ДООП Эстрадно-джазовый ансамбль Пента Джаз

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества

Программа рассмотрена и рекомендована
к утверждению на заседании
Методического совета МБУ ДО - ЦДТ
протокол от 16.06.2023 №4

УТВЕРЖДАЮ
___________________/Т.Г. Хисамова
Директор МБУ ДО - ЦДТ
приказ от 16.06.2023 №38

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
Эстрадно – джазовый ансамбль «Пента Джаз»
Возраст обучающихся

11-17 лет

Срок реализации

2 года

Количество часов

288 часов

Автор-разработчик:
Журавлёв Илья Анатольевич
педагог дополнительного
образования

Екатеринбург 2023 г.
1

I.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.4.1.
1.4.2.
II.
2.1.
2.2.
2.3.

Содержание
Комплекс основных характеристик
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Планируемые результаты
Содержание программы
Образовательный курс первого года обучения
Образовательный курс второго года обучения
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Условия реализации программы
Форма аттестации и контроля
Список литературы
Диагностический материал

2

3
3
7
7
8
8
11
14
14
14
16
17
19

РАЗДЕЛ I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
1.

Пояснительная записка

Направленность программы: художественная.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана на
основе нормативно-правовой документации:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» в действующей редакции.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации (в редакции 2013 г.).
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам".
Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
Актуальность общеразвивающей программы.
Путь в мир искусства лежит через познание законов красоты. В этом мире необходимо
научиться тому замечательному интернациональному языку людей, который мы называем
языком чувств, языком искусства. Тот, кто настойчиво и упорно пойдет этой дорогой,
научится видеть и понимать все богатства знаний, накопленных человечеством, красоту
родной земли, чувства и мысли современников, научится говорить о времени и о себе
языком искусства.
В формировании личности обучающегося искусство и, в частности, музыка играют
большую роль. Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания
невозможно полноценное развитие ребенка.
Первоисточником музыки является не только окружающий мир, но и сам человек, его
духовный мир, мышление и речь. Вот почему важно с ранних лет приобщение
обучающихся к одному из видов музыкальной деятельности, к исполнению эстрадной,
народной и, конечно же, джазовой музыки.
Эстрадно-джазовое направление – это широкий круг музыкальных стилей и
направлений (от бардовских песен и советского ретро до джаза и музыки Gospel). А
эстрадно-джазовый состав ансамбля универсален и востребован практически на каждой
концертной площадке и на любом празднике.
Настоящая программа помогает развить у обучающихся интерес к музыке,
формировать умения и навыки в овладении вокальной техникой исполнения эстрадной и
джазовой музыки с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, с последующим
вовлечением в основной состав эстрадно-джазового ансамбля, личности и развитие
процессов коллективного творчества.
3

Таким образом, программа соответствует социально-экономическим потребностям
нашего региона и города, социальному заказу на образовательные услуги, поскольку
отражает потребности и индивидуальные особенности потенциальных обучающихся,
ожидания родителей, требования и ожидания образовательных учреждений
профессионального образования, требования социума, общественности, государства.
При составлении данной программы был проанализирован опыт следующих
программ дополнительного образования:
«Вокальный ансамбль и сольное пение» (составитель: Куракина Наталья
Алексеевна);
«Вокальный ансамбль» (составитель: Соловьёва И.С.),
«Вокальный ансамбль» (составитель: Двоенько Ирины Александровны);
«Домисолька» (составитель: Приходько Ивана Александровна);
позволяет отменить следующее:

Ряд программ предполагаю приобщение учащихся к музыкальному искусству

Включают в себя развитие коммуникативных навыков в ходе коллективной
деятельности

Воспитывают художественный вкус, расширяют музыкальный кругозор
Таким образом, на основании данных программ была создана составительская
программа объединения Эстрадно-джазовый ансамбль «Пента Джаз», художественной
направленности, в которой нашли отражения элементы из проанализированных программ.
Отличительные особенности общеразвивающей программы.
Отличительная особенность данной программы в том, что в ней удалось соединить
развитие вокальных навыков с актерским мастерством и сценической культурой.
Адресат общеразвивающей программы.
Программа разработана для обучающихся 11-17 лет. Группы формируются по
возрасту: 11-12 лет, 13-15 лет, 16-17 лет.
Возрастные особенности:
Младшие подростки (11—13 лет) - это возраст перемен, противоречий и контрастов.
Они уже не маленькие, но им еще очень далеко до того, чтобы стать взрослыми. Для таких
детей характерен повышенный интерес к себе и к изменениям, происходящим в организме,
в сознании. На первый план выступает общение со сверстниками, их оценки и ценности. В
этом возрасте пробуждается интерес к собственной личности. Но ребята еще не в состоянии
дать верную оценку собственного поведения и поведению окружающих. Они склонны
завышать свои возможности, оправдывать свои поступки. Если их самооценка не совпадает
с оценкой окружающих, они переживают серьезные нравственные потрясения. Претендуя
на признание их взрослости, подростки выражают стремление к самоутверждению так
сильно, что оно порой приобретает нежелательный характер и приводит к конфликтам со
сверстниками и взрослыми. Ребята становятся импульсивными, колючими, дерзкими,
болезненно реагируют на любые попытки покушения на их независимость, стараются во
всем проявлять самостоятельность, не любят опеки, снисходительного тона. Со взрослыми
предпочитают быть на равных, постоянно стремятся к самоутверждению. В то же время
внутренне они часто застенчивы, легкоранимы.
В отношениях с младшими подростками надо прежде всего проявлять максимум
терпения и понимания, не дергать их мелочными замечаниями. Важно не только
предъявлять требования, а показывать способы реализации их требований, проявлять
максимум внимания к внутреннему миру подростков. Отрицательные явления в поведении
подростка легко устранить, если стремление детей этого возраста проявить свою
«взрослость» находит удовлетворения в деятельности ансамбля, которая носит ярко
выраженный общественный смысл. Все, что возможно, пусть делают сами. Нужно чаще их
ставить в ситуации ответственности за дело, товарищей, младших ребят, чаще
прислушиваться к их мнению, постараться вызвать у них доверие. Предлагаемые младшим
подросткам дела должны быть достаточно серьезными и общественно-значимыми. С ними
4

надо много говорить обо всем, что их интересует, в чем они пытаются разобраться. Эти
дети любят откровенные задушевные беседы о жизни, отношениях между людьми,
мужчинами и женщинами, о мировых проблемах.
Старшие подростки (14—17 лет). Первая задача педагога — помочь в
формировании у них специфичной для данного возраста жизненной позиции. В этом
возрасте они несколько спокойнее и уравновешеннее. У них явственнее проступают черты
собственного миропонимания и его оценки, формируется своя система нравственных
отношений. Старший подросток уже способен управлять собственным поведением, может
дать достаточно аргументированную оценку поведения других, особенно взрослых. У них
углубляется интерес к окружающему, дифференцируются интересы, появляется
потребность определиться в выборе профессии. Их больше интересуют причины явлений и
поступков, чем их внешнее проявление, они начинают задумываться о смысле жизни. Они
стремятся иметь собственное представление о природе и обществе, взаимоотношениях
людей, о товарищах, свою точку зрения они способны отстаивать страстно и упорно,
вступая в споры как со сверстниками, так и с взрослыми. Зачастую внешне это выглядит
как неповиновение, а на самом деле подросток стремится любыми средствами защитить то,
что им продумано и сформулировано с большим трудом, что составляет его личное
достояние.
В своих коллективных делах старшие подростки способны к большой активности.
Они готовы к сложной деятельности, включающей в себя и малоинтересную
подготовительную работу, упорное преодоление препятствия. Педагог должен быть готов
предложить обучающимся программу жизни, максимально деятельную, помочь войти в ее
ритм. При этом следует помнить, что физические возможности подростков не всегда
соответствуют их стремлениям, поэтому следует оберегать их от чрезмерных перегрузок.
В этом возрасте значительно усложняются их отношения со взрослыми. Ведь
теперь более не существует того естественного авторитета, которым обладал в глазах
младших школьников каждый взрослый. Дети этого возраста склонны признавать только
настоящий, по праву завоеванный авторитет. Они зорки и наблюдательны, чутко
улавливают противоречия во взглядах и позициях старших, болезненно относятся к
расхождениям между их словами и делами. Они все более настойчиво начинают требовать
от старшего уважения к себе, к своим мнениям и взглядам, и особенно ценят серьезный,
искренний тон взаимоотношений.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа: 40 минут
Перерыв между учебными занятиями -10 минут.
Длительность одного занятия: 2 академических часа.
Периодичность занятий в неделю: 2 раза.
Срок реализации программы: 2 года
Объем программы: 288 часов.
1 год обучения: 144 часа.
2 год обучения: 144 часа.
Программа продвинутого уровня. Программа ориентирована на детей, прошедших
стартовый и базовый уровень дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы художественной направленности Эстрадно-джазовый ансамбль «Пента Джаз»
Предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к
сложным разделам в рамках содержательно-тематического направления программы.
Данный уровень направлен на углубленное изучение содержания программы Эстрадноджазовый ансамбль «Пента Джаз»» и доступ к профессиональным знаниям в рамках,
следующих тем: «Основы ансамблевой аранжировки», «Основные правила джазовой
импровизации», «Скэт-импровизация и стилистика», «Инструментальное мышление».
Реализация программы на данном уровне освоения позволяет обучающимся выявить свои
личностные возможности и определиться в выборе профессии.
5

Особенности реализации программы: программа может реализовываться в
дистанционной форме обучения.
Формы обучения: очная.
Перечень видов занятий:
Основной формой образовательного процесса является учебное занятие, которое
предполагает взаимодействие педагога с обучающимися и строится на основе
индивидуального подхода. Также могут быть использованы следующие формы обучения:
концерт, репетиции, письменная работа, слушание музыки, видео-урок, викторина,
концертная деятельность.
Виды занятий – беседа, лекция, практическое занятие, мастер-класс, работа на
микрофонах в музыкальной студии, сводная репетиция с оркестром слушание музыки,
видео-урок, концерт.
Для достижения поставленной цели и реализации задач используются следующие
методы обучения: словесный (объяснение, беседа, рассказ), наглядный (показ, наблюдение,
демонстрация приемов работы), практический (освоение певческих навыков), частично –
поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ), эмоциональный (подбор
ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Репертуар подбирается с учетом возрастных особенностей участников вокального
ансамбля и их музыкальных данных.
Формы подведения итогов реализации программы: наблюдение, отчетный
концерт, прослушивание и др.
Воспитательная работа.
Воспитательная работа с обучающимися проводится в соответствии с рабочей
программой воспитания МБУ ДО-ЦДТ, ее ежегодного плана.
Цель программы воспитания: развитие и социализация в соответствии с принятыми
социокультурными правилами и нормами, как основы воспитанности обучающихся.
Задачи программы воспитания:
 развивать морально-нравственные качества обучающихся: честность; доброту;
совесть; ответственность, чувства долга;
 развивать
волевые
качества
обучающихся:
самостоятельность;
дисциплинированность;
инициативность;
принципиальность, самоотверженность,
организованность;
 воспитывать стремления к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию;
 приобщать обучающихся к экологической и социальной культуре, здоровому образу
жизни, рациональному и гуманному мировоззрению;
 формировать нравственное отношения к человеку, труду и природе;
Планируемые результаты воспитания:
 развиты морально-нравственные качества обучающихся: честность; доброта;
совесть; ответственность, чувство долга;
 развиты
волевые
качества
обучающихся:
самостоятельность;
дисциплинированность;
инициативность;
принципиальность, самоотверженность,
организованность;
 развито стремления к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию;
 сформирован интерес обучающихся к экологической и социальной культуре,
здоровому образу жизни, рациональному и гуманному мировоззрению;
 сформировано нравственное отношения к человеку, труду и природе.
Формы проведения воспитательных мероприятий: беседа, викторина, встреча с
интересными людьми, дискуссия, тренинг, посещение театра, организация конференции,
экскурсия, олимпиада, смотр, конкурс и др.

6

Методы воспитательного воздействия: убеждение, внушение, заражение «личным
примером» и подражание, упражнения и приучение, обучение, стимулирование (методы
поощрения и наказания, соревнование), контроль и оценка и др.
1.2.
Цели и задачи программы
Цель: формирование личности, приобщенной к общечеловеческим музыкальноэстетическим ценностям и к культуре эстрадной и джазовой музыки.
Задачи:
Обучающие:
 формировать сольные и ансамблевые вокальные навыки (поставленное дыхание,
четкая дикция, активная артикуляция).
 формировать художественный вкус – способность воспринимать музыкальное
искусство во всем многообразии его видов и жанров.
 приобщать обучающихся к концертной деятельности, к участию в конкурсах и
фестивалях городского, областного, всероссийского и международного уровня.
 обучать детей самостоятельно развиваться в области музыкальной культуры,
переносить полученные знания, способы деятельности в досуговую сферу.
Развивающие:
 развивать у обучающихся образное мышление;
 обучать самостоятельно работать с электронными образовательными ресурсами;
 обучать воспринимать и эмоционально проживать музыку и выражать свое
отношение к музыкальному произведению;
 прививать навыки музыкальной импровизации.
Воспитательные:
 реализовать творческий потенциал обучающихся по средствам коллективного
музицирования и концертной деятельности;
 воспитывать коммуникативные навыки, навыки взаимодействия в творческом
коллективе.
1.3.











Планируемые результаты программы.

Предметные:
сформированы сольные и ансамблевые вокальные навыки (поставленное дыхание,
четкая дикция, активная артикуляция).
сформирован художественный вкус – способны воспринимать музыкальное
искусство во всем многообразии его видов и жанров.
участвуют в концертной деятельности, в конкурсах и фестивалях городского,
областного, всероссийского и международного уровня.
умеют самостоятельно развиваться в области музыкальной культуры, переносить
полученные знания, способы деятельности в досуговую сферу.
Метапредметные:
развито у обучающихся образное мышление;
умеют самостоятельно работать с электронными образовательными ресурсами;
умеют воспринимать и эмоционально проживать музыку и выражать свое
отношение к музыкальному произведению;
владеют навыками музыкальной импровизации.
Личностные:
сформирован творческий потенциал обучающихся по средствам коллективного
музицирования и концертной деятельности;
сформированы коммуникативные навыки, навыки взаимодействия в творческом
коллективе.
7

1.4.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
№ п/п
1
2
3
4
5

6

7
8
9
10

11
12

Наименование раздела, темы
Вводное занятие. Ансамблевые настройки.
Инструктаж по технике безопасности.
Джазовая гармония.
Основные правила джазовой импровизации.
Использование элементов ритмики, сценической
культуры.
Групповые репетиции. Работа над
произведениями: содержанием, выразительностью,
нюансировкой.
Работа с дуэтами, солистами, бэк-партиями:
резонаторы, пение на миксте, мелизмы, работы
ложных связок.
Работа с произведениями русских и
западноевропейских композиторов
Основы ансамблевой аранжировки
Скэт-импровизация и стилистика.
Инструментальное мышление.
Групповые репетиции. Работа с многоголосными
произведениями: техника, сценический образ,
концертная подача.
Работа с солистами, бэк-партиями: раскрытие
художественного образа, пение на миксте.
Подготовка сольной программы.
Всего

Количество часов
1 год
2 год
2
2
4
8

8

8
48

54

20
4
8
48

54

144

20
144

1.4.1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КУРС ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Цель: формирование личности способной к плодотворному взаимодействию в
профессиональном музыкальном коллективе.
Задачи:

обучать основам джазовой гармонии;

обучать основным принципам импровизации;

обучать петь джазовые стандарты и свободно импровизировать;

обучать ансамблевой вокальной технике (интервальная связка, артикуляция, единые
тембровые и звукочастотные характеристики голоса);

мотивировать обучающихся к участию в мастер-классах и обмену опытом с
вокалистами и известными музыкантами.

8

Учебный тематический план первого года обучения
№

Наименование раздела, темы

Количество часов
Всего

Теория Практика

Форма
аттестации/
контроля

Вводное занятие. Ансамблевые
настройки. Инструктаж по технике
безопасности.
Джазовая гармония.

2

1

1

4

1

3

Наблюдение

3

Основные правила джазовой
импровизации.

8

1

7

Наблюдение

4

Использование элементов ритмики,
сценической культуры.

8

1

7

Прослушивание

5

48

2

46

6

Групповые репетиции. Работа над
произведениями: содержанием,
выразительностью, нюансировкой.
Работа с дуэтами, солистами, бэкпартиями: резонаторы, пение на
миксте, мелизмы, работы ложных
связок.

54

2

52

Пение партий «Самба»
по четыре человека на
три голоса
Участие ансамбля в
конкурсе

7

Работа с произведениями русских и
западноевропейских композиторов

20

2

18

Всего часов

144

10

134

1

2

Отчётный концерт

Содержание учебно-тематического плана
1. Вводное занятие.
Теория. Обсуждение с обучающимися творческих планов на предстоящий учебный год.
Инструктаж по технике безопасности.
Практика Разогревание голосов. Ансамблевые настройки на гармонический строй, дикцию,
артикуляцию.
2. Джазовая гармония.
Теория. Знакомство с расширенными рамками свободы голосоведения в джазовом
исполнении. Альтерация, пониженные ступени. Тритоновые энгармонические замены.
Практика. Построение несложных гармонических последовательностей. Построение за
инструментом
несложных
джазовых
гармонических
последовательностей
и
аккомпанементов и использованием тритоновой замены. Пение на многоголосие
построенных джазовых цифровок.
3. Основные правила джазовой импровизации.
Теория Изучение стилистики и основные приёмы в различных видах джазовой музыки.

9

Практика. Пение ладов: блюзовый, лидийский, дарийский, миксолидийский, и т.д.
Упражнения на опевание основных ступеней лада, мелизмы. Сочинение собственных
вариаций в джазовых стандартах. Техника скет-импровизации, основные слоги.
4. Использование элементов ритмики, сценической культуры.
Теория. Индивидуальность в искусстве интерпретации.
Практика. Упражнения для отработки навыков сценического мастерства; сценическая
хореография и пластика. Становление индивидуального сценического образа. Работа над
имиджем. Репетиционная работа солиста с коллективом танцоров. Манера исполнения.
Выработка индивидуальной манеры исполнения.
5. Групповые
репетиции.
Работа
над
произведениями:
содержанием,
выразительностью, нюансировкой.
Теория. Просмотр видеозаписей концертов известных вокальных коллективов. Знакомство
с основами плавного экономичного дыхания во время пения. Выявление и коррекция
голосового диапазона воспитанника.
Практика. Формирование чувства ансамбля по средствам ансамблевых настроек. Выработка
активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада)
устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе.
Использование упражнений по выработке точного восприятия мелодий. Работа с детскими
музыкальными инструментами (бубен, ложки). Работа с фонограммой. Разучивание
индивидуальных музыкальных произведений. Работа под минусовую фонограмму.
Драматизация песни и музыкально- пластическое движение солиста. Работой над иностранным текстом произведения. Использование упражнений по выработке точного восприятия
мелодий. Применять сравнительные упражнения на высоту звуков с использованием
игрового приема.
6. Работа с дуэтами, солистами, бэк-партиями: резонаторы, пение на миксте,
мелизмы, работы ложных связок.
Теория.
Беседы о необходимости укреплять свои вокальные навыки на основе
индивидуального певческого развития.
Практика. Повторение и закрепление навыков дыхания, звукообразования, артикуляции,
дикции. упражнения на правильное формирование грудных и головных звуков,
дикционные упражнения на формирование грудного головного звучания. Плавный переход
от одного вида звукообразования к другому. Формирование умения комбинировать
головное и грудное звучания голоса. Певческие упражнения на вырабатывание различных
голосовых навыков, тембрового окраса звука, умение пользоваться тембром.
7. Работа с произведениями русских и западноевропейских композиторов
Теория. Слушание в записи произведений композиторов. Умение видеть развитие
музыкальной мысли в произведении. Определение средств выразительности, используемых
композитором.
Практика. Изучение индивидуального подчерка Николь Генри - интонирование и свинг.
Особенности Gospel культуры. Особенности работы дыхания, фраза в джазовые музыки.
Исполнение многоголосных произведений. Изучение партии бэк-вакала. Фраза в джазовой
музыке. Звуковедение в гамме. Diana Crall, Ансамбль «Тэйк Сикс», Игорь Бутман. Анализ
стиля, особенности интонации.
Результаты первого года обучения:

знают основы джазовой гармонии;

знают основные принципам импровизации;

умеют петь джазовые стандарты и свободно импровизировать;

умеют работать в ансамбле;

принимают участие в мастер-классах и обмениваются опытом с вокалистами и
известными музыкантами.
10

1.4.2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КУРС ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Цель: формирование личности способной к саморазвитию в сфере музыкального
исполнительства и плодотворному взаимодействию в профессиональном музыкальном
коллективе.
Задачи:

стимулировать к формированию художественного вкуса;

стимулировать к плодотворному взаимодействию обучающихся внутри концертного
коллектива;

побуждать к обмену опытом с вокалистами, коллективами;

обучать основам ансамблевой аранжировки;

обучать петь развёрнутые ансамблевые произведения в сопровождении оркестра;

обучать основным приемам скэт-импровизации;

обучать петь джазовые стандарты и свободно импровизировать;

обучать комбинировать грудной и головной резонатор, пение на миксте.
Учебный – тематический план второго года обучения
№

Наименование раздела, темы

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Форма
аттестации/
контроля

Вводное занятие. Ансамблевые
настройки. Инструктаж по технике
безопасности.
Основы ансамблевой аранжировки.

2

1

1

4

1

3

Тест

3

Основные правила джазовой
импровизации.

8

2

6

Концерт

4

Скэт-импровизация и стилистика.
Инструментальное мышление.

8

2

6

Выполнение
упражнения
«Звукоряд»

5

Групповые репетиции. Работа с
многоголосными произведениями:
техника, сценический образ,
концертная подача.
Работа с солистами, бэк-партиями:
раскрытие художественного образа,
пение на миксте.

48

8

40

54

4

50

Пение партий
«Bugle Boy» по
три человека на
три голоса
Участие
ансамбля,
солистов в
конкурсе

Подготовка сольной программы.

20

2

18

20

124

1

2

6

7

Всего часов

144

11

Отчётный
концерт

Содержание учебно-тематического плана.
1. Вводное занятие.
Теория. Обсуждение с обучающимися творческих планов на предстоящий учебный год.
Инструктаж по технике безопасности.
Практика. Разогревание голосов. Ансамблевые настройки на гармонический строй,
дикцию, артикуляцию.
2. Основы ансамблевой аранжировки.
Теория Основные правила переложения уже законченного произведения для другого
состава исполнителей, оркестра, ансамбля. Фактура и диапазон. Смена расположения
голосов (тесное - широкое). Альтерации, гармонические отклонения, модуляции.
Практика. Переложение несложных оркестровых аккомпанементов на фортепьянную
партию. Построение за инструментом несложных джазовых гармонических
последовательностей и аккомпанементов и использованием тритоновой замены. Пение на
многоголосие собственных аранжировок.
3. Основные правила джазовой импровизации.
Теория Изучение стилистики и основные приёмы в различных видах джазовой музыки.
Практика. Пение ладов: блюзовый, лидийский, дарийский, миксолидийский, и т.д.
Упражнения на опевание основных ступеней лада, мелизмы. Сочинение собственных
вариаций в джазовых стандартах. Техника скет-импровизации, основные слоги.
4. Скэт-импровизация и стилистика. Инструментальное мышление.
Теория. История зарождение и развития скэт-импровизации. Голос – музыкальный
инструмент.
Практика. Занятия по школе Боба Столова. Основные слоги. Ритмические рисунки и
окценты, смещение сильной доли. Работа со стилями. Скэт и латина. Скэт в архаичном
джазовом стандарте. Боссанова и скэт-импровизация. Комбинирование слогов и
ритмических рисунком. Съём несложных скэт-импровизаций. Копирование импровизаций
музыкантов-инструменталистов. Эмитация звучания духовых музыкальных инструентов:
трубы, саксофона.
5. Групповые репетиции. Работа с многоголосными произведениями: техника,
сценический образ, концертная подача.
Теория. Знакомство со стилями известных вокальных коллективов. Знакомство с основами
плавного экономичного дыхания во время пения. Выявление и коррекция голосового
диапазона обучающихся.
Практика. Комбинирование различных вокальных техник. Использование упражнений по
выработке точного восприятия мелодий. Репетиция и отстройка баланса между сольными
эпизодами и ансамблевым звучанием голосов. Формирование сценической культуры.
Работа с фонограммой. Пение под фонограмму. Обучение движениям в темпе
исполняемого музыкального произведения. Развитие и коррекция правильного певческого
дыхания. Разучивание индивидуальных музыкальных произведений. Работа под
минусовую фонограмму. Драматизация песни и музыкально-пластическое движение
солиста. Работой над иностранным текстом произведения.
6. Работа с солистами, бэк-партиями: раскрытие художественного образа, пение на
миксте.
Теория.
Беседы о необходимости укреплять свои вокальные навыки на основе
индивидуального певческого развития.
Практика. Повторение и закрепление навыков внутренней артикуляции. Создание ярких
образов на сцене. Пение сольных импровизаций в блюзовом квадрате. Отстройка бэкголосов. Работа над произведениями: солист и бэк-вокал.
7. Подготовка сольной программы.
Теория.
Подбор сольной программы
Практика. Работа над сольной программой: художественный образ, стилистика, вокальная
12

техника. Съём, выучивание импровизаций. Выстраивание программы. Исполнение
произведений под собственный аккомпанемент. Концертная обкатка программы.
Результаты второго года обучения.









сформирован художественный вкус;
умеют взаимодействовать внутри концертного коллектива;
обмениваются опытом с вокалистами и коллективами;
знают основы ансамблевой аранжировки;
умеют петь развёрнутые ансамблевые произведения в сопровождении оркестра;
владеют основными приемами скэт-импровизации;
умеют петь джазовые стандарты и свободно импровизировать;
умеют комбинировать грудной и головной резонатор, петь на миксте.

13

РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год
обуч
ения
1

2

Дата
начал
а
обуче
ния
15.09.
23

Дата
оконч
ания
обуче
ния
31.05.
24

Количе
ство
учебны
х
недель
36

Количе
ство
учебны
х дней

72

Количе
ство
учебны
х
часов
144

15.09.
23

31.05.
24

36

72

144

Продол
житель
ность
канику
л
с 01.01.
по
08.01.
зимние
01.06.
по
19.08.
летние
с 01.01.
по
08.01.
зимние
01.06.
по
19.08.
летние

Компле
ктован
ие
групп
20.08.
по
14.09

20.08.
по
14.09

Проме
жуточн
ая
аттеста
ция
с 20.05.
по
31.05.

Итогов
ая
аттеста
ция

2
занятия
по 2
часа в
неделю

с 20.05.
по
31.05.

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение
№/№
1
2
3
4
5

Оборудование
Учебный кабинет с
типовой мебелью
Музыкальный центр
Цифровое фортепиано
Стойка для цифрового
фортепиано
Микрофоны

Количество
на группу

% использования
в ходе реализации
программы

1

100 %

шт

1

60 %

шт

1

80 %

шт

1

100 %

шт

5

60%

Единица
измерения

Режим
занятий

Информационное обеспечение
1. Пение для детей
http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm
2.
Песни и музыка для детских коллективов http://alekseev.numi.ru/
3.
Песни о школе http://www.lastbell.ru/pesni.html
4.
Московский детский театр эстрады http://www.vstudio.ru/muzik.htm
5.
В мире музыки живём http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed
14

2
занятия
по 2
часа в
неделю

6.
НотоМания http://www.notomania.ru/view.php?id=207
7.
Нотный архив Бориса Тараканова
http://notes.tarakanov.net/
8.
https://x-minus.me/
9.
Моя копилочка
http://irina-music.ucoz.ru/load
Кадровое обеспечение
Требования к квалификации: Высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование в области, соответствующей профилю объединения без
предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или
среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование
по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы
и курсы повышения квалификации по направлению деятельности
Методические материалы и пособия, дидактические материалы и пр.
Дидактический материал
1.
Нотные тетради.
2.
Библиотека звукозаписей.
3.
Записанные фонограммы (минус).
4.
Сборник вокальных упражнений.
5.
Учебные пособия по сольфеджио и гармонии.
6.
Портреты композиторов.
7.
Методические пособия для развития дикции.
В основу программы положены:
1.
Тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам
нравственного и эстетического воспитания. Учитывает интересы детей, их возрастные
способности.
2.
Единство воспитания и образования, сочетание практической работы с развитием
способности воспринимать и понимать музыку.
3.
Ярко выраженная познавательно-эстетическая сущность эстрадно-джазового
ансамбля, что достигается введением раздела по прослушиванию музыкальных
произведений в исполнении знаменитых эстрадных и джазовых коллективов.
Программа выполняет ряд функций, из которых главные следующие:
1.
Образовательная функция – каждый обучающийся имеет возможность
удовлетворять свои познавательные потребности, а также получать подготовку в
интересующем его виде деятельности.
2.
Социально-адаптивная функция – занятия позволяют значительной части детей
получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию
успеха» в публичной деятельности.
3.
Развивающая – занятие позволяют развить интеллектуальные, творческие и
физические способности.
4.
Воспитательная – методика работы оказывает влияние на развитие социально
значимых качеств личности, воспитание у ребенка социальной ответственности,
коллективизма и патриотизма.
В педагогической работе следует руководствоваться принципами постепенности и
последовательности. Поэтому с первых дней работы с обучающимся в эстрадно-джазовом
ансамбле, руководителем должен осуществляться единый
процесс
развития
индивидуума, как личности и освоение теоретического и практического материала,
определение потенциала личности.
15

Процесс становления личности, возникновения и росте этого системного качества
индивида осуществляется его деятельностью, отработке его способностей. Поведение
личности всегда включает факторы ее индивидуально-самобытного развития и выражает ее
творческие черты. В процессе онтогенеза растущий человек овладевает общественным
опытом, присваивает его, делает своим достоянием, т.е. происходит социализация.
Отношение к профессии — существенный элемент воспитания личности, главное в этом
вопросе - воспитание у ребенка чувства уважения к труду, воспитание его воли. Только
овладевая системой деятельности, задаваемых обществом в процессе воспитания, ребенок
развивается как личность, формируется как преобразователь самого себя.
Личностью не рождаются - личностью становятся. Именно с этих позиций
руководитель должен строить свою работу с учениками и с коллективом всего ансамбля.
С первых же занятий в эстрадно-джазовом ансамбле обучающиеся должны
внимательно изучать доступные им упражнения, а также художественные произведения,
точно прочитывать и передавать авторский текст, вслушиваться в свое исполнение,
анализировать технические трудности, постоянно повышать требования к качеству
звучания голоса. Работа над звучанием является одним из важнейших элементов пения в
ансамбле.
Развитие техники необходимо подчинять главной задаче - умению учащихся
осознать и правдиво передать художественный замысел изучаемых произведений. Нельзя
допускать, чтобы развитие технических навыков сводилось к нагромождению большого
количества упражнений и механическому их исполнению, то есть к формальному
исполнению, при котором игнорируется раскрытие художественного замысла, содержание
произведений.
В процессе индивидуальных занятий руководитель проверяет выполнение
самостоятельного задания, прослушивая его от начала до конца, дает необходимые
указания для исправления замеченных недостатков, добивается их устранения и четко
формирует новое задание.
Сочетание словесного объяснения и исполнения руководителем музыкального
произведения целиком или частично, прослушивание в записи хороших исполнителей и
свое собственное исполнение со всесторонним анализом следует считать наилучшей
формой работы, стимулирующей интерес ребят, их внимание и активность.
2.3.

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Промежуточная аттестация обучающихся первого года обучения проходит в форме
отчётного концерта. Обучающиеся исполняют «Hit The Road Jack».
Концертное выступление обучающихся оценивалось по следующим параметрам:
образ, стиль, характер, творческий подход к трактовке песенного оригинала, уровень
исполнительского мастерства (художественная выразительность, сценическая культура,
вокальное мастерство
Итоговая аттестация обучающихся второго года обучения проходит в форме
отчётного концерта. Обучающиеся исполняют «Bugle Boy» Дон Рей.
Концертное выступление обучающихся оценивалось по следующим параметрам:
- уровень исполнения джазового стандарта и импровизации.
- уровень владения скэт-импровизацией.
- умение комбинировать грудной и головной резонатор.

16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» в действующей редакции.
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации (в редакции 2013 г.).
3.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
4.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
6.
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об Утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
7.
Приказ Министерства труда и социализации защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам".
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
10.
Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
11.
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ).
12.
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК -641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»).
13.
Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области
от 30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
14.
Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461 ПП «О
региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской
области».
15.
Федеральный закон от 13.07.2020 № 189 ФЗ «О государственном (муниципальном)
социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной
сфере»;
16.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 29.06.2023 № 785-Д Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
17

государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом.
Список литературы для педагога:
1.Варламов А.Е. Полная школа пения: Учебное пособие. 3-е изд., испр. — СПб.: Лань;
Планета музыки, 2008. — 120 с.: нот. 5. Левко В.Н. О профессиональных основах вокальной
педагогики // Профессиональная подготовка вокалистов: проблемы, опыт, перспективы: сб.
науч. тр. / ред.-сост. Е.В.Круглова. — М.: Спутник+, 2009. — С. 26—39. 2. Юссон Р.
Певческий голос / пер. с франц. — М.: Музыка, 1974. — 262 с. 45. Яковлева А.С. Русская
вокальная школа: Исторический очерк развития от истоков до начала XX столетия. — М.:
ИнформБюро, 2011. — 132 с.
3. Сэт Риггс «Пение для звезд: полный курс обучения вокалу», Юнайтед Сингерз
Интернэшнл, 2008 / Riggs, Seth. Singing for the Stars: A Complete Program for Training Your
Voice, United Singers International, 2008;
4. Кинус Ю. Г. Джаз: истоки и развитие. Изд. «Феникс», 2011 9. Терацуян А. М.
Практический курс джазовой импровизации для начинающих: учебно-методическое
пособие. Изд. «Феникс», 2013
Список литературы для детей и родителей:
1.Великие музыканты XX века. Сидорович Д.Е. – М.: 2003
2.Детская музыкальная энциклопедия. Тэтчэлл Д. – АСТ 2000
3.Нейл Моррис. Музыка и танец. Серия «Всё обо всём». – М.: 2002

18

Приложение 1
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Практическое упражнение
Дыхание
Дом который построил Джек
Вот дом,
Который построил Джек.
А это пшеница, Которая в темном чулане хранится В доме, Который построил Джек.
А это веселая птица-синица, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном чулане
хранится В доме, Который построил Джек.
Вот кот, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая
в темном чулане хранится В доме, Который построил Джек.
Вот пес без хвоста, Который за шиворот треплет кота, Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном чулане хранится В доме, Который
построил Джек.
А это корова безрогая, Лягнувшая старого пса без хвоста, Который за шиворот треплет
кота, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном
чулане хранится В доме, Который построил Джек.
А это старушка, седая и строгая, Которая доит корову безрогую, Лягнувшую старого пса
без хвоста, Который за шиворот треплет кота, Который пугает и ловит синицу, Которая
часто ворует пшеницу, Которая в темном чулане хранится В доме, Который построил
Джек.
А это ленивый и толстый пастух, Который бранится с коровницей строгою, Которая доит
корову безрогую, Лягнувшую старого пса без хвоста, Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном чулане
хранится В доме, Который построил Джек.
Вот два петуха, Которые будят того пастуха, Который бранится с коровницей строгою,
Которая доит корову безрогую, Лягнувшую старого пса без хвоста Который за шиворот
треплет кота, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая
в темном чулане хранится В доме,
Который построил Джек.
мышечная разминка (танго)
1. С С С С Ф Ч Ш Щ Х
ЗЗЗЗ ФЧШЩХ
ШШШШ ФЧШЩХ
ЖЖЖЖ ФЧШЩХ

3. Ф Ч Ш Щ Ф……
Ф Ч Ш Щ Ч……
Ф Ч Ш Щ Ш…..
Ф Ч Ш Щ Щ…..

2. С……. СС ШШ Ц
З……. СС ШШ Ц
Ш…… СС ШШ Ц

4. Ч…… Ч Ч Ч Ч Ч
Ф…… Ф Ф Ф Ф Ф
Щ…… Щ Щ Щ Щ Щ
19

Ж СС ШШ ЧЧ Х Ф

Ц СС ШШ ЧЧ Х Ф
Приложение 2
звукоряд

У – О- А – Э – Ы – И
ю–ё–я–е
зу……..
сту – зду……..
штру – ждру……
рлу – лру…….
кпту – гбду…….
пнпку – бнбгу…….
фптку – вбдгу…….
мнгнмум – цуруцуц…….
Пубувунупуфу…….

Приложение 3
ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ
у попа папа - поп
у кота папа – кот
у крота папа – крот
у кита папа – кит
у хита папа - хит



Уля ли я ли?
Оля ли я ли?
Аля ли я ли?
Эля ли я ли?
Или я Ирина?

УСТ МУСТ УСТ
ОСТ МОСТ ОСТ
АСТ МАСТ АСТ
ЭСТ МЭСТ ЭСТ
ЫСТ МЫСТ ЫСТ
ИСТ МИСТ ИСТ

Во лесу лозу вяжу, на возу лозу
везу.
Коза лозу не лежи - накажу!



Сыворотка из-под простокваши.



Еду я по выбоинам, из выбоин не
выеду я.



Цыган на цыпочках цыпленку
цыкнул: "Цыц!"



Проворонила ворона вороненка.



Пекарь Петр пек пироги.



Около кола колокола.



Говорит попугай попугаю: "Я тебя
попугай, попугаю!"
Попугаю в ответ попугай:
"попугай, попробуй, попугай!"



Ткач ткет ткани на платки Тане..



Мышки сушек насушили, Мышки
кошек пригласили.

20



Рима рано чистит рану, рядом
Рома моет раму.



Была у Фрола, на Лавра Фролу
наврала.
Пойду к Лавру, на Фрола Лавру
навру.



Корабли лавировали, лавировали,
да не вылавировали.



Эй вы, львы, не вы ли выли у
Невы?



У Феофана Митрофаныча три
сына Феофаныча.



От топота копыт пыль по полю
летит.



Ехал Грека через реку,
Видит Грека в реке рак,
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека цап.



Свинья белорыла, тупорыла,
Полдвора рылом изрыла.



Карл у Клары украл кораллы,
Клара у Карла украла кларнет.



Мама мыла Милу мылом. Мила
мыло не любила.



Осип орет, Архип не отстает - кто
кого переорет. Осип осип, Архип
охрип.



Идет козел с косой козой,
Идет козел с босой козой.
Идет коза с босым козлом,
Идет коза с косым козлом.



Добр бобр для бобрят.



Дед Данила делил дыню. Дольку Диме, дольку - Дине.

21



Повар Петр и повар Павел,
Петр пек, а Павел парил,
Парил Павел, Петр пек,
Повар Петр и повар Павел.



-Это колониализм? - Нет, это не
колониализм. - Это
неоколониализм? - Нет это не
неоколониализм.

Приложение 4
интонация
1
- О! Лень! – возмутился олень
- чего ты лежишь словно пень?
- Тю! Лень! – удивился тюлень
- чего ты блуждаешь как тень?
- но им не ответила Лень – лень.
2
Белокрылый мощный «Ту» набирает высоту
Он летит все выше, выше
Превратились в точки крыши
Вот уже он выше туч, а теперь меж облаками
Вдруг ударил солнца луч
Голубой простор над нами.
Выше- выше мчится «Ту» покоряя высоту
Приложение 5
Произнесите по кругу фразу с разными интонациями
1. Умница! Молодец! (с благодарностью, с восторгом, иронично, огорченно, гневно)
2. Я этого никогда не забуду (с признательностью, с обидой, с восхищением, с
гневом).
3. Спасибо, как это вы догадались! (искренне, с восхищением, с осуждением).
4. Ничем не могу вам помочь (искренне, с сочувствием, давая понять бестактность
просьбы).
5. Вы поняли меня? (доброжелательно, учтиво, сухо, официально, с угрозой).
6. До встречи! (тепло, нежно, холодно, сухо, решительно, резко, безразлично).
7. Это я! (радостно, торжественно, виновато, грозно, задумчиво, небрежно,
таинственно).
8. Я не могу здесь оставаться (с сожалением, значительно, обиженно, неуверенно,
решительно).
9. Здравствуйте! (сухо, официально, радостно, грозно, с упреком, доброжелательно,
равнодушно, гневно, с восторгом).

Упражнения
Били копыта.
Пели будто:
— Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб.—
Ветром опита,
льдом обута,
улица скользила.
Лошадь на круп
грохнулась,
и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
— Лошадь упала!
— Упала лошадь! —
Смеялся Кузнецкий.
Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой ему.
Подошел
и вижу
глаза лошадиные...
Улица опрокинулась,
течет по-своему...
Маяковский. Отрывок «хорошее отношение к лошадям»
Август* — астры*,
Август* — звёзды*,
Август *— грозди
Винограда и рябины*
Ржавой* — август!*
Полновесным*, благосклонным*
Яблоком своим имперским*,
Как дитя*, играешь, август.*
Как ладонью*, гладишь сердце
Именем своим имперским*:
Август!* — Сердце!*
Месяц поздних поцелуев,
Поздних роз и молний поздних!
Ливней звёздных* —
Август!* — Месяц
Ливней звёздных!*
М. Цветаева

Приложение 6
Тест

Приложение 7
Тест

Примерная вокально-музыкальная терминология
Вокальная музыка – музыка для пения
Трэк (track) – дорожка
Атака звука – момент зарождения звука
Унисон – совпадение звуков по высоте
Нюансы – динамические оттенки
F (форте) – громко
P (пиано) – тихо
Тембр – окраска звука
Дикция – четкое произношение букв и слогов
Legato (легато) – связно
Staccato (стаккато) – отрывисто
Интервал – соотношение между двумя звуками по высоте
Соло – один исполнитель
Ансамбль – вместе, слитно
Диапазон – интервал между самым низким и самым высоким звуками голоса
Имитация – подражание
Big-bend (биг-бэнд) – большой оркестр
Блюз – печальный, меланхоличный
Вокализ – пение без слов на гласную букву или слог
Вступление – начальная часть произведения, инструментальная мелодия
Кульминация – вершина произведения
Кода – заключительная часть произведения
Мелодия – одноголосный напев
Песня – музыкальный жанр, объединяющий музыку и текст
Импровизация – неожиданность, непредвиденность
Аккомпанемент – инструментальное сопровождение солирующему голосу
Дуэт – два исполнителя
Трио – три исполнителя
Сопрано – высокий женский голос
Альт – низкий женский голос
Тенор – высокий мужской голос
Бас – низкий мужской голос
Романс – произведение для голоса с инструментом
Джем-сешн – случайная встреча музыкантов для совместного исполнения
Вибрато – колебания звука за счет движения диафрагмы
Фальцет – пение без опоры
Резонаторы – (грудной, головной)
Интонация – звуковысотная точность исполнения музыки


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».