.
Парк.

3

Групповое
конструирование

Творческое задание

34

Дизайн интерьера.
Квартира

3

Групповое
конструирование

Творческое задание

35

Предметно-материальный
дизайн

3

Самостоятельная
работа

Творческое задание

36

Конструирование по
замыслу

3

Самостоятельная
работа

Самостоятельная
работа

37

Конструирование по
замыслу

3

Самостоятельная
работа

Творческое задание

16 неделя

17 неделя

18 неделя

19 неделя
38
39

20 неделя

Архитектура
Древний Египет

3

Конструирование
по образцу

Наблюдение

Древняя Греция

3

Конструирование
по образцу

Наблюдение

20

40

Древни Рим

3

Конструирование
по образцу

Наблюдение

41

Византия

3

Конструирование
по образцу

Наблюдение

42

Готическая архитектура

3

Конструирование
по образцу

Наблюдение

43

Средневековье

3

Конструирование
по образцу

Наблюдение

44

Возрождение

3

Конструирование
по образцу

Наблюдение

45

Барокко

3

Конструирование
по образцу

Наблюдение

46

Рококо

3

Конструирование
по образцу

Наблюдение

47

Нео-классика

3

Конструирование
по образцу

Наблюдение

48

Арт-нуво

3

Конструирование
по образцу

Наблюдение

49

Экспрессионизм

3

50

Конструктивизм

3

51

Арт-деко

3

21 неделя

22 неделя

23 неделя

24 неделя

25 неделя

26 неделя

53
27 неделя
54

Исследовательский
проект
Конструирование по теме
проекта

3
3
3

Информационный проект

3

56

Конструирование по теме
проекта

3

57

Творческий проект

3

Конструирование по теме
проекта

3

Игровой проект

3

Конструирование по теме
проекта

3

Практический проект

3

Конструирование по теме
проекта

3

Социальный проект

3

Конструирование по теме
проекта

3

Инновационный проект

3

55
28 неделя

29 неделя
58
59
30 неделя
60
61
31 неделя
62
63
32 неделя
64
65

33 неделя

Конструирование
по образцу

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

Разработка собственного проекта
Что такое проект?

52

Конструирование
по образцу
Практическое
занятие

Беседа
Практическое
занятие
Конструирование
по замыслу
Практическое
занятие
Конструирование
по замыслу
Практическое
занятие
Конструирование
по замыслу
Практическое
занятие
Конструирование
по замыслу
Практическое
занятие
Конструирование
по замыслу
Практическое
занятие
Конструирование
по замыслу
Практическое
занятие

Опрос
Техническая задача
Творческое задание
Техническая задача
Творческое задание
Техническая задача
Творческое задание
Техническая задача
Творческое задание
Техническая задача
Творческое задание
Техническая задача
Творческое задание
Техническая задача

21

Конструирование по теме
проекта

3

Конструирование
по замыслу

Наблюдение

Создание презентации и
защитного слова

3

Самостоятельная
работа

Наблюдение

Подготовка к защите
проекта

3

Самостоятельная
работа

Наблюдение

70

Защита проекта

3

Самостоятельная
работа

Наблюдение

71

Защита проекта

3

Самостоятельная
работа

Наблюдение

Итоговое занятие

6

Итоговый
мониторинг

Награждение

Итого

216

66
67

34 неделя

68
69
35 неделя

36 неделя
72

2.1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

№

1.
2.
3
5
5

Оборудование
Учебный кабинет
с типовой мебелью
Учебные парты
Контейнеры
с
LEGO-деталями
LEGO -пластины
Бумага А4

Единица
измерения

%
Количество на Количество использования в
одного
на группу
ходе реализации
обучающегося
программы
1

100 %

шт

8

90 %

шт

4

90 %

шт
шт

4
100

90 %
100%

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
№
П/П
1.

Наименование

Ссылка

Образовательный портал «Инфоурок

https://infourok.ru/

2.

Российская электронная школа

https://resh.edu.ru/

3.

«Фонд поддержки талантливых детей и молодежи https://zsfond.ru/
«Золотое сечение»
Дворец молодёжи – региональный оператор https://dm-centre.ru/
национального проекта “образование”.
МАУ
ДО
ГДТДИМ
«ОДАРЁННОСТЬ
И http://gifted.ru/
ТЕХНОЛОГИИ»

4.
5.
6.

22

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
№
1.
2.
3.
4.
5.

Методические материалы
Таблица с названием LEGO - деталей
Техника безопасности во время работы с конструктором LEGO
Технологические карты, схемы, образцы и модели конструирования
Иллюстрации, картинки с изображениями предметов и объектов конструирования
Фотографии.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Ссылка

№
П/П
1.

Наименование

2.

Клуб Лего педагогов

http://legoclab.pbworks.
com/w/page/16166346/
FrontPage

3.

Схемы и инструкции LEGO

https://vk.com/lego_le

4.

Схемы и инструкции для сборки LEGO

http://www.lego-le.ru/

5.

«Мир кубиков» инструкции по сборке

https://mirkubikov.ru/buildinginstruc
tions/

6.

Лего схемы

https://ru.pinterest.com/ya
tsura_89/%D0%BB%D0
%B5%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%85%D0%
B5%D0%BC%D1%8B/

Учебное электронное пособие LEGO (официальный https://www.lego.com/ruru/education
сайт продукции)

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Требования к квалификации: Высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование в области, соответствующей профилю объединения без
предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или
среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по
направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы и
курсы повышения квалификации по направлению деятельности.

23

1.
2.
3.
4.
5.

2.1. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Цель: получение информации о динамике индивидуального развития обучающегося
и повышение уровня его развития.
Задачи: определение фактического состояния объекта в данный момент времени:
прогнозирование состояния на заданный будущий период времени; определение причин
выявленных отклонений от заданных параметров: постановка задач для их преодоления.
Способами проверки результатов реализации дополнительной общеразвивающей
программы является мониторинг, который отслеживает рост: теоретических знаний,
практических умений, общеучебных умений и навыков – (Приложение 1). Оценка уровня
развития предусматривает 5-бальную систему: 5 баллов - высокий уровень, 4 балла - выше
среднего уровня, 3 балла – средний уровень, 2 балла – ниже среднего уровня, 1 балл - низкий
уровень.
Виды мониторинга:
- входной мониторинг (проверяется уровень знаний, умений, навыков детьми);
- промежуточный (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);
- итоговый (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за
весь курс обучения).
Также после прохождения каждой темы проводится текущее оценивание, по
разработанным оценочным материалам (Приложение 2).
Критерием оценки результатов учебной деятельности являются 3 группы показателей:
уровень освоения теоретической подготовки, уровень освоения практической подготовки,
общеучебные навыки и умения.
Формы оценивания:
тестирование;
игры (парные, командные);
смотры знаний и умений (логические игры и задания; презентация проекта; выполнение
индивидуальных самостоятельных заданий);
конкурсы творческих работ (выставки);
собеседование и наблюдение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» в действующей редакции.
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации (в редакции 2013 г.).
3.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
4.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
6.
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об Утверждении Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
7.
Приказ Министерства труда и социализации защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
24

дополнительного образования детей и взрослых».
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам".
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей».
10.
Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
11.
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной
деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ).
12.
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК -641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»).
13.
Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
14.
Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461 ПП «О
региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской области».
15.
Федеральный закон от 13.07.2020 № 189 ФЗ «О государственном (муниципальном)
социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»;
16.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих
программ» в соответствии с социальным сертификатом.
Список литературы для педагога:
1.
Лусс Т.В. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с
помощью ЛЕГО» - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009.
2.
Устинова Л.В. Рабочая программа по курсу «Лего-конструирование». Муниципальное
образовательное учреждение «Гимназия №30» г. Курган, 2011
3.
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
4.
Мельникова О.В. Лего-конструирование. 5-10 лет. Программа, занятие. 32
конструкторские модели. Презентации в электронном приложении / О.В. Мельникова. –
Волгоград: Учитель. – 51 с.
5.
Т. В. Лусс «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с
помощью ЛЕГО» - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009.
6.
.А.С.Злаказов, Г.А. Горшков, С.Г.Шевалдина «Уроки Лего – конструирования в
школе». Методическое пособие. – М., Бином. Лаборатория знаний, 2011.
7.
Авторизованный перевод изданий компании LEGO® Education: «Первые механизмы»
(набор конструктора 9656);
8.
Авторизованный перевод изданий компании LEGO® Education «Машины, механизмы
и конструкции с электроприводом» (набор конструктора 9645 или 9630).
9.
Бедфорд А. LEGO. Секретная инструкция; пер. с англ. М.: ЭКОМ Паблишерз, 2001.
https://www.livelib.ru/author/433554/top-allan-bedford
25

Для обучающихся
1.
Журнал LEGO Самоделки. 2000-2002.
2.
Инструкции для конструирования LEGO Classic.

Приложения к программе

Приложение № 1
Итоговое педоценивание 1 год обучения.
1. Тест по конструированию "Виды
конструкторов"
https://banktestov.ru/test/36709

3. Конструирование по условиям
(конструкция из деталей красного и
белого цвета)

2. Конструирование по образцу

4. Конструирование по схеме

Критерием оценки результатов являются:

Владение обязательной терминологией
Выше среднего (5): свободное владение специальной терминологией, информацией о
методах и приемах конструирования, умение применять их при создании собственных работ
без ошибок и помощи.
Достаточный (4): умение оперировать терминологией обязательной для усвоения,
знание изученной информации о методах и приемах конструирования, выполнение работы по
образцу с незначительными отклонениями в конструкции.
26

Средний (3): слабое владение терминологией, выполнение работы по образцу с
отклонениями в конструкции.
Ниже среднего (2): не знает соответствующей терминологии, выполнение работы по
образцу с серьезными нарушениями в конструкции.
Навык подбора необходимых кубиков
Выше среднего (5): может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать деталь по
цвету, по размеру, на ощупь, выкладывает сложные постройки.
Достаточный (4): может самостоятельно, но медленно, определять кирпичики по
размеру, долго приходит к правильному построению стены или лестницы.
Средний (3): может самостоятельно выбрать необходимую деталь, но очень медленно,
делает ошибки при построении, допускает ошибки при определении размера кирпичиков.
Ниже среднего (2): нее может без помощи педагога выбрать необходимую деталь, не
знает кирпичики по размерам, не определяет детали на ощупь.
Умение конструировать по условиям
Выше среднего (5): может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по
образцу.
Достаточный (4): может самостоятельно исправить ошибки, работает в среднем темпе.
Средний (3): может проектировать по образцу в медленном темпе, исправляя ошибки
под руководством педагога.
Ниже среднего (2): не видит ошибок при проектировании по образцу, может
проектировать по образцу только под контролем педагога.
Умение конструировать по схеме
Выше среднего (5): может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по
схеме.
Достаточный (4): может самостоятельно конструировать по схеме в среднем темпе,
исправляя ошибки.
Средний (3): может конструировать по схеме в медленном темпе, исправляя ошибки
под руководством педагога.
Ниже среднего (2): не может понять последовательность действий при проектировании
по пошаговой схеме, может конструировать по схеме только под контролем педагога.

Приложение № 2
Итоговое педоценивание 2 год обучения.
1.Тест «В мире легоконструирования»
https://onlinetestpad.com/ru/testresult/565461-v-mire-legokonstruirovaniya?res=5o2mald5ceaze
2. Конструирование стены разными видами.

3. Конструирование по схеме (транспорт)
27

4. Игра «Морской бой»

Критерием оценки результатов являются:

Владение обязательной терминологией
Выше среднего (5): свободное владение специальной терминологией, информацией о
методах и приемах конструирования, умение применять их при создании собственных работ
без ошибок и помощи.
Достаточный (4): умение оперировать терминологией обязательной для усвоения,
знание изученной информации о методах и приемах конструирования, выполнение работы по
образцу с незначительными отклонениями в конструкции.
Средний (3): слабое владение терминологией, выполнение работы по образцу с
отклонениями в конструкции.
Ниже среднего (2): не знает соответствующей терминологии, выполнение работы по
образцу с серьезными нарушениями в конструкции.
Навык подбора необходимых кубиков
Выше среднего (5): может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать деталь по
28

цвету, по размеру, на ощупь, выкладывает сложные постройки.
Достаточный (4): может самостоятельно, но медленно, определять кирпичики по
размеру, долго приходит к правильному построению стены или лестницы.
Средний (3): может самостоятельно выбрать необходимую деталь, но очень медленно,
делает ошибки при построении, допускает ошибки при определении размера кирпичиков.
Ниже среднего (2): нее может без помощи педагога выбрать необходимую деталь, не
знает кирпичики по размерам, не определяет детали на ощупь.
Умение конструировать по условиям
Выше среднего (5): может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по
образцу.
Достаточный (4): может самостоятельно исправить ошибки, работает в среднем темпе.
Средний (3): может проектировать по образцу в медленном темпе, исправляя ошибки
под руководством педагога.
Ниже среднего (2): не видит ошибок при проектировании по образцу, может
проектировать по образцу только под контролем педагога.
Умение конструировать по схеме
Выше среднего (5): может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по
схеме.
Достаточный (4): может самостоятельно конструировать по схеме в среднем темпе,
исправляя ошибки.
Средний (3): может конструировать по схеме в медленном темпе, исправляя ошибки
под руководством педагога.
Ниже среднего (2): не может понять последовательность действий при проектировании
по пошаговой схеме, может конструировать по схеме только под контролем педагога.
Приложение № 3
Показатели предметной компетенции освоения программы
Теоретическая подготовка

Предметная практическая подготовка

Коммуникативные навыки

Понятия:
Умение
кладка,
я обучающегося Графическое
Конструиров Конструиров Конструиров планировать
Размер
перекрытия,
Творческие
изображение
ание по
ание по
ание по
и
деталей лего ступенчатая
навыки
деталей лего
образцу.
условиям.
схеме.
организовать
кладка,мозай
работу
ка
Евгений
5
5
4
5
5
5
5
5
Виктория

4

3

3

5

4

5

4

Средний
Умение
балл
выступать
перед
аудиторией

Умение
слушать и
слышать
педагога
5

4

3
5

5
4

4

ов Глеб

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

ов Захар

4

4

3

5

5

5

3

3

5

3

4

в Роман

5

5

4

5

5

5

5

4

5

4

5

Маргарита

5

5

4

5

5

5

5

5

5

5

5

Матвей

3

4

3

4

ва Надежда

5

5

5

о Матвей

4

4

4

4

4

5

3

3

3

4

5

5

4

5

5

5

5

5

5 5

5 5

иков Роман

Организационно-волевые качества

ев Степан
ия
Имя
сс Лев
щегося

нко Денис

4
Терпение

Воля5

на Арина

5

5

а Елизавета

4

4

в Андрей
Евгений

55

55

Виктория

Показатели
личностной
освоения
программы
3
5
5 компетенции
5
5
4
5
5

5

5
5
Коммуникативные
навыки
5
5

5
5
Ориентационные
качества
5

5

5

5

5

5

5

4
Поведенческие
качества
5

5

3

4

5

5

5

5
5
5 Нравствен
Умение 3
Умение5
Интерес к 5
5
выступать5
ноСамоконтр слушать и
Самооценк занятиям в
3
5
5
5 этическая
перед 5
оль
слышать
а
объединен
3
5 аудиторие5
5
5 ориентаци
педагога
ии
й
я
3
5
5
5
5
55

55

35

55

5 5

5

Инициативность

3
4
Средний
Участие в 5
Личные 5 балл
Конфликтн
делах,
4
5
4
5
достижени
ость
смотрах,
я,
5
5
5 победы. 5
конкурсах

5

5

5

5

5 5

5

3

3

5

5

4

5

3

5

5

4

3

4

Глеб

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

в Захар

3

3

3

5

3

3

4

5

5

3

4

4

Роман

5

5

5

5

4

5

5

5

5

5

5

5

29

5

Имя
ося

Показатели метапредметной компетенции освоения программы
Информационные
способности

Учебно-познавательные способности

Коммуникативные
способности

Функциональные
способности

Уровень и
динамика
достижений

Отстаивать
Навыки
Способность свою точку
деятельности
Технологичес Социальное
Способность участвовать в зрения на
Рефлексивны
Самообразов
обучающегос
Креативност Прикладная
кие
взаимодейств
презентовать диалоге и
основе
е
ание
я по
ь
деятельность
способности
ие
информацию публичном
признания
способности
отношению к
выступлении разнообразн
информации
ых позиций

Средний
балл

ений

4

4

4

4

4

4

5

5

5

4

4

тория

5

4

4

4

4

5

5

5

5

4

5

еб

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

хар

3

4

4

5

4

3

4

4

5

4

4

ман

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

гарита

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

вей

4

4

5

4

4

4

4

4

5

4

4

дежда

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

твей

3

4

5

3

4

4

3

4

5

4

4

Роман

4

5

5

5

4

5

5

5

5

5

5

тепан

3

4

3

4

4

3

4

5

5

4

4

в

5

5

5

5

5

5

5

4

5

5

5

5

5

5

5

4

5

5

5

5

4

5

5

5

Денис

рина

завета

дрей

обучающегося

итрий

настасия

5

5

Протокол
итоговой
аттестации
обучающихся
4
5
5
5
5

5

Приложение № 4

5

5
5
5
5
5
5
5
5
5
ДООП5 Студия конструирования
«Техномир»
5
5Группа №
5
5
5
5
5
5
5
5
Год обучения
Фамилия, имя, отчество педагога: Хасанова Яна Валерьевна
Дата проведения:
Форма проведения практическая работа .
Форма оценки результатов: результаты тестового задания, наблюдение
Члены аттестационной комиссии
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
___________________________________________

5
5

(Ф.И.О., должность)
Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Предметна
УчебноОрганизац
Информац Коммуника Функциона
Ориентаци Поведенчес
Теоретичес
ЦенностноУровень и
я
познавател
ионноИнициатив Средний
Средний
ионные
тивные
льные
Средний
онные
кие
кая
динамика
практическ смысловые
ьные
волевые
ность
балл
балл
способност способност способност
балл
качества качества
подготовка
навыки
достижений
ая
способност
качества
и
и
и
подготовка
и
3 Критерии
4
2
2
3
4
5
3
4
3
4
4
4
2
3
оценки результативности.
4-

5 уровень
5
5

5

ртём

5
5
5обучающийся
5
5 освоил
5 практически
4
5 весь объём
5
5
выше4 среднего
(5 балла)–
знаний
5
5
5
5
5
5
5
4
5
5
5
100-80%, предусмотренных программой за конкретный период;
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
4
5
30
3
4
5
4
4
3
5
4
4
4
4
5
5
2

5

5

ений

ин Александр

5

5
4

ева Маргарита

4

5

3

2

4

4

5

3

4

3

3

5

5

3

4

ых Валерия

4

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

4

2

4

Лев

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

3

5

средний уровень (3-4 балла)– у обучающегося объём усвоенных знаний составляет 7950%;
уровень ниже среднего (1-2 балл)– обучающийся овладел менее чем 50% объёма
знаний, предусмотренных программой.
Всего аттестовано обучающихся, 100 % от общего количества обучающихся.
Из них по результатам аттестации показали:
Личностные результаты
уровень выше среднего чел. % от общего количества обучающихся
средний уровень чел. % от общего количества обучающихся
уровень ниже среднего ___ чел. ___% от общего количества обучающихся
Предметные результаты
уровень выше среднего ___ чел. ____% от общего количества обучающихся
средний уровень ____чел._ ___% от общего количества обучающихся
уровень ниже среднего ___ чел. ___% от общего количества обучающихся
Метапредметные результаты
уровень выше среднего ____ чел.__ __% от общего количества
средний уровень ____чел.__ __% от общего количества
уровень ниже среднего _____чел. ____% от общего количества
Педагог дополнительного образования:
_________________________/_________________________________/
Ф.И.О.

Подпись

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».