ДООП Театральная студия Ералашик

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества

Программа рассмотрена и рекомендована
к утверждению на заседании
Методического совета МБУ ДО - ЦДТ
протокол от 16.06.2023 №4

УТВЕРЖДАЮ
___________________/Т.Г. Хисамова
Директор МБУ ДО - ЦДТ
приказ от 16.06.2023 №38

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
Театральная студия «Ералашик»
Уровень

Базовый

Возраст обучающихся

7-10 лет

Срок реализации

1 год

Автор-разработчик:
Румянцева Ольга Павловна
педагог дополнительного
образования

Екатеринбург, 2023 г.
1

I.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.

Содержание
Комплекс основных характеристик
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Содержание программы
Планируемые результаты программы

3
3
5
6
10

II.
2.1.
2.2.
2.3.

Комплекс организационно-педагогических условий
Календарно-учебный график
Условия реализации программы
Форма аттестации и контроля

11
11
11
16

Список литературы

17

Приложения

19

2

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа театральной студии
«Дебют» имеет художественную направленность.
Согласно Концепции развития дополнительного образования детей. Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам, а также Методическим рекомендациям по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ Министерства образования и науки РФ, содержание программы
ориентировано на формирование и развитие творческих способностей учащихся, удовлетворение
их индивидуальных потребностей в художественно-эстетическом развитии, формирование
культуры здорового и безопасного образа жизни, выявление, развитие и поддержку талантливых
учащихся, создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, социализацию
и адаптацию учащихся к жизни в обществе, формирование общей культуры учащихся.
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта. С этим связано
стремление дать детям глубокие научные знания по многим областям, развить логику, языковые
навыки, навыки исследовательской деятельности и др. При таком подходе, реализующем установку
на развитие мышления, а не способности чувствовать, думать и творить, эмоционально-духовная
сущность ребенка превращается во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше,
чем их сверстники 10 - 15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно
реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют
равнодушие и черствость, их интересы ограниченны, а игры однообразны. Между тем, общество
сегодня остро нуждается в становлении и развитии нравственного, творческого начала личности.
По словам В.Г. Белинского, именно «эстетическое чувство есть основа добра, основа
нравственности». Умение эстетически воспринимать и переживать явления действительности и
искусства, оценивать их посредством суждения вкуса и соотнося с идеалом, создавать различные
новые эстетические ценности, коренятся в особых природных задатках и составляют эстетические
способности человека.
Актуальность программы определяется необходимостью создания специальных условий
для развития эстетических, творческих способностей детей младшего школьного возраста. Театр
как вид искусства – школа нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений.
Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой
воздействия на эмоциональный мир ребенка.
Занятия театральным искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают
сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место
другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.
Важным аспектом, определяющим актуальность программы, является и то, что
дополнительная образовательная программа театральной ориентирована на приобретение
учащимся социальных знаний, формирование ценностного отношения к социальной реальности,
получение опыта самостоятельного общественного действия. Это способствует более успешной
социализации ребенка в современном обществе, реализации его потребности в самоопределении,
продуктивном освоении социальных ролей в широком диапазоне, потребности в творческой
реализации личности.
I.

Отличительная особенность программы. Программа реализуется с применением
методики театрализованной деятельности младших школьников Эльвиры Геннадьевны
Чуриловой, занятия строятся на основе развивающих методик и представляют собой
систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и
эстетических и творческих способностей детей.
3

Осваивая программу, учащиеся отправляются в «путешествие» по различным мирам,
каждый из которых раздвигает границы знаний о мире театра. Программа включает
разделы: «Мир игры и театрального творчества», «Мир культуры речи», «Мир масок,
гримасок и красок» и др. В программе предусмотрены часы на проведение занятий по
безопасности и формированию здорового образа жизни (раздел «Мир без опасностей»).
Адресат. Программа театральной студии «Дебют» рассчитана на детей младшего
школьного возраста – от 7 до 10 лет. Отбор содержания и форм работы обусловлен
возрастными особенностями учащихся. Обучающиеся, приступающие к ее освоению,
находятся на этапе вхождения в новую социальную ситуацию развития: поступление в
школу – переломный момент в жизни ребенка, переход к новому образу жизни и условиям
деятельности, новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со взрослыми и
сверстниками. По данным Н.В. Самоукиной, в период психологической адаптации ребенка
к школе у 67 - 69% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у
других, наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки
произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание.
Содержание программы выстроено таким образом, чтобы обеспечить самый короткий
путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и
художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство в
условиях организованной театрализованной деятельности.
Существует и другая важная проблема, волнующая педагогов и психологов:
недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников,
психологи часто ставят диагноз: «не доиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и
воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры». Как правило,
такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без
удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы. В связи с этим в
программу включены разнообразные игры, позволяющие комфортно для ребенка
«наверстать» то, что упущено на предыдущем возрастном этапе. На начальном этапе
программа способствует более успешной адаптации детей к школе, дальнейшая ее
реализация способствует более благоприятному процессу социализации в целом.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа- 30 минут.
Перерыв между учебными занятиями -10 минут.
Длительность одного занятия: 2 академических часа.
Периодичность занятий в неделю: 2 раза.
Объем программы: 144 часа.
Срок реализации программы: 9 месяцев
Занятия проводятся в групповой форме. Количественный состав учебных групп – от
10 до 17 человек.
Форма обучения очная.
Ведущей формой организации образовательного процесса является учебное занятие.
Программой предусмотрены такие образовательные формы как: занятие – спектакль,
игровой калейдоскоп, театральный «капустник», экскурсия, виртуальное путешествие,
тренинг, встреча с интересными людьми, репетиция и пр.
В процессе реализации образовательной программы гибко сочетаются различные
формы учебной работы: фронтальная, групповая (дифференцированно-групповая,
индивидуально-групповая – по И.М. Чередову), а также парная и индивидуализированная.
4

Образовательный процесс предполагает включение учащихся в разнообразные виды
деятельности: театральные игры, импровизация, инсценировки, участие в беседах,
викторинах, решение кроссвордов, ребусов и др.
В ходе решения практических и теоретических задач на занятиях, учащиеся,
анализируют, осмысливают, интерпретируют информацию, рассуждают, оценивают,
планируют, участвуют в обсуждении, формулируют собственное мнение, вырабатывают
групповое решение и т.д.
Условия набора учащихся. В детское театральное объединение для освоения
образовательной программы театральной студии принимаются все желающие в
обозначенном возрастном диапазоне без предварительного отбора.
В течение учебного года, при наличии свободных мест в учебных группах, дети могут
быть зачислены на обучение, независимо от уровня их подготовки.
Формы подведения итогов реализации программы: сценический показ,
творческий отчет, презентация, открытое занятие.
1.2.Цели и задачи общеразвивающей программы
Цель: удовлетворение потребности детей в театральной деятельности; создание и показ
сценической постановки.
Задачи:
Обучающие:

обучать созданию мизансцен спектакля, музыкально-шумовому оформлению;

обучать изготовлению реквизита, декораций;

знакомить с лучшими образцами современного театрального искусства;

совершенствовать полученные умения и навыки в процессе творческой
деятельности;

формировать навыки импровизационного общения, импровизированного
конферанса;
Развивающие:
•
развивать умение использовать полученные знания для самореализации,
самовыражения и самоконтроля;
•
развивать внимательность и наблюдательность, творческое воображение и фантазию
через этюды и упражнения;
•
развивать артистические способности;
Воспитательные:

воспитывать чувства сопереживания;

формировать навыки организаторской работы в процессе работы над сценической
постановкой.

5

1.3.

№

1.
1.1.
1.2.

Содержание общеразвивающей программы
Сводный учебный план

№ п/п

Наименование раздела, темы

1
2
3
4
5
6
7
8
9

Вводное занятие
Театральная азбука
Сценическая речь
Актерское мастерство
Основы пластического этикета
Постановка спектакля
История театра
Итоговое занятие
Итого

Количество
часов
2
8
32
32
20
38
10
2
144

УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
Название раздела, темы
Количество часов
Всего
Теория Практика
Вводное занятие. Инструктаж
2
1
1
по ОТ
Выбор пьесы
Театральная азбука
8
4
4
Корифеи театральных школ.
4
2
2
Виды театрального искусства.
Культура поведения актера на
4
2
2
сцене и за кулисами.

2.
2.1.
2.2.
2.3.

Сценическая речь
Развитие речи
Орфоэпия
Работа над учебными текстами

32
6
8
8

8
2
2
2

24
4
6
6

2.4.

8

2

6

2.5.

Развитие вокальных
способностей
Открытое занятие

2

-

2

3
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.

Актерское мастерство
Непроизвольное внимание
Сценическая вера
Сценическая фантазия
Сценическая свобода

32
4
4
4
10

7
1
1
1
2

25
3
3
3
8

6

Формы аттестации/
контроля
Тест-опрос
«Театральный
словарь»
Наблюдение
Викторина «Что ты
знаешь о театре?»
Наблюдение
Наблюдение
Самостоятельная
работа по орфоэпии,
экспликации
выбранных
произведений
Наблюдение
Открытое занятие
«Звучащее слово»
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение

3.5.

Этюды и импровизации.
Целенаправленность
физического действия

10

2

8

4.

Основы пластического
этикета
Упражнения по пластике
Импровизация под музыку
Упражнения на координацию
движения и равновесие
Постановка спектакля
Чтение пьесы ее анализ
Работа над отдельными
эпизодами и событиями пьесы
Работа над отдельными
картинами и пьесой в целом с
включением оформления.
Генеральная репетиция.
Показ пьесы

20

6

14

8
6
6

2
2
2

6
4
4

Наблюдение
Наблюдение
наблюдение

38
8
8

6
2
2

32
6
6

Наблюдение
Наблюдение

20

2

18

Наблюдение

2

-

2

Анализ показа.
Обсуждение.

10
2

4
1

6
1

Наблюдение

6.2.

История театра
Театр от античности до наших
дней
Итальянская комедия масок

2

1

1

Наблюдение

6.3.
6.4.
7.

Вечер комедии и водевиля
Русский национальный театр
Итоговое занятие

2
4
2

1
1
-

1
3
2

Наблюдение
Наблюдение
Презентаций
«Театр и я».
Командная
конкурсная игра
«Театральный ринг»
Анкетирование

144

36

108

4.1.
4.2.
4.3.
5.
5.1.
5.2.
5.3.

5.4.
6.
6.1.

Итого

Открытое занятие –
показ группового
этюда «В
космическом
пространстве»

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
Вводное занятие.
Теория: Инструктаж по охране труда на занятиях. Цели и задачи обучения в театральном
объединении. Выбор произведений для работы.
Практика: Тест-опрос «Словарь театральных терминов».
Раздел 1. Театральная азбука.
Тема 1.1. Корифеи театральных школ. Виды театрального искусства.

7

Теория: Просмотр и обсуждение видеофильма «Корифеи театральных школ». Знакомство
с видами театрального искусства: драматический театр, театр оперы и балета, театр кукол
и др. Отличие театра от других видов искусства, особенности драматического искусства.
Практика: словесное представление «Мой любимый театр»
Тема 1.2. Культура поведения актера на сцене и за кулисами.
Теория: Правила поведения актера. Взаимовыручка актеров, помощь друг другу на сцене
и за кулисами. Уважение друг к другу, соблюдение тишины во время репетиций и
выступлений. Закрепление и знакомство с театральной терминологией: партер, портал,
кулисы, задник и т.д.
Практика: Викторина «Что ты знаешь о театре?»
Раздел 2. Сценическая речь.
Тема 2.1. Развитие речи.
Теория: Содержание данной дисциплины направлено на воспитание навыков правильной
осанки, тренировки мышц участвующих в дыхании и формировании звука.
Практика: Освоение основных дыхательных и мышечных тренингов.
Тема 2.2. Орфоэпия.
Теория: Выявление произношения отдельных звуков, слогов. Произношение звуков в
слове, предложении. Работа над произношением согласных звуков, гласных звуков.
Правильность и правила произношения гласных звуков в ударном и безударном
положении.
Практика: Тренинг.
Тема 2.3. Работа над учебными текстами.
Теория: Произношение чистоговорок, скороговорок, фольклорных текстов, стихов. Темпо
ритм в тексте.
Практика: Тренинг. Скороговорки. Самостоятельная работа по орфоэпии. Экспликации
выбранных произведений
Тема 2.4. Развитие вокальных способностей.
Теория: Вокальное и музыкальное оформление спектакля.
Практика: Музыкальные игры, в процессе которой происходит укрепление голосовых
связок, развитие музыкального слуха, знакомство с музыкальными произведениями.
Разучивание песен для спектакля.
Тема 2.5. Итоговое занятие – открытое занятие «Звучащее слово»
Теория: Значение «звучащего слова» для актера
Практика: Конкурс чтецов.
Раздел 3. Актерское мастерство.
Тема 3.1. Непроизвольное внимание.
Теория: Внимание. Виды внимания – произвольное, непроизвольное. Объекты внимания –
внешние и внутренние. Особенности внимания, необходимые при игре на сцене.
Различные виды непроизвольного внимания. Внимание к окружающим обстоятельствам,
внимание к себе, к партнеру.
Произвольное внимание.
Практика: Комплекс упражнений на развитие произвольного внешнего внимания.
Комплекс упражнений на развитие произвольного внутреннего внимания (например,
вспомнить ощущение вкуса мороженого; вспомнить запах сосны; произвести в уме какоелибо несложное вычисление и т.д.).
8

Теория: Знакомство с комплексами игр: Комплекс игр на внимание («Кто первый?», «Что
летает?», «Заяц без норки», «Летающий мешочек» и т.д.). Комплекс этюдов на
сценическое внимание (я внимательно вдеваю нитку в иголку – сначала настоящую, потом
воображаемую; я внимательно ищу какую-либо вещь – сначала на самом деле, потом
«будто бы прятал»; я в темноте пробираюсь между стульями и т.д.)
Практика: Упражнения, игры типа «Найди предмет», «Опиши внешность», «Зеркало».
Тема 3.2. Сценическая вера.
Теория: Понятие «сценическая вера» по К. С. Станиславскому.
Практика: Упражнения и игры на развитие воображения. Предлагаемые обстоятельства.
«Я» в предлагаемых обстоятельствах. Сочинение этюдов.
Игры на простейшие физические действия в заданных обстоятельствах места и времени.
Тема 3.3. Сценическая фантазия.
Теория: Понятие «сценическая фантазия» по К. С. Станиславскому
Практика: Фантазирование с пластикой тела (различный темп, ритм, направление
движения, как кто-либо, что-либо). Наблюдение за животными. Оживление предмета.
Этюды.
Тема 3.4. Сценическая свобода.
Теория: Понятие «сценическая свобода» по К. С. Станиславскому
Практика: Тренинги на раскрепощение. Этюды на публичное одиночество. Упражнения и
игры с группой.
Тема 3.5. Этюды и импровизации. Целенаправленность физического действия.
Теория: Понятие «целенаправленное физическое действие», его роль в тренировке
выразительности и естественности поведения, как на сцене, так и в различных жизненных
ситуациях.
Практика: Упражнения и этюды по выработке умений двигаться в заданных предлагаемых
обстоятельствах, целенаправленно действовать. Тема идет после знакомства с основами
актерского мастерства на протяжении всего предлагаемого курса.
Открытое занятие – показ группового этюда «В космическом пространстве»
Раздел 4. Основы пластического этикета.
Тема 4.1. Упражнения по пластике.
Теория: Значение пластики тела актера для создания образа на сцене. Пластика и грация.
Практика: Упражнения: «Марионетки», «Пластические загадки», одиночные и парные
пластические импровизационные этюды.
Тема 4.2. Импровизация под музыку.
Теория: Музыка и образ на сцене. Характер музыки и характер образа.
Практика: Упражнения: «Полет птицы», «Охота льва», «Время года», «Картина». Этюдыимпровизации.
Тема 4.3. Упражнения на координацию движения и равновесие.
Теория: Понятие вестибулярный аппарат. Значение координации движений для актера.
Практика: Упражнения: «Зеркало», «След в след, «Скульптор и модель» «Тень» и др.
Этюды-импровизации.
Раздел 5. Постановка спектакля.
Тема 5.1. Чтение пьесы и ее анализ.
Теория; Пьеса как драматический материал. Сведения об авторе.
9

Практика: Первое чтение пьесы и обсуждение. Анализ пьесы. Определение темы, идейной
направленности, сюжетной линии (основных событий, конфликта). Повторное чтение.
Тема 5.2. Работа над отдельными этюдами и событиями пьесы.
Теория: Раскрытие основного замысла будущего спектакля.
Практика: Повторная читка отдельных эпизодов и сцен. Освоение в действии
последовательной линии поведения героя.
Тема 5.3. Работа над отдельными картинами и пьесой в целом с включением
готового оформления.
Теория: Уточнение смысловых аспектов в развитии действия пьесы.
Практика: Прогонные репетиции картин, актов, всей пьесы. Работа над мизансценами.
Оформление спектакля: музыка, костюмы, свет. Генеральная репетиция.
Тема 5.4 Показ спектакля.
Практика: Показ спектакля. Обсуждение. Анализ работы каждого.
Раздел 6. История театра.
Тема 6.1. Театр от античности до наших дней.
Теория. Знакомство с историей театра.
Практика. Презентация.
Тема 6.2. Итальянская комедия масок.
Теория. Знакомство с историей театра.
Практика. Презентация.
Тема 6.3 Вечер комедии и водевиля.
Теория. Знакомство с историей театра.
Практика. Презентация.
Тема 6.4. Русский национальный театр.
Теория. Знакомство с историей театра.
Практика. Презентация.
Раздел 7. Итоговое занятие.
Теория: Подведение итогов за год. Подведение итогов по освоению программы.
обучающимися.
Практика: Представление презентаций «Театр и я». Командная конкурсная игра
«Театральный ринг». Анкетирование. Награждение студийцев. Отчетный концерт.

1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ
Предметные:

умеют создавать мизансцены спектакля, музыкально-шумовое оформление;

умеют изготавливать реквизит, декорации к спектаклю;

знакомы с лучшими образцами современного театрального искусства;

умеют применять полученные умения и навыки в процессе творческой
деятельности;

сформированы навыки импровизационного общения, импровизированного
конферанса;
Метапредметные:
•
умеют использовать полученные знания для самореализации, самовыражения и
самоконтроля;
10

•
развита внимательность и наблюдательность, творческое воображение и фантазия,
умеют выполнять этюды и упражнения;
•
развиты артистические способности;
Личностные:

сформированы чувства сопереживания;

сформировать навыки организаторской работы в процессе работы над сценической
постановкой.

11

II.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Год
обуч
ения

1

Дата
начал
а
обуче
ния
15.09.

Дата
оконч
ания
обуче
ния
31.05.

Количе
ство
учебны
х
недель
36

Количе
ство
учебны
х дней
72

Количе
ство
учебны
х
часов
144

Продол
житель
ность
канику
л
с 01.01.
по
08.01.
зимние
01.06.
по
19.08.
летние

Компле
ктован
ие
групп

Проме
жуточн
ая
аттеста
ция

20.08.
по
14.09

Итогов
ая
аттеста
ция

Режим
занятий

с 13.05.
по
31.05.

2
занятия
по 2
часа в
неделю

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение.
№№

оборудование

Единица
Кол-во на
Кол-во
измерения одного
на
обучающегося группу
шт.
1

% использования в
ходе реализации
программы
100%

Учебный кабинет с
типовой мебелью
4.
Ширмы
шт.
2
70%
сценические
Мобильная мебель 5.
шт.
6
70%
кубы
6.
Микрофоны (либо
шт.
5
50%
муляжи)
7.
Магнитофон
шт.
1
80%
8.
Экран, компьютер,
комп.
1
50%
проектор
10.
Коврик
шт.
1
70%
гимнастический
11.
Скакалки
шт.
1
50%
12.
Мячи
шт.
1
50%
13.
Таблицы по
комп.
1
70%
орфоэпии
Требования к одежде учащихся: обувь должна быть мягкой, легкой, обеспечивающей
свободу движений (чешки, балетки). Форма одежды для занятий облеченная, она должна
быть удобной и не стеснять движений - предпочтительно спортивная форма.
1.

Информационное обеспечение
http://viki.rdf.ru/cat/musika/?page=2#list
Презентации и видеофильмы про театр детям;
12

http://www.scenarist.boom.ru.
Интернет-библиотека сценариев;
http://www.teatrbaby.ru. Театр – детям;
http://perluna-detyam.com.ua/index.php?option=com
content&view=section&id=24&Itemid=176
Сайт методических материалов: программы
театральной деятельности, сценарии, книги, аудиоматериалы;
http://www.musicals.ru. Коллекции нот, мюзиклов.
Сценарии:
http://www.scenary.ru/kids/index.php Подборка сценариев;
http://scenario.fome.ru/main-5.html Сценарии детских праздников;
http://kladraz.ru/viktoriny/viktoriny-dlja-shkolnikov/viktorina-dlja-mladshihshkolnikov.html Кладовая развлечений. Викторины для детей;
http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/viktoriny/viktorina-dlja-nachalnoi-shkoly-s-otvetamiviktoriny-na-temu-skazki.html Викторины для детей;
http://anstars.ru/index/5698-novyy-god.html Сценарии праздников и школьных
мероприятий
http://www.fun4child.ru/1467-viktorina-na-temu-multiki-s-variantamiotvetov.html Различные викторины по сказкам и мультикам;
http://viki.rdf.ru/item/1929 Детские электронные презентации – игры, викторины;
http://ya-umni4ka.ru/?cat=18 Игры-викторины для младшего школьного возраста;
http://www.scenarist.boom.ru. Интернет-библиотека сценариев.
Кадровое обеспечение
Требования к квалификации: Высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование в области, соответствующей профилю объединения без
предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование
или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное
образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к
стажу работы и курсы повышения квалификации по направлению деятельности.
Методическое обеспечение.
Данная программа направлена, прежде всего, на развитие творческого начала в каждом
ребенке, на выражение его личного «Я».
Весь процесс обучения строится на использовании театральной педагогики – технологии
актерского мастерства, сочетающей комплекс специальных упражнений, театральных игр,
адаптированных для занятий с детьми. В основе адаптации лежит принцип действенного
освоения материала через постановку увлекательных творческих задач. При подаче и
усвоении учебного материала учитываются психолого - возрастные особенности детей.
Эффективность методов-приёмов в разнообразии и многообразии, в неожиданных
комбинационных сочетаниях, в органичном переплетении, в их комплексном воздействии
с активным включением в работу как можно большего числа анализаторов-рецепторов
ребенка. Тогда они задействуют, возбуждают наибольшее количество мыслей, чувств и
эмоций, тем самым творчески инициируя, активизируя его к самостоятельным поступкам действиям.
Наглядный метод:
• образный показ педагога;
13

• подражание образам окружающей действительности;
• приём тактильно-мышечной наглядности;
• наглядно-слуховой приём;
• демонстрация эмоционально-мимических навыков.
Словесный метод:
• рассказ;
• объяснение;
• инструкция;
• лекция;
• беседа;
• анализ и обсуждение;
• словесный комментарий педагога по ходу репетиции, показа этда.
Практический метод:
• игровой приём;
• детское «сотворчество»;
• использование ассоциаций-образов, ассоциаций-метафор;
• комплексный приём обучения;
• импровизация.
Психолого-педагогический метод:
• приём педагогического наблюдения;
• проблемного обучения и воспитания;
• прием воспитания подсознательной деятельности;
• прием контрастного чередования психофизических нагрузок и восстановительного
отдыха (релаксация).
В процессе обучения должны быть решены следующие проблемы:
✓ раскрепощение, снятие зажимов, комплексов;
✓ раскрытие возможностей, способностей и талантов самого ребенка;
✓ обеспечение детей всевозможными средствами для раскрытия способностей.
Это значит, что все занятия должны быть направлены на развитие следующих качеств:
наблюдательности, творческой фантазии и воображения, внимания и памяти,
ассоциативного и образного мышления, чувства ритма, партнерских отношений в
коллективе, умение формулировать свои мысли, умение донести свои идеи и ощущения до
зрителя.
Обучение ведется согласно основным принципам педагогики искусства:
- от постановки творческой задачи до достижения творческого результата;
- вовлечение в творческий процесс всех учеников;
-смена типа и ритма работы; - от простого к сложному;
Дидактический материал:
▪ таблицы дифференциации мышц языка при произношении;
▪ таблицы с орфоэпическим разбором звучания гласных в слове;
▪ иллюстрации картин жанрового содержания;
▪ произведения писателей, поэтов;
▪ пьесы современных драматургов и классиков;
▪ фонотека классической и современной музыки, а так же с разными детскими песнями и
песнями эстрадных исполнителей для создания сценической атмосферы.
14

Основные формы проведения занятий:
- речевая разминка, артикуляционно-дыхательный тренинг;
- тренинги на раскрепощение и снятие внутренних зажимов в теле;
- упражнение на развитие артистической смелости;
- упражнения и игры на развитие внимания;
- упражнения и игры на развитие памяти;
- постановка этюдов, импровизации на свободные и заданные темы;
- разбор текстов литературных произведений;
- навыки чтения текстов со сцены
- репетиции.
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Входной контроль проводится на первых занятиях в сентябре месяце с целью
выявления отношения ребенка к выбранной деятельности, его способностей и
возможностей в данном виде деятельности, а также личностных качеств. Контроль
осуществляется в форме педагогического наблюдения.
Промежуточный контроль проводится в середине учебного года (декабрь – январь).
Кроме того, результат может быть зафиксирован в виде фотоматериалов, грамот и
дипломов, и в виде «продукта» (детские творческие работы).
Итоговый контроль проводится по окончании года обучения (май месяц). Для оценки
личностных изменений используется педагогическое наблюдение, анкетирование,
собеседование, заполнение учащимся карт самооценки.
Способы проверки ожидаемых результатов.
В завершении каждой темы проводится творческий конкурс для воспитанников,
позволяющий определить уровень приобретенных знаний и навыков. Он проходит в 2 этапа
в течение учебного года: 1 этап – ноябрь; 2 этап – апрель; 3 этап – май.
1 этап проходит в форме праздника – концерта для родителей и друзей . 2 этап проведения
личностной диагностики проходит в форме мастер-класса или открытого занятия по тому
или иному предмету. 3 этап проходит в форме показа спектакля, сказки, литературной
композиции и др.
Критерии уровня освоения образовательной программы
Личностные результаты
Дисциплинированность
1-низкий уровень: неумение (для своего возраста и уровня) соблюдать общие правила
поведения на занятии.
2- средний уровень: стремление в выполнении общих правил поведения на занятии.
3-высокий уровень: выполнение общих правил поведения на занятии.
4- повышенный уровень: осознанность в соблюдении всеми общих правил.
Коммуникативные умения
1-низкий уровень: неумение (для своего возраста и уровня) общаться, скованность,
закрытость.
2- средний уровень: контактность, готовность к диалогу.
3-высокий уровень: лёгкость и смелость в общении.
4- повышенный уровень: свободное творческое общение.
15

Умение работать в коллективе
1-низкий уровень: неумение (для своего возраста и уровня) выполнять общие правила.
2- средний уровень: стремление выполнять общие правила.
3-высокий уровень: осознанное отношение к коллективной работе.
4- повышенный уровень: стремление создать творческое взаимодействие в коллективе.
Метапредметные
Самостоятельность
1-низкий уровень: отсутствие своего мнения о творческом процессе (для своего возраста и
уровня).
2- средний уровень: формирование своего мнения о творческом процессе.
3-высокий уровень: способность выражать своё мнение о творческом процессе.
4- повышенный уровень: способность дискутировать и представлять новые формы в
творческом процессе.
Творческая активность
1-низкий уровень: отсутствие желания творчески выражаться, зажатость (для своего
возраста и уровня).
2- средний уровень: стремление творчески проявлять себя.
3-высокий уровень: умение творчески проявлять себя, используя приобретённые навыки.
4- повышенный уровень: изобретение новых форм творческого существования.
Командная ответственность
1-низкий уровень: неумение (для своего возраста и уровня) работать в команде.
2- средний уровень: стремление научится работать в команде.
3-высокий уровень: понимание важности слаженной командной работы и выполнение ее.
4- повышенный уровень: проявление инициативы для улучшения командной работы.
Предметные
Артистичность
1-низкий уровень: умение выполнить поставленную творческую задачу.
2- средний уровень: знание правил поведения на сцене, основ создания образа.
3-высокий уровень: свободное и уверенное существование на сцене.
4- повышенный уровень: способность к импровизации.
Сценическая речь
1-низкий уровень: стремление освоить техники сценической речи.
2- средний уровень: знание техники сценической речи.
3-высокий уровень: чистая артикуляция.
4- повышенный уровень: знание техники сценической речи и использование навыков.
Сценическое движение
1-низкий уровень: стремление освоить технику сценического движения.
2- средний уровень: знание техники сценического движения.
3-высокий уровень: знание техники сценического движения и использование навыков.
4- повышенный уровень: мышечная свобода существования на сцене.
Ритмика-пластика
1-низкий уровень: стремление освоить структуру ритма и характер пластики.
2- средний уровень: знание видов ритма и пластики.
3-высокий уровень: знание видов ритма и пластики и умение повторить.
4- повышенный уровень: способность повторять и изобретать сложные рисунки.
16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» в действующей редакции.
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации (в редакции 2013 г.).
3.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
4.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
6.
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об Утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
7.
Приказ Министерства труда и социализации защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам".
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
10.
Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
11.
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ).
12.
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК -641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»).
13.
Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области
от 30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
14.
Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461 ПП «О
региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской
области».
15.
Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО «Дворец
молодежи» № 136-д от 26.02.2021
17

16.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
№219-д от 04.03.2022 «О внесении в методические рекомендации «Разработка
дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях»,
утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 №934-д.
17.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
№ 195 Д от 22.02.2022 о проведении независимой оценки качества дополнительных
общеобразовательных программ
18.
Постановление Администрации города Екатеринбурга № 3440 от 11.11.2022 г. «Об
утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного
образования детей в муниципальном образовании «город Екатеринбург».
Список литературы для педагога:
1. Андрачников С. Г. Теория и практика сценической школы. - М., 2006.
2. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2004.
3. Бондарева В. Записки помрежа. - М.: Искусство, 2012.
4. Брянцев А. А. Воспоминания/ Статьи. - М., 1979.
5. Горчаков Н. М. Режиссерские уроки Станиславского. - М., 2001.
6. Гиппнус С. В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. - Л.-М.: Искусство,
2009.
7. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. - М.: Просвещение, 2001.
8. Когтев Г. В. Грим и сценический образ. - М.: Советская Россия, 2006.
9. Корогодский З. Я. Начало, СПб, 2005.
10. Косарецкий С. Г. П. П.М. С. – Центры России: современное положения и тенденции. //
Школа здоровья. – 2007.- № 3.- с. 52-57.
11.Курбатов М. Несколько слов о психотехнике актера. М., 2004.
12. Логинова В. Заметки художника-гримера. - М.: Искусство, 1994.
13. Новицкая Л. П. Тренинг и муштра. - М., 2002.
14. Поламишев А. М. Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы. М.: Просвещение, 2006.
15. Станиславский К. С. Собрание сочинений (I – II том). - М.: Искусство, 1988.
16.Станиславский К. Работа актера над собой. М., 1989, с. 151.
17. Смирнов Н. В. Философия и образование. Проблемы философской
культуры педагога. - М.: Социум, 2005.
18. Суркова М. Ю. Игровой артикуляционно-дикционный тренинг. Методическая
разработка. - С.: СГАКИ, 2009.
19. Товстоногов Т. А. Зеркало сцены. - Т.1-2.-Л., 1980.
20. Щуркова Н. Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. - М.: Педагогический
поиск, 2008.
21. Чистякова М. И. Психогимнастика. - М: Просвещение, 2004.
22. Эфрос А. В. Профессия: режиссер. - М., 2000.
Литература для обучающихся и родителей:
1. Вархолов Ф. М. Грим. - М.: 2005.
2. Васильева Т. И. Упражнения по дикции (согласные звуки).
Учебное пособие по курсу «Сценическая речь». - М.: ГИТИС, 2009.
3. Генералова И. А. Мастерская чувств. – М., 2006.
4. Козлянинова И. П. Орфоэпия в театральной школе. Учебное пособие для театральных и
культурно-просветительных училищ. – М.: Просвещение, 2003.
5. Невский Л. А. Ступени мастерства. - М.: Искусство, 2005.
18

6. Петрова А. Н. Сценическая речь. - М.: 2002.
7. Рубина Ю. Театральная самодеятельность школьников. - М.: Просвещение, 1994.
8. Шильгави В. П.Начнем с игры. - М.: ВЛАДОС, 2011.
9. Школьников С. Основы сценического грима. - Минск: Высшая школа, 2004.
10. Эфрос А. В. Репетиция-Любовь моя. - М.: 2011.

19

Приложение 1.
Критерии уровня освоения образовательной программы
Критерии
Низкий
Средний
Высокий
Повышенный
уровень –
уровень - 2 уровень – 3 уровень – 4
1 балл
балла
балла
балла
Личностные результаты
Дисциплинированность

Коммуникативные
умения

Умение работать
коллективе

Метапредметные
Самостоятельность

Творческая активность

неумение (для
своего
возраста
и
уровня)
соблюдать
общие
правила
поведения на
занятии.
неумение (для
своего
возраста
и
уровня)
общаться,
скованность ,
закрытость
в неумение (для
своего
возраста
и
уровня)
общаться,
скованность ,
закрытость

стремление в
выполнении
общих правил
поведения на
занятии

выполнение
общих правил
поведения на
занятии

контактность, лёгкость
готовность к смелость
диалогу
общении

осознанность
в соблюдении
всеми общих
правил

и свободное
в творческое
общение

стремление
выполнять
общие
правила

осознанное
отношение к
коллективной
работе

стремление
создать
творческое
взаимодейств
ие
в
коллективе

отсутствие
своего мнения
о творческом
процессе (для
своего
возраста
и
уровня).

формировани
е
своего
мнения
о
творческом
процессе

способность
выражать своё
мнение
о
творческом
процессе

способность
дискутироват
ь
и
представлять
новые формы
в
творческом
процессе.

отсутствие
желания
творчески
выражаться,

стремление
творчески
проявлять
себя

умение
творчески
проявлять
себя,

изобретение
новых форм
творческого

20

зажатость
(для
своего
возраста
и
уровня).
Командная
ответственность

используя
существовани
приобретённы я
е навыки

неумение (для стремление
понимание
проявление
своего
научится
важности
инициативы
возраста
и работать
в слаженной
для
уровня)
команде
командной
улучшения
работать
в
работы
и командной
команде
выполнение
работы

Предметные
Артистичность

Сценическая речь

Сценическое движение

Ритмика-пластика

умение
выполнить
поставленную
творческую
задачу
стремление
освоить
техники
сценической
речи

знание правил
поведения на
сцене, основ
создания
образа
знание
техники
сценической
речи

свободное и способность к
уверенное
импровизаци
существовани и
е на сцене

знание
техники
сценической
речи
и
использовани
е навыков
стремление
знание
знание
мышечная
освоить
техники
техники
свобода
технику
сценического сценического существовани
сценического движения
движения и я на сцене
движения
использовани
е навыков
стремление
знание видов знание видов способность
освоить
ритма
и ритма
и повторять и
структуру
пластики
пластики
и изобретать
ритма
и
умение
сложные
характер
повторить
рисунки
пластики

21

чистая
артикуляция

Приложение 2
Индивидуальная карточка учета результатов обучения ребенка по дополнительной
образовательной программе
(в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества, где «0» не
выражен, «1» выражен, «2» выражен ярко)
Фамилия, имя ребенка, возраст: _____________________________
Название объединения: Театральная студия «Дебют», базовый уровень
Ф.И.О. педагога:
Дата начала наблюдения
Сроки диагностики
Стартовый уровень
Входная Промеж Итоговая
уточная
Показатели
1. Теоретическая подготовка ребенка
1.1. Теоретические знания:
а) тест по итогам прохождения блока тем
1.2. Владение специальной терминологией
2. Практическая подготовка ребенка
2.1.
Практические
умения
и
навыки,
предусмотренные
программой:
а) сценическая речь
в) актерское мастерство
с) пластический этикет
2.2. Владение специальным оборудованием и
оснащением
3. Обще-учебные умения и навыки ребенка
3.1. Учебно-интеллектуальные компетенции:
а) подбирать и анализировать
специальную литературу;
в) пользоваться компьютерными источниками
информации;
с) осуществлять проектно-исследовательскую
работу
3.2. Учебно-коммуникативные компетенции:
а) слушать и слышать педагога;
в) выступать перед аудиторией;
с) вести полемику, участвовать в дискуссии.

22

З.З. Учебно-организационные компетенции:
а) умение организовать свое рабочее место;
в) навыки соблюдения в процессе деятельности
правил безопасности;
с) умение аккуратно выполнять работу.
4. Предметные достижения обучающегося:
4.1. На уровне детского объединения;
4.2. На уровне Центра;
4.3. На уровне района;
4.4. На уровне города;
4.5. На региональном уровне.
4.6 На международном уровне.

1. Опрос «Выразительные средства актера» (КИМ для определения уровня владения
учащимися знаний по теме «Действия с воображаемыми предметами»).
2. Кроссворд «Театральная термины» (КИМ для определения уровня владения
учащимися специальной терминологией).
Инструкция для учащихся:
Перед вами кроссворд «Театральные термины». Он включает знакомые вам термины, с
которыми мы познакомились в течение учебного года.
Внимательно читайте определения, когда поймете, какой театральные термин задан,
впишите слово в ячейки. Лучше это делать печатными заглавными буками. Мы используем
простой карандаш: в случае ошибки вы сможете исправить свой ответ.
Если вы не знаете, какое слово загадано, пропустите его и переходите к следующему. Если
останется время, вы сможете еще раз попробовать выполнить пропущенные задания.
На выполнение работы отводится 20 минут.
Желаю успеха!
Решение кроссворда:
По горизонтали: 5. Ритм. 6. Сюжет 7. Перевоплощение. 8. Конфликт. 12. Монолог.
13. Диапазон. 14. Типаж. 17. Характерность. 18. Ритмопластика. 19. Рифма.
По вертикали: 1. Вымысел. 2. Замысел. 3. Гримаса. 4. Пастиж. 6. Сценография. 9.
Тональность. 10. Диалог. 11. Интонация. 12. Мимика. 15. Реплика. 16. Эскиз.
Кроссворд «Театральные термины» (Лист для учащихся)
По горизонтали
5. Равномерное чередование каких-либо элементов (звуков, движений).
6. Ряд событий (последовательность сцен, актов), происходящих в художественном
произведении (на сцене театра). 7. Способность актера действовать на сцене в образе
другого человека или даже предмета. 8. Несогласие между людьми или персонажами. 12.
Речь одного действующего лица, выключенная из разговорного общения персонажей
и не предполагающая непосредственного отклика, в отличие от диалога.
13. ... голоса - объем звука, который под силу взять тому или иному человеку, размах нот,
подвластный конкретному голосу. 14. Человек или персонаж с характерной внешностью и
манерой поведения. 17.Особенность образа или типа исполнительского творчества,
заключающаяся в преднамеренном подчеркивании или преувеличении отдельных сторон
изображаемых характеров и явлений; /своеобразность, особенность персонажа или образа.
18. Система физических упражнений для всестороннего гармонического развития
23

тела, основанных на равномерном чередовании движений. 19. Созвучие концов
стихотворных строк.
По вертикали
1. Изображаемые события, персонажи, обстоятельства, не существующие
на самом деле. 2. Заложенный в произведении смысл, идея. 3. Намеренное или невольное
искажение черт лица (при выражении какого-нибудь чувства). 4. Изделие из искусственных
волос: парик, шиньон, коса, букли, локоны, а также усы, бороды и ресницы. 6. Искусство
оформления театрального спектакля, а также само это оформление. 9. Гамма, на которой
построено музыкальное произведение. 10. Разговор между двумя или несколькими
актѐрами. 11. Манера произношения, отражающая какие-н. чувства говорящего, тон.
12.Движения мышц лица, выражающие внутреннее душевное состояние. 15. Фраза (или
часть фразы) сценического персонажа, за которой следует текст или действие другого лица.
16. Предварительный набросок к будущему художественному произведению; быстро
выполненный свободный рисунок.
3. Тест «Скороговорки» (КИМ для определения уровня владения учащимися знаний по
теме «Мир сложных скороговорок»).

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».