ДООП Следуй за мной

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества

Программа рассмотрена и рекомендована
к утверждению на заседании
Методического совета МБУ ДО - ЦДТ
протокол от 19.08.2024 №2

УТВЕРЖДАЮ
___________________/Т.Г. Хисамова
Директор МБУ ДО - ЦДТ
приказ от 19.08.2024 №51-ДООП

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
туристско-краеведческой направленности
«Следуй за мной»

Целевая группа

12 – 15 лет

Срок реализации

2 год

Количество часов

360 часа

Автор-разработчик:
Мартенс Ксения Константиновна
педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2024

Содержание
I

Комплекс основных характеристик

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цель и задачи общеразвивающей программы

5

1.3.

Планируемые результаты программы

6

1.4.

Учебный план программы

7

II

Комплекс организационно-педагогических условий

11

2.1.

Календарный учебный график

11

2.2.

Условия реализации программы

15

2.3.

Формы аттестации и контроля

17

Список литературы

19

I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК.
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Направленность: туристско-краеведческая.
Программа разработана на основе нормативно-правовой документации:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» в действующей редакции.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам".
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации (в редакции 2013 г.).
Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2
Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»;
Устав МБУ ДО-ЦДТ.
Актуальность: Данная программа актуальна и своевременна, так как туристский
бизнес в мире расширяет границы. Повышается интерес к истории, архитектуре, к объектам
наследия и, следовательно, будут востребованы в будущем такие профессии как гид,
экскурсовод, гид-переводчик. Таким образом, хотелось бы дать учащимся возможность
изучения и познания исторического прошлого и реалий настоящего через использование
лингвистических способностей личности. Максимально использовать различные формы
подачи материала и творческий потенциал. Важным является умение извлечь новые
сведения из средств массовых информаций, Интернет, обсуждение их со сверстниками,
включение их в материалы новой экскурсии и их популяризация. Изучение данного курса
тесно связано с такими дисциплинами, как история, география, литература, и другие.
Отличительной особенностью программы является то, что она составлена на
основе требований WorldSkills Junior. Основная миссия юниорского движения Ворлдскиллс
Россия - дать подросткам возможность осознанно выбрать интересную профессиональную
сферу в быстро меняющемся мире, определиться с образовательной траекторией и
выстроить потенциальный карьерный трек, что в будущем должно помочь им найти свое
место на рынке труда.
Целевая группа: адресатом общеразвивающей программы являются обучающиеся
12-15 лет. Для занятий формируются группы от 8 до 17 человек, специальных требований
к начальному уровню подготовки обучающихся при приеме в творческое объединение нет.
Старший подростковый возраст часто называют отроческим, переходным, периодом «бури
и натиска», «гормонального взрыва», сложным периодом, связанным с кризисами развития.
В это время происходит переход от ребенка к взрослому во всех сферах – физической

(конституциональной), физиологической, личностной (нравственной, умственной,
социальной).
Центральным и специфическим новообразованием в личности старшего подростка
является возникающее у него представление о себе как уже не о ребенке, он начинает
чувствовать себя взрослым, стремится быть взрослым.
Чувство взрослости как специфическое новообразование самосознания – стержневая
особенность личности, ее структурный центр, так как выражает новую жизненную позицию
подростка по отношению к себе, людям и миру, определяет специфическое содержание его
социальной активности, его переориентацию с одних норм и ценностей на другие – с
детских на взрослые, от детских форм поведения, игровой деятельности к потребности
проявить себя в профессиональной деятельности. Этот возраст идеален для
профориентации и профессиональных проб.
Уровень ДООП

Содержание и материал общеразвивающей программы организован по принципу
дифференциации в соответствии с уровнями сложности:
1 год. Стартовый уровень. Предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность
предлагаемого для освоения содержания программы.
2 год. Базовый уровень. Предполагает использование и реализацию таких форм
организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний,
гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках
содержательно- тематического направления программы.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа:
1 год обучения – 40 минут.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Длительность одного занятия – 2 академических часа.
Периодичность занятий в неделю – 2 раза.
2 год обучения – 40 минут.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Длительность одного занятия – 3 академических часа.
Периодичность занятий в неделю – 2 раза.
Объем программы: 360 часов
Срок освоения программы - 2 года.
Особенности организации образовательного процесса: в программе
предусмотрено использование дистанционных и комбинированных форм взаимодействия в
образовательном процессе. Так же возможно использование программы в сетевой и
комбинированной формах реализации.
Форма обучения – очно-заочная.
Перечень видов занятий – беседа, семинар, практическое занятие, тренинг, мастеркласс, экскурсия.
Перечень форм подведения итогов реализации: практические занятия, защита
творческих проектов.
Воспитательный потенциал:
Воспитательная работа с обучающимися проводится в соответствии с рабочей
программой воспитания МБУ ДО-ЦДТ, ее ежегодного плана.
Цель программы воспитания: развитие и социализация в соответствии с принятыми
социокультурными правилами и нормами, как основы воспитанности обучающихся.
Задачи программы воспитания:

•
развивать морально-нравственные качества обучающихся: честность;
доброту; совесть, ответственность, чувства долга;
•
развивать
волевые
качества
обучающихся:
самостоятельность,
дисциплинированность,
инициативность,
принципиальность,
самоотверженность,
организованность;
•
воспитывать
стремления
к
самообразованию,
саморазвитию,
самовоспитанию;
•
приобщать обучающихся к экологической и социальной культуре, здоровому
образу жизни, рациональному и гуманному мировоззрению;
•
формировать нравственное отношения к человеку, труду и природе;
Планируемые результаты воспитания:
•
развиты морально-нравственные качества обучающихся: честность; доброта;
совесть; ответственность, чувство долга;
•
развиты
волевые
качества
обучающихся:
самостоятельность;
дисциплинированность;
инициативность;
принципиальность, самоотверженность,
организованность;
•
развито стремления к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию;
•
сформирован интерес обучающихся к экологической и социальной культуре,
здоровому образу жизни, рациональному и гуманному мировоззрению;
•
сформировано нравственное отношения к человеку, труду и природе.
Формы проведения воспитательных мероприятий: беседа, викторина, встреча с
интересными людьми, дискуссия, тренинг, посещение театра, организация конференции,
экскурсия, олимпиада, смотр, конкурс и др.
Методы воспитательного воздействия: убеждение, внушение, заражение «личным
примером» и подражание, упражнения и приучение, обучение, стимулирование (методы
поощрения и наказания, соревнование), контроль и оценка и др.
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Цель: формирование представления о профессии экскурсовода, о его роли и функции в
современном обществе.
Задачи:
Обучающие:
•
Формировать знания о содержании и правилах проведения экскурсий.
•
Стимулировать к самостоятельной познавательной деятельности;
•
Адаптировать к реальной деятельности, к местной социально-экономической и
социокультурной ситуации;
•
Знакомить с правилами обслуживания на пешем, транспортном и комбинированном
маршрутах, музейной экскурсии.
•
Знакомить с правилами и мерами обеспечения безопасности экскурсантов
(туристов).
•
Знакомить с правилами оказания первой помощи.
•
Обучать разрабатывать технику экскурсионных рассказов, публичных выступлений,
ответов на вопросы.
•
Ориентировать при решении вопроса дальнейшего образования, выбора профессии
и места работы.
Развивающие:

Развивать эрудиции в области географии, литературы, истории.

Развивать стремления знать как можно больше о родном крае;

Развивать навыки публичных выступлений, методы и варианты проведения
экскурсий, которые включают в себя использование наглядных пособий.


Инструктировать экскурсантов (туристов) об общепринятых и специальных
правилах поведения при посещении музеев, культурных центров, достопримечательностей
и других объектов показа.
Воспитательные:

Воспитывать этику делового общения.

Воспитывать гражданские качества патриотического отношения к России и своему
краю;

Воспитывать чувство удовлетворения от творческого процесса и от результата
труда.

Воспитывать познавательный интерес и активность в области экскурсионного дела.
1.3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ
Предметные:

Сформированы знания о содержании и правилах проведения экскурсий.

Знают правила обслуживания на пешем, транспортном и комбинированном
маршрутах, музейной экскурсии.

Знают правила и меры обеспечения безопасности экскурсантов (туристов).

Знают правила оказания первой помощи.

Умеют разрабатывать технику экскурсионных рассказов, публичных выступлений,
ответов на вопросы.
Личностные:

Воспитана этика делового общения.

Выражают патриотическое отношение к России и своему краю;

Сформировано чувство удовлетворения от творческого процесса и от результата
труда.

Сформирован познавательный интерес и активность в области экскурсионного дела.
Метапредметные:

Развита эрудиция в области географии, литературы, истории.

Развиты навыки публичных выступлений, методы и варианты проведения
экскурсий, которые включают в себя использование наглядных пособий.

Знают общепринятые и специальные правила поведения при посещении музеев,
культурных центров, достопримечательностей и других объектов показа.

1.4.УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
№

Название раздела, темы

Вводное занятие.
Инструктаж по безопасности.
Ознакомление с разделами программы.

1 год
2 год
обучения,
обучения,
количество количество
часов
часов
2

3

I

Основы краеведения

12

18

1.

Историческое краеведение

4

-

2.

Географическое краеведение

4

-

3.

Искусствоведческое краеведение

4

-

4.

Историческое краеведение Урала.

-

6

5.

Географическое краеведение Урала.

-

6

6.

Искусствоведческое краеведение
Урала.
Основы экскурсионной
деятельности

II
1.
2.
3.
4.
5.

Сущность экскурсии, функции и
признаки экскурсии
Классификация экскурсий
Классификация экскурсионных
объектов
Туристско-краеведческие
возможности города (часть 1)
Туристско-краеведческие
возможности города (часть 2)
Музейное дело

-

6

30

36

8

4

4

4

4
14
-

6
24

18

19

2

3

2.

О чём рассказывает музей.
Типология музеев
Фонды музея

8

3

3.

Музейная экспозиция

8

3

IV

Форма организации экскурсии

24

27

1.

Структура аудиогида. Вебкартография

6

2.

Особенности работы с платформой
izi.TRAVEL

12

III
1.

6
6

3.

Работа с электронными библиотеками

6

15

V

Экскурсоводческое мастерство

20

48

1.

Личность экскурсовода

4

6

2.

Компетенции экскурсовода

4

6

3.

Техника речи: артикуляция, дыхание
и сила голоса, интонация,
выступления

6

4.

Публичные выступления

6

21

VI

Основы подготовки экскурсий

18

27

1.

Экскурсионная методика

4

3

2.

Источники информации при
разработке текста экскурсий

6

3.

Основные правила разработки текста
экскурсии

4

4.

Сочетание показа и рассказа в
экскурсии

4

Охрана труда

6

27

2

3

2

3

3.

Вредные и опасные факторы. Знаки
безопасности. План эвакуации
Техника безопасности при
проведении экскурсии
Оказание первой помощи.

2

6

4.

Действия при несчастных случаях

-

3

5.

Техника безопасности при работе с
инструментами и оборудованием
Требования охраны труда в
аварийных ситуациях
Разбор проблемных ситуаций

-

3

-

3

-

6

VII
1.
2.

6.
7.
VIII

Исследовательская работа.
Подготовка экскурсий и
экскурсионных маршрутов
Итоговое занятие. Публичное
выступление
Всего

15

6
6
12

18
10
4
144

3
216

1.4.1. ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ – «СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ»

Цель: формирование представления о профессии экскурсовода.
Задачи:
Обучающие:
•
Формировать знания о содержании и правилах проведения экскурсий.
•
Стимулировать к самостоятельной познавательной деятельности;
•
Знакомить с правилами обслуживания на пешем, транспортном и комбинированном
маршрутах, музейной экскурсии.
•
Знакомить с правилами и мерами обеспечения безопасности экскурсантов
(туристов).
•
Обучать разрабатывать технику экскурсионных рассказов, публичных выступлений,
ответов на вопросы.
Развивающие:

Развивать эрудиции в области географии, литературы, истории.

Развивать навыки публичных выступлений, методы и варианты проведения
экскурсий, которые включают в себя использование наглядных пособий.

Инструктировать экскурсантов (туристов) об общепринятых и специальных
правилах поведения при посещении музеев, культурных центров, достопримечательностей
и других объектов показа.
Воспитательные:

Воспитывать этику делового общения.

Воспитывать гражданские качества патриотического отношения к России и своему
краю;

Воспитывать чувство удовлетворения от творческого процесса и от результата
труда.

Воспитывать познавательный интерес и активность в области экскурсионного дела.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ – «СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ»

Предметные:

Сформированы знания о содержании и правилах проведения экскурсий.

Знают правила обслуживания на пешем, транспортном и комбинированном
маршрутах, музейной экскурсии.

Умеют разрабатывать технику экскурсионных рассказов, публичных выступлений,
ответов на вопросы.
Личностные:

Воспитана этика делового общения.

Выражают патриотическое отношение к России и своему краю;

Сформировано чувство удовлетворения от творческого процесса и от результата
труда.

Сформирован познавательный интерес и активность в области экскурсионного дела.
Метапредметные:

Развита эрудиция в области географии, литературы, истории.


Знают общепринятые и специальные правила поведения при посещении музеев,
культурных центров, достопримечательностей и других объектов показа.

УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
«СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ»

Количество часов
№п/п

Название радела, темы

Вводное занятие.
Инструктаж по безопасности.
Ознакомление с разделами
программы.

Всего

Теория

2

2

Практика

Формы
аттестации/
контроля

Наблюдение

I

Основы краеведения

12

6

6

1.

Историческое краеведение

4

2

2

2.

Географическое
краеведение

4

2

2

3.

Искусствоведческое
краеведение

4

2

2

Основы экскурсионной
деятельности

30

10

20

8

2

6

Наблюдение

4

2

2

Наблюдение

4

2

2

14

4

10

18

10

8

О чём рассказывает музей.
Типология музеев

2

2

-

Беседа

2.

Фонды музея

8

4

4

Беседа

3.

Музейная экспозиция

8

4

4

Беседа

II
1.

2.
3.

4.
III
1.

Сущность экскурсии,
функции и признаки
экскурсии
Классификация экскурсий
Классификация
экскурсионных объектов
Туристско-краеведческие
возможности
города
(часть1)
Музейное дело

Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

Наблюдение
Практическая
работа

IV

1.

2.

Форма организации
экскурсии

24

6

18

Структура аудиогида. Вебкартография

6

2

4

Особенности работы с
платформой izi.TRAVEL

12

2

10

Беседа

Практическое
задание

3.

Работа с электронными
библиотеками

6

2

4

V

Экскурсоводческое
мастерство

20

12

8

1.

Личность экскурсовода

4

4

-

Беседа

2.

Компетенции экскурсовода

4

4

-

Беседа

3.

Техника речи:
артикуляция, дыхание и
сила голоса, интонация,
выступления
Публичные выступления

4.

Практическое
задание

6

2

4

Практическая
работа

6

2

4

Практическая
работа

VI

Основы подготовки
экскурсий

18

8

10

1.

Экскурсионная методика

4

2

2

2.

Источники информации
при разработке текста
экскурсий

6

2

4

Основные правила
разработки текста
экскурсии

4

2

2

Практическая
работа

Сочетание показа и
рассказа в экскурсии

4

2

2

Практическая
работа

Охрана труда

6

3.

4.
VII

1.

Вредные и опасные
факторы. Знаки
безопасности. План
эвакуации

Практическая
работа
презентация

6

сообщение

1
Беседа

2

1

1

2.
3.
VIII

Техника безопасности при
проведении экскурсии
Оказание первой помощи.

2
2

2
2

-

Беседа

-

Беседа

Исследовательская работа.
Подготовка экскурсий и
экскурсионных маршрутов

10

4

6

Практическая
работа

Итоговое занятие.
Публичное выступление

4

-

4

Практическая
работа

144

70

Всего

74

Содержание учебного (тематического) плана первого года обучения
Вводное занятие.
Теория: Инструктаж по безопасности. Ознакомление с разделами программы.
Раздел I. Основы краеведения
1.1. Историческое краеведение
Теория: Понятие исторического краеведения. Объект исследования. Типы, виды, сущность
исторического краеведения.
Практика: Подготовка презентаций.
1.2. Географическое краеведение
Теория: Понятие географического краеведения. Объект исследования. Типы, виды,
сущность географического краеведения.
Практика: Подготовка презентаций.
1.3. Искусствоведческое краеведение
Теория: Понятие искусствоведческого краеведения. Объект исследования. Типы, виды,
сущность исторического краеведения.
Практика: Подготовка презентаций.
Раздел II. Основы экскурсионной деятельности
2.1. Сущность экскурсии, функции и признаки экскурсии
Теория: Понятие экскурсии. Экскурсия и её сущность (функции экскурсии, признаки
экскурсии, экскурсия как процесс познания). Экскурсия как форма учебной работы
(занятие-экскурсия). Понятие экскурсии как методически продуманного показа
достопримечательных мест, памятников истории и культуры, умелый рассказ о событиях,
связанных с ними. Цели, задачи и формы проведения экскурсий. Признаки экскурсии:
наличие экскурсионной группы и экскурсовода; передвижение участников по заранее
определенному маршруту; протяженность во времени; использование экскурсионного
метода. Принципы экскурсии: научности, идейности, связи теории с жизненными
реалиями, принцип доходчивости, принцип убедительности.
Практика: Викторина по теме.
2.2. Классификация экскурсий
Теория: Основные признаки классификаций экскурсий Особенности обзорных и
тематических экскурсий. Классификация экскурсий по составу и количеству участников;

по месту проведения; по способу передвижения; по продолжительности; по форме
проведения.
Практика: виртуальные экскурсии. Обзор объектов, анализ, классификация.
2.3. Классификация экскурсионных объектов
Теория: Основные признаки классификаций объектов экскурсий.
Практика: Виртуальные экскурсии. Обзор объектов, анализ, классификация.
2.4. Туристско-краеведческие возможности города (часть1)
Теория: История и этапы возникновения и становления населенного пункта.
Географическое положение населенного пункта. Знакомство с деятельностью известных
исторических личностей.
Практика: составление мини-экскурсии на свободную тему.
Раздел III. Музейное дело
3.1. О чём рассказывает музей. Типология музеев
Теория: Основные социальные функции музеев. Типология музеев. Возникновение и
становление музеев, их роль в жизни человека. Основные социальные функции музеев.
Школьный музей.
Практика: Оформление, систематизация, сортировка накопленных материалов.
Изготовление учетных карточек, наклеивание этикеток, оцифровка материалов, ведение
музейной документации.
3.2. Фонды музея
Теория: Структура фондов: основной, научно-вспомогательный, интерактивный.
Обменный фонд и фонд временного хранения. Основные направления фондовой работы:
комплектование, учёт и хранение.
Практика: Составление «домашнего» фонда.
3.3. Музейная экспозиция
Теория: Виды экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая
экспозиция. Экспозиционное оборудование. Основные приёмы экспонирования музейных
предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном
использовании. Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые.
Практика: Разработка мини экскурсий «История одного экспоната».
Раздел IV. Форма организации экскурсии.
4.1. Структура аудиогида. Веб-картография
Теория: Суть аудиогида, структура. Что такое веб-картография. Особенности
использования веб-картографии при разработке экскурсионных программ, аудиогидов.
Практика: Работа с аудиогидом.
4.2. Особенности работы с платформой izi.TRAVEL
Теория: Особенности работы с платформой izi.TRAVEL.
Практика: Работа с платформой izi.TRAVEL.
4.3. Работа с электронными библиотеками
Теория: Что такое каталог? Для чего он нужен? Как им пользоваться?
Практика: Поиск книг в библиотеке с помощью каталогов.
Раздел V. Экскурсоводческое мастерство
5.1. Личность экскурсовода
Теория: Имидж экскурсовода. Манеры экскурсовода. Внешний облик экскурсовода.
Конструктивные, организаторские, коммуникативные, аналитические способности
экскурсовода. Индивидуальность экскурсовода. Авторитет экскурсовода.

Практика: Викторина по теме.
5.2. Компетенции экскурсовода
Теория: Профессионализм. Эрудиция. Культура поведения, пути ее формирования.
Навыки. Речь. Образность языка. Жесты, их значение и классификация. Мимика, ее роль в
экскурсии.
Практика: Игра-практикум по умениям и навыкам экскурсовода.
5.3. Техника речи: артикуляция, дыхание и сила голоса, интонация.
Теория: Строение речевого аппарата. Гласные звуки. Положение речевого аппарата при
произнесении гласных звуков. Согласные звуки. Правильное положение отдельных частей
речевого аппарата и их функции во время произношения согласных звуков.
Дыхание. Первостепенная роль правильного дыхания.
Понятие интонации. Интонационные конструкции.
Практика: Артикуляционная гимнастика. Звуковые дикционные упражнения.
Упражнения для укрепления мышц диафрагмы, брюшного пресса, межрѐберных мышц
стоя, сидя, в движении. Упражнения на координацию дыхания со звуком, укрепление и
освобождение от ненужного напряжения мышц речевого аппарата. Речь «на опоре».
Упражнения на развитие и построение интонации.
5.4. Публичные выступления
Теория: Создание образа при помощи речи. Создание максимально доказательной речи.
Слова-паразиты: техники их устранения. Правила ведения грамотной дискуссии.
Практика: Варианты воздействия на аудиторию и виды манипуляции. Чтение стихов с
использованием разных темпоритмических моделей.
Раздел VI. Основы подготовки экскурсий
6.1. Экскурсионная методика
Теория: Техника ведения экскурсии. Правила знакомства экскурсовода с группой. Встреча
и расстановка группы у объекта. Соблюдение времени в экскурсии. Ответы на вопросы
участников. Паузы в экскурсии. Техника сбора и использования «портфеля экскурсовода».
Практика: Сбор материала для «Портфеля экскурсовода» и для проведения экскурсии.
6.2. Источники информации при разработке текста экскурсий
Библиографические источники. Литература, периодическая печать, архивы., электронные
средства связи. Свидетели событий.
6.3.Основные правила разработки текста экскурсии
Теория: Текст экскурсии (построение экскурсии, вступление, основная часть, заключение).
Определение цели экскурсии и темы.
Практика: Составление маршрута экскурсии по залам. Хронометраж. Составление
маршрутов для разных возрастных групп.
6.4. Сочетание показа и рассказа в экскурсии
Теория: Показ как основной элемент экскурсии. Сущность показа. Последовательность в
показе. Ступени и виды показа. Варианты взаимодействия человека и объекта. Показ как
реализация принципа наглядности рассказа. Основные требования к рассказу.
Практика: Подготовка экскурсионного рассказа. Отработка признаков экскурсии,
методического приёма: сочетание показа и рассказа.
Раздел VII. Охрана труда.
7.1. Вредные и опасные факторы. Знаки безопасности. План эвакуации .
Теория: Классификация вредных и опасных факторов. Знаки безопасности. Условные
обозначения.

Практика: Ориентирование по планам эвакуации.
7.2. Техника безопасности при проведении экскурсии
Теория: Правила поведения на экскурсии, особенности поведения на мероприятиях
различного уровня. Правила поведения в транспорте.
7.3. Оказание первой помощи.
Теория: Правила оказания первой помощи в различных ситуациях.
Раздел VIII. Исследовательская работа.
Подготовка экскурсий и экскурсионных маршрутов.
Теория: Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение,
сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на
теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и
дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от
абстрактного к конкретному и др.). Результаты опытно-экспериментальной работы:
таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации; анализ, выводы, заключение.
Тезисы и компьютерная презентация.
Практика: Выбор темы исследования, обоснование ее актуальности формулировка цели и
конкретных задач.
Итоговое занятие. Публичное выступление
Теория: Правила работы с аудиторией. Учет особенностей. Правила поведения
экскурсовода.
Практика: Проведение мини-экскурсий.
1.4.2. ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ – «БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ»
Цель: формирование представления о профессии экскурсовода, о его роли и функции в
современном обществе.
Задачи:
Обучающие:
•
Формировать знания о содержании и правилах проведения экскурсий.
•
Стимулировать к самостоятельной познавательной деятельности;
•
Адаптировать к реальной деятельности, к местной социально-экономической и
социокультурной ситуации;
•
Знакомить с правилами обслуживания на пешем, транспортном и комбинированном
маршрутах, музейной экскурсии.
•
Знакомить с правилами и мерами обеспечения безопасности экскурсантов
(туристов).
•
Знакомить с правилами оказания первой помощи.
•
Обучать разрабатывать технику экскурсионных рассказов, публичных выступлений,
ответов на вопросы.
•
Ориентировать при решении вопроса дальнейшего образования, выбора профессии
и места работы.
Развивающие:

Развивать эрудиции в области географии, литературы, истории.

Развивать стремления знать как можно больше о родном крае;

Развивать навыки публичных выступлений, методы и варианты проведения
экскурсий, которые включают в себя использование наглядных пособий.


Инструктировать экскурсантов (туристов) об общепринятых и специальных
правилах поведения при посещении музеев, культурных центров, достопримечательностей
и других объектов показа.
Воспитательные:

Воспитывать этику делового общения.

Воспитывать гражданские качества патриотического отношения к России и своему
краю;

Воспитывать чувство удовлетворения от творческого процесса и от результата
труда.

Воспитывать познавательный интерес и активность в области экскурсионного дела.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ – «БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ»
Предметные:

Сформированы знания о содержании и правилах проведения экскурсий.

Знают правила обслуживания на пешем, транспортном и комбинированном
маршрутах, музейной экскурсии.

Знают правила и меры обеспечения безопасности экскурсантов (туристов).

Знают правила оказания первой помощи.

Умеют разрабатывать технику экскурсионных рассказов, публичных выступлений,
ответов на вопросы.
Личностные:

Воспитана этика делового общения.

Выражают патриотическое отношение к России и своему краю;

Сформировано чувство удовлетворения от творческого процесса и от результата
труда.

Сформирован познавательный интерес и активность в области экскурсионного дела.
Метапредметные:

Развита эрудиция в области географии, литературы, истории.

Развиты навыки публичных выступлений, методы и варианты проведения
экскурсий, которые включают в себя использование наглядных пособий.

Знают общепринятые и специальные правила поведения при посещении музеев,
культурных центров, достопримечательностей и других объектов показа.

УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

«БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ»

Количество часов
№п/п

Название радела, темы

Вводное занятие.
Инструктаж по безопасности.
Ознакомление с разделами
программы.

I
1.
2.
3.
II
1.

2.
3.

4.
III
1.
2.
3.
IV
1.
2.
3.
V
1.

Основы краеведения
Историческое краеведение
Урала.
Географическое
краеведение Урала.
Искусствоведческое
краеведение Урала.
Основы экскурсионной
деятельности
Сущность экскурсии,
функции и признаки
экскурсии
Классификация экскурсий
Классификация
экскурсионных объектов
Туристско-краеведческие
возможности города (часть
2)
Музейное дело
О чём рассказывает музей.
Типология музеев
Фонды музея
Музейная экспозиция
Форма организации
экскурсии
Структура аудиогида. Вебкартография
Особенности работы с
платформой izi.TRAVEL
Работа с электронными
библиотеками
Экскурсоводческое
мастерство
Личность экскурсовода

Всего

Теория

Практика

3

3

-

Формы
аттестации/
контроля

Наблюдение

18

6

12

6

2

4

6

2

4

6

2

4

36

7

29

3

1

2

Наблюдение

3

1

2

6

2

4

Наблюдение
Наблюдение

Беседа
Беседа
Беседа

Практическая
работа

24

3

21

9

3

6

3

1

2

Беседа

3
3

1
1

2
2

Беседа
Беседа

27

7

20

6

2

4

6

2

4

15

3

12

48

13

35

6

2

4

Беседа

Практическое
задание
Практическое
задание

Беседа

Компетенции экскурсовода
Техника речи:
артикуляция, дыхание и
сила голоса, интонация.
Публичные выступления

6

2

4

15

6

9

21

3

18

VI

Основы подготовки
экскурсий

27

7

20

1.

Экскурсионная методика

3

1

2

Практическая
работа

6

2

4

презентация
сообщение

6

2

4

Практическая
работа

12

2

10

Практическая
работа

2.
3.
4.

2.

3.
4.
VII
1.

2.
3.
4.

Источники информации
при разработке текста
экскурсий
Основные правила
разработки текста
экскурсии
Сочетание показа и
рассказа в экскурсии
Охрана труда
Вредные и опасные
факторы. Знаки
безопасности. План
эвакуации
Техника безопасности при
проведении экскурсии
Оказание первой помощи.
Действия при несчастных
случаях

6.

Техника безопасности при
работе с инструментами и
оборудованием
Требования охраны труда в
аварийных ситуациях

7.

Разбор проблемных
ситуаций

5.

VIII

Исследовательская работа.
Подготовка экскурсий и
экскурсионных маршрутов
Итоговое занятие.
Публичное выступление
Всего

27

7

Беседа
Практическая
работа
Практическая
работа

20
Беседа

3

3
6
4

2

1

Беседа

1

2
4
2

2
2

3

1

2

3

1

2

Беседа
Практическая
работа
Практическая
работа

14

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

-

3

Практическая
работа

54

162

6

-

18

4

3
216

6

Содержание учебного (тематического) плана второго года обучения
Вводное занятие.
Теория: Инструктаж по безопасности. Ознакомление с разделами программы.
Раздел I. Основы краеведения
1.1. Историческое краеведение Урала.
Теория: Краеведческие общества и организации Урала и их вклад в изучение края.
Краеведы Урала и их роль в развитии традиций краеведческого движения.
Практика: Подготовка презентаций.
1.2. Географическое краеведение Урала.
Теория: Урал: географическое положение и природа. Объект исследования: особенности
природы Урала, закономерности размещения полезных ископаемых и взаимосвязей
природных компонентов.
Практика: Подготовка презентаций
1.3. Искусствоведческое краеведение Урала.
Теория: Памятные места, связанные с жизнью и творчеством деятелей искусства или
получившие отражение в их произведениях.
Практика: Подготовка презентаций.
Раздел II. Основы экскурсионной деятельности
2.1. Сущность экскурсии, функции и признаки экскурсии
Теория: Понятие экскурсии. Экскурсия и её сущность (функции экскурсии, признаки
экскурсии, экскурсия как процесс познания). Экскурсия как форма учебной работы
(занятие-экскурсия). Понятие экскурсии как методически продуманного показа
достопримечательных мест, памятников истории и культуры, умелый рассказ о событиях,
связанных с ними. Цели, задачи и формы проведения экскурсий. Признаки экскурсии:
наличие экскурсионной группы и экскурсовода; передвижение участников по заранее
определенному маршруту; протяженность во времени; использование экскурсионного
метода. Принципы экскурсии: научности, идейности, связи теории с жизненными
реалиями, принцип доходчивости, принцип убедительности.
Практика: Викторина по теме.
2.2. Классификация экскурсий
Теория: Основные признаки классификаций экскурсий Особенности обзорных и
тематических экскурсий. Классификация экскурсий по составу и количеству участников;
по месту проведения; по способу передвижения; по продолжительности; по форме
проведения.
Практика: виртуальные экскурсии. Обзор объектов, анализ, классификация.
2.3. Классификация экскурсионных объектов
Теория: Основные признаки классификаций объектов экскурсий.
Практика: Виртуальные экскурсии. Обзор объектов, анализ, классификация.
2.4. Туристско-краеведческие возможности города (часть2)
Теория: История и этапы возникновения и становления населенного пункта.
Географическое положение населенного пункта. Знакомство с деятельностью известных
исторических личностей. История общественных организаций населенного пункта.
Открытие краеведческого музея, библиотеки. Первые театральные труппы.
Благотворительные общества. Литература и искусство.

Практика: составление мини-экскурсии на свободную тему.
Раздел III. Музейное дело
3.1. О чём рассказывает музей. Типология музеев
Теория: Основные социальные функции музеев. Типология музеев. Возникновение и
становление музеев, их роль в жизни человека. Основные социальные функции музеев.
Школьный музей.
Практика: Оформление, систематизация, сортировка накопленных материалов.
Изготовление учетных карточек, наклеивание этикеток, оцифровка материалов, ведение
музейной документации.
3.2. Фонды музея
Теория: Структура фондов: основной, научно-вспомогательный, интерактивный.
Обменный фонд и фонд временного хранения. Основные направления фондовой работы:
комплектование, учёт и хранение.
Практика: Составление «домашнего» фонда.
3.3. Музейная экспозиция
Теория: Виды экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая
экспозиция. Экспозиционное оборудование. Основные приёмы экспонирования музейных
предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном
использовании. Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые.
Практика: Разработка мини экскурсий «История одного экспоната».
Раздел IV. Форма организации экскурсии.
4.1. Структура аудиогида. Веб-картография
Теория: Суть аудиогида, структура. Что такое веб-картография. Особенности
использования веб-картографии при разработке экскурсионных программ, аудиогидов.
Практика: Работа с аудиогидом.
4.2. Особенности работы с платформой izi.TRAVEL
Теория: Особенности работы с платформой izi.TRAVEL.
Практика: Работа с платформой izi.TRAVEL.
4.3. Работа с электронными библиотеками
Теория: Что такое каталог? Для чего он нужен? Как им пользоваться?
Практика: Поиск книг в библиотеке с помощью каталогов.
Раздел V. Экскурсоводческое мастерство
5.1. Личность экскурсовода
Теория: Имидж экскурсовода. Манеры экскурсовода. Внешний облик экскурсовода.
Конструктивные, организаторские, коммуникативные, аналитические способности
экскурсовода. Индивидуальность экскурсовода. Авторитет экскурсовода.
Практика: Викторина по теме.
5.2. Компетенции экскурсовода
Теория: Профессионализм. Эрудиция. Культура поведения, пути ее формирования.
Навыки. Речь. Образность языка. Жесты, их значение и классификация. Мимика, ее роль в
экскурсии.
Практика: Игра-практикум по умениям и навыкам экскурсовода.
5.3. Техника речи: артикуляция, дыхание и сила голоса, интонация.
Теория: Строение речевого аппарата. Гласные звуки. Положение речевого аппарата при
произнесении гласных звуков. Согласные звуки. Правильное положение отдельных частей
речевого аппарата и их функции во время произношения согласных звуков.

Дыхание. Первостепенная роль правильного дыхания.
Понятие интонации. Интонационные конструкции.
Практика: Артикуляционная гимнастика. Звуковые дикционные упражнения.
Упражнения для укрепления мышц диафрагмы, брюшного пресса, межрѐберных мышц
стоя, сидя, в движении. Упражнения на координацию дыхания со звуком, укрепление и
освобождение от ненужного напряжения мышц речевого аппарата. Речь «на опоре».
Упражнения на развитие и построение интонации.
5.4. Публичные выступления
Теория: Создание образа при помощи речи. Создание максимально доказательной речи.
Слова-паразиты: техники их устранения. Правила ведения грамотной дискуссии.
Практика: Варианты воздействия на аудиторию и виды манипуляции. Чтение стихов с
использованием разных темпоритмических моделей.
Раздел VI. Основы подготовки экскурсий
6.1. Экскурсионная методика
Теория: Техника ведения экскурсии. Правила знакомства экскурсовода с группой. Встреча
и расстановка группы у объекта. Соблюдение времени в экскурсии. Ответы на вопросы
участников. Паузы в экскурсии. Техника сбора и использования «портфеля экскурсовода».
Практика: Сбор материала для «Портфеля экскурсовода» и для проведения экскурсии.
6.2. Источники информации при разработке текста экскурсий
Библиографические источники. Литература, периодическая печать, архивы., электронные
средства связи. Свидетели событий.
6.3.Основные правила разработки текста экскурсии
Теория: Текст экскурсии (построение экскурсии, вступление, основная часть, заключение).
Определение цели экскурсии и темы.
Практика: Составление маршрута экскурсии по залам. Хронометраж. Составление
маршрутов для разных возрастных групп.
6.4. Сочетание показа и рассказа в экскурсии
Теория: Показ как основной элемент экскурсии. Сущность показа. Последовательность в
показе. Ступени и виды показа. Варианты взаимодействия человека и объекта. Показ как
реализация принципа наглядности рассказа. Основные требования к рассказу.
Практика: Подготовка экскурсионного рассказа. Отработка признаков экскурсии,
методического приёма: сочетание показа и рассказа.
Раздел VII. Охрана труда.
7.1. Вредные и опасные факторы. Знаки безопасности. План эвакуации .
Теория: Классификация вредных и опасных факторов. Знаки безопасности. Условные
обозначения.
Практика: Ориентирование по планам эвакуации.
7.2. Техника безопасности при проведении экскурсии
Теория: Правила поведения на экскурсии, особенности поведения на мероприятиях
различного уровня. Правила поведения в транспорте.
Практика: Разработка памятки.
7.3. Оказание первой помощи.
Теория: Правила оказания первой помощи в различных ситуациях.
Практика: Отработка оказания первой помощи (правильное положение тела, перевязка,
порядок действий).
7.4. Действия при несчастных случаях.

Теория: Порядок действий при несчастных случаях.
Практика: Разработка памятки.
7.5. Техника безопасности при работе с инструментами и оборудованием .
Теория: Техника безопасности при работе с интерактивных столом и наглядными
пособиями.
7.6. Требования охраны труда в аварийных ситуациях .
Теория: Действия при аварийных ситуациях.
7.7. Разбор проблемных ситуаций
Практика: Разбор проблемных ситуаций. Отработка действий. Решение конфликтных
ситуаций.
Раздел VIII. Исследовательская работа.
Подготовка экскурсий и экскурсионных маршрутов.
Теория: Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение,
сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на
теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и
дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от
абстрактного к конкретному и др.). Результаты опытно-экспериментальной работы:
таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации; анализ, выводы, заключение.
Тезисы и компьютерная презентация.
Практика: Выбор темы исследования, обоснование ее актуальности формулировка цели и
конкретных задач.
Итоговое занятие. Публичное выступление
Теория: Правила работы с аудиторией. Учет особенностей. Правила поведения
экскурсовода.
Практика: Проведение мини-экскурсий.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1.КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год
обуч
ения

Дата
оконч
ания
обуче
ния
31.05.

Количе
ство
учебны
х
недель
36

Количе
ство
учебны
х дней

1

Дата
начал
а
обуче
ния
15.09.

72

Количе
ство
учебны
х
часов
144

2

15.09.

31.05.

36

72

216

Продол
житель
ность
канику
л
с 01.01.
по
08.01.
зимние
01.06.
по
19.08.
летние
с 01.01.
по
08.01.
зимние
01.06.
по

Компле
ктован
ие
групп
20.08.
по
14.09

20.08.
по
14.09

Проме
жуточн
ая
аттеста
ция
с 20.05.
по
31.05.

Итогов
ая
аттеста
ция

Режим
занятий

2
занятия
по 2
часа в
неделю

с 20.05.
по
31.05.

2
занятия
по 3
часа в
неделю

19.08.
летние

2.1.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№
п/п
1

Учебные
недели
1 неделя

Форма занятия

Кол-во
часов
2

Наименование темы

Форма
контроля
Входящий
контроль

Беседа
Комбинированное

2
2

Вводное занятие
Инструктаж по безопасности.
Ознакомление с разделами
программы.
Историческое краеведение
Историческое краеведение

Комбинированный

2

Географическое краеведение

Наблюдение

Комбинированное

2

Географическое краеведение

Опрос

Комбинированное

2

Искусствоведческое краеведение

Наблюдение

Комбинированное

2

Искусствоведческое краеведение

Опрос

Комбинированное

2

Наблюдение

Комбинированный

2

Комбинированное

2

Комбинированный

2

Комбинированное
Комбинированное

2
2

Сущность экскурсии, функции и
признаки экскурсии
Сущность экскурсии, функции и
признаки экскурсии
Сущность экскурсии, функции и
признаки экскурсии
Сущность экскурсии, функции и
признаки экскурсии
Классификация экскурсий
Классификация экскурсий

Комбинированное

2

Комбинированное

2

Комбинированное

2

Комбинированное

2

18

Комбинированное

19

Беседа
2
3
4

2 неделя

5
6

3 неделя

7
8

4 неделя

9
10

5 неделя

11
6 неделя
12
13
14

7 неделя

15

16

8 неделя

17

Классификация экскурсионных
объектов
Классификация экскурсионных
объектов

Наблюдение
Опрос

Наблюдение
Наблюдение
Практическая
работа
Наблюдение
Практическая
работа
Наблюдение
Практическая
работа

История и этапы возникновения
и становления населенного
пункта.
История и этапы возникновения
и становления населенного
пункта.

Наблюдение

2

История общественных
организаций населенного пункта.

Наблюдение

Комбинированное

2

Комбинированное

2

Практическая
работа
Наблюдение

Комбинированное

2

Комбинированное

2

История общественных
организаций населенного пункта.
Знакомство с деятельностью
известных исторических
личностей.
Знакомство с деятельностью
известных исторических
личностей.
Культура населённого пункта.

Практическая
работа

9 неделя

20

10 неделя

21
11 неделя
22

Практическая
работа
Наблюдение

Комбинированное

2

Комбинированное

2

Комбинированное

2

Комбинированное

2

Комбинированное

2

Комбинированное

2

28

Комбинированное

2

29

Комбинированное

2

Комбинированное

2

Комбинированное

2

Комбинированное

2

Комбинированное

2

23

12 неделя

24

25

13 неделя

26
27

30

14 неделя

15 неделя

31
32

16 неделя

33
34

17 неделя

Комбинированное

2

35

18 неделя

Комбинированное

2

Комбинированное

2

Комбинированное

2

Комбинированное

2

Комбинированное

2

Комбинированное

2

Комбинированное

2

Комбинированное

2

Комбинированное

2

36
37

19 неделя

38
39

20 неделя

40
41

21 неделя

42
43

22 неделя

О чём рассказывает музей.
Типология музеев
Структура фондов: основной,
научно-вспомогательный,
интерактивный.
Структура фондов: основной,
научно-вспомогательный,
интерактивный.
Обменный фонд и фонд
временного хранения.
Обменный фонд и фонд
временного хранения.
Виды экспозиций: тематическая,
систематическая,
монографическая, ансамблевая
экспозиция.
Виды экспозиций: тематическая,
систематическая,
монографическая, ансамблевая
экспозиция.
Виды экспозиций: тематическая,
систематическая,
монографическая, ансамблевая
экспозиция.
Виды экспозиций: тематическая,
систематическая,
монографическая, ансамблевая
экспозиция.
Структура аудиогида. Вебкартография
Структура аудиогида. Вебкартография
Структура аудиогида. Вебкартография
Работа с платформой
izi.TRAVEL.
Работа с платформой
izi.TRAVEL.
Работа с платформой
izi.TRAVEL.
Работа с платформой
izi.TRAVEL.
Работа с платформой
izi.TRAVEL.
Работа с платформой
izi.TRAVEL.
Работа с электронными
библиотеками
Работа с электронными
библиотеками
Работа с электронными
библиотеками
Личность экскурсовода

Наблюдение
Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение
Практическая
работа
Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Практическая
работа

Беседа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Опрос
Практическая
работа
Практическая
работа

44
45

23 неделя

46
47

24 неделя

48
49

25 неделя

50
51

26 неделя

52
53

27 неделя

54

55

28 неделя

56

57

29 неделя

58
59

30 неделя

2

Личность экскурсовода

Комбинированное

2

Компетенции экскурсовода

Комбинированное

2

Компетенции экскурсовода

Комбинированное

2

Техника речи: артикуляция

Комбинированное

2

Комбинированное

2

Техника речи: дыхание и сила
голоса
Техника речи: интонация

Комбинированное

2

Публичные выступления

Комбинированное

2

Публичные выступления

Комбинированное

2

Публичные выступления

Комбинированное

2

Техника ведения экскурсии.
Правила знакомства
экскурсовода с группой

Практическая
работа

Комбинированное

2

Встреча и расстановка группы у
объекта. Соблюдение времени в
экскурсии.

Практическая
работа

Комбинированное

2

Литература. Периодическая
печать.

Практическая
работа

Комбинированное

2

Библиографические источники.
Архивы.

Практическая
работа

Комбинированное

2

Электронные средства связи.

Комбинированное

2

Определение цели экскурсии и
темы.
Теория: вступление, основная
часть, заключение
Сочетание показа и рассказа в
экскурсии
Сочетание показа и рассказа в
экскурсии
Вредные и опасные факторы.
Знаки безопасности. План
эвакуации
Техника безопасности при
проведении экскурсии
Оказание первой помощи
Подготовка экскурсий и
экскурсионных маршрутов

Практическая
работа
Беседа

Комбинированное
Комбинированное

60
61

Комбинированное

31 неделя

62

Комбинированное

2

Комбинированное

2

63

32 неделя

Комбинированное

2

64
65

33 неделя

Комбинированное
Комбинированное

2
2

Беседа

2

Беседа

2

66
67

34 неделя

Подготовка экскурсий и
экскурсионных маршрутов
Подготовка экскурсий и
экскурсионных маршрутов

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

Беседа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Беседа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

68
69

35 неделя

70
71

36 неделя

72

Беседа

2

Подготовка экскурсий и
экскурсионных маршрутов
Техника сбора и использования
«портфеля экскурсовода».
Разбор проблемных ситуаций

Комбинированное

2

Комбинированное

2

Комбинированное

2

Итоговое Публичные
выступления

Комбинированное

2

Публичные выступления

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Презентация
Сообщение
Презентация
Сообщение

2.1.2. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

№
п/п
1

Учебные
недели
1 неделя

Форма занятия

Кол-во
часов
3

Наименование темы

Форма
контроля
Входящий
контроль

2

Беседа

3

Вводное занятие
Инструктаж по безопасности.
Ознакомление с разделами
программы.
Историческое краеведение Урала

3

Комбинированное

3

Историческое краеведение Урала

Опрос

Комбинированный

3

Наблюдение

Комбинированное

3

Комбинированное

3

Комбинированное

3

Комбинированное

3

Комбинированный

3

Географическое краеведение
Урала
Географическое краеведение
Урала
Искусствоведческое краеведение
Урала
Искусствоведческое краеведение
Урала
Сущность экскурсии, функции и
признаки экскурсии
Классификация экскурсий

Комбинированное

3

Наблюдение

Комбинированный

3

Комбинированное

3

Комбинированное

3

Комбинированное

3

Классификация экскурсионных
объектов
Классификация экскурсионных
объектов
История и этапы возникновения
и становления населенного
пункта.
История и этапы возникновения
и становления населенного
пункта.
История общественных
организаций населенного пункта.

Беседа

4

2 неделя

5
6

3 неделя

7
8

4 неделя

9
10

5 неделя

11
12

6 неделя

13
7 неделя
14
15

8 неделя

Комбинированное

Наблюдение

Опрос
Наблюдение
Опрос
Наблюдение
Наблюдение

Практическая
работа
Наблюдение

Практическая
работа
Наблюдение

3

История общественных
организаций населенного пункта.

Практическая
работа

Знакомство с деятельностью
известных исторических
личностей.
Знакомство с деятельностью
известных исторических
личностей.

Наблюдение

16

Комбинированное

3

17

Комбинированное

3

18

Комбинированное

3

Культура населённого пункта.

Наблюдение

19

Комбинированное

3

Культура населённого пункта.

Комбинированное

3

Комбинированное

3

О чём рассказывает музей.
Типология музеев
Фонды музея

Практическая
работа
Наблюдение

Комбинированное

3

Комбинированное

3

Комбинированное

3

Комбинированное

3

Комбинированное

3

Комбинированное

3

Комбинированное

3

28

Комбинированное

29

Практическая
работа

9 неделя

20

10 неделя

21

Наблюдение

Виды экспозиций: тематическая,
систематическая,
монографическая, ансамблевая
экспозиция.
Структура аудиогида. Вебкартография
Структура аудиогида. Вебкартография
Работа с платформой
izi.TRAVEL.
Работа с платформой
izi.TRAVEL.
Работа с электронными
библиотеками
Работа с электронными
библиотеками

Наблюдение

3

Работа с электронными
библиотеками

Практическая
работа

Комбинированное

3

Работа с электронными
библиотеками

Практическая
работа

30

Комбинированное

3

31

Комбинированное

3

Работа с электронными
библиотеками
Личность экскурсовода

Практическая
работа
Беседа

Комбинированное

3

Личность экскурсовода

Комбинированное

3

Компетенции экскурсовода

Практическая
работа
Беседа

22

23

11 неделя

12 неделя

24
25

13 неделя

26
27

14 неделя

15 неделя

32

16 неделя

33
34

17 неделя

Комбинированное

3

Компетенции экскурсовода

35

18 неделя

Комбинированное

3

Техника речи: артикуляция

Наблюдение
Практическая
работа
Наблюдение
Наблюдение
Практическая
работа
Практическая
работа

Практическая
работа
Практическая
работа

36
37

19 неделя

38
39

20 неделя

40
41

21 неделя

42
43

22 неделя

44
45

23 неделя

46
47

24 неделя

48
49

25 неделя

50
51

26 неделя

52
53

27 неделя

54
55

28 неделя

56
57

29 неделя

58

59

30 неделя

Комбинированное

3

Техника речи: артикуляция

Комбинированное

3

Комбинированное

3

Техника речи: дыхание и сила
голоса
Техника речи: интонация

Комбинированное

3

Техника речи: интонация

Комбинированное

3

Публичные выступления

Комбинированное

3

Публичные выступления

Комбинированное

3

Публичные выступления

Комбинированное

3

Публичные выступления

Комбинированное

3

Публичные выступления

Комбинированное

3

Публичные выступления

Комбинированное

3

Публичные выступления

Комбинированное

3

Экскурсионная методика

Комбинированное

3

Комбинированное

3

Литература. Периодическая
печать.
Библиографические источники.
Архивы.

Комбинированное

3

Электронные средства связи.

Комбинированное

3

Определение цели экскурсии и
темы.

Комбинированное

3

Теория: вступление, основная
часть, заключение

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа

Комбинированное

3

Сочетание показа и рассказа в
экскурсии

Практическая
работа

Комбинированное

3

Сочетание показа и рассказа в
экскурсии

Практическая
работа

Комбинированное

3

Сочетание показа и рассказа в
экскурсии

Практическая
работа

Комбинированное

3

Комбинированное

3

Сочетание показа и рассказа в
экскурсии
Вредные и опасные факторы.
Знаки безопасности. План
эвакуации

Практическая
работа
Практическая
работа

Комбинированное

3

Техника безопасности при
проведении экскурсии

Беседа

Комбинированное

3

Оказание первой помощи

Беседа

60
31 неделя

61
62

32 неделя

63
64

33 неделя

65
66

34 неделя

67
68

35 неделя

69
70

36 неделя

71
72

Комбинированное

3

Оказание первой помощи

Комбинированное

3

Действия при несчастных
случаях

Комбинированное

3

Комбинированное

3

Техника безопасности при работе
с инструментами и
оборудованием
Требования охраны труда в
аварийных ситуациях

Комбинированное

3

Разбор проблемных ситуаций

Комбинированное

3

Разбор проблемных ситуаций

Беседа

3

Подготовка экскурсий и
экскурсионных маршрутов

Беседа

3

Подготовка экскурсий и
экскурсионных маршрутов

Беседа

3

Комбинированное

3

Комбинированное

3

Комбинированное

3

Комбинированное

3

Подготовка экскурсий и
экскурсионных маршрутов
Подготовка экскурсий и
экскурсионных маршрутов
Подготовка экскурсий и
экскурсионных маршрутов
Подготовка экскурсий и
экскурсионных маршрутов
Итоговое занятие Публичные
выступления

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Беседа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Презентация
Сообщение
Презентация
Сообщение

2.2 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение:
№/№ Оборудование

1
2
3
4

5

6

Учебный
кабинет.
Учебные парты
Стулья
Шкаф
Рабочее место
педагога
оснащенное
персональным
компьютером
Мультимедийный
проектор с
экраном

%
Количество
использования
Единица
Количество
на одного
в ходе
измерения
на группу
обучающегося
реализации
программы
1
1
100%
шт
шт
шт

1
1
1

шт

1

8
16
1
1

90%
90%
50%

100%

1
шт

1

80%

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Электронные образовательные ресурсы
№
П/П
1
2
3
4
5
6
7
8

Наименование

Ссылка

Туристическая библиотека «Всё о
туризме»
Платформа Booking.com – доступные
путешествия для каждого.
Платформа izi.TRAVEL для создания
мультимедийных гидов.
Канал «ИМОМИ университета
Лобачевского»
Канал «Магнитогорский
педагогический колледж»
Канал «Удмурский государственный
университет»
Канал «Полезные книги. Аудиокниги
для жизни»
Канал «Как написать крутой текст о
любой поездке»

https://tourlib.net/
https://www.booking.com/index.ru.html
https://izi.travel/ru
https://youtu.be/SkJe90SA7Y4
https://youtu.be/0tlq6aPtsbc
https://youtu.be/_y8rCiD6uew
https://youtu.be/qNcSYGDQslk
https://youtu.be/YDkcJtpDY54

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
В процессе работы по настоящей программе используются информационно-методические
материалы:





Новые педагогические технологии в воспитательном процессе.
Литература по разделам ораторское искусство, история, география.
Тесты, анкеты, карточки-задания.
Наглядно-иллюстративный материал.
На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого
развития обучающихся на различных возрастных этапах и предусматривающая их
дифференциацию по степени их возможностей.
Осваивая программу, обучающиеся проходят путь от простого к сложному, с учетом
возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность,
последовательность и системность обучения и воспитания, учет возрастных и
индивидуальных особенностей детей.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
На занятиях предполагается использование презентаций, фильмов, аудио-, видео-,
фото-материалов для ознакомления с теоретическим материалом по теме, проведения

онлайн экскурсий, выполнения практических работ, работы с различными
информационными порталами.
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Требования к квалификации: Высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование в области, соответствующей профилю объединения без
предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование
или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное
образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к
стажу работы и курсы повышения квалификации по направлению деятельности.

2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Программа предусматривает исследования:
Входное оценивание в начале учебного года – выявляют начальный уровень
обучающихся. Диагностика проходит в форме тестирования.
Промежуточное и итоговое оценивание проводится в середине года и по окончании
каждого года обучения, (позволяет констатировать изменения, которые происходят у
обучающихся).
Итоговая аттестация по окончании срока реализации программы.
Формой итоговой аттестации являются: составление и проведение собственной
экскурсии.
В практике самовыражения ребёнку предоставляется возможность раскрыться без
опаски получить неудовлетворительную отметку за работу.
Тест для входного оценивания:
Вопрос:

Варианты ответа:

1. Год создания города Екатеринбург. А) 1721 г.; Б) 1723 г.; В) 1735 г.; Г) 1736 г.;
Выберите один вариант ответа.
Д) 1861 г.
2. Назовите градообразующий фактор в
создании Екатеринбурга.
3. В честь кого был назван город
Екатеринбург? Назовите имя и должность.
4. На какой реке стоит город Екатеринбург?
Напишите название реки.
5. На каком из изображений указан герб Екатеринбурга? Выберите один вариант ответа.

А)

Б)

В)

ОТВЕТЫ: 1 – Б; 2 – строительство железоделательного завода; 3 – императрица
Екатерина I; 4 – Исеть; 5 – А.
Задание для промежуточной аттестации:
Задание:
Ответ:
1. Опишите, что изображено на гербе Вверху - Серебряные рудокопная шахта (в
Екатеринбурга.
виде колодезного сруба с воротом о двух
рукоятках) и плавильная печь с червленым
(красным) огнем внутри;
Внизу - повышенный лазоревый (синий,
голубой) волнистый пояс, окаймленный и
продольно тонко разделенный серебром.
Щитодержатели - золотые, с червлеными
языками, медведь и соболь. Щит увенчан
золотой башенной короной о пяти зубцах,
имеющей на обруче золотой лавровый
венок
2. Напишите имя автора уральских сказов.

П. П. Бажов

3. Кому посвящен данный памятник? Памятник основателям города Де Геннину
Напишите свой ответ.
и Татищеву.

Рекомендуемые темы творческих работ учащихся для итоговой аттестации:
1. Петроглифы, история открытия и исследования, сюжеты, техника, происхождение
и назначение в древности.
2. Древние государства на территории РФ – история, культура и памятники.
3. Искусство эпохи неолита и его отражение в орнаментах народов.
4. Материальная и духовная культура коренных народов.

5. Легенды и мифы коренных народов.
6. История освоения русскими землепроходцами территорий.
7. Костюмы коренных народов.
8. Землепроходцы российские.
9. Природные объекты края.
10. Православные храмы: история, взгляд из прошлого.
11. Архитектурные памятники населенного пункта.
12. Мир удивительных растений и животных края.
13. Земляки в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
14. Путешествие в заповедные места края.
15. Местные писатели: личности, судьбы, творчество.
16. Местные художники: судьбы и творчество.
17. История улицы, на которой я живу.
18. Биография улиц «их именами названы…».
19. Путеводитель по памятным и историческим местам своего города.

Список литературы.
Нормативные документы:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» в действующей редакции.
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации (в редакции 2013 г.).
3.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
5.
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об Утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
6.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам".
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533
«О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196.
8.
Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461 ПП «О
региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской
области».
9.
Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
10.
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях (вместе с «Методическими рекомендациями по организации

образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ).
11.
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК -641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»).
12.
Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
13.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в
Свердловской области».
14.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
№ 195 Д от 22.02.2022 о проведении независимой оценки качества дополнительных
общеобразовательных программ
Для педагогов:
1.
Бабий Г.И. Культура речи экскурсовода // В помощь экскурсоводу. – М.: РИБ
«Турист», 2004.
2.
Бакунинский А.В. Методы и практика экскурсионного дела. – М.: «Новая Москва»,
1995.
3.
3. Дементьева Т.П. Методические рекомендации по проведению экскурсий со
школьниками. – М.: ЦРИБ «Турист», 1982.
4.
Емельянов Б.В. В помощь экскурсоводу. – М.: Профиздат, 1981.
5.
Илюхин М.М. Рассказ на экскурсии. Методические рекомендации. М.:ЦРИБ
«Турист», 1981.
6.
Чуракова Н., Малаховская О. Музей в твоём классе. - М.: Академкнига, 2006.
7.
Дьякова Р.А. Основы экскурсоведения. - М., 1985.
8.
Долженко Г.П. Экскурсионное дело. - М., Ростов н/Д., 2005.
9.
Савина Н.В., Горбылева З.М. Экскурсоведение. - Минск, 2004.
10.
Седова Н.А. Культурно-просветительский туризм. - М., 2003.
11.
Апресян Г.З. Ораторское искусство. - М., 1969.
12.
Бакушинский А.В. исследования и статьи. - М., 1981.
13.
Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. - М., 1986.
14.
Головин Б.И. Основы культуры речи. - М., 1988. 5. Гуляев В.Г. Организация
туристической деятельности. - М., 1996.
15.
Жарков А. Д. Экскурсия как педагогический процесс. - М., 1983.
16.
Омельченко Б.Ф. Дифференцированный подход к обслуживанию различных групп
туристов и экскурсантов. - М., 1987.
Для обучающихся:
1. Добрина, Н. А. Экскурсоведение: учебное пособие / Н. А. Добрина. – 3-е изд., стер. –
Москва : ФЛИНТА, 2013. – 288 с.: ил. – URL:
https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=363262
2. Емельянов Борис Васильевич - Экскурсоведение. Учебник - URL:
https://thelib.ru/books/emelyanov_boris_vasilevich/ekskursovedenie_uchebnik.html


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».