Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества Программа рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании Методического совета МБУ ДО - ЦДТ протокол от 16.06.2023 №4 УТВЕРЖДАЮ ___________________/Т.Г. Хисамова Директор МБУ ДО - ЦДТ приказ от 16.06.2023 №38 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности Вокальный ансамбль «Тоника плюс» Целевая группа Срок реализации Количество часов 6-8 лет 1 год 180 часов Автор-разработчик: Юрина Анастасия Вячеславовна педагог дополнительного образования, Екатеринбург, 2023 г. Содержание I. 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.4.1. II. 2.1. 2.2. 2.3. Комплекс основных характеристик Пояснительная записка Цель и задачи программы Планируемые результаты программы Учебный план программы Первый год обучения - Стартовый уровень Комплекс организационно-педагогических условий Календарный учебный график Условия реализации программы Форма аттестации и контроля Список литературы Приложения к программе. 2 I.КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК 1.Пояснительная записка Направленность программы: художественная. Программа разработана на основе нормативно-правовой документации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в действующей редакции. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р). Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам". Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (в редакции 2013 г.). Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; Устав МБУ ДО-ЦДТ. Программа вокального ансамбля «Тоника плюс» нацелена на вокальное развитие обучающихся в рамках дополнительного образования. В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в ансамблевом и сольном пении, одноголосном и двухголосном исполнении современных песен с сопровождением и без сопровождения, в обогащении опыта вокальной импровизации. Вокальный ансамбль – это наиболее доступный, мобильный и актуальный вид коллективного творчества, поскольку, являясь социальной структурой, дает возможность участникам коллектива приобрести не только знания и умения в области музыкального искусства и культуры, но и опыт межличностного общения, что так же входит в спектр педагогических задач. Навыки, приобретенные в процессе обучения в вокальном ансамбле, способствуют развитию творческого потенциала учащихся и дают возможность впоследствии реализовать свои возможности в различных творческих коллективах В процессе певческой деятельности успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей, эмоциональная отзывчивость на музыку, обогащаются переживания ребенка. Современной наукой доказано, что дети, занимающиеся вокальной деятельностью, более отзывчивы, эмоциональны, восприимчивы и общительны. Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время ансамблевое пение – наиболее массовая форма активного приобщения к музыке. Петь может каждый ребенок, и пение для него естественный и доступный способ выражения художественных потребностей, чувств, настроений. Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе работы по данной программе дети получают: Досуговую занятость путем привлечения их к вокальному искусству в свободное время; 3 Помощь в самореализации, преодолении скованности, неуверенности в себе; Достижение необходимой в современное время ситуации успеха в концертносценической деятельности. В законе «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном совершенствовании, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Программа ориентирована на решение одной из основных задач реализации концепции развития дополнительного образования Свердловской области до 2035 года - создание необходимых условий для выявления и развития творческих и интеллектуальных способностей обучающихся, нормативного правового регулирования системы выявления и развития молодых талантов. Отличительной особенностью данной программы является то, что она предусматривает использование иных художественных направлений, необходимых для достижения единой цели, а именно: техника речи, актерское мастерство, сценическое движение. Благодаря такому комплексному освоению у ребенка формируются универсальные способности, которые могут пригодиться в любой сфере деятельности. Целевая группа ДООП Программа предназначена для учащихся в возрасте от 6 -8 лет. В младшем школьном возрасте формируется певческий аппарат гортани — появляются вокальные связки, и голос приобретает новые, но пока ещё скромные возможности. Всё более чистым и устойчивым становится интонирование мелодии голосом. Дети способны воспроизвести с аккомпанементом общее направление движения мелодии. Ведётся работа по постановке голоса, многие дети начинают петь звонко, легко. Более ярко проявляется присущий ребёнку характер звучания певческого голоса; улучшается артикуляция, крепнет и удлиняется дыхание. Эти возрастные особенности и уровень общего и музыкального развития делают возможным выразительное исполнение несложных песен, они уверенно чувствуют себя в музыкальном движении, откликаются на музыку разного характера выразительными, естественными движениями всего тела и могут воспроизвести в них динамику развития музыкального образа. Численный состав обучающихся в группе не должно быть менее 8 человек и не должен превышать 25 человек. Уровень ДОП «Стартовый уровень». В ходе освоения данного модуля, обучающиеся знакомятся с начальным уровнем вокальной подготовки, позволяющим попробовать себя в направлении сольное, ансамблевое и хоровое пение. Основными этапами работы этого уровня являются упражнения на развитие голоса и дыхания, снятие мышечных зажимов и развитие артикуляционного аппарата. На стартовый уровень программы принимаются обучающиеся без предъявления каких-либо специальных требований к их знаниям, умениям и навыкам. Режим занятий Продолжительность одного академического часа: 1 год обучения - 40 минут. Перерыв между учебными занятиями -10 минут. Длительность одного занятия: 2 академических часа. Периодичность занятий в неделю: 2 раза. Объем программы: 180 часов 2 год обучения: стартовый уровень 180 часов, 4 Сроки реализации 1 год Особенности организации образовательного процесса В сетевой или дистанционной форме; при помощи электронного обучения; Формы обучения и виды занятий Форма обучения: очная. Используются различные формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная. Формы работы: - беседа; - учебное групповое занятие; - контрольный урок; - отчётный концерт; - участие в концертных программах, конкурсах, фестивалях; - посещение концертов, музыкальных спектаклей. Занятия состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает в себя работу с текстом, изучение нотного материала, индивидуального стиля каждого композитора. Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений. Предусматривается возможность индивидуальных певческих занятий с солистами, а также небольшими группами, дуэтами, трио. Виды занятий: комбинированное занятие – включает в себя беседы по теме, музыкальные игры, хоровую репетицию. практические занятие - обучающиеся развивают навыки правильного певческого дыхания, распеваются, разучивают песни разных авторов. занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей. Особое место уделяется концертной деятельности с показом отдельных номеров, а также всей программы в целом, и активное участие в различных исполнительских конкурсах. Концертная деятельность позволяет детям адаптироваться к поведению на сцене, создать свой сценический имидж, научиться получать удовольствие от пения и дарить радость людям. Подведение результатов освоения программы проводится в форме открытого занятия или отчетного концерта. Воспитательная работа Воспитательная работа с обучающимися проводится в соответствии с рабочей программой воспитания МБУ ДО-ЦДТ, ее ежегодного плана. Цель программы воспитания: развитие и социализация в соответствии с принятыми социокультурными правилами и нормами, как основы воспитанности обучающихся. Задачи программы воспитания: развивать морально-нравственные качества обучающихся: честность; доброту; совесть, ответственность, чувства долга; развивать волевые качества обучающихся: самостоятельность, дисциплинированность, инициативность, принципиальность, самоотверженность, организованность; воспитывать стремления к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию; приобщать обучающихся к экологической и социальной культуре, здоровому образу жизни, рациональному и гуманному мировоззрению; формировать нравственное отношения к человеку, труду и природе; Планируемые результаты воспитания: развиты морально-нравственные качества обучающихся: честность; доброта; совесть; ответственность, чувство долга; 5 развиты волевые качества обучающихся: самостоятельность; дисциплинированность; инициативность; принципиальность, самоотверженность, организованность; развито стремления к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию; сформирован интерес обучающихся к экологической и социальной культуре, здоровому образу жизни, рациональному и гуманному мировоззрению; сформировано нравственное отношения к человеку, труду и природе. Формы проведения воспитательных мероприятий: Концерты, конкурсы, фестивали, экскурсии, открытые занятия, взаимодействие с другими творческими коллективами, участие во внешкольных мероприятиях (викторины, квесты, посещение театров, мастер-классы). Методы воспитательного воздействия: убеждение, внушение, заражение «личным примером» и подражание, упражнения и приучение, обучение, стимулирование (методы поощрения и наказания, соревнование), контроль и оценка и др. 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы Цель: развитие певческих навыков и певческой культуры детей. Задачи: Обучающие формировать навыки певческой установки; формировать вокальные навыки (дыхание, артикуляция, дикция, интонирование); знакомить с представлением о музыке, средствами выразительности, жанрами; обучать музыкальной грамоте; познакомить с приемами сценического движения и актерского мастерства; чистое Развивающие: развивать музыкальные способности (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, чувство ансамбля); развивать голосовые данные (силу голоса, диапазон, беглость тембр); развивать навыки ансамблевого и хорового исполнения; Воспитательные: прививать интерес к музыкальной культуре; обучать культуре общения и принципам работы в коллективе; 1.3. Планируемые результаты программы Предметные сформированы навыки певческой установки; сформированы вокальные навыки (дыхание, артикуляция, дикция, чистое интонирование); имеют представление с представлением о музыке, средствами выразительности, жанрами; знают музыкальную грамотность; знают приемы сценического движения и актерского мастерства; Метапредметные: развиты музыкальные способности (ладовое представления, чувство ритма, чувство ансамбля); чувство, музыкально-слуховые 6 развиты голосовые данные (силу голоса, диапазон, беглость тембр); развиты навыки ансамблевого и хорового исполнения; Личностные: сформирован интерес к музыкальной культуре; владеют культурой общения и принципами работы в коллективе. 1.4. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ № Наименование темы 1 год обучения стартовый уровень 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Вводное занятие Изучение строения голосового аппарата и певческой установки. Изучение репертуара Музыкальная грамота Элементарная теория музыки, сольфеджио Индивидуальная и групповая вокальная работа История музыки Вокально-хоровая работа Работа над репертуаром, постановка номера Сценическая работа Всего 2 40 20 12 9 85 12 180 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ «СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ» № 1 2. 2.1 2.2 2.3 3. 4 5. Количество часов Формы аттестации/контроля Всего Теория Практика 2 2 Наблюдение, беседа Вводное занятие 15 25 Практическая работа. Изучение строения голосового 40 Наблюдение аппарата и певческой установки. Строение голосового аппарата 30 10 20 Беседа, наблюдение Правила охраны детского 5 3 2 Беседа, наблюдение голоса. Понятие певческая установка 5 2 3 Беседа, наблюдение 12 8 4 Беседа, наблюдение, Музыкальная грамота творческое задание 20 5 15 Беседа, пролушивание Изучение репертуара 85 19 66 Беседа, Вокально-хоровая работа прослушивание, наблюдение 7 5.1. 5.2. 5.3 5.4 6. 7. 7.1 7.2 Итого Постановка голоса Развитие вокально-хоровых навыков Работа над музыкальной интонацией Работа над речевой интонацией 40 25 10 5 30 20 10 2 8 Прослушивание Беседа, прослушивание Прослушивание 10 2 8 Прослушивание История музыки Сценическая работа Работа над сценическими движениями Основы актерского мастерства 9 12 6 7 4 2 2 8 4 Беседа Наблюдение Наблюдение 6 180 2 4 Наблюдение 60 120 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА ТЕМА 1. Вводное занятие. Теория: Организационные вопросы. Установка на положительную мотивацию. Презентация работы объединения. Объяснение целей и задач на учебный год. Беседа по технике безопасности и поведении на занятиях. Правила гигиены и охраны голоса. Практика: Исполнение знакомых песен. ТЕМА 2. Изучение строения голосового аппарата и певческой установки. 2.1. Строение голосового аппарата Теория: Изучение строения голосового аппарата. Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения - гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса. Практика: Демонстрация наглядного строения голосового аппарата. Начальный этап работы над резонированием звука. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. 2.2. Правила охраны детского голоса. Теория: Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона; неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста) Практика: Показ педагога и правильное выполнение вокальных упражнений. 2.3. Понятие певческая установка. Теория: изучение понятия «певческая установка». Практика: следить за правильным положением корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». А также следить за мимикой лица при пении и положение рук и ног в процессе пения. Теория: Певческая установка в положениях стоя, сидя; правильное положение корпуса, шеи, головы, рук и ног при пении. Элементы правильного дыхания. Дыхательная установка. Опора звука на дыхании. Практика: 1. Контроль за певческой установкой в процессе пения. 2. Дыхательная гимнастика. Вокально-дыхательные упражнения. Упражнения на диафрагмальное дыхание. ТЕМА 3. Музыкальная грамота Теория: Знакомство с формой музыкальных произведений (куплетная). Сообщение основ элементарной музыкальной грамоты (ноты, длительности, темп и ритм). Формирование музыкально-слуховых представлений, связанных с осознанием лада, тональности. Знакомство с простейшими жанрами – песней, танцем, маршем. 8 Практика: Обучение музыкальной грамоте при помощи музыкально-дидактических игр. Пение с различным темпом, ритмом, динамикой. Пение на основе приобретенных знаний на слух, с голоса. Выполнение простых заданий в нотной тетради. ТЕМА 4. Изучение репертуара. Теория: Рассказ о песне, как об одном из видов музыкального искусства. Рассказ о содержании произведения, о характерных особенностях. Беседа о музыке и тексте песни. Практика: Разучивание музыкального и поэтического текста. Анализ исполняемого произведения. ТЕМА 5. Вокально-хоровая работа 5. 1.Постановка голоса Теория: Органы голосового аппарата: гортань, твердое и мягкое нёбо и их роль в голосообразовании. Беседа о способах вокального звукоизвлечения. Атака – момент звукообразования. Твердая, мягкая и придыхательная атака звука. Виды резонаторов. Основные правила вокальной речи Практика: Выполнение вокальных упражнений. 5. 2. Развитие вокально-хоровых навыков Теория: Певческая установка, дыхание - звуковедение, звукообразование и дикция, чувство ритма, строй, ансамбль. Выработка естественного, свободного звука без крика и напряжения. Понятие пение в унисон. Практика: Фонопедические упражнения, сольное и ансамблевое исполнение. 5.3. Работа над музыкальной интонацией. Теория: Показ интонационных упражнений, для развития музыкальной интонации у обучающихся. Практика: Выполнение интонационных упражнений, сольное и ансамблевое исполнение. 5.4. Работа над речевой интонацией. Теория: Показ интонационно-речевых упражнений для развития речевой интонации обучающихся. Практика: Выполнение интонационно-речевых упражнений, сольное и ансамблевое исполнение. ТЕМА 6. История музыки. Теория: История русской и зарубежной музыки. Практика: Прослушивание и анализ музыкального материала. Тема 7. Сценическая работа ТЕМА 7.1. Работа над сценическими движениями. Теория: Для создания сценического образа современной песни необходимо владеть двигательными навыками, элементами хореографии. Объяснение основных элементов хореографии. Практика: Разучивание хореографических рисунков, репетиция. ТЕМА 7.2. Основы актерского мастерства. Теория: -Сценическая культура исполнителя; -Владение собой, устранение волнения на сцене; -Мимика (выражение лица, улыбка); -Песенный образ; Практика: -Мимический тренинг; -Психологический тренинг; -Игры и упражнения на развитие внимания, сценической свободы, координацию движений; -Работа над репертуаром, используя сценическую технику. 9 2.КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Год обучения Дата начала обучения Дата окончания обучения Количество учебных недель Количество учебных дней Количество учебных часов 1 15.09. 31.05. 36 72 180 Продолжительность каникул с 01.01. по 08.01. зимние 01.06. по 19.08. летние Комплектование групп Промежуточная аттестация 20.08. по 14.09 Итоговая аттестация Режим занятий с 13.05. по 31.05. 2 занятия по 2,5 часа в неделю 2.1.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ № п/п 1 Учебные недели 1 неделя 2 3 2 неделя 4 5 3 неделя 6 7 4 неделя 8 9 5 неделя Тема учебного занятия Всего часов Комбинированн 2,5 ое занятие Формы контроля Комбинированн ое занятие 2,5 Текущий контроль, устный опрос Строение и работа голосового аппарата Комбинированн ое занятие 2,5 Текущий контроль Работа над дикцией и артикуляцией Комбинированн ое занятие 2,5 Текущий контроль, беседа Разучивание песни «Город мечты» Комбинированн ое занятие 2,5 Текущий контроль Разучивание песни «Город мечты» Комбинированн ое занятие 2,5 Текущий контроль Работа над чистым интонированием в одноголосном исполнении Работа над песней «Город мечты» Комбинированн ое занятие 2,5 Текущий контроль Комбинированн ое занятие 2,5 Текущий контроль Работа над песней «Город мечты» Комбинированн ое занятие 2,5 Текущий контроль Вводное занятие: техника безопасности, Диагностика музыкальных способностей. Понятие: певческая установка Форма занятия Прослушивание 10 Понятие: ноты Комбинированн ое занятие 2,5 Текущий контроль, устный опрос Работа над дыханием Комбинированн ое занятие 2,5 Текущий контроль Разучивание песни «Если б не было школ» Комбинированн ое занятие 2,5 Текущий контроль Понятие: ритм Комбинированн ое занятие 2,5 Текущий контроль, самостоятельное задание Разучивание песни «Если б не было школ» Комбинированн ое занятие 2,5 Текущий контроль Классическая музыка Комбинированн ое занятие 2,5 Текущий контроль, беседа Понятие: а капелла Комбинированн ое занятие 2,5 Текущий контроль Русские народные песни Комбинированн ое занятие 2,5 Текущий контроль, беседа 18 Понятие: опора звука Комбинированн ое занятие 2,5 Текущий контроль, беседа 19 10 неделя Классическая музыка Комбинированн ое занятие 2,5 Текущий контроль, беседа Комбинированн ое занятие 2,5 Текущий контроль Комбинированн ое занятие 2,5 Текущий контроль Комбинированн ое занятие 2,5 Текущий контроль 12 неделя Музыкальная выразительность Комбинированн ое занятие 2,5 Текущий контроль Комбинированн ое занятие 2,5 Текущий контроль Комбинированн ое занятие 2,5 Текущий контроль, творческое задание Комбинированн ое занятие 2,5 Текущий контроль 10 11 6 неделя 12 13 7 неделя 14 15 8 неделя 16 17 20 21 22 23 24 25 26 9 неделя Разучивание песни «Мама» 11 неделя Русские народные песни Работа над песней «Мама» Понятие: Мелодия 13 неделя Сценическое движение Работа над унисоном 11 27 14 неделя Работа над песней «Город мечты» Комбинированн ое занятие 2,5 Текущий контроль, устный опрос 28 Понятие: Динамика Комбинированн ое занятие 2,5 Текущий контроль 29 15 неделя Голосообразование Комбинированн ое занятие 2,5 Текущий контроль Комбинированн ое занятие 2,5 Текущий контроль Комбинированн ое занятие 2,5 Текущий контроль Работа с ритмом Комбинированн ое занятие 2,5 Текущий контроль, устный опрос Сценический образ Комбинированн ое занятие 2,5 Текущий контроль, творческое задание Опора звука Комбинированн ое занятие 2,5 Текущий контроль Поем А капелла Комбинированн ое занятие 2,5 Текущий контроль Слово в пении Комбинированн ое занятие 2,5 Текущий контроль, беседа Комбинированн ое занятие 2,5 Текущий контроль, устный опрос Разучивание песни «В гости зимушку зовем» 30 31 16 неделя Работа над дыханием 32 33 17 неделя 34 35 36 37 18 неделя 19 неделя Интонация 38 Разучивание песни «Васильковая страна» Комбинированн ое занятие 2,5 Текущий контроль 39 20 неделя Сценическая культура исполнителя Комбинированн ое занятие 2,5 Текущий контроль, беседа Комбинированн ое занятие 2,5 Текущий контроль, беседа Комбинированн ое занятие 2,5 Текущий контроль Комбинированн ое занятие 2,5 Текущий контроль, беседа Комбинированн ое занятие 2,5 Текущий контроль 40 41 42 43 Понятие: мажор и минор 21 неделя Разучивание песни «Бравые солдаты» История русской музыки 22 неделя Работа над песней «Бравые солдаты» 12 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 Понятие мажор и минор 23 неделя Русская музыка Сценический образ 24 неделя Разучивание песни «Весенняя капель» Работа над артикуляцией 25 неделя Атака звука Работа над песней «Васильковая страна» 26 неделя Работа над песней «Весенняя капель» Музыкальные жанры 27 неделя Сценическое движение Комбинированн ое занятие 2,5 Текущий контроль, устный опрос Комбинированн ое занятие 2,5 Текущий контроль, опрос Комбинированн ое занятие 2,5 Текущий контроль, творческое задание Комбинированн ое занятие 2,5 Текущий контроль Комбинированн ое занятие 2,5 Текущий контроль Комбинированн ое занятие 2,5 Текущий контроль, беседа Комбинированн ое занятие 2,5 Текущий контроль Комбинированн ое занятие 2,5 Текущий контроль Комбинированн ое занятие 2,5 Текущий контроль Комбинированн ое занятие 2,5 Текущий контроль, творческое задание 54 Работа над песней «Васильковая страна» Комбинированн ое занятие 2,5 Текущий контроль 55 28 неделя Сценическая культура исполнителя Комбинированн ое занятие 2,5 Текущий контроль, беседа Комбинированн ое занятие 2,5 Текущий контроль. беседа Комбинированн ое занятие 2,5 Текущий контроль, творческое задание Комбинированн ое занятие 2,5 Текущий контроль Комбинированн ое занятие 2,5 Текущий контроль Комбинированн ое занятие 2,5 Текущий контроль 56 57 58 59 60 Русская музыка 29 неделя Сценическое движение Разучивание песни «Мир похож на цветной луг» 30 неделя Работа над дикцией Работа над песней «Мир похож на цветной луг» 13 61 31 неделя Приёмы ансамблевого исполнения Регистры голоса 62 63 32 неделя Сценический образ Комбинированн ое занятие 2,5 Текущий контроль Комбинированн ое занятие 2,5 Текущий контроль Комбинированн ое занятие 2,5 Текущий контроль, творческое задание 64 Разучивание песни «Что такое день победы» Комбинированн ое занятие 2,5 Текущий контроль 65 33 неделя Работа над песней «Что такое день победы» Комбинированн ое занятие 2,5 Текущий контроль Работа с микрофоном Комбинированн ое занятие 2,5 Текущий контроль Интонация Комбинированн ое занятие 2,5 Текущий контроль Слово в пении Комбинированн ое занятие 2,5 Текущий контроль, беседа 66 67 68 34 неделя 69 35 неделя Работа с микрофоном Комбинированн ое занятие 2,5 Текущий контроль 70 Подготовка к итоговому прослушиванию 36 неделя Итоговое прослушивание Комбинированн ое занятие Комбинированн ое занятие Комбинированн ое занятие 2,5 Текущий контроль 2,5 Текущий контроль, наблюдение Текущий контроль, опрос 71 72 Контрольный урок. Музыкальная игра «Два рояля» 2,5 2.2 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧСЕКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: №/№ Оборудование 1 Учебный кабинет 2 3 4 5 6 Ноутбук Фортепиано Радиомикрофон Музыкальный центр Портреты композиторов. Единица измере- Количество ния группу 1 шт шт шт шт шт 1 1 8 1 8 на % использования в ходе реализации программы 100% 80% 100% 70% 80% 20% 14 ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ № П/П 1 2 3 4 5 ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ Наименование Ссылка Песни и музыка для детских коллективов НотоМания Сайт с минусовками Фестиваль педагогических идей Образовательный портал «Инфоурок» http://alekseev.numi.ru/ http://www.notomania.ru/view.php?id=207 http//:x-minus.ru http://festival.1september.ru МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ Разработки: теоретических и практических занятий, открытых занятий, тематических сценариев. Партитуры, ноты, тексты песен. Фонограммы +,-. Портреты композиторов. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Подбор наглядной информации для детей: презентации, музыкальные мультфильмы, фильмы, интерактивные музыкальные игры. (Например, игра на развитие чувства ритма: ножкиладошки. Игра на развитие ладового чувства: мажор и минор) КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Требования к квалификации: Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы и курсы повышения квалификации по направлению деятельности. 2.4. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Формой контроля освоения материала являются такие способы, как: В форме концертно-исполнительской деятельности – педагог наблюдает выступление, оценивает рост вокальных умений ребенка, сценического мастерства, фиксирует изменение личностных качеств. Индивидуальное и групповое прослушивание - в процессе работы над вокальным произведением, педагог самостоятельно определяет на слух чистоту интонации, ритмическую точность, качество исполнения произведения детьми в целом. Определяются проблемные места, указываются ошибки в звукоизвлечении. Для более детального прослушивания педагог может попросить исполнить каждого по отдельности фрагмент, фразу, мотив из произведения. Беседа - вопрос-ответ. Выявляются теоретические знания учеников о владении специальной терминологией, теоретическое понимание системы звукообразования, знаний о жанровых разновидностях вокальной музыки, о работе с микрофоном и поведении на сцене. Выполнение заданий, предложенных педагогом (оценочные материалы) 15 Способами проверки результатов реализации дополнительной общеразвивающей программы является педагогическое оценивание, которое отслеживает рост теоретических знаний, практических умений, общеучебных умений и навыков и творческих достижений обучающихся. Оценка уровня развития предусматривает уровневую систему по 5-балльной шкале: 4-5 баллов – выше среднего, 3 балла – средний уровень, 1-2 балла – ниже среднего. В течение года контрольная группа проходит входное оценивание (проверяется уровень развития знаний, умений и навыков на начало года), промежуточное (уровень освоения детьми программы за полугодие), и итоговое (уровень освоения программы за год). Текущее оценивание проводится после прохождения каждого блока программы в течение всего учебного года. Разработанные оценочные материалы представлены в приложениях к программе. Оценочные материалы для занятий вокального ансамбля «Тоника» 1. Индивидуальная карточка учета результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе (Приложение №1) 2. Задания к педагогическому оцениванию (Приложение №2) 3. Показатели оценивания (Приложение №3) 16 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Нормативные документы: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в действующей редакции. 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (в редакции 2013 г.). 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р). 4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р). 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 6. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об Утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучени я, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». 7. Приказ Министерства труда и социализации защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам". 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей». 10. Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ). 12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК -641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»). 13. Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 14. Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461 ПП «О региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской области». 15. Федеральный закон от 13.07.2020 № 189 ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»; 16. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом. Для детей и родителей 1. Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. – М., 2007. 2. Готсдинер А.А. Музыкальная психология|/ М., 1993. 3. Анисимов В. П. Методы диагностики музыкальных способностей. – М.: Музыка, 2007. 4. Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой А. Н. – М., ФИС, 2000 5. Егоров А. Гигиена певца и ее физиологические основы – М.: Музгиз.1962. 6. Исаева И. Эстрадное пение – М.: Владос, 2005. 7. Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио - СПб:Лань, 1997. 17 8. Струве Г. Методические рекомендации к работе над песенным репертуаром. – С.П., 1997. 9. Стулова, Г.П. Хоровой класс (теория и практика вокальной работы в детском хоре)/ Г.П. Стулова. –М., 1988. 10. Юдина А. А. «Сценическая речь, движение, имидж». – СПб.: «Ария», 2000. 18 Приложения к программе Приложение 1. Индивидуальная карточка учета результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе для текущего оценивания Дата: Тема: ФИО Владение специальной терминологией Теоретические знания (по программе) Знание жанровых и стилевых разновидностей вокальной музыки Знания о работе с микрофоном, этике артиста, поведении на сцене Креативность в выполнении практических заданий. Владение вокальной техникой Чистота интонирования Вокальнопевческая установка СцеОбниче- щий ское балл движение, навык работы с микрофоном 1 2 3 Индивидуальная карточка учета результатов обучения ребенка Вокальный ансамбль «Тоника плюс» Дата начала наблюдения: Сроки диагностики год обучения Входная Промежуточная Итоговая Показатели 1. Теоретическая подготовка ребенка а) Владение специальной терминологией б) Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы) в) Знание жанровых и стилевых разновидностей вокальной музыки г) Знания о работе с микрофоном, этике артиста, поведении на сцене 19 2. Практическая подготовка ребенка а) Креативность в выполнении практических заданий. б) Владение вокальной техникой в) Чистота интонирования г) Вокально-певческая установка д) Сценическое движение, навык работы с микрофоном 3. Обще-учебные умения и навыки ребенка: Работа с интернетом: поиск музыки, фонограмм, текста 4. Творческие достижения Приложение 2 Примерные вопросы для оценивания теоретических знаний 1 год обучения: Укажите строение песни (вступление, проигрыш, куплет, запев, припев); Как называют людей, которые пишут песни? Что такое мелодия? Что такое пауза? Чем мажор отличается от минора? Назовите композиторов произведений, которые вы исполняете; Перечислите темпы, которые вы знаете; Чем отличается марш от вальса? Что значит исполнение на forte, на piano? Приложение 3 Исследование уровня вокальных способностей детей школьного возраста проводится: в форме прослушивания - исполнение ребенком ранее известного вокального произведения; выполнение вокальных упражнений (на контроль чистоты интонирования, чувства ритма, гармонического слуха и т.д.); Полученные показатели сравниваются с предыдущими, и педагог выставляет балл. в форме беседы – выявляются теоретические знания обучающихся о вокальном искусстве, уровень владения специальной терминологией, теоретическое понимание звукообразования, знание жанровых разновидностей вокальной музыки, знания о работе с микрофоном и поведении на сцене, умение работать с информацией в интернете (общеучебные знания и навыки). В форме наблюдения – педагог оценивает сформированность практических навыков основываясь на субъективном мнении по прошествии выступления. Критерии оценивания уровня подготовки обучающихся: 1-2 балла: уровень ниже среднего: голосовой режим – фальцет, интонация неустойчивая, певческий диапазон – меньше октавы, индивидуальность тембра выражена слабо (невозможно использование в качестве солирующего голоса), певческое вибрато не сформировано, слабо выражен навык пения на дыхании, артикуляция вялая, слова искажаются, динамические возможности слабые, неровное звучание голоса на протяжении исполнения всего произведения, несоблюдение ритма, неразвитость гармонического слуха. Наличие скованности, излишнего волнения, несобранность. Низкая 20 теоретическая подготовка. Не умеет доносить свою мысль, вести полемику и не слушает педагога. Редко участвует в концертах, мероприятиях объединения. 3 балла: Средний уровень: голосовой режим – фальцет, интонация устойчивая, рабочий певческий диапазон – больше октавы, индивидуальность тембра выражена средне (возможно использование в общем звучании хоровой партии), певческое вибрато является неопределенным, динамические возможности небольшие, частично присутствует навык пения на дыхании, звучание голоса на протяжении певческого диапазона не выровнено, удовлетворительное воспроизведение ритма, частичная развитость гармонического слуха. Осознание общих теоретических правил. Имеет небольшой опыт выступлений на сцене. Слабые навыки в ведении дискуссии, невнимательно слушает педагога, стесняется выступать перед другими ребятами из группы. Участвует в концертах и мероприятиях внутри объединения, учреждения. 4-5 баллов: Уровень выше среднего: голосовой режим фонации, певческий диапазон – не меньше полторы октавы, яркая выраженность индивидуальности тембра (возможно использование в качестве солирующего голоса), динамические возможности голоса ярко выражены, техническая выносливость позволяет исполнять произведение целиком без голосовой усталости, т.к. присутствует навык пения на дыхании, артикуляция активная, звучание голоса на протяжении певческого диапазона выровнено. Успешный опыт выступлений на сцене. Высокое теоретическая подготовка, понимание механизма звуковоспроизведения. Умеет слушать и слышать педагога, участвует в полемике, не стесняется выступать перед ребятами из группы. Принимает участие в конкурсах, фестивалях в масштабе района, города и выше. 21