Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества Программа рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании Методического совета МБУ ДО - ЦДТ протокол от 19.08.2024 №2 УТВЕРЖДАЮ ___________________/Т.Г. Хисамова Директор МБУ ДО - ЦДТ приказ от 19.08.2024 №51-ДООП Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Исследуем и познаем» Целевая группа 6-14 лет Срок реализации 3 года Количество часов 432 часа Автор-разработчик: Еберзина Виктория Павловна Педагог дополнительного образования Екатеринбург, 2024 1 Содержание I. Комплекс основных характеристик 1. Пояснительная записка 2. Цель и задачи программы 3. Содержание программы 3.1 1 год обучения – Стартовый уровень 3.2 2 год обучения – Базовый уровень 3.3. 3 год обучения – Базовый уровень II Комплекс организационно-педагогических условий 2 РАЗДЕЛ I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность программы: социально-гуманитарная. Особенностью данной программы является формирование исследовательской компетентности у обучающихся, т.е. умений самостоятельно добывать и систематизировать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Новизна программы заключается в том, что в педагогическом процессе используются методы и методические приемы, которые сформируют у обучающихся навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Актуальность программы состоит в приобщении обучающихся к исследовательской работе, обогащению учебно-познавательной деятельности элементами исследовательской работы. Отличительные особенности программы Программа «Исследуем и познаем» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности. Использование метода игровой технологии обеспечивает не только успешное освоение материала всеми обучающимися, но и интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к педагогу, друг к другу. Программа разработана на основе нормативно-правовой документации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в действующей редакции. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р). Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам". Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (в редакции 2013 г.). Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; Устав МБУ ДО-ЦДТ. Целевая группа Программа разработана для обучающихся 7-11 лет. Группы формируются по возрасту: от 7 до 8 лет; от 9 до 10; от 10 до 11 лет. В возрасте 7-10 лет происходит настоящий сдвиг в интеллектуальном развитии ребенка. Происходит развитие осознанности и произвольности всех психических процессов (восприятие, мышление, память, внимание, воображение). Численный состав обучающихся в группе не должно быть менее 8 человек и не должен превышать 25 человек. 3 Режим занятий Продолжительность одного академического часа: 40 минут Перерыв между учебными занятиями -10 минут. Длительность одного занятия: 2 академических часа. Периодичность занятий в неделю: 2 раза. Объем программы: 432 часа 1 год -144 часа 2 год -144 часа 3 год – 144 часа Срок освоения: 3 года Уровень ДООП 1 год - Стартовый уровень. Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Включает в себя три относительно самостоятельные подпрограммы: тренинг исследовательских способностей, самостоятельная исследовательская практика, мониторинг исследовательской деятельности. 2 -3 год. Базовый уровень. Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно- тематического направления программы. Формы проведения: фронтальные, групповые, индивидуальные Беседы,опыты, оформление альбома Юные исследователи, участие детей во всех видах творческой деятельности, проектная деятельность, целевые экскурсии. . Особенности организации образовательного процесса. Программа может реализовываться в дистанционной форме. Форма обучения: очная Перечень видов занятий: беседа, игра, опыты, комбинированные занятия, защита проектов. Перечень форм подведения итогов реализации программы: защита проекта, открытый показ занятий, фотоотчет для родителей. Воспитательная работа. Воспитательная работа с обучающимися проводится в соответствии с рабочей программой воспитания МБУ ДО-ЦДТ, ее ежегодного плана. Цель программы воспитания: развитие и социализация в соответствии с принятыми социокультурными правилами и нормами, как основы воспитанности обучающихся. Задачи программы воспитания: развивать морально-нравственные качества обучающихся: честность; доброту; совесть, ответственность, чувства долга; развивать волевые качества обучающихся: самостоятельность, дисциплинированность, инициативность, принципиальность, самоотверженность, организованность; воспитывать стремления к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию; приобщать обучающихся к экологической и социальной культуре, здоровому образу жизни, рациональному и гуманному мировоззрению; формировать нравственное отношения к человеку, труду и природе; Планируемые результаты воспитания: развиты морально-нравственные качества обучающихся: честность; доброта; совесть; ответственность, чувство долга; развиты волевые качества обучающихся: самостоятельность; дисциплинированность; инициативность; принципиальность, самоотверженность, организованность; развито стремления к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию; сформирован интерес обучающихся к экологической и социальной культуре, здоровому образу жизни, рациональному и гуманному мировоззрению; сформировано нравственное отношения к человеку, труду и природе. 4 Формы проведения воспитательных мероприятий: беседа, викторина, встреча с интересными людьми, дискуссия, тренинг, посещение театра, организация конференции, экскурсия, олимпиада, смотр, конкурс и др. Методы воспитательного воздействия: убеждение, внушение, заражение «личным примером» и подражание, упражнения и приучение, обучение, стимулирование (методы поощрения и наказания, соревнование), контроль и оценка и др. 1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Цель программы - развитие познавательной активности обучающихся, их творческих способностей через приобщение к проектно- исследовательской деятельности. Задачи: Обучающие: формировать у обучающихся положительную мотивацию к проектно-исследовательской деятельности; знакомить детей со специальной терминологией основ проектно-исследовательской деятельности; обучать обучающихся сначала совместно с педагогом, а затем под его руководством и самостоятельно на практике выполнять проектно- исследовательские работы; формировать способности к организации своей деятельности и деятельности товарищей в группе, и обучать управлять этой деятельностью; формировать умение решать творческие и проблемные задачи; формировать умение работать с информацией ( сбор, систематизация, хранение, использование). Развивающие: развивать коммуникативные навыки; развивать лидерские качества; развивать познавательные потребности и способности, креативность. Воспитательные: воспитывать культуру общения; воспитывать уважительное отношение к мнению других. 1.3. ПЛАНИРУЕМЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Предметные: расширить представление о предметах и явлениях природы и рукотворного мира; развитие навыков анализа объекта, предмета и явления окружающего мира, их внутренних связей, изменения во времени и.т.д. формировать умение по обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действие с ним. развить навыки самостоятельного проведения опытов; знакомить с со специальной терминологией; Метапредметные: развиты мыслительные операции; сформированы способности к организации своей деятельности; сформированы творческие умения; сформированы умения работы с информацией; Личностные: формирование у ребёнка ценностных ориентиров в проектно-исследовательской деятельности; воспитание уважительного отношения к своей работе, так и других людей; 5 развитие самостоятельности в поиске решения различных исследовательских за- дач; формирование уверенности в себе посредством саморазвития мыслительных операций, творческих предпосылок; развитие личностного роста и чувства уверенности в себе; овладение различными приёмами и техниками исследовательской деятельности; развиты навыки коллективной работы. 1.4. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ № п/п 1 2 3 4 Название раз- 1 год обучения, ко- 2 год обучения, 3 год обучения, количедела, темы личество часов количество часов ство ча-сов Вводное занятие 2 1 1 Тренинг разви82 14 64 тия исследовательских способностей Проектно-иссле50 129 69 довательская деятельность Мониторинг ис10 0 10 следовательской деятельности 144 144 144 1.4.1. ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ – «СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ» Цель первого года обучения: формирование исследовательских навыков и проектной деятельности. Задачи первого года обучения: развивать познавательные способности школьников; обучать учащихся специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований; формировать и развивать у обучающихся умения и навыки исследовательского поиска; Планируемые результаты первого года обучения научатся видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы. вести устный диалог; участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала участвовать в работе конференций, чтений. 6 УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ «СТАРТОВЫЙ № нумерация Тема 1 год обучения Кол-во Теочасов рия Форма аттестации/ контроля Практика 1 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. 2 1. Тренинг развития исследовательских способностей Что такое исследование? 2 1 1 Методы исследования. 3 Где человек использует свою способность исследовать окружающий мир? 2 1 1 4 Что такое научные исследования? 2 1 1 5 Где и как люди используют результаты научных исследований? 2 1 1 5 Знакомство с доступными основными методами исследования 2 1 1 6 «Наблюдение и наблюдательность. Знакомство с наблюдением как методом исследования. 2 1 1 7 Самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами. 2 1 1 8 Что такое гипотеза? Как создаются гипотезы? 2 1 1 9 Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы? 2 1 1 10 Практические задания на продуцирование гипотез 2 0 2 7 2 1 1 Вводный мониторинг Обсуждение, наблюдение. Обсуждение, наблюдение. Обсуждение, наблюдение. Обсуждение, наблюдение. Обсуждение, наблюдение. Обсуждение, наблюдение. Обсуждение, наблюдение. Обсуждение, наблюдение. Обсуждение, наблюдение. Обсуждение, наблюдение. 11 Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные суждения. 2 1 1 12 Что такое определения? Как давать определения понятиям» 2 1 1 13 Что такое классификация и что значит «классифицировать»? 2 1 1 14 Неправильные классификации поиск ошибок. Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. 2 1 1 15 Знакомство с умозаключением. Что такое вывод? Как правильно делать умозаключения (практические задания). 3 1 2 16 Как задавать вопросы? Учимся выделять главное и второстепенное» 2 1 1 17 Какими бывают вопросы? Какие слова используются при формулировке вопросов? Как правильно задавать вопросы? 2 1 1 18 Как делать схемы?» Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула 2 1 1 19 Как работать с книгой? Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными? Что такое справочник, энциклопедия, словарь и т. п.? С чего лучше начинать читать научные книги? Практическая работа по структурированию текстов. 2 1 1 2 1 1 21 Что такое парадокс? Какие парадоксы нам известны? 2 2 0 22 Знакомство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами. Практическая работа «Эксперименты по изучению парадоксальных явлений». 2 0 2 23 Что такое мысленный эксперимент? Практические задания по проведению мысленных экспериментов. 2 1 1 20 8 Обсуждение, наблюдение. Обсуждение, наблюдение. Обсуждение, наблюдение. Обсуждение, наблюдение. Обсуждение, наблюдение. Обсуждение, наблюдение. Обсуждение, наблюдение. Обсуждение, наблюдение. Обсуждение, наблюдение. Обсуждение, наблюдение. Обсуждение, наблюдение Обсуждение, наблюдение Обсуждение, Что такое модель? Наиболее известные и доступные эксперименты на моделях. Практическое задание по экспериментированию с моделями. Чем исследование отличается от проекта? Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта. Что такое доклад? Как составлять план своего доклада? Практические задания «Как сделать сообщение». 3 2 1 3 1 2 3 1 2 Уточнение и корректировка детских представлений об исследовании и исследователях. Коллективное обсуждение вопроса о том, какие науки и какие области исследований им известны. Коллективное обсуждение вопроса о том, какие науки и какие области исследований им известны. 2 1 1 2 1 1 Совершенствование владения доступными основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Сфера применения наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных преимущественно на основе наблюдений. Информация оботкрытиях, сделанных преимущественно на основе наблюдений. 2 0 2 2 1 1 2 1 1 32 Что мы знаем об экспериментировании? Как узнавать новое с помощью экспериментов. 2 1 1 33 Планирование и проведение экспериментов с доступными объектами (вода, бумага и др.). 2 0 2 34 Что значит проанализировать объект или явление? 2 1 1 35 Что такое синтез? Практические задания на анализ и синтез. 2 1 1 24 25 26 27 28 29 30 31 9 наблюдение. Обсуждение, наблюдение. Обсуждение, наблюдение. Обсуждение, наблюдение. Обсуждение, наблюдение. Обсуждение, наблюдение. Обсуждение, наблюдение. Обсуждение, наблюдение. Обсуждение, наблюдение. Обсуждение, наблюдение. Обсуждение, наблюдение. Обсуждение, наблюдение. Обсуждение, 36 Коллективная беседа «Нужен ли исследователю план работы». 2 Практическая работа «Планируем и 2 Проводим собственные наблюдения». Практическая работа 2 38 «Планируем и Проводим собственные эксперименты». Всего 82 35 2.Проектно-исследовательская деятельность (50 часов) 37 1 1 0 2 0 2 47 Как выбрать тему собственного исследо- 2 вания. 1 1 Коллективное обсуждение задач и выбора темы собственного исследования. 3 1 2 41 «Коллективная игра-исследование» 2 1 1 42 «Индивидуальная консультационная ра- 4 бота по проведению самостоятельных исследований». Подготовка детских работ к публичной защите. «Семинар» 5 2 2 1 4 «Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных следований». 4 1 3 39 40 43 44 наблюдение. Обсуждение, наблюдение. Наблюдение Эксперимент ис- Обсуждение, наблюдение. Обсуждение, наблюдение. Обсуждение, наблюдение. Обсуждение, наблюдение. Обсуждение, наблюдение. Обсуждение, наблюдение. Эксперимент Эксперимент Эксперимент 45 «Экспресс-исследование». 4 1 3 46 «Процесс исследование» 4 1 3 47 «Мини-конференция по итогам проекта». 4 1 3 48 «Коллективная игра-исследование» 4 1 3 Эксперимент 49 «Экспресс-исследование» 4 0 4 Эксперимент 50 Семинары 10 0 10 Обсуждение, 10 наблюдение. Всего 50 11 3.Мониторинг исследовательской деятельности. 10 часов. «Мини-конференция в объединении 51 3 по итогам экспресс-исследований» «Мини-конференция по итогам соб52 3 ственных исследований в объединении». 53 «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся» Всего: 10 4 0 29 0 3 0 3 0 4 Обсуждение, Наблюдение, обсуждение. Обсуждение, 10 Содержание учебного тематического плана первого года обучения 1. Тренинг развития исследовательских способностей. 1.1 «Что такое исследование? Методы исследования» Теория: Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где человек использует свою способность исследовать окружающий мир: Как и где человек проводит исследования в быту? Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать? Что такое научные исследования? Где и как люди используют результаты научных исследований? Что такое научное открытие? Метод исследования как путь решения задач исследователя. Практика: Знакомство с доступными основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов. 1.2 «Наблюдение и наблюдательность. Теория: Что такое эксперимент?» Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимущественных недостатков наблюдения (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии). Практика: Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности. Самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами. 1.3 «Учимся вырабатывать гипотезы. Учимся высказывать суждения». Теория: Что такое гипотеза? Как создаются гипотезы? Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы? Практические задания на продуцирование гипотез. Что такое суждение. Как высказывать суждения. Практика: Правильные и ошибочные суждения (практическая работа). 1.4 «Как правильно классифицировать. Теория: Что такое определения? Как давать определения понятиям». Что такое классификация и что значит «классифицировать»? Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения понятий. Практика: Практические задания на классифицирование предметов по разнымоснованиям. Неправильные классификации-поиск ошибок. Практические задания с использованием приемов, сходных с определением понятий. 1.5 «Учимся делать умозаключения и выводы». Теория: Знакомство с умозаключением. Что такое вывод? Практика: Как правильно делать умозаключения (практические задания). 1.6 «Как задавать вопросы? 11 Теория: Учимся выделять главное и второстепенное» Какими бывают вопросы? Какие слова используются при формулировке вопросов? Как правильно задавать вопросы? Практика: Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа-выявление логической структуры текста. Практические задания типа «Что сначала, что потом». 1.7 «Как делать схемы?» Теория: Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула и т. п. Практика: Практические задания по созданию схем объектов. Практическое задание «Пиктограммы». 1.8 «Как работать с книгой?» Теория: Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными? Что такое справочник, энциклопедия, словарь и т. п.? С чего лучше начинать читать научные книги? Практика: Практическая работа по структурированию текстов. 1. 9 «Что такое парадоксы?» Теория: Что такое парадокс? Какие парадоксы нам известны? Знакомство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами. Практика: Практическая работа. «Эксперименты по изучению парадоксальных явлений». 1.9 «Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях». Теория: Что такое мысленный эксперимент? Что такое модель? Наиболее известные и доступные эксперименты на моделях. Практика: Практические задания по проведению мысленных экспериментов. Практическое задание по экспериментированию с моделями. 1.10 «Как планировать исследования и проекты» Теория: Чем исследование отличается от проекта? Практика: Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта. 1.11 «Как сделать сообщение о результатах исследования»? Теория: Что такое доклад? Как составлять план своего доклада? «Как сделать сообщение». Практика: Практические задания на сравнения и метафоры. Самостоятельная исследовательская практика. 1.12 «Научные исследования и наша жизнь». Теория: Уточнение и корректировка детских представлений об исследовании и исследователях. Коллективное обсуждение вопроса о том, какие науки и какие области исследований им известны. Практика: Коллективное обсуждение вопросов о наиболее заинтересовавших учащихся исследованиях и открытиях, о возможностях применения их результатов. Беседа о самых интересных научных открытиях, использующихся в нашей жизни. 1.13 «Методы исследования» Теория: Совершенствование владения доступными основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практика: Практические задания - тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, животные, люди и.т.п.). 1.14 «Наблюдение и наблюдательность». Теория: Сфера применения наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных преимущественно на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, микроскопы и др.). Практика: Практические задания на развитие наблюдательности. 1.15 «Эксперимент—познание в действии». Теория: Что мы знаем об экспериментировании? Как узнавать новое с помощью экспериментов. Практика: Планирование и проведение экспериментов с доступными объектами (вода, бумага и др.). 12 1.16 «Анализ и синтез» Теория: Что значит проанализировать объект или явление? Что такое синтез? Практика: Практические задания на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения». 1.19 «Планирование и проведение наблюдений и экспериментов». Теория: Коллективная беседа «Нужен ли исследователю план работы». Практика: Практическая работа «Планируем и проводим собственныенаблюдения». Практическая работа «Планируем и проводим собственные эксперименты». 1.20 «Основные логические операции» Практика: Практические задания по темам: как давать определения понятиям, проводить анализ, синтезировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения. 2. Проектно-исследовательская деятельность. 2.1 «Как выбрать тему собственного исследования». Практика: Коллективное обсуждение задачи выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися. 2.2 «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований». Практика: Каждый ребенок должен узнать, какие задачи он должен решать. 2.3 «Коллективная игра - исследование». Практика: Предлагается выбрать любую коллективную игру или разработать собственный сценарий. 2.4 «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований». Практика: Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микро-группах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения. 2.5 «Семинар» Практика: Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ. 2.6 «Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований». 2.7 «Экспресс-исследование». Практика: Класс делится на группы по два-три человека. Каждая группа получает задание: провести собственное мини-исследование. По итогам этих исследований (желательно сразу в этот же день) проводится мини-конференция. «Мини-конференция в объединении по итогам экспресс-исследования». С краткими сообщениями выступают только желающие. 2.8 «Процесс исследование» Практика: Занятие посвящено изучению нового в процессе экскурсии. Тематика проектов варьируется в зависимости от возможностей и условий. Каждой группе предложить самостоятельно выбрать тему исследования и провести его. 2.9 «Мини конференция по итогам проекта». Практика: Конференция в объединении по итогам исследования. Каждой группе дается время на сообщение и ответы на вопросы. 2.10 «Коллективная игра исследование» Практика: Выбрать любую коллективную игру или разработать собственную. 2.11 «Экспресс-исследование. Практика: Учащиеся проводят исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных занятий. Итоги желательно подвести в ходе специального мини-семинара, где у каждого будет возможность сообщить о своих результатах. Каждый ребенок выбирает тему, собирает материал. 2.12 Семинар в объединении, на котором учащиеся смогут сообщить о собранном материале. 13 3. Мониторинг исследовательской деятельности. 3.1 «Мини-конференция в объединении по итогам экспресс-исследований» Практика: Учащиеся выступают с короткими сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в результате экспресс-исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном. 3.2«Мини-конференция по итогам собственных исследований в объединении». Практика: Учащиеся выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают свое мнение об услышанном. 3.3 «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся» Практика: Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований, о выполненных проектах, а также вопросы авторам. 1.4.2 ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ – Базовый уровень. Цель второго года обучения: формирование исследовательских навыков и проектной деятельности. Задачи второго года обучения: развивать познавательные способности школьников; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) формировать и развивать у обучающихся умения и навыки исследовательского поиска; формулировать своё собственное мнение и позицию; учиться навыкам решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации; Планируемые результаты второго года обучения иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации; научатся составлять доклады, готовить работу к публичному выступлению; научатся уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы; планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы. УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ «БАЗОВЫЙ» № Тема 2 год обучения Кол-во Теочасов рия 1 2 3 4 5 6 7 Форма аттестации/ контроля Практика Вводное занятие. 1 1 1 1 Вводный моИнструктаж по технике безопасности. ниторинг 1. Основы проектно-исследовательской деятельности (14 часов) Что такое исследование. Кто такой ис- 2 1 1 Обсуждение, 2 следователь. наблюдение. Наблюдение и наблюдательность. 2 1 1 Обсуждение, 3 наблюдение. Что 2 1 1 Обсуждение, 4 такое эксперимент. наблюдение. Учимся вырабатывать гипотезы. 2 1 1 Обсуждение, 5 наблюдение. Учимся высказывать суждения. 2 1 1 Обсуждение, 6 наблюдение. Учимся классифицировать. 2 1 1 Обсуждение, 7 наблюдение. 14 8 Учимся делать умозаключения и вы- 2 8 воды. 1 1 2.Проектно-исследовательская деятельность (129 часов) Проект «Что обозначает моя фамилия». 18 4 14 9 9 Проект «Мой верный друг собака». 2 5 16 Проект «Почему кенгуру носит своего 2 1 детеныша в сумке». 4 17 Проект «Удивительные свойства бу- 14 1 маги». Проект «Для чего нужны нам сказки». 12 1 5 9 4 8 Проект «Берегите зрение». 1 12 4 8 Проект «Животные леса». 1 12 4 8 Проект «Моя любимая игрушка». 1 17 7 10 Итоговое занятие. 1 2 1 1 144 45 98 10 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. Обсуждение, наблюдение. Защита проектов. Защита проектов. Защита проектов. Промежуточный мониторинг. Защита проектов. Защита проектов. Защита проектов. Защита проектов. Защита проектов. Итоговый мониторинг Всего Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Вводный мониторинг. Теория. Игра-знакомство. Знакомство детей с целями, задачами и содержанием данного предмета. Инструктаж по технике безопасности. Ознакомление с оборудованием в кабинете, организацией рабочего места, инструментами, приспособлениями. Практическая работа. Вводный мониторинг. Тема 2. Что такое исследование. Кто такой исследователь. Теория. Знакомство с понятиями «исследование», «исследователь». Где применяются эти понятия. Практическая работа. Игра «Юные исследователи». Тема 3. Наблюдение и наблюдательность. Теория. Знакомство с понятиями «наблюдение», «наблюдательность». Где применяются эти понятия. Практическая работа. Игры и задания на развитие внимания и наблюдательности. Тема 4. Что такое эксперимент. 15 Теория. Знакомство с понятиями «эксперимент» (опыт). Виды эксперимента. Практическая работа. Опыты для детей (опыт с газировкой, опыт «Крышка из бумаги», опыт «Мыльный вулкан» и т.д.). Тема 5. Учимся вырабатывать гипотезы. Теория. Знакомство с понятием «гипотеза». Практическая работа. Игры и задания на развитие мышления и воображения. Тема 6. Учимся высказывать суждения. Теория. Знакомство с понятием «суждение». Беседа о суждении и рассуждении. Учимся рассуждать. Практическая работа. Игры и задания на развитие логического мышления. Тема 7. Учимся классифицировать. Теория. Знакомство с понятием «классификация». Практическая работа. Игры и задания на сравнение и обобщение, на развитие логического мышления. Тема 8. Учимся делать умозаключения и выводы. Теория. Знакомство с понятиями «умозаключение», «вывод». Практическая работа. Игры и задания на сравнение и обобщение, на развитие логического мышления. Тема 9. Проект «Что обозначает моя фамилия». Теория. Беседа «Как появились фамилии». Постановка цели и задач проекта. Гипотеза исследования. Пути исследования. Практическая работа. Поиск информации по данной теме. Исследование по теме. Оформление. Изготовление альбома с фотографиями своей семьи. Защита проекта. Тема 10. Проект «Мой верный друг-собака». Теория. Беседа о собаках. Породы собак. Профессии собак. Постановка цели и задач проекта. Гипотеза исследования. Пути исследования. Практическая работа. Поиск информации по данной теме. Исследование по теме. Оформление. Изготовление альбома с разными породами собак. Изготовление картины в технике оригами. Защита проекта. Тема 11. Проект «Почему кенгуру носит своего детеныша в сумке». Теория. Беседа о кенгуру. Просмотр фильма про кенгуру. Постановка цели и задач проекта. Гипотеза исследования. Пути исследования. Практическая работа. Поиск информации по данной теме. Исследование по теме. Оформление. Изготовление книжки про кенгуру. Защита проекта. Тема 12. Проект «Удивительные свойства бумаги». Теория. Беседа о бумаге. История изобретения бумаги. Виды бумаги. Постановка цели и задач проекта. Гипотеза исследования. Пути исследования. Практическая работа. 16 Поиск информации по данной теме. Исследование по теме. Опыты с бумагой. Оформление. Защита проекта. Тема 13. Проект «Для чего нужны нам сказки». Теория. Беседа о сказках. История возникновения сказок. Виды сказок. Постановка цели и задач проекта. Гипотеза исследования. Пути исследования. Практическая работа. Поиск информации по данной теме. Исследование по теме. Изготовление пальчикого театра из бумаги. Инсценировка сказки. Оформление. Защита проекта. Тема 14. Проект «Берегите зрение». Теория. Беседа о зрении. Нужно ли беречь зрение. Постановка цели и задач проекта. Гипотеза исследования. Пути исследования. Практическая работа. Поиск информации по данной теме. Исследование по теме. Изготовление буклета-памятки с правилами сохранения зрения. Оформление. Защита проекта. Тема 15. Проект «Животные леса». Теория. Беседа о животных леса. Просмотр фильма о животных. Постановка цели и задач проекта. Гипотеза исследования. Пути исследования. Практическая работа. Поиск информации по данной теме. Исследование по теме. Изготовление книги «Животные леса» (рисование). Оформление. Защита проекта. Тема 16. Проект «Моя любимая игрушка». Теория. Беседа о игрушках. История возникновения игрушки. Просмотр фильма о игрушках. Постановка цели и задач проекта. Гипотеза исследования. Пути исследования. Практическая работа. Поиск информации по данной теме. Исследование по теме. Рисование любимой игрушки. Оформление. Защита проекта. Тема 17. Итоговое занятие. Подведение итогов за год. Беседа. Чему научились и что нового узнали. Практическая работа. Придумать несуществующего животного и нарисовать его. Рассказать о нем ребятам. Выставка рисунков. 17 1.4.3 ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ – Базовый уровень. Цель третьего года обучения: формирование исследовательских навыков и проектной деятельности. Задачи третьего года обучения: развивать познавательные способности школьников; обучать учащихся специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований; ориентироваться в информационном пространстве; развивать критическое и творческое мышление; планировать свои действия. Планируемые результаты третьего года обучения иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации; научатся составлять доклады, готовить работу к публичному выступлению; научатся уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы; планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы. Договариваться и находить общие решения; УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ «БАЗОВЫЙ» № Тема 3 год обучения Кол-во Теочасов рия 1 Форма аттестации/ контроля Практика Вводное занятие. 1 1 1 0 Инструктаж по технике безопасности. 1. Тренинг исследовательских способностей. (65 часов) «Наблюдение и экспериментирование» 3 1 2 2 2 «Методы исследования» 3 3 1 2 «Наблюдение и наблюдательность» 4 3 1 2 «Совершенствование техники экспери5 ментирования» «Интуиция и создание гипотез» 6 3 1 2 3 1 2 «Правильное мышление и логика» 7 2 1 1 «Искусство делать сообщения» 8 4 2 2 «Искусство задавать вопросы и отвечать 9 на них» «Семинар «Как подготовиться к защите» 1 3 1 2 4 2 2 «Культура мышления» 1 3 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 18 Вводный мониторинг Обсуждение, наблюдение. Обсуждение, наблюдение. Обсуждение, наблюдение. Обсуждение, наблюдение. Обсуждение, наблюдение. Обсуждение, наблюдение. Обсуждение, наблюдение. Обсуждение, наблюдение. Обсуждение наблюдение. Обсуждение, наблюдение. Как 1 давать определение понятиям» 3 1 2 наблюдение. «Методы исследования» 1 3 1 2 «Как 1 гипотеза превращается в теорию». 3 1 2 Обсуждение, наблюдение. наблюдение. «Научное прогнозирование» 1 3 1 2 «Совершенствование техники наблюде1 ния и экспериментирования» «Искусство задавать вопросы и отвечать 1 на них» «Ассоциации и аналогии» 1 3 2 1 3 1 2 3 1 2 «Как правильно делать выводы из 1 наблюдений и экспериментов» «Умение выявлять проблемы» 2 4 2 2 4 2 2 «Как 2 подготовиться к защите» 4 2 2 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Всего: 2 65 27 Обсуждение, наблюдение. Обсуждение, наблюдение. Обсуждение, наблюдение. Обсуждение, наблюдение. Обсуждение, наблюдение. Обсуждение, наблюдение. Обсуждение, наблюдение. 38 2.Проектно-исследовательская деятельность (69 часов) 22 23 «Определение проблемы и выбор темы 7 9 собственного исследования» «Индивидуальная работа по планирова- 7 нию и проведению самостоятельных исследований» «Коллективная игра-исследование» 7 1 2 5 2 5 0 7 «Семинар» 1 0 6 «Индивидуальная консультационная ра- 10 1 бота по проведению Самостоятельных исследований» «Определение проблемы и выбор темы 7 1 собственного исследования» «Индивидуальная работа по планирова- 10 1 нию и проведению самостоятельных исследований» 0 10 2 5 4 6 «Семинар» 1 7 3 4 Защита проектов 1 8 2 6 24 6 25 26 27 28 29 30 19 Защита проектов. Защита проектов. Защита проектов. Промежуточный мониторинг. Защита проектов. Защита проектов. Защита проектов. Защита проектов. Защита проектов. Итоговый мониторинг Защита проектов. Всего: 69 15 54 3. Мониторинг исследовательской деятельности. (10 часов) 31 32 33 34 35 36 37 «Участие в защитах исследователь3 ских работ и творческих проектов учащихся» «Подготовка собственных работ к за3 щите» «Собственная защита исследователь3 ских работ и творческих проектов» «Участие в процедурах защит исследо3 вательских работ и творческих проектов учащихся в качестве зрителей» «Участие в качестве зрителя в защите ре3 зультатов исследований учеников основной школы» «Участие в качестве зрителя в защите ре3 зультатов исследований учеников основной школы». Планирование собственного выступления. «Защита собственных исследователь3 ских работ и творческих проектов» 1 0 1 Обсуждение, наблюдение. 2 1 1 2 0 2 1 0 1 Обсуждение, наблюдение. Обсуждение, наблюдение. Обсуждение, наблюдение. 1 0 1 Обсуждение, наблюдение. 1 0 1 Итоговый мониторинг 2 1 1 Защита проектов. 10 2 8 144 45 99 Всего 1. Тренинг исследовательских способностей. 1.1 «Наблюдение и экспериментирование» Теория: Беседа о том, что такое наблюдение и экспериментирование. Практика: Практические задания по развитию умений наблюдать и экспериментировать. 1.2 «Методы исследования» Теория: Совершенствование владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практика: Практические задания - использование методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий. 1.3 «Наблюдение и наблюдательность» Теория: Коллективная беседа «Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения». Практика: Практические задания по развитию наблюдательности. 1.4 «Совершенствование техники экспериментирования». Теория: Коллективная беседа «Какспланироватьэксперимент». Анализ самых интересных экспериментов, выполненных в нашей группе(классе). Практика: Практическое занятие «Проведение экспериментов». 1.5 «Интуиция и создание гипотез» Теория: Знакомство с понятием «интуиция». Примеры интуитивных решений проблем. Как интуиция помогает в исследованиях. Как интуиция помогает вырабатывать гипотезы. Практика: Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Практическое занятие по созданию и проверке собственных гипотез. 20 1.6 «Правильное мышление и логика» Практика: Практические задания на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения». Классифицирование. Определение понятий. 1.7 «Искусство делать сообщения» Теория: Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Как подготовить текст выступления. Практика: Практические задания по структурированию текстов. 1.8 «Искусство задавать вопросы и отвечать на них» Теория: Коллективная беседа «Умные и глупые вопросы». Практика: Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него. 1.9 «Семинар «Как подготовиться к защите» Теория: Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование полученной информации. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Практика: Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п. 1.10 «Культура мышления» Практика: Практические задания «Как давать определение понятиям». Анализ и синтез. Практические задания «Как правильновысказыватьсуждения», «Как делать обобщения», «Как классифицировать». Практические задания по структурированию текстов. 1.11 «Методы исследования» Практика: Практические задания по совершенствованию владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания-тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий. 1.12 «Научная теория» Теория: Коллективная беседа «Как гипотеза превращаетсявтеорию». Коллективная беседа о том, что такое научная теория, какими бывают научные теории. Главные особенности описательных теорий. Главные особенности объяснительных теорий. Практика: Коллективная беседа «Известные, но не доказанные гипотезы». 1.13 «Научное прогнозирование» Теория: Что такое научный прогноз и чем он отличается от предсказания. Какими бывают научные прогнозы. Методы прогнозирования (экстраполяция, построение прогнозных сценариев и др.). Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Практика: Практическое занятие по проверке собственных гипотез. 1.14 «Совершенствование техники наблюдения и экспериментирования» Теория: Коллективная беседа-как правильно проводить наблюдения и эксперименты. Практика: Практическое занятие – проведение наблюдений и экспериментов. 1.15 «Искусство задавать вопросы и отвечать на них» Теория: Коллективная игра «Вопросы и ответы». Практика: Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него. 1.17 «Ассоциации и аналогии» Теория: Коллективная беседа «Ассоциации и аналогии в научном поиске». Практика: Практические задания на выявление уровня развития логического мышления. Практические задания на ассоциативное мышление. Практические задания на создание аналогий. 1.18 «Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов». Теория: Коллективная беседа «Предположения и результаты наблюдений и экспериментов». Практика: Практические задания по развитию умения высказывать суждения и делать умозаключения на основе наблюдений. 21 1.19 «Умение выявлять проблемы» Теория: Коллективная беседа «Что означает выражение «уметь видеть проблемы». Практика: Практическое задание «Каклюдисмотрятнамир». Что такое проблемы и как их выявляют. Коллективная беседа «Проектирование и исследование». Цели и задачи исследования. 1.20 «Как подготовиться к защите» Теория: Индивидуальная работа над подготовкой к защите собственных исследовательских работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование материалов. Практика: Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п. 2. Проектно-исследовательская деятельность. 2.1 «Определение проблемы и выбор темы собственного исследования» Теория: Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов выбора темы собственного исследования. Практика Индивидуальная работа с учащимися. 2.2 «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований» Теория: Каждый ребенок решает, какие задачи он должен решать при проведении самостоятельного исследования». Практика: Индивидуальная работа с учащимися. 2.3 «Коллективная игра-исследование». Теория: Выбрать любую коллективную игру или разработать собственный сценарий. Практика: Индивидуальная работа с учащимися. 2.4 «Семинар» Теория: Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ. Практика: Индивидуальная работа с учащимися 2.5 «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований». Теория: Подготовка детских работ к публичной защите. Практика: Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения. 2.6 «Определение проблемы и выбор темы собственного исследования». Теория: Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов выбора темы собственного исследования. Практика: Индивидуальная работа с учащимися 2.7 «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований» Практика: Индивидуальная работа с учащимися 2.8 «Семинар» Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту работ. Практика: Индивидуальная работа с учащимися Раздел 3. Мониторинг исследовательской деятельности. Общий объем часов- 10 3.1 «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся» Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений. 3.2 «Подготовка собственных работ к защите». Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы. 22 3.3 «Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов». Практика: Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, а так же вопросы авторам. 3.4 «Участие в процедурах защит исследовательских работ и творческих проектов учащихся в качестве зрителей». Практика: Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений. 3.5 «Участие в качестве зрителя в защите результатов исследований учеников основной школы». Теория: Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы. 3.6 «Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов». Практика: Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, а так же вопросы авторам. В процессе реализации программы по окончании 1 года обучения, обучающиеся могут узнать: 1. Понятия: исследование, гипотеза, эксперимент. 2. Этапы исследовательской деятельности. этапы работы над проектом: -подготовительный; -планирование деятельности; -работа с литературой; -проектно-исследовательская часть работы; -написание и оформление проектно-исследовательской работы; -подготовка защиты (выступление). уметь: 1. Видеть проблемы. 2. Ставить вопросы. 3. Выдвигать гипотезы. 4. Давать определение понятиям. 5. Классифицировать. 6. Наблюдать. 7. Проводить эксперименты. 8. Делать умозаключения и выводы. 9. Структурировать материал. 10. Готовить тексты собственных докладов. 11. Объяснять, доказывать и защищать свои идеи. РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ Год обучения 1 Дата Дата начал окона обу- чания чения обучения 15.09. 31.05. Количество учебных недель Количество учебных дней Количество учебных 36 72 144 часов 23 Продолжительность каникул Комплектование групп Промежуточная аттестация с 01.01. по 08.01. зимние 20.08. по 14.09 с 13.05. по 31.05. Итоговая аттестация Режим занятий 2 занятия по 2 часа в неделю 01.06. по 19.08. летние 2 15.09. 31.05. 36 72 с 01.01. по 08.01. зимние 144 с 13.05. по 31.05. 20.08. по 14.09 2 занятия по 2 часа в неделю 01.06. по 19.08. летние 3 15.09 31.05 36 72 с 01.01. по 08.01. зимние 144 с 13.05. 2 заняпо тия по 31.05. 2 часа в неделю 20.08. по 14.09 01.06. по 19.08. летние КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ № Учебные недели 1 3 4 1 КоличеФорма ство чаконтроля сов Вводное за- Инструктаж по технике без- 2 Вводный 3 Тема занятия нятие. опасности. Тренировочное Что такое исследование? Методы исследования. 2 Комбиниро- Где человек использует 2 ванное свою способность исследовать окружающий мир? Тренировочное 5 6 Форма занятия Что такое научные исследо- 2 вания? Комбиниро- Где и как люди используют 2 ванное результаты научных исследований? 24 мониторинг Наблюдение. Беседа. Обсуждение. Выполнение упражнений Обсуждение. Выполнение упражнений Обсуждение. Выполнение упражнений Комбиниро- Знакомство с доступными 2 ванное основными методами исследования 7 8 4 Практическое 9 5 10 6 13 7 Комбиниро- Практические задания на 2 ванное продуцирование гипотез Комбиниро- Что такое суждение. Как вы- 2 ванное сказывать суждения. Правильные и ошибочные суждения. Комбиниро- Что такое определения? Как 2 ванное давать определения понятиям» Комбиниро- Что такое классификация и 2 ванное что значит «классифицировать»? 14 15 16 Самый главный способ по- 2 лучения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами. Комбиниро- Что такое гипотеза? Как со- 2 ванное здаются гипотезы? Комбиниро- Что такое провокационная 2 ванное идея и чем она отличается от гипотезы? 11 12 Комбиниро- «Наблюдение и наблюда- 2 ванное тельность. Знакомство с наблюдением как методом исследования. 8 Практическое Практическое 17 9 Неправильные классифика- 2 ции поиск ошибок. Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Знакомство с умозаключе- 3 нием. Что такое вывод? Как правильно делать умозаключения (практические задания). 25 Обсуждение. Выполнение упражнений Обсуждение. Выполнение упражнений Обсуждение. Выполнение упражнений Защита работ. Обсуждение. Обсуждение. Выполнение упражнений Обсуждение. Выполнение упражнений Обсуждение. Выполнение упражнений Наблюдение. Беседа. Обсуждение. Выполнение упражнений Защита работ. Обсуждение. Защита работ. Обсуждение. Практическое 18 19 20 10 21 11 22 12 25 26 Комбиниро- Как работать с книгой? Ка- 2 ванное кие книги используют исследователи, какие книги считаются научными? Что такое справочник, энциклопедия, словарь и т. п.? Комбиниро- С чего лучше начинать чи- 2 ванное тать научные книги? Практическая работа по структурированию текстов. Комбиниро- Что такое парадокс? Какие 2 ванное парадоксы нам известны? 23 24 Как задавать вопросы? 2 Учимся выделять главное и второстепенное» ПрактичеКакими бывают вопросы? 2 ское Какие слова используются при формулировке вопросов? Как правильно задавать вопросы? Комбиниро- Как делать схемы?» Знаком- 2 ванное ство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула 13 27 14 2 Комбиниро- Знакомство с самыми знаванное менитыми и доступными парадоксами. Практическая работа «Эксперименты по изучению парадоксальных явлений». 2 Комбиниро- Что такое мысленный эксванное перимент? Практические задания по проведению мысленных экспериментов. 3 ПрактичеЧто такое модель? Наибоское лее известные и доступные эксперименты на моделях. Практическое задание по экспериментированию с моделями. Комбиниро- Чем исследование отлича- 3 ванное ется от проекта? Практическое задание по проектированию и представлению 26 Защита работ. Обсуждение. Защита работ. Обсуждение. Обсуждение. Выполнение упражнений Обсуждение. Выполнение упражнений Обсуждение. Выполнение упражнений Обсуждение. Выполнение упражнений Обсуждение. Выполнение упражнений Обсуждение. Выполнение упражнений Защита работ. Обсуждение. Обсуждение. Выполнение упражнений 28 29 15 30 31 16 32 33 34 17 35 18 итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта. ПрактичеЧто такое доклад? Как соское ставлять план своего доклада? Практические задания «Как сделать сообщение». ПрактичеУточнение и корректиское ровка детских представлений об исследовании и исследователях. Коллективное обсуждение вопроса о том, какие науки и какие области исследований им известны. ПрактичеКоллективное обсуждеское ние вопроса о том, какие науки и какие области исследований им известны. Комбиниро- Совершенствование владеванное ния доступными основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Комбиниро- Сфера применения наблюванное дения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных преимущественно на основе наблюдений. Комбиниро- Информация оботкрыванное тиях, сделанных преимущественно на основе наблюдений. 3 Защита работ. Обсуждение. 2 Защита работ. Обсуждение. 2 Защита работ. Обсуждение. 2 Защита работ. Обсуждение. 2 Обсуждение. Выполнение упражнений 2 Обсуждение. Выполнение упражнений Обсуждение. Выполнение упражнений Защита работ. Обсуждение. 2 Комбиниро- Что мы знаем об экспериванное ментировании? Как узнавать новое с помощью экспериментов. Практическое Планирование и проведение 2 экспериментов с доступными объектами (вода, бумага и др.). 27 36 Комбиниро- Что значит проанализиро- 2 ванное вать объект или явление? 37 Комбиниро- Что такое синтез? Практи- 2 ванное ческие задания на анализ и синтез. 38 19 Практическое 39 40 20 41 21 42 Практическая работа «Пла- 2 нируем и Проводим собственные наблюдения». 2 Комбиниро- Практическая работа ванное «Планируем и Проводим собственные эксперименты». Комбиниро- Практические задания по 2 ванное темам: как давать определения понятиям, проводить анализ синтезировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения Комбиниро- Как выбрать тему собствен- 2 ванное ного исследования. Комбиниро- Коллективное обсуждение 3 ванное задач и выбора темы собственного исследования. 43 44 Комбиниро- Коллективная беседа «Ну- 2 ванное жен ли исследователю план работы». 22 45 23 Комбиниро- «Коллективная игра-исслеванное дование» 2 Комбиниро- «Индивидуальная консуль- 4 ванное тационная работа по проведению самостоятельных исследований». Подготовка детских работ к публичной защите. 28 Обсуждение. Выполнение упражнений Обсуждение. Выполнение упражнений Обсуждение. Выполнение упражнений Защита работ. Обсуждение. Обсуждение. Выполнение упражнений Обсуждение. Выполнение упражнений Обсуждение. Выполнение упражнений Обсуждение. Выполнение упражнений Обсуждение. Выполнение упражнений Обсуждение. Выполнение упражнений 46 Практическое 47 4 Комбиниро- «Тренировочное заняванное тие по методике проведения самостоятельных исследований». 24 «Семинар» 5 Комбиниро- «Экспресс-исследование». ванное Практиче«Процесс исследование» ское 48 Защита работ. Обсуждение. Обсуждение. Выполнение упражнений 4 Защита работ. Обсуждение. 50 Комбиниро- «Мини-конференция по 4 Обсужде25 ванное итогам ние. проекта». Выполнение упражнений 51 Комбиниро- «Коллективная игра-иссле- 4 Обсуждеванное дование» ние. Выполнение упражнений 26 4 52 Комбиниро- «Экспресс-исследование» Обсуждеванное ние. Выполнение упражнений 10 53 ПрактичеСеминары Защита раское бот. Обсуждение. 54 Комбиниро- «Мини-конференция в объ- 3 Обсужде27 ванное единении ние. по итогам экспресс-исслеВыполнедований» ние упражнений 3 55 Комбиниро- «Мини-конференция по Обсуждеванное итогам собственных иссление. дований в объединении». Выполнение упраж28 нений 4 56 Практиче«Участие в защитах исслеЗащита раское довательских работ и творбот. Обческих проектов учащихся» суждение. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ 49 № Учебные недели Форма занятия 4 Тема занятия Количество часов 2 Вводное занятие. ТБ. Зна- Беседа с игровыми элементами комство с коллективом 1 1 2 Комбинированное Что такое исследование? 2 Кто такой исследователь? 29 Форма контроля Входная диагностика Обсуждение. Комбинированное 3 4 2 Практическое Что такое наблюдение? 2 Пути развития наблюдательности. Что такое эксперимент? Пу- 2 тешествие в страну экспериментов. Тренировочное Гипотеза исследования. 2 Учимся вырабатывать гипотезы. Комбинированное Суждение как форма мыш- 2 ления. Учимся высказывать суждения Комбинированное Понятие о классификации. 2 Учимся классифицировать. Комбинированное Умозаключения и их виды. 2 Учимся делать умозаключения. Практическое Мой род, моё имя, моя фа- 2 милия. 10 Комбинированное Моя родословная. Что зна- 2 чит моя фамилия? 11 Комбинированное История рода. Что значит 2 моё имя? Комбинированное «Я и моя семья». Коллек- 2 тивная игра - исследование «Жилой дом» Комбинированное Флаг и герб моей семьи. Ис- 2 тория возникновения фамилий в России. 5 6 3 7 8 4 9 5 12 6 13 7 30 Выполнение упражнений Наблюдение. Беседа. Обсуждение. Выполнение упражнений Обсуждение. Выполнение упражнений Обсуждение. Выполнение упражнений Обсуждение. Выполнение упражнений Обсуждение. Выполнение упражнений Обсуждение. Выполнение упражнений Защита работ. Обсуждение. Обсуждение. Выполнение упражнений Обсуждение. Выполнение упражнений Обсуждение. 14 Комбинированное Беседа о собаках. Породы 2 собак. 15 Комбинированное «Собака – верный друг че- 2 ловека». Профессии собак. 16 Практическое 17 Практическое Как общаются животные? 2 Подвиги собак во время ВОВ Самые большие породы со- 2 бак. «Собаки спасатели». 8 18 9 19 20 10 21 22 11 23 24 12 25 Практическое Почему кусают собаки? 2 Лучшие служебные собаки. Практическое 2 Дрессировка собак. Интересные факты о собаках. Породы сторожевых собак. 2 Как появились домашние животные Комбинированное Комбинированное Породы бойцовских собак. Беседа о кенгуру. Комбинированное Просмотр фильма про кен- 2 гуру. Интересные факты о кенгуру Комбинированное Виды кенгуру. Почему кен- 2 гуру носит детеныша в сумке. Комбинированное Кенгуру: среда обитания. 2 Путешествие к кенгуру. Комбинированное Бумага и ее свойства. История бумаги. 13 31 2 2 Выполнение упражнений Наблюдение. Беседа. Обсуждение. Выполнение упражнений Защита работ. Обсуждение. Защита работ. Обсуждение. Защита работ. Обсуждение. Защита работ. Обсуждение. Обсуждение. Выполнение упражнений Обсуждение. Выполнение упражнений Обсуждение. Выполнение упражнений Обсуждение. Выполнение упражнений Обсуждение. Выполнение упражнений Обсуждение. Выполнение упражнений 26 Практическое Вторая жизнь бумаги. Ути- 2 лизация бумаги 27 Комбинированное Простая и непростая бумага 2 28 Практическое Волшебное превращение 2 бумаги в композицию 29 Практическое Изготовление бумаги в до- 2 машних условиях Практическое Изготовление бумаги в до- 2 машних условиях Комбинированное Науки которые нас окру- 2 жают Комбинированное Науки – наше – будущее! 2 Комбинированное Виды наук 2 Комбинированное Кто же это – ученый? Что изучают учёные? 2 Практическое Открытия, изменившие мир. 2 Комбинированное XXI век – век новых техно- 2 логий! Комбинированное Великие учёные древности. 2 Комбинированное Наука в Древнем мире 2 14 30 15 31 32 16 33 34 17 35 36 18 37 38 19 32 Защита работ. Обсуждение. Обсуждение. Выполнение упражнений Защита работ. Обсуждение. Защита работ. Обсуждение. Защита работ. Обсуждение. Защита работ. Обсуждение. Обсуждение. Выполнение упражнений Обсуждение. Выполнение упражнений Обсуждение. Выполнение упражнений Защита работ. Обсуждение. Обсуждение. Выполнение упражнений Обсуждение. Выполнение упражнений Обсуждение. Выполнение упражнений Практическое Что я думаю о своих способ- 2 ностях? Комбинированное Что такое сказки? Какие бы- 2 вают сказки. Выды. Комбинированное Путешествия по сказкам. Комбинированное Великие писатели – сказоч- 2 ники. Комбинированное Сказки разных стран. Комбинированное Зрение как основа здоровья 2 человека Комбинированное Как решать проблемы со 2 зрением. 46 Практическое Для чего глаза на свете. 2 47 Комбинированное Лекарственные растения. 2 48 Комбинированное 49 Практическое Лекарственные растения. 2 Могут ли растения заменить лекарства? Мир лекарственных расте- 2 ний 39 40 20 41 42 21 43 44 22 45 2 2 23 24 50 25 Комбинированное Из истории лекарств 33 2 Защита работ. Обсуждение. Обсуждение. Выполнение упражнений Обсуждение. Выполнение упражнений Обсуждение. Выполнение упражнений Обсуждение. Выполнение упражнений Обсуждение. Выполнение упражнений Обсуждение. Выполнение упражнений Защита работ. Обсуждение. Обсуждение. Выполнение упражнений Защита работ. Обсуждение. Обсуждение. Выполнение упражнений Комбинированное Мир диких животных 2 Комбинированное Мир домашних животных. 2 Практическое Домашние животные жизни людей. в 2 Комбинированное Животные в опасности! 2 Комбинированное Животные – преобразова- 2 тели почв. 56 Практическое Домашние питомцы – кого 2 выбрать? 57 Комбинированное Для чего животным хвост? 2 Комбинированное Животные-рекордсмены 2 Комбинированное Жизнь животных зимой 2 Комбинированное Как видят животные? 2 Практическое Интересные факты из жизни 2 животных. Комбинированное Что такое талант? Кого 2 можно назвать талантливым? 51 52 26 53 54 27 55 28 58 29 59 60 30 61 62 31 34 Обсуждение. Выполнение упражнений Обсуждение. Выполнение упражнений Защита работ. Обсуждение. Обсуждение. Выполнение упражнений Обсуждение. Выполнение упражнений Защита работ. Обсуждение. Обсуждение. Выполнение упражнений Обсуждение. Выполнение упражнений Обсуждение. Выполнение упражнений Обсуждение. Выполнение упражнений Защита работ. Обсуждение. Обсуждение. Комбинированное Что такое талант? Кого 2 можно назвать талантливым? 65 Практическое Какие бывают таланты? 2 66 Практическое Какие бывают таланты? Какие таланты у нас? 2 Комбинированное Талантливый человек – та- 2 лантлив во всем! Комбинированное Беседа о игрушках. Комбинированное История возникновения иг- 2 рушки. Комбинированное Просмотр фильма о игруш- 2 ках 71 Практическое Моя любимая игрушка 2 72 Практическое Итоговое занятие. 2 64 32 67 33 68 69 34 70 2 35 36 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ 35 Выполнение упражнений Обсуждение. Выполнение упражнений Защита работ. Обсуждение. Защита работ. Обсуждение. Обсуждение. 63Выполнение уп64ражнений Обсуждение. Выполнение упражнений Обсуждение. Выполнение упражнений Обсуждение. Выполнение упражнений Защита работ. Обсуждение. Защита работ. Обсуждение. № Учебные недели Форма занятия Вводное занятие. 1 Тема занятия Количество часов Инструктаж по технике без- 1 опасности. Комбинированное «Наблюдение и экспери- 3 ментирование» Комбинированное «Методы исследования» Практическое «Наблюдение и наблюда- 3 тельность» Комбинированное «Совершенствование тех- 3 ники экспериментирования» Практическое «Интуиция и создание гипо- 3 тез» Комбинированное «Правильное мышление и 2 логика» Практическое «Искусство делать сообще- 4 ния» Комбинированное «Искусство задавать во- 3 просы и отвечать на них» 10 Практическое «Семинар «Как виться к защите» 11 Комбинированное «Культура мышления» Практическое Как давать определение по- 3 нятиям» 2 1 3 4 2 5 6 3 7 8 4 9 3 5 подгото- 4 3 6 12 36 Форма контроля Входная диагностика Обсуждение. Выполнение упражнений Наблюдение. Беседа. Обсуждение. Выполнение упражнений Обсуждение. Выполнение упражнений Обсуждение. Выполнение упражнений Обсуждение. Выполнение упражнений Обсуждение. Выполнение упражнений Обсуждение. Выполнение упражнений Защита работ. Обсуждение. Обсуждение. Выполнение упражнений Обсуждение. Комбинированное «Методы исследования» 14 Практическое «Как гипотеза превращается 3 в теорию». 15 Комбинированное «Научное прогнозирование» 16 Практическое 17 Комбинированное «Совершенствование тех- 3 ники наблюдения и экспериментирования» «Искусство задавать во- 3 просы и отвечать на них» 13 3 7 3 8 18 9 19 20 10 21 22 11 23 24 12 Практическое «Ассоциации и аналогии» Комбинированное «Как правильно делать вы- 4 воды из наблюдений и экспериментов» 4 «Умение выявлять проблемы» Практическое 3 Комбинированное «Как подготовиться к за- 4 щите» Практическое «Определение проблемы и 7 выбор темы собственного исследования» Комбинированное «Индивидуальная работа по 7 планированию и проведению самостоятельных исследований» Практическое «Коллективная игра-иссле- 7 дование» 37 Выполнение упражнений Обсуждение. Выполнение упражнений Наблюдение. Беседа. Обсуждение. Выполнение упражнений Защита работ. Обсуждение. Защита работ. Обсуждение. Защита работ. Обсуждение. Защита работ. Обсуждение. Обсуждение. Выполнение упражнений Обсуждение. Выполнение упражнений Обсуждение. Выполнение упражнений Обсуждение. Выполнение упражнений Обсуждение. Выполнение упражнений 25 26 13 Комбинированное «Семинар» Практическое «Индивидуальная консуль- 10 6 тационная работа по прове- Обсуждение. Выполнение упражнений Защита работ. Обсуждение. дению 27 28 14 Комбинированное Самостоятельных исследований» «Определение проблемы и 7 выбор темы собственного исследования» Практическое «Индивидуальная работа по 10 планированию и проведе- Обсуждение. Выполнение упражнений Защита работ. Обсуждение. нию самостоятельных исследований» 29 30 15 31 32 16 33 34 17 Комбинированное «Семинар» 7 Практическое Защита проектов 8 Комбинированное «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся» «Подготовка собственных работ к защите» 1 Практическое Комбинированное «Собственная защита иссле- 2 довательских работ и творческих проектов» Практическое 1 «Участие в процедурах защит исследовательских работ и творческих проектов учащихся в качестве зрителей» «Участие в качестве зрителя 1 в защите результатов исследований учеников основной школы» Комбинированное 35 18 2 38 Защита работ. Обсуждение. Защита работ. Обсуждение. Защита работ. Обсуждение. Обсуждение. Выполнение упражнений Обсуждение. Выполнение упражнений Обсуждение. Выполнение упражнений Защита работ. Обсуждение. Практическое 36 «Участие в качестве зрителя 1 в защите результатов исследований учеников основ- ной школы». Комбинированное 37 19 Планирование собственного выступления. «Защита собственных ис- 2 следовательских работ и творческих проектов» Обсуждение. Выполнение упражнений Обсуждение. Выполнение упражнений 1. Материально-техническое обеспечение: Оборудова- № ние 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Учебный кабинет с типовой мебелью Телевизор Компьютер МФУ Цветная бумага. Белая бумага. А4 Картон белый. Картон цветной. Клей-карандаш. Ножницы. Линейка. Циркуль. Цветные карандаши. Простой карандаш. Ластик. Единица мерения из- Количество Количество на одного на группу обучающегося 1шт 1 шт. шт. шт. уп. уп. уп.. уп.. уп.. шт. шт. шт. уп.. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 80 % 100 % 80 % 80 % 60 % 40 % 60 % 90 % 30 % 30 % 10 % 20 % 1 1 60 % 30 % 1 5 уп. шт. Наглядные пособия: 1. Образцы готовых работ, выполненные педагогом и детьми. 2. Планшеты по технике безопасности. 3. Дидактические, развивающие игры, кроссворды. 4. Иллюстрации детских сказок. Раздаточный материал: 1. Шаблоны. 2. Эскизы. 3. Чертежи. 4. Схемы. 5. Рисунки. 6. Развивающие игры. 39 % использования в ходе реализации программы 100 % Информационное обеспечение. • наличие Интернета, • наличие библиотеки, аудиотек, видеотек, компьютерных программ по предметам, • обеспеченность научно-методической литературой. Интернет-ресурсы 1.https://urok.1sept.ru/статьи/560877/ 2.ttps://videouroki.net/razrabotki/pamyatka-raboty-nad-proektom-dlya-uchenika-nachalnykhklassov.html 3.https://infourok.ru/pamyatka-raboti-nad-proektom-dlya-uchenika-nachalnih-klassov1748321.html 4. pochemu4ka.ru/load/detskie_issledovatelskie_proekty/480-3 5.ttps://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2017/03/02/pamyatka-dlyauchenika-nachalnoy-shkoly-po 6. www.myshared.ru/slide/229203 7.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2016/08/20/programma-proektnaya-i-issledovatelskaya-deyatelnost-mladshih 3. Кадровое обеспечение: Требования к квалификации: Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы и курсы повышения квалификации по направлению деятельности. 4. Методика работы Методические материалы: Программа «Исследуем и познаем» полностью посвящена проектно-исследовательской деятельности с детьми младшего школьного возраста. Занятия по данной программе создают благоприятные условия для развития пространственного мышления, фантазии, способности комбинировать и анализировать. Формы и методы обучения: В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, праздники, конкурсы и другие. Методы, в основе которых лежит способ организации занятий: Словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.). Наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу). Практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам). Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: Объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию. Репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности. Частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом. Исследовательский – самостоятельная творческая работа. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях: Фронтальный – одновременная работа со всеми. Индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы. Групповой – организация работы в группах. Индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем. 40 Формы аттестации/контроля и оценочных материалов Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках исследовательских работ, в защите проектов, презентаций, массовых мероприятиях, мини – опросах, собеседованиях, тестированиях; анализ и оценка работ педагогом. Педагогический контроль осуществляется педагогом в течение всего учебного года. В начале учебного года, педагогом проводится входной мониторинг (выявляет исходный уровень подготовки, проводится в начале учебного года (сентябрь)). В середине учебного года -промежуточный мониторинг (в декабре). В конце учебного года- итоговый мониторинг Текущее оценивание обучающихся проводится на каждом занятии. Список литературы. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения: / Гузеев В.В. Директор школы № 6, 1995г. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе: /Зиновьева Е.Е., 2010. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100 Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников: / Кривобок Е. В. Волгоград: Учитель, 2008. Полат Е. С..Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001 Савенков А. И. Психология исследовательского обучения: / Савенков А.И. М.: Академия, 2005. Список литературы для родителей Беттельгейм, Бруно Р. Любим ли я… (Диалог с матерью). – СПб.: «Ювента», 1998. Бикеева, А.С. Семья особого назначения, или Рецепты позитивного родительствования на каждый день. – М.: Генезис, 2009. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?. – М.: АСТ Издание 6-е, стереотипное, 2007. Данилина, Т.А. Зедгенидзе, В.Я. Степина, Н.М. В мире детских эмоций. – М.: Айрис Пресс, 2004. Зажигина, М.А. Чего не стоит делать родителям, но что они всё равно делают. Родительская библиотека. – М.: Генезис, 3-е изд., 2010. Ледлофф, Ж. Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности. – М.: Генезис, 5 изд., 2008. Сурженко, Л. Как вырастить личность. Воспитание без крика и истерик. – Издательство: Питер, 2011. Аннотация Программа «Исследуем и познаем» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности. Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. Программа обеспечивает не 41 только успешное освоение материала всеми обучающимися, но и интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к педагогу, друг к другу. 42