ДООП Юный гитарист

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества

Программа рассмотрена и рекомендована
к утверждению на заседании
Методического совета МБУ ДО - ЦДТ
протокол от 16.06.2023 №4

УТВЕРЖДАЮ
___________________/Т.Г. Хисамова
Директор МБУ ДО - ЦДТ
приказ от 16.06.2023 №38

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Юный гитарист»
Целевая группа
Срок реализации
Количество часов

7 – 17 лет
3 года
648 часов

Автор-разработчик:
Зайцева Анастасия Сергеевна
педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2023

1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.4.1.
1.4.2.
1.4.3.
2.
2.1.1.
2.1.2.
2.1.3
2.2.
2.3.

Содержание
Комплекс основных характеристик
Пояснительная записка
Цель и задачи общеразвивающей программы
Планируемые результаты
Учебный план программы
Первый год обучения – «Стартовый уровень»
Второй год обучения – «Базовый уровень»
Третий год обучения – «Базовый уровень»
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график первого года обучения
Календарный учебный график второго года обучения
Календарный учебный график третьего года обучения
Условия реализации программы.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Список литературы

3
3
7
7
8
8
12
15
18
18
22
26
30
31
32

Приложения

33

2

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
1.1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы:
Художественная.
Нормативные документы:
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
художественной направленности «Юный гитарист» разработана на основе нормативноправовой документации:
•
Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в
Российской Федерации»;
•
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р
«Концепция развития дополнительного образования детей»;
•
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р г.
Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года»;
•
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018
№ 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
•
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 04.07.2014 № 41 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей»;
•
Приказ Минобрнауки России от 09.01 2014 №2 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
•
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические
рекомендации по проектированию общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы»).
•
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 №ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптивных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»).
•
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
№ 70-Д от 26 июня 2019 года «Правила персонифицированного финансирования
дополнительного образования детей в Свердловской области";
•
Приказ Министерства образования и молодёжной политики Свердловской области
№ 34-Д от 27.01.2020 года «О проведении сертификации дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ для включения в Реестр
сертифицированных дополнительных общеобразовательных программ в Свердловской
области в 2020 году».
Современный этап развития дополнительного образования детей характеризуется
потребностью обновления содержания и методики образовательной деятельности в
строгом соответствии с изменяющимися социально-экономическими, политическими,
нравственными и культурными ориентирами в жизни общества, а также возможностями
конкретного образовательного учреждения.
В попытке преодолеть негативные процессы в обществе возникла насущная
потребность совершенствования такой системы дополнительного образования, которая бы
формировала разностороннюю творческую личность ребенка, брала свое начало в периоде
3

дошкольного детства и одновременно была ориентирована на духовное
совершенствование каждого человека. Этому служит художественно-эстетическое
воспитание детей и подростков, и в частности, хореографическое искусство.
Актуальность программы заключается в том, что в ЦТД созданы условия для
самореализации, самовыражения детей и подростков. Они получают уникальную
возможность овладеть инструментом в короткие сроки. Как следствие, становится
естественным стремление детей играть на гитаре, сочинять музыку, писать стихи.
Программа является составительской, разработана на основе программы Э. Пухоль.
«Школа игры на шестиструнной гитаре»,
https://vk.com/doc84014589_243402386?hash=3280dfb0af5b37f20b&dl=2a6e4b8dadbf37cc4c
и Е. Ларичев. «Самоучитель на шестиструнной гитаре.
http://ale07.ru/music/notes/song/instrument/larichevs.htm
Отличительные особенности программы:
1.В программе применяется технология сотрудничества для достижения цели.
2.Учебный план программы выстроен таким образом, что учитывается специфика и
региональная особенность, а именно создание творческого продукта на основе творчества
бардов Урала.
Целевая группа ДООП:
Программа разработана для обучающихся 7-17 лет.
Формируются группы по возрасту: с 7 до 10 лет - младший возраст; с 11 до 14 лет средний возраст; с 15 до 17 лет - старший возраст.
Численный состав обучающихся в группе не должно быть менее 8 человек и не
должен превышать 25 человек
Программа разработана с учетов возрастных особенностей детей.
Возрастные особенности детей 7-10 лет:
Ребёнок 7-9 лет находится как бы на рубеже двух возрастных категорий: он ещё в
плену детских игр и ощущений, связанных с домашней обстановкой, и вместе с тем
входит в школьную жизнь, накладывающую на него новые обязанности. В этом возрасте у
детей выделяют кризис 7 лет. Психолог Л.С. Выготский говорил, что ребёнка в 7 лет
отличает утрата детской непосредственности, причина этому - недостаточная
дифференцированность внутренней и внешней жизни. В этом возрасте распадается
единство аффекта и интеллекта (т.е. ребёнок не владеет и не управляет своими чувствами
и эмоциями). В 7 лет возникает своеобразная структура переживаний: ребёнок начинает
понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчён», «я добрый», т.е. у него возникает
осмысленная ориентировка - осмысленных переживаний: переживания приобретают
смысл, и у ребёнка возникает новое отношение к себе и впервые возникает обобщение
переживаний или аффективное обобщение, логика чувств. Новообразованиями является
самолюбие, самооценка. Главная деятельность детей младшего школьного возрастаучебная деятельность. Её цель: усвоение знаний, его воспитание. Умение учиться тесно
связано с мотивацией учения, между которыми существует взаимосвязь: если интерес к
учению не подкрепляется знаниями, прочными умениями и навыками, то угасает и успех
учебной деятельности, развивающий мотивацию учения.
Возрастные особенности детей 11-14 лет:
•
Ведущая потребность - общение со сверстниками.
•
Развитие Я – концепции
•
Склонность к риску, острым ощущениям.
•
Быстрая утомляемость и низкая работоспособность, резкие перепады настроения в
связи с бурным психофизиологическим развитием.
•
Появление интереса к противоположному полу.
4

•
Замедление реакции. Подросток не сразу отвечает на вопросы, не сразу начинает
выполнять задания
•
Слабо сформированная эмоционально-волевая сфера
•
Ориентация в поведении на поддержание и одобрение со стороны сверстников
•
Необходимость ощущения социальной востребованности (формирование чувства
взрослости).
Для данной возрастной группы приоритетны игровые, соревновательные формы и
методы, коллективная творческая деятельность (КТД), работа в микро-группах, частая
смена состава микро-групп и позиции участников в совместной деятельности. Выбор
методов и форм проведения занятий обусловлен возрастными особенностями
воспитанников: показ, воспроизведение, анализ, самостоятельная проба. Важную роль на
этом этапе играет метод упражнений, отработки техники через многократное повторение.
Активно используются методы создания системы образов, методы тактильного
ощущения, самоконтроля. Особое значение для данной возрастной группы имеет такая
организация образовательного процесса, которая обеспечивает воспитанникам
возможность выбора позиции в совместной деятельности: организатора, «костюмера»,
«визажиста» и др.
Возрастные особенности детей 15-17 лет:
•
Кризис идентичности. Формирование нового Я – образа (я - взрослый), создание
первичной жизненной концепции
•
Профессиональное самоопределение
•
Период формирования, опробования и усвоения системы ценностей и социальных
установок.
•
Период формирования социальных компетенций.
Для старшей возрастной группы более адекватными являются все формы
индивидуального сопровождения, встречи с представителями различных профессий,
связанных с хореографическим искусством, индивидуальные творческие задания. На
первый план выходят методы импровизации, взаимообучения, ролевые игры. Происходит
смена педагогической позиции: от мотивирующей и организующей (Основной модуль) к
поддерживающей и направляющей (Модуль самореализации).
Уровень ДООП:
Многоуровневая.
1 год - Стартовый уровень. Предполагает использование и реализацию
общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность
предлагаемого для освоения содержания программы.
2-3 год - Базовый уровень. Предполагает использование и реализацию таких форм
организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и
языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках
содержательно- тематического направления программы.
Режим занятий
Длительность одного занятия:
1, 2, 3 год обучения – 3 академических часа.
Периодичность занятий в неделю: 2 раза.
Общий объем программы: 648 часов
1 год обучения: стартовый уровень 216 часов,
2 год обучения: базовый 216 часов.
3 год обучения: базовый 216 часов.
Срок освоения: 3 года.
Формы обучения: очная
Особенность реализации образовательной программы: Программа может
реализовываться в дистанционной форма.
5

Перечень видов занятий: Беседа, лекция, практическое занятие, открытое
занятие, репетиция.
Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это
индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в
коллективе.
Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм
организации на занятиях. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы
(постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К
самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого
блока, полугодия и года.
Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта
общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда
обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, коридоров. Кроме того,
выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных,
друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной
деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения
каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено
теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ, их анализом.
Перечень форм подведения итогов реализации: Опрос, открытое занятие,
концерт, фестиваль.
Воспитательная работа.
Воспитательная работа с обучающимися проводится в соответствии с рабочей
программой воспитания МБУ ДО-ЦДТ, ее ежегодного плана.
Цель программы воспитания: развитие и социализация в соответствии с принятыми
социокультурными правилами и нормами, как основы воспитанности обучающихся.
Задачи программы воспитания:
 развивать морально-нравственные качества обучающихся: честность; доброту;
совесть, ответственность, чувства долга;
 развивать
волевые
качества
обучающихся:
самостоятельность,
дисциплинированность,
инициативность,
принципиальность,
самоотверженность,
организованность;
 воспитывать стремления к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию;
 приобщать обучающихся к экологической и социальной культуре, здоровому
образу жизни, рациональному и гуманному мировоззрению;
 формировать нравственное отношения к человеку, труду и природе;
Планируемые результаты воспитания:
 развиты морально-нравственные качества обучающихся: честность; доброта;
совесть; ответственность, чувство долга;
 развиты
волевые
качества
обучающихся:
самостоятельность;
дисциплинированность;
инициативность;
принципиальность, самоотверженность,
организованность;
 развито стремления к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию;
 сформирован интерес обучающихся к экологической и социальной культуре,
здоровому образу жизни, рациональному и гуманному мировоззрению;
 сформировано нравственное отношения к человеку, труду и природе.
Формы проведения воспитательных мероприятий: беседа, викторина, встреча с
интересными людьми, дискуссия, тренинг, посещение театра, организация конференции,
экскурсия, олимпиада, смотр, конкурс и др.
6

Методы воспитательного воздействия: убеждение, внушение, заражение «личным
примером» и подражание, упражнения и приучение, обучение, стимулирование (методы
поощрения и наказания, соревнование), контроль и оценка и др.

7

1.2.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

Цель программы: - развитие музыкальных и творческих способностей,
обучающихся через обучение игре на гитаре.
Задачи программы:
Обучающие:
 обучать настраивать гитару на слух или с помощью тюнера;
 обучать пользоваться буквенно-цифровым обозначением аккордов и их схемами;
 обучать аккомпанировать с использованием всех изученных способов;
 обучать игре на гитаре, разбираться в жанрах музыкальной культуры;
 формировать навыки участия в конкурсах, выступлениях на сцене;
 знакомить с произведениями авторов и исполнителей бардовских песен.
Развивающие:
 развивать музыкальные способности (музыкальный слух, память, эмоциональную
отзывчивость на музыку);
 развивать вокальные навыки (певческого дыхания, звукообразования, артикуляции
и дикции);
 развивать практические умения в использовании Интернет-ресурсов в процессе
самообразования.
Воспистельные:
 способствовать формированию творческой активности;
 развивать навыки коллективной работы.
1.3.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты:
 развиты музыкальные способности (музыкальный слух, память, эмоциональную
отзывчивость на музыку);
 развиты вокальные навыки (певческого дыхания, звукообразования, артикуляции и
дикции);
 развиты практические умения в использовании Интернет-ресурсов в процессе
самообразования.
Личностные результаты:
 сформирована творческая активность
 развиты навыки коллективной работы
Предметные результаты:
 умеют настраивать гитару на слух или с помощью тюнера;
 умеют пользоваться буквенно-цифровым обозначением аккордов и их схемами;
 умеют аккомпанировать с использованием всех изученных способов;
 умеют играть на гитаре, разбираться в жанрах музыкальной культуры;
 участвуют в конкурсах, выступают на сцене;
 знакомы с произведениями авторов и исполнителей бардовских песен.
.

8

1.1.
№

Наименование темы

1
2

Введение в программу
Постановка рук и
посадка гитариста
Звукоизвлечение
Приемы игры на гитаре
Аккорды и их построение
Знакомство с
творчеством авторов и
исполнителей
Всего часов

3
4
5
6

1.4.1

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
1год обучения,
количество
часов
4
18

2год обучения,
количество
часов
3
12

3 год обучения,
количество
часов
3
-

30
40
40
84

6
24
6
165

12
201

216

216

216

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ – «СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ»

Цель первого года обучения – знакомство с элементарной теорией музыки,
грамотная игра простых музыкальных пьес
Задачи первого года обучения:
 знакомить со свойствами музыкального звука;
 знакомить с музыкально-выразительными средствами музыки, научить
классифицировать их по отличительным признакам;
 обучать элементам нотной записи, научить определять длительность нот и пауз;
 обучать уметь читать схематические изображения упрощенного нотного письма –
табулатура;
 обучать аппликатуре (буквенно-цифровое обозначение пальцев, струн, ладов,
аккордов)
 научить ставить мажорные, минорные, доминантсепт аккорды семи основных
групп (до,ре,ми,фа,соль,си) в пределах первых пяти ладов;
 знакомить с постановкой рук и посадкой гитариста.
Планируемые результаты первого года обучения:
 знают свойства музыкального звука;
 знают музыкально-выразительные средства музыки и умеют классифицировать их
по отличительным признакам;
 знают элементы нотной записи, умеют определять длительность нот и пауз;
 знают и умеют читать схематическое изображение упрощённого нотного письма –
табулатура;
 знают аппликатуру (буквенно-цифровое обозначение пальцев, струн, ладов,
аккордов);
 умеют ставить мажорные, минорные, доминантсептаккорды семи основных групп
(до,ре,ми,фа,соль,си) в пределах первых пяти ладов;
 знают посадку и постановку рук гитариста.

9

УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ – «СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ»

Наименование темы

всего

Количество часов
теория

практика

1. Введение в программу

4

3

1

1.1. Общие сведения о гитаре

2

2

-

1.2. Составные части гитары

2

1

1

2. Постановка рук и посадка
гитариста

8

2

6

2.1. Посадка исполнителя

2

1

1

2.2. Положение гитары

2

1

1

2.3. Постановка правой руки

2

-

2

2.4. Постановка левой руки

2

-

2

3. Звукоизвлечение

20

4

16

3.1. Настройка гитары

4

2

2

3.2. Упражнение на открытых струнах

16

2

14

4. Приемы игры на гитаре

72

8

64

4.1. Арпеджио

27

2

25

4.2. Прием расгеадо

17

2

15

4.3. Малое баррэ

9

2

7

4.4. Большое баррэ

19

2

17

5. Аккорды и их построение

40

8

32

5.1. Буквенное обозначение аккордов

5

4

1

5.2. Виды аккордов

35

4

31

72

9

63

6.1. Творчество Ю. Визбора

22

3

19

6.2. Творчество гр. Кино

22

3

19

6.3. Творчество гр. Машина времени

28

3

25

Итого

216

34

182

6. Знакомство с творчеством авторов
и исполнителей

Формы
аттестации/
контроля

опрос

тест

устный опрос

устный опрос

тест

викторина

10

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
Тема 1. Введение в программу. Знакомство с целями и задачами программы.
Знакомство с детьми.
Инструктажи по безопасности труда, ПДД и вводный инструктаж на рабочем месте.
Выявление знаний и навыков. Проверка музыкального слуха и чувства ритма.
Тема 1. 1. Общие сведения о гитаре
Теория: Гитара – музыкальный инструмент, предназначенный для сольного и
ансамблевого исполнения. Характеристика гитары – щипкового инструмента.
Тема 1. 2. Составные части гитары
Теория Составные части гитары, их назначение: головка грифа, колки, верхний порожек,
лады, пятка грифа, обечайка, струны, нижняя дека, верхняя дека, подставка, нижний
порожек, корпус (кузов), розетка, гриф.
Практические занятия. Практическое ознакомление с частями гитары и их назначением.
Тема 2. Постановка рук и посадка гитариста
Тема 2. 1. Посадка исполнителя
Теория. Показ презентации на тему: «Посадка гитариста». Правила посадки гитариста.
Положение левой ноги. Положение корпуса. Положение правой ноги.
Практика. Отработка посадки исполнителя.
Тема 2. 2. Положение гитары
Теория. Правила постановки гитары.
Практика. Упражнения в правильном положения гитары.
Тема 2. 3. Постановка правой руки
Практика. Упражнения в правильной постановке правой руки
Тема 2. 4. Постановка левой руки
Практика. Упражнения в правильной постановке левой руки.
Тема 3. Звукоизвлечение
Тема 3. 1. Настройка гитары
Теория. Правила настройки гитары.
Практика. Отработка приемов настройки гитары.
Тема 3. 2. Упражнения на открытых струнах
Теория. Правила звукоизвлечения на открытых струнах.
Практика. Упражнения на открытых струнах. Отработка приемов звукоизвлечения.
Тема 4. Приемы игры на гитаре
Тема 4. 1. Арпеджио
Теория. Знакомство с техникой Арпеджио.
Практика. Отработка приемов Арпеджио.
Тема 4. 2. Прием «расгеадо»
Теория. Знакомство с техникой Расгеадо.
Практика Отработка приема «расгеадо».
Тема 4. 3. Малое баррэ
Теория. Понятие «малое баррэ».
Практические занятия. Отработка приема малого баррэ.
Тема 4. 4. Большое баррэ
Теория. Понятие большое баррэ.
Практика. Отработка приема большого баррэ.
Тема 5. Аккорды и их построение
Тема 5. 1. Буквенное обозначение аккордов
11

Теория. Знакомство с буквенным обозначение аккордов.
Практика. Отработка аккордов.
Тема 5. 2. Виды аккордов
Теория. Понятие аккорд, виды аккорда.
Практика. Отработка мажорных и минорных аккордов.
Тема 6. Знакомство с творчеством авторов и исполнителей
Тема 6. 1. Творчество Ю. Визбора.
Теория. Знакомство с творчеством Ю. Визбора. Понятие «авторская песня». Авторская
песня как средство общения и самовыражения, её связь с реальной действительностью.
Теория. Разучивание песни «Милая моя».
Тема 6. 2. Творчество гр. «Кино»
Теория. Знакомство с творчеством группы «Кино»
Практика. Разучивание песни «Звезда по имени Солнце».
Тема 6.3. Творчество гр. Машина времени
Теория. Знакомство с творчеством группы «Машина времени».
Практические занятия. Разучивание песен: «Наш дом», «Поворот».
Самостоятельное исполнение песен. Работа с диктофоном.
Самостоятельное исполнение песен. Работа с диктофоном.

12

1.4.2. ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ – «БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ»
Цель второго года обучения – развитие творческой активности и самореализации
личности обучающихся.











Задачи второго года обучения:
обучать различать музыкальные жанры и стили;
знакомить с историей происхождения и жанровые особенности рок-музыки,
народной (фольклорной), детской, авторской, эстрадной, военно-патриотической,
англо - язычной и умеют исполнять, аккомпанируя себе на гитаре.
обучать читать аппликатурные табулатурные схемы (сетки) инструментальных
композиций и играть их на гитаре.
обучать основам образования голоса;
обучать аккомпанировать на гитаре изученные песни в изученных тональностях;
обучать выразительно и грамотно исполнять песни, применяя на практике
изученные музыкально-теоретические сведения (средства музыкальной
выразительности);
продолжить изучать творчество авторов и исполнителей Ю.Визбора, группы Кино
и группы Машина Времени.
знакомить с творчеством авторов и исполнителей О. Митяева, бардов Урала. Г.
Перевалова
Планируемые результаты второго года обучения.

знают и умеют различать музыкальные жанры и стили;
знают историю происхождения и жанровые особенности рок-музыки, народной
(фольклорной), детской, авторской, эстрадной, военно-патриотической, англо-язычной и
умеют исполнять, аккомпанируя себе на гитаре.

умеют читать аппликатурные табулатурные схемы (сетки) инструментальных
композиций и играть их на гитаре.

знают основы образования голоса;

знают основы сценического поведения;

умеют аккомпанировать на гитаре изученные песни в изученных тональностях;

умеют выразительно и грамотно исполнять песни, применяя на практике
изученные музыкально-теоретические сведения (средства музыкальной выразительности);

имеют представление о творчестве О. Митяева, бардов Урала – Г. Перевалова.



13

УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ –
«БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ»

Наименование темы

Общее
Из них
Формы
количество
аттестации/
теор. практ. контроля
часов

1. Введение в программу

3

2. Постановка рук и посадка гитариста

12

2.1. Посадка исполнителя

3

-

3

-

3

2.2. Положение гитары

3

-

3

2.3. Постановка правой руки

3

-

3

2.4. Постановка левой руки

3

-

3

3. Звукоизвлечение

6

3.1. Настройка гитары

3

-

3

3.2. Упражнение на открытых струнах

3

-

3

4. Приемы игры на гитаре

24

4.1. Арпеджио

9

-

9

4.2. Прием расгеадо

9

-

9

4.3. Малое баррэ

3

-

3

4.4. Большое баррэ

3

-

3

5. Аккорды и их построение

6

устный опрос

устный опрос

устный опрос

тест

5.1. Буквенно-цифровое обозначение аккордов 3

-

3

5.2. Виды аккордов

3

-

3

6. Знакомство с творчеством авторов и
исполнителей

165

6.1. Творчество Ю. Визбора

30

5

25

6.2. Творчество О. Митяева

30

5

25

6.3. Творчество В. Высоцкого

30

5

25

6.4. Творчество гр. Кино

30

5

25

6.5. Творчество гр. Машина времени

30

5

25

6.6. Творчество бардов Урала. Г. Перевалов

15

5

10

Итого

216

33

183

викторина

14

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
Тема 1. Введение в программу. Знакомство с целями и задачами программы.
Знакомство с детьми. Инструктажи по безопасности труда, ПДД и вводный инструктаж
на рабочем месте. Выявление знаний и навыков. Проверка музыкального слуха и чувства
ритма.
Тема 2. Постановка рук и посадка гитариста
Тема 2. 1. Посадка исполнителя
Посадка гитариста важнейшее условие успеха исполнения
на гитаре. Правила посадки гитариста. Положение левой ноги. Положение корпуса.
Положение правой ноги. Инструктаж на рабочем месте. Правила ПДД, ППБ.
Практические занятия. Отработка посадки исполнителя.
Тема 2. 2. Положение гитары
Практические занятия. Упражнения в правильном положении гитары.
Тема 2. 3. Постановка правой руки
Практические занятия. Упражнения в правильной постановке правой руки
Тема 2. 4. Постановка левой руки
Практические занятия. Упражнения в правильной постановке левой руки
Тема 3. Звукоизвлечение
Тема 3. 1. Настройка гитары
Практические занятия. Отработка приемов настройки гитары.
Тема 3. 2. Упражнения на открытых струнах
Практические занятия. Упражнения на открытых струнах. Отработка приемов
звукоизвлечения.
Тема 4. Приемы игры на гитаре
Тема 4. 1. Арпеджио
Практические занятия. Отработка приемов Арпеджио.
Тема 4. 2. Прием «расгеадо»
Практические занятия. Отработка приемов «расгеадо».
Тема 4. 3. Малое баррэ
Практические занятия. Отработка приемов малого баррэ.
Тема 4.4. Большое баррэ
Практические занятия. Отработка приемов большого баррэ.
Тема 5 Аккорды и их построение
Тема 5. 1. Буквенно-цифровое обозначение аккордов
Практика. Отработка написания обозначения аккордов.
Тема 5. 2. Виды аккордов
Практические занятия. Отработка мажорных и минорных аккордов
Тема 6. Знакомство с творчеством авторов и исполнителей
Тема 6. 1. Творчество Ю. Визбора.
Теория. Понятие «авторская песня». Авторская песня как средство общения и
самовыражения, её связь с реальной действительностью.
Практические занятия. Разучивание песен: «Милая моя», «Серёга Санин»
Тема 6. 2. Творчество О. Митяева
Теория. Знакомство с творчеством О.Митяева.
Практические занятия. Разучивание песен: «Изгиб гитары жёлтой», «С добрым утром
любимая».
Тема 6. 3. Творчество В. Высоцкого
Теория. Знакомство с творчеством В. Высоцкого
Практические занятия. Разучивание песен: «Песня о друге», «Вершина».
Тема 6. 4. Творчество гр. Кино
Теория. Знакомство с творчеством гр.Кино
15

Практические занятия. Разучивание песен: «Муравейник», «Группа крови»
Тема 6 5. Творчество гр. Машина времени
Практические занятия. Разучивание песен: «Наш дом», «Поворот».
Тема 6.6. Творчество бардов Урала. Г. Перевалов
Практические занятия. Разучивание песен: «Индия».
Самостоятельное исполнение песен. Работа с диктофоном.
1.4.3. ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ – «БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ»
Цель третьего года обучение - формирование гармоничной, социальноактивной личности на основе развития музыкальных способностей через исполнение
авторских песен.
Задачи третьего года обучения.

обучать правилам гигиены и охраны голоса;

изучать строение голосового аппарата и принцип голосообразования;

изучать особенности развития голосов разных возрастных групп, типы певческих
голосов;

формировать систему знаний о методах работы над голосом;

изучать тренировочные упражнения на развитие: певческого дыхания, правильной
артикуляции, вокальной дикции, развития певческого диапазона и применять на практике.

изучать особенности аппликатурного приёма баррэ;

обучать читать и фиксировать аппликатурные сетки с обозначением приёма баррэ;

обучать отличительные признаки и правила постановки большого и малого баррэ;

обучать разбираться и читать условные обозначения следующих приёмов
звукоизвлечения – восходящее и нисходящее легато, глиссандо, бенд;

обучать применять изученные приёмы звукоизвлечения при проигрывании
инструментальных композиций по табулатурам.
•
продолжить изучать творчество авторов и исполнителей Ю.Визбора, группы Кино
и группы Машина Времени. О. Митяева, бардов Урала. Г. Перевалова
•
развивать чувство коллективизма, сопричастности к общему делу, сотворчеству и
исполнению песен на сцене.
Планируемые результаты третьего года обучения:

знают основы вокального исполнительства;

умеют разогревать голосовой аппарат с помощью упражнений-распевок и
вокальных упражнений;

знают особенности певческого дыхания, артикуляции, вокальной дикции и
звукообразования и умеют применять специальные упражнения для их развития;

умеют работать над исполнительским репертуаром и решать различные
исполнительские задачи.

знают особенности аппликатурного приёма баррэ;

умеют читать аппликатурные сетки с обозначением приёма баррэ;

знают отличительные признаки и правила постановки большого и малого баррэ;

умеют читать условные обозначения следующих приёмов звукоизвлечения –
восходящее и нисходящее легато, глиссандо, бенд;

умеют применять изученные приёмы звукоизвлечения при проигрывании
инструментальных композиций по табулатурам.

владеют материалом авторов и исполнителей Ю.Визбора, группы Кино и группы
Машина Времени. О. Митяева, бардов Урала. Г. Перевалова

развито чувство коллективизма, сопричастности к общему делу, сотворчеству

умеют исполнять песни авторов на сцене.
16

УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ –
«БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ»

Наименование темы

Общее
Из них
Формы
количество
аттестации/
теор. практ. контроля
часов

1. Введение в программу

3

2. Приемы игры на гитаре

12

2.1. Арпеджио

3

-

3

2.2. Прием расгеадо

3

-

3

2.3. Малое баррэ

3

-

3

2.4. Большое баррэ

3

-

3

3. Знакомство с творчеством авторов и
исполнителей

201

3.1. Творчество Ю. Визбора

36

5

31

3.2. Творчество О. Митяева

36

5

31

3.3. Творчество В. Высоцкого

36

5

31

3.4. Творчество гр. Кино

36

5

31

3.5. Творчество гр. Машина времени

36

5

31

3.6. Творчество бардов Урала. Г. Перевалов

21

6

15

Итого

216

34

182

3

-

Устный опрос
тест

проект

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
Тема 1. Введение в программу
Тема 2. Приемы игры на гитаре
Тема 2. 1. Арпеджио
Арпеджио – поочерёдное исполнение нот, входящих в аккорд.
Практические занятия. Отработка приемов Арпеджио
Тема 2. 2. Прием «расгеадо»
Расгеадо – прием игры при котором один или несколько пальцев правой руки извлекают
одновременно несколько звуков, используя при этом внешнюю сторону ногтя.
Практические занятия. Отработка приемов «расгеадо».
Тема 2. 3. Малое баррэ
Понятие «малое баррэ». Баррэ один из основных технических приемов игры на гитаре,
при котором первый палец левой руки прижимает одновременно несколько струн.
Отличительные признаки малого баррэ – первый палец прижимает от двух до четырех
струн.
Практические занятия. Отработка приемов малого баррэ.
Тема 2.4. Большое баррэ
17

Отличительные особенности большого баррэ – первый палец прижимает пять или шесть
струн.
Практические занятия. Отработка приемов большого баррэ.
Тема 3. Знакомство с творчеством авторов и исполнителей
Тема 3. 1. Творчество Ю. Визбора.
Понятие «авторская песня». Авторская песня как средство общения и самовыражения, её
связь с реальной действительностью.
Практические занятия. Разучивание песен: «Милая моя», «Серёга Санин
Тема 3. 2. Творчество О. Митяева
Практические занятия. Разучивание песен: «Изгиб гитары жёлтой», «С добрым утром
любимая».
Тема 3. 3. Творчество В. Высоцкого
Практические занятия. Разучивание песен: «Песня о друге», «Вершина»
Тема 3. 4. Творчество гр. Кино
Практические занятия. Разучивание песен: «Звезда по имени Солнце», «Кукушка»
Тема 3. 5. Творчество гр. Машина времени
Практические занятия. Разучивание песен: «По морю плавать...», «Разговор в поезде»,
«Костёр», «В добрый час».
Тема 3.6. Творчество бардов Урала. Г. Перевалов
Практические занятия. Разучивание песен: «Индия», «Мистер блюз»
Самостоятельное исполнение песен. Работа с диктофоном.

18

2.КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год
обуч
ения

1

Дата
начал
а
обуче
ния
15.09.

Дата
оконч
ания
обуче
ния
31.05.

Количе Количе
ство
ство
учебн учебны
ых
х дней
недель
36
72

Колич
ество
учебн
ых
часов
144

2

15.09.

31.05.

36

72

144

3

15.09.

31.05.

36

72

216

Продол
житель
ность
канику
л
с 01.01.
по
08.01.
зимние
01.06.
по
19.08.
летние
с 01.01.
по
08.01.
зимние
01.06.
по
19.08.
летние
с 01.01.
по
08.01.
зимние
01.06.
по
19.08.
летние

Компл
ектова
ние
групп

Итогов
ая
аттеста
ция

20.08.
по
14.09

Проме
жуточн
ая
аттеста
ция
с 13.05.
по
31.05.

20.08.
по
14.09

с 13.05.
по
31.05

.

20.08.
по
14.09

Режим
заняти
й

2
занятия
по 2
часа в
неделю

2
занятия
по 2
часа в
неделю

с 13.05.
2
по
занятия
31.05.
по 3
часа в
неделю

2.1.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

№ Учебные
п/п недели
1
1 неделя
2
3
4
5

2 неделя
3 неделя

Наименование темы

Форма занятия
Беседа
Объяснение и показ

Количество
часов
3
3

Форма
контроля
Беседа
опрос

Введение в программу
Средства музыкальной
выразительности.
Музыкальный звукоряд.
Нотная запись.
Длительность нот и пауз.
Упрощенная запись
нотного письма табулатура.

Объяснение и показ .

3

опрос

Объяснение и показ .
Объяснение и показ

3
3

опрос
опрос

19

6
7
8

4 неделя

9
10
11
12

5 неделя

13

7 неделя

6 неделя

14
15

8 неделя

16

Музыкальный интервал.

Объяснение и показ

3

Аппликатура.
Аккорды первой
позиции в
аппликатурных сетках (в
пределах первых пяти
ладов).
Аккорды группы «до».
Аккорды группы «ре».
Аккорды группы «ми».
Аккорды группы «фа».

Объяснение и показ
Объяснение и показ

3
3

Устный
опрос
тест
Беседа

Объяснение и показ
Объяснение и показ
Объяснение и показ
Объяснение и показ

3
3
3
3

опрос
опрос
тест
опрос

Аккорды группы «соль».

Объяснение и показ

3

опрос

Аккорды группы «ля».

Объяснение и показ

3

опрос

Аккорды группы «си».

Объяснение и показ

3

Опрос

Дробные аккорды.

Объяснение и пока

3

беседа

17
18

9 неделя

Блюзовые аккорды.
Джазовые аккорды.

Объяснение и показ
Объяснение и показ

3
3

опрос
опрос

19

10 неделя

История происхождения
гитары.
Устройства
современных гитар.
Посадка и постановка
рук гитариста.

Объяснение и показ

3

опрос

Объяснение и показ

3

опрос

Объяснение и показ

3

беседа

Настройка гитары.

Объяснение и показ

3

беседа

Настройка гитары по
тюнеру
Гитарный
аккомпанемент и его
виды.
Элементарный щипок.
Двойной щипок
(«вальсовка»).
Основные правила
исполнения арпеджио.
Арпеджио на открытых
струнах.
Элементарный
ритмический рисунок
Бой «четвёрка».

Объяснение и показ

3

опрос

Объяснение и показ

3

опрос

Объяснение и показ
Объяснение и показ

3
3

тест
опрос

Объяснение и показ

3

тест

Объяснение и показ

3

опрос

Объяснение и показ

3

опрос

Объяснение и показ

3

тест

Бой «шестёрка».

Объяснение и показ

3

опрос

20
21

11 неделя

22
23

12 неделя

24

25
26

13 неделя

27

14 неделя

28
29

15 неделя

30
31

16 неделя

20

32
33
34

17 неделя

35

18 неделя

36
37

19 неделя

38
39

20 неделя

40
41

21 неделя

42

43
44

22 неделя

45

23 неделя

46

47
48

24 неделя

49

25 неделя

50
51

26 неделя

52
53

27 неделя

54

55

28 неделя

Бой «восьмёрка».
«Эстрадный бой».
Музыкальные жанры и
стили.
Песня – как один из
основных музыкальных
жанров.
Детская песня.
С. Матвеенко Кричалка.
Прослушивание и анализ
песни.
С. Матвеенко Кричалка.
Куплет
С. Матвеенко Кричалка.
Припев
С. Матвеенко Кричалка.
Отработка песни
Авторская (бардовская)
песня.
Ю. Визбор. Серёга
Санин. Прослушивание и
анализ песни.
Эстрадная песня.
А. Пугачёва Миллион
алых роз.
Прослушивание и анализ
песни.
Военно-патриотическая
песня.
Б. Окуджава. Десятый
наш десантный батальон.
Прослушивание и анализ
песни.
Песня в стиле «рок».
гр. Кино. Звезда по им.
Солнце. Выбор
тональности
гр. Кино. Звезда по им.
Солнце. Разбор песни
гр. Кино. Звезда по им.
Солнце. Вступление
гр. Кино. Звезда по им.
Солнце. Куплет
гр. Кино. Звезда по им.
Солнце. Припев
гр. Кино. Звезда по им.
Солнце. Окончание
гр. Кино. Звезда по им.
Солнце. Отработка
вступления
гр. Кино. Звезда по им.

Объяснение и показ
Объяснение и показ
Объяснение и показ

3
3
3

опрос
опрос
опрос

Объяснение и показ

3

опрос

Объяснение и показ
Объяснение и показ

3
3

опрос
опрос

Объяснение и показ

3

опрос

Объяснение и показ

3

зачёт

Объяснение и показ

3

опрос

Объяснение и показ

3

опрос

Объяснение и показ

3

опрос

Объяснение и показ
Объяснение и показ

3
3

Опрос
Опрос

Объяснение и показ

3

Опрос

Объяснение и показ

3

Опрос

Объяснение и показ
Объяснение и показ

3
3

Опрос
Опрос

Объяснение и показ

3

Зачёт

Объяснение и показ

3

Тест

Объяснение и показ

3

Тест

Объяснение и показ

3

Тест

Объяснение и показ

3

Тест

Объяснение и показ

3

Тест

Объяснение и показ

3

Опрос
21

56
57

29 неделя

58

59

30 неделя

60

61

31 неделя

62

63

32 неделя

64

65

33 неделя

66

67

34 неделя

68

69

35 неделя

70

71

36 неделя

Солнце. Отработка
окончания
гр. Кино. Звезда по им.
Солнце. Отработка песни
А закаты алые, алые В.
Осошник Н. Осошник
Выбор тональности
А закаты алые, алые В.
Осошник Н. Осошник
Разбор песни
А закаты алые, алые В.
Осошник Н. Осошник
Вступление
А закаты алые, алые В.
Осошник Н. Осошник
Куплет

Объяснение и показ

3

Опрос

Объяснение и показ

3

Опрос

Объяснение и показ

3

Опрос

Объяснение и показ

3

Опрос

Объяснение и показ

3

Опрос

А закаты алые, алые В.
Осошник Н. Осошник
Припев
А закаты алые, алые В.
Осошник Н. Осошник
Отработка песни
Англоязычная
современная песня.
Elvis Presley - Love Me
Tender. Прослушивание
и анализ песни
Joe Dassin – Lete Indien
Прослуш и анализ песни
Stella Starlight Trio
Tainted love
Прослушивание и анализ
песни
Табулатурные
репертуарные
инструментальные
композиции
Замыкая круг
К. Кельми
(инструментал)
Прослушивание и анализ
Замыкая круг
К. Кельми. Разбор
куплета

Объяснение и показ

3

Опрос

Объяснение и показ

3

Опрос

Объяснение и показ

3

Зачёт

Объяснение и показ

3

Опрос

Объяснение и показ

3

Опрос

Объяснение и показ

3

Опрос

Объяснение и показ

3

Опрос

Объяснение и показ

3

Опрос

Объяснение и показ

3

Тест

Замыкая круг
К. Кельми. Разбор
припева

Объяснение и показ

3

Опрос

Замыкая круг

Объяснение и показ

3

Тест
22

К. Кельми. Отработка
всей инструментальной
композиции
Итоговое занятие

72

Отчётный концерт
для родителей

3

Зачёт

2.1.2. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ Учебные
п/п недели
1
1 неделя
2
3

Наименование темы

Форма занятия

Вводное занятие.
Инструктаж по ТБ.

Беседа

Количество Форма
часов
контроля
3
беседа

Приём баррэ
Виды баррэ

Объяснение и показ
Объяснение и показ

3
3

опрос
тест

Малое баррэ
на 2х струнах
Малое баррэ
на 3х струнах
Малое баррэ
на 4х струнах

Объяснение и показ

3

тест

Объяснение и показ

3

опрос

Объяснение и показ

3

тест

Большое баррэ
на 5ти струнах

Объяснение и показ

3

тест

Большое баррэ
на 6ти струнах
гр. Кино. Кукушка
Разбор песни
гр. Кино. Кукушка.
Вступление

Объяснение и показ

3

опрос

Объяснение и показ

3

тест

Объяснение и показ

3

зачёт

гр. Кино. Кукушка.
Куплет

Объяснение и показ

3

тест

гр. Кино. Кукушка.
Припев

Объяснение и показ

3

опрос

гр. Кино. Кукушка.
Окончание

Объяснение и показ

3

опрос

гр. Кино. Кукушка
Отработка песни

Объяснение и показ

3

тест

Hammer-on

Объяснение и показ

3

опрос

2 неделя
4
5
6

3 неделя

7
4 неделя
8
9
10

5 неделя

11

12

6 неделя

13
7 неделя
14
15

8 неделя

23

(восходящее легато).
16

Pull-off (нисходящее
легато).

Объяснение и показ

3

беседа

17

.Глиссандо
(скольжение).

Объяснение и показ

3

опрос

.Бенд (подтяжка).

Объяснение и показ

3

опрос

Вибрато (колебания).

Объяснение и показ

3

тест

Мутинг (приглушение).

Объяснение и показ

3

зачёт

Основные певческие
навыки.

Объяснение и показ

3

беседа

Распевки для
разогревания
голосового аппарата.

Объяснение и показ

3

беседа

Певческое дыхание.

Объяснение и показ

3

опрос

Упражнения для
развития певческого
дыхания.

Объяснение и показ

3

опрос

Артикуляция и дикция
певца.
Работа над певческим
репертуаром и решение
различных
исполнительских задач.
гр. Машина времени.
Однажды мир
прогнётся под нас.
Разбор песни
гр. Машина времени.
Однажды мир
прогнётся под нас.
Вступление

Объяснение и показ

3

тест

Объяснение и показ

3

опрос

Объяснение и показ

3

тест

Объяснение и показ

3

опрос

гр. Машина времени.
Однажды мир
прогнётся под нас.
Куплет
гр. Машина времени.
Однажды мир
прогнётся под нас.
Припев
гр. Машина времени.
Однажды мир
прогнётся под нас.
Окончание
гр. Машина времени.
Однажды мир

Объяснение и показ

3

опрос

Объяснение и показ

3

тест

Объяснение и показ

3

опрос

Объяснение и показ

3

тест

9 неделя
18
19
20

10 неделя

21
22

11 неделя

23
24

12 неделя

25
26

13 неделя

27

28

14 неделя

29

30

15 неделя

31
16 неделя
32

24

33
17 неделя
34
35

36

18 неделя

37
38

19 неделя

39
40

20 неделя

41

21 неделя

42
43
44

22 неделя

45
46

23 неделя

47
48

24 неделя

49
50

25 неделя

51

26 неделя

прогнётся под нас.
Отработка песни
Ансамбль как способ
совместной
исполнительской
деятельности.
Виды и формы
организации ансамбля.
гр. Машина времени. В
добрый час. Разбор
песни
гр. Машина времени. В
добрый час.
Вступление
гр. Машина времени. В
добрый час. Куплет
гр. Машина времени. В
добрый час. Припев
гр. Машина времени. В
добрый час. Окончание
гр. Машина времени. В
добрый час. Отработка
песни
Основные
исполнительские
партии в
инструментальном
ансамбле
(аккомпанемент, бас,
соло).
.Малые формы
организации ансамбля.
Инструментальный
дуэт.
Состав и виды
аккомпанирующих
партий.
гр. Машина времени.
Поворот. Разбор песни
гр. Машина времени.
Поворот. Вступление
гр. Машина времени.
Поворот. Куплет
гр. Машина времени.
Поворот. Припев
гр. Машина времени.
Окончание
гр. Машина времени.
Поворот. Вступление и
куплет
гр. Машина времени.

Объяснение и показ

3

опрос

Объяснение и показ

3

опрос

Объяснение и показ

3

опрос

Объяснение и показ

3

опрос

Объяснение и показ

3

опрос

Объяснение и показ

3

опрос

Объяснение и показ

3

зачёт

Объяснение и показ

3

опрос

Объяснение и показ

3

опрос

Объяснение и показ

3

зачёт

Объяснение и показ

3

опрос

Объяснение и показ ..

3

зачёт

Объяснение и показ

3

опрос

Объяснение и показ

3

опрос

Объяснение и показ

3

опрос

Объяснение и показ

3

опрос

Объяснение и показ

3

Зачёт

Объяснение и показ

3

Тест

Объяснение и показ

3

Тест
25

52

53

54

27 неделя

55

56

28 неделя

57
29 неделя
58
59
60

30 неделя

61
31 неделя
62
63
64

32 неделя

65

66

33 неделя

67
34 неделя
68
69

35 неделя

Поворот. Куплет и
припев
гр. Машина времени.
Поворот. Куплет и
окончание
гр. Машина времени.
Поворот. Закрепление
вступления
гр. Машина времени.
Поворот. Закрепление
куплета
гр. Машина времени.
Поворот. Закрепление
припева
гр. Машина времени.
Поворот. Закрепление
окончания
гр. Машина времени.
Поворот. Отработка
песни
Партия баса в
ансамбле.
Виды басовых партий.
Тонический бас.
гр. Машина времени.
Перекрёсток. Разбор
песни
гр. Машина времени.
Перекрёсток.
Вступление
гр. Машина времени.
Перекрёсток. Куплет
гр. Машина времени.
Перекрёсток. Припев
гр. Машина времени.
Перекрёсток.
Окончание
гр. Машина времени.
Перекрёсток. Куплет и
припев
гр. Машина времени.
Перекрёсток.
Отработка песни
Малые формы
организации
инструментального
ансамбля.
Инструментальное
трио.
Состав и виды
аккомпанирующих

Объяснение и показ

3

Тест

Объяснение и показ

3

Тест

Объяснение и показ

3

Тест

Объяснение и показ

3

опрос

Объяснение и показ

3

опрос

Объяснение и показ

3

опрос

Объяснение и показ

3

опрос

Объяснение и показ

3

опрос

Объяснение и показ

3

опрос

Объяснение и показ

3

опрос

Объяснение и показ

3

опрос

Объяснение и показ

3

зачёт

Объяснение

3

опрос

Объяснение

3

опрос

Объяснение

3

опрос

Объяснение

3

опрос

Объяснение

3

опрос

Объяснение и показ

3

тест
26

70

71
72

36 неделя

партий.
Г. Перевалов. Мистер
блюз. Выбор
тональности
Г. Перевалов. Мистер
блюз. Разбор песни
Г. Перевалов. Мистер
блюз.
Итоговое занятие

Объяснение и показ

3

опрос

Объяснение и показ

3

опрос

Отчетный концерт для 3
родителей

Зачёт

2.1.3. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ Учебные
п/п недели
1

Наименование темы

Форма занятий

Вводное занятие.
Инструктаж по ТБ.

беседа

Количество Форма
часов
контроля
3
беседа

Гармонизация
мелодий.
Работа с медиатором.

Объяснение и показ

3

опрос

Объяснение и показ

3

тест

Аккорды повышенной
сложности.

Объяснение и показ

3

тест

Основные певческие
навыки.

Объяснение и показ

3

опрос

Распевки для
разогревания
голосового аппарата.

Объяснение и показ

3

тест

Певческое дыхание.

Объяснение и показ

3

тест

Упражнения для
развития певческого
дыхания.

Объяснение и показ

3

опрос

Артикуляция и дикция
певца.

Объяснение и показ

3

тест

Работа над певческим
репертуаром и решение
различных
исполнительских задач.

беседа

3

опрос

Литературный текст и
музыка.

Объяснение и показ

3

тест

Ознакомление с
принципами
аранжировок

Объяснение и показ

3

опрос

1 неделя
2
3
4

2 неделя

5
6

3 неделя

7

8

4 неделя

9
10

5 неделя

11
12

6 неделя

27

13

14

7 неделя

15

Подбор репертуара и
распределение ролей в
ансамбле
Ю. Визбор. Серёга
Санин. Выбор
тональности

Объяснение и показ

3

опрос

Объяснение и показ

3

тест

Ю. Визбор. Серёга
Санин. Разбор песни

Объяснение и показ

3

опрос

Ю. Визбор. Серёга
Санин. Вступление
Ю. Визбор. Серёга
Санин. Куплет
Ю. Визбор. Серёга
Санин. Припев
Ю. Визбор. Серёга
Санин. Окончание

Объяснение и показ

3

беседа

Объяснение и показ

3

опрос

Объяснение и показ

3

опрос

Объяснение и показ

3

тест

Ю. Визбор. Серёга
Санин. Отработка
песни
Гармонизация
мелодий.
О. Митяев. Изгиб
гитары жёлтой. Выбор
тональности
О. Митяев. Изгиб
гитары жёлтой. Разбор
песни.
О. Митяев. Изгиб
гитары жёлтой.
Вступление
О. Митяев. Изгиб
гитары жёлтой. Куплет
О. Митяев. Изгиб
гитары жёлтой. Припев
О. Митяев. Изгиб
гитары жёлтой.
Окончание
О. Митяев. Изгиб
гитары жёлтой.
Отработка песни
Артикуляция и дикция
певца.
А закаты алые, алые В.
Осошник Н. Осошник
Выбор тональности
А закаты алые, алые В.
Осошник Н. Осошник
Разбор песни

Объяснение и показ

3

зачёт

Объяснение и показ

3

беседа

Объяснение и показ

3

беседа

Объяснение и показ

3

опрос

Объяснение и показ

3

опрос

Объяснение и показ

3

тест

Объяснение и показ

3

опрос

Объяснение и показ

3

тест

Объяснение и показ

3

опрос

Объяснение и показ

3

опрос

Объяснение и показ

3

тест

Объяснение и показ

3

опрос

8 неделя
16
17
18

9 неделя

19

20

10 неделя

21
22

11 неделя

23

24

12 неделя

25
26

13 неделя

27

28

14 неделя

29
30

15 неделя

31
16 неделя

28

32

33

34

17 неделя

35

36

18 неделя

37

38

19 неделя

39

40

20 неделя

41
21 неделя
42
43
44

22 неделя

45
46

23 неделя

47
48

24 неделя

49
50
51

25 неделя
26 неделя

А закаты алые, алые В.
Осошник Н. Осошник
Вступление
А закаты алые, алые В.
Осошник Н. Осошник
Куплет
А закаты алые, алые В.
Осошник Н. Осошник
Припев
А закаты алые, алые В.
Осошник Н. Осошник
Отработка песни
В. Высоцкий. Песня о
друге.
Выбор тональности
В. Высоцкий. Песня о
друге.
Разбор песни
В. Высоцкий. Песня о
друге.
Вступление
В. Высоцкий. Песня о
друге.
Куплет
В. Высоцкий. Песня о
друге.
Припев
В. Высоцкий. Песня о
друге.
Отработка песни
Гармонизация
мелодий.
гр. Кино. Муравейник.
Выбор тональности
гр. Кино. Муравейник.
Разбор песни

Объяснение и показ

3

тест

Объяснение и показ

3

опрос

Объяснение и показ

3

опрос

Объяснение и показ

3

опрос

Объяснение и показ

3

опрос

Объяснение и показ

3

опрос

Объяснение и показ

3

опрос

Объяснение и показ

3

зачёт

Объяснение и показ

3

опрос

Объяснение и показ

3

опрос

Объяснение и показ

3

зачёт

Объяснение и показ

3

опрос

Объяснение и показ ..

3

зачёт

гр. Кино. Муравейник.
Куплет
гр. Кино. Муравейник.
Припев
гр. Кино. Муравейник.
Окончание
гр. Кино. Муравейник.
Куплет. Припев
гр. Кино. Муравейник.
Отработка песни
гр. Кино. Кукушка.
Разбор песни
гр. Кино. Кукушка.
Вступление

Объяснение и показ

3

опрос

Объяснение и показ

3

опрос

Объяснение и показ

3

опрос

Объяснение и показ

3

опрос

Объяснение и показ

3

Зачёт

Объяснение и показ

3

Тест

Объяснение и показ

3

Тест
29

52
53
54

27 неделя

55
56

28 неделя

57
58

29 неделя

59
60

30 неделя

61
62

31 неделя

63

64

32 неделя

65

66

33 неделя

67

68

69

34 неделя

35 неделя

гр. Кино. Кукушка.
Куплет
гр. Кино. Кукушка.
Припев
гр. Кино. Кукушка.
Окончание
гр. Кино. Кукушка
Отработка песни
гр. Машина времени.
Поворот. Выбор
тональности

Объяснение и показ

3

Тест

Объяснение и показ

3

Тест

Объяснение и показ

3

Тест

Объяснение и показ

3

опрос

Объяснение и показ

3

опрос

гр. Машина времени.
Поворот. Разбор песни
гр. Машина времени.
Поворот. Вступление
гр. Машина времени.
Поворот. Куплет
гр. Машина времени.
Поворот. Припев
гр. Машина времени.
Поворот Окончание
гр. Машина времени.
Поворот.
Отработка песни
гр. Машина времени.
Однажды мир
прогнётся под нас.
Выбор тональности
гр. Машина времени.
Однажды мир
прогнётся под нас.
Разбор песни

Объяснение и показ

3

опрос

Объяснение и показ

3

опрос

Объяснение и показ

3

опрос

Объяснение и показ

3

опрос

Объяснение и показ

3

опрос

Объяснение и показ

3

опрос

Объяснение и показ

3

зачёт

Объяснение

3

опрос

гр. Машина времени.
Однажды мир
прогнётся под нас.
Вступление
гр. Машина времени.
Однажды мир
прогнётся под нас.
Куплет
гр. Машина времени.
Однажды мир
прогнётся под нас.
Припев
гр. Машина времени.
Однажды мир
прогнётся под нас.
Окончание
гр. Машина времени.

Объяснение

3

опрос

Объяснение

3

опрос

Объяснение

3

опрос

Объяснение

3

опрос

Объяснение и показ

3

тест
30

Однажды мир
прогнётся под нас.
Отработка песни
70

71
72

36 неделя

Г. Перевалов. Мистер
блюз. Выбор
тональности
Г. Перевалов. Мистер
блюз. Разбор песни.
Г. Перевалов. Мистер
блюз.
Итоговое занятие

Объяснение и показ

3

опрос

Объяснение и показ

3

опрос

Отчетный концерт для 3
родителей

Зачёт

2.2 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
№№

Оборудование

Единица
измерения

Количество на
группу

1
2
3
4
5
6
7

Учебный кабинет
Парты учебные
Доска школьная
Стулья
Компьютер
гитара
тетрадь со схемами
аккордов
Подставка
под ногу
Камертон

шт
Шт
Шт
Шт
Шт
Шт
шт

1
2
1
8
1
2
3

%
Использования
в ходе
реализации
100%
100%
70%
100%
100%
100%
100%

Шт

1

100%

шт

1

100%

8
9

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
amDm.ru

https://amdm.ru/akkordi/kino/93646/zvezda_po_imeni_solnce/
https://muzland.ru/songs.html?auth=7&song=25

Muzland
Машина времени.
Наш дом

https://muzland.ru/songs.html?auth=7&song=25

Подбор аккордов

https://muzland.ru/songs.html?auth=7&song=25
https://amdm.ru/akkordi/mashina_vremeni/3818/povorot

31

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Для реализации программы используется следующие, подготовленные педагогом,
виды методической продукции:
- аранжировки для конкретного состава, расписывание партий
- беседы о стилистике, концепции вокально-инструментальных ансамблей,
- программы районных и городских фестивалей.
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Требования к квалификации: Высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование в области, соответствующей профилю объединения
без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное
образование или среднее профессиональное образование и дополнительное
профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика" без
предъявления требований к стажу работы и курсы повышения квалификации по
направлению деятельности.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Элементарная Теория Музыки Способин И.В. 1963 (sposob.in)
Хрестоматия гитариста. 1-2 кл. муз. школ. Упрощенная (guitaruga.ru)
teslov-notes_ng_01.pdf (teslov-music.ru)
Табы для начинающих, Табы песен и мелодий для начинающих гитаристов (tabs1.ru)
2.3 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Способы проверки результатов освоения программы:
Входной мониторинг – в начале учебного года (позволяет выявить исходный
уровень знаний подростков по данному предмету).
Промежуточный мониторинг в конце учебного года позволяет выявить уровень
полученных знаний и развития обучающихся.
Итоговая аттестация проводится в конце обучения (позволяет выявить уровень
освоения программы)
Мониторинг проводится по следующим направлениям:
диагностика коммуникативных навыков и умений (коммуникативные
способности, умение слушать и говорить, коммуникативная толерантность, уровень
конфликтности, уровень творческих способностей).
Формы контроля отслеживают развитие не только умений и навыков, но и
духовное, нравственное, культурное развитие личности подростка, степень его
социальной компетентности. Контроль проводится в форме:
- собеседование;
- выступление на концерте;
- открытых занятиях;
- наблюдение;
- опрос;
- тест.
Одной из форм приобщения детей к музыкальному творчеству являются
авторские вечера, фестивали, концерты встречи;
32

Контроль позволяет детям, родителям и педагогам увидеть результаты своего
труда, что создаёт хороший психологический климат в коллективе.
Текущее оценивание осуществляется на каждом занятии методом наблюдения и
коллективного анализа выполненных работ. Своеобразной формой тематического
контроля являются студийные вернисажи. Они организуются по окончании изучения
какой-либо темы, либо ряда тем через определённый промежуток времени /месяц,
полугодие/.

33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» в действующей редакции.
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации (в редакции 2013 г.).
3.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
4.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
6.
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об Утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
7.
Приказ Министерства труда и социализации защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. №
629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
10.
Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
11.
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ).
12.
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК -641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»).
13.
Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области
от 30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
14.
Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461 ПП «О
региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской
области».
15.
Федеральный закон от 13.07.2020 № 189 ФЗ «О государственном (муниципальном)
социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»;
16.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной

34

услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в
соответствии с социальным сертификатом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ для педагога
1. Ванслав В.Г. Всестороннее развитие личности и виды искусства. М., 2010.
2. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 2013.
3. Е. Ларичев. Самоучитель на шестиструнной гитаре. Москва. 1991.
http://ale07.ru/music/notes/song/instrument/larichevs.htm
4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 2015
5. Вещицкий Л. «Самоучитель игры на шестиструнной гитаре»- М 1984.
6. Дмитриевский Ю.В. «Гитара от блюза до джаз-рока.» Украина 1986.
7. Захаржевская Г.В. Костюм для сцены. М., 2013.
8. Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца. М., Просвещение. 2014.
9. Кан-Калик В.А. Педагогическое творчество. М., Педагогика. 2014
10. Ларичев Е. «Самоучитель игры на шестиструнной гитаре» М.1991
11. Немов Р.С. Психология. М., Просвещение. 2011.
12. Пухоль. Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. Москва. 1992. Самоучитель игры на
шестиструнной гитаре. Москва. 1984.
https://vk.com/doc84014589_243402386?hash=3280dfb0af5b37f20b&dl=2a6e4b8dadbf37cc4c
13. Фридман Л. М. Психология наука учителю. М.: Просвещение.2015.
14. Хрестоматия по возрастной психологии Г.М. Науменко. - М., 1995.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ для родителей
1. Акелькин В.И. «Сборник авторской песни. Люди идут по свету» М.1989.
2. Вещицкий Л. «Самоучитель игры на шестиструнной гитаре» - М 1984.
3. Чередникова М.П. Современная русская детская мифология в контексте фактов
традиционной культуры и детской психологии. - Ульяновск, 1995.
4. Чистов К.В. Введение // Русское народное творчество: Учеб. пособие для вузов /
5. Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца. М., Просвещение. 2014.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ для детей
1. Кожинов В. В. Как пишутся стихи. М.
2. В. Цой. Сборник стихов

35

Приложения
Оценочные материалы
Тест
«Юный гитарист» 1 год обучения.
Отметь галочкой правильный ответ
1. Автор-исполнитель песен:
- В. Высоцкий
- Ю. Визбор
- О. Митяев
- В. Цой
2. Основные части гитары:
- Гриф
- Корпус
- Струны
- Отверстие
3. Мажор
- Грустно
- Весело
«Юный гитарист» 2 год обучения.
Тест
Отметь галочкой правильный ответ
1. Автор песни «Кукушка»:
- Ю. Визбор
- О. Митяев
- В. Цой
2. Основные части гитары:
- Обечайка
- Корпус
- Колки
- Подставка
3. Напиши правильное название аккорда

«Юный гитарист» 3 год обучения.
1.Выбери только мажорные аккорды

36

Практика
Ф.И. обучающегося Правильная посадка
Правильная
Взять один аккорд
гитариста
постановка гитары

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».