ДООП Мастерская вдохновения

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества

Программа рассмотрена и рекомендована
к утверждению на заседании
Методического совета МБУ ДО - ЦДТ
протокол от 16.06.2023 №4

УТВЕРЖДАЮ
_________________/Т.Г. Хисамова
Директор МБУ ДО - ЦДТ
приказ от 16.06.2023 №38

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Мастерская вдохновения»

Целевая группа
Срок реализации
Количество часов

6-10 лет
2 года
432 часа

Автор-разработчик:
Махнёва Милослава Сергеевна
педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2023

I.
1.1
1.2
1.3
1.4
1.4.1
1.4.2
II.
2.1
2.2.1
2.2.2
2.2
2.3

Содержание
Комплекс основных характеристик
Пояснительная записка
Цель и задачи общеразвивающей программы
Планируемые результаты
Учебный план программы
Первый год обучения - Стартовый уровень
Второй год обучения - Базовый уровень
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Календарный учебный график первого года обучения
Календарный учебный график второго года обучения
Условия реализации программы
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7

3
3
6
7
8
8
12
17
17
17
21
25
29
30
31
31

2

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы: художественная.
Дополнительная образовательная программа «Мастерская вдохновения» дает
возможность ребенку окунуться в дивный мир креатива и самореализации, с помощью
таких видов прикладного творчества как пластилинография, аппликация, марморирование,
батик, фелтинг, работа с фоамираном и лепка из полимерной глины дает детям возможность
выразить индивидуальность в современном мире. Поверить в свои способности. Своими
руками создать стильные вещи для интерьера, изготовить креативные подарки для себя,
своих друзей и семьи.
Программа разработана на основе нормативно-правовой документации:
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» в действующей редакции.
• Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам".
• Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка
в Российской Федерации (в редакции 2013 г.).
• Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
• Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №
2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»;
• Устав МБУ ДО-ЦДТ.
Актуальность
обусловлена вопросами
раннего
эстетического,
духовнонравственного и интеллектуального развития, которые находят своё решение в настоящей
дополнительной образовательной программе. Программа предусматривает развитие у
детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного
мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только
чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество,
жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с
л
3
ю
д
ь
м

Программа обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с
требованиями жизни.
Отличительные особенности программы: программа дает возможность не только
изучать различные техники декоративно-прикладного искусства, но и применять их,
используя комплексно, на предметах одежды, интерьера, и всего, что, так или иначе,
окружает нашу жизнь. Также, дети, изучая ту, или иную технику, знакомятся с понятием
стиля. Учатся придерживаться выбранному стилю в изготовление изделия
Это одновременно и интересное хобби, и психотерапия, и приятный досуг, и способ
экономии денег, а для кого-то, возможно и первый шаг к будущей профессии.
Целевая аудитория
Программа разработана для обучающихся 6-10 лет. Группы формируются по
возрасту: 6-7 лет, 8-10 лет.
Численный состав обучающихся в группе не должно быть менее 8 человек и не
должен превышать 25 человек.
У детей младшего школьного возраста (6 - 8) начало обучения в школе играет особую
роль в личностном развитии ребенка: в данный период жизни начинают формироваться
новые психологические механизмы деятельности и поведения, закладываются основы
будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов, зарождаются новые
социальные потребности (потребность в уважении и признании со стороны взрослого и
сверстников, интерес к коллективным формам деятельности); возникает новый
(опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок усваивает
определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в
обществе». Ребенок учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с
поставленными целями. Уменьшение значения игры. С приходом ребенка в школу игра
постепенно теряет главную роль в его жизни, хотя и продолжает занимать в ней важное
место. В игре все больше времени отводится соревнованиям, которые вначале имеют
индивидуальный характер, а затем становятся групповыми, с существованием лидеров в
каждой группе.
В эмоциональной жизни изменяется содержательная сторона переживаний - их
волнует так же то, что связано с обучением. Его радует, что педагог и родители хвалят за
успехи в учебе, поэтому важно чувство радости от труда закрепить положительным
отношением.
В возрасте 8-10 лет происходит настоящий сдвиг в интеллектуальном развитии
ребенка. Происходит развитие осознанности и произвольности всех психических процессов
(восприятие, мышление, память, внимание, воображение). Произвольное внимание
удерживается и развивается при помощи использования педагогом словесных инструкций
на занятии, приемов планирования деятельности, игровых элементов и частой сменой форм
деятельности.
Уровень программы
1 год обучения. Программа стартового уровня составлена на основе знаний
возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей 6-7 лет.
Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм
организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания
программы.
4

2 год обучения. Программа базового уровня составлена на основе знаний возрастных,
психолого-педагогических, физических особенностей детей 8-10 лет. Предполагает
использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают
освоение специализированных знаний, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и
целостной картины в рамках содержательно- тематического направления программы.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа: 40 минут
Перерыв между учебными занятиями - 10 минут.
Длительность одного занятия: 3 академических часа.
Периодичность занятий в неделю: 2 раза.
Общий объем программы: 432 часа
1 год обучения: стартовый уровень 216 часов.
2 год обучения: базовый 216 часов.
Срок освоения: 2 года
Формы обучения: очная
Особенности организации образовательного процесса: Программа может быть
реализована в дистанционной форме. Педагогом разработан банк видео уроков, в
соответствии с учебным планом.
Перечень видов занятий:
практическое занятие и др.

групповое

комбинированное

занятие,

беседа,

Формы подведения итогов реализации программы: наблюдение, анализ
выполненных работ, выставка и др.
Воспитательная работа.
Воспитательная работа с обучающимися проводится в соответствии с рабочей
программой воспитания МБУ ДО-ЦДТ, ее ежегодного плана.
Цель программы воспитания: развитие и социализация в соответствии с принятыми
социокультурными правилами и нормами, как основы воспитанности обучающихся.
Задачи программы воспитания:
• развивать морально-нравственные качества обучающихся: честность; доброту;
совесть; ответственность, чувства долга;
• развивать
волевые
качества
дисциплинированность;
инициативность;
организованность;

обучающихся:
принципиальность,

самостоятельность;
самоотверженность,

• воспитывать стремления к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию;
5

• приобщать обучающихся к экологической и социальной культуре, здоровому образу
жизни, рациональному и гуманному мировоззрению;
• формировать нравственное отношения к человеку, труду и природе;
Планируемые результаты воспитания:
• развиты морально-нравственные качества обучающихся: честность; доброта;
совесть; ответственность, чувство долга;
• развиты
волевые
качества
дисциплинированность;
инициативность;
организованность;

обучающихся:
принципиальность,

самостоятельность;
самоотверженность,

• развито стремления к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию;
• сформирован интерес обучающихся к экологической и социальной культуре,
здоровому образу жизни, рациональному и гуманному мировоззрению;
• сформировано нравственное отношения к человеку, труду и природе.
Формы проведения воспитательных мероприятий: беседа, викторина, встреча с
интересными людьми, дискуссия, тренинг, посещение театра, организация конференции,
экскурсия, олимпиада, смотр, конкурс и др.
Методы воспитательного воздействия: убеждение, внушение, заражение «личным
примером» и подражание, упражнения и приучение, обучение, стимулирование (методы
поощрения и наказания, соревнование), контроль и оценка и др.
1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Цель программы: развитие творческих способностей обучающихся посредством
декоративно-прикладного творчества.
Задачи программы:
Обучающие:

знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования,
цветоведения и декоративно-прикладного искусства;

знакомить детей различным приемам работы с бумагой, картоном, полимерной
глиной, фоамираном, пластилином, шерстью, акварельными красками, их свойствами и
приемами работы с ними;

формировать знания, умения и навыки в работе по росписи ткани;

совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами
и приспособлениями при обработке различных материалов;

обучать применять в творчестве неординарные материалы;

развивать навыки пользования ножницами, салфетками;

формировать умение работать аккуратно, убирать рабочее место после завершения
работы.

развивать умение работать в коллективе.
6

Развивающие:

развивать глазомер и способствовать концентрации внимания;

развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к декоративному
творчеству;

развивать креативность, индивидуальность, ощущение значимости;

развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках
решений и генерирования идей.
Воспитательные:

побуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного
искусства, технической эстетики, архитектуры;
 формировать устойчивый интерес к занятиям декоративно - прикладного творчества,
познакомить с основами пластилинографии, аппликации-мозаики, марморирования,
росписи по ткани, фелтинга, работы с фоамираном и лепки из полимерной глины;

мотивировать максимальную самостоятельность детского творчества. Очень важно,
чтобы дети не копировали уже созданное кем – то, а выполняли эксклюзивные вещи.
1.3 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные:
Обучающиеся знают:
 основу в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративноприкладного искусства;
 различные приемы работы с бумагой, картоном, полимерной глиной, пластилином,
шерстью, акварельными красками, их свойствами и приемами работы с ними;
 правила пользования ножницами, салфетками;
Умеют:
 работать с нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных
материалов;
 работать аккуратно, убирать рабочее место после завершения работы;
 применять в творчестве неординарные материалы;
 работать в коллективе.
Метапредметные:
 развит глазомер и способствовать концентрации внимания;
 развита смекалка, изобретательность и устойчивый интерес к декоративному
творчеству;
 развита креативность, индивидуальность, ощущение значимости;
 развита способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках
решений и генерирования идей.
Личностные:
 сформирован целостный социально ориентированный взгляд на мир в его единстве
и разнообразии природы, народов, культур и религий;
 сформирован устойчивый интерес к занятиям декоративно - прикладного
творчества, познакомить с основами пластилинографии, аппликации-мозаики,
марморирования, росписи по ткани, фелтинга, работы с фоамираном и лепки из
полимерной глины;
 сформирована любознательность в области народного, декоративно-прикладного
искусства, технической эстетики, архитектуры;
 сформирована максимальная самостоятельность детского творчества
7

1.4 УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
№

1 год обучения, 2 год обучения,
количество часов
количество часов

Наименование раздела, темы

п/п
1. Пластилинография

45

38

2. Аппликация

45

38

3. Мраморирование

40

-

4. Фелтинг

43

50

5. Роспись по ткани

-

40

6. Полимерная глина

43

-

-

50

216

216

7. Фоамиран
Итого:
1.4.1

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ – «СТАРТОВЫЙ УРОВВЕНЬ»

Цель первого года обучения: формирование устойчивого интереса к занятиям
декоративно - прикладного творчества, посредством изучения различных техник.
Задачи первого года обучения:






знакомить с закономерностями цветовых сочетаний;
обучить пользоваться ручными инструментами для обработки бумаги, картона и
шерсти;
обучить основным технологическим приемам изготовления изделий из полимерной
глины и пластилина;
обучить работать с готовыми шаблонами;
воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность.

Планируемые результаты первого года обучения.
Обучающиеся:






знают основы цветовых сочетаний;
умеют пользоваться ручными инструментами для обработки бумаги, картона и
шерсти;
знают основные технологические приемы изготовления изделий из полимерной
глины и пластилина;
умеют работать с готовыми шаблонами.
сформировано внимание, аккуратность, целеустремленность.

8

УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
«СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ»
№
п/п
1
1.1
1.2
1.3
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5

Название раздела,
темы
Бумага и ее
свойства
Введение
Накладная
аппликация
Модульная
аппликация
Весёлая лепка
Введение. Основные
приемы лепки
Изготовление картин
из пластилина
Спиральная техника
Шариковая техника
Жгутиковая техника

Всего

Теория Практика

Формы аттестации /
контроля

45

4

41

Беседа. Готовое изделие.

2

1

1

22

2

20

21

1

20

45

7

38

2

1

1

6

1

5

15
10
12

2
1
2

13
9
10

3

Мраморная бумага

40

6

34

3.1

Введение
Способы создания
простых работ
Изумрудная мозаика

2

1

1

9

2

8

29

3

25

Чудеса из шерсти

43

5

38

4.1
4.2
4.3
4.4
5

Введение
Растительный мир
Водный мир
Мир природы
Полимерная глина

2
13
13
15
43

1
1
1
2
7

1
12
12
13
36

5.1
5.2

Введение
Декоративные
пуговицы
Пасхальный сувенир
Пластика-фантастика
Украшения из
полимерной глины
Итого:

2
11

1
1

1
10

8
13
9

2
2
2

6
11
7

216

29

187

3.2
3.3
4

5.3
5.4
5.5

Наблюдение Готовое
изделие.

Наблюдение Готовое
изделие.

Наблюдение Готовое
изделие.

Наблюдение. Готовое
изделие. Выставка

Содержание учебного (тематического) плана первого года обучения.
1. Бумага и ее свойства.
1.1. Введение

9

Теория: Инструктаж по технике безопасности. Свойства бумаги и ее виды. Изготовление
фигурок из бумаги. Базовые формы сложения. История возникновения бумаги. Основы
цветоведения.
Практика: Выполнение творческих работ: «Лодочка», «Самолет».
1.2. Накладная аппликация.
Теория: Беседа о безопасном поведении на дорогах. Знакомство с разными техниками
аппликации, аккуратная работа с клеем, ножницами. Рассказ о временах года, о
разновидностях осенних листьев. Освоение техники накладной аппликации. Беседа о
разновидностях цветов. Устный опрос. Техника безопасности. Физкультминутки.
Практика: Изготовление работ. Аппликация «Цветы учителям». Открытка "Школьный
рюкзачок". Креативная закладка. Аппликация «Осенний лес». Аппликация «Урожай в
корзинке». Изготовление открыток. Коллективная работа: «Вальс листопада».
1.3. Модульная аппликация.
Теория: Знакомство с техникой аппликации «мозаика». Инструменты и приспособления
для обработки материалов, выполнение приемов их рационального и безопасного
использования. Просмотр иллюстраций, образцов модульной аппликации. Беседа о
разновидностях бабочек. Какие виды обитают у нас. Работа с бумажными салфетками.
Техника безопасности. Физкультминутки.
Практика: Подготовка фона акварелью, гуашью. Изготовление работ по темам: «Бабочка»,
«Грибочки», «Разноцветная вазочка», «Дерево на закате», «Зонтик».
2. Весёлая лепка.
2.1 Введение. Основные приемы лепки.
Теория: История лепки с древности и до наших дней. Инструктаж по технике безопасности.
Терминология инструментов и основных понятий. Знакомство с приёмами, которые
используются в процессе лепки. Знакомство с основными инструментами.
Физкультминутки. Опрос.
Практика: Беседа. Разбор техники использования стеки. Слепить божью коровку.
2.2 Изготовление картин из пластилина.
Теория: Беседа «Что такое пластилинография?». Техника безопасности. Знакомство с
нетрадиционной техникой рисования пластилином. Беседа о спутнике Земли Луне.
Физкультминутки.
Практика: Изготовление картин: «Солнечная система», «Планета Земля»
2.3. Спиральная техника.
Теория: Беседа о Новом годе. Воспитывать любовь к окружающей природе, научить
приемам передачи красоты ёлочки, зимних элементов, животных, птиц. Знакомство с
техникой «скручивание» в завитки. Подготовка изделий к выставке. Техника безопасности.
Физкультминутки
Практика: Изготовление работ: «Снеговик в зимнем пейзаже», «Елочка», «Мышказавитушка», «Снегири на еловой ветке».
2.4 Шариковая техника.
Теория: Беседа о жизни зайцев, о полевых цветах Урала, русских народных сказках.
Знакомство с шариковой техникой лепки. Знакомство с приёмом «скатывание». Уточнение
знаний форм: шар, цилиндр и др. Техника безопасности.
Практика: Изготовление работ: «Цветы», «Зайка», «Золотая рыбка»
2.5. Жгутиковая техника.
10

Теория: Освоить технику жгутиковой пластилинографии. Знакомство с техникой лепки
предметов путём скатывания. Техника безопасности. Физкультминутки.
Практика: Выполнение эскизирования, контуринга на бумаге карандашом. Изготовление
работ: «Улитка», «Павлин». Коллективная работа «Радуга дуга». Устный опрос.
3. Мраморная бумага.
3.1. Введение.
Теория: Технология разработки мраморной бумаги. Демонстрация примеров работ в этой
технике. Беседа о материалах, требуемых для создания бумаги. Беседа о различных камнях.
Рассмотрение изделий из камней и самоцветов. Техника безопасности. Физкультминутки.
Опрос.
Практика: Тестовое задание: «Узнай камень по картинке».
3.2. Способы создания простых работ.
Теория: Знакомство с морской тематикой. Правила при работе с ножницами, клеем. Беседа
о водных видах транспорта. Практика создания мраморной бумаги. Техника безопасности.
Физкультминутки.
Практика: Создание узоров на бумаге путем смешивания цветов. Выполнение картины
«Кораблик в море».
3.3. Изумрудная мозаика.
Теория: Знакомство с Хозяйкой Медной горы и Изумрудным городом. Правила при работе
с ножницами, клеем. Цветовое решение композиции. Рассказ о совмещении техник
выполнения. Техника безопасности. Физкультминутки.
Практика: Изготовление мраморной бумаги для использования в дальнейшем ходе
работы. Выполнение картины «Изумрудный замок», «Каменный цветок»
4. Чудеса из шерсти.
4.1. Введение.
Теория: История возникновения материала. Коллекция художественных работ мастеров,
история валяния. Виды шерсти. Материалы и инструменты для сухого валяния. Техника
безопасности. Физкультминутки. Опрос.
Практика: Тестовое задание «Что мы знаем о шерсти».
4.2. Растительный мир.
Теория: Правильная раскладка шерсти. Создание фактурных элементов, рисунок по
шерсти. Беседы о цветах, о маках. Инструменты и приспособления. Техника безопасности.
Физкультминутки.
Практика: Изготовление панно «Цветок Мак».
4.3. Водный мир.
Теория: Выкладывание по образцу. «Рисование» пейзажа. Рассматривание иллюстраций
различных видов рыб. Правила при работе с инструментами для валяния. Техника
безопасности. Физкультминутки.
Практика: Изготовление панно «Рыбка».
4.4. Мир природы.
Теория: Выкладывание по образцу. «Рисование» пейзажа. Рассматривание иллюстраций
различных весенних пейзажей. Техника безопасности. Физкультминутки.
Практика: Изготовление панно «Весенний лес».
5. Полимерная глина.
11

5.1 Введение.
Теория: История возникновения ремесла лепки из полимерной глины. Технология лепки
из полимерной глины. Терминология инструментов и основных понятий. Знакомство с
новыми приёмами, которые используются в процессе лепки. Опрос.
Практика: Беседа. Разбор техники использования стеки, акрилового ролика.
Физкультминутки.
5.2 Декоративные пуговицы.
Теория: Беседа о методе лепки изделия. Демонстрация иллюстраций. Материалы,
инструменты, приспособления. Безопасность труда с колющими, режущими
инструментами. Физкультминутки.
Практика: Выполнение эскиза, поэтапная лепка в материале. Изготовление пуговиц
«Эксклюзив»
5.3 Пасхальный сувенир.
Теория: Беседа о православных праздниках. Материалы, инструменты, приспособления.
Безопасность труда с колющими, режущими инструментами. Демонстрация иллюстраций.
Закрепление лепки форм: шар, цилиндр и др.
Практика: Изготовление работ: «Корзинка с пасхальными яйцами», «Кулич на тарелочке».
5.4. Пластика-фантастика.
Теория: Беседа о передаче формы и характерных особенностей животных, грибов при
лепке. Закрепление приёма: «оттягивание», «сглаживание». Усложнение техники лепки
фигурок зверей, выделив, их характерные признаки. Техника безопасности
Практика: Изготовление фигурок: «Сова», «Пингвин».
5.5. Украшения из полимерной глины. Выставка.
Теория: Беседа об украшениях, аксессуарах, подарках семье и друзьям. Способы создания
объема. Оформление итоговой выставочной работы. Техника безопасности
Практика: Изготовление колец, амулетов из полимерной глины.
1.4.2 ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ – «БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ»
Цель второго года обучения: изучения новых техник в изготовления поделок на занятиях
декоративно-прикладного творчества.
Задачи второго года обучения:







обучать законам композиции и основам цветоведения;
обучать новым методам и технологическим приемам пользования ручными
инструментами для обработки бумаги, картона, фоамирана и шерсти;
обучать простым технологическим приемам изготовления игрушек и изделий из
шерсти и пластилина;
обучать технике росписи, тонкостям и нюансам;
обучать работать с готовыми формочками, шаблонами;
обучать рисовать наброски, эскизы будущих работ.

Планируемые результаты второго года обучения.
12

Обучающиеся:
 знают законы композиции и основы цветоведения;
 знают новые методамы и технологические приемы пользования ручными
инструментами для обработки бумаги, картона, фоамирана и шерсти;
 владеют простыми технологическими приемами изготовления игрушек и изделий
из шерсти и пластилина;
 владеют техникой росписи, тонкостям и нюансам;
 обучить работать с готовыми формочками, шаблонами;
 обучать рисовать наброски, эскизы будущих работ.
УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ «БАЗОВЫЙ
УРОВЕНЬ»
№
п/п

Название раздела,
темы

Всего

Теория Практика

1

Бумага и ее свойства

38

5

33

1.1
1.2
1.3

Введение
Объемная аппликация
Обрывная аппликация

2
18
18

1
2
2

1
17
17

Весёлая лепка

38

6

32

2

1

1

8

2

6

11
17

1
2

10
15

2
2.1
2.2
2.3
2.4

Введение. Основные
приемы лепки
Изготовление картин
из пластилина
Граттаж
Рельефная лепка

3

Роспись по ткани

40

7

33

3.1

2

1

1

10

1

9

3.3
3.4

Введение
Способы создания
простых росписей
Свободная роспись
Узелковая роспись

13
15

2
3

13
10

4

Чудеса из шерсти

50

5

45

4.1
4.2
4.3
4.4
5

Введение
Растительный мир
Водный мир
Мир природы
Фоамиран

2
14
14
20
50

1
1
1
2
8

1
13
13
18
42

5.1
5.2
5.3

Введение
Материаловедение
Техника выполнения
фоамирана
Композиции из
фоамирана
Фоамиран в

2
5
13

1
2
2

1
3
11

14

1

13

16

2

14

3.2

5.4
5.5

Формы аттестации /
контроля
Наблюдение. Готовое
изделие.

Наблюдение. Готовое
изделие.

Наблюдение. Готовое
изделие.

Наблюдение. Готовое
изделие.

Наблюдение. Готовое
изделие. Выставка

13

различных изделиях
Итого:

216

31

185

Содержание учебного (тематического) плана второго года обучения.
1. Бумага и ее свойства.
1.1. Введение
Теория: Инструктаж по технике безопасности. Повторение пройденного материала: роль
аппликации в жизни ребенка; разновидности бумаги, их отличительные особенности.
Практика: Беседа.
1.2. Объемная аппликация.
Теория: Беседа о витаминах, содержащихся в овощах и фруктах, их важности. Повторить
правила работы с клеем и ножницами. Рассказ о пользе свойств ягод, фруктов и овощей для
детского организма. Освоение техники объемной аппликации. Загадки по теме занятия.
Устный опрос. Техника безопасности. Физкультминутки.
Практика: Изготовление работ. Аппликация «Клубничка». Открытка "Зонтик".
Аппликация «Виноград». Аппликация «Мухоморы под листвой». Коллективная работа:
«Фруктово-ягодный натюрморт».
1.3. Обрывная аппликация.
Теория: Дальнейшее знакомство с техникой аппликации «мозаика». Инструменты и
приспособления для обработки материалов, выполнение приемов их рационального и
безопасного использования. Просмотр иллюстраций, образцов модульной аппликации.
Беседа о животном мире и насекомых. Работа с бумажными салфетками. Техника
безопасности. Физкультминутки.
Практика: Изготовление единичных творческих работ: «Солнышко вылезло из облаков»,
«Котенок-мяу», «Ёжик с запасами на спине», «Божья коровка».
2. Весёлая лепка.
2.1 Введение. Основные приемы лепки.
Теория: История лепки с древности и до наших дней. Инструктаж по технике безопасности.
Терминология инструментов и основных понятий. Знакомство с новыми приёмами,
которые используются в процессе лепки. Физкультминутки. Опрос.
Практика: Беседа. Разбор техники использования стеки. Лепка: «Колобок».
2.2 Изготовление картин из пластилина.
Теория: Беседа о русских народных сказках. Способствовать умению называть
характерные особенности героев сказок (хитрый, добрый, умный, веселый и т.д). Техника
безопасности. Физкультминутки.
Практика: Изготовление картины: «Курочка ряба»
2.3. Граттаж.
Теория: Беседа о наступлении зимнего периода. Рассказ о зимних явлениях в природе.
Воспитывать любовь к окружающей природе, научить приемам передавать красоту ёлочки,
зимних элементов, животных, птиц. Знакомство с техникой граттаж. Подготовка изделий к
выставке. Техника безопасности. Физкультминутки
Практика: Изготовление работ: «Морозный узор» «Лес в снежном одеяле».
2.4 Рельефная лепка.
Теория: Рассказ о традициях празднования нового года. Воспитание любовь к окружающей
природе. Закрепление умения передавать замысел лепки. Зимние загадки и стихи по теме.
14

Техника безопасности.
Практика: Изготовление работ: «Снежный домик», «Новогодняя елочка», «Совушка и
шишки». Устный опрос.
3. Роспись по ткани.
3.1. Введение.
Теория: Знакомство с материалами и инструментами, образцами росписи. Знакомство с
правилами и этапами работы. Создание и проработка набросков для будущей работы.
Анализ графических элементов рисунка. Проба различных техник (карандаш, уголь,
акварель). Техника безопасности. Физкультминутки. Опрос.
Практика: Тестовое задание: «Что мы знаем о росписи по ткани?».
3.2. Способы создания простых работ.
Теория: Знакомство с морской тематикой. Работа над обобщением ранее сделанного
эскиза. Анализ работ мастеров росписи. Беседа о передаче формы и характерных
особенностей растений. Практика создания рисунка на пяльцах и натяжения ткани на раму.
Техника безопасности. Физкультминутки.
Практика: Перевод изображения с помощью кальки и трафарета на лист, проработка
эскиза. Выполнение простых рисунков: «Мак», «Колибри».
3.3. Свободная роспись.
Теория: Описание техники печати на ткани с помощью штампов, трафаретов. Основные
приемы декорирования. Рассказ о совмещении техник выполнения. Познакомить с
техникой свободой росписи по ткани. Техника безопасности. Физкультминутки.
Практика: Разрисовка шоппера техникой градиент и штамповыми дополнениями,
антистрессовый рисунок.
3.4. Узелковая роспись.
Теория: Знакомство с техникой узелкового батика. Демонстрация изделий окрашенных
данным способом. Показ отдельных приемов узелковой техники. Техника безопасности.
Практика: Салфетка для праздничного стола, футболка в стиле «ТайДай».
4. Чудеса из шерсти.
4.1. Введение.
Теория: Продолжение проработки навыков работы с шерстью. Показ иллюстраций с
примером работ авторов валяния игрушек из шерсти. Техника безопасности.
Физкультминутки. Опрос.
Практика: Устный опрос.
4.2. Растительный мир.
Теория: Закрепление знаний, обучение давать элементарную оценку своей работе.
Полуобъемное валяние. Валяние по трафарету. Что такое трафарет? Виды трафаретов
(покупные и самодельные). Изготовление трафарета из картона. Валяние брелков по
выбору учащихся. Способы прикрепления подвески. Инструменты и приспособления.
Техника безопасности. Физкультминутки.
Практика: Изготовление брелков по выбору учащихся.
4.3. Водный мир.
Теория: Обучение построению фигуры, изучение выполнения элементов. Основные
понятия и материалы. Выбор материалов для работы. Обучение выбору подходящих
материалов. Формирование умения выполнять работу по образцу и словесному пояснению
педагога. Техника безопасности. Физкультминутки.
15

Практика: Создание объёмной игрушки: «Сердце океана», «Перламутровая рыба»,
«Морская звезда», Панно «Медуза».
4.4. Мир природы.
Теория: Закрепление техники «приваливания» и фильцевания. «Рисование» пейзажа.
Рассматривание иллюстраций различных весенних признаков. Техника безопасности.
Физкультминутки.
Практика: Изготовление панно «Подснежники», игрушка «Кит-единорог».
5. Фоамиран.
5.1 Введение.
Теория: Знакомство с материалами и инструментами: фоамиран тонированный,
фактурный, картон цветной. Основные их свойства и качества. Знакомство с различными
дополнительными приспособлениями: зубочистки, ножницы, пинцет, скрепки, калька,
карандаш простой, клей. Опрос.
Практика: Тестовое задание «Что мы знаем о фоамиране?».
5.2 Материаловедение.
Теория: Знакомство с материалами и инструментами: фоамиран тонированный,
фактурный, картон цветной. Основные их свойства и качества. Демонтрациия иллюстраций
на тему весны. Безопасность труда с колющими, режущими инструментами.
Физкультминутки.
Практика: Выполнение простых элементов из фоамирана на весеннюю тематику.
5.3 Техника выполнения фоамирана.
Теория: Беседа о цветовом круге фоамирана. Теплые и холодные цвета фоамирана.
Материалы, инструменты, приспособления. Техника безопасности. Физкультминутки.
Практика: Зарисовка цветового круга. Изготовление работ: «Листья», «Цветы яблони»,
панно из фоамирана «Цветение яблони».
5.4. Композиции из фоамирана.
Теория: Беседа о красочности весенней поры, о пробуждении природы из долгой спячки.
Разработка эскизов. Анализ композиции: выявление необходимых заготовок. Техника
безопасности.
Практика: Изготовление игрушек: Магнит: «Бабочка», Магнит: «Ангел», Панно «Яблоки
на дереве».
5.5. Фоамиран в различных изделиях. Выставка.
Теория: Беседа о различных видах животных. Оформление итоговой выставочной работы.
Подведение итогов работы за год. Техника безопасности.
Практика: Изготовление работ: Закладка на свободную тему, «Петушок» на пенопласте.

16

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Дата Количе Количе Количе Продол Компле Проме Итогов
Год Дата
ство
ство
ство
житель ктован жуточн
ая
обуч начал оконч
а
ания
учебны
учебны
учебны
ность
ие
ая
аттеста
ения
обуче обуче
х
х дней
х
канику
групп
аттеста
ция
ния
ния
недель
часов
л
ция
1
15.09. 31.05.
36
72
216
с 01.01. 20.08. с 20.05.
по
по
по
14.09
08.01.
31.05.
зимние
01.06.
по
19.08.
летние
с 01.01. 20.08.
с 20.05.
2
15.09. 31.05.
36
72
216
по
по
по
08.01.
14.09
31.05.
зимние
01.06.
по
19.08.
летние

2.1.1
№
п/п

2
занятия
по 3
часа в
неделю

2
занятия
по 3
часа в
неделю

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Учебные
недели

1.
1 неделя

2.

3.
2 неделя

Тема учебного
занятия
Введение в
программу.
Виды бумаги и
картона,
инструменты и
приспособления
Накладная
аппликация
«Цветы учителям»
Открытка
"Школьный
рюкзачок"
Креативная
закладка

4.

5.
3 неделя
6.

Режим
занятий

Накладная
аппликация
«Осенний лес»
Накладная
аппликация
«Урожай в
корзинке»

Форма
занятия
Беседа
игровыми
элементами,
презентация

Количество
часов
с

Формы
контроля

3

Беседа.
Готовое
изделие.

Презентация

3

Устный
опрос.

Комбинирован
ное занятие

3

Творческая
работа

Практическая
работа

3

Творческая
работа

Практическая
работа

3

Творческая
работа

Комбинирован
ное занятие

3

Творческая
работа

17

Практическая
работа

3

Творческая
работа

Творческая
мастерская

3

Творческая
работа

Комбинирован
ное занятие

3

Творческая
работа

Комбинирован
ное занятие

3

Творческая
работа

Практическая
работа

3

Творческая
работа

«Дерево на закате»

Комбинирован
ное занятие

3

Творческая
работа

«Дерево на закате»

Комбинирован
ное занятие

3

Творческая
работа

14.

«Зонтик»

Комбинирован
ное занятие

3

15.

Лепка. Введение в
тему.
«Божья коровка»

Презентация

3

Практическая
работа

3

Творческая
работа

7.
4 неделя
8.

9.
5 неделя

Открытка ко дню
учителя
Коллективная
работа: «Вальс
листопада»
Работа в технике
«Мозаика».
Аппликация
«Бабочка»

10.

«Грибочки»

11.

«Разноцветная
вазочка»

6 неделя
12.

13.

7 неделя

8 неделя

Творческая
работа
Беседа.
Готовое
изделие.
Устный
опрос.

16.

Рисование
пластилином.
«Солнечная
система»

17.

«Солнечная
система»

Комбинирован
ное занятие

3

Творческая
работа

18.

«Планета Земля»

Практическая
работа

3

Творческая
работа

19.

Спиральная
техника.
«Мышказавитушка»

Комбинирован
ное занятие

3

Творческая
работа

Практическая
«Снегири на еловой
работа
ветке»

3

Творческая
работа

«Снегири на еловой Комбинирован
ное занятие
ветке»

3

Творческая
работа

9 неделя

10 неделя
20.

21.

11 неделя

18

Практическая
работа

3

Творческая
работа

«Снеговик в
зимнем пейзаже»

Комбинирован
ное занятие

3

Творческая
работа

24.

«Елочка»

Практическая
работа

3

Творческая
работа

25.

Шариковая
техника.
«Цветы»

Комбинирован
ное занятие

3

Творческая
работа

Практическая
работа

3

Творческая
работа

22.

«Снеговик в
зимнем пейзаже»

23.
12 неделя

13 неделя
26.

Шарик на
новогоднюю елку.

27.

«Зайка»

14 неделя

«Зайка»

28.
29.

15 неделя

«Олень»

30.

«Олень»

31.

«Золотая рыбка»
16 неделя

32.

Жгутиковая
техника.
«Улитка»

33.

«Улитка»

17 неделя

«Павлин»

34.
35.
18 неделя
36.

37.

19 неделя

38.
39.
20 неделя
40.

Коллективная
работа «Радуга
дуга»
Коллективная
работа «Радуга
дуга»
Мраморная бумага.
Введение в тему.
Картина
«Кораблик в море»
Картина
«Кораблик в море».
Изумрудная
мозаика.
«Изумрудный
замок»

Практическая
работа
Комбинирован
ное занятие
Комбинирован
ное занятие
Практическая
работа
Комбинирован
ное занятие

3

Комбинирован
ное занятие

3

Творческая
работа

Практическая
работа
Комбинирован
ное занятие

3

Творческая
работа
Творческая
работа

Творческая
мастерская

3

Творческая
работа

Творческая
мастерская

3

Творческая
работа

3
3
3
3

3

Презентация

3

Комбинирован
ное занятие
Практическая
работа

3

Комбинирован
ное занятие

3

3

Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа

Беседа.
Готовое
изделие.
Устный
опрос.
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
19

41.
21 неделя
42.

43.

22 неделя

44.

45.

23 неделя

Изумрудная
мозаика.
«Изумрудный
замок»
Изумрудная
мозаика.
«Изумрудный
замок»
«Каменный
цветок»
«Каменный
цветок»

Комбинирован
ное занятие

3

Творческая
работа

Комбинирован
ное занятие

3

Творческая
работа

Комбинирован
ное занятие
Практическая
работа

3

Творческая
работа
Творческая
работа
Беседа.
Готовое
изделие.
Устный
опрос.
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа

Шерсть. Введение в
Презентация
тему.

52.

Панно «Морской
закат»

Практическая
работа
Комбинирован
ное занятие
Практическая
работа
Комбинирован
ное занятие
Практическая
работа
Комбинирован
ное занятие
Практическая
работа

53.

Панно «Морской
закат»

54.

55.

46.
47.

24 неделя

48.
49.

25 неделя

Панно «Цветы
калла»
Панно «Цветы
калла»
Панно «Цветок
Мак»
Панно «Цветок
Мак»

50.

Панно «Рыбка»

51.

Панно «Рыбка»
26 неделя

27 неделя

28 неделя

3

3

3
3
3
3
3
3
3

Творческая
работа

Комбинирован
ное занятие

3

Творческая
работа

Панно «Лебедь»

Практическая
работа

3

Творческая
работа

Панно «Лебедь»

Комбинирован
ное занятие

3

Творческая
работа

3

Творческая
работа

3

Творческая
работа

56.

Панно «Весенний
лес»

57.

Панно «Весенний
лес»

Практическая
работа
Практическая
работа

Панно «Весенний
лес»

Практическая
работа

3

Творческая
работа

Презентация

3

Беседа.
Готовое

29 неделя
58.
59.

30 неделя

Полимерная глина.
Введение в тему.

20

изделие.
Устный
опрос.
Изготовление
пуговиц
«Эксклюзив»
Изготовление
пуговиц
«Эксклюзив»
«Корзинка с
пасхальными
яйцами»
«Корзинка с
пасхальными
яйцами»

Комбинирован
ное занятие

3

Творческая
работа

Комбинирован
ное занятие

3

Творческая
работа

Комбинирован
ное занятие

3

Творческая
работа

Практическая
работа

3

Творческая
работа

64.

«Кулич на
тарелочке»

Практическая
работа

3

Творческая
работа

65.

Фигурка «Сова»

Комбинирован
ное занятие

3

Творческая
работа

Фигурка
«Пингвин»

Комбинирован
ное занятие

3

Творческая
работа

Комбинирован
ное занятие

3

Творческая
работа

Комбинирован
ное занятие

3

Творческая
работа

Комбинирован
ное занятие

3

Творческая
работа

Практическая
работа

3

Творческая
работа

Играпутешествие

3

Выставка

3

60.

61.
31 неделя
62.

63.
32 неделя

33 неделя
66.

67.
34 неделя
68.

69.
35 неделя
70.

71

36 неделя

72.
2.1.1
№
п/п
1.

Изготовление
колец из
полимерной глины
Изготовление
колец из
полимерной глины
Изготовление
амулета из
полимерной глины
на тему «Лето»
Изготовление
амулета из
полимерной глины
на тему «Лето»
Обобщающее
занятие.
Выставочная
деятельность

Итоговая
диагностика
Самооценив
ание

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Учебные
недели
1 неделя

Тема учебного
занятия

Форма
занятия

Введение в
программу.

Беседа
игровыми

Количество
часов
с

3

Формы
контроля
Беседа.
Готовое
изделие.
21

2.

3.

Виды бумаги и
картона,
инструменты и
приспособления
Объемная
аппликация.
Аппликация
«Клубничка»

элементами,
презентация

Открытка
"Зонтик"
2 неделя

3

Беседа.
Готовое
изделие.

Комбинирован
ное занятие

3

Творческая
работа

Практическая
работа

3

Творческая
работа

Презентация

4.

Аппликация
«Виноград»

Практическая
работа

3

5.

Аппликация
«Мухоморы под
листвой»

Творческая
работа

Аппликация
«Радуга»

Комбинирован
ное занятие

3

6.

Творческая
работа

Практическая
работа

3

7.

Аппликация
«Птичка»

Творческая
работа

3

Творческая
работа

Комбинирован
ное занятие

3

Творческая
работа

3

Творческая
работа

3 неделя

4 неделя
8.

9.
5 неделя

Коллективная
работа: «Фруктовоягодный
натюрморт»
«Солнышко
вылезло из
облаков»

Творческая
мастерская

10.

«Котенок-мяу»

Комбинирован
ное занятие

«Ёжик с запасами
на спине»

Практическая
работа

3

11.

Творческая
работа

3

12.

«Божья коровка»

Комбинирован
ное занятие

Творческая
работа

3

13.

Лепка. Введение в
тему.
«Колобок»

Презентация

Беседа.
Готовое
изделие.

Рисование
пластилином.
«Стрекоза»

Комбинирован
ное занятие

3

Творческая
работа

Практическая
работа

3

Творческая
работа

6 неделя

7 неделя
14.

15.

8 неделя

«Курочка ряба»

22

«Курочка ряба»

Практическая
работа

3

16.

Творческая
работа

Практическая
работа

3

17.

Граттаж.
«Морозный узор»

Творческая
работа

18.

Граттаж.
«Морозный узор»

Презентация

3

Опрос

«Лес в снежном
одеяле»

Комбинирован
ное занятие

3

19.

Творческая
работа

Практическая
работа

3

20.

«Лес в снежном
одеяле»

Творческая
работа

Рельефная лепка.
«Снежный домик»

Практическая
работа

3

21.

Творческая
работа

Рельефная лепка.
«Снежный домик»

Практическая
работа

3

Творческая
работа

«Совушка и
шишки»

Практическая
работа

3

Творческая
работа

«Совушка и
шишки»

Практическая
работа

3

Творческая
работа

3

«Кусты рябины»

Комбинирован
ное занятие

Творческая
работа

Практическая
работа

3

«Белочка»

Творческая
работа

«Новогодняя
елочка»
«Новогодняя
елочка»
«Дедушка мороз
красный нос»
«Дерево под
теплым одеялом»

Комбинирован
ное занятие
Практическая
работа
Комбинирован
ное занятие
Практическая
работа

3

Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Беседа.
Готовое
изделие.
Устный
опрос.
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа

9 неделя

10 неделя

11 неделя
22.

23.
12 неделя
24.

25.
13 неделя
26.
27.

14 неделя

28.
29.

15 неделя

30.

3
3
3
3

31.

16 неделя

Роспись по ткани.
Введение в тему

17 неделя

Рисунок на ткани
«Мак»
Рисунок на ткани
«Мак»

32.
33.
34.

«Колибри»

Презентация
Комбинирован
ное занятие
Практическая
работа
Комбинирован
ное занятие

3
3
3

23

Комбинирован
ное занятие

3

Творческая
работа

Практическая
работа

3

Творческая
работа

Практическая
работа

3

Творческая
работа

Практическая
работа
Практическая
работа

3

Творческая
работа
Творческая
работа

Комбинирован
ное занятие

3

Творческая
работа

Комбинирован
ное занятие

3

Творческая
работа

Комбинирован
ное занятие

3

Творческая
работа

Комбинирован
ное занятие

3

Творческая
работа

Практическая
Футболка в стиле
работа
«ТайДай»
Шерсть. Введение в
Презентация
тему

3

Творческая
работа

Валяние по
трафарету
«Мишка»

3

«Колибри»

35.
18 неделя

42.

Свободная роспись.
Разрисовка
шоппера
Свободная роспись.
Разрисовка
шоппера
Антистрессовый
рисунок
Антистрессовый
рисунок
Узелковая роспись.
Салфетка для
праздничного стола
Узелковая роспись.
Салфетка для
праздничного стола
Футболка в стиле
«ТайДай»

43.

Футболка в стиле
«ТайДай»

36.

37.

19 неделя

38.
39.
20 неделя
40.

41.
21 неделя

22 неделя

44.
45.
23 неделя
46.

47.
24 неделя
48.
49.

25 неделя

Брелок из шерсти.
Брелок из шерсти.

50.
51.
26 неделя
52.

Валяние по
трафарету
«Фукты»
Валяние по
трафарету
«Фукты»

Объёмная игрушка
«Сердце океана»
Объёмная игрушка
«Перламутровая
рыба»

3

3
Беседа.

Практическая
работа

Творческая
работа

Комбинирован
ное занятие

3

Творческая
работа

Практическая
работа

3

Творческая
работа

Комбинирован
ное занятие
Практическая
работа

3

Творческая
работа
Творческая
работа

Комбинирован
ное занятие

3

Творческая
работа

Комбинирован
ное занятие

3

Творческая
работа

3

24

53.
27 неделя

Объёмная игрушка Комбинирован
ное занятие
«Морская звезда»
Практическая
работа

3

Творческая
работа

Панно «Медуза»

Комбинирован
ное занятие

3

Творческая
работа

Игрушка «Китединорог»

Практическая
работа

3

Творческая
работа

Панно
«Подснежники»

Практическая
работа

3

Творческая
работа

Панно
«Подснежники»

Практическая
работа

3

Творческая
работа

3

Беседа.
Готовое
изделие.
Устный
опрос.

55.
28 неделя

57.
29 неделя
58.

Фоамиран.
Введение в тему

59.

Творческая
работа

Панно «Медуза»
54.

56.

3

Презентация

30 неделя
60.

61.
31 неделя
62.

Зарисовка
цветового круга.
«Листья» из
фоамирана
Панно из
фоамирана
«Цветение яблони»
Панно из
фоамирана
«Цветение яблони»
Магнит: «Бабочка»

63.
32 неделя

3
Комбинирован
ное занятие

Творческая
работа
3

Творческая
работа

3

Творческая
работа

Практическая
работа

3

Творческая
работа

Комбинирован
ное занятие
Комбинирован
ное занятие

Магнит: «Ангел»

Практическая
работа

3

64.

Творческая
работа

Комбинирован
ное занятие

3

65.

Панно «Яблоки на
дереве»

Творческая
работа

Панно «Яблоки на
дереве»

Комбинирован
ное занятие

3

Творческая
работа

Закладка на
свободную тему

Комбинирован
ное занятие

3

Творческая
работа

33 неделя
66.

67.

34 неделя

25

Комбинирован
ное занятие

3

Творческая
работа

«Петушок» на
пенопласте

Комбинирован
ное занятие

3

Творческая
работа

«Петушок» на
пенопласте

Практическая
работа

3

Творческая
работа

Играпутешествие

3

Выставка

3

Итоговая
диагностика
Самооценив
ание

«Первые бабочки»
68.

69.
35 неделя
70.
71
72.

36 неделя

Обобщающее
занятие.
Выставочная
деятельность

2.2 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

26

№/№

Оборудование

1.

Учебный кабинет с
типовой мебелью

2.

Доска школьная

3.

Единица
Количество на Количество
одного
измерения
на группу
обучающегося

%
использования
в ходе
реализации
программы

1

100%

шт

1

70%

Бумага писчая

уп

2

100%

4.

Бумага цветная

набор

1

100%

5.

Картон белый

уп

1

100%

6.

Картон цветной

набор

1

100%

7.

Клей ПВА

шт

1

100%

8.

Клей-карандаш

шт

1

100%

9.

Термоклей

шт

1

100%

10.

Пластилин

уп

1

100%

набор

1

100%

набор

1

100%

11. Акриловые краски по
ткани
12.

Шерсть

13.

Полимерная глина

уп

1

100%

14.

Калька

шт

1

100%

15.

Акриловый лак

шт

1

100%

16.

Губка

шт

1

100%

17.

Игла

шт

1

100%

18.

Фоамиран

набор

1

100%

19.

Фломастеры

набор

1

100%

20.

Кисти

шт

1

100%

21.

Гуашь

набор

1

100%

22.

Акварель

набор

1

100%

23.

Непроливайки

шт

1

70%

24.

Ножницы

шт

1

40%
27

25.

Линейка

шт

26.

Ткань

коробка

1

40%
1

100%

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
№ П/П
1

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
Наименование
Ссылка
Социальный сервис
https://www.pinterest.ru/

2

Информационный журнал

http://women-on-line.ru

3

Сайт о рукоделии

http://krokotak.com/

4

Воспитание и игры с детьми

https://daynotes.ru/

5

Образовательный канал

https://www.youtube.com/c/DariaKlo

6

Образовательный канал

https://www.youtube.com/c/Fancysmth

7

Подборка мастер-классов по созданию
поделок
Подборка мастер-классов по созданию
поделок
Сайт о рукоделии

https://podelunchik.ru/

8
9

https://www.livemaster.ru/masterclasses
https://methakura.gumroad.com/

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ







Наглядные пособия и методическое обеспечение:
Схемы по цветоведению;
Стенды: техники изобразительного искусства; виды изобразительного искусства.
Образцы декоративно-прикладного искусства;
Работы детей;
Книги, журналы, обеспечивающие иллюстрационный материал.
Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных,
художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой
индивидуальности. Воспитание и обучение осуществляется "естественным путем", в
процессе творческой работы. Участие преподавателя в создании поделок и композиций
осуществляется "сквозь" ребенка, т.е. обучающийся получает от педагога ту информацию,
те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и
собственных, соответствующих возрасту, представлений о мире.
Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе
личностно-ориентированной модели. Место педагога в деятельности меняется по мере
развития интереса и овладения детьми навыками конструирования.
Основная задача на всех этапах освоения программы - содействовать развитию
инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и
увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка. Определенную сложность
28

вызывают разновозрастные группы. Педагогу для успешной реализации программы
приходится давать каждому ребенку индивидуальное задание, соответствующие по
сложности определенному возрасту. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как
следствие, воспитывает уверенность в себе. Образные представления у младших
школьников значительно опережают их практические умения. Поэтому предполагаются
игры-упражнения, упражнения по цветоведению, задания, обогащающие словарный запас
детей.
Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается
как перед конструированием поделок, так и во время работы. При выполнении задания
ставится задача определить назначения своего изделия.
Подобная установка
дисциплинирует обучающихся и дает хороший осознанный подход.
Программа соединяет игру, труд и обучение в единое целое, что обеспечивает единое
решение познавательных, практических и игровых задач. Занятия проводятся в игровой
форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих
работ. Все поделки функциональны и имеют реальные материальные ценности: их можно
использовать в быту, можно подарить друзьям и родным. С первых же занятий дети
начинают понимать, что понятие "мусор" для художника не существует. Любой предмет,
любая случайная находка могут быть преображены или стать художественным
произведением.
Каждое занятие соединяет в себе теорию и практику. Практическая работа – это
знакомство с различными прикладными техниками, материалами. Часть занятий
направлены на изучение основы изобразительного творчества (постановка руки,
штриховка, правила композиции и т. д.), но большая часть — это практические задания.
Спецификой занятий в объединении является то, что дети почти всегда выполняют
индивидуальную работу, часто очень отличающеюся и по стилю. и по технике, и по
технологии. Это обусловлено тем что каждый ребенок обеспечен разным материалом, он
сам решает какой предмет ему декорировать, в каком стиле ему работать.
Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной
творческой обстановке, что способствует выявлению индивидуальности каждого.
Коллективные работы незаменимы для объединения коллектива, разработки творческих
проектов, приобретения коммуникативных навыков, для естественного детского обмена
опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости, развития толерантности.
Образовательный процесс может корректироваться согласно возникающим
интересам детей, т.е. какой-то теме может уделяться больше внимания, какой-то меньше.
Особенностью данной программы является то, что она даёт возможность каждому
ребёнку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества,
выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нём.
На каждом занятии проводится инструктаж по технике безопасности.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Реализация использования информационных технологий проводятся в различных
формах:
 Презентации (наглядный и демонстрационный материал, слайд-шоу, музыкальные
физминутки);
 Просмотр обучающих мультипликационных фильмов.
29

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Требования к квалификации: Высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование в области, соответствующей профилю объединения без
предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или
среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование
по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы
и курсы повышения квалификации по направлению деятельности.
2.3.ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Основными формами контроля является текущий и итоговый контроль.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии методом наблюдения и
коллективного анализа выполненных работ. Своеобразной формой тематического контроля
является выставочная деятельность. Они организуются по окончании изучения какой-либо
темы, либо ряда тем через определенный промежуток времени (месяц, полугодие).
Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
являются выставки и конкурсы различных уровней (межрегиональные, городские,
районные), где могут быть представлены работы детей, выполненные на определенную
тему (в наиболее выразительном материале), в которой ребенок осознанно выражает
собственное образное восприятие мира и обозначенной проблематики; участие в проектной
и исследовательской деятельности.
Способы проверки результатов освоения программы:
Программа предусматривает исследования:
Входное оценивание в начале учебного года- выявляет исходный уровень по
основным исследуемым характеристикам. Диагностика изобразительных умений и
навыков выявляется педагогом по рисунку, владению цветом и композиции и позволяет
определить уровень практических умений ребёнка.
Промежуточная аттестация проводится в середине года и по окончании каждого года
обучения, (позволяет констатировать творческие изменения, которые происходят у детей).
Итоговая аттестация по окончании срока реализации программы:
Формой итоговой аттестации являются выставки различных уровней
/межрегиональные, городские, районные/, где могут быть представлены работы детей,
выполненные на определённую тему (в наиболее выразительном материале), в которой
ребёнок осознанно выражает собственное образное восприятие мира или обозначенной
проблематики.
Выставки различного уровня являются отличным стимулирующим фактором
педагогического процесса, т.к. занятия в объединении «Мастерская вдохновения» носят
безотметочный характер.
Так же в течение учебного года проводится входной, промежуточный и итоговый
мониторинг, что бы выявить прогресс развития творческих способностей детей.

30

31

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в
действующей редакции.
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации (в редакции 2013 г.).
3.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства
РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
4.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
6.
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об Утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
7.
Приказ Министерства труда и социализации защиты Российской Федерации от 05.05.2018
№ 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых».
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам".
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей».
10.
Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
11.
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях
(вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с
использованием сетевых форм реализации образовательных программ).
12.
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК -641/09 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями
здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»).
13.
Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
14.
Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461 ПП «О
региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской области».
15.
Федеральный закон от 13.07.2020 № 189 ФЗ «О государственном (муниципальном)
социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»;
16.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной
услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в
соответствии с социальным сертификатом.

Литература для педагога
32

1.
Горичева В.С.,Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина.
2.
Гильман Р. А. Художественная роспись тканей. — «Владос», 2004г.
3.
Дворкина И. А. Батик. Горячий. Холодный. Узелковый. — «Радуга», 2002г., 2-е изд.
— 2008г.
4.
Маклаков А. Общая психология. ООО Изд-во АСТ. 2001г.
5.
Синеглазова М. О. Распишем ткань сами. — «Профиздат», 2001г.
6.
Тутушкина М.К. Практическая психология для преподавателей. Издательство:
"Филинь" 2007г . – 328с.
7.
Данкевич, Е.В. Игрушки и цветы из шерсти. Техника валяния / Е.В. Данкевич. - М.:
АСТ, Сова, 2013. - 32 c.
8.
Радченко, Анастасия Игрушки из шерсти методом сухого валяния / Анастасия
Радченко. - М.: Феникс, 2015. - 64 c.
9.
Зайцева
А.
А.
Полимерная
глина:
самый
полный
и
понятный самоучитель / Анна Зайцева. — М.: Эксмо, 2014. — 96 с
10.
Букина С. Букин М. Фоамиран. Шаг вперед. - «Феникс», Ростов-на-Дону: 2011г.
11.
Знаменская О. “Шебби-шик” Серия город мастеров Издательство Феникс Ростов на
Дону. 2013г. 110с.
Литература для детей и родителей
1.
Кожина О.А. Декоративно-прикладное искусство.- В сб.: Примерные программы
внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В.А. Горский, А.А.
Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.); под ред. В.А. Горского.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011.
2.
Кожина О.А. Художественная роспись тканей.- В сб.: Примерные программы
внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В.А. Горский, А.А.
Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.); под ред. В.А. Горского.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011.
3.
Ручное ткачество.- В сб.: Программы для внешкольных учреждений и
общеобразовательных школ. Культура быта.- М.: Просвещение, 1986, с. 7-12. Абрамян
Д.Н., Общепсихологические основы художественного творчества/ Д. Н. Абрамян/ — М.,
1995.
4.
Алехин А. Д., Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга для
Учителя/ А. Д. Алехин/ – М.: Просвещение, 1984.
5.
Гульянс Э.К., Учим детей мастерить, «Просвещение», Москва, 1972.
6.
Фатерина Н.В., Батик. Практическое руководство росписи по ткани. Издательство
Художник 2002.
7.
Автор: Хворостов А.С., Декоративно-прикладное искусство в школе»,
«Просвещение», Москва, 1996.
8.
Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. «Изд. Акад. развития», Ярославль,
2017.
9.
Чудесные поделки из бумаги, «Просвещение», Москва 1992.
10.
Аппликационные работы в начальных классах, «Просвещение», Москва, 1990

33

Приложение 1
Диагностическая карта выявления компетенции по теме
«Бумага и ее свойства»
Форма – опрос, наблюдение
Критерии. 1.ниже среднего уровень: 2-средний уровень: 3-выше среднего уровень
ТЕОРИЯ
№ Ф.И.
Знанин
п/п ребенка Знание
терминов алгоритма
работы

ПРАКТИКА
Умение
Соблюдение
работать технологий
контуром работы
с
бумагой

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ
Умение
Умение
работать в организовать
коллективе рабочее
место

Приложение 2
Диагностическая карта выявления компетенции по теме
«Весёлая лепка»
Форма – опрос, наблюдение
Критерии. 1.ниже среднего уровень: 2-средний уровень: 3-выше среднего уровень
ТЕОРИЯ
№ Ф.И.
ребенка
Знание
п/п
терминов,
изученных
тем

ПРАКТИКА
Знание
Применение Изготовление
алгоритма полученных предмета для
работы по компетенций определенного
темам
интерьера

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ
Умение
Соблюдение
работать в аккуратности,
коллективе умение
бережно
и
экономно
использовать
материал

Приложение 3
Диагностическая карта выявления компетенции по теме
«Мраморная бумага»
Форма – опрос, наблюдение
Критерии. 1.ниже среднего уровень: 2-средний уровень: 3-выше среднего уровень
ТЕОРИЯ
ПРАКТИКА
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ

34

№
п/п

Ф.И.
Знание
ребенка холодной
и теплой
палитры
цветов

Знание
алгоритма
работы по
темам

Умение
Соблюдение
Умение
чередовать последовательности работать в
цвета с их в работе
коллективе
оттенками

Соблюдение
аккуратности,
умение
бережно
и
экономно
использовать
материал

Приложение 4
Диагностическая карта выявления компетенции по теме
«Чудеса из шерсти»
Форма – опрос, наблюдение
Критерии. 1.ниже среднего уровень: 2-средний уровень: 3-выше среднего уровень
Ф.И.
ТЕОРИЯ
ПРАКТИКА
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ
№
Знание
Умение
Умение
Умение
Соблюдение
п/п ребенка Знание
основных законов
работать с создавать
работать в аккуратности,
техник
цветоведения инструмен композиции коллектив умение бережно
рисования и
тами
путем
е
и
экономно
шерстью
колористики
выкладыван
использовать
ия шерсти на
материал
поверхность

Приложение 5
Диагностическая карта выявления компетенции по теме
«Полимерная глина»
Форма – опрос, наблюдение
Критерии. 1.ниже среднего уровень: 2-средний уровень: 3-выше среднего уровень
Ф.И.
ТЕОРИЯ
ПРАКТИКА
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ
№
знание
умение
умеют
Умение
Соблюдение
п/п ребенка знание
технологи требований в аккуратно применять
работать в аккуратности
й
использовани выполнят придуманны коллектив ,
умение
изготовле и
ь
й рисунок с е
бережно
и
ния
инструментов детализац листа бумаги
экономно
изделий
ию
на объемном
использовать
из
изделия и объекте
материал
полимерн
создавать
ой глины
ровную
поверхно
сть

35

Приложение 6
Диагностическая карта выявления компетенций по теме
«Роспись по ткани»
Форма – устный опрос.
Критерии. 1.ниже среднего уровень: 2-средний уровень: 3-выше среднего уровень
№ п/п Ф.И.
ребенка

ТЕОРИЯ

ПРАКТИКА

Знание
Знание
требований к алгоритма
материалам и работы
инструментам

Аккуратно
сть
нанесения
рисунка

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ
Соблюдени
е
технологий
росписи по
ткани

Умени
е
работа
ть
в
коллек
тиве

Умение
организов
ать
рабочее
место

Приложение 7
Диагностическая карта выявления компетенций по теме
«Фоамиран»
Форма – устный опрос.
Критерии. 1.ниже среднего уровень: 2-средний уровень: 3-выше среднего уровень
Ф.И.
ТЕОРИЯ
ПРАКТИКА
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ
№
Знание Применени Умение
Умение
Соблюдение
п/п ребенка Знание
видов
и правил е
создавать
работать в аккуратности,
структуры работы полученны композиции из коллективе умение
фоамирана с
х
форм,выполнен
бережно
и
термокл компетенц ных
из
экономно
еем
ий
фоамирана
использовать
материал

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».