ДООП Вокальная студия Будь V голосе

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества

Программа рассмотрена и рекомендована
к утверждению на заседании
Методического совета МБУ ДО - ЦДТ
протокол от 16.06.2023 №4

УТВЕРЖДАЮ
___________________/Т.Г. Хисамова
Директор МБУ ДО - ЦДТ
приказ от 16.06.2023 №38

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
Вокальная студия «Будь V Голосе»

Уровень

Базовый

Возраст обучающихся

8 – 12 лет

Срок реализации

9 месяцев

Автор-разработчик:
Кокорин Сергей Федорович,
педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2023 г.

Содержание
I.
1.
2.
3.
II.

Комплекс основных характеристик
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Содержание учебно-тематического плана
Комплекс организационно-педагогических условий
Список литературы

3
3
5
6
12
16

Приложения

18

2

РАЗДЕЛ I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы: художественная.
Программа вокальной студии «Будь V Голосе» направлена на развитие музыкальных
способностей. Интеллектуальное и физическое развитие. Происходит знакомство с истоками вокальной школы, основами теории музыки, с принципами звуковедения и звукоизвлечения. Обучающиеся имеют возможность участвовать в конкурсах и фестивалях разного
уровня.
Актуальность данной программы заключается в том, что она дает возможность любому ребенку младшего школьного возраста проявить свои способности в занятиях творчеством. Занятия вокалом способствуют развитию у детей не только исполнительской техники, но и развивают художественный вкус, расширяют музыкальный и общий кругозор
исполнителя. Данная программа направлена на формирование и совершенствование специальных вокальных навыков. Степень трудности учебного материала определяется для каждого обучающегося индивидуально в соответствии с уровнем его музыкальной и общей
подготовки.
Отличительной особенностью программа «Будь V Голосе» является то, что она реализуется в условиях дополнительного образования. Последовательность изучения тем и
разделов программы составлена с учетом возрастных особенностей обучающихся, логики
учебного процесса.
Программа разработана на основе нормативно-правовой документации:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в действующей редакции.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (в редакции 2013 г.).
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
Изменения в Концепцию развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 1230-р).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам".
Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
Адресат
Программа разработана для обучающихся 8 -12 лет. Группы формируются по возрасту: 8-9 лет, 10-12 лет.
Программа строится с учетом личностных (возрастных) потребностей обучающихся:
1. Учебная деятельность становится ведущей деятельностью.
2.Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.
3.Мотивация достижения становится доминирующей.
3

4.Укрепляется новая внутренняя позиция.
5. Изменяется система взаимоотношений ребенка с окружающими людьми.
Для занятий формируются группы от 10 до 17 человек, специальных требований к
начальному уровню подготовки обучающихся при приеме в творческое объединение нет.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа- 30 минут.
Перерыв между учебными занятиями -10 минут.
Длительность одного занятия: 2 академических часа.
Периодичность занятий в неделю: 2 раза.
Срок реализации программы: 9 месяцев
Объем программы:144 часа.
Программа базового уровня. Предполагает использование и реализацию таких форм
организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка,
гарантированно обеспечивает трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления общеразвивающей программы.
Формы обучения и виды занятий
Форма обучения: очная, возможна в дистанционной.
Виды занятий: предусматривается групповые занятия (упражнения на дыхание, работа над дикцией и звуковедением, работа с новым материалом, закрепление пройденного
материала), с небольшими ансамблями-дуэтами, трио и возможность индивидуальных занятий с солистами.
Формы подведения итогов реализации программы:
Формами проведения аттестаций могут быть фестивали, концерты, конкурсы, отчетный концерт и др.
Формами контроля по пройденной теме являются: тест, наблюдение, прослушивание, контрольное прослушивание и др.

4

2.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

Цель обучения – формирование интереса к музыкальному искусству через развитие
певческих навыков, обогащение вокально-исполнительского опыта.
Задачи:
Обучающие:

Обучить ряду упражнений на тренировку певческого дыхания, распевание и
настройку голосового аппарата.

Обучить музыкальной терминологии.

Обучить базовым знаниям по актерскому мастерству.
Развивающие:

Развить индивидуальные певческие возможности каждого ребенка.

Развить вокально-ансамблевую культуры, художественное мышление и творческие
способности.
Воспитательные:

Воспитывать музыкальный вкус учащихся и знакомить с лучшими образцами музыкального искусства.

5

1.3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
СВОДНЫЙУЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
№
1
2
3
4
5
6
7
8

Название темы
Вводное занятие
Эстрадное творчество
Фонограмма, её особенности и возможности
Приёмы работы с микрофоном
Пластическое интонирование
Сценический имидж
Приёмы ансамблевого исполнения
«Бэк–вокал» и его роль в эстрадном жанре
Всего часов

Часы
2
8
32
30
22
20
14
16
144

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п

1.
1.1.
1.2.
2.

Наименование разделов и тем

Всего
Теория
часов

Формы аттестаПрактика ции/
Контроля

Вводное занятие

2

2

-

Эстрадное творчество
8
Эстрадное творчество. Особенности вокального эстрадного пения
4

4

4

2

2

Постановка певческой задачи
Фонограмма, её особенности и возможности
Понятие слова фонограмма. Прослушивание видов фонограмм
Понятие фонограмма плюс и фонограмма
минус

2

2

4
32

11

21

4

2

2

4

2

2

2

4

2.4.

Пение учебно-тренировочного материала
6
Разучивание комплекса вокальной гимнастики (КВГ)
6

2

4

2.5.

Подбор и пение песенного репертуара.

6

2

4

2.6.
3.

6
30

1
13

5
17

3.1.

Пение вокальных упражнений
Приёмы работы с микрофоном
Знакомство с техническим устройством
Микрофона

4

4

-

3.2.

Разновидности микрофонов

4

2

2

3.3.

Принцип работы микрофона

6

2

4

3.4.

Индивидуальная работа с обучающимися

6

2

4

2.1.
2.2.
2.3.

Наблюдение.

Наблюдение.
Прослушивание.

Наблюдение.
Прослушивание.
Контрольное.
Прослушивание.

Наблюдение.
Прослушивание.
Контрольное
прослушивание.
Тест.

6

3.5.

Положение рук при пении в радиомикрофон
2

1

1

3.6.

Подбор песенного репертуара

2

4

3.7.
4.

9

2
13

4.1.

Пение учебно – тренировочного материала 2
Пластическое интонирование
22
Знакомство с понятием «Сценическое движение» и «сценическая пластика»
6

3

3

4.2.

Пластическое пение

8

4

4

4.3.

Пение вокальных упражнений

4

-

4

4.4.
5.

2
6

2
14

5.1.

Комплекс вокальной гимнастики
4
Сценический имидж
20
Знакомство с понятием – культура эстрадного мастерства
2

1

1

5.2.

Эстрадный имидж

4

2

2

5.3.

Образ в песне, сценический костюм

12

2

10

5.4.

Театральный грим

2

1

1

6.

Приёмы ансамблевого исполнения
Знакомство с приёмами ансамблевого исполнения - солист + подпевка, смена солистов
Индивидуальная работа с солистами ансамбля
«Бэк–вокал» и его роль в эстрадном
жанре

14

7

7

6

3

3

8

4

4

6.1.
6.2.
7.
7.1
7.2.

6

16

Роль бэк – вокала в эстрадной песне
8
Пение учебно-тренировочного материала.
Дыхательная гимнастика.
8
ИТОГО
144

8

8

4

4

4
60

4
84

Наблюдение.
Прослушивание.
Контрольное
прослушивание.

Наблюдение.
Прослушивание.
Контрольное
прослушивание.
Тест.

Наблюдение.
Прослушивание.
Контрольное
прослушивание.

Наблюдение.
Прослушивание.
Контрольное
прослушивание.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
Вводное занятие.
Теория: Знакомство с детьми, правила по безопасности труда, правила пожарной безопасности.
РАЗДЕЛ 1. ЭСТРАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.
1.1 Тема: Эстрадное творчество. Особенности вокального эстрадного пения.
Теория: Знакомство с понятием эстрадная песня.
Практика: Прослушивание примеров эстрадного исполнения.
1.2. Тема: Постановка певческой задачи.
Теория: Понятие «Певческая задача».
Практика: Певческая установка. Посадка певца, положение корпуса, головы.
7

РАЗДЕЛ 2. ФОНОГРАММА, ЕЁ ОСОБЕННОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ.
2.1. Тема: Понятие слова фонограмма. Прослушивание видов фонограмм.
Теория: Понятие слова фонограмма. Раскрытие слова фонограмма.
Практика: Слушание видов фонограмм. Студийные, любительские фонограммы.
2.2. Тема: Понятие фонограмма плюс и фонограмма минус.
Теория: Беседа о разновидностях фонограмм.
Практика: Прослушивание и разбор произведения на примерах плюсовых и минусовых
программ.
2.3. Тема: Пение учебно-тренировочного материала.
Теория: Разбор учебно-тренировочного материала.
Практика: Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Пение нон легато и легато.
Работа над ровным звучанием во всём диапазоне детского голоса, умением использовать
головной и грудной регистры.
2.4. Тема: Разучивание комплекса вокальной гимнастики (КВГ).
Теория: Разбор комплекса вокальной гимнастики.
Практика: Работа над певческим дыханием. Отработка дыхания перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различные характеры дыхания перед началом пения в
зависимости перед характером исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена
дыхания в процессе пения.
2.5. Тема: Подбор и пение песенного репертуара.
Теория: Беседа о репертуаре. «Проба пера», когда дети сами предлагают песенный репертуар.
Практика: Разучивание мелодии репертуарной песни. Разбор динамических оттенков и
смысловых ударений в песне.
2.6. Тема: Пение вокальных упражнений.
Теория: Изучение новых вокальных упражнений.
Практика: Пение упражнений в унисон. Соблюдение чистоты интонирования.
РАЗДЕЛ 3. ПРИЁМЫ РАБОТЫ С МИКРОФОНОМ.
3.1 Тема: Знакомство с техническим устройством микрофона
Теория: Просмотры схем и иллюстраций по техническому устройству микрофона.
3.2. Тема: Разновидности микрофонов.
Теория: Беседа о типах микрофонов, для чего они предназначены.
Практика: Показ и рассказ о видах микрофонов (стационарный, шнуровой, радиомикрофон,
петельчатый, головной). Рассказать для чего используется микрофон.
3.3. Тема: Принцип работы микрофона.
Теория: Просмотры схем и иллюстраций по техническому устройству микрофона.
Практика: Пение в микрофон упражнения.
3.2. Тема: Разновидности микрофонов.
Теория: Беседа о правилах пользования микрофонов и их отличительных особенностях.
Практика: Показ работы микрофона. Разбор функций.
3.4. Тема: Индивидуальная работа с обучающимися.
Теория: Наглядный пример сольного исполнения песни в радиомикрофон. Анализ.
Практика: Формирование умений и навыков работы с микрофонами разных типов
3.5. Тема: Положение рук при пении в радиомикрофон.
Теория: Разбор правил работы с радиомикрофоном (удаление, приближение микрофона).
8

Практика: Отработка постановки корпуса и рук при пении в микрофон. Основные принципы работы (удаление, приближение микрофона)
3.6. Тема: Подбор песенного репертуара.
Теория: Беседа о репертуаре. «Проба пера», когда дети сами предлагают песенный репертуар.
Практика: Пение выбранного произведения. Исправление ошибок при пении.
3.7. Тема: Пение учебно–тренировочного материала.
Практика: Работа над дикцией и артикуляцией. Работа над особенностями произношения
при пении (напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных) быстрое и чёткое выговаривание согласных
РАЗДЕЛ 4. ПЛАСТИЧЕСКОЕ ИНТОНИРОВАНИЕ.
4.1. Тема: Знакомство с понятием «Сценическое движение» и «сценическая пластика».
Теория: Знакомство с понятием «Сценическое движение» и «сценическая пластика».
Практика: Просмотр видео записи-примера эстрадно-вокальной композиции с включением
хореографических элементов. Раскрытие понятия «пластическое пение» т.е. пение с движением.
4.2. Тема: Пластическое пение.
Теория: Понятие «Пластическое пение».
Практика: Разучивание хореографических элементов при пении репертуарной песни.
4.3. Тема: Пение вокальных упражнений.
Практика: Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Пение нон легато и легато.
Работа над ровным звучанием во всём диапазоне детского голоса, умением использовать
головной и грудной регистры.
4.4. Тема: Комплекс вокальной гимнастики.
Теория: Беседа о значимости вокальной гимнастики.
Практика: Отработка дыхания при движении и исполнении вокального упражнения. Соблюдение цезур и развитие согласованности артикуляционных органов
РАЗДЕЛ 5. СЦЕНИЧЕСКИЙ ИМИДЖ.
5.1. Тема: Знакомство с понятием – культура эстрадного мастерства.
Теория: «Петь на эстраде, - отмечал М. Бернес, - надо не только голосом, но и, что, пожалуй,
особенно важно, - головой, сердцем и всем своим существом». Особенностью жанра эстрадного пения является то, что оно включает в себя не только вокал, но и целый комплекс
выразительных средств.
Практика: Раскрытие темы. Что такое «имидж». Как он влияет на человека.
5.2. Тема: Эстрадный имидж.
Теория: Понятие «Эстрадный имидж». Беседа о стиле и имидже певца.
Практика: Раскрытие темы на примерах известных певцов. Индивидуальный имидж. Формирование сценической культуры.
5.3. Тема: Образ в песне, сценический костюм.
Теория: Просмотры выступлений различных эстрадных исполнителей. Беседа о сценическом костюме.
Практика: Сценический костюм. Отображение стиля, смысла в песне через костюм.
5.4. Тема: Театральный грим.
Теория: Раскрытие вопросов: Что такое театральный грим? Для чего он нужен?

9

Практика: Грим как инструмент подчеркивающий образ исполнителя. Правила нанесение
грима.
РАЗДЕЛ 6. ПРИЁМЫ АНСАМБЛЕВОГО ИСПОЛНЕНИЯ.
6.1. Тема: Знакомство с приёмами ансамблевого исполнения – «солист + подпевка», смена
солистов.
Теория: Знакомство с разновидностями ансамблей (унисонный ансамбль, солист + бэк-вокал, ансамбль с несколькими сольными голосами, ансамбль + инструменты)
Практика: Познакомить с приемом ансамблевого пения с солистом. Просмотр и прослушивание примеров исполнения. Подбор репертуарных песен для исполнения.
6.2. Тема: Индивидуальная работа с солистами ансамбля.
Теория: Наглядный пример работы солистом в ансамбле.
Практика: Разучивание сольных партий в песни. Отработка цезур и динамики. Пение в характере. Пение песни в сценическом образе. Работа на сцене и работа с микрофоном. Отработка положения рук при пении. Отработка пластических движений во время исполнения
песни.
РАЗДЕЛ 7. «БЭК –ВОКАЛ» И ЕГО РОЛЬ В ЭСТРАДНОМ ЖАНРЕ.
7.1. Тема: Роль бэк – вокала в эстрадной песне.
Теория: Беседа о роли бэк – вокала в эстрадной песне. Просмотры выступлений различных
эстрадных певцов.
Практика: Расшифровка слова «Бэк» и что оно означает. Прослушивание аудиозаписей с
примером сольного исполнения и бэк–вокала. Кто такие бэк-вокалисты. Для чего предназначен бэк-вокал
7.2. Тема: Пение учебно-тренировочного материала. Дыхательная гимнастика.
Теория: Изучение новых упражнений на дыхание.
Практика: Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Естественный свободный
звук без крика и напряжения. Мягкая атака звука. Округление гласных. Способы их формирования в различных регистрах (головное звучание).
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ
Предметные:

Владеют рядом упражнений на тренировку певческого дыхания, распевание и
настройку голосового аппарата;

Знают музыкальную терминологию;

Владеют базовыми знаниями по актерскому мастерству
Метапредметные:

Развиты индивидуальные певческие возможности каждого ребенка;

Развита вокально-ансамблевая культура, художественное мышление и творческие
способности обучающихся;
Личностные:

Сформирован музыкальный вкус учащихся и знакомить с лучшими образцами музыкального искусства.

10

РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
1. Календарно-учебный график
Год
обучения
2

Дата
начала
обучения
15.09.23

Дата
Количество Количество Количество
окончания
учебных
учебных
учебных
обучения
недель
дней
часов
31.05.24
36
72
144

Режим
занятий
2 занятия по
2 часа в неделю

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

2.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
№/№ Оборудование

1
2
3
4
5
6

Единица изме- Количество
рения
группу

Учебный кабинет (включая типовую мебель)
Синтезатор
Радиомикрофон
Проводной микрофон
Ноутбук
Музыкальный центр

1
Шт
Шт
Шт
Шт
Шт

1
2
2
1
1

на % использования в ходе реализации
программы
100%
100%
60%
40%
100%
60%

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Упражнения на дикцию и звукоизвлечение https://www.youtube.com/watch?v=ZoQAc6udyd4
2.
Поиск минусовок - http://x-minus.club/
3.
Распевки - https://www.youtube.com/watch?v=yPU9jMfuKtc
https://www.youtube.com/watch?v=O5YX8LnttUs
https://www.youtube.com/watch?v=4HnVfCW44Xw
https://www.youtube.com/watch?v=mq_xloHfits
https://www.youtube.com/watch?v=LhaTZKXqdeM
https://www.youtube.com/watch?v=JYI12FZ0G4w
4.
Скороговорки на развитие дикции - https://algebrazhizni.ru/skorogovorki-dlyarazvitiya-dikcii-i-rechi-u-detej/
5.
Методическое пособие для преподавателей вокала - https://pedkopilka.ru/blogs/elena-yurevna-povarnicyna/metodicheskoe-posobie-26338.html
6.
Статья «Артикуляционная гимнастика, упражнения» - https://auragolosa.ru/artikulyacionnaya-gimnastika-uprazhneniya/

1.

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Требования к квалификации: Высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование в области, соответствующей профилю объединения без
предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или
среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование
11

по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы
и курсы повышения квалификации по направлению деятельности.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Дидактические пособия:
«Дыхательная гимнастика», «Строение голосового аппарата», «Музыкальная
терминология», «Фортепианная клавиатура», «Нотный стан», «Основы певческого
мастерства», «Приемы работы с микрофоном».
Видео уроки: распевки, анатомическое строение голосового аппарата.
Стенды: достижений, с материалами к разучиваемым песням.
Особое значение в обучении пению имеет овладение певческими навыками. Эта работа часто протекает без достаточного осознания обучающимися ее цели, без понимания
роли тех упражнений, которые они выполняют. Следует даже на самом первом этапе обучения доводить до сознания детей, для чего поется данное упражнение, чего следует добиваться в работе над ним, как его надо исполнять.
Очень важно с самого начала обучения воспитывать у обучающихся вокальный
слух, умение внимательно слушать себя и отмечать свои ошибки.
Основа пения- гласные звуки. От правильного образования гласных зависит красота
тембра. У учащихся школьного возраста тембр неровный, что обусловлено, главным образом, "пестротой" гласных. Ровность звучания достигается при сохранении высокого звучания(позиции) на всех звуках певческого диапазона. Для этого следует использовать попевки и упражнения:
1) на гласные А, У, Ю;
2) упражнения стабильного блока:
-на дыхание,
-на медленный долгий выдох,
-на развитие артикуляции,
на подвижность диафрагмы,
-на развитие ровности тембрового звучания,
-гибкости голоса;
3)упражнения периодически обновляющегося блока:
-на легкость и подвижность голоса,
-на зубные язычные согласные - Д, З, Т, Р, Л, Н,
-на губные - Б, П, В, М,
Необходимо разделять при пении гласные, встречающиеся в одном слове или в
конце одного и начале другого слова, например, "А я по лугу".
Согласные звуки произносят легко, четко, ясно и энергично. Нужно приучать учащихся ясно произносить согласные в конце слов, присоединять согласные к следующему
слогу, например, мышка.
Условием правильного звукообразования являются правильно открытый рот, свободно опускающаяся челюсть, активные губы, четко артикулирующие каждый звук. На
начальном этапе, в основном, следует обращать внимание на то, чтобы учащийся вдыхал
правильно, распределяя выдох до конца слова или небольшой фразы, не брал дыхание в
середине слова.
12

В практических занятиях наряду с упражнениями рекомендуется пение вокализов
или песен напевного характера для выработки кантиленного звучания. Это необходимо
также для осознания учащимися малой формы в целом и на уровне отдельных построений:
фразы, предложения, периода, для усвоения или понятий кульминации произведения, коды
и других.
В репертуар должны входить популярные детские песни, популярные отечественные песни, ретро песни.
На протяжении всех лет обучения необходимо развивать у обучающихся тембровое чувство и мышление, пополнять ресурс выразительности исполнения вокальных произведений, создавать условия, в которых обучающиеся испытывают радость ощущения
исполнительской свободы и творческого комфорта.
Во время работы над чистотой интонации одновременно следует добиваться полетности, звонкости и вибрато голоса, а также естественности звучания. Необходимо развивать творческую индивидуальность исполнителя, культуру исполнения, высокий художественный вкус, оберегать детей и подростков от манерности и подражательства.
Вся вокальная работа должна проводиться на доступном обучающимся материале.
Выбор репертуара для обучающихся - наиболее трудная задача преподавателя.
Правильно подобранный репертуар будет способствовать духовному и вокально-техническому росту обучающегося, определит его творческое лицо, позволит решить воспитательные задачи.
Подбирая программный репертуар, следует руководствоваться следующими принципами:
художественная ценность;
воспитательное значение;
доступность музыкального и литературного текста;
разнообразие жанров и стилей;
логика компоновки будущей концертной программы.
Все названные элементы исполнения направлены на возможно более полное раскрытие художественного образа. Важно, чтобы дети научись правильно петь, красиво и
выразительно представлять свои действия на сцене, формировали индивидуальную манеру исполнения.
Для успешного обучения необходимо вырабатывать у обучающегося навыки самостоятельной работы, приучить к осознанному, упорному, кропотливому труду, нужному
для преодоления многочисленных трудностей.
В основе процесса обучения эстрадного пения лежат следующие методические
принципы:
единство художественного и технического развития певца;
постепенность и последовательность в овладении мастерством пения;
применение индивидуального подхода к обучающемуся.
Последний принцип особо важен, так как эстрадное пение отличается многообразием индивидуальных исполнительских манер
Основными общими свойствами, характерными для эстрадной манеры округленное формирование звука, плотное звучание в грудном регистре (исключением здесь являются детские голоса).
13

Творческая деятельность является источником обретения ребенком уверенности
в своих силах и собственной значимости, что положительно влияет на его самооценку и
адаптацию в любом коллективе. В групповых занятиях также развиваются и коммуникативные качества.
3.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Педагогическое оценивание проводятся три раза в год.
Входное – в начале учебного года (позволяет выявить исходный уровень обучающихся по основным исследуемым характеристикам). На начальном этапе обучения контроль осуществляется ненавязчиво и органично вплетается в ход занятия. Опросы должны
восприниматься обучающимися как одна из форм общения с педагогом. Фронтальный
опрос по темам разделов проводится в форме музыкальной викторины или игры «Угадай
мелодию»).
Промежуточное - (проводится в середине года. Выявляется уровень освоения программы, позволяет констатировать те изменения, которые происходят в личности обучающихся.)
Итоговая аттестация (по окончании срока реализации программы.)
Формами проведения аттестаций могут быть фестивали, концерты, конкурсы, отчетный концерт.
Ожидаемые результаты и способы определения результативности представлены в
индивидуальных картах. (Приложение).
Формами контроля по пройденной теме являются: тест, наблюдение, прослушивание, контрольное прослушивание и др.

14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» в действующей редакции.
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации (в редакции 2013 г.).
3.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
4.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
5.
Изменения в Концепцию развития дополнительного образования детей до 2030
года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 1230-р).
6.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
7.
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об Утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
8.
Приказ Министерства труда и социализации защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам".
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533
«О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196.
10.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
11.
Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
12.
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ).
13.
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК -641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»).
14.
Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области
от 30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
15.
Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461 ПП «О
региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской
области».
15

16.
Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО «Дворец
молодежи» № 136-д от 26.02.2021
17.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
№219-д от 04.03.2022 «О внесении в методические рекомендации «Разработка
дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях»,
утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 №934-д.
18.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
№ 195 Д от 22.02.2022 о проведении независимой оценки качества дополнительных
общеобразовательных программ.
19.
Постановление Администрации города Екатеринбурга № 3440 от 11.11.2022 г. «Об
утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного
образования детей в муниципальном образовании «город Екатеринбург».
Для педагогов:
1.Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя- музыканта. – М.: Гуманит. Изд. Центр
ВЛАДОС, 2003. – 336с.: ноты. – (Б-ка учителя музыки).
2. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение. Секреты вокального мастерства. - Феникс, Ростов-наДону, 2007.
3. Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению: Учебно-методическое пособие. Изд-во: Музыкальная палитра, 2005.
4. Луканин В.Н. (Составление и редакция Е.Нестеренко). Обучение и воспитание молодого
певца. – Изд-во: "Музыка" Ленинградское отделение, 1977.
5. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для
родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997.
6. Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. –
Изд-во: Редакционно-издательский отдел, Издательский отдел Института психологии РАН,
2002.
7. Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,
1997.
Для детей и родителей:
1.Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,
1997.
2. Ровнер В.А. Вокально-джазовые упражнения для голоса в сопровождении фортепиано.
- Изд-во: Нота. Санкт-Петербург, 2004.
3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное
образование, 1998.
4. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. Изд-во: «Прометей»
МПГУ им. В. И. Ленина, Москва, 1992.
5. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – М.: Изд-во «Советский композитор», 1991. –
191с.

16

Приложения к программе
Оценочные материалы к программе
Приложение 1
1.
Дыхание
Задание: Исполнение куплета и припева репертуарной песни по одному или дуэтом и выполнение дыхательных упражнений по методике А.Стрельниковой, обращая внимание на
певческую установку, качество интонирования и используемый вид дыхания.
Исполнение песни и упражнений.
Пример:
1. Вдох - короткий и резкий. Как хлопок. Выполняется с закрытым ртом, но губы должны
сомкнуться непроизвольно. Выдох - свободный (происходит как бы сам собой). Выполняется через рот. На вдохе нельзя поднимать плечи, вдох «в живот». Все упражнения выполняются в темпе марша.
2. Встать прямо, ноги на ширине плеч. Голова вниз (смотреть на пол) — вдох. Голову
вверх (смотреть на потолок) — тоже вдох. Вниз – вверх. Выдох непроизвольно производится после каждого вдоха.
Критерии оценки:
Уровень выше среднего: Обучающийся владеет и соблюдает правильную певческую установку. Выполняет упражнения правильно. Обучающийся использует диафрагматическое
дыхание, умеет использовать цепное дыхание (при пении дуэтом, группой). Дышит между
фразами, не разрывая слова. Дыхание спокойное. Обучающийся рассчитывает певческое
дыхание на длинную фразу.
Средний уровень: Обучающийся владеет и соблюдает правильную певческую установку.
Выполняет упражнения не совсем правильно. Обучающийся использует диафрагматическое дыхание только в начале пения, а далее использует только грудное. Умеет использовать цепное дыхание (при пении небольшим ансамблем, в группе). Дышит между фразами, но не всегда дыхания хватает на длинную фразу.
Уровень ниже среднего: Обучающийся владеет и соблюдает правильную певческую установку. Выполняет упражнения не верно. Обучающийся использует только грудное дыхание. Берёт дыхание только на небольшую фразу. Не умеет рассчитывать дыхание на длинную музыкальную фразу. Во время цепного дыхания дышит одновременно с другим обучающимся.
Приложение 2
2.
Чистота интонирования. Унисон.
Задание: Исполнение куплета и припева песни по одному и дуэтом (пение в унисон), обращая внимание на качество интонирования и умение петь в унисон.
Исполнение любой песни из репертуара.
Пример: «На репите», «Круче всех»
Критерии оценки:
Уровень выше среднего: Чистое интонирование мелодии песни. Понимание основы чистого унисона и умелое пение унисона в дуэте и в ансамбле.
Средний уровень: Чистое интонирование мелодии песни. Понимание основы чистого унисона, но неточное пение в унисон.
Уровень ниже среднего: Чистое интонирование только с помощью преподавателя. Отсутствие унисона.
Приложение 3
3.
Звуковедение.
Задание: Исполнение попевок по одному, обращая внимание на качество интонирования,
использования обучающимся ровного звуковедения и различных штрихов.
Исполнение упражнения с разным штрихом (легато, стаккато, нонлегато, маркато и т.д.)
17

Пример: исполнение упражнения коротко и отрывисто (стаккато). Исполнение упражнения подчёркивая каждый звук, как бы акцентируя на нём (маркато).
Критерии оценки:
Уровень выше среднего: Исполнение обучающимся мелодии любым предложенным
штрихом.
Средний уровень: Исполнение обучающимся мелодии любым предложенным штрихом,
но допускает незначительные ошибки во время исполнения мелодии.
Уровень ниже среднего: Обучающийся исполняет мелодию нужным штрихом только по
словесному объяснению и демонстрационного показа учителем.
Приложение 4
4.
Правильная дикция и артикуляция.
Задание: Исполнение скороговорок, куплета и припева песни по одному, дуэтом или небольшим ансамблем, обращая внимание на качество интонирования, дикцию и артикуляцию на примере вокально-артикуляционных упражнений Павлюченко.
Исполнение упражнения с более трудными скороговорками и речевыми упражнениями
Пример:
«Карл у Клары украл кораллы,
а Клара у Карла украла кларнет»
Критерии оценки:
Уровень выше среднего: Обучающийся знает особенности певческой дикции и артикуляции. Соблюдает правила во время чтения, пения. Чисто интонирует мелодию.
Средний уровень: Обучающийся знает особенности певческой дикции и артикуляции. Соблюдает правила во время чтения, пения, но иногда допускает ошибки. Чисто интонирует
мелодию.
Уровень ниже среднего: Обучающийся знает особенности певческой дикции и артикуляции, но не умеет использовать теоретические знания на практике. Неточно интонирует мелодию.
Приложение 5
5.
Формирование чувства ансамбля.
Задание: Исполнение (пение) куплета и припева песни в ансамбле, обращая внимание на
качество интонирования соблюдение ансамбля.
Исполнение любой песни из репертуара.
Пример: «На репите», «Круче всех».
Критерии оценки:
Уровень выше среднего: Обучающиеся чисто интонируют мелодию. Чистое унисонное
интонирование в любых темпах и ладах со сложным ритмическим рисунком. Исполняют
несложные двухголосные песни без сопровождения. Знают и соблюдают основы цепного
дыхания.
Средний уровень: Обучающиеся чисто интонируют мелодию, но иногда допускают
ошибки. Чистое унисонное интонирование в умеренном темпе. Исполняют несложные
двухголосные песни, с незначительной гармонической поддержкой аккомпанемента.
Знают и соблюдают основы цепного дыхания.
Уровень ниже среднего: Обучающиеся допускают ошибки при пении. Отсутствует унисонное интонирование мелодии. Исполняют лёгкие двухголосные песни только с гармонической поддержкой аккомпанемента. При пении песни не соблюдают основы цепного
дыхания.
Приложение 6
6.
Метроритмика.
Задание: Исполнение (пение) куплета и припева песни в ансамбле, обращая внимание на
качество ритмического рисунка и ровного метра.
18

Прохлопать или простучать ритм и метр песни из репертуара.
Пример: «На репите», «Круче всех».
Критерии оценки:
Уровень выше среднего: Обучающиеся чисто интонируют мелодию. Чистое унисонное
интонирование в любых темпах со сложным ритмическим рисунком. Исполняют несложные двухголосные песни.
Средний уровень: Обучающиеся чисто интонируют мелодию, но иногда допускают
ошибки. Чистое унисонное интонирование в умеренном темпе. Исполняют сложные одноголосные песни, с незначительной гармонической поддержкой аккомпанемента (дублирование мелодии в минусовке).
Уровень ниже среднего: Обучающиеся допускают ошибки при пении. Отсутствует унисонное интонирование мелодии. Сбивка метра и не ритмическое исполнение.
Приложение 7
7.
Теория.
Задание: Выполнение тестового задания на знание теории, обращая внимание на время
выполнения, правильную терминологию.
Опрос или тестирование на знание музыкальной теории, сольфеджио и гармонии
Пример: Резонаторы (головной, грудной), интервалы (прима ч1, терция б3м2, кварта ч4 и
т.д.), жанры музыки (песня, танец, марш)
Критерии оценки:
Уровень выше среднего: Обучающиеся выполняют задание в короткий промежуток времени, используют правильную терминологию.
Средний уровень: Обучающиеся выполняют задание выйдя за пределы временного норматива, используют неточную терминологию.
Уровень ниже среднего: Обучающиеся выполняют задание медленно с подсказкой преподавателя, не используют правильную терминологию.
Приложение 8
8.
Формирование сценической культуры. Работа над образом.
Задание: Исполнение песни, обращая внимание на качество интонирования, умения донести образ до слушателей, умения держаться на сцене.
Исполнение любой песни из репертуара.
Пример: «На репите», «Круче всех»
Критерии оценки:
Уровень выше среднего: Чистое интонирование мелодии, пение в характере песни. Уверенная манера поведения на сцене, умение выполнять несложные движения под музыку.
Умение держать микрофон без рекомендаций учителя. В завершении песни - поклон.
Средний уровень: Чистое интонирование мелодии. Во время пения отводит микрофон от
губ, на сцене держится скованно. Движения под музыку забывает. В конце пения выполняет поклон только после напоминания учителем.
Уровень ниже среднего: Чистое интонирование мелодии. Во время пения с микрофоном
обучающийся забывает текст песни, убирает микрофон от губ. Движения под музыку не
выполняет. Поёт не в образе музыкального произведения. В конце пения не кланяется, а
поспешно уходит со сцены.
Приложение 9
Тест по теме: «Эстрадное творчество»
1. Певческая установка это:
a)
правильное положение корпуса тела, шеи и головы при пении
19

b)
c)

правильное положение певца на сцене
разогрев голоса перед пением

2. Какого регистра не существует?
a)
высокий
b)
тонкий
c)
средний
d)
низкий
3. Что в музыке означает слово «мажор»?
a)
грустно
b)
весело
c)
главный
4. «Чистое» интонирование это:
a)
когда голос «сливается» с заданной нотой
b)
когда поют без сопровождения инструментов
c)
пение повторяющейся ноты
5. Как называется музыкальный ансамбль, состоящий из двух человек?
a)
трио
b)
октет
c)
дуэт
Критерии оценивания знаний:
Уровень знаний выше среднего: 4 и более правильных ответа
Средний уровень знаний: 3 правильных ответа
Уровень знаний ниже среднего: 2 и менее правильных ответа
Приложение 10
Тест по теме «Приёмы работы с микрофоном»
1. Что такое микрофон?
a)
Устройство для усиления звука
b)
Устройство для прослушивания фонограммы
c)
Устройство для просмотра фото и видео
2. Как проверить работу микрофона?
a)
Постучать по микрофону
b)
Поговорить в микрофон
c)
Посмотреть в микрофон
3.Если микрофон стоит на стойке, можно ли взять его в руки при исполнении песни?
a)
Да
b)
Нет
4. Можно ли приближать микрофон к динамику
a)
Да
b)
Нет
c)
Затрудняюсь ответить
5. Какой вид микрофонов лишний?
20

a)
b)
c)

Студийный
Сценический
Специфический

Критерии оценивания знаний:
Уровень знаний выше среднего: 4 и более правильных ответа
Средний уровень знаний: 3 правильных ответа
Уровень знаний ниже среднего: 2 и менее правильных ответа
Приложение 11
Задание на тему «Пластическое интонирование»
1. Прочитать статью по вокальной гимнастике, выполнить несколько упражнений из статьи
https://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskaja-razrabotka-vokalno-artikuljacionaja-gimnastika-dlja-razvitija-vokalnyh-navykov-u-doshkolnikov.html
2. Продемонстрировать несколько упражнений из вокальной гимнастики на занятии.

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».