Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества Программа рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании УТВЕРЖДАЮ ___________________/Т.Г. Хисамова Методического совета МБУ ДО - ЦДТ Директор МБУ ДО - ЦДТ протокол от 16.06.2023 №4 приказ от 16.06.2023 №67 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Следуй за мной» Целевая группа 12 – 15 лет Срок реализации 1 год Количество часов 144 часов Автор-разработчик: Чугина Алена Евгеньевна педагог дополнительного образования Екатеринбург, 2023 Содержание I 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. II 2.1. 2.2. 2.3. Комплекс основных характеристик Пояснительная записка Цель и задачи общеразвивающей программы Планируемые результаты программы Учебный план программы Комплекс организационно-педагогических условий Календарный учебный график Условия реализации программы Формы аттестации и контроля 3 3 5 6 7 11 11 15 17 Список литературы 19 2 I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК. 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Направленность: туристско-краеведческая. Программа разработана на основе нормативно-правовой документации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в действующей редакции. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р). Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам". Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (в редакции 2013 г.). Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; Устав МБУ ДО-ЦДТ. Актуальность: Данная программа актуальна и своевременна, так как туристский бизнес в мире расширяет границы. Повышается интерес к истории, архитектуре, к объектам наследия и, следовательно, будут востребованы в будущем такие профессии как гид, экскурсовод, гид-переводчик. Таким образом, хотелось бы дать учащимся возможность изучения и познания исторического прошлого и реалий настоящего через использование лингвистических способностей личности. Максимально использовать различные формы подачи материала и творческий потенциал. Важным является умение извлечь новые сведения из средств массовых информаций, Интернет, обсуждение их со сверстниками, включение их в материалы новой экскурсии и их популяризация. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как история, география, литература, и другие. Отличительной особенностью программы является то, что она составлена на основе требований WorldSkills Junior. Основная миссия юниорского движения Ворлдскиллс Россия - дать подросткам возможность осознанно выбрать интересную профессиональную сферу в быстро меняющемся мире, определиться с образовательной траекторией и выстроить потенциальный карьерный трек, что в будущем должно помочь им найти свое место на рынке труда. Целевая группа: адресатом общеразвивающей программы являются обучающиеся 12-15 лет. Для занятий формируются группы от 8 до 17 человек, специальных требований к начальному уровню подготовки обучающихся при приеме в творческое объединение нет. Старший подростковый возраст часто называют отроческим, переходным, периодом «бури и натиска», «гормонального взрыва», сложным периодом, связанным с кризисами 3 развития. В это время происходит переход от ребенка к взрослому во всех сферах – физической (конституциональной), физиологической, личностной (нравственной, умственной, социальной). Центральным и специфическим новообразованием в личности старшего подростка является возникающее у него представление о себе как уже не о ребенке, он начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть взрослым. Чувство взрослости как специфическое новообразование самосознания – стержневая особенность личности, ее структурный центр, так как выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, людям и миру, определяет специфическое содержание его социальной активности, его переориентацию с одних норм и ценностей на другие – с детских на взрослые, от детских форм поведения, игровой деятельности к потребности проявить себя в профессиональной деятельности. Этот возраст идеален для профориентации и профессиональных проб. Программа базового уровня. Данная программа способствует развитию коммуникативных, интеллектуальных, а также лидерских способностей обучающихся и организует их социальный досуг. Процесс обучения по Программе предполагает активное овладение современными средствами коммуникации, создание виртуальных проектов. Режим занятий: Продолжительность одного академического часа: 1 год обучения – 40 минут. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Длительность одного занятия – 2 академических часа. Периодичность занятий в неделю – 2 академических часа. Объем программы: 144 часа Срок освоения программы - 1 год. Особенности организации образовательного процесса: в программе предусмотрено использование дистанционных и комбинированных форм взаимодействия в образовательном процессе. Так же возможно использование программы в сетевой и комбинированной формах реализации. Форма обучения – очно-заочная. Перечень видов занятий – беседа, семинар, практическое занятие, тренинг, мастер-класс, экскурсия. Перечень форм подведения итогов реализации: практические занятия, защита творческих проектов. Воспитательный потенциал: Воспитательная работа с обучающимися проводится в соответствии с рабочей программой воспитания МБУ ДО-ЦДТ, ее ежегодного плана. Цель программы воспитания: развитие и социализация в соответствии с принятыми социокультурными правилами и нормами, как основы воспитанности обучающихся. Задачи программы воспитания: • развивать морально-нравственные качества обучающихся: честность; доброту; совесть, ответственность, чувства долга; • развивать волевые качества обучающихся: самостоятельность, дисциплинированность, инициативность, принципиальность, самоотверженность, организованность; • воспитывать стремления к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию; • приобщать обучающихся к экологической и социальной культуре, здоровому образу жизни, рациональному и гуманному мировоззрению; • формировать нравственное отношения к человеку, труду и природе; Планируемые результаты воспитания: 4 • развиты морально-нравственные качества обучающихся: честность; доброта; совесть; ответственность, чувство долга; • развиты волевые качества обучающихся: самостоятельность; дисциплинированность; инициативность; принципиальность, самоотверженность, организованность; • развито стремления к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию; • сформирован интерес обучающихся к экологической и социальной культуре, здоровому образу жизни, рациональному и гуманному мировоззрению; • сформировано нравственное отношения к человеку, труду и природе. Формы проведения воспитательных мероприятий: беседа, викторина, встреча с интересными людьми, дискуссия, тренинг, посещение театра, организация конференции, экскурсия, олимпиада, смотр, конкурс и др. Методы воспитательного воздействия: убеждение, внушение, заражение «личным примером» и подражание, упражнения и приучение, обучение, стимулирование (методы поощрения и наказания, соревнование), контроль и оценка и др. 1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Цель: формирование представления о профессии экскурсовода, о его роли и функции в современном обществе. Задачи: Обучающие: Формировать знания о содержании и правилах проведения экскурсий. Знакомить с правилами обслуживания на пешем, транспортном и комбинированном маршрутах, музейной экскурсии. Знакомить с правилами и мерами обеспечения безопасности экскурсантов (туристов). Знакомить с правилами оказания первой помощи. Обучать разрабатывать технику экскурсионных рассказов, публичных выступлений, ответов на вопросы. Развивающие: Развивать эрудиции в области географии, литературы, истории. Развивать навыки публичных выступлений, методы и варианты проведения экскурсий, которые включают в себя использование наглядных пособий. Инструктировать экскурсантов (туристов) об общепринятых и специальных правилах поведения при посещении музеев, культурных центров, достопримечательностей и других объектов показа. Воспитательные: Воспитывать этику делового общения. Формировать теоретические знания межличностного общения и основ психологии. Воспитывать чувство удовлетворения от творческого процесса и от результата труда. Воспитывать познавательный интерес и активность в области экскурсионного дела. 5 1.3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ Предметные: Сформированы знания о содержании и правилах проведения экскурсий. Знают правила обслуживания на пешем, транспортном и комбинированном маршрутах, музейной экскурсии. Знают правила и меры обеспечения безопасности экскурсантов (туристов). Знают правила оказания первой помощи. Умеют разрабатывать технику экскурсионных рассказов, публичных выступлений, ответов на вопросы. Личностные: Воспитана этика делового общения. Сформированы теоретические знания межличностного общения и основ психологии. Сформировано чувство удовлетворения от творческого процесса и от результата труда. Сформирован познавательный интерес и активность в области экскурсионного дела. Метапредметные: Развита эрудиция в области географии, литературы, истории. Развиты навыки публичных выступлений, методы и варианты проведения экскурсий, которые включают в себя использование наглядных пособий. Знают общепринятые и специальные правила поведения при посещении музеев, культурных центров, достопримечательностей и других объектов показа. 6 1.4. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН Количество часов №п/п I 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. II 2.1. 2.3. 2.4. III 3.1. 3.2. 3.3. IV 4.1. 4.2. V 5.1. 5.2. 5.4. VI 6.1. 6.2. 6.4. Название радела, темы Основы экскурсионной деятельности Сущность экскурсии, функции и признаки экскурсии Классификация экскурсий Классификация экскурсионных объектов Туристско-краеведческие возможности города Основы краеведения Историческое краеведение Географическое краеведение Искусствоведческое краеведение Форма организации экскурсии Структура аудиогида. Вебкартография Особенности работы с платформой izi.TRAVEL Работа с электронными библиотеками Экскурсоводческое мастерство Личность экскурсовода Компетенции экскурсовода Музейное дело О чём рассказывает музей. Типология музеев Фонды музея Музейная экспозиция Основы подготовки экскурсий Основные правила разработки текста экскурсии Сочетание показа и рассказа в экскурсии Источники информации при разработке текста экскурсий Всего Теория Практика Формы аттестации/ контроля 24 8 16 8 2 6 Наблюдение 4 2 2 4 2 2 Наблюдение Наблюдение 8 2 6 12 4 6 2 6 2 4 2 2 4 2 2 28 6 22 6 2 4 Практическая работа Наблюдение Наблюдение Наблюдение Беседа Практическое задание 12 2 10 10 2 8 8 8 0 4 4 18 4 4 10 0 0 8 Беседа Беседа 2 2 0 Беседа 8 8 4 4 4 4 Беседа Беседа 54 14 36 10 4 6 Практическая работа 4 2 2 презентация сообщение 12 2 10 Практическая работа Практическое задание 7 Экскурсионная методика 6.5. Исследовательская работа. Подготовка экскурсий и экскурсионных маршрутов Итоговое занятие. Публичное выступление 6.6. 6.7. 6 2 4 Практическая работа 18 4 14 Творческий проект 4 0 4 Практическая работа 144 52 92 Содержание учебного (тематического) плана. Раздел I. Основы экскурсионной деятельности 1.1. Сущность экскурсии, функции и признаки экскурсии Теория: Понятие экскурсии. Экскурсия и её сущность (функции экскурсии, признаки экскурсии, экскурсия как процесс познания). Экскурсия как форма учебной работы (занятие-экскурсия). Понятие экскурсии как методически продуманного показа достопримечательных мест, памятников истории и культуры, умелый рассказ о событиях, связанных с ними. Цели, задачи и формы проведения экскурсий. Признаки экскурсии: наличие экскурсионной группы и экскурсовода; передвижение участников по заранее определенному маршруту; протяженность во времени; использование экскурсионного метода. Принципы экскурсии: научности, идейности, связи теории с жизненными реалиями, принцип доходчивости, принцип убедительности. Практика: Викторина по теме. 1.2. Классификация экскурсий Теория: Основные признаки классификаций экскурсий Особенности обзорных и тематических экскурсий. Классификация экскурсий по составу и количеству участников; по месту проведения; по способу передвижения; по продолжительности; по форме проведения. Практика: виртуальные экскурсии. Обзор объектов, анализ, классификация. 1.3. Классификация экскурсионных объектов Теория: Основные признаки классификаций объектов экскурсий. Практика: Виртуальные экскурсии. Обзор объектов, анализ, классификация. 1.4. Туристско-краеведческие возможности города Теория: История и этапы возникновения и становления населенного пункта. Географическое положение населенного пункта. Знакомство с деятельностью известных исторических личностей. История общественных организаций населенного пункта. Открытие краеведческого музея, библиотеки. Первые театральные труппы. Благотворительные общества. Литература и искусство. 8 Практика: составление мини-экскурсии на свободную тему. Раздел II. Основы краеведения 2.1. Историческое краеведение Теория: Понятие исторического краеведения. Объект исследования. Типы, виды, сущность исторического краеведения. Практика: Подготовка презентаций. 2.2. Географическое краеведение Теория: Понятие географического краеведения. Объект исследования. Типы, виды, сущность географического краеведения. Практика: Подготовка презентаций. 2.3. Искусствоведческое краеведение Теория: Понятие искусствоведческого краеведения. Объект исследования. Типы, виды, сущность исторического краеведения. Практика: Подготовка презентаций. Раздел III. Форма организации экскурсии 3.1. Структура аудиогида. Веб-картография Теория: Суть аудиогида, структура. Что такое веб-картография. Особенности использования веб-картографии при разработке экскурсионных программ, аудиогидов. Практика: Работа с аудиогидом. 3.2. Особенности работы с платформой izi.TRAVEL Теория: Особенности работы с платформой izi.TRAVEL. Практика: Работа с платформой izi.TRAVEL. 3.3. Работа с электронными библиотеками Теория: Что такое каталог? Для чего он нужен? Как им пользоваться? Практика: Поиск книг в библиотеке с помощью каталогов. Раздел IV. Экскурсоводческое мастерство 4.1. Личность экскурсовода Теория: Имидж экскурсовода. Манеры экскурсовода. Внешний облик экскурсовода. Конструктивные, организаторские, коммуникативные, аналитические способности экскурсовода. Индивидуальность экскурсовода. Авторитет экскурсовода. Практика: Викторина по теме. 4.2. Компетенции экскурсовода Теория: Профессионализм. Эрудиция. Культура поведения, пути ее формирования. Навыки. Речь. Образность языка. Жесты, их значение и классификация. Мимика, ее роль в экскурсии. 9 Практика: Игра-практикум по умениям и навыкам экскурсовода. Раздел V. Музейное дело 5.1. О чём рассказывает музей. Типология музеев Теория: Основные социальные функции музеев. Типология музеев. Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека. Основные социальные функции музеев. Школьный музей. Практика: Оформление, систематизация, сортировка накопленных материалов. Изготовление учетных карточек, наклеивание этикеток, оцифровка материалов, ведение музейной документации. 5.2. Фонды музея Теория: Структура фондов: основной, научно-вспомогательный, интерактивный. Обменный фонд и фонд временного хранения. Основные направления фондовой работы: комплектование, учёт и хранение. Практика: Составление «домашнего» фонда. 5.3. Музейная экспозиция Теория: Виды экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Экспозиционное оборудование. Основные приёмы экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности музейных предметов в экспозиционном использовании. Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые. Практика: Разработка мини экскурсий «История одного экспоната». Раздел VI. Основы подготовки экскурсий 6.1. Основные правила разработки текста экскурсии Теория: Текст экскурсии (построение экскурсии, вступление, основная часть, заключение). Определение цели экскурсии и темы. Практика: Составление маршрута экскурсии по залам. Хронометраж. Составление маршрутов для разных возрастных групп. 6.2. Сочетание показа и рассказа в экскурсии Теория: Показ как основной элемент экскурсии. Сущность показа. Последовательность в показе. Ступени и виды показа. Варианты взаимодействия человека и объекта. Показ как реализация принципа наглядности рассказа. Основные требования к рассказу. Практика: Подготовка экскурсионного рассказа. Отработка признаков экскурсии, методического приёма: сочетание показа и рассказа. 6.3. Источники информации при разработке текста экскурсий 10 Библиографические источники. Литература, периодическая печать, архивы., электронные средства связи. Свидетели событий. 6.4. Экскурсионная методика Теория: Техника ведения экскурсии. Правила знакомства экскурсовода с группой. Встреча и расстановка группы у объекта. Соблюдение времени в экскурсии. Ответы на вопросы участников. Паузы в экскурсии. Техника сбора и использования «портфеля экскурсовода». Практика: Сбор материала для «Портфеля экскурсовода» и для проведения экскурсии. 6.5. Исследовательская работа. Подготовка экскурсий и экскурсионных маршрутов Теория: Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). Результаты опытно-экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации; анализ, выводы, заключение. Тезисы и компьютерная презентация. Практика: Выбор темы исследования, обоснование ее актуальности формулировка цели и конкретных задач. 6.6. Публичное выступление (итоговое занятие) Теория: Правила работы с аудиторией. Учет особенностей. Правила поведения экскурсовода. Практика: Проведение мини-экскурсий. II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. Календарный учебный график Год обучен ия Дата начала обучени я Дата окончани я обучения Количест во учебных недель Количес тво учебных дней Количе ство учебны х часов 1 15.09. 31.05. 36 72 144 Продол житель ность канику л с 01.01. по 08.01. зимние 01.06. по 19.08. летние Компле ктовани е групп С 20.08. по 14.09. Проме жуточн ая аттеста ция Итогов ая аттеста ция Режим занятий С 13.05. по 31.05. 2 занятия по 2 часа в неделю 11 2.1.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ № п/п Учебные недели 1 1 неделя Форма занятия Колво часов 2 Беседа 2 3 2 неделя 4 5 6 7 3 неделя 4 неделя 8 9 5 неделя 10 11 6 неделя 12 13 14 15 7 неделя 8 неделя 16 17 9 неделя 18 19 10 неделя 20 21 11 неделя Беседа 2 Комбинированное 2 Комбинированны й 2 Комбинированное Комбинированное Комбинированное 2 2 2 Комбинированное 2 Комбинированное 2 Комбинированное 2 Комбинированное 2 Комбинированное 2 Комбинированное Комбинированное Комбинированное 2 2 2 Комбинированное 2 Комбинированное 2 Комбинированное 2 Комбинированное 2 Комбинированное 2 Комбинированное 2 Наименование темы Форма контроля Вводное занятие Сущность экскурсии, функции и признаки экскурсии Сущность экскурсии, функции и признаки экскурсии Сущность экскурсии, функции и признаки экскурсии Сущность экскурсии, функции и признаки экскурсии Классификация экскурсий Классификация экскурсий Классификация экскурсионных объектов Классификация экскурсионных объектов История и этапы возникновения и становления населенного пункта. Знакомство с деятельностью известных исторических личностей. История общественных организаций населенного пункта. Культура населённого пункта. Историческое краеведение Историческое краеведение Географическое краеведение Географическое краеведение Искусствоведческое краеведение Искусствоведческое краеведение Структура аудиогида. Вебкартография Структура аудиогида. Вебкартография Структура аудиогида. Веб- Входящий контроль Наблюдение Опрос Опрос Наблюдение Тест Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Практическа я работа Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Практическа я работа Практическа я работа Практическа 12 33 34 17 неделя Беседа Комбинированное 2 2 картография Работа с платформой izi.TRAVEL. Работа с платформой izi.TRAVEL. Работа с платформой izi.TRAVEL. Работа с платформой izi.TRAVEL. Работа с платформой izi.TRAVEL. Работа с платформой izi.TRAVEL. Работа с электронными библиотеками Работа с электронными библиотеками Работа с электронными библиотеками Работа с электронными библиотеками Работа с электронными библиотеками Личность экскурсовода Личность экскурсовода 35 18 неделя Беседа 2 Компетенции экскурсовода Комбинированное 2 Компетенции экскурсовода Комбинированное 2 Комбинированное 2 Комбинированное 2 Комбинированное 2 Комбинированное 2 Комбинированное 2 Комбинированное 2 О чём рассказывает музей. Типология музеев Структура фондов: основной, научновспомогательный, интерактивный. Структура фондов: основной, научновспомогательный, интерактивный. Обменный фонд и фонд временного хранения. Обменный фонд и фонд временного хранения. Виды экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Виды экспозиций: тематическая, 22 23 12 неделя 24 25 13 неделя 26 27 14 неделя 28 29 15 неделя 30 31 16 неделя 32 36 37 19 неделя 38 39 20 неделя 40 41 21 неделя 42 43 22 неделя Комбинированное 2 Комбинированное 2 Комбинированное 2 Комбинированное 2 Комбинированное 2 Комбинированное 2 Комбинированное 2 Комбинированное 2 Комбинированное 2 Комбинированное 2 Комбинированное 2 я работа Беседа Беседа Практическа я работа Практическа я работа Практическа я работа Практическа я работа Практическа я работа Практическа я работа Практическа я работа Практическа я работа Практическа я работа Опрос Практическа я работа Практическа я работа Практическа я работа Практическа я работа Практическа я работа Беседа Практическа я работа Практическа я работа Беседа Беседа 13 47 48 24 неделя Комбинированное Комбинированное 2 2 систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Виды экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Виды экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция. Теория: построение экскурсии Теория: вступление Теория: основная часть 49 25 неделя Комбинированное 2 Теория: заключение Комбинированное 2 Комбинированное 2 Комбинированное 2 Комбинированное 2 Комбинированное 2 Определение цели экскурсии и темы. Сочетание показа и рассказа в экскурсии Сочетание показа и рассказа в экскурсии Библиографические источники. Литература. Комбинированное 2 Комбинированное 2 Комбинированное 2 Комбинированное 2 Комбинированное 2 Комбинированное 2 Комбинированное 2 Беседа 2 44 45 23 неделя 46 50 51 26 неделя 52 53 27 неделя 54 55 28 неделя 56 57 29 неделя 58 59 30 неделя 60 61 62 31 неделя Комбинированное 2 Комбинированное 2 Комбинированное 2 Практическа я работа Практическа я работа Беседа Беседа Практическа я работа Практическа я работа Практическа я работа Беседа Практическа я работа Беседа Практическа я работа Периодическая печать. Практическа я работа Архивы. Практическа я работа Электронные средства Практическа связи. я работа Электронные средства Практическа связи. я работа Техника ведения экскурсии. Презентация Правила знакомства Сообщение экскурсовода с группой. Встреча и расстановка Презентация группы у объекта. Сообщение Соблюдение времени в экскурсии. Техника сбора и Практическа использования «портфеля я работа экскурсовода». Разбор проблемных ситуаций Проектная деятельность Практическа я работа 14 63 32 неделя 64 65 33 неделя 66 67 34 неделя 68 69 35 неделя 70 71 72 36 неделя Беседа 2 Проектная деятельность Беседа 2 Проектная деятельность Беседа 2 Проектная деятельность Комбинированное 2 Проектная деятельность Комбинированное 2 Проектная деятельность Комбинированное 2 Проектная деятельность Комбинированное 2 Проектная деятельность Комбинированное 2 Проектная деятельность Комбинированное 2 Защита проекта Комбинированное 2 Защита проекта Практическа я работа Практическа я работа Практическа я работа Практическа я работа Практическа я работа Практическа я работа Практическа я работа Практическа я работа Творческая работа Презентация Творческая работа Презентация 2.2 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Материально-техническое обеспечение: №/№ Оборудование 1 2 3 4 5 6 Учебный кабинет. Учебные парты Стулья Шкаф Рабочее место педагога оснащенное персональным компьютером Мультимедийный проектор с экраном % Количество использования Единица Количество на одного в ходе измерения на группу обучающегося реализации программы 1 1 100% шт шт шт 1 1 1 шт 1 шт 1 8 16 1 1 90% 90% 50% 100% 1 80% 15 ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ Электронные образовательные ресурсы № П/П 1 Наименование Ссылка Туристическая библиотека «Всё о туризме» Платформа Booking.com – доступные путешествия для каждого. Платформа izi.TRAVEL для создания мультимедийных гидов. Канал «ИМОМИ университета Лобачевского» Канал «Магнитогорский педагогический колледж» Канал «Удмурский государственный университет» Канал «Полезные книги. Аудиокниги для жизни» Канал «Как написать крутой текст о любой поездке» 2 3 4 5 6 7 8 https://tourlib.net/ https://www.booking.com/index.ru.html https://izi.travel/ru https://youtu.be/SkJe90SA7Y4 https://youtu.be/0tlq6aPtsbc https://youtu.be/_y8rCiD6uew https://youtu.be/qNcSYGDQslk https://youtu.be/YDkcJtpDY54 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ В процессе работы по настоящей программе используются информационно-методические материалы: Новые педагогические технологии в воспитательном процессе. Литература по разделам ораторское искусство, история, география. Тесты, анкеты, карточки-задания. Наглядно-иллюстративный материал. На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития обучающихся на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени их возможностей. Осваивая программу, обучающиеся проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и системность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ На занятиях предполагается использование презентаций, фильмов, аудио-, видео-, фото-материалов для ознакомления с теоретическим материалом по теме, проведения онлайн экскурсий, выполнения практических работ, работы с различными информационными порталами. 16 КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Требования к квалификации: Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы и курсы повышения квалификации по направлению деятельности. 2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Программа предусматривает исследования: Входное оценивание в начале учебного года – выявляют начальный уровень обучающихся. Диагностика проходит в форме тестирования. Промежуточное и итоговое оценивание проводится в середине года и по окончании каждого года обучения, (позволяет констатировать изменения, которые происходят у обучающихся). Итоговая аттестация по окончании срока реализации программы. Формой итоговой аттестации являются: составление и проведение собственной экскурсии. В практике самовыражения ребёнку предоставляется возможность раскрыться без опаски получить неудовлетворительную отметку за работу. Тест для входного оценивания: Вопрос: Варианты ответа: 1. Год создания города Екатеринбург. А) 1721 г.; Б) 1723 г.; В) 1735 г.; Г) 1736 г.; Выберите один вариант ответа. Д) 1861 г. 2. Назовите градообразующий фактор в создании Екатеринбурга. 3. В честь кого был назван город Екатеринбург? Назовите имя и должность. 4. На какой реке стоит город Екатеринбург? Напишите название реки. 5. На каком из изображений указан герб Екатеринбурга? Выберите один вариант ответа. А) Б) В) ОТВЕТЫ: 1 – Б; 2 – строительство железоделательного завода; 3 – императрица Екатерина I; 4 – Исеть; 5 – А. 17 Задание для промежуточной аттестации: Задание: Ответ: 1. Опишите, что изображено на гербе Вверху - Серебряные рудокопная шахта (в Екатеринбурга. виде колодезного сруба с воротом о двух рукоятках) и плавильная печь с червленым (красным) огнем внутри; Внизу - повышенный лазоревый (синий, голубой) волнистый пояс, окаймленный и продольно тонко разделенный серебром. Щитодержатели - золотые, с червлеными языками, медведь и соболь. Щит увенчан золотой башенной короной о пяти зубцах, имеющей на обруче золотой лавровый венок 2. Напишите имя автора уральских сказов. П. П. Бажов 3. Кому посвящен данный памятник? Памятник основателям города Де Геннину Напишите свой ответ. и Татищеву. Рекомендуемые темы творческих работ учащихся для итоговой аттестации: 1. Петроглифы, история открытия и исследования, сюжеты, техника, происхождение и назначение в древности. 2. Древние государства на территории РФ – история, культура и памятники. 3. Искусство эпохи неолита и его отражение в орнаментах народов. 4. Материальная и духовная культура коренных народов. 5. Легенды и мифы коренных народов. 6. История освоения русскими землепроходцами территорий. 7. Костюмы коренных народов. 8. Землепроходцы российские. 9. Природные объекты края. 10. Православные храмы: история, взгляд из прошлого. 11. Архитектурные памятники населенного пункта. 12. Мир удивительных растений и животных края. 13. Земляки в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. 14. Путешествие в заповедные места края. 15. Местные писатели: личности, судьбы, творчество. 16. Местные художники: судьбы и творчество. 17. История улицы, на которой я живу. 18. Биография улиц «их именами названы…». 19. Путеводитель по памятным и историческим местам своего города. 18 Список литературы. Нормативные документы: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в действующей редакции. 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (в редакции 2013 г.). 3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р). 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 5. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об Утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам". 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196. 8. Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461 ПП «О региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской области». 9. Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 10. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ). 11. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК -641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»). 12. Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 13. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области». 14. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области № 195 Д от 22.02.2022 о проведении независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ Для педагогов: 19 1. Бабий Г.И. Культура речи экскурсовода // В помощь экскурсоводу. – М.: РИБ «Турист», 2004. 2. Бакунинский А.В. Методы и практика экскурсионного дела. – М.: «Новая Москва», 1995. 3. 3. Дементьева Т.П. Методические рекомендации по проведению экскурсий со школьниками. – М.: ЦРИБ «Турист», 1982. 4. Емельянов Б.В. В помощь экскурсоводу. – М.: Профиздат, 1981. 5. Илюхин М.М. Рассказ на экскурсии. Методические рекомендации. М.:ЦРИБ «Турист», 1981. 6. Чуракова Н., Малаховская О. Музей в твоём классе. - М.: Академкнига, 2006. 7. Дьякова Р.А. Основы экскурсоведения. - М., 1985. 8. Долженко Г.П. Экскурсионное дело. - М., Ростов н/Д., 2005. 9. Савина Н.В., Горбылева З.М. Экскурсоведение. - Минск, 2004. 10. Седова Н.А. Культурно-просветительский туризм. - М., 2003. 11. Апресян Г.З. Ораторское искусство. - М., 1969. 12. Бакушинский А.В. исследования и статьи. - М., 1981. 13. Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. - М., 1986. 14. Головин Б.И. Основы культуры речи. - М., 1988. 5. Гуляев В.Г. Организация туристической деятельности. - М., 1996. 15. Жарков А. Д. Экскурсия как педагогический процесс. - М., 1983. 16. Омельченко Б.Ф. Дифференцированный подход к обслуживанию различных групп туристов и экскурсантов. - М., 1987. Для обучающихся: 1. Добрина, Н. А. Экскурсоведение: учебное пособие / Н. А. Добрина. – 3-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2013. – 288 с.: ил. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=363262 2. Емельянов Борис Васильевич - Экскурсоведение. Учебник - URL: https://thelib.ru/books/emelyanov_boris_vasilevich/ekskursovedenie_uchebnik.html 20