ДООП Вокальный ансамбль YES-диез

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества

Программа рассмотрена и рекомендована
к утверждению на заседании
Методического совета МБУ ДО - ЦДТ
протокол от 16.06.2023 №4

УТВЕРЖДАЮ
___________________/Т.Г. Хисамова
Директор МБУ ДО - ЦДТ
приказ от 16.06.2023 №38

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
Вокальный ансамбль «YES-диез!»
Уровень

Стартовый

Возраст обучающихся

6-11 лет

Срок реализации

9 месяцев

Автор-разработчик:
Смирнова Елена Алексеевна
педагог дополнительного образования,
первая квалификационная категория

Екатеринбург, 2023 г.

I.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
II.
2.1.
2.2.
2.3.

Содержание
Комплекс основных характеристик
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Содержание программы
Планируемые результаты программы
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарно-учебный график
Условия реализации программы
Форма аттестации и контроля
Список литературы
Приложения

3
3
4
5
8
9
9
9
11
12
14

РАЗДЕЛ I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
1.1.Пояснительная записка
Направленность программы: художественная.
Программа «Вокальный ансамбль «YES-диез!» нацелена на вокальное развитие
обучающихся в рамках дополнительного образования.
В процессе певческой деятельности успешно формируется весь комплекс музыкальных
способностей, эмоциональная отзывчивость на музыку, обогащается его внутренний мир.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время вокально-хоровое
пение – наиболее массовая форма активного приобщения к музыке. Петь может каждый
ребенок, и пение для него естественный и доступный способ выражения художественных
потребностей, чувств, настроений. Пение является весьма действенным методом эстетического
воспитания. В процессе работы по данной программе дети получают:
Досуговую занятость путем привлечения их к вокальному искусству в свободное время.
Помощь в самореализации, преодолении скованности, неуверенности в себе.
Достижение необходимой в современное время ситуации успеха в концертно-сценической
деятельности.
Приобретение данных навыков способствует не только расширению кругозора и
обогащению духовного мира ребенка, но и социализации юной личности.
Отличительной особенностью данной программы является форма и содержание занятия,
которое основано на принципе «Интенсивной хоровой репетиции», суть которой заключается в
том, что каждое вокально-хоровое занятие предполагает подготовку к пению, распевание на
определенной системе упражнений (тренинговые упражнения систем развития голоса
Огороднова, Емельянова), а также на классических методиках обучения пению.
Программа продвинутого уровня. Предполагает использование и реализацию таких форм
организации материала, которые направлены на освоение специализированных знаний и языка,
гарантированно обеспечивает трансляцию общей и целостной картины в рамках
содержательно-тематического направления общеразвивающей программы.
Программа разработана на основе нормативно-правовой документации:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
в действующей редакции.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации (в редакции 2013 г.).
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам".
Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
Адресат
Программа разработана для обучающихся 6-11 лет. Группы формируются по возрасту 68 лет, 9-11 лет.
У детей младшего школьного возраста (6-11 лет) уже сформированы все те качества
личности и варианты ответных реакций, которыми он будет пользоваться на протяжении всей

своей жизни. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в
определенных ситуациях. Ребенок начинает активно размышлять по поводу своих действий,
утаивать свои переживания. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается
следовать определенным правилам и законам. поведение так или иначе, связано с основным
мотивом, доминирующем в этом возрасте — мотивом достижения успеха.
Для занятий формируются группы от 10 до 17 человек, специальных требований к
начальному уровню подготовки обучающихся при приеме в объединение нет.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа- 30 минут.
Перерыв между учебными занятиями -10 минут.
Длительность одного занятия: 2 академических часа.
Периодичность занятий в неделю: 2 раза.
Объем программы: 144 часа.
Срок реализации программы: 9 месяцев
Программа первого года обучения - стартовый уровень предполагает использование и
реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную
сложность предлагаемого для освоения содержания общеразвивающей программы.
Формы обучения и виды занятий
Форма обучения: очная, возможна в дистанционной.
Форма занятия с ансамблем – интенсивная хоровая репетиция.
Ход занятия начинается с фонопедических упражнений, которое несет двойную функцию:
1.
разогревание и настройка голосового аппарата с целью подготовки к работе;
2.
развитие вокально-хоровых навыков с целью достижения выразительности
звучания певческих голосов в процессе исполнения хоровых произведений.
После распевания следует работа с новым материалом или повторение предыдущего.
Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой,
фольклором, сценическим искусством, ритмикой.
Подбор репертуара осуществляется с учетом возрастных особенностей обучающихся,
доступности, необходимости, художественной выразительности, календарных дат и
мероприятий.
Формы подведения итогов реализации программы: прослушивание, беседа, открытое
занятие, концерт.
1.2.Цели и задачи общеразвивающей программы
Цель: приобщение в сферу вокального исполнительства, знакомство с миром музыки,
осознание собственного голоса.
Задачи:
Обучающие:

формировать певческие навыки: интонация, дикция, дыхание;

знакомить с музыкальными жанрами, основными средствами музыкальной
выразительности;

знакомить с нотной грамотностью;

знакомить с репертуаром детских песен.
Развивающие:

развивать вокально-хоровой слух;

развивать музыкально-слуховые представления;

формировать навыки сценического движения, поведения, артистизма.

формировать навыки чтения с листа, сольфеджио.
Воспитательные:

воспитывать у обучающихся требовательности к себе, ответственности за общий

результат.

воспитывать у обучающихся партнерских качеств, умения работать в коллективе.
1.3.Содержание программы
СВОДНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
№

2

Наименование темы

Кол-во часов

Введение в программу
Изучение новых произведений

3 Музыкально-просветительные беседы
4 Вокально-хоровая работа
5 Сценическая работа
6 Фонопедические упражнения
7 Прослушивание классической образцовой
музыки

84

хоровой

Всего

№ п/п

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование темы
Количество часов
Формы
Общее Теория Практика аттестации/контроля
Введение в программу
Изучение новых
произведений
Музыкальнопросветительные
беседы
Вокально-хоровая
работа
Постановка голоса

Работа над концертным
репертуаром
Развитие вокальнохоровых навыков
Развивающее
сольфеджио
История музыки
Работа над музыкальной
интонацией
Работа над речевой
интонацией

Индивидуальное
прослушивание
Прослушивание, анализ
качества исполнения
Беседа, анализ усвоения
нового материала
Прослушивание, анализ
качества исполнения
Прослушивание, анализ
уровня развития
вокальных навыков
Прослушивание, просмотр
Прослушивание, беседа
Творческое задание
Беседа
Прослушивание
Прослушивание

Работа с партитурами,
сольфеджирование
Сценическая работа

Прослушивание, просмотр

Работа над сценическими
движениями
Хореографическая
подготовка
Развитие творческих
способностей
Основы сценического
мастерства
Фонопедические
упражнения, первый
комплекс
Прослушивание
образцов хоровой
классической музыки

Просмотр

Просмотр

Просмотр
Прослушивание,
концертная деятельность
Концертная деятельность
Прослушивание

Беседа

Итого
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
1. Введение в программу
Теория: знакомство с детьми, правила по безопасности труда, правила пожарной безопасности.
Правила на занятии по вокалу.
Практика: Тестирование голосового аппарата. Интонационное распределение по
интонационным группам. фонопедические упражнения, интенсивная хоровая репетиция.
2. Изучение новых произведений.
Теория: знакомство с музыкальными произведениями разных жанров: народные, детские песни,
классические и современные произведения русских и зарубежных композиторов.
Практика: фонопедические упражнения, интенсивная хоровая репетиция.
3. Музыкально-просветительные беседы.
Теория. Музыкальные жанры, средства музыкальной выразительности.
Практика: фонопедические упражнения, интенсивная хоровая репетиция.
4. Вокально-хоровая работа
4.1. Постановка голоса.
Теория: знакомство с основными правилами, приёмами постановки голоса.
Практика: внедрение и освоение 1 цикла I комплекса фонопедических упражнений (без
инструмента); внедрение и освоение 4 цикла I комплекса фонопедических упражнений (с
инструментами); пение 1- голосных вокальных упражнений, распевок, вокализов.
Хоровое сольфеджио: пение 1- голосных номеров ступенями и переведение их в нотный ряд.
Вокально-партитурное сольфеджио: чтение с листа; разучивание по партитурам.
4. 2. Работа над концертным репертуаром.
Теория: отбор, выстраивание и поэтапное расширение музыкального репертуара
Практика: фонопедические упражнения, интенсивная хоровая репетиция.
4.3. Развитие вокально-хоровых навыков
Теория: (интонация, дыхание, дикция, унисон)
 выработка дыхания перед началом пения, в зависимости от характера исполняемого
произведения.
 выработка естественного, свободного звука без крика и напряжения, преимущественно мягкой
атаки звука, способа формирования гласных в разных регистрах (головное, грудное звучание).

 развитие дикционных навыков.
 выработка активного унисона;
 интонирование одноголосного пения при сложном аккомпанементе
Практика: фонопедические упражнения, интенсивная хоровая репетиция.
4.4. Развивающее сольфеджио
Теория: основы музыкальной теории (Звукоряд, гамма, скрипичный и басовый ключ, нотная
запись, паузы)
Практика: фонопедические упражнения, интенсивная хоровая репетиция, выполнение
теоретических заданий
4.5. История музыки
Теория: история русской музыки.
Практика: фонопедические упражнения, интенсивная хоровая репетиция.
4.6. Работа над музыкальной интонацией
Теория: знакомство с понятием музыкальная интонация, упражнениями, вокальными этюдами.
Практика: фонопедические упражнения, интенсивная хоровая репетиция.
4.7. Работа над речевой интонацией
Практика: интонационно-речевые упражнения, фонопедические упражнения, интенсивная
хоровая репетиция.
4.8. Работа с партитурами, сольфеджио.
Теория: правило интенсивной хоровой репетиции, разбор 1-голосных партитур.
Практика: выполнение теоретических заданий.
5. Сценическая работа
5. 1. Работа над сценическими движениями
Практика: практическая двигательная практика в ансамблевом исполнении.
5. 2. Хореографическая подготовка
Практика: овладение и отработка двигательных навыков, хореографических движений.
5.3. Развитие творческих способностей.
Практика: фонопедические упражнения, интенсивная хоровая репетиция, импровизация,
постановка номера.
5.4 Основы сценического мастерства
Теория:
- Концентрация на выступлении, психологический настрой, формирование исполнительской
культуры, критической оценки.
- Особенности работы в звукозаписывающей студии.
Практика: концертно-исполнительская практика, фонопедические упражнения, интенсивная
хоровая репетиция.
6. Фонопедические упражнения, первый комплекс.
Практика: фонопедические упражнения, интенсивная хоровая репетиция.
Прослушивание образцов хоровой классической музыки.
Теория: Прослушивание образцов хоровой классической музыки, лучших исполнителей ХХ
века.
Практика: Итоговые выступления, отчетные концерты.

1.4.Планируемые результаты программы

Предметные:

сформированы певческие навыки: интонация, дикция, дыхание;

знают музыкальные жанры, основные средства музыкальной выразительности;

знают нотную грамотность;

знают репертуар детских песен.
Метапредметные:

развит вокально-хоровой слух;

развиты музыкально-слуховые представления;

сформированы навыки сценического движения, поведения, артистизма.

сформированы навыки чтения с листа, сольфеджио.
Личностные:

сформирована у обучающихся требовательность к себе, ответственность за общий
результат.

сформированы у обучающихся партнерские качества, умения работать в коллективе.

II.КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

Год
обучения
1

Календарно-учебный график
Дата
Дата
Количество Количество Количество
начала
окончания
учебных
учебных
учебных
обучения обучения
недель
дней
часов
15.09.23
31.05.24
36
72
144

Режим
занятий
2 занятия по
2 часа в
неделю

Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
№/№ Оборудование

Единица
измерения

1

Учебный кабинет.

2
3
4
5
6
7

Ноутбук
Фортепиано
Радиомикрофон
Музыкальный центр
Портреты композиторов.
Таблицы артикуляционной
гимнастики.
Пособия: «Нотный стан»,
«Клавиатура»,
сборники
партитур

8

Количество
группу

1

на % использования
в
ходе
реализации
программы
100%

шт
шт
шт
шт
шт
папки

1
1
2
1
8
2

80%
80%
70%
80%
20%
30%

папки

4

30%

Информационное обеспечение
 USB накопители с мультимедиа информацией;
 Программы: по обработке звука, звуко – и видеовоспроизводящие.
Интернет источники:











http//:x-minus.ru, plus-msk.ru, b-track.ru
https://www.youtube.com/watch?v=qZnvvy__cTQ&t=3s
https://www.youtube.com/watch?v=ANZo3_652-M&t=21s
https://www.youtube.com/watch?v=wNHO2jr8beg&t=86s
https://www.youtube.com/watch?v=vBERn31jucU&t=2s
https://www.youtube.com/watch?v=P9wm01N7J6Y
https://www.youtube.com/watch?v=DO_v1blZyp4&t=1s
https://www.youtube.com/watch?v=10f6KZwweQU
https://www.youtube.com/watch?v=iMeL0qt_jBw&t=1s
https://www.youtube.com/watch?v=KWjXer5GMH0

Кадровое обеспечение
Требования к квалификации: Высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование в области, соответствующей профилю объединения без
предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или

среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по
направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы и курсы
повышения квалификации по направлению деятельности.
Методические материалы
 Разработки: теоретических и практических занятий, открытых занятий, тематических
сценариев.
 Методические разработки В. Емельянова «Фонопедический метод развития голоса», Д.
Огороднова, Л. Пилипенко.
 Рекомендации по разработке проектов.
 Партитуры, ноты, тексты песен
 Фонограммы +,-.
 Таблицы артикуляционной гимнастики.
 Портреты композиторов.
Методика работы
Работа с вокальным ансамблем опирается методы, которые можно классифицировать по
источнику информации и характеру деятельности – словесные, наглядные, практические, а
также по назначению и дидактическим задачам – восприятие, приобретение знаний,
формирование умений и навыков, запоминание, повторение, контроль.
Методика работы с вокальным ансамблем подчиняется основным принципам дидактики:
 соответствие содержания методики обучения и воспитания детей уровню общественного
развития;
 постоянство требований и систематическое повторение действий;
 увлеченность и интерес;
 учет реальных возможностей, возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Дидактические закономерности обучения характеризуются такими качествами, как:
 зависимость результатов обучения от регулярности и систематичности занятий; осознание целей обучения;
 значимость для детей усваиваемого репертуара;
 сложности произведения.
Четкая структура занятий имеет в вокальном ансамбле особое значение. Хорошо
продуманная последовательность видов работы, чередование легкого и трудного, напряжения и
разрядки делают хоровые занятия продуктивными и действенными.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
 метод стимулирования и мотивации учебной деятельности создание ситуаций успеха в
учении поощрение и порицание разъяснение
 метод организации и осуществления учебных действий словесные (рассказ, беседа)
наглядные (иллюстрация, демонстрация практические репродуктивные и проблемно
 поисковые (от частного к общему, от общего к частному)
 методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя. - метод
контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
 метод устного контроля и самоконтроля в обучении
Методы музыкального образования обуславливают взаимодействие с содержанием
музыки, направлены на освоение способов музыкальной деятельности, позволяют проявиться
внутреннему миру ребенка, наблюдать процесс самоизменения через музыку.

Для включения детей в активную и приятную для них деятельность используется ряд
эффективных методических приемов:
 разучивая и исполняя произведения, целесообразно проводить работу сразу над
несколькими различными по характеру и сложностями песнями.
 в процессе разучивания и исполнения надо обращать внимание детей на качество
творческого звука, на то, «что такое хорошо и что такое плохо» в пении, учить красоте и
содержательной наполненности звучания.
Итогом должно стать создание убедительного художественного образа, выразительное
осмысленное исполнение музыки. Также развитию творческого навыка у детей способствуют
импровизации: вокальные, двигательные, ритмические.
Форма аттестации и контроля
Формой контроля освоения материала являются такие способы, как:

в форме концертно-исполнительской деятельности – педагог наблюдает выступление,
оценивает рост вокальных умений ребенка, сценического мастерства, фиксирует изменение
личностных качеств.

Индивидуальное и групповое прослушивание, - в процессе работы над вокальным
произведением, педагог самостоятельно определяет на слух чистоту интонации, ритмическую
точность, качество исполнения произведения детьми в целом. Определяются проблемные
места, указываются ошибки в звукоизвлечении. Для более детального прослушивания педагог
может попросить исполнить каждого по отдельности фрагмент, фразу, мотив из произведения.

Беседа, - вопрос-ответ. Выявляются теоретические знания учеников о владении
специальной терминологией, теоретическое понимание системы звукообразования, знаний о
жанровых разновидностях вокальной музыки, о работе с микрофоном и поведении на сцене,
умение работать с информацией в интернете.

Выполнение заданий, предложенных педагогом (оценочные материалы)
Способами проверки результатов реализации дополнительной общеразвивающей
программы является педагогическое оценивание, которое отслеживает рост теоретических
знаний, практических умений, общеучебных умений и навыков, и творческих достижений
обучающихся. Оценка уровня развития предусматривает уровневую систему по 5-балльной
шкале: 4-5 баллов – выше среднего, 3 балла – средний уровень, 1-2 балла – ниже среднего.
В течение года контрольная группа проходит входное оценивание (проверяется уровень
развития знаний, умений и навыков на начало года), промежуточное (уровень освоения детьми
программы за полугодие), и итоговое (уровень освоения программы за год).
Текущее оценивание проводится после прохождения каждого блока программы в
течение всего учебного года. Разработанные оценочные материалы представлены в приложении
1.
Оценочные материалы для занятий вокального ансамбля «Yes»
1.
Индивидуальная карточка учета результатов обучения ребенка по дополнительной
образовательной программе (Приложение №1)
2.
Задания к педагогическому оцениванию (Приложение №2)
3.
Показатели оценивания (Приложение №3)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
в действующей редакции.
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации (в редакции 2013 г.).
3.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
4.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
6.
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об Утверждении Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
7.
Приказ Министерства труда и социализации защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам".
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей».
10.
Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
11.
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной
деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ).
12.
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК -641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»).
13.
Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
14.
Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461 ПП «О
региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской области».
15.
Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам
для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного
образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» № 136-д от
26.02.2021
16.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
№219-д от 04.03.2022 «О внесении в методические рекомендации «Разработка дополнительных
общеобразовательных программ в образовательных организациях», утвержденных приказом
ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 №934-д.

17.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области №
195 Д от 22.02.2022 о проведении независимой оценки качества дополнительных
общеобразовательных программ
18.
Постановление Администрации города Екатеринбурга № 3440 от 11.11.2022 г. «Об
утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования
детей в муниципальном образовании «город Екатеринбург».
Список литературы для педагога:
1.
Апраксина О.А. музыкальное образование в русской общеобразовательной школе
2.
Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе О.А. Апраксина. –М..,
3.
Бурлакова И. Основные принципы хоровой школы/ И. Бурлакова.- М., 1995.
4.
Готсдинер А.А. Музыкальная психология|/ М., 1993.
5.
Канн-Камек, В.А. Педагогическое творчество/ В.А. Какн Камек, Н.Д. Никандров, М.,1990.
6.
Ольхов, К.А. Вопросы теории дирижерской техники и обучение хоровых дирижеров/
К.А. Ольхов; общ. Ред. Г.А. Дубровской. –М, 1979.
7.
Стулова, Г.П. Хоровой класс (теория и практика вокальной работы в детском хоре)/ Г.П.
Стулова. –М., 1988.
8.
Покровский Б. Сотворение оперного спектакля, М.,1985.
Литература для обучающихся и родителей:
1. Голиков В.П. Край родимый, здравствуй/ В.П.Голиков. М.: Владос, 2001.
2. Дуганова, Л.П. Музыка утра/ Л.П. Дуганова. – М.: Владос, 2004.
3. Сотникова, М.Г. Изюминка/ М.Г.Сотникова.- Омск: Амфора 2005.
4. Покровский Б. Сотворение оперного спектакля, М., 1985г.
5. Филькельштейн Э., От А до Я., 1991г.

Приложение 1.
Индивидуальная карточка учета результатов обучения ребенка по дополнительной
образовательной программе для текущего оценивания
Дата:
Тема:
ФИО

1
2
3

Вла
дени
е
спец
иаль
ной
терм
ино
логи
ей

Теоре
тичес
кое
пони
мание
прави
льног
о
звуко
образ
овани
я

Знание
жанровы
х
и
стилевы
х
разнови
дностей
вокальн
ой
музыки

Знани
я
о
работ
е
с
микр
офон
ом,
этике
артис
та,
повед
ении
на
сцене

Чисто Чувст
та
во
интон ритма
ирова
ния

Гарм
ониче
ский
слух

Вокал
ьнопевче
ская
устан
овка

Сцен Общи
ическ й
ое
балл
движ
ение,
навык
работ
ы
с
микр
офон
ом

Приложение 2.
Индивидуальная карточка учета результатов обучения ребенка
по дополнительной образовательной программе.
ФИО
Объединение
Педагог –
Дата начала наблюдения:
Сроки диагностики

год
обучения
Входная

Показатели
1. Теоретическая подготовка ребенка
а) Владение специальной терминологией
б) Теоретическое понимание правильного
звукообразования
в)
Знание
жанровых
и
стилевых
разновидностей вокальной музыки
г) Знания о работе с микрофоном, этике
артиста, поведении на сцене
2. Практическая подготовка ребенка
а) Чистота интонирования
б) Чувство ритма
в) Гармонический слух
г) Вокально-певческая установка
д) Сценическое движение, навык работы с
микрофоном
3. Обще-учебные умения и навыки ребенка:
Работа с интернетом: поиск музыки,
фонограмм, текста
4. Творческие достижения

Промежуточная Итоговая

Приложение 3.
Оценка практического применения вокальных умений проходит в форме
индивидуального и группового прослушивания, когда педагог просит ребенка самостоятельно
исполнить фрагмент произведения или выполнить упражнение.
1.
Чистота интонирования
«Повтори мелодию» - педагог просит пропеть знакомую или новую мелодию на слог или со
словами, используя поступенное восходящее, низходящее движение, элементы движения по
аккорду.
2.
Чувство ритма
«Дятлы – пересмешники» – повторить простой ритмический рисунок из ровных длительностей.
3.
Дикция и артикуляция
«Скороговорка» - дети исполняют музыкальные скороговорки в среднем и быстром темпе.

«У ежа ежата, у ужа ужата»

«Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж»

«От топота копыт пыль по полю летит»

«Проворонила ворона вороненка»
4.
Гармонический слух
«Удержать партию» - держать мелодию в двухголосном каноне, на одной ступени в двухголосии.
5.
Вокально-певческая установка (представляет собой комплекс производимых действий,
необходимых для извлечения сформированного звука)

Положение тела – используя метод наблюдения, педагог оценивает правильную посадку,
осанку, отсутствие зажимов обучающегося

Дыхание - «Задуй свечку», «Вдох-выдох» - педагог проверяет умение правильно брать
дыхание и рационально его использовать, применять «цепное дыхание».

Опора – «Полочка», «Кирпичик», «Мячик» - проверяется умение держать внутреннюю
опору, подтягивать брюшные мышцы.

Объем – «Купол», «Зевок», «Горячая картошка» - проверяется умение поднимать верхнее
нёбо для придания округлости звуку

Форма ротовой полости и губ – округлость рта, придание формы рупора с частичным
обнажением зубов
Задания на проверку теоретических знаний
Ответьте на вопросы:

Знаете ли вы значение специальных терминов? Как вы понимаете их значение? (Форте,
пиано, крещендо, диминуэндо, стаккато, легато, зевок)

Как вы понимаете, что значит петь «на опоре»?

Как нужно правильно открывать рот при пении?

Что означает дирижерский жест? (ауфтакт, акцент, кантилена, снятие)

Какие музыкальные жанры вы знаете?

Чем они отличаются друг от друга?

Каковы особенности классической, народной, джазовой музыки?

Расскажите об особенностях работы с микрофоном на сцене.

Как нужно вести себя в следующих ситуациях на сцене? (Забыл слова, движения,
споткнулся, почувствовал себя плохо, излишне волнуешься, и т.д.)

Чем может нам помочь интернет в процессе овладения музыкальным произведением?
Умеете ли вы пользоваться интернетом для поиска и скачивания музыки, минусовых
фонограмм, текстов, просмотра видеофрагментов?
Таким образом, педагог анализирует уровень практической и теоретической подготовки
каждого ребенка, результаты оценки в баллах вносятся в графы таблицы.

Приложение 4.
Показатели оценивания
Оценивание проходит по следующим показателям:
1. Теоретическая подготовка обучающегося
а) Владение специальной терминологией
б) Теоретическое понимание правильного звукообразования
в) Знание жанровых и стилевых разновидностей вокальной музыки
г) Знания о работе с микрофоном, этике артиста, поведении на сцене
2. Практическая подготовка обучающегося
а) Чистота интонирования
б) Чувство ритма
в) Гармонический слух
г) Вокально-певческая установка (певческое дыхание, наличие высокой певческой форманты
в голосе, формирование объемного звука за счет приподнятого верхнего неба, использование
резонаторов, пение на опоре, без мышечных зажимов, наличие вибрато)
д) Сценическое движение, навык работы с микрофоном
3. Общеучебные умения и навыки обучающегося: Работа с интернетом: поиск информации,
музыки, фонограмм, текста, умение пользоваться звукообрабатывающими программами
(изменение тональности, темпа, обрезка и склеивание трэков).
4.
Творческие достижения обучающегося: Участие в творческих мероприятиях центра,
школы, района, города, области, Всероссийском и международном уровне.
Для измерения уровня развития способностей были разработаны листы оценки. В них
педагог проставляет балл по каждому показателю, после чего выводится среднее
арифметическое значение, которое определяет уровень развития способностей обучающегося.
Эти данные заносятся в таблицу индивидуально по каждому человеку (Приложение 2), а затем
в сводную таблицу по всей контрольной группе. (Приложение 3)
Исследование уровня вокальных способностей детей школьного возраста проводится:

в форме прослушивания - исполнение ребенком ранее известного вокального
произведения; выполнение вокальных упражнений (на контроль чистоты интонирования,
чувства ритма, гармонического слуха и т.д.); Полученные показатели сравниваются с
предыдущими, и педагог выставляет балл.

в форме беседы – выявляются теоретические знания обучающихся о вокальном
искусстве, уровень владения специальной терминологией, теоретическое понимание
звукообразования, знание жанровых разновидностей вокальной музыки, знания о работе с
микрофоном и поведении на сцене, умение работать с информацией в интернете (общеучебные
знания и навыки).

В форме наблюдения – педагог оценивает сформированность практических навыков
основываясь на субъективном мнении по прошествии выступления.
Критерии
оценивания
уровня
подготовки
детей
школьного
возраста:
1-2 балла
Уровень ниже среднего: голосовой режим – фальцет, интонация неустойчивая, певческий
диапазон – меньше октавы, индивидуальность тембра выражена слабо (невозможно
использование в качестве солирующего голоса), певческое вибрато не сформировано, слабо
выражен навык пения на дыхании, артикуляция вялая, слова искажаются, динамические
возможности слабые, неровное звучание голоса на протяжении исполнения всего произведения,
несоблюдение ритма, неразвитость гармонического слуха. Наличие скованности, излишнего
волнения, несобранность.
Не имеет навыка работы с микрофоном, не имеет опыта выступления на сцене.
Низкая теоретическая подготовка (терминология, стилистика).
Не имеет навыка поиска информации в интернете, работы с компьютерными программами.
Редко участвует в концертах, мероприятиях объединения.

3 балла:
Средний уровень: голосовой режим – фальцет, интонация устойчивая, рабочий певческий
диапазон – больше октавы, индивидуальность тембра выражена средне (возможно
использование в общем звучании хоровой партии), певческое вибрато является
неопределенным, динамические возможности небольшие, частично присутствует навык пения
на дыхании, звучание голоса на протяжении певческого диапазона не выровнено,
удовлетворительное воспроизведение ритма, частичная развитость гармонического слуха.
Осознание общих теоретических правил, средняя подготовка (терминология, стилистика).
Имеет слабый навык работы с микрофоном, небольшой опыт на сцене.
Слабые умения в пользовании интернетом, поиске информации.
Участвует в концертах и мероприятиях внутри объединения, учреждения.
4-5 баллов:
Уровень выше среднего: голосовой режим фонации, певческий диапазон – не меньше полторы
октавы, яркая выраженность индивидуальности тембра (возможно использование в качестве
солирующего голоса), динамические возможности голоса ярко выражены, техническая
выносливость позволяет исполнять произведение целиком без голосовой усталости, т.к.
присутствует навык пения на дыхании, артикуляция активная, звучание голоса на протяжении
певческого диапазона выровнено.
Имеет навык работы с микрофоном, успешный опыт выступлений на сцене.
Высокое теоретическая подготовка (терминология, стилистика), понимание механизма
звуковоспроизведения.
Умеет работать с интернетом, грамотно обрабатывать информацию.
Принимает участие в конкурсах, фестивалях в масштабе района, города и выше.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».