ДООП ИЗО студия Три жирафа

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества

Программа рассмотрена и рекомендована
к утверждению на заседании
Методического совета МБУ ДО - ЦДТ
протокол от 16.06.2023 №4

УТВЕРЖДАЮ
___________________/Т.Г. Хисамова
Директор МБУ ДО - ЦДТ
приказ от 16.06.2022 №38

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности

Изостудия «Три жирафа»
Уровень

Базовый

Возраст обучающихся

7– 10 лет

Срок реализации

1 год

Автор-разработчик:
Кунафина Алина Флюровна
педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2023 г.

Содержание
I.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
II.
2.1.
2.2.
2.3.

Комплекс основных характеристик
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Содержание программы
Планируемые результаты программы
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Условия реализации программы
Форма аттестации и контроля
Список литературы

3
3
6
6
9
11
11
11
13
15

Приложения

17

2

РАЗДЕЛ I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы: художественная.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной
изостудия «Три жирафа» направленности разработана на основе нормативно-правовой
документации:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
в действующей редакции.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам".
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации (в редакции 2013 г.).
Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»;
Федеральный закон от 13.07.2020 № 189 ФЗ «О государственном (муниципальном)
социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»;
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих
программ» в соответствии с социальным сертификатом.
Устав МБУ ДО-ЦДТ.
Актуальность общеразвивающей программы с обусловлена одной из задач,
изложенной в Концепции развития системы образования на территории Свердловской области
на период до 2035 года (утвержденной Приказом Министерства общего и профессионального
образования Свердловской области от 30.03.2018 №162-Д): «Создание необходимых условий
для выявления и развития творческих и интеллектуальных способностей, обучающихся».
Изобразительная деятельность выступает как средство воспитания и развития личности
подрастающего ребёнка, которое способно раскрыть его творческие и интеллектуальные
способности в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, а также
поможет развить у обучающихся задатки фантазии, воображения, развить гибкость мышления,
внимание, желание трудиться, аккуратность в работе, дисциплинированность.
Таким образом, программа соответствует социально-экономическим потребностям
нашего региона и города, социальному заказу на образовательные услуги, поскольку отражает
потребности и индивидуальные особенности потенциальных обучающихся, ожидания
3

родителей, требования и ожидания образовательных учреждений профессионального
образования, требования социума, общественности, государства.
Отличительная особенностью данной программы заключается в том, что работа
строится с различными материалами (традиционными и не традиционными) в разнообразных
техниках что, развивает эстетический вкус, творческую активность, мелкую моторику рук,
имеет большое значение для всестороннего развития ребенка. Содержание программы
характеризуется разнообразием материалов, используемых в работе, разнообразием ручных
операций и видов деятельности, разнообразием познавательных сведений.
Адресат
Программа разработана для обучающихся 10-13 лет. Группы формируются от 10 до
17человек.
Возрастные особенности детей, участвующих в реализации программы. В этот
возрастной период ребенок интенсивно растет и развивается, поэтому творческое,
эстетическое развитие и воспитание особенно важно в этот возрастной период.
Этот возраст является чрезвычайно важным для психического и социального развития
ребенка. Данный возраст по своему психологическому содержанию является переломным в
интеллектуальном развитии ребенка. Мышление все больше становится похожим на мышление
взрослого. Умственные операции ребенка приобретают большую развитость - он уже в
состоянии сам формировать различные понятия, в том числе и абстрактные. Формируется также
мысленное представление о последовательности действий.
Этот возраст характеризуется бурным развитием потребности в творческой
деятельности.
Значительное место в понятии «Я», растущего ребенка занимает образ тела и его
внешность, либо адекватно высокая, либо явно заниженная самооценка, с выраженной
неудовлетворенностью ребенка собой. В конечном же итоге основная цель развития - «Я»,
заключается в том, чтобы помочь ребенку самому стать для себя источником поддержки,
мотивации и поощрения.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа- 40 минут.
Перерыв между учебными занятиями -10 минут.
Длительность одного занятия: 2 академических часа.
Периодичность занятий в неделю: 2 раза.
Объем программы: 144 часа.
Срок реализации программы: 9 месяцев
Базовый уровень. Предполагает использование и реализацию таких форм организации
материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно
обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно- тематического
направления программы.
Особенности реализации программы: программа может реализовываться в
дистанционной форме обучения.
Формы обучения и виды занятий
Форма обучения: очная.
Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это
индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в
коллективе.
4

Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм
организации на занятиях. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы
(постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К
самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого
блока, полугодия и года.
Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и
чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся
находят применение в оформлении кабинетов, коридоров. Кроме того, выполненные на
занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов
войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности
школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения
каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено
теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ, их анализом.
Формы подведения итогов реализации программы: наблюдение, анализ выполненных
работ, выставки и др.
Воспитательная работа.
Воспитательная работа с обучающимися проводится в соответствии с рабочей
программой воспитания МБУ ДО-ЦДТ, ее ежегодного плана.
Цель программы воспитания: развитие и социализация в соответствии с принятыми
социокультурными правилами и нормами, как основы воспитанности обучающихся.
Задачи программы воспитания:
 развивать морально-нравственные качества обучающихся: честность; доброту; совесть;
ответственность, чувства долга;
 развивать волевые качества обучающихся: самостоятельность; дисциплинированность;
инициативность; принципиальность, самоотверженность, организованность;
 воспитывать стремления к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию;
 приобщать обучающихся к экологической и социальной культуре, здоровому образу
жизни, рациональному и гуманному мировоззрению;
 формировать нравственное отношения к человеку, труду и природе;
Планируемые результаты воспитания:
 развиты морально-нравственные качества обучающихся: честность; доброта; совесть;
ответственность, чувство долга;
 развиты волевые качества обучающихся: самостоятельность; дисциплинированность;
инициативность; принципиальность, самоотверженность, организованность;
 развито стремления к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию;
 сформирован интерес обучающихся к экологической и социальной культуре, здоровому
образу жизни, рациональному и гуманному мировоззрению;
 сформировано нравственное отношения к человеку, труду и природе.
Формы проведения воспитательных мероприятий: беседа, викторина, встреча с
интересными людьми, дискуссия, тренинг, посещение театра, организация конференции,
экскурсия, олимпиада, смотр, конкурс и др.
Методы воспитательного воздействия: убеждение, внушение, заражение «личным
примером» и подражание, упражнения и приучение, обучение, стимулирование (методы
поощрения и наказания, соревнование), контроль и оценка и др.

5

1.2.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Цель - развитие визуально-пространственного мышления обучающихся через
изобразительную деятельность.
Задачи:
Обучающие:
 обучать схематическому рисованию;
 знакомить с формообразованием;
 обучать основам перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения;
 знакомить с пропорциями животных и человека;
 обучать грамотно строить композицию с выделением композиционного центра;
 обучить обращаться с основными художественными материалами и инструментами
изобразительного искусства;
 обучать соединять в одном изображении различные материалы для получения
выразительности образа;
Развивающие:
 развивать у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии,
воображения;
 развивать колористическое видение;
 развивать коммуникативные качества;
 развить мелкую моторику рук и координацию движений;
Воспитательные:
 воспитать усидчивость, аккуратность, внимание;
 формировать интерес принимать участие в конкурсах различного уровня;
 формировать интерес к созданию чего-то нового;
 формировать потребность в самоорганизации: аккуратность, бережливость. Основы
самоконтроля, умение доводить начатое дело до конца, самостоятельность
1.3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Наименование темы
Вводное занятие
Схематическое рисование
Шерсть животных и волос
Пропорции человеческой фигуры
Наброски
Упрощенная фигура
Пропорции с различных ракурсов
Детальная прорисовка
Различные стили рисования
Особенности Ж и М тела
Фигура человека в одежде и обуви
Изучение представителей фауны
Основы строения тела животных
Принципы строения конечностей
Поверхностная анатомия животных

Базовый уровень
2
6
16
14
6
4
8
12
8
8
14
10
6
8
6
6

16 Головы животных и их сходства
17 Цветы
18 Итоговое занятие, в виде выставочной деятельности

8
6
2
144

Всего часов

УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
№/п

1.

Наименование тем

Вводное занятие.

Количество часов
Всего Теория Практика
2

-

2

4

2.

Схематическое рисование.

6

2

3.

Шерсть животных и волосы.

16

4

12

4.

14

4

10

5.

Пропорции
фигуры.
Наброски.

6

2

4

6.

Упрощенная фигура.

4

1

5

7.

8

2

10

8.

Пропорции с различных
ракурсов
Детальная прорисовка

12

3

15

9.

Различные стили рисования

8

1

9

10.

Женское и мужское тело в
сравнении
Фигура человека в одежде и
обуви.
Изучение представителей
фауны.
Основы
строения
тела
животных.

8

1

9

14

4

10

10

3

7

6

2

4

8

2

6

6

1

5

11.
12.
13.

14.
15.

человеческой

Основные принципы строения
конечностей
Поверхностная анатомия
животных.

Формы
аттестации/контроля

Наблюдение
Практическая работа
Наблюдение
Практическая работа
Наблюдение
Практическая работа
Наблюдение
Практическая работа
Наблюдение
Практическая работа
Наблюдение
Практическая работа
Наблюдение
Практическая работа
Наблюдение
Практическая работа
Наблюдение
Практическая работа
Наблюдение
Практическая работа
Наблюдение
Практическая работа
Наблюдение
Практическая работа
Наблюдение
Практическая работа
Наблюдение
Практическая работа

7

17.

Головы животных
сходства.
Цветы

18.

Выставочные работы

16.

Итого часов

и

их

8

2

6

6

2

4

2

1

1

144

36

180

Наблюдение
Практическая работа
Наблюдение
Практическая работа
Беседа, выставка

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
1.
Вводное занятие.
Теория. Организация рабочего места. Повторение правил техники безопасности в изостудии.
Санитарно-гигиенические требования при работе в изостудии. План работы на учебный год.
Практика. Просмотр летних работ. Игра.
2.
Схематическое рисование головы человека и животных.
Теория. Понятие схематического рисунка,
Практика. Построение головы с помощью двух окружностей глаза, рот, строение носа, уши.
3.
Шерсть животных и волосы
Теория. Различные способы рисования локонов.
Практика. Передача формы локонов применяя различные материалы – естественная форма
волос; темные волосы, светлые волосы; мужские волосы; шерсть и ворс животных.
4.
Пропорции человеческой фигуры
Теория. Принцип модульного построения изображения человека в соотношении длины головы
к общему росту 1/8, 1/9 и фэшнэскизы 1/10 и 1/11.
Практика. Изображение различных фигур используя модульное строение.
5.
Наброски шаг за шагом
Теория. Разбор поэтапного эскизирования.
Практика. Рисуем женский профиль, различие женского профиля от мужского, изменения
направления в фигуре.
6.
Упрощенная фигура
Теория. Схематическое изображение человека используя трапеции и овалы
Практика: Рисование упрощённой фигуры. Отличие мужского торса от женского в упрощённых
рисунках.
7.
Пропорции фигуры и лица с различных ракурсов
Теория. Разбор характерных линий человеческой фигуры.
Практика. Сокращение размеров головы в различных ракурсах; женский профиль, мужской
профиль; голова ребенка, карикатурная голова; движение рук и пропорции тела.
8.
Детальная прорисовка различных частей лица и тела
Теория: Детальный анализ построения и прорисовки частей тела и лица человека.
Практика: поэтапное изображение по темам: шея и плечи, руки, кисть, ноги, ступни.
9.
Различные стили рисования человеческой фигуры и животных
Теория. Демонстрация и разбор.
Практика. Применение различных методов и стилей рисования, различными средствами.
10.
Женское и мужское тело в сравнении
Теория: разбор схем
Практика: изображение фигур.
8

11.
Фигура человека в одежде и обуви
Теория. Вид и форма складки на одежде зависит от положения на теле и качества ткани. Очень
важно знать, какую форму имеет тело под одеждой, для этого следует изучить предыдущие
разделы, посвящённые анатомии. Форма и положение ткани всегда отображают костное и
мышечное строение тела под ней.
Изучение различных типов складок.
Практика. Изображение складок; складки простые и сложные; складки в соответствии с телом;
изображение фигуры женщины в одежде; изображение фигуры мужчины в одежде;
изображение обуви в различных ракурсах.
12.
Подробное изучение представителей фауны.
Теория. Детальный разбор животных.
Практика. Изображение животных различными материалами. Семейство кошачьих, собаки,
волк, медведи, лошади, зебра, слон, верблюд, жираф, олень, овцы, ламы, козы, коровы, свиньи,
обезьяны, кенгуру, кролик
13. Основы строения тела животных
Теория. Изучение основных закономерностей в строении животных.
Практика. Изображение животных.
14.
Основные принципы строения конечностей
Теория. Детальный разбор частей тела и конечностей животных.
Практика. Детальное изображение.
15.
Поверхностная анатомия животных.
Теория: Разбор анатомических особенностей различных животных
Практика: Изображение животных
16.
Головы животных и их сходства
Теория. Понятие схематического рисунка; построение головы животных с помощью двух
окружностей, глаза, рот, строение носа, уши; Наглядное сравнение различных видов
Практика. Изображение головы различных видов представителей фауны.
17. Подготовка к итоговому занятию.
Теория: Повторение пройденного материала. Знакомство с материалами для оформления
выставки.
Практика: Доработка картин для выставки.
18.Итоговое занятие. Выставочная деятельность.
Теория. Правила организации выставки
Практика. Отбор работ. Организация выставки
1.4.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ
Предметные:
 владеют навыками схематического рисования;
 знают формообразование;
 знают основы перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения;
 знают пропорции животных и человека;
 умеют грамотно строить композицию с выделением композиционного центра;
 умеют обращаться с основными художественными материалами и инструментами
изобразительного искусства;
9



умеют соединять в одном изображении различные материалы для получения
выразительности образа;
Метапредметные:
 развиты чувственно-эмоциональные проявления: внимание, память, фантазия,
воображение;
 развито колористическое видение;
 развиты коммуникативные качества;
 развита мелкая моторика рук и координация движений;
Личностные:
 развита усидчивость, аккуратность, внимание;
 сформирован интерес и принимают участие в конкурсах различного уровня;
 сформирован интерес к созданию чего-то нового;
 сформирована потребность в самоорганизации: аккуратность, бережливость, основы
самоконтроля, умение доводить начатое дело до конца, самостоятельность

10

РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Дата
Год
обучения начала
обучения

Дата
Количество Количество Количество Режим
окончания учебных
учебных
учебных
занятий
обучения недель
дней
часов

2

31.05.24

15.09.23

36

72

144

2 занятия по
2 часа в
неделю

01.01. -08.01 – зимние каникулы; 01.06. -19.08 – летние каникулы; 20.08-14.09 –
комплектование групп; 20.05.31.05 – аттестация.

№
п/п

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 3 ГОД ОБУЧЕНИЯ 144 ЧАСА
Учебные
Наименование темы
Форма
Всего часов Формы
недели
занятия
контроля

1. 1 неделя
2.

3.

2 неделя

4.

5.

3 неделя

6.

7.

8.

4 неделя

Вводное занятие
Основные средства
художественной
выразительности в
рисунке
Осенние пейзажи
Рисунок с натуры
Цветовой круг
Основные и
дополнительные цвета
Цветовой круг
Основные и
дополнительные цвета
Цветовой круг
Основные и
дополнительные цвета
Осенние пейзажи
Рисунок с натуры
предмета с передачей его
объёма
Волосы человека:
естественная форма
волос

Комбинирова
нное занятие
Комбинирова
нное занятие

Опрос

Комбинирова
нное занятие

Практическая
работа

Комбинирова
нное занятие

Практическая
работа

Комбинирова
нное занятие

Практическая
работа

Комбинирова
нное занятие

Практическая
работа

Комбинирова
нное занятие

Практическая
работа

Комбинирова
нное занятие

Практическая
работа

Практическая
работа

11

9.

5 неделя

Волосы человека:
темные волосы

Комбинирова
нное занятие

Практическая
работа

Волосы человека:
светлые волосы

Комбинирова
нное занятие

Практическая
работа

Шерсть и ворс животных

Комбинирова
нное занятие

Практическая
работа

Шерсть и ворс животных
в движении

Комбинирова
нное занятие

Практическая
работа

Пропорции человеческой Комбинирова
фигуры.
нное занятие

Практическая
работа

Принцип модульного
построения изображения
человека
Принцип модульного
построения изображения
человека 1/8, 1/9
Принцип модульного
построения изображения
человека 1/8, 1/9
Фэшнэскизы 1/10 и 1/11

Комбинирова
нное занятие

Практическая
работа

Комбинирова
нное занятие

Практическая
работа

Комбинирова
нное занятие

Практическая
работа

Комбинирова
нное занятие

2

Практическая
работа

Фэшнэскизы 1/10 и 1/11

Комбинирова
нное занятие

2

Практическая
работа

10 неделя

Фэшнэскизы в движении

Комбинирова
нное занятие

2

Практическая
работа

Комбинирова
нное занятие

2

Практическая
работа

11 неделя

Изображение различных
фигур используя
модульное строение
Изображение различных
фигур используя
модульное строение
Наброски шаг за шагом

Комбинирова
нное занятие

2

Практическая
работа

Комбинирова
нное занятие

2

Практическая
работа

Рисуем женский
профиль.
Различие женского
профиля от мужского
Изменения направления
в фигуре

Комбинирова
нное занятие

2

Практическая
работа

Комбинирова
нное занятие

2

Практическая
работа

Упрощенная фигура.
Схематическое
изображение человека

Комбинирова
нное занятие

2

Практическая
работа

10.
11.

6 неделя

12.
13.

7 неделя

14.

15.

8 неделя

16.

17.

9 неделя

18.
19.
20.

21.

22.
23.

12 неделя

24.
25.

неделя

12

26.

27.

14 неделя

28.
29.

15 неделя

30.
31.

16 неделя

32.
33.

17 неделя

34.
35.

18 неделя

36.
37.

19 неделя

38.
39.

20 неделя

40.
41.

21 неделя

42.
43.

неделя

Упрощенная фигура.
Схематическое
изображение человека
Пропорции фигуры и
лица с различных
ракурсов
Голова ребенка,
карикатурная голова

Комбинирова
нное занятие

2

Практическая
работа

Комбинирова
нное занятие

2

Практическая
работа

Комбинирова
нное занятие

2

Практическая
работа

Сокращение размеров
головы в различных
ракурсах;.
Движение рук и
пропорции тела

Комбинирова
нное занятие

2

Практическая
работа

Комбинирова
нное занятие

2

Практическая
работа

Детальная
прорисовка Комбинирова
лица человека
нное занятие

2

Практическая
работа

Детальная
прорисовка Комбинирова
лица человека
нное занятие

2

Практическая
работа

Детальная
прорисовка Комбинирова
лица человека
нное занятие

2

Практическая
работа

Детальная
прорисовка Комбинирова
частей тела человека
нное занятие

Практическая
работа

Детальная
прорисовка Комбинирова
частей тела человека
нное занятие

Практическая
работа

Детальная
прорисовка Комбинирова
частей тела человека
нное занятие

Практическая
работа

Поэтапное изображение: Комбинирова
шея и плечи
нное занятие

Практическая
работа

Поэтапное изображение: Комбинирова
руки, кисть
нное занятие

Практическая
работа

Поэтапное изображение: Комбинирова
ноги, ступни
нное занятие

Практическая
работа

Различные стили
рисования животных

Комбинирова
нное занятие

Практическая
работа

Различные стили
рисования человеческой
фигуры
Женское и мужское тело
в сравнении

Комбинирова
нное занятие

Практическая
работа

Комбинирова
нное занятие

Практическая
работа

Женское и мужское тело
в сравнении

Комбинирова
нное занятие

Практическая
работа

13

44.
45.

23 неделя

46.

47.

24 неделя

48.
49.

неделя

50.
51.

неделя

52.
53.

неделя

54.
55.

неделя

56.
57.

неделя

58.
59.

неделя

60.
61.

неделя

Фигура человека в
одежде и обуви

Комбинирова
нное занятие

Практическая
работа

Вид и форма складок в
одежде. Изучение
различных типов
складок
Изображение складок в
одежде; складки простые
и сложные
Складки в одежде в
соответствии с телом

Комбинирова
нное занятие

Практическая
работа

Комбинирова
нное занятие

Практическая
работа

Комбинирова
нное занятие

Практическая
работа

Изображение фигуры
женщины в одежде

Комбинирова
нное занятие

Практическая
работа

Изображение фигуры
мужчины в одежде

Комбинирова
нное занятие

Практическая
работа

Изображение обуви в
различных ракурсах

Комбинирова
нное занятие

Практическая
работа

Выставка

Комбинирова
нное занятие

Практическая
работа

Основы строения тела
животных

Комбинирова
нное занятие

Практическая
работа

Основные
Комбинирова
закономерности
в нное занятие
строении животных
Изображение животных
Комбинирова
нное занятие

Практическая
работа

Основные
принципы Комбинирова
строения конечностей
нное занятие

Практическая
работа

Основные
принципы Комбинирова
строения конечностей
нное занятие

Практическая
работа

Поверхностная анатомия Комбинирова
животных
нное занятие

Практическая
работа

Поверхностная анатомия Комбинирова
животных
нное занятие

Практическая
работа

Поверхностная анатомия Комбинирова
животных
нное занятие

Практическая
работа

Головы животных и их Комбинирова
сходства
нное занятие

Практическая
работа

Головы животных и их Комбинирова
сходства
нное занятие

Практическая
работа

Практическая
работа

14

62.
32 неделя

63.
64.

неделя

65.

66.
неделя

67.
68.

неделя

69.
70.

36 неделя

71.
72.

Головы животных и их Комбинирова
сходства
нное занятие

Практическая
работа

Головы животных и их Комбинирова
сходства.
нное занятие

Практическая
работа

Детальный разбор
изображения животных
различными
материалами
Детальный
разбор
изображения животных
различными
материалами
Подробное
изучение
представителей фауны

Комбинирова
нное занятие

Практическая
работа

Комбинирова
нное занятие

Практическая
работа

Комбинирова
нное занятие

Практическая
работа

Семейство кошачьих

Комбинирова
нное занятие

Практическая
работа

Собаки, волк, медведь

Комбинирова
нное занятие

Практическая
работа

Лошади, зебра, Верблюд,

Комбинирова
нное занятие

Практическая
работа

Жираф, Слон

Комбинирова
нное занятие

Практическая
работа

Олени, овцы, ламы, козы

Комбинирова
нное занятие

Практическая
работа

Итоговое занятие.
Выставочная
деятельность

Комбинирова
нное занятие

Беседа,
выставка

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение
Единица
Количество
Количество
измерения
на
одного на группу
обучающегос
я

№/
№

Оборудование

1

Учебный кабинет с
типовой мебелью
Бумага белая
уп
Бумага для акварели
уп
Бумага для пастели
уп
Простые карандаши
шт

2
3
4
5

-

1

%
использовани
я
в
ходе
реализации
программы
100%

1
1
2

2
-

50%
40%
40%
30%

15

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Акварельные
карандаши
Кисти синтетические
плоские и круглые
Кисти
натуральные
кисти № 3
Кисти
натуральные
кисти № 7
Кисти
натуральные
кисти № 10
Гуашь
Акварель
Пастель
Акриловые краски
Пластилин
Ножницы
Палитра
Непроливайки

Коробка

1

-

40%

шт

2

-

40%

шт

1

-

20%

шт

1

-

40%

шт

1

-

40%

набор
набор
коробка
набор
коробка
шт
шт
шт

1
1

8

40%
40%
50%
80%
60%
20%
70%
70%

1
1
1
1

5
-

Информационное обеспечение

https://youtu.be/EEQVqTKUTlA Julia Kotenko Art Рисуем цветы в урало-сибирской
технике росписи.

https://youtu.be/95tJpbu6qt8, «Рисование "одним мазком;

https://youtu.be/z3Tv6HC6-hQ Michaela Studio 13 – рисовании абстракции;

https://youtu.be/qQL5VDNKc5w Julia Kotenko Art – рисование цветов;

https://youtu.be/UQVGQTW5GI0 – пейзаж;

https://youtu.be/kAjqZabEo5Y – рисуем лес;

https://youtu.be/n-FhAT1sqV8 – рисуем слона;

https://youtu.be/JppAus7j5ts Julia Kotenko Art
Онлайн – школы:

Julia_indilab

Tyemel_art

Aquarelle-drawing

Yu-yarik

Art_box_school

Bon_viv_art

Fashionfeature007

Humid_peach
Кадровое обеспечение.
Требования к квалификации: Высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование в области, соответствующей профилю объединения без
предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или
среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по
16

направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы и курсы
повышения квалификации по направлению деятельности.







МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Наглядные пособия и методическое обеспечение:
Схемы по цветоведению;
Схемы для декоративно-прикладной росписи;
Образцы техник росписи
Книги, журналы, обеспечивающие иллюстрационный материал.

Принцип работы по программе:

Принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учет
возрастных особенностей и возможностей ребенка и определение посильных для него заданий.
Индивидуализация обучения заключается в учете индивидуальных особенностей ребенка.

Принцип постепенного повышения требований, заключается в постановке перед
ребенком и выполнении им все более трудных новых заданий.

Принцип систематичности – непрерывность и регулярность занятий.
Систематические занятия способствуют не только достижению эффективности обучения, но и
дисциплинируют детей, приучают их к методичной регулярной работе и доведению до конца,
начатого дела.

Принцип сознательности и активности, предполагает обучение, опирающееся на
сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям.

Принцип гуманности выражается в безусловной вере в доброе начало, заложенное
в природе каждого ребенка, отсутствие давления на волю ребенка; глубокое знание и понимание
физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей; создание условий для
максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и
самоутверждения.

Принцип наглядности.
Методы, используемые на занятиях:
Информативно-рецептивный включает следующие приемы:

Рассматривание;

Наблюдение;

Экскурсия;

Образец педагога;

Показ педагога
Словесный метод включает в себя:

Беседу;

Рассказ, искусствоведческий рассказ;

Использование образцов педагога;

Художественное слово
Наглядный метод включает в себя:

Использование натуры (предмет или явление);

Репродукции картин, образца и других наглядных пособий, отдельных предметов;
17


Показ воспитателя приёмов изображения
Практический метод
Репродуктивный метод включает в себя:

Прием повтора;

Работа на черновиках;
Эвристический метод
Исследовательский метод.
Данная программа развивает художественно-творческие и исследовательские
способности каждого ребёнка средствами нетрадиционных техник рисования, способствует
постижению детьми возможностей различных художественных материалов, приобретение
ручной умелости и появления созидательного отношения к окружающему.
Даная программа позволяет развивать мелкую моторику рук и координацию движений,
что способствует быстрому овладению письмом, раскрывать творческий потенциал и
стремление к самовыражению, развивать абстрактное и образное мышление, логику,
воображение, улучшает глазомер, развивает коммуникативные навыки
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Программа предусматривает исследования:
Входное оценивание в начале учебного года- выявляет исходный уровень по основным
исследуемым характеристикам. Диагностика изобразительных умений и навыков выявляется
педагогом по рисунку, владению цветом и композиции и позволяет определить уровень
практических умений ребёнка.
Промежуточное и итоговое оценивание проводится в середине года и по окончании
каждого года обучения, (позволяет констатировать творческие изменения, которые происходят
у детей).
Итоговая аттестация по окончании срока реализации программы,
Формой
итоговой
аттестации
являются:
выставки
различных
уровней
/межрегиональные, городские, районные/, где могут быть представлены работы детей,
выполненные на определённую тему (в наиболее выразительном материале), в которой ребёнок
осознанно выражает собственное образное восприятие мира или обозначенной проблематики.
Выставки различного уровня являются отличным стимулирующим фактором
педагогического процесса, т.к. занятия в изостудии носят безотметочный характер.
В практике самовыражения ребёнку предоставляется возможность раскрыться без
опаски получить неудовлетворительную отметку за работу.
Текущее оценивание осуществляется на каждом занятии методом наблюдения и
коллективного анализа выполненных работ. Своеобразной формой тематического контроля
являются студийные вернисажи. Они организуются по окончании изучения какой-либо темы,
либо ряда тем через определённый промежуток времени /месяц, полугодие/.
Оценочные материалы к приведены в приложении программе

18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
в действующей редакции.
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации (в редакции 2013 г.).
3.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
4.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
6.
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об Утверждении Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
7.
Приказ Министерства труда и социализации защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам".
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей».
10.
Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
11.
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной
деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ).
12.
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК -641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»).
13.
Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
14.
Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461 ПП «О
региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской области».
15.
Федеральный закон от 13.07.2020 № 189 ФЗ «О государственном (муниципальном)
социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»;
16.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих
программ» в соответствии с социальным сертификатом.

19

Список литературы для педагога:
1. Вершинина, Н.А. Методика обучения дошкольников изобразительной деятельности как
научная дисциплина: Социологическая модель развития. Монография / Н.А. Вершинина. СПб.: ООО Изд-во «ЛЕМА», 2008. - 141с.
2. Виниченко, В. Методические рекомендации по оценке результатов детского
изобразительного творчества / В. Винченко // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 5. - С.41-43.
3. Зеньковский, В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский. - Екатеринбург: Деловая книга,
2005. - 345 с.
4. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду / Г.Н. Давыдова.М.: Скрипторий, 2003. - 78 с.
5. Казакова, Р.Г. Поиск понятия детского изобразительного творчества // Развитие теории
дошкольного образования. Психолого-педагогические аспекты: материалы научнопрактической конференции / Р.Г. Казакова. - М.: МПГУ, 2008. - С.114-115.
6. Казакова, Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники,
планирование, конспекты занятий / Р.Г. Казакова. - М.: Сфера, 2005. - 75 с.
7. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: обучение детей техническим навыкам: Беседа
1/ Т.С. Коморова. // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 1. - С.5052.
8. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество:
Учебник для студ. вузов. -- 6-е изд., стереотип / В.С. Мухина. - М.:Издательский центр
«Академия», 2000. - 456 с.
9. Пчелинцева, Е.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества:
Учебно-методическое пособие / Е.В. Пчелинцева. - Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава
Мудрого, 2006. - 32с.
10. Теплов, Б.М. Способности и одаренность//Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной
психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е,
дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 2006. – 304 с.
Список литературы для родителей:
1. Гончарова О.В. Театральная палитра. Программа художественно-эстетического
воспитания. –М.: 2010.
2. Дорожин Ю. Городецкая роспись. Учебное издание. –М.: Мозаика – Синтез, 2014.
3. Куцакова Л. Чудесная гжель. М.: Мозаика-Синтез. 2013.
4. Лыкова И.А., Шипунова В.А. Народный календарь. Весна-красавица. –М.: 2013.
5. Методика развития детского изобразительного творчества. Библиографический
указатель. (1900-2000 г.г.) / Под ред. Вершининой Н.А.
Список литературы для обучающихся:
1. Утробина К., Утробин Г. Увлекательное рисование методом тычка. –М.: ГНОМ и Д.2004.
2. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. –Ярославль: 2004. 27 с.
3. Тарабарина Т.Н., Елкина Н.В. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. –
Ярославль: Академия развития. 2006. - 224 с.

20

ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОГРАММЕ
Диагностическая карта выявления компетенций
по теме «Модульное построение человека»
Форма – устный опрос, наблюдение.
Критерии. 1.ниже среднего уровень: 2-средний уровень: 3-выше среднего уровень
№
п/п

Ф.И.
ребенка

ТЕОРИЯ
Знать
особеннос
ти
пропорци
й
тела
человека

ПРАКТИКА

Знать
последо
вательно
сть
работы
по
реализац
ии
замысла

Уметь
нарисоват
ь
человека

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ

Соблюдат Умение
ь
работать в
последова коллективе
тельность
действий
при
выполнен
ии работы

Умени
е
органи
зовать
рабоче
е место

Диагностическая карта выявления компетенций
по теме «Шерсть животных и волосы»
Форма – устный опрос, наблюдение.
Критерии. 1.ниже среднего уровень: 2-средний уровень: 3-выше среднего уровень
№ Ф.И.
п/ ребенк
п
а

ТЕОРИЯ
Знать
особеннос
ти
изображе
ния
локонов
на
светлых и
тёмных
волосах.

Знать
после
доват
ельно
сть
работ
ы по
реали
зации
замыс
ла

ПРАКТИКА
Умение
графически
изобразить
локоны
различным
и
материала
ми.

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ

Соблюд Умение
Умение
ать
работать в организоват
последо коллективе
ь
рабочее
вательно
место
сть
действи
й
при
выполне
нии
работы

21

Диагностическая карта выявления компетенций по теме «Схематическое рисование
головы человека и животных»
Форма – устный опрос, наблюдение.
Критерии. 1.ниже среднего уровень: 2-средний уровень: 3-выше среднего уровень.
№
Ф.И.
ТЕОРИЯ
ПРАКТИКА
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ
п/п
ребенка Знать
Знать
Уметь
Соблюдать Умение
Умен
понятие о
схематиче
ском
рисунке
головы

последов
ательност
ь работы
по
реализац
ии
замысла

строить
голову
с
помощью
окружносте
й

последоват работать в
ельность
коллектив
действий
е
при
выполнени
и работы

ие
орган
изоват
ь
рабоч
ее
место

Диагностическая карта выявления компетенций
по теме «Наброски шаг за шагом»
Форма – устный опрос, наблюдение.
Критерии. 1.ниже среднего уровень: 2-средний уровень: 3-выше среднего уровень
№
п/п

Ф.И.
ребенка

ТЕОРИЯ
Знать
особенност
и
рисования
женского
профиля от
мужского

Знать
последова
тельность
работы по
реализаци
и замысла

ПРАКТИКА
Уметь
рисовать
изменения
быстрым
наброском

Соблюдать
последоват
ельность
действий
при
выполнени
и работы

ОБЩЕУЧЕБНЫ
Е
Умение Умен
работать ие
в
орган
коллект изова
иве
ть
рабоч
ее
место

22

Диагностическая карта выявления компетенций
по теме «Пропорции фигуры и лица с различных ракурсов».
Форма – устный опрос, наблюдение.
Критерии. 1.ниже среднего уровень: 2-средний уровень: 3-выше среднего уровень
№
п/п

Ф.И. ребенка

ТЕОРИЯ
Знать
особенно
сти
рисовани
я
характер
ных
линий
фигуры

ПРАКТИКА

Знать
последо
вательн
ость
работы
по
реализа
ции
замысла

Уметь
рисовать
линии
характерн
ые фигуре

Соблюда
ть
последов
ательнос
ть
действий
при
выполне
нии
работы

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ
Умение
работать
в
коллекти
ве

Умение
организо
вать
рабочее
место

Диагностическая карта выявления компетенций
по теме «Детальная прорисовка частей тела и лица»
Форма – устный опрос, наблюдение.
Критерии. 1.ниже среднего уровень: 2-средний уровень: 3-выше среднего уровень
№
п/п

Ф.И.
ребенка

ТЕОРИЯ
Знать
особеннос
ти
рисования
частей
тела
и
лица.

Знать
последов
ательност
ь работы
по
реализац
ии
замысла

ПРАКТИКА
Уметь
рисовать
поэтапно
части тела

Соблюдат
ь
последова
тельность
действий
при
выполнен
ии работы

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ
Умение
работать в
коллектив
е

Умение
организов
ать
рабочее
место

23

Диагностическая карта выявления компетенций
по теме «Фигура человека в одежде и обуви»
Форма – устный опрос, наблюдение.
Критерии. 1.ниже среднего уровень: 2-средний уровень: 3-выше среднего уровень
№
п/п

Ф.И.
ребенка

ТЕОРИЯ
Знать виды Знать
и формы последов
складок
ательност
ь работы
по
реализаци
и замысла

ПРАКТИКА
Уметь
изобразить
простые и
сложные
складки на
одежде

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ

Соблюдать Умение
последоват работать в
ельность
коллективе
действий
при
выполнени
и работы

Умение
организова
ть рабочее
место

Диагностическая карта выявления компетенций
по теме «Подробное изучение представителей фауны»
Форма – устный опрос, наблюдение.
Критерии. 1.ниже среднего уровень: 2-средний уровень: 3-выше среднего уровень
№
п/п

Ф.И. ребенка

ТЕОРИЯ
Знать
представи
телей
фауны

Знать
последов
ательнос
ть
работы
по
реализац
ии
замысла

ПРАКТИКА
Уметь
изобразить
животных
различным
и
материала
ми

Соблюдат
ь
последова
тельность
действий
при
выполнен
ии работы

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ
Умение
работать в
коллектив
е

Умение
организов
ать
рабочее
место

24

Анкета для обучающихся по окончанию учебного года.
1. Как давно ты посещаешь это объединение?
___________________________________________________
2. Почему ты выбрал(а) это объединение?
___________________________________________________
3. Часто ли ты без причины пропускаешь занятия?
___________________________________________________
4. Что больше всего тебе нравится в работе объединения?
___________________________________________________
5. Испытываешь ли ты трудности при выполнении заданий преподавателя?
___________________________________________________
6. Как ты считаешь, приносят ли тебе пользу занятия? Если да, то какую?
___________________________________________________
7. Сколько раз в неделю ты хотел(а) бы заниматься в объединении?
___________________________________________________
8. Твои планы на будущее. Хотел(а) бы ты посещать занятия этого объединения в следующем году?
___________________________________________________
9. Выбери (отметь знаком «+») ту рожицу, которая соответствует твоему настроению во время занятий в
объединении.

25

№
п/п

Ф.И.
обучающихся

Оценивание практических умений
Самостоя Технически
Умение
Скорость
тельность правильное
импровизиро выполнения
выполнен исполнение
вать
задания
ия

Общее
кол-во
баллов

При
меча
ния

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
5 баллов - по всем параметрам получают дети, обладающие высоким уровнем способностей, с
легкостью исполняющие задания педагога.
4 балла - получают дети, хорошо справляющиеся с заданиями, обладающие средним уровнем
способностей.
3 балла - если ребёнок испытывает трудности, показывает низкий уровень способностей.
2 балла - ребёнок не понимает педагога, не может выполнить задания, плохая память,
координация и чувство ритма отсутствуют.
Общее количество баллов по предмету
-19 - 20 - баллов - высокий уровень подготовки;
-17 - 18 - балла – выше среднего;
-14 -16 - средний
-11 - 13 - ниже среднего
- 8 - 10 - низкий уровень подготовки.

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».