ДООП Ар-деко

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества

Программа рассмотрена и рекомендована
к утверждению на заседании
Методического совета МБУ ДО - ЦДТ
протокол от 16.06.2023 №4

УТВЕРЖДАЮ
___________________/Т.Г. Хисамова
Директор МБУ ДО - ЦДТ
приказ от 16.06.2023 №38

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
Творческая мастерская «Ар-деко»
Уровень

Стартовый

Возраст обучающихся

8-11 лет

Срок реализации

9 месяцев

Автор-разработчик:
Казакова Екатерина Владимировна
педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2023 г.

Содержание
I.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
II.
2.1.
2.2.
2.3.

Комплекс основных характеристик
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Содержание программы
Планируемые результаты программы
Комплекс организационно-педагогических
условий
Календарно-учебный график
Условия реализации программы
Форма аттестации и контроля
Список литературы

3
3
5
5

Приложения

13

8
8
8
10
11

2

РАЗДЕЛ I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
1.1.Пояснительная записка
Направленность программы: художественная.
Занятия в мастерской способствуют художественно-эстетическому развитию
обучающихся, влияют на формирование общей культуры ребенка и становление его как
целостной всесторонне и гармонично развитой личности.
Актуальность программы обусловлена тем, что обучающихся приобретает
прикладные декоративные навыки, которые позволяют не только создавать уникальные
вещи с нуля, но и кастомизировать различные предметы одежды и быта. В ходе освоения
программы ребенок познакомиться с различными видами декоративного и прикладного
искусства, народными художественными промыслами, а так же с разновидностями
графического дизайна.
Творчество и творческая созидающая деятельность определяют ценность человека,
поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только
теоретический, но и практический смысл. Основная цель художественно-эстетического
воспитания и образования – обогащение чувственного, эмоционально-ценностного,
эстетического опыта детей; развитие художественно-образного мышления, способностей к
художественному творчеству. Благодаря занятиям происходит развитие эстетического
отношения к явлениям окружающей жизни и искусству, обогащение эмоционального мира
ребёнка, развитие творческого восприятия произведений искусства.
Таким образом, программа соответствует социально-экономическим потребностям
нашего региона и города, социальному заказу на образовательные услуги, поскольку
отражает потребности и индивидуальные особенности потенциальных обучающихся,
ожидания родителей, требования и ожидания образовательных учреждений
профессионального образования, требования социума, общественности, государства.
Программа разработана на основе нормативно-правовой документации:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» в действующей редакции.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации (в редакции 2013 г.).
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам".
Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».

3

Адресат программы
Программа разработана для обучающихся от 8 до 11 лет. Группы формируются по 10
-17 человек.
У детей младшего школьного возраста начало обучения в школе ведет к изменению
социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом.
Школьник имеет определенные социально значимые обязанности, за выполнение которых
получает общественную оценку.
Система отношений ребенка перестраивается. Она во многом определяется тем,
насколько успешно он справляется с освоением новой социальной роли. Ребенок учится
управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями.
Уменьшение значения игры. С приходом ребенка в школу игра постепенно теряет главную
роль в его жизни, хотя и продолжает занимать в ней важное место. В игре все больше
времени отводится соревнованиям, которые вначале имеют индивидуальный характер, а
затем становятся групповыми, с существованием лидеров в каждой группе.
Дети учатся организовывать свое поведение в соответствии с заданными целями и
собственными намерениями. Важнейшим условием развития произвольного поведения
является участие взрослого, который направляет усилия ребенка, раскрывая их смысл, и
обеспечивает средствами овладения. В период от 10 - 12 лет ребенок интенсивно растет и
развивается, поэтому творческое, эстетическое развитие и воспитание особенно важно в
этот возрастной период. Средний школьный возраст является чрезвычайно важным для
психического и социального развития ребенка. Данный возраст по своему
психологическому содержанию является переломным в интеллектуальном развитии
ребенка. Мышление все больше становится похожим на мышление взрослого. Умственные
операции ребенка приобретают большую развитость - он уже в состоянии сам формировать
различные понятия, в том числе и абстрактные. Формируется также мысленное
представление о последовательности действий.
Этот возраст характеризуется бурным развитием потребности в творческой
деятельности. Значительное место в понятии «Я», растущего ребенка занимает образ тела
и его внешность, либо адекватно высокая, либо явно заниженная самооценка, с выраженной
неудовлетворенностью ребенка собой. В конечном же итоге основная цель развития - «Я»,
заключается в том, чтобы помочь ребенку самому стать для себя источником поддержки,
мотивации и поощрения.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа- 30 минут.
Перерыв между учебными занятиями -10 минут.
Длительность одного занятия: 2 академических часа.
Периодичность занятий в неделю: 2 раза.
Объем программы: 144 часа.
Срок реализации программы: 9 месяцев
Программа стартового уровня. Предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность
предлагаемого для освоения содержания программы.
Формы обучения и виды занятий
Форма обучения: очная, возможна в дистанционной.
Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это
индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в
коллективе.
4

Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм
организации на занятиях. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы
(постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К
самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого
блока, полугодия и года.
Основной формой организации процесса обучения является групповое
комбинированное занятие, включающее в себя предъявление нового материала в виде
беседы и демонстрации иллюстративного материала с последующей отработкой умений и
навыков на практике, выполнение самостоятельной творческой работы. Важным элементом
каждого занятия является обсуждение, рефлексия.
Другими видами занятий, используемыми при обучении по программе, являются
следующие: беседа, практическое занятие, тематическое занятие, творческое занятие,
мастер – класс.
Формы подведения итогов реализации программы: наблюдение, анализ
выполненных работ, выставка и др.
1.2.Цели и задачи общеразвивающей программы
Цель программы: развитие творческих способностей, индивидуальности и
самореализации детей через приобретение навыков декоративно-прикладного творчества и
дизайна.
Задачи программы:
Обучающие:
• познакомить с основами знаний в области композиции, формообразования,
цветоведения и декоративно-прикладного искусства;
• формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль
с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
• совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами
и приспособлениями для различных видов декоративного и прикладного творчества.
Развивающие:
• развивать умения создавать свои собственные дизайнерские объекты, учить
находить новое применение знакомым предметам, по – новому их оформлять и употреблять
в быту;
• развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству
декоратора, дизайнера;
• развивать креативность, индивидуальность, ощущение значимости;
• развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках
решений и генерирования идей.
Воспитательные:
• формировать целостный социально ориентированный взгляд на мир в его единстве
и разнообразии природы, народов, культур и религий;
• пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного
искусства, дизайна;
• побуждать к максимальной самостоятельности детского творчества. Очень важно,
чтобы дети не копировали уже созданное кем – то, а выполняли эксклюзивные вещи.
• формировать навыки коллективной работы.
5

1.3.Содержание программы
Сводный учебный план программы
Наименование темы

№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Количество часов

Введение в программу
Роспись по ткани
Бумагопластика
Роспись по стеклу
Мягкая игрушка
Бисер
Макраме
Интерьерный постер
Обобщающие занятие
Выставочная деятельность

3
30
54
12
27
27
18
18
6
21

Всего часов

144

УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
Название раздела,
темы
Введение в
1.
программу

№ п/п

Всего

Количество часов
Теория
Практика

2

1

1

2. Роспись по ткани

20

4

16

3. Бумагопластика

34

6

28

4. Роспись по стеклу

14

2

12

5. Мягкая игрушка

18

2

16

6. Бисер

18

4

14

7. Макраме

18

4

14

8. Интерьерный постер

12

4

8

Формы аттестации /
контроля
Входной мониторинг

9.

Обобщающие
занятие

4

2

2

Наблюдение.
Выполнение работы
Наблюдение.
Выполнение работы
Наблюдение.
Выполнение работы
Наблюдение.
Выполнение работы
Наблюдение.
Выполнение работы
Наблюдение.
Выполнение работы
Наблюдение.
Выполнение работы
Промежуточный и
итоговый мониторинг

10.

Выставочная
деятельность

4

1

3

Самооценивание

144

30

114

Итого:

6

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
1. Введение в программу (2 ч).
Теория: Знакомство с обучающимся. Правила техники безопасности.
Практика: Входная диагностика.
2. Роспись по ткани (20 ч).
Теория: Инструменты и материалы. Правила безопасной работы при росписи ткани.
Поэтапность выполнения росписи. Знакомство с техникой выполнения свободной росписи
и узелкового батика.
Практика: Роспись маркерами по ткани. Узелковая роспись. Свободная роспись.
3. Бумагопластика (34 ч).
Теория: Материалы и инструменты. Правила безопасной работы с картоном, бумагой,
ножницами и клеем. Последовательность выполнения игрушки-дергунчика. Знакомство с
техникой выполнения кусудамы. Правила оформления лепбука, упаковки подарка, пиньяты
и гирлянд.
Практика: Игрушки-дергунчики «Птица», «Летучая мышь», по выбору. Шар кусудама.
Лепбук «В мире животных», «Моя любимая история», лепбук 3D. Упаковка. Пиньята.
Праздничная гирлянда.
4. Роспись по стеклу (14 ч).
Теория: Инструменты и материалы, поэтапность выполнения росписи по стеклу.
Практика: Роспись витражными красками по стеклу на растительную тему и на свободную
тему. Точечная роспись.
5. Мягкая игрушка (18 ч).
Теория: Инструменты и материалы при работе с джинсовой тканью, правила безопасной
работы с ножницами, иглой, клеем. Правила работы с выкройкой. Знакомство с историей
игрушки тильда.
Практика: Выполнение игрушки из джинсовой ткани по выбору. Выполнение игрушки
тильды. Авторская игрушка.
6. Бисер (18 ч).
Теория: История возникновения бисера. Материалы и инструменты. Схемы плетения.
Правила безопасной работы.
Практика: Фенечка «крестиком», «восьмеркой», «цветком». Выполнение игрушки в
технике параллельное плетение «Крокодил» и по выбору.
7. Макраме (18 ч).
Теория: Знакомство с историей макраме. Материалы и инструменты. Правила безопасной
работы. Схемы плетения.
Практика: Лист и брелок в технике макраме. Плетение фенечек.
8. Интерьерный постер (12 ч).
Теория: История, инструменты и материалы. Понятие постер. Знакомство с техникой
коллажирования. Основы каллиграфии.
Практика: Выполнение интерьерного постера в технике коллажирования. Выполнение
постера с элементами каллиграфии.
9. Обобщающее занятие (4 ч).
Теория: Повторение и обобщение полученных знаний за 1 полугодие и за 2 полугодие.
Практика: Промежуточная диагностика. Итоговая диагностика.
7

10. Выставочная деятельность (4 ч).
Теория: Правила оформление различных декоративных работ. Особенности оформления
выставки.
Практика: Организация выставок за 1 полугодие и за 2 полугодие.
1.4.Планируемые результаты программы
Предметные:
• сформированы первоначальных представлений о роли декоративно-прикладного
искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
• знают выразительные средства различных видов декоративного искусства и
освоение некоторых из них;
• владеют терминологией и классификацией декоративного искусства и дизайна;
• владеют отечественной и мировой художественной культурой;
• получение детьми представлений о некоторых специфических формах
художественной деятельности (декоративного искусства и дизайна).
Метапредметные:

развита мелкая моторика рук и координация движений;

развиты умения создавать свои собственные дизайнерские объекты, умеют
находить новое применение предметам, по – новому их оформлять и употреблять в быту.

развита смекалка, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству
декоратора, дизайнера;

развита способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках
решений и генерирования идей.
Личностные:

сформирован у детей устойчивый интерес к искусству и занятиям художественным
творчеством;

сформирован навыки коллективной работы;

сформированы у ребёнка ценностные ориентиры в области декоративноприкладного искусства;

воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей.

8

РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

Год
обучения

1

2.1.Календарно-учебный график
Дата
Дата
Количество Количество Количество
начала
окончания
учебных
учебных
учебных
обучения обучения
недель
дней
часов
15.09.23

31.05.24

36

72

144

Режим
занятий

2 занятия по
2 часа в
неделю

2.2.Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
№/№ Оборудование
Количество
%
на одного
использования
Единица
Количество
ребенка
в ходе
измерения
на группу
реализации
программы
1
Учебный
кабинет
(включая
типовую
1
100%
мебель)
2
Бумага цветная
уп
1
100%
3
Картон цветной
уп.
1
100%
4
Клей ПВА
шт
1
100%
5
Клей-карандаш
шт
1
100%
6
Акриловые краски по
1
набор
100%
стеклу
7
Акриловые краски по
1
набор
100%
ткани
8
Хлопковый шнур (10 м)
шт
1
100%
9
Нитки мулине
набор
1
100%
10
Бисер
уп
3
100%
11
Леска (0,2-0,5 мм)
шт
1
100%
12
Маркеры по ткани
набор
1
100%
13
Ножницы
шт
1
100%
14
Ткань для игрушек (1
1
100%
шт
погонный метр)
15
Нитки
шт
1
100%
16
Игла швейная
шт
1-2
100%
17
Мел закройщика
шт
1
100%
18
Бумага А4
набор
3
100%
19
Материалы
для
3-4
100%
шт
декорирования из стекла
9

20
21
22

Материалы
для
декорирования из ткани
Акварель
Акриловые краски

шт

4-5

набор
набор

1
1

-

100%
100%
100%

Информационное обеспечение
1. https://www.pinterest.ru/
2. http://women-on-line.ru
3. http://krokotak.com/
4. https://daynotes.ru/
5. https://www.youtube.com/c/DariaKlo
6. https://www.youtube.com/c/Fancysmth
7. https://podelunchik.ru/
8. https://www.livemaster.ru/masterclasses
9. https://methakura.gumroad.com/
Кадровое обеспечение.
Требования к квалификации: Высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование в области, соответствующей профилю объединения без
предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или
среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование
по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы
и курсы повышения квалификации по направлению деятельности.
Методические материалы
 Наглядно-иллюстративный материал (выставочные работы детей и педагога).
 Репродукции работ мастеров ДПИ.
 Произведения ДПИ (батик, народная игрушка и т.д.).
 Таблицы по цветоведению.
 Дидактический, раздаточный материал (шаблоны, трафареты и т.д.)
На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого
развития обучающихся на различных возрастных этапах и предусматривающая их
дифференциацию по степени их возможностей.
Осваивая программу, обучающиеся проходят путь от простого к сложному, с учетом
возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение
основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и
творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве
активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе
усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у детей развиваются
творческие начала.
Принципы построения программы:
- от простого к сложному;
- связь знаний, умений с жизнью, с практикой;
- личностно-ориентированный подход;
- доступность;
- системность знаний;
10

- воспитывающая и развивающая направленность;
- всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков;
- активность и самостоятельность;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Технологии:
- игровое обучение;
- педагогика сотрудничества;
- личностно - ориентированный подход.
Методы:
- наглядный (показ, образцов поделок, иллюстрации);
- словесный (беседа, пояснение, вопросы);
- практический.
Формы:
- индивидуальные;
- групповые.
Содержательные принципы построения занятий как занятий творчества:
- создание у детей целостного представления об декоративном искусстве;
- сочетание теоретической и практической творческой деятельности учащихся;
- тематическое построение занятий.
Здоровье сберегающие принципы.
Каждое занятие сопровождается физкультминуткой.
2.3.Формы аттестации /контроля и оценочные материалы
Программа предусматривает исследования:
Входное оценивание в начале учебного года - выявляет исходный уровень по
основным исследуемым характеристикам. Диагностика творческих умений и навыков
выявляется педагогом по готовым изделиям, владению техникой выполнения и позволяет
определить уровень практических умений ребёнка.
Промежуточное и итоговое оценивание проводится в середине года и по окончании
каждого года обучения, (позволяет констатировать творческие изменения, которые
происходят у детей).
Итоговая аттестация по окончании срока реализации программы.
Формой итоговой аттестации являются: выставки различных уровней
/межрегиональные, городские, районные/, где могут быть представлены работы детей,
выполненные на определённую тему (в наиболее выразительном материале), в которой
ребёнок осознанно выражает собственное образное восприятие мира или обозначенной
проблематики.
Выставки различного уровня являются отличным стимулирующим фактором
педагогического процесса, т.к. занятия в изостудии носят безотметочный характер.
В практике самовыражения ребёнку предоставляется возможность раскрыться без
опаски получить неудовлетворительную отметку за работу.
Текущее оценивание осуществляется на каждом занятии методом наблюдения и
коллективного анализа выполненных работ.

11

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» в действующей редакции.
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации (в редакции 2013 г.).
3.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
4.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
6.
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об Утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
7.
Приказ Министерства труда и социализации защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам".
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
10.
Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
11.
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ).
12.
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК -641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»).
13.
Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области
от 30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
14.
Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461 ПП «О
региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской
области».
15.
Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО «Дворец
молодежи» № 136-д от 26.02.2021
16.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
12

№219-д от 04.03.2022 «О внесении в методические рекомендации «Разработка
дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях»,
утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 №934-д.
17.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
№ 195 Д от 22.02.2022 о проведении независимой оценки качества дополнительных
общеобразовательных программ
18.
Постановление Администрации города Екатеринбурга № 3440 от 11.11.2022 г. «Об
утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного
образования детей в муниципальном образовании «город Екатеринбург».
Список литературы для педагога:
1.
Белецкая Л. Б. Креативные картины из природных материалов. — Изд-во Эксмо,
2006. — 64с.
2.
Вешкина О.Декупаж. Золотая коллекция идей. Издательство: Эксмо, 2011 г. 128 стр.
3.
Горичева В.С.,Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина.
4.
Гильман Р. А. Художественная роспись тканей. — «Владос», 2004г.
5.
Гильман Р.А. Художественная роспись тканей. –Изд-во Эксмо, 2008. – 176с.
6.
Давыдов C. Батик: техника, приемы, изделия. — «АСТ-Пресс», 2005г.
7.
Дворкина И. А. Батик. Горячий. Холодный. Узелковый. — «Радуга», 2002г., 2-е изд.
— 2008г.
8.
Маклаков А. Общая психология. ООО Изд-во АСТ. 2001г.
9.
Ниола-Пресс, Все о декупаже. Техники и изделия Издательство: 2009г., 128 стр.
10.
Перелёшина И. А. Батик. От основ к импровизации. — СПб, «Паритет», 2007г.
11.
Погадаев Виктор «Магия батика» — «Восточная коллекция», N 6 Москва:
Российская государственная библиотека, 2002г, 71-74с.
12.
Синеглазова М.О. Распишем ткань сами. - Изд-во Эксмо, 2010г. – 54с.
13.
Синеглазова М. О. Распишем ткань сами. — «Профиздат», 2001г.
14.
Тутушкина М.К. Практическая психология для преподавателей. Издательство:
"Филинь" 2007г . – 328с.
15.
Чаянова Г.Н. Соленое тесто Серия: для начинающих Соленое тесто. Издательство:
Дрофа-Плюс, 2009г.
16.
Харвест, Декупаж. Красивый декор своими руками. Издательство: Эксмо 2010г. 256
с.
17.
Юсель Светлана. Декупаж. Самая полная энциклопедия. Издательство: АСТ-Пресс
Книга, 2011г. 128с.
18.
Соколова О. “Коллаж и ассамбляж” Серия город мастеров Издательство Феникс
Ростов на Дону 2013г. 61с.
19.
Резько И.В. “Роспись по стеку” Издательство: АСТ, Москва 2014г. 160с.
20.
Знаменская О. “Шебби-шик” Серия город мастеров Издательство Феникс Ростов на
Дону. 2013г. 110с.
Список литературы для детей и родителей:
1.
Вершинникова Е.Г. Программа «Школа дизайна». - В кн.: Занятия в школе дизайна.
5-9 классы / авт.- сост. Е.Г. Вершинникова, Р.В. Игнатьев.- Изд. 2-е.- Волгоград: Учитель,
2011.
2.
Игнатьев Р.В. Программа «Детская студия дизайна». - В кн.: Занятия в школе
дизайна. 5-9 классы / авт.- сост. Е.Г. Вершинникова, Р.В. Игнатьев.- Изд. 2-е.- Волгоград:
Учитель, 2011.
3.
Кожина О.А. Декоративно-прикладное искусство.- В сб.: Примерные программы
внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В.А. Горский, А.А.
Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.); под ред. В.А. Горского.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011.
13

4.
Кожина О.А. Художественная роспись тканей.- В сб.: Примерные программы
внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В.А. Горский, А.А.
Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.); под ред. В.А. Горского.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011.
5.
Ручное ткачество.- В сб.: Программы для внешкольных учреждений и
общеобразовательных школ. Культура быта.- М.: Просвещение, 1986, с. 7-12. Абрамян
Д.Н., Общепсихологические основы художественного творчества/ Д. Н. Абрамян/ — М.,
1995.
6.
Алехин А. Д., Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга для
Учителя/ А. Д. Алехин/ – М.: Просвещение, 1984.
7.
Гульянс Э.К., Учим детей мастерить , «Просвещение», Москва, 1972.
8.
Фатерина Н.В., Батик. Практическое руководство росписи по ткани. Издательство
Художник 2002.
9.
Автор: Хворостов А.С., Декоративно-прикладное искусство в школе»,
«Просвещение», Москва, 1996.
10.
Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. «Изд. Акад. развития», Ярославль,
2017.
11.
Чудесные поделки из бумаги, «Просвещение», Москва 1992.
12.
Аппликационные работы в начальных классах, «Просвещение», Москва, 1990.
13.
Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. «Просвещение»,
Москва, 2005.
14.
Рукоделие. Умелые руки. «Фолио», Харьков, 2001.
15.
Сказка оригами. Игрушки из бумаги. «ЭКСМО СПб Валерия СПД», 2004.

14

Приложение 1
Входной мониторинг.
Тест «Круги»
Ребенку предлагается лист с 20 нарисованными кружочками диаметром не менее 2
см и дается задание: «Преврати кружочки в какие-нибудь необычные предметы (нарисуй
их, используя эти круги)». На выполнение задания дается 5 минут.

Обработка результатов
Творческие способности проявляются в оригинальности, гибкости, беглости.
Оригинальность изображения проявляется в том, что у ребенка возникают новые,
нестандартные идеи рисунков предметов, имеющих форму круга.
Обычными, т. е. стандартными, будут изображения, которые часто встречаются в
детских рисунках (яблоко, мячик, солнышко, лицо человека, мордочка зайчика, тарелка,
колесо, воздушный шарик, цветок и т. п.). За такие рисунки присваивается 0 баллов.
Оригинальными можно считать изображения предметов, которые не так часто рисуют
дети (кнопка звонка, торт, пуговица, ежик, свернувшийся в клубочек, Колобок, смайлик,
планета Марс, зеркальце, хоккейная шайба, вишенка и т. п.). Каждый оригинальный
рисунок оценивается в 1 балл. Если ребенок объединяет в одну композицию 2 кружочка и
более, то можно добавить ему за оригинальность по 1 баллу за каждое объединение.
Гибкость — это способность ребенка выдвигать разнообразные идеи рисунков,
обращаясь к различным областям знаний, используя широкий круг предметов и явлений.
Для оценки гибкости подсчитывается количество обобщающих слов-понятий, которые
могут включать в себя сразу несколько нарисованных предметов и явлений.
Например, рисунки человека или только головы (лица) можно объединить общим
понятием «человек».
15

Другие слова-понятия объединяют иные предметы, например: «небесные тела» (Луна,
Солнце, планета), «фрукты и овощи» (яблоко, вишня, помидор, арбуз). Так, вы можете
включить нарисованные ребенком предметы в группы «животные», «растения», «посуда»,
«аксессуары» и др.
Количество групп, которые могут включать несколько предметов или даже один,
подсчитывается и оценивается — по 1 баллу за каждую группу. Обращаем ваше внимание,
что при анализе и подсчете групп учитываются все изображения, а не только оригинальные.
Беглость — это скорость, продуктивность изобразительной деятельности ребенка, т.
е. это способность за ограниченное количество времени (5 минут) выполнить большой
объем работы, нарисовать много круглых предметов. В нашем тесте подсчитывается
количество кружочков, которые использовал ребенок для изображения предметов. За
каждый кружок-рисунок дается 1 балл.
Интерпретация результатов
Критерии
способностей

творческих

Низкий
уровень

Средний
уровень

Высокий
уровень

Оригинальность

0—2 балла

2—6 баллов

свыше 8 баллов

Гибкость

1—2 балла

3—4 балла

свыше 5 баллов

Беглость

0—9 баллов

10—13 баллов

свыше
баллов

14

Результаты теста не отражают полноту творческого потенциала ребенка. Наблюдайте
за ребенком: если он все время что-то придумывает, сочиняет, фантазирует — то его
творческий потенциал очевиден, если предпочитает действовать по образцу, инструкции,
шаблону, боится проявлять инициативу, помогите почувствовать ребенку радость
творчества.

16

Промежуточный мониторинг.
«Добрый и злой волшебник» автор А.А.Мелик-Пашаев

Покажите ребенку и попросите раскрасить рисунок так, как он хочет. Но с учетом одного
условия: на рисунке изображен самый добрый, любимый детьми волшебник, и находится
он в своем саду.
Не говорите ребенку: «Ты должен с помощью цвета показать его доброту!» — а только
расскажите о нем, учитывая возраст и характер вашего ребенка, так, чтобы он почувствовал
нежное и благодарное чувство к сказочному другу. Если ребенок еще дошкольник,
объясните на всякий случай, где на рисунке небо, где — облако, где — волшебная палочка
и т.д. Если ребенок будет спрашивать: «А как покрасить?», «А можно ли так-то или такто?» — отвечайте: «Покрась как хочешь, если ты считаешь, что это подходит для доброго
волшебника».
Далее дайте ребенку другой такой же рисунок, но пусть на этот раз он изображает злого
колдуна. Поскольку силуэт в двух случаях одинаковый, то показать разницу характеров
этих персонажей и своего отношения к ним ребенок может, лишь придав максимальную
выразительность цветовому решению.
Вероятно, это удастся не каждому ребенку и не всем в одинаковой мере. Невозможно,
конечно, предусмотреть все индивидуальные варианты решений, которые могут
встретиться читателям, но скорее всего они будут тяготеть к одному из трех основных
типов.
Первый — наиболее художественный: с изменением содержания рисунка, отношения
ребенка к тому, что он изображает, совершенно меняется и цветовое решение. Это значит,
что ребенок остро чувствует эмоциональную действенность цвета, использует ее для
создания выразительного колористического решения; в большинстве случаев он делает это
сознательно. Когда вы поставите рядом оба раскрашенных им рисунка, вы увидите как бы
два разных мира — настолько отличаются для маленького автора цвета «добра» и «зла».
Только не думайте, что добрый волшебник непременно должен быть ярким, а злой —
черным, и не внушайте ребенку этот стереотип. Конечно, во многих случаях ребенок сам
так и сделает, но будут встречаться и принципиально иные решения.
17

Кто-то изобразит доброго волшебника в яркой, насыщенной, т.е. радостной, гамме, а злого
сделает блеклым, бесцветным. А другой, возможно, поступит наоборот, и это вовсе не будет
его ошибкой. Просто у него другое эмоциональное отношение к цвету, для него блеклые
краски вовсе не блеклые, а мягкие, ласковые, спокойные. И яркие для него никакие не
радостные, а крикливые, пестрые, хвастливо-роскошные, и носить такие цвета пристало,
конечно, злому колдуну. На него долго и смотреть-то больно...
Возможны и совсем другие, многообразные решения, и все они правомерны, если «добро»
и «зло» получают разный цветовой наряд.
Но такие работы будут встречаться довольно редко, чаще решение носит половинчатый
характер. Менять цветовой облик будут лишь отдельные части изображения, обычно
одежда волшебника, атрибуты его власти, т.е. те детали рисунка, которые прямо связаны с
сюжетом и которые вы сами оценивали как «добрые» и «злые», когда объясняли задание.
А все «нейтральные» элементы рисунка, к событиям сказки вроде бы отношения не
имеющие (небо с облаком, земля с цветами), могут выглядеть одинаково в обоих рисунках.
Поставив рисунки рядом, мы увидим уже не два разных мира, а двух разных персонажей,
появляющихся на фоне одинаковых или однотипных «декораций». Ясно, что это не
художественное обращение с цветом: колорит хорошей картины целиком определяется ее
общим настроением независимо от того, имеет ли та или иная деталь отношение к фабуле.
Но все же проблески выразительности цветового решения тут очевидны.
Куда удивительнее и интереснее третий тип решения этой задачи, который, правда, в
чистом виде нечасто встречается. В этом случае, поставив рядом два рисунка,
изображающие доброе и злое царства, мы просто не увидим никакой разницы между ними.
Разница, конечно, будет: человек не может дважды сделать абсолютно одно и то же. Иногда
формальные отличия могут быть даже заметными: тут — желтый колпак, красный балахон
волшебника, голубое облачко на фоне белого неба; там — красный колпак, белое облачко
на голубом фоне и т.п. Но ни о каком принципиальном различии цветового образа,
выражающего в одном случае отношение ребенка к добру, во втором — к злу, тут и речи
нет. Рисунки можно поменять местами, и ничего не изменится... Может быть, просто чтото не получилось в процессе исполнения, а замысел ребенка был другим?
Спросите его (но очень осторожно, не давая понять, что он не справился с заданием):
почему он выбрал в каждом случае те или другие цвета? Или, лучше, как он догадался, что
первый рисунок надо было раскрасить этими цветами, а второй — теми? Скорее всего вы
убедитесь, что автор и в мыслях не имел что-нибудь выражать с помощью цвета. Он просто
занимался раскрашиванием, никак не связывая цвета с содержанием.
— Этот надел такую одежду, а тот — такую...
— Мне просто захотелось так покрасить...
— Это было летом, поэтому земля зеленая...

Итоговый мониторинг.
Итоговый мониторинг проходить в виде просмотра лучших (по мнению детей) работ
за весь учебный год. Каждая работа оценивается и данные вносятся в следующую
таблицу.
18

ФИО
ребен
ка

Назва
ние
работ
ы

Оценка показателей в баллах
Оригин
альност
ь

Динами
ка

Эмоцио
нальнос
ть

Форма

Цвет

Компози
ция

Всего
баллов
по
каждом
у
рисунку

Общее
количес
тво
баллов

Уровень
выразите
льности

Диагностическая карта выявления компетенций по пройденной теме

Форма – устный опрос, наблюдение
Критерии. 1-ниже среднего уровень: 2-средний уровень: 3-выше среднего уровень

№
п/
п

Ф.И.
ребенка

ТЕОРИЯ
Знание
термино
в

ПРАКТИКА
Знание
алгорит
ма
работы

Умение
работать с
материало
м

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ
Соблюдение
технологии
выполнения

Умение
работать в
коллективе

Соблюдение
правил
техники
безопасности

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».