ДООП Игротека

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества

Программа рассмотрена и рекомендована

УТВЕРЖДАЮ

к утверждению на заседании

___________________/Т.Г. Хисамова

Методического совета МБУ ДО - ЦДТ

Директор МБУ ДО - ЦДТ

протокол от 16.06.2023 №4

приказ от 16.06.2023 №38

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Игротека»
Целевая группа

5-7 лет

Срок реализации

1 год

Количество часов

288 часов

Авторы - разработчики:
Шичкина Серафима Артуровна
Махнева Миласлава Сергеевна
Румянцева Ольга Павловна
педагог дополнительного образования,

Екатеринбург, 2023 г.

Содержание
I.
1.
2.
3.
3.1.
II.

Комплекс основных характеристик
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Содержание программы
1 год обучения - Стартовый уровень
Комплекс организационно-педагогических условий
Список литературы

3
3
6
11
11
26
29

2

РАЗДЕЛ I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы: социально-гуманитарная.
Программа разработана на основе нормативно-правовой документации:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в
действующей редакции.
Концепция развития дополнительного образования
распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).

детей

до

2030

года

(утверждена

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам".
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации (в редакции 2013 г.).
Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)».
Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от 30.03.2018 г.
№ 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
Устав МБУ ДО-ЦДТ.

Актуальность Группы раннего развития при учреждениях дополнительного
образования детей привлекательны для родителей, прежде всего тем, что обеспечивают ребенку
возможность посещать в одном месте занятия по разным направлениям.
«Игротека» — это программа творческого развития ребенка дошкольного возраста и его
социальной адаптации. Программа предусматривает возрастной подход, учитывает диапазон
интересов и потребностей детей. Интеграция разных видов деятельности обеспечивает детям
оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей;
приобщение к музыкальному искусству через вокал, в соответствии с их возрастными и
индивидуальными возможностями.
Отличительной особенностью программы является тот факт, что на первый план
выдвигается развивающая функция. Это значит, что знания и умения должны быть не
самоцелью, а средством для формирования и развития психологических процессов (памяти,
мышления, внимания, воображения), творческих способностей, а также важнейших личностных
свойств ребенка, умение адаптироваться в социуме. Работа педагогов осуществляется в тесном
контакте с родителями.
Целевая аудитория
Программа разработана для обучающихся 5 -7 лет.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 5-7 лет. Этот возраст –
период активного познания, творчества, общения. Ребенок этого возраста определяется
3

значительным ростом физических возможностей, изменением психологической позиции и
желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
Существенной особенностью дошкольного возраста является возникновение
определенных взаимоотношений ребенка со сверстниками, образование «детского общества».
Собственная внутренняя позиция дошкольника по отношению к другим людям характеризуется
возрастающим осознанием собственного «я» и значения своих поступков, огромным интересом
к миру взрослых, их деятельности и взаимоотношениям.
Особенности социальной ситуации развития дошкольника выражается в характерных
для него видах деятельности, прежде всего в сюжетно-ролевой игре. Стремление приблизиться
к миру взрослых, без необходимых для этого знаний и умений приводит ребенка к доступной
для него игровой форме. Особенно благоприятные условия для развития ребенка представляет
система дополнительного образования.
Режим занятий.
Программа включает в себя следующие темы:
1) «Логика» - 1 академический час, занятия проводятся 2 раза в неделю.
2) «Цветные ладошки» - 1 академический час, занятия проводятся 2 раза в неделю.
3) «Я и мир» - 1 академический час, занятия проводятся 2 раза в неделю.
4) «Веселые нотки» - 1 академический час, занятия проводятся 2 раза в неделю.
Периодичность занятий в неделю: 2 раза.
Длительность одного академического часа- 30 мин.
Перерыв между занятиями – 10 минут
Объем программы:
Стартовый уровень – 288 часов:
«Логика» - 72 часа,
«Цветные ладошки» - 72 часа,
«Я и мир» - 72 часов,
«Веселые нотки» - 72 часов.
Срок реализации: Программа разработана на 1 год обучения.
Отличительная особенность программы: Программа может реализовываться в
дистанционной форме.
Содержание и материал общеразвивающей программы организован по принципу
дифференциации в соответствии с уровнями сложности:
«Стартовый уровень». Предполагает использование и реализацию общедоступных и
универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для
освоения содержания общеразвивающей программы.
Формы обучения: очная
Перечень видов занятий: беседа, игра и др.
Занятия проводятся в группах и предполагают использование следующих форм
занятий: групповые, индивидуальные, фронтальные, подгрупповые.
В работе используются различные методы и приемы: одномоментности (обеспечивает
самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности); метод обследования,
наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц,
и др. наглядных пособий); словесный (беседа, использование художественного слова, указания,
пояснения); практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий,
использование различных инструментов и материалов для изображения).
Содержание и алгоритм занятий:
 Разминка. Разминка в виде загадки, знакомства со сказочным персонажем позволяет
активизировать внимание детей, поднять их настроение, помогает настроить на
образовательную деятельность, на общение с педагогом.

4

 Основное содержание занятия – изучение нового материала. Основное содержание
занятия представляет собой совокупность игр и упражнений, направленных на решение
поставленных задач данного занятия.
 Физ минутка.Физ минутка позволяет детям расслабиться, переключиться с одного вида
деятельности на другой, способствует развитию крупной и мелкой моторики.
 Закрепление нового материала. Закрепление нового материала дает педагогу
возможность оценить степень овладения детьми новым знанием.
 Итог занятия. Дети фиксируют в речи:
а) что нового узнали;
б) где новое пригодится.







Рекомендации к проведению занятий с детьми 5 – 7 лет.
все занятия должны иметь игровой характер;
отсутствие принуждения,
непродолжительность,
ненавязчивое стимулирование,
разнообразие,
положительная оценка.
Воспитательная работа.

Воспитательная работа с обучающимися проводится в соответствии с рабочей программой
воспитания МБУ ДО-ЦДТ, ее ежегодного плана.
Цель программы воспитания: развитие и социализация в соответствии с принятыми
социокультурными правилами и нормами, как основы воспитанности обучающихся.
Задачи программы воспитания:

 развивать морально-нравственные качества обучающихся: честность; доброту; совесть,
ответственность, чувства долга;
 развивать волевые качества обучающихся: самостоятельность, дисциплинированность,
инициативность, принципиальность, самоотверженность, организованность;
 воспитывать стремления к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию;
 приобщать обучающихся к экологической и социальной культуре, здоровому образу
жизни, рациональному и гуманному мировоззрению;
 формировать нравственное отношения к человеку, труду и природе;
Планируемые результаты воспитания:
 развиты морально-нравственные качества обучающихся: честность; доброта; совесть;
ответственность, чувство долга;
 развиты волевые качества обучающихся: самостоятельность; дисциплинированность;
инициативность; принципиальность, самоотверженность, организованность;
 развито стремления к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию;
 сформирован интерес обучающихся к экологической и социальной культуре, здоровому
образу жизни, рациональному и гуманному мировоззрению;
 сформировано нравственное отношения к человеку, труду и природе.
Формы проведения воспитательных мероприятий: беседа, викторина, встреча с
интересными людьми, дискуссия, тренинг, посещение театра, организация конференции,
экскурсия, олимпиада, смотр, конкурс и др.
Методы воспитательного воздействия: убеждение, внушение, заражение «личным
примером» и подражание, упражнения и приучение, обучение, стимулирование (методы
поощрения и наказания, соревнование), контроль и оценка и др.
5

2.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

Цель программы:
развитие
познавательной
активности,
любознательности,
умственных способностей, художественно-творческих способностей детей.
Основные задачи программы:
Обучающие:
 Формировать умения и навыки выполнения логических и творческих заданий различной
направленности;
 Обогащать представления детей о растениях, животных, объектах живой и неживой природы.
 Формировать умения и навыки работы с изобразительными материалами и инструментами.
 Формировать интерес к музыкальному искусству.
Развивающие:
 Развивать у детей инициативность и самостоятельность;
 Развивать мыслительные процессы и индивидуальные способности детей, культуру
устной речи самостоятельность творческого мышления в исследовательской
деятельности и умение использовать полученные знания на практике.
 Развивать мелкую моторику и графические навыки.
Воспитательные:
 Воспитывать коммуникативную культуру, внимание и уважение к своим товарищам.
 Формировать творческую активность;
 Развивать навыки коллективной работы.
Ожидаемые результаты реализации Программы:
Личностные результаты:
 Имеют представление о культуре общения, внимании и уважении к своим товарищам.
 Сформирована творческая активность;
 Развиты навыки коллективной работы.
Метопредметные результаты:
 Развита инициативность и самостоятельность;
 Развиты мыслительные процессы и индивидуальные способности детей;
 Развита культура устной речи и самостоятельность творческого мышления в
исследовательской деятельности;
 Умеют использовать полученные знания на практике.
 Развита мелкая моторика и графические навыки.





Предметные результаты:
Сформированы умения и навыки выполнения логических и творческих заданий
различной направленности;
Имеют представления о растениях, животных, объектах живой и неживой природы.
Сформированы умения и навыки работы с изобразительными материалами и
инструментами.
Сформирован интерес к музыкальному искусству.

6

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
№/

Тема

Формы

Количество часов

№
аттестации/контроля
всего теоретических практических
1. «Логика»
1.1

Вводное занятие

1.2. Диагностическое
тестирование
1.3

72

20

52

1

1

0

Беседа

2

1

1

Педагогическое
наблюдение, беседа,
опрос

6

2

4

Педагогическое
наблюдение, беседа,
опрос

Признаки предметов

16

4

12

Педагогическое
наблюдение, беседа,
опрос

14

4

10

Педагогическое
наблюдение, беседа,
опрос

11

Педагогическое
наблюдение, беседа,
опрос

1.4. Сравнение и отношения

1.5. Классификация
5
1.6. Установление причинноследственных связей

15

4

17

4

13

Педагогическое
наблюдение, беседа,
игра

1.8. Итоговое занятие

1

0

1

Беседа, игра

2. «Цветные ладошки»

72

18

54

1.7. Логические задачи

2.1.

Рисуночные задания,
графические диктанты

2

1

1

Игра

2.2.

Пальчиковая гимнастика

2

1

1

Игра

2.3.

Работа с крупами

12

2

10

- «сухой бассен»

6

1

5

- выкладывание мозаики

6

1

5

Работа с бумагой

12

3

9

-оригами

4

1

3

-конструирование

4

1

3

-аппликация

4

1

3

2.5.

Рисование

8

2

6

Выполнение
творческих заданий

2.6.

Работа со шнурками,
рукоделие

12

3

9

Выполнение
творческих заданий

2.4.

Выполнение
творческих заданий

Выполнение
творческих заданий

7

- шнуровки

4

1

3

-плетение

4

1

3

-нанизывание предметов

4

1

3

2.7.

Моделирование

12

2

10

2.8.

Лепка, изготовление
поделок из различных
материалов.

10

4

6

-пластилин

2

1

1

-соленое тесто

2

1

1

-природный материал

2

1

1

- бусины, пуговицы

4

1

3

Итоговое занятие

2

-

2

3. «Веселые нотки»

36

17

19

3.1. Вводное занятие,
инструктаж

2

2

-

3.2. Постановка голоса

16

8

8

-строение голосового
аппарата

4

2

2

-дыхание

2

1

1

-артикуляционная гимнастика

4

2

2

-дикция

4

2

2

- настройка голосового
аппарата, распевание

2

1

1

3.3. Работа над репертуаром

14

6

8

-«логопедические песни»

8

4

4

- современные песни

6

2

4

6

3

3

2.9.

3.4. Развитие вокально-хоровых
навыков
- унисон

2

1

1

-строй

2

1

1

- ансамбль

2

1

1

14

7

7

-основные музыкальные
термины

4

2

2

- штрихи

2

1

1

- динамика и нюансы

4

2

2

3.5. Элементарная теория
музыки

Выполнение
творческих заданий

Выполнение
творческих заданий

Беседа, игра

Педагогическое
наблюдение, беседа,
музыкальная игра

Педагогическое
наблюдение, беседа,
игра

Педагогическое
наблюдение, беседа,
игра

Педагогическое
наблюдение, беседа,
музыкальная игра

8

- ритм и длительности

4

2

2

3.6. История и слушание
музыки

14

6

8

- музыкальные жанры

8

4

4

Классическая музыка

6

2

4

3.7. Развитие актерских и
творческих способностей

4

2

2

Театральная игра

2

-

2

Практическое
задание

4. «Я и мир»

72

36

36

4.1. Вводное занятие

2

2

-

4.2. Природа

12

6

6

-время года - осень

4

2

2

-живая и неживая природа

4

2

2

- растительный мир,
животные и насекомые

4

2

2

20

10

10

- моя семья

4

2

2

- семейные праздники

4

2

2

-профессии человека

4

2

2

-возраст человека, тело
человека

4

2

2

-чувство человека

4

2

2

4.4. Мир предметов

16

8

8

-одежда и обувь

4

2

2

- мои игрушки

4

2

2

- посуда и инструменты

4

2

2

- наша квартира

4

2

2

14

7

7

-планета Земля. Страна.
Город

4

2

2

- время года-весна

4

2

2

- Город. Улица. Дом.
Безопасное поведение дома и
на улице

4

2

2

- Части света

2

1

1

Время и календарь

6

3

3

- прошлое, настоящее и

2

1

1

3.8. Итоговое занятие

4.3. Мир человека

4.5. География

4.6

Педагогическое
наблюдение, беседа,
музыкальная игра

Педагогическое
наблюдение, беседа,
игра

Педагогическое
наблюдение, беседа,
игра

Педагогическое
наблюдение, беседа,
игра

Педагогическое
наблюдение, беседа,
игра

Педагогическое
наблюдение, беседа,
9

будущее

игра

- в гостях у дедушки
Будильника

2

1

1

- мы ходили в лес время года
– лето

2

1

1

4.7. Итоговое занятие
Итого:

2
288

2
98

Беседа, игра

190

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
1 РАЗДЕЛ: «ЛОГИКА»
1.1. Вводное занятие.
Теория. Вводный инструктаж по БТ. Беседа о целях занятий.
Практика. Игры на знакомство. Игры с предметами. Установление отношений между
предметами.
1.2. Диагностическое тестирование.
Теория. Знакомство с понятием тест. Инструктаж по выполнению диагностик. Развитие умения
выявлять и абстрагировать свойства, следуя алгоритму.
Практика. Выполнение диагностических методик.
1.3. Признаки предметов.
Теория.
Освоение
приёмов
конструирования
геометрических
фигур
(алгоритм
действий). Развитие комбинаторных способностей путём комбинирования цвета и формы.
Практика. Игры на поиск недостающего элемента: «Чего не хватает», «Что
пропущено», «Засели домики», «Заполни аквариумы», «Необычные фигуры». «Почему один
лишний?», «Назови, одним словом».
1.4. Сравнение и отношения.
Теория. Развитие умения осуществлять зрительно – мысленный анализ.
Практика. «Найди отличия», «Четвёртый лишний». «Что изменилось». Игры с числовым
кубиком и фишками.
Игры: «Чего не хватает». «Необычные фигуры». Математические загадки, Игры – схемы:
«Сколько вместе?», «Сколько осталось?», «Рассели ласточек», «Примеров много – ответ один».
1.5. Классификация.
Теория. Развитие аналитической деятельности, умения классифицировать объекты. Развитие
умения мыслить пространственными образами (объёмными фигурами. Развитие умения
кодировать практические действия числами. Развитие умения разбивать множество на классы
по совместимым свойствам.
Практика. Игры – головоломки: «Танграм», «Колумбово яйцо». «Кубики для всех», Игры с
«цветными числами». «Геоконт», «Помоги фигурам выбраться из леса».
1.6. Установление причинно-следственных связей.
Теория. Развитие пространственного воображения, сообразительности, смекалки.
Развитие умения анализировать свойства изображений, рассказывать о том, что их
объединяет. Развитие умения ориентироваться в пространстве в соответствии с планом.

10

Практика. Словесно – логические игры и упражнения «Что объединяет?», Словесно –
логические игры и упражнения. «Чудесный мешочек». Планы – схемы: «Куда села муха?», «Где
спрятался Мишка?». «Весёлый поезд», «Составь число».
1.7. Логические задачи.
Теория.
Развитие
аналитических
способностей,
умения
определять
результат
деятельности. Развитие речи, мышления
Практика. Игры – головоломки со счётными палочками. Логические задачи. Развитие умения
сравнивать. Развитие речи, внимания. «Что получится, если…» (упражнения со счётными
палочками). Словесно – логические игры и упражнения, «Закончи предложение», «Дополни
ряд», «Загадки без слов», «Где спрятался Джерри?».
1.8. Итоговое занятие.
Теория. Инструктаж по ТБ.
Практика. Праздник «Торопись, да не ошибись».
2 РАЗДЕЛ «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ»
2.1. Рисуночные задания, графические диктанты.
Теория. Знакомство с понятием «Графический диктант». Виды графических диктантов.
Значимость выполнения Рисуночных заданий.
Практика. Выполнение графических диктантов. Рисунок по клеточкам. Рисунок по образцу.
рисуночные задания (обведи и отгадай, обведи по точкам, заштрихуй, проведи дорожки)
рисование прямых линий.
2.2. Пальчиковая гимнастика.
Теория. Знакомство с пальчиковыми играми. Значение пальчиковых игр. Разучивание текстов
пальчиковых игр.
Практика. Разучивание пальчиковых игр. Закрепление умения правильно держать карандаш,
линейку, кисточку, ножницы, на закрепление правильного расположения руки во время письма,
задания на удержание позы кистей рук.
2.3. Работа с сыпучими материалами.
Теория. Знакомство с разными сыпучими материалами. Изучение свойств сыпучих материалов.
Понятие «Мозаика». Знакомство с разными видами форм работ с сыпучими материалами.
Практика. Перебирание круп (фасоль, рис, гречка). Пересыпание ложкой. Пересыпание через
воронку. Вкладывание фасоли в бутылку. Просеивание. Рисование на манке. Освоение техники
выполнения поделок из сыпучих материалов. Создание сюжета, образа. Коллективная работа.
Рисование пальчиками на подносе с пшеном. Выкладывание цифр и букв из фасоли, их.
Выкладывание рисунков на плоскости из фасоли, работа в «сухом бассейне».
2.4. Работа с бумагой.
Теория. Знакомство с разными видами бумаги. Знакомство с техникой оригами, аппликация,
конструирование из бумаги. Знакомство с плоскостным моделированием
Практика. Изготовление поделок из бумаги, коллективные картины выполнены аппликацией.
Смешанная техника (оригами, аппликация, рисование). Знакомство с техникой плетения из
полосок бумаги. Аппликация (салфетки, вата, фольга), обрывная аппликация.
2.5. Работа со шнурками, рукоделие, шитье.
Теория. Расширение представлений о декоративно-прикладном искусстве. Знакомство со
свойствами нитей, шнурков и т.д.
Практика. Аппликация из шнурков разной толщины, плетение косичек, завязывание узелков,
бантиков, аппликация из резаных ниток. Сматывание клубочков из шерстяных ниток.
11

2.6. Рисование.
Теория. Знакомство с различными техниками рисования, с особенностями изобразительных
материалов, основами композиции.
Практика. рисование прямых линий (гуашь, поролон,). Работа с пальчиковыми красками.
Аппликация с элементами рисования (вата, гуашь). Работа с раскрасками. Гимнастика с кистью.
рисование цветными мелками. Раскрашивание речной гальки. Рисование с трафаретами.
2.7. Моделирование.
Теория. Модель является объектом моделирования. Знакомство с принципом замещения. Виды
моделирование. Создание модели. Плоскостное моделирование
Практика. Нанизывание крупных бусин, лепка с коктейльными трубочками, выкладывание
ритмичных узоров из счетных палочек, создание узоров из геометрических фигур, изготовление
различных изображений из отпечатков. Выкладывание фигур из счетных палочек, зарисовка.
Вырезание снежинок. Моделирование из трубочек и пластилина.
2.8. Лепка, изготовление поделок из различных материалов.
Теория. Знакомство с различными природными материалами, их свойствами. Опознавание на
ощупь различных предметов.
Практика. Лепка с природным материалом (желуди). Работа с пластилином, аппликация с
сухими листьями, аппликация с элементами лепки, лепка с шишками. Аппликация из ладошки,
пришивание бисера и бусин. Работа с бисером и тонкой проволокой. Коллективная аппликация
из листьев, изготовление бус из макарон
3 РАЗДЕЛ: «ВЕСЕЛЫЕ НОТКИ»
3.1. Введение в программу
Теория: Знакомство с детьми, правила по безопасности труда, правила пожарной безопасности.
Практика: Прослушивание каждого обучающегося.
3.2. Постановка голоса.
1.Тема: Певческая установка
Теория: положение корпуса и головы при пении, посадка.
Практика: Выполнение упражнений «Шалтай-Болтай» (для раскрепощения корпуса), «Ракета»
(правильная посадка при пении).
2. Тема: Строение голосового аппарата. Звукообразование.
Теория: Особенности строения голосового аппарата, гортани, работа связок и образование
звука.
3. Тема: Дыхание.
Теория: Виды дыхания. Особенности певческого дыхания.
Практика: Выполнение комплекса упражнений для тренировки певческого дыхания:
«Надуть шарик» (вдох в живот), «Лопнуть шарик» (ровный выдох на свистящие согласные «с»,
«ш», «ф», затем – резкий сброс), «Свеча» (медленный ровный выдох, чтобы воображаемое
пламя свечи ровно отклонялось в одну сторону и максимально долгое время не гасло),
«Трубач» (энергичный выдох на «ПФ»), «Забей мяч в ворота» (резкий, отрывистый выдох, как
бы забивая мяч в ворота), «Порции» (выдохи короткими порциями), «Елочные свечи»
(погасить по очереди 5 или более елочных свечей, не добирая воздуха), выдох в стакан воды
через соломинку (добиваться ровных пузырьков), вдох по очереди то одной, то другой ноздрей,
«Рубка дров» (стоя, руки на ширине плеч, руки над головой сложены в замок – вдох. На выдох
– наклон вперед, одновременно произнести «УХХХ». Повторить несколько раз). Элементы
дыхательной гимнастики Стрельниковой. Упражнение «Хочу сказать – не могу» для
активизации мышц брюшного пресса (произнести взрывной «Т», «Д», «П», «Б», «К», «Г» как
бы хочу сказать, но не могу. При этом не перенапрягать гортань). Прием дыхательного
«сброса»
12

4. Тема: Артикуляционная гимнастика.
Теория. Понятие «артикуляция». Значение артикуляции в пении.
Практика. Гимнастика для губ и языка: покусать язык, щеки, «пошинковать» язык. Выполнение
комплекса упражнений: «Влажная уборка во рту» (круговые движения языком в обе стороны по 10
раз), «Иголочка» (прокалывание щеки языком), «Конфетка» (пососать воображаемую конфетку
разных вкусов), «Гримасы» (растягивать рот, глядя в воображаемое зеркало), «Часики»(рот открыт,
язык двигается то вправо, то влево, имитируя движение стрелки часов), «Хобот» (вытянуть губы
хоботом), «Лопаточка» (высунуть язык лопаткой), «Лягушонок улыбается» (улыбаться как можно
шире, «до ушей»), «Лошадка» (цокать, работая языком, не двигая нижней челюстью).
5. Тема: Дикция.
Теория. Понятие «дикция». Взаимодействие гласных и согласных звуков в пении.
Практика. Проговаривание скороговорок в различных темпах добиваясь четкого, активного,
ясного и близкого произнесения текста.
6. Тема: Настройка голосового аппарата. Распевание.
Практика: Выполнение комплекса упражнений.
3.3. Работа над репертуаром.
1. Тема «Логопедические песни»
Практика: Разбор песенок из сборника «Логопедические песни» автор С.В. Крупа-Шукша.
Разбор выполняется в три этапа
1 этап: Разбор мелодии и смысла текста.
2 этап: Работа над ритмом и выразительностью в пении
3.этап. Обобщение
2. Тема Современные и популярные песни
Практика: Работа над репертуаром. Разучивание песен к календарно- тематическим
праздником
3.4. Развитие вокально-хоровых навыков.
1. Тема: Унисон.
Теория: Понятие «унисон».
Практика: Чистое и выразительное интонирование. Тембрально слитное пение на примере
музыкальных произведений и упражнений распевания.
2. Тема: Строй
Теория: Понятие «строй». Горизонтальный и вертикальный строй.
Практика: Проучивание произведений по партиям (следить за чистотой горизонтального
строя, слитным пением внутри одного голоса). Работа над стройным звучанием между
голосами (вертикальным строем).
3. Ансамбль.
Теория: Понятие «ансамбль». Виды ансамбля (ритмический, дикционный, динамический,
тембральный и т. п.).
Практика: Работа над различными видами ансамбля при разучивании музыкальных
произведений.
3.5. Элементарная теория музыки.
1.Тема: Основные музыкальные термины.
Теория: Понятия основных музыкальных терминов.
2.Тема: Штрихи.
Теория: Понятие «штрихи». Виды штрихов. Легато, нон легато, стаккато, маркато.
3.Тема: Динамика и нюансы
Теория: Понятие «динамика» в музыке. Основные динамические оттенки, нюансировка.
4.Тема: Ритм и длительности.
Теория: Понятия «ритм» и «длительности». Схема деления длительностей.
Практика:
Хлопанье ритма музыкальных произведений с условным названием
длительностей (четверти – «та», восьмые – «ти-ти»).
3.6. История и слушание музыки.
13

1. Тема: Музыкальные жанры.
Теория: Понятие «жанр». «Три кита» в музыке: песня, танец, марш.
Практика: Слушание примеров музыкальных жанров.
2.Тема: Классическая музыка
Теория: Знакомство с композиторами классической музыки
Практика: Прослушивание классической музыки.
3.7. Развитие актерских и творческих способностей.
Практика: Выполнение творческих заданий,
3.8. Итоговое занятие.
Практика: Выступление.
4 РАЗДЕЛ: «Я И МИР»
4.1. Введение в программу.
Теория. Знакомство с детьми, цели и задачи объединения, инструктаж по безопасности труда.
Правила работы в объединении.
Практика. Входная диагностика.
4.2. Природа
1.Тема: Время года - осень
Теория. Сезонные изменения в природе. Обобщение и систематизация представлений о
характерных признаках осени.
Практика. Игра «дождик». Коллаж «осеннее дерево дружбы»
2. Тема: Живая и неживая природа.
Практика. Дидактическая игра «удивительная природа». Опрос «живая-неживая природа».
3. Тема: Растительный мир. Животные и насекомые.
Теория. Знакомство с растительным миром нашего края и других стран (цветы, деревья,
грибы). Понятия «овощи», «фрукты». Животные: домашние и дикие. Насекомые. Птицы.
Знакомство с животным миром и их особенностями
Практика. Игра «съедобное – несъедобное». Творческая работа «мой любимый
цветок/фрукт». Игра «угадай зверя», «погладь животное», «крокодил».
4.3. Мир человека
1. Тема: Моя семья
Теория. Беседа «Что такое семья?». Родственники. Традиции семьи.
Практика. Рисунок семьи.
2. Тема: Семейные праздники
Теория. Рассказ о праздниках, которые отмечают в семейном кругу. Обычаями
празднования Нового года в России и в других странах. Время года – зима. Просмотр
мультфильма.
Практика. Снежинки из бумаги. Оформление учебного кабинета. Письмо Деду Морозу.
3. Тема: Профессии человека
Теория. Просмотр мультфильма.
Практика. Беседа «Профессия моих родителей». Дидактическая игра «Карта профессий».
4. Тема: Возраст человека. Тело человека.
Практика. Просмотр мультфильма. Групповой коллаж «Мир мальчиков» и «мир девочек».
Дидактическая игра «Я - человек».
5. Тема: Чувства человека
Теория. Просмотр видеоматериалов из м/ф «Головоломка».
Практика. Игра «Узнай на вкус».
4.4. Мир предметов.
1. Тема: Одежда и обувь
Теория. Названия видов одежды. Классификация одежды и обуви по сезонам.
Практика. Задания на сопоставление сезона и подходящей одежды, и обуви.
2. Тема: Мои игрушки
14

Практика. Рисунок «Моя любимая игрушка», презентация в группе.
3. Тема: Посуда и инструменты.
Теория. Мамин и папин сундучок. Что в них хранится.
Практика. Задания на сопоставление и классификацию.
4. Тема: Наша квартира
Теория. Названия комнат. Предметы мебели. Что создает в доме уют.
Практика. Дидактическая игра «моя комната».
4.5. География
1. Тема: Планета Земля. Страна. Город
Теория. Достопримечательности, культура, традиции родного края. Знакомство с флагом и
гербом страны.
Практика. Рассказ «за что ты любишь свой город». Рисунок «моя Родина».
2. Тема: Время года – весна.
Практика. Дидактическая игра «Чем весна красна?»
3. Тема: Город. Улица. Дом. Безопасное поведение на улице и дома
Теория. Знакомство с понятиями город, улица, дом.
Практика. Игра «Строители». Правила безопасного поведения. Правила дорожного
движения
4. Тема: Части света.
Теория. Знакомство с географической картой. Просмотр мультфильма.
Практика. Игра части света.
4.6. Время и календарь
1. Тема: Прошлое, настоящее и будущее.
Теория. Знакомство с понятиями прошлое, настоящее, будущее.
Практика. Ориентирование во времени. Дидактическая игра «паутина жизни»
2. Тема: В гостях у дедушки Будильника.
Теория. Час. Минута. Секунда. Просмотр обучающего мультфильма.
Практика. Игра – сколько время?
3. Тема: Мы ходили в гости в лес (время года - лето)
Теория. Систематизация времен ягода. Что растет в лесу летом.
Практика. Дидактическая игра.

15

РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1.КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год
обуч
ения

1

Дата
начал
а
обуче
ния

Дата
оконч
ания
обуче
ния

Количе
ство
учебны
х
недель

Количе
ство
учебны
х дней

15.09.

31.05.

36

72

Количе
ство
учебны
х
часов
144

Продол
житель
ность
канику
л

Компле
ктован
ие
групп

с 01.01.
по
08.01.
зимние

20.08.
по
14.09

Проме
жуточн
ая
аттеста
ция

Итогов
ая
аттеста
ция

Режим
занятий

с 20.05.
по
31.05.

2
занятия
по 2
часа в
неделю

01.06.
по
19.08.
летние

1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК К РАЗДЕЛУ «ЛОГИКА»
№
п/п
1

Учебные
недели
1 неделя

2 неделя

3 неделя

«Домик» игра со счетными
палочками.
Ознакомление с понятиями
«геометрическая фигура»,
«геометрическое место
точек».
« Необычные фигуры»

4 неделя

«Кошечка» играконструирование.
«Поезда»

5 неделя

Решение логических задач.
Выкладывание элементов
узора одежды
«Дорожки»

4

5
6
7
8

9

«Домино»

10
11

«Найди клад»
«Угадай-ка»

2
3

Тема учебного занятия

6 неделя

«Собачка» играконструирование.

Форма занятия

Всего часов

Формы
контроля

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие
Наблюден
ие
Наблюден
ие
Наблюден
ие

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие
Наблюден
ие
Наблюден
ие

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие

1

1
1
1

1
1

1
1

Наблюден
ие
Наблюден
ие
Наблюден
ие

16

7 неделя

Ознакомление с понятиями
«замкнутая кривая».
Выкладывание из счетных
палочек элементов узора
одежды
«Поймай тройку».

8 неделя

Ознакомление с разными
видами штриховки.
«Веселый поезд»

12

13
14
15

«В зоопарке»

16
17

9 неделя

18
19

10 неделя

20
21

11 неделя

22
23

12 неделя

24
25

13 неделя

26
27

14 неделя

28
29

15 неделя

30
31

16 неделя

32
33

34

17 неделя

Наш дом
Выкладывание из палочек
элементов узора одежды
Работа в тетрадях в клетку.
«Засели домик».
«У кого в гостях Вини-пух
и Пятачок?»
«Цветы» игра со счетными
палочками.
«Загадки без слов».
«Дом и мебель для
матрешки» игра конструирование.
«Угадай фигуру»
Рисуем цветными
палочками.
Решение логических задач.
Работа в тетрадях.
Графический диктант.
«Построй дом».
«Белочка и ежик идут на
день рождения» игровое
упражнение.
«Самолет построим сами»

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие

1

Тест

1

Наблюден
ие
Наблюден
ие
Наблюден
ие
Опрос

1

Наблюден
ие

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие
Наблюден
ие
Наблюден
ие
Наблюден
ие
Наблюден
ие
Наблюден
ие

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

Комбинированное
занятие

Наблюден
ие
Наблюден
ие
Наблюден
ие
Наблюден
ие
Тест

Опрос

«Путешествие веселых
человечков»

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

«Пирамидка и лесенка»
игра- конструирование.

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

Группирование по
наличию/отсутствию
одного свойства.
Графический диктант
«Парусник»

Комбинированное
занятие

1

Тест

Комбинированное

1

Наблюден
ие

17

занятие
35

18 неделя

36
37

19 неделя

38
39

20 неделя

40
41

21 неделя

42
43

22 неделя

44
45

23 неделя

46
47

24 неделя

48
49

25 неделя

50
51

26 неделя

52
53
54

27 неделя

Решение логических задач

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

«Зоопарк»

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

«Где чей гараж?».

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

«Кошка и котенок» игра со
счетными палочками.

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

«Помоги муравьишкам».

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

«Найти пару».

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

Раздели по парам

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

Решение логических задач.

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

«Помоги фигурам
выбраться из леса».

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

«Найди свою дорожку».

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

«Стрекоза» игра со
счетными палочками.

Комбинированное
занятие

1

Тест

«В стране углов»

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

«Автотрасса(построй
дорожку)».

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

Графический диктант
«БАБОЧКА»

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

«Где, чей гараж?» Построй
дом.

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

Решение логических задач.

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

«Разноцветные вагончики».

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

«Дружат – не дружат»
(сходство-отличие).

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

«Бабочка» игра со
счетными палочками.

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

Графический диктант «2

Комбинированное

1

Наблюден

18

55

28 неделя

56
57

29 неделя

58
59

30 неделя

60
61

31 неделя

62
63

32 неделя

64
65

33 неделя

66
67

34 неделя

68
69

35 неделя

70
71
72

36 неделя

жирафа»

занятие

ие

«Две дорожки».

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

«В стране углов»

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

Решение логических задач.

Комбинированное
занятие

1

Тест

Работа в тетрадях в клетку.
Горы и леса

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

«Где спрятался Джерри».

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

Понятие «треугольник».
Виды треугольников.

Комбинированное
занятие

1

Тест

«Аквариум» игра со
счетными палочками.

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

Понятие «квадрат»,
«прямоугольник».

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

Преобразование одной
фигуры в другую.

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

Графический диктант
«Поезд»

Комбинированное
занятие

1

Тест

Понятия «пятиугольник»,

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

Понятия «многоугольник». Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

«Раздели по группам».

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

Решение логических задач.

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

Геометрические фигуры

Комбинированное
занятие

2

Наблюден
ие

Измерение

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

Далеко - близко

Комбинированное
занятие

1

Тест

Итоговое занятие
Графический диктант
«Робот»

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК К РАЗДЕЛУ «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ»
19

№
п/п

Учебные
недели

1

1 неделя

2
3

2 неделя

4
5

3 неделя

6
7

4 неделя

8
9

5 неделя

10
11

6 неделя

12

13

7 неделя

14
15

8 неделя

16
17

9 неделя

18
19

10 неделя

Тема учебного
занятия

Всего
часов

Формы
контроля

«Кисть и карандаш»

Комбинированное
занятие

1

Тест

«Наши пальчики»

Комбинированное
занятие

1

Наблюдени
е

«Сухой бассейн»

Комбинированное
занятие

1

Наблюдени
е

«Гусеница»

Комбинированное
занятие

1

Тест

« Мячики для котят»

Комбинированное
занятие

1

Наблюдени
е

«Дождик»

Комбинированное
занятие

1

Наблюдени
е

«Колбаски и шарики»

Комбинированное
занятие

1

Наблюдени
е

«Следы на песке»

Комбинированное
занятие

1

Наблюдени
е

«Веселые раскраски»

Комбинированное
занятие

1

Тест

«Осень золотая»

Комбинированное
занятие

1

Наблюдени
е

«Бусы, колечки»

Комбинированное
занятие

1

Наблюдени
е

«Петушок пшено
рассыпал»

Комбинированное
занятие

1

Наблюдени
е

«Проведи дорожку»

Комбинированное
занятие

1

Наблюдени
е

«Листопад»

Комбинированное
занятие

1

Тест

«Превращения
листочка»

Комбинированное
занятие

1

Наблюдени
е

«Козлик»

Комбинированное
занятие

1

Наблюдени
е

«Раскраски с заданиями»

Комбинированное
занятие

1

Наблюдени
е

«Зонтик»

Комбинированное
занятие

1

Наблюдени
е

«Цыплята»

Комбинированное

1

Тест
20

занятие
20
21

11 неделя

22
23

12 неделя

24
25

13 неделя

26
27

14 неделя

28
29

15 неделя

30
31

16 неделя

32
33

17 неделя

34
35

18 неделя

36
37
38

19 неделя

« Палочкивыручалочки»

Комбинированное
занятие

1

Наблюдени
е

«Народные промыслы»

Комбинированное
занятие

1

Наблюдени
е

«Волшебные камешки»

Комбинированное
занятие

1

Наблюдени
е

«Первый снег»

Комбинированное
занятие

1

Наблюдени
е

«Следы на снегу»

Комбинированное
занятие

1

Тест

«Снег кружится»

Комбинированное
занятие

1

Наблюдени
е

«Снегирь»

Комбинированное
занятие

1

Тест

«Дед Мороз»

Комбинированное
занятие

1

Наблюдени
е

«Снеговик»

Комбинированное
занятие

1

Наблюдени
е

«Новогодние бусы»

Комбинированное
занятие

1

Наблюдени
е

«Игрушки»

Комбинированное
занятие

1

Наблюдени
е

«Елочка»

Комбинированное
занятие

1

Тест

«Морозные узоры»

Комбинированное
занятие

1

Наблюдени
е

«Зимние загадки»

Комбинированное
занятие

1

Тест

«Накорми мышку»

Комбинированное
занятие

1

Наблюдени
е

«Колобок»

Комбинированное
занятие

1

Наблюдени
е

«Облака»

Комбинированное
занятие

1

Наблюдени
е

«Домики»

Комбинированное
занятие

1

Наблюдени
е

« У мышки в кладовой»

Комбинированное
занятие

1

Тест

21

39

20 неделя

40
41

21 неделя

42
43

22 неделя

44
45

23 неделя

46
47

24 неделя

48
49

25 неделя

50
51

26 неделя

52
53

27 неделя

54
55

28 неделя

56
57
58

29 неделя

«Цветы»

Комбинированное
занятие

1

Наблюдени
е

«Пройди по лабиринту»

Комбинированное
занятие

1

Тест

«Расписной коврик»

Комбинированное
занятие

1

Наблюдени
е

«Печем пирожки»

Комбинированное
занятие

1

Наблюдени
е

«Помогаем бабушке»

Комбинированное
занятие

1

Наблюдени
е

«Раскраски»

Комбинированное
занятие

1

Наблюдени
е

«Ежик»

Комбинированное
занятие

1

Тест

«Лабиринты»

Комбинированное
занятие

1

Наблюдени
е

«Улитка»

Комбинированное
занятие

1

Наблюдени
е

«Украшение для мамы»

Комбинированное
занятие

1

Наблюдени
е

«Избушка»

Комбинированное
занятие

1

Наблюдени
е

«Звенит капель»

Комбинированное
занятие

1

Тест

«Народные промыслы»

Комбинированное
занятие

1

Наблюдени
е

«Лодочка плывет»

Комбинированное
занятие

1

Наблюдени
е

«Приключения
фасольки»

Комбинированное
занятие

1

Тест

«Волшебные палочки»

Комбинированное
занятие

1

Наблюдени
е

«Коврик»

Комбинированное
занятие

1

Наблюдени
е

«Угощение для кукол»

Комбинированное
занятие

1

Наблюдени
е

«Раскраски с заданиями»

Комбинированное
занятие

1

Тест

«Ракета в космосе»

Комбинированное
занятие

1

Наблюдени
е
22

59

30 неделя

60
61

31 неделя

62
63

32 неделя

64
65

33 неделя

66
67

34 неделя

68
69

35 неделя

70
71

36 неделя

72

«Медведь проснулся»

Комбинированное
занятие

1

Наблюдени
е

«Шнуровочки»

Комбинированное
занятие

1

Наблюдени
е

«Ваза из пластилина»

Комбинированное
занятие

1

Наблюдени
е

«Железная дорога»

Комбинированное
занятие

1

Тест

«Котенок и щенок»

Комбинированное
занятие

1

Наблюдени
е

«Первоцветы»

Комбинированное
занятие

1

Тест

«Проведи дорожку»

Комбинированное
занятие

1

Наблюдени
е

«Танк»

Комбинированное
занятие

1

Наблюдени
е

«Подносы»

Комбинированное
занятие

«Узоры на полоске»

Комбинированное
занятие

1

Наблюдени
е

«Одуванчики цветут»

Комбинированное
занятие

1

Наблюдени
е

«Цирк»

Комбинированное
занятие

1

Тест

«Однажды в зоопарке»

Комбинированное
занятие

1

Опрос

«Следы на песке»

Комбинированное
занятие

1

Наблюдени
е

Опрос

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК К РАЗДЕЛУ «ВЕСЕЛЫЕ НОТКИ»
№
п/п
1

Учебные
недели
1 неделя

2
3

2 неделя

Тема учебного занятия

Форма занятия

Всего часов

Формы
контроля

1

Строение голосового
аппарата

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие

Наблюден
ие
Наблюден
ие

Строение голосового
аппарата

Комбинированное
занятие

1

Вводное занятие

1

Наблюден
ие
23

Дыхание

4
5

3 неделя

6
7

4 неделя

5 неделя

6 неделя

12
13

7 неделя

8 неделя

9 неделя

10 неделя

11 неделя

22

23

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие
Педагогич
еское
наблюден
ие, беседа

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие

1

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие

1

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие

1

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие

1

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие

1

Современные песни

Комбинированное
занятие

1

Практичес
кое
задание

Логопедические песни

Комбинированное
занятие

1

Практичес
кое

Дикция

Артикуляционная
гимнастика
Дикция
Артикуляционная
гимнастика

Настройка голосового
аппарата, распевание

Настройка голосового
аппарата, распевание

Унисон
Логопедические песни

20
21

Дыхание

Логопедические песни

18
19

Наблюден
ие

Дикция

16
17

1

Дикция

14
15

Комбинированное
занятие

Артикуляционная
гимнастика

10
11

Строение голосового
аппарата

Артикуляционная
гимнастика

8

9

1

Строение голосового
аппарата

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие

12 неделя

Логопедические песни

1

1

1

1
1

1

1

1
1
1

Наблюден
ие
Наблюден
ие

Музыкаль
ная игра
Наблюден
ие
Наблюден
ие
музыкаль
ная игра
Тест
Наблюден
ие
Практичес
кое
задание
музыкаль
ная игра
музыкаль
ная игра
Наблюден
ие
Наблюден
ие
Наблюден
ие
Практичес
кое
задание

24

задание
24

25

13 неделя

26

27

14 неделя

28
29

15 неделя

30
31

16 неделя

32

33

17 неделя

34

35

18 неделя

36
37

38

19 неделя

Современные песни

Комбинированное
занятие

1

Практичес
кое
задание

Логопедические песни

Комбинированное
занятие

1

Практичес
кое
задание

Современные песни

Комбинированное
занятие

1

Практичес
кое
задание

Логопедические песни

Комбинированное
занятие

1

Практичес
кое
задание

Современные песни

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие
Наблюден
ие

Логопедические песни

1

Современные песни

Комбинированное
занятие

Опрос

Логопедические песни

Комбинированное
занятие

1

Практичес
кое
задание

Унисон

Комбинированное
занятие

1

Практичес
кое
задание

Инструктаж

Комбинированное
занятие

1

Практичес
кое
задание

Современные песни

Комбинированное
занятие

1

Практичес
кое
задание

Строй

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

Ансамбль

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

Строй

Комбинированное
занятие

1

Практичес
кое
задание

Ансамбль

Комбинированное
занятие

1

Практичес
кое
25

задание
39

20 неделя

40

41

21 неделя

42
43

22 неделя

44
45

23 неделя

46

47

24 неделя

48

49

25 неделя

50
51

26 неделя

52
53
54

27 неделя

Динамика и нюансы

Комбинированное
занятие

1

Практичес
кое
задание

Основные музыкальные
термины

Комбинированное
занятие

1

Практичес
кое
задание

Штрихи

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

Основные музыкальные
термины

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

Штрихи

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

Динамика и нюансы

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

Основные музыкальные
термины

Комбинированное
занятие

1

Тест

Динамика и нюансы

Комбинированное
занятие

1

Практичес
кое
задание

Основные музыкальные
термины

Комбинированное
занятие

1

Практичес
кое
задание

Динамика и нюансы

Комбинированное
занятие

1

Практичес
кое
задание

Динамика и нюансы

Комбинированное
занятие

1

Практичес
кое
задание

Ритм и длительности

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

Музыкальные жанры.

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

Ритм и длительности

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

Музыкальные жанры

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

Ритм и длительности.

Комбинированное

1

Наблюден
ие
26

занятие
55

28 неделя

56

57

29 неделя

58

59

30 неделя

60

61

31 неделя

62
63

32 неделя

64
65

33 неделя

66

67

34 неделя

Ритм и длительности

Комбинированное
занятие

1

Практичес
кое
задание

Музыкальные жанры

Комбинированное
занятие

1

Практичес
кое
задание

Музыкальные жанры

Комбинированное
занятие

1

Практичес
кое
задание

Музыкальные жанры

Комбинированное
занятие

1

Практичес
кое
задание

Музыкальные жанры

Комбинированное
занятие

1

Практичес
кое
задание

Музыкальные жанры

Комбинированное
занятие

1

Практичес
кое
задание

Музыкальные жанры

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

Классическая музыка

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

Классическая музыка

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

Классическая музыка

Комбинированное
занятие

1

Тест

Классическая музыка

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

Классическая музыка

Комбинированное
занятие

1

Практичес
кое
задание

Классическая музыка

Комбинированное
занятие

1

Практичес
кое
задание

Комбинированное
занятие

1

Практичес
кое
задание

Комбинированное

2

Наблюден
ие

68
Развитие актерских и
творческих способностей
69

35 неделя

Развитие актерских и

27

творческих способностей занятие
70
Развитие актерских и
творческих способностей
71

36 неделя

Комбинированное
занятие

1

Практичес
кое
задание

Комбинированное
занятие

1

Практичес
кое
задание

1

Практичес
кое
задание

Развитие актерских и
творческих способностей
Итоговое занятие
Комбинированное
занятие

72

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК К РАЗДЕЛУ «Я И МИР»
№
п/п
1

Учебные
недели
1 неделя

-Время года - осень

2 неделя

-Живая и неживая
природа
- Растительный мир,
животные и насекомые
- Моя семья

2
3
4
5

3 неделя

4 неделя

-Время года - осень

5 неделя

-Живая и неживая
природа
- Растительный мир,
животные и насекомые
- Моя семья

8
9
10
11

6 неделя

7 неделя

-Время года - осень

8 неделя

-Живая и неживая
природа
- Растительный мир,
животные и насекомые
- Моя семья

14
15
16

- Семейные праздники
-Профессии человека

12
13

- Семейные праздники
-Профессии человека

6
7

Тема учебного занятия

Форма занятия

Всего часов

Формы
контроля

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие
Наблюден
ие

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие
Наблюден
ие

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие

1

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие
Наблюден
ие
Наблюден
ие
Тест

1

Наблюден
ие

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

1

1

1
1

1
1
1

Наблюден
ие
Наблюден
ие
Наблюден
ие

28

17

9 неделя

-Профессии человека

18
19

10 неделя

11 неделя

22
23

12 неделя

13 неделя

14 неделя

28
29

15 неделя

30
31

16 неделя

32
33

17 неделя

34
35

18 неделя

36
37

19 неделя

38
39

-Профессии человека
- Моя семья

26
27

-Живая и неживая
природа
- Растительный мир,
животные и насекомые
- Моя семья
- Семейные праздники

24
25

- Моя семья
-Время года - осень

20
21

- Семейные праздники

20 неделя

-Возраст человека, тело
человека
-Чувство человека
-Возраст человека, тело
человека

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие

1

Опрос

1

Наблюден
ие
Наблюден
ие
Наблюден
ие
Наблюден
ие

Комбинированное
занятие

1

Тест

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие
Наблюден
ие
Наблюден
ие
Наблюден
ие
Наблюден
ие

Комбинированное
занятие
Комбинированное
занятие

1

1
1
1

1
1
1
1

1

Наблюден
ие
Наблюден
ие

-Чувство человека

Комбинированное
занятие

Опрос

-Возраст человека, тело
человека

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

-Чувство человека

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

Инструктаж

Комбинированное
занятие

1

Тест

-Возраст человека, тело
человека

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

-Возраст человека, тело
человека

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

-Чувство человека

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

-Одежда и обувь

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

- Мои игрушки

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

- Посуда и инструменты

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

29

- Наша квартира

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

-планета Земля. Страна.
Город

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

- Время года-весна

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

- Город. Улица. Дом.
Безопасное поведение
дома и на улице
-Одежда и обувь

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

- Мои игрушки

Комбинированное
занятие

1

Тест

- Посуда и инструменты

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

- Наша квартира

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

-планета Земля. Страна.
Город

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

25 неделя

- Время года-весна

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

26 неделя

- Город. Улица. Дом.
Безопасное поведение
дома и на улице
-Одежда и обувь

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

- Мои игрушки

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

- Посуда и инструменты

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

-планета Земля. Страна.
Город

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

- Время года-весна

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

- Город. Улица. Дом.
Безопасное поведение
дома и на улице
-планета Земля. Страна.
Город

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

Комбинированное
занятие

1

Тест

-Одежда и обувь

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

40
41

21 неделя

42
43

22 неделя

44
45

23 неделя

46
47

24 неделя

48
49
50

51
52
53

27 неделя

54
55

28 неделя

56

57
58

29 неделя

30

59

30 неделя

60
61

31 неделя

62
63

32 неделя

64

65

33 неделя

66
67

34 неделя

68
69

35 неделя

70
71
72

36 неделя

- Мои игрушки

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

- Посуда и инструменты

Комбинированное
занятие

1

Тест

- Наша квартира

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

-планета Земля. Страна.
Город

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

- Время года-весна

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

- Город. Улица. Дом.
Безопасное поведение
дома и на улице
- Прошлое, настоящее и
будущее

Комбинированное
занятие

1

Тест

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

- в гостях у дедушки
Будильника

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

- Мы ходили в лес время
года – лето

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

- Прошлое, настоящее и
будущее

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

- в гостях у дедушки
Будильника

Комбинированное
занятие

2

Наблюден
ие

- Мы ходили в лес время
года – лето

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

Итоговое занятие

Комбинированное
занятие

1

Тест

Итоговое занятие

Комбинированное
занятие

1

Наблюден
ие

31

2.2.
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

17

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧСЕКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Оборудование
Единица
Количество
Количество
%
измерения
на одного
на группу
использования
ребенка
в ходе
реализации
программы
Кабинет с типовой
шт
1
100
мебелью
Магнитная доска.
Синтезатор
Ноутбук
Магнитофон
Альбом
Цветные карандаши
Счетные палочки
Пластилин
Природный материал
Клей карандаш
Краски (акварель)
Гуашь
Шнурки
Настольные игры.
Нотные сборники:
-вокальные
упражнения;
-народные песни;
-классика детям;
-авторские песни;
-современные песни.
Тематические
карточки

шт
шт
шт
шт
шт
набор
набор
коробок
контейнер
шт
шт
набор
набор
шт
набор

наборов

2
1
1
1

8
1

50
30
50
50
50
70
40
40
30
40
40
40
40
30
40

4

40

1
1
1
1
5
1
1
1
1

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Интернет-ресурсы:
1.
http://www.razvitierebenka.com/p/5-7.html
2.
http://e-bookshelf.info/index.php/9-razvitije/44-obuchalochka-sbornikrazvivayushchikh-zadanij-posobie-dlya-detej-5-6-let
3.
http://www.softportal.com/software-38054-okruzshayuschij-mir-interaktivnijtrenazshyor-dlya-doshkolnikov.html
4. мдоу104тольятти.росшкола.рф›…metod…seryakova.pdf
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Требования к квалификации: Высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование в области, соответствующей профилю объединения без
предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или
среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по
32

направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы и
курсы повышения квалификации по направлению деятельности.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
В основу программы положены принципы:

научной обоснованности и практической применимости;

развивающий характер обучения, основанный на детской активности;

интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями обучающихся;

комплексно – тематическое построение образовательного процесса;

единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса
образования, обучающихся дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются
такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию
дошкольника
2.3.

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Отслеживание результатов образовательной деятельности.
Педагогический мониторинг детей 5-7 лет.
Для решения задач учета и развития индивидуальных способностей детей разработан
педагогический мониторинг (Приложение 1).
Мониторинг проводится дважды в год. Первый раз – в сентябре (после 15 числа) или
октябре, когда пройдёт период адаптации, чтобы выявить проблемные моменты в развитии
ребенка и помочь ему в течение года улучшить эти позиции. Второй раз – в конце мая, для
того чтобы иметь представление о знаниях детей на конец года, дать конкретные советы
родителям на лето.
Результаты освоения программы определяются по трём уровням: высокий, средний,
низкий. Оценка результативности образовательного процесса в объединении включает
педагогическое наблюдение уровня развития детей и овладения программным содержанием;
оценку удовлетворенности родителей работой педагогов с детьми (отзывы);
Способы проверки освоения программы - мониторинг освоения детьми содержания
дополнительной общеразвивающей программы с помощью педагогического наблюдение,
беседы, игры).
Результаты фиксируются по следующим параметрам:
 личностный рост; развитие общительности.
Результаты освоения программы определяются по трём уровням: высокий, средний,
низкий. Результатом всего хода развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте
является максимальное раскрытие его индивидуального возрастного потенциала, гармоничное
развитие его личностных качеств, осознание ребенком самого себя, своих возможностей и
индивидуальных особенностей, умение общаться и сотрудничать со взрослыми и
сверстниками, овладение основами здорового образа жизни, готовность к школьному
обучению.

33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные документы:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в
действующей редакции.
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации (в редакции 2013 г.).
3.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ
от 29 мая 2015 г. № 996-р).
4.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
6.
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об Утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
7.
Приказ Министерства труда и социализации защиты Российской Федерации от 05.05.2018 №
298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых».
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам".
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».
10.
Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы)».
11.
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях
(вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с
использованием сетевых форм реализации образовательных программ).
12.
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК -641/09 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья,
включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»).
13.
Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области от
30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
14.
Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461 ПП «О
региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской области».
15.
Федеральный закон от 13.07.2020 № 189 ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном
заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»;
16.
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023
№ 785-Д Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в
социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным сертификатом.

Тема «Логика» для педагогов
1. «Детство» — программа развития и воспитания детей в детских садах. Санкт –
Петербург, «Детство – пресс», 2003г.
2. «Давайте поиграем» — математические игры для детей. Под редакцией Столяра А.А.
Москва, 2001г.
3. «Математика до школы» — пособие для воспитателей. Санкт – Петербург, Детство –
пресс, 2012г.
34

4. Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры»
5. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. «Логика и математика для дошкольников» — пособие.
Санкт – Петербург, «Детство – пресс»,2002г.
6. Приказ МИНОБРНАУКИ России от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и
введении в действие Ф.Г.Т. к структуре общеобразовательной программы дошкольного
образования». (Пункт 3.4)
7. Тихомирова Л.Ф. «Логика». Ярославль, А.Р., 2000г.
Детей и родителей
1. Логинова И.В. «Тетрадь по ТИКО-конструированию». РАНТИС, Санкт-Петербург,
2016
2. Михайлова З.А. «Игровые задачи для дошкольников».
3. Пиаже Ж. «Как дети образуют математические понятия» — вопросы психологии, №4,
1996г.
4. Пиаже Ж. «Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа
у ребёнка», Москва, 1969г.
5. Ткаченко Т.А. «Упражнения для развития словесно – логического мышления»
6. Тихомирова Л.Ф. «Упражнения на каждый день». Ярославль, А.Р., 2000г.
7. Венгер А.Л., Венгер Л.А. «Домашняя школа мышления».
Тема «Цветные ладошки».
Для педагога
1.
Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: “Фким”, 2000. 207 с.
2.
Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.
3.
Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.:
“Просвещение”, 2001. 93 с.
4.
Григорьева Г.Г. Игровые приёмы в обучении дошкольников изобразительной
деятельности. - М., 1995.
5.
Давидчук А.Н. Конструктивное творчество дошкольников. - М.: Просвещение,
1973.
6.
Комарова Т.С, Савенков А.И. Коллективное творчество дошкольников. - М.:
Педагогическое общество России, 2005
7.
Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: основы объемного
конструирования. - Ярославль: Академия развития, 2001.
8.
Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки. “РОСМЭН - ПРЕСС”, 2004.
9.
Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: “Академия
развития”, 2008. 190 с.
10.
И.А.Лыкова – «Программа художественного воспитания, обучения и развития
детей 5-7 лет.» 2011г.
11.
И.А.Лыкова – «Дидактические игры и занятия (интеграция художественной и
познавательной деятельности дошкольников.» 2010г.
12.
Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: “Астрель”, 2006.
Для родителей и детей
1.
Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: “Родничок”, 2001.
2.
Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: “Астрель”, 2001.
3.
Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.– Санкт – Петербург:
2005.40 с.
4.
Подумай, нарисуй и раскрась. // Альбом. “Радуга”, 2007.
5.
Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства (программа развития детей
дошкольного и младшего школьного возраста). - М.: ТЦ Сфера, 2005.
35

6.

Пауэл У.Ф. Цвет и как его использовать: узнайте, что такое цвет... - М.: Апрель:

ACT,
Тема «Веселые нотки».
Для педагогов
1.
Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки: Методическое пособие для учителей пения
общеобразовательной школы. – М., 1978.
2.
Гальперин П.П., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные вопросы возрастной
психологии. – М., 1978.
3.
Захава Б.Е. Примерные занятия по актерскому мастерству. – М., 1978.
4.
Максимов С.Е. Хоровое пение в школе. – Л., 1980
5.
Менабени А.Г. Вокально-педагогические знания и умения. – М., 1995.
6.
Крупа-Шукша С.В. «Логопедические песни» - М. 2016 г.
Для обучающихся
1.
Блейс О.С. Все о музыке. – М., 2001.
2.
Гульянц Е.И. Детям о музыке. – М., 1996.
3.
Козлянинова И.П., Чарели Э.М. Тайны нашего голоса. – Ек., 1976.
4.
Кравченко А.М.
Секреты бельканто. Книга для начинающих певцов. –
Симферополь, 1993.
Тема «Я и мир».
1.
И. Светлова «Повышаем интеллект и эрудицию» «ЭКСМО - пресс» - 2001г.
2.
Энциклопедия для малышей «Я познаю мир» М. «РОСМЭН» 2007г.
3.
Н.А. Карпухина «Знакомство с окружающим миром» В. 2008г.
4.
А.А. Машкова «Ребёнок и окружающий мир» ИТД «Корифей» 2008г.
5.
Г.П. Шалаева «Весёлые уроки» ООО «Издательство «ЭКСМО» 2007г.
6.
С. Кузьмин «Время и календарь» издательство «Книжный дом» 2004г.
7.
В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Познавательное развитие» В.2008г.
8.
Л.Б. Поддубная Правила дорожного движения. Волгоград 2009г.
Для детей и родителей
1.
Л.Ю.Павлова. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим
миром, 2016, Москва
2.
Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?», 2008
3.
Тематический словарь в картинках. – М.: Мир человека. 2014.

36

Приложение 1.
Для изучения коммуникативных навыков детей проводилось наблюдение за общением
детей на занятии и в свободное время (перед началом занятия), во время игр детей. В процессе
наблюдения обращалось внимание на характер общения: инициативность, умение вступать в
игру и активно участвовать в ней, конфликтность поведения.
Высокий уровень:

ребенок положительно настроен по отношению к окружающим, охотно вступает в
общение с близкими взрослыми и сверстниками, проявляет сдержанность по отношению к
незнакомым людям;

ориентируется на известные общепринятые нормы и правила культуры поведения
в контактах со сверстниками и взрослыми;

ребенок имеет представления о правилах культуры поведения и общения, но
часто их нарушает, нуждается в постоянном контроле взрослого;

проявляет любовь к родителям, уважение к педагогам;

в общении со сверстниками дружелюбен, доброжелателен, умеет принимать
общий замысел, договариваться, вносить предложения, соблюдает общие правила игре и
совместной деятельности;

различает разные эмоциональные состояния, учитывает их в своем поведении,
охотно откликается на просьбу помочь, научить другого тому, что хорошо освоил;

имеет представления о том, что «хорошо и что плохо», в оценке поступков
опирается на нравственные представления. его интересам и возможности получить выигрыш.
Средний уровень:

дети, которые достаточно активны в общении, участвуют в игровых сообществах,
но сами не организовывают игры.

стремятся к общению с другими, но их контакты не продолжительны, они часто
меняют игровые сообщества, сами игр не придумывают, не умеют развивать игровой сюжет.
Низкий уровень:

конфликтует со сверстниками, не хочет прислушиваться к мнению партнеров по
игре, отказывается от выполнения общих правил, если они препятствуют взрослыми и
сверстниками;

не умеет сдерживать свои непосредственные побуждения и желания, проявляет
равнодушие к другим (сверстникам, близким), если их просьбы или эмоциональные,
физические состояния препятствуют осуществлению задуманного или желаемого в данный
момент;

часто не внимателен к указаниям старших, не замечает своих промахов и
недостатков, критикует других, использует дразнилки и прозвища в общении со сверстниками;

жалуется на нарушение правил поведения другими детьми, свои промахи
связывает только с виной других детей.
Для изучения познавательной активности детей проводилось наблюдение.
Высокий уровень:

любознательный, активно и заинтересовано познающий мир. Проявляет
разнообразные познавательные интересы, имеет дифференцированные представления о мире,
отражает свои чувства и впечатления в предпочитаемой деятельности.

ребенок активен в разных видах познавательной деятельности; по собственной
инициативе наблюдает, экспериментирует, рассуждает, выдвигает проблемы, проявляет
догадку и сообразительность в процессе их решения;

умеет применять свои знания на практике;

владеет основами умения учиться.
Средний уровень:
37


не сформированы возрастные эталонные представления, представления о мире
поверхностны, часто ошибочны;

потребность в знаниях имеется, но привлекает только конкретная информация,
причем достаточно поверхностная.
Низкий уровень:

отсутствует интерес окружающему миру (природе, людям, искусству,
предметному окружению). Не способен самостоятельно организовать поисковоисследовательскую деятельность, не выделяет результат познания.
Результаты фиксируются в таблице:
№ п/п
2
2
3
4
5

ФИ ребенка

Познавательная активность
Начало года
Конец года

Уровень овладения необходимыми навыками и умениями по образовательной области
«Коммуникативные навыки»
ФИ
ребен
ка

Доброжелательн
ый

Знаком с
элементарн
ым
образами
обращений
ко взрослым

Умеет
слышать и
слушать
собеседни
ка

Умеет
поддержива
ть беседу

Н.Г.

Н.Г.

Н.Г.

Н.Г.

К.Г.

К.Г.

К.Г.

К.Г.

Развитие
Итого
эстетических
чувств,
эмоциональн
онравственно
й
отзывчивост
и, понимания
и
сопереживан
ия чувствам
других
людей
Н.Г.
К.Г.
Н.Г К.Г
.
.

1
2
3

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».