Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества Программа рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании Методического совета МБУ ДО - ЦДТ протокол от 01.06.2022 №2 УТВЕРЖДАЮ ___________________/Т.Г. Хисамова Директор МБУ ДО - ЦДТ приказ от 01.06.2022 №67 Рабочая программа на 2022 -2023 учебный год объединения технической направленности «Робототехника» Возраст обучающихся: 8 -10 лет Автор-составитель: Деменев Александр Сергеевич Педагог дополнительного образования Екатеринбург, 2022 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе основной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы технической направленности, «Робототехника» которая ставит целью формирование и совершенствование навыков начального технического конструирования, через конструктора LEGO, LEGO WeDo, освоение компьютера и виртуального конструирования в Lego Digital Designer, адресована обучающимся 8-10 лет и рассчитана на 1 год обучения. Задачи программы Обучающие: изучить детали LEGO, их размеры и формы; изучить этапы конструирования и возможности передачи особенностей предметов средствами конструктора LEGO; изучить программу LEGO Digital Designer; изучить механизмы в наборах LEGO WeDo; научить создавать индивидуальную работу и разрабатывать собственные решения во время создания. Развивающие: развить мелкую моторику и умение объективно оценивать свою работу; развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности; развивать навыки самостоятельной и коллективной работы. Воспитательные: воспитать положительное отношение к деловому сотрудничеству и взаимоуважению; воспитать стремление к приобретению новых знаний и совершенствованию имеющихся навыков. воспитывать патриотические качества; Ожидаемые результаты реализации программы: Личностные: будет сформирован устойчивый интерес к творческой деятельности; будут сформированы навыки творческой деятельности; будет сформировано уважительное отношение к труду и мнению других людей; будут сформированы начальные навыки адаптации в современном обществе: будет принята и освоена социальная роль учащегося. Метапредметные: будет сформирован навык сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение договариваться в разных ситуациях, умение работать в команде; будут сформированы умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, умения определять наиболее эффективные способы достижения результата; будут освоены способы решения проблем творческого и поискового характера; будет сформировано умение находить решение в нестандартных и ранее незнакомых ситуациях; Предметные: Обучающиеся освоят базовые технические термины и понятия конструктора «Лего»; Обучающиеся научатся основным видам способов соединения деталей конструктора «Лего»; Обучающиеся будут знать основные принципы моделирования из элементов конструктора «Лего». Количество групп - 1 Количество детей в группе – 12-18 человек. Занятия проходят 2 раза в неделю. Продолжительность занятий: 3 часа. Формы обучения и виды занятий Форма обучения: очная, возможна в дистанционной. Основная форма работы – занятие. Занятия проходят как совместная практическая творческая деятельность с элементами самостоятельного выполнения работ. Формы проведения занятий: словесные; наглядные (показ иллюстраций, работа по образцу); практические (самостоятельное конструирование моделей, выполнение задания, проектирование, тестирование). Работа на занятиях осуществляется индивидуально, в парах, в группах. План работы на занятии выстроен таким образом, что в конце занятия обучающийся может увидеть свой результат – показать результат и рассказать о нем (что хотел и что получилось). В конце темы оценивается освоение полученных знаний и умений на основе самостоятельной работы. Полученные результаты фиксируются фотографией и демонстрируются обучающимся и их родителям. Основные этапы проведения занятия: обозначение темы занятия, обсуждение, постановка цели и задач, построение. Виды конструирования: конструирование по образцу (разработанное Ф. Фребелем) – предложенный образец постройки выполняется воспроизведением действий педагога; обеспечение прямой передачи детям готовых знаний, способов и действий, основанной на подражании; конструирование по модели – выполнение постройки по предложенной модели, в которой очертания отдельных элементов скрыто от ребенка; воспроизведение осуществляется из имеющегося конструктора; конструирование по условиям – выполнение постройки по заданным условиям; формирование умения анализировать заданные границы, на основе которых выстраивать свою практическую деятельность; конструирование по замыслу – выполнение постройки, проявляя обучающимися свою самостоятельность, что в наибольшей степени развивает творческие способности; конструирование по теме – выполнение постройки по заданной общей тематике, определяя обучающимися самостоятельно замыслы конкретных построек и способов их осуществления. Преимущественно на занятиях используются три педагогические технологии. 1. Деятельностная 2. Личностно-ориентированная 3. Технология совместного парного обучения при работе за компьютерами, которая позволяет совместно изучать материал, выполнять задание, оказывать друг другу помощь, развивает у обучающихся самостоятельность и коммуникативные умения. В ходе работы, создана система, направленная на здоровьесбережение обучающихся, включающая в себя различные виды гимнастик: гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика; физкультминутки. Календарный учебный график к ДООП «Роботехника» на 2022-2023 учебный год Группа 1/1/ЦДТ первого года обучения № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Дата Дата 15.сен фактич еская Время проведения занятий 14.40-15.10 15.20-15.50 16.00-16.30 Форма занятия Комбини рованные занятия Колич ество часов 3 20.сен 14.40-15.10 15.20-15.50 16.00-16.30 Комбини рованные занятия 3 22.сен 14.40-15.10 15.20-15.50 16.00-16.30 Комбини рованные занятия 3 27.сен 14.40-15.10 15.20-15.50 16.00-16.30 Комбини рованные занятия 3 29.сен 14.40-15.10 15.20-15.50 16.00-16.30 Комбини рованные занятия 3 04.окт 14.40-15.10 15.20-15.50 16.00-16.30 Комбини рованные занятия 3 06.окт 14.40-15.10 15.20-15.50 16.00-16.30 Комбини рованные занятия 3 11.окт 14.40-15.10 15.20-15.50 16.00-16.30 Комбини рованные занятия 3 13.окт 14.40-15.10 15.20-15.50 16.00-16.30 Комбини рованные занятия 18.окт 14.40-15.10 15.20-15.50 16.00-16.30 Комбини рованные занятия Тема занятия Вводное занятие. Входящая диагностика Конструирование по замыслу обучающегося в реальном и в виртуальном пространстве Конструирование по замыслу обучающегося в группе Конструирование по замыслу обучающегося базовыми деталями, конструирование комнаты Конструирование по замыслу обучающегося модель автомобиль будущего Конструирование по замыслу обучающегося в виртуальном пространстве автомобиль Конструирование по замыслу обучающегося с выбором модели Конструирование по замыслу обучающегося в реальном и виртуальном пространстве, свой чертеж и макет Введение в LEGO WeDo 3 3 Введение в LEGO WeDo, знакомство с программой Место проведения Форма контроля МБУ-ДО ЦДТ Наблюдение МБУ-ДО ЦДТ Наблюдение МБУ-ДО ЦДТ Наблюдение МБУ-ДО ЦДТ Наблюдение МБУ-ДО ЦДТ Наблюдение МБУ-ДО ЦДТ Наблюдение МБУ-ДО ЦДТ Наблюдение МБУ-ДО ЦДТ Наблюдение МБУ-ДО ЦДТ Наблюдение МБУ-ДО ЦДТ Опрос. Практическое задание 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 20.окт 14.40-15.10 15.20-15.50 16.00-16.30 Комбини рованные занятия 3 25.окт 14.40-15.10 15.20-15.50 16.00-16.30 Комбини рованные занятия 3 27.окт 14.40-15.10 15.20-15.50 16.00-16.30 Комбини рованные занятия 3 01.ноя 14.40-15.10 15.20-15.50 16.00-16.30 Комбини рованные занятия 3 03.ноя 14.40-15.10 15.20-15.50 16.00-16.30 Комбини рованные занятия 08.ноя 14.40-15.10 15.20-15.50 16.00-16.30 Комбини рованные занятия 10.ноя 14.40-15.10 15.20-15.50 16.00-16.30 Комбини рованные занятия 15.ноя 14.40-15.10 15.20-15.50 16.00-16.30 Комбини рованные занятия 17.ноя 14.40-15.10 15.20-15.50 16.00-16.30 Комбини рованные занятия 22.ноя 14.40-15.10 15.20-15.50 16.00-16.30 Комбини рованные занятия 24.ноя 14.40-15.10 15.20-15.50 16.00-16.30 Комбини рованные занятия 29.ноя 14.40-15.10 15.20-15.50 16.00-16.30 Комбини рованные занятия 01.дек 14.40-15.10 15.20-15.50 16.00-16.30 Комбини рованные занятия 06.дек 14.40-15.10 15.20-15.50 16.00-16.30 Комбини рованные занятия 08.дек 14.40-15.10 15.20-15.50 16.00-16.30 Комбини рованные занятия 3 3 3 3 Майло – научный вездеход, конструирование Майло – научный вездеход, программирование и сборка Датчик перемещения Майло, программирование Датчик перемещения Майло, программирование Датчик наклона Майло, конструирование Датчик наклона Майло, программирование Совместная работа, конструирование Совместная работа, программирование Робот-тягач, программирование 3 Робот-тягач, конструирование 3 3 3 3 3 3 Робот-тягач, доработка , результат Гоночный автомобиль, конструирование Гоночный автомобиль, программирование пробный запуск Гоночный автомобиль, доработка Симулятор землетрясения, конструирование и программирование МБУ-ДО ЦДТ Наблюдение МБУ-ДО ЦДТ Наблюдение МБУ-ДО ЦДТ Наблюдение МБУ-ДО ЦДТ Наблюдение МБУ-ДО ЦДТ Опрос. Наблюдение МБУ-ДО ЦДТ Опрос. Наблюдение МБУ-ДО ЦДТ Наблюдение МБУ-ДО ЦДТ Наблюдение МБУ-ДО ЦДТ Опрос. Наблюдение МБУ-ДО ЦДТ Наблюдение МБУ-ДО ЦДТ Наблюдение МБУ-ДО ЦДТ Опрос. Наблюдение МБУ-ДО ЦДТ Наблюдение МБУ-ДО ЦДТ Наблюдение МБУ-ДО ЦДТ Опрос. Наблюдение 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 13.дек 14.40-15.10 15.20-15.50 16.00-16.30 Комбини рованные занятия 3 15.дек 14.40-15.10 15.20-15.50 16.00-16.30 Комбини рованные занятия 3 20.дек 14.40-15.10 15.20-15.50 16.00-16.30 Комбини рованные занятия 22.дек 14.40-15.10 15.20-15.50 16.00-16.30 Комбини рованные занятия 27.дек 14.40-15.10 15.20-15.50 16.00-16.30 Комбини рованные занятия 29.дек 14.40-15.10 15.20-15.50 16.00-16.30 Комбини рованные занятия 10.янв 14.40-15.10 15.20-15.50 16.00-16.30 Комбини рованные занятия 3 3 3 3 3 12.янв 14.40-15.10 15.20-15.50 16.00-16.30 Комбини рованные занятия 3 17.янв 14.40-15.10 15.20-15.50 16.00-16.30 Комбини рованные занятия 3 19.янв 14.40-15.10 15.20-15.50 16.00-16.30 Комбини рованные занятия 3 24.янв 14.40-15.10 15.20-15.50 16.00-16.30 Комбини рованные занятия 3 26.янв 14.40-15.10 15.20-15.50 16.00-16.30 Комбини рованные занятия 31.янв 14.40-15.10 15.20-15.50 16.00-16.30 Комбини рованные занятия Симулятор землетрясения, доработка, землетрясения Головастик, конструирование и программирование Головастик, изучение полученных результатов и доработка Пчела, летающая вокруг цветка, конструирование Пчела, летающая вокруг цветка, программирование Пчела, летающая вокруг цветка, проверка работы Пчела, летающая вокруг цветка, доработка модели Паводковый шлюз, конструирование и программирование Паводковый шлюз, исследование полученных результатов и доработка модели Вертолет для спасения пострадавших, конструирование и программирование Вертолет для спасения пострадавших, исследование полученной модели и доработка Грузовик, конструирование 3 Грузовик, программирование 3 МБУ-ДО ЦДТ Наблюдение МБУ-ДО ЦДТ Наблюдение МБУ-ДО ЦДТ Опрос. Наблюдение МБУ-ДО ЦДТ Наблюдение МБУ-ДО ЦДТ Наблюдение МБУ-ДО ЦДТ МБУ-ДО ЦДТ Опрос. Наблюдение Опрос. Наблюдение МБУ-ДО ЦДТ Наблюдение МБУ-ДО ЦДТ Наблюдение Опрос. Наблюдение МБУ-ДО ЦДТ МБУ-ДО ЦДТ Наблюдение МБУ-ДО ЦДТ Наблюдение МБУ-ДО ЦДТ Наблюдение 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 02.фев 14.40-15.10 15.20-15.50 16.00-16.30 Комбини рованные занятия 07.фев 14.40-15.10 15.20-15.50 16.00-16.30 Комбини рованные занятия 09.фев 14.40-15.10 15.20-15.50 16.00-16.30 Комбини рованные занятия 3 Грузовик, доработка модели 3 Конструирование в LEGO WeDo 3 14.фев 14.40-15.10 15.20-15.50 16.00-16.30 Комбини рованные занятия 3 16.фев 14.40-15.10 15.20-15.50 16.00-16.30 Комбини рованные занятия 3 21.фев 14.40-15.10 15.20-15.50 16.00-16.30 Комбини рованные занятия 23.фев 14.40-15.10 15.20-15.50 16.00-16.30 Комбини рованные занятия 28.фев 14.40-15.10 15.20-15.50 16.00-16.30 Комбини рованные занятия 02.мар 14.40-15.10 15.20-15.50 16.00-16.30 Комбини рованные занятия 07.мар 14.40-15.10 15.20-15.50 16.00-16.30 Комбини рованные занятия 09.мар 14.40-15.10 15.20-15.50 16.00-16.30 Комбини рованные занятия 14.мар 14.40-15.10 15.20-15.50 16.00-16.30 Комбини рованные занятия 16.мар 14.40-15.10 15.20-15.50 16.00-16.30 Комбини рованные занятия 21.мар 14.40-15.10 15.20-15.50 16.00-16.30 Комбини рованные занятия 23.мар 14.40-15.10 15.20-15.50 16.00-16.30 Комбини рованные занятия Грузовик, исследование результатов 3 3 3 3 3 Конструирование по замыслу обучающегося LEGO WeDo, доработка чертежа Конструирование по замыслу обучающегося LEGO WeDo Конструирование по замыслу обучающегося, работа с датчиками и доработка Конструирование в LEGO WeDo, модель 2 Конструирование по замыслу обучающегося, используя 2 датчика Хищник и жертва, разработка проекта Хищник и жертва, конструирование и программирование Хищник и жертва, анализ модели 3 Хищник и жертва, доработка модели 3 Хищник и жертва 3 3 3 Хищник и жертва, анализ результатов Экстремальная среда обитания, чертёж и конструирование МБУ-ДО ЦДТ МБУ-ДО ЦДТ Опрос. Наблюдение Опрос. Наблюдение МБУ-ДО ЦДТ Наблюдение МБУ-ДО ЦДТ Наблюдение МБУ-ДО ЦДТ Наблюдение Опрос. Наблюдение МБУ-ДО ЦДТ МБУ-ДО ЦДТ Наблюдение МБУ-ДО ЦДТ Наблюдение МБУ-ДО ЦДТ Опрос. Наблюдение МБУ-ДО ЦДТ Наблюдение МБУ-ДО ЦДТ Наблюдение МБУ-ДО ЦДТ МБУ-ДО ЦДТ Опрос. Наблюдение Опрос. Наблюдение МБУ-ДО ЦДТ Наблюдение МБУ-ДО ЦДТ Наблюдение 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 28.мар 14.40-15.10 15.20-15.50 16.00-16.30 Комбини рованные занятия 30.мар 14.40-15.10 15.20-15.50 16.00-16.30 Комбини рованные занятия 04.апр 14.40-15.10 15.20-15.50 16.00-16.30 Комбини рованные занятия 06.апр 14.40-15.10 15.20-15.50 16.00-16.30 Комбини рованные занятия 11.апр 14.40-15.10 15.20-15.50 16.00-16.30 Комбини рованные занятия 13.апр 14.40-15.10 15.20-15.50 16.00-16.30 Комбини рованные занятия 18.апр 14.40-15.10 15.20-15.50 16.00-16.30 Комбини рованные занятия 3 3 3 3 3 Экстремальная среда обитания, программирование Исследование космоса программирование Исследование космоса, анализ результатов Очистка океана / Предупреждение об опасности Очистка океана конструирование и программирование Очистка океана исследование 3 Очистка океана доработка модели 3 20.апр 14.40-15.10 15.20-15.50 16.00-16.30 Комбини рованные занятия 3 25.апр 14.40-15.10 15.20-15.50 16.00-16.30 Комбини рованные занятия 3 27.апр 14.40-15.10 15.20-15.50 16.00-16.30 Комбини рованные занятия 02.май 14.40-15.10 15.20-15.50 16.00-16.30 Комбини рованные занятия 04.май 14.40-15.10 15.20-15.50 16.00-16.30 Комбини рованные занятия 3 3 3 09.май 14.40-15.10 15.20-15.50 16.00-16.30 Комбини рованные занятия 3 11.май 14.40-15.10 15.20-15.50 16.00-16.30 Комбини рованные занятия 3 16.май 14.40-15.10 15.20-15.50 16.00-16.30 Комбини рованные занятия 3 Очистка океана / Предупреждение об опасности 2 модель Очистка океана / Предупреждение об опасности, исследование и анализ результатов Перемещение материалов, разработка проекта и конструирование Перемещение материалов, программирование Перемещение материалов, доработка Перемещение материалов, анализ результатов Мост для животных разработка и конструирование Мост для животных конструирование МБУ-ДО ЦДТ МБУ-ДО ЦДТ Наблюдение Опрос. Наблюдение МБУ-ДО ЦДТ Наблюдение МБУ-ДО ЦДТ Наблюдение МБУ-ДО ЦДТ Наблюдение МБУ-ДО ЦДТ Наблюдение МБУ-ДО ЦДТ Наблюдение МБУ-ДО ЦДТ Наблюдение МБУ-ДО ЦДТ Наблюдение МБУ-ДО ЦДТ МБУ-ДО ЦДТ МБУ-ДО ЦДТ МБУ-ДО ЦДТ Взаимоопрос, наблюдение Опрос. Наблюдение Наблюдение Опрос. Наблюдение МБУ-ДО ЦДТ Наблюдение МБУ-ДО ЦДТ Наблюдение 69 70 71 72 18.май 14.40-15.10 15.20-15.50 16.00-16.30 Комбини рованные занятия 3 23.май 14.40-15.10 15.20-15.50 16.00-16.30 Комбини рованные занятия 3 25.май 14.40-15.10 15.20-15.50 16.00-16.30 Комбини рованные занятия 3 30.май 14.40-15.10 15.20-15.50 16.00-16.30 Комбини рованные занятия Мост для животных / Язык животных, анализ результатов Мост для животных / Язык животных, вторая модель Мост для животных / Язык животных, 2я модель, разработка и обсуждение результатов Итоговое занятие: 3 МБУ-ДО ЦДТ Опрос. Наблюдение МБУ-ДО ЦДТ Наблюдение МБУ-ДО ЦДТ Наблюдение МБУ-ДО ЦДТ Награждение