Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества Программа рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании Методического совета МБУ ДО - ЦДТ протокол от 16.06.2023 №4 УТВЕРЖДАЮ ___________________/Т.Г. Хисамова Директор МБУ ДО - ЦДТ приказ от 16.06.2023 №38 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Бальные танцы Целевая группа: 6-12 лет Срок реализации – 2 года Количество часов – 360 часов Автор-разработчик: Безусова Наталья Сергеевна педагог дополнительного образования Екатеринбург, 2023 Содержание I. 1. 2. 3. 3.1. 3.2. Комплекс основных характеристик Пояснительная записка Цель и задачи программы Содержание программы Первый год обучения Второй год обучения 3 3 7 10 10 18 II. Комплекс организационно-педагогических условий Список литературы 37 40 Приложения 41 2 РАЗДЕЛ I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность программы: художественная Программа разработана на основе нормативно-правовой документации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в действующей редакции. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р). Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (в редакции 2013 г.). Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; Устав МБУ ДО-ЦДТ. Актуальность образовательной программы обусловлена тем, что в настоящее время интерес к искусству хореографии неуклонно возрастает. На данный момент существует большое количество направлений и стилей танца: народный танец, бальный танец, классический танец, эстрадный танец, современный танец и другие. Танцевальное искусство и по сей день развивается, приобретает новые особенности, новые принципы движения, новые открытия в области исполнения, что помогает в культурном развитии юного поколения. В настоящее время, особое внимание уделяется культуре, искусству и приобщению детей к здоровому образу жизни. Среди множества форм художественного воспитания особое место занимает хореография. Искусство танца – это средство воспитания и развития личности ребёнка, которое способно создать благотворную почву для раскрытия потенциальных возможностей маленького человека. Гармоничное соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые раскрепощают ребёнка, делают его поведение естественным. Занятия танцем развивают физические качества, вырабатывают правильную осанку, посадку головы, походку, силу, ловкость, координацию движений, устраняют физические недостатки (сутулость, косолапость, искривление позвоночника и т.д.) Танец способствует обучению правилам поведения, хорошим манерам, культуры, общения, развивает ассоциативное мышление, пробуждает фантазию и побуждает к творчеству. Содержание программы создаёт условия для самореализации личности, раскрытия её творческого потенциала. Хореография - средство эстетического воспитания широкого профиля, её специфика определяется разносторонним воздействием на человека. Бальные (спортивные) танцы являются одной из наиболее массовых и общедоступных форм приобщения детей к основам классической, бытовой и спортивной хореографии. Современный бальный танец, связанный, как ни один жанр хореографии, с социальными явлениями своего времени, учитывая современные тенденции развития спортивных танцев под эгидой Международного олимпийского комитета, требует повышенной 3 эстетической чуткости, физической и психологической выносливости, особого артистизма в исполнении. Данная образовательная программа соответствует нормативным правовым актам и государственным программным документам. Одной из задач развития образования, обозначенной в Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года, является: развитие системы дополнительного образования детей на основе лучших практик, обеспечивающих реализацию современных и востребованных дополнительных общеобразовательных программ различных направленностей для детей, в том числе технической и естественнонаучной, а также и художественной, соответствующих интересам детей и их родителей, региональным особенностям и потребностям социально-экономического развития Свердловской области. Это положение также свидетельствует об актуальности данной программы. Педагогическая целесообразность образовательной программы направлена на создание условий для развития обучающихся основам хореографии, формирование культуры творческой личности, на приобщение детей к общечеловеческим ценностям через собственное творчество, создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации. Отличительной особенностью данной программы является раздел изучения техник импровизации и партнеринга в современном танце. На их основе разработана структура занятий по изучению и введению в данные техники, позволяющие полноценно раскрыть навыки обучающего в свободном исполнении. Целевая группа ДООП. Программа разработана для обучающихся 6-12 лет. Группы формируются по возрасту 6-7, 7-9 и-10-12 лет. Психолого-педагогические особенности. В возрасте 6-7 лет деятельности ребенка присуща эмоциональность и повышается значимость эмоциональных реакций. Наблюдается постепенное совершенствование мышечной системы и двигательных функций. Вместе с ростом мышечной массы значительно улучшается координация движений. Позвоночник детей очень податлив, важно детям давать упражнения, способствующие укреплению позвоночных мышц. В это время интенсивно формируются психомоторные функции, связанные со скоростью и точностью движения. Становление личности, как и психическое состояние ребенка, к окончанию периода дошкольного возраста взаимосвязано с развитием самосознания. У детей 7 лет уже постепенно формируется самооценка. Ребенок уже может осознавать себя, а также свое положение, занимаемое им в различных коллективах семье, среди сверстников и т.д. Смена ведущего вида деятельности с игровой на учебную. Выбор методов и форм проведения занятий на данном этапе обусловлен возрастными особенностями воспитанников: это игровые формы, направленные на раскрепощение, снятие страха оценки, формирование доброжелательных отношений внутри учебной группы, на восприятие и осознание искусства, воплощение своих чувств. Игровое действие свободно от обязательных способов действия, оно носит символический характер. В сюжетно-ролевой игре, характерной для дошкольного детства, ребенок берет на себя роль другого и моделирует его действия, проигрывает эту воображаемую ситуацию. Одно из главных новообразований — потребность в социальном функционировании, способность к занятию значимой социальной позиции. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста 7-9 лет. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития физических способностей (скоростные и координационные способности, способность длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности). В возрасте 7-9 лет начинают формироваться интересы и склонности к определенным видам физической активности, выявляется специфика индивидуальных моторных проявлений, предрасположенность к тем или иным видам искусства. А это создает условия, способствующие успешной хореографической ориентации детей младшего школьного возраста, определению для каждого из них оптимального пути дальнейшего совершенствования. 4 У детей 7-9 лет интенсивно развивается и совершенствуется весь организм. Наблюдается постепенное совершенствование мышечной системы и двигательных функций. Вместе с ростом мышечной массы значительно улучшается координация движений. В это время интенсивно формируются психомоторные функции, связанные со скоростью и точностью движения. Дети в этом возрасте отличаются подвижностью, любознательностью, большой активностью и непоседливостью, подражательностью и вместе с тем неумением долго концентрировать свое внимание на чем-либо. Поэтому время их занятий одним видом деятельности должно быть коротким. Детский возраст с 10 до 12 лет характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. У детей среднего школьного возраста достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности, силовые и скоростно-силовые способности; умеренно увеличиваются скоростные способности и выносливость. Повышенная активность и повышенная утомляемость одновременно. Значительный рост энергии и некоторое снижение работоспособности. Обучающиеся данного возрастного периода отличаются повышенной эмоциональностью. Резко возрастает значение коллектива. Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, к активной практической деятельности. В содержание занятий входят те же разделы, что и раньше, но в более полном виде /разминка, станок, диагональ, середина, постановка-репетиция. Изменяется степень сложности учебного материала, дозировка физических нагрузок. Расширяется объём работы над тренировочными движениями, которые изучаются у станка, на середине, движения рук разнообразнее, всё больше комбинированных движений, с координацией ног, рук, головы, корпуса. Численный состав обучающихся в группе не должно быть менее 8 человек и не должен превышать 25 человек. Режим занятий: Длительность одного занятия: 2 академических часа. Периодичность занятий в неделю: 1 год обучения: 2 раза; 2 год обучения – 3 раза. 1 группа – 2 раза в неделю; 2 группа – 3 раза; Объем программы: 576 часов. 1 год обучения: стартовый уровень 144 часа. «Стартовый уровень». Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания общеразвивающей программы. 1 год обучения: стартовый уровень 216 часов. «Стартовый уровень». Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания общеразвивающей программы на более углублённом уровне. 2 год обучения: базовый уровень 216 часов. Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательнотематического направления общеразвивающей программы. Особенности организации образовательного процесса: программа может реализовываться в дистанционной форме. Педагогам разработаны видео-занятия в соответствии с учебным планом. Формы обучения: очная Перечень видов занятий: Ведущими видами организации образовательного процесса являются практическое и репетиционное занятие. Занятия по данной программе состоят как из теоретической, так и практической части, где теория и практика совмещены в процессе практических занятий. Используются такие формы как: мастер-класс, беседа, видео-урок, экскурсия, викторина, коллективное посещение концертов, спектаклей, массовых мероприятий, контрольные занятия, посещение спектаклей и представлений, просмотр и обсуждение хореографических произведений. На занятиях наряду с фронтальными методами используются работа в парах, индивидуальная работа, работа в микро-группах. 5 Выбор форм, методов и видов деятельности в учебной группе определяется с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Виды занятий: - тренировочное занятие - практическое занятие, направленное на получение и закрепление знаний и овладение определенными методами самостоятельной работы, формирует практические умения; - репетиционное занятие - практическое занятие по систематизации, обобщению полученных знаний и оформление творческого продукта, в соответствии со склонностями и способностями учащихся; - комбинированное занятие – практическое занятие, совмещающее в себе отработку навыков, повторение материала и приобретение новых знаний. Формы подведения результатов: открытое занятие, конкурсное выступление. Воспитательный потенциал. Воспитательная работа с обучающимися проводится в соответствии с рабочей программой воспитания МБУ ДО-ЦДТ, ее ежегодного плана. Цель программы воспитания: развитие и социализация в соответствии с принятыми социокультурными правилами и нормами, как основы воспитанности обучающихся. Задачи программы воспитания: развивать морально-нравственные качества обучающихся: честность; доброту; совесть, ответственность, чувства долга; развивать волевые качества обучающихся: самостоятельность, дисциплинированность, инициативность, принципиальность, самоотверженность, организованность; воспитывать стремления к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию; приобщать обучающихся к экологической и социальной культуре, здоровому образу жизни, рациональному и гуманному мировоззрению; формировать нравственное отношения к человеку, труду и природе; Планируемые результаты воспитания: развиты морально-нравственные качества обучающихся: честность; доброта; совесть; ответственность, чувство долга; развиты волевые качества обучающихся: самостоятельность; дисциплинированность; инициативность; принципиальность, самоотверженность, организованность; развито стремления к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию; сформирован интерес обучающихся к экологической и социальной культуре, здоровому образу жизни, рациональному и гуманному мировоззрению; сформировано нравственное отношения к человеку, труду и природе. Формы проведения воспитательных мероприятий: беседа, викторина, встреча с интересными людьми, дискуссия, тренинг, посещение театра, организация конференции, экскурсия, олимпиада, смотр, конкурс и др. Методы воспитательного воздействия: убеждение, внушение, заражение «личным примером» и подражание, упражнения и приучение, обучение, стимулирование (методы поощрения и наказания, соревнование), контроль и оценка и др. 6 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Цель программы –формирование навыков выполнения танцевальных упражнений по средствам занятий ритмикой. Задачи программы: Обучающие: знакомить с терминологией, названиями и переводом всех исполняемых движений; обучать технике исполнения танцевальных элементов и движений; знакомить с творчеством известных танцовщиков и хореографов современного танца; знакомить с правилами поведения на сцене; обучать самостоятельно исполнять различные танцевальные комбинации, этюды и номера на сцене. Развивающие: развить стремление соответствовать нормам и правилам взаимодействия в группе; развивать координацию движений; развить стремление к ведению здорового образа жизни. Воспитательные: воспитать волевые качества личности– силы, выносливости, ловкости, быстроты, координации; 1.3. Планируемые результаты программы Предметные: владеют терминологией, названиями и переводом всех исполняемых движений; владеют техникой исполнения танцевальных элементов и движений; имеют представление о творчестве известных танцовщиков и хореографов современного танца; знают правила поведения на сцене; умеют самостоятельно исполнять различные танцевальные комбинации, этюды и номера на сцене. Метапредметные: развито стремление соответствовать нормам и правилам взаимодействия в группе; развита координация движений; развито стремление к ведению здорового образа жизни. Личностные: сформированы волевые качества личности– сила, выносливость, ловкость, быстрота 1.4. № п/п 1 2. 3. 4. 5. 6 7 8 9 Тема УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ 1 год 2 год (2 раза в неделю) Введение в программу Правила техники безопасности Танцевальная культура Ритмика Партерная гимнастика Артистизм и исполнение Сценическая и постановочная деятельность Партерный экзерсис Основы бального танца Основы современного танца Актерское мастерство Итого 2 год (3 раза в неделю) 2 2 2 20 32 16 44 20 10 20 20 16 20 30 10 18 8 144 40 32 16 28 36 20 28 14 216 144 7 1.4.1. 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ – «СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ» Цель первого года обучения: создание условий, способствующих развитию и совершенствованию творческого потенциала обучающихся, посредством изучения искусства современного танца. Задачи: Обучающие дать представление об элементах гимнастики, ритмики, а также основных направлениях хореографии: бальный танец, эстрадный танец, современный танец; подготовить основу для дальнейшего развития танцевальных способностей Развивающие: развить навыки координации движения, гибкости тела, силы и эластичности мышц, выносливости; выявить индивидуальные способности ребенка. Воспитательные: поспособствовать социализации детей в коллективе и возникновению уважительных отношений между обучающимися; Планируемые результаты первого года обучения Личностные: умение совершать совместную деятельность в коллективе, в группах, в парах; Предметные: умение соотносить применяемую терминологию на практике; Метапредметные: выстроенное понимание основ сценической деятельности; УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ «СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ» 144 ЧАСА № п/п Тема Количество часов Всего Теория 1 Введение в программу 2 2 2. Ритмика 20 8 12 2.1 7 4 3 2.2 2.3 Азбука музыкальной грамотности Ориентировка в пространстве Танцевальные шаги 4 9 1 3 3 6 3. Партерная гимнастика 32 4 28 3.1 Упражнения для стоп 5 1 4 3.2 Упражнения на верхнюю 5 выворотность Упражнения для развития 6 танцевального шага 3.3 1 Практика Формы аттестации/ контроля Беседа. Рассказ. 5 Показ элементов. Контроль применения навыков. Контроль применения навыков. Показ Показ. Контроль применения навыков. Контроль исполняемых элементов. Показ. Контроль исполнения элементов. Контроль исполнения. 5 Контроль исполнения. 8 3.5 Упражнения для развития 5 мышц живота Упражнения на гибкость 5 5 Контроль исполнения. 1 4 6 16 1 6 5 10 Контроль исполнения элементов. Контроль исполнения. Контроль применения навыков. Показ элементов. 3.6. 4. Постановка корпуса Артистизм и исполнение 4.1. 7 3 4 Беседа. Рассказ. 9 3 6 Показ. Контроль применения навыков. 44 8 36 5.1 Знакомство с историей развития танцев и влиянием определенных факторов на артистизм и исполнение. Правила исполнения движений, развитие умения держать себя. Сценическая и постановочная деятельность Постановка номера 16 4 12 5.2 Отработка номера 28 4 24 6. Партерный экзерсис 20 5 15 6.1 Развивающий комплекс упражнений для суставов ног, мышц спины и живота. 8 3 5 Контроль исполнения, наработки навыков. Показ. Контроль исполнения, наработки навыков. Показ. Контроль исполнения, наработки навыков. Показ. Контроль исполнения, наработки навыков. Показ. Контроль исполнения, наработки навыков. 6.2 Комплекс упражнений для растяжки. 12 2 10 7. Основы бального танца 10 4 6 7.1 Основные элементы 7 3 4 7.2 Разучивание композиций 3 1 2 Итого 144 37 107 3.4 4.2. 5. Показ. Контроль исполнения, наработки навыков. Контроль применения навыков. Показ элементов. Контроль применения навыков. Показ элементов. Контроль применения навыков. Показ элементов. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ 1.Введение в программу. Теория: Знакомство с коллективом. Правила техники безопасности, противопожарной безопасности. Организационные вопросы. Знакомство с планами и задачами на учебный год. Расписание занятий. Практика. Знакомство обучающихся друг с другом. Беседа и выявление интересов каждого обучающегося в области хореографии. Входная диагностика физических данных. 2.Ритмика. 2.1 Азбука музыкальной грамотности. Теория. Знакомство с жанрами музыкальных произведений и умениями их определять (веселая, грустная, торжественная и т.д.). Знакомство со строением музыкального произведения. 9 Практика. Выполнения движений в соответствии с жанром. Выполнение движений или хлопков в различных темпах. 2.2. Ориентировка в пространстве. Теория. Ознакомление с основами ориентировки в пространстве: правая и левая, центральная часть зала. Различать правую и левую сторону, руку, ногу. Практика. Игровые упражнения на ориентировку в пространстве и перестроения в различные рисунки. 2.3 Танцевальные шаги. Теория. Ознакомление с методикой исполнения движения. Практика. Изучение различных танцевальных шагов (с носка, на полупальцах, подскоки, галоп и т.д.) 3. Партерная гимнастика 3.1 Упражнения для стоп. Теория. Ознакомление с методикой исполнения упражнений. Практика. Выполнение упражнений для стоп на развитие выворотности, гибкости, силы и растяжки стоп. 3.2 Упражнения на верхнюю выворотность. Теория. Объяснение техники исполнения упражнения посредством личного показа. Практика. Развить подвижность и выворотность тазобедренного сустава при помощи специальных гимнастических упражнений («лягушка», «ножницы» и т.д.) 3.3 Упражнения для развития танцевального шага Теория. Ознакомление с понятием «танцевальный» шаг, способами его применения и правилами исполнения. Практика. Выполнение упражнений для растяжки паховых мышц, развития гибкости суставов. 3.4 Упражнения для развития мышц живота. Теория. Ознакомление со способами и правилами развития определенных групп мышц. Практика. Выполнение комплекса упражнений для повышения выносливости, гибкости и общих показателей. 3.5 Упражнения на гибкость. Теория. Знакомство с понятием «гибкость» и техникой безопасности при выполнении упражнений. Практика. Выполнение упражнений на середине зала, на ковриках, растягивая определенные группы мышц, избавляясь от их закрепощенности. 3.6 Постановка корпуса. Теория. Ознакомить с понятием «постановка корпуса» и правилами исполнения. Практика. Выполнение упражнений для правильного формирования положения корпуса, головы и рук в пространстве. 4. Артистизм и исполнение 4.1. Знакомство с историей развития танцев и влиянием определенных факторов на артистизм и исполнение. Теория. Ознакомление с историей развития танцев. Практика. Выполнение упражнений на развитие артистизма по ассоциативным картинкам. 4.2. Правила исполнения движений, развитие умения держать себя. Теория. Ознакомление с правилами исполнения движения и сопровождающей эмоции. Практика. Выполнение упражнений на развитие эмоциональности, артистизма, свободы движения. 5. Сценическая и остановочная деятельность 5.1 Постановка номера. Теория. Объяснение танцевальных связок, рисунков, перестроения. Практика. Исполнение заданных танцевальных связок. 5.2 Отработка номера. Теория. Знакомство со способами повторения и лучшего запоминаниями материала. 10 Практика. Неоднократное повторение танцевальных этюдов, композиций, танцевальных связок, рисунков. 6.Партерный экзерсис. 6.1 Развивающий комплекс упражнений для суставов ног, мышц спины и живота. Теория. Знакомство с техникой исполнения силовых упражнений, упражнений на координацию, внимание и растяжку. Практика. Комплекс упражнений, направленный на улучшение эластичности мышц и связок, повышение гибкости суставов, пластичности, растяжки. 6.2 Комплекс упражнений для растяжки. Теория. Подготовиться к традиционному классическому экзерсису у станка. Ознакомить с основными правилами и упражнениями. Практика. Выполнение упражнений классического экзерсиса, специализированных для выполнения на ковриках. 7. Основы бального танца 7.1 Основные элементы Теория. Знакомство с основными элементами, движениями (позиции рук и ног, шаги и т.д.). Практика. Выполнение упражнений и основных движений латиноамериканских танцев 7.2 Разучивание композиций Теория. Объяснение танцевальных связок, рисунков. Практика. Исполнение заданных танцевальных композиций. 2 ГОД ОБУЧЕНИЯ – «СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ» Цель второго года обучения: пробуждение интереса, выявление и развитие творческих способностей, обучающихся средствами искусства современного танца. Задачи: Обучающие познакомить с основами современного танца, его элементами, терминологией и историей развития; познакомить с методикой исполнения основных движений; научить исполнять основные движения, упражнения; научить правильно ощущать положение корпуса на середине. Развивающие: научить самостоятельно проводить, разогрев перед занятием; развить стремление к получению новых знаний в данной области; Воспитательные: воспитать понимание ценности здорового образа жизни. дать навыки взаимодействия в группе, осознавая себя её частью. Ожидаемые результаты реализации программы первого года обучения Предметные знают основы современного танца, его элементами, терминологией и историей развития; знают методику исполнения основных движений; умеют исполнять основные движения, упражнения; умеют правильно ощущать положение корпуса на середине. Метапредметные: умеют самостоятельно проводить, разогрев перед занятием; развито стремление к получению новых знаний в данной области; Личностные: сформировано понимание ценностей здорового образа жизни. 11 сформированы навыки взаимодействия в группе, осознавая себя её частью. УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ «БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ» 144 ЧАСА № п/п Тема Количество часов Всего Теория 1 Введение в программу 2 2 2. Ритмика 20 6 14 2.1 6 2 4 2.2 2.3 Азбука музыкальной грамотности Ориентировка в пространстве Танцевальные шаги 4 10 2 2 2 8 3. Партерная гимнастика 20 6 14 3.1 Упражнения для стоп 4 1 3 3.2 2 1 1 4 1 3 Контроль исполнения. 2 1 1 Контроль исполнения. 3.5 Упражнения на верхнюю выворотность Упражнения для развития танцевального шага Упражнения для развития мышц живота Упражнения на гибкость Показ элементов. Контроль применения навыков. Контроль применения навыков. Показ Показ. Контроль применения навыков. Контроль исполняемых элементов. Показ. Контроль исполнения элементов. Контроль исполнения. 4 1 3 3.6. 4. Постановка корпуса Артистизм и исполнение 4 16 1 6 1 10 Контроль исполнения элементов. Контроль исполнения. Контроль применения навыков. Показ элементов. 4.1. 3 1 2 Беседа. Рассказ. 13 5 8 Показ. Контроль применения навыков. 20 4 16 5.1 Знакомство с историей развития танцев и влиянием определенных факторов на артистизм и исполнение. Правила исполнения движений, развитие умения держать себя. Сценическая и постановочная деятельность Постановка номера 10 2 8 5.2 Отработка номера 10 2 8 6. Партерный экзерсис 30 10 20 Контроль исполнения, наработки навыков. Показ. Контроль исполнения, наработки навыков. Показ. Контроль исполнения, наработки навыков. Показ. Контроль исполнения, наработки навыков. 3.3 3.4 4.2. 5. Практика Формы аттестации/ контроля Беседа. Рассказ. 12 6.1 Развивающий комплекс упражнений для суставов ног, мышц спины и живота. 10 2 8 Показ. исполнения, навыков. Контроль наработки 6.2 Комплекс упражнений для растяжки. 20 8 12 7. Основы бального танца 10 4 6 7.1 Основные элементы 5 2 3 7.2 Разучивание композиций 5 2 3 8. Основы современного танца 18 6 12 8.1. Знакомство с разными стилями 6 современного танца 2 4 Показ. Контроль исполнения, наработки навыков. Контроль применения навыков. Показ элементов. Контроль применения навыков. Показ элементов. Контроль применения навыков. Показ элементов. Беседа. Рассказ. Показ. Контроль исполнения, наработки навыков. Беседа. Рассказ. 8.2 Разучивание небольших композиций 12 4 8 9. Актерское мастерство 8 2 6 9.1 Элементы актерского мастерства 4 1 3 9.2 Упражнения на согласованность действий, на развитие актерского мастерства. 4 1 3 Итого 144 46 98 Показ. Контроль исполнения, наработки навыков. Беседа. Рассказ. Показ. Контроль исполнения, наработки навыков. Беседа. Рассказ. Показ. Контроль исполнения, наработки навыков. Показ. Контроль исполнения, наработки навыков. УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ 216 ЧАСА «СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ» (3 раза в неделю) Тема Количество часов Всего Теория 2 2 Форма аттестации/ контроля Практика Входящая диагностика Показ. Контроль применения навыков. 1. 1.1 Вводное занятие. Техника безопасности. Инструктаж по ТБ. Гигиена тела, внешний вид ученика 2. Партерный экзерсис 46 2 44 2.1 Развивающий комплекс упражнений для суставов ног и мышц спины и живота 28 1 27 Контроль применения навыков. Показ 13 2.2 Комплекс упражнений для растяжки 3. Ритмика 18 40 1 12 17 28 3.1 3.2 Азбука музыкальной грамотности Ориентировка в пространстве 12 12 4 4 8 8 3.3 Танцевальные шаги 16 4 12 4. Основы современного танца 28 8 20 4.1 Базовые элементы современного танца 14 4 10 4.2 4.3 Техники современного танца Техника «импровизация» 7 7 2 2 5 5 5. Актерское мастерство 14 4 10 5.1 Игры и упражнения на артистизма Сценическая деятельность развитие 14 4 10 38 6 32 32 3 29 2 4 48 1 2 12 1 2 36 6. 6.1 2.2 6.3 7. Репетиционно-постановочная деятельность Открытые занятия Концертная деятельность Основы бального танца 7.1 Базовые элементы бального танца 28 4 24 7.2 Вариации танцев 20 8 12 Итого 216 44 170 Показ Контроль применения навыков. Показ Показ Показ. Контроль применения навыков. Контроль применения навыков. Показ. Контроль применения навыков. Показ Показ. Контроль применения навыков. Показ. Контроль применения навыков. Показ Показ. Контроль применения навыков. Показ. Контроль применения навыков. Показ Показ Показ. Контроль применения навыков. Показ. Контроль применения навыков. Показ. Контроль применения навыков. Раздел 1. Учебно-тренировочная работа 1.Введение в программу. 1.1 Техника безопасности. Инструктаж по ТБ. Гигиена тела, внешний вид ученика Теория. Правила техники безопасности, противопожарной безопасности. Организационные вопросы. Знакомство с планами и задачами на учебный год. Расписание занятий. Практика. Опрос. 2.Партерный экзерсис. 2.1 Развивающий комплекс упражнений для суставов ног, мышц спины и живота. Теория. Знакомство с техникой исполнения силовых упражнений, упражнений на координацию, внимание и растяжку. Практика. Комплекс упражнений, направленный на улучшение эластичности мышц и связок, повышение гибкости суставов, пластичности, растяжки. 2.2 Комплекс упражнений для растяжки. Теория. Подготовиться к традиционному классическому экзерсису у станка. Ознакомить с основными правилами и упражнениями. Практика. Выполнение упражнений классического экзерсиса, специализированных для выполнения на ковриках. 3.Ритмика. 3.1 Азбука музыкальной грамотности 14 Теория. Знакомство с жанрами музыкальных произведений и умениями их определять (веселая, грустная, торжественная и т.д.). Знакомство со строением музыкального произведения. Практика. Выполнения движений в соответствии с жанром. Выполнение движений ил и хлопков в различных темпах. 2.2. Ориентировка в пространстве. Теория. Ознакомление с основами ориентировки в пространстве: правая и левая, центральная часть зала. Различать правую и левую сторону, руку, ногу. Практика. Игровые упражнения на ориентировку в пространстве и перестроения в различные рисунки. 2.3 Танцевальные шаги. Теория. Ознакомление с методикой исполнения движения. Практика. Изучение различных танцевальных шагов (с носка, на полупальцах, подскоки, галоп и т.д.) 4.Основы современного танца. 4.1 Базовые элементы современного танца. Теория. Знакомство с базовыми элементами современного танца (широкие позиции ног, невыворотные позиции ног, положение корпуса в пространстве) и характерные черты исполнения. Практика. Изучение шагов танцевальных. Особенности движений. Характерные положения рук, ног, корпуса в пространстве. 4.2 Техники современного танца. Теория. Знакомство с основными танцевальными техниками (Modern dance, Contemporary dance, телесные практики, Jazz-modern и т..д.) Практика. Изучение танцевальных связок каждой из техник. 4.3 Техника «Импровизация». Теория. Знакомство с техникой современного танца. Практика. Телесные практики в парах, малых группах, индивидуально. 5.Актерское мастерство. 5.1 Игры и упражнения на развития артистизма. Теория. Знакомство с понятиями эмоциональность исполнения, артистичность. Практика. Выполнение упражнений на изменение настроения, развитие воображения путем работы с предметами. 6.Сценическая деятельность. 6.1 Репетиционно-постановочная деятельность. Теория. Знакомство с техникой и особенностями постановочной деятельности. Практика. Постановка танца, отработка движений, танцевальных связок, отработка рисунков танца, сольных связок. Работа над репертуаром. 6.2 Открытые занятия. Теория. Знакомство с особенностями поведения на занятиях со зрителями, организационные вопросы. Практика. Проведение открытого занятия, викторины, конкурсы. 6.3 Концертная деятельность. Теория. Знакомство с правилами поведения на концертах, сцене, в зрительном зале, в общественном месте. Практика. Концертная деятельность на территориальных площадках района и города. 7.Основы бального танца 7.1. Базовые элементы бального танца Теория. Знакомство с базовыми элементами бального танца (позиции ног, движения по линии танца, положение корпуса в пространстве) и характерные черты исполнения. Практика. Изучение танцевальных шагов. Особенности движений. Характерные положения рук, ног, корпуса в пространстве. 7.2. Вариации танцев Теория. Знакомство с вариациями разных танцев, запоминание последовательности связок. Практика. Выполнение разных вариаций танцев. 15 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Год обуч ения 1 Дата начал а обуче ния Дата оконч ания обуче ния Количе ство учебны х недель Количе ство учебны х дней 15.09. 31.05. 36 72 Количе ство учебны х часов 144 Продол житель ность канику л Компле ктован ие групп Проме жуточн ая аттеста ция Итогов ая аттеста ция с 01.01. по 08.01. зимние 20.08. по 14.09 с 13.05. по 31.05. 2 занятия по 2 часа в неделю 20.08. по 14.09 с 13.05. по 31.05. 3 занятия по 2 часа в неделю 01.06. по 19.08. летние 1 15.09. 31.05. 36 72 216 с 01.01. по 08.01. зимние 01.06. по 19.08. летние 2 15.09. 31.05. 36 72 216 с 01.01. по 08.01. зимние 01.06. по 19.08. летние 20.08. по 14.09 с 13.05. по 31.05. Режим занятий 3 занятия по 2 часа в неделю 16 2.1.1.Календарный учебный график первого года обучения № п/п 1 Учебные недели 1 неделя 2 неделя 3 неделя 6 7 4 неделя 8 9 6 неделя Гимнастика. Выявление физических данных. 7 неделя 14 15 16 Работа на выявление качеств. Игры на развитие музыкальности Работа на выявление качеств. Игры на развитие музыкальности Работа на свободную ассоциацию. Игры для развития музыкальности Ориентировка в пространстве. Танцевальные шаги. Партерная гимнастика. Танц.движения по кругу. Ориентировка в пространстве. Танцевальные шаги. 12 13 на 5 неделя 10 11 Основы занятия. Игры развитие музыкальности Гимнастика. Выявление физических данных 4 5 Введение в образовательную Программу. ТБ Знакомство с коллективом. ТБ. Основы занятия 2 3 Наименование темы 8 неделя Закрепление ориентировки в простр., музыкальной грамотности, танц.шагов. Комплекс упр. Для мышц спины и живота. Игра на муз.ритм. Упражнения на нижнюю и верхнюю выворотность. Физ.упражнения на мыш.корпус. Разучивание простых тан.комбинаций для развития памяти. Упражнения на нижнюю выворотность. Постановка мышечного корпуса. Форма Количество занятия часов Комбиниров 2 анное занятие Комбиниров 2 анное занятие Комбиниров 2 анное занятие Комбиниров 2 анное занятие Комбиниров 2 анное занятие Комбиниров 2 анное занятие Комбиниров 2 анное занятие Комбиниров 2 анное занятие Тренировочн 2 ое занятие Комбиниров 2 анное занятие Комбиниров 2 анное занятие Репетиционн 2 ое занятие Форма контроля Беседа. Рассказ. Входящая диагностика. Рассказ. Рассказ. Беседа. Наблюдение. Беседа Просмотр исполняемых упражнений Рассказ. Просмотр исполняемых упражнений Наблюдение. Беседа. Наблюдение. Контроль Просмотр исполняемых упражнений Контроль исполнения элементов. Наблюдение. Беседа. Комбиниров анное занятие Тренировочн ое занятие 2 2 Просмотр исполняемых упражнений Комбиниров анное занятие Комбиниров анное занятие 2 Контроль исполнения элементов. Наблюдение. Беседа. 2 17 17 9 неделя 18 19 10 неделя 20 21 11 неделя 22 23 12 неделя 24 25 13 неделя 34 2 Контроль исполнения элементов. Наблюдение. Контроль Просмотр исполняемых упражнений Комбиниров анное занятие Тренировочн ое занятие Комбиниров анное занятие Комбиниров анное занятие Комбиниров анное занятие Комбиниров анное занятие 2 2 Наблюдение. Беседа. Комбиниров анное занятие Тренировочн ое занятие Комбиниров анное занятие 2 Рассказ. 2 Наблюдение. Контроль Просмотр исполняемых упражнений 15 неделя Разучивание простых тан.комбинаций для развития памяти. Работа на свободную ассоциацию. Игры для развития музыкальности Постановка танц.номера. 16 неделя 32 33 Наблюдение. Контроль Постановка танц.номера. 30 31 2 14 неделя 28 29 Комбиниров анное занятие Комбиниров анное занятие Репетиционн ое занятие Упражнения на нижнюю и Комбиниров верхнюю выворотность. анное Физ.упражнения на занятие мыш.корпус. Композиция и постановка. Тренировочн ое занятие Работа на свободную Комбиниров ассоциацию. Игры для анное развития музыкальности занятие Гимнастика: Комбиниров анное занятие Постановка танц.номера. Репетиционн ое занятие Композиция и постановка. Репетиционн ое занятие Гимнастика: 26 27 Разучивание простых тан.комбинаций для развития памяти. Разучивание простых тан.комбинаций для развития памяти. Постановка танц.номера. 17 неделя Упражнения на нижнюю и верхнюю выворотность. Физ.упражнения на мыш.корпус. Работа на свободную ассоциацию. Игры для развития музыкальности Постановка танц.номера. Гимнастика: 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Наблюдение. Контроль Контроль исполнения элементов. Рассказ. Наблюдение. Беседа. Просмотр исполняемых упражнений Контроль исполнения элементов. Наблюдение. Контроль Наблюдение. Беседа. Просмотр исполняемых упражнений Наблюдение. Контроль 18 35 18 неделя 36 37 19 неделя 38 39 20 неделя 40 41 21 неделя 42 43 22 неделя 44 45 23 неделя 46 47 24 неделя 50 Комбиниров анное занятие Тренировочн ое занятие 2 Наблюдение. Беседа. 2 Тренировочн ое занятие Упражнения на нижнюю и Репетиционн верхнюю выворотность. ое занятие Физ.упражнения на мыш.корпус. Разучивание простых Комбиниров тан.комбинаций для развития анное памяти. занятие Отработка танц.номера. Комбиниров анное занятие Композиция и постановка. Тренировочн ое занятие 2 Контроль исполнения, наработки навыков. Наблюдение. Контроль Рассказ. Отработка танц.номера Комбиниров анное занятие Разучивание простых Комбиниров тан.комбинаций для развития анное памяти. занятие Гимнастика: Комбиниров анное занятие 2 Работа на свободную ассоциацию. Игры для развития музыкальности Отработка танц.номера. Комбиниров анное занятие Комбиниров анное занятие Репетиционн ое занятие 2 Тренировочн ое занятие 2 Разучивание простых Комбиниров тан.комбинаций для развития анное памяти. занятие 2 Работа на свободную Комбиниров ассоциацию. Игры для анное развития музыкальности занятие 2 Отработка танц.номера. Отработка танц.номера. Композиция и постановка. 48 49 Работа на свободную ассоциацию. Игры для развития музыкальности Отработка танц.номера. 25 неделя 2 2 Наблюдение. Беседа. 2 Наблюдение. Контроль 2 Просмотр исполняемых упражнений Наблюдение. Беседа. 2 Наблюдение. Контроль 2 Контроль исполнения, наработки навыков. Наблюдение. Беседа. 2 2 Просмотр исполняемых упражнений Контроль исполнения, наработки навыков. Контроль исполнения элементов. Рассказ. Контроль исполнения элементов. Наблюдение. Беседа. 19 51 26 неделя Композиция и постановка. 52 53 27 неделя 28 неделя 56 57 29 неделя 30 неделя 60 61 31 неделя 32 неделя 33 неделя 66 67 Работа на свободную ассоциацию. Игры для развития музыкальности Композиция и постановка. Разучивание простых тан.комбинаций для развития памяти. Отработка танц.номера. Упражнения на нижнюю и верхнюю выворотность. Физ.упражнения на мыш.корпус. 64 65 Отработка танц.номера. Гимнастика: 62 63 Работа на свободную ассоциацию. Игры для развития музыкальности Отработка танц.номера. Гимнастика: 58 59 Отработка танц.номера. Отработка танц.номера. 54 55 Отработка танц.номера. 34 неделя Работа на свободную ассоциацию. Игры для развития музыкальности Отработка танц.номера. Отработка танц.номера. Комбиниров анное занятие Комбиниров анное занятие Комбиниров анное занятие 2 Наблюдение. Контроль 2 Тренировочн ое занятие Комбиниров анное занятие Репетиционн ое занятие Репетиционн ое занятие Тренировочн ое занятие Комбиниров анное занятие Комбиниров анное занятие Комбиниров анное занятие Комбиниров анное занятие Комбиниров анное занятие Тренировочн ое занятие 2 Просмотр исполняемых упражнений Контроль исполнения, наработки навыков. Наблюдение. Беседа. Просмотр исполняемых упражнений Рассказ. Комбиниров анное занятие Репетиционн ое занятие Тренировочн ое занятие 2 2 2 2 2 2 2 2 Наблюдение. Контроль Рассказ. Просмотр исполняемых упражнений Рассказ. 2 Наблюдение. Беседа. 2 Просмотр исполняемых упражнений Рассказ. 2 2 2 2 Рассказ. Контроль исполнения, наработки навыков. Наблюдение. Беседа. Наблюдение. Контроль Рассказ. Контроль исполнения, наработки навыков. 20 68 69 35 неделя 72 Комбиниров анное занятие 2 Рассказ. Репетиционн ое занятие 2 Репетиционн ое занятие Подготовка к открытому Репетиционн занятию. ое занятие Подготовка к открытому Контрольное занятию. Открытое занятие. занятие 2 Просмотр исполняемых упражнений Рассказ. Отработка танц.номера. 70 71 Упражнения на нижнюю и верхнюю выворотность. Физ.упражнения на мыш.корпус. Отработка танц.номера. 36 неделя 2 2 Наблюдение. Беседа. Наблюдение. Контроль 21 2.2.1.Календарный учебный график второго года обучения (3 раза в неделю) 216 часов № п/п 1 Учебные недели 1 неделя 2 3 4 2 неделя 5 6 7 3 неделя 8 9 10 4 неделя 11 5 неделя 14 15 16 17 18 Введение в образовательную Программу. ТБ Вводное занятие. ТБ. Основы занятия Разучивание простых тан.комбинаций Основы занятия. Игры на развитие музыкальности Гимнастика. Упражнения на развитие скорости Актерское мастерство. Игры образ, импровизация. ОФП. Упражнения для развития координации СФП. Работа на выявление качеств. Игры на развитие музыкальности СФП. Техника исполнения основного шага танца «Чача-ча» Разучивание движений совр.танца. СФП. Техника исполнения основного шага танца «Чача-ча» 6 неделя Форма занятия Комбинированное занятие Комбинированное занятие Комбинированное занятие Комбинированное занятие Комбинированное занятие Комбинированное занятие Комбинированное занятие Количество Форма часов контроля 2 Беседа. Рассказ. 2 Входящая диагностика. 2 Наблюдение. Беседа 2 Рассказ. 2 2 2 Рассказ. Беседа. Наблюдение. Беседа Наблюдение. Беседа Комбинированное занятие 2 Комбинированное занятие 2 Комбинированное занятие Комбинированное занятие 2 Рассказ. 2 Комбинированное занятие Тренировочное занятие 2 Просмотр исполняемых упражнений Наблюдение. Беседа Наблюдение. Беседа. Комбинированное занятие 2 Наблюдение. Контроль Разучивание простых тан.комбинаций современного танца СФП. Построение позиций и линий рук СФП. Построение позиций в паре Комбинированное занятие 2 Наблюдение. Беседа Комбинированное занятие 2 Закрепление ориентировки в простр., музыкальной грамотности, танц.шагов. Разучивание простых тан.комбинаций в танце «Квикстеп» Репетиционное занятие 2 Комбинированное занятие 2 Просмотр исполняемых упражнений Контроль исполнения элементов. Наблюдение. Беседа Актерское мастерство. Игры образ, импровизация. 12 13 Наименование темы Партерная гимнастика. Танц.движения по кругу в танце «Учителям». СФП. Техника исполнения основного шага танца «Чача-ча» 2 Просмотр исполняемых упражнений Наблюдение. Беседа 22 СФП. Техника исполнения Комбинированное основного шага занятие СФП. Упражнения для равновесия 2 Наблюдение. Беседа. СФП. Техника исполнения Тренировочное основного шага танца «Ча- занятие ча-ча» 2 Просмотр исполняемых упражнений Разучивание тан.комбинаций развития памяти. простых Комбинированное для занятие 2 23 Упражнения на нижнюю Комбинированное выворотность. занятие Постановка мышечного корпуса. 2 Контроль исполнения элементов. Наблюдение. Беседа. 24 Разучивание простых тан.комбинаций СФП. Техника исполнения основного шага танца «Медленный вальс» Разучивание простых тан.комбинаций для развития памяти. Актерское мастерство. Игры образ, импровизация. Постановка танц.номера. Комбинированное занятие Комбинированное занятие 2 Комбинированное занятие 2 Комбинированное занятие Репетиционное занятие Комбинированное занятие 2 Комбинированное занятие Тренировочное занятие Работа на свободную Комбинированное ассоциацию. Игры для занятие развития музыкальности Техника исполнения Комбинированное основного шага танца занятие «Джайв» Упражнения для развития Комбинированное мышечной силы в образно – занятие игровых действиях. 2 2 Рассказ. Наблюдение 35 «Танцевальная импровизация» танцевальные этюды 2 Наблюдение. Беседа. 36 Разучивание тан.комбинаций 2 Наблюдение. Беседа 19 7 неделя 20 21 22 25 8 неделя 9 неделя 26 27 28 10 неделя 29 Дыхательные упражнения и упражнения на укрепление осанки. 30 Разучивание простых тан.комбинаций Композиция и постановка. 31 11 неделя 32 33 34 12 неделя Репетиционное занятие простых Комбинированное занятие 2 2 2 2 2 2 Наблюдение. Беседа Наблюдение. Контроль Контроль исполнения элементов. Наблюдение. Беседа Наблюдение. Контроль Просмотр исполняемых упражнений Контроль Наблюдение. Беседа Наблюдение. Контроль Контроль исполнения элементов. Наблюдение. Беседа 23 Композиция и постановка. Репетиционное занятие 2 38 Техника исполнения основного шага танца «Джайв» в паре Комбинированное занятие 2 39 Актерское мастерство. Игры образ, импровизация. Комбинированное занятие СФП. Техника исполнения Тренировочное основного шага танца занятие «Медленный вальс» в паре Разучивание простых Комбинированное тан.комбинаций для занятие развития памяти. Разучивание простых Комбинированное тан.комбинаций занятие «В ролях…» игровые Комбинированное задания занятие на воображение 2 Постановка танц.номера. Комбинированное занятие Разучивание простых Комбинированное тан.комбинаций занятие Упражнения на нижнюю и Комбинированное верхнюю выворотность. занятие Физ.упражнения на мыш.корпус. Работа на свободную Комбинированное ассоциацию. Игры для занятие развития музыкальности Разучивание простых Комбинированное тан.комбинаций занятие Постановка танц.номера. Тренировочное занятие СФП. Техника исполнения Комбинированное основного шага танца занятие «Квикстеп» в паре 2 Комбинированное занятие Комбинированное занятие 2 37 40 13 неделя 14 неделя 41 42 43 15 неделя 44 45 46 16 неделя 47 48 49 17 неделя 50 Актерское мастерство. Игры образ, импровизация. 51 52 18 неделя Актерское мастерство 2 Просмотр исполняемых упражнений Контроль исполнения элементов. Наблюдение. Беседа Наблюдение. Контроль 2 Наблюдение. Беседа. 2 Наблюдение. Беседа Анализ творческого задания. Работа над ошибками. Контроль исполнения игрового задания на воображение 2 2 2 Наблюдение. Контроль Наблюдение. Беседа Наблюдение. Беседа. 2 Рассказ. 2 Наблюдение. Беседа Наблюдение. Контроль Просмотр исполняемых упражнений 2 2 2 Наблюдение. Беседа Наблюдение. Беседа. 24 53 Отработка танц.номера. 54 Разучивание простых Комбинированное тан.комбинаций занятие Отработка танц.номера. Тренировочное занятие Упражнения на нижнюю и Репетиционное верхнюю выворотность. занятие Физ.упражнения на мыш.корпус. Отработка танц.номера Комбинированное занятие Разучивание Комбинированное тан.комбинаций для занятие развития памяти. Танец « Ча- ча -ча». Комбинированное Учебнозанятие тренировочная работа. Без музыки, под музыку. Разучивание небольших Комбинированное тан.комбинаций занятие Композиция и постановка. Тренировочное занятие 2 Отработка танц.номера Комбинированное занятие Актерское мастерство. Игры Комбинированное образ, импровизация. занятие Актерское мастерство. Игры Комбинированное образ, импровизация. занятие Характер музыки. Комбинированное Средства занятие музыкальной выразительности. Динамические оттенки. Танец « Джайв». Комбинированное Учебнозанятие тренировочная работа. Без музыки, под музыку. Работа на свободную Комбинированное ассоциацию. Игры для занятие развития музыкальности Отработка танц.номера. Комбинированное занятие 2 Разучивание тан.комбинаций 2 55 19 неделя 56 57 58 20 неделя 59 60 61 21 неделя 62 63 64 22 неделя 65 66 67 68 69 23 неделя Тренировочное занятие простых Комбинированное занятие 2 2 2 2 2 Контроль исполнения, наработки навыков. Наблюдение. Беседа Наблюдение. Контроль Рассказ. Наблюдение. Беседа Наблюдение. Беседа. 2 Наблюдение. Контроль 2 Наблюдение. Беседа Просмотр исполняемых упражнений Наблюдение. Беседа. Наблюдение. Беседа Наблюдение. Контроль Контроль исполнения, наработки навыков. 2 2 2 2 Наблюдение. Беседа 2 Наблюдение. Беседа. 2 Просмотр исполняемых упражнений Наблюдение. Беседа 25 Танец « Румба». Учебнотренировочная работа. Без музыки, под музыку. Композиция и постановка. Репетиционное занятие 2 Контроль исполнения, наработки навыков. Тренировочное занятие 2 Актерское мастерство. Игры образ, импровизация. Разучивание тан.комбинаций для развития памяти. Комбинированное занятие Комбинированное занятие 2 Работа на свободную ассоциацию. Игры для развития музыкальности Разучивание простых тан.комбинаций Отработка танц.номера. Комбинированное занятие 2 Контроль исполнения элементов. Наблюдение. Беседа Рассказ. Контроль исполнения элементов. Наблюдение. Беседа. 2 77 Актерское мастерство Комбинированное занятие Комбинированное занятие Комбинированное занятие 78 Актерское мастерство. Игры Комбинированное образ, импровизация. занятие Отработка танц.номера. Комбинированное занятие 2 80 «Ах эта импровизация» танцевальные этюды 2 81 СФП. Построение позиций и Комбинированное линий рук СФП. занятие Построение позиций в паре 2 Актерское мастерство Комбинированное занятие 2 Репетиционное занятие Актерское мастерство. Игры Комбинированное образ, импровизация. занятие Отработка танц.номера. Репетиционное занятие СФП. Построение позиций и Тренировочное линий рук СФП. занятие Построение позиций в паре 2 70 24 неделя 71 72 73 25 неделя 74 75 76 79 82 26 неделя 27 неделя 28 неделя Отработка танц.номера. 83 84 85 86 29 неделя Тренировочное занятие 2 2 2 2 2 2 2 Наблюдение. Беседа Наблюдение. Контроль Просмотр исполняемых упражнений Наблюдение. Беседа Контроль исполнения, наработки навыков. Наблюдение. Беседа. Просмотр исполняемых упражнений Рассказ. Наблюдение. Беседа Наблюдение. Контроль Рассказ. 26 Упражнения для развития Комбинированное координации СФП. занятие Техника исполнения основного шага танца «Румба» Отработка танц.номера. Комбинированное занятие 2 Наблюдение. Беседа 2 89 Композиция и постановка. 2 90 Разучивание тан.комбинаций Разучивание тан.комбинаций развития памяти. Отработка танц.номера. Комбинированное занятие Комбинированное занятие Комбинированное для занятие Просмотр исполняемых упражнений Рассказ. 2 Комбинированное занятие 2 Комбинированное занятие Комбинированное занятие Тренировочное занятие 2 Комбинированное занятие Комбинированное занятие Репетиционное занятие Актерское мастерство. Игры Комбинированное образ, импровизация. занятие Правила поведения на Тренировочное сцене и в концертном зале. занятие Репетиция 2 Упражнения на нижнюю и верхнюю выворотность. Физ.упражнения на мыш.корпус. Актерское мастерство. Игры образ, импровизация. Отработка танц.номера. Комбинированное занятие 2 Комбинированное занятие Репетиционное занятие 2 Правила поведения на сцене и в концертном зале. Репетиция Репетиционное занятие 2 87 88 91 30 неделя 31 неделя 92 93 94 32 неделя Актерское мастерство. Игры образ, импровизация. Отработка танц.номера. 95 Упражнения на нижнюю и верхнюю выворотность. Физ.упражнения на мыш.корпус. 96 Разучивание простых тан.комбинаций Введение в основы совр.танца. Отработка танц.номера. 97 33 неделя 98 99 100 34 неделя 101 102 103 104 35 неделя 2 2 2 2 2 2 2 2 Наблюдение. Беседа Наблюдение. Беседа. Просмотр исполняемых упражнений Наблюдение. Беседа Рассказ. Рассказ. Контроль исполнения, наработки навыков. Наблюдение. Беседа Наблюдение. Беседа. Наблюдение. Контроль Наблюдение. Беседа Рассказ. Контроль исполнения, наработки навыков. Рассказ. Наблюдение. Беседа Просмотр исполняемых упражнений Рассказ. 27 Отработка танц.номера. 105 106 107 108 36 неделя Репетиционное занятие Подготовка к открытому Репетиционное занятию. занятие Подготовка к открытому Репетиционное занятию. занятие Открытое занятие Контрольное занятие 2 2 2 2 Наблюдение. Беседа Наблюдение. Беседа. Наблюдение. Контроль Наблюдение. Беседа 28 2.3.1.Календарный учебный график второго года обучения (2 раза в неделю) 144 часа № п/п 1 Учебные недели 1 неделя 2 3 2 неделя 4 5 3 неделя 6 7 4 неделя 8 9 5 неделя 10 11 6 неделя 12 13 7 неделя 14 15 8 неделя 16 17 9 неделя Наименование темы Введение в образовательную Программу. ТБ Вводное занятие. ТБ. Основы занятия Основы занятия. Игры на развитие музыкальности Гимнастика. Упражнения на развитие скорости ОФП. Упражнения для развития координации СФП. Работа на выявление качеств. Игры на развитие музыкальности Разучивание движений совр.танца. СФП. Техника исполнения основного шага танца «Чача-ча» Партерная гимнастика. Танц.движения по кругу в танце «Учителям». СФП. Техника исполнения основного шага танца «Чача-ча» СФП. Построение позиций и линий рук СФП. Построение позиций в паре Закрепление ориентировки в простр., музыкальной грамотности, танц.шагов. СФП. Техника исполнения основного шага СФП. Упражнения для равновесия Форма занятия Комбинированное занятие Комбинированное занятие Комбинированное занятие Комбинированное занятие Комбинированное занятие Количество Форма часов контроля 2 Беседа. Рассказ. 2 Входящая диагностика. 2 Рассказ. 2 2 Рассказ. Беседа. Наблюдение. Беседа Комбинированное занятие 2 Комбинированное занятие Комбинированное занятие 2 Тренировочное занятие 2 Комбинированное занятие 2 Наблюдение. Контроль Комбинированное занятие 2 Репетиционное занятие 2 Комбинированное занятие 2 Просмотр исполняемых упражнений Контроль исполнения элементов. Наблюдение. Беседа. Тренировочное занятие 2 Комбинированное занятие 2 Упражнения на нижнюю Комбинированное выворотность. занятие Постановка мышечного корпуса. 2 СФП. Техника исполнения Комбинированное основного шага танца занятие «Медленный вальс» 2 СФП. Техника исполнения основного шага танца «Чача-ча» Разучивание простых тан.комбинаций для развития памяти. 2 Просмотр исполняемых упражнений Рассказ. Просмотр исполняемых упражнений Наблюдение. Беседа. Просмотр исполняемых упражнений Контроль исполнения элементов. Наблюдение. Беседа. Наблюдение. Контроль 29 18 19 10 неделя 20 21 11 неделя 22 23 12 неделя 24 25 13 неделя 26 27 14 неделя 28 29 30 15 неделя Разучивание простых Комбинированное тан.комбинаций для занятие развития памяти. Постановка танц.номера. Репетиционное занятие Дыхательные упражнения и Комбинированное упражнения на укрепление занятие осанки. 2 Композиция и постановка. Тренировочное занятие Работа на свободную Комбинированное ассоциацию. Игры для занятие развития музыкальности Упражнения для развития Комбинированное мышечной силы в образно – занятие игровых действиях. 2 «Танцевальная импровизация» танцевальные этюды Репетиционное занятие 2 Наблюдение. Беседа. Композиция и постановка. Репетиционное занятие 2 Техника исполнения основного шага танца «Джайв» в паре Комбинированное занятие 2 Просмотр исполняемых упражнений Контроль исполнения элементов. СФП. Техника исполнения основного шага танца «Медленный вальс» в паре Разучивание простых тан.комбинаций для развития памяти. «В ролях…» игровые задания на воображение Тренировочное занятие 2 Наблюдение. Контроль Комбинированное занятие 2 Наблюдение. Беседа. Комбинированное занятие 2 Анализ творческого задания. Работа над ошибками. Контроль исполнения игрового задания на воображение Постановка танц.номера. Комбинированное занятие 2 Наблюдение. Контроль 2 2 2 2 Контроль исполнения элементов. Наблюдение. Контроль Просмотр исполняемых упражнений Контроль Наблюдение. Контроль Контроль исполнения элементов. Рассказ. Наблюдение 30 31 16 неделя 32 33 17 неделя 18 неделя 19 неделя 38 39 20 неделя 40 41 21 неделя 42 43 22 неделя 44 45 46 2 Наблюдение. Беседа. Комбинированное занятие 2 Рассказ. Тренировочное занятие Комбинированное занятие 2 Наблюдение. Контроль Просмотр исполняемых упражнений Комбинированное занятие Тренировочное занятие 2 Тренировочное занятие Упражнения на нижнюю и Репетиционное верхнюю выворотность. занятие Физ.упражнения на мыш.корпус. Разучивание Комбинированное тан.комбинаций для занятие развития памяти. Танец « Ча- ча -ча». Комбинированное Учебнозанятие тренировочная работа. Без музыки, под музыку. Композиция и постановка. Тренировочное занятие 2 Отработка танц.номера 2 Актерское мастерство Отработка танц.номера. 36 37 Комбинированное занятие СФП. Техника исполнения основного шага танца «Квикстеп» в паре 34 35 Упражнения на нижнюю и верхнюю выворотность. Физ.упражнения на мыш.корпус. Работа на свободную ассоциацию. Игры для развития музыкальности Постановка танц.номера. 23 неделя Отработка танц.номера. Комбинированное занятие Актерское мастерство. Игры Комбинированное образ, импровизация. занятие Характер музыки. Комбинированное Средства занятие музыкальной выразительности. Динамические оттенки. Работа на свободную Комбинированное ассоциацию. Игры для занятие развития музыкальности Отработка танц.номера. Комбинированное занятие 2 2 2 Наблюдение. Беседа. Контроль исполнения, наработки навыков. Наблюдение. Контроль Рассказ. 2 Наблюдение. Беседа. 2 Наблюдение. Контроль 2 Просмотр исполняемых упражнений Наблюдение. Беседа. Наблюдение. Контроль Контроль исполнения, наработки навыков. 2 2 2 Наблюдение. Беседа. 2 Просмотр исполняемых упражнений 31 47 24 неделя 48 49 25 неделя 50 51 26 неделя 52 53 27 неделя 54 55 28 неделя 29 неделя 58 59 30 неделя 60 61 31 неделя 62 63 64 Разучивание тан.комбинаций развития памяти. Репетиционное занятие 2 Контроль исполнения, наработки навыков. Тренировочное занятие 2 Контроль исполнения элементов. Рассказ. Контроль исполнения элементов. Наблюдение. Беседа. Комбинированное для занятие 2 Работа на свободную Комбинированное ассоциацию. Игры для занятие развития музыкальности Отработка танц.номера. Комбинированное занятие Актерское мастерство Комбинированное занятие 2 Отработка танц.номера. Комбинированное занятие 2 «Ах эта импровизация» танцевальные этюды Тренировочное занятие 2 Актерское мастерство Комбинированное занятие 2 Отработка танц.номера. 56 57 Танец « Румба». Учебнотренировочная работа. Без музыки, под музыку. Композиция и постановка. 32 неделя 2 2 Наблюдение. Контроль Просмотр исполняемых упражнений Контроль исполнения, наработки навыков. Наблюдение. Беседа. Просмотр исполняемых упражнений Рассказ. Репетиционное занятие Отработка танц.номера. Репетиционное занятие СФП. Построение позиций и Тренировочное линий рук СФП. занятие Построение позиций в паре 2 Отработка танц.номера. Комбинированное занятие 2 Композиция и постановка. 2 Разучивание тан.комбинаций развития памяти. Отработка танц.номера. Комбинированное занятие Комбинированное для занятие 2 Наблюдение. Беседа. Комбинированное занятие 2 Комбинированное занятие Репетиционное занятие 2 Просмотр исполняемых упражнений Рассказ. Отработка танц.номера. Отработка танц.номера. 2 2 2 Наблюдение. Контроль Рассказ. Просмотр исполняемых упражнений Рассказ. Наблюдение. Контроль 32 Упражнения на нижнюю и верхнюю выворотность. Физ.упражнения на мыш.корпус. 33 неделя 65 66 34 неделя 67 68 35 неделя 69 70 36 неделя 71 72 Тренировочное занятие 2 Введение в основы Комбинированное совр.танца. занятие Отработка танц.номера. Репетиционное занятие Правила поведения на Тренировочное сцене и в концертном зале. занятие Репетиция 2 Упражнения на нижнюю и Комбинированное верхнюю выворотность. занятие Физ.упражнения на мыш.корпус. Отработка танц.номера. Репетиционное занятие 2 Правила поведения на сцене и в концертном зале. Репетиция Подготовка к открытому занятию. Подготовка к открытому занятию. 2 2 2 Репетиционное занятие 2 Репетиционное занятие Репетиционное занятие 2 2 Рассказ. Контроль исполнения, наработки навыков. Наблюдение. Беседа. Наблюдение. Контроль Рассказ. Контроль исполнения, наработки навыков. Рассказ. Просмотр исполняемых упражнений Рассказ. Наблюдение. Беседа. Наблюдение. Контроль 2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 1. Материально-технические условия №/№ Оборудование 1 1 2 3 4 5 Зал актовый Зал хореографический Стол учительский Стулья Музыкальный центр Гимнастические коврики Единица измерения шт шт шт шт Количество группу 1 1 1 3 1 15 на % использования в ходе реализации программы 100% 100% 60% 40% 80% 100% 33 № П/П 1 2 3 2. Информационно-методические условия ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ Наименование Ссылка USB накопители с мультимедиа информацией танцевальные игры для детей 3-7 лет сборник методических пособий для занятий с детьми https://drive.google.com/file /d/1B6OjTaOeU83zMEU2tZEKz3q2u_e5oiB/vi ew https://www.youtube.com/ch annel/UCfC198Y71xlRIDN d8OlhZgg/videos 3. Кадровое обеспечение Требования к квалификации: Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы и курсы повышения квалификации по направлению деятельности. 4. Методические материалы Метод использования слова — универсальный метод обучения. С его помощью решаются различные задачи: раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой и др. Это определяет разнообразие методических приёмов использования слова в обучении: рассказ, беседа, обсуждение, объяснение, словесное сопровождение движений под музыку и т.д. Методы наглядного восприятия способствуют более быстрому, глубокому и прочному усвоению учащимися программы курса обучения, повышения интереса к изучаемым упражнениям. К этим методам можно отнести: показ упражнений, демонстрацию плакатов, рисунков, видеозаписей, прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая помогает закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Всё это способствует воспитанию музыкальной памяти, формированию двигательного навыка, закрепляет привычку двигаться ритмично. Практические методы основаны на активной деятельности самих учащихся. Этот метод целостного освоения упражнений, ступенчатый и игровой метод. Метод целостного освоения упражнений и движений объясняется относительной доступностью упражнений. Однако, использование данного метода подразумевает наличие двигательной базы, полученной ранее. В эту базу входят двигательные элементы и связки, позволяющие на их основе осваивать в дальнейшем более сложные движения. Ступенчатый метод широко используется для освоения самых разных упражнений и танцевальных движений. Практически каждое упражнение можно приостановить для уточнения двигательного движения, улучшение выразительности движения и т.п. Этот метод может также применяться при изучении сложных движений. 34 Игровой метод используется при проведении музыкально — ритмических игр. Этот метод основан на элементах соперничества учащихся между собой и повышении ответственности каждого за достижение определённого результата. Такие условия повышают эмоциональность обучения. В основе преподавания используются методы, направленные на формирование хореографических навыков детей с учётом их физических возможностей: объяснительно-иллюстративные: методы обучения, при использовании которых, дети воспринимают и усваивают готовую информацию; репродуктивные методы обучения: учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности; метод анализа и сравнения: при освоении материала занятия, обучающиеся должны научиться анализировать движения, находить логические связи между элементами, сравнивать особенности и нюансы выполнения движений, что способствует осознанному отношению к уроку; метод импровизации: выполняя задания на импровизацию, обучающиеся развивают воображение, мышление, инициативу, самостоятельность, развиваются духовно и творчески; задания на импровизацию помогают обучающимся впоследствии в раскрытии художественных образов в танцевальных композициях, самовыражении. 3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Программа предусматривает педагогические оценивания: Первичное педагогическое оценивание в начале учебного года (выявляет начальный уровень физической подготовленности обучающихся); Промежуточное педагогическое оценивание в середине учебного года (выявляет уровень освоения программы за полугодие); Контрольное педагогическое оценивание в конце учебного года (выявляет уровень освоения программы курса). Формы промежуточного и итогового оценивания развития обучающихся: открытые уроки. контрольные уроки в конце в середине и конце учебного года; отчётные концерты; конкурсные выступления. Основным критерием оценки является индивидуальный, личностный критерий, когда обучающийся сравнивается с самим собой вчерашним, что позволяет увидеть индивидуальные успехи или их отсутствие. Критериями оценки предметных результатов освоения программы служат: владение основами хореографии (пластика, сила, растянутость, гибкость); степень освоения танцевальных движений (хореографическая память, исполнительское мастерство); знание терминологии танцевальных движений; умение взаимодействовать в коллективе; ответственность; эстетическое развитие. Оценочные материалы к программе: 1. Показатели для определения уровня хореографического развития. Личная карточка ребенка. (Приложение №1) 2. Оценивание практических умений (Приложение №2) 35 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Александрова Н. А. Танец модерн: пособие для начинающих. М. : Лань, Планета музыки, 2016. 128 с. 2. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. Первые три года обучения. –Л. – М., 1983; 3. Базарова Н., Мэй В. «Азбука классического танца» М., 1964 г. 4. Барышникова Т. Азбука хореографии – М.: Ральф, 2001 5. Богданов Г.Ф. «Самобытность русского танца». М.: МГУК. 2003 г. 6. Ваганова А. «Основы классического танца» - СПб: Издательство «Лань», 2000 г. 7. Ваганова А. Я. Основы классического танца. 7-е изд., стер. – СПб.: Изд-во «Лань», 2002; 8. Васильева-Рождественская. Историко-бытовой танец, М. «Искусство», 1987г. 9. Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала: Учеб. Пособие для студ. вузов культуры и искусств. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2003; 10. Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца. Этюды: учеб.пособие для студ.хореограф.фак.вузов культуры и искусств/ Г. П. Гусев. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2004; 11. Ивлева Л. Д. Методика педагогического руководства любительским хореографическим коллективом: Учеб.пособие/ЧГАКИ. –Челябинск, 2003; 12. Карпенко В. Н., Скоморохова А. В., Карпенко И. А. Выразительные средства в хореографическом искусстве // Вестник науки и творчества. Искусствоведение: электронный журнал. 2018. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vyrazitelnye-sredstva-%20horeograficheskom 13. Слуцкая С.Л. «Танцевальная мозаика». - М.: Линка - Пресс, 2006 г. 14. Тарасов Н.И. «Классический танец» М., 1971 г. 15. Ткаченко Т. «Работа с танцевальными коллективами» М.,1958 г. 21. Танцы народов России. Сборник народных танцев. М.: Сов. Россия, 1970г. 16. Хлопова В. История современного танца в 31 постановке // Arzamas: просветительский интернет-проект, 2018 год. Режим доступа: https://arzamas 17. Шурхал М., Джонс А. Краткая история современного танца. Европа. Лабан, Вигман, Йосс // Балет 24. Новости хореографии, 6 мая 2021 года. Режим доступа: http://balet24.ru/?p=11963 36 Приложение №1 Оценочные материалы для занятий Показатели для определения уровня хореографического развития. Личная карточка ребенка. ФИО Обучающегося: № Параметры 1 Интерес, потребность в хореографии 2 Музыкальность 3 4 Формирование правильной осанки Формирование двигательных качеств (координации, техничности, пластичности) Развитие двигательных навыков (освоение разнообразных видов движений в соответствии с программным содержанием) Подвижность, лабильность нервных процессов (умение переключаться с одного движения на другое в соответствии с музыкой. Менять направление движения, перестраиваться. Выразительность исполнения Способность к импровизации 5 6 7 8 Начало года Середина года Конец года Итог: Уровень выше среднего (7-10 б) Средний уровень (4-6 б) Уровень ниже среднего (1-3 б) выполнение всех показателей и заданий, соответствующих данному возрасту недостаточно четкое выполнение показателей или заданий, соответствующих данному возрасту невыполнение показателей и заданий данного возраста 37 Физические качества (гибкость, сила, равновесие) Общее кол-во баллов Умение держать корпус, работать руками Творческое самовыражение Умение выполнять основные шаги Умение выполнять движения в музыку Ф.И. обучающихся Умение держать корпус № п/ п Культура поведения Старание и прилежание Приложение №2 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Оценивание практических умений 5 баллов - по всем параметрам получают дети, обладающие высоким уровнем способностей, с легкостью исполняющие задания педагога. 4 балла - получают дети, хорошо справляющиеся с заданиями, обладающие средним уровнем способностей. 3 балла - если ребёнок испытывает трудности, показывает низкий уровень способностей. 2 балла - ребёнок не понимает педагога, не может выполнить задания, плохая память, координация и чувство ритма отсутствуют. Общее количество баллов по предмету -32-40 - баллов - высокий уровень подготовки; -25-31- балла – выше среднего; -12-24 - средний -0-11 - ниже среднего 38