ДООП Чудеса из бумаги

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества

Программа рассмотрена и рекомендована

УТВЕРЖДАЮ

к утверждению на заседании

___________________/Т.Г. Хисамова

Методического совета МБУ ДО - ЦДТ

Директор МБУ ДО - ЦДТ

протокол от 16.06.2023 №4

приказ от 16.06.2023 №38

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Технической направленности
«Чудеса из бумаги»
Целевая группа
Срок реализации
Количество часов

5 -7 лет
1 год
144 часа

Автор-разработчик:
Шуклина Юлия Евгеньевна
педагог дополнительного образования,
первая квалификационная категория

Екатеринбург, 2023

РАЗДЕЛ I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы: техническая.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать
неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к
творчеству из бумаги обуславливается еще и тем, что данный материал дает большой
простор творчеству. Бумажный лист помогает ребенку ощутить себя художником,
дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком.
Развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания является одной из
социально значимых задач современного российского общества. В качестве высшей цели
образования определено становление саморазвивающейся и самоопределяющейся
личности, способной к открытому творческому взаимодействию с окружающей средой и
обществом.
Программа разработана на основе нормативно-правовой документации:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в
действующей редакции.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам".
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации (в редакции 2013 г.).
Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»;
Устав МБУ ДО-ЦДТ.

Актуальность
данной программы в том, что она разработана с учетом
индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся и способствует развитию
мелкой моторики рук, пространственного мышления и творческих способностей.
Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость
обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей
форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и
вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков,
подставки под карандаши, пеналы и т.д.).
Отличительные особенности программы.
Особенность программы заключается в том, что она обеспечивает изучение
начального курса «Бумагопластика» через осмысление обучающимися деятельности
человека. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец
рукотворного мира. Усвоение содержания предмета осуществляется на основе
продуктивной проектной деятельности.
Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении
которых обучающиеся:

- знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения
при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые виды бумаги и инструменты, и
приспособления (фигурные ножницы, фигурные дыроколы и т.д.);
- овладевают отдельными технологическими операциями (способами работы) –
разметкой, раскроем, сборкой, оформлением и др.;
- учатся экономно расходовать материалы;
- учатся определять цели и задачи, составлять план, выбирать средства и способы
деятельности, распределять обязанности в паре и группе, оценивать результаты,
корректировать деятельность;
- учатся преимущественно конструкторской деятельности.
Программа «Чудеса из бумаги», интегрируя знания о человеке, природе и обществе,
способствует целостному восприятию ребенком мира во всем его многообразии и единстве.
Целевая группа

Программа разработана для обучающихся 5 -7 лет.
Группы обучающихся в объединении «Чудеса из бумаги» формируются в
соответствии с возрастом: 5-7 лет.
Возрастные особенности детей 5 -7 лет. Этот возраст – период активного познания,
творчества, общения. Ребенок этого возраста определяется значительным ростом
физических возможностей, изменением психологической позиции и желанием проявить
свою индивидуальность и творческие способности.
Существенной особенностью дошкольного возраста является возникновение
определенных взаимоотношений ребенка со сверстниками, образование «детского
общества». Собственная внутренняя позиция дошкольника по отношению к другим людям
характеризуется возрастающим осознанием собственного «я» и значения своих поступков,
огромным интересом к миру взрослых, их деятельности и взаимоотношениям.
Особенности социальной ситуации развития дошкольника выражается в
характерных для него видах деятельности, прежде всего в сюжетно-ролевой игре.
Стремление приблизиться к миру взрослых, без необходимых для этого знаний и умений
приводит ребенка к доступной для него игровой форме. Особенно благоприятные условия
для развития ребенка представляет система дополнительного образования.
Численный состав обучающихся в группе не должно быть менее 8 человек и не
должен превышать 25 человек.
Уровень
Программа первого года обучения - стартового уровня. В ходе освоения данного модуля все задания

минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания общеразвивающей
программы. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие, воспитывает уверенность в
себе. Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание
оригинальных творческих работ. Уделяется внимание созданию в детском коллективе
доброжелательной творческой обстановки, что способствует выявлению индивидуальности
каждого.

Режим занятий
Продолжительность одного академического часа:
1 год обучения (5-7 лет) - 30 минут.
Перерыв между учебными занятиями -10 минут.
Длительность одного занятия: 2 академических часа.
Периодичность занятий в неделю: 2 раза.

Объем программы: 144 часа
Срок освоения – 1 год
Особенности организации образовательного процесса- программа может
реализовываться в дистанционной форме.
Формы обучения -очная.
Перечень видов занятий: беседа, практическое занятие, лабораторное занятие,
мастер-класс, экскурсия, открытое занятие и др.

Перечень форм подведения итогов реализации: выставки, конкурсы, наблюдение,
опрос, самоанализ творческих работ, обучающихся; анализ и оценка работ педагогом.
Воспитательный потенциал
Воспитательная работа с обучающимися проводится в соответствии с рабочей программой
воспитания МБУ ДО-ЦДТ, ее ежегодного плана.
Цель программы воспитания: развитие и социализация в соответствии с принятыми
социокультурными правилами и нормами, как основы воспитанности обучающихся.
Задачи программы воспитания:

 развивать морально-нравственные качества обучающихся: честность; доброту;
совесть, ответственность, чувства долга;
 развивать
волевые
качества
обучающихся:
самостоятельность,
дисциплинированность,
инициативность,
принципиальность,
самоотверженность,
организованность;
 воспитывать стремления к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию;
 приобщать обучающихся к экологической и социальной культуре, здоровому образу
жизни, рациональному и гуманному мировоззрению;
 формировать нравственное отношения к человеку, труду и природе;
Планируемые результаты воспитания:
 развиты морально-нравственные качества обучающихся: честность; доброта;
совесть; ответственность, чувство долга;
 развиты
волевые
качества
обучающихся:
самостоятельность;
дисциплинированность;
инициативность;
принципиальность, самоотверженность,
организованность;
 развито стремления к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию;
 сформирован интерес обучающихся к экологической и социальной культуре,
здоровому образу жизни, рациональному и гуманному мировоззрению;
 сформировано нравственное отношения к человеку, труду и природе.
Формы проведения воспитательных мероприятий: беседа, викторина, встреча с
интересными людьми, дискуссия, тренинг, посещение театра, организация конференции,
экскурсия, олимпиада, смотр, конкурс и др.
Методы воспитательного воздействия: убеждение, внушение, заражение «личным
примером» и подражание, упражнения и приучение, обучение, стимулирование (методы
поощрения и наказания, соревнование), контроль и оценка и др.
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Цель программы – развитие интереса детей к различным техникам работы с бумагой.
Задачи программы:
Обучающие:
 знакомить с историей аппликации и оригами.
 знакомить с видами и свойствами бумаги;
 знакомить с техникой безопасности работы с инструментами и материалами;
 знакомить с технологией изготовления поделок;
 знакомить с основами композиции;
 обучать детей работать в техниках аппликация и оригами.
Развивающие:
 развивать память, логическое мышление, воображение, мелкую моторику пальцев
рук;
 развивать навыки владения инструментами и материалами,
 развивать творческие способности детей.
Воспитательные:




воспитывать аккуратность при выполнении работы, экономно использовать
материал, содержать в порядке рабочее место;
воспитывать культуру общения, умение сотрудничать со своими сверстниками.
1.3. Планируемые результаты реализации программы:

Личностные результаты:
-развита аккуратность при выполнении работы, умеют экономно использовать
материал, содержать в порядке рабочее место;
- развита культура общения, умение сотрудничать со своими сверстниками,
Метапредметные результаты:
- владеют навыками пользоваться инструментами и материалами,
- развивается память, мышление, воображение, изобретательность, мелкая моторика
пальцев рук;
- развиваются творческие способности детей.
Предметные результаты:
Знают:
• историю аппликации и оригами;
• виды и свойства бумаги;
• технику безопасности работы с инструментами и материалами;
• технологию изготовления поделок;
• основы композиции аппликации.
Умеют:
• применять основные приемы работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание,
склеивание, гофрирование, обрывание;
• аккуратно, правильно работать с инструментами;
• работать аккуратно, бережно и экономно расходовать материал.
• оценивать свою работу и работу товарища.

1.4. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
№

Тема

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Вводное занятие. Материалы, инструменты. Техника безопасности
Работа с бумагой. Аппликация
Увлекательное оригами
Чудесные поделки из бумаги
Художественное конструирование из бумаги.
В мастерской «Деда Мороза»
Итоговое занятие
Итого

1 год
обучения
(кол-во
часов)
2
20
50
24
30
16
2
144

1.

2.
3.

4.

5.
6.
7.

УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
«СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ»
Название темы, раздела
Количество часов
Форма аттестации/
Всего
Теория
Практика контроля
Вводное
занятие.
Материалы, 2
1
1
Вводный
инструменты.
Техника
мониторинг
безопасности.
Работа с бумагой. Аппликация.
20
2
18
Выставка.
Увлекательное оригами.
50
2
48
Анализ
творческих
работ.
В мастерской «Деда Мороза».
16
2
14
Выставка,
промежуточный
мониторинг.
Чудесные поделки из бумаги.
24
2
2.
Выставка,
миниопросы.
Художественное конструирование 30
2
28
Выставка.
из бумаги
Итоговое занятие.
2
1
1
Итоговый
мониторинг
Итого
144
12
132
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА ПЕРВОГО ГОДА
ОБУЧЕНИЯ
Тема 1. Вводное занятие. Материалы, инструменты. Техника безопасности. Вводный
мониторинг.
Теория. Знакомство детей с целями, задачами и содержанием данного предмета.
Показ иллюстраций и готовых работ. Знакомство со свойствами бумаги и ее
возможностями. Ознакомление с оборудованием в кабинете, организацией рабочего места,
инструментами, приспособлениями.
Практика. Выполнение поделок на свободную тему.
Тема 2. Работа с бумагой. Аппликация.
Теория. Краткие сведения о бумаге и клее. Бумажное дело в России. Сорта и свойства
бумаги. Понятие о цвете. Понятие о шаблонах. Аппликация. История аппликации. Виды
аппликаций.
Практика. Составление эскиза к аппликации. Подбор бумаги. Вырезание деталей
изображения. Раскладывание на фоне. Наклеивание.
Тема 3. Увлекательное оригами.
Теория. Родина оригами. История искусства оригами. Квадрат – основа оригами. Основные
приемы складывания. Демонстрация готовых поделок.
Практика. Знакомство с «базовой формой» треугольник. Изготовление стаканчика, лодки,
лягушки, зайца.
Тема 4. В мастерской «Деда Мороза». Промежуточный мониторинг.
Теория. Беседа. Традиции празднования Нового года в странах мира.
Практика. Изготовление новогодних игрушек. Фонарики, подвески, гирлянды (с
использованием шаблонов). Игрушки из коробок и упаковок. Изготовление фигурок Деда
Мороза и Снегурочки и т.д. Изготовление масок. Новогодние загадки, фокусы.
Тема 5. Чудесные поделки из бумаги.
Теория. Основной материал – бумага ярких цветов и различного качества. Характеристика
видов бумаги. Способы окраски бумаги.

Практика. Составление тематических, декоративных композиций. Изготовление основы
(используя приемы аппликации). Изготовление и художественное оформление фигурок из
цветной бумаги.
Тема 6. Художественное конструирование из бумаги. Итоговый мониторинг.
Теория. Понятие о художественном конструировании. Свойство бумаги. Понятие о
контуре и силуэте. Симметрия и асимметрия. Орнамент в полосе, квадрате, круге.
Композиция из объемных бумажных полосок. Объемные композиции на основе цилиндра.
Практика. Составление орнамента из растительных и геометрических элементов в полосе,
квадрате, круге. Изготовление насекомых из бумажных полосок: муравья, паука,
кузнечика, бабочки, шмеля, жука, стрекозы. Изготовление объемных сувениров на основе
цилиндра: зайца, волка, поросенка, лисы и т.д.
Тема 7. Дидактические, развивающие игры, головоломки.
Головоломки. Игры. Фокусы. Занимательные задачи. Выставки. Экскурсии.
Тема 8. Итоговое занятие.
Теория. Подведение итогов за год. Беседа. Чему научились и что нового узнали.
Практика. Изготовление коллективного панно.

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год
обуч
ения

1

Дата
начал
а
обуче
ния

Дата
оконч
ания
обуче
ния

Количе
ство
учебны
х
недель

Количе
ство
учебны
х дней

15.09.

31.05.

36

72

Количе
ство
учебны
х
часов
144

Продол
житель
ность
канику
л

Компле
ктован
ие
групп

Проме
жуточн
ая
аттеста
ция

с 01.01.
по 08.01.
зимние

20.08.
по
14.09

с 13.05.
по 31.05.

Итогов
ая
аттеста
ция

2
занятия
по 2
часа в
неделю

01.06. по
19.08.
летние

2.1.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№
Учебные
Наименование темы
п/п недели
Вводное занятие (2ч.)
1.
1 неделя
Введение в программу.
Техника безопасности.
Изготовление щенка.
Работа с бумагой. Аппликация.(20ч.)
2.
1 неделя
Аппликация. «Два кота».
3.

2 неделя

4.
5.

3 неделя

7.
8.

4 неделя

Беседа.
Практическая
работа.

Кол-во
часов
2ч.

Форма
контроля
Викторина.

Практическая
работа.

2ч.

Педагогическое
оценивание.

Аппликация «Курица и
петух»

Практическая
работа.

2ч.

Обсуждение.

Аппликация. Рак.

Практическая
работа.
Практическая
работа.
Беседа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.

2ч.

Наблюдение.

2ч.

Наблюдение.

2ч.

Викторина

2ч.

Обсуждение.

Практическая
работа.

2ч.

Наблюдение.

Аппликация. Змейка.
Аппликация. Фрукты в
корзине.

6.

Форма
занятия

Аппликация. Котенок.
Мозаика.
Аппликация. Котенок.

Режим
занятий

9.

5 неделя

10.
11.

6 неделя

Аппликация. Сердечки.

Практическая
работа.

2ч.

Наблюдение

Аппликация. Ромашки.

Практическая
работа.

2ч.

Обсуждение.

Аппликация. Ромашки.

Практическая
работа.

2ч.

Выставка.

2ч.

Викторина.

2ч.

Наблюдение.

Изготовление осенних
листьев.

Практическая
работа.
Беседа.
Практическая
работа.
Практическая
работа.

2ч.

Выставка.

Изготовление героев сказки
«Теремок». Мышка, заяц.

Практическая
работа.

2ч.

Наблюдение.

Изготовление лягушки,
волка.

Практическая
работа.

2ч.

Наблюдение.

Изготовление лисы, медведя.

Практическая
работа.

2ч.

Игра «Дикие
животные».

Изготовление теремка.

Практическая
работа.

2ч.

Наблюдение.

Изготовление теремка,
деревьев.

Практическая
работа.

2ч.

Наблюдение.

Изготовление деревьев.

Практическая
работа.

2ч.

Выставка.

Изготовление совы на дереве.

Практическая
работа.

2ч.

Наблюдение.

Коллективное панно «На
лесной поляне».

Практическая
работа.

2ч.

Коллективное
панно. Сочинение
сказки про лисят.

Изготовление пингвина в
льдинах.

Практическая
работа.

2ч.

Обсуждение.

Панно «Корабли в море».

Практическая
работа.

2ч.

Обсуждение.

Изготовление рыб в
аквариуме.

Практическая
работа.

2ч.

Наблюдение.

Изготовление рыб в
аквариуме.

Практическая
работа.

2ч.

Выставка.

Изготовление панно. Колобок
и лиса.

Практическая
работа.

2ч.

Наблюдение.

Увлекательное оригами (34ч.)
12. 6 неделя
Изготовление котенка.
13.

7 неделя

14.
15.

8 неделя

16.
17.

9 неделя

18.
19.

10 неделя

20.

21.

11 неделя

22.

23.

12 неделя

24.
25

13 неделя

26.
27.

14 неделя

Изготовление осенних
листьев.

Обыгрывание
сказки «Теремок»

Изготовление колобка и лисы.

28.

Практическая
работа.

2ч.

Обыгрывание
сказки
«Колобок».

Изготовление гирлянды.

Практическая
работа.

2ч.

Наблюдение.

Изготовление новогоднего
шара.

Практическая
работа.

2ч.

Наблюдение.

Изготовление украшений к
Новому году.

Практическая
работа.

2ч.

Украшение окон.

Изготовление украшений на
окна.

Практическая
работа.

2ч.

Украшение окон.

Изготовление символа годакролика.

Практическая
работа.

2ч.

Наблюдение.

Изготовление мальчика
Новый год.

Практическая
работа.

2ч.

Промежуточный
мониторинг

Изготовление Деда Мороза.

Практическая
работа.

2ч.

Викторина.

Изготовление снегурочки.

Практическая
работа.

2ч.

Выставка.

Изготовление картины
«Воробей».

Практическая
работа.

2ч.

Наблюдение.

Изготовление картины
«Воробей».

Практическая
работа.

2ч.

Выставка.

Изготовление игры
«Стаканчик».

Практическая
работа.

2ч.

Наблюдение.

Изготовление кубика.

Практическая
работа.

2ч.

Обыгрывание
постройки из
кубиков.

Изготовление снежинки.

Практическая
работа.

2ч.

Наблюдение.

Изготовление цветов в вазе.

Практическая
работа.

2ч.

Наблюдение

Изготовление цветов в вазе.

Практическая
работа.

2ч.

Викторина.
Выставка.

Изготовление сердец.

Практическая
работа.

2ч.

Выставка.

В мастерской «Деде Мороза» (16ч.)
29.

15 неделя

30.
31.

16 неделя

32.
33.

17 неделя

34.
35.

18 неделя

36.

Увлекательное оригами (16ч.)
37.

19 неделя

38
39.

20 неделя

40.

41.

21 неделя

42.
43.
44.

22 неделя

Чудесные поделки из бумаги (24ч.)

45.

23 неделя

46.
47.

24 неделя

48.
49.

25 неделя

50.
51.

26 неделя

52.
53.

27 неделя

54.
55.

28 неделя

56.

Изготовление объемной
черепахи.

Практическая
работа.

2ч.

Наблюдение.

Изготовление объемных
цветов.

Практическая
работа.

2ч.

Наблюдение.

Изготовление объемных
цветов.

Практическая
работа.

2ч.

Викторина.

Изготовление открытки к 8
марта.

Практическая
работа.

2ч.

Выставка.

Изготовление цыпленка из
полосок бумаги.

Практическая
работа.

2ч.

Наблюдение.

Изготовление яблока из
полосок бумаги.

Практическая
работа.

2ч.

Обсуждение.

Изготовление объемного
зайца.

Практическая
работа.

2ч.

Наблюдение.

Изготовление прожорливого
вороненка.

Практическая
работа.

2ч.

Викторина.

Закладка с головой
животного.

Практическая
работа.

2ч.

Наблюдение.

Изготовление объемного
жука.

Практическая
работа.

2ч.

Наблюдение.

Изготовление объемной
стрекозы.

Практическая
работа.

2ч.

Викторина.

Изготовление объемного
инопланетянина

Практическая
работа.

2ч.

Обсуждение.

Художественное конструирование из бумаги (30ч.)
57.

29 неделя

58.
59.

30 неделя

60.
61.
62.

31 неделя

Мышка из конуса.

Практическая
работа.

2ч.

Обыгрывание
придуманной
сказки о мышке.

Изготовление объемной
ракеты.

Практическая
работа.

2ч.

Выставка.

Изготовление домового из
цилиндра.

Практическая
работа.

2ч.

Наблюдение.

Изготовление домового из
цилиндра.

Практическая
работа.

2ч.

Выставка.

Объемное дерево.

Практическая
работа.

2ч.

Наблюдение.

Объемное дерево.

Практическая
работа.

2ч.

Выставка.

63.

32 неделя

64.
65.

33 неделя

66.
67.

34 неделя

68.
69.

35 неделя

70.
71.

36 неделя

Мое любимое животное.

Практическая
работа.

2ч.

Составление
рассказа о
домашнем
животном.

Коллективное панно.
Первомай.

Практическая
работа.

2ч.

Обсуждение.

Коллективное панно. Салют
Победе!

Практическая
работа.

2ч.

Выставка.

Изготовление открытки к 9
мая.

Практическая
работа.

2ч.

Викторина.

Изготовление паука.

Практическая
работа.

2ч.

Наблюдение.

Изготовление бабочки.

Практическая
работа.

2ч.

Обсуждение.

Изготовление стрекозы.

Практическая
работа.

2ч.

Выставка.

Орнамент в круге.

Практическая
работа.

2ч.

Педагогическое
оценивание.

Орнамент в квадрате.

Практическая
работа.

2ч.

Выставка.

Итоговое занятие (2ч.)
72.

36 неделя

Итоговое занятие.

Игра.
2ч.
Практическая
работа.
Всего:
144ч.

Выставка.
Обсуждение.

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-технические условия
№

Оборудование

1.

Учебный
кабинет
с
типовой
мебелью
Доска школьная
Телевизор
Компьютер
МФУ
Цветная бумага.
Белая бумага.
Картон белый.
Картон цветной.
Клей-карандаш.
Краски: гуашь
Кисточки
Ножницы.
Линейка.
Шило.
Циркуль.
Цветные
карандаши.
Простой
карандаш.
Палитра.
Ластик.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.

Единица
измерения

шт.
шт.
шт.
шт.
шт.
шт.
шт.
шт.
шт.
шт.
шт.
шт.
шт.
шт.
шт.
шт.
шт.
шт.
шт.

Количество на Количество на % использования
одного
группу
в ходе реализации
обучающегося
программы

1

100 %

1
1
1
1
15
15
15
15
15
15
15
15
15
1
5
15

100 %
80 %
100 %
80 %
80 %
60 %
40 %
60 %
90 %
30 %
30 %
100 %
50 %
10 %
10 %
20 %

1

15

100 %

1

8
15

30 %
100 %

1
1
1
1
1
1
1
1
1

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

№
П/
П
1.

2.

3.

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
Наименов Ссылка
ание
Поделки из . https://mychildroom.ru/handmade/podelki-iz-bumagi.html
бумаги, 6
идей
и
мастерклассы.
Изготовлен . http://lux-dekor.ru/izgotovlenie-legkikh-podelok-iz-bumag/
ие легких
поделок из
бумаги
Поделки из http://www.infoniac.ru/news/Podelki-iz-bumagi.html
бумаги.

4.

5.

6.

7.

8.
9.

Интересны
е поделки
из бумаги и
свежие
идеи
для
творчества
Мастеркласс
поделки из
бумаги.
Оригиналь
ные
поделки из
бумаги.
80 поделок
своими
руками.
Поделки
оригами.
Каталог
схем
оригами и
поделок из
бумаги.

http://ladynumber1.com/home/hobby/paper-craft/interesnyepodelki-iz-bumagi-svoimi-rukami-i-svezhie-idei-dlya-tvorchestva.html

. https://masterclassy.ru/podelki/podelki-iz-bumagi/

.http://www.svoimi-rukamy.com/Sdelay/podelki/podelki-iz-bymagi/

http://www.millionpodarkov.ru/podelki/origami/

.http://mymom.ru/stati/vospitanie-detei/poshagovoe-vypolnenieorigami-iz-bumagi.html
.http://iz-bumagi.com/podelki-iz-bumagi

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Для реализации программы используются методическая литература, дидактические
материалы (развивающие игры, карточки с заданиями), наглядные пособия (образцы
готовых работ, выполненные педагогом и детьми, планшеты по технике безопасности,
чертежи-схемы складывания изделий, объемные схемы поэтапного складывания изделий,
иллюстрации детских сказок), раздаточный материал (шаблоны, эскизы, чертеж, схем,
рисунки.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Для обучения детей и усвоение ими программы используются информационные
технологии. Перед изготовлением поделки детям демонстрируется фильм, показывается
фото или видео, про тот предмет, который будут изготавливать. Далее с детьми идет
обсуждение, что они узнали об этом предмете, а затем его изготавливают. Есть занятия, на
которых дети сами ищут поделки в интернете, а затем их изготавливают.
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Требования к квалификации: Высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование в области, соответствующей профилю объединения без
предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению
"Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы и курсы повышения
квалификации по направлению деятельности

2.3. Формы аттестации/контроля и оценочных материалов

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через
участие их в выставках, конкурсах, опросах, самоанализе творческих работ, обучающихся;
анализ и оценка работ педагогом.
Выставки:
- однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
- постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
- тематические - по итогам изучения разделов, тем;
- итоговые – в конце года организуется выставка работ обучающихся, организуется
обсуждение выставки с участием педагогов, родителей.
Педагогический контроль осуществляется педагогом в течение всего учебного года. В
начале учебного года, педагогом проводится входное оценивание (выявляет исходный
уровень подготовки, проводится в начале учебного года (сентябрь)). В середине учебного
года – промежуточное оценивание (в декабре). В конце учебного года – промежуточная
аттестация. Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце обучения.
Оценочные материалы к программе:
1.
Оценочный материал для текущего оценивания по программе «Чудеса из
бумаги» (Приложение №1)
2. Оценочный материал для итогового педагогического обследования.

(Приложение №2)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в
действующей редакции.
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации (в редакции 2013 г.).
3.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства
РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
4.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
6.
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об Утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
7.
Приказ Министерства труда и социализации защиты Российской Федерации от 05.05.2018
№ 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых».
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам".
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей».
10.
Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
11.
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях
(вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с
использованием сетевых форм реализации образовательных программ).
12.
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК -641/09 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями
здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»).
13.
Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
14.
Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461 ПП «О
региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской области».

15.
Федеральный закон от 13.07.2020 № 189 ФЗ «О государственном (муниципальном)
социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной
сфере»;
16.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 29.06.2023 № 785-Д Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
общеразвивающих программ» в соответствии с социальным сертификатом.
Список литературы для педагога:
1.
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю.. Все об оригами. Санкт-Петербург «Кристалл»
М.,2015г.
2.
Богатеева З.А.. Чудесные поделки из бумаги. М., Просвещение,2012г..
3.
Бумажное моделирование.М.,Аким,2012г..
4.
Вольг Р. Оригами и поделки из бумаги. М., ЭКСМО-ПРЕСС,2014..
5.
Волшебная бумага. Носорог. Самоделки. Изд. «Розовый слон»,2019 г..

6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
a.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.

Волшебная бумага. Поросенок. Самоделки Изд. «Розовый слон», 2019 г
Гусакова М.А. Аппликация. М., Просвещение, 2017г..
Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. Ярославль, Академия, 2019г..
Журнал. Оригами- искусство складывания из бумаги. М., №2,2001г..
Зоопарк из бумаги. №4 2012г., №2 2013 г..
Кобитина И.И.. Работа с бумагой: поделки и игры. М.,2011г..
Корнева Г.М. Поделки из бумаги. С-Петербург, Кристалл, 2008г..
Кузнецова Ю.В.. Мастерим из бумаги. С-П. «Дельта», 2007 г..
Медведева О.П. Творческое моделирование. Ростов-на-Дону, Феникс,2014г..
Петрова И.М. Объемная аппликация. С-Петербург, Детство-пресс,2014г..
Погост А.И. Искусство складывания бумаги. Кострома, Лад, 2013г..
Прадова М.О. Модульное оригами. М.,Трейс,2009г..
..
Сержантова Т.Б. Оригами. Лучшие модели. Изд. «Айрис-пресс»,2017г..
Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи. Москва «Айрис-пресс», 2016г..
Сержантова Т.Б. Секреты оригами. М., Олма-пресс,2014г..
Соколова С.В. Азбука оригами. М., Эксмо, 2014г..
Соколова С.В. Оригами.Игрушки из бумаги. М., РИПОЛ Классик, 2011г..
С.Соколова. Сказки из бумаги. С-П. «Сфинкс СПб», 2008 г..
Сычева Ю.Л. Модульное оригами. Композиции. Кострома, 20018г....
Черенкова Е. Простейшие модели оригами. Изд. « ДОМ. ХХ1 век», 2016г..

Список литературы для детей и родителей:
1.
Докучаева Н.И. Игрушки из бумаги и картона. С-Петербург,Кристалл,2017г..
2.
Каука Р. Медвежонок Миша. Игрушки из бумаги. «диадема-пресс»,2009 г..
3.
Проснякова Т. Забавные фигурки. Модульное оригами. Москва «АСТ-ПРЕСС»
2012г Давыдова Т. Игрушки из леса. «Срекоза-пресс», 2016 г..
4.
Бикеева, А.С. Семья особого назначения, или Рецепты позитивного
родительствования на каждый день. – М.: Генезис, 2009.
5.
Богачкина, Н.А. Как преодолеть детскую застенчивость. / Р.Н. Сиренко, Н.А.
Богачкина. – Серия «Психология - детям, психология о детях». – Ярославль: Академия
развития, 2007.

Приложение 1
Оценочный материал для текущего оценивания
по программе «Чудеса из бумаги»
1 год обучения
Тема 1. ВХОДНОЙ МОНИТОРИНГ. Увлекательное оригами (1 год).
Форма проведения. Устный опрос. Практическое задание – выполнение изделия по
образцу.
Критерии оценивания. 1-5 балла: 1-2 балл – ниже среднего; 3 балла – средний уровень; 4-5
балла – выше среднего.

Фамилия, имя
обучающегося

Теория

Практика

Знать
определения
геометрических фигур,
тел, бумаги, оригами

Умение пользоваться
ножницами, четко и
ровно складывать по
образцу

Обще-учебные
навыки

умения

и

Умение слушать и слышать
педагога,
умение
анализировать и сравнивать.

1.
2.
Тема 2. ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ МОНИТОРИНГ. Чудесные поделки из бумаги (1 год).
Форма проведения. Устный опрос. Практическое задание – создание объемной модели.
Критерии оценивания. 1-5 балла: 1-2 балл – ниже среднего; 3 балла – средний уровень; 4-5
балла – выше среднего.
Теория

Фамилия,
обучающегося

1.

имя

Знать определения:
виды
бумаги,
аппликация, виды
аппликации

Практика

Умение
пользоваться
ножницами,
обводить
шаблоны,
увеличивать
шаблоны, изготавливать
по схеме

Обще-учебные умения и
навыки
Умение
слушать
и
слышать
педагога,
умение обобщать и
сравнивать, выступать
перед
аудиторией,
умение четко отвечать
на вопросы

Тема 3. ИТОГОВЫЙ МОНИТОРИНГ. Создание собственных шаблонов и моделей. (1 год)
Форма проведения. Устный опрос. Практическое задание – создание шаблонов и моделей.
Критерии оценивания. 1-5 балла: 1-2 балл – ниже среднего; 3 балла – средний уровень; 4-5
балла – выше среднего.
Теория
Практика
Обще-учебные умения и Достижен
навыки
ия детей

Знать
определения
Фамилия, имя :
обучающегося
композиция,
основные
приемы
складывания
бумаги

Выставки,
конкурсы
Умение
пользоваться
ножницами,
создавать
свои
шаблоны,
изготавливать по схеме,
аккуратно изготавливать
поделку

Умение слушать и слышать
педагога, умение обобщать
и сравнивать, выступать
перед аудиторией, умение
четко отвечать на вопросы,
умение сотрудничать с
педагогом и детьми

1.
2.
Критерии
1. Теоретические знания (глубина и широта знаний по предмету).
Выше среднего (4-5 баллов): имеет широкий кругозор знаний по содержанию курса,
владеет определенными понятиями (названия геометрических, фигур, тел; определения:
бумага, виды бумаги, аппликация, виды аппликации, оригами, мозаика, виды мозаики,
панно, сюжет, композиция, основные приемы складывания бумаги).
Средний (3 балла): имеет неполные знания по содержанию курса, оперирует специальными
терминами.
Ниже среднего (1-2 балла): недостаточны знания по содержанию курса, знает отдельные
определения.
2. Практические умения и навыки (разнообразие умений и навыков).
Выше среднего (4-5 баллов): имеет четкие технические умения и навыки, хорошее развитие
мелкой моторики рук, умеет правильно использовать инструменты (ножницы, линейка,
карандаш, ластик).
Средний (3 балла): имеет отдельные технические умения и навыки, недостаточно развита
мелкая моторика рук, умеет правильно использовать инструменты.
Ниже среднего (1-2 балла): имеет слабые технические навыки, мелкая моторика рук
развита плохо, отсутствует умение использовать инструменты.
3. Обще-учебные умения и навыки.
Учебно-интеллектуальные умения и навыки.
Выше среднего (4-5 баллов): точность, полнота восприятия цвета, формы, величины;
обучающийся обладает содержательной, выразительной речью, умеет четко отвечать на
поставленные вопросы, обладает творческим воображением, у ребенка устойчивое
внимание, умеет анализировать, обобщать, сравнивать.
Средний (3 балла): ребенок воспринимает четко формы и величины, недостаточно развито
репродуктивное воображение с элементами творчества; ребенок знает ответы на вопросы,
но не может оформить свою мысль, не всегда может сконцентрировать внимание,
допускает незначительные ошибки в сравнении, в обобщении, в анализе.
Ниже среднего (1-2 балла): не всегда может соотнести размер и форму, плохо развито
репродуктивное воображение, плохо отвечает на вопросы, речь несвязная, не умеет
обобщать, анализировать, сравнивать.

Учебно-коммуникативные умения и навыки.
Выше среднего (4-5баллов): имеет моральные суждения о нравственных поступках,
соблюдает нормы поведения, имеет нравственные качества личности (доброта,
взаимовыручка, уважение, дисциплина), высокая коммуникативная культура, принимает
активное заинтересованное участие в делах коллектива, умеет слушать и слышать
педагога, выступать перед аудиторией, вести диалог, участвовать в дискуссиях.
Средний (3балла): имеет моральные суждения о нравственных поступках, обладает
поведенческими нормами, но не всегда их соблюдает, имеет коммуникативные качества,
но иногда стесняется принимать участие в делах коллектива, вести диалог, с трудом
участвует в дискуссиях.
Ниже среднего (1-2 балла): моральные суждения о нравственных поступках расходятся с
общепринятыми нормами, редко соблюдает нормы поведения, низкий уровень
коммуникативных качеств, нет желания общаться в коллективе, стесняется выступать
перед аудиторией, вести диалог.
4. Творческие достижения.
Выше среднего (4-5 баллов): принимает участие в выставках, конкурсах, в масштабе
района, города.
Средний (3 балла): участвует в выставках внутри объединения, учреждения.
Ниже среднего (1-2 балла): редко участвует в конкурсах, соревнованиях, выставках внутри
объединения.
Приложение 2
Оценочный материал для итогового педагогического обследования в объединении
«Чудеса из бумаги»
1. Выбери инструменты при работе с бумагой:
ножницы;
игла;
линейка;
карандаш.
2. Какие свойства бумаги ты знаешь?
Хорошо рвется;
легко гладится;
легко мнётся;
режется;
хорошо впитывает воду;
влажная бумага становится прочной.
3. На какую сторону бумаги наносят клей?
Лицевую;
изнаночную.
4. Найди закономерность и подбери пару к слову.
Птица - перья. Рыба - ... (чешуя)
Огурец - овощ . Ромашка -...
Учитель -школа . Врач -...
Стол -скатерть . Пол -...
Утро -завтрак .Вечер -...
5. Кто это? Что это? Догадайся ,о ком или о чем говориться .
Зеленый, длинный, сочный . (огурец)
Бурый, косолапый, неуклюжий . (медведь)
Холодный, белый, пушистый. (снег)
6. Послушай и запомни слова. Повтори. Кошка, ножницы, карандаш, белка, книга,
солнце, ветер, улитка.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».