ДООП ИЗО студия фантазируем и рисуем

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества

Программа рассмотрена и рекомендована
к утверждению на заседании
Методического совета МБУ ДО - ЦДТ
протокол от 16.06.2023 №4

УТВЕРЖДАЮ
___________________/Т.Г. Хисамова
Директор МБУ ДО - ЦДТ
приказ от 16.06.2023 №38

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
Изостудия «Фантазируем и рисуем»
Уровень

Базовый

Возраст обучающихся

9 -13 лет

Срок реализации

9 месяцев

Автор-разработчик:
Неуймина Ольга Юрьевна
педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2023

Содержание
I.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
II.
2.1.
2.2.
2.3.

Комплекс основных характеристик
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Содержание программы
Планируемые результаты программы
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарно-учебный график
Условия реализации программы
Форма аттестации и контроля

3
3
5
5
8
9
9
9
11

Список литературы

12

Приложения

14

2

РАЗДЕЛ I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
1.1.Пояснительная записка
Направленность программы: художественная.
Занятия в объединении способствуют разностороннему и гармоническому развитию
личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового,
нравственного и эстетического воспитания.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания
программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых
подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи
эстетического восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль
принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту
окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественноэстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность,
усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации
личности. Таким образом, программа соответствует социально-экономическим
потребностям нашего региона и города, социальному заказу на образовательные услуги,
поскольку отражает потребности и индивидуальные особенности потенциальных
обучающихся, ожидания родителей, требования и ожидания образовательных учреждений
профессионального образования, требования социума, общественности, государства.
Программа разработана на основе нормативно-правовой документации:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» в действующей редакции.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам".
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации (в редакции 2013 г.).
Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2
Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»;
Федеральный закон от 13.07.2020 № 189 ФЗ «О государственном (муниципальном)
социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной
сфере»;
3

Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом.
Устав МБУ ДО-ЦДТ.
Адресат программы
Программа разработана для обучающихся от 9 до 13 лет. Группы формируются по 14
-17 человек. Группы формируются по возрасту: 9-10 лет, 11-13 лет.
В этом возрасте происходит настоящий сдвиг в интеллектуальном развитии ребенка.
Происходит развитие осознанности и произвольности всех психических процессов
(восприятие, мышление, память, внимание, воображение).
Ребенок различает и называет цвета, формы предметов, правильно соотносит их по
величине, понимает их положение в пространстве. На протяжении всего обучения
восприятие становится произвольным. Произвольное внимание удерживается и
развивается при помощи использования педагогом словесных инструкций на занятии,
приемов планирования деятельности, игровых элементов и частой сменой форм
деятельности. Наряду с наглядно-образным активно формируется словесно-логическое
мышление, основу которого составляет оперирование понятиями.
Воображение развито хорошо: ребенок может представить определенную ситуацию,
образ, предмет. В процессе обучения оно становится произвольным, управляемым.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа- 40 минут.
Перерыв между учебными занятиями -10 минут.
Длительность одного занятия: 2 академических часа.
Периодичность занятий в неделю: 2 раза.
Объем программы: 144 часа.
Срок реализации программы: 1 год (9 месяцев)
Программа базового уровня. Предполагает использование и реализацию форм
организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и
умений в рисовании. На программу принимаются обучающиеся имеющие начальные
навыки рисования.
Особенности реализации программы: программа может реализовываться в
дистанционной форме обучения.
Формы обучения: очная.
Перечень видов занятий:
Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это
индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в
коллективе.
Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм
организации на занятиях. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы
(постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К
самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого
блока, полугодия и года.
Основной формой организации процесса обучения является групповое
комбинированное занятие, включающее в себя предъявление нового материала в виде
беседы и демонстрации иллюстративного материала с последующей отработкой умений и

4

навыков на практике, выполнение самостоятельной творческой работы. Важным элементом
каждого занятия является обсуждение, рефлексия.
Другими видами занятий, используемыми при обучении по программе, являются
следующие: беседа, практическое занятие, тематическое занятие, творческое занятие,
мастер – класс.
Формы подведения итогов реализации программы: наблюдение, анализ
выполненных работ, выставка и др.
Воспитательная работа.
Воспитательная работа с обучающимися проводится в соответствии с рабочей
программой воспитания МБУ ДО-ЦДТ, ее ежегодного плана.
Цель программы воспитания: развитие и социализация в соответствии с принятыми
социокультурными правилами и нормами, как основы воспитанности обучающихся.
Задачи программы воспитания:
 развивать морально-нравственные качества обучающихся: честность; доброту;
совесть; ответственность, чувства долга;
 развивать
волевые
качества
обучающихся:
самостоятельность;
дисциплинированность;
инициативность;
принципиальность, самоотверженность,
организованность;
 воспитывать стремления к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию;
 приобщать обучающихся к экологической и социальной культуре, здоровому образу
жизни, рациональному и гуманному мировоззрению;
 формировать нравственное отношения к человеку, труду и природе;
Планируемые результаты воспитания:
 развиты морально-нравственные качества обучающихся: честность; доброта;
совесть; ответственность, чувство долга;
 развиты
волевые
качества
обучающихся:
самостоятельность;
дисциплинированность;
инициативность;
принципиальность, самоотверженность,
организованность;
 развито стремления к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию;
 сформирован интерес обучающихся к экологической и социальной культуре,
здоровому образу жизни, рациональному и гуманному мировоззрению;
 сформировано нравственное отношения к человеку, труду и природе.
Формы проведения воспитательных мероприятий: беседа, викторина, встреча с
интересными людьми, дискуссия, тренинг, посещение театра, организация конференции,
экскурсия, олимпиада, смотр, конкурс и др.
Методы воспитательного воздействия: убеждение, внушение, заражение «личным
примером» и подражание, упражнения и приучение, обучение, стимулирование (методы
поощрения и наказания, соревнование), контроль и оценка и др.

5

1.2.Цели и задачи общеразвивающей программы
Цель –формирование базовых принципов, которые помогут рисовать лица людей с
невероятной точностью.
Задачи:
Обучающие:

познакомить с пропорциями человеческого лица, которые отражают
пространственные взаимоотношения между деталями;

познакомить с различными эмоциями человека;

научить рисовать лица и эмоции человека;

научить рисовать людей и карикатурные персонажи с простых форм и упрощённых
построений головы.
Развивающие:

развивать мелкую моторику рук и координацию движений;

развивать цветоощущение, образное мышление, фантазию, творческое
воображение.
Воспитательные:

сформировать у детей устойчивый интерес к искусству и занятиям художественным
творчеством;

сформировать навыки коллективной работы;

научить создавать, генерировать идеи, чувствовать красоту.

1.3.Содержание программы
Учебный план программы
Наименование темы

№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Количество часов
2
12
30
30
30
32
8
144

Введение.
Создаем крепкую основу.
Акцент на деталях
Создай образ
Две улыбки
Очертание лица
Выставочная деятельность
Всего часов
УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН

№

1
2
2.1.
2.2.
2.3.

Наименование
темы

раздела,

Введение
Создаем крепкую основу
Базовые пропорции лица
Скрытые пропорции лица
Направленность

Количество часов
Всего
2
12
2
2
2

Теория Практика
1
6
1
1
1

1
6
1
1
1

Форма
аттестации/контроля
Беседа
Наблюдение
Выполнение работы
Выставка
6

2.4. Совершенствуем рисунок
2.5. Поворот головы
3.
Акцент на деталях

4.
4.1
4.2
5.
5.1
5.2.
6

Создай образ
Простые эмоции в профиль
Выражение лица: детали
Две улыбки
Эмоции
Улучшение
основной
формы
Очертание лица

Выставочная
деятельность
Всего
7

4
2

2
1

2
1
Наблюдение
Выполнение работы
Выставка

30

15

15

30
14
16
30
14

8
4
4
8
4

22
10
12
22
10

16

4

12

32

16

16

Наблюдение
Выполнение работы

8

2

6

Выставка

144

56

Презентация работ
Выставка
Наблюдение
Выполнение работы
Выставка

88

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
Раздел 1. Введение в программу.
Теория. Вводный инструктаж по ОТ. Введение в образовательный курс программы. Основы
рисования лиц и эмоций. Цели и задачи, содержание и порядок работы. Беседа с детьми.
Первичный инструктаж на рабочем месте. Источники наших знаний об изобразительном
искусстве. Проведение первичного инструктажа ПДД. Инструменты, необходимые для
работы объединения
Практика. Беседа, проверка усвоенного материала.
Создаем крепкую основу
Базовые пропорции лица
Теория. Познакомить с построением головы человека, с базовыми пропорциями лица.
Практика. Выполнение набросков и эскизов.
Скрытые пропорции лица
Теория. Знакомство со скрытыми пропорциями лица.
Практика. Выполнение эскизов и набросков.
Направленность.
Теория. Знакомство с расположением линии глаз, носа и рта.
Практика. Выполнение эскизов и набросков.
Совершенствуем рисунок
Теория. Знакомство с выразительными линиями, объемность поверхности, скрытых
направляющих в лице.
Практика. Доработка деталей на эскизах.
Поворот головы.
Теория. Познакомить с построением головы. Поворот на три четверти.
Практика. Выполнение эскизов и набросков.
Акцент на деталях.
Теория. Знакомство с темами: построение глаз, свечение, полутона, пятнышки, сильный
7

контраст, выразительные глаза, акцент на глазах, глаза под другим углом, выразительные
веки, мужские глаза, вид с боку в очках, рисуем нос, нижняя часть носа, ноздри, анфас,
вздернутый нос и нос направленный вниз.
Практика. Выполнение эскизов и набросков
Создай образ.
Простые эмоции в профиль.
Теория. Знакомство с темами и понятиями: выразительные брови-спокойствие, скептицизм,
проницательный взгляд, изгиб бровей-беспокойство, серьезность, раздражение; линия
улыбки; простые эмоции в профиль, основной шаблон.
Практика. Выполнение эскизов и набросков
Выражение лица: детали
Теория: Знакомство с темами: основные линии, формирующие эмоции на лице.
Практика: Выполнение эскизов и набросков
Две улыбки
Эмоции
Теория. Знакомство с понятием эмоциями человека.
Практика. Выполнение эскизов и набросков.
Улучшение основной формы
Теория. Знакомство с темами: объемность поверхности, прямые направляющие, контуры,
диагональные линии, параллельные кривые.
Практика. Выполнение эскизов и набросков.
Очертание лица
Теория. Знакомство с понятиями скулы и эстетика, как скулы влияют на вид лица, в поиске
углов наклона, типы челюстей и подбородка, завершение образа – прически.
Практика. Выполнение работ.
8. Выставочная деятельность.
Теория. Знакомство с понятием выставка.
Практика. Оформление работ для выставки.
1.4.Планируемые результаты программы
Предметные:

знают пропорцию человеческого лица, умеют отражать пространственные
взаимоотношения между деталями;

знают различные эмоции человека;

умеют рисовать лица и эмоции человека;

умеют рисовать людей и карикатурные персонажи с простых форм и упрощённых
построений головы.
Метапредметные:

развита мелкая моторика рук и координация движений;

развито цветоощущение, образное мышление, фантазия, творческое воображение.
Личностные:

сформирован у детей устойчивый интерес к искусству и занятиям художественным
творчеством;

сформирован навыки коллективной работы;

умеют создавать, генерировать идеи, чувствовать красоту.
8

РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

Год
обучения

4

2.1.Календарно-учебный график
Дата
Дата
Количество Количество Количество
начала
окончания
учебных
учебных
учебных
обучения обучения
недель
дней
часов
15.09.23

31.05.24

36

72

144

Режим
занятий

2 занятия по
2 часа в
неделю

01.01. -08.01 – зимние каникулы; 01.06. -19.08 – летние каникулы; 20.08-14.09 –
комплектование групп; 20.05.31.05 – аттестация.
2.2.Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
№/№ Оборудование
Количество
%
на одного
использования
Единица
Количество
ребенка
в ходе
измерения
на группу
реализации
программы
1
Учебный
кабинет
(включая
типовую
1
100%
мебель)
2
Бумага белая А3
уп
4
100%
3
Картон белый А2
уп
4
100%
4
Картон цветной А2
уп
4
100%
5
Цветные карандаши
набор
1
100%
6
Простые карандаши
набор
1
7
Акварельные карандаши
набор
1
100%
8
Кисти
набор
1
100%
9
Гуашь
набор
1
100%
10
Акварель
набор
1
100%
11
Фломастеры
набор
1
100%
12
Восковые мелки
набор
1
100%
13
Ножницы
шт
1
40%
14
Линейка
шт
1
40%
Информационное обеспечение
 Рисуем человека
 https://www.youtube.com/watch?v=2lLP_L2nFlI
https://www.youtube.com/watch?v=Fp5X43RuZcM
 https://www.youtube.com/watch?v=SbtyN7Ey
 https://www.youtube.com/watch?v=DNSoXG7WhoI
9

 https://www.youtube.com/watch?v=H17rdlsw8XU
 https://www.youtube.com/watch?v=_VWZrDciPZM
 https://www.youtube.com/watch?v=kOmmWmBN3G8
 https://www.youtube.com/watch?v=D5kYMogi4YY
Кадровое обеспечение.
Требования к квалификации: Высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование в области, соответствующей профилю объединения без
предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или
среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование
по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы
и курсы повышения квалификации по направлению деятельности.
Методические материалы
 Пошаговые схемы рисования изображаемых предметов.
 Репродукции картин великих художников и мастеров живописи.
 Наглядно-иллюстративный материал (выставочные работы детей и педагога).
 Репродукции работ мастеров ДПИ.
 Произведения ДПИ (батик, народная игрушка и т.д.).
 Информационно-литературный материал (стихи, сказки и т.д.).
 Таблицы по цветоведению.
 Таблицы последовательности выполнения графических работ.
 Таблицы последовательности выполнения живописных работ.
 Дидактический, раздаточный материал (шаблоны, трафареты и т.д.)
На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого
развития обучающихся на различных возрастных этапах и предусматривающая их
дифференциацию по степени их возможностей.
Осваивая программу, обучающиеся проходят путь от простого к сложному, с учетом
возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение
основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и
творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве
активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе
усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у детей развиваются
творческие начала.
Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность,
последовательность и системность обучения и воспитания, учет возрастных и
индивидуальных особенностей детей.
Методы:
Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой
предусмотрено:

предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы,
в выборе тем;

система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности. Это
обеспечивает овладение приемами творческой работы всеми обучающимися;
10


в каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;

создание увлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества
необходимы трудовые усилия;

создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;

объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.
Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы,
художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной
деятельности в графике, живописи, декоративно - прикладном творчестве. В любом деле
нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только
копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце
концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с
элементами фантазии.
2.3.Формы аттестации /контроля и оценочные материалы
Программа предусматривает исследования:
Входное оценивание в начале учебного года- выявляет исходный уровень по
основным исследуемым характеристикам. Диагностика изобразительных умений и
навыков выявляется педагогом по рисунку, владению цветом и композиции и позволяет
определить уровень практических умений ребёнка.
Промежуточное и итоговое оценивание проводится в середине года и по окончании
каждого года обучения, (позволяет констатировать творческие изменения, которые
происходят у детей).
Итоговая аттестация по окончании срока реализации программы.
Формой итоговой аттестации являются: выставки различных уровней
/межрегиональные, городские, районные/, где могут быть представлены работы детей,
выполненные на определённую тему (в наиболее выразительном материале), в которой
ребёнок осознанно выражает собственное образное восприятие мира или обозначенной
проблематики.
Выставки различного уровня являются отличным стимулирующим фактором
педагогического процесса, т.к. занятия в изостудии носят безотметочный характер.
В практике самовыражения ребёнку предоставляется возможность раскрыться без
опаски получить неудовлетворительную отметку за работу.
Текущее оценивание осуществляется на каждом занятии методом наблюдения и
коллективного анализа выполненных работ.

11

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» в действующей редакции.
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации (в редакции 2013 г.).
3.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
4.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
6.
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об Утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
7.
Приказ Министерства труда и социализации защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам".
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
10.
Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
11.
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ).
12.
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК -641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»).
13.
Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области
от 30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
14.
Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461 ПП «О
региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской
области».
15.
Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО «Дворец
молодежи» № 136-д от 26.02.2021
16.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
12

№219-д от 04.03.2022 «О внесении в методические рекомендации «Разработка
дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях»,
утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 №934-д.
17.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
№ 195 Д от 22.02.2022 о проведении независимой оценки качества дополнительных
общеобразовательных программ
18.
Постановление Администрации города Екатеринбурга № 3440 от 11.11.2022 г. «Об
утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного
образования детей в муниципальном образовании «город Екатеринбург».
Список литературы для педагога:
1. Вершинина, Н.А. Методика обучения дошкольников изобразительной деятельности как
научная дисциплина: Социологическая модель развития. Монография / Н.А. Вершинина. СПб.: ООО Изд-во «ЛЕМА», 2008. - 141с.
2. Виниченко, В. Методические рекомендации по оценке результатов детского
изобразительного творчества / В. Винченко // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 5. - С.4143.
3. Зеньковский, В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский. - Екатеринбург: Деловая
книга, 2005. - 345 с.
4. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду / Г.Н. Давыдова.М.: Скрипторий, 2003. - 78 с.
5. Казакова, Р.Г. Поиск понятия детского изобразительного творчества // Развитие теории
дошкольного образования. Психолого-педагогические аспекты: материалы научнопрактической конференции / Р.Г. Казакова. - М.: МПГУ, 2008. - С.114-115.
6. Казакова, Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники,
планирование, конспекты занятий / Р.Г. Казакова. - М.: Сфера, 2005. - 75 с.
7. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: обучение детей техническим навыкам:
Беседа 1/ Т.С. Коморова. // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 1. - С.5052.
8. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество:
Учебник для студ. вузов. -- 6-е изд., стереотип / В.С. Мухина. - М.:Издательский центр
«Академия», 2000. - 456 с.
9. Пчелинцева, Е.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества:
Учебно-методическое пособие / Е.В. Пчелинцева. - Великий Новгород: НовГУ имени
Ярослава Мудрого, 2006. - 32с.
10. Теплов, Б.М. Способности и одаренность//Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной
психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е,
дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 2006. – 304 с.
Литература для обучающихся и родителей:
1.Эндрю Лумис. Забавы с карандашом. Самый лёгкий способ научиться рисовать. М:
Эксмо, 2004.- 3с.
2.Чиварди, Джованни Рисование : полное руководство / Джованни Чиварди ; пер. с англ.
Людмилы Лаврухиной. — 2-е изд. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2016. — 448 c.
3.Чиварди Д. Рисунок. Художественный портрет. — М.: Эксмо, 2006 — 64 с.
4.Гаррисон, Хейзл. Рисунок и живопись : материалы, техника, методы : полн. курс / Хейзл
Гаррисон. - Москва : Эксмо, 2005. - 252, [1] с. : цв. ил., портр.; 29 см.

13

Приложение 1
Индивидуальная карточка учета результатов обучения ребенка
по дополнительной образовательной программе
(в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества)
Ф, И. ребенка
Возраст.
Название объединения
Ф.И.О. педагога Дата начала наблюдения.
Сроки диагностики
Входная

год
обучения
Промежут Итоговая
очная

Показатели
1. Теоретическая подготовка ребенка
1.1. Теоретические знания:
а) Знание основных и составных цветов
б) Ведущие элементы изобразительной грамоты –
линия, штрих, точка.
1.2. Владение специальной терминологией
а) Штрих
б) Тёплые и холодные цвета
2; Практическая подготовка ребенка
2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные
программой:
а) передать форму предмета.
б) передать объём предмета
2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением
а) карандашом
б) красками
в) кисточкой
3. Обще-учебные умения и навыки ребенка
3.1. Учебно-интеллектуальные умения:
а) подбирать и анализировать
специальную литературу;
в) пользоваться компьютерными источниками
информации;
с) осуществлять проектно-исследовательскую работу
3.2. Учебно-коммуникативные умения:
а) слушать и слышать педагога;
в) выступать перед аудиторией;
с) вести полемику, участвовать в дискуссии.

14

З.З. Учебно-организационные умения и навыки:
а) умение организовать свое рабочее место;
в) навыки соблюдения в процессе деятельности правил
безопасности;
с) умение аккуратно выполнять работу.
4. Предметные достижения обучающегося:
4.1. На уровне детского объединения;
4.2. На уровне центра;
4.3. На уровне района, города;
4.4. На уровне города;
4.5. На уровне области,
4.6. На региональном уровне.
4.7 На международном уровне.
Приложение 2
Оценочный материал к теме «Создаем крепкую основу»
Форма – наблюдение, выполнение работ, анализ работ.
Критерии. 1.ниже среднего уровень: 2-средний уровень: 3-выше среднего уровень
№
п/
п

Ф.И. ребенка

ТЕОРИЯ
Знать
базовы
е
пропро
ции
постро
ения
челове
ского
лица

ПРАКТИКА

Знать
направ
ляющи
е
линии
для
размещ
ения
глаз,
носа,
рта

Уметь
рисовать
голову
человека
под
разными
углами

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ

Соблюдать
последоват
ельность
действий
при
выполнени
и работы

Умение
Умение
работать в организовать
коллектив рабочее место
е

Приложение 3
Оценочный материал к теме «Акцент на деталях»
Форма – наблюдение, выполнение работ, анализ работ.
Критерии. 1.ниже среднего уровень: 2-средний уровень: 3-выше среднего уровень
Ф.И.
№ ребенка
п/
п

ТЕОРИЯ
Знать
конструкци
и
глаз,
носа, губ.

Знать
последоват
ельность
работы по
реализации
замысла

ПРАКТИКА
Уметь
рисовать
глаза и др.
части лица

Соблюдать
последоват
ельность
действий
при

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ
Умение
работать в
коллектив
е

Умение
организова
ть рабочее
место

15

выполнени
и работы

Приложение 3

№
п/
п

Оценочный материал к теме «Создай образ»
Форма – наблюдение, выполнение работ, анализ работ.
Критерии. 1.ниже среднего уровень: 2-средний уровень: 3-выше среднего уровень
Ф.И.
ТЕОРИЯ
ПРАКТИКА
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ
ребенка
Знать
Знать
Уметь
Соблюдать
Умение
Умение
как
с
помощь
ю
бровей
создават
ь разные
выражен
ия лица

последова
тельность
работы по
реализаци
и замысла

рисовать
брови
и
создавать
разные
выражения
лица

последователь работать в организовать
ность
коллективе рабочее место
действий при
выполнении
работы

Приложение 4
Оценочный материал к теме «Две улыбки»
Форма – наблюдение, выполнение работ, анализ работ.
Критерии. 1.ниже среднего уровень: 2-средний уровень: 3-выше среднего уровень
№
п/
п

Ф.И. ребенка

ТЕОРИЯ
Знать
эмоции
человека

Знать
последо
вательно
сть
работы
по
реализац
ии
замысла

ПРАКТИКА
Уметь
изобразить
эмоции на
лице
человека

Соблюдать
последоват
ельность
действий
при
выполнени
и работы

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ
Умение
Умение
работать в организова
коллективе ть рабочее
место

16

Приложение 5
Оценочный материал к теме «Очертание лица»
Форма – наблюдение, выполнение работ, анализ работ.
Критерии. 1.ниже среднего уровень: 2-средний уровень: 3-выше среднего уровень
№
п/п

Ф.И.
ребенка

ТЕОРИЯ
Знать как
изображать
скулы
и
формы
причесок и
волос.

Знать
последовате
льность
работы по
реализации
замысла

ПРАКТИКА
Уметь
добавля
ть
мимичес
кие
признак
и
трансли
рующие
мысли
вместе с
чувства
ми

Умею
т
завер
шить
образ
с
помо
щью
приче
ски
учиты
вая
форм
у
голов
ы

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ

Соблюд Умение
ать
работать в
последо коллективе
вательно
сть
действи
й
при
выполне
нии
работы

Умение
организова
ть рабочее
место

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».