ДООП YES диез SUPER ДООП

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества

Программа рассмотрена и рекомендована
к утверждению на заседании
Методического совета МБУ ДО - ЦДТ
протокол от 19.08.2024 №2

УТВЕРЖДАЮ
___________________/Т.Г. Хисамова
Директор МБУ ДО - ЦДТ
приказ от 19.08.2024 №51-ДООП

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Вокальный ансамбль «YES-диез-plus»

Целевая группа
Срок реализации
Количество часов

8-11 лет
8 недель
34 часа

Автор-разработчик:
Смирнова Елена Алексеевна,
педагог дополнительного образования,

Екатеринбург, 2024

Содержание
1.
1.1
1.2
1.3
1.4
1.4.1
1.4.2
1.4.3
2.
2.1
2.1.1
2.1.2
2.2

Комплекс основных характеристик
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Планируемые результаты
Учебный план программы
Учебный тематический план
Содержание учебно-тематического плана
Календарный учебный график
Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Материально-технические условия
Информационно-методические условия
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Список литературы
Приложения

3
3
5
6
6
6
7
9
10
10
10
11
13
15
18

2

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы - художественная.
Программа разработана на основе нормативно-правовой документации:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в
действующей редакции.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам".
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации (в редакции 2013 г.).
Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»;
Устав МБУ ДО-ЦДТ.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время ансамблевое, вокальнохоровое пение – наиболее массовая форма активного приобщения детей к музыке. Петь может
каждый ребенок, и пение для него - естественный и доступный способ выражения
художественных потребностей, чувств, настроений. Пение является весьма действенным
методом эстетического воспитания. В процессе работы по данной программе дети получают:
 Досуговую занятость путем привлечения их к вокальному искусству в свободное время.
 Помощь в самореализации, преодолении скованности, неуверенности в себе.
 Достижение необходимой в современное время ситуации успеха в концертносценической деятельности.
Приобретение данных навыков способствует не только расширению кругозора и
обогащению духовного мира ребенка, но и социализации юной личности.
Отличительные особенности. Программа является составительской, составлена на основе
программы хорового класса И.Н. Ходневой, составитель Т.Н. Назарова «Художественноэстетическое воспитание в школе», основана на методических разработках В. Попова, В.
Соколова, Д. Б. Кабалевского, В. В. Емельянова, Д. Огородного.
Целевая группа ДООП:
Программа разработана для обучающихся 8-11 лет.
Программа строится с учетом личностных (возрастных) потребностей, обучающихся 8-11
лет.
У детей младшего школьного возраста (6-10 лет) уже сформированы все те качества
личности и варианты ответных реакций, которыми он будет пользоваться на протяжении всей
3

своей жизни. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в
определенных ситуациях. Ребенок начинает активно размышлять по поводу своих действий,
утаивать свои переживания. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать
определенным правилам и законам. поведение так или иначе, связано с основным мотивом,
доминирующем в этом возрасте — мотивом достижения успеха.
Средний школьный возраст 11-14 лет - переходный от детства к юности. Значимой
особенностью мышления подростка является его критичность. В этом возрасте особое значение
приобретает чувственная сфера. В этом возрасте подросток весьма подражателен. Особое
значение для него также имеет возможность самовыражения и самореализации. Средний
школьный возраст — самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся
нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и
следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое
мнение и суждение, самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать
свою правоту.
Для занятий формируются группа 15 человек, специальных требований к начальному
уровню подготовки обучающихся при приеме в творческое объединение нет.
Программа предполагает использование и реализацию таких форм организации материала,
которые допускают освоение специализированных знаний и музыкального языка,
гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательнотематического направления общеразвивающей программы. Обучающиеся базового уровня
приобретают основные навыки ансамблевого исполнительства, приобретают опыт
взаимодействия в коллективе, сценических выступлений.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа – 40 минут,
перерыв между учебными занятиями – 10 минут
Длительность одного занятия: 2 академических часа,
Периодичность занятий в неделю – 2 раза.
Общий объем программы:
Общий объем программы – 34 часа,
Срок освоения: 8 недель
Особенности организации образовательного процесса: реализация программы возможна
в дистанционной форме, для чего педагогом разработаны электронные методические
видеоматериалы.
Формы обучения: в очной форме
Виды занятий: беседа, интенсивно-хоровая репетиция, практическое занятие, открытое
занятие, занятие-концерт и др.
Формы подведения итогов реализации программы: прослушивание, беседа, открытое
занятие, отчетный концерт
Воспитательный потенциал:
Воспитательная работа с обучающимися проводится в соответствии с рабочей программой
воспитания МБУ ДО-ЦДТ, ее ежегодного плана.
Цель программы воспитания: развитие и социализация в соответствии с принятыми
социокультурными правилами и нормами, как основы воспитанности обучающихся.
Задачи программы воспитания:
 развивать морально-нравственные качества обучающихся: честность; доброту; совесть,
ответственность, чувства долга;
 развивать волевые качества обучающихся: самостоятельность, дисциплинированность,
инициативность, принципиальность, самоотверженность, организованность;
 воспитывать стремления к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию;
 приобщать обучающихся к экологической и социальной культуре, здоровому образу
жизни, рациональному и гуманному мировоззрению;
4

 формировать нравственное отношения к человеку, труду и природе;
Планируемые результаты воспитания:
 развиты морально-нравственные качества обучающихся: честность; доброта; совесть;
ответственность, чувство долга;
 развиты волевые качества обучающихся: самостоятельность; дисциплинированность;
инициативность; принципиальность, самоотверженность, организованность;
 развито стремления к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию;
 сформирован интерес обучающихся к экологической и социальной культуре, здоровому
образу жизни, рациональному и гуманному мировоззрению;
 сформировано нравственное отношения к человеку, труду и природе.
Формы проведения воспитательных мероприятий: беседа, викторина, экскурсия,
конкурс и др.
Методы воспитательного воздействия: убеждение, внушение, заражение «личным
примером» и подражание, упражнения и приучение, обучение, стимулирование (методы
поощрения и наказания, соревнование), контроль и оценка и др.
1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Цель: развитие навыков вокального исполнительства обучающихся, расширение представлений
о музыкальном мире.
Задачи:
Обучающие:
 Развивать певческие навыки: интонация, дикция, дыхание, сила звука, свобода
исполнения;
 Познакомить обучающихся с музыкальными стилями и направлениями;
 Развивать нотную грамотность, разучивать по партитурам 1-голосные песни;
Развивающие:
 Расширить репертуар детских песен;
 Формировать вокально-хоровой слух;
 Развивать умение анализировать собственное исполнение и исполнение других
обучающихся на слух;
 Вовлечь обучающихся в концертную деятельность
Воспитательные:
 формировать умение общаться и взаимодействовать в коллективе;
 воспитать чувство ответственности за общий результат.

1.3 ПАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты:
 Развиваются певческие навыки: интонация, дикция, дыхание, сила звука, свобода
исполнения;
 Обучающиеся знакомы с музыкальными стилями и направлениями;
 Развивается нотная грамотность, разучиваются по партитурам 1-голосные песни;
Метапредметные результаты:
 Расширен репертуар детских песен;
 Формируется вокально-хоровой слух;
5




Развивается умение анализировать собственное исполнение и исполнение других
обучающихся на слух;
Обучающиеся вовлечены в концертную деятельность;

Личностные результаты:
 формируется умение общаться и взаимодействовать в коллективе;
 воспитывается чувство ответственности за общий результат.

1.4. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
1.4.1 УЧЕБНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Темы
1

Наименование темы

Общее Теория Практика Формы аттестации/контроля

Введение в программу

1

-

1

2.1

Изучение новых
произведений
Повторение и доработка
старого репертуара,
ансамблевая работа
Индивидуальная
вокальная работа

6

2

4

6

2

4

-

-

-

2

2

-

5.

Музыкальнопросветительные беседы
Вокально-хоровая работа

12

3

9

5.1

Постановка голоса

2

1

1

5.2

Работа над концертным
репертуаром
Развитие вокально-хоровых
навыков
Развивающее сольфеджио
История музыки
Работа над музыкальной
интонацией
Работа над речевой
интонацией
Сценическая работа

2

1

1

Прослушивание, анализ
уровня развития вокальных
навыков
Беседа, анализ усвоения
нового материала
Прослушивание, анализ
качества исполнения
Прослушивание, анализ
уровня развития вокальных
навыков
Прослушивание, просмотр

2

1

1

Прослушивание, беседа

1
1
2

-

1
1
2

Творческое задание
Беседа
Прослушивание

2

-

2

Прослушивание

4

-

4

Просмотр

Работа над сценическими
движениями
Хореографическая
подготовка
Развитие творческих

1

-

1

Просмотр

1

-

1

Просмотр

1

-

1

Прослушивание, концертная

2.2

3.

4.

5.3
5.4
5.5
5.6
5.7
6.
6.1.
6.2
6.3

Индивидуальное
прослушивание
Прослушивание, анализ
качества исполнения
Прослушивание, анализ
качества исполнения

6

6.4
7.

8.

способностей
Основы сценического
мастерства
Фонопедические
упражнения, первый
комплекс
Прослушивание образцов
хоровой классической
музыки

Итого

1

-

1

деятельность
Концертная деятельность

2

-

2

Прослушивание

1

-

1

Беседа

34

9

25

1.4.2 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
ТЕМА 1. Введение в программу
Теория: Тестирование голосового аппарата. Интонационное распределение по интонационным
группам.
Практика: фонопедические упражнения, интенсивная хоровая репетиция.
Тема 2. Работа над репертуаром.
ТЕМА 2.1 Изучение новых произведений.
Теория: Программа музыкальных произведений включает в себя народные, детские песни,
классические и современные произведения русских и зарубежных композиторов.
Практика: фонопедические упражнения, интенсивная хоровая репетиция.
ТЕМА 3. Индивидуальная вокально-хоровая работа.
ТЕМА 4. Музыкально-просветительные беседы.
Теория. Музыкальные жанры, средства музыкальной выразительности.
Практика: фонопедические упражнения, интенсивная хоровая репетиция.
Тема 5. Вокально-хоровая работа
ТЕМА 5.1. Постановка голоса.
Теория:

внедрение и освоение 1 цикла I комплекса фонопедических упражнений(без инструмента);

внедрение
инструментами);


и

освоение

4

цикла

I

комплекса

фонопедических

(с

пение 1- голосных вокальных упражнений, распевок, вокализов.

- Хоровое сольфеджио

пение 1- голосных номеров ступенями и переведение их в нотный


упражнений

ряд.

Пение с элементами двухголосия

- Вокально-партитурное сольфеджио:
1. чтение с листа;
2. разучивание по партитурам.
Практика: фонопедические упражнения, интенсивная хоровая репетиция.
ТЕМА 5. 2. Работа над концертным репертуаром.
Теория:
 Отбор, выстраивание и поэтапное расширение музыкального репертуара предусматривает
развитие эмоциональной отзывчивости учащихся на вокальную музыку, раскрытие ее
содержательного смысла, совершенствование вокально-хоровых, концертно-исполнительских
навыков.
7

Практика: фонопедические упражнения, интенсивная хоровая репетиция.
ТЕМА 5.3. Развитие вокально-хоровых навыков
Теория: (интонация, дыхание, дикция, унисон)
 выработка дыхания перед началом пения, в зависимости от характера исполняемого
произведения.
 выработка естественного, свободного звука без крика и напряжения, преимущественно
мягкой атаки звука, способа формирования гласных в разных регистрах (головное, грудное
звучание).
 развитие дикционных навыков.
 выработка активного унисона;
 интонирование одноголосного пения при сложном аккомпанементе
 Практика: фонопедические упражнения, интенсивная хоровая репетиция.
ТЕМА 5.4. Развивающее сольфеджио
Теория: основы музыкальной теории (Звукоряд, гамма, скрипичный и басовый ключ, нотная
запись, паузы)
Практика: фонопедические упражнения, интенсивная хоровая репетиция, выполнение
теоретических заданий
ТЕМА 5.5. История музыки
Теория: История русской музыки.
Практика: фонопедические упражнения, интенсивная хоровая репетиция.
ТЕМА 5.6. Работа над музыкальной интонацией
Теория: В вокально-хоровой работе используются интонационные упражнения, вокальные
этюды, которые развивают музыкальную интонацию учащихся.
Практика: фонопедические упражнения, интенсивная хоровая репетиция.
ТЕМА 5.7. Работа над речевой интонацией
Практика: интонационно-речевые упражнения, фонопедические упражнения, интенсивная
хоровая репетиция.
ТЕМА 6. Сценическая работа
Тема 6. 1. Работа над сценическими движениями
Практика: Практическая двигательная практика в ансамблевом исполнении.
ТЕМА 6. 2. Хореографическая подготовка
Практика: овладение и отработка двигательных навыков, хореографических движений.
ТЕМА 6.3. Развитие творческих способностей.
Практика: фонопедические упражнения, интенсивная хоровая репетиция, импровизация,
постановка номера.
ТЕМА 6.4 Основы сценического мастерства
Теория:
- Концентрация на выступлении, психологический настрой, формирование исполнительской
культуры, критической оценки.
- Особенности работы в звукозаписывающей студии.
Практика: концертно-исполнительская практика
фонопедические упражнения, интенсивная хоровая репетиция.
ТЕМА 7. Фонопедические упражнения, первый комплекс.
Практика: фонопедические упражнения, интенсивная хоровая репетиция.
ТЕМА 8. Прослушивание образцов хоровой классической музыки.
Теория: Прослушивание образцов хоровой классической музыки, лучших исполнителей ХХ
века.
Практика: Итоговые выступления, отчетные концерты

8

1.4.3 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год
обуч
ения

2

Дата
начал
а
обуче
ния
04.11.

Дата
оконч
ания
обуче
ния
31.12.

Количе
ство
учебны
х
недель
8

Количе
ство
учебны
х дней
17

Количе
ство
учебны
х
часов
34

Продол
житель
ность
канику
л
-

Компле
ктован
ие
групп
20.08.
по
14.09

Проме
жуточн
ая
аттеста
ция
-

Итогов
ая
аттеста
ция

Режим
занятий

С 25.12
по
31.12

2
занятия
по 2
часа в
неделю

Колво
часов
2ч

Формы
контроля

Очная, интенсивнохоровая репетиция
Очная, интенсивнохоровая репетиция
Очная, интенсивнохоровая репетиция

2ч

Контрольное
слушание
Контрольное
слушание
Контрольное
слушание

Очная, интенсивнохоровая репетиция
Очная, интенсивнохоровая репетиция

2ч

Мамины глазки

Очная, интенсивнохоровая репетиция

2ч

Контрольное
слушание

8

Любимый учитель

Очная, интенсивнохоровая репетицияя

2ч

Контрольное
слушание

9

Самовар

Очная, интенсивнохоровая репетиция
Очная, интенсивнохоровая репетиция
Очная, интенсивнохоровая репетиция
Очная, интенсивнохоровая репетиция

2ч

Контрольное
слушание
Контрольное
слушание
Контрольное
слушание
Контрольное
слушание

№
п/
п
1

2

Учебн
ые
недели

1
неделя

3

Наименование
темы
Введение в
программу
Вводное занятие
Вокальная
интонация
Мамины глазки
Любимый учитель

4
2
неделя
5

Самовар

6

Морская песенка
3
неделя

7
4недел
я

10

5
неделя

Морская песенка

11

Волшебный дом

12

Что такое счастье
6
неделя

Форма занятия
Очная, интенсивнохоровая репетиция

2ч
2ч

2ч

2ч
2ч
2ч

Контрольное
слушание

Контрольное
слушание
Контрольное
слушание

9

Прекрасное далеко

13
14

7
неделя

Самовар

15
16

Мамины глазки

8
неделя

Морская песенка

Очная, интенсивнохоровая репетиция
Очная, интенсивнохоровая репетиция
Очная, интенсивнохоровая репетиция
Очная, интенсивнохоровая репетиция

2ч
2ч
2ч
2ч

Контрольное
слушание
Контрольное
слушание
Контрольное
слушание
Контрольное
слушание

Волшебный дом

17
9
неделя

2.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
2.1.1 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧСЕКИЕ УСЛОВИЯ:

№/№

Оборудование

1

Учебный кабинет.

6
7
8
9
10
11

Ноутбук
Фортепиано
Радиомикрофон
Музыкальный центр
Портреты композиторов.
Таблицы артикуляционной
гимнастики.
Пособия: «Нотный стан»,
«Клавиатура»,
сборники
партитур

12

Единица
измерения

Количество
группу
1

на % использования
в ходе реализации
программы
100%

шт
шт
шт
шт
шт
папки

1
1
2
1
8
2

80%
80%
70%
80%
20%
30%

папки

4

30%

2.1.2 ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
№
П/П
1

Наименование

Ссылка

USB
накопители
с
мультимедиа информацией;

10

2

Программы: по обработке
звука,
звуко
–
и
видеовоспроизводящие.

3
4

Портал «Моя школа»
https://myschool.edu.ru/
Российская
электронная https://resh.edu.ru/
школа
Образовательный портал https://infourok.ru/

5

«Инфоурок»
6

Порталы
для
фонограмм

7

Компклект
педагога

поиска :x-minus.ru, plus-msk.ru, b-track.ru

видеозанятий

 https://www.youtube.com/watch?v=qZnvvy__cTQ&t=3s
 https://www.youtube.com/watch?v=ANZo3_652-M&t=21s
 https://www.youtube.com/watch?v=wNHO2jr8beg&t=86s
 https://www.youtube.com/watch?v=vBERn31jucU&t=2s
 https://www.youtube.com/watch?v=P9wm01N7J6Y
 https://www.youtube.com/watch?v=DO_v1blZyp4&t=1s
 https://www.youtube.com/watch?v=10f6KZwweQU
 https://www.youtube.com/watch?v=iMeL0qt_jBw&t=1s
https://www.youtube.com/watch?v=KWjXer5GMH0

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ








Разработки: теоретических и практических занятий, открытых занятий, тематических
сценариев.
Методические разработки В. Емельянова «Фонопедический метод развития голоса», Д.
Огороднова, Л. Пилипенко.
Рекомендации по разработке проектов.
Партитуры, ноты, тексты песен
Фонограммы +,-.
Таблицы артикуляционной гимнастики.
Портреты композиторов.

Работа с вокальным ансамблем опирается методы, которые можно классифицировать по
источнику информации и характеру деятельности – словесные, наглядные, практические, а также
по назначению и дидактическим задачам – восприятие, приобретение знаний, формирование
умений и навыков, запоминание, повторение, контроль.
Методика работы с вокальным ансамблем подчиняется основным принципам дидактики:
 соответствие содержания методики обучения и воспитания детей уровню общественного
развития;
 постоянство требований и систематическое повторение действий;
 увлеченность и интерес;
 учет реальных возможностей, возрастных и индивидуальных особенностей детей.
11

Дидактические закономерности обучения характеризуются такими качествами, как:
 зависимость результатов обучения от регулярности и систематичности занятий; осознание целей обучения;
 значимость для детей усваиваемого репертуара;
 сложности произведения.
Четкая структура занятий имеет в вокальном ансамбле особое значение. Хорошо
продуманная последовательность видов работы, чередование легкого и трудного, напряжения и
разрядки делают хоровые занятия продуктивными и действенными.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
 метод стимулирования и мотивации учебной деятельности создание ситуаций успеха в
учении поощрение и порицание разъяснение
 метод организации и осуществления учебных действий словесные (рассказ, беседа)
наглядные (иллюстрация, демонстрация практические репродуктивные и проблемно
 поисковые (от частного к общему, от общего к частному)
 методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя. - метод
контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
 метод устного контроля и самоконтроля в обучении
Методы музыкального образования обуславливают взаимодействие с содержанием музыки,
направлены на освоение способов музыкальной деятельности, позволяют проявиться
внутреннему миру ребенка, наблюдать процесс самоизменения через музыку.
Для включения детей в активную и приятную для них деятельность используется ряд
эффективных методических приемов:
 разучивая и исполняя произведения, целесообразно проводить работу сразу над
несколькими различными по характеру и сложностями песнями.
 в процессе разучивания и исполнения надо обращать внимание детей на качество
творческого звука, на то, «что такое хорошо и что такое плохо» в пении, учить красоте и
содержательной наполненности звучания.
Итогом должно стать создание убедительного художественного образа, выразительное
осмысленное исполнение музыки. Также развитию творческого навыка у детей способствуют
импровизации: вокальные, двигательные, ритмические.

ИНФОРМАЦИОНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Демонстрация видеофрагментов, поиск информации об авторах, композиторах, истории создания
произведения. Поиск и обработка звука и фонограммы в интернете, поиск текстов, партитур,
показ фильмов, мультфильмов, фрагментов передач, виртуальных концертов. Использование
программ для обработки звука и видео.
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
12

Требования к квалификации: Высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование в области, соответствующей профилю объединения без
предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или
среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по
направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы и
курсы повышения квалификации по направлению деятельности.
2.2. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ
МАТЕРИАЛЫ
Формой контроля освоения материала являются такие способы, как:

в форме концертно-исполнительской деятельности – педагог наблюдает выступление,
оценивает рост вокальных умений ребенка, сценического мастерства, фиксирует изменение
личностных качеств.

Индивидуальное и групповое прослушивание, - в процессе работы над вокальным
произведением, педагог самостоятельно определяет на слух чистоту интонации, ритмическую
точность, качество исполнения произведения детьми в целом. Определяются проблемные места,
указываются ошибки в звукоизвлечении. Для более детального прослушивания педагог может
попросить исполнить каждого по отдельности фрагмент, фразу, мотив из произведения.

Беседа, - вопрос-ответ. Выявляются теоретические знания учеников о владении
специальной терминологией, теоретическое понимание системы звукообразования, знаний о
жанровых разновидностях вокальной музыки, о работе с микрофоном и поведении на сцене,
умение работать с информацией в интернете.


Выполнение заданий, предложенных педагогом (оценочные материалы)

Способами проверки результатов реализации дополнительной общеразвивающей
программы является педагогическое оценивание, которое отслеживает рост теоретических
знаний, практических умений, общеучебных умений и навыков и творческих достижений
обучающихся. Оценка уровня развития предусматривает уровневую систему по 5-балльной
шкале: 4-5 баллов – выше среднего, 3 балла – средний уровень, 1-2 балла – ниже среднего.
В течение срока реализации программы группа проходит входное и итоговое оценивание
(уровень освоения программы за год).
Разработанные оценочные материалы представлены в приложении.
Оценочные материалы для занятий вокального ансамбля «Yes»
1.
Индивидуальная карточка учета результатов обучения ребенка по дополнительной
образовательной программе (Приложение №1)
2.
Задания к педагогическому оцениванию (Приложение №2)
3.
Показатели оценивания (Приложение №3)

13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в
действующей редакции.
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации (в редакции 2013 г.).
3.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
4.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
6.
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об Утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ».
7.
Приказ Министерства труда и социализации защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых».
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам".
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей».
10.
Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
11.
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной
деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ).
12.
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК -641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей»).
13.
Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования н а территории
Свердловской области на период до 2035 года».
14.
Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461 ПП «О
региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской области».
15.
Федеральный закон от 13.07.2020 № 189 ФЗ «О государственном (муниципальном)
социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»;
16.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих
программ» в соответствии с социальным сертификатом.

14

ДЛЯ ПЕДАГОГА
1.
Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе О.А. Апраксина. –М.., 2018.
2.
Бурлакова И. Основные принципы хоровой школы/ И. Бурлакова. - М., 2015.
3.
Бутенко Э. Сценическое перевоплощение. Теория и практика. 3-е издание. – М.: ВЦХТ
(«Я вхожу в мир искусств») 2017. – 160 с.
4.
Брейтбург В. В. Отечественный эстрадный мюзикл в контексте бытования массовых
жанров: к постановке проблемы // Манускрипт. – 2018. – № 8 (94). – С. 106-111 ; То же
[Электронный ресурс]. – URL:
5.
Веллингтон А. Т. Современный театр. Эксперименты над формой и содержанием //
Историческая и социально-образовательная мысль. – 2017. – № 3-1. – С. 139-145; то же
[Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-teatreksperementy-nadformoy-i-soderzhaniem (28.01.2019).
6.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 2017.
7.
Готсдинер А.А. Музыкальная психология|/ М., 2013.
8.
Гуревич Л. Я. История русского театрального быта. От середины XVII до начала XIX века
/ Л. Я. Гуревич. – Изд. 2-е. – М.: URSS: [Книжный дом ЛИБРОКОМ, 2012].
9.
Ермаков А. А. Становление отечественного детского музыкального театра в 20-30-е годы
ХХ века в контексте тенденций государственной культурной политики // Музыковедение. – 2018.
– № 5. – С. 23-31. Журнал есть в фонде СОУНБ им. В. Г. Белинского.
10.
Ершова А.П. О всеобщей доступности театрально-исполнительской деятельности
школьников// Режиссер работает в школе. – М.,2011.
11.
Канн-Камек, В.А. Педагогическое творчество/ В.А. Какн Камек, Н.Д. Никандров, М.,2010.
12.
Коренева Т.Ф. В мире музыкальной драматургии. – М., 2016.
13.
Маркидонов С.А. Постановка детского музыкального
спектакля в школе.
Учебное пособие. – Иркутск: Изд-во Иркут.гос.пед. ун-та, 2018.
14.
Маркидонов С.А. Методика музыкально-театральной работы. Учебное пособие. –
Иркутск: Изд-во Иркут.гос.пед. ун-та, 2018.
15.
Марков П. А. Статьи о театре XX века: избранное: в 2 т. / П. А. Марков; [сост.: Б. Н.
Любимов и др.; ред. В. Турчин ; Рос. ун-т театр. искусства – ГИТИС]. – М. : ГИТИС, 2013. Т. 1. –
2013.
16.
Мугинштейн, Михаил Хроника мировой оперы. 1600-2000. Книга 3. 1901-2000 / Михаил
Мугинштейн. - М.: Антеверта, 2016. - 600 c.
17.
Музыкальное образование в школе. ACADEMA, М., 2011.
Новицкая Л. Уроки вдохновения. - М.,2016.
18.
Ольхов, К.А. Вопросы теории дирижерской техники и обучение хоровых дирижеров/ К.А.
Ольхов; общ. Ред. Г.А. Дубровской. –М, 2017.
19.
Петрушин В.И. Артистизм – это тренировка. Сов. музыка. 1971.№12.
20.
Подуровский В.М., Суслова Н.В. психологическая коллекция музыкальнопедагогической деятельности. ВЛАДОС – М.,2011
21.
Покровский Б. Сотворение оперного спектакля, М.,2015г.
22.
PRO SCENIUM. Вопросы театра. Изд 2-е испр.. - М.: КомКнига, 2006. - 416 c.
23.
Психология музыкальной деятельности. ACADEMA, М., 2011.
24.
Стулова, Г.П. Хоровой класс (теория и практика вокальной работы в детском хоре)/ Г.П.
Стулова. –М., 2018.
25.
Сухов Ф. Театр – творческое сообщество детей и взрослых. Искусство в школе. –
1994.-№2.-с.40.
26.
Театральные термины и понятия. СПб.: РИИИ. 2015.
27.
Театральная энциклопедия в 6 томах. 2015.
28.
ТЮЗ. Без пяти минут сто лет : воспоминания, размышления / [сост. Е. Герусова ; ред. Е.
Алексеева]. – СПб. : Балтийские сезоны, 2012.
15

29.
Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников
и младших школьников. Программа и репертуар. – М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2019.
30.
Фадеева, Г. А. Конференции, праздники, ролевые игры, театрализованные представления /
Г.А. Фадеева. - М.: Учитель, 2016. - 124 c.
31.
Фольклор – музыка – театр: Программно-метод. Пособие /Под ред. С.И.Мерзляковой.
– М.: 2015г.
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1.
Безымянная О. Школьный театр. – М.: Рольф, 2011. – 272 с., с илл.
2.
Бекина С.И. и др. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет). –
М.: Просвещение, 2014. – 288 с., ил., нот.
3.
Вокал. Краткий словарь терминов и понятий / Vocal: Concise Dictionary of Terms and
Notions. - М.: Планета музыки, Лань, 2015. - 352 c.
4.
Елисеева-Шмидт, Э.С. Энциклопедия хорового искусства / Э.С. Елисеева-Шмидт. Москва: ИЛ, 2016. - 298 c.
5.
Мануэль, Гарсиа Упражнения для голоса. Учебное пособие / Гарсиа Мануэль. - М.: Лань,
2015. - 495 c.
6.
Давыдова М.Агапова И., Музыкальные вечера в школе. – М.: гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2016. – 256 с., с илл.
7.
Заседателев, Ф. Ф. Научные основы постановки голоса / Ф.Ф. Заседателев. - М.:
Либроком, 2013. - 120 c.
8.
Занимательная музыка. – Ростов н/Д.: «Феникс». 2013. – 128 с.
9.
Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. – М: Школьная пресса,
2000. – 96 с.: ил.
10.
Науменко Г. собрал и пересказал. Березовая карусель.: Русские народные детские игры
и хороводы. – М.: Дет.лит., 2010. – 63 с., ил.
11.
Покровский Б. Сотворение оперного спектакля, М., 2015г.
12.
Прянишников, И.П. Советы обучающимся пению / И.П. Прянишников. - М.: Лань, 2017. 714 c.
13.
Сотникова, М.Г. Изюминка/ М.Г.Сотникова.- Омск: Амфора 2005.
14.
Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников
и младших школьников. Программа и репертуар. – М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. –
160 с.: ил.
15.
Юдина Е.И. Первые уроки музыки и творчества. – М.: «Аквариум ЛТД», 1999. – 272 с.
16.
Филькельштейн Э., От А до Я., 2012г.
17.
Фоминцев А. «Царевна – лягушка» муз.сказка., 2005г.
18.
Хрестоматия по чтению хоровых партитур. В 5 выпусках. Выпуск 4. - М.: Музыка, 2008. 100 c.

16

Приложение 1
Индивидуальная карточка учета результатов обучения ребенка по дополнительной
образовательной программе для текущего оценивания, стартовый, базовый уровень
Дата:
Тема:
Теорети
Знание
Знания о Чистота
Чувство
Гармони
Вокальн
Сцениче
Общий
ФИО Владение
специальной
ческое
жанровых и работе с интонир
ритма
ческий
оское
балл
терминологией

пониман
ие
правиль
ного
звукообр
азования

стилевых
разновиднос
тей
вокальной
музыки

микрофо
ном,
этике
артиста,
поведен
ии
на
сцене

ования

слух

певческа
я
установк
а

движени
е, навык
работы с
микрофо
ном

1
2
3

17

Приложение 2
Показатели оценивания:
1. Теоретическая подготовка обучающегося
а) Владение специальной терминологией
б) Теоретическое понимание правильного звукообразования
в) Знание жанровых и стилевых разновидностей вокальной музыки
г) Знания о работе с микрофоном, этике артиста, поведении на сцене
2. Практическая подготовка обучающегося
а) Чистота интонирования
б) Чувство ритма
в) Гармонический слух
г) Вокально-певческая установка (певческое дыхание, наличие высокой певческой форманты в
голосе, формирование объемного звука за счет приподнятого верхнего неба, использование
резонаторов, пение на опоре, без мышечных зажимов, наличие вибрато)
д) Сценическое движение, навык работы с микрофоном
3. Общеучебные умения и навыки обучающегося: Работа с интернетом: поиск информации,
музыки, фонограмм, текста, умение пользоваться звукообрабатывающими программами
(изменение тональности, темпа, обрезка и склеивание трэков).
4.
Творческие достижения обучающегося: Участие в творческих мероприятиях центра,
школы, района, города, области, Всероссийском и международном уровне.
Для измерения уровня развития способностей были разработаны листы оценки. В них
педагог проставляет балл по каждому показателю, после чего выводится среднее
арифметическое значение, которое определяет уровень развития способностей обучающегося.
Эти данные заносятся в таблицу индивидуально по каждому человеку (Приложение 2), а затем
в сводную таблицу по всей контрольной группе. (Приложение 3) Исследование уровня
вокальных способностей детей школьного возраста проводится:

в форме прослушивания - исполнение ребенком ранее известного вокального
произведения; выполнение вокальных упражнений (на контроль чистоты интонирования,
чувства ритма, гармонического слуха и т.д.); Полученные показатели сравниваются с
предыдущими, и педагог выставляет балл.

в форме беседы – выявляются теоретические знания обучающихся о вокальном искусстве,
уровень владения специальной терминологией, теоретическое понимание звукообразования,
знание жанровых разновидностей вокальной музыки, знания о работе с микрофоном и поведении
на сцене, умение работать с информацией в интернете (общеучебные знания и навыки).

В форме наблюдения – педагог оценивает сформированность практических навыков
основываясь на субъективном мнении по прошествии выступления.
Критерии
оценивания
уровня
подготовки
детей
школьного
возраста:
1-2 балла
Уровень ниже среднего: голосовой режим – фальцет, интонация неустойчивая, певческий
диапазон – меньше октавы, индивидуальность тембра выражена слабо (невозможно
использование в качестве солирующего голоса), певческое вибрато не сформировано, слабо
выражен навык пения на дыхании, артикуляция вялая, слова искажаются, динамические
возможности слабые, неровное звучание голоса на протяжении исполнения всего произведения,
несоблюдение ритма, неразвитость гармонического слуха. Наличие скованности, излишнего
волнения, несобранность.
Не имеет навыка работы с микрофоном, не имеет опыта выступления на сцене.
Низкая теоретическая подготовка (терминология, стилистика).
Не имеет навыка поиска информации в интернете, работы с компьютерными программами.
Редко участвует в концертах, мероприятиях объединения.
18

3 балла:
Средний уровень: голосовой режим – фальцет, интонация устойчивая, рабочий певческий
диапазон – больше октавы, индивидуальность тембра выражена средне (возможно использование
в общем звучании хоровой партии), певческое вибрато является неопределенным, динамические
возможности небольшие, частично присутствует навык пения на дыхании, звучание голоса на
протяжении певческого диапазона не выровнено, удовлетворительное воспроизведение ритма,
частичная развитость гармонического слуха.
Осознание общих теоретических правил, средняя подготовка (терминология, стилистика).
Имеет слабый навык работы с микрофоном, небольшой опыт на сцене.
Слабые умения в пользовании интернетом, поиске информации.
Участвует в концертах и мероприятиях внутри объединения, учреждения.
4-5 баллов:
Уровень выше среднего: голосовой режим фонации, певческий диапазон – не меньше полторы
октавы, яркая выраженность индивидуальности тембра (возможно использование в качестве
солирующего голоса), динамические возможности голоса ярко выражены, техническая
выносливость позволяет исполнять произведение целиком без голосовой усталости, т.к.
присутствует навык пения на дыхании, артикуляция активная, звучание голоса на протяжении
певческого диапазона выровнено.
Имеет навык работы с микрофоном, успешный опыт выступлений на сцене.
Высокое теоретическая подготовка (терминология, стилистика), понимание механизма
звуковоспроизведения.
Умеет работать с интернетом, грамотно обрабатывать информацию.
Принимает участие в конкурсах, фестивалях в масштабе района, города и выше.

19

Приложение 3.
Индивидуальная карточка учета результатов обучения ребенка
по дополнительной образовательной программе.
ФИО
Объединение
Педагог –
Дата начала наблюдения:
Сроки

год
обучения

диагностики
Входная

Промежуточная Итоговая

Показатели
1.
Теоретическая
подготовка
ребенка
а)
Владение
специальной
терминологией
б)
Теоретическое
понимание
правильного звукообразования
в) Знание жанровых и стилевых
разновидностей
вокальной
музыки
г) Знания о работе с микрофоном,
этике артиста, поведении на сцене
2. Практическая
подготовка
ребенка
а) Чистота интонирования
б) Чувство ритма
в) Гармонический слух
г) Вокально-певческая установка
д) Сценическое движение, навык
работы с микрофоном
3. Обще-учебные умения и
навыки ребенка:
Работа с интернетом: поиск
музыки, фонограмм, текста
4. Творческие достижения

20

Приложение 4.
Оценка практического применения вокальных умений проходит в форме индивидуального
и группового прослушивания, когда педагог просит ребенка самостоятельно исполнить фрагмент
произведения или выполнить упражнение.
1.
Чистота интонирования
«Повтори мелодию» - педагог просит пропеть знакомую или новую мелодию на слог или со
словами, используя поступенное восходящее, низходящее движение, элементы движения по
аккорду.
2.
Чувство ритма
«Дятлы – пересмешники» – повторить простой ритмический рисунок из ровных длительностей.
3.
Дикция и артикуляция
«Скороговорка» - дети исполняют музыкальные скороговорки в среднем и быстром темпе.

«У ежа ежата, у ужа ужата»

«Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж»

«От топота копыт пыль по полю летит»

«Проворонила ворона вороненка»
4.
Гармонический слух
«Удержать партию» - держать мелодию в двухголосном каноне, на одной ступени в двухголосии.
5.
Вокально-певческая установка (представляет собой комплекс производимых действий,
необходимых для извлечения сформированного звука)

Положение тела – используя метод наблюдения, педагог оценивает правильную посадку,
осанку, отсутствие зажимов обучающегося

Дыхание - «Задуй свечку», «Вдох-выдох» - педагог проверяет умение правильно брать
дыхание и рационально его использовать, применять «цепное дыхание».

Опора – «Полочка», «Кирпичик», «Мячик» - проверяется умение держать внутреннюю
опору, подтягивать брюшные мышцы.

Объем – «Купол», «Зевок», «Горячая картошка» - проверяется умение поднимать верхнее
нёбо для придания округлости звуку

Форма ротовой полости и губ – округлость рта, придание формы рупора с частичным
обнажением зубов
Задания на проверку теоретических знаний
Ответьте на вопросы:

Знаете ли вы значение специальных терминов? Как вы понимаете их значение? (Форте,
пиано, крещендо, диминуэндо, стаккато, легато, зевок)

Как вы понимаете, что значит петь «на опоре»?

Как нужно правильно открывать рот при пении?

Что означает дирижерский жест? (ауфтакт, акцент, кантилена, снятие)

Какие музыкальные жанры вы знаете?

Чем они отличаются друг от друга?

Каковы особенности классической, народной, джазовой музыки?

Расскажите об особенностях работы с микрофоном на сцене.

Как нужно вести себя в следующих ситуациях на сцене? (Забыл слова, движения,
споткнулся, почувствовал себя плохо, излишне волнуешься, и т.д.)

Чем может нам помочь интернет в процессе овладения музыкальным произведением?
Умеете ли вы пользоваться интернетом для поиска и скачивания музыки, минусовых фонограмм,
текстов, просмотра видеофрагментов?
21

Таким образом, педагог анализирует уровень практической и теоретической подготовки
каждого ребенка, результаты оценки в баллах вносятся в графы таблицы.

Показатели оценивания
Оценивание проходит по следующим показателям:
1. Теоретическая подготовка обучающегося
а) Владение специальной терминологией
б) Теоретическое понимание правильного звукообразования
в) Знание жанровых и стилевых разновидностей вокальной музыки
г) Знания о работе с микрофоном, этике артиста, поведении на сцене
2. Практическая подготовка обучающегося
а) Чистота интонирования
б) Чувство ритма
в) Гармонический слух
г) Вокально-певческая установка (певческое дыхание, наличие высокой певческой форманты в
голосе, формирование объемного звука за счет приподнятого верхнего неба, использование
резонаторов, пение на опоре, без мышечных зажимов, наличие вибрато)
д) Сценическое движение, навык работы с микрофоном
3. Общеучебные умения и навыки обучающегося: Работа с интернетом: поиск информации,
музыки, фонограмм, текста, умение пользоваться звукообрабатывающими программами
(изменение тональности, темпа, обрезка и склеивание трэков).
5.
Творческие достижения обучающегося: Участие в творческих мероприятиях центра,
школы, района, города, области, Всероссийском и международном уровне.
Для измерения уровня развития способностей были разработаны листы оценки. В них
педагог проставляет балл по каждому показателю, после чего выводится среднее
арифметическое значение, которое определяет уровень развития способностей обучающегося.
Эти данные заносятся в таблицу индивидуально по каждому человеку (Приложение 2), а затем
в сводную таблицу по всей контрольной группе. (Приложение 3)
Исследование уровня вокальных способностей детей школьного возраста проводится:

в форме прослушивания - исполнение ребенком ранее известного вокального
произведения; выполнение вокальных упражнений (на контроль чистоты интонирования,
чувства ритма, гармонического слуха и т.д.); Полученные показатели сравниваются с
предыдущими, и педагог выставляет балл.

в форме беседы – выявляются теоретические знания обучающихся о вокальном искусстве,
уровень владения специальной терминологией, теоретическое понимание звукообразования,
знание жанровых разновидностей вокальной музыки, знания о работе с микрофоном и поведении
на сцене, умение работать с информацией в интернете (общеучебные знания и навыки).

В форме наблюдения – педагог оценивает сформированность практических навыков
основываясь на субъективном мнении по прошествии выступления.
Критерии
оценивания
уровня
подготовки
детей
школьного
возраста:
1-2 балла
Уровень ниже среднего: голосовой режим – фальцет, интонация неустойчивая, певческий
диапазон – меньше октавы, индивидуальность тембра выражена слабо (невозможно
использование в качестве солирующего голоса), певческое вибрато не сформировано, слабо
выражен навык пения на дыхании, артикуляция вялая, слова искажаются, динамические
возможности слабые, неровное звучание голоса на протяжении исполнения всего произведения,
22

несоблюдение ритма, неразвитость гармонического слуха. Наличие скованности, излишнего
волнения, несобранность.
Не имеет навыка работы с микрофоном, не имеет опыта выступления на сцене.
Низкая теоретическая подготовка (терминология, стилистика).
Не имеет навыка поиска информации в интернете, работы с компьютерными программами.
Редко участвует в концертах, мероприятиях объединения.
3 балла:
Средний уровень: голосовой режим – фальцет, интонация устойчивая, рабочий певческий
диапазон – больше октавы, индивидуальность тембра выражена средне (возможно использование
в общем звучании хоровой партии), певческое вибрато является неопределенным, динамические
возможности небольшие, частично присутствует навык пения на дыхании, звучание голоса на
протяжении певческого диапазона не выровнено, удовлетворительное воспроизведение ритма,
частичная развитость гармонического слуха.
Осознание общих теоретических правил, средняя подготовка (терминология, стилистика).
Имеет слабый навык работы с микрофоном, небольшой опыт на сцене.
Слабые умения в пользовании интернетом, поиске информации.
Участвует в концертах и мероприятиях внутри объединения, учреждения.
4-5 баллов:
Уровень выше среднего: голосовой режим фонации, певческий диапазон – не меньше полторы
октавы, яркая выраженность индивидуальности тембра (возможно использование в качестве
солирующего голоса), динамические возможности голоса ярко выражены, техническая
выносливость позволяет исполнять произведение целиком без голосовой усталости, т.к.
присутствует навык пения на дыхании, артикуляция активная, звучание голоса на протяжении
певческого диапазона выровнено.
Имеет навык работы с микрофоном, успешный опыт выступлений на сцене.
Высокое теоретическая подготовка (терминология, стилистика), понимание механизма
звуковоспроизведения.
Умеет работать с интернетом, грамотно обрабатывать информацию.
Принимает участие в конкурсах, фестивалях в масштабе района, города и выше.

23

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».