ДООП_Студия декора

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского творчества

Программа рассмотрена и рекомендована
к утверждению на заседании
Методического совета МБУ ДО - ЦДТ
протокол от 16.06.2023 №4

УТВЕРЖДАЮ
___________________/Т.Г. Хисамова
Директор МБУ ДО - ЦДТ
приказ от 16.06.2023 №38

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Художественной направленности
«Студия декора»

Целевая группа
Срок реализации
Количество часов

7-9 лет
1 год
216 часов

Автор-разработчик:
Хайцева Анастасия Витальевна,
педагог дополнительного образования

Екатеринбург, 2023 г.

Содержание
I.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.

Комплекс основных характеристик
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Планируемые результаты программы
Учебный план программы
Первый год обучения – «Стартовый уровень»

3
3
6
6
8
9

Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Календарный учебный график первого года обучения
Условия реализации программы
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

16
16
16
27
28

Список литературы
Приложения к программе

30
30

1.4.1.
II.
2.1.
2.1.1
2.2.
2.3.

I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы: техническая.
Программа предназначена для получения обучающимися дополнительного
образования в области художественной технологий.
Одними из разновидностей художественной деятельности является создание работ из таких
техник как: аппликация, лепка, декупаж, которые обеспечивают сложность и
многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемый ребенком в ходе технологического
процесса, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского и
творческого поведения.
Достижения в области художественных материалов, недорогих, а самое главное
качественных сделали возможным производить недорогие и приятные глазу
художественные работы.
Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно.
Законченные работы могут быть изготовлены для дома, использованы для оформления
интерьера, а так же просто радовать глаз.
Общественное значение результатов
декоративно-прикладной деятельности, обучающихся играет определяющую роль в их
воспитании.
Программа формирует начальный опыт обучения основам конструирования и
моделирования работы, развития наглядно-образного мышления и способствовать
созданию условий для формирования творческой личности.
Актуальность программы обусловлена вопросами воспитания интеллектуального,
эстетического и духовно-нравственного и развития детей. Ребятам предоставляется
возможность работы в различных видах художественной деятельности путем создания
предметов декоративно прикладного творчества своими руками.
Занятия способствуют воспитанию у детей творческого мышления, развитию
уверенности в себе, формированию адекватной самооценки.
Новизной
программы «Студия декора» является интегрирование различных
образовательных областей, при освоении программы, обучающиеся сразу включаются в
работу, знакомятся с процессом и технологией работы с разными материалами и техниками.
Программа способствует развитию не только технических навыков, но и умению работать
с пространственно-образным мышлением, способствует формированию общей
эстетической культуры.
Отличительные особенности: в программу стартового уровня входит так же
обучение таким техникам как рисование и оформлению работ с помощью цветной бумаги,
цветного картона и красок. А так же лепка и пластилинография, работа с цветными
салфетками-декупаж.
В процессе занятий идет работа над развитием воображения, мелкой моторики,
творческих способностей, развитие диалогической и монологической речи, расширение
словарного запаса.
Целевая группа. Программа разработана для обучающихся 7-9 лет. Группа
формируются по возрасту: от 7 до 9 лет.
Возрастные особенности детей 7-9 лет: у ребёнка уже хорошо поставленная речь,
большой словарный запас. Мышление меняется от наглядно-действенного к нагляднообразному, а также к словесному. У детей уже проявляется осмысленность действий,
обладают хорошей механической памятью, непроизвольно запоминают то, что им
интересно, что преподнесено в игровой форме. Внимание быстро переключается, могут
концентрироваться на неинтересных действиях, но присутствует непроизвольное
внимание. Дети становятся очень активны, исследуют всё новое, понимают законы
последовательности и последствия, хорошо мыслят и их понимания абстрактно растут.

Могут создавать коллекции, собирают всё что угодно. Свободно, но иногда резко, могут
выражать свои эмоции, так же начинает развиваться чувство юмора, появляются скрытые
страхи. Ребёнок начинает быть самостоятельным, приспосабливается к обществу вне
семейного круга, ищет группу ровесников.
Численный состав обучающихся в группе не должно быть менее 8 человек и не
должен превышать 12 человек.
Уровень дополнительной образовательной программы. Многоуровневая
программа – стартовый и базовый уровни.
Программа стартового уровня. В ходе освоения данного модуля развивается интерес
к предметному содержанию образовательного процесса, формируются
интерес к
содержанию образовательной деятельности. Проявляются его общие творческие и
интеллектуальные способности, склонности к художественным занятиям. Предполагает
использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации
материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания
общеразвивающей программы.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа - 40 минут.
Длительность одного занятия: 2 академических часа.
Периодичность занятий в неделю: 3 раза.
Перерыв между учебными занятиями-10 минут.
Общий объем программы
Объем программы: 216 часов
Программа стартового уровня включает в себя: теоретические и практические основы
видов рукоделия, как: поделки из картона, бумаги, поделки из глины, лепка из соленого
теста; создание простых изделий, историю возникновения данных видов декоративноприкладного искусства.
Срок освоения: 1 год
Особенности организации образовательного процесса
Занятия могу реализовываться в дистанционной форме.
Формы обучения
Форма обучения: очная. Занятия проходят как совместная практическая творческая
деятельность в малых группах, индивидуальная работа.
Перечень видов занятий
Перечень видов занятий: беседа и практическое занятие.
Для
обучения
детей
декоративно-прикладному
искусству
используют
разнообразные методы работы.
Наглядный – просмотр творческих работ.
Информационно-рецептивный – предусматривает освоение учебной информации
через: рассказ педагога, беседу, самостоятельную работу с литературой.
Репродуктивный - направлен на овладение обучающимися умениями и навыками
через выполнение творческой работы. Эта деятельность способствует развитию образного
мышления, усидчивости, самостоятельности учащихся.
Практический - использование детьми на практике полученных знаний и увиденных
приемов работы. Использование метода проекта.
Словесный - используются на этапе изучения нового материала. Объяснения, рассказ,
показ, беседа.
Проблемный - постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование
готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.
Игровой - использование сюжета игр для организации детской деятельности,
персонажей для обыгрывания сюжета.
Перечень форм подведения итогов реализации беседа, викторина, творческий
отчёт, практическое занятие.

Воспитательная работа.
Воспитательная работа с обучающимися проводится в соответствии с рабочей программой
воспитания МБУ ДО-ЦДТ, ее ежегодного плана.
Цель программы воспитания: развитие и социализация в соответствии с принятыми
социокультурными правилами и нормами, как основы воспитанности обучающихся.
Задачи программы воспитания:

 развивать морально-нравственные качества обучающихся: честность; доброту;
совесть, ответственность, чувства долга;
 развивать
волевые
качества
обучающихся:
самостоятельность,
дисциплинированность,
инициативность,
принципиальность,
самоотверженность,
организованность;
 воспитывать стремления к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию;
 приобщать обучающихся к экологической и социальной культуре, здоровому образу
жизни, рациональному и гуманному мировоззрению;
 формировать нравственное отношения к человеку, труду и природе;
Планируемые результаты воспитания:
 развиты морально-нравственные качества обучающихся: честность; доброта;
совесть; ответственность, чувство долга;
 развиты
волевые
качества
обучающихся:
самостоятельность;
дисциплинированность;
инициативность;
принципиальность, самоотверженность,
организованность;
 развито стремления к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию;
 сформирован интерес обучающихся к экологической и социальной культуре,
здоровому образу жизни, рациональному и гуманному мировоззрению;
 сформировано нравственное отношения к человеку, труду и природе.
Формы проведения воспитательных мероприятий: беседа, викторина, встреча с
интересными людьми, дискуссия, тренинг, посещение театра, организация конференции,
экскурсия, олимпиада, смотр, конкурс и др.
Методы воспитательного воздействия: убеждение, внушение, заражение «личным
примером» и подражание, упражнения и приучение, обучение, стимулирование (методы
поощрения и наказания, соревнование), контроль и оценка и др.
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Цель программы: развитие у обучающихся творческих умений на основе
декоративно-прикладного искусства.
Задачи программы:
Обучающие:
 знакомить с техникой безопасности при работе с художественными материалами;
 знакомить с разными техниками декаративно-прикладного искусства;
 знакомить и формировать представление о связи между формой и её созданием;
 знакомить с техникой пластилинография;
 знакомить с техникой декупаж;
 знакомить с основными видами декоративно-прикладного искусства;
 обучить алгоритму создания творческой работы;
 обучить определять порядок действий, планировать этапы своей работы
Развивающие:
 развивать коммуникативные умения и навыки эффективного взаимодействия,
сотрудничества;
 развивать творческие способности в процессе коллективной деятельности





формировать устойчивый интерес и мотивацию к обучению и самообразованию;
стимулировать к самостоятельному созданию работы;
осуществлять контроль качества результатов собственной практической
деятельности;
 развивать фантазию и воображение
Воспитательные:
 воспитывать этику групповой работы;
 воспитывать положительное отношение к деловому сотрудничеству и
взаимоуважению;
 воспитывать стремление к приобретению новых знаний и совершенствованию
имеющихся навыков;
 воспитывать интерес к творчеству и к окружающему миру;
 воспитывать аккуратность и бережное отношение к материалам.
1.3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ
Ожидаемые результаты реализации программы:



















Личностные результаты:
сформирована этику групповой работы;
сформировано положительное отношение к деловому сотрудничеству и
взаимоуважению;
сформировано стремление к приобретению новых знаний и совершенствованию
имеющихся навыков;
сформирован интерес к творчеству и к окружающему миру;
сформирована аккуратность и бережное отношение к материалам.
Предметными результатами являются:
знают технику безопасности при работе с художественными материалами;
знают разные техники декаративно-прикладного искусства;
знают и сформировано представление о связи между формой и её созданием;
знают с техникой пластилинография;
знают технику декупаж;
знают основные виды декоративно-прикладного искусства;
знают алгоритм создания творческой работы;
умеют определять порядок действий, планировать этапы своей работы
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и
сформирована этика групповой работы;
сформировано положительное отношение к деловому сотрудничеству и
взаимоуважению;
сформировано стремление к приобретению новых знаний и совершенствованию
имеющихся навыков;
сформирован интерес к творчеству и к окружающему миру;
сформирован аккуратность и бережное отношение к материалам.

1.4 УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
№
2/1
1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Наименование раздела, темы

1 год обучения,
количество часов
2

Вводное занятие. Инструктаж по безопасности
по лепке, декупажу, аппликации и краскам.
Входная диагностика.
«Школьные будни»
«Осенняя пора» декупаж
«Осенние краски» лепка
«Начало холодов» краски
«Рисунки на стекле» аппликация
«Новогодняя пора» декупаж
«Небесные салюты» лепка
«Летние краски» краски
«Лучи заката» аппликация
«Цветочная поляна» декупаж
«Теплые деньки» лепка
«Приятные воспоминания»
Всего:

20
20
20
18
20
20
18
18
20
20
20
216

УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
«СТАРТОВЫЙ УРОВЕНЬ»
Наименование темы
1. Вводное занятие. Инструктаж
по безопасности по лепке, декупажу,
аппликации и краскам.
Входная диагностика.
«Школьные будни»
2. «Осенняя пора» декупаж
2.1 Создание закладки для книжки
2.2 Создание подвески
2.3 Создание подстаканника
2.4 Создание тарелочек
2.5 Создание подставки под
канцелярию
2.6 Создание часов
2.7 Обсуждение и эскизы
3.«Осенние краски» лепка
3.1 Плоская работа
3.2 Объемная работа
3.3 Пластилинография
3.4 Солёное тесто
3.5 Глина
4.«Начало холодов» краски
4.1 Работа с гуашью

всего
2

20

20

20

Количество часов
теория практика
1
1

9
1
1
1
1
1

11
2
2
2
2
2

1
3

1

5
1
1
1
1
1
4
1

15
1
2
4
4
4
16
4

Формы
Практическое
задание Устный
опрос. Первичное
оценивание.
Викторина
Обсуждение
Практическое
задание

Обсуждение
Практическое
задание

Обсуждение
Практическое

4.2 Работа с акварелью
4.3 Работа с цветом
4.4 Обсуждение и эскизы
5. «Рисунки на стекле»
аппликация
5.1 Создание природного мотива
5.2 Создание животного мотива
5.3 Переход цвета
5.4 Работа с шаблонами
5.5 Работа с разнофактурной бумагой
5.6 Обсуждение и эскизы
6. «Новогодняя пора» декупаж
6.1 Создание закладки для книжки
6.2 Создание подвески
6.3 Создание подстаканника
6.4 Создание тарелочек
6.5 Создание подставки под
канцелярию
6.6 Создание часов
6.7 Обсуждение и эскизы

18

20

7. «Небесные салюты» лепка
7.1 Плоская работа
7.2 Объемная работа
7.3 Пластилинография
7.4 Солёное тесто
7.5 Глина
8. «Летние краски» краски
8.1 Работа с гуашью
8.2 Работа с акварелью
8.3 Работа с цветом
8.4 Обсуждение и эскизы
9. «Лучи заката» аппликация
9.1 Создание природного мотива
9.2 Создание животного мотива
9.3 Переход цвета
9.4 Работа с шаблонами
9.5 Работа с разнофактурной бумагой
9.6 Обсуждение и эскизы
10. «Цветочная поляна» декупаж
10.1 Создание закладки для книжки
10.2 Создание подвески
10.3 Создание подстаканника
10.4 Создание тарелочек
10.5 Создание подставки под
канцелярию
10.6 Создание часов
10.7 Обсуждение и эскизы

20

11. «Теплые деньки» лепка
11.1 Плоская работа
11.2 Объемная работа

20

18

18

20

1
1
1
6

4
4
4
12

1
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1

2
2
2
2
2
2
11
2
2
2
2
2

1
3

1

5
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1

15
1
2
4
4
4
14
3
3
5
3
12
2
2
2
2
2
2
11
2
2
2
2
2

1
3

1

5
1
1

15
1
2

задание
Обсуждение
Практическое
задание

Обсуждение
Практическое
задание
Промежуточное
оценивание.
Викторина

Обсуждение
Практическое
задание

Обсуждение
Практическое
задание
Обсуждение
Практическое
задание

Обсуждение
Практическое
задание

Обсуждение
Практическое
задание

11.3 Пластилинография
11.4 Солёное тесто
11.5 Глина
12. «Приятные воспоминания»
12.1 Аппликация
12.2 Декупаж
12.3 Лепка
12.4 Краски
Всего

20

216

1
1
1
4
1
1
1
1
67

4
4
4
16
4
4
4
4
149

Обсуждение
Практическое
задание Устный
опрос. Итоговое
оценивание.

Содержание учебного (тематического) плана первого года обучения
1. Тема. Вводное занятие. «Школьные будни»
Теоретическое занятие: инструктаж по безопасности: аппликация, декупаж, лепка, краски.
Практическое занятие: входная диагностика, проведение викторины и устного опроса.
2. «Осенняя пора» декупаж
Теоретическое занятие: инструктаж по безопасности. Разговор об осени, овощах, и их
видах, изучение формы листьев. Изучение техники декупаж, и как осеннюю тему можно
представить в данной технике. Рассмотреть примеры в декоративно-прикладном
искусстве.
Практическое занятие: создание работ с помощью техники декупаж.
2.1 Создание закладки для книжки
Теоретическое занятие: рассмотреть виды закладок, из какого материала сделаны и как
могут функционировать. Проговорить время года «Осень», порассуждать, что можно
изобразить на закладке. Рассмотреть примеры в декоративно-прикладном искусстве.
Практическое занятие: создать закладку для книжки в технике «декупаж».
2.2 Создание подвески
Теоретическое занятие: рассмотреть виды подвесок, какому празднику они подходят, из
каких материалов сделаны, какой у них функционал. Рассмотреть примеры в декоративноприкладном искусстве.
Практическое занятие: создать подвеску разного вида или для определенного праздника в
технике «декупаж».
2.3 Создание подстаканника
Теоретическое занятие: рассмотреть виды подстаканников, какие они бывают, из какого
материала изготавливаются, только ли их можно использовать как подставка под горячее.
Рассмотреть примеры в декоративно-прикладном искусстве.
Практическое занятие: создать подстаканник (подставка по горячее) с помощью техники
«декупаж».
2.4 Создание тарелочек
Теоретическое занятие: рассмотреть виды тарелочек, какие они бывают и какой у них
функционал. Могут ли быть как утилитарными, так и декоративными. Рассмотреть
примеры в декоративно-прикладном искусстве.
Практическое занятие: создать тарелочку (конфетница) при помощи техники «декупаж».
2.5 Создание подставки под канцелярию
Теоретическое занятие: рассмотреть виды канцелярских принадлежностей и их
организацию. Рассмотреть виды подставок под канцелярию, из какого материала она
может быть выполнена. Рассмотреть примеры в декоративно-прикладном искусстве.
Практическое занятие: создать подставку под канцелярию в технике «декупаж».
2.6 Создание часов

Теоретическое занятие: рассмотреть и обсудить виды часов, какие они бывают, на
стенные, напольные, дизайнерские. Рассмотреть примеры в декоративно-прикладном
искусстве.
Практическое занятие: создание настенных часов в технике «декупаж».
2.7 Обсуждение и эскизы
Теоретическое занятие: обсуждение декоративно-прикладного искусства, в частности,
техники «декупаж». Рассмотреть какие декоративные и улитарные предметы могут быть
созданы в данной технике.
Практическое занятие: рассмотреть презентации, мультфильмы и фильмы по данной теме.
3. «Осенние краски» лепка
Теоретическое занятие: инструктаж по безопасности. Разговор об осени, овощах, и их
видах, изучение формы листьев. Изучение техники лепк, и как осеннюю тему можно
представить в данной технике. Рассмотреть примеры в декоративно-прикладном
искусстве.
Практическое занятие: создание работ с помощью техники лепка.
3.1 Плоская работа
Теоретическое занятие: рассмотреть виды работ из пластилина, из чего он сделан, какой
он бывает и для чего используется. Проговорить время года «Осень», порассуждать, что
можно изобразить в работе, проговорить технику «размазывания», плоской работы.
Рассмотреть примеры в декоративно-прикладном искусстве.
Практическое занятие: создать плоскую работу при помощи пластилина.
3.2 Объемная работа
Теоретическое занятие: рассмотреть виды работ из пластилина, в частности, объемные
работы. Проговорить время года «Осень», порассуждать, что можно изобразить в работе,
обсудить технику объемной работы. Рассмотреть примеры в декоративно-прикладном
искусстве.
Практическое занятие: создать объемную работу при помощи пластилина.
3.3 Пластилинография
Теоретическое занятие: изучить технику «пластилинография», рассмотреть её виды и
возможные материалы. Рассмотреть примеры в декоративно-прикладном искусстве.
Практическое занятие: создать работу в технике «пластилинография».
3.4 Солёное тесто
Теоретическое занятие: изучить солёное тесто, его историю, в чем отличие от пластилина.
Рассмотреть примеры в декоративно-прикладном искусстве.
Практическое занятие: создать работу из солёного теста.
3.5 Глина
Теоретическое занятие: изучить глину, её виды, что помимо декоративно-прикладного
искусства можно сделать при помощи глины. Рассмотреть примеры в декоративноприкладном искусстве.
Практическое занятие: создать работу при помощи глины.
4. «Начало холодов» краски
Теоретическое занятие: инструктаж по безопасности. Разговор о холоде, холодных
мотивах, и их видах, обсуждение разновидности красок. Изучение техники краски, и как
зимнюю тему можно представить в данной технике. Рассмотреть примеры в декоративноприкладном искусстве.
Практическое занятие: работа с красками, создание «холодных» мотивов с помощью
передачи цвета красками.
4.1 Работа с гуашью
Теоретическое занятие: вспомнить работу с гуашью,
Практическое занятие: создать работу в технике гуашь, создание холодных мотивов.

4.2 Работа с акварелью
Теоретическое занятие: рассмотреть работы с акварелью, посмотреть техники работы с
акварелью.
Практическое занятие: создать работу в холодных тонах, с использованием техники «по
мокрому».
4.3 Работа с цветом
Теоретическое занятие: рассмотреть «теплые» и «холодные» цвета, «разбеление» и
«затемнение» цветов.
Практическое занятие: создать комплекс работ : «от холодного к теплому», «от теплого к
холодному», «разбеление цветов», «затемнение цветов».
4.4 Обсуждение и эскизы
Теоретическое занятие: обсуждение декоративно-прикладного искусства, в частности,
техники «краски». Рассмотреть какие декоративные и улитарные предметы могут быть
созданы в данной технике.
Практическое занятие: рассмотреть презентации, мультфильмы и фильмы по данной теме.
5. «Рисунки на стекле» аппликация
Теоретическое занятие: инструктаж по безопасности. Обсуждение природных мотивом и
рисунков, которые она создает, и как зимнюю тему можно представить в данной технике.
Рассмотреть примеры в декоративно-прикладном искусстве.
Практическое занятие: изображение изморози с помощью бумаги.
5.1 Создание природного мотива
Теоретическое занятие: просмотр аналогов природных мотивов, какие предметы быта или
картины созданы с помощью природных мотивов.
Практическое занятие: создание тарелочки с использованием природных мотивов,
техники «орнамент» или «узор».
5.2 Создание животного мотива
Теоретическое занятие: рассмотреть аналоги животных, какие предметы быта или
картины созданы с помощью животных мотивов.
Практическое занятие: создание тарелочки с животными мотивами, создание одного или
нескольких животных.
5.3 Переход цвета
Теоретическое занятие: рассмотреть переходы цвета, как красками, так и цветной
бумагой.
Практическое занятие: создание работы «Цветные листочки» с использованием цветной
бумаги и переходом цвета.
5.4 Работа с шаблонами
Теоретическое занятие: рассмотреть способы создания шаблонов, как и где они
применяются.
Практическое занятие: учиться создавать шаблоны, а так же учиться работать с ними.
5.5 Работа с разнофактурной бумагой
Теоретическое занятие: рассмотреть разнофактурную бумагу, какая она бывает, из каких
материалов может быть создана.
Практическое занятие: создать работу с разнофактурной бумагой.
5.6 Обсуждение и эскизы
Теоретическое занятие: обсуждение декоративно-прикладного искусства, в частности,
техники «аппликация». Рассмотреть какие декоративные и улитарные предметы могут
быть созданы в данной технике.
Практическое занятие: рассмотреть презентации, мультфильмы и фильмы по данной теме.
6. «Новогодняя пора» декупаж

Теоретическое занятие: обсуждение зимних праздников, в частности «Новый год».
Рассмотреть примеры в декоративно-прикладном искусстве.
Практическое занятие: создание работ с помощью техники декупаж.
6.1 Создание закладки для книжки
Теоретическое занятие: рассмотреть виды закладок, из какого материала сделаны и как
могут функционировать. Проговорить время года «Зима» и праздник «Новый год»,
порассуждать. Что можно изобразить на закладке. Рассмотреть примеры в декоративноприкладном искусстве.
Практическое занятие: создать закладку для книжки в технике «декупаж»
6.2 Создание подвески
Теоретическое занятие: рассмотреть виды подвесок, какому празднику они подходят, из
каких материалов сделаны, какой у них функционал. Рассмотреть примеры в декоративноприкладном искусстве.
Практическое занятие: создать подвеску для определенного праздника в технике
«декупаж»
6.3 Создание подстаканника
Теоретическое занятие: рассмотреть виды подстаканников, какие они бывают, из какого
материала изготавливаются, только ли их можно использовать как подставка под горячее.
Рассмотреть примеры в декоративно-прикладном искусстве.
Практическое занятие: создать подстаканник (подставка по горячее) с помощью техники
«декупаж»
6.4 Создание тарелочек
Теоретическое занятие: рассмотреть виды тарелочек, какие они бывают и какой у них
функционал. Могут ли быть как утилитарными, так и декоративными. Рассмотреть
примеры в декоративно-прикладном искусстве.
Практическое занятие: создать тарелочку (конфетница) при помощи техники «декупаж»
6.5 Создание подставки под канцелярию
Теоретическое занятие: рассмотреть виды канцелярских принадлежностей и их
организацию. Рассмотреть виды подставок под канцелярию, из какого материала она
может быть выполнена. Рассмотреть примеры в декоративно-прикладном искусстве.
Практическое занятие: создать подставку под канцелярию в технике «декупаж»
6.6 Создание часов
Теоретическое занятие: рассмотреть и обсудить виды часов, какие они бывают, на
стенные, напольные, дизайнерские. Рассмотреть примеры в декоративно-прикладном
искусстве.
Практическое занятие: создание настенных часов в технике «декупаж», проверка
промежуточных результатов
6.7 Обсуждение и эскизы
Теоретическое занятие: обсуждение декоративно-прикладного искусства, в частности,
техники «декупаж». Рассмотреть какие декоративные и улитарные предметы могут быть
созданы в данной технике.
Практическое занятие: рассмотреть презентации, мультфильмы и фильмы по данной теме.
7. «Небесные салюты» лепка
Теоретическое занятие: обсуждение фейерверков, по каким праздникам они проходят, а
так же, вне праздников.
Практическое занятие: при помощи техник лепка и пластилинография научиться
изображать фейерверки.
7.1 Плоская работа
Теоретическое занятие: рассмотреть виды работ из пластилина, из чего он сделан, какой
он бывает и для чего используется. Проговорить время года «Зима», порассуждать, что

можно изобразить в работе, проговорить технику «размазывания», плоской работы.
Рассмотреть примеры в декоративно-прикладном искусстве.
Практическое занятие: создать плоскую работу при помощи пластилин.
7.2 Объемная работа
Теоретическое занятие: рассмотреть виды работ из пластилина, в частности, объемные
работы. Проговорить время года «Зима», порассуждать, что можно изобразить в работе,
обсудить технику объемной работы. Рассмотреть примеры в декоративно-прикладном
искусстве.
Практическое занятие: создать объемную работу при помощи пластилина..
7.3 Пластилинография
Теоретическое занятие: изучить технику «пластилинография», рассмотреть её виды и
возможные материалы. Рассмотреть примеры в декоративно-прикладном искусстве.
Практическое занятие: создать работу в технике «пластилинография».
7.4 Солёное тесто
Теоретическое занятие: изучить солёное тесто, его историю, в чем отличие от пластилина.
Рассмотреть примеры в декоративно-прикладном искусстве.
Практическое занятие: создать работу из солёного теста.
7.5 Глина
Теоретическое занятие: изучить глину, её виды, что помимо декоративно-прикладного
искусства можно сделать при помощи глины. Рассмотреть примеры в декоративноприкладном искусстве.
Практическое занятие: создать работу при помощи глины.
8. «Летние краски» краски
Теоретическое занятие: во время холодов вспоминать про тепло, обсуждение весенних и
летних мотивов.
Практическое занятие: с помощью красок изображать весенние и летние красочные
мотивы.
8.1 Работа с гуашью
Теоретическое занятие: повторить работу с гуашью,
Практическое занятие: создать работу в технике гуашь, создание теплых мотивов.
8.2 Работа с акварелью
Теоретическое занятие: рассмотреть работы с акварелью, повторить техники работы с
акварелью.
Практическое занятие: создать работу в теплых тонах, с использованием техники «по
мокрому».
8.3 Работа с цветом
Теоретическое занятие: рассмотреть «теплые» и «холодные» цвета, «разбеление» и
«затемнение» цветов.
Практическое занятие: создать комплекс работ: «от холодного к теплому», «от теплого к
холодному», «разбеление цветов», «затемнение цветов».
8.4 Обсуждение и эскизы
Теоретическое занятие: обсуждение декоративно-прикладного искусства, в частности,
техники «краски». Рассмотреть какие декоративные и улитарные предметы могут быть
созданы в данной технике.
Практическое занятие: рассмотреть презентации, мультфильмы и фильмы по данной теме.
9. «Лучи заката» аппликация
Теоретическое занятие: обсуждение цветов и их сочетаний при помощи бумаги.
Практическое занятие: изображение переходов цвета при помощи аппликаций.
9.1 Создание природного мотива

Теоретическое занятие: просмотр аналогов природных мотивов, какие предметы быта или
картины созданы с помощью природных мотивов.
Практическое занятие: создание тарелочки с использованием природных мотивов,
техники «орнамент» или «узор».
9.2 Создание животного мотива
Теоретическое занятие: рассмотреть аналоги животных, какие предметы быта или
картины созданы с помощью животных мотивов.
Практическое занятие: создание тарелочки с животными мотивами, создание одного или
нескольких животных.
9.3 Переход цвета
Теоретическое занятие: рассмотреть переходы цвета, как красками, так и цветной
бумагой.
Практическое занятие: создание работы «Цветные листочки» с использованием цветной
бумаги и переходом цвета.
9.4 Работа с шаблонами
Теоретическое занятие: рассмотреть способы создания шаблонов, как и где они
применяются.
Практическое занятие: учиться создавать шаблоны, а так же учиться работать с ними.
9.5 Работа с разнофактурной бумагой
Теоретическое занятие: рассмотреть разнофактурную бумагу, какая она бывает, из каких
материалов может быть создана.
Практическое занятие: создать работу с разнофактурной бумагой.
9.6 Обсуждение и эскизы
Теоретическое занятие: обсуждение декоративно-прикладного искусства, в частности,
техники «аппликация». Рассмотреть какие декоративные и улитарные предметы могут
быть созданы в данной технике.
Практическое занятие: рассмотреть презентации, мультфильмы и фильмы по данной теме.
10. «Цветочная поляна» декупаж
Теоретическое занятие: инструктаж по безопасности. Разговор об весне, цветах, тепле,
весенние ассоциации. Изучение техники декупаж, и как весеннюю тему можно
представить в декупаже. Рассмотреть примеры в декоративно-прикладном искусстве.
Практическое занятие: создание работ с помощью техники декупаж.
10.1 Создание закладки для книжки
Теоретическое занятие: рассмотреть виды закладок, из какого материала сделаны и как
могут функционировать. Проговорить время года «Весна», порассуждать, что можно
изобразить на закладке. Рассмотреть примеры в декоративно-прикладном искусстве.
Практическое занятие: создать закладку для книжки в технике «декупаж».
10.2 Создание подвески
Теоретическое занятие: рассмотреть виды подвесок, какому празднику они подходят, из
каких материалов сделаны, какой у них функционал. Рассмотреть примеры в декоративноприкладном искусстве.
Практическое занятие: создать подвеску разного вида или для определенного праздника в
технике «декупаж».
10.3 Создание подстаканника
Теоретическое занятие: рассмотреть виды подстаканников, какие они бывают, из какого
материала изготавливаются, только ли их можно использовать как подставка под горячее.
Рассмотреть примеры в декоративно-прикладном искусстве.
Практическое занятие: создать подстаканник (подставка по горячее) с помощью техники
«декупаж».
10.4 Создание тарелочек

Теоретическое занятие: рассмотреть виды тарелочек, какие они бывают и какой у них
функционал. Могут ли быть как утилитарными, так и декоративными. Рассмотреть
примеры в декоративно-прикладном искусстве.
Практическое занятие: создать тарелочку (конфетница) при помощи техники «декупаж».
10.5 Создание подставки под канцелярию
Теоретическое занятие: рассмотреть виды канцелярских принадлежностей и их
организацию. Рассмотреть виды подставок под канцелярию, из какого материала она
может быть выполнена. Рассмотреть примеры в декоративно-прикладном искусстве.
Практическое занятие: создать подставку под канцелярию в технике «декупаж».
10.6 Создание часов
Теоретическое занятие: рассмотреть и обсудить виды часов, какие они бывают, на
стенные, напольные, дизайнерские. Рассмотреть примеры в декоративно-прикладном
искусстве.
Практическое занятие: создание настенных часов в технике «декупаж».
10.7 Обсуждение и эскизы
Теоретическое занятие: обсуждение декоративно-прикладного искусства, в частности,
техники «декупаж». Рассмотреть какие декоративные и улитарные предметы могут быть
созданы в данной технике.
Практическое занятие: рассмотреть презентации, мультфильмы и фильмы по данной теме.
11. «Теплые деньки» лепка
Теоретическое занятие: подведение наших работ в летнему, солнечному времени года,
обсуждение Лета.
Практическое занятие: при помощи лепки и пластилинографии создать красочные и
интересные работы на тему Лето.
11.1 Плоская работа
Теоретическое занятие: рассмотреть виды работ из пластилина, из чего он сделан, какой
он бывает и для чего используется. Проговорить время года «Весна», порассуждать, что
можно изобразить в работе, проговорить технику «размазывания», плоской работы.
Рассмотреть примеры в декоративно-прикладном искусстве.
Практическое занятие: создать плоскую работу при помощи пластилина.
11.2 Объемная работа
Теоретическое занятие: рассмотреть виды работ из пластилина, в частности, объемные
работы. Проговорить время года «Весна», порассуждать, что можно изобразить в работе,
обсудить технику объемной работы. Рассмотреть примеры в декоративно-прикладном
искусстве.
Практическое занятие: создать объемную работу при помощи пластилина.
11.3 Пластилинография
Теоретическое занятие: изучить технику «пластилинография», рассмотреть её виды и
возможные материалы. Рассмотреть примеры в декоративно-прикладном искусстве.
Практическое занятие: создать работу в технике «пластилинография».
11.4 Солёное тесто
Теоретическое занятие: изучить солёное тесто, его историю, в чем отличие от пластилина.
Рассмотреть примеры в декоративно-прикладном искусстве.
Практическое занятие: создать работу из солёного теста.
11.5 Глина
Теоретическое занятие: изучить глину, её виды, что помимо декоративно-прикладного
искусства можно сделать при помощи глины. Рассмотреть примеры в декоративноприкладном искусстве.
Практическое занятие: создать работу при помощи глины.
12. «Приятные воспоминания»

Теоретическое занятие: обсуждение проделанных работ, техник.
Практическое занятие: итоговые занятия, проверка полученных знаний и умений.
12.1 Аппликация
Теоретическое занятие: вспомнить проделанную работу за год, вспомнить техники
работы.
Практическое занятие: создать работу с применением изученных техник. Показать знания,
полученные за учебный год.
12.2 Декупаж
Теоретическое занятие: вспомнить проделанную работу по технике «декупаж».
Практическое занятие: создать тарелочку (конфетница) при помощи техники «декупаж».
Показать знания, полученные за учебный год.
12.3 Лепка
Теоретическое занятие: рассказать про пластилин, из чего он сделан, какой он бывает и
для чего используется. Проговорить полученные знания и умения, порассуждать, что
можно изобразить в работе, проговорить технику «размазывания», плоской работы.
Рассмотреть примеры в декоративно-прикладном искусстве.
Практическое занятие: создать плоскую работу при помощи пластилина. Показать знания,
полученные за учебный год.
12.4 Краски
Теоретическое занятие: вспомнить проделанную работу за год. Вспомнить техники,
которые были изучены за этот год.
Практическое занятие: создать работу с применением изученных техник. Показать знания,
полученные за учебный год.
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год
обучения

Дата
начала
обучени
я

Дата
оконча
ния
обучен
ия

1

Количе
ство
учебны
х
недель

Количе
ство
учебны
х дней

Количе
ство
учебны
х
часов

36

108

216

Продол
житель
ность
канику
л

Компл
ектова
ние
групп

Проме
жуточн
ая
аттеста
ция

с 01.01. с 01.09.
по
по
08.01.
зимние
с 01.06.
по

Итогов
ая
аттеста
ция

Режим
заняти
й

с 19.05.
по

3
заняти
я по 2
часа в
неделю

летние
2.1.1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ Учебные Форма занятия
1/1 недели
1.

1 неделя

Комбинированное

Количе Наименование темы
ство
часов
2
«Школьные будни»
аппликация. Инструктаж
по ТБ.

Формы
контроля
Обсуждение
Наблюдение

2.

Комбинированное

2

3.

Комбинированное

2

4.

2 неделя

5.

Комбинированное

2

6.

Комбинированное

2

Комбинированное

2

7.

3 неделя

8.

Комбинированное

9.

Комбинированное

2

10. 4 неделя

Комбинированное

2

Игра-знакомство.
«Школьные будни»
аппликация. Создание
рюкзачка.

Входная
диагностика
Теоретическое
занятие:
Практическое
занятие:
Практическая
работа

«Школьные будни»
аппликация. Обсуждение
и освоение техники
аппликация.
«Школьные будни»
аппликация. Создание
пейзажа из цветной
бумаги и картона.
«Школьные будни»
аппликация. Создание
школьных
принадлежностей.
«Школьные будни»
аппликация. Создание
закладки с
импользованием
разнофактурной бумаги.
«Школьные будни»
аппликация. Создание
закладок для книг.

Наблюдение
Практическая
работа

«Школьные будни»
аппликация. Упражнение
в подборе цветов
Изготовление открытки.
«Школьные будни»
аппликация. Создание
работы с
использованием
шаблонов.
«Осенняя пора»
декупаж. инструктаж по
безопасности. Разговор
об осени, овощах, и их
видах, изучение формы
листьев. Изучение
техники декупаж, и как
осеннюю тему можно
представить в декупаже.

Практическая
работа
Наблюдение

Обсуждение
Практическая
работа
Наблюдение
Викторина
Обсуждение
Практическая
работа
Обсуждение
Практическая
работа

Наблюдение
Практическая
работа
Обсуждение
Входная
диагностика
Практическая
работа

11.

Комбинированное

2

«Осенняя пора»
декупаж. Создание
закладки для книги.

Наблюдение
Практическая
работа

12.

Комбинированное

2

Обсуждение
Практическая
работа

13. 5 неделя

Комбинированное

2

«Осенняя пора»
декупаж. Создание
эскиза для работы
«подставка под горячее».
«Осенняя пора» декупаж
Создание подставки под
горячее.

14.

Комбинированное

2

Практическая
работа

15.

Комбинированное

2

16. 6 неделя

Комбинированное

2

«Осенняя пора»
декупаж. Создание
подвески.
«Осенняя пора»
декупаж. Создание
закладки для книги в
технике «декупаж».
«Осенняя пора»
декупаж. Создание
тарелочки.

17.

Комбинированное

2

Наблюдение
Практическая
работа

18.

Комбинированное

2

«Осенняя пора»
декупаж. Создание
эскиза для работы
«Часы».
«Осенняя пора»
декупаж. Создание
большой работы, часы.

19. 7 неделя

Комбинированное

2

«Осенние краски»
лепка. Инструктаж по
безопасности,
обсуждение осенних
мотивов.

Обсуждение
Входная
диагностика
Практическая
работа

20.

Комбинированное

2

21.

Комбинированное

2

22. 8 неделя

Комбинированное

2

«Осенние краски» лепка.
Создание работы с
пластилинографией.
«Осенние краски» лепка.
Подготовка к большой
плоской работе, начало.
«Осенние краски» лепка.
Создание плоской
работы, конец.

Практическая
работа
Наблюдение
Наблюдение
Практическая
работа
Обсуждение
Практическая
работа

23.

Комбинированное

2

«Осенние краски» лепка.
Создание подставки из
глины.

Наблюдение
Практическая
работа

Наблюдение
Практическая
работа

Наблюдение
Практическая
работа
Обсуждение
Практическая
работа

Практическая
работа

24.

Комбинированное

2

25. 9 неделя

Комбинированное

2

26.

Комбинированное

2

27.

Комбинированное

2

28. 10
неделя

Комбинированное

2

29.

Комбинированное

2

30.

Комбинированное

2

31. 11
неделя

Комбинированное

2

32.

Комбинированное

2

33.

Комбинированное

2

34. 12
неделя

Комбинированное

2

35.

Комбинированное

2

«Осенние краски» лепка.
Создание работы из
глины, тарелочка.
«Осенние краски» лепка.
Создание объемной
работы.
«Осенние краски» лепка.
Создание эскиза для
большой работы.
«Осенние краски» лепка.
Создание большой
работы с объединением
техник.
«Начало холодов»
краски. Инструктаж по
безопасности,
обсуждение техники, в
которых применяются
краски.

Обсуждение
Практическая
работа
Обсуждение
Практическая
работа
Наблюдение
Практическая
работа
Наблюдение
Практическая
работа

«Начало холодов»
краски. Изготовление
открытки, рисование
ватными палочками
«Начало холодов»
краски. Создание работы
«пейзаж» с
акварельными красками.
«Начало холодов»
краски. Создание работы
с переходом цвета «от
темного к светлому».
«Начало холодов»
краски. Создание работы
с переходом цвета «от
светлого к темному».
«Начало холодов»
краски. Создание работы
при помощи ватных
палочек.
«Начало холодов»
краски. Создание работы
при помощи цветового
круга.

Наблюдение
Практическая
работа

«Начало холодов»
краски. Создание работы
«от теплого к
холодному»

Наблюдение
Практическая
работа

Обсуждение
Входная
диагностика
Практическая
работа

Наблюдение
Практическая
работа
Обсуждение
Практическая
работа
Практическая
работа
Наблюдение
Обсуждение
Практическая
работа
Обсуждение
Практическая
работа

36.

Комбинированное

2

37. 13
неделя

Комбинированное

2

38.

Комбинированное

2

39.

Комбинированное

2

40. 14
неделя

Комбинированное

2

41.

Комбинированное

2

42.

Комбинированное

2

43. 15
неделя

Комбинированное

2

44.

Комбинированное

2

45.

Комбинированное

2

46. 16
неделя

Комбинированное

2

47.

Комбинированное

2

«Начало холодов»
краски. Создание работы
«от холодного к
теплому»
«Рисунки на стекле»
аппликация. обсуждение
природных мотивом и
рисунков, которые она
создает.
«Рисунки на стекле»
аппликация. Упражнение
в подборе цветов
Изготовление открытки.
«Рисунки на стекле»
аппликация. Создание
работы «пейзаж» с
цветной бумагой и
картоном.
«Рисунки на стекле»
аппликация. Создание
плоской работы с
переходом цвета.
«Рисунки на стекле»
аппликация. Создание
объемной работы с
переходом цвета.
«Рисунки на стекле»
аппликация. Создание
работы с помощью
разнофактурной бумаги.
«Рисунки на стекле»
аппликация. Создание
работы с природным
мотивом.

Наблюдение
Практическая
работа

«Рисунки на стекле»
аппликация. Создание
работы с животным
мотивом.
«Рисунки на стекле»
аппликация. Работа по
шаблону, создание
объемной работы.
«Новогодняя пора»
декупаж. обсуждение
зимних праздников, в
частности «Новый год».
«Новогодняя пора»
декупаж. Создание
закладки.

Наблюдение
Практическая
работа

Обсуждение
Практическая
работа
Наблюдение
Практическая
работа
Практическая
работа

Обсуждение
Практическая
работа
Наблюдение
Практическая
работа
Наблюдение
Практическая
работа
Обсуждение
Практическая
работа

Наблюдение
Практическая
работа
Обсуждение
Практическая
работа
Практическая
работа

48.

Комбинированное

2

«Новогодняя пора»
декупаж.Создание эскиза
для работы «Новогодняя
тарелочка»
«Новогодняя пора»
декупаж. Создание
тарелочки.
«Новогодняя пора»
декупаж. Создание
подвески на ёлку.

Практическая
работа

49. 17
неделя

Комбинированное

2

50.

Комбинированное

2

51.

Комбинированное

2

«Новогодняя пора»
декупаж. Создание
подстаканника под
канцелярию.
«Новогодняя пора»
декупаж. Создание
подставки под горячее.

Обсуждение
Практическая
работа

52. 18
неделя

Комбинированное

2

53.

Комбинированное

2

«Новогодняя пора»
декупаж. Создание
эскиза для работы
«новогодний шар».

54.

Комбинированное

2

55. 19
неделя

Комбинированное

2

56.

Комбинированное

2

57.

Комбинированное

2

58. 20
неделя

Комбинированное

2

59.

Комбинированное

2

60.

Комбинированное

2

61. 21
неделя

Комбинированное

2

«Новогодняя пора»
декупаж. Создание
большого новогоднего
шара.
«Небесные салюты»
лепка. Обсуждение
фейерверков, по каким
праздникам они
проходят, а так же, вне
праздников.
«Небесные салюты»
лепка. Создание плоской
работы.
«Небесные салюты»
лепка. Создание работы
с «пластилинографией»
«Небесные салюты»
лепка. Создание работы
из глины.
«Небесные салюты»
лепка. Создание работы
из соленого теста.
«Небесные салюты»
лепка. Создание эскизов
для объемной работы.
«Небесные салюты»
лепка. Создание
объемной работы.

Практическая
работа
Наблюдение
Наблюдение
Практическая
работа

Проверка
знаний и умений
Практическая
работа
Практическая
работа

Наблюдение
Практическая
работа
Обсуждение
Практическая
работа

Наблюдение
Практическая
работа
Практическая
работа
Наблюдение
Практическая
работа
Обсуждение
Практическая
работа
Наблюдение
Практическая
работа
Наблюдение
Практическая
работа

62.

Комбинированное

2

«Небесные салюты»
лепка. Создание
объемной работы.
«Небесные
салюты»
лепка. Создание работы с
объединением техник.
«Летние краски» краски.
Во
время
холодов
вспоминать про тепло,
обсуждение весенних и
летних мотивов.
«Летние краски» краски.
Изготовление открытки,
рисование
ватными
палочек.
«Летние краски» краски.
Создание
работы
использованием
акварели.
«Летние краски» краски.
Создание работы с
переходом цвета от
темного к светлому.
«Летние краски» краски.
Создание
работы
с
переходом
цвета
от
светлого к темному.

Обсуждение
Практическая
работа
Наблюдение
Практическая
работа
Наблюдение
Практическая
работа

63.

Комбинированное

2

64. 22
неделя

Комбинированное

2

65.

Комбинированное

2

66.

Комбинированное

2

67. 23
неделя

Комбинированное

2

68.

Комбинированное

2

69.

Комбинированное

2

«Летние краски» краски.
Изготовление открытки,
рисование
ватными
палочек.
«Летние краски» краски.
Создание
работы
с
использованием
цветового круга.

Обсуждение
Практическая
работа

70. 24
неделя

Комбинированное

2

71.

Комбинированное

2

«Летние краски» краски.
Создание работы «от
холодного к теплому».

Просмотр
Обсуждение
Практическая
работа

72.

Комбинированное

2

73. 25
неделя

Комбинированное

2

Обсуждение
Практическая
работа
Наблюдение
Практическая
работа

74.

Комбинированное

2

«Летние краски» краски.
Создание работы «от
теплого к холодному»
«Лучи
заката»
аппликация. обсуждение
цветов и их сочетаний
при помощи бумаги.
«Лучи
заката»
аппликация. Упражнение
в подборе цветов Работа

Обсуждение
Практическая
работа
Наблюдение
Практическая
работа
Практическая
работа
Наблюдение
Практическая
работа

Наблюдение
Практическая
работа

Обсуждение
Практическая
работа

по
шаблону.
Изготовление открытки.
75.

Комбинированное

2

76. 26
неделя

Комбинированное

2

77.

Комбинированное

2

78.

Комбинированное

2

79. 27
неделя

Комбинированное

2

80.

Комбинированное

2

81.

Комбинированное

2

82. 28
неделя

Комбинированное

2

83.

Комбинированное

2

84.

Комбинированное

2

85. 29
неделя

Комбинированное

2

86.

Комбинированное

2

«Лучи
заката»
аппликация.
Создание
открытки
с
разнофактурной
бумагой.
«Лучи заката»
аппликация. Создание
плоской работы с
переходом цвета.
«Лучи заката»
аппликация. Создание
объемной работы с
переходом цвета.

Обсуждение
Практическая
работа

«Лучи заката»
аппликация. Работа с
шаблонами и
разнофактурной
бумагой.
«Лучи заката»
аппликация. Создание
работы с животным
мотивом.
«Лучи заката»
аппликация. Создание
работы с природным
мотивом.
«Лучи заката»
аппликация. Работа по
шаблону, создание
объемной работы.
«Цветочная поляна»
декупаж. обсуждение
весенних мотивов.
«Цветочная поляна»
декупаж. Создание
подвески.

Обсуждение
Практическая
работа

«Цветочная поляна»
декупаж. Создание
стакана под канцелярию.
«Цветочная поляна»
декупаж. Создание
закладки для книги.
«Цветочная поляна»
декупаж. Создание
эскиза для «часов».

Обсуждение
Практическая
работа
Наблюдение
Практическая
работа
Обсуждение
Практическая
работа

Наблюдение
Практическая
работа
Наблюдение
Практическая
работа

Наблюдение
Практическая
работа
Наблюдение
Практическая
работа
Обсуждение
Практическая
работа
Наблюдение
Практическая
работа
Обсуждение
Практическая
работа

87.

Комбинированное

2

88. 30
неделя

Комбинированное

2

89.

Комбинированное

2

90.

Комбинированное

2

91. 31
неделя

Комбинированное

2

92.

Комбинированное

2

93.

Комбинированное

2

94. 32
неделя

Комбинированное

2

95.

Комбинированное

2

96.

Комбинированное

2

97. 33
неделя

Комбинированное

2

98.

Комбинированное

2

99.

Комбинированное

2

100. 34
неделя

Комбинированное

2

«Цветочная поляна»
декупаж. Создание
работы «часы».
«Цветочная поляна»
декупаж. Создание
подвески.
«Цветочная поляна»
декупаж. Создание
эскиза для конфетницы.
«Цветочная поляна»
декупаж. Создание
большой работы,
конфетница.
«Теплые деньки» лепка.
Подведение наших работ
в летнему, солнечному
времени года,
обсуждение Лета.
«Теплые деньки» лепка.
Создание работы из
глины.
«Теплые деньки» лепка.
Создание эскиза для
плоской работы.
«Теплые деньки» лепка.
Создание плоской
работы.
«Теплые деньки» лепка.
Создание эскиза для
объемной работы.
«Теплые деньки» лепка.
Создание объемной
работы.
«Теплые деньки» лепка.
Создание работы в
технике
пластилинография.
«Теплые деньки» лепка.
Создание эскиза для
большой работы.

Обсуждение
Практическая
работа
Наблюдение
Практическая
работа
Обсуждение
Практическая
работа
Обсуждение
Практическая
работа

«Теплые деньки» лепка.
Создание работы с
объединением техник.
«Приятные
воспоминания».
обсуждение
проделанных работ,
техник.

Обсуждение
Практическая
работа
Наблюдение
Практическая
работа

Наблюдение
Практическая
работа
Обсуждение
Практическая
работа
Обсуждение
Практическая
работа
Практическая
работа
Обсуждение
Практическая
работа
Обсуждение
Практическая
работа
Наблюдение
Практическая
работа
Наблюдение
Практическая
работа

101.

Комбинированное

2

«Приятные
воспоминания».
Создание работы из
пластилина.

Наблюдение
Практическая
работа

102.

Комбинированное

2

103. 35
неделя

Комбинированное

2

Обсуждение
Наблюдение
Практическая
работа
Наблюдение
Практическая
работа

104.

Комбинированное

2

«Приятные
воспоминания».
Создание работы при
помощи красок.
«Приятные
воспоминания».
Создание эскиза для
работы с глиной.
«Приятные
воспоминания».
Создание работы из
глины.

105.

Комбинированное

2

106. 36
неделя

Комбинированное

2

Промежуточное
оценивание
Практическая
работа
Практическая
работа

107.

Комбинированное

2

108.

Комбинированное

2

«Приятные
воспоминания».
Создание эскиза для
техники «аппликация».
«Приятные
воспоминания».
Создание работы из
аппликации.
«Приятные
воспоминания».
Создание эскиза для
техники «декупаж».
«Приятные
воспоминания».
Создание работы при
помощи техники
декупаж.

Обсуждение
Практическая
работа

Практическая
работа
Демонстрация
творческих
работ
родителям.
Итого: 216

2.2 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧСЕКИЕ УСЛОВИЯ
№/
№

1
2
3
4
5

Оборудование

Единица Количест Количество
измерен во
на группу
ия
одного
обучающе
гося
Учебный кабинет с типовой
1
мебелью
Доска школьная
шт
1
Бумага белая
уп
1
Картон
уп
1
Бумага цветная
уп
1

на %
использован
ия в ходе
реализации
программы
100%
70%
50%
40%
40%

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

Простые карандаши
Цветные карандаши
Кисти
синтетические
плоские и круглые
Кисти для клея
Гуашь
Акварель
Стек
Соленое тесто
Ножницы
Палитра
Клеенка на 1 рабочее место
Ватные палочки
Циркуль
Глина

шт
уп.
уп

1
1
1

30%
40%
40%

шт
наб
наб
шт
1 кг
шт
шт
шт
уп
шт
шт

1
1
1
1
0,5
1
1
1

40%
40%
40%
30%
70%
20%
70%
80%
80%
40%
40%

18 кг

1
5
20

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
№ Наименова Ссылка
1/ ние
1
Декоративн https://academy-of-curiosity.ru/tvorchestvo/25-prostyh-letnih-podelok/
оприкладное
искусство
для детей
Детская
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlyaпсихология roditelei/2015/09/21/psihologicheskie-osobennosti-detey-7-8-let
у детей
младшего
школьного
возраста
ДПИ для
https://gidrukodeliya.ru/podelki-dlya-detey-7-let
детей
Особенност https://intiu.ru/obrazovanie/dopolnitelnoe-obrazovanie/izo/
и
преподаван
ия педагога
дополнител
ьного
образовани
я ИЗО
Сказка о
https://yandex.ru/video/search?text=это%20совсем%20не%20просто%20
белой
мультик&path=wizard&parentльдинке
История
http://www.tvorim-sami.ru/310-istoriya-vozniknoveniya-solenogoвозникнове testa.html
ния
рукоделия лепки из
соленого
теста.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебнотематическим планом (по каждой теме), возрастными и психологическими особенностями
детей, уровнем их развития и способностями.

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в
области, соответствующей профилю объединения без предъявления требований к стажу
работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное
образование и дополнительное профессиональное образование по направлению
"Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы и курсы
повышения квалификации по направлению деятельности.
2.3 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ/КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Для оценки текущей работы, педагог использует следующие методы: наблюдение за
работающими детьми, обсуждение результатов с обучающимися, презентации
обучающихся.
Способами проверки результатов реализации дополнительной общеразвивающей
программы являются:
Входное оценивание (проверяется уровень знаний, умений, навыков детьми);
Промежуточное (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);
Итоговая аттестация (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению
программы за весь курс обучения).
Выявление достигнутых результатов осуществляется через просмотры законченных
творческих работ (во время отчетных просмотров по окончании обучения определяются,
прежде всего, практические умения и навыки обучающихся).
Текущее оценивание (выявление ошибок и успехов в работах обучающихся на занятиях);
Критерием оценки результатов учебной деятельности являются: уровень знаний
теоретического материала, степень овладения приёмами работы с техниками декоративноприкладного искусства; умение анализировать и решать творческие задачи,
сформированность интереса обучающихся к занятиям.
Формами подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы
являются:
- предварительные просмотры фильмов
- защита творческих проектов
- участие в фестивалях детского творчества
Оценочные материалы к программе:
1. Протоколы промежуточной аттестации обучающихся по темам (Приложение 1)
Программа разработана на основе нормативно-правовой документации:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» в действующей редакции.

Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 24-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации (в редакции 2013 г.).

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р).

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-

эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».

Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об Утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам".

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533
«О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный
приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196.

Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461 ПП «О
региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской
области».

Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242. «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ).

Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК -641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»).

Приказ Министерства образования и моложёной политики Свердловской области
от 30.03.2018 г. № 162 Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций «Правила
персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в
Свердловской области».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Симоненко В. Д. Технология. Программа начального и основного общего
образования. - М.: Вентана-Граф, 2008г.
2.
Калинина Т.В. Первые успехи в рисовании. Большой лес. [Текст]/ Т.В.Калинина. СПб.: Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера,2009.-35с.
3.
Коннер Б. 500 идей для творческого развития. [Текст] / Бобби Коннер; перевод с
англ. И.Н. Павлова; -М.: АСТ, Астрель, 2021г.- 213с.
4.
Костер Д.Б. Растим художников. Преподавание искусства детям. [Текст]/Джоан Буза
Костер; перевод с англ. И.В. Байбуртян;-М.: АСТ, Астрель,2006.-195с.
5.
Соловьёва О.Н. Необыкновенное рисование.[Текст] /О.Н. Соловьёва.-Москва.:Артпресс,2010.- 48с.
6.
Аллахвердова Е.Э. Батик. Глина. Дерево. Домашнее рукоделие. – М.: ООО
«Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2004 г.

Литература для обучающихся.
1.
Агнешка Бойраковска-Пшенесло. Лепим из соленого теста. Уроки рукоделия. М.:
АРТ-РОДНИК. 2007.
2.
Алина Диброва, Майя Бедина. Лепим из соленого теста милые игрушки. Харьков
Клуб семейного досуга.2014.
3.
Антипова М. А, Рубцова Е.С. Волшебный мир солёного теста. 2000 лучших поделок.
Ростов-на –Дону, ИД «Владис», 2010.
4.
Горский В.А. под ред. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное
и основное образование. М.: Просвещение, 2013 г.
5.
Григорьев Д.В. Куприянов Б.В. «Программы внеурочной деятельности.
Художественное творчество» М.: Просвещение, 2011г.
6.
Лепим из соленого теста: Украшения. Сувениры. Поделки. Панно. Декор. -М.: Издво Эксмо, 2004г.
7.
Поделки и сувениры из соленого теста, ткани, бумаги и природных материалов.
Украшаем дом. Пер. с пол. М.: Мой Мир ГмбХ&Ко.КГ, 2006г.
8.
Рубцова Е.В. Фантазии из соленого теста. Азбука рукоделия. М.: Эксмо, 2008г.
9.
Синеглазова М.О. Удивительное соленое тесто. М.: Издательский Дом МСП. 2006г.
10.
Шахова. М. Новогодние елки и игрушки. Москва. Эксмо. 2011г.
11.
Приложение 1
Техники безопасности для всех видов творчества.
-внутренний распорядок и правила поведения в кабинете.
-правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования.
-правила оказания первой помощи.
-правила посадки и постановки рук во время работы.
-техника безопасности при ручных работах.
Требования к безопасности по окончании работ:
-навести порядок на рабочем месте;
-очистить инструмент;
-сдать инструмент и приспособления;
-очистить спецодежду и сдать рабочее место педагогу.
Техника безопасности при работе ножницами, иголками, булавками.
1. Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об их
острые концы.
2. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.
3. Следить, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить тебя
и твоего товарища.
4. Передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
Техника безопасности при работе с соленым тестом.
1.Требования к безопасности во время работы
В процессе работы обучающиеся обязаны:
-не допускать падения материала и инструментов на пол;
-поддерживать порядок на рабочем столе на протяжении всей работы.
-обучающиеся обязаны не допускать загрязнение одежды и волос.
2.При обжиге изделий из соленого теста необходимо пользоваться
брезентовыми
рукавицами и металлическими щипцами (обжиг может выполнять только преподаватель
или родители).

Игра. «Ассоциация». Ребята следующее задание на сообразительность. Скажите мне,
встречались ли вы со словом «ассоциация»? В нашем случае - это слова которые вызывают
в сознании человека мысль о произведении, в котором они встречались. Попробуй отгадать
мультфильм
по
ассоциации
со
словами.
• Крокодил, друзья, день рождения, игрушка.(«Крокодил Гена и его друзья»).
• Африка, солнце, акула Каракула, темнота, кит, доктор. («Доктор Айболит»).
• Поле чудес, курточка, монеты, кукольный театр, полено.(« Золотой ключик, или
Приключения
Буратино»).
• Гуси, мальчик, побег из дома, путешествие, полет. («Чудесное путешествие Нильса с
дикими
гусями»).
• Балерина, солдаты, олово, камин, канава. («Стойкий оловянный солдатик»).
•
Маленькая
девочка,
жаба,
мышь,
ласточка,
эльф.
(«Дюймовочка»).
• Осколок, Лапланлия, королева,зеркало, вечность. («Снежная королева»).
•
Море,
ветер,
колдовской
напиток,
боль,
принц
(«Русалочка»).
Загадки
•
Эти речные жители — профессиональные строители. Они пилят брёвна, досточки и
строят домики и мостики.
(Бобры)
•
Самое большое животное из всех, которые когда-либо жили на земле. Оно больше
трёх динозавров и весит(?) столько, сколько весят 33 африканских слона.
(Голубой кит)
•
Он отлично переносит суровый климат, морозы и засуху. Летом он выдерживает без
воды 5 дней, а зимой — 20. После столь продолжительной жажды он выпивает до 120
литров воды.
(Верблюд)
•
Какая птица не желает «исполнять свой родительский долг» по отношению к своему
будущему потомству, подбрасывая яйца в чужие гнёзда?
(Кукушка)
•
Мы по улице идём.
С мусором пакет несём.
Раз бумажка, два бумажка,
Кинем это всё в отсек.
Пластик, банка, промокашка...
Всё в корзину, или нет?
Скажем правильный ответ.
Весь мусор собирается вместе?
(Нет!)
Или каждый вид в отдельный пакет?
(Да!)
Человек влияет на природу
И ее меняет год от года.
Чтобы у планеты век был долог
Создана профессия…
(эколог)
•
На земную кору оболочка надета:
Плодородная где-то и бедная где-то,
Толщины очень разной и разного цвета…
Как зовется она? Кто расскажет нам это?
(почва)
•
Вокруг Земли из газа сфера.
Ее название …
(атмосфера)

•
С неба падает порой,
А порой лежит горой,
А порой в реке течет…
И повсюду ей почет.
(вода)
•
В каждой местности — известно заранее —
У погоды есть свое расписание.
И режим такой легко объясняется:
Угол солнечных лучей не меняется.
(климат)
•
Бывает дремучим и светлым бывает,
И лиственным также его называют,
Он хвойным быть может, и смешанным тоже,
Шумящим и тихим, на сказку похожим.
Он сам – целый мир! И скажите, друзья,
А вы догадались, о чем это я?
(лес)
•
Что это за море сухого песка:
Еды нет ни грамма, воды ни глотка,
Где климат безжалостный жарок и лют,
Где транспорт единственный — это верблюд?
(пустыня)
•
Что такое на пути:
Не проплыть и не пройти.
Зыбко, топко, тряско!
Всюду мхи да ряска!
(болото)
•
Эти каменные кручи
Головой цепляют тучи.
Если ты наверх залез,
То добрался до небес!
(горы)
•
Кругом вода,
С утолением жажды беда.
(Море)
•
Солнце светит — молчит,
Дождь припустит — гремит:
Бом, бом, бом, бом!
Это грохочет…
Ответ — Гром
•
Сверкает, моргает,
Кривые копья мечет,
Стрелы пускает.
(Молния)
Приложение 3
ОЦЕНОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ПРОГРАММЕ 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ Стартовый
уровень
Входное оценивание.

Форма проведения. Устный опрос. Практическое задание – выполнение изделия по
образцу. (аппликация)
Критерии оценивания.

уровень ниже среднего, если самостоятельность в работе отсутствовала,
допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины;

средний уровень, если работа выполнялась самостоятельно, допущены
незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места,
полностью соблюдались правила трудовой и технологической дисциплины,
правила техники безопасности;

уровень выше среднего, если работа выполнялась самостоятельно,
соблюдался план работы, рационально организовано рабочее место, полностью
соблюдались правила трудовой и технологической дисциплины, общие правила
техники безопасности, отношение к труду добросовестное, к инструментам –
бережное, экономное.
Критерии оценивания. 1-3 балла: 1 балл – ниже среднего; 2 балла – средний; 3 балла – выше
среднего.
Фамилия, имя обучающегося
Практика
Обще-учебные умения и
навыки
№
Сходство с
образцом

Работа
выполнялась
самостоятель
но

Умение
слушать
и
слышать педагога.
Организовать
свое
рабочее место.

1.
2.
Устный опрос.
1.Какие вы знаете природные материалы?
2.Из чего делают бумагу?
3.Помечему нельзя бросать мусор на улице?
Тема 1. Аппликация (1 год).
Форма проведения. Практическое задание – выполнение изделия по замыслу (цв. картон,
цв. бумага, ножницы, клей).
Критерии оценивания. 1-3 балла: 1 балл – ниже среднего; 2 балла – средний; 3 балла – выше
среднего.

Фамилия, имя
обучающегося

Теория

Практика

Знать
определения,
бумаги,
картон,
природный материал
основные,
приемы
складывания бумаги

Умение пользоваться
ножницами,
правильно работать с
шаблоном,
изготовлять поделку
по образцу

1.
2.
Вопросы по пройденной теме.
.Что мы называем природным материалом?
.Чем отличается картон от бумаги?

Обще-учебные
навыки

умения

и

Умение слушать и слышать
педагога,
умение
анализировать и сравнивать.
Организовать свое рабочее
место

.Из чего делают бумагу?
.Зачем нужно собирать макулатуру?
.Что такое шаблон?
6. Какие виды клея вы знаете?
Тема 2. Лепка(1 год).
Форма проведения. Устный опрос. Практическое задание – создание изделий по образцу.
Критерии оценивания. 1-3 балла: 1 балл – ниже среднего; 2 балла – средний; 3 балла – выше
среднего.

Фамилия, имя
обучающегося

Теория

Практика

Состав соленого
теста,
состав
пластилина состав
глины,
знать
понятия куб, шар,
цилиндр.

Умение
пользоваться
стеком,
работать
с
шаблонами,
формочками,
изготавливать изделие по
образцу

Обще-учебные умения
и навыки
Умение слушать и
слышать
педагога,
умение обобщать и
сравнивать, выступать
перед аудиторией

1.
2.
Вопросы по пройденной теме.
1.Добавляют ли клей ПВА в соленое место?
2.Что такое цилиндр?
3.Чем отличается шар от окружности?
4.Что такое куб?
5.Сколько раз можно использовать шаблон?
6.Для чего используется стек?
Промежуточное оценивание
Устный опрос по пройденным темам.
1. Какие геометрические фигуры вы знаете?
2. Какими свойствам не обладает бумага? Найди лишнее.
Мягкая, водостойкая, легко режется, легко складывается.
3.Детали из соленого теста нельзя склеивать клеем? а) да б) нет.
4.Поделки из шишек можно бросать? а) да, б) нет.
5.Пластик можно обрабатывать с помощью утюга? а) да, б) нет.
6.Способы соединения деталей из соленого теста.
7.Какие бывают виды сушки изделия из соленого теста?
8.Как правильно передавать ножницы
Тема 3. Декупаж.
Форма проведения. Устный опрос. Практическое задание – создание поделок из фетра по
образцу.
Критерии оценивания. 1-3 балла: 1 балл – ниже среднего; 2 балла – средний; 3 балла – выше
среднего.
Фамилия, имя
обучающегося

Теория

Практика

Обще-учебные умения и
навыки

Знать определения:
декупаж.
Материалы
для
декупажа,
свойства, основы
цветовой грамоты

Умение
пользоваться
ножницами,
развивать
аккуратность
и
внимательность,
увеличивать
шаблоны,
изготавливать по поделки
по образцу

Умение
слушать
и
слышать
педагога,
умение обобщать и
сравнивать, выступать
перед
аудиторией,
умение четко отвечать
на вопросы

1.
2.
Устный опрос по пройденной теме.
1.Что такое декупаж?
2.Как хранить подделку из декупажа?
3.Декорировать это: а) украшать; б) приклеивать; в) раскрашивать; г) обустраивать
4.Раздели цвета на «теплые» и «холодные»
-красный, синий, оранжевый, зеленый, желтый, фиолетовый;
Итоговое оценивание.
Тест.
1. Аппликация из цветной бумаги.
а) детали склеиваются б) детали сшиваются
2. Можно ли сделать красивые поделки с ватными деталями?
а) нет б) да
3. В соленое тесто состоит из воды, муки и соли?
а) да б) нет
4. Как правильно передавать ножницы?
а) кольцами вперед б) кольцами к себе в) Кинуть
5. Кисточку после работы с красками необходимо:
а) вымыть водой
б) выбросить
в) высушить
Викторина по окончании обучения.
1. Назови материалы, которые используются на уроках технологии.
2. Как называется инструмент, который используют при работе с пластилином.
3. Назови профессии, которые начинаются с буквы В.
4.Как называется искусственный материал для лепки.
5. Из каких частей состоят ножницы?
6.Для чего были созданы первые ножницы?
а) для обрезки веток -, б) для резания бумаги -, в) для резки масла -, г) для стрижки овец +
7.Какой народ изобрёл бумагу?
8. Отгадай загадку:
Я предмет для школы важный,
Чтобы сделать куб бумажный,
Самолёт, картонный дом,
Аппликацию в альбом,
Ты меня не пожалей,
Я липучий, вязкий ......
9.Каким свойством обладает поверхность шишек?
а) шероховатость +, б) гладкость -, в) ребристость -, г) рыхлость –
10. Изготовить аппликацию из кусочков бумаги, материи


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».