ДООП Творческая мастреская Мир творчества

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества

Программа рассмотрена и рекомендована
к утверждению на заседании
Методического совета МБУ ДО - ЦДТ
протокол от 19.08.2024 №2

УТВЕРЖДАЮ
___________________/Т.Г. Хисамова
Директор МБУ ДО - ЦДТ
приказ от 19.08.2024 №51-ДООП

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Мир творчества»
Целевая группа
Срок реализации
Количество часов

8-13 лет
2 года
206 часа

Автор-разработчик:
Нестерова Светлана Николаевна
Педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2024 г.

1

СОДЕРЖАНИЕ

I

Комплекс основных характеристик…………………………………

3

1.1.

Пояснительная записка………………………………………………

3

1.2.

Цели и задачи общеразвивающей программы……………………...

7

1.3.

Планируемые результаты…………………………………………….

9

1.4.

Учебный план программы…………………………………………...

11

1.4.1.

Первый год обучения – «стартовый уровень»……………………...

12

1.4.2.

Второй год обучения – «базовый уровень»………………………...

21

II

Комплекс организационно педагогических условий………………

29

2.1.

Календарно учебный график………………………………………...

29

2.1.1

Календарный учебный график первого года обучения……………

30

2.1.2.

Календарный учебный график второго года обучения…………….

35

2.2.

Условия реализации программы…………………………………….

41

2.3.

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы…………….

44

Список литературы…………………………………………………...

45

Приложения ……………..……………………………………………

48

2

I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
1.1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Содержание программы «Мир творчества» тесно перекликается с современными
требованиями жизни. Развитие личности активной, творческой, толерантной – вот задача
современного образования, в том числе и системы дополнительного образования. Особая
роль отводится именно эстетическому воспитанию подрастающего поколения. Содержание
программы направленно на развитие у детей умения видеть и понимать красоту
окружающего мира. А это умение, в свою очередь, способствует воспитанию культуры
чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности,
воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность
творческой самореализации личности.
Оптимальной формой построения процесса художественно-эстетического
воспитания детей средствами народного искусства выступают интегрированные занятия,
вобравшие в себя сведения из истории, литературы, технологии, изобразительного
искусства, черчения. В целом программа способствует разностороннему и гармоническому
развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач
трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Актуальность программы состоит в соответствии потребностям времени.
Расширение и углубление содержания по основам декоративно-прикладного творчества, а
также широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы
художественного изображения, связь народной художественной культуры с
общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого
опыта обучающихся в процессе собственной художественно-творческой активности.
Данная программа соответствует образовательной программе нормативно-правовым актам
и государственным программным документам.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность
поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся
изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного
мышления, творческой индивидуальности.
Данная программа является интегрированной, включающей в себя изучение
окружающего мира, изобразительного искусства, художественного труда и технологии.
У обучающихся формируются следующие образовательные компетенции:
1.
Ценностно-смысловая (обучающийся способен видеть и понимать
окружающий мир)
2.
Общекультурная (опыт усвоения учащимися научной картины мира).
3.
Учебно-познавательная (участие в проектной деятельности, формулирование
полученных результатов, овладение приемами творческой деятельности).
4.
Коммуникативная (овладение навыками работы в группе, владение
различными социальными ролями в коллективе).
5.
Социально-трудовая (овладение этикой взаимоотношений в коллективе при
выполнении заданий).
6.
Компетенция личностного самосовершенствования (формирование культуры
мышления и поведения).
Программа дополнительного образования «Мир творчества» существенно
дополняет школьное базовое образование, предоставляя каждому
обучающемуся
возможность погружения в мир социально-значимой творческой деятельности.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Мир
творчества» составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
в действующей редакции.
3



Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам".
 Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации (в редакции 2013 г.).
 Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
 Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания»;
 Устав МБУ ДО-ЦДТ.
Программа «Мир творчества» предполагает освоение материала на стартовом и
базовом уровне. Уровни предполагают углубленное изучение декоративно-прикладного
искусства. В ходе освоения данного модуля развивается интерес к предметному
содержанию образовательного процесса, формируются ценностные ориентации
обучающегося, проявляются его общие и специальные творческие способности,
склонности к занятиям декоративно-прикладного искусства.
Занятия кружка состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая
часть включает краткие сведения о развитии декоративно-прикладного творчества, цикл
познавательных беседы о творчестве мастеров рукоделия, беседы о красоте вокруг нас,
профессиональной ориентации воспитанников. Практическая часть работы направлена на
получение навыков декоративно-прикладного мастерства.
Продолжительность одного академического часа: 40 минут.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Длительность одного занятия: 2 академического часа.
Периодичность занятий в неделю: 2 раза.
Форма организации образовательного процесса – групповое занятие.
Формы организации занятий: беседы, конкурсы, открытое занятие, оформление
стендов, выставок. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием
высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на
наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.
Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Форма подведения итогов реализации программы – выставка.
Так же учащиеся в течение учебного года принимают участие в конкурсах
различного уровня.
Воспитательная работа с обучающимися проводится в соответствии с рабочей
программой воспитания МБУ ДО-ЦДТ, ее ежегодного плана.
Цель программы воспитания: развитие и социализация в соответствии с принятыми
социокультурными правилами и нормами, как основы воспитанности обучающимися.
4

Задачи программы воспитания:
 Развивать морально-нравственные качества обучающихся: честность доброту, совесть,
ответственность, чувства долга;
 Развивать волевые качества обучающихся: самостоятельность, дисциплинированность,
инициативность, принципиальность, организованность;
 Воспитывать стремления к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию;
 Приобщать обучающихся к экологической и социальной культуре;
 Формировать нравственное отношение к человеку, труду и природе;
 Воспитание любви к национальному искусству;
 Воспитание интереса и уважения к традициям своего народа.
Планируемые результаты воспитания:
 Развиты морально-нравственные качества обучающихся: честность доброту, совесть,
ответственность, чувства долга;
 Развиты волевые качества обучающихся: самостоятельность, дисциплинированность,
инициативность, принципиальность, организованность;
 Развито стремление к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию;
 Сформировано интерес обучающихся к экологической и социальной культуре;
 Сформировано нравственное отношение к человеку, труду и природе;
 Воспитана любовь к национальному искусству;
 Воспитан интерес и уважение к традициям своего народа.
Формы проведения воспитательных мероприятий: беседа, викторина, встреча с
интересными людьми, дискуссия, тренинг, организация конференции, олимпиада, смотр,
конкурс.
Методы воспитательного воздействия: убеждение, внушение, заражение «личным
примером» и подражание, упражнения и приучение, обучение, стимулирование (методы
поощрения и наказания, соревнование), контроль и оценка.

1.2.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

Цель программы – создания условий для творческой самореализации личности
ребенка и формирование у воспитанников основ целостного, эстетического мировоззрения,
развития творческих способностей и навыков, обучающихся посредством различных видов
народного творчества.
Задачи:
Образовательные:
1.
познакомить с историей и современными направлениями развития декоративноприкладного творчества;
5

2.
обучить
основным
видам
материала
и
инструментов для работы;
3.
формировать положительную мотивацию к декоративно-прикладному искусству;
4.
раскрыть истоки народного творчества;
5.
развивать воображение;
6.
способствовать овладению навыков ручного труда;
7.
развить мелкую моторику рук;
8.
планировать свои действия на отдельных этапах работы над изделием;
9.
формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль
с помощь эскиза, объемных форм;
10.
формировать и закреплять интерес к декоративно-прикладному искусству,
используя различные виды декоративно прикладного творчества.
11.
познакомить с различными техниками декоративно- прикладного искусства;
12.
развивать художественно- творческую активность;
13.
совершенствовать полученные умения и навыки в процессе творческой
деятельности.
Развивающие:
1.
создать условия для самореализации воспитанников в самостоятельной творческой
деятельности;
2.
снимать зажатость и скованность;
3.
активизировать познавательный интерес;
4.
воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
5.
воспитывать в ребенке готовность к творчеству.
6.
дать возможность полноценно употребить свои способности и самовыразится в
своих в своих творческих работах;
7.
формировать эстетический вкус.
Воспитательные:
1.научить понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом;
2.осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.
3.закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного
искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
4.научить понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
5.приобретение навыков учебно- исследовательской работы;
6.научить работать в группе, учитывая мнение окружающих;
7.научить обращаться за помощью и формулировать свои затруднения;
8.научить осуществлять взаимный контроль;
9.научить адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
10.предлагать помощь и сотрудничество;
11.научить включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и
активность.

1.3.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты у обучающиеся будут сформированы:
1.
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
2.
проявлять индивидуальные творческие способности при работе с изделием.
3.
уметь последовательно вести работу
4.
планировать свои действия на отдельных этапах работы;
5.
·
контролировать, корректировать и давать оценку результатов своей
деятельности; включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и
активность;
6

6.
работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
7.
обращаться за помощью формулировать свои затруднения;
8.
предлагать помощь и сотрудничество;
9.
слушать собеседника;
10.
формулировать собственное мнение и позицию;
11.
осуществлять взаимный контроль и взаимопощь;
Личностные результаты у обучающихся будут сформированы:
1.
готовность к творчеству;
2.
возможность полноценно употребить свои способности и само- выразится в
своих работах;
3.
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение
к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению
окружающих;
4.
активировать познавательный интерес;
5.
доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
эстетический и художественный вкус;
6.
воспитывать чувства сопереживания;
Предметные результаты у обучающихся будут сформированы:
1.
знать о материалах, инструментах;
2.
о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных
материалов;
3.
знать о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;
4.
знать виды декоративно-прикладного искусства;
5.
знать название и назначение;
6.
знать название и назначение ручных инструментов и приспособлений (иглы,
ножницы);
7.
знать правила безопасности труда при работе указанными инструментами.
8.
уметь организовать рабочее место в соответствии с используемым
материалом и поддерживать порядок во время работы;
9.
уметь соблюдать правила безопасной работы инструментами;
10.
уметь под руководством педагога проводить анализ изделия, планировать
последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической
работы по образцу изделия, схеме, рисунку;
11.
уметь экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы
бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять
детали из бумаги с помощью клея, вышивать «вперед иголка», «через край» и другими
швами.
12.
уметь производить сборку изделия.
13.
уметь пришивать пуговицы, пайетки, бусины.
14.
уметь подбирать детали для работы.
15.
уметь самостоятельно выполнять всю работу по составленному вместе с
педагогом плану с опорой на рисунок, схему, чертеж.
16.
уметь вышивать простыми швами и крестом;
17.
знать условные обозначения петель;
18.
знать назначение и название материалов- бумага, ткань, пряжа, нитки и т.д.;
19.
уметь работать парами, осуществлять попеременно функции контролера и
педагога;
20.
знать условные обозначения петель;
21.
знать назначение и название материалов- бумага, ткань, пряжа, нитки и т.д.;
22.
уметь работать парами, осуществлять попеременно функции контролера и
педагога;
7

23.
уметь выделять существенные признаки объектов труда (анализ) и основные
этапы их изготовления, устанавливать последовательность выполнения технологических
операций (планирование), сличать промежуточные результаты с образцами
(самоконтроль);
24.
проявлять элементы творчества на всех этапах;
25.
знать приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);
26.
знать способы увеличения и убавления выкроек, деталей;
27.
уметь читать простейший чертеж, схему;
28.
уметь экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки;
29.
уметь соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах
технического труда;

1.4.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

№

Название раздела, темы

1 год обучения, 2 год обучения,
количество часов количество
часов

1

Вводное занятие

2

2

2

Оригами

4

4

3

Мозаика

6

6

4

Художественное конструирование
природных материалов

5

Красочная роспись №1

6

Изготовление новогодних украшений и 9
игрушек

8

7

Новогодние рисунки

2

2

8

Лепка

22

20

9

Макраме

28

28

10

Красочная роспись №2

23

11

Хохломская роспись

28

12

Роспись в стиле гжель

28

13

Итоговое занятие

из 11

12

31

Всего часов

8

6

6

144

144

1.4.1. ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ – «СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ»
Цель первого года обучения: формирование и развитие основ художественной культуры
ребенка через декоративно-прикладное искусство.
Задачи первого года обучения:
Обучающиеся:

Знакомство с историей возникновения и развития художественных направлений;

Дать представление о названии, значении и правилах пользования ручными
инструментами;

Дать представление о нетрадиционных видах рисования;

Научить простым приемам изготовления изделия из теста и пластилина;

Сформировать навыки подбора материала для изготовления изделий из теста,
бумаги;

Обучать различным приемам работы с бумагой.
Развивающие:

Развивать мелкую моторику рук детей;

Обогащать словарный запас детей.

Расширение кругозора в отношении культуры и истории нашей Родины

Развитие аккуратности; самостоятельности, усердия, умение распределять свои
усилия во времени и пространстве, в т.ч. в разновозрастной социальной среде, выполнять
правила.

Развитие коммуникативных навыков: способность к сотрудничеству, способность
взаимопомощи
Воспитательные:

Вовлечение ребят в художественно-творческую деятельность;

Приобщение к эстетической культуре;

Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;

Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить
элементы прекрасного в жизнь;

Разбудить фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций
в работе с различными материалами;
Планируемые результаты первого учебного года:
Обучения знают:

Основные инструменты необходимые для работы, правила оборудования рабочего
места, техники безопасности и противопожарной безопасности;

Историю декоративно-прикладного искусства;

Основные виды декоративно-прикладного искусства;

Цветовой круг, теплую и холодную гамму, цветовые сочетания;

Приёмы аппликации, мозаики, росписи по стеклу, росписи по дереву, росписи по
металлу, росписи по ткани;

Понятия «ритм», «метр», открытая и закрытая композиция», «композиционный
центр», «равновесие», «организация доминанты», «макраме», «оригами»;

Способы проработки природных форм;

История Нового года.
Обучающиеся умеют:

Выполнять простые элементы оригами, мозаики, росписи по металлу, росписи по
дереву, росписи по ткани, росписи по стеклу, лепки из солёного теста, макраме;

Владеть технологией изготовления солёного теста;
9


Владеть способами выполнения различных текстур с помощью природных и
искусственных форм;

Обработка и подготовка природных материалов к работе;

Изготавливать простые новогодние игрушки.
УЧЕБНО (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
«СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ»
№
п/п

Название раздела, тема

1

Количество часов

Форма
аттестации/конт
роля

Всего

Теори
я

Прак
тика

Вводное занятие.

2

2

0

Беседа

2

Оригами

4

1

3

Изготовление
фигурок в стиле
оригами

3

Мозаика

6

1

5

Выполнение
композиции

3.1

Материалы и инструменты. 2
Техника выполнения

0,5

1,5

3.2

Контурная
мозаика
использованием бумаги

0,5

3,5

4

Художественное
11
конструирование из природных
материалов

2

9

4.1

Материалы
Заготовка
материала.

0,5

1,5

4.2

Мозаика из семян

1

2

4.3

Поделка
материала

0,5

5,5

5

Красочная роспись №1

31

7

24

5.1

Графические приёмы

4,5

0,5

4

5.2

Стилизация природных текстур

4,5

0,5

4

5.3

Стилизация растительных форм 4,5

0,5

4

и

с 4

инструменты. 2
природного

из

3
природного 6

10

Поделка
природных
материалов

из

Выставка готовых
работ

5.4

Композиционный центр

5.5

Открытая
композиция

5.6

Приёмы
композиции

5.7

Красочная роспись по дереву

5.8

Красочная роспись по стеклу

6

2

0,5

1

замкнутая 2

0,5

1

декоративной 2,25

0,5

1,75

6,75

2

4,75

4,5

2

2,5

Изготовление
новогодних 9
украшений и игрушек

1

8

Выставка
«С
Новым годом»

7

Новогодние рисунки

2

0,25

2,25

Выставка
«С
Новым годом»

8

Лепка из солёного теста

22

4

18

Мини-картина на
свободную тему

8.1

Материалы и инструменты. 2
Техника выполнения

1

1

8.2

Солёное
тесто.
«Рисуем» 9
жгутиками и спиралью. Техника
выполнения

1

8

8.3

Фигурки из солёного
Техника выполнения

теста. 11

2

9

9

Макраме

28

3

25

9.1

Материалы и инструменты. 2
Техника выполнения

1

1

9.2

Изготовление изделия в технике 26
макраме

2

24

10

Красочная роспись №2

23

9

14

10.1

Графические приёмы

2

1

1

10.2

Стилизация природных форм 2
(животные, птицы, рыбы)

1

1

10.3

Стилизация
(насекомые)

1

1

и

природных

форм 2

11

Выставка готовых
работ

Выставка готовых
работ

10.4

Равновесие

2

1

1

10.5

Организация доминанты

2

1

1

10.6

Ритм. Метр

2

1

1

10.7

Красочная роспись по металлу

4

1

3

10.8

Красочная роспись по ткани

7

2

5

11

Итоговое занятие.

6

1

5

ИТОГО

144

31

113

Итоговая
выставка работ.
Контрольная
работа

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
1.
Вводное занятие.
Теория: вводное слово о декоративно прикладном искусстве. Знакомство с программой и
правилами поведения. Режим работы. Правила техники безопасности. Подготовка
материалов, инструментов к работе. Беседа о пользе и престижности умений в жизни.
Знакомство с разнообразием декоративно – прикладного искусства. Рассказать, что такое
творчество и для чего оно нам нужно.
2.
Оригами
Теория: знакомство с техникой оригами. Разбираем основные правила сгибания бумаги.
Вспомнить о технике безопасности. Обучение обучающихся работе по схеме-чертежу.
Демонстрация готовых работ.
Практика: работа в технике оригами.
3.
Мозаика
3.1. Материалы и инструменты. Техника выполнения.
Теория: Что такое мозаика. Материалы и инструменты. Правила работы ТБ. Техника
выполнения. Рассматривание картин выполненных мозаикой.
Практика: разработка эскиза будущей работы.
3.2. Контурная мозаика с использованием бумаги.
Теория: Вспомнить о технике безопасности. Демонстрация готовых работ.
Практика: Практическая работа. Выбор рисунка для мозаики. Подбор материала по цвету,
размеру, форме. Техника выполнения мозаики. Поэтапное выполнение работы.
Оформление.
4.
Художественное конструирование из природных материалов.
4.1. Материалы и инструменты. Заготовка природного материала.
Теория: Природный материал.
Практика: Сборка и заготовка природного материала. Обработка и сушка природного
материала.
4.2. Мозаика из семян.
Теория: Какие материалы и инструменты нам нужны для работы. Что такое мозаика.
Правила работы ТБ. Техника выполнения. Рассматривание картин выполненных мозаикой.
Практика: Практическая работа. Выбор рисунка для мозаики. Подбор материала по цвету,
размеру, форме. (семена: различных растений).Техника выполнения мозаики.
Изготовление основы для будущего изделия. Поэтапное выполнение работы. Оформление.
12

4.3. Поделка из природного материала.
Теория: Какие материалы и инструменты нам нужны для работы. Правила работы ТБ.
Техника выполнения.
Практика: Практическая работа. Подбор материала по цвету, размеру, форме. Изготовление
основы для будущего изделия. Поэтапное выполнение работы. Оформление.
5.
Красочная роспись №1.
5.1. Графические приёмы.
Теория: Какие графические приёмы есть. Как выполняются.
Практика: Выполнить равномерное заполнение плоскости с помощью: точки, штриха
(академического или декоративного), линий, пятна; С помощью указанных графических
приемов выполнить заливку плоскости «от темного к светлому», используя не менее 4
градаций.
5.2. Стилизация природных текстур.
Теория: Что такое стилизация природных текстур? Какие они бывают.
Практика: С помощью средств черно-белой графики передать текстуру природных
материалов (дерева, камня и т.д.) с последующей декоративно-орнаментальной
стилизацией.
Два ряда по 4 квадрата 7х7 см. Первый ряд рисунок с натуры. Второй ряд декоративноорнаментальная трактовка.
5.3. Стилизация растительных форм.
Теория: Что такое стилизация растительных форм? Какие они бывают.
Практика: Выполнить 6 вариантов стилизации одного объекта. В качестве средств
стилизации использовать различную графическую подачу (линеарное и силуэтное
изображение, изображение с помощью точки или штриха, а также прием декоративноорнаментальной стилизации и стилизации «под материал».
5.4. Композиционный центр.
Теория: Что такое композиционный центр? Как найти композиционный центр?
Практика: Разработать 3 варианта композиции 10Х10 см с использованием различных
способов организации композиционного центра.
5.5. Открытая и замкнутая композиция.
Теория: термин «открытая композиция» и «замкнутая композиция».
Практика: Для практического освоения различных типов композиции необходимо
выстроить 2 принципиально различные схемы: с центростремительным и центробежным
движением. В первом случае все элементы и средства композиции подбираются для
организации восприятия внутри композиционной плоскости, во втором – достигается
впечатление зрительного выхода за рамки формата. В открытой композиции необходимо
организовать так называемые точки входа и выхода, причем точек выхода может быть
несколько.
5.6. Приёмы декоративной композиции.
Теория: термин «декоративная композиция». Приёмы декоративной композиции.
Практика: Данное упражнение предполагает разработку композиции на основе единого
изобразительного материала и в соответствии с эффектами оверлеппинга и коллажа. Оба
приема должны продемонстрировать выразительные возможности декоративной
композиции.
5.7. Красочная роспись по дереву.
Теория: Вспоминаем технику безопасности. Повторяем этапы росписи по дереву.
Практика: Подбираем эскиз. Подготавливаем поверхность для работы. Выполняем этапы
росписи по дереву.
5.8. Красочная роспись по стеклу
Теория: Вспоминаем технику безопасности. Повторяем этапы росписи по стеклу.
Практика: Подбираем эскиз. Подготавливаем поверхность для работы. Выполняем этапы
росписи по стеклу.
13

6.
Изготовление новогодних украшений и игрушек.
Теория: Вспоминаем технику безопасности. Повторяем этапы работы.
Практика: Изготовление елочных украшений в различных техниках выполнения: фигурное
вырезание снежинок, бумажное конструирование, аппликация.
7.
Новогодние рисунки.
Теория: Вспоминаем технику безопасности. Повторяем этапы работы.
Практика: рисуем контур будущего рисунка. Заполняем контур цветом.
8.
Лепка из солёного теста.
8.1. Материалы и инструменты. Техника выполнения.
Теория: Пластические материалы. Какие инструменты используем при работе. Техника
выполнения.
Практика: Тренируемся изготавливать солёное тесто.
8.2. Солёное тесто. «Рисуем» жгутиками и спиралью. Техника выполнения.
Теория: Вспоминаем технику безопасности. Какие инструменты используем при работе.
Техника выполнения.
Практика: Работаем с солёным тестом.
8.3. Фигурки из солёного теста. Техника выполнения.
Теория: Вспоминаем технику безопасности. Какие инструменты используем при работе.
Техника выполнения.
Практика: Разработаем эскиз работы. Работаем с солёным тестом.
9.
Макраме.
9.1. Материалы и инструменты. Техника выполнения.
Теория: технология изготовления изделий в технике «Макраме». Знакомство с узлами и
способами навешивания нитей. Освоение приемов.
Практика: Расчет и подготовка нитей.
9.2. Изготовление изделия в технике макраме.
Теория: Знакомство с узлами и способами навешивания нитей. Освоение приемов.
Практика: Основные узлы плетения: двойной плоский узел (ДПУ); винт, сетка из ДПУ;
косынка и ромб из ДПУ; цепочка «елочка»; бисерный узел; бриды диагональные и
горизонтальные; ромбы из брид; ягодка на основе ДПУ. Плетение по выбранной схеме.
Отделка готового изделия.
10.
Красочная роспись №2.
10.1. Графические приёмы.
Теория: Какие графические приёмы есть. Как выполняются.
Практика: Выполнить равномерное заполнение плоскости с помощью: точки, штриха
(академического или декоративного), линий, пятна; С помощью указанных графических
приемов выполнить заливку плоскости «от темного к светлому», используя не менее 4
градаций.
10.2. Стилизация природных форм (животные, птицы, рыбы).
Теория: Что такое стилизация природных форм животных, птиц, рыб? Какие они бывают.
Практика: Животные, птицы, рыбы. Выполнить 6 вариантов стилизации одного объекта,
используя прием компоновки в простую геометрическую форму (круг, квадрат,
треугольник), а также, прием метафоры. Для выполнения метафоры необходимо
обозначить переходное состояние природной формы в искусственную.
10.3. Стилизация природных форм (насекомые).
Теория: Что такое стилизация природных форм насекомых? Какие они бывают.
Практика: Выполнить 3 изображения насекомых (бабочки, жуки, стрекозы и т.д.) в цвете.
Техника исполнения: аппликация (цветная бумага, выкраски) с графической доработкой
деталей. Приемы стилизации: Геометризации; Компоновка в геометрическую форму;
Обобщение до знаковой формы.
10.4. Равновесие.
Теория: Термин «равновесие». Как его достич.
14

Практика: Первое упражнение блока композиции. Выдача этого задания предваряется
характеристикой декоративной композиции, обозначением основных закономерностей
восприятия композиционной плоскости, обоснованием равновесия как основного условия
существования композиции. Упражнение состоит в размещении на заданной плоскости
ряда простых геометрических фигур с соблюдением зрительного равновесия: а) по
принципу статики (симметричная композиция); б) по принципу динамики (асимметричная
композиция), в) с передачей активного движения. Повторный вариант каждой композиции
необходимо скорректировать с учетом введения дополнительного цвета.
10.5. Организации доминанты.
Теория: Что такое композиционная доминанта? Как найти композиционную доминанту?
Практика: Разработать 3 варианта композиции 10Х10 см с использованием различных
способов организации композиционного центра.
10.6. Ритм. Метр.
Теория: Что такое «метр», «ритм». Примеры.
Практика: Разработать линейный орнамент, используя схему сложного метра. Разработать
композицию форматом 15Х15 см с использованием 3-х различных схем сложного ритма.
10.7. Красочная роспись по металлу.
Теория: Вспоминаем технику безопасности. Повторяем этапы росписи по металлу.
Практика: Подбираем эскиз. Подготавливаем поверхность для работы. Выполняем этапы
росписи по металлу.
10.8. Красочная роспись по ткани.
Теория: Вспоминаем технику безопасности. Повторяем этапы росписи по ткани.
Практика: Подбираем эскиз. Подготавливаем поверхность для работы. Выполняем этапы
росписи по ткани.
11.
Итоговое занятие.
Теория: Опрос в форме диалога, подведение итогов прошедшего года. Консультация по
выбранной темы для контрольной работы. Выставка лучших работ за год. Выставка
итоговой работы.
Практика: Изготовление поделки из различного материала. Закрепление навыков работ с
материалами. Закрепление навыков работ. Изготовление поделки в подарок. Коллективный
анализ творческих работ. Подготовка к выставке.

1.4.2. ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ – «БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ»
Цель второго года обучения: развитие творческого потенциала каждого ученика,
стремление к самосовершенствованию в области разных видов декоративно –
прикладного искусства.
Задачи второго года обучения:

Углубление знаний полученных в прошлом учебном году.

Совершенствовать умения пользоваться средствами выразительности
языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования в
собственной художественно – творческой деятельности.

Способствовать формированию умения самостоятельно решать вопросы
художественного конструирования, изготовления поделок из различного материала и их
15

оформления (выбор материала, способы обработки, умения планировать свою работу и
осуществлять самоконтроль).

Развивать умение сотрудничать и оказывать взаимопомощь,
доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми,
использовать имеющиеся знания и опыт в практической деятельности.

Формировать способности к профессиональному самоопределению.

Воспитывать чувство ответственности и гордости за свой труд,
стремление доводить работу до конца.
Планируемые результаты второго года обучения:
К концу второго года обучающиеся знают:

Углубили знания в техниках: оригами, мозаика, лепка из солёного теста;

Историю происхождения и технологию хохломской росписи. Знают
отличительные элементы росписи.

История происхождения и технологию росписи в стиле гжель. Знают
отличительные элементы росписи.
К концу второго года обучающиеся умеют:

Владеют сложными технологиями оригами; мозаики; лепки из солёного
теста;

Владеют техникой хохломской росписи;

Владение техникой росписи в стиле гжель.
УЧЕБНО (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
«БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ»
№ п/п

Название раздела, тема

Количество часов
Всего

Теория

Практ
ика

Форма
аттестации/кон
троля

1

Вводное занятие.

2

2

0

Беседа

2

Оригами

4

1

3

Изготовление
фигурок в стиле
оригами

3

Мозаика

6

1

5

Выполнение
композиции

3.1

Материалы и инструменты. 2
Техника выполнения

0,5

1,5

3.2

Объёмная
мозаика
использованием бумаги

0,5

3,5

4

Художественное
конструирование
природных материалов

1,5

10,5

с 4

12
из

16

Поделка
природных
материалов

из

4.1

Материалы и инструменты. 2
Заготовка
природного
материала.

0,5

1,5

4.2

Мозаика из семян

4

0,5

3,5

4.3

Поделка
из
материала

природного 6

0,5

5,5

5

Хохломская роспись.

7,5

20,5

5.1

История хохломской росписи. 4
Элементы росписи. Верховой
рисунок: травная.

2

2

5.2

Элементы росписи. Верховой 2
рисунок: под листок.

0,5

1,5

5.3

Элементы росписи. Верховой 2
рисунок: под ягодку.

0,5

1,5

5.4

Элементы росписи. Верховой 2
рисунок: пряник.

0,5

1,5

5.5

Элементы росписи. Фоновой 2
рисунок: под фон.

0,5

1,5

5.6

Элементы росписи. Фоновой 2
рисунок: кудрина.

0,5

1,5

5.7

Элементы
Изображение
Жар-птицы.

0,5

1,5

0,5

1,5

и

28

росписи. 2
символизм

мотивы

и 2

Выставка
готовых работ

5.8

Популярные
элементы.

5.9

Этапы создания хохломской 4
росписи.

1

3

5.10

Работа в стиле хохломской 6
росписи.

1

5

6

Изготовление
новогодних 8
украшений и игрушек

1

7

Выставка
«С
Новым годом»

7

Новогодние рисунки

0,25

1,75

Выставка
«С
Новым годом»

2

17

8

Лепка из солёного теста

8.1

20

2,25

17,75

Материалы и инструменты. 2
Техника выполнения

0,25

1,75

8.2

Солёное тесто. Изготовление 8
аксессуаров из солёного теста

1

7

8.3

Фигурки из солёного теста. 10
Техника выполнения

1

9

9

Макраме

2,25

25,75

9.1

Материалы и инструменты. 2
Техника выполнения

0,25

1,75

9.2

Изготовление
изделия
технике макраме

2

24

10

Роспись в стиле гжель.

8,5

19,5

10.1

История
росписи
гжель. 2
Элементы росписи: капельки и
веточки.

0,5

1,5

10.2

Элементы росписи: точки и 2
листочки.

0,5

1,5

10.3

Элементы росписи: цветы.

2

0,5

1,5

10.4

Элементы росписи: растения.

2

0,5

1,5

10.5

Элементы
животные.

росписи: 2

0,5

1,5

10.6

Элементы росписи: птицы.

2

0,5

1,5

10.7

Элементы росписи: бордюры.

2

0,5

1,5

10.8

Мазковая роспись.

2

0,5

1,5

10.9

Мазок с тенью.

2

0,5

1,5

10.10

Сюжетные картинки.

4

2

2

28

в 26

28

18

Мини-картина
на
свободную
тему

Выставка
готовых работ

Выставка
готовых работ

10.11

Работа в технике гжель.

6

2

4

11

Итоговое занятие.

6

0,75

5,25

ИТОГО

144

28

116

Итоговая
выставка работ.
Контрольная
работа

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
1.
Вводное занятие.
Теория: повторяем знания прошлого года о декоративно прикладном искусстве.
Вспоминаем правилами поведения. Режим работы. Правила техники безопасности.
Подготовка материалов, инструментов к работе. Беседа о пользе и престижности умений в
жизни. Вспоминаем о разнообразии декоративно – прикладного искусства. Вспоминаем,
что такое творчество и для чего оно нам нужно.
2.
Оригами
Теория: вспоминаем техники оригами. Вспоминаем основные правила сгибания бумаги и
узнаём новые правила сгибания. Вспомнить о технике безопасности. Вспоминаем о
правилах работы по схеме-чертежу. Демонстрация готовых работ.
Практика: работа в технике оригами. Создаем сложные работы в технике оригами.
3.
Мозаика
3.1. Материалы и инструменты. Техника выполнения.
Теория: Вспоминаем, что такое мозаика. Материалы и инструменты. Правила работы ТБ.
Техника выполнения. Рассматривание результата работы.
Практика: разработка эскиза будущей работы.
3.2. Контурная мозаика с использованием бумаги.
Теория: Вспомнить о технике безопасности. Демонстрация готовых работ.
Практика: Практическая работа. Разработка эскиза будущей мозаики. Подбор материала по
цвету, размеру, форме. Техника выполнения мозаики. Поэтапное выполнение работы.
Оформление.
4.
Художественное конструирование из природных материалов.
4.1. Материалы и инструменты. Заготовка природного материала.
Теория: Природный материал. Вспоминаем пройденное в прошлом году.
Практика: Сборка и заготовка природного материала. Обработка и сушка природного
материала.
4.2. Мозаика из семян.
Теория: Вспоминаем: какие материалы и инструменты нам нужны для работы и что такое
мозаика. Правила работы ТБ. Техника выполнения. Рассматривание картин выполненных
мозаикой.
Практика: Практическая работа. Разработка эскиза будущей мозаики. Подбор материала
по цвету, размеру, форме. Выбор семян. Изготовление основы для будущего изделия.
Поэтапное выполнение работы. Оформление.
4.3. Поделка из природного материала.
Теория: Вспоминаем: какие материалы и инструменты нам нужны для работы. Правила
работы ТБ. Техника выполнения.
Практика: Практическая работа. Подбор материала по цвету, размеру, форме. Изготовление
основы для будущего изделия. Поэтапное выполнение работы. Оформление.
5.
Хохломская роспись.
5.1. История хохломской росписи. Элементы росписи. Верховой рисунок: травная.
Теория: История хохломской росписи. Этапы проработки элемента росписи.
19

Практика: Тренировка элемента росписи.
5.2. Элементы росписи. Верховой рисунок: под листок.
Теория: Этапы проработки элемента росписи.
Практика: Тренировка элемента росписи.
5.3. Элементы росписи. Верховой рисунок: под ягодку.
Теория: Этапы проработки элемента росписи.
Практика: Тренировка элемента росписи.
5.4. Элементы росписи. Верховой рисунок: пряник.
Теория: Этапы проработки элемента росписи.
Практика: Тренировка элемента росписи.
5.5. Элементы росписи. Фоновой рисунок: под фон.
Теория: Этапы проработки элемента росписи.
Практика: Тренировка элемента росписи.
5.6. Элементы росписи. Фоновой рисунок: кудрина.
Теория: Этапы проработки элемента росписи.
Практика: Тренировка элемента росписи.
5.7. Элементы росписи. Изображение и символизм Жар-птица..
Теория: Этапы проработки элемента росписи.
Практика: Тренировка элемента росписи.
5.8. Популярные мотивы и элементы.
Теория: Этапы проработки элементов росписи.
Практика: Тренировка элемента росписи.
5.9. Этапы создания хохломской росписи.
Теория: Пошаговая проработка этапов создания хохломской росписи.
Практика: Поэтапная проработка этапов создания хохломской росписи.
5.10. Работа в стиле хохломской росписи.
Теория: Пошаговая проработка пошагово этапов работы.
Практика: Работа в стиле хохломской росписи. Выставка работ.
6.
Изготовление новогодних украшений и игрушек.
Теория: Вспоминаем технику безопасности. Повторяем этапы работы.
Практика: Изготовление елочных украшений в различных техниках выполнения: объёмные
снежинки, объёмная звезда, символ нового года.
7.
Новогодние рисунки.
Теория: Вспоминаем технику безопасности. Повторяем этапы работы.
Практика: рисуем контур будущего рисунка. Заполняем контур цветом.
8.
Лепка из солёного теста.
8.1. Материалы и инструменты. Техника выполнения.
Теория: Вспоминаем: что такое солёное тесто и какие инструменты используем при работе
с ним. Техника выполнения.
Практика: Изготовление солёного теста и подготовка его к работе.
8.2. Солёное тесто. Изготовление аксессуаров из солёного теста.
Теория: Вспоминаем технику безопасности. Какие инструменты используем при работе.
Техника выполнения.
Практика: Работаем с солёным тестом в разных техниках.
8.3. Фигурки из солёного теста. Техника выполнения.
Теория: Вспоминаем технику безопасности. Какие инструменты используем при работе.
Техника выполнения.
Практика: Разработаем эскиз работы. Работаем с солёным тестом в разных техниках.
9.
Макраме.
9.1. Материалы и инструменты. Техника выполнения.

20

Теория: Вспоминаем технологии изготовления изделий в технике «Макраме». Вспоминаем
узлы и способами навешивания нитей, знакомимся с новыми. Вспоминаем освоенные
приемы и знакомимся с новыми.
Практика: Расчет и подготовка нитей.
9.2. Изготовление изделия в технике макраме.
Теория: Знакомство с узлами и способами навешивания нитей, которые понадобятся при
работе. Освоение приемов.
Практика: Основные узлы плетения: двойной плоский узел (ДПУ); винт, сетка из ДПУ;
косынка и ромб из ДПУ; цепочка «елочка»; бисерный узел; бриды диагональные и
горизонтальные; ромбы из брид; ягодка на основе ДПУ. Плетение по выбранной схеме.
Отделка готового изделия.
10.
Роспись в стиле гжель.
10.1. История росписи гжель. Элементы росписи: капельки и веточки.
Теория: Этапы проработки элемента росписи.
Практика: Тренировка элемента росписи.
10.2. Элементы росписи: точки и листочки.
Теория: Этапы проработки элемента росписи.
Практика: Тренировка элемента росписи.
10.3. Элементы росписи: цветы.
Теория: Этапы проработки элемента росписи.
Практика: Тренировка элемента росписи.
10.4. Элементы росписи: растения.
Теория: Этапы проработки элемента росписи.
Практика: Тренировка элемента росписи.
10.5. Элементы росписи: животные.
Теория: Этапы проработки элемента росписи.
Практика: Тренировка элемента росписи.
10.6. Элементы росписи: птицы.
Теория: Этапы проработки элемента росписи.
Практика: Тренировка элемента росписи.
10.7. Элементы росписи: бордюры.
Теория: Этапы проработки элемента росписи.
Практика: Тренировка элемента росписи.
10.8. Мазковая роспись.
Теория: Этапы проработки элемента росписи.
Практика: Тренировка элемента росписи.
10.9. Мазок с тенью.
Теория: Этапы проработки элемента росписи.
Практика: Тренировка элемента росписи.
10.10. Сюжетные картинки.
Теория: Этапы проработки элементов росписи.
Практика: Тренировка элементов росписи.
10.11. Работа в технике гжель.
Теория: Пошаговая проработка пошагово этапов работы.
Практика: Работа в стиле хохломской росписи. Выставка работ.
11.
Итоговое занятие.
Теория: Опрос в форме диалога, подведение итогов прошедшего года. Консультация по
выбранной темы для контрольной работы. Выставка лучших работ за год. Выставка
итоговой работы.
Практика: Изготовление поделки из различного материала. Закрепление навыков работ с
материалами. Закрепление навыков работ. Изготовление поделки в подарок. Коллективный
анализ творческих работ. Подготовка к выставке.
21

2.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1.

Год
обуче
ния

Дата
начал
а
обуче
ния

Дата
оконч
ания
обуче
ния

1

15.09

2

15.09

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Колич
ество
учебн
ых
дней

Колич
ество
учебн
ых
часов

31.05

Колич
ество
учебн
ых
недел
ь
36

72

144

31.05

36

72

144

2.1.1. КАЛЕНДАРНО
ОБУЧЕНИЯ
№
п/п

Учебные
недели

1
1 неделя
2

Прод
олжит
ельно
сть
каник
ул
С
01.01
по
08.01.
зимни
е
01.06.
по
19.08.
летни
е
С
01.01
по
08.01.
зимни
е
01.06.
по
19.08.
летни
е

УЧЕБНЫЙ

Комп
лекто
вание
групп

Пром
ежуто
чная
аттест
ация

С
20.08.
по
14.09.

С
13.05.
по
31.05.

С
20.08.
по
14.09.

ГРАФИК

Итого
вая
аттест
ация

Режи
м
занят
ий

2
занят
ия по
2 часа
в
недел
ю

С
13.05.
по
31.05.

ПЕРВОГО

2
занят
ия по
2 часа
в
недел
ю

ГОДА

Наименование
темы

Форма занятия

Коли
честв Форма
о
контроля
часов

Вводное занятие

Комбинированное
занятие

2

Беседа

Комбинированное
занятие

2

Изготовлени
е фигурок в

Оригами
Оригами

22

Оригами

3
2 неделя
4

5
3 неделя
6

7
4 неделя

8
9
5 неделя
10

11
6 неделя
12
13
7 неделя
14
15
8 неделя
16
17
9 неделя
18
19

10 неделя

Комбинированное
занятие

2

Мозаика
Материалы и
инструменты.
Комбинированное
2
Техника
занятие
выполнения
Контурная мозаика
Комбинированное
с использованием
2
занятие
бумаги
Контурная мозаика
Комбинированное
с использованием
2
занятие
бумаги
Художественное конструирование из природных
материалов
Материалы и
инструменты.
Комбинированное
Заготовка
2
занятие
природного
материала.
Комбинированное
Мозаика из семян
2
занятие
Поделка из
Комбинированное
природного
2
занятие
материала
Поделка из
Комбинированное
природного
2
занятие
материала
Поделка из
Комбинированное
природного
2
занятие
материала
Красочная роспись №1
Графические
Комбинированное
2
приёмы
занятие
Графические
Комбинированное
2
приёмы
занятие
Стилизация
Комбинированное
2
природных текстур занятие
Стилизация
Комбинированное
2
природных текстур занятие
Стилизация
Комбинированное
2
растительных форм занятие
Стилизация
Комбинированное
2
растительных форм занятие
Композиционный
Комбинированное
2
центр
занятие
Открытая и
Комбинированное
замкнутая
2
занятие
композиция

23

стиле
оригами

Выполнение
композиции

Поделка из
природных
материалов

Выставка
готовых
работ

20
21
11 неделя
22
23
12 неделя
24
25
13 неделя
26

27
14 неделя
28

29
15 неделя
30

31
16 неделя
32

33
17 неделя
34

Приёмы
декоративной
композиции
Красочная роспись
по дереву
Красочная роспись
по дереву
Красочная роспись
по дереву
Красочная роспись
по стеклу
Красочная роспись
по стеклу

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие

2
2
2
2
2
2

Изготовление новогодних украшений и игрушек
Изготовление
новогодних
Комбинированное
2
украшений и
занятие
игрушек
Изготовление
новогодних
Комбинированное
2
украшений и
занятие
игрушек
Изготовление
новогодних
Комбинированное
2
украшений и
занятие
игрушек
Изготовление
новогодних
Комбинированное
2
украшений и
занятие
игрушек
Новогодние рисунки
Новогодние
Комбинированное
2
рисунки
занятие
Лепка из солёного теста
Материалы и
инструменты.
Комбинированное
2
Техника
занятие
выполнения
Солёное тесто.
«Рисуем»
Комбинированное
жгутиками и
2
занятие
спиралью. Техника
выполнения
Солёное тесто.
«Рисуем»
Комбинированное
жгутиками и
2
занятие
спиралью. Техника
выполнения
Солёное тесто.
Комбинированное
2
«Рисуем»
занятие
24

Выставка
«С Новым
годом»

Выставка
«С Новым
годом»

Миникартина на
свободную
тему

35
18 неделя
36

37
19 неделя
38

39
20 неделя
40

41
21 неделя
42

43
22 неделя
44

45
23 неделя
46

47

24 неделя

жгутиками и
спиралью. Техника
выполнения
Солёное тесто.
«Рисуем»
жгутиками и
спиралью. Техника
выполнения
Фигурки из
солёного теста.
Техника
выполнения
Фигурки из
солёного теста.
Техника
выполнения
Фигурки из
солёного теста.
Техника
выполнения
Фигурки из
солёного теста.
Техника
выполнения
Фигурки из
солёного теста.
Техника
выполнения
Макраме
Материалы и
инструменты.
Техника
выполнения
Изготовление
изделия в технике
макраме
Изготовление
изделия в технике
макраме
Изготовление
изделия в технике
макраме
Изготовление
изделия в технике
макраме
Изготовление
изделия в технике
макраме
Изготовление
изделия в технике
макраме

Комбинированное
занятие

2

Комбинированное
занятие

2

Комбинированное
занятие

2

Комбинированное
занятие

2

Комбинированное
занятие

2

Комбинированное
занятие

2

Комбинированное
занятие

2

Комбинированное
занятие

2

Комбинированное
занятие

2

Комбинированное
занятие

2

Комбинированное
занятие

2

Комбинированное
занятие

2

Комбинированное
занятие

2

25

Выставка
готовых
работ

48

49
25 неделя
50

51
26 неделя
52

53
27 неделя
54

55
28 неделя
56

57
29 неделя
58
59
30 неделя
60
61
31 неделя
62
63
32 неделя
64
65
33 неделя
66
67

34 неделя

Изготовление
Комбинированное
изделия в технике
занятие
макраме
Изготовление
Комбинированное
изделия в технике
занятие
макраме
Изготовление
Комбинированное
изделия в технике
занятие
макраме
Изготовление
Комбинированное
изделия в технике
занятие
макраме
Изготовление
Комбинированное
изделия в технике
занятие
макраме
Изготовление
Комбинированное
изделия в технике
занятие
макраме
Изготовление
Комбинированное
изделия в технике
занятие
макраме
Красочная роспись №2
Графические
Комбинированное
приёмы
занятие
Стилизация
природных форм
Комбинированное
(животные, птицы,
занятие
рыбы)
Стилизация
Комбинированное
природных форм
занятие
(насекомые)
Комбинированное
Равновесие
занятие
Организация
Комбинированное
доминанты
занятие
Комбинированное
Ритм. Метр
занятие
Красочная роспись
Комбинированное
по металлу
занятие
Красочная роспись
Комбинированное
по металлу
занятие
Красочная роспись
Комбинированное
по металлу
занятие
Красочная роспись
Комбинированное
по металлу
занятие
Красочная роспись
Комбинированное
по металлу
занятие
Красочная роспись
Комбинированное
по ткани
занятие
Красочная роспись
Комбинированное
по ткани
занятие
26

2
2
2
2
2
2
2

2
2

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

Выставка
готовых
работ

68
69
35 неделя

Красочная роспись
по ткани
Красочная роспись
по ткани

70

Итоговое занятие.

71

Итоговое занятие.
36 неделя
Итоговое занятие.

72

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие

2
2
2
2
2

Итоговая
выставка
работ.
Контрольна
я работа

2.1.2. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№
п/п

Учебные
недели

Наименование
темы

Форма занятия

1

1 неделя

Вводное занятие

Комбинированное
занятие

Оригами
Оригами

2
3

2 неделя

4

5

3 неделя

6
4 неделя
7

8
9
10

5 неделя

Оригами
Мозаика
Материалы
и
инструменты.
Техника
выполнения
Объёмная мозаика с
использованием
бумаги

Коли
честв
о
часов
2

Форма
контроля

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие

2

Изготовлени
е фигурок в
стиле
оригами

Комбинированное
занятие

2

Комбинированное
занятие

2

2

Беседа

Выполнение
композиции

Объёмная мозаика с Комбинированное
2
использованием
занятие
бумаги
Художественное конструирование из природных материалов
Материалы
и Комбинированное
2
Поделка из
инструменты.
занятие
природных
Заготовка
материалов
природного
материала.
Мозаика из семян
Комбинированное
2
занятие
Мозаика из семян
Комбинированное
2
занятие
Поделка
из Комбинированное
2
природных
занятие
материалов
27

11

6 неделя

12
7 неделя
13

14

15
8 неделя
16

17
9 неделя
18

19
10 неделя
20

21
11 неделя
22
12 неделя
23

24
13 неделя
25

Поделка
из
природных
материалов
Поделка
из
природных
материалов
Хохломская роспись
История
хохломской
росписи. Элементы
росписи. Верховой
рисунок: травная.
История
хохломской
росписи. Элементы
росписи. Верховой
рисунок: травная.
Элементы росписи.
Верховой рисунок:
под листок.
Элементы росписи.
Верховой рисунок:
по ягодку.
Элементы росписи.
Верховой рисунок:
пряник.
Элементы росписи.
Фоновой рисунок:
под фон.
Элементы росписи.
Фоновой рисунок:
кудрина.
Элементы росписи.
Изображение
и
символизм
Жарптицы.
Популярные мотивы
и элементы.
Этапы
создания
хохломской
росписи.
Этапы
создания
хохломской
росписи.
Работа
в
стиле
хохломской
росписи.
Работа
в
стиле
хохломской
росписи.

Комбинированное
занятие

2

Комбинированное
занятие

2

Комбинированное
занятие

2

Комбинированное
занятие

2

Комбинированное
занятие

2

Комбинированное
занятие

2

Комбинированное
занятие

2

Комбинированное
занятие

2

Комбинированное
занятие

2

Комбинированное
занятие

2

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие

2

Комбинированное
занятие

2

Комбинированное
занятие

2

Комбинированное
занятие

2

28

2

Выставка
готовых
работ

26
14 неделя
27

28
15 неделя
29

30
16 неделя
31

32
17 неделя
33

34
18 неделя
35

36
19 неделя
37

38

Работа
в
стиле Комбинированное
хохломской
занятие
росписи.
Изготовление
Комбинированное
новогодних
занятие
украшений
и
игрушек
Изготовление
Комбинированное
новогодних
занятие
украшений
и
игрушек
Изготовление
Комбинированное
новогодних
занятие
украшений
и
игрушек
Новогодние
Комбинированное
рисунки
занятие
Лепка из солёного теста
Материалы
и Комбинированное
инструменты.
занятие
Техника
выполнения
Солёное
тесто. Комбинированное
Изготовление
занятие
аксессуаров
из
солёного теста.
Солёное
тесто. Комбинированное
Изготовление
занятие
аксессуаров
из
солёного теста.
Солёное
тесто. Комбинированное
Изготовление
занятие
аксессуаров
из
солёного теста.
Солёное
тесто. Комбинированное
Изготовление
занятие
аксессуаров
из
солёного теста.
Фигурки
из Комбинированное
солёного
теста. занятие
Техника
выполнения
Фигурки
из Комбинированное
солёного
теста. занятие
Техника
выполнения
Фигурки
из Комбинированное
солёного
теста. занятие
Техника
выполнения
29

2

2

2

Выставка «С
Новым
годом»

2

2

Выставка «С
Новым
годом»

2

Миникартина на
свободную
тему

2

2

2

2

2

2

2

20 неделя
39

40
21 неделя
41

42
22 неделя
43

44
23 неделя
45

46
24 неделя
47

48
25 неделя
49

50
26 неделя
51

52
27 неделя
53

Фигурки
из
солёного
теста.
Техника
выполнения
Фигурки
из
солёного
теста.
Техника
выполнения
Макраме
Материалы
и
инструменты.
Техника
выполнения
Изготовление
изделия в технике
макраме
Изготовление
изделия в технике
макраме
Изготовление
изделия в технике
макраме
Изготовление
изделия в технике
макраме
Изготовление
изделия в технике
макраме
Изготовление
изделия в технике
макраме
Изготовление
изделия в технике
макраме
Изготовление
изделия в технике
макраме
Изготовление
изделия в технике
макраме
Изготовление
изделия в технике
макраме
Изготовление
изделия в технике
макраме
Изготовление
изделия в технике
макраме

Комбинированное
занятие

2

Комбинированное
занятие

2

Комбинированное
занятие

2

Комбинированное
занятие

2

Комбинированное
занятие

2

Комбинированное
занятие

2

Комбинированное
занятие

2

Комбинированное
занятие

2

Комбинированное
занятие

2

Комбинированное
занятие

2

Комбинированное
занятие

2

Комбинированное
занятие

2

Комбинированное
занятие

2

Комбинированное
занятие

2

Комбинированное
занятие

2

30

Выставка
готовых
работ

54
28 неделя
55

56
57

29 неделя

58
59

30 неделя

60
61

31 неделя

62
63

32 неделя

64
65

33 неделя

66
67

34 неделя

68
69

35 неделя

70
71
72

36 неделя

Изготовление
Комбинированное
изделия в технике занятие
макраме
Роспись в стиле гжель
История
росписи Комбинированное
гжель.
Элементы занятие
росписи: капельки и
веточки.
Элементы росписи: Комбинированное
точки и листочки.
занятие
Элементы росписи: Комбинированное
цветы.
занятие
Элементы росписи: Комбинированное
растения.
занятие
Элементы росписи: Комбинированное
животные.
занятие
Элементы росписи: Комбинированное
птицы.
занятие
Элементы росписи: Комбинированное
бордюры.
занятие
Мазковая роспись.
Комбинированное
занятие
Мазок с тенью.
Комбинированное
занятие
Сюжетные
Комбинированное
картинки.
занятие
Сюжетные
Комбинированное
картинки.
занятие
Работа в технике Комбинированное
гжель.
занятие
Работа в технике Комбинированное
гжель.
занятие
Работа в технике Комбинированное
гжель.
занятие
Работа в технике Комбинированное
гжель.
занятие
Итоговое занятие.
Комбинированное
занятие
Итоговое занятие.
Комбинированное
занятие
Итоговое занятие.
Комбинированное
занятие

2.2.

2

2

Выставка
готовых
работ

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

Итоговая
выставка
работ.
Контрольна
я работа

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№

Оборудование

Единица
измерения
31

Количество
группу

на %
использование в

11

Учебный кабинет
Стол учительский
Столы
Стулья
Шкафы
Классная доска
Проекционный экран
Проектор
Раковина с водой
Канцелярские
принадлежности
Бумага

12

Природные материалы

13

Подручные материалы

14

Дощечки деревянные

15

Дощечки стеклянные

16

Материалы для лепки

17

Нити для макраме

18

Дощечки металлические

19

Ткань

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Шт.
Шт.
Шт.
Шт.
Шт.
Шт.
Шт.
Шт.
Шт.
Шт.
группу
Шт.
группу
Шт.
группу
Шт.
группу
Шт.
группу
Шт.
группу
Шт.
группу
Мотков
группу
Шт.
группу
Шт.
группу

1
1
15
15
2
1
1
1
1
на 15

ходе реализации
программы
100%
100%
100%
100%
100%
90%
90%
90%
70%
100%

на 45

50%

на 50

30%

на 50

40%

на 15

10%

на 15

10%

на 15

10%

на 30

30%

на 15

10%

на 15

10%

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
№
П/П
1
2
3

Наименование

Ссылка

Акции, призы, конкурсы. Бесплатное http;//zaprizami.ru
участие
Мастерская. Ау, умельцы на все руки http://www.nachalka.com/
Международный
образовательный https://www.maam.ru/obrazovanie/kollazh
портал
32

4
5
6
7
8
9
10

Народное творчество

https://okulture24.ru/narodnoetvorchestvo/
Образовательная социальная сеть
nsportal.ru/site/all/sites
Педагог
дополнительного www.dop-obrazowanie.narod.ru
образовании
Пектораль. Декоративно – прикладное https://www.tvorchistvo.ru
искусство
Страна мастеров. Творчество для http://stranamasterov.ru
детей и взрослых
Энциклопедии для детей
http://www.encyclopedia.ru/
Ярмарка мастеров:
http://rukodelieinfo.ru/oshibana/

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Разработки: теоретических и практических занятий, открытых занятий,
тематических сценариев.

Выставка работ.

Учебно-методический материал по декоративно-прикладному искусству.

Наглядные пособия.

Книги, обеспечивающие иллюстрационный материал.

Образцы работ.
Методические материалы используются в соответствии с содержанием программы,
методами и формами организации образовательного процесса, в соответствии с возрастом
и психолого-педагогическими условиями.
Методы работы:

Проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее
решения);

Частично-поисковой (в форме игры, конкурса);

Исследовательский (расширение и углубление знаний и умений);

Беседы, диалоги;

Эвристический (дети сами формируют проблему и ищут способы ее
решения);

Репродуктивный (воспроизводящий);

Иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного
материала);

Словесный (информационные занятия);

Стимуляционный (использование своих работ в будущем для игр или
занятий)
Для реализации программы требуются следующие дидактические материалы:
- плакаты с цветовыми схемами и системами,
- репродукции, фотографии, картинки с изображением композиций, поделок и т.д.,
- презентации, подготовленные к каждому занятию.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Фотоаппарат, видеокамера, проектор, компьютер, принтер, сканер, презентации,
фильмы: всё это помогает более расширенно и подробно рассказать, и объяснить материал
обучающимся. Наглядный материал необходим, чтобы обучающиеся могли не только
33

представить, но и увидеть то, о чем объясняется на уроке, а так же запечатлеть самые
важные моменты в работе детей.

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Требования к квалификации: Высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование в области, соответствующей профилю объединения без
предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или
среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование
по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы
и курсы повышения квалификации по направлению деятельности.
2.3.

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Образовательная программа предусматривает следующие формы оценивания:

Входное оценивание применяется при поступлении воспитанника в
творческое объединение в форме собеседования, технического тестирования и наблюдения.
Главный критерий на этом этапе диагностики – это интерес ребенка к декоративноприкладному искусству.

Текущее проводится в конце каждой пройденный темы в форме наблюдения,
устного опроса, общего смотра работ и диалоге с обучающимися.

Итоговая аттестация проводится в конце года с целью определения уровня
знаний, умений и навыков, приобретенных обучающимся за период реализации
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Выявление достигнутых результатов осуществляется:

Через механизм опроса;

Через отчётные просмотры законченных работ.
Оценочные материалы к программе:
1.
Индивидуально – диагностическая карта отслеживания динамики развития
учащегося (Приложение №1),
2.
Педагогическое оценивание развития обучающегося в процессе освоения
программы объединения «Мир творчества» (Приложение №2)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» в действующей редакции.
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации (в редакции 2013 г.).
3.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
4.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно34

эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
6.
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об Утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
7.
Приказ Министерства труда и социализации защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г.
№ 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей».
10.
Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)».
11.
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ).
12.
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК -641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»).
13.
Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
14.
Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461
ПП «О региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской
области».
15.
Федеральный закон от 13.07.2020 № 189 ФЗ «О государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг
в социальной сфере»;
16.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом.
Основная и дополнительная литература:
1.
Безуель С. Мир живой природы в деревне / Пер. с фр. А.Левиной. – М.:
Астрель, 2011
2.
Величко Н.В. Поделки из пластилина. 2011г.
3.
Волкова Н. «100 замечательных поделок из всякой всячины» Ростов-наДону, 2009 г. 154стр.
4.
Григорьева Г. « Любимое рукоделие» Москва 2009г. 192стр.
5.
А.М.Гукасова «Внеклассная работа по труду», М.Просвещение, 2014г.
6.
Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное (основы
объёмного конструирования). Ярославль. Академия развития 2011 г.
35

7.
Журнал «Делаем сами» 2010год №1-24
8.
Журнал «Девчонки и мальчишки» 2010год №6-12
9.
Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. — СПб.: Кристалл, 2001.
10.
Лутцева Е.А. «Технология 1–4 классы. Программа» Москва 2008г.
11.
Махмутова Халидя «Остатки ткани и пряжи. Панно, картины, подушки,
покрывала, скатерти» Москва 2009г. 79стр.
12.
Носова Т. «Подарки и игрушки своими руками» Москва 2008 г. 76с.
13.
Перевертень Г.И. «Самоделки из бумаги», М.Просвещение, 2007г.
14.
Перевертень Г.И. «Самоделки из разных материалов», Москва 2007г.
Список литературы для обучающихся, родителей:
1.
Воронов В.А. Энциклопедия прикладного творчества.: ОЛМА-ПРЕСС, 2010
г.
2.
Diana Креатив.-№8. -2012 г.
3.
Евстратов Л.М. Цветы из ткани, бумаги, шерсти, кожи, бисера, перьев,
раковин. М., 1997 г.
4.
Концов В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. Ярославль.:
Академия развития, 2011 г.
5.
Маракаев О. Первый букет. Ярославль: Академия развития, 1999 г.

36

Приложение
Формы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
№
Тема
Ожидаемый Форма
Диагностический
Урове
п/п
результат
контроля
инструментарий
нь
Промежуточный этап
1
Природные/подру Умение
Опрос,
Презентация,
работы 1
чные материалы
ориентироваться в диалог
выполненные ранее
полученных
знаниях. Различать
разновидности
творчества.
2
Бумажное
Умение
Опрос,
Презентация,
работы 1
творчество
ориентироваться в диалог
выполненные ранее
полученных
знаниях. Различать
разновидности
творчества.
3
Лепка
Умение
Опрос,
Презентация,
работы 1
ориентироваться в диалог
выполненные ранее
полученных
знаниях. Различать
разновидности
творчества.
4
Текстильное
Умение
Опрос,
Презентация,
работы 1
творчество
ориентироваться в диалог
выполненные ранее
полученных
знаниях. Различать
разновидности
творчества.
Итоговый этап
1
Декоративноприкладное
искусство

Выполненная
работа

Открыто Ножницы,
клей, 2
е
линейка,
бумага,
занятие картон,
природные
материалы,
бисер,
нитки, крючки, спицы,
иголки.

Способы определения результативности строятся на основе задач и определяются
баллами от 0 до 3.
1.
Использование в работе приемов техники безопасности.
0 баллов – не знает
1 балл – знает частично
2 балла – знает все правила
3 балла – знает все правила и все применяет
2.
Освоение технологических навыков.
0 баллов – не освоил
1 балл – выполняет по образцу с ошибками
2 балла – выполняет по образцу без ошибок
3 балла – Выполняет самостоятельно
3.
Проявление творческих способностей.
0 баллов – выполняет работу без интереса
37

1 балл – повторяет прошлые работы
2 балла – выполняет работу при помощи педагога
3 балла – самостоятельно придуманная и выполненная работа
4.
Развитие коммуникативных навыков
0 баллов – работает один
1 балл – работает в паре
2 балла – работает в коллективе, хорошо общается в объединении
3 балла – имеет лидерские качества, умеет объяснять и добиваться результатов
Подведение итогов работы проводится в конце учебного года (выставки). На
протяжении года также проводятся тематические выстави к различным праздникам и
подготовка сувениров – День учителя, Новый год, 23 февраля, 8 Марта, День космонавтики,
9 мая.
Критерии 1- низкий уровень; 2 – средний уровень; 3 – высокий уровень
№ Ф.
И. ТЕОРИЯ
ПРАКТИКА
ОБЩЕУЧЕБНЫЙ
п/ ребенка
п
Знание Умени Уметь
Соблюда Творчес Умение Умение
термин е
работать ть
кий
работат организо
ологии различ с
последов замысел ь
в вать
ать
различн ательнос
коллект рабочее
стили
ыми
ть
иве
место
между материа действий
собой
лами
при
исходя
выполне
из
нии
замысла работы

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».