Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества Программа рассмотрена и рекомендована УТВЕРЖДАЮ к утверждению на заседании ___________________/Т.Г. Хисамова Методического совета МБУ ДО - ЦДТ Директор МБУ ДО - ЦДТ протокол от 16.06.2023 №4 приказ от 16.06.2023 №38 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Творческая мастерская «Миндаль» Целевая группа 8-15 лет Срок реализации 2 года Количество часов 360 часов Автор-разработчик: Байкова Виктория Викторовна педагог дополнительного образования Екатеринбург, 2023 г. Содержание 1 1.1 1.2. 1.3. 1.4. 2.1. 2.2. 2.3. 1. Комплекс основных характеристик Пояснительная записка Цель и задачи программы Планируемые результаты Учебный план программ Календарно - учебный график Условия реализации программы Форма аттестации Список литературы 3 3 7 7 8 14 24 27 28 Приложения 31 2 1. Направленность КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК 1.1 Пояснительная записка художественная Нормативные документы 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в действующей редакции. 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (в редакции 2013 г.). 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р). 4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р). 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 6. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об Утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 7. Приказ Министерства труда и социализации защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам". 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». 10. Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ). 12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК -641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»). 13. Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 14. Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461 ПП «О региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской области». 15. Федеральный закон от 13.07.2020 № 189 ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»; 16. Приказ Министерства образования и молодежной политики 3 Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом. Актуальность Актуальность программы, заключается в том, что собранные в ней знания, умения и навыки помогут ребенку в выявлении своего творческого потенциала, он начинаете верить в свои силы. Программа позволит позитивно поменять отношение ребенка к самому себе, своему внутреннему миру, творческому потенциалу и индивидуальности как ценности. Человек обращается к себе с целью познания. Открытие же самого себя ведет к естественному желанию как – то себя проявить. Сегодня эта потребность в самореализации выражается в получении одобрения, стремлении что-то делать не так как все, вызывая со стороны окружающих позитивное к себе отношение. Это является отправной точкой долгого путешествия к повышению уверенности к себе и самоуважения, что, в свою очередь, ведет к открытию все новых сторон своей личности. Осознание своевременности и актуальности такого подхода к решению вышеназванной проблемы привело к созданию комплексной системы обучения в объединении «Творческой мастерской». Популярные шоу «Стань Звездой», «Голос –дети», танцы, цирк, ледовое шоу со звездами, актерами заполоняют телевизионный эфир, где каждый показывает сои сверх возможности и свой талант. Из них юность выбирает кумиров. А не лучше ли, не создавая себе идолов для слепого подражания, научиться быть художником и дизайнером для самого себя, познавая глубины своей неповторимой индивидуальности, в процессе интересной деятельности по созданию своими руками картин, подарков, попутно реализуя все свои творческие способности? Отличительная особенность ДОП Оказывается, не обязательно уметь рисовать (с точки зрения классической школы рисования), чтобы выразить себя, чтобы творить и получать от этого море удовольствия. Обучающийся, прошедший это обучение, возвращает свою утраченную способность к радости самовыражения через образы, которая делала его таким счастливым в детстве. Ребенок, который строит замок из песка – он не думает, умеет он его строить или нет, правильно у него получается или нет, две башни будет или четыре, уместны здесь эти ракушки или нет, он просто делает и у него получается. С занятий каждый уходит со своими собственными картинами, которые сразу можно нести на выставку. В процессе обучения даются техники, которые включают образное правое полушарие, позволяющее не только научиться творческому подходу к изображению пейзажей, натюрмортов и т.д., но и быть с самим собой в ладу, почувствовать себя самого. Те формируется эмоционально устойчивая творческая личность. Целевая группа ДООП Программа разработана для обучающихся 8-15 лет. Группы формируются по возрасту: от 8 до 11 лет, от 11 до 15 лет. Личностные (возрастные) потребности обучающихся 8 -10 лет: Смена ведущего вида деятельности с игровой на учебную. Освоение новых видов деятельности при предъявлении ребенку новых социальных требований, возникновении новых ожиданий социума. («Ты уже школьник, ты должен…, можешь, имеешь право…») Несформированность эмоционально-волевой сферы. Затруднена произвольная регуляция собственного поведения. Незрелость личностных структур (совесть, приличия, эстетические представления). 4 Тревожность, страх оценки. Ориентация на общение со значимым взрослым (педагогом). Формирование навыков учебной рефлексии. Развитие когнитивных функций. Различия в развитии мальчиков и девочек (преобладание логической сферы у мальчиков, эмоционально-чувственной у девочек) Личностные (возрастные) потребности обучающихся 10 - 15 лет: Происходит осознание собственной индивидуальности, становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего «Я». Формируется целостное представление о самом себе, отношение к себе, осознаются и оцениваются человеком особенности его внешности и привлекательности, осознание своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают возможности целенаправленного самосовершенствования и самовоспитания, а затем моральнопсихологические, интеллектуальные, волевые качества. Происходит появление жизненного плана, установка на сознательное построение своей жизни, постоянное врастание в различные сферы общественной жизни. Формируется самосознания и собственное мировоззрение, как целостная система взглядов, знаний, убеждений своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно-теоретическому мышлению. Этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными. Стремление заново и критически осмыслить все, самоутвердиться и показать свою оригинальность. Расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется. Различия в развитии юношей и девушек (преобладание логической сферы у юношей, эмоционально-чувственной у девушек). Численный состав обучающихся в группе не должно быть менее 8 человек и не должен превышать 25 человек. Численный состав обучающихся в группе не должно быть менее 8 человек и не должен превышать 25 человек. Уровень ДОП Многоуровневая программа – стартовый и базовый уровни. Содержание и материал общеразвивающей программы организован по принципу дифференциации в соответствии с уровнями сложности: «Стартовый уровень». Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания общеразвивающей программы. «Базовый уровень». Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивает трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления общеразвивающей программы. Режим занятий Продолжительность одного академического часа: 40 минут Перерыв между учебными занятиями -10 минут. 5 Длительность одного занятия: 2,5 академических часа. Периодичность занятий в неделю: 2 раза. Общий объем программы Объем программы: 360 часов 1 год обучения: стартовый уровень 180 часа. 2 год обучения: базовый 180 часа. Срок освоения 360 часов, 144 урока, 72 недели, 2 года Особенности организации образовательного процесса: Занятия проводятся в дистанционной форме Формы обучения Форма обучения: очная. На занятиях наряду с фронтальными методами используются работа в парах, индивидуальная работа, работа в микро-группах Перечень видов занятий; Беседа, лекция, практическое занятие, мастер-класс, экскурсия, открытое занятие, экскурсия, выставка работ и конкурс Перечень форм подведения итогов реализации мастер-класс, презентация, открытое занятие, выставка работ и конкурс Воспитательный потенциал Цель, задачи воспитательной работы, ожидаемые результаты, формы проведения воспитательных мероприятий, методы воспитательного воздействия. Воспитательная работа. Воспитательная работа с обучающимися проводится в соответствии с рабочей программой воспитания МБУ ДО-ЦДТ, ее ежегодного плана. Цель программы воспитания: развитие и социализация в соответствии с принятыми социокультурными правилами и нормами, как основы воспитанности обучающихся. Задачи программы воспитания: развивать морально-нравственные качества обучающихся: честность; доброту; совесть, ответственность, чувства долга; развивать волевые качества обучающихся: самостоятельность, дисциплинированность, инициативность, принципиальность, самоотверженность, организованность; воспитывать стремления к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию; приобщать обучающихся к экологической и социальной культуре, здоровому образу жизни, рациональному и гуманному мировоззрению; формировать нравственное отношения к человеку, труду и природе; Планируемые результаты воспитания: развиты морально-нравственные качества обучающихся: честность; доброта; совесть; ответственность, чувство долга; развиты волевые качества обучающихся: самостоятельность; дисциплинированность; инициативность; принципиальность, самоотверженность, организованность; развито стремления к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию; сформирован интерес обучающихся к экологической и социальной культуре, здоровому образу жизни, рациональному и гуманному мировоззрению; сформировано нравственное отношения к человеку, труду и природе. Формы проведения воспитательных мероприятий: беседа, викторина, встреча с 6 интересными людьми, дискуссия, тренинг, посещение театра, организация конференции, экскурсия, выставки, конкурс и др. Методы воспитательного воздействия: убеждение, внушение, заражение «личным примером» и подражание, упражнения и приучение, обучение, стимулирование (методы поощрения и наказания, соревнование), контроль и оценка и др. 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы Цель Формирование интереса и развитие творческих способностей детей в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве через нетрадиционные техники рисования. Задачи: Обучающие: знакомить обучающихся с новыми художественными материалами, инструментами и техниками изобразительного искусства и сформировать основы практической творческой работы с ними. формировать интерес обучающихся к процессу создания картин, украшений и подарков своими руками, овладеть средствами художественного изображения; формировать навыки самостоятельной и коллективной работы; формировать у обучающихся уверенность в себе; формировать навыки самостоятельной художественной деятельности, восприятия этой деятельности как неотъемлемой части своей жизни. Развивающие: развивать творческое воображение, ассоциативное мышление, зрительную и образную память. развивать умение выражать свои чувства и впечатления, идеалы красоты и гармонии; Воспитательные: повысить уровень внутренней культуры личности и ее гармонизация в целом. воспитывать дружественные и добрососедские чувства в процессе группового общения между детьми разных возможностей; воспитывать трудолюбие и бережное отношение к труду других людей; 1.3. Планируемые результаты Предметные: знакомы с новыми художественными материалами, инструментами и техниками изобразительного искусства и сформировать основы практической творческой работы с ними. сформирован интерес к процессу создания картин, украшений и подарков своими руками, овладеть средствами художественного изображения; сформированы навыки самостоятельной и коллективной работы; сформирована у обучающихся уверенность в себе; сформированы навыки самостоятельной художественной деятельности, восприятия этой деятельности как неотъемлемой части своей жизни. Метапредметные: развито творческое воображение, ассоциативное мышление, зрительную и образную память. развито умение выражать свои чувства и впечатления, идеалы красоты и гармонии; 7 Личностные: повышен уровень внутренней культуры личности и ее гармонизация в целом. сформировано дружественные и добрососедские чувства в процессе группового общения между детьми разных возможностей; сформировано трудолюбие и бережное отношение к труду других людей; 1.4. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ № п/п 1 2 3 4 5 6 7 Название 1 год обучения, 2 год обучения, количество раздела, темы количество часов часов Введение 2,5 2,5 Правополушарное 75 60 рисование Различные 0 50 техники рисования Декоративно 75 52,5 прикладное искусство Посещение музея 12,5 5 или выставки Выставка работ 12,5 7,5 Итоговое занятие 2,5 2,5 ИТОГО 180 180 1.4.1. ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ – «СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ» Цель первого года обучения: «Я – знаю». Формирование интереса к изобразительному и декоративно-прикладному искусству через нетрадиционные техники рисования. Задачи первого года обучения: знакомить обучающихся с новыми художественными материалами, инструментами и техниками изобразительного искусства и сформировать основы практической творческой работы с ними. знакомить с элементы росписи одежды; знакомить с техниками декоративно-прикладного искусства; формировать интерес обучающихся к процессу создания картин, украшений и подарков своими руками, овладеть средствами художественного изображения; формировать навыки самостоятельной и коллективной работы; воспитывать трудолюбие и бережное отношение к труду других людей; Планируемые результаты первого года обучения Дети знакомы с новыми художественными материалами, инструментами и техниками изобразительного искусства и сформировать основы практической творческой работы с ними. Знают элементы росписи одежды; Знают техники декоративно-прикладного искусства; Сформирован интерес обучающихся к процессу создания картин, украшений и подарков своими руками, овладеть средствами художественного изображения; 8 Сформированы навыки самостоятельной и коллективной работы; Воспитаны трудолюбие и бережное отношение к труду других людей; УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ «СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ» № 1 2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 3 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 4. 5. 6. Наименование темы Введение Правополушарное рисование Что такое правополушарное рисование. Технология инструменты. Интуитивное и спонтанное рисование. Просмотр картин художников Написание картин (маленький формат) Написание картин (средний формат) Написание картин (большой формат) Рисуем кофе. Декоративно прикладное искусство Роспись по ткани Букет из конфет Создание декоративных венков Пано и украшение интерьера на новый год и Пасху. Топиарии Куклы мотанки Открытки Посещение музея или выставки Выставка работ Итоговое занятие Итого: Количество часов Всего Теория Практика 2,5 1 1,5 75 5 70 2,5 0,5 2 2,5 0,5 2 20 20 20 20 15 15 10 1 9 75 8 67 17 6 10 2 1 1 1 5 9 10 1 9 10 10 7 1 1 1 9 9 6 12,5 12,5 12,5 2,5 180 12,5 2,5 166 14 Формы аттестации/контроля Опрос, тест, практическая работа Опрос, тест, практическая работа Опрос Наблюдение Итоговый мониторинг Содержание учебного (тематического) плана первого года обучения 1. Введение в программу. Теория: Знакомство с обучающимися. Цели, задачи, методы обучения. Содержание программы. Материальное обеспечение. Комплектование групп. Режим работы. Одежда для занятий. Безопасность труда. Правила поведения на занятии. Атмосфера творческого уважения. Практическое занятия: 1. Проведение первичного мониторинга. 2. Составление Коллажа желаний. 9 2.Правополушарное рисование. Теория: 1. Культуростроительная роль изобразительного искусства, выражение ценностного отношения к миру через искусство. Виды изобразительного искусства и основы его образного языка. Шедевры русского и зарубежного изобразительного искусства. Художественные материалы. 2. Жанры в изобразительном искусстве. Понятие «жанр» в изобразительном искусстве отвечает на вопрос, что изображено. Жанры в изобразительном искусстве: Натюрморт, Пейзаж, Портрет. 3. Пейзаж. Красота природного пространства в истории искусства. Пейзаж как выражение величия и значимости нашего мира. Пейзаж настроения. Природа и художник. Изменчивость состояний природы при разной погоде в разное время суток. Пейзаж в живописи. 4. История развития жанра «натюрморт» в контексте развития художественной культуры. Натюрморт как отражение мировоззрения художника, живущего в определенное время, и как творческая лаборатория художника. 5. Правополушарное рисование — новое слово в живописи. Что дает данная методика немного о методе. 6. Знакомство с материалом, характеристики (краска гуашь, акрил или кофе, кисти, полотенце, палитра). Сравнение гуаши и акварели, масла, акрила. 7. Технология написания картин кофе. Практическое занятия: 1. Просмотр картин художников и фотографий. Обсуждение наблюдений за природой, высказываем свое мнение. 2. Знакомство с характеристикой материалов и технологией. 3. Беремся за кисть!!! Рисуем, полностью отдаваясь процессу. Учимся чувствовать краски и кисти. 4. Написание картин большего формата, более сложной техники, применения инструментов и навыков, полученных ранее. 3.Декоративно прикладное искусство Теория: 1. ДПИ – что это. Виды. Немного истории. Где применяют изделия. 2. Интерьер, который мы создаем. Дизайнер интерьера. Украшения интерьера. 3. Древние образы в народном искусстве. Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни — как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условносимволический характер. Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда — область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов. 4. Техника росписи по ткани 5. Русские народные традиции – создание кукол мотанок. 6. История праздников, традиция и история украшения дома. Создание декоративных венков, панно и украшений интерьера на Новый год, Рождество и Пасху.на новый год, Рождество и Пасху. 7. Топиарии - дерево счастья, история создания, виды. Букет из конфет – праздничное сладкое украшение. Технология создания и техника безопасности. Практическое занятия: 1. Дискуссия: «ДКИ – мещанство и прошлый век или окружение себя прекрасным», «Мой дом – мой образ жизни». 10 2. Освоение росписи по ткани. Роспись футболок, джинсов, платьев. 3. Создание кукол мотанок. 4. Создание декоративных венков, панно и украшений интерьера на Новый год, Рождество и Пасху. 5. Создание топиариев, букетов из конфет, солевых композиции и открыток Технология создания и техника безопасности. 6. Посещение музея или выставки. 7. Выставка работ обучающихся. 4.Посещение музея или выставки Теория: предварительная беседа о выставке, правила поведения, инструктаж по технике безопасности. Практическое занятия: посещение выставок. 5. Выставка работ. Теория: обсуждение работ детей, выбор тех, которые можно отправить на выставку. Практическое занятия: подготовка работ на выставку, оформление в паспарту или рамы, оформление документов, описание эссе (по необходимости) 6.Итоговое занятие. анализ деятельности группы за год (освоение программного материала (итоговый мониторинг), результаты участия в конкурсах, выставках и личностный рост воспитанников); поощрение и награждение лучших обучающихся. 1.4.2. ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ – «БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ» Цель второго года обучения: «Я – умею». Развитие творческих способностей детей в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве через нетрадиционные техники рисования и ДПИ. Задачи второго года обучения: знакомить детей с техниками Эбру, пастель, акварель. знакомить детей с модными техниками в декоративно-прикладном искусстве: создание декоративных венков, пано и украшений интерьера, топиариев, букетов из конфет и открыток. развивать творческое воображение, ассоциативное мышление, зрительную и образную память. развивать умение выражать свои чувства и впечатления, идеалы красоты и гармонии; воспитывать трудолюбие и бережное отношение к труду других людей; воспитывать дружественные и добрососедские чувства в процессе группового общения между детьми разных возможностей; Планируемые результаты второго года обучения знают техники Эбру, пастель, акварель. знают модные техники в декоративно-прикладном искусстве: могут создавать декоративные венки, пано и украшений для интерьера, топиариев, букетов из конфет и открыток. развиты творческое воображение, ассоциативное мышление, зрительную и образную память. 11 развито умение выражать свои чувства и впечатления, идеалы красоты и гармонии; сформировано трудолюбие и бережное отношение к труду других людей; сформированы дружественные и добрососедские чувства в процессе группового общения между детьми разных возможностей; УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ «БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ» № 1 2 Наименование темы Введение Правополушарное рисование 2.1 Что такое правополушарное рисование. Технология инструменты. Интуитивное и спонтанное рисование. Просмотр картин художников 2.2 Написание картин (маленький формат) 2.3 Написание картин (средний формат) 2.4 Написание картин (большой формат) 3. Различные техники рисования 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 4 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 5 6 7 Рисуем кофе. Рисуем на ткани акрилом Эбру Пастель Акварель Декоративно прикладное искусство Создание украшений Букет из конфет Создание декоративных венков Пано и украшение интерьера на новый год и Пасху. Создание кукол мотанок Открытки Посещение музея или выставки Выставка работ Итоговое занятие Итого: Количество часов Всего Теория Практика 2,5 1 1,5 60 2,5 2,5 2,5 57,5 22,5 22,5 12,5 12,5 22,5 22,5 50 5 45 10 17,5 2,5 10 10 1 1 1 1 1 9 16,5 1,5 9 9 52,5 6 46,5 10 7,5 10 1 1 1 9 6,5 9 10 1 9 5 10 1 1 4 9 5 5 7,5 2,5 180 7,5 2.5 165,5 14,5 Формы аттестации/контроля Опрос, тест, практическая работа Опрос, тест, практическая работа Опрос, тест, практическая работа Опрос Наблюдение Итоговый мониторинг 12 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ 1. Введение в программу. Теория: Цели, задачи, методы обучения. Содержание программы. Материальное обеспечение. Комплектование групп. Режим работы. Одежда для занятий. Безопасность труда. Правила поведения на занятии. Атмосфера творческого уважения. Вспоминаем, чему научились в прошлом году. Практическое занятия: Проведение первичного мониторинга. Смотрим «Коллаж желаний» с того года и обсуждаем результаты, что реализовалось, а что нет. 2.Правополушарное рисование. Теория: 1. Вспоминаем жанры в изобразительном искусстве. Натюрморт. Пейзаж. Портрет. 2. Пейзаж. Роль освещения в природе. Пейзаж в различных техниках живописи (Импрессионизм, сюрреализм и т.д). 3. Натюрморт. Художественно-выразительные средства изображения предметного мира (композиция, перспектива, форма, объем, свет). Практическое занятия: 1. Беремся за кисть!!! Рисуем, полностью отдаваясь процессу. Учимся чувствовать новые материалы (акрил). 2. Пишем большие картины самостоятельно. 3. Различные техники рисования Теория: 1. Эбру – рисунок на воде, Техники Пастель, Акварель и акрил — знакомство с методом. 2. Знакомство с материалом, характеристики (краска, кисти и дополнительные материалы) и технологией. Практическое занятия: 1. Просмотр работ, написанных в техниках. Обсуждение и высказываем свое мнение. 2. Рисуем картин разными материалами и на теле. Учимся чувствовать краски, кисти или пастель. 4.Декоративно прикладное искусство Теория: 1. ДКИ – что это. Виды. Немного истории. Где применяют изделия. 2. Русские народные традиции – создание кукол мотанок. 3. Украшения – броши, баслеты Практическое занятия: 1. Создание кукол мотанок. 2. Создание декоративных венков, пано и украшений интерьера на новый год, Рождество и Пасху. 3. Создание украшений 4. Посещение музея или выставки. 5. Выставка работ учащихся. 5. Посещение музея или выставки Теория: предварительная беседа о выставке, правила поведения, инструктаж по технике безопасности. Практическое занятия: посещение выставок. 13 6. Выставка работ. Теория: обсуждение работ детей, выбор тех, которые можно отправить на выставку. Практическое занятия: подготовка работ на выставку, оформление в паспарту или рамы, оформление документов, описание эссе (по необходимости) 7. Итоговое занятие. 1. анализ деятельности группы за текущий год обучения и за два года в целом (освоение программного материала, результаты участия в конкурсах, личностный рост воспитанников, тестирование, заключительный мониторинг); 2. поощрение и награждение лучших обучающихся. Чаепитие. 1.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Год обуч ения Дата оконч ания обуче ния 31.05. Количе ство учебны х недель 36 Количе ство учебны х дней 1 Дата начал а обуче ния 15.09. 72 Количе ство учебны х часов 180 2 15.09. 31.05. 36 72 180 Продол житель ность канику л с 01.01. по 08.01. зимние 01.06. по 19.08. летние с 01.01. по 08.01. зимние 01.06. по 19.08. летние Компле ктован ие групп 20.08. по 14.09 20.08. по 14.09 Проме жуточн ая аттеста ция с 13.05. по 31.05. Итогов ая аттеста ция Режим занятий 2 занятия по 2,5 часа в неделю с 13.05. по 31.05. 2 занятия по 2,5 часа в неделю 14 № Учебны п/п е недели 1 1 неделя 2 3 2 неделя 4 5 3 неделя 6 7 4 неделя 8 9 5 неделя 10 11 6 неделя 12 13 7 неделя 14 15 8 неделя 16 17 9 неделя 2.1.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ Наименование темы Форма занятия Количес Форма контроля тво часов Введение беседа, учебное 2,5 занятие Правополушарное Беседа, мастер- 2,5 Устный опрос, рисование. Пейзаж с класс, учебное практическая работа природными занятие отпечатками. Пейзаж – маленький учебное занятие, 2,5 Устный опрос, формат – рисуем море. мастер-класс практическая работа Пейзаж - маленький Беседа, мастер- 2,5 Устный опрос, формат – рисуем горы. класс, учебное практическая работа занятие Пейзаж - маленький видео-урок, 2,5 Устный опрос, формат – рисуем лес. учебное занятие практическая работа театрализация Пейзаж - маленький Беседа, мастер- 2,5 Устный опрос, формат – рисуем деревья класс, учебное практическая работа и воду. занятие Пейзаж - 4 времени года: видео-урок, 2,5 Устный опрос, Осень и Зима. учебное занятие практическая работа театрализация Пейзаж - 4 времени года: Беседа, мастер- 2,5 Устный опрос, Лето и Весна. класс, учебное практическая работа занятие Рисуем животных и видео-урок, 2,5 Устный опрос, птиц. учебное занятие практическая работа театрализация Рисуем животных и Беседа, мастер- 2,5 Устный опрос, птиц. класс, учебное практическая работа занятие Рисуем композиции с видео-урок, 2,5 Устный опрос, животными и природой. учебное занятие практическая работа театрализация Рисуем композиции с учебное занятие 2,5 Устный опрос, животными и природой. практическая работа Большой формат – на видео-урок, 2,5 Устный опрос, выбор ребенка из учебное занятие практическая работа прежних картин театрализация Большой формат – на учебное занятие 2,5 Устный опрос, выбор ребенка из практическая работа прежних картин Рисуем кофе видео-урок, 2,5 Устный опрос, учебное занятие практическая работа театрализация Рисуем кофе. учебное занятие 2,5 Устный опрос, практическая работа Рисуем кофе. видео-урок, 2,5 Устный опрос, учебное занятие практическая работа театрализация 15 18 19 10 неделя 20 21 11 неделя 12 неделя 13 неделя 14 неделя 28 29 30 31 15 неделя 16 неделя 32 33 17 неделя 34 35 Оформляем в рамы и паспарту свои работы. видео-урок, учебное занятие театрализация видео-урок, учебное занятие театрализация видео-урок, учебное занятие театрализация учебное занятие 2,5 Делаем рождественский венок 1 Делаем рождественский венок - 2 Делаем рождественский венок- 2 26 27 2,5 Делаем рождественский венок- 1 24 25 учебное занятие Большая картина зимний пейзаж 22 23 Сказочное дерево на темном фоне. 18 неделя 2,5 Устный опрос, практическая работа 2,5 Устный опрос, практическая работа 2,5 Устный опрос, практическая работа Устный опрос, практическая работа видео-урок, 2,5 учебное занятие театрализация учебное занятие 2,5 Новогодние открытки Беседа, мастеркласс, учебное занятие Новогодние открытки Беседа, мастеркласс, учебное занятие Новогодние открытки Беседа, мастеркласс, учебное занятие Выход на выставку ДПИ. Беседа, мастеркласс, учебное занятие Подготовка к выставке. фотоссесия, 2,5 Выставка работ обучающихся Празднование Нового Года фотоссесия, Устный опрос, практическая работа Устный опрос, практическая работа Устный опрос, практическая работа Устный опрос, практическая работа 2,5 Устный опрос, практическая работа 2,5 Устный опрос, практическая работа 2,5 Устный опрос, практическая работа 2,5 практическая работа 2,5 практическая работа Техника Акварель – делаем растяжку цвета. видео-урок, 2,5 учебное занятие театрализация показ, конкурс, 2,5 фестиваль Техника Акварель – дорисовываем растяжку по цвету. Техника разбрызгивания (акварель гуашь). видео-урок, 2,5 учебное занятие театрализация показ, конкурс, 2,5 фестиваль Техника разбрызгивания (акварель гуашь). видео-урок, 2,5 учебное занятие театрализация Устный опрос, практическая работа практическая работа, участие в концертах, конкурсах Устный опрос, практическая работа практическая работа, участие в концертах, конкурсах Устный опрос, практическая работа 16 36 37 Техника разбрызгивания (акварель гуашь). 19 неделя 38 39 В технике Акварель – натюрморт. 20 неделя 40 41 21 неделя 22 неделя 23 неделя 24 неделя 25 неделя 50 51 26 неделя 52 53 8 марта - Букет из конфет. 8 марта - Букет из конфет. 48 49 День защитника отечества – подарок. День защитника отечества – подарок. 46 47 День влюбленных День влюбленных 44 45 Масленица – куклы мотанки. Масленица – куклы мотанки. 42 43 В технике Акварель – пейзаж. 27 неделя 8 марта - Букет из конфет. 8 марта Правополушарное рисование – цветы. Большая картина – пейзаж – закат или рассвет. Большая картина – пейзаж – закат или рассвет. Большая картина – пейзаж – закат или рассвет. Большая картина – пейзаж – Ночь. Большая картина – пейзаж – Ночь. видео-урок, 2,5 учебное занятие театрализация видео-урок, 2,5 учебное занятие театрализация учебное занятие 2,5 видео-урок, 2,5 учебное занятие театрализация учебное занятие 2,5 видео-урок, 2,5 учебное занятие театрализация учебное занятие 2,5 видео-урок, учебное занятие театрализация Беседа, мастеркласс, учебное занятие видео-урок, учебное занятие театрализация Беседа, мастеркласс, учебное занятие видео-урок, учебное занятие театрализация показ, конкурс, фестиваль 2,5 Устный опрос, практическая работа Устный опрос, практическая работа Устный опрос, практическая работа Устный опрос, практическая работа Устный опрос, практическая работа Устный опрос, практическая работа Устный опрос, практическая работа Устный опрос, практическая работа 2,5 Устный опрос, практическая работа 2,5 Устный опрос, практическая работа 2,5 Устный опрос, практическая работа 2,5 Устный опрос, практическая работа 2,5 практическая работа, участие в концертах, конкурсах Устный опрос, практическая работа видео-урок, 2,5 учебное занятие театрализация показ, конкурс, 2,5 фестиваль Беседа, мастер- 2,5 класс, учебное занятие Беседа, мастер- 2,5 класс, учебное занятие видео-урок, 2,5 учебное занятие театрализация практическая работа, участие в концертах, конкурсах Устный опрос, практическая работа Устный опрос, практическая работа Устный опрос, практическая работа 17 54 55 28 неделя 56 57 Оформление в раму и паспарту. 29 неделя 58 59 30 неделя 31 неделя 32 неделя 64 65 33 неделя 34 неделя 68 69 70 71 Делаем открытки на 9 мая пластилином. Делаем открытки на 9 мая пластилином. Делаем открытки на 9 мая пластилином. Картины в технике пастель 66 67 Пасха - роспись яиц и пасхальная композиция. Пасха - роспись яиц и пасхальная композиция. 62 63 Выход на выставку ИЗО или ДПИ Пасха - роспись яиц и пасхальная композиция. 60 61 Большая картина – видео-урок, 2,5 тематическая (выставки). учебное занятие театрализация Большая картина – показ, конкурс, 2,5 тематическая (выставки). фестиваль 35 неделя 36 неделя Картины в технике пастель к 9 мая. Беседа, мастеркласс, учебное занятие Беседа, мастеркласс, учебное занятие Беседа, мастеркласс, учебное занятие Беседа, мастеркласс, учебное занятие Беседа, мастеркласс, учебное занятие Фотоссесия 2,5 Фотоссесия Устный опрос, практическая работа практическая работа, участие в концертах, конкурсах Устный опрос, практическая работа 2,5 Устный опрос, практическая работа 2,5 Устный опрос, практическая работа 2,5 Устный опрос, практическая работа 2,5 Устный опрос, практическая работа 2,5 практическая работа 2,5 практическая работа видео-урок, 2,5 учебное занятие театрализация показ, конкурс, 2,5 фестиваль Устный опрос, практическая работа практическая работа, участие в концертах, конкурсах Устный опрос, практическая работа Картины в технике пастель к 9 мая. видео-урок, 2,5 учебное занятие театрализация показ, конкурс, 2,5 фестиваль Картины в технике пастель показ, конкурс, фестиваль 2,5 Техника Эбру . Фотосессия 2,5 практическая работа, участие в концертах, конкурсах практическая работа, участие в концертах, конкурсах практическая работа Техника Эбру . Фотосессия 2,5 практическая работа Выезд на выставку или природу, знакомство с техниками различными ДПИ Оформление выставки. Беседа, класс, занятие мастер- 2,5 учебное Устный опрос, практическая работа Беседа, класс, занятие мастер- 2,5 учебное Устный опрос, практическая работа 18 72 Итоговый урок. Выставка работ беседа 2,5 2.1.2.КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ № Учебны Наименование темы п/п е недели 1 1 неделя Введение 2 Правополушарное рисование. Пейзаж 3 2 неделя Пейзаж – маленький формат – рисуем человека. 4 Пейзаж - маленький формат – человека. 5 3 неделя Пейзаж - маленький формат – человека в динамике. 6 Пейзаж - маленький формат – человека в динамике. 7 4 неделя 4 стихии: Огонь Земля Вода и Воздух 8 9 10 11 4 стихии: Огонь Земля Вода и Воздух 5 неделя Рисуем животных и птиц. Рисуем животных и птиц. 6 неделя Рисуем композиции с животными и природой. 12 Большой формат – на выбор ребенка из прежних картин 13 7 неделя Большой формат – на выбор ребенка из прежних картин Форма занятия Количес Форма контроля тво часов беседа, учебное 2,5 занятие Беседа, мастер- 2,5 Устный опрос, класс, учебное практическая занятие работа учебное 2,5 Устный опрос, занятие, практическая мастер-класс работа Беседа, мастер- 2,5 Устный опрос, класс, учебное практическая занятие работа видео-урок, 2,5 Устный опрос, учебное занятие практическая театрализация работа Беседа, мастер- 2,5 Устный опрос, класс, учебное практическая занятие работа видео-урок, 2,5 Устный опрос, учебное занятие практическая театрализация работа Беседа, мастер- 2,5 Устный опрос, класс, учебное практическая занятие работа видео-урок, 2,5 Устный опрос, учебное занятие практическая театрализация работа Беседа, мастер- 2,5 Устный опрос, класс, учебное практическая занятие работа видео-урок, 2,5 Устный опрос, учебное занятие практическая театрализация работа учебное занятие 2,5 Устный опрос, практическая работа видео-урок, 2,5 Устный опрос, учебное занятие практическая театрализация работа 19 14 15 Оформляем в рамы и паспарту свои работы. 8 неделя Большая картина – по теме учебное занятие 2,5 конкурсов видео-урок, 2,5 учебное занятие театрализация 16 Рисуем кофе. учебное занятие 2,5 17 9 неделя Рисуем кофе. видео-урок, 2,5 учебное занятие театрализация 18 19 10 неделя 20 21 11 неделя 22 23 12 неделя 24 25 13 неделя 26 27 28 Роспись по ткани учебное занятие 2,5 Роспись по ткани видео-урок, 2,5 учебное занятие театрализация Роспись по ткани видео-урок, 2,5 учебное занятие театрализация Делаем рождественский венок 1 видео-урок, 2,5 учебное занятие театрализация Делаем рождественский венок- 1 учебное занятие 2,5 Делаем рождественский венок -2 видео-урок, 2,5 учебное занятие театрализация Делаем рождественский венок- 2 учебное занятие 2,5 Новогодние открытки Беседа, мастеркласс, учебное занятие Беседа, мастеркласс, учебное занятие Беседа, мастеркласс, учебное занятие Беседа, мастеркласс, учебное занятие Новогодние открытки 14 неделя Новогодние открытки Выход на выставку ДПИ. 2,5 2,5 2,5 2,5 Устный опрос, практическая работа Устный опрос, практическая работа Устный опрос, практическая работа Устный опрос, практическая работа Устный опрос, практическая работа Устный опрос, практическая работа Устный опрос, практическая работа Устный опрос, практическая работа Устный опрос, практическая работа Устный опрос, практическая работа Устный опрос, практическая работа Устный опрос, практическая работа Устный опрос, практическая работа Устный опрос, практическая работа Устный опрос, практическая работа 20 29 15 неделя 30 31 16 неделя 32 33 17 неделя 18 неделя 19 неделя 38 39 20 неделя 40 41 21 неделя 42 43 44 2,5 Роспись по ткани фотоссесия, 2,5 Празднование Нового Года – роспись аквагримом видео-урок, 2,5 учебное занятие театрализация показ, конкурс, 2,5 фестиваль Техника Акварель -пейзаж Техника Акварель натюрморт 36 37 фотоссесия, Техника Акварель 34 35 Роспись по ткани 22 неделя видео-урок, 2,5 учебное занятие театрализация показ, конкурс, 2,5 фестиваль Техника Акварель разбрызгивание видео-урок, 2,5 учебное занятие театрализация Создание броши из Фетра видео-урок, 2,5 учебное занятие театрализация Создание броши из Фетра видео-урок, 2,5 учебное занятие театрализация Создание броши из Фетра учебное занятие 2,5 Создание броши из Фетра видео-урок, 2,5 учебное занятие театрализация Техника Эбру учебное занятие 2,5 Техника Эбру . видео-урок, 2,5 учебное занятие театрализация Техника Эбру . учебное занятие 2,5 День защитника отечества – подарок. видео-урок, 2,5 учебное занятие театрализация День защитника отечества – подарок. Беседа, мастер- 2,5 класс, учебное занятие практическая работа практическая работа Устный опрос, практическая работа практическая работа, участие в концертах, конкурсах Устный опрос, практическая работа практическая работа, участие в концертах, конкурсах Устный опрос, практическая работа Устный опрос, практическая работа Устный опрос, практическая работа Устный опрос, практическая работа Устный опрос, практическая работа Устный опрос, практическая работа Устный опрос, практическая работа Устный опрос, практическая работа Устный опрос, практическая работа Устный опрос, практическая работа 21 45 23 неделя 46 47 24 неделя 48 49 25 неделя 50 51 26 неделя 52 53 27 неделя 54 55 28 неделя 56 57 29 неделя 58 59 30 неделя 8 марта - Букет из конфет. видео-урок, 2,5 учебное занятие театрализация 8 марта - Букет из конфет. Беседа, мастер- 2,5 класс, учебное занятие 8 марта - Букет из конфет. видео-урок, 2,5 учебное занятие театрализация 8 марта - Букет из конфет. показ, конкурс, 2,5 фестиваль Роспись по ткани видео-урок, 2,5 учебное занятие театрализация Роспись по ткани показ, конкурс, 2,5 фестиваль Роспись по ткани Беседа, мастер- 2,5 класс, учебное занятие Роспись по ткани Беседа, мастер- 2,5 класс, учебное занятие Роспись по ткани видео-урок, 2,5 учебное занятие театрализация Роспись по ткани видео-урок, 2,5 учебное занятие театрализация Роспись по ткани показ, конкурс, 2,5 фестиваль Роспись по ткани Беседа, мастер- 2,5 класс, учебное занятие Роспись по ткани Беседа, мастер- 2,5 класс, учебное занятие Пасха - роспись яиц и пасхальная композиция. Беседа, мастер- 2,5 класс, учебное занятие Пасха - роспись яиц и пасхальная композиция. Беседа, мастер- 2,5 класс, учебное занятие Устный опрос, практическая работа Устный опрос, практическая работа Устный опрос, практическая работа практическая работа, участие в концертах, конкурсах Устный опрос, практическая работа практическая работа, участие в концертах, конкурсах Устный опрос, практическая работа Устный опрос, практическая работа Устный опрос, практическая работа Устный опрос, практическая работа практическая работа, участие в концертах, конкурсах Устный опрос, практическая работа Устный опрос, практическая работа Устный опрос, практическая работа Устный опрос, практическая 22 60 61 31 неделя 62 63 32 неделя 64 65 33 неделя 34 неделя 68 69 35 неделя 70 71 72 Беседа, мастер- 2,5 класс, учебное занятие Делаем открытки к пасхе пластилином. Фотоссесия 2,5 Делаем открытки на 9 мая пластилином. Фотоссесия 2,5 Делаем открытки на 9 мая пластилином. видео-урок, 2,5 учебное занятие театрализация показ, конкурс, 2,5 фестиваль Картины в технике пастель 66 67 Делаем открытки к пасхе пластилином. 36 неделя Картины в технике пастель к 9 мая. видео-урок, 2,5 учебное занятие театрализация показ, конкурс, 2,5 фестиваль Создание украшений из фомирана показ, конкурс, фестиваль 2,5 Создание украшений из фомирана Фотосессия 2,5 Создание украшений из фомирана Выезд на выставку или природу, знакомство с техниками различными ДПИ Фотосессия 2,5 Оформление выставки. Беседа, мастер- 2,5 класс, учебное занятие Итоговый урок. Выставка работ беседа Картины в технике пастель к 9 мая. Беседа, мастер- 2,5 класс, учебное занятие работа Устный опрос, практическая работа практическая работа практическая работа Устный опрос, практическая работа практическая работа, участие в концертах, конкурсах Устный опрос, практическая работа практическая работа, участие в концертах, конкурсах практическая работа, участие в концертах, конкурсах практическая работа практическая работа Устный опрос, практическая работа Устный опрос, практическая работа 2,5 23 2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ №/№ Оборудование 1 Единица измерения Учебный кабинет типовой мебелью Компьютер Гуашь Краски (акварель) 2 3 4 5 Количество на Количество одного группу обучающегося с 1 на % использования в ходе реализации программы 100% шт упаковка шт 1 80% 1 1 50% по упаковка 1 50% упаковка 1 50% 1 50% 6 Краски акриловые ткани Пластилин 7 Ножницы шт 8 Клеевой пистолет шт 9 Клеевые стержни упаковка 1 50% 10 Акварельная бумага упаковка 2 50% 11 Кисточки шт 1 50% 12 USB накопители с мультимедиа информацией; шт 1 100% 10 50% ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ Ссылка № П/П 1 Наименование 2 Творческая студия, https://vk.com/risuemvekb Мастер-класс рисования, Екб 3 Клуб рукоделия https://vk.com/be.kreativ 4 ИДЕИ для творчества https://vk.com/make_idea 5 АРТ искусство https://vk.com/twitart https://instagram.com/fashion_art_creativity?r=nametag 24 6 Акварель - мир в красках 7 Доступ к https://myschool.edu.ru/ образовательным электронным ресурсам «Моя школа» 8 Курсы от https://sochisirius.ru/edu/artcource образовательного фонда «Талант и успех» на платформе «Сириус.Онлайн» МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО» 9 htt https://vk.com/watercolor_blogps://vk.com/ele_art_school ПО Образовательный портал https://infourok.ru/ «Инфоурок» МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ Наличие программы. Разработки: теоретических и практических занятий, открытых занятий, тематические сценарии, фото и видео записи. Методы и методические приемы обучения. Организация процесса обучения Учебное содержание программы несет в себе как обучающую, так и воспитательную функцию, реализация которых призвана сформировать эстетический вкус. В процессе обучения применяются традиционные методы обучения: использования слов, наглядного восприятия и практические методы. Метод использования слова — универсальный метод обучения. Разнообразие методических приёмов: рассказ, беседа, обсуждение, объяснение, показ, выставка, словесное сопровождение и т.д. Методы наглядного восприятия способствуют более быстрому, глубокому и прочному обучающимися программы курса обучения, повышения интереса к изучаемому. К этим методам можно отнести: показ иллюстраций, видеозаписей и мастер классов. Всё это способствует воспитанию зрительной памяти, формированию эстетическоговкусаи высокой внутренней культуры личности. 25 Принципы построения и реализации программы: - Принцип систематичности предусматривает непрерывность процесса и преемственности процесса образования (вводное занятие- предметный курс). - принцип индивидуализации (личностно-ориентирвоанный подход). - принцип творчества (каждое занятие – творчество для обучающихсяи педагога). -принцип комплексности, системности и последовательности (учебная деятельность связывается со всеми сторонами воспитательной работы, овладение новыми знаниями, умениями и навыками опирается на то, что уже освоенное). - принципы сознательности и активности предусматривает сознательность в отношении занятий, формирование интереса и осмысленного отношения к ним, воспитание способности к самооценке своих действий и к соответствующему их анализу. - принцип доступности требует постановки перед обучающимисязадач, соответствующих их силам, постепенного повышения трудности осваиваемого учебного материала по дидактическому правилу: от известного к неизвестному, от легкого к трудному, от простого к сложному. - принцип гуманности в воспитательной работе выражаетсоздание условий для максимального раскрытия индивидуальности каждогообучающегося, его самореализации и самоутверждения; На этапе изучения нового материала в основном используются объяснение, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация, реже – лекции. На этапе закрепления изученногоматериала в основном используются беседа, дискуссия, просмотр работ. На этапе повторения изученного – наблюдение, устный контроль (опрос). На этапе проверки полученных знаний –защита творческих работ,выставка и конкурс или тест. Сочетание методов образует методику, наиболее распространенные методики обучения, используемые в сфере дополнительного образования: Методика дифференцированного обучения: при такой организации учебновоспитательного процесса педагог излагает новый материал всем обучающимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности. Методика индивидуального обучения (в условиях группы): при такой организации учебного процесса для каждого обучающегося (а лучше с его участием) составляется индивидуальный творческий план, который реализуется в оптимальном для него темпе. Методика проектной деятельности: при такой организации учебного процесса изучение каждой темы строится как работа над тематическим проектом, в ходе которой обучающиеся сами формируют на доступном им уровне его теоретическое обоснование, разрабатывают технологию его выполнения, оформляют необходимую документацию, выполняют практическую работу; подведение итогов проводится в форме защиты проекта. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Видео- фильмы: «Древние образы в народном искусстве», «Мастер класс –народный орнамент» «Изобразительное искусство. Мир, который создает человек» фото: работ художников, картин, материалов для уроков. 1. https://www.pinterest.ru/ 2. http://women-on-line.ru 3. http://krokotak.com/ 4. https://daynotes.ru/ 5. https://www.youtube.com/c/DariaKlo 6. https://www.youtube.com/c/Fancysmth 7. https://podelunchik.ru/ 8. https://www.livemaster.ru/masterclasses 26 9. https://methakura.gumroad.com/ КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Требования к квалификации: Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы и курсы повышения квалификации по направлению деятельности. 2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Ведущими формами оценивания являются: входное оценивание – выявляет начальный уровень подготовленности обучающихся; промежуточное - уровень освоения программы за полугодие; итоговое – уровень освоения программы курса за год. Аттестация проводиться в форме создание выставки или конкурсах. На протяжении всего года обучения ведется текущее оценивание (наблюдение), устный контроль (опрос, работа с карточками, игры и тесты). Критерием оценки результатов учебной деятельности являются: уровень знаний теоретического материала, степень овладения техникой правополушарного, интуитивного и спонтанного рисования, фрактальным рисунком, модными техниками в декоративно-прикладном искусстве, умение анализировать и решать творческие задачи, интереса обучающихся к занятиям. В ходе занятий с обучающимися проводятся физкультминутки для переключения внимания с одного вида деятельности на другой. Перед каждым занятием педагог напоминает о правилах техники безопасности. Оценочные материалы 1. 2. 3. 4. Диагностическая карта выявления компетенций (Приложение 1) Тесты (Приложение 2) Техника ЭБРУ (Приложение 3) Индивидуальная карточка учета результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе (Приложение 4) 27 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Нормативные документы: 9. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в действующей редакции. 10. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (в редакции 2013 г.). 11. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р). 12. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р). 13. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 14. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об Утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 15. Приказ Министерства труда и социализации защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 16. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам". 17. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». 18. Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 19. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ). 20. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК -641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»). 21. Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 22. Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461 ПП «О региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской области». 23. Федеральный закон от 13.07.2020 № 189 ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»; 24. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом. Список литературы для педагога: 1. Белецкая Л. Б. Креативные картины из природных материалов. — Изд-во Эксмо, 2006. — 64с. 2. Вешкина О.Декупаж. Золотая коллекция идей. Издательство: Эксмо, 2011 г. 128 стр. 28 3. Горичева В.С.,Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. 4. Гильман Р. А. Художественная роспись тканей. — «Владос», 2004г. 5. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей. –Изд-во Эксмо, 2008. – 176с. 6. Давыдов C. Батик: техника, приемы, изделия. — «АСТ-Пресс», 2005г. 7. Дворкина И. А. Батик. Горячий. Холодный. Узелковый. — «Радуга», 2002г., 2-е изд. — 2008г. 8. Маклаков А. Общая психология. ООО Изд-во АСТ. 2001г. 9. Ниола-Пресс, Все о декупаже. Техники и изделия Издательство: 2009г., 128 стр. 10. Перелёшина И. А. Батик. От основ к импровизации. — СПб, «Паритет», 2007г. 11. Погадаев Виктор «Магия батика» — «Восточная коллекция», N 6 Москва: Российская государственная библиотека, 2002г, 71-74с. 12. Синеглазова М.О. Распишем ткань сами. - Изд-во Эксмо, 2010г. – 54с. 13. Синеглазова М. О. Распишем ткань сами. — «Профиздат», 2001г. 14. Тутушкина М.К. Практическая психология для преподавателей. Издательство: "Филинь" 2007г . – 328с. 15. Чаянова Г.Н. Соленое тесто Серия: для начинающих Соленое тесто. Издательство: ДрофаПлюс, 2009г. 16. Харвест, Декупаж. Красивый декор своими руками. Издательство: Эксмо 2010г. 256 с. 17. Юсель Светлана. Декупаж. Самая полная энциклопедия. Издательство: АСТ-Пресс Книга, 2011г. 128с. 18. Соколова О. “Коллаж и ассамбляж” Серия город мастеров Издательство Феникс Ростов на Дону 2013г. 61с. 19. Резько И.В. “Роспись по стеку” Издательство: АСТ, Москва 2014г. 160с. 20. Знаменская О. “Шебби-шик” Серия город мастеров Издательство Феникс Ростов на Дону. 2013г. 110с. 21. Джек Хамм «Как рисовать голову и фигуру человека». Ил. - Серия «Школа рисования» Минск: Попурри, 2013. – 128 с. 22. Джек Хамм Как рисовать животных. Ил. - Серия «Школа рисования» Минск: Попурри, 2013. – 128 с. 23. Косминская В.Б., Халезова Н.Б Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. Практикум. Учебное пособие для студентов и педагогов. – М.: Просвещение, 1981. 24. Максяшин А. С. M l7 Декоративно-прикладное и народное искусство: их сущность и содержание: учебное пособие. - Екатеринбург: Издательский дом «Уральская государственная юридическая академия», 2012. - 44 с. 25. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности: Программа, конспекты: Пособие для педагогов школ. – М.: Владос, 2003. Список литературы для детей и родителей: 1. Вершинникова Е.Г. Программа «Школа дизайна». - В кн.: Занятия в школе дизайна. 5-9 классы / авт.- сост. Е.Г. Вершинникова, Р.В. Игнатьев.- Изд. 2-е.- Волгоград: Учитель, 2011. 2. Игнатьев Р.В. Программа «Детская студия дизайна». - В кн.: Занятия в школе дизайна. 5-9 классы / авт.- сост. Е.Г. Вершинникова, Р.В. Игнатьев.- Изд. 2-е.- Волгоград: Учитель, 2011. 3. Кожина О.А. Декоративно-прикладное искусство.- В сб.: Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.); под ред. В.А. Горского.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011. 4. Кожина О.А. Художественная роспись тканей.- В сб.: Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.); под ред. В.А. Горского.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011. 5. Ручное ткачество.- В сб.: Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Культура быта.- М.: Просвещение, 1986, с. 7-12. Абрамян Д.Н., Общепсихологические основы художественного творчества/ Д. Н. Абрамян/ — М., 1995. 29 6. Алехин А. Д., Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга для Учителя/ А. Д. Алехин/ – М.: Просвещение, 1984. 7. Гульянс Э.К., Учим детей мастерить, «Просвещение», Москва, 1972. 8. Фатерина Н.В., Батик. Практическое руководство росписи по ткани. Издательство Художник 2002. 9. Автор: Хворостов А.С., Декоративно-прикладное искусство в школе», «Просвещение», Москва, 1996. 10. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. «Изд. Акад. развития», Ярославль, 2017. 11. Чудесные поделки из бумаги, «Просвещение», Москва 1992. 12. Аппликационные работы в начальных классах, «Просвещение», Москва, 1990. 13. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. «Просвещение», Москва, 2005. 14. Рукоделие. Умелые руки. «Фолио», Харьков, 2001. 15. Сказка оригами. Игрушки из бумаги. «ЭКСМО СПб Валерия СПД», 2004. 16. Бусеева-Давыдова И.Л. Игрушки Крутца. - М: Детская литература, 1991. 17. Жегалова С.К. Росписи Хохломы. - М.: Детская литература, 1991. 18. Кастерман Ж. «Живопись: рисуй и самовыражайся» 2002 г. 19. Конева Г.М. «Бумага: играем, вырезаем, клеим». 2001 г 30 Приложение 1. Диагностическая карта выявления компетенций по теме Правополушарное рисование в объединении «Миндаль» Форма – устный опрос, наблюдение. Критерии. 1.ниже среднего уровень: 2-средний уровень: 3-выше среднего уровень № п/п Ф.И. ребенка ТЕОРИЯ ПРАКТИКА ОБЩЕУЧЕБНЫЕ Знаниетер Знание Правополушарно Написание Умениеработать минов алгоритма е рисование. картин вколлективе работы кофе Вопросы по пройденной теме “Правополушарное рисование.”: 1. Что такое Натюрморт? 2. Что такое Пейзаж? 3. Что такое Портрет 4. Особенности росписи акрилом по ткани? 5. Что такое правополушарное рисование? Что дает данная методика - немного о методе. 6. Знакомство с материалом, характеристики (краска гуашь, акрил или кофе, кисти, полотенце, палитра). Сравнение гуаши и акварели, масла, акрила. 7. Технология написания картин кофе. Диагностическая карта выявления компетенций по теме Декоративно прикладное искусство в объединении «Миндаль» Форма – устный опрос, наблюдение. Критерии. 1.ниже среднего уровень: 2-средний уровень: 3-выше среднего уровень № п/п Ф.И. ребенка ТЕОРИЯ Знание терминов Знание Алгоритма работы ПРАКТИКА ОБЩЕУЧЕБНЫЕ Создание Тканые пояса Умение кукол-мотонок и очелья. работать в коллективе Вопросы по пройденной теме “Декоративно прикладное искусство» 1. Что такое куклы — мотанки? История их создания. 2. Что такое Топиарий? Технология создания и техника безопасности. 3. Виды ткачества. 4. Что такое бердышко? Правила заправки. 5. Какие нитки необходимо использовать? 31 Приложение 2 ТЕСТ 1. 1. Художник, изображающий море. а) маринист, б) анималист, в) баталист, г) портретист 2. Карикатура - это... а) изображеие персонажей или явления, намеренное искажение, подчёркивание уродливых, низменных чёрт и саркастическое изображение предмета. б) предварительные наброски, зарисовки 3. Кто является создателем галереи изобразительных искусств в Москве? а) Ф.Рокотов, б) П.Третьяков,в) М.Врубель 4. Художественное произведение, повторяющее другое: а) копия;, б) подлинник;, в) репродукция. 5. Знаменитый портрет Джаконды написал итальянский живописец, скульптор, инженер... а) Микеланджело, б) Леонарло да Винчи , в) Джорджоне 6. Самый древний рисовальный материал: а) фломастеры, б) уголь 7. Кто такой живописец? а) художник, б) скульптор 8. Что такое искусство? а) часть духовной культуры человечества;,б) исторический стиль;,в) народное творчество. 9. Стенная роспись разведенными на воде красками по сырой штукатурке называется... а) Темпера, б) Фреска, в) Пастель 10. Художник, изображающий животных а) маринист, б) анималист, в) баталист, г) портретист 11. Какой рисунок Ленардо да Винчи символизирует внутреннюю симметрию? а) "Джоконда" ;,б) "Витрувианский человек";,в) "Мона Лиза". 12. Монументальная живопись, изображение которой выполнено из цветных камней, смальты: а) мозаика;. б) витраж;, в) фреска. Тест 2 1.Какое из перечисленных понятий не обозначает вид изобразительного искусства? а) графика, б) скульптура, в) кино, г) живопись 2.Сколько цветов можно выделить в радуге? а) 5, б) 7, в) 9, г) 13 3. К какому жанру относится изображение птиц и животных? а) пейзаж, б) бытовой, в) анималистический, г) натюрморт 4. Во сколько раз высота головы человека меньше длины его тела? а) в 5, б) в 6, в) в 7. г) в 9 32 5. Как называется картина, составленная из маленьких цветных квадратиков особого стекла (смальты)? а) аппликация, б) мозаика. в) гравюра, г) репродукция 6. Рисунок, выполненный карандашом, углём, тушью или краской одного цвета, относят к … а) графике, б) живописи, в) орнаменту. г) рельеф 7. Цвета, которые нельзя получить путём смешивания красок, называют… а) основными. б) холодными. в) тёплыми 8. Какой из перечисленных цветов не является основным? а) жёлтый. б) красный. в) синий, г) зелёный 9. Белая бумага, дощечка для смешивания красок и получения нужного цвета есть… а) мольберт. б) палитра. в) пастель. г) акварель 10. Картины, изображающие , различные предметы обихода, снедь, фрукты, цветы. а) пейзаж. б) портрет. в) этюд. г) натюрморт 11. При смешении каких цветов можно получить фиолетовый цвет? а) красный и коричневый, б) красный и синий. в) красный и чёрный. г) синий и коричневый 12. Статуя – это… а) рисунок. б) живопись. в) скульптура 13. Архитектура - это… а) статуи, б) здания. в) посуда, ткани 14. К какому жанру относится изображение природы? а) пейзаж. б) натюрморт, в) портрет Тест 3 1.Что такое ТОПИАРИЙ? а) КАРТИНА, НАПИСАННАЯ ОПРЕДЕЛЕННЫМ СПОСОБОМ б) УКРАШЕНИЕ в) ДЕРЕВО СЧАСТЬЯ КРАШЕНИЯ ИНТЕРЬЕРА г) ОРНАМЕНТ НА ОДЕЖДЕ 2.На чем ткут пояса? а) челнок, б) бердышко, в) ткун, г) 1катушка 3. Цветные художественные материалы в виде мелков или карандашей без оправы, имеющих форму брусков с круглым или квадратным сечением это? а) акварель, б) уголь, в) пастель, г) мехенди 4. Кукла – мотанка, из тряпочек ? а) сшивается, б) валяется, в) мотается, г) рисуется 5. Рисунок на теле хной называется а) аппликация, б) мехенди, в) аквагримм, г) татуировка 6. В какой краске нет белой, которой можно перекрыть темные пятна на картине? 33 а) акварель, б) гуашь, в) акрил, г) пастель 7. Какой из перечисленных цветов не является основным? а) жёлтый, б) красный, в) синий, г) зелёный 8. Белая бумага, дощечка для смешивания красок и получения нужного цвета есть… а) мольберт, б) палитра, в) пастель,г) акварель 9. При смешении каких цветов можно получить фиолетовый цвет? а) красный и коричневый, б) красный и синий, в) красный и чёрный, г) синий и коричневый Приложение 3 Индивидуальная карточка учета результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе (в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества, где «0» не выражен, «1» выражен, «2» выражен ярко) Фамилия, имя ребенка, возраст:_____________________________ Название объединения: «Миндаль» Ф.И.О. педагога: Байкова В.В. Дата начала наблюдения Сроки диагностики 1 год обучения Показатели 2 год обучения Вход Пром Итогов Вхо Пром Итогова ная ежуто ая дная ежуто я чная чная 1. Теоретическая подготовка ребенка 1.1. Теоретические знания: а) тест по итогам прохождения блока тем 1.2. Владение специальной терминологией 2. Практическая подготовка ребенка 2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой: 2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением 3. Обще-учебные умения и навыки ребенка 3.1. Учебно-интеллектуальные компетенции: а) подбирать и анализировать специальную литературу; в) пользоваться компьютерными источниками информации; с) осуществлять проектно-исследовательскую работу 34 3.2. Учебно-коммуникативные компетенции: а) слушать и слышать педагога; в) выступать перед аудиторией; с) вести полемику, участвовать в дискуссии. З.З. Учебно-организационные компетенции: а) умение организовать свое рабочее место; в) навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности; с) умение аккуратно выполнять работу. 4. Предметные достижения обучающегося: 4.1. На уровне детского объединения; 4.2. На уровне Центра; 4.3. На уровне района; 4.4.На уровне города; 4.5. На региональном уровне. 4.6 На международном уровне. Приложение 1. Диагностическая карта выявления компетенций по теме Правополушарное рисование в объединении «Миндаль» Форма – устный опрос, наблюдение. Критерии. 1.ниже среднего уровень: 2-средний уровень: 3-выше среднего уровень № п/п Ф.И. ребенка ТЕОРИЯ ПРАКТИКА ОБЩЕУЧЕБНЫЕ Знаниетер Знание Правополушарно Написание Умениеработать минов алгоритма е рисование. картин вколлективе работы кофе Вопросы по пройденной теме “Правополушарное рисование.”: 8. Что такое Натюрморт? 9. Что такое Пейзаж? 10. Что такое Портрет 11. Особенности росписи акрилом по ткани? 12. Что такое правополушарное рисование? Что дает данная методика - немного о методе. 13. Знакомство с материалом, характеристики (краска гуашь, акрил или кофе, кисти, полотенце, палитра). Сравнение гуаши и акварели, масла, акрила. 14. Технология написания картин кофе. 35 Диагностическая карта выявления компетенций по теме Декоративно прикладное искусство в объединении «Миндаль» Форма – устный опрос, наблюдение. Критерии. 1.ниже среднего уровень: 2-средний уровень: 3-выше среднего уровень № п/п Ф.И. ребенка ТЕОРИЯ Знание терминов ПРАКТИКА Знание Алгоритма работы ОБЩЕУЧЕБНЫЕ Создание Тканые пояса Умение кукол-мотонок и очелья. работать в коллективе Вопросы по пройденной теме “Декоративно прикладное искусство» 1. Что такое куклы — мотанки? История их создания. 2. Что такое Топиарий? Технология создания и техника безопасности. 3. Виды ткачества. 4. Что такое бердышко? Правила заправки. 5. Какие нитки необходимо использовать? Диагностическая карта выявления компетенций по теме «Различные техники рисования» в объединении «Миндаль» Форма – устный опрос, наблюдение. Критерии. 1.ниже среднего уровень: 2-средний уровень: 3-выше среднего уровень № п/п Ф.И. ребенка ТЕОРИЯ ПРАКТИКА ОБЩЕУЧЕБНЫЕ Знаниетерми Знание . применять выполнять работы Умениераб нов алгоритмара различные в различных отать в боты способы техниках коллективе написания рисования картин Вопросы по пройденной теме Различные техники рисования 1. 2. 3. 4. Техника Эбру, в чем особенности? Используемые инструменты. Разница написания картин акварелью, пастелью и гуашью? Макросьемка, Пуантилизи, Гратаж, Эбру, Мехенди и Аквагримм. Техники Пастель и Акварель. Приложение 2 ТЕСТ 1. 1. Художник, изображающий море. а) маринист, б) анималист, в) баталист, г) портретист 36 2. Карикатура - это... а) изображеие персонажей или явления, намеренное искажение, подчёркивание уродливых, низменных чёрт и саркастическое изображение предмета. б) предварительные наброски, зарисовки 3. Кто является создателем галереи изобразительных искусств в Москве? а) Ф.Рокотов, б) П.Третьяков,в) М.Врубель 4. Художественное произведение, повторяющее другое: а) копия;, б) подлинник;, в) репродукция. 5. Знаменитый портрет Джаконды написал итальянский живописец, скульптор, инженер... а) Микеланджело, б) Леонарло да Винчи , в) Джорджоне 6. Самый древний рисовальный материал: а) фломастеры, б) уголь 7. Кто такой живописец? а) художник, б) скульптор 8. Что такое искусство? а) часть духовной культуры человечества;,б) исторический стиль;,в) народное творчество. 9. Стенная роспись разведенными на воде красками по сырой штукатурке называется... а) Темпера, б) Фреска, в) Пастель 10. Художник, изображающий животных а) маринист, б) анималист, в) баталист, г) портретист 11. Какой рисунок Ленардо да Винчи символизирует внутреннюю симметрию? а) "Джоконда" ;,б) "Витрувианский человек";,в) "Мона Лиза". 12. Монументальная живопись, изображение которой выполнено из цветных камней, смальты: а) мозаика;. б) витраж;, в) фреска. Тест 2 1.Какое из перечисленных понятий не обозначает вид изобразительного искусства? а) графика, б) скульптура, в) кино, г) живопись 2.Сколько цветов можно выделить в радуге? а) 5, б) 7, в) 9, г) 13 3. К какому жанру относится изображение птиц и животных? а) пейзаж, б) бытовой, в) анималистический, г) натюрморт 4. Во сколько раз высота головы человека меньше длины его тела? а) в 5, б) в 6, в) в 7. г) в 9 5. Как называется картина, составленная из маленьких цветных квадратиков особого стекла (смальты)? а) аппликация, б) мозаика. в) гравюра, г) репродукция 6. Рисунок, выполненный карандашом, углём, тушью или краской одного цвета, относят к … а) графике, б) живописи, в) орнаменту. г) рельеф 37 7. Цвета, которые нельзя получить путём смешивания красок, называют… а) основными. б) холодными. в) тёплыми 8. Какой из перечисленных цветов не является основным? а) жёлтый. б) красный. в) синий, г) зелёный 9. Белая бумага, дощечка для смешивания красок и получения нужного цвета есть… а) мольберт. б) палитра. в) пастель. г) акварель 10. Картины, изображающие , различные предметы обихода, снедь, фрукты, цветы. а) пейзаж. б) портрет. в) этюд. г) натюрморт 11. При смешении каких цветов можно получить фиолетовый цвет? а) красный и коричневый, б) красный и синий. в) красный и чёрный. г) синий и коричневый 12. Статуя – это… а) рисунок. б) живопись. в) скульптура 13. Архитектура - это… а) статуи, б) здания. в) посуда, ткани 14. К какому жанру относится изображение природы? а) пейзаж. б) натюрморт, в) портрет Тест 3 1.Что такое ТОПИАРИЙ? а) КАРТИНА, НАПИСАННАЯ ОПРЕДЕЛЕННЫМ СПОСОБОМ б) УКРАШЕНИЕ в) ДЕРЕВО СЧАСТЬЯ КРАШЕНИЯ ИНТЕРЬЕРА г) ОРНАМЕНТ НА ОДЕЖДЕ 2.На чем ткут пояса? а) челнок, б) бердышко, в) ткун, г) 1катушка 3. Цветные художественные материалы в виде мелков или карандашей без оправы, имеющих форму брусков с круглым или квадратным сечением это? а) акварель, б) уголь, в) пастель, г) мехенди 4. Кукла – мотанка, из тряпочек ? а) сшивается, б) валяется, в) мотается, г) рисуется 5. Рисунок на теле хной называется а) аппликация, б) мехенди, в) аквагримм, г) татуировка 6. В какой краске нет белой, которой можно перекрыть темные пятна на картине? а) акварель, б) гуашь, в) акрил, г) пастель 7. Какой из перечисленных цветов не является основным? а) жёлтый, б) красный, в) синий, г) зелёный 8. Белая бумага, дощечка для смешивания красок и получения нужного цвета есть… 38 а) мольберт, б) палитра, в) пастель,г) акварель 9. При смешении каких цветов можно получить фиолетовый цвет? а) красный и коричневый, б) красный и синий, в) красный и чёрный, г) синий и коричневый Приложение 3. Техника ЭБРУ. Приложение 4 Индивидуальная карточка учета результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе (в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества, где «0» не выражен, «1» выражен, «2» выражен ярко) Фамилия, имя ребенка, возраст:_____________________________ Название объединения: «Миндаль» Ф.И.О. педагога: Байкова В.В. Дата начала наблюдения Сроки диагностики 1 год обучения Показатели 2 год обучения Вход Пром Итогов Вхо Пром Итогова ная ежуто ая дная ежуто я чная чная 1. Теоретическая подготовка ребенка 1.1. Теоретические знания: а) тест по итогам прохождения блока тем 1.2. Владение специальной терминологией 2. Практическая подготовка ребенка 2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой: а) в) с) 2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением 39 3. Обще-учебные умения и навыки ребенка 3.1. Учебно-интеллектуальные компетенции: а) подбирать и анализировать специальную литературу; в) пользоваться компьютерными источниками информации; с) осуществлять проектно-исследовательскую работу 3.2. Учебно-коммуникативные компетенции: а) слушать и слышать педагога; в) выступать перед аудиторией; с) вести полемику, участвовать в дискуссии. З.З. Учебно-организационные компетенции: а) умение организовать свое рабочее место; в) навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности; с) умение аккуратно выполнять работу. 4. Предметные достижения обучающегося: 4.1. На уровне детского объединения; 4.2. На уровне Центра; 4.3. На уровне района; 4.4.На уровне города; 4.5. На региональном уровне. 4.6 На международном уровне. 40