ДООП Чудеса из бумаги_художественная

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества

Программа рассмотрена и рекомендована
к утверждению на заседании
Методического совета МБУ ДО - ЦДТ
протокол от 19.08.2024 №2

УТВЕРЖДАЮ
___________________/Т.Г. Хисамова
Директор МБУ ДО - ЦДТ
приказ от 19.08.2024 №51-ДООП

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Художественной направленности
«Чудеса из бумаги»
Целевая группа
Срок реализации
Количество часов

6-8лет
1 год
144 часа

Автор-разработчик:
Киселева Александра Сергеевна
педагог дополнительного образования,
первая квалификационная категория

Екатеринбург, 2024

I.
1.1
1.2
1.3
1.4
II.
2.1
2.2
2.3

Содержание
Комплекс основных характеристик
Пояснительная записка
Цель и задачи общеразвивающей программы
Планируемые результаты
Учебный план программы
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Условия реализации программы
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Список литературы

3
3
6
6
7
9
9
14
16
17

Приложение 1
Приложение 2

19
21

2

РАЗДЕЛ I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы: художественная.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить,
создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый
интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается еще и тем, что данный материал
дает большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребенку ощутить себя
художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим
человеком.
Развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания является одной
из социально значимых задач современного российского общества. В качестве высшей
цели образования определено становление саморазвивающейся и самоопределяющейся
личности, способной к открытому творческому взаимодействию с окружающей средой
и обществом.
Программа разработана на основе нормативно-правовой документации:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в
действующей редакции.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам".
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации (в редакции 2013 г.).
Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»;
Устав МБУ ДО-ЦДТ.

Актуальность
Дополнительная общеразвивающая программа «Чудеса из бумаги» вводит ребенка в
удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности,
предусматривает развитие нестандартного мышления, творческой индивидуальности, позволяет
решать задачи, направленные на формирование практических навыков работы с различными
материалами, развивает моторику рук. Кроме того, у ребенка формируются такие качества, как
уверенность в себе, способность работать в группе, умение радоваться успехам товарищей,
формируется художественный вкус, навыки работы с определенными материалами.
Отличительной особенностью программы является то, что ребенок развивает
художественный вкус, моторику рук, что способствует его интеллектуальному развитию, а также
такие важные и необходимые для успешной жизнедеятельности качества, как усердие,
трудолюбие, аккуратность, способность доводить начатое дело до конца.

Особое внимание в программе отводится практическим работам, выполнение
которых:

3

- имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления, творческого
воображения, художественного вкуса;
- способствует концентрации внимания у обучающихся, заставляя их сосредоточиться
на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;
- стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен
запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;
- активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у обучающегося
возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесным (объяснение
приемов складывания, способов сборки) и перевод их значения в самостоятельные
действия (самостоятельное выполнение работы);
- совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда;
- составление тематических композиций способствует развитию композиционных
навыков;
Всё это помогает развитию творческих задатков у детей. Программа «Чудеса из
бумаги», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует целостному
восприятию ребенком мира во всем его многообразии и единстве.
Целевая аудитория
Программа разработана для обучающихся 6-8 лет.
Группы обучающихся в объединении «Чудеса из бумаги» формируются в
соответствии с возрастом: 6-8 лет с учетом возрастных, индивидуально-психологических
и физиологических особенностей обучающихся.
Возрастные особенности детей 6-8 лет. Этот возраст – период активного познания,
творчества, общения. Ребенок этого возраста определяется значительным ростом
физических возможностей, изменением психологической позиции и желанием проявить
свою индивидуальность и творческие способности. Группы комплектуются из детей
младшего школьного возраста, проявляющих интерес к данной области художественной
деятельности, без какого-либо предварительного отбора. Программа также будет
интересна и полезна тем, кому необходимо развивать мелкую моторику, что будет
способствовать более успешной учебе в школе.
Численный состав обучающихся в группе не должно быть менее 8 человек и не
должен превышать 25 человек.
Состав группы постоянный, однако, возможно пополнение её в течение учебного
года. Педагог учитывает особенности каждого обучающегося и обеспечивает
индивидуальный подход к нему.
Уровень программы
1 год обучения. Программа стартового уровня составлена на основе знаний
возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей 6-8 лет.
Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм
организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения
содержания программы. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие, воспитывает
уверенность в себе. Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая
деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ. Уделяется внимание созданию в
детском коллективе доброжелательной творческой обстановки, что способствует выявлению
индивидуальности каждого.
Работа с обучающимися строится на основе следующей системы дидактических
принципов:
- принцип психологической комфортности (создается образовательная среда,
обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса);

4

- принцип минимакса (обеспечивается возможность разноуровнего обучения детей,
продвижения каждого ребенка своим темпом, при этом подбор практических заданий ведется с
учетом природных задатков, интересов,
потребностей, индивидуальных
особенностей
детей и экономических возможностей семей);
- принцип вариативности (у детей формируется умение осуществлять собственный выбор на
основании некоторого критерия);
- принцип творчества (процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного
опыта творческой деятельности).

Режим занятий
Продолжительность одного академического часа: 40 минут
Перерыв между учебными занятиями -10 минут.
Длительность одного занятия: 2 академических часа.
Периодичность занятий в неделю: 2 раза.

Объем программы: 144 часа
Срок освоения – 1 год
Формы обучения: очная
Особенности организации образовательного процесса: программа может быть
реализована в дистанционной форме. Педагогом разработан банк видео уроков, в
соответствии с учебным планом.
Перечень видов занятий: основной формой организации процесса обучения
является групповое занятие.
Основным видом занятий, используемым при обучении по программе, является
комбинированное занятие, включающее в себя предъявление нового материала в виде
беседы и демонстрации иллюстративного материала с последующей отработкой умений
и навыков на практике, выполнение самостоятельной творческой работы; важным
элементом каждого занятия является наблюдение, беседа, просмотр работ.
Перечень форм подведения итогов реализации:
- выполнение творческой работы
- просмотр работ,
- выставка/итоговая выставка с презентацией творческих работ.
Воспитательный потенциал
Воспитательная работа с обучающимися проводится в соответствии с рабочей программой
воспитания МБУ ДО-ЦДТ, ее ежегодного плана.
Цель программы воспитания: развитие и социализация в соответствии с принятыми
социокультурными правилами и нормами, как основы воспитанности обучающихся.
Задачи программы воспитания:

 развивать морально-нравственные качества обучающихся: честность; доброту;
совесть, ответственность, чувства долга;
 развивать
волевые
качества
обучающихся:
самостоятельность,
дисциплинированность, инициативность, принципиальность, самоотверженность,
организованность;
 воспитывать стремления к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию;
 приобщать обучающихся к экологической и социальной культуре, здоровому
образу жизни, рациональному и гуманному мировоззрению;
 формировать нравственное отношения к человеку, труду и природе;
Планируемые результаты воспитания:
 развиты морально-нравственные качества обучающихся: честность; доброта;
совесть; ответственность, чувство долга;
 развиты
волевые
качества
обучающихся:
самостоятельность;
дисциплинированность; инициативность; принципиальность, самоотверженность,
организованность;
 развито стремления к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию;
 сформирован интерес обучающихся к экологической и социальной культуре,
здоровому образу жизни, рациональному и гуманному мировоззрению;
5

 сформировано нравственное отношения к человеку, труду и природе.
Формы проведения воспитательных мероприятий: беседа, викторина, встреча
с интересными людьми, дискуссия, тренинг, посещение театра, организация
конференции, экскурсия, олимпиада, смотр, конкурс и др.
Методы воспитательного воздействия: убеждение, внушение, заражение
«личным примером» и подражание, упражнения и приучение, обучение,
стимулирование (методы поощрения и наказания, соревнование), контроль и оценка и
др.
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Цель программы – формирование художественного вкуса как составной части
духовной культуры, развитие художественно-творческой активности детей с учетом
индивидуальности каждого.
Задачи программы:
Обучающие:
•
познакомить и обучить детей различным техникам и приемам работы с бумагой;
•
познакомить с основами цветоведения, приемами композиции;
•
расширять словарный запас и кругозор посредством тематических бесед;
Развивающие:
•
развивать внимание, память, пространственное воображение;
•
развивать мелкую моторику рук, приучать к точным движениям пальцев,
развивать глазомер;
•
развивать творческие способности, художественный вкус и фантазию детей;
•
развивать умения и навыки использования инструментов для работы с бумагой и
других материалов в работе;
Воспитательные:
•
воспитывать интерес к декоративно-прикладному творчеству, желание работать
руками;
•
воспитывать аккуратность,
бережное
и
экономное
использование материалов.
•
воспитывать культуру общения, умение сотрудничать со своими сверстниками,
оказывать помощь товарищам, работать в команде;
•
воспитывать самостоятельность.
1.3. Планируемые результаты реализации программы:
Метапредметные результаты:
- владеют навыками пользоваться инструментами и материалами, рационально
использовать свое рабочее место;
- развита память, мышление, воображение, изобретательность, мелкая моторика;
- развита творческая способность детей.
Предметные результаты:
- владеют техниками и приемами работы с бумагой
в
различных жанрах
и
направлениях декоративно-прикладного искусства;
- владеют безопасными приемами труда при работе с инструментами и
приспособлениями;
- умеют выразить свою мысль через создание изделий из бумаги;
- сформированы умения следовать устным инструкциям, работать с эскизами
изделий, планировать свою деятельность.
Личностные результаты:
-развита аккуратность при выполнении работы, умеют экономно использовать
материал, содержать в порядке рабочее место;
6

- развита культура общения, умение сотрудничать со своими сверстниками,
оказывать помощь товарищам, работать в команде;
- развита самостоятельность при выполнении работ.
1.4. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
Тема

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Вводное занятие. Материалы, инструменты. Техника безопасности.
Работа с бумагой. Аппликация.
Увлекательный мир оригами.
Творческая работа по заданным темам
Чудесные поделки из бумаги.
Итоговое занятие.
Итого

2.

УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
Название темы, раздела
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Вводное занятие. Материалы, 4
2
2
инструменты.
Техника
безопасности.
Работа с бумагой. Аппликация.
76
6
70

2.1.

Плоская аппликация.

36

3

33

2.2.
2.3.

Объемная аппликация.
Обрывная аппликация.

12
8

1
1

11
7

2.4.

Квиллинг – бумажное волшебство.

20

1

19

3.
4.

Увлекательный мир оригами.
Творческая работа по заданным
темам.

28
18

3
4

25
12

5.
6.

Чудесные поделки из бумаги.
Итоговое занятие.

16
2

1
1

15
1

Итого

144

12

132

1.

7

1 год
обучения
(кол-во
часов)
4
76
28
18
16
2
144

Форма аттестации/
контроля
Входной
мониторинг
Анализ творческих
работ.
Анализ творческих
работ.
Выставка
Анализ творческих
работ.
Анализ
творческих
работ.
Выставка,
миниопросы.
Промежуточный
мониторинг.
Итоговый
мониторинг

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА ПЕРВОГО
ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Тема 1. Вводное занятие. Материалы, инструменты. Техника безопасности.
Входное педагогическое оценивание.
Теория. Цель и задачи программы. Знакомство с группой и учреждением, правилами
внутреннего распорядка, организацией рабочего места. Инструктаж ТБ и ПБ.
Знакомство со свойствами бумаги и ее возможностями. Бумажное дело в России. Показ
фотоматериалов и готовых работ.
Практика. Выполнение поделок на свободную тему.
Тема 2. Работа с бумагой. Аппликация.
2.1.Плоская аппликация.
Теория. Краткие сведения о бумаге и клее. Сорта и свойства бумаги. Характеристика
видов бумаги. Способы окраски бумаги. Понятие о цвете. Понятие о шаблонах.
Аппликация. Приемы аппликации. Виды аппликаций. Сюжетная аппликация.
Практика. Составление эскиза к аппликации. Подбор бумаги. Вырезание деталей
изображения. Раскладывание на фоне. Наклеивание.
2.2. Объемная аппликация.
Теория. Объемная аппликации – техника изготовления. Сюжетная аппликация.
Понятие: сюжет, композиция, панно. Основы композиции. Техника изготовления. Выбор
сюжета. Демонстрация различных композиций.

Практика. Составление эскиза к аппликации. Подбор бумаги. Вырезание деталей
изображения. Раскладывание на фоне. Наклеивание.
2.3.Обрывная аппликация.
Теория. Обрывная аппликации – техника изготовления. Демонстрация композиций.
Практика. Составление эскиза к аппликации. Подбор бумаги. Выбор цвета.
Наклеивание.
2.4. Квиллинг – бумажное волшебство.
Теория. Беседа. Краткая история о технике квиллинг. Основные формы и приемы
квиллинга. Изучение фотоматериалов. Показ готовых изделий.
Практика. Конструирование из основных форм. Изготовление художественных
композиций в технике квиллинг.
Тема 3. Удивительный мир оригами.
Теория. Знакомство с японским искусством складывания из бумаги. Виды оригами.
Знакомство с геометрическими фигурами. Знакомство с видами линий. Знакомство с
«базовыми формами» в оригами. Основные приемы складывания. Показ иллюстраций.
Практика. Подбор бумаги. Упражнения по работе с бумагой: сгибание, надрезание,
склеивание. Схематические зарисовки линий, геометрических фигур. Сложение и
изготовление: треугольника, квадрата. Конструирование изображений предметов из
плоскостных геометрических фигур. Сортировка моделей по различным признакам: форма,
цвет, размер. Моделирование по замыслу.

Тема 4. Творческая работа по заданным темам. Промежуточное педагогическое
оценивание.
Теория. Беседа. История традиций и праздников. Знаменательные даты нашей страны.
Изучение фотоматериалов. Показ презентаций.
Практика. Составление тематических, декоративных композиций. Выбор цветового
решения. Выбор сюжета. Составление композиции. Изготовление игрушек,
тематических открыток по теме изучаемого календарного праздника.
Тема 5. Чудесные поделки из бумаги. Итоговое педагогическое оценивание.
Теория. Цветовой круг. Основной материал – бумага ярких цветов и различного
качества. Характеристика видов бумаги. Способы окраски бумаги.
8

Практика. Составление тематических, декоративных композиций. Изготовление основы
(используя приемы аппликации). Изготовление и художественное оформление фигурок
из цветной бумаги.
Тема 6. Итоговое занятие.
Теория. Подведение итогов за год. Беседа. Чему научились и что нового узнали.
Практика. Изготовление коллективного панно.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год
обуч
ения

1

Дата
начал
а
обуче
ния

Дата
оконч
ания
обуче
ния

Количе
ство
учебны
х
недель

Количе
ство
учебны
х дней

16.09.

31.05.

36

72

Количе
ство
учебны
х
часов
144

Продол
житель
ность
канику
л

Компле
ктован
ие
групп

Проме
жуточн
ая
аттеста
ция

с 01.01.
по 08.01.
зимние

20.08.
по
14.09

с 12.05.
по 31.05.

Итогов
ая
аттеста
ция

01.06. по
19.08.
летние

Режим
занятий

2
занятия
по 2
часа в
неделю

2.1.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№
Учебные
Наименование темы
п/п недели
Вводное занятие (4ч.)
1.
1 неделя
Вводное занятие. Техника
1 неделя
безопасности. Бумага и ее
свойства.

Форма
занятия

Бумажное дело в России.
Поделка на свободную тему.

2.

Работа с бумагой. Аппликация.
Плоская аппликация (36ч.)
3.
2 неделя
Виды аппликаций.
Плоская аппликация.
Осенние грибочки.
4.
Аппликация. Осенние листья.

5.
6.

3 неделя

Аппликация. Осенний лес.
Аппликация. Фрукты в
корзине.

9

Кол-во
часов

Форма
контроля

Беседа.
Практическая
работа.

2ч.

Наблюдение.

Беседа.
Практическая
работа.

2ч.

Просмотр
творческих работ.
Педагогическое
оценивание.

Беседа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.

2ч.

Практическая
работа.
Практическая
работа.

2ч.

2ч.

2ч.

Обсуждение.
Просмотр
творческих работ.
Наблюдение.
Просмотр
творческих работ.
Просмотр
творческих работ.
Наблюдение.
Просмотр
творческих работ.

4 неделя

Аппликация. Солнышко.

Практическая
работа.

2ч.

Беседа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.

2ч.

5 неделя

Понятие о цвете.
Аппликация. Солнышко с
разноцветными лучами.
Аппликация. Цветок.
Аппликация. Цветок в вазе.

Практическая
работа.

2ч.

Аппликация. Котёнок.

Практическая
работа.

2ч.

Аппликация. Котёнок с
клубком.

Практическая
работа.

2ч.

Аппликация. Щенок.

Практическая
работа.

2ч.

Аппликация. Щенок на
прогулке.

Практическая
работа.

2ч.

Аппликация. Божья коровка.

Практическая
работа.

2ч.

Аппликация. Гусеница.

Практическая
работа.

2ч.

Аппликация. Пчёлка.

Практическая
работа.

2ч.

Аппликация. Бабочка.

Практическая
работа.

2ч.

Понятие: сюжет, композиция,
панно. Изготовление деталей
к коллективной работе.

Беседа.
Практическая
работа.

2ч.

Коллективное панно
«Удивительный мир
насекомых».

Практическая
работа.

2ч.

Выставка.

Работа с бумагой. Аппликация.
Объемная аппликация (12ч.)
21. 11 неделя
Объемная аппликация.
Техника выполнения.
Снежинка.

Беседа.
Практическая
работа.

2ч.

Беседа
Наблюдение

Объемная аппликация.
Ёлочка.

Практическая
работа.

2ч.

Объемная аппликация.
Зайчик.

Практическая
работа.

2ч.

Беседа
Наблюдение
Наблюдение.

Объемная аппликация.
Олень.

Практическая
работа.

2ч.

Наблюдение.

7.

8.

9.

10.

11.

6 неделя

12.

13.

7 неделя

14.

15.

8 неделя

16.

17.

9 неделя

18.

19.

10 неделя

20.

22.
23.
24.

12 неделя

10

2ч.

Обсуждение.
Просмотр
творческих работ.
Наблюдение.
Просмотр
творческих работ.
Обсуждение.
Просмотр
творческих работ.
Наблюдение.
Просмотр
творческих работ.
Обсуждение.
Просмотр
творческих работ.
Наблюдение.
Просмотр
творческих работ.
Обсуждение.
Просмотр
творческих работ.
Наблюдение.
Просмотр
творческих работ.
Обсуждение.
Просмотр
творческих работ.
Наблюдение.
Просмотр
творческих работ.
Обсуждение.
Просмотр
творческих работ.
Наблюдение.
Просмотр
творческих работ.
Просмотр
творческих работ.

Объемная аппликация.
Подарок.

Практическая
работа.

2ч.

Игра «Дикие
животные».

Объемная аппликация.
Рождественский ангел.

Практическая
работа.

2ч.

Наблюдение.

Беседа.
Практическая
работа.

2ч.

Обсуждение.
Просмотр
творческих работ.

Беседа.
Практическая
работа.

2ч.

Обсуждение.
Просмотр
творческих работ.

Практическая
работа.

2ч.

Практическая
работа.

2ч.

Наблюдение.
Просмотр
творческих работ.
Наблюдение.
Педагогическое
оценивание

Беседа.
Практическая
работа.

2ч.

Обсуждение.
Просмотр
творческих работ.

Практическая
работа.

2ч.

Обрывная аппликация.
Матрёшка

Практическая
работа.

2ч.

Обрывная аппликация. Работа
по замыслу.

Практическая
работа.

2ч.

Наблюдение.
Просмотр
творческих работ.
Наблюдение.
Просмотр
творческих работ.
Наблюдение.
Просмотр
творческих работ.

Работа с бумагой. Аппликация.
Квиллинг – бумажное волшебство (16ч)
35. 18 неделя
Краткая история о технике
квиллинг. Основные формы и
приемы.
36.
Цветы

Беседа.
Практическая
работа.

2ч.

Обсуждение.
Наблюдение.

Практическая
работа.

2ч.

Дерево с листвой

Практическая
работа.

2ч.

Стрекоза

Практическая
работа.

2ч.

Улитка

Практическая
работа.

2ч.

Рыбка.

Практическая
работа.

2ч.

Наблюдение.
Просмотр
творческих работ.
Наблюдение.
Просмотр
творческих работ.
Наблюдение.
Просмотр
творческих работ.
Наблюдение.
Просмотр
творческих работ.
Наблюдение.
Просмотр
творческих работ.

25.

13 неделя

26.

Творческая работа по заданным темам (8ч.)
27. 14 неделя
Новый год в России.
Сюжетная аппликация.
«Письмо деду Морозу»
28.
Традиции празднования
Нового года в других странах.
Тематические открытки «С
Новым годом!»
29. 15 неделя
Сюжетная аппликация. «В
зимнем лесу».
Коллективная работа
«Новогодний переполох»

30.

Работа с бумагой. Аппликация.
Обрывная аппликация (8ч.)
31. 16 неделя
Обрывная аппликация.
Техника изготовления.
Снеговик.
32.
Обрывная аппликация.
Лисичка.
33.

17 неделя

34.

37.

19 неделя

38.

39.

40.

20 неделя

11

41.

21 неделя

42.

Осьминожка

Практическая
работа.

2ч.

Наблюдение.
Просмотр
творческих работ.
Наблюдение.
Просмотр
творческих работ.

Композиция. Волшебные
узоры.

Практическая
работа.

2ч.

Беседа.
Практическая
работа.

2ч.

Обсуждение.
Наблюдение.

Практическая
работа.

2ч.

Наблюдение.
Просмотр
творческих работ.

Практическая
работа.

2ч.

Наблюдение.
Просмотр
творческих работ.

Практическая
работа.

2ч.

Наблюдение.
Просмотр
творческих работ.

Беседа.
Практическая
работа.

2ч.

Обсуждение.
Наблюдение.

Практическая
работа.

2ч.

Наблюдение.
Просмотр
творческих работ.

История
возникновения
искусства оригами. Виды и
техники
оригами
Геометрические фигуры.
Виды линий.
Базовые формы в оригами.
Изготовление квадрата.
Закладка уголок.

Беседа.
Практическая
работа.

2ч.

Беседа
Наблюдение

Беседа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.

2ч.

Закладки уголки: «забавные
животные»

Практическая
работа.

2ч.

в Практическая
работа.

2ч.

Наблюдение.
Просмотр
творческих работ.
Наблюдение.
Просмотр
творческих работ.
Наблюдение.
Просмотр
творческих работ.
Наблюдение.
Просмотр
творческих работ.
Наблюдение.
Просмотр
творческих работ.
Наблюдение.
Просмотр
творческих работ.

Творческая работа по заданным темам (4ч.)
43.

22 неделя

44.

День защитника Отечества.
Изготовление объемной
звезды.
Тематическая аппликация: «С
днем защитника Отечества!»

Работа с бумагой. Аппликация.
Квиллинг – бумажное волшебство (4ч.)
45. 23 неделя
Подснежник в технике
квиллинг
Веточка мимозы в технике
квиллинг

46.

Творческая работа по заданным темам (4ч.)
47.

24 неделя

48.

Изготовления тематической
открытки к международному
женскому день
«Тюльпан для мамы»

Увлекательное оригами (28ч.)
49.

25 неделя

50.

51.

26 неделя

52.

53.

27 неделя

54.

55.

28 неделя

Изготовление
игрушки
технике оригами.

Изготовление
игрушки в
технике оригами на ручку или
карандаш.
Знакомство с базовой фигурой
«треугольник» Изготовление
треугольника.

12

2ч.

Практическая
работа.

2ч.

Беседа.
Практическая
работа.

2ч.

56.

57.

29 неделя

58.

59.

30 неделя

60.

61.

31 неделя

62.

Лисёнок и собачка

Практическая
работа.

2ч.

Яхта и пароход

Практическая
работа.

2ч.

Синица и снегирь

Практическая
работа.

2ч.

Знакомство с базовой формой
«Воздушный змей». Кролик.

Практическая
работа.

2ч.

Щенок

Практическая
работа.

2ч.

Курочка и петушок

Практическая
работа.

2ч.

Оригами в композиции: «В
деревне».

Практическая
работа.

2ч.

Беседа.
Практическая
работа.

2ч.

Наблюдение.
Просмотр
творческих работ.

Практическая
работа.

2ч.

Наблюдение.
Просмотр
творческих работ.

Беседа.
Практическая
работа.

2ч.

Обсуждение.
Наблюдение.

Практическая
работа.

2ч.

Обсуждение.
Наблюдение.

Изготовление объемного
корабля

Практическая
работа.

2ч.

Обсуждение.
Наблюдение.

Изготовление объемной
ракеты.

Практическая
работа.

2ч.

Обсуждение.
Наблюдение.

Объемное дерево.

Практическая
работа.

2ч.

Обсуждение.
Наблюдение.

Мое любимое животное.

Практическая
работа.

2ч.

Обсуждение.
Наблюдение.

Изготовление стрекозы.

Практическая
работа.

2ч.

Обсуждение.
Наблюдение.

Чудесные поделки из бумаги (4ч.)
63. 32 неделя
Объемная черепаха. Поделка

Объемная мышка. Поделка

64.

Творческая работа по заданным темам (2ч.)
65. 33 неделя
День Победы. Георгиевская
лента с гвоздикой.
Чудесные поделки из бумаги (12ч.)
66. 33 неделя
Журавлик счастья
67.

34неделя

68.
69.

35 неделя

70.
71.

36 неделя

Наблюдение.
Просмотр
творческих работ.
Наблюдение.
Просмотр
творческих работ.
Наблюдение.
Просмотр
творческих работ.
Наблюдение.
Просмотр
творческих работ.
Наблюдение.
Просмотр
творческих работ.
Наблюдение.
Просмотр
творческих работ.
Наблюдение.
Просмотр
творческих работ.

Итоговое занятие (2ч.)
72.

36 неделя

Итоговое занятие.

Игра.
2ч.
Практическая
работа.
Всего:
144ч.

13

Педагогическое
оценивание.

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-технические условия
№

Оборудование

1.

Учебный
кабинет
с
типовой
мебелью
Доска школьная
Телевизор
Компьютер
МФУ
Цветная бумага.
Белая бумага.
Бумага
для
квиллинга
Картон белый.
Картон цветной.
Клей-карандаш.
Кисточки
Ножницы.
Линейка.
Цветные
карандаши.
Фломастеры.
Простой
карандаш.
Ластик.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.

Единица
измерения

шт.
шт.
шт.
шт.
шт.
шт.
Шт.

Количество на Количество на % использования
одного
группу
в ходе реализации
обучающегося
программы

1
1
1

1

100 %

1
1
1
1
15
15
15

100 %
80 %
100 %
80 %
80 %
60 %
80%

шт.
шт.
шт.
шт.
шт.
шт.
шт.

1
1
1
1
1
1

15
15
15
15
15
15
15

40 %
60 %
90 %
30 %
100 %
50 %
20 %

Шт.
шт.

1
1

15
15

80%
100 %

шт.

1

15

100 %

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

№
П/
П
1.

2.

3.

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
Наименов Ссылка
ание
Поделки из . https://mychildroom.ru/handmade/podelki-iz-bumagi.html
бумаги, 6
идей
и
мастерклассы.
Изготовле . http://lux-dekor.ru/izgotovlenie-legkikh-podelok-iz-bumag/
ние легких
поделок из
бумаги
Поделки из http://www.infoniac.ru/news/Podelki-iz-bumagi.html
14

4.

5.

6.

7.

8.
9.

бумаги.
Интересны
е поделки
из бумаги
и свежие
идеи для
творчества
Мастеркласс
поделки из
бумаги.
Оригиналь
ные
поделки из
бумаги.
80 поделок
своими
руками.
Поделки
оригами.
Каталог
схем
оригами и
поделок из
бумаги.

http://ladynumber1.com/home/hobby/paper-craft/interesnyepodelki-iz-bumagi-svoimi-rukami-i-svezhie-idei-dlyatvorchestva.html

. https://masterclassy.ru/podelki/podelki-iz-bumagi/

.http://www.svoimi-rukamy.com/Sdelay/podelki/podelki-iz-bymagi/

http://www.millionpodarkov.ru/podelki/origami/

.http://mymom.ru/stati/vospitanie-detei/poshagovoe-vypolnenieorigami-iz-bumagi.html
.http://iz-bumagi.com/podelki-iz-bumagi

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Для реализации программы используются методическая литература, дидактические
материалы (развивающие игры, карточки с заданиями), наглядные пособия (образцы
готовых работ, выполненные педагогом и детьми, планшеты по технике безопасности,
чертежи-схемы складывания изделий, объемные схемы поэтапного складывания
изделий, иллюстрации детских сказок), раздаточный материал (шаблоны, эскизы,
чертеж, схем, рисунки.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Для обучения детей и усвоение ими программы используются информационные
технологии. Перед изготовлением поделки детям демонстрируется фильм, показывается
фото или видео, про тот предмет, который будут изготавливать. Далее с детьми идет
обсуждение, что они узнали об этом предмете, а затем его изготавливают. Есть занятия,
на которых дети сами ищут поделки в интернете, а затем их изготавливают.
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Требования к квалификации: Высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование в области, соответствующей профилю объединения без
предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или
среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по
направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы и курсы
повышения квалификации по направлению деятельности

15

2.3. Формы аттестации/контроля и оценочных материалов

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через
участие их в выставках, конкурсах, опросах, самоанализе творческих работ,
обучающихся; анализ и оценка работ педагогом.
Выставки:
- однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
- постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
- тематические - по итогам изучения разделов, тем;
- итоговые – в конце года организуется выставка работ обучающихся, организуется
обсуждение выставки с участием педагогов, родителей.
Педагогический контроль осуществляется педагогом в течение всего учебного года. В
начале учебного года, педагогом проводится входное оценивание (выявляет исходный
уровень подготовки, проводится в начале учебного года (сентябрь)). В середине
учебного года – промежуточное оценивание (в декабре). В конце учебного года –
промежуточная аттестация. Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце
обучения.
Оценочные материалы к программе:
1.
Оценочный материал для текущего оценивания по программе «Чудеса из
бумаги» (Приложение №1)
2. Оценочный материал для итогового педагогического обследования.
№2)

16

(Приложение

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
в действующей редакции.
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации (в редакции 2013 г.).
3.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
4.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
6.
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об Утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ».
7.
Приказ Министерства труда и социализации защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых».
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам".
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей».
10.
Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
11.
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной
деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ).
12.
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК -641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей»).
13.
Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
14.
Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461 ПП «О
региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской области».

15.
Федеральный закон от 13.07.2020 № 189 ФЗ «О государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных)
услуг в социальной сфере»;
16.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом.
Список литературы для педагога:
17

1.
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю.. Все об оригами. Санкт-Петербург «Кристалл»
М.,2015г.
2.
Богатеева З.А.. Чудесные поделки из бумаги. М., Просвещение,2012г..
3.
Бумажное моделирование.М.,Аким,2012г..
4.
Вольг Р. Оригами и поделки из бумаги. М., ЭКСМО-ПРЕСС,2014..
5.
Волшебная бумага. Носорог. Самоделки. Изд. «Розовый слон»,2019 г..
6.
Волшебная бумага. Поросенок. Самоделки Изд. «Розовый слон», 2019 г
7.
Гусакова М.А. Аппликация. М., Просвещение, 2017г..
8.
Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. Ярославль, Академия, 2019г..
9.
Журнал. Оригами- искусство складывания из бумаги. М., №2,2001г..
10.
Зоопарк из бумаги. №4 2012г., №2 2013 г..
11.
Кобитина И.И.. Работа с бумагой: поделки и игры. М.,2011г..
12.
Корнева Г.М. Поделки из бумаги. С-Петербург, Кристалл, 2008г..
a.
Кузнецова Ю.В.. Мастерим из бумаги. С-П. «Дельта», 2007 г..
13.
Медведева О.П. Творческое моделирование. Ростов-на-Дону, Феникс,2014г..
14.
Петрова И.М. Объемная аппликация. С-Петербург, Детство-пресс,2014г..
15.
Погост А.И. Искусство складывания бумаги. Кострома, Лад, 2013г..
16.
Прадова М.О. Модульное оригами. М.,Трейс,2009г..
17.
..
18.
Сержантова Т.Б. Оригами. Лучшие модели. Изд. «Айрис-пресс»,2017г..
19.
Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи. Москва «Айрис-пресс», 2016г..
20.
Сержантова Т.Б. Секреты оригами. М., Олма-пресс,2014г..
21.
Соколова С.В. Азбука оригами. М., Эксмо, 2014г..
22.
Соколова С.В. Оригами.Игрушки из бумаги. М., РИПОЛ Классик, 2011г..
23.
С.Соколова. Сказки из бумаги. С-П. «Сфинкс СПб», 2008 г..
24.
Сычева Ю.Л. Модульное оригами. Композиции. Кострома, 20018г....
25.
Черенкова Е. Простейшие модели оригами. Изд. « ДОМ. ХХ1 век», 2016г..
Список литературы для детей и родителей:
1.
Докучаева Н.И. Игрушки из бумаги и картона. С-Петербург,Кристалл,2017г..
2.
Каука Р. Медвежонок Миша. Игрушки из бумаги. «диадема-пресс»,2009 г..
3.
Проснякова Т. Забавные фигурки. Модульное оригами. Москва «АСТ-ПРЕСС»
2012г Давыдова Т. Игрушки из леса. «Срекоза-пресс», 2016 г..
4.
Бикеева, А.С. Семья особого назначения, или Рецепты позитивного
родительствования на каждый день. – М.: Генезис, 2009.
5.
Богачкина, Н.А. Как преодолеть детскую застенчивость. / Р.Н. Сиренко, Н.А.
Богачкина. – Серия «Психология - детям, психология о детях». – Ярославль: Академия
развития, 2007.

18

Приложение 1
Оценочный материал для текущего оценивания
по программе «Чудеса из бумаги»
1 год обучения
Тема 1. Входное педагогическое оценивание. Знакомство со свойствами бумаги и ее
возможностями (1 год).
Форма проведения. Устный опрос. Практическое задание – выполнение изделия по
образцу.
Критерии оценивания. 1-5 балла: 1-2 балл – ниже среднего; 3 балла – средний уровень;
4-5 балла – выше среднего.

Фамилия, имя
обучающегося

Теория

Практика

Знать
определения
геометрических фигур,
составлять
геометрические
фигуры из нескольких
фигур, находить левую,
правую,
верхнюю,
нижнюю сторону листа
бумаги, его середину,
левый верхний, правый
нижний угол

Умение работать с
ножницами,
клеем,
четко
и
ровно
складывать
по
образцу

Обще-учебные
навыки

умения

и

Умение слушать и слышать
педагога,
умение
анализировать и сравнивать.

1.
2.
Тема 2. Промежуточное педагогическое оценивание. Творческая работа по заданным
темам (1 год).
Форма проведения. Устный опрос. Практическое задание – создание объемной модели.
Критерии оценивания. 1-5 балла: 1-2 балл – ниже среднего; 3 балла – средний уровень;
4-5 балла – выше среднего.

Фамилия,
обучающегося

имя

Теория

Практика

Знать определения:
виды
бумаги,
аппликация, виды
аппликации,
композиция

Умение
пользоваться
ножницами,
клеем,
обводить
шаблоны,
изготавливать по схеме,
составлять
эскиз
к
аппликации

Обще-учебные умения и
навыки
Умение
слушать
и
слышать
педагога,
умение обобщать и
сравнивать, выступать
перед
аудиторией,
умение четко отвечать
на вопросы

1.
Тема 3. Итоговое педагогическое оценивание. Создание собственных шаблонов и
моделей. (1 год)
Форма проведения. Устный опрос. Практическое задание – создание шаблонов и
моделей.
19

Критерии оценивания. 1-5 балла: 1-2 балл – ниже среднего; 3 балла – средний уровень;
4-5 балла – выше среднего.
Теория
Практика
Обще-учебные умения и Достижен
навыки
ия детей

Фамилия, имя
обучающегося

Знать
определения
:
базовые
формы
оригами,
основные
приемы
складывания
бумаги

Выставки,
конкурсы
Умение
пользоваться
ножницами,
создавать
свои
шаблоны,
изготавливать по схеме,
аккуратно изготавливать
поделку

Умение слушать и слышать
педагога, умение обобщать
и сравнивать, выступать
перед аудиторией, умение
четко отвечать на вопросы,
умение сотрудничать с
педагогом и детьми

1.
2.
Критерии
1. Теоретические знания (глубина и широта знаний по предмету).
Выше среднего (4-5 баллов): имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса,
владеет определенными понятиями (названия геометрических, фигур, тел; определения:
бумага, виды бумаги, аппликация, виды аппликации, оригами, панно, сюжет,
композиция, основные приемы складывания бумаги).
Средний (3 балла): имеет неполные знания по содержанию курса, оперирует
специальными терминами.
Ниже среднего (1-2 балла): недостаточны знания по содержанию курса, знает отдельные
определения.
2. Практические умения и навыки (разнообразие умений и навыков).
Выше среднего (4-5 баллов): имеет четкие технические умения и навыки, хорошее
развитие мелкой моторики рук, умеет правильно использовать инструменты (ножницы,
линейка, карандаш, ластик).
Средний (3 балла): имеет отдельные технические умения и навыки, недостаточно
развита мелкая моторика рук, умеет правильно использовать инструменты.
Ниже среднего (1-2 балла): имеет слабые технические навыки, мелкая моторика рук
развита плохо, отсутствует умение использовать инструменты.
3. Обще-учебные умения и навыки.
Учебно-интеллектуальные умения и навыки.
Выше среднего (4-5 баллов): точность, полнота восприятия цвета, формы, величины;
обучающийся обладает содержательной, выразительной речью, умеет четко отвечать на
поставленные вопросы, обладает творческим воображением, у ребенка устойчивое
внимание, умеет анализировать, обобщать, сравнивать.
Средний (3 балла): ребенок воспринимает четко формы и величины, недостаточно
развито репродуктивное воображение с элементами творчества; ребенок знает ответы
на вопросы, но не может оформить свою мысль, не всегда может сконцентрировать
внимание, допускает незначительные ошибки в сравнении, в обобщении, в анализе.
Ниже среднего (1-2 балла): не всегда может соотнести размер и форму, плохо развито
репродуктивное воображение, плохо отвечает на вопросы, речь несвязная, не умеет
обобщать, анализировать, сравнивать.
Учебно-коммуникативные умения и навыки.
20

Выше среднего (4-5баллов): имеет моральные суждения о нравственных поступках,
соблюдает нормы поведения, имеет нравственные качества личности (доброта,
взаимовыручка, уважение, дисциплина), высокая коммуникативная культура,
принимает активное заинтересованное участие в делах коллектива, умеет слушать и
слышать педагога, выступать перед аудиторией, вести диалог, участвовать в дискуссиях.
Средний (3балла): имеет моральные суждения о нравственных поступках, обладает
поведенческими нормами, но не всегда их соблюдает, имеет коммуникативные качества,
но иногда стесняется принимать участие в делах коллектива, вести диалог, с трудом
участвует в дискуссиях.
Ниже среднего (1-2 балла): моральные суждения о нравственных поступках расходятся
с общепринятыми нормами, редко соблюдает нормы поведения, низкий уровень
коммуникативных качеств, нет желания общаться в коллективе, стесняется выступать
перед аудиторией, вести диалог.
4. Творческие достижения.
Выше среднего (4-5 баллов): принимает участие в выставках, конкурсах, в масштабе
района, города.
Средний (3 балла): участвует в выставках внутри объединения, учреждения.
Ниже среднего (1-2 балла): редко участвует в конкурсах, соревнованиях, выставках
внутри объединения.
Приложение 2
Оценочный материал для входного педагогического оценивания в объединении
«Чудеса из бумаги»
1. Выбери инструменты при работе с бумагой:
ножницы;
игла;
линейка;
карандаш.
2. Какие свойства бумаги ты знаешь?
хорошо рвется;
легко гладится;
легко мнётся;
режется;
хорошо впитывает воду;
влажная бумага становится прочной.
3. На какую сторону бумаги наносят клей?
лицевую;
изнаночную.
4. Выбери из предложенных фигур (квадрат, треугольник, ромб, овал, круг,
прямоугольник):
круг
треугольник
прямоугольник
5.Сложи из предложенных шаблонов геометрические фигуры:
квадрат
прямоугольник

21

Оценочный материал для промежуточного педагогического оценивания в
объединении «Чудеса из бумаги»
1.Что такое бумага?
2. Какие виды аппликации ты знаешь?
3. Что такое композиция?
4.Какие традиции празднования Нового года ты можешь назвать?
5.Составь эскиз к аппликации по предложенным шаблонам.
Оценочный материал для итогового педагогического оценивания в объединении
«Чудеса из бумаги»
1. Перечисли известные тебе базовые формы оригами.
2. Какие виды аппликации ты знаешь?
3. Какие приемы складывания бумаги ты знаешь?
4. Какие основные цвета цветового круга ты знаешь?
5. Размести на листе бумаги из предложенных шаблонов:
большой красный треугольник в правом верхнем углу листа
маленький желтый квадрат посередине в нижней части листа
синий маленький ромб в середине листа
6.Изготовление моделей из бумаги к коллективной работе. Презентация работы.

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».