Программа Здоровьесбережения 2019-23гг

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования –
Центр детского творчества
Программа рассмотрена и допущена к
реализации решением Методического
совета МБУ ДО – ЦДТ
Протокол №1 от 19.08.2019

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУ ДО – ЦДТ
_____________ Хисамова Т.Г.
Приказ №38 от 19.08.2019г.

Программа здоровьесбережения

«Витамин»

Екатеринбург 2019

1. Введение
Проблемы сохранения здоровья обучающихся и педагогов, привитие
навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на
укрепление здоровья, сохранение физического, психического и духовного
здоровья актуальны в любое время. Из этого следует, что необходимо
обеспечить для обучающихся возможность сохранения здоровья за период
обучения в МБУ ДО – ЦДТ (далее - Центр), сформировать необходимые
компетенции в вопросах здорового образа жизни, научить использовать
знания в повседневной жизни.
Обозначая цели деятельности по здоровьесбережению, мы исходили из
полученных сведений о фактическом состоянии здоровье обучающихся и
педагогов, о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных
достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения.
Здоровье детей – это политика, в которой заложено наше будущее,
поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача
воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные
свидетельствуют о том, что за период обучения состояние здоровья
обучающихся ухудшается в несколько раз. На сегодняшний момент
проблема здоровья учащихся вышла из разряда педагогических и обрела
социальное значение. Поэтому в основу программы «Витамин» заложена
забота о сохранении здоровья обучающихся и педагогов.
Большинство разделов программы остается на все сроки внедрения
программы, раздел 16 «Календарный план реализации программы»
обновляется каждый учебный год.
Педагог обязан ответственно относиться к своему здоровью, быть
примером для учащихся, вести здоровый образ жизни и заботиться о
здоровье обучающихся.
2. Цель программы:
Создание организационно-педагогических, материально-технических,
санитарно-гигиенических условий здоровьесбережения в учреждении,
учитывая индивидуальные показатели состояния здоровья обучающихся.
3. Задачи программы:
 Создать условия для формирования здорового образа жизни;
 Создать материально-техническое, содержательное и информационное
обеспечение агитационной и пропагандисткой работы по приобщению
подрастающего поколения к здоровому образу жизни;
2

 Развить организационное, программное и материально-техническое
обеспечение дополнительного образования обучающихся в аспектах
здоровьесбережения, их отдыха;
 Разработать и внедрить комплекс мероприятий по поддержанию
здоровья педагогических работников Центра, четко отслеживать
санитарно-гигиеническое состояние Центра;
 При распределении учебной нагрузки соблюдать требования СанПин;
 В процессе обучения использовать сберегающие технологии;
 Развивать
психолого-педагогическую
службу
Центра
для
своевременной профилактики психологического и физического
состояния здоровья обучающихся;
4. Функции различных категорий работников МБУ ДО – ЦДТ
4.1. Функции Администрации
 Общее
руководство реализации программы: организация,
координация, контроль;
 Организация и контроль физической нагрузки в объединениях
спортивной направленности;
 Разработка мероприятий по укреплению физического здоровья
детей;
 Организовывать
работу
педагогов
по
программе
здоровьесбережения, ее контроль;
 Создать базу данных о семьях, находящихся в трудной жизненной
ситуации и обеспечить поддержку детей из таких семей и детей с
ограниченными возможностями здоровья;
 Организовать работу психологической службы в Центре.
4.2. Функции педагогов
 Санитарно-гигиеническая
работа
по
организации
жизнедеятельности детей;
 Организация и проведение в коллективе мероприятий по
профилактике частых заболеваний;
 Организация и проведение в коллективе мероприятий по
профилактике детского травматизма на дорогах;
 Организация и проведение в детских коллективах мероприятий по
профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;
 Организация
и проведение профилактической работы с
родителями;

3

Организация
встреч
родителей
с
представителями
правоохранительных органов, работников ГИБДД, КДН,
медработниками, наркологами;
 Организация и проведение (беседы, дебаты, лекции, КТД,
конкурсы и др.) в рамках реализации программы по
здоровьесбережению;
 Организация и проведение исследования уровня физического и
психофизического здоровья детей;
 Организация и проведение диагностик уровня и качества знаний
правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.


5. Участники программы:
 Обучающиеся;
 Педагогическое сообщество;
 Родители;
 Социальные партнеры.
6. Сроки и этапы реализации программы:
I этап – 2019-2020гг.
II этап – 2020-2021гг.
III этап – 2021-2022гг.
I этап – подготовительный (1 год):
 Анализ
уровня заболеваемости, динамики формирования
отношения педагогов и обучающихся к вредным привычкам;
 Изучение новых форм и методов пропаганды здорового образа
жизни и их внедрение;
 Разработка
системы профилактических и воспитательных
мероприятий.
II этап – апробационный (1 год):
 Внедрение новых форм и методов пропаганды здорового образа
жизни, выявление наиболее эффективных;
 Систематическая учебная и воспитательная работа по пропаганде
здорового образа жизни;
 Выполнение оздоровительных мероприятий.
III этап – контрольно-обобщающий (1 год):
 Сбор и анализ результатов выполнения программы;
 Коррекция деятельности на будущий период.
4

7. Модель личности обучающегося
По завершению этапа проектирования управленческих решений
наступает этап их исполнения. При этом работникам Центра необходимо
знать, какие результаты должны быть получены в ходе их деятельности по
реализации решений, направленных на обеспечение сохранения здоровья
обучающихся.
Для этого создана прогнозируемая модель личности обучающихся:
 Знание и соблюдение личной гигиены, знание основ строения и
функционирования организма человека;
 Умение оценивать свое физическое и психическое состояние,
 Стремление к самосовершенствованию, саморазвитию, умению
поддерживать здоровье;
 Умение вести здоровый образ жизни.
8. Ожидаемые результаты реализации программы:
 Повышение
функциональных
возможностей
организма
обучающихся, развитие физического потенциала детей;
 Рост уровня физического развития обучающихся;
 Повышение приоритета здорового образа жизни;
 Повышение мотивации к двигательной активности, здоровому
образу жизни;
 Повышение уровня самостоятельности и активности;
 Повышение
профессиональной
компетентности
и
заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении как
здоровья обучающихся, так и своего собственного.
9. Реализация программы направленна на формирование у
обучающихся культуры отношения к своему здоровью, что
включает в себя:
 Культуру
физиологическую
(способность
управлять
физиологическими процессами и наращивать резервные
мощности организма);
 Культуру физическую (способность управлять физическими
природосообразными движениями);
 Культуру интеллектуальную (способность управлять своими
чувствами и эмоциями).
10. Методы контроля над реализацией программы:
 Проведение заседаний Методического совета Центра;
5

 Посещение и взаимопосещение занятий, проводимых по ОТ;
 Создание
методической
копилки
опыта
работы
по
здоровьесбережению;
 Мониторинг состояния здоровья обучающихся и моральнопсихологического климата в учреждении;
 Контроль за организацией учебного процесса, распределением
учебной нагрузки, образовательной деятельностью обучающихся
в свете формирования здорового образа жизни.
11.Основные направления деятельности программы:
Медицинское направление предполагает:
 Создание соответствующих санитарным требованиям условий
для воспитания и обучения детей и формирования их здоровья;
 Составление расписания на основе санитарно-гигиенических
требований;
 Проведение динамических пауз во время учебного процесса;
 Гигиеническое нормирование учебной нагрузки в Центре, с
учетом школьного расписания, режима дня;
 Четкое отслеживание санитарно-гигиенического состояния
Центра;
 Обязательное медицинское обследование работников.
Просветительское направление предполагает:
 Организация деятельности обучающихся по профилактике
табакокурения, алкоголизма, наркомании, токсикомании;
 Пропаганда здорового образа жизни (тематические беседы,
лекции), познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов,
стихотворений и пр.;
 Совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами
внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании,
курения и алкоголизма;
 Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни на
занятиях в объединениях.
Психолого-педагогическое направление предполагает:
 Использование здоровьесберегающих технологий,
методов в организации учебной деятельности;
 Предупреждение проблем в развитии ребенка;

форм

и

6

 Обеспечение адаптации на разных этапах обучения;
 Развитие учебной и познавательной мотивации;
 Формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного
стиля;
 Совершенствование деятельности психолого-педагогической
службы
Центра
для
своевременной
профилактики
психологических и физиологических отклонений здоровья
обучающихся,
совершенствование
здоровьесберегающих
технологий обучения;
 Организация
психолого-медико-педагогической
и
коррекционной помощи обучающимся.
Спортивно-оздоровительное направление предполагает:
 Организацию спортивных мероприятий с целью профилактики
заболеваний и приобщение к здоровому досугу;
 Формирование здорового образа жизни обучающихся;
 Привлечение родителей, социальных партнеров к совместным
мероприятиям, различным формам оздоровительной работы.
Диагностическое направление предполагает:
Проведение мониторинга состояния здоровья, в ходе которого
выявляются:
 Наличие хронологических заболеваний;
 Текущая заболеваемость, в том числе скрытая (ребенок не
обращается к врачу, 2-3 дня находится дома под наблюдением
родителей);
 Режим дня, бытовые условия, занятость дополнительными
занятиями.
12.Здоровьесберегающие образовательные технологии:
 Здоровьесберегающие медицинские технологии;
 Здоровьесберегающие технологии административной работы в
Центре;
 Здоровьесберегающие технологии семейного воспитания;
 Здоровьесберегающие
образовательные
технологии,
т.е.
психолого-педагогические технологии, направленные на
воспитание у обучающихся культуры здоровья, формирование
личностных
качеств,
способствующих
укреплению,
формирование представления о здоровье как ценности.
7

13.Реализация основных направлений программы:
 Убеждение обучающихся ежедневно выполнять утреннюю
гимнастику, соблюдать режим труда и отдыха;
 Проведение динамических пауз и подвижных игр во время
учебного процесса;
 Контроль над сменой видов деятельности в течении учебного
процесса, проветривание помещений на переменах, озеленение
помещений комнатными растениями;
 Ежемесячное проведение генеральных уборок помещений;
 Контроль условий теплового режима и освещенности
помещений;
 В рамках обучения детей правильному отношению к
собственному здоровью проведение бесед, воспитательных
часов, с учетом возрастных особенностей детей, с привлечением
родителей и социальных партнеров;
 Создание комфортной атмосферы в коллективах, толерантных
отношений всех участников образовательного процесса;
 Обучение детей оказанию первой медицинской помощи.
Физическая и психологическая разгрузка учащихся:








Организация работы спортивных секций, кружков, клубов;
Динамические паузы;
Индивидуальные занятия;
Организация спортивных (танцевальных) перемен;
День здоровья;
Физкультминутка;
Организация летних оздоровительных лагерей с дневным
пребыванием.

14.План деятельности по реализации программы
№

Мероприятие

1.

Медицинское
направление:
Медико-педагогическая
экспертиза

1.1

1.2

Анализ случаев
травматизма в ЦДТ

Ответственные
исполнители

Сроки

Планируемый
результат

ПДО

Августсентябрь (в
течении
учебного года
для вновь
поступивших)
Ежемесячно

Медицинские
справки о
здоровье

Администрация

Материалы
отчетов
8

1.3

1.4

1.5

2.
2.1

2.2

Анализ посещаемости и
пропусков занятий по
болезни
Смотр кабинетов, их
соответствие
гигиеническим
требованиям:
- проветривание;
- освещение;
- отопление;
- вентиляция;
- уборка.
Рациональное
расписание занятий, не
допускающие
перегрузок (соблюдение
требований СанПиНа)
Просветительское
направление:
Организация
просветительской
работы с родителями
(лекторий)
Разработка и внедрение
родительского лектория
по здоровому образу
жизни

ПДО

Ежемесячно

Материалы
отчетов

Администрация

2 раза в год

План

Заместитель
2 раза в год
директора по УВР

Администрация

Администрация

2.3

Подготовка и
Администрация
проведение собрания по
теме «Формирование
здорового образа жизни»

2.4

Разработка системы
обучения родителей и
педагогов по проблемам
охраны, укрепления и
сохранения здоровья
детей
Вовлечение родителей и
педагогов работу по
сохранению и
укреплению здоровья
детей

2.5

Администрация

Администрация

Аналитическая
справка по
оценке
расписания

В течении
учебного года

График
проведения
мероприятий с
родителями
2019-2020 уч. Схема
год (сентябрь- проведения,
октябрь)
информационны
й материал по
лекторию
2019-2020 уч. Создание
год (сентябрь) условий для
распространения
информации о
ЗОЖ
Ежегодно
Создание
(сентябрь)
условий для
распространения
информации о
ЗОЖ
В течении
учебного года

Создание
условий для
распространения
информации о
ЗОЖ
9

2.6

2.7

3.

3.1

3.2

3.3.

3.4

Организация
просветительской
работы с обучающимися
Центра (лектории,
тематические занятия, и
пр.)
Совместная работа с
учреждениями
здравоохранения и
органами внутренних
дел по профилактике
токсикомании,
наркомании, курения и
алкоголизма
Психологопедагогическая
поддержка:
Организация работы
психологопедагогического
сопровождения учебновоспитательного
процесса
Отслеживание
работоспособности,
тревожности и других
психических
показателей учащихся
Организация психологомедико-педагогической
и коррекционной
помощи обучающимся
Методический совет по
теме:
«Здоровьесберегающие
технологии обучения»

3.5

4

Использование
здоровьесберегающих
технологий, форм и
методов организации
образовательной
деятельности
Спортивнооздоровительное

Заместитель
директора по
ОМР, ПДО

В течении
учебного года

Создание
условий для
распространения
информации о
ЗОЖ

Администрация

В течении
учебного года

Создание
условий для
распространения
информации о
ЗОЖ

Заместитель
директора по
УМР, педагогпсихолог, ПДО

В течении
учебного года

Педагогпсихолог, ПДО

2 раза в год

Создание
условий для
работы службы
психологопедагогического
сопровождения
Диагностически
е исследования

Педагогпсихолог

2 раза в год

Отчет по работе
педагогапсихолога

Заместитель
директора по
УМР, педагогпсихолог, ПДО
ПДО

2020-2021 уч.
год (ноябрь)

Материалы
методического
совета

В течении
учебного года

Создание
условий для
реализации
здоровьесберега
ющих
технологий

10

4.1

4.2

4.3

5.
5.1

5.2

направление:
Организация
спортивных
мероприятий

Разработка системы
кружковой и
воспитательной работы
по формированию
здорового образа жизни
обучающихся
Привлечение учащихся,
родителей, социальных
партеров к различным
формам
оздоровительной работы
Диагностическое
направление:
Мониторинг состояния
здоровья детей

Заместитель
директора по
ОМР, ПДО

В течении
учебного года

Администрация,
ПДО,
Заместитель
директора по
ОМР

В течении
учебного года

Администрация

В течении
учебного года

ПДО

2 раза в год

Подготовка и
Администрация,
проведение семинара для педагогПДО по теме:
психолог, ПДО
«Формирование системы
оценки состояния
здоровьесбережения в
УДО»

2020-2021 уч.
год

Создание
условий для
реализации
здоровьесберега
ющих
технологий
Создание
условий для
реализации
здоровьесберега
ющих
технологий
Создание
условий для
реализации
здоровьесберега
ющих
технологий
Анализ
результатов
мониторинга
Материалы
семинара

15. Календарный план реализации программы здоровьесбережения
«Витамин» на 2019-2020 учебный год.
Сентябрь
1. Организация дежурства
2. Организация работы объединений, секций, массовой работы.
3. Включение в планы мероприятий, способствующих повышению
эффективности работы по здоровьесбережению детей.
4. Включение в планы по руководству и контролю вопросов,
способствующих улучшению работы Центра по здоровьесбережению.
5. Проведение динамических, танцевальных, музыкальных пауз,
подвижных игр.
11

6. Проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортного
травматизма.
7. Проведение лекций, бесед по формированию здорового образа жизни.
8. Мониторинг состояния здоровья, дозирования учебной нагрузки.
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Октябрь
Организация работы по созданию и поддержанию уюта в кабинетах, по
сохранению имущества.
Подготовка кабинетов к зимнему периоду.
Проведение лекций, бесед, воспитательных часов по формированию
здорового образа жизни.
Проведение динамических, танцевальных, музыкальных пауз,
подвижных игр (ежедневно).
Организация и проведение профилактического мероприятия «День
танца. Движение - жизнь».
Организация и проведение похода на территории Лыжной базы (ул.
Решетская, 63)
Ноябрь

1. Организация и проведение профилактического мероприятия «День
матери: Пример по жизни».
2. Проведение воспитательных часов и мероприятий по теме «Курить не
круто». Итог: выпуск агитационных материалов, посвященных борьбе
с курением.
3. Организация экскурсий.
4. Проведение тематических игровых программ.
5. Проведение динамических, танцевальных, музыкальных пауз,
подвижных игр (систематически).
6. Отчет о проделанной работе по здоровьесбережению (раз в полугодие).
1.
2.
3.
4.

Декабрь
Организация и проведение профилактического мероприятия,
посвященного всемирному Дню борьбы со СПИД.
Проведение ряда спортивных и творческих конкурсов «7-Я»,
посвященных празднованию Дня семьи.
Проведение динамических, танцевальных, музыкальных пауз,
подвижных игр (ежедневно).
Проведение спортивно-развлекательного мероприятия «Новогодние
забавы».
Январь

1. Организация и проведение тренингов здорового образа жизни в
детских объединениях.
2. Организация и проведение спортивного мероприятия «Веселые
старты».
12

3. Организация и проведение профилактического мероприятия «День
техники: Путешествие в страну полезных привычек».
4. Проведение динамических, танцевальных, музыкальных пауз,
подвижных игр (ежедневно).
Февраль
1. Месячник оборонно-массовой и патриотической работы.
2. Организация и проведение мероприятий, посвященных Дню защитника
Отечества «Школа Разведчика».
3. Проведение шахматного и шашечного турниров «Зимний гамбит»
4. Проведение динамических, танцевальных, музыкальных пауз,
подвижных игр (ежедневно).
Март
1. Планирование занятости учащихся в каникулярный период (экскурсии,
встречи с медработниками и т.п.).
2. Подготовка к Дню здоровья.
3. Проведение динамических, танцевальных, музыкальных пауз,
подвижных игр (систематически).
Апрель
Всемирный День здоровья.
Операция «Милосердие», Операция «Память».
Благоустройство территории.
Организация и проведение профилактического мероприятия «День
Декора»
5. Проведение динамических, танцевальных, музыкальных пауз,
подвижных игр (систематически).

1.
2.
3.
4.

Май
1. Подготовительная работа к организации занятости в летний период.
2. Проведение «Уроков чистоты» в детских объединениях.
3. Организация и проведение профилактического мероприятия «День
Песни: Победа далекая и близкая».
4. Тестирование на знание правил личной гигиены и санитарии.
5. Проведение динамических, танцевальных, музыкальных пауз,
подвижных игр (систематически).
Июнь
1. Международный день защиты детей.
2. Всемирный день защиты окружающей среды.
3. Работа по плану летних каникул.
16. Здоровьесберегающая деятельность педагогического коллектива
МБУ ДО - ЦДТ
13

Органы
управления

Мероприятия программы
«Витамин»
1.Создание творческой группы по
разработке
Программы
здоровьесбережения;
2.Анализ
состояния
здоровья
Совет Центра
участников
образовательных
отношений;
3.Анализ
дозировки
учебной
нагрузки, учебного плана.
1.Обсуждение
и
принятие
Программы здоровьесбережения
2.Использование
здоровьесберегающих технологий,
Педагогический форм, видов работы на практике
Совет
3.Аукцион педагогических идей
(здоровьесберегающих
технологий)
4.Здоровьесбережение при
применении ИКТ
1.Обсуждение Программы
здоровьесбережения
2.Состояние плана работы с
учетом внедрения
здоровьесберегающих технологий
3.Разработка критериев и
индикаторов уровня здоровья
участников образовательного
процесса для мониторинга оценки
Методический
качества образования
Совет
4.Методическая панорама
«Здоровьесберегающие
технологии»
5.Организация методической
недели «Обучение и воспитание с
успехом»
6.Мониторинг состояния здоровья
обучающихся
7.Лекция «Жизнь без наркотиков»
1.Ознакомление
родителей
с
деятельностью
Центра
по
Родительский
оздоровлению
и
пропаганде
комитет
здорового образа жизни
2.Кругый стол «Здоровье наших

Сроки выполнения
Сентябрь 2019
Сентябрь-ноябрь
2019
Сентябрь 2019
Октябрь 2019
2019-2020 уч. год
Октябрь 2019
Январь 2020
Январь 2020
Январь 2020

Февраль 2020

Апрель 2020
Апрель 2020
В течении года
В течении года
Май 2020
Ноябрь 2020
14

детей»
3.День Семьи
4.Ознакомление
родителей
с
различными
оздоровительными
системами
5.Анализ результатов работы по
оздоровлению
и
пропаганде
здорового образа жизни
1.Разработка анкет и проведение
анкетирования по определению
самочувствия обучающихся
Психолого2.Комплектование полного пакета
педагогическая документов
по
реализации
служба
Программы здоровьесбережения
3.Подготовка
памяток
для
обучающихся по формированию
здорового образа жизни

Февраль 2020
Май 2020
Май 2020
Сентябрь 2020,
Январь 2021
Ноябрь 2021
Март 2021

15

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».