ДООП Уральский каравай

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества

Программа рассмотрена и рекомендована
к утверждению на заседании
Методического совета МБУ ДО - ЦДТ
протокол от 16.06.2023 №4

УТВЕРЖДАЮ
___________________/Т.Г. Хисамова
Директор МБУ ДО - ЦДТ
приказ от 16.06.2023 №38

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
туристско - краеведческой направленности
«Уральский каравай»
Возраст обучающихся: 7 -11 лет
Срок реализации – 3 года

Автор-разработчик:
Лундина Евгения Сергеевна, методист,
Мурашова Александра Константиновна
педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2023 г.

Содержание
I.
Комплекс основных характеристик
1.1
Пояснительная записка
1.2.
Цель и задачи программы
1.3.
Планируемые результаты программы
2.
Содержание программы
2.1.
Учебный план программы
2.1.1 1 год обучения - Стартовый уровень
2.1.2 2 год обучения - Базовый уровень
2.1.3. 3 год обучения - Базовый уровень
II.
Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.
Календарный учебный график
2.2.
Форма аттестации и контроля
Список литературы
Приложение №1

3
3
6
6
7
7
8
11
14
19
19
19

22
25

2

РАЗДЕЛ I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
1.1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность ДООП: туристко- краеведческая.
Во все времена человечество стремилось передать духовные ценности новым поколениям.
Духовность характеризует единство и целостность внутреннего мира человека, его озабоченность
перед решением наиболее важных, смыслозначимых вопросов бытия. Важнейшей составляющей
духовной жизни человека является его стремление понять, кто он, откуда и куда он движется в
своей будущей жизни.
Очень важно бережно и внимательно относиться к прошлому. Историческая беспамятность
— грозный симптом болезни культуры. Можно по-разному относиться к прошлому: любить,
ненавидеть, стыдиться, проклинать, но главное знать и помнить. Память о прошлом - гарант
будущего. Прошлое может жить, приобретая «вечное настоящее», оно составляет содержание
традиции.
В период падения духовности и нравственных принципов традиционная культура народов
России должна стать стержнем, который может спасти будущее России от многих бед.
Актуальность ДООП . Одним из направлений Концепции развития дополнительного
образования детей до 2030 года является туристическая деятельность. А так же, в настоящее
время современным обществом осознается важность воспитания патриотизма и гражданских
качеств личности. Обучающиеся недостаточно знакомы с прошлым и настоящим своей малой
родины, изучение краеведения является одним из основных источников знаниями о родном крае,
воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков, играет существенную
роль в нравственном воспитании личности.
Программа разработана на основе нормативно-правовой документации:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в
действующей редакции.
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам".
 Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации (в редакции 2013 г.).
 Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
 Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»;
 Устав МБУ ДО-ЦДТ.
Отличительная особенность программы: программа «Уральский каравай» составлена на
основе различных программ этнокультурного направления: Н.Ф. Исаева «Этнография народов
3

Урала». Программа включает в себя краеведческий и музыкальный материал родного города. В
программе применяется музыкальные игры: потешки, распевки, хороводы народов Урала.
Адресат программы:
В реализации данной образовательной программы учавствуют дети 7-11 лет. Группы
формируются по возрасту: 7-8 лет, 9-11 лет.
Восприятие детей младшего школьного возраст зависит от предела активного внимания
обучающихся. Предел сосредоточенности детей 7-8 лет (10-12 минут). За этот интервал времени
следует изложить содержание темы. Оставшая часть занятия посвящается песенной деятельности
в игровой форме.
Более высокий предел активного внимания у детей 9-11 лет позволяет существенно
увеличить объем воспринимаего краеведческого материала. На протяжении младшего школьного
возраста в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие
всех его свойств: особенно резко (в 2,1 раза) увеличивается объем внимания, повышается его
устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения.
К 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять внимание и выполнять
произвольно заданную программу действий. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает,
как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные
мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные ценности,
старается следовать определенным правилам и законам. Ребенок способен оценить свой поступок
с точки зрения его результатов и тем самым изменить свое поведение, спланировать его
соответствующим образом.
Память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно
регулируемой и опосредованной.
Режим занятий:
Длительность одного занятия: 2 академических часа.
Продолжительность одного занятия: 40 минут.
Периодичность занятий в неделю: 2 раза.
Перерыв между занятиями: 10 минут.
Объем программы: 432 часа.
1, 2, 3 год обучения: 144 часа.
Срок освоения программы: 3 года.
Уровневость программы:
Содержание и материал общеразвивающей программы организован по принципу
дифференциации в соответствии с уровнями сложности:
1 год обучения «Стартовый уровень». На стратвовом уровне используются методы и формы
работы с минимальной сложностью: это беседы, выставки, экскурсии и др.
2,3 год обучения «Базовый уровень». На базовом уровне обучающися создают проекты,
экскурсионные маршруты, а так же транслируют опыт совей работы.
Особенности организации образовательного процесса. Программа реализуется в
традиционной моделе и представляет собой линейную последовательность в течении трех лет.
Перечень форм обучения: очная
Перечень видов занятий: беседа, практическое занятие, мастер-класс, экскурсия и др.
На занятиях в зависимости от содержания используются следующие методы обучения:
• словесный (рассказ, объяснение, беседа);
• объяснительно-иллюстративный (слушание, сравнение, запоминание);
• практический ( упражнения, дидактические игры, исполнение песенно-игрового материала);
• наглядный (показ иллюстраций, видео-фильмов);
• репродуктивный (повторение за педагогом, стремление к эталону);
• творческий (создание нового музыкального образа);
• эвристический (участие в конкурсах).
Образовательный процесс организован в форме теоретических и практических занятий,
4

включающих групповую работу, работу в парах, монолог-диалог, контроль качества знаний.
Перечень форм подведения тогов реализации программы: беседа, наблюдение, практическое
занятие, игра «Знаток родного края», праздники и др.

5

1.2.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Цель программы: формирование гражданского самосознания, чувства гордости за
малую родину через туристкую деятельность.
Задачи:
Обучающие:
 знакомить детей с символикой России и Урала, основателями горда, с природой и
памятниками культурного наследия Екатеринбурга;
 знакомить детей с знаменитыми людьми, которые прославили Урал своими делами,
подвигами, достижениями;
 знакомить с уральским фолклером;
 обучать находить ответы на вопросы, используя ИКТ, свой жизненный опыт и
информацию, полученную на занятиях по краеведению.
Развивающие:
 способствовать развитию познавательного интереса в краеведческой деятельности;
 развивать эрудиции в области географии, литературы, истории, уральсого фолклера;
 развивать навыки публичных выступлений, которые включают в себя использование
наглядных пособий.
Воспитательные:
 воспитывать уважительное отношение и любовь к своей малой родине;
 воспитывать стремление к познанию мудрости народа и продолжению традиций служения
Отчизне;
 развивать самостоятельность в поиске решения различных творческих задач;
 формировать навыки самостоятельной и групповой работы.
1.3.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ












ПРЕДМЕТНЫЕ:
знают символику России и Урала, основателей горда, знакомы с природой и памятниками
культурного наследия Екатеринбурга;
знакомы со замечательными людьми, которые прославили Урал своими делами,
подвигами, достижениями;
знают уральский фолклер;
умеют находить ответы на вопросы, используя ИКТ, свой жизненный опыт и информацию,
полученную на занятиях по краеведению.
Развивающие:
сформирован познавательный интерес в краеведческой деятельности;
развита эрудиция в области географии, литературы, истории, уральсого фолклера;
развиты навыки публичных выступлений, могут призентовать проэеты используя
наглядные пособия.
Воспитательные:
сформировано уважительное отношение и любовь к своей малой родине;
сформировано стремление к познанию мудрости народа и продолжению традиций
служения Отчизне;
сформирована самостоятельность в поиске решения различных творческих задач;
сформированы навыки самостоятельной и групповой работы.

6

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1.УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
№

Наименование темы

1.
2.
3.
4
5
6
7

14
15

Введение в программу
Где мы живем?
Человек пришел на Урал
Екатеринбург - край гор
Екатеринбург - край лесов
Екатеринбург - край рек, озер
Старинные усадьбы – культурное наследие
Екатеринбурга
Литературный квартал Екатеринбурга
Сказочник с Урала – П.П.Бажов
Д.Н. Мамин - Сибиряк в Екатеринбурге
Золотая лихорадка на Исети
Календарные традиции городского населения
Музыка в календарных обрядах городского
населения
Екатеринбург музыкальный
На границе Европы и Азии

16

Таёжный уголок Урала

10

17

Причудливые скалистые обнажения

12

18

Горы Хрустальная и Светлая. Озеро Песчаное.

12

19

Там, где начинается река Исеть

12

20

Река Чусовая - левый приток Камы

10

21

Водохранилища окрестностей Екатеринбурга

14

22

Город Верхняя Пышма и его окрестности

12

23

Город Берёзовский – родина коренного рудного
уральского золота
Старопышминские горные каменистые степи –
ботанический памятник природы
Старинный город Сысерть и посёлок Верхняя
Сысерть
Старинное село Горный Щит

8
9
10
11
12
13

24
25
26
27
28
29
30

С верой строили города
Чем труднее дело, тем выше честь
Надежда укрепляет силы, помогает в делах
Любовь побуждает совершать благородные
поступки

1 год
обучения
стартовый
уровень
2
10
10
10
10
10

2 год
обучения
базовый
уровень
2

3 год
обучения
базовый
уровень
2

10
10
12
12
12
12
12
12
10

14
14
14
8
10
10
14
10
7

31
32
33
34
35

Доброе дело два века живёт
Истоки уральской науки
Мастера Урала
Трудовые династии
Народная мудрость

14
14
14
14

36
37
38

Каков человек в игре, таков он и в труде
Мудрец открывет путь
Уральских характер
Всего

10
10
12
144

10

144

144

2.1.1 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КУРС «1 ГОД ОБУЧЕНИЯ – СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ»
Цель первого года: формирование знаний о родном городе Екатеринбурге и родного края.








Задачи перовго года:
знакомить с символикой России (герб, флаг, гимн);
знакомить с символикой Урала (герб, флаг);
знакомить с природой Урала, Екатеринбурга;
знакомить с историей и историческими личностями Екатеринбурга;
знакомить с памятниками архитектуры, музеями Екатеринбурга;
знакомить с календарными и музыкальными традицииями населения родного города;
обучать находить образно-информационное сопровождение в социо-культурном
пространстве.









Планируемые результаты перого года обучения:
знают символику России (герб, флаг, гимн);
знают символикуУрала (герб, флаг);
знают природой Урала, Екатеринбурга;
знакомы с историей и историческими личностями Екатеринбурга;
знают памятники архитектуры, музеи Екатеринбурга;
знают календарные и музыкальные традицииии населения родного города;
умеют находить образно-информационное сопровождение в социо-культурном
пространстве.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ - СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ
№№

Наименование темы

1.

Введение в программу

Общее
количество
часов
2

2.

Где мы живем?

3.

Человек пришел на Урал.

в том числе занятия
теория
практика
1

1

10

4

6

10

4

6

Формы
аттестации/
контроля
Творческие
задания
Конкурс
творческих
заданий на
тему:«Основатели
8

4.

Екатеринбург - край гор

10

4

6

города
Екатеринбурга»
Наблюдение

5.

Екатеринбург - край
лесов
Екатеринбург - край рек,
озер
Старинные усадьбы –
культурное наследие
Екатеринбурга
Литературный квартал
Екатеринбурга
Сказочник с Урала –
П.П.Бажов
Д.Н. Мамин - Сибиряк в
Екатеринбурге
Золотая лихорадка на
Исети
Календарные традиции
городского населения
Музыка в календарных
обрядах городского
населения

10

4

6

Наблюдение

10

4

6

Наблюдение

10

4

6

Опрос, викторина.

10

4

6

Опрос, викторина.

12

4

8

12

4

8

12

4

8

Выставка
рисунков
Выставка
рисунков
Наблюдение

12

4

8

Наблюдение

12

4

8

Екатеринбург
музыкальный

12

4

8

Исполнение
композиций на
шумовых
народных
инструментах
Исполнение
композиций на
шумовых
народных
инструментах.

Итого:

144

53

91

6.
7.

8.
9.
10.
11.
12.
13.

14.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА ПЕРОВГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Тема 1. Введение в программу.
Теория знакомство с целями и задачами курса, инструктаж по Т.Б., входная диагностика.
Пркатика: Беседа по инструктажам. На данную тему отводится 2 часа.
Тема 2. Где мы живем?
Теория: Знакомстов с темами: Страницы биографии уральских гор. Живу я в глубине России.
Богатство недр. Сезоны года. Растительный и животный мир. Символика России: бело – красно синий флаг. Герб-«наследство», изображён двуглавый орёл со знаками власти. Символика Урала:
герб - соболь с копьем; флаг - бело- красно- зеленый (Свердл. обл.) Герб Екатеринбурга.
Практика: творческое задание «Глазами краеведа».
Тема 3.Человек пришел на Урал.
Теория: Возникновение города. В.Н. Татищев «Птенец гнезда Петрова», Г.В. де Генин на
службе в Екатеринбурге с особым поручением Петра I. Памятник основателям города
Екатеринбурга.
9

Практика: Экскурсия на Городской пруд, памятник основателям города (скульптор Петр
Чусовитин).
Тема 4. Екатеринбург - край гор.
Теория: Уктусские горы, Уктусские горные степи, Шарташские каменные палатки, Шарташский
гранитный карьер. На границе Европы и Азии. Гора Березовая(перевал). Ландшафтный
памятник природы – географическая граница Европа-Азия, гора Волчиха.
Практика: Экскурсии: Шарташские каменные палатки, Уктусские горы.
Тема 5. Екатеринбург - край лесов.
Теория: Лесопарк им. Лесоводов России. Ботанический сад Уральского научного центра.
Ботанический сад УРФУ. Памятники природы – лесопарки: Уктусский, Нижне-Исетский,
Южный, Юго-Западный, Шувакишский городской парк Победы, парк «Калиновские разрезы»
Практика: Подготовка и защита проекта о лесопарке
Тема 6. Екатеринбург - край рек, озер
Теория: На берегах Исети. Озеро Шарташ. Городской пруд. Река Патрушиха и пруды на ней.
Верх-Исетский пруд.
Практика: Экскурсии: Городской пруд, Верх – Исетский пруд, озеро Шарташ.
Тема 7. Старинные усадьбы – культурное наследие Екатеринбурга.
Теория: Знакомство со старинными усадьбами: усадьба Расторгуевых – Харитоновых (Л.И.
Расторгуев, П. Я. Харитонов), усадьба Севастьяновых (Н.И. Севастьянов), усадьба А.А.
Железнова. Легенды и мифы.
Практика: Экскурсии по усадьбам города, творческая работа.
Тема 8. Литературный квартал Екатеринбурга.
Теория: Истоки творчества уральских писателей. Дом-музей Ф. М. Решетникова, Музей
«Литературная жизнь Урала XIX века», Музей «Литературная жизнь Урала XX века».
Практика: Экскурсия в Литературный квартал города Екатеринбурга.
Тема 9.Сказочник с Урала – П.П.Бажов.
Теория: Дом-музей П.П.Бажова в г. Сысерть. Тальков Камень - озеро в Сысертском районе,
Марков Камень - гора на Среднем Урале, Денежкин Камень - гора на Северном Урале. Одна из
высочайших вершин Урала – памятники природы в сказах Бажова.
Практика: Чтение сказов П.П.Бажова: "Богатырева рукавица", «Марков Камень». Инсценировки.
Тема 10. Д.Н. Мамин - Сибиряк в Екатеринбурге.
Теория: Висим – родина Д.Н. Мамина – Сибиряка. Учеба в Екатеринбургском духовном
училище. Дом-музей Д.Н. Мамина-Сибиряка.
Практика: Экскурсия в дом-музей Д.Н. Мамина-Сибиряка.
Тема 11.Золотая лихорадка на Исети.
Теория: Д.Н. Мамин-Сибиряк писал: «… В этом презренном металле, … скрыто что – то
демоническое…» Золото на Урале. История замечательной находки. Ерофей Марков, Леонтий
Пигалев, Лев Брусницын. Выстрел пушки – пуд драгоценного металла.
Практика: Экскурсии: музей «Русское Золото», Краеведческий музей «Золото-платиновой
промышленности» Музей Истории ювелирного и камнерезного искусства.
Тема 12. Календарные традиции городского населения.

10

Теория: Годовой календарный цикл традиционных праздников: Зимние святки, Рождество,
Масленица, Пасха, Егорьев день, Троица, Иванов день, Капустные посиделки, Покров,
Кузьминки.
Практика: Проведение народных календарных праздников.
Тема 13 . Музыка в календарных обрядах городского населения.
Теория: Святочные обрядовые песни. Святочные игровые, хороводные песни и частушки;
масленичные песни. Весенние хороводные песни, заклички.
Практика: Разучивание колядок, игр
Колядка: «Маленький вьюнщик», «Сею, вею, посеваю»
Рождественская песня: «Рождество идет, радости несет»
Обрядовая зимняя песня: «Посидите, гости, побеседуйте»
Масленичные песни: «А мы Масленицу дожидаем», «Как вставала я ранешенько», «Масленка,
масленка», «Масленица-кривошейка», «Частушки»
Игры: «Бояре», «Сижу на камушке», «Масленица-старашенница», «Челнок», «Чайничек», «Шел
козел по мостику», «Шел козел дорогою»
Тема 14.Екатеринбург музыкальный.
Теория: Знакомсто с датами: 1912 год открылись городской оперный театр, концертнопросветительская организация, музыкальные классы при отделении СРМО, С 1916 г. – Училище
им. П.И.Чайковского.
1936 год открыта Свердловская филармония.
М.П. Фролов – организатор Свердловского отделения Союза композиторов.
1943 год возник Уральский народный хор- собиратель песен уральского края, хранитель
традиций его самобытного искусства. Руководитель хора Лев Христиансен.
Практика: Прослушивание произведений в исполнении Уральского хора, разучивание народных
песен из репертуара Уральского хора, песен уральских композиторов: Е.Родыгина, Е.Щекалева,
М.Камского и др. Посещение филармонических концертов, концертов Уральского народного
хора.

2.1.2 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КУРС «2 ГОД ОБУЧЕНИЯ – БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ»
Цель второго года обучения: формирование знаний о городах и памятниках природы
Свердловской области.
Задачи второго года обучения:

знакомить с географическим расположением памятников природы: географическая
граница Европа-Азия, озеро Таватуй, скалы Семь Братьев, река Чусовая, город Берёзовский, озеро
Тальков Камень, Марков Камень ;

знкомить с историей памятников природы: географическая граница Европа-Азия, озеро
Таватуй, скалы Семь Братьев, река Чусовая, город Берёзовский, озеро Тальков Камень, Марков
Камень;

обучать оформлять презентацию одного из памятников природы окрестностей города
Екатеринбурга, используя ИКТ.

обучать составлять маршрут по географической карте к следующим памятникам природы:
географическая граница Европа-Азия, озеро Таватуй, скалы Семь Братьев, река Чусовая, город
Берёзовский, озеро Тальков Камень, Марков Камень;

обучать соствлять презентации памятников природы окрестностей города Екатеринбурга с
использованием ИКТ.

11

Планируемые результаты второго года обучения:

знакомы с географическим расположением памятников природы: географическая граница
Европа-Азия, озеро Таватуй, скалы Семь Братьев, река Чусовая, город Берёзовский, озеро Тальков
Камень, Марков Камень ;

знкомы с историей памятников природы: географическая граница Европа-Азия, озеро
Таватуй, скалы Семь Братьев, река Чусовая, город Берёзовский, озеро Тальков Камень, Марков
Камень;

умеют оформлять презентацию одного из памятников природы окрестностей города
Екатеринбурга, используя ИКТ.

умеют составлять маршрут по географической карте к следующим памятникам природы:
географическая граница Европа-Азия, озеро Таватуй, скалы Семь Братьев, река Чусовая, город
Берёзовский, озеро Тальков Камень, Марков Камень;

умеют соствлять презентации памятников природы окрестностей города Екатеринбурга с
использованием ИКТ.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 ГОД ОБУЧЕНИЯ - БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

№№

Наименование темы

Общее
количество
часов

в том числе занятия
теория.

практика

Формы
аттестации/
контроля

1.

Введение в программу

2

1

1

2.

На границе Европы и Азии

10

4

6

3.

Таёжный уголок Урала

10

4

6

4.

Причудливые скалистые
обнажения
Горы Хрустальная и Светлая.
Озеро Песчаное.
Там, где начинается река
Исеть
Река Чусовая - левый приток
Камы
Водохранилища окрестностей
Екатеринбурга
Город Верхняя Пышма и его
окрестности
Город Берёзовский – родина
коренного рудного уральского
золота
Старопышминские горные
каменистые степи –
ботанический памятник
природы

12

4

8

12

4

8

12

4

8

10

4

6

14

6

8

12

6

8

14

6

8

Творческие
задания
Конкурс
творческих
заданий
на
тему
«Жемчужины
уральской
тайги».
Выставка
фотографий
Выставка
фотографий
Выставка
фотографий
Беседа,
наблюдение
Беседа,
наблюдение
Беседа,
наблюдение
Презентация

14

6

8

Презентация

5.
6.
7.
8.
9.
10.

11.

12

12.
13.

Старинный город Сысерть и
посёлок Верхняя Сысерть
Старинное село Горный Щит

14

6

8

8

4

4

Итого:

144

59

85

опрос,
викторина
опрос,
викторина

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Тема 1. Введение в программу.
Теория: знакомство с целями и задачами курса, инструктаж по Т.Б.,
Практика: Беседа, входная диагностика.
Тема 2. На границе Европы и Азии.
Теория: Где проходит рубеж? Гора Берёзовая ( перевал ). Большой Сибирский тракт.
Географическая граница Европа-Азия. Гора Волчиха.
Практика: творческое задание «Глазами краеведа».
Тема 3.Таёжный уголок Урала.
Теория: Жемчужина Среднего Урала – горное озеро Таватуй. Река Нейва. Верх-Нейвенские
пруды. Окрестные леса Таватуя – памятники природы. Животный и растительный мир озера
Таватуй.
Практика: Экскурсия на озеро Таватуй.
Тема 4.Причудливые скалистые обнажения.
Теория: «Чёртовы городища» - нагромождения каменных плит ( чёрт нагородил). Семь Братьев
и Одна Сестра – самые монументальные, живописные и неприступные скалы. Скалы
окрестностей станции Исеть: скалы Петра Гронского, скалы гор Мотанхи и Толстихи, Чёртово
Городище. Скалы горы Пшеничной , Северские скалы, скалы Соколиный камень.
Практика: Составление экскурсионных маршрутов: Екатеринбург-Семь Братьев и Одна Сестра,
Екатеринбур – скалы Петра Гронского, Екатеринбур – Чёртово Городище, Екатеринбур –
Соколиный камень.
Тема 5. Горы Хрустальная и Светлая. Озеро Песчаное.
Теория: Гора Хрустальная, её подземные богатства. Гора Светлая. Тихие, светлые берёзовые
леса горы Светлой. Живописное озеро Песчаное.
Практика: Составление экскурсионных маршрутов: Екатеринбург – гора Хрустальная,
Екатеринбург – гора Светлая.
Тема 6. Там, где начинается река Исеть.
Теория: Где начало реки Исеть? Озеро Шитовское. Озеро Вашты. Озеро Исетское –
живописнейшее озеро Екатеринбурга. Река Исеть. Озеро Мелкое.
Практика: Составление экскурсионных маршрутов: Екатеринбург – озеро Шитовское,
Екатеринбург – озеро Исетское.
Тема 7. Река Чусовая – левый приток Камы.
Теория: Красавица, чудесная, капризная, удивительная река Чусовая . «Чус-ва» в переводе с
коми-пермятского слова означает «светлая вода». Истоки реки Чусовой. Знаменитые горы на
берегах реки Чусовой: гора Мастерская, гора Крон, Азов-гора, Марков Камень, гора ябиновская.
Практика: Составление экскурсионных маршрутов: Екатеринбург – город Верхний Уфалей,
Екатеринбург – гора Марков Камень.
13

Тема 8.Водохранилища окрестностей Екатеринбурга.
Теория: Волчихинское водохранилище. Водохранилище станции Флюс. Вехнемакаровское
водохранилище. Нязепетровское водохранилище.
Практика: Презентации на тему : «Водохранилища окрестностей Екатеринбурга».
Тема 9. Город Верхняя Пышма и его окрестности.
Теория: История города Верхняя Пышма. Река Пышма. Озеро Балтым. Белоярское
водохранилище. Уральский Горно-металлургический комбинат ( УГМК ).
Практика: Экскурсия в город Верхняя Пышма.
Тема 10. Город Берёзовский- родина коренного рудного уральского золота.
Теория: История города Берёзовский. Золотые руды Берёзовского. Река Берёзовка- первое
золото в россыпях. «Золото мыть-голосом выть» - поговорка берёзовских старателей.
Шахты современного города Берёзовскаго.
Практика:Экскурсии: музей «Русское Золото», музей Истории ювелирного и камнерезного
искусства.
Тема 11. Старопышминские горные каменистые степи – ботанический памятник природы.
Теория: История города Старопышминска. Особенности горных каменистых
старопышминских степей. Редкие растения горных каменистых степей города
Старопышминска
Практика: Презентации редких растений горных каменистых старопышминских степей.
Тема 12. Старинный город Сысерть и поселок Верхняя Сысерть.
Теория: Возникновение города Сысерти. Река Сысерть и пруды на ней.Памятники природы:
Озеро Тальков Камень. Скала Сивко- Бурко. Горы Весёлый увал. Сосновый Бор –
ботанический памятник природы.
Практика: Составление экскурсионных маршрутов: Екатеринбург – город Сысерть,
Екатеринбург – озеро Тальков Камень, Екатеринбург – скала Сивко-Бурко, Екатеринбург – горы
Весёлый увал.
Тема 13. Старинное село Горный Щит.
Теория: История возникновения села Горный Щит . Горнощитский карповый рыбопитомник.
Река Арамилка - приток Исети. Шабровские каменные палатки. Шабровское месторождение
тальково-магнезитового камня.
Практика: определять из множества минералов минералы Шабровского месторождения : тальк,
дымчатый кварц, турмалин, магнитный железняк, доломит. Знать их названия , физические
характеристики и их практическое применение.
2.1.3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КУРС «3 ГОД ОБУЧЕНИЯ – БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ»
Цель третьего года обучения: формирование гражданской позиции через подвиги людей,
прославивших Урал.
Задачи третьего года обучения:

знакомить с особенности «уральского характера» ;

знакомить с людьми, прославивших Урал;

знакомить с подвигами людей, прославивших Урал;

обучать создавать и оформлять свою первую книгу на основе своих личных
выполненных творческих работ;
14


обучать находить, обобщать и представлять в виде творческой работы материал на
заданную тему;

обучать презентовать свюу первую книгу, созданной на основе своих личных
творческих работ.

Планируемые результаты третьего года обучения:

сформированы предствления об особенностях «уральского характера» ;

знают людей, прославивших Урал;

знакомы с подвигами людей, прославивших Урал;

умеют создавать
и оформлять свою первую книгу на основе своих личных
выполненных творческих работ;

умеют находить, обобщать и представлять в виде творческой работы материал на
заданную тему;

умеют презентовать свюу первую книгу, созданной на основе своих личных творческих
работ.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 ГОД ОБУЧЕНИЯ - БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

№/№

Наименование темы

Общее
количество
часов

в том числе
занятия
теория практика

1

Введение в программу

2

1

1

2

С верой строили города

10

4

6

3

Чем труднее дело, тем
выше честь

10

4

6

4

Надежда укрепляет силы,
помогает в делах

14

4

10

5

Любовь побуждает
совершать благородные
поступки

10

4

6

6

Доброе дело два века
живёт

14

4

10

Формы аттестации/
контроля

Творческие задания
«Что помогает
хранить
верность?»
Творческие задания:
«Беречь честь
мундира»,
«Воздавать честь»,
«Выйти с честью из
создавшегося
положения».
Творческая работа
«Что помогает
сохранять надежду?»
Творческие работы:
«Что значит
быть
милосердным?»,
«Мой
семейный
альбом», «Расскажи о
памятном событии в
жизни вашей семьи»
Творческие работы:
«Что значит быть
милосердным
сегодня?»,
«Этому
15

7

Истоки уральской науки

14

4

10

8

Мастера Урала

14

6

8

9

Трудовые династии

14

6

8

10

Народная мудрость

10

4

6

11

Каков человек в игре,
таков он и в труде

10

4

6

12

Мудрец открывает путь

10

4

6

13

Уральский характер

12

4

8

Итого:

144

53

91

человеку я сказал бы
спасибо»
Творческая работа:
«Расскажи об
уральских учёных,
их научных
открытиях».
Творческая работа:
«Что значит
мастеровой
человек?»
Творческая работа:
«Прославленные
трудовые династии»
Творческое задание
«Тому
не о чем
тужить, кто
умеет
домом жить».
Творческое задание «
Расскажи о своей
любимой игре и её
правилах»
Творческое
задание
«Чем
отличается
мудрость
от
хитрости?»
Творческое
задание
«Уральский характер это …?»

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Тема 1. Введение в программу.
Теория: знакомство с целями и задачами курса, инструктаж по Т.Б.,
Практика: Беседа. Входная диагностика.
Тема 2.С верой строили города.
Теория: Основатели уральских городов. Веру к делу применяй, а дело – к вере. Дети тыла.
Клятва. «Знатные» работники.
Практика: творческое задание «Что помогает хранить верность?».
Тема 3.Чем труднее дело, тем выше честь.
Теория: Знакомсто с темой: «Из семейного архива маршала Г.К. Жукова». Подвиг разведчика.
Подвиг учительницы. Объединяющая сила веры.
Практика: творческие задания на темы: «Беречь честь мундира», «Воздавать честь», «Выйти
с честью из создавшегося положения».
Тема 4.Надежда укрепляет силы, помогает в делах.
16

Теория: забытый путешественник. Терпение. Жила-была речка. Совесть. Притча о должнике.
Трудолюбие. Из рукописной книги «История эвакогоспиталя № 1715». Сказка Евгения Пермяка
про дедушку Само.
Практика: творческая работа «Что помогает сохранять надежду?».
Тема 5. Любовь побуждает совершать благородные поступки.
Теория: кто воспевает любовь. Образы природы. Любовь в семье. Рассказ «В семье
Чайковских». Милосердие. По книге Л. Миллер «Милосердие великой княгини»
Практика: творческие работы : «Что значит быть милосердным?», «Мой семейный альбом»,
«Расскажи о памятном событии в жизни вашей семьи».

Тема 6.
Доброе дело два века живёт.
Теория: добрые дела ( по статьям О. Бухаркиной, С. Корепановой ). Родники. Забота о
родниках - дело сохранения природы. Святой источник. Колодец «Лидия».
Практика: творческое задание «Что значит быть милосердным сегодня?», «Этому человеку я
сказал бы спасибо».
Тема 7. Истоки уральской науки.
Теория: в чём секрет мудрости? Мудрость - это ум, соединённый с добротой. Как стать
учёным? Первый уральский учёный – Пётр Иванович Рычков. Отец русской геологии А.П.
Карпинский. УОЛЕ. Знатоки родного края. Владимир Алексеевич Батманов посвятил свою
жизнь изучению природы Урала.
Практика:
творческое задание «Расскажи об уральских учёных, их научных открытиях».
Тема 8. Мастера Урала.
Теория: дивная работа мастера хвалит. «Богатырь» Сысолятин. Инструменты Александра
Матвеевича Сысолятина. Человек и металл. Владимир Ефимович Грум-Гржимайло укрепил
славу уральской металлургии. Иван Павлович Бардин изобрёл новый способ непрерывной
разливки стали.
Практика: творческое задание «Что значит мастеровой человек?».
Тема 9. Трудовые династии.
Теория: нижнетагильские иконописцы Худояровы. Трудовые династия. Три поколения
семьи Воробьёвых. Воробьёвский хлеб. «Хороший обычай» Е. Хоринская.
Практика: творческое задание «Прославленные трудовые династии».
Тема 10.
Народная мудрость.
Теория: как построить прочный дом. Как вырастить богатый урожай. Как приготовить
пищу. Как сшить одежду. Народные приметы, обычаи. Традиции.
Практика: творческое задание «Тому не о чем тужить, кто умеет домом жить».
Тема 11. Каков человек в игре, таков он и в труде.
Теория: игра - часть праздничного обряда. Весенне-летняя забава качание на доске. Игрызвбавы разных времён года. Игры помогают стать ловкими и сообразительными. В игре
воспитывается характер. Взрослому человеку игра дарит минуты отдыха.
Практика: творческое задание « Расскажи о своей любимой игре и её правилах».
Тема 12. Мудрец открывает путь.
Теория: мудрое слово помогает людям общаться и понимать друг друга. Мудрое народное
слово сохраняли народные летописцы. Быль о Родионе Митрофановиче Кочневе. Народные
17

сказители – рассказчики преданий, охотничьих побывальщин. Народная сказительница
Клавдия Степановна Копысова.
Практика: творческое задание « Чем отличается мудрость от хитрости?».
Тема 13. Уральский характер.
Теория: замечательные люди Урала. Истоки уральского характера – вера, надежда, любовь и
мудрость. Служение Отчизне.
Практика: творческое задание «Уральский характер - это …?»

18

РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1.КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год
обуч
ения

1

Дата
начал
а
обуче
ния

Дата
оконч
ания
обуче
ния

Количе
ство
учебны
х
недель

Количе
ство
учебны
х дней

15.09.

31.05.

36

72

Количе
ство
учебны
х
часов
144

Продол
житель
ность
канику
л

Компле
ктован
ие
групп

Проме
жуточн
ая
аттеста
ция

Итогов
ая
аттеста
ция

с 01.01.
по
08.01.
зимние

20.08.
по
14.09

с 13.05.
по
31.05.

2
занятия
по 2
часа в
неделю

20.08.
по
14.09

с 13.05.
по
31.05.

2
занятия
по 2
часа в
неделю

01.06.
по
19.08.
летние
2

15.09.

31.05.

36

72

144

с 01.01.
по
08.01.
зимние
01.06.
по
19.08.
летние

2

15.09.

31.05.

36

72

144

с 01.01.
по
08.01.
зимние

с 13.05.
по
31.05.

20.08.
по
14.09

01.06.
по
19.08.
летние

Режим
занятий

2
занятия
по 2
часа в
неделю

2.2.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧСЕКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
№/№

Оборудование

Единица
измерения

Количество на
группу

% использования в
ходе реализации
программы
19

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Учебный кабинет
Стол учительсий
Учебные парты
Стулья
Шкаф
Фортепиано
Баян
Ложи
Трещетки
Бубен
Бубенцы
Рубель
Свистульки

шт
шт
шт
шт
шт
шт
шт
шт
шт
шт
шт
шт

1
1
12
24
1
1
1
20
3
1
3
2
4

100 %
50%
90 %
90 %
100 %
30 %
60%
20%
20%
20%
20%
20%
20%

Информационное обеспечение
https://youtu.be/7dSkgc37VPQ - история старинного дома на улице Горького в Екатеринбурге
https://youtu.be/batiGPp314I -Екатеринбург. КРАСОТА старинных усадеб
https://youtu.be/xDC-R8-J0hI -Достопримечательности Екатеринбурга.
https://youtu.be/Mi-2P9C5yd0 -В гостях у П. Бажова.
Дои -музей.
https://youtu.be/G56-982hhoA -Дом - музей П.П. Бажова
https://youtu.be/fm3LhKxL-uw -«Дорога к сказам» Выставка.
https://youtu.be/NCdpa69fnj4 -Дом Мамина-Сибиряка в Екатеринбурге
https://youtu.be/ZZsjCwL-Avs -д.Н. Мамин- Сибиряк . Памятник.
https://youtu.be/TU8WrRR26y4 -Театры Екатеринбурга
https://youtu.be/d5kIZMdHGI8 -Евгений Родыгин - 90 лет
https://youtu.be/C2XPkIfQLMk -Государственный Уральский русский народный хор
https://youtu.be/zVSaP9ut2iM -Уральский народный хор
https://youtu.be/MeyS6Ll40QA -Граница Европа Азия
https://youtu.be/WO4iKYQ1o5c -Река Чусовая - такая одна
https://youtu.be/FGTXOTsw1rI -Музей золота . Город Березовский
https://youtu.be/wSpcD-SVRTM -Сысерть - Свердловская область
https://youtu.be/ecmZvT1hfLw -Сысерть из истории городской площади.
https://youtu.be/1wFq6Tcg8qM -Поход на Тальков камень
https://youtu.be/M3p1bYB9OLI -Усадьбы и дворцы России. Дом- усадьба П.И. Чайковского
Кадровое обепечение
Требования к квалификации: Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное
образование в области, соответствующей профилю объединения без предъявления требований к стажу
работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и
дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика" без
предъявления требований к стажу работы и курсы повышения квалификации по направлению деятельности

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Для успешной реализации программы необходимы наглядные пособия:
- картины;
-иллюстрации;
-плакаты;
-фотографии;
- презентации;
- аудио-рассказы.
20

2.2.ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Способы проверки результатов освоения программы
Входное оценивание проводится вначале учебного года., промежуточное проводится в
середине года и по окончании каждого года обучения.
Итоговая аттестация по окончании срока реализации программы.
В качестве формы итоговой аттестации эффективно используется игра «Знаток родного
края». В процессе игры за правильные ответы детям вручается орден «Знаток родного края». Это
хороший стимул к активной работе на занятии и своеобразная оценка деятельности ребенка.
Формами промежуточного и текущего контроля являются беседа, наблюдение, практическое
занятие, игра «Знаток родного края», праздники и др.
Текущее оценивание осуществляется систематически в процессе проведенных занятий, игр,
методами наблюдения, бесед, игровой деятельности.
Оценочные материалы к программе:
1.
Индивидуальная карточка учета результатов обучения ребенка по дополнительной
образовательной программе (Приложение №1)

21

Список литературы
Нормативные документы:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в
действующей редакции.
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации (в редакции 2013 г.).
3.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства
РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
4.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
6.
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об Утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ».
7.
Приказ Министерства труда и социализации защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых».
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам".
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей».
10.
Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
11.
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной
деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ).
12.
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК -641/09 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями
здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»).
13.
Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
14.
Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461 ПП «О
региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской области».
15.
Федеральный закон от 13.07.2020 № 189 ФЗ «О государственном (муниципальном)
социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»;
16.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной
услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в
соответствии с социальным сертификатом.

22

Для педагогов
1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для
учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. 3-е изд. М.: Просвещение, 2013. - 223с.
2. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное
творчество: Пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Д.В. Григорьев, Д.В. Куприянов.
М.: Просвещение, 2011. - 80 с.
3. Данилюк А.Я. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на
ступени начального общего образования / А.Я. Данилюк, А.А. Логинова. М: Просвещение, 2012.32 с.
4. Начальное общее образование: Федеральный государственный образовательный стандарт: Сб.
Нормативно-правовых материалов. М.: Вентана-Граф, 2012. - 160 с.
5. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2-х ч. Ч.
1 /М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой.
М.: Просвещение, 2009. - 215 с.
6. Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова,
М.З. Биболетова и др.: под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. 2-е изд. М.: Просвещение, 2010.
- 120 с.
7. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А.
Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. - 2-е изд. М.: Просвещение,
2011. - 111 с.
Для детей
1.
Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – М.,
1957 г.
2.
Аникин В.П. От прибаутки до былины.-М., 1991г.
3.
Бажов П.П. Уральские сказы.- М., 1988г.
4.
Булатов М. Тридцать три пирога.-М.,1988г.
5.
Гарланец В.И. Рукавичка.- Донецк, 1998г.
6.
Воскобойников В. Энциклопедия народной мудрости.- СПб., 1997г.
7.
Володченко В. Игры нашего двора. – М., 1998г.
8.
Даль В.И. Пословицы русского народа. – М., 1996г.
9.
Журавлев В.П. Жили-были. – М., 1998г.
10.
Косюк В.Н. Уральская мозаика.- Екатеринбург, 1993г.
11.
Козак О.Н. Загадки и скороговорки. – СПб., 1997г.
12.
Козак О.Н. Путешествие в страну игр. – Свердловск,1989г.
13.
Мамин-Сиберяк Д.Н. Легенды,рассказы и сказки для детей.- М., 1958г.
14.
Морозов И., Степцова И. Забавы вокруг печки. Русские народные традиции в играх.-М.,
1994г.
15.
Миронов В.А. Имени тайная власть.- М., 1998г.
16.
Науменко Г.М. Фольклорная азбука. – М., 1996г.
17.
Науменко Г.М. Дождик, дождик перестань. –М., 1996г.
18.
Науменко Г.М. Чудесный короб. Русские народные песни, сказки, игры, загадки. –М.,
1988г.
19.
Степанов К.П. Русские пословицы, поговорки от А до Я. – М., 1998г.
20.
Ушинский К.Д. Родное слово. –Новосибирск, 1994г.
Для родителей

23

1.
Алексеев Е.П., Черепов В.А., Ярков С.П. Памятники монументального искусства
Свердловской области. Екатеринбург: Сократ, 2008. Алферов Н.С. Зодчие старого Урала. Первая
половина 19 века. Свердловск : Средне-Урал. кн. изд-во,1960.
2.
Анциферов Н.П. Непостижимый город. СПб: Лениздат, 1991.
3.
Архипова Н.П. Заповедные места Свердловской области. Свердловск: Средне-Урал. кн.
изд-во, 1984.
4.
Аринштейн М., Мельников Е., Шакинко И. Цветные камни Урала. Свердловск: СреднеУрал. кн. изд-во, 1984.
5.
Бажов П.П. Уральские сказы. М.: Советская Россия,1987.
6.
Бажовская энциклопедия / Редакторы-составители: В.В. Блажес, М.А. Литовская.
Екатеринбург: Изд-во «Сократ»; Изд-во Урал. ун-та, 2007.
7.
Бердников Н.Н. Город в двух измерениях. Свердловск: Средне-Урал. кн. Изд-во,1976.
8.
Виноградов Н.Б., Чагин Г.Н., Шкерин В.А. История Урала с древнейших времён до конца
XVIII века: Учеб. пособие для учащихся 6-7 кл. основной школы. Екатеринбург: Сократ, 2005.
9.
Ворошилин С.И. Храмы Екатеринбурга. Екатеринбург, 1995.
10.
Гладкова И.М. Екатеринбургские тайны. Встречи, поиска, воспоминания журналиста /
Инна Гладкова; под общ. Ред. Э. Гильмана. Екатеринбург: ОО «Урал. Землячество»; Изд-во
«АМБ», 2012.
11.
Екатеринбург. Азбука горожанина. Екатеринбург: Упр. обр. Адм. Ек., 2002.
12.
Екатеринбург: листая страницы столетий (1723-2008). 2-е изд., испр. и доп. Екатеринбург:
Сократ, 2008.
13.
Екатеринбург: Фотоальбом. Екатеринбург: Сократ, 2008.
14.
Екатеринбург: штрихи к портрету. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2002.
15.
Золотая нить (сборник легенд и преданий). Миасс, 1994.
16.
Козинец Л.А. Каменная летопись города.
Свердловск: Средне-Урал. кн. Изд-во, 1989.
17.
Коллекционеры и меценаты дореволюционного Урала / общ. Ред. проф. Б.Б. Овчинниковой.
Екатеринбург: Банк культурной информации, 1999.
18.
Копылова В.И. Ювелирное искусство Урала (XVIII-XX вв.). Екатеринбург: Банк
культурной информации, 2000.
19.
Корепанов Н.С. В раннем Екатеринбурге. Очерки истории Урала. Город Екатеринбург.
Вып.4. Банк культурной информации, 1997.
20.
Лукьянин В.П., Никулина М.П. Прогулки по Екатеринбургу. Екатеринбург: Банк
культурной информации, 1997.

24

Приложение 1
Индивидуальная карточка учета результатов обучения ребенка
по дополнительной образовательной программе
(в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества)
Фамилия, имя ребенка Возраст
Название объединения
Программа
Ф.И.О. педагога
Дата начала наблюдения
Сроки
диагностики

Показатели
1. Теоретическая подготовка
ребенка
1.1. Теоретические знания:
а) Герб города
в) Основатели города
с)Народная песня
1.2. Владение специальной
терминологией
2; Практическая подготовка
ребенка
2.1. Практические умения и
навыки, предусмотренные
программой:
а) Нарисовать герб горда
в) Краткий рассказ о памятнике
по иллюстрации
с) Исполнение песни
2.2. Владение специальным
оборудованием и оснащением

год
обучения

год
обучения

год
обучения

Входн Пром Итого Вхо Пром Ито Вхо Проме Итогов
ая
ежуто вая дная ежуто гова дная жуточн
ая
чная
чная
я
ая

3. Обще-учебные умения и
навыки ребенка
3.1. Учебно-интеллектуальные
умения:
а) подбирать и анализировать
специальную литературу;
в) пользоваться компьютерными
источниками информации;
с) осуществлять проектноисследовательскую работу
3.2. Учебно-коммуникативные
умения:
а) слушать и слышать педагога;
в) выступать перед аудиторией;
с) вести полемику, участвовать в
дискуссии.
25

З.З. Учебно-организационные
умения и навыки:
а) умение организовать свое
рабочее место;
в) навыки соблюдения в процессе
деятельности правил
безопасности;
с) умение аккуратно выполнять
работу.
4. Предметные достижения
обучающегося:
4.1. На уровне детского объединения;
4.2. На уровне центра;
4.3. На уровне района, города;
4.4.На уровне города;
4.5. На уровне области,
4.6. На региональном уровне.
4.7 На международном уровне.

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».