ДООП ЛогоКлуб

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества

Программа рассмотрена и рекомендована
к утверждению на заседании
Методического совета МБУ ДО - ЦДТ
протокол от 01.06.2022 №2

УТВЕРЖДАЮ
___________________/Т.Г. Хисамова
Директор МБУ ДО - ЦДТ
приказ от 01.06.2022 №67

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Логоклуб»
Целевая группа
Срок реализации
Количество часов

6 – 11 лет
1 год
144 часов

Автор-разработчик:
Чугина Алена Евгеньевна
Марьина Наталья Викторовна
Гордеева Ольга Викторовна
педагог дополнительного образования,

Екатеринбург, 2023 г.
1

I.
1.1
1.2.
1.3.
II.
2.1.
2.2.
2.3.

Содержание
Комплекс основных характеристик
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Содержание программы
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарно-учебный график
Условия реализации программы
Форма аттестации и контроля
Список литературы
Приложения

3
3
5
7
9
9
13
14
15
16

2

РАЗДЕЛ I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы: социально-гуманитарная.
Программа разработана на основе нормативно-правовой документации:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» в действующей редакции.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам".
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации (в редакции 2013 г.).
Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области
от 30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №
2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»;
Устав МБУ ДО-ЦДТ.
Актуальность программы базируется на современных требованиях модернизации
системы образования, способствует соблюдению условий социального, культурного и
личностного самоопределения, а также творческой самореализации детей, воспитывает
усидчивость, самообладание, психологическую устойчивость, рациональность; развивает
логическое мышление.
Отличительная особенность: Программа сочетает в себе игры, главная задача
которых – интеллектуально развитие. В шахматах нет фактора случайности, лишь чистое
противостояние умов. Попытка предсказать дальнейшие пути хода противника,
применение собственной стратегии – идеальная тренировка для ума.
Игра в шашки развивает логическое мышление, смекалку, сообразительность;
вырабатывает умение мыслить абстрактно; воспитывает усидчивость, пространственное
воображение; развивает способность действовать в уме; самое главное – развивает память.
Монополия представляет собой классическую настольную игру, на тематику
торговли и недвижимости. Сложные вещи будут восприниматься намного проще и с
улыбкой на лице. Во время игры можно прокачать навык социального взаимодействия, ведь
придется заключать сделки с другими игроками, тут никак без общения и контакта не
обойтись. В процессе игры у ребёнка также совершенствуются математические знания, и
логическое мышление.
Эрудит: участники последовательно выкладывают на игровое поле фишки с
буквами, составляя слова. Чем больше длинных слов с «редкими» буквами составит
участник, тем больше шансов у него на победу. Игра направлена на обогащение словарного
запаса, живое общение в кругу друзей и семьи, расширение кругозора и
3

усовершенствование навыков чтения, а обращение к словарю поможет развить и не
утратить навыки работы с настоящей книгой вместо гаджетов и интернета.
Домино развивает сообразительность и способность к анализу ситуации, обучает
выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет, различать их).
Целевая группа: Программа разработана для обучающихся 6-11 лет. Группы
формируются по возрасту: 6-8 лет, 9-11 лет.
Программа строится с учетом личностных (возрастных) потребностей, обучающихся
в этом возрасте обучающиеся обычно с удовольствием, решают всевозможные логические
задачи, любят головоломки – особенно если работа в разумных пропорциях распределяется
между головой и руками. Именно это и позволяет наилучшим образом «ввести» учеников
в мир разумного, интересного.
Для занятий формируются группы по 12 человек, специальных требований к
начальному уровню подготовки обучающихся при приеме в творческое объединение нет.
Программа базового уровня. В ходе освоения данного модуля развивается интерес к
предметному содержанию образовательного процесса, формируются ценностные
ориентации обучающегося, проявляются его общие и специальные творческие
способности, склонности к стратегическому мышлению, оформляются личностные
позиции, связанные не только с заинтересованностью в достижении высоких результатов в
области интеллектуальных настольных игр, но и внутри-коллективной деятельности.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа:
1 год обучения – 40 минут.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Длительность одного занятия – 1 академический час.
Периодичность занятий в неделю – 2 академических часа.
Объем программы: 144 часа.
Срок освоения программы – 1 год
Особенности организации образовательного процесса: в программе предусмотрено
использование дистанционных и комбинированных форм взаимодействия в
образовательном процессе. Так же возможно использование программы в сетевой и
комбинированной формах реализации.
Форма обучения – очная.
Перечень видов занятий – беседа, семинар, практическое занятие, тренинг, мастеркласс.
Перечень форм подведения итогов реализации: практические занятия,
наблюдение.
Воспитательный потенциал:
Воспитательная работа с обучающимися проводится в соответствии с рабочей
программой воспитания МБУ ДО-ЦДТ, ее ежегодного плана.
Цель программы воспитания: развитие и социализация в соответствии с принятыми
социокультурными правилами и нормами, как основы воспитанности обучающихся.
Задачи программы воспитания:
•
развивать морально-нравственные качества обучающихся: честность;
доброту; совесть, ответственность, чувства долга;
•
развивать
волевые
качества
обучающихся:
самостоятельность,
дисциплинированность,
инициативность,
принципиальность,
самоотверженность,
организованность;
•
воспитывать
стремления
к
самообразованию,
саморазвитию,
самовоспитанию;
•
приобщать обучающихся к экологической и социальной культуре, здоровому
образу жизни, рациональному и гуманному мировоззрению;
•
формировать нравственное отношения к человеку, труду и природе;
4

Планируемые результаты воспитания:
•
развиты морально-нравственные качества обучающихся: честность; доброта;
совесть; ответственность, чувство долга;
•
развиты
волевые
качества
обучающихся:
самостоятельность;
дисциплинированность;
инициативность;
принципиальность, самоотверженность,
организованность;
•
развито стремления к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию;
•
сформирован интерес обучающихся к экологической и социальной культуре,
здоровому образу жизни, рациональному и гуманному мировоззрению;
•
сформировано нравственное отношения к человеку, труду и природе.
Формы проведения воспитательных мероприятий: беседа, викторина, встреча с
интересными людьми, дискуссия, тренинг, посещение театра, организация конференции,
экскурсия, олимпиада, смотр, конкурс и др.
Методы воспитательного воздействия: убеждение, внушение, заражение «личным
примером» и подражание, упражнения и приучение, обучение, стимулирование (методы
поощрения и наказания, соревнование), контроль и оценка и др.

5

1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Цель: развитие личностного и интеллектуального развития обучающихся,
формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством
обучения настольным играм.
Задачи:
Обучающие:
•
знакомить с историей настольных игр;
•
обучать правилам игр;
•
формировать у обучающихся теоретические знания по настольным играм.
•
обучать правилам разыгрывания основных дебютов, кобинаций и окончаний;
•
обучать основам тактики и стратегии настольных игр;
•
знакомить с порядком проведения и организации шахматных соревнований
(турниров);
•
прививать навыки работы по заданному алгоритму;
Развивающие:
•
развивать системное мышление;
•
развивать долговременную и оперативную память, концентрацию внимания;
•
формировать творческие качества личности (быстрота, гибкость, оригинальность,
точность);
•
формировать привычку здорового образа жизни для поддержания высоких
умственных способностей;
•
формировать умения переключаться с умственной на физические нагрузки.
Воспитательные:
•
воспитывать положительное отношение к деловому сотрудничеству и
взаимоуважению;
•
воспитывать стремление к приобретению новых знаний и совершенствованию
имеющихся навыков.
1.3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ
Предметные:

Знают истории настольных игр;

Знают правила настольных игр;

Играют и организовывают настольные игры;

Логически мыслят, делают выводы, умеют работать в команде;

Участвуют в тренировочных играх, внутренних соревнованиях.
Личностные:

Сформировано положительное отношение к деловому сотрудничеству и
взаимоуважению;

Воспитано стремление к приобретению новых знаний и совершенствованию
имеющихся навыков.
Метапредметные:

развито системное мышление;

развиты долговременную и оперативную память, концентрацию внимания;

сформированы творческие качества личности (быстрота, гибкость, оригинальность,
точность);

сформирована привычка здорового образа жизни для поддержания высоких
умственных способностей;

сформированы умения переключаться с умственной на физические нагрузки.
6

1.4. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН
№
п/п

Название раздела, темы

1
1.1.
1.2

Шахматы
Осваиваем правила игры
Шахматная доска, фигуры

1.3

Шах, Мат, Шахматная партия

1.4

Игровые
ситуации,
Решаем
позиции на тему «мат в один ход»
Решение задач, короткие партии
Шашки
Осваиваем правила игры
Шахматная доска, фигуры

1.5
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5

Ходы и взятие фигур, особенности
хода «дамки»
Тактические
приёмы
и
особенности их применения
Решение задач, партии

3.3

Монополия
Осваиваем правила игры
Поле игры, её элементы и их
значение
Хоумрулы

3.4

Стратегия

3.5

Игра

4
4.1
4.2

Эрудит
Осваиваем правила игры
Правила игры «простой уровень»

4.3

Правила игры «сложный уровень»

4.4

Премиальные клетки

4.5

Игра

5
5.1
5.2

Домино
Осваиваем правила игры
«Рыба» в домино

3
3.1
3.2

Количество часов
Формы
Всего
Теория Практика аттестации/
контроля
28
5
23
6
2
4
Беседа
5
1
4
Практические
задания
5
1
4
Практические
задания
5
1
4
Практические
задания
7
0
7
28
5
23
6
2
4
Беседа
5
1
4
Практические
задания
5
1
4
Практические
задания
5
1
4
Практические
задания
7
0
7
Практические
задания
28
5
23
6
2
4
Беседа
5
1
4
Практические
задания
5
1
4
Практические
задания
5
1
4
Практические
задания
7
0
7
Практические
задания
28
5
23
6
2
4
Беседа
5
1
4
Практические
задания
5
1
4
Практические
задания
5
1
4
Практические
задания
7
0
7
Практические
задания
28
5
23
6
2
4
Беседа
5
1
4
Практические
задания
7

5.3

Подсчет очков

5

1

4

5.4

Различные виды игр домино

5

1

4

5.5

Игра

7

0

7

6

Итоговое занятие
Всего

4
144

0
25

4
119

Практические
задания
Практические
задания
Практические
задания
Турнир

Содержание программы
Раздел 1. Шахматы
1.1. Осваиваем правила игры.
Теория: Первое знакомство с шахматами, история шахмат. Знакомство с правилами
игры.
Практика: Беседа по теме.
1.2. Шахматная доска, фигуры
Теория: Начальная расстановка фигур на доске. Фланги и центр, цель игры.
Практика: Шахматный ход. Фигуры: король, ладья, слон, ферзь, конь, пешка их
расположения на исходной позиции, правило «ферзь любит свой цвет»; правила хода и
взятие фигур противника. Сравнительная сила фигур, связь между горизонталями,
вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур. Ходы и взятие фигур. Правила
хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные
слоны, превращение пешки.
1.3. Шах, Мат, Шахматная партия
Теория: Знакомство с шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха.
Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Игра всеми фигурами из начального
положения. Общее представление о том, как начинать шахматную партию.
Практика: «Шах или не шах», «Защита от шаха», Открытый шах. Двойной шах. «Мат
или не мат». Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой
(простые примеры).
1.4. Игровые ситуации, Решаем позиции на тему "мат в один ход"
Теория: Матование в один ход ферзем, ладьёй, слоном, конём, пешкой. Как уйти от
шаха. Как спастись от мата. Как подстроить вилку, найти вилку конём, найти вилку ладьёй.
Как выиграть фигуру. Найти вилку пешкой. Найти связку слоном, как использовать связку,
сделать связку ладьёй, как избавиться от связки. Как спастись от шаха, поставить двойной
шах и мат. Поставить мат. Сделать ничью.
Практика: «Два хода». «Игра на уничтожение». «Один в поле воин». «Лабиринт».
1.5. Решение задач, короткие партии
Теория: Примеры. Партии мастеров.
Практика: Отработка упражнений.
Раздел 2. Шашки
2.1. Осваиваем правила игры
Теория: Первое знакомство с шашками, история шашек. Знакомство с правилами
игры.
Практика: Беседа по теме.
2.2. Шахматная доска, фигуры
Теория: Начальная расстановка фигур на доске. Поля, линии и их обозначение. Цель
игры.
Практика: Расстановка фигур на доске.
2.3. Ходы и взятие фигур, особенности хода «дамки»
Теория: Ходы пешкой. Понятие «дамки», условия получения, особенности её хода.
8

Практика: Упражнения на выполнение ходов пешками. Маршруты движения фигур.
Упражнения на выполнение ходов дамкой.
2.4. Тактические приёмы и особенности их применения
Теория: Слабость крайней горизонтали. Двойной удар. Открытое нападение. Связка,
виды связок и защита от неё. Завлечение. Отвлечение.
Практика: Выполнение двойного удара, открытого нападения, связки, завлечения,
отвлечения. Разрушение пешечного перекрытия. Освобождение пространства.
Уничтожение перекрытия.
2.5. Решение задач, партии
Практика: Игра «уголки», «поддавки», шашечный турнир
Раздел 3. Монополия
3.1. Осваиваем правила игры
Теория: Первое знакомство с монополией, историей игры. Знакомство с правилами
игры.
Практика: Беседа по теме.
3.2. Поле игры, её элементы и их значение
Теория: Знакомство со структурой игры, её элементами. Поле игры, его
составляющие.
Практика: Расставление поля, фигур. Первые ходы. Оплата перехода занятого поля.
Взаимодействие с Банком.
3.3. Хоумрулы
Теория: Знакомство с хоумрулами. Их значение.
Практика: Применение в игре хоумрулов.
3.4. Стратегия
Теория: Активы игры. Отрасли. Экономические характеристики. Монополизация
отрасли. Этапы игры. Соответствие этапов игры с коллекционированием отраслей.
Практика: Игра.
3.5. Игра
Практика: Отработка теоретических знаний в игре.
Раздел 4. Эрудит
4.1. Осваиваем правила игры
Теория: Первое знакомство с игрой Эрудит. Знакомство с правилами игры.
Практика: Беседа по теме.
4.2. Правила игры «Простой уровень»
Теория: Объяснение правил игры «Простой уровень».
Практика: Отработка теоретического материала.
4.3. Правила игры «Сложный уровень»
Теория: Объяснение правил игры «Сложный уровень»
Практика: Отработка теоретического материала.
4.4. Премиальные клетки
Теория: Понятие «Премиальная клетка».
Практика: Отработка теоретического материала.
4.5. Игра
Практика: Игра в Эрудит.
Раздел 5. Домино
5.1. Осваиваем правила игры
Теория: Первое знакомство с Домино. Знакомство с правилами игры. История
Домино.
Практика: Беседа по теме.
5.2. «Рыба» в домино
Теория: Правила игры «Рыба».
Практика: Игра в «рыбу».
9

5.3. Подсчет очков
Теория: Обучение подсчету очков в играх домино.
Практика: Подсчет очков.
5.4. Различные виды игр домино
Теория: Знакомство с различными видами игр в домино.
Практика: Игры домино.
5.5. Игра
Практика: Игра в «Рыба», «Спортивное домино», «Семёрка» и др.

II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
Год

Дата

Дата

Колич

Колич

Колич

Продолжит

Комплект

Промежу

Итого

Реж

обуч

нача

оконч

ество

ество

ество

ельность

ование

точная

вая

им

ения

ла

ания

учебн

учебн

учебн

каникул

групп

аттестац

аттест

заня

обуч

обуче

ых

ых

ых

ия

ация

тий

ения

ния

недель

дней

часов

15.09

31.05.

36

72

144

4.02

31.05

2
заня
тия
по 2
часа
в
неде
лю

1

с 01.01. по
08.01.
зимние
01.06. по
19.08.
летние

20.08. по
14.09

2.1.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№
п/п

Учебная
неделя

Форма занятия

Кол- Наименование темы
во
часов

1

1 неделя

Беседа

2

Беседе

2

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие

2

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие

2

2
3

2 неделя

4
5

3 неделя

6

7

4 неделя

8
9

5 неделя

2
2
2

2
2

Вводное занятие.
Техника безопасности.
История шахмат.
Правила игры в
шахматы
Правила игры в
шахматы
Шахматная доска,
фигуры
Шахматная доска,
фигуры
Шахматная доска,
фигуры.
Шах, Мат, Шахматная
партия
Шах, Мат, Шахматная
партия
Шах, Мат, Шахматная
партия
Игровые ситуации,
Решаем позиции на
тему «мат в один ход»

Форма
контроля
Входящий
контроль
Наблюдение
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
10

10

11

6 неделя

12
13

7 неделя

14
15

8 неделя

16
17

9 неделя

18
19

10 неделя

20

21

11 неделя

22

23

12 неделя

24

25

13 неделя

26
27

14 неделя

28
29
30

15 неделя

Комбинированное
занятие

2

Комбинированное
занятие

2

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Беседа

2

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Беседа

2

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие

2

Комбинированное
занятие

2

Комбинированное
занятие

2

Беседа

2

Комбинированное
занятие

2

Комбинированное
занятие

2

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Беседа

2

Игровые ситуации,
Решаем позиции на
тему «мат в один ход»
Игровые ситуации,
Решаем позиции на
тему «мат в один ход».
Решение задач,
короткие партии
Решение задач,
короткие партии
Решение задач,
короткие партии
Решение задач,
короткие партии
Осваиваем правила
игры в шашки.
Осваиваем правила
игры в шашки.
Осваиваем правила
игры в шашки.
Шахматная доска,
фигуры.
Шахматная доска,
фигуры.
Шахматная доска,
фигуры.
Ходы и взятие фигур,
особенности хода
«дамки».
Ходы и взятие фигур,
особенности хода
«дамки».
Ходы и взятие фигур,
особенности хода
«дамки».
Тактические приёмы и
особенности их
применения.
Тактические приёмы и
особенности их
применения.
Тактические приёмы и
особенности их
применения.
Решение задач, партии.
Решение задач, партии

2

Решение задач, партии

2

Решение задач, партии

2

Комбинированное
занятие

2

Осваиваем правила
игры Монополия
Осваиваем правила
игры Монополия

2
2
2

2
2

2

Практическое
задание
Практическое
задание

Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Беседа
Практическое
задание
Практическое
задание
Наблюдение
Практическое
задание
Практическое
задание

Практическое
задание
Практическое
задание
Наблюдение
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Наблюдение
Практическое
задание
11

31

16 неделя

32
33

17 неделя

34

35

18 неделя

36
37
38

19 неделя

39

20 неделя

40
41

21 неделя

42
43

22 неделя

44
45

23 неделя

46
47

24 неделя

48

49

25 неделя

50
51
52

26 неделя

53

27 неделя

54
55

28 неделя

56
57

29 неделя

Комбинированное
занятие
Беседа

2

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие

2

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Беседа
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Беседа

2

Осваиваем правила
игры Монополия
Поле игры, её элементы
и их значение
Поле игры, её элементы
и их значение
Поле игры, её элементы
и их значение.
Хоумрулы
Хоумрулы

2

Хоумрулы

2
2

Стратегия
Стратегия

2
2

Стратегия.
Игра
Игра

2

Игра

2

Игра

2

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Беседа

2

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие

2

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Беседа
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Беседа

2

Осваиваем правила
игры Эрудит
Осваиваем правила
игры Эрудит
Осваиваем правила
игры Эрудит
Правила игры «простой
уровень»
Правила игры «простой
уровень»
Правила игры «простой
уровень».
Правила игры
«сложный уровень»
Правила игры
«сложный уровень»
Правила игры
«сложный уровень»
Премиальные клетки
Премиальные клетки

2

2

2
2

2

2
2
2

2

Премиальные клетки
Игра
Игра

2

Игра

2

Игра

2

Осваиваем правила
игры Домино

2

Практическое
задание
Наблюдение
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Наблюдение
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Наблюдение
Практическое
задание
Практическое
задание
Наблюдение
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Наблюдение
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Наблюдение

12

58
59

30 неделя

60
61

31 неделя

62
63

32 неделя

64
65

33 неделя

66
67

34 неделя

68
69

35 неделя

70
71
72

36 неделя

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Беседа
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Беседа

2

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие

2

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие

2
2
2

Осваиваем правила
игры Домино
Осваиваем правила
игры Домино
«Рыба» в домино
«Рыба» в домино

Практическое
задание
Практическое
задание
Наблюдение
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Наблюдение

2

«Рыба» в домино
Подсчет очков
Подсчет очков

2

Подсчет очков

2

2

Различные виды игр
домино
Различные виды игр
домино
Различные виды игр
домино
Игра
Игра

2

Игра

2

Игра

2

Внутренний турнир

Практическое
задание
Практическое
задание
Практическое
задание
Турнир

2

Внутренний турнир

Турнир

2

2

Практическое
задание
Практическое
задание

13

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧСЕКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№№

Оборудование
Количество
на
группу

%
Использования
в
ходе
реализации

шт

1

100%

шт

7

100%

шт

7

100%

шт

3

100%

шт

3

100%

шт

7

100%

шт

7

100%

Единица
измерения
1
2 
3 
4 
5 
6 
7 
8 

9 

Учебный кабинет
с
типовой
мебелью
Комплект
шахматных
фигур с доской;
Комплект шашек
с доской
Комплект игры
«Монополия»
Комплект игры
«Эрудит»
Комплект игры
«Домино»
Шахматные
часы;
Бланки
(или
тетради)
для
ведения
шахматной
нотации;
Магнитная
шахматная доска
с фигурами

шт

Количество на
одного
обучающегося

1

шт

100%

1

100%

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
№
П/
П

наименование

Ссылка

1

Электронная шахматная доска

http://chess-board.ru/

2

33 совета начинающему шахматисту: https://xchess.ru/shakhmatnye-figury.html
шахматные фигуры

3

Онлайн-школа шахмат

https://chessmatenok.ru/chto-takoe-shah-vshahmatah/

4

Ютуб-канал «Шахматные партии»

https://www.youtube.com/playlist?list=PLnX4XaP0l8NmLz1kjQ_SIEYW8c1lWmpe
14

5

Мастер-класс по обучению игре в http://2018.vospitately.ru/publikaciiшахматы детей
vospitateley/iyul/no-4140-uchimsya-igrat-vshahmaty-igrovye-situacii-dlya-doshkolnikov/

6

Игровед: библиотека настольных игр https://www.igroved.ru/articles/monopoliya.ht
(монополия)
ml

7

Монополия – онлайн

8

Пошаговая инструкция как научиться https://ort-tv.ru/polezno-znat/kak-pravilnoиграть в шашки
igrat-v-shashki-poshagovaya-instrukciya-kaknauchitsya-xorosho-igrat-v-shashki-s-video-iprav/

9

Шашки – онлайн

10

Ютуб-канал «Умные пластилинки» https://www.youtube.com/@plastilinka/search?
видеоправила
по
шашкам
для query=%D1%88%D0%B0%D1%88%D0%BA
начинающих
%D0%B8

11

Правила игры «Эрудит»

https://www.igroved.ru/rules/rules_eruditpresent_rus.pdf

12

Эрудит – онлайн

https://yandex.ru/games/app/99049

13

Правила игры в классическое домино

https://inteltoys.ru/articles/cat7/article654.html

14

Домино – онлайн

https://yandex.ru/games/app/97143

https://monopoly-one.com/

https://yandex.ru/games/app/101956

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
1.Програмное обеспечение;
2.Учебная литература
3.Демонстрационные тематические фильмы;
4.Наглядное пособие;
Для обучения детей игре в шахматы используют разнообразные методы и приемы:

Информационно-рецептивный - совместная деятельность педагога и ребёнка.

Репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности

Практический - использование детьми на практике полученных знаний

Словесный - краткое описание и объяснение действий,

Проблемный - постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование
готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.

Игровой - использование сюжета игр для организации детской деятельности,
персонажей для обыгрывания сюжета.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Для обучения детей используются презентации, видеоматериал и интернет ресурсы для
ознакомления с правилами игр, основными ходами фигур или фишек с буквами,
стратегиями и игр-онлайн для тренировок в домашних условиях.
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Требования к квалификации: Высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование в области, соответствующей профилю объединения без
предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или
15

среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование
по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы
и курсы повышения квалификации по направлению деятельности.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Формами отслеживания роста предметной компетенции являются:
• Педагогическое наблюдение, практическое задание.
• Учет результативности участия обучаемых в турнирах.
Способы проверки результатов освоения программы:
Входное оценивание - позволяет выявить уровень обучающихся вначале года.
Текущее оценивание. Осуществляется на каждом занятии. Выучивание и исполнение
комбинаций - это практическая деятельность.
Тематическое оценивание. Происходит по завершению изучения какой- либо темы.
Контролером своих знаний и навыков является сам ребенок. Он может сравнить свои
навыки и умения игры с навыками и умениями своих товарищей, оценить свой уровень и
стремиться к улучшению своих результатов.
Промежуточное оценивание – (позволяет констатировать творческие изменения,
которые происходят у детей в ходе освоения программы).
Итоговая аттестация - как результат деятельности за год. Формой итогового контроля
можно считать участие детей в турнирах.
Оценочные материалы к программе:
1. Индивидуальная карточка учета результатов обучения ребенка по дополнительной
образовательной программе (Приложение №1)

16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные документы:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в
действующей редакции.
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации (в редакции 2013 г.).
3.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства
РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
4.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
6.
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об Утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
7.
Приказ Министерства труда и социализации защиты Российской Федерации от 05.05.2018
№ 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования
детей и взрослых».
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам".
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей».
10.
Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
11.
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях
(вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с
использованием сетевых форм реализации образовательных программ).
12.
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК -641/09 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями
здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»).
13.
Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
14.
Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461 ПП «О
региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской области».
15.
Федеральный закон от 13.07.2020 № 189 ФЗ «О государственном (муниципальном)
социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»;
16.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной
услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в
соответствии с социальным сертификатом.

Для педагога:
1. E.П. Быкова, Т.И. Локтева Шахматы для малышей Ростов н/Д : Феникс, 2012;
2. А.С.Трофимова, Учебник юного шахматиста Ростов н/Д : Феникс, 2013;
17

3. В.Г.Гришин, Малыши играют в шахматы, - М.: Просвещение, 1991;
4. И.Г.Сухих, Приключения в шахматной стране, - М.: Педагогика, 1991.
5. Н.М.Колиниченко, Большой учебник шахматной игры, -М; Эксмо, 2014,- 464с; ил.
6. МОУ ДОД СДЮСШОР «Интеллект», Блокнот шахматиста, 2010.
7.Г.К.Михайленко, Знакомьтесь-шахматы, русский шахматный дом, Москва, 2013.
Для детей:
Дидактические шахматные сказки
1.
Сухин И. Котята-хвастунишки // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному
чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 3.
2.
Сухин И. Лена, Оля и Баба Яга // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному
чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 5.
3.
Сухин И. От сказки – к шахматам.
4.
Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка // Сухин И. Книгавыручалочка по внеклассному чтению. – М.: Издательство фирмы ACT, 1993.
5.
Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски.
6.
Сухин И. Хвастуны в Паламеде.
7.
Сухин И. Черно-белая магия Ущелья Великанов // Сухин И. Книга-выручалочка по
внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 2.
8.
Сухин И. Шахматная сказка // Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.:
Педагогика, 1991.
Для родителей:
1.
Аматуни П. Королевство Восемью Восемь.
2.
Гришин В., Осипов Н. В гостях у Короля // Гришин В., Осипов Н. Малыши
открывают спорт. – М.: Педагогика, 1978.
3.
Добрыня, посол князя Владимира (былина).
4.
Драгунский В. Шляпа гроссмейстера.
5.
Ильин Е. В стране деревянных королей. – М.: Малыш, 1982.
6.
Кумма А., Рунге С. Шахматный Король.
7.
Медведев В. Как капитан Соври-голова чуть не стал чемпионом, или
Фосфорический мальчик.
8.
Молодцу и семидесяти искусств мало (узбекская сказка).
9.
Остер Г. Полезная девчонка.
10.
Пермяк Е. Вечный Король.

18

Приложения к программе
Приложение № 1
Индивидуальная карточка учета результатов обучения ребенка по
дополнительной образовательной программе
(в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества, где
«0» не выражен, «1» выражен, «2» выражен ярко)
Фамилия, имя ребенка, возраст: _____________________________
Название объединения:
Ф.И.О. педагога:
Дата начала наблюдения
Сроки диагностики

Год обучения
Входная

Показатели
1. Теоретическая подготовка ребенка
1.1. Теоретические знания:
а) тест по итогам прохождения блока тем
1.2. Владение специальной терминологией
2. Практическая подготовка ребенка
2.1. Практические умения и навыки,
предусмотренные
программой:
а)
в)
с)
2.2. Владение специальным оборудованием и
оснащением
3. Обще-учебные умения и навыки ребенка
3.1. Учебно-интеллектуальные
компетенции:
а) подбирать и анализировать
специальную литературу;
в) пользоваться компьютерными
источниками информации;
с) осуществлять проектноисследовательскую работу
3.2. Учебно-коммуникативные
компетенции:
а) слушать и слышать педагога;
в) выступать перед аудиторией;
с) вести полемику, участвовать в
дискуссии.

Промежуто
чная

Итоговая

19

З.З. Учебно-организационные
компетенции:
а) умение организовать свое рабочее место;
в) навыки соблюдения в процессе
деятельности правил безопасности;
с) умение аккуратно выполнять работу.
4. Предметные достижения обучающегося
на уровне детского объединения.

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».