ДООП Фольклорный ансамбль Малахитолвая шкатулка

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества

Программа рассмотрена и рекомендована
к утверждению на заседании
Методического совета МБУ ДО - ЦДТ
протокол от 16.06.2023 №4

УТВЕРЖДАЮ
___________________/Т.Г. Хисамова
Директор МБУ ДО - ЦДТ
приказ от 16.06.2023 №38

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности

Фольклорный ансамбль «Малахитовая шкатулка»
Уровень

Базовый

Возраст обучающихся:

9-13 лет

срок реализации

9 месяцев

Автор-разработчик:
Карего Владислава Александровна,
педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2023 г.

Содержание
I.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4
II.
2.1.
2.2.
2.3.

Комплекс основных характеристик
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Содержание программы
Планируемые результаты программы
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Условия реализации программы
Форма аттестации и контроля
Список литературы

3
3
6
6
9
10
10
10
11
14

Приложения к программе

16

2

РАЗДЕЛ I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы: художественная.
Актуальность программы.
За последние годы в детской и молодежной среде возник устойчивый интерес к изучению
традиционной народной культуры. Во многих регионах страны ведут успешную деятельность
фольклорные ансамбли, выполняющие важнейшую задачу эстетического и нравственнопатриотического воспитания подрастающего поколения, восстановления и сохранения народных
традиций. В практике дополнительного музыкального образования все меньше внимания
уделяется народному вокалу, так как более популярными вокальными жанрами современности
являются эстрадный и джазовый вокал. Это, прежде всего, связано с тем, что люди забывают свою
историю, многие взрослые и дети не знают традиций, обрядов и песен. Актуальность программы
состоит в том, что благодаря русско-народным песням, мы сможем приобщить детей к
музыкальному наследию русского народа, познакомиться с обрядами, песнями и традициями,
воспитать в них нравственность и патриотизм.
Программа ориентирована на воспитание ребенка в традициях отечественной народной
культуры, формирование бережного отношения и любви к ней. В процессе изучения вокала дети
осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют
кругозор, познают основы актерского мастерства и музицирование на музыкальных инструментах.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих
в этой области заключаются в том, что на занятиях будет происходить знакомство с
национальными особенностями музыкального колорита родного края, песенным репертуаром.
Дети получат возможность не только петь в ансамбле, но и познакомиться с историей
русского народа и их традициями; играть на элементарных народных инструментах; выучить
основные движения народного танца. Специфика предполагаемой деятельности детей
обусловлена тем, что обучающиеся получат представление о музыкально-пластическом движении,
научатся выражать характер музыки и особенности ее развития пластическими средствами,
осваивая коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций
и импровизаций, в том числе танцевальных. Практические занятия по программе связаны с
хоровым пением и с работой над вокальными произведениями. Программа ориентирована на
применение широкого комплекса методов и приемов музыкального образования и педагогики
общего образования. В структуру программы входят 2 образовательных блока
(теория, практика). Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение
теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Практические
задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения петь в хоре,
прислушиваясь к остальным участникам коллектива и подстраиваясь к ним. Также практические
задания формируют у детей сценический образ, умение вести себя на сцене во время выступления,
сценической выдержке и артистичности.
Раскрываются особенности реализации программы, заложенные в отборе содержания и его
структуре (акцентирование наиболее важных идей, логика прохождения, линейная,
концентрическая или спиральная последовательность освоения содержания).
Программа разработана на основе нормативно-правовой документации:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в
действующей редакции.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации (в редакции 2013 г.).
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
3

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам".
Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
Адресат
Программа разработана для обучающихся 9-13 лет. Группы формируются по возрасту 9-10
лет, 11-13 лет.
Ведущий вид деятельности – учение, игра. В этот период совершается переход от нагляднообразного к словесно-логическому, понятийному мышлению, что придает мыслительной
деятельности ребенка двойственный характер. Положение школьника обязывает к более
ответственной, самостоятельной, общественно-контролируемой, деятельности, воспитывает
чувство долга и ответственности перед окружающими, умение действовать сознательно и
организованно, развивает у него важнейшие волевые качества личности.
Для педагога важно помнить, что во время занятия нужно делать динамические паузы,
преподносить учебный материал в игровой форме, чтобы детям было легче усвоить материал.
Систематический творческий труд и постоянная жизнь в коллективе воспитывают у детей
отношение к труду, умение подчинять свои интересы интересам коллектива, умение стать на точку
зрения другого, считаться с потребностями и желаниями других людей.
Дети стремятся найти свое место в коллективе, завоевать уважение и авторитет товарищей.
Стремление к определенному положению в коллективе в условиях обучения и воспитания
в школе является огромным стимулом в учебной работе. У обучающегося в практике его
общественного поведения формируются непосредственные моральные чувства и моральные
убеждения, позволяющие ему ориентироваться и поступать правильно в довольно сложных
ситуациях.
Численный состав обучающихся в группе не должно быть менее 10 человек и не должен
превышать 17 человек.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа- 30 минут.
Перерыв между учебными занятиями -10 минут.
Длительность одного занятия: 2 академических часа.
Периодичность занятий в неделю: 2 раза.
Объем программы: 144 часа.
Срок реализации программы: 9 месяцев
Программа
базового
уровня.
Предполагает
использование
и
реализацию
специализированных знаний, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной
картины в рамках содержательно - тематического направления программы.
Формы обучения и виды занятий
Форма обучения: очная, возможна в дистанционной.
Работа с фольклорным ансамблем опирается на виды, которые можно
классифицировать по источнику информации и характеру деятельности – словесные,
наглядные, практические, а также по назначению и дидактическим задачам – восприятие,
приобретение знаний, формирование умений и навыков, запоминание, повторение, контроль.
Четкая структура занятий имеет в вокальном ансамбле особое значение. Хорошо
продуманная последовательность видов работы, чередование легкого и трудного, напряжения
4

и разрядки делают хоровые занятия продуктивными и действенными, применение
разработанной педагогической технологии также помогает структуризации занятий.
Формы подведения итогов реализации программы: концертно-исполнительская
деятельность, индивидуальное и групповое прослушивание, беседа - вопрос- ответ,
выполнение заданий, предложенных педагогом и др.

5

1.2.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Цель обучения - выявление, поддержка и развитие творческих способностей обучающихся,
их интереса и творческой активности в вокальном искусстве, благодаря учебнопрактическому общению с традициями народно-песенного искусства.
Задачи обучения:
Обучающие:
 обучать вокально-техническим приёмам с учётом специфики народного пения;
 способствовать формированию исполнительских навыков;
 способствовать формированию у обучающихся стойкого интереса к вокальному
исполнительству, народному песенному творчеству;
 обучать исполнять календарные песни в народной манере.
Развивающие:
 развивать певческий диапазон;
 способствовать развитию органов дыхания, воспроизведения голоса и речи;
 способствовать развитию музыкального слуха, чувству ритма, умению
импровизировать, ориентироваться в музыкальных традициях, жанрах песенного
творчества.
Воспитательные:
 способствовать к участию в конкурсах различного уровня;
 формировать навыки коллективной работы.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
СВОДНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
№

Тема
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

Введение в программу
Народная музыка
Народный праздничный календарь
Поэзия пестования. Колыбельные песни
Пестушки, потешки, прибаутки, докучные сказки
Осенины. Воздвиженье.
Покровские ярмарки
Бытовой фольклор
Прозвища, дразнилки, сказки, страшилки
Русская народная хореография
Потешный фольклор
Игровой фольклор
Фольклорные посиделки
Масленичная неделя
Великий колокольный звон
Праздник «Пасха»
Май леса наряжает, лето в гости поджидает
Праздник «Троица»
Праздник «Ивана-Купала»
Итого:

Часов, всего
2
8
8
8
8
8
8
8
8
8
8
8
8
6
8
8
8
8
8
144
6

УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
№п/п
Наименование темы

1

Введение в программу

2
3
4
5
6

Народная музыка
Народный праздничный календарь
Поэзия пестования. Колыбельные песни.
Пестушки, потешки, прибаутки, докучные
сказки
Осенины. Воздвижение

7

Покровские ярмарки

8
9

Формы
Количество часов
аттестации,
Всего Теория Практика контроля
1

1

2
2
2
2

6
6
6
6

2

6

2

6

Бытовой фольклор
8
Прозвища, дразнилки, сказки, страшилки,
8
детская обрядовая поэзия
Русская народная хореография
8

2
2

6
6

2

6

11
12

Потешный фольклор
Игровой фольклор

2
2

6
6

13

Фольклорные посиделки

2

6

14
15
16

Масленичная неделя
Великий колокольный звон
Праздник «Пасха»

6
8

2
2
2

4
6
6

17
18
19

Май леса наряжает, лето в гости поджидает
Праздник «Троица»
Праздник «Ивана-Купала»

8
8

2
2
2

6
6
6

20

Всего

144

37

107

10

2
8
8
8
8
8
8

8
8
8

8

8

входная
диагностика
беседа
рассказ
контроль
беседа
сдача текста
наизусть
урокконцерт
беседа
рассказ
отсмотр
движений
беседа
Урокконцерт
Проведение
мероприятия
контроль
беседа
урокэкскурсия
беседа
рассказ
урокконцерт

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
Тема 1. Введение в программу.
Теория: Знакомство с целями и задачами курса, инструктаж по Т.Б.
Практика: Вокальные распевки, беседа по правилам безопасности.
Тема 2. Народная музыка
Теория: повторение темы Народная музыка. Закрепление полученных навыков в прошлом
году обучение
Практика: работа над двухголосием с помощью попевок «Под окном черёмуха колышется»,
«Ой да комар на ногу ступил». Работа над дыханием с помощью упражнений «Листок», «Бочка»,
«Снежинка»
Тема 3. Народный праздничный календарь
Теория: значение народного праздничного календаря. Повторение основных праздников
осени, зимы, весны и лета, их традиций и обычаев.
Практика: разучивание песен «Перепёлочка», «Во поле, во поле», «Огородная». Игры
«Пчелы, мед, улей», «Колечко».
7

Тема 4. Поэзия пестования. Колыбельные песни
Теория: понятие жанра. Художественный стиль колыбельной песни. Разучивание
колыбельных песен.
Практика: исполнение колыбельных «Ах ты котенька, коток», «Баю, баюшки, баю».
Разучивание песни «Летели две птички». Игры «Под горою у реки», «Комар, комарочек»
Тема 5. Пестушки, потешки, прибаутки, докучные сказки.
Теория: понятие жанра. Жанровые черты. Физиологическое значение пестушек и анализ
пестушек. Функции потешек, докучных сказок их разучивание. Процесс формообразования
прибауток, группы прибауток, анализ и разучивание прибауток.
Практика: исполнение каждого жанра. «Потягушеньки», «Токи, токи, тошки», «Вышла
кошка за кота», «Ладушки», «Уходи с дороги кот», «Пришел кисель», «Собака на кухне пироги
печет», «Сидит белка на тележке».
Разучивание песни «Было у матушки 12 дочерей»
Тема 6. Осенины. Воздвиженье
Теория: знакомство с темами: Осенние обряды. Жатва. Обряды и обычаи праздников.
Практика: исполнение песен «Где ж ты Варварушка гуляла», «Ягодка малинка», игры «Шла
коза по мостику»
Тема 7. Покровские ярмарки
Теория: история ярмарок, их значение в быту на Руси. Интересные факты о ярмарках.
Практика: исполнение песен «Во горе баян», игра «Шел козел по лесу»
Тема 8. Бытовой фольклор.
Теория: понятие и значение детского фольклора. Классификация детских народных песен.
Своеобразие жанра. Анализ и разучивание детских народных песен.
Практика: исполнение песен «Жила была Блоха», «А мы нонче гуляли», игры «»
Тема 9. Прозвища и дразнилки, детские сказки, страшилки, детская обрядовая поэзия.
Теория: понятие жанров, отличие их друг от друга. Поэтика, условия бытования прозвищ и
дразнилок. Генезис жанров. Анализ прозвищ и дразнилок. Классификация детских сказок.
Педагогическая функция детских сказок. Сказки-импровизации. Классификация страшилок.
Значение страшилок в жизни ребёнка. Анализ страшилок. Традиции детской обрядовой поэзии в
современности
Практика: чтение сказок, страшилок, прозвищ и дразнилок. Песни «Сивая кобыла», «Во
горнице», игры «Горелки», «Колечко»
Тема 10. Русская народная хореография
Теория: работа над ритмом; синтез песни и простых хореографических движений
Практика: изучение различных видов хороводов: кругового, орнаментального, игрового.
Освоение основных фигур хоровода: «змейки», «колонны», «прочес». Изучение элементарных
танцевальных движений.
Тема 11. Потешный фольклор (скороговорки, сечки, небылицы-перевертыши,
загадки)
Теория: понятие и генезис жанра. Исследование сечек фольклористами. Особенности
жанра. Разучивание сечек. Генезис скороговорок. Бытование скороговорок в наши дни. Конкурс
скороговорочников. Классификация небылиц-перевёртышей, жанровое своеобразие. Приёмы
составления загадок. Анализ и разгадывание загадок.
Практика: чтение небылиц-перевёртышей. Разучивание скороговорок «Карл у Клары», «На
мели», «Мы беребегали берега». Песни «На лужок у ворот», «Мы посеем горошку», «Ох саночки
самокаточки»
Тема 12. Игровой фольклор.
Теория: особенности жанра. Педагогические функции игры. Поэтизация текстов игр.
Хороводные игры. Народные музыкальные игры.
Практика: игры «Мороз, мороз», «Просо», «Огородник и воробей», «Заинька», «Лапти»,
«Горячее место», «Забава», «Вишенка»
Тема 13. Фольклорные посиделки
8

Теория: Знакомство с темой фольклорные посиделки. Подготовка и проведение
«Фольклорных посиделок». Сбор материала и составление сценария мероприятия. Распределение
ролей, составление заданий для участников посиделок. Репетиции мероприятия.
Практика: исполнение песен «За Уралом за рекой», «Где был Иванушка», «Как у бабушки
козел», хороводные игры
Тема 14. Масленичная неделя
Теория: Масленица. Великий пост. Беседа. Знакомство с праздником. Драматургия,
атрибутика, основные персонажи, ритуальная еда. Специфика празднования в разных регионах
России. Волочебные песни.
Практика: исполнение песен «Масленка, погулена масленка», «Мы думали масленке 7
недель», «Блины масленые», «Блиночки», «Разрумяными блинами».
Тема 15. Великий колокольный звон
Теория: Значимость колокольных звонов в истории и культуре русского народа.
Познакомить с видами колокольного звона, с историей возникновения колоколов.
Практика: прослушивание колокольной музыки, музицирование на инструментах, песни
«Ой сад во дворе», «У ворот Егорова»
Тема 16. Праздник «Пасха»
Теория: загадка о русском национальном чуде. Маленькие колокола-«зазвонные»; средний
– «вседневный»; большой колокол звучал по большим праздникам: Рождество, Пасха. Вербное
воскресение – Вход Господень в Иерусалим. Обычай освящения вербы, великая сила освященной
вербы.
Практика: песня «Верба, вербочка». Игры «Катание яиц», «Верба, вербочка», «Пчелки и
ласточки», «Дружок».
Тема 17. Май леса наряжает, лето в гости поджидает
Теория: знакомство с традициями и обычаями мая, весенние особенности природы.
Практика: песня «Яблонька», игры «Капуста», «Игровая», «Хлоп, хлоп, убегай».
Тема 18. Праздник «Троица»
Теория: летний обрядовый цикл. Отражение праздников народной традиционной культуры
в детском фольклоре.
Практика: песни «Комар шуточку шутил», игра «Венок»
Тема 19. Праздник «Ивана-Купала»
Теория: история, традиции и обряды праздника.
Практика: Повторение пройденного материала, игры «Путаница», «Пошел козел по лесу».
1.4.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Предметные:
 владеют вокально-техническими приёмами с учётом специфики народного пения;
 сформированы исполнительские навыки;
 сформирован стойкий интерес к вокальному исполнительству, народному песенному
творчеству;
 умеют исполнять календарные песни в народной манере.
Метапредметные:
 развит певческий диапазон;
 развиты органы дыхания, воспроизведения голоса и речи;
 развит музыкальный слух, чувство ритма, умеют импровизировать, ориентироваться в
музыкальных традициях, жанрах песенного творчества.
Личностные:
 участвуют в конкурсах различного уровня;
 сформированы навыки коллективной работы.
9

РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
Год
обучения

Дата
начала
обучения

3

15.09.23

Дата
Количество Количество Количество
окончания
учебных
учебных
учебных
обучения
недель
дней
часов

31.05.24

36

72

144

Режим
занятий

2 занятия по
2 часа в
неделю

2.1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение
Единица
Количество
на % использования
измерения
группу
в
ходе
реализации
программы
Учебный кабинет с типовой
1
100%
мебелью
Музыкальный центр
шт
1
70%
Фортепиано
шт
1
100%

№/№ Оборудование

1
2
3

Информационное обеспечение




USB накопители с мультимедиа информацией;
Программы: по обработке звука, звуко – и видеовоспроизводящие.
Интернет источники: http//:x-minus.ru, plus-msk.ru, b-track.ru

Кадровое обеспечение
Требования к квалификации: Высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование в области, соответствующей профилю объединения без
предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или
среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по
направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы и
курсы повышения квалификации по направлению деятельности.
Методические материалы






Тематические статьи
Разработки: открытых занятий, тематических сценариев.
Рекомендации по разработке проектов.
Партитуры, ноты, тексты песен
Фонограммы +,-.
Технологическую основу программы составляют следующие технологии:
10


Педагогические
технологии
на
основе
личностной
ориентации
образовательного процесса: педагогика сотрудничества;

Педагогические технологии на основе эффективности управления и
организации образовательного процесса:

Групповые технологии;

Технологии индивидуального обучения;

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации
деятельности учащихся:

Игровые технологии.
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
В течение года проходит входное оценивание (проверяется уровень развития знаний,
умений и навыков на начало года), промежуточное (уровень освоения детьми программы за
полугодие), и итоговое (уровень освоения программы за год).
Текущее оценивание проводится после прохождения каждого блока программы в
течение всего учебного года.
Формой контроля освоения материала являются такие способы, как:

в форме концертно-исполнительской деятельности – педагог наблюдает
выступление, оценивает рост вокальных умений ребенка, сценического мастерства,
фиксирует изменение личностных качеств.

Индивидуальное и групповое прослушивание - в процессе работы над
вокальным произведением, педагог самостоятельно определяет на слух чистоту интонации,
ритмическую точность, качество исполнения произведения детьми в целом. Определяются
проблемные места, указываются ошибки в звукоизвлечении. Для более детального
прослушивания педагог может попросить исполнить каждого по отдельности фрагмент,
фразу, мотив из произведения.

Беседа - вопрос-ответ. Выявляются теоретические знания учеников о владении
специальной терминологией, теоретическое понимание системы звукообразования, знаний о
жанровых разновидностях вокальной музыки, о работе с микрофоном и поведении на сцене,
умение работать с информацией в интернете.

Выполнение заданий, предложенных педагогом (оценочные материалы)
Разработанные оценочные материалы.
Оценивание проходит по следующим показателям:
1.
Теоретическая подготовка обучающегося:
а) Песенные жанры
б) Народные календарные праздники
в) Знание народных музыкальных инструментов
2. Практическая подготовка обучающегося
а) Музыкальный слух
б) Чувство ритма
г) Вокально-певческая установка (певческое дыхание, использование резонаторов,
пение на опоре, без мышечных зажимов, наличие вибрато)
д) Сценическое движение
3. Общеучебные умения и навыки обучающегося:
а) слушать и слышать педагога;
б) выступать перед аудиторией;
в) вести полемику, участвовать в дискуссии.
Творческие достижения обучающегося:
Участие в творческих мероприятиях центра, школы, района, города, области,
Всероссийском и международном уровне.
11

Для измерения уровня развития способностей были разработаны листы оценки. В них
педагог проставляет балл по каждому показателю, после чего выводится среднее
арифметическое значение, которое определяет уровень развития способностей обучающегося.
Эти данные заносятся в таблицу индивидуально по каждому человеку (Приложение 2), а затем
в сводную таблицу по всей контрольной группе. (Приложение 3)
Критерии
оценивания
уровня
подготовки
обучающихся:
1-2 балла
Уровень ниже среднего: голосовой режим – фальцет, интонация неустойчивая,
певческий диапазон – меньше октавы, индивидуальность тембра выражена слабо (невозможно
использование в качестве солирующего голоса), певческое вибрато не сформировано, слабо
выражен навык пения на дыхании, артикуляция вялая, слова искажаются, динамические
возможности слабые, неровное звучание голоса на протяжении исполнения всего
произведения, несоблюдение ритма, неразвитость гармонического слуха. Наличие
скованности, излишнего волнения, несобранность.
Низкая теоретическая подготовка.
Не умеет доносить свою мысль, вести полемику и не слушает педагога.
Редко участвует в концертах, мероприятиях объединения.
3 балла:
Средний уровень: голосовой режим – фальцет, интонация устойчивая, рабочий
певческий диапазон – больше октавы, индивидуальность тембра выражена средне (возможно
использование в общем звучании хоровой партии), певческое вибрато является
неопределенным, динамические возможности небольшие, частично присутствует навык
пения на дыхании, звучание голоса на протяжении певческого диапазона не выровнено,
удовлетворительное воспроизведение ритма, частичная развитость гармонического слуха.
Осознание общих теоретических правил.
Имеет небольшой опыт выступлений на сцене.
Слабые навыки в ведении дискуссии, невнимательно слушает педагога, стесняется
выступать перед другими ребятами из группы.
Участвует в концертах и мероприятиях внутри объединения, учреждения.
4-5 баллов:
Уровень выше среднего: голосовой режим фонации, певческий диапазон – не меньше
полторы октавы, яркая выраженность индивидуальности тембра (возможно использование в
качестве солирующего голоса), динамические возможности голоса ярко выражены,
техническая выносливость позволяет исполнять произведение целиком без голосовой
усталости, т.к. присутствует навык пения на дыхании, артикуляция активная, звучание голоса
на протяжении певческого диапазона выровнено.
Успешный опыт выступлений на сцене.
Высокое теоретическая подготовка, понимание механизма звуковоспроизведения.
Умеет слушать и слышать педагога, участвует в полемике, не стесняется выступать
перед ребятами из группы.
Принимает участие в конкурсах, фестивалях в масштабе района, города и выше.

12

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в
действующей редакции.
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации (в редакции 2013 г.).
3.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства
РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
4.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
6.
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об Утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ».
7.
Приказ Министерства труда и социализации защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых».
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам".
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей».
10.
Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
11.
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной
деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ).
12.
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК -641/09 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями
здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»).
13.
Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
14.
Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461 ПП «О
региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской области».
15.
Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для
включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования
Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» № 136-д от 26.02.2021
16.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области №219-д
от 04.03.2022 «О внесении в методические рекомендации «Разработка дополнительных
общеобразовательных программ в образовательных организациях», утвержденных приказом
ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 №934-д.
17.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области № 195
Д от 22.02.2022 о проведении независимой оценки качества дополнительных
13

общеобразовательных программ
18.
Постановление Администрации города Екатеринбурга № 3440 от 11.11.2022 г. «Об
утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования
детей в муниципальном образовании «город Екатеринбург».
Список литературы для педагога:
1.
Агамова Н., Слепцова И., Морозов И. Народные игры для детей. Организация,
методика, репертуар. М.: ГРЦРФ, 1995.
2.
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М.: Владос, 2000. 325 с.
3.
Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983.
215 с.
4.
Багина, Н. Н., Кузьмина Н.П., Народная словесность: метод.пособие для учителей
начальной школы, учителей музыки. Ч. 1, - Челябинск: 1993. 169 с.
5.
Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск, 1926. 6 с.
6.
Виноградов В.Ф. Разливалась вода вёшная. Сб. 100 русских народных песен
Свердловской области. Выпуск V. Екатеринбург: ОЦНТ, 1997. 121 с.
7.
Гусаковский М. Учительская газета, 1992 №8. 20 с.
8.
Левашева Г.Я. Поговорим о музыке. Л.: Детская литература, 1964. 251 с.
9.
Сорокин П.А. Формирование репертуара детского фольклорного коллектива.
М.:ФГБУК, 2012. 76 с.
10.
Школа русского фольклора: обучение в младших классах / Под общей редакцией
профессора Картавцевой М.Т. – М.: Просвещение, 1994.
Литература для обучающихся и родителей:
1.Зимина А. Н. «Народные игры с пением». «Издательство ГНОМ и Д». Москва 2000г.
2.Науменко Г. М. «Русские народные детские песни и сказки с напевами». «Издательство «
Центрполиграф». Москва 2001г.
3.Круглов Ю.Г. «Русское народное творчество». Хрестоматия. «Просвещение». СанктПетербург, 1993
4.Щербакова О. С. «Музыкальный фольклор и дети». Издательство «Правда» Москва 1997г
5. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком КАК? — М.: Астрель,2006.
2. Кравцова Е.Е., Нурахонова А.А., Степанова В.В. Как помочь детям
преодолеть
трудности в поведении. — Кишинев, 1993;
6. Рожкова М.И. «Как помочь ребёнку стать внимательным».М.:Просвещение, 1999.
7. Столетова В.Н. «Развитие личности младшего школьника». М.: Просвещение, 1985
8. Хрипкова А.Г. «Воспитание сознательной дисциплины». М.: Просвещение, 1998.
9. Шацкая В. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. – М.: Просвещение,
1984.

14

Приложения к программе
Оценочные материалы для занятий фольклорного ансамбля «Малахитовая
шкатвулка»
«Хорошо живет на свете Винни Пух» – повторить ритмический рисунок, прохлопать ритм
«Скороговорка» - дети повторяют за педагогом музыкальные скороговорки, тренируя
артикуляцию и добиваясь максимальной четкости в быстром темпе.
«Упражнения на дыхание» - педагог проверяет умение правильно брать дыхание и
рационально его использовать.
«Цепное дыхание» - проверка умения детей брать цепное дыхание, где предлагается
тянуть один звук в унисон, использовав цепное дыхание.
Примерные вопросы:
 Знаете ли вы значение специальных терминов? Как вы понимаете их значение?
(Форте, пиано, крещендо, диминуэндо, а капелла;)
 как вы понимаете, что значит петь на опоре? Как нужно правильно открывать рот?
Какие ощущения должны возникать при этом?
 Какие музыкальные жанры вы знаете? Чем они отличаются друг от друга? Каковы
особенности народной музыки?
 Какие музыкальные народные инструменты вы знаете? Что такое фольклор? На какие
виды делится фольклор? Какие песенные жанры вы знаете?
 Как нужно вести себя в следующих ситуациях на сцене? (Забыл слова, движения,
споткнулся, почувствовал себя плохо, излишне волнуешься, и т.д.)
Таким образом, получая ответы детей, педагог анализирует уровень практической и
теоретической подготовки каждого ребенка, результаты оценки в баллах вносятся в графы
таблицы.
Приложение 1
Оценочные материалы
Тема «Народные инструменты»
1. По каким трём группам объединяются все музыкальные инструменты?
2. Перечислите все струнные музыкальные инструменты, которые упоминаются в
видеоролике.
3. Какие музыкальные инструменты относятся к группе духовых?
Выберете правильный вариант:
а) Рожок, жалейка, дудочка, свирель
б) Балалайка, гусли, домра, гудок
в) Баян, аккордеон, гармошка
4. Соедините картинку и название инструмента.
1

А

Трещотки

15

2

Б

Ложки

3

В

Бубенцы

4

Г

Колокольчики

5

Д

Бубен

6

Е

Накры

Пример ответа:
1

2

3

4

5

6

(буква)
Приложение 2.
Индивидуальная карточка учета результатов обучения ребенка по дополнительной
образовательной программе.
ФИО
Фольклорный ансамбль «Красно солнышко»
Педагог –
Дата начала наблюдения:

16

год обучения
Сроки
диагностики

Входная

Промежуточная

Итоговая

Показатели
1. Теоретическая подготовка
ребенка
а) Песенные жанры
б) Народные календарные праздники
в) Знание народных музыкальных
инструментов
2. Практическая подготовка
ребенка
а) Музыкальный слух
б) Чувство ритма
г)
Вокально-певческая
установка
(певческое
дыхание,
использование
резонаторов, пение на опоре,
без мышечных зажимов,
наличие вибрато)
д) Сценическое движение
3. Обще-учебные умения и
навыки ребенка
а) слушать и слышать педагога;
б) выступать перед аудиторией;
в) вести полемику, участвовать в
дискуссии.
4. Предметные достижения
обучающегося:
а) На уровне детского объединения;
б) На уровне центра;
в) На уровне района, города;
г) На уровне города;
д) На уровне области,
е) На региональном уровне.
ж) На международном уровне

17

Приложение 3.
Сводная таблица учета результатов обучения
по дополнительной образовательной программе.
Название объединения:
Педагог:
№ Ф.И. ребенка
год обучения
Теория
Практика
Обще-учебные
умения и навыки
Н П И Н
П
И
Н
П
И
1
2

Предметные
достижения
Н
П
И

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».