ДООП Вокальный ансамбль Колибри

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества

Программа рассмотрена и рекомендована
к утверждению на заседании
Методического совета МБУ ДО - ЦДТ
протокол от 16.06.2023 №4

УТВЕРЖДАЮ
___________________/Т.Г. Хисамова
Директор МБУ ДО - ЦДТ
приказ от 16.06.2023 №38

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
Вокальный ансамбль «Колибри»
Уровень

Базовый

Возраст обучающихся

10-13 лет

Срок реализации

9 месяцев

Автор-разработчик:
Кокорина Лилия Сергеевна.
педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2023
1

Содержание
I.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
II.
2.1.
2.2.
2.3.

Комплекс основных характеристик
Пояснительная записка
Цель и задачи общеразвивающей программы
Содержание программы
Планируемые результаты программы
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Условия реализации программы
Форма аттестации и контроля
Список литературы

3
3
4
5
8
9
9
9
12
14

Приложения

16

2

РАЗДЕЛ I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы: художественная.
Программа направлена на развитие музыкальных способностей. Интеллектуальное
и физическое развитие. Происходит знакомство с истоками вокальной школы, основами
теории музыки, с принципами звуковедения и звукоизвлечения. Обучающиеся имеют
возможность участвовать в конкурсах и фестивалях разного уровня.
Актуальность программы обусловлена необходимостью решения важнейшей
задачи российского образования по развитию творческого потенциала учащихся. Обучение
по данной программе способствует художественно-эстетическому развитию обучающихся,
приобщению их к музыкальной культуре, раскрытию в детях разносторонних
способностей. Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В
процессе обучения дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают
художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства.
Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству,
развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального
искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее
эмоциональное состояние, разработана программа дополнительного образования детей.
Отличительная особенность программы. В программу включен блок
ознакомление с музыкальной культурой русского народа, в рамках которого дети
обучаются играть на музыкальных, шумовых инструментах и применять эти навыки в
ансамблевом пении.
Программа разработана на основе нормативно-правовой документации:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» в действующей редакции.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации (в редакции 2013 г.).
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам".
Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
Адресат:
Программа разработана для обучающихся 10 - 13 лет.
Программа строится с учетом личностных (возрастных) потребностей,
обучающихся.
Средний школьный возраст 10-13 лет - переходный от детства к юности. Значимой
особенностью мышления подростка является его критичность. В этом возрасте особое
значение
приобретает чувственная
сфера.
В
этом
возрасте
подросток
весьма подражателен. Особое значение для него также имеет возможность самовыражения
3

и самореализации. Средний школьный возраст — самый благоприятный для творческого
развития. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить
сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные
мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение, самому решать
проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.
Численный состав обучающихся в группе не должно быть менее 10 человек и не
должен превышать 17 человек.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа- 30 минут.
Перерыв между учебными занятиями -10 минут.
Длительность одного занятия: 2 академических часа.
Периодичность занятий в неделю: 2 раза.
Объем программы: 144 часа.
Срок реализации программы: 9 месяцев.
Программа базового уровня, предполагает использование и реализацию
специализированных знаний и навыков в области вокала, гарантированно обеспечивает
трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического
направления.
Формы обучения и виды занятий:
Форма обучения: очная, возможна в дистанционной.
Виды занятий: предусматривается групповые занятия (упражнения на дыхание,
работа над дикцией и звуковедением, работа с новым материалом, закрепление
пройденного материала), с небольшими ансамблями-дуэтами, трио и возможность
индивидуальных занятий с солистами, беседа, музыкальные спектакли, отчётный концерт,
участие в концертных программах, конкурсах, фестивалях, посещение концертов,
музыкальных спектаклей.
Формы подведения итогов реализации программы: фестивали, концерты,
конкурсы, отчетный концерт и др.
1.2.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы – раскрытие и постепенное развитие индивидуальных творческих
способностей детей через вокально-сценическое искусство.
Задачи:
Обучающие:
 формировать вокальную артикуляцию, музыкальную память;
 формировать стереотип координации деятельности голосового аппарата с
основными свойствами певческого голоса.
 обучать играть на русских народных, шумовых музыкальных инструментах;
 обучать грамотно, эмоционально петь, передавая характер песни через собственное
исполнение
Развивающие:
 развивать гармонический и мелодический слух;
 развивать вокальный слух;
 развивать певческое дыхание;
 развивать преодоление мышечных зажимов;
 развивать умение держаться на сцене.
Воспитательные:
 воспитать эстетический вкус обучающихся;
 воспитать интерес к певческой деятельности и к музыке в целом;
4




воспитать чувство коллективизма;
воспитать готовность и потребность к певческой деятельности.
1.3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
СВОДНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№

Название раздела, темы

Всего часов

1
2
3
4
5

Вводное занятие
Развитие музыкального слуха
Дыхательная гимнастика. Охрана голоса
Развитие диапазона голоса
Распевание
Ознакомление с музыкальной культурой
русского народа
Концертно-исполнительская деятельность
Всего часов

2
20
20
38
20

6
7

20
20
144

УЧЕБНЫЙ-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
1
2.
2.1.
2.2.
2.3.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
4.
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
4.5.
4.6.

Наименование разделов и тем
Вводное занятие
Развитие музыкального слуха
Канон
Пение по цепочке
Пение без сопровождения
Дыхательная гимнастика. Охрана
голоса
Дыхательная гимнастика по А.Н.
Стрельниковой
Оздоровительные и фонопедические
упражнения
Речевые игры
Артикуляционная гимнастика
Развитие диапазона голоса
Специальные упражнения
Тесситура
Работа над примарной зоной
Работа
над
зоной
рабочего
диапазона
Работа над зоной нерабочего
диапазона
Работа над сравниванием регистров

Всего
Теория
часов

Практика

2
20
6
8
6

1
6
2
2
2

1
14
4
6
4

20

8

12

5

2

3

5
2
5
38
6
6
6

2
2
2
12
1
1
1

3
3
3
26
5
5
5

10

5

5

4
6

1
2

3
4

Формы
аттестации/
Контроля
Наблюдение.
Наблюдение.
Прослушивание.
Контрольное
прослушивание.
Наблюдение.
Прослушивание.
Контрольное
прослушивание.
Тест.

Наблюдение.
Прослушивание.
Контрольное
прослушивание.
Тест.

5

5.
5.1.
5.2.
5.3.
5.4.
6.
6.1.
6.2.

6.3.
7.
7.1.
7.2.
7.3.

Распевание
Классические распевания. Объемное
пение
Распевки
для
сглаживания
переходных нот
Распевки для четкой дикции
Распевки на развитие дыхания
Ознакомление с музыкальной
культурой русского народа
Народная песня
Игра на шумовых инструментах
Работа над метроритмикой по
средствам игры на деревянных
ложках
Концертно-исполнительская
деятельность
Репетиции
Выступления, концерты
Итоговое занятие
ИТОГО

20

8

12

5

2

3

5
5
5

2
2
2

3
3
3

20
6
8

6
2
2

14
4
6

6

2

4

20
6
12
2
144

2
2
43

18
4
12
2
101

Наблюдение.
Прослушивание.
Контрольное
прослушивание.

Наблюдение.
Беседа.

Наблюдение.
Прослушивание.
Контрольное
прослушивание.
Тест.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
1.ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
Теория: Правила по безопасности, введение в программу, знакомство с целями и задачами.
Практика: Беседа по правилам безопасности. Распевание.
2. РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА.
2.1. Тема: Канон.
Теория: Понятие канон. Истоки канона.
Практика: Пение каноном. Упражнения.
2.2. Тема: Пение по цепочке.
Теория: Беседа о значимости канона, как жанра вокального двухголосия.
Практика: Дети поют «по цепочке» добавляются «песенки-эхо» и «пение про себя».
2.3. Тема: Пение без сопровождения.
Теория: Понятие а’cappella. Роль а’cappella в музыкально-исполнительской деятельности.
Практика: Пение а’cappella. Упражнения.
3. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАЯ. ОХРАНА ГОЛОСА.
3.1. Тема: Дыхательная гимнастика по Стрельниковой.
Теория: Преимущества дыхательной гимнастики по методике Александры Николаевны
Стрельниковой.
Практика: Комплексы упражнений «Ладошки», «Погончики», «Насос», «Кошка», «Обнять
плечи».
3.2. Тема: Оздоровительные и фонопедические упражнения.
Теория: Применение игровых фонопедических и оздоровительных упражнений для
профилактики заболеваний горла.
6

Практика: Упражнения «Погреемся», «Посчитаем», «Капризка», «Голоса вьюги»
3.3. Тема: Речевые игры.
Теория: Строение речевого аппарата.
Практика: Игры «Цепочки слов», «Живые буквы»
3.4. Тема: Артикуляционная гимнастика.
Теория: Развитие мышц речевого аппарата.
Практика: Упражнения для формирования движения губ «Лягушка», «Слон», «Рыбка»,
«Качели».
4. РАЗВИТИЕ ДИАПАЗОНА ГОЛОСА.
4.1. Тема: Специальные упражнения.
Теория: Определение своего диапазона.
Практика: Найдите примерные ноты на фортепиано и начните петь простую распевку в
диапазоне квинты вверх. Пение должно быть лёгким и свободным, без голосовых зажимов.
Голос должен литься легко и естественно, а дыхание нужно брать после каждого звена
распевания.
4.2. Тема: Тесситура.
Теория: Разница тесситуры и регистра.
Практика: Работа над песнями с высокой тесситурой.
4.3. Тема: Работа над примарной зоной.
Теория: Определение своей примарной зоны.
Практика: Пение удобного репертуара на примарной зоне.
4.4. Тема: Работа над зоной рабочего диапазона.
Теория: Определение рабочего диапазона.
Практика: Работа над расширением рабочего диапазона. Форсирование.
4.5. Тема: Работа над зоной нерабочего диапазона.
Теория: Выявление своей нерабочей зоны.
Практика: Расширение диапазона. Распевание с использованием крайних нот.
4.6. Тема: Работа над сравниванием регистров.
Теория: Переходные ноты.
Практика: Упражнения на постепенность повышения, понижения голоса «Чудо-лесенка».
5. РАСПЕВАНИЕ.
5.1. Тема: Классические распевания. Объемное пение.
Теория: Функции распевки.
Практика: Примеры, «Ми-мэ-ма-мо-му», «бри-брэ-бра-бро-бру», найти позицию «зевка».
5.2. Тема: Распевки для сглаживания переходных нот.
Теория: Рассказ про переходные ноты вокалистов.
Практика: Нахождение переходных нот и упражнения на сглаживание регистров.
5.3. Тема: Распевки для четкой дикции.
Теория: Рассказ о важности дикции в пении.
Практика: Скороговорки и вокальные распевки
5.4. Тема: Распевки на развитие дыхания.
Теория: Типы дыхания.
Практика: Упражнения «Собачка», «Воздушный шарик».
6. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРОЙ РУССКОГО НАРОДА
6.1. Тема: Народная песня.
Теория: История народной песни. Народная песня в современной реалии.
7

Практика: Прослушивание и исполнение классических народных песен и народных песен
в современной обработке.
6.2. Тема: Игра на шумовых инструментах
Теория: Знакомство с шумовыми инструментами.
Практика: Игра на шумовых инструментах
6.3. Тема: Работа над метроритмикой по средствам игры на деревянных ложках
Теория: Знакомство с игрой на деревянных ложках
Практика: Отработка игр на деревянных ложках.
РАЗДЕЛ 7. КОНЦЕРТНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
7.1. Тема: Репетиции.
Теория: Проработка теоретических моментов перед репетицией на сцене.
Практика: Подготовка концертных номеров на сцене.
7.2. Тема: Выступления, концерты.
Практика: Выступление на сцене.
7.3. Тема: Итоговое занятие.
Практика: Проведение итогового теста.
1.4.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ














Предметные:
сформирована вокальная артикуляция, музыкальная память;
сформирован стереотип координации деятельности голосового аппарата с
основными свойствами певческого голоса;
умеют играть на русских народных инструментах, шумовых музыкальных
инструментах;
умеют грамотно, эмоционально петь, передавая характер песни через собственное
исполнение
Развивающие:
развит гармонический и мелодический слух;
развит вокальный слух;
развито певческое дыхание;
развито преодоление мышечных зажимов;
развито умение держаться на сцене.
Воспитательные:
сформирован эстетический вкус обучающихся;
сформирован интерес к певческой деятельности и к музыке в целом;
сформировано чувство коллективизма;
сформирована готовность и потребность к певческой деятельности.

8

РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

Год
обучения
3

Дата
начала
обучения
15.09.23

2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Дата
Количество Количество Количество
окончания
учебных
учебных
учебных
обучения
недель
дней
часов
31.05.24
36
72
144

Режим
занятий
2 занятия по
2 часа в
неделю

2.2.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧСЕКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
№/№ Оборудование

1
2
3
4
5
6
7

Учебный кабинет с
типовой мебелью
Фортепиано
Микрофон
Музыкальный
центр
Деревянные ложки
Шумовые
инструменты
Дидактические
пособия:
«Дыхательная
гимнастика»,
«Строение
голосового
аппарата»,
«Музыкальная
терминология»,
«Фортепианная
клавиатура»,
«Нотный
стан»,
«Основы
певческого
мастерства»,
«Приемы работы с
микрофоном».

Единица
измерения

Количество на Количество %
одного
на группу
использования
обучающегося
в
ходе
реализации
программы
1
100%

шт
шт
шт
шт
шт
комплект

1
4
1

100%
40%
60%
40%
40%

2
1
1

40%

9

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Дыхательная
2.
3.
4.

5.
6.
7.
8.
9.

гимнастика
Стрельниковой
А.Н.
https://www.youtube.com/watch?time_continue=151&v=GvQXH4c7PDM&feature=emb
_logo
Упражнения
на
дикцию
и
звукоизвлечение
https://www.youtube.com/watch?v=ZoQAc6udyd4
Поиск минусовок - http://x-minus.club/
Распевки - https://www.youtube.com/watch?v=yPU9jMfuKtc
https://www.youtube.com/watch?v=O5YX8LnttUs
https://www.youtube.com/watch?v=4HnVfCW44Xw
https://www.youtube.com/watch?v=mq_xloHfits
ttps://www.youtube.com/watch?v=LhaTZKXqdeM
https://www.youtube.com/watch?v=JYI12FZ0G4w
Статья.
«Пение
на
опоре.»
https://samopoznanie.ru/articles/opora_v_penii_vokalnaya_poziciya_teoriya_i_praktika/
Скороговорки на развитие дикции - https://algebrazhizni.ru/skorogovorki-dlyarazvitiya-dikcii-i-rechi-u-detej/
«Формирование сценического имиджа эстрадных певцов» Петренко Е.В. https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-stsenicheskogo-imidzha-estradnyhpevtsov/viewer
Методическое пособие для преподавателей вокала - https://ped-kopilka.ru/blogs/elenayurevna-povarnicyna/metodicheskoe-posobie-26338.html
Статья
«Артикуляционная
гимнастика,
упражнения»
https://auragolosa.ru/artikulyacionnaya-gimnastika-uprazhneniya/
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Требования к квалификации: Высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование в области, соответствующей профилю объединения без
предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или
среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование
по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы
и курсы повышения квалификации по направлению деятельности.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Дидактические пособия:
«Дыхательная гимнастика», «Строение голосового аппарата», «Музыкальная
терминология», «Фортепианная клавиатура», «Нотный стан», «Основы певческого
мастерства», «Приемы работы с микрофоном».
Видео уроки: распевки, анатомическое строение голосового аппарата.
Особое значение в обучении пению имеет овладение певческими навыками. Эта
работа часто протекает без достаточного осознания обучающимися ее цели, без понимания
роли тех упражнений, которые они выполняют. Следует даже на самом первом этапе
обучения доводить до сознания детей, для чего поется данное упражнение, чего следует
добиваться в работе над ним, как его надо исполнять.
Очень важно с самого начала обучения воспитывать у обучающихся вокальный
слух, умение внимательно слушать себя и отмечать свои ошибки.

10

Основа пения - гласные звуки. От правильного образования гласных зависит
красота тембра. У учащихся школьного возраста тембр неровный, что обусловлено,
главным образом, "пестротой" гласных. Ровность звучания достигается при сохранении
высокого звучания(позиции) на всех звуках певческого диапазона. Для этого следует
использовать попевки и упражнения:
1) на гласные А, У, Ю;
2) упражнения стабильного блока:
-на дыхание,
-на медленный долгий выдох,
-на развитие артикуляции,
на подвижность диафрагмы,
-на развитие ровности тембрового звучания,
-гибкости голоса;
3)упражнения периодически обновляющегося блока:
-на легкость и подвижность голоса,
-на зубные язычные согласные - Д, З, Т, Р, Л, Н,
-на губные - Б, П, В, М,
Необходимо разделять при пении гласные, встречающиеся в одном слове или в
конце одного и начале другого слова, например: "А я по лугу".
Согласные звуки произносят легко, четко, ясно и энергично. Нужно приучать
учащихся ясно произносить согласные в конце слов, присоединять согласные к
следующему слогу, например: мы-шка.
Условием правильного звукообразования являются правильно открытый рот,
свободно опускающаяся челюсть, активные губы, четко артикулирующие каждый звук. На
начальном этапе, в основном, следует обращать внимание на то, чтобы учащийся вдыхал
правильно, распределяя выдох до конца слова или небольшой фразы, не брал дыхание в
середине слова.
В практических занятиях наряду с упражнениями рекомендуется пение вокализов
или песен напевного характера для выработки кантиленного звучания. Это необходимо
также для осознания учащимися малой формы в целом и на уровне отдельных построений:
фразы, предложения, периода, для усвоения или понятий кульминации произведения, коды
и других.
В репертуар должны входить популярные детские песни, популярные
отечественные песни, ретро песни.
На протяжении всех лет обучения необходимо развивать у обучающихся тембровое
чувство и мышление, пополнять ресурс выразительности исполнения вокальных
произведений, создавать условия, в которых обучающиеся испытывают радость ощущения
исполнительской свободы и творческого комфорта.
Во время работы над чистотой интонации одновременно следует добиваться
полетности, звонкости и вибрато голоса, а также естественности звучания. Необходимо
развивать творческую индивидуальность исполнителя, культуру исполнения, высокий
художественный вкус, оберегать детей и подростков от манерности и подражательства.
Вся вокальная работа должна проводиться на доступном обучающимся материале.
Выбор репертуара для обучающихся - наиболее трудная задача преподавателя.
Правильно подобранный репертуар будет способствовать духовному и вокально11

техническому росту обучающегося, определит его творческое лицо, позволит решить
воспитательные задачи.
Подбирая программный репертуар, следует руководствоваться следующими
принципами:
художественная ценность;
воспитательное значение;
доступность музыкального и литературного текста;
разнообразие жанров и стилей;
логика компоновки будущей концертной программы.
Все названные элементы исполнения направлены на возможно более полное
раскрытие художественного образа. Важно, чтобы дети научись правильно петь, красиво и
выразительно представлять свои действия на сцене, формировали индивидуальную манеру
исполнения.
Для успешного обучения необходимо вырабатывать у обучающегося навыки
самостоятельной работы, приучить к осознанному, упорному, кропотливому труду,
нужному для преодоления многочисленных трудностей.
В основе процесса обучения эстрадного пения лежат следующие методические
принципы:
единство художественного и технического развития певца;
постепенность и последовательность в овладении мастерством пения;
применение индивидуального подхода к обучающемуся.
Последний принцип особо важен, так как эстрадное пение отличается
многообразием индивидуальных исполнительских манер
Основными общими свойствами, характерными для эстрадной манеры
округленное формирование звука, плотное звучание в грудном регистре
(исключением здесь являются детские голоса).
Творческая деятельность является источником обретения ребенком уверенности в
своих силах и собственной значимости, что положительно влияет на его самооценку и
адаптацию в любом коллективе. В групповых занятиях также развиваются и
коммуникативные качества.

2.3.ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Педагогическое оценивание проводятся три раза в год.
Входное – в начале учебного года (позволяет выявить исходный уровень
обучающихся по основным исследуемым характеристикам). На начальном этапе обучения
контроль осуществляется ненавязчиво и органично вплетается в ход занятия. Опросы
должны восприниматься обучающимися как одна из форм общения с педагогом.
Фронтальный опрос по темам разделов проводится в форме музыкальной викторины или
игры «Угадай мелодию».
Промежуточное – проводится в середине года. Выявляется уровень освоения
программы, позволяет констатировать те изменения, которые происходят в личности
обучающихся.
Итоговая аттестация – по окончании срока реализации программы.
12

Формами проведения аттестаций могут быть: фестивали, концерты, конкурсы,
отчетный концерт.
Ожидаемые результаты и способы определения результативности представлены в
индивидуальных картах. (Приложение).

13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» в действующей редакции.
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации (в редакции 2013 г.).
3.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
4.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
6.
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об Утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
7.
Приказ Министерства труда и социализации защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам".
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
10.
Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
11.
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ).
12.
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК -641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»).
13.
Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области
от 30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
14.
Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461 ПП «О
региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской
области».
15.
Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО «Дворец
молодежи» № 136-д от 26.02.2021
16.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
14

№219-д от 04.03.2022 «О внесении в методические рекомендации «Разработка
дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях»,
утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 №934-д.
17.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
№ 195 Д от 22.02.2022 о проведении независимой оценки качества дополнительных
общеобразовательных программ
18.
Постановление Администрации города Екатеринбурга № 3440 от 11.11.2022 г. «Об
утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного
образования детей в муниципальном образовании «город Екатеринбург».
Список литературы для педагога:
1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя- музыканта. – М.: Гуманит. Изд. Центр
ВЛАДОС, 2003. – 336с.: ноты. – (Б-ка учителя музыки).
2. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение. Секреты вокального мастерства. - Феникс,Ростов-наДону, 2007.
3. Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению: Учебно-методическое пособие. Изд-во: Музыкальная палитра, 2005.
4. Луканин В.Н. (Составление и редакция Е.Нестеренко). Обучение и воспитание молодого
певца. – Изд-во: "Музыка" Ленинградское отделение, 1977.
5. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для
родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил.
6. Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. –
Изд-во: Редакционно-издательский отдел, Издательский отдел Института психологии РАН,
2002.
7. Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,
1997. Ч. 1.– 608 с.: нот.
Литература для обучающихся и родителей:
1. Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,
1997. Ч. 2. – 400 с.: нот.
2. Ровнер В.А. Вокально-джазовые упражнения для голоса в сопровождении фортепиано.
- Изд-во: Нота. Санкт-Петербург, 2004.
3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное
образование, 1998.
4. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. Изд-во: «Прометей»
МПГУ им. В. И. Ленина, Москва, 1992.
5. Финкельштейн Э.И. Музыка от А до Я. – М.: Изд-во «Советский композитор», 1991. –
191с.: ил.

15

Приложение 1
1.
Дыхание
Задание: Исполнение куплета и припева репертуарной песни по одному или дуэтом и
выполнение дыхательных упражнений по методике А.Стрельниковой, обращая внимание
на певческую установку, качество интонирования и используемый вид дыхания.
Пример:
1. Вдох - короткий и резкий. Как хлопок. Выполняется с закрытым ртом, но губы должны
сомкнуться непроизвольно. Выдох - свободный (происходит как бы сам собой).
Выполняется через рот. На вдохе нельзя поднимать плечи, вдох «в живот». Все упражнения
выполняются в темпе марша.
2. Встать прямо, ноги на ширине плеч. Голова вниз (смотреть на пол) — вдох. Голову
вверх (смотреть на потолок) — тоже вдох. Вниз – вверх. Выдох непроизвольно
производится после каждого вдоха.
Критерии оценки:
Уровень выше среднего: Обучающийся владеет и соблюдает правильную певческую
установку.
Выполняет
упражнения
правильно.
Обучающийся
использует
диафрагматическое дыхание, умеет использовать цепное дыхание (при пении дуэтом,
группой). Дышит между фразами, не разрывая слова. Дыхание спокойное. Обучающийся
рассчитывает певческое дыхание на длинную фразу.
Средний уровень: Обучающийся владеет и соблюдает правильную певческую установку.
Выполняет
упражнения
не
совсем
правильно.
Обучающийся
использует
диафрагматическое дыхание только в начале пения, а далее использует только грудное.
Умеет использовать цепное дыхание (при пении небольшим ансамблем, в группе). Дышит
между фразами, но не всегда дыхания хватает на длинную фразу.
Уровень ниже среднего: Обучающийся владеет и соблюдает правильную певческую
установку. Выполняет упражнения не верно. Обучающийся использует только грудное
дыхание. Берёт дыхание только на небольшую фразу. Не умеет рассчитывать дыхание на
длинную музыкальную фразу. Во время цепного дыхания дышит одновременно с другим
обучающимся.
Приложение 2
2.
Чистота интонирования. Унисон.
Задание: Исполнение куплета и припева песни по одному и дуэтом (пение в унисон),
обращая внимание на качество интонирования и умение петь в унисон.
Критерии оценки:
Уровень выше среднего: Чистое интонирование мелодии песни. Понимание основы
чистого унисона и умелое пение унисона в дуэте и в ансамбле.
Средний уровень: Чистое интонирование мелодии песни. Понимание основы чистого
унисона, но неточное пение в унисон.
Уровень
ниже
среднего: Чистое
интонирование
только
с
помощью
преподавателя. Отсутствие унисона.
Приложение 3
3.
Звуковедение.
Задание: Исполнение попевок по одному, обращая внимание на качество интонирования,
использования обучающимся ровного звуковедения и различных штрихов.
Пример: ми, ма, мо, му вверх и вниз в интервале квинты
Исполнение упражнения коротко и отрывисто(стаккато). Исполнение упражнения
подчёркивая каждый звук, как бы акцентируя на нём(маркато)
Критерии оценки:
Уровень выше среднего: Исполнение обучающимся мелодии любым предложенным
штрихом.
16

Средний уровень: Исполнение обучающимся мелодии любым предложенным штрихом ,но
допускает незначительные ошибки во время исполнения мелодии.
Уровень ниже среднего: Обучающийся исполняет мелодию нужным штрихом только по
словесному объяснению и демонстрационного показа учителем.
Приложение 4
4.
Правильная дикция и артикуляция.
Задание: Исполнение скороговорок, куплета и припева песни по одному, дуэтом или
небольшим ансамблем, обращая внимание на качество интонирования, дикцию и
артикуляцию на примере вокально-артикуляционных упражнений Павлюченко.
Пример:
От топота копыт
Пыль по полю летит, 33 корабля лавировали, лавировали,
лавировали, лавировали,
лавировали, лавировали,
да не вылавировали.
Критерии оценки:
Уровень выше среднего: Обучающийся знает особенности певческой дикции и
артикуляции. Соблюдает правила во время чтения, пения. Чисто интонирует мелодию.
Средний уровень: Обучающийся знает особенности певческой дикции и артикуляции.
Соблюдает правила во время чтения, пения, но иногда допускает ошибки. Чисто
интонирует мелодию.
Уровень ниже среднего: Обучающийся знает особенности певческой дикции и
артикуляции, но не умеет использовать теоретические знания на практике. Неточно
интонирует мелодию.
Приложение 5
5.
Формирование чувства ансамбля.
Задание: Исполнение (пение) куплета и припева песни в ансамбле, обращая внимание на
качество интонирования соблюдение ансамбля.
Критерии оценки:
Уровень выше среднего: Обучающиеся чисто интонируют мелодию. Чистое унисонное
интонирование в любых темпах и ладах со сложным ритмическим рисунком. Исполняют
несложные двухголосные песни без сопровождения. Знают и соблюдают основы цепного
дыхания.
Средний уровень: Обучающиеся чисто интонируют мелодию, но иногда допускают
ошибки. Чистое унисонное интонирование в умеренном темпе. Исполняют несложные
двухголосные песни, с незначительной гармонической поддержкой аккомпанемента. Знают
и соблюдают основы цепного дыхания.
Уровень ниже среднего: Обучающиеся допускают ошибки при пении. Отсутствует
унисонное интонирование мелодии. Исполняют лёгкие двухголосные песни только с
гармонической поддержкой аккомпанемента. При пении песни не соблюдают основы
цепного дыхания.
Приложение 6
6.
Метроритмика.
Задание: Исполнение (пение) куплета и припева песни в ансамбле, обращая внимание на
качество ритмического рисунка и ровного метра.
Для первого года обучения прохлопать или простучать любую любимую песню или
мелодию.
Критерии оценки:
17

Уровень выше среднего: Обучающиеся чисто интонируют мелодию. Чистое унисонное
интонирование в любых темпах со сложным ритмическим рисунком. Исполняют
несложные двухголосные песни.
Средний уровень: Обучающиеся чисто интонируют мелодию, но иногда допускают
ошибки. Чистое унисонное интонирование в умеренном темпе. Исполняют сложные
одноголосные песни, с незначительной гармонической поддержкой аккомпанемента
(дублирование мелодии в минусовке).
Уровень ниже среднего: Обучающиеся допускают ошибки при пении. Отсутствует
унисонное интонирование мелодии. Сбивка метра и не ритмическое исполнение.
Приложение 7
7.
Теория.
Задание: Выполнение тестового задания на знание теории, обращая внимание на время
выполнения, правильную терминологию.
Критерии оценки:
Уровень выше среднего: Обучающиеся выполняют задание в короткий промежуток
времени, используют правильную терминологию.
Средний уровень: Обучающиеся выполняют задание выйдя за пределы временного
норматива, используют неточную терминологию.
Уровень ниже среднего: Обучающиеся выполняют задание медленно с подсказкой
преподавателя, не используют правильную терминологию.
Приложение 8
8.
Формирование сценической культуры. Работа над образом.
Задание: Исполнение песни, обращая внимание на качество интонирования, умения
донести образ до слушателей, умения держаться на сцене.
Критерии оценки:
Уровень выше среднего: Чистое интонирование мелодии, пение в характере песни.
Уверенная манера поведения на сцене, умение выполнять несложные движения под
музыку. Умение держать микрофон без рекомендаций учителя. В завершении песни поклон.
Средний уровень: Чистое интонирование мелодии. Во время пения отводит микрофон от
губ, на сцене держится скованно. Движения под музыку забывает. В конце пения выполняет
поклон только после напоминания учителем.
Уровень ниже среднего: Чистое интонирование мелодии. Во время пения с микрофоном
обучающийся забывает текст песни, убирает микрофон от губ. Движения под музыку не
выполняет. Поёт не в образе музыкального произведения. В конце пения не кланяется, а
поспешно уходит со сцены.
Приложение 9
9. Игра на ложках и шумовых инструментах.
Задание: Исполнить игру на ложках и шумовых инструментах под музыкальное
сопровождение.
Критерии оценки:
Уровень выше среднего: Обучающиеся выполняют задание, попадают в ритм музыки
Средний уровень: Обучающиеся выполняют задание выйдя за пределы ритма
Уровень ниже среднего: Обучающиеся выполняют задание медленно с подсказкой
преподавателя.

18

Приложение 10
Музыкальный тест
Вопрос № 1
Наиболее оптимальная поза вокалиста во время пения
сидя
стоя
лежа
Вопрос № 2
Правильное положение тела во время пения в положении стоя
тело "по струнке", шея вытянута, подбородок приподнят, руки на поясе, ноги на
ширине плеч
спина прямая, плечи развернуты, руки вдоль тела, ноги прямые, на ширине плеч,
подбородок параллельно полу, шея не вытянута, не напряжена
сплести кисти рук сзади и, вывернув их, расправить плечи,
Вопрос № 3
Правильное положение тела во время пения в положении сидя
откинуться на спинку стула, ноги слегка раздвинуты, руки сложены, шея вытянута,
подбородок приподнят
не прислоняться к спинкам стульев, ноги под прямым углом к полу, руки лежат
свободно между животом и коленями, голова прямо, шею не вытягивать, не напрягать
корпус слегка наклонен вперед, подбородок опущен, ноги и руки скрещены
Вопрос № 4
Строение голосового аппарата. Отметь нужное
дыхательный аппарат
мышцы живота
резонаторная область
брюшной пресс
артикуляционный аппарат
гортань и голосовые связки
позвоночник
Вопрос № 5
Мимика лица при пении
глаза широко раскрыты, мышцы лица напряжены
мышцы лица расслаблены, на лице естественная улыбка и блеск в глазах
мышцы лица напряжены, на лице широкая улыбка
Вопрос № 6
Положение нижней челюсти и языка при пении
19

челюсть поджата, язык напряжен
челюсть выдвинута вперед, язык глубоко уложен
челюсть свободна, язык расслаблен
Вопрос № 7
Насколько громко нужно петь?
Петь громко, выразительно
Петь, не напрягая голосовые связки, без форсирования звука
Петь тихо, ласково, беречь голос
Вопрос № 8
Как часто надо заниматься вокалом, чтобы стать звездой?
1-2 раза в неделю
2-3 часа ежедневно
ежедневно, до усталости голоса
Вопрос № 9
Что необходимо певцу?
хороший слух
хороший нюх
хорошее зрение
хороший аппетит
Вопрос № 10
Как правильно брать вдох перед началом пения?
Жадно набрать полные легкие воздуха, выпятив грудную клетку
Бесшумно взять вдох в живот. Плечи и грудую клетку не поднимать
Набрать немного воздуха, подняв плечи
Вопрос № 11
Назовите наиболее оптимальный вид дыхания
грудобрюшное (диафрагменное)
грудное
ключичное
брюшное
Вопрос № 12
Самый распространенный жанр в вокале
романс
серенада
песня
20

вокализ
баллада
колыбельная
марш
Вопрос № 13
Скорость исполнения в музыке - это...
темп
ритм
метр
размер
такт
доля
синкопа
Вопрос № 14
Окраска звука - это...
палитра
радуга
тембр
аккорд
лад
партитура
ординатура
Вопрос № 15
Сила звучания в музыке - это...
высота звука
диапазон
динамика
громкость
мощность
величие
агогика
Вопрос № 16
Чередование различных музыкальных длительностей и акцентов - это...
темп
тембр
21

акцент
ритм
метр
сантиметр
доля
Вопрос № 17
Высокий женский голос
сопрано
альт
меццо-сопрано
контральто
пикколо
колибри
пиццикато
Вопрос № 18
Убери лишнее слово
бас
альт
баритон
сопрано
контробас
дискант
тенор
Вопрос № 19
Вокализ - это...
пение без слов
пение без сопровождения
пение под оркестр
пение под гитару
пение без нот
пение под язык
вид частушки
Вопрос № 20
Прибор для определения высоты звука
22

метроном
барометр
амперметр
камертон
сантиметр
вольтметр
термометр
Вопрос № 21
Ясное, отчетливое правильное произношение, манера выговаривать слова - это..
дикция
артикуляция
модерация
декламация
фальсификация
модификация
рекриация
Вопрос № 22
Участок диапазона певческого голоса или музыкального инструмента,
характеризующийся единым тембром - это...
тесситура
диапазон
регистр
тональность
размер
лад
отрезок
Вопрос № 23
Резонирование голоса в носовой и придаточной полостях, т.е. в верхней части лица,
которая обычно прикрывается на костюмированных шествиях, маскарадах
хроматизм
вокализ
карнавальная маска
гнусавость
вокальная маска
обертонное пение
23

Вопрос № 24
Вокальная маска - это...
накладка с вырезами для глаз, скрывающая лицо, иногда с изображением
человеческого лица, головы животного или мифического существа
скульптурное изображение лица человека или головы животного
накладка специального назначения на лицо или часть лица, предохраняющая
носителя от вредного воздействия чего-либо
приспособление для военной маскировки
слой крема, лекарственного состава, наложенный на лицо или шею для лечения,
ухода за кожей
человек в накладной маске или маскарадном костюме
пение с полным использованием верхних (головных) резонаторов в высокой
певческой позиции
Приложение 11
Кроссворд

Вопросы по горизонтали:
1. Ансамбль из трех исполнителей.
2. Оркестровое вступление к спектаклю.
3. Ансамбль из двух исполнителей.
4. Произведение для пения без слов.
5. Сольный номер в опере, оперетте, оратории, кантате.
6. Торжественная песня, принятая как символ государства.
24

7. Большое вокально-инструментальное произведение, состоящее из нескольких
частей,
его исполняют хор, оркестр и певцы-солисты.
8. Раздел песни, в котором меняются слова.
9. Инструментальный жанр камерной музыки.
10.Музыкальный спектакль, в котором все герои поют в сопровождении оркестра.
11.Инструментальное произведение для развития техники игры на инструменте.
Вопросы по вертикали:
1. Итальянское слово, которое означает буквально «маленькая опера».
2. Часть песни.
3. Траурное хоровое многочастное произведение.
4. Руководитель оркестра или хора.
5. Литературный текст, лежащий в основе оперы.
6. Произведение для симфонического оркестра, в переводе с греческого
означает
«созвучие».
7. Произведения для солирующего инструмента с сопровождением оркестра, слово
означает «состязаться».
8. Ансамбль из четырех исполнителей.
9. Музыкальный спектакль, в котором все герои танцуют в сопровождении оркестра.
ОТВЕТЫ:
По горизонтали: 1.трио 2.увертюра 3.дуэт 4.вокализ 5.ария
6.гимн 7.кантата 8.куплет 9.соната 10.опера 11.этюд
По вертикали: 1.оперетта 2.запев 3.реквием 4.дирижер 5.либретто
6.симфония 7.концерт 8.квартет 9.балет

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».